Процесс формирования умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста. Формирования умений и навыков у детей

Екатерина Яковлева
Консультация «Особенности формирования графических навыков у детей дошкольного возраста»

Графические навыки относятся к сенсорным навыкам человека , но при этом они связаны с учебной деятельностью, что отличает их от большинства сенсорных навыков . Необходимо учитывать возрастные способности дошкольника : подвижность и неусидчивость, неустойчивость внимания.

Во-первых, следует вспомнить, что в каждом из технических навыков есть двигательная часть – выполнение рукой рисовального движения, и сенсорная – восприятие движения и осуществление контроля за ним.

На различных этапах процесса отработки технических навыков рисования ребенком контроль за произведенным движением отличается. Вначале, когда движение только начинает отрабатываться, ведущая роль принадлежит зрительному компоненту (ослабление зрительной регуляции – ошибочное, неуверенное движение : например оно теряет взятое направление, линия искривляется). В других случаях недостаточно регулируется длительность движения – и линия получается слишком длинной или, наоборот, слишком короткой. Постепенно, по мере отработки навыка более существенным становится кинестетический контроль за движением. Но при этом одной зрительной регуляции при выработке двигательного навыка графической деятельности также недостаточно : глаз замечает ошибку тогда, когда она уже возникла или начала возникать, например отклонение от прямой, несоответствие проводимой линии изображаемой форме (ее излишняя длина, искривления, в то время как ошибку нужно по возможности предупредить. Этому помогают кинестетические ощущения, сопутствующие данному движению, когда оно отработано как навык .

В младшем дошкольном возрасте ребенок только начинает формировать художественный образ, передавать окружающий мир. При этом очень часто ребенок вовсе не стремится передать свой замысел изобразительными средствами, и многое остается у них за пределами рисунка.

Ребенок, овладевая способом изображения одного предмета, одновременно усваивает способы изображения любого сходного по форме предмета , т. е. усваивает обобщенный способ действия . Обобщенность детского рисунка идет от двигательного опыта. Повторяя одно и то же рисовальное движение для изображения разных предметов, он постепенно приобретает опыт. В тех случаях , когда педагог ставит перед детьми задачу нарисовать предмет уже знакомый, способ изображения не показывается. В этих случаях активизируется накопленный ранее опыт. В процессе обследования предмета, определения формы его частей , величины и расположения, воспитатель предлагает вспомнить способы изображения той или иной части (формы ) и показывает у доски. Если предмет не сложный, воспитатель может прибегнуть к показу жестом в воздухе.

В. Н. Аванесова рекомендовала постепенно вовлекать детей в совместный процесс рисования с воспитателем, когда ребенок дорисовывает начатую им работу – проводить ниточки к нарисованным шарам, стебельки к цветам, палочки к флажкам и т. п.

Необходимо с самого начала воспитывать внимание детей к словам и наглядному показу, поскольку это содействует развитию наблюдательности, у детей развивается способность дольше рассматривать то, что им показывается, повторно обращаться к наглядному материалу в процессе выполнения работы.

Наряду с этим у детей воспитывается все более устойчивое внимание к словесным указаниям, не подкрепляемым показом наглядного материала.

Чрезвычайно важно с первых шагов воспитывать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, что способствует воспитанию усидчивости, трудоспособности , настойчивости в достижении результата. Этот интерес вначале непроизволен и направлен на процесс самого действия. Воспитатель постепенно осуществляет задачу развития интереса к результату, к продукту деятельности. Этот продукт – рисунок, нагляден и тем самым влечет ребенка к себе, приковывает его внимание.

Постепенно дети все больше начинают интересоваться результатами своей работы, качеством ее выполнения, а не только испытывают удовольствие от самого процесса рисования.

Также нужно использовать естественное стремление детей к повторению : нужно подбирать такое содержание, которое само требует повторного создания изображения (шарики, колечки, цветы, лесенки и т. д.) . При этом следует помнить, повторение изображения на одном занятии будет служить упражнением в выработке двигательных навыков при условии , что дети применяют правильные способы действия с инструментом. Иначе это повторение сыграет отрицательную роль, так как каждый раз будет закрепляться неправильное движение и сформируется неправильный навык .

М. М. Безруких исследуя, что и как рисуют дети, утверждает, что в 2-3 года ребёнок держит карандаш сверху, зажимая его в ладони (выполняют довольно сложные движения, но они спонтанные и почти не ограничиваются ориентирами).

С 3 лет линии при рисовании более определённые, менее разбросанные и не повторяются бессмысленно. При выполнении вертикальных движений координация уже лучше, но ещё плохо выполняются имитационные движения. В этом возрасте овалы у ребёнка неровные, но на рисунках их уже много.

В 3-4,5 года ребёнок уже умеет правильно держать карандаш и свободно им манипулировать. Совершенствуется координация движений и зрительно-пространственное восприятие, что позволяет детям хорошо копировать. Они умеют передавать пропорции фигур, ограничивать протяжённость линий и рисовать их относительно параллельным.

В 5 лет дети хорошо выполняют горизонтальные и вертикальные штрихи, их длину они уже способны ограничивать длину (они уже ровнее и чётче) . Это происходит в результате изменения способа держания карандаша и ручки. Дети всё больше стараются писать буквы.

Ну а в 6 лет дошкольники уже хорошо копируют простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более чёткими, ровными, овалы – завершёнными. Им доступны любые графические движения , штрихи и линии, а регулярные занятия рисованием совершенствуют движения, тренируют зрительную память и пространственное восприятие, создавая основу для успешного обучения письму.

Публикации по теме:

Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Я, Забабурина Юлия Владимировна, работаю учителем – дефектологом в МКДОУ д/с № 484 3г 10мес. В дошкольном учреждении функционирует 2 группы.

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют.

Консультация для родителей «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста» Начало обучения письму - очень важный момент в жизни ребенка. От того, насколько он будет успешным, во многом зависит эффективность обучения.

Консультация «Особенности полоролевой идентификации и формирования полоролевых стереотипов у детей» В связи с половой идентичностью у человека возникает и целостное представление о себе. С раннего возраста человек отождествляет себя с определенным.

Описание системы опыта работы на тему: «ВЛИЯНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА» Все дети любят.

Особенности формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством решения головоломок Особенности формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством решения головоломок Е. В. Захарова.

Особенности формирования трудовых навыков и умений детей младшего дошкольного возраста Консультация для родителей Особенности формирования трудовых навыков и умений детей младшего дошкольного возраста По своему содержанию.

Психолого-педагогические особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Дошкольном возрасте у детей можно увидеть проявления спонтанного интереса к математическим категориям. Учитывая данную возрастную особенность,.

Сообщение: «Особенности методики формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста». Основателем традиционном методики формирования количественных представлений, построенной в соответствии с программой воспитания и обучения.

Консультация «Возрастные особенности детей дошкольного возраста» Главное и очевидное отличие ребенка от взрослого -это то, что он непрерывно меняется, -его тело с каждым днем все больше становится похоже.

Библиотека изображений:

1.1 Процесс формирования умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста

Рисование – одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.

Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребят рисуют все, это их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и так далее. Им доступно использование выразительных средств рисунка.

Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом для выражения отношения рисующего к объекту изображения. Овладевая приемами композиции, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.

Однако осознание и техническое овладение приемами рисования представляют довольно большую сложность для маленького ребенка, поэтому воспитатель должен с большими вниманием подойти к тематике работ.

В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварель, гуашь обладающие разными изобразительными возможностями .

Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.

В рисовании красками (гуашь и акварелью) создание формы идет от красочного пятка. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т.п. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических навыков .

Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумага, карандаш, краски, мелки и т.д.), познание связи действий с полученным результатом.

О значении рисования для умственного развития писал М.И. Калинин: «Человек, который научился и привык рисовать, особо подойдет к каждому новому предмету. Он прикинет с разных сторон, нарисует такой предмет, и у него будет уже образ в голове. А это значит, что он глубже проникнет в самую суть предмета».

Младший дошкольник в своих рисунках выделяет лишь несколько наиболее ярких признаков, являющая иногда не существенными. Например, рисуя человека, дети иногда изображают очки, пуговицы на несуществующем платье, считая их основными деталями. В результате целенаправленного обучения ребенок начинает выделять главное, существенное в изображаемом.

В процесс изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка в предмете, но по рисунку не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков. Кроме того, иногда дошкольники сознательно нарушают размеры и цвет изображения, стремясь передать свое эмоциональное отношением к объекту. Чтобы ребенок мог самостоятельно использовать умения, приобретенные при рисовании одного объекта, в изображении ряда однородных, он должен уметь обобщать, оперировать понятиями.

Развитие наглядно-образного мышления происходит в процессе обучения. Исследования известного педагога Н.П. Сакулиной показали, что успешное овладение приемами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установление связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. Поэтому перед началом изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы реализации этой задачи. Образное начало в детских рисунках проявляется в младшем дошкольном возрасте при соответствующей воспитательной работе .

В процессе рисования формируются такие важные качества личности, как активность самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в предумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести ее до конца.

Важно у детей воспитывать эстетическое отношением к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности.

Отношение 2-3 летнего ребенка к окружающей действительности характеризуется недостаточной расчлененностью связываемых чувств. Машина привлекает все яркое, звучащее, движущееся. В этом влечении как бы сочетаются и познавательные интересы, и эстетическое отношение к объекту, которые проявляются как оценочных суждениях о воспринимаемых явлениях, так и в деятельности детей. Нередко младший дошкольник дает положительную оценку всему, что является для него привлекательным, любимым, без учета эстетических достоинств. Например: старую игрушку ребенок считает самой красивой, так как часто она используется в игре .

Изобразительная деятельность содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков.

Заботясь о развитии у ребят художественных способностей, педагог должен знать моменты, являющиеся первыми побудительными факторами привлечения внимания, интереса детей к рисованию. Одним из таких факторов нередко служит глубокое эмоциональное переживание ребенка при восприятии предмета или явления – яркой картинки, игрушки и т.д. Эмоциональное переживание вызывает у ребенка потребность рассказать окружающем о том или ином явлении и показать это изобразительными средствами. Создавая рисунок, ребенок еще раз переживает тот эмоциональный подъем, который присутствовал во время наблюдения. Он испытывает огромное удовольствие от процесса рисования. У ребенка возникает желание рисовать каждый день и изображать в рисунке все то, что видит вокруг.

Нередко толчком к проявлению интереса к изобразительной деятельности служит наблюдение за рисующими.

Процесс создания взрослыми ярких образов в рисунке производит неизгладимое впечатление на детей, вызывает у них желание попробовать свои силы .

Большое значение для рисования имеет зрение. Для того чтобы нарисовать недостаточно только увидеть и узнать. Изображение предмета требует четкого представления о его цвете, форме, конструкции, которое рисующий может получить в результате предварительных целенаправленных наблюдений. В этой работе особенно важна роль зрительного аппарата.

В процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительный память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимыми условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессами памяти происходит запоминание, узнавания, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта.

Изобразительное творчество немыслимо без оперировании образами памяти и представлений ребенка, полученными непосредственно в процессе рисования. Конечной целью для младшего дошкольника является такое знание предмета, которое давало бы возможность владеть умением совершенно свободно изображать его по представлению.

Занятия рисованием способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев.

Трудовые навыки, приобретаемые детьми в процессе изобразительной деятельности, также развивают руку и глаза ребенка и могут быть использованы в разных видах труда .




По формированию технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента В первой главе мы теоретически обосновали педагогические условия формирования технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста. Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, которая позволяет выявить, ...

Когда дается правило, а раньше, и не только на занятиях по изобразительной деятельности, но и на других занятиях, в быту. Глава 2. Состояние проблемы развития основ изограмотности у детей младшего дошкольного возраста. 2.1. Задача и методика констатирующего этапа. С первых же занятий у детей воспитывается устойчивый интерес к рисованию, который к четырем...




В социализации ребенка, так как кукольный театр является одним из путей вхождения в социальный мир, человеческую среду и понимания его ребенком. Таким образом, отражение сюжетов кукольного театра в рисунках детей старшего дошкольного возраста формируется за счет образного видения ребенка – умения наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет объекта и в то же время...

Между 5 и 7 годами рисунки ребенка становятся по-настоящему сюжетными, включают в себя уже не один, а несколько взаимосвязанных элементов. ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОБУЧЕНИЮ СЮЖЕТНОМУ РИСОВАНИЮ 2.1 Общее представление о сюжетном рисовании Основная цель сюжетного рисования - научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей...

ГОУ СПО Архангельский педагогический колледж

«ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Контрольная работа по дисциплине:

«Методика физического воспитания и развития детей»

Студентки 64 (2) группы

Кисловой Марий Сергеевны

VIкурс. 10 вариант

Научный преподаватель:

Чернышева А.Н.

Введение 3

Основная часть 4

1. Закономерности формирования двигательных навыков. 4

2. Стадии формирования двигательных навыков. 5

3. Этапы обучения двигательным навыкам. 7

4. Методика разучивания, закрепления и совершенствования

движений. 10

Заключение. 13

Литература. 15

Введение

Формирование двигательных навыков необходимо для гармоничного развития ребенка, его физического развития, координации движений, развития интереса к различным, доступным ребенку видам двигательной деятельности и положительных нравственно-волевых черт личности.

В процессе обучения правильным движениям у детей развиваются умственные способности, нравственные и эстетические чувства, формируется сознательное отношение к своей деятельности и поэтому целенаправленность действий, организованность, дисциплинированность, а все это в совокупности содействует формированию всесторонне развитой личности.

Цель данной работы заключается в изучении путей формирования двигательных навыков.

В соответствии с поставленной целью были определены задачи:

Изучить понятие двигательных навыков и умения;

Изучить закономерности формирования двигательных навыков;

Изучить стадии формирования двигательных навыков;

Изучить этапы формирования двигательных навыков;

Изучить формирование двигательных навыков на примере определенных упражнений.

Предметом исследования являются двигательные навыки.

Объектом исследования является процесс формирования двигательных навыков на занятиях физической культуры.

1. Закономерности формирования двигательных навыков.

Формирование двигательного навыка (от лат. formare образовывать) – это процесс формирования способности к осуществлению того или иного движения без сознательного контроля.

Быстрота и прочность формирования двигательных навыков зависят от многих причин.

Приобретенные ранее навыки могут облегчать или затруднять формирование нового навыка. Положительное взаимодействие навыков («положительный перенос») происходит в тех случаях, когда в технике движения есть сходство (например, приземление в прыжках с высоты, в высоту с места и с разбега). «Отрицательный перенос» может возникнуть при одновременном разучивании движений, имеющих различные конечные фазы. Поэтому нельзя, например, обучать на одном занятии приземлению после прыжков в длину и в высоту с разбега.

По мере упрочения двигательных навыков появляется возможность преодолеть их отрицательное взаимодействие.

Формирование двигательных навыков происходит в единстве с развитием физических качеств. Например, с развитием силы, быстроты в прыжках, метании улучшается техника их выполнения, и повышаются количественные показатели.

Продолжительность формирования двигательного навыка зависит от сложности упражнения, например скоростно-силовые ациклические движения (прыжки, метание), связанные с точностью распределения мышечных усилий в пространстве и во времени, требуют длительного срока. Формирование двигательного навыка зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. На скорость образования двигательных навыков влияет психологическая установка (осознание поставленных задач, мотивов деятельности), а также положительные эмоции на занятиях.

2. Стадии формирования двигательных навыков .

Процесс формирования правильных двигательных навыков у детей дошкольного возраста представляет собой фундамент для дальнейшего развития и совершенствования их в школьные годы.

Физиологической основой формирования двигательных навыков является образование системы временных связей в коре больших полушарий мозга, динамического стереотипа. В этом закономерном процессе различаются три стадии.

I стадия - формирования первоначального умения - короткая по времени, когда дети знакомятся с новым движением, характерна широким иррадированием процесса возбуждения в коре головного мозга и недостаточностью внутреннего торможения. В связи с этим у детей наблюдается неуверенность в движениях, общая напряженность мускулатуры, наличие лишних движений, неточности в пространстве и во времени. Это происходит вследствие распространившегося иррадиирущего процесса возбуждения и на другие центры двигательного анализатора.

II стадия более продолжительная по времени. Она отличается процессом специализации условного рефлекса. На протяжении этой стадии развития навыка у детей в порядке повторных упражнений правильность разучиваемых движений постепенно улучшается. Это происходит в силу уточнения отдельных двигательных рефлексов и всей их системы в целом. Вторая стадия характерна постепенным развитием внутреннего дифференцировочного торможения, ограничивающего распространение процессов возбуждения, повышением роли второй сигнальной системы. В связи с этим ребенок проявляет большую осознанность задач и собственных действий.

Однако образование двигательных навыков на данной стадии происходит волнообразно. Это выражается в попеременном улучшении или ухудшении действий. Исследования показывают, что в процессе общего прогресса качества двигательного действия во время обучения такие колебания в движении бывают, характерны для начала обучения. По мере все большего уточнения и совершенствования двигательных умений в коре головного мозга образуется сложная система временных связей - динамический стереотип.

III стадия - стабилизация навыка, упрочение динамического стереотипа, соответствующего основному варианту действия. Ребенок уже овладевает навыком. Движения его делаются произвольными, экономными, свободными, достаточно точными, при ведущей роли второй сигнальной системы. Он самостоятельно и уверенно выполняет действие с осознанием его основной задачи, может применять выработанный навык в возникающей реальной ситуации (игровой и жизненной). Кроме того, на этой стадии развития навыка вырабатываются дополнительные двигательные реакции в соответствии с различными вариантами техники движения.

3. Этапы обучения двигательным навыкам.

Основываясь на закономерностях формирования двигательных навыков в теории и методике физического воспитания ребенка, педагог решает практические задачи обучения.

Каждой стадии навыка соответствует определенный этап обучения:

1-й этап - начальное разучивание двигательного действия;

2-й этап - углубленное разучивание;

3-й этап - закрепление и совершенствование двигательного действия.

На первом этапе (начальное разучивание движения) ставятся задачи по ознакомлению ребенка с новыми двигательными действиями; созданию у него целостного представления о движении, выполнение его. Осуществлению этих задач способствует воздействие на основные анализаторные системы - зрительную, слуховую, двигательную; активизация сознания ребенка, создание у него представления о целостном двигательном акте. В основном это осуществляется в средней и старших группах дошкольного учреждения.

Исходя из поставленных задач, педагог пользуется методикой начального разучивания, которая включает: а) показ педагогом образца движения; б) его детальный показ, сопровождаемый словом; с) выполнение показываемого движения самим ребенком.

Показ образца физического упражнения ребенку осуществляется педагогом четко, безукоризненно правильно, в надлежащем темпе. Такой показ заинтересовывает ребенка, вызывает у него положительные эмоции, формирует представление о динамике движения, вызывает желание выполнить его.

Подетальный (т.е. расчлененный) показ двигательного действия выполняется педагогом в умеренном темпе с пояснением всех составляющих элементов движения. Например, воспитатель говорит: «Дети, мы будем сегодня разучивать наклоны в левую и правую стороны. Посмотрите, как выполняется это упражнение (показывает). А теперь послушайте и посмотрите еще раз. У меня исходное положение: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Я наклоняюсь вправо, смотрю на правый локоть, потом выпрямляюсь, наклоняюсь влево, посмотрела на левый локоть - выпрямилась». Сопровождая показ выполнения движения словом, педагог создает предварительную ориентировку в движении: воздействует на сознание ребенка, вызывая ориентировочно-исследовательский рефлекс в пространстве, способствуя усвоению пространственной терминологии: «влево-вправо» и т. д.; дает представление об исходном положении РУК, ног и т.д.; о движении частей собственного тела - «влево- прямо», «вправо-прямо». После этого ребенок выполняет упражнение, а воспитатель следит за правильностью его выполнения.

Эти приемы обеспечивают образование в коре головного мозга временных связей, способствуют сознательному запоминанию Ребенком последовательности элементов движения, объединению и в целостный двигательный образ с опорой на мышечные ощущения. При подетальном (расчлененном) показе движения педагог не использует счет, поскольку это не способствует осознанному выполнению физического упражнения, не создает у ребенка представления о двигательном действии, не формирует у него осознанности движения.

После расчлененного показа движения дети самостоятельно воспроизводят упражнение, слушают указания воспитателя, т.е. практически проверяют сложившийся у них образ движения, а воспитатель следит за правильностью выполнения этого движения. Если появляется какое-то несоответствие движений заданию, педагог уточняет, разъясняет или показывает их. Он проходит между детьми и смотрит, как выполняется упражнение.

Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяется показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях.

Широко используются, особенно в младшем дошкольном возрасте, игровые приёмы: дидактические игры, потешки, стихотворения (Чище мойся - воды не бойся; Рано утром на рассвете умываются мышата, и котята, и утята, и жучки, и паучки… и т.п.). Н.Ф. Виноградова отмечает: Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребёнка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям необходимым в процессе одевания, умывания, еды

Показ сопровождается пояснением. Показ любого действия должен даваться таким образом, чтобы были выделены отдельные операции - сначала наиболее существенные, а затем дополнительные. Операции идут в строгом порядке с небольшим интервалом (не более 5-10 секунд), в противном случае не вырабатывается динамический стереотип. Показ действия малышам обязательно сопровождается проговариванием (Теперь возьмём полотенце и вытрем каждый пальчик). Затем взрослый действует вместе с малышом, выполняя сопряженные действия. Например, берет его руки в свои, намыливает и подставляет под струю воды. Так у ребенка складывается сенсомоторный образ действия, а также образ составляющих действие операций и условий, в которых оно протекает. Постепенно взрослый предоставляет малышу большую самостоятельность, контролируя выполнение операций и результат, а затем только результат. При формировании навыков ребенок учится удерживать цель деятельности, не отвлекаться. Также следует обращать внимание детей на рациональность тех или иных способов действия. Например, полотенце после употребления нужно сначала расправить, а потом вешать - так оно лучше просыхает, не падает на пол. Желательно, чтобы показ действий и попытки детей выполнить их самостоятельно взрослые сопровождали не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребёнка на необходимость действовать определённым образом.

Это поможет ему быстрее усвоить способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так.

В воспитании культурно-гигиенических навыков важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего, следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков), постоянное и удобное место для полотенца и т.д.

Например, вы требуете, чтобы он был самостоятельным при умывании, но кран или умывальник расположены высоко от пола и ему трудно дотянуться до них. Однако он стремится сделать это самостоятельно - встаёт на носки, изо всех сил тянет руки, а вода льётся в рукава рубашки, на пол. В результате, бесполезно затраченные силы ребёнка и недовольство взрослых. Поэтому в квартире всё должно быть приспособлено для удобства детей.

Обучая детей нужно учитывать их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он ещё не научился правильно есть ложкой. Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо. Постепенное усложнение требований, переводит ребёнка на новую ступень самостоятельности, поддерживает его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки.

Р.С. Буре и А.Ф. Островская считают: Методические приёмы, которые использует педагог, необходимо менять, а условия должны быть постоянными. Будем умываться, - говорит в начале года воспитатель и показывает всё: и Как завёртывать рукава, и как намыливать руки, и как вымыть их, а затем вытереть. Все дети действуют под наблюдением и контролем взрослого. И так изо дня в день. В этой каждодневной деятельности совершаются культурно - гигиенические навыки, формируются привычки. Но дети становятся старше, и воспитатель постепенно предоставляет им всё больше самостоятельности. Он переходит от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам позволяющим развивать у детей осознанное отношение к правилам,- убеждению, разъяснению смысла правил. Только тогда, когда педагог учитывает постоянно возрастающий опыт детей, совершенствование их навыков, умение всё более самостоятельно выполнять установленные правила, только тогда у них формируются устойчивые привычки, не разрушающиеся при переходе в новые условия. Если этого не учитывать, то у детей вырабатывается, лишь умение подчиняться требованию взрослого.

Обычно качество и правильная последовательность действий находится вне внимания взрослого. При этом часто считается неважным следить за тем, перешел ли навык в привычку. Подобная ситуация приводит к тому, что даже у семилетних детей встречается необходимость выполнять культурно - гигиенические навыки исходя только из требований взрослого. Это может привести к потере, казалось бы, уже сформированного навыка. Поэтому в дошкольном возрасте надо проводить повторное обучение навыкам на иной, чем в детстве, основе. Ребенку надо помочь осознать приемы и условия выполнения культурно-гигиенических навыков, а так же их необходимость. Опираясь на расширение и усложнение его практического опыта. А для этого необходима специально организованная деятельность малыша под руководством взрослого, тогда детям становится понятна целесообразность требований воспитателя (руки мыть чисто, не лить воду на пол и т. д.). Для закрепления правил и их усвоения, в средних и старших группах целесообразно проводить беседу о гигиене. Она строится так, чтобы дети не только называли, перечисляли действия и их порядок, но и делали обобщения, которые помогают понять целесообразность действий, убеждают детей в их необходимости. Важно, чтобы старшие дошкольники самостоятельно пользовались культурно - гигиеническими навыками. Поэтому бывает целесообразно перейти от прямых указаний к косвенным, например, вместо напоминания «дети идите мыть руки» сказать: «Начинаем готовиться к обеду» и т. п. Хорошо привлекать детей к обсуждению и выбору рационального способа организации того или иного бытового процесса, посылать отдельных детей в младшие группы для оказания помощи во время умывания, одевания. Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменения системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате. Практика показывает, что вопросы воспитания культурно - гигиенических навыков не всегда отражаются в календарных планах воспитателей, тогда как они очень важны и нуждаются в конкретизации при планировании.

Однако для их реализации требуется достаточно длительное время. В труде по самообслуживанию ребёнка учат доводить начатое до конца, выполнять работу качественно. Например, учат не только снимать одежду, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать её. Во всех группах используется приём поощрения. Важно вовремя похвалить ребёнка, но нужно этим не злоупотреблять, чтобы он не ждал похвалы постоянно. Выполнение требований взрослых должно стать нормой поведения, потребностью ребёнка. Поощрение иногда делается в такой форме, чтобы напомнить правила выполнения. В некоторых случаях воспитатель использует порицание, но это лучше делать в косвенной форме, не называя имён детей.

Одним из ведущих приёмов во всех возрастных группах является повторение действий, упражнение, без этого навык не может быть сформирован. На первых порах формирования навыка следует проверить, как выполнены отдельные действия или задание в целом, например, попросить перед мытьём: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотреть, насколько чисто и сухо вытерты руки. Хорошей формой упражнения в освоении культурно-гигиенических навыков являются дидактические игры.

Особая роль в воспитании культурно - гигиенических навыков принадлежит игровым приемам. Используя их, воспитатель закрепляет у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Видное место отводится при этом дидактическим играм (“Уложи куклу спать”, “Оденем куклу на прогулку”, “Накорми куклу обедом” и т.п.).

Развитие ребенка всегда сопровождается формированием умений и навыков в разных сферах жизни. Это навыки общения и обучения, которые предусматриваются программой дошкольного и школьного образования детей. Правда, сегодня родители не ограничиваются обязательной программой, а стараются дать детям всестороннее образование, отдают их в музыкальную и художественную школы, на курсы иностранных языков, в спортивные школы. Таким образом, они формируют навыки и умения детей с ориентацией на их способности и интересы. Итак, подробнее об этом формировании.

Что такое умения и навыки?

Умения и навыки - это способность выполнять те или иные действия. Разница между первым и вторым состоит в степени владения этим действием. Пробуя делать что-то новое (писать, рисовать, вязать), ребенок сосредоточивает свое внимание на процессе и способе выполнения действия. Он учится выполнять определенное действие. Это его умение.

Проделав одно и то же действие много раз и доведя его до автоматизма, малыш полностью им овладевает. Это его навык.

Навыки формируются в результате многоразового повторения и обучения. Многие умения даются ребенку природой. Так, в младенчестве дитя уже умеет поворачивать головку, сидеть, дотягиваться до игрушки. Такие способности в ребенке заложены природой. А вот способность читать нужно формировать. Со временем она переходит в навык - ребенок читает автоматически и очень быстро.

Формирование двигательных умений и навыков

Физическое воспитание ребенка предусматривает не только его полноценное физическое развитие, но и формирование двигательных навыков и умений.

С ростом малыша под воздействием окружающих быстро расширяется круг доступных ему движений. Так, в младшем дошкольном возрасте он приобретает умение приседать, а в старшем дошкольном возрасте уже имеет навык приседания, то есть делает это с прямой спинкой, удерживая равновесие, смотрит при этом перед собой, а не на ноги, делает это ритмично под музыку или счет. Это простой пример формирования навыка с умения.

Двигательные умения ребенка тесно связаны с двигательными качествами: ловкостью и быстротой, силой и выносливостью. Это взаимная связь. И чем шире диапазон двигательных умений, тем легче мальчику или девочке добиться успеха в двигательной деятельности, в спорте.

Разнообразные упражнения и двигательные игры дошкольников развивают свободное владение телом, мышечные чувства, увеличивают возможность грамотно распоряжаться движениями тела в пространстве.

От ясельной группы до старшей у малыша увеличивается объем его двигательных умений. При этом и воспитатели, и родители должны учить ребенка овладевать новыми движениями. Так, например, к конькам можно приучать уже в дошкольном возрасте. То же самое касается лыж, некоторых сложных физических упражнений, например, кувырков через голову. Именно в дошкольном возрасте легче всего обучить детей двигаться на лыжах, коньках, поскольку в этом возрасте они пластичны и, как губки, впитывают все то, чему их учат.

Кроме этого, двигательные умения, приобретенные в раннем возрасте, затем легче развивать. Как вы думаете, у кого больше шансов стать олимпийской чемпионкой: у девочки, которая стала заниматься гимнастикой в старших классах либо у той, которая на гимнастику ходит с 3 лет?

Приобретенные в дошкольном возрасте двигательные способности лучше поддаются автоматизации, то есть переходу в степень навыка. Не зря говорят: все, что человек умеет, он обретает до 5 лет. Имеется в виду заложенная система умений, которые становятся (или не становятся) навыками.

В дошкольном возрасте очень ярко проявляются детские способности, в том числе и двигательные. Так, некоторые малыши могут опережать старших детей в искусстве прыгать, быстро бегать, делать упражнения на шведской стенке, тренажерах. И тут взрослым важно вовремя заметить спортивные способности чада, его выносливость, пластичность. Возможно, его уже нужно приобщать к легкой атлетике и формировать навыки бегуна, спринтера, гимнаста.

Если же ребенок, наоборот, отстает в овладении двигательными способностями, то заниматься с ним нужно индивидуально, чтобы у него не было комплекса неполноценности. То есть формирование двигательных умений и навыков требует индивидуального подхода.

Формирование умений и навыков общения

Общение - основа формирования всех умений и навыков ребенка. То есть коммуникативный опыт дает ему возможность понять самого себя, свои потребности и желания, найти себя в жизни.

Коммуникацией называется процесс обмена информацией между людьми. Коммуникация - это передача и прием знаний, выражение идей и мнений, чувств и оценок происходящего. Главным средством коммуникации служит наша речь.

В словарях русского языка слово «коммуникация» трактуется как общение. Это синонимы или эквивалентные термины.

Развитие коммуникабельности, то есть искусства общаться, является основой преемственности дошкольного и школьного образования. Следует отметить, что умение общаться лучше формируется в детском коллективе. Это означает, что ребенок, посещающий детский садик, имеет больше возможностей для развития речи, удовлетворения своего любопытства, формирования культуры поведения, нежели тот, кто воспитывается дома. И это одна из причин, по которой сторонники дошкольных детских учреждений дают утвердительный ответ на вопрос, нужен ли ребенку детский сад ..

Коммуникативные навыки ребенка - это компоненты его речевой деятельности, которой способствует общение со сверстниками и педагогами. Такие навыки подразумевают распознавание ситуации, после которой в голове всплывают способы и реакции на определенную ситуацию. Так, простейший навык общения - это ответ на приветствие. Если в группу заходит незнакомый человек и здоровается, дети ему отвечают. В старшем возрасте дети уже подают такому человеку стульчик как знак уважения и культуры поведения.

В дошкольном возрасте у ребенка формируется комплекс коммуникативных умений. Овладение этим комплексом способствует формированию его личности. Итак, вот главные коммуникативные способности:

  1. Межличностная коммуникация. Это невербальные средства общения, передача эмоциональной информации (улыбка, жесты, мимика - как выражение себя).
  2. Межличностные взаимодействия. Это способность устанавливать обратную связь (познакомиться со сверстником во дворе, вступить в игру, задать интересующий вопрос взрослому).
  3. Межличностное восприятие. Это умение воспринимать позицию другого человека и слышать его, включаться в любое общение (оценка нехорошего поступка товарища, присоединение к разговору о зоопарке, сестричке или братике).

Овладение этими умениями - это и есть развитие коммуникабельности детей.

Следует отметить, что результат общения со сверстниками - это появление особенных межличностных взаимоотношений. От этих отношений зависит статус ребенка в детском обществе, уровень эмоционального комфорта. Понаблюдайте за детьми, и вы увидите, что одни уже с раннего детства общаются на равных со всеми и занимают позиции лидеров. Другие же, наоборот, как серые мышки, играют сами с собой, неохотно общаются со сверстниками в своей группе. Задача педагога и родителей - активизировать таких детей и с помощью индивидуального подхода активнее задействовать их на занятиях и в играх, на прогулках и развлечениях, на утренниках и закаливающих процедурах . Таких детей нужно чаще хвалить, давать шансы проявить себя, чтобы в будущем конкурентная школьная среда воспринималась ними как возможности, а не как ограничение.

Итак, навыки общения - это стремление к оценке и самооценке, к знаниям и самопознанию.

Формирование умений и навыков в процессе обучения

Образование ребенка начинается с детского сада и предусматривает усвоение не только знаний, но и системы навыков и умений в разных сферах. Эти способности четко отображены в Программе воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Они делятся строго по направлениям и возрасту. Например, в изобразительной деятельности это умение рисовать красками и карандашами, изображать определенные предметы и фигуры; в физическом развитии- - бегать и прыгать, выполнять упражнения под музыку, перестраиваться из шеренги в колонны и так далее.

Формируются умения и навыки детей на занятиях, в играх, развлечениях, праздниках в детском саду. Ведущей формой обучения и является занятие. Освоение детьми нового материала на занятии происходит на базе воспроизведения старого (например, колобка дети изображают, предварительно научившись рисовать круг).

Дидактическая игра - одна из форм обучения в детском саду. Ее педагоги применяют для закрепления навыков, умений и для овладения новыми знаниями.

В школьной программе основной формой овладения детьми новыми умениями и навыками является урок. Овладевая знаниями по разным предметам, школьники постепенно усваивают новые способности: чтение географической карты и прыжок через «козла», решение уравнений и написание сочинений, составление гербария и общение на английском языке.

Специально для - Диана Руденко