Безопасность детей дома: причины травм и несчастных случаев. Несчастные случаи с детьми в присутствии мам

Молодая мать бросается к своему четырехлетнему сыну на детской площадке: он только что упал с лесенки. Вначале она просто испугана и озабочена, но, когда убеждается, что ничего страшного не случилось и о недавней катастрофе свидетельствует только маленькая царапина на коленке, она, поморщившись, объясняет своей приятельнице: «Он падает вот уже третий раз за сегодняшний день; скажу вам, эти случайные падения преднамеренные. Он все еще злится на меня, что я вернулась домой из больницы с маленькой сестренкой, заставляет меня разрываться на части, ревнуя меня к ней и требуя внимания к себе».

Все это кажется случайностью, но большинство из нас хорошо знакомы с такими «преднамеренными случайностями». На самом деле в них заложена глубокая идея, и хотя подобные наблюдения делались на всем протяжении человеческой истории, предметом научного рассмотрения они стали лишь недавно.

Когда нашей дочери было девять лет, она сильно растянула себе связки на ноге. После того как прошла боль и страх, дочь пришла в восторг, узнав, что ей придется несколько недель ходить на костылях. Она не могла дождаться, пока пойдет с ними в школу, и реакция ее одноклассников не разочаровала ее: это событие принесло ей столько славы и внимания, сколько она даже не ожидала. Каждому хотелось попробовать походить на костылях, и наша дочь упивалась тем, что она была их обладательницей. Одной девочке в классе это не понравилось; за два дня до этого она спрыгнула с каменной стенки на бетонную площадку и ушибла себе ногу. Время прошло, и она только слегка прихрамывала, но через несколько дней после «триумфа» нашей дочери она вдруг стала прыгать на одной ноге, утверждая, что ее ушибленной ноге становится все хуже и хуже. Мы посочувствовали ее матери и учительнице и пошутили о том, что костыли становятся инфекцией. Мы были умудренными опытом психологами и пришли к выводу, что слава одной девочки может отравлять жизнь другой. К счастью, дети умеют настаивать на своем, и, когда дела стали принимать худший оборот, родителям девочки пришлось проконсультироваться с доктором. Вторая травма ноги оказалась самым настоящим растяжением связок, которое не всегда сразу проявляется. Растяжение осложнилось тем, что лечение не было проведено своевременно, и, к горю нашей дочери, ее одноклассница тоже стала ходить на костылях.
Можно сказать: «Хватите нас новых теорий», но это еще не конец истории. Учительница IV класса рассказала нам через несколько недель, что теперь она ведет ежедневный учет происшествий в своем классе. Хотя они и были, к счастью, незначительными, но их случалось по три-четыре за день! И все началось с одного растяжения связок! Были ли они «преднамеренными случайностями»? Как мы можем это определить? Не вызывают ли дети несчастные случаи бессознательно? Когда мы имеем дело с серией несчастных случаев – всегда ли это случайность?

Сама природа детства ставит особые проблемы перед изучением подверженности малышей несчастным случаям. Дети по своей натуре более любопытны, более предприимчивы, чем взрослые. Для того чтобы расти и учиться, они должны экспериментировать и исследовать, обладая "в то же время меньшим опытом и не столь зрелыми суждениями. Они действительно хуже, чем взрослые, могут контролировать свои побуждения, но в то же время они обладают безграничной энергией, более широкими возможностями и более разнообразными впечатлениями. Технический прогресс также создает много опасностей на их пути: больше машин, более напряженное уличное движение, переполненные людьми города, больше потенциально опасного электрического оборудования в доме. Кроме того, ежедневная жизнь детей полна конфликтов со старшими, борьбы за большую независимость, против контроля со стороны взрослых.

В нескольких проведенных недавно исследованиях содержатся сведения, которые могут быть полезными для родителей и учителей. В них сообщается, что при изучении подверженности детей несчастным случаям важно различать временную подверженность, которая проявляется в какие-то периоды жизни ребенка и быстро проходит, и такую подверженность несчастным случаям, которая действует постоянно в течение длительного времени. Оказывается, что меняющиеся взаимоотношения со взрослыми и интенсивная борьба за независимость могут вызвать у детей временные периоды подверженности несчастным случаям. Этим можно объяснить тот факт, что с одними детьми несчастные случаи происходят чаще, а с другими – реже. Также возможно, что проблемы взросления могут вызывать определенную подверженность несчастным случаям. Если, например, с ребенком происходит целая серия таких случаев в течение года, а до этого с ним ничего подобного не происходило, то, возможно, подобным способом ваш ребенок пытается справиться с какими-то неподдающимися ему проблемами взросления. Следует внимательно понаблюдать за ним, но тревожиться не стоит.

В том случае, когда подобное поведение приобретает устойчивый характер, может потребоваться особая помощь и наблюдение специалиста. Многие взрослые, пережившие травмы, были подвержены им еще в детстве. И похоже, что нередко они бессознательно использовали несчастные случаи как способ решения стоящих перед ними психологических проблем. Иногда дети преднамеренно хотят, чтобы с ними что-то случилось, этим они как бы наказывают себя за ту или иную провинность.

Повторяющиеся несчастные случаи иногда являются для ребенка способом установить контакт с другими сверстниками и получить должное внимание со стороны взрослых. Это также может быть способом удовлетворения потребности ребенка в том, чтобы с ним возились, утешали его, заботились о нем, и он не может найти другой путь к удовлетворению своего стремления. Хотя такие дети и кажутся бесшабашными, относящимися к опасным ситуациям легко, без необходимых предосторожностей, на самом деле они могут думать, как Том Сойер: «Они пожалеют, когда я умру!» Чувствуя, что к ним несправедливо относятся, они бессознательно надеются, что несчастный случай заставит родителей пожалеть их.

Опасная подверженность несчастным случаям может также отражать страх перед телесными повреждениями: иногда реальная травма менее болезненна, чем детские фантазии о более серьезной, и может облегчить, по крайней мере временно, подобные страхи. Причиной слишком частых несчастных случаев могут также являться слишком жестко подавляемые злость и враждебность, которые не могут быть выражены приемлемым способом. Некоторые из этих чувств могут быть реакцией на гиперопеку со стороны взрослых, которые не оставляют малышам достаточных возможностей для самостоятельности; ситуация «подрезанных крыльев» может вызвать подавленное чувство обиды, которое находит свое выражение в травме. Все это серьезные и сложные проблемы, которые озадачивают и беспокоят любых родителей и требуют консультации специалиста. К счастью, мы все больше узнаем об эмоциональных проблемах детства, к тому же система специальных детских клиник и консультаций предоставляет все большие возможности для получения профессиональной помощи.

Однако нам следует помнить, что выраженная подверженность несчастным случаям встречается у детей не столь часто, и большинство из нас будут больше занимать различные варианты временной подверженности несчастным случаям.
В некоторых исследованиях даже содержится предположение, что некоторые из детей склонны попадать в несчастные случаи! Даже определенная доза неповиновения взрослым придает живость и остроту формирующейся личности! Прежде чем навесить ярлык «отклоняющееся» на все поведение, ведущее к несчастным случаям, нам надо на мгновение остановиться и подумать о том факте, что, хотя спокойные, осторожные и послушные дети могут прожить более безопасную жизнь, любознательность и предприимчивость, по крайней мере в разумных количествах, являются основой прогресса человечества.

Будучи взрослыми, мы, родители, несем ответственность за создание достаточно безопасной среды для наших детей. В некоторых из последних исследований попадается интересная информация о том, что, оказывается, есть такие дети, которые, сами не попадая в несчастные случаи, каким-то образом ухитряются вовлекать в них других! Этот факт указывает на то, что вообще необходимо наблюдать за играющими детьми. Мы хотим, чтобы наши дети учились на собственном опыте, но было бы глупо стоять в стороне, если один ребенок подстрекает другого к опасным действиям или если его дразнят старшие и более сильные дети. Дети не могут совладать с внезапными и слишком сильными побуждениями, и самоконтроль развивается у них постепенно, по мере того, как они растут. Взрослые несут ответственность за соблюдение разумных предосторожностей и дома и там, где наши дети учатся и играют. Необходимо требовать контроля за уличным движением на оживленных улицах, безопасность детских площадок, школ и жилых зданий, которые должны строиться с соблюдением обязательных правил, добиваться, чтобы бытовые и другие электрические и механические приборы были исправны.

Оценивая реальные опасности и возможные несчастные случаи, мы сталкиваемся с той же дилеммой, которая часто возникает в процессе воспитания: как нам установить разумные ограничения и в то же время не подавить у наших детей здоровое стремление к независимости?" Некоторые несчастные случаи с детьми вызваны слишком частыми «нельзя».

Каждый из нас, основываясь на собственном жизненном опыте и исходя из особенностей темперамента, должен прийти к взвешенному решению о том, как предотвратить несчастные случаи у собственных детей. Мы можем приложить все усилия, чтобы убедиться, что ребятишкам, часто страдающим от несчастных случаев, необходимо помочь справиться с их глубинными эмоциональными проблемами. Активные, импульсивные, энергичные дети должны иметь возможность для организованных занятий физкультурой, которые им так нравятся. Важнее всего, чтобы мы приложили свои силы к тому, чтобы лучше понять детей, с которыми мы живем и работаем, наилучшим образом удовлетворять их действительные потребности в поддержке, внимании и ободрении со стороны взрослых.

Эда Ле Шан. "Когда ваш ребенок сводит вас с ума"

В соответствии с письмом Минобрнауки России от 19.05.2017г. № 07-2617 "О направлении методических рекомендаций" предлагаем Вашему вниманию рекомендации по профилактике несчастных случаев и детской смертности.

Введение
В период летнего отдыха у детей и подростков значительно увеличивается объем свободного времени. При нахождении несовершеннолетних без присмотра взрослых резко возрастают риски несчастных случаев, приводящих к травмам, увечьям, и даже детской смертности от внешних причин.
В целях профилактики несчастных случаев и детской смертности от внешних причин в образовательных организациях необходимо проводить информирование родителей о рисках, связанных с детской смертностью, их причинах, типах и способах предупреждения.
Методические рекомендации рассматривают различные аспекты организации и проведения комплекса мероприятий для образовательных организаций по информированию родителей о рисках, связанных с детской смертностью и могут быть использованы для организации работы с родителями и детьми.
Разработаны настоящие рекомендации федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Центр защиты прав и интересов детей» на основе материалов, представленных Министерством здравоохранения Российской Федерации.
1. Наиболее распространенные несчастные случаи, приводящие к увечьям и смерти детей, их причины
Медицинские эксперты Всемирной организации здравоохранения пришли к выводу - в настоящее время в большинстве цивилизованных стран дети чаще погибают в результате несчастных случаев, чем от всех болезней вместе взятых.
Задача родителей сделать все возможное, чтобы максимально обезопасить своего ребенка от несчастного случая.
Наиболее распространенные несчастные случаи, приводящие к увечьям и смерти детей:
- ожоги;
- падения с высоты;
- утопления;
- отравления;
- поражения электрическим током; дорожно-транспортные происшествия, включая происшествия с участием
мотоциклистов, велосипедистов, а также роллинг (катание на роликах).
На основании статистических данных, полученных из баз данных Всемирной организации здравоохранения, можно утверждать, что причинами несчастных случаев в детском возрасте чаще всего является:
- отсутствие должного надзора за детьми всех возрастных групп,
- неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом.
Возникновению несчастных случаев способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности.
Причины несчастных случаев с детьми имеют возрастную специфику:
- В возрасте до 4 лет дети чаще подвергаются несчастным случаям, самостоятельно познавая окружающий мир.
- В возрасте от 5 до 10 лет несчастные случаи наступают вследствие шалости, неосторожного поведения ребенка.
- В возрасте от 10 до 14 лет и старше - вследствие борьбы за лидерство. Так, у детей 10-12 лет появляются новые интересы, они становятся более активными, самостоятельными, в играх стараются проявить изобретательность, стремятся утвердиться в среде сверстников.
- Бурная энергия и активность - факторы, способствующие возникновению несчастных случаев у школьников 10-13 лет. Подросток, сознавая свою «нескладность», старается ее скрыть напускной грубостью, бравадой. Начавшаяся интенсивная деятельность желез внутренней секреции сказывается на состоянии нервной системы подростков. Неуравновешенность, вспыльчивость, повышенная возбудимость с недостаточной выдержкой делают их шумными, импульсивными.
2. Обучение детей основам профилактики несчастных случаев
С учетом указанных, причин работа родителей по предупреждению несчастных случаев должна вестись в следующих направлениях:
- создание безопасной среды пребывания ребенка, обеспечение надзора,
- систематическое обучение детей основам профилактики несчастных случаев.
Создание безопасной среды пребывания ребенка предполагает:
1) организацию досуга ребенка, включение его в интересные и полезные развивающие занятия;
2) ограничение опасных условий, обеспечение недоступности для ребенка опасных средств и веществ;
3) запрет на пребывание ребенка в местах, связанных с рисками для жизни и здоровья без присмотра взрослых (стройках, запретных и промышленных зонах, местах интенсивного движения транспорта, открытых водоемах и т.п.);
4) обеспечение постоянного надзора за времяпровождением и занятиями ребенка (обеспечение организованного отдыха или присмотра со стороны самих родителей, родственников и т.п., регулярный контакт с ребенком в течение дня с использованием электронных средств связи).
Систематическое обучение детей основам профилактики несчастных случаев включает:
1) информирование ребенка о видах и причинах несчастных случаев, рисках, влекущих за собой травматизм, увечья и смерть, а также об условиях и способах избегания несчастных случаев;
2) регулярное инструктирование ребенка о правилах и мерах безопасного поведения в быту, на улицах, дороге, транспорте, на игровых и спортивных площадках и т.п.;
3) обучение ребенка (особенно подростка) противостоянию подстрекательству к опасному поведению со стороны ровесников или старших товарищей, формирование ответственности за здоровье и жизнь окружающих людей, особенно младших товарищей, которые могут стать жертвой нелепых и опасных рекомендаций подростков, подстрекающих к опасным играм и занятиям;
4) обучение ребенка элементарным мерам первой помощи, и, прежде всего, обеспечение возможности обратиться за помощью к взрослым.
Основные условия проведения успешной профилактической работы с детьми:
1. Чтобы избежать несчастных случаев, родители, прежде всего, должны изменить свое собственное отношение к рискам. Несчастные случаи должны перестать считаться роковым злом, которое почти невозможно предупредить. Только при таком условии можно выработать у ребенка навыки осмотрительного поведения.
2. Родители сами должны показывать пример безопасного и ответственного поведения.
3. Важно не развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно!
4. Никакой реальной пользы не будет от бесконечных напоминаний «будь осторожен», «делай аккуратно». Необходимо конкретно объяснять, что именно следует делать и что делать нельзя. Следует научить его последовательно выполнять ряд действий, объясняя, почему необходимо делать именно так. Действие, которое взрослыми совершается автоматически, ребенку необходимо объяснить детально.
5. Основное внимание взрослых в профилактике обычно бывает направлено на предупреждение дорожно-транспортного травматизма и предупреждение несчастных случаев при выполнении хозяйственных работ. Родителям важно понимать, что несчастные случаи чаще всего происходят во время игр и развлечений. Следует именно им уделять повышенное внимание при инструктировании ребенка.
6. Очень важно приучать детей к самообслуживанию, к участию в домашнем труде. Ребята, помогающие родителям, как правило, более аккуратны и внимательны и менее подвержены действию опасных факторов. Приучая ребенка к работе по дому, следует подробно разъяснить ему, почему необходимо выполнять те или иные правила при пользовании ножом, иголкой, электроприборами, механизированными инструментами.
7. Иногда бывает полезно рассказать ребенку о несчастных случаях, происшедших с другими детьми. Чтобы этот рассказ ему запомнился и принес реальную пользу воспитанию навыков правильного поведения, необходимо предоставить возможность самому разобраться в причинах несчастья. Ребенок должен понять, как можно было бы в данной ситуации избежать опасности. Именно такой подход убедит его в том, что опасность всегда можно предотвратить.
8. Родители не должны равнодушно проходить мимо небезопасных шалостей детей, их долг предотвратить беду, даже если она угрожает чужому ребенку. Если родители совместно с детьми становятся свидетелями опасного и рискового поведения других людей, это должно стать поводом для серьезного обсуждения.
3. Рекомендации по предупреждению несчастных случаев
Для предупреждения несчастных случаев необходимо помнить о причинах, приводящих к ним, а также действиях, обеспечивающих их предупреждение, предотвращение.
3.1 Ожоги
Ожоги могут быть вызваны соприкосновением с горячими поверхностями, горючими веществами, при нахождении вблизи открытого огня, а также в результате длительного пребывания на солнце (такие ожоги могут сопровождаться солнечным или тепловым ударом).
Для предупреждения ожогов:
- ограничьте доступ детей к открытому огню, явлениям и веществам, которые могут вызвать ожоги;
- запретите детям разводить костры и находиться вблизи открытого огня без присмотра взрослых.
Для профилактики солнечных ожогов и ударов необходимо:
- защищать в солнечную жаркую погоду голову светлым (светлое лучше отражает солнечный свет), легким, легко проветриваемым головным убором желательно из натурального хлопка, льна;
- защищать глаза темными очками, при этом очки должны быть с фильтрами, полностью блокирующими солнечные лучи диапазона А, В;
- избегать пребывания на открытых пространствах, где прямые солнечные лучи. Солнце самое активное и опасное в период с 12 до 16 часов;
- нанести на кожу ребенка солнцезащитный крем (не менее 25 - 30 единиц) за 20 - 30 минут до выхода на улицу;
- находиться на солнце (если ребенок загорает в первый раз) можно не более 5-6 минут и 8 - 10 минут после образования загара;
- принимать солнечные ванны не чаще 2-3 раз в день с перерывами, во время которых ребенок должен быть в тени;
- избегать воздействия прямых лучей солнца на непокрытое тело, а особенно голову. С этой целью необходимо прикрываться зонтом, чередовать купание и отдых, не засыпать на солнце, не совершать продолжительных экскурсий в жару, больше пить;
- не находиться долгое время на солнце (даже если под зонтом). Продолжительность солнечных ванн изначально не должна быть дольше 15-20 минут, впоследствии можно постепенно увеличить время, но не дольше двух часов с обязательными перерывами нахождения в тени и прохладе;
- загорать лучше не лежа, а в движении, а также принимать солнечные ванны в утренние часы и вечерние;
- приучать ребенка поддерживать в организме водный баланс: находясь на отдыхе, на море пить не меньше 2 - 3-х литров в день;
- протирать время от времени лицо мокрым, прохладным платком, чаще умываться и принимать прохладный душ;
- научить ребенка при ощущении недомогания незамедлительно обращаться за помощью.
3.2 Падение с высоты
Падения с высоты чаще всего связаны с пребыванием детей без присмотра в опасных местах на высоте, с опасными играми на крышах, стройках, чердаках,
сараях, деревьях, а также с нарушением правил поведения на аттракционах и качелях.
Для предупреждения падения с высоты необходимо:

- не оставлять детей без присмотра на высоте;
- объяснить подробно правила пользования аттракционами и качелями,
необходимость соблюдения всех правил безопасности, в том числе не вставать во время движения аттракциона или во время раскачивания, не раскачиваться на большую высоту и т.п., а также использования всех страховочных приспособлений;
- обеспечить ребенку безопасность и присмотр при открытых окнах и балконах; объяснить, что москитные сетки не защищают от падений.
3.3 Отравление
Отравления чаще всего наступают в результате вдыхания
или соприкосновения ребенка с ядовитым веществом, употребления внутрь медикаментов, а также при употреблении в пищу ядовитых грибов, ягод или ядовитых растений.
Для предупреждения отравления необходимо:
- хранить ядовитые вещества и медикаменты в недоступном для детей месте, в специально маркированной посуде;
- давать ребенку лекарственные препараты только по назначению врача и, ни в коем случае, не давать ему лекарства, предназначенные для взрослых или детей другого возраста;
- не употреблять в пищу незнакомые грибы и ягоды. Объяснить ребенку, что пробовать незнакомые грибы, ягоды и другие растения опасно для жизни.
3.4 Поражение электрическим током
Поражение электрическим током чаще наступает при нахождении детей в запрещенных местах {стройках, промышленных зонах, заброшенных домах и т.п.). Для предупреждения поражения электрическим током необходимо:
- запретить детям играть в опасных местах;
- объяснить ребенку опасность прикосновения к электрическим проводам.
3.5 Утопление
Утопления происходят по причине купания в запрещенных местах, ныряния на глубину или неумения ребенка плавать.
Для предупреждения утопления необходимо:
- не оставлять ребенка без присмотра вблизи водоема;
- разрешать купаться только в специально отведенных для этого местах,
- обеспечить его защитными средствами, в случае если ребенок не умеет плавать;
- напоминать ребенку правила поведения на воде перед каждым посещением водоема.
3.6 Роллинговый травматизм
Роллинговый травматизм наступает в результате падений при катании на роликовых коньках. Нередко приводит к тяжелейшим повреждениям опорно-двигательного аппарата и травмам головы, иногда несовместимым с жизнью.
Для предупреждения роллингового травматизма необходимо:
- выбирать правильно роликовые коньки: голенище должно надежно поддерживать голеностопный сустав;
- научить ребенка стоять и перемещаться на роликах. Для этого можно подвести к перилам, поставить между двух стульев. Важно проследить за правильной постановкой голеностопного сустава.
- научить способам торможения. Если не можете этого сделать сами - пригласите опытного роллера;
- приобрести обязательно наколенники, налокотники, напульсники и шлем.
Это предупредит основные травмы. Требуйте их использования ребенком;
- научить ребенка правильно падать: вперед на колени, а затем на руки;
- запретите кататься вблизи проезжей части;
- научить детей избегать высоких скоростей, следить за рельефом дороги, быть внимательным.
3.7 Дорожно-транспортный травматизм
Дорожно-транспортный травматизм происходит при несоблюдении правил дорожного движения с участием пешеходов, автомобилей, при езде на велосипеде и мотоцикле.
Для предупреждения дорожно-транспортного травматизма необходимо:
- соблюдать неукоснительно САМИМ, а также научить ребенка соблюдать правила дорожного движения;
- научить ребенка правильно переходить проезжую часть (в установленных местах, на разрешенный сигнал светофора, убедившись в отсутствии транспортных средств). Самая опасная машина - стоящая: ребенок считает, что если опасности не видно, значит, ее нет. Но, выходя из-за такой машины на проезжую часть, 63 ребенка из 100 попавших в дорожное происшествие попадают под колеса другой машины;
- использовать при перевозке ребенка в автомобиле специальное кресло и ремни безопасности;
- научить ребенка безопасному поведению при езде на мотоцикле и велосипеде. Дети должны обязательно использовать защитные шлемы и другие защитные приспособления.
Серьезный риск представляет нарушение правил поведения на железной дороге.
Для предупреждения дорожно-транспортного травматизма на железной дороге необходимо:
- не оставлять детей без присмотра вблизи железнодорожных путей;
- запрещать детям находиться на железнодорожных узлах, развязках и т.п., кататься на крышах, подножках, переходных площадках вагонов;
- учить детей переходить железнодорожные пути только в специально отведенных местах;
- соблюдать САМИМ и требовать от детей соблюдения правил проезда в железнодорожном транспорте: нахождения на платформах, посадки и высадки пассажиров из вагона, поведения в вагонах.
Родители должны помнить, что соблюдение правил безопасности во всех ситуациях - это средство спасения жизни и здоровья ребенка!

Для достижения наибольшего развития своих способностей дети должны расти в безопасном, здоровом и заботливом окружении. Опасности внешней среды включают несчастные случаи, отравления и жестокое обращение. Дети должны быть защищены от вредного воздействия, насколько это возможно. Основную ответственность за это несут родители, семья и опекуны, однако врачи, другие специалисты и общество также играют большую роль в поддержке безопасности окружения детей. Риск опасностей, которые несет в себе окружающая среда, увеличивается за счёт:
бедности;
низкого качества условий жизни, перенаселённости;
недостатка безопасного пространства для игр;
недостатка навыков воспитания детей, что может быть связано с психическим заболеванием родителей, наркотической зависимостью или злоупотреблением алкоголем, склонностью к жестокости, низким уровнем образования или недостатком социальной поддержки.

Несчастные случаи , которые часто называют непреднамеренными травмами, чрезвычайно распространены. В Великобритании 1 из 4 детей ежегодно оказывается в А&Е; около половины - в результате несчастных случаев. Большинство несчастных случаев вызывают только незначительные травмы, однако они могут быть и фатальными. Несчастные случаи - основная причина смерти детей в возрасте старше года, они приводят к инвалидности и страданиям, включая синдром посттравматического стресса.

Травмы головы с повреждением головного мозга считают основными причинами инвалидности после несчастных случаев. Косметические повреждения вследствие , ошпариваний и других несчастных случаев могут нанести ребёнку сильную психологическую травму. Среди детей дошкольного возраста травмы наиболее часто возникают летом, особенно у мальчиков.
Несчастные случаи являются второй по распространённости причиной смерти у детей в возрасте старше года.

Типы несчастных случаев у детей

Типы несчастных случаев , происходящих с детьми, зависят от возраста и степени развития. Младенцы могут утонуть в ванночке во время купания, если оказываются без надзора, поскольку не могут самостоятельно сесть в случае падения. Дети в 1-2 года непрерывно исследуют пространство вокруг себя, обычно в доме, не задумываясь о последствиях своих действий.

Они склонны к падениям , ошпариванию, проглатыванию потенциально опасных веществ, могут уйти и заблудиться, утонуть в пруду, бассейне и других открытых водоемах. Большинство серьёзных происшествий, которые могут произойти с младенцами и маленькими детьми, наблюдательные родители способны спрогнозировать и предотвратить при бдительном надзоре. Дети старшего возраста попадают в разнообразные уличные происшествия, в основном в качестве пешеходов или велосипедистов; получают травмы при занятии спортом или из-за падений, когда карабкаются вверх по вертикальным объектам.

Предотвращение несчастных случаев

Безусловно, предотвращение несчастных случаев среди детей имеет большое значение. Врачи, занимающиеся лечением травмированных детей в результате несчастных случаев, особенно заботятся о том, чтобы информировать общество о соответствующих превентивных мероприятиях.

В целях предотвращения несчастных случаев :
необходимо предположить связь между типом происшествия и уровнем развития ребёнка;
в каждом случае необходимо принимать решения на основании детального изучения эпидемиологии, например, использование плотно закрывающихся контейнеров считают лучшим методом ограничения доступа детей к лекарствам;
наиболее успешны мероприятия, подкрепленные соответствующим законодательством.

Такие организации , как Королевское общество по предотвращению несчастных случаев и Доверительный фонд по предотвращению несчастных случаев среди детей, играют важную роль, способствуя значительному снижению количества происшествий путём внедрения образовательных мероприятий и лоббирования законодательных изменений, например обязательного использования велосипедного шлема.
Число детей, погибших в результате несчастных случаев, значительно снизилось за последние 30 лет.

В одном из сёл Павлоградского района мужчина оставил дома трёхлетнего сына и годовалую дочку, а сам уехал в роддом навестить жену. Пока его не было дома, на девочку упал комод с телевизором, ребёнок погиб. В конце июля на Тарской улице со второго этажа упал двухлетний мальчик: мама буквально на секунду отлучилась в ванную комнату. За несколько дней до этого два трёхлетних мальчика выпали из окна третьего этажа дома на улице Волховстроя. Они залезли на подоконники и облокотились на москитную сетку. И этот сценарий повторяется по нескольку раз каждый год.

Всего в этом году из окон выпали восемь детей, из них четыре несчастных случая были зарегистрированы в июне и июле. В основном из окон выпадают дети в возрасте от двух до пяти лет. В прошлом месяце в Советском округе ребёнок выпал из окна на лестничной площадке и получил травмы, несовместимые с жизнью. Его мать в это время была дома.

Но даже если ребёнок после падения с высоты и выживает, он потом очень сильно страдает от полученных травм: последствия от падения очень тяжёлые, требующие потом долгой и сложной реабилитации.

Практически все несчастные случаи с детьми дома происходят по вине родителей. Не все мамы и папы достаточно контролируют своих детей и не все в должной мере осознают, что балконы, лестницы и окна представляют угрозу для ребёнка. Сами не понимая к каким это может привести последствия, они сажают ребятишек на подоконник или на ограждение балкона, показывают улицу. При этом радуются, когда малыш уже сам может открыть окно или дверь, не думая, что когда они ненадолго оставят его одного, ребёнок всё это повторит.

Нашлись у друзей

Ещё одна «летняя» проблема - сбежавшие из дома дети. Специалисты говорят, что, как правило, уходят те, кто уже и до этого сбегал. Всего за июнь-июль этого года полицией зарегистрировано 65 сообщений о розыске несовершеннолетних. За аналогичный период прошлого года их было 49. При этом 38 детей и подростков ушли из дома, а 27 - из государственных учреждений: общежитий, училищ, техникумов, детских домов и оздоровительных центров. Побеги были и из детских лагерей: в июне-июле было два случая, в одном ушёл один ребёнок, в другом - два. Всех нашли в течение суток и передали законным представителям. Но при этом стоит сказать, что из оздоровительных центров за городом сегодня уходят нечасто. Лет пять назад их количество достигало десяти за лето, сейчас два-три. Часто дети, который в первый раз попадают в выездной оздоровительный лагерь, чувствуют полный дискомфорт: им там не нравится, их не устраивает распорядок дня и требования дисциплины, они не готовы ждать, пока их заберут родители.

Кстати, за все побеги отвечают родители. В июне-июле этого года за неисполнение обязанностей по воспитанию детей к административной ответственности именно в случае с уходами привлечено 55 родителей. При этом нельзя сказать, что бегут только из неблагополучных семей: уходят и из тех, что «характеризуются положительно». Всего за шесть месяцев зафиксировано 333 ухода детей и подростков, за первое полугодие 2014 уходов было чуть меньше - 304. 243 подростка ушли из дома, 90 из государственных учреждений. Волонтёры и полиция находят ребят в интернет-клубах, в крупных супермаркетах. При этом около 65% обнаруживаются дома у сверстников. Здесь уже недостаточно бдительными зачастую являются родители ребёнка, у которого сбежавший остался ночевать.

Фото: АиФ/ Александра Горбунова Поиски пропавших детей всегда начинаются с друзей. Как правило, ушедших ребят к утру или обеду следующего дня находят именно в квартирах их друзей. В остальных случаях - в общественных местах.

Не всегда дети уходят, когда им плохо. Есть такое понятие, как синдром бродяжничества. Если такая склонность выявляется, ребёнок обследуется, психиатр ставит диагноз, после чего принимается решение о дальнейшем наблюдении.

Опасных не пустят в лагерь

К детям с таким диагнозом теперь будут применяться изменения в законодательстве, которые вступили в силу 8 июля. Внесены дополнения в статью 12 ФЗ № 124 «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» и в приказ Минздрава РФ № 363 «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха». Пребывание в учреждениях отдыха и оздоровления теперь ограничат несовершеннолетним, страдающим психическими расстройствами и расстройствами поведения, представляющих опасность для окружающих, в том числе вызванных употреблением психоактивных веществ. Такие меры позволят в какой-то степени оградить детей от агрессии своих же сверстников, снизить риск суицида в организованном коллективе, а также риски других видов опасного поведения, в том числе самовольных уходов. Поведенческие нарушения имеют различный характер, они бывают опасны для самого ребёнка, а не для окружающих.

Синдром бродяжничества - это как раз расстройство поведения, связанное, в том числе и с нарушением социальной адаптации. Эти дети не только для себя представляют угрозу - могут выйти из лагеря и без присмотра взрослых погибнуть, но и для окружающих - уводят с собой других.

Для несовершеннолетних, которые находятся на учёте, есть профильные смены. Это, в первую очередь, дети и подростки, склонные к употреблению спиртных напитков, наркотических веществ, другим нарушениям и преступлениям. Но есть и дети с психическими отклонениями, которые не попали в поле зрения УМВД и на которых при этом распространяется новое законодательство. Пока случаев, когда ребёнку бы запретили посещать учреждение, не было. Если подобная ситуация возникнет, в региональном минздраве случай рассмотрят индивидуально и найдут выход.

Психологические и эмоциональные проблемы - не единственные. Бывает, что в загородных оздоровительных центрах дети сталкиваются и с другими проблемами. Одна из самых распространённых - кража или потеря мобильного телефона. В этом году в детских лагерях сотрудники полиции зарегистрировали 14 происшествий, 13 из которых - в Красноярско-Чернолученской зоне отдыха. Порядка 50% касаются сотовых, остальные - причинение друг другу незначительных телесных повреждений.

Фото: АиФ/ Александра Горбунова Не все родители могут отправить своего ребёнка в загородный лагерь. Поэтому много несчастных случаев происходит из-за того, что взрослые не могут проконтролировать ребёнка, у которого есть огромное количество свободного времени.

В Сети с пелёнок

Часто дети и подростки отправляются купаться не на официальные пляжи, где есть спасатели, а на «дикие». Неровное дно, водовороты и отсутствие рядом взрослых приводят к печальным последствиям: в числе 64 утонувших в июне-июле было 14 детей и подростков. Ещё два подростка 15 и 17 лет погибли в этот же период в результате суицидов. Всего в этом году несовершеннолетние 15 раз пытались покончить с собой.

К сожалению, практически ежедневно несовершеннолетние получают травмы в ДТП, причём не только тогда, когда переходят улицу по пешеходным переходам или перебегают дорогу в неположенных местах, чаще - в качестве пассажиров.

Свободное время многие дети посвящают интернету. Сейчас дети умеют им пользоваться практически с пелёнок. При этом не все родители умеют проверять историю браузера, чтобы узнать, на какие сайты заходит их ребёнок и с кем он общается. В новостях периодически появляются истории о том, как с помощью соцсетей активные граждане пытаются поймать педофилов, которые в этих же соцсетях и ищут доверчивых школьников. Преступления против половой неприкосновенности детей совершают родители, законные представители и незнакомые люди. Количество преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних в этом году снизилось на 194% по сравнению с прошлым годом. За первое полугодие произошло 86 таких случаев.

Фото: АиФ/ Александра Горбунова

От редакции: Когда что-то случается с ребёнком, чаще всего виноватыми остаются родители - не досмотрели, не поинтересовались, не уделили внимания. При этом многие из них не пьяницы и не наркоманы, вполне обычные люди, которые стараются больше заработать, чтобы ребёнок ни в чём не нуждался и не был «белой вороной». Некоторые взрослые пытаются тотально контролировать жизнь своего ребёнка, никуда не отпускают одного и посвящают ему всё своё время и все свои силы. Однако такой ребёнок во время взросления доставляет своим родителям немало неприятных сюрпризов и совершает такие поступки, которых от него никто не ожидал. В вопросах воспитания универсальных ответов нет, нет и чёткого руководства или методички, по которым можно вырастить идеального ребёнка. Но всё же есть элементарные правила безопасности: не оставлять малышей в комнате с открытыми окнами и балконами, не подавать плохой пример, перебегая дорогу на красный свет, следить за тем, сколько времени он проводит за компьютером. В конце концов, не читать бесконечные нотации, а просто поговорить и помочь.

У подростков в Европе появилась новая игра под названием «72 часа». Она распространяется в соцсети Facebook. Подростки бросают вызов друг другу, предлагая исчезнуть из дома на 12, 24 или 72 часа. Местные СМИ рассказали об игре после исчезновения 14-летней Сэмми Кларк и 15-летней Шивон Кларк в Великобритании. Их родители сразу же обратились в полицию. Девушки обнаружились через три дня в другом городе. По фотографиям в газете их узнали сотрудники кафе, они и сообщили об этом полицейским. Друзья сестёр считают, что они участвовали в игре «72». По её правилам подростки должны уйти из дома на трое суток и не давать о себе знать, пока не вернутся обратно. Ещё один случай произошёл во Франции. 13-летняя Эмма вернулась домой спустя 72 часа после своего побега, ничего не объяснила и только сказала, что завершила игру «72».

Усилить контроль

«С июня по июль этого года несовершеннолетними совершено 90 преступлений, за аналогичный период прошлого года их было 204. В основном это мелкие кражи, больше половины - из автомобилей, киосков, в больших торговых центрах, с прилавков. Есть ещё грабежи и разбои, но здесь единичные случаи. Зарегистрировано 97 преступлений против несовершеннолетних, за аналогичный период в 2014 году их было 126. Почему это происходит? Во-первых, недостаточный контроль родителей за детьми, снижение воспитательной и обучающей функций семьи, семейное неблагополучие, - считает Юрий Виноградов, заместитель начальника полиции УМВД России по Омской области. - Во-вторых, недостаточный уровень осведомлённости сотрудников правоохранительных органов о намерениях лиц, способных совершить преступление в отношении несовершеннолетних. В-третьих, недостаточная работа по воспитанию и поведению детей со стороны ведомств и специалистов системы профилактики, а также родителей.

Чтобы предупредить преступления, совершаемые в отношении детей, необходимо усилить контроль над их времяпрепровождением в летний период, а также в вечернее и ночное время суток, обращать внимание на круг общения и организацию досуга, проводить доверительные беседы, объяснять правила безопасного поведения и общения с незнакомыми людьми».

Предоставлены сами себе

«Работникам образования трудно летом контролировать поведение детей, потому что в основном все в отпусках. Не все ребята у нас отдыхают в лагерях, многие дети предоставлены сами себе. Чтобы наши родители стали компетентнее, грамотнее в сфере детской психологии и педагогики, совместно с сотрудниками здравоохранения и правоохранительных органов в течение года было проведено три профилактических областных родительских собрания по трём самым злободневным темам. Это профилактика суицидов, употребления наркотических веществ и интернет-зависимость детей, - рассказывает Татьяна Плэмэдялэ, главный специалист отдела дополнительного образования детей и воспитания министерства образования Омской области. - Сотрудники пришкольных лагерей, выездных стационарных лагерей накануне открытия каждой смены проводят с детьми инструктажи по технике безопасности и по правилам поведения. Это касается и выездных экскурсий, и туристических походов, и массовых мероприятий».

Корень зла

«Мы столько уже мероприятий проводили и проводим: и общественные советы, и с родителями собрания, различные выездные встречи. Как только выясняется, что родители не досмотрели за детьми, не доработали в этом вопросе, наступает административная ответственность. В этом году за недосмотр 55 родителей к ней привлекли. По-моему, эта цифра по сравнению с прошлыми годами даже возросла. Именно в поведении родителей один из корней зла. Вот эта безответственность чаще всего становится причиной несчастных случаев с детьми, - считает Валентина Соколова, председатель Общественного совета при УМВД России по Омской области. - Вот как можно двухлетнего ребёнка оставить одного на площадке, например? Я вообще этого не понимаю. Для родителей готовят специальные рекомендации в полиции и в учреждениях образования. Читают они, что ли, эти рекомендации? Нужно с них, с безответственных, брать тысяч пятьдесят штрафа за то, что ребёнка оставляют без присмотра. Вот тогда и будет порядок».

Каждую секунду с ребенком в квартире родителей происходит несчастный случай . Больше половины всех несчастных случаев , в которые попали дети, происходят именно там, где они должны чувствовать себя в безопасности, то есть дома. Дети сталкивают с плиты кастрюлю с кипящей водой и обвариваются, скатываются с лестниц, не оборудованных средствами защиты, или выпивают средство для мытья посуды. В младшем детском возрасте так называемые "несчастные случаи в быту" - причина смерти номер один. Самое опасное место для детей - кухня, потом по статистике идет детская и гостиная. Все это по крайней мере трагично, прежде всего потому, что некоторых несчастных случаев можно было бы избежать. Однако, безусловно, неправильно из страха посадить ребенка в клетку. Тогда он в первый же миг, лишившись контроля, сделает что-то такое, что, возможно, будет иметь фатальные последствия. Постоянно опекаемые дети никогда не распознают опасности и потому не могут ее преодолеть. У детей явно выражены двигательный импульс и потребность исследовать, которые они и должны проявить, но дом в любом случае должен быть безопасен для детей . С учетом возраста их нужно ознакомить с типичными опасностями в доме и в саду. Это непросто, но возможно. Для того, чтобы избежать несчастных случаев, вы должны проверить вашу квартиру на "детопригодность", о чем речь пойдет ниже.

Предотвращение несчастных случаев с детьми

Алкоголь
Три рюмочки ликера могут быть смертельно опасны для трехлетнего ребенка . Для детей поменьше достаточно еще меньших доз алкоголя, чтобы вызвать серьезное отвращение. Особенно опасен, поскольку соблазнителен, алкоголь в шоколадных конфетах с ликерной начинкой, изюме с ромом и собственно ликер. Кроме того, алкоголь содержится в духах, туалетной воде, используемой после бритья, и лекарственных настойках. Поэтому все, что содержит алкоголь, должно быть недосягаемо для детей и находиться под замком.
Балкон
Любопытство и любовь к лазанью постоянно притягивает детей к балконному ограждению. Вторым источником опасности служат прутья решетки, которые могут располагаться на таком большом расстоянии между собой, что ребенок может просунуть между ними головку, а вылезти назад не сможет. Поэтому, маленьких детей , никогда нельзя оставлять играть на балконе без присмотра. Лучше всего дополнительно обтянуть изнутри прутья решетки прочной парусиной.
Батареи
Когда дети учатся ходить, они часто падают. Тогда опасность представляют ребра радиаторов, часто имеющие острые края или выступающие воздушные клапаны. Если батареи, имеющие железные ребра, расположены открыто, для них рекомендуется сделать обшивку.
Гардины
Они могут быть опасны для ребенка - ползунка, поскольку очень заманчиво вставать на ножки, цепляясь за эти полотнища. Прежде чем ребенок начнет ползать, проверьте, действительно ли прочны карнизы для гардин и их крепления.
Гладильные машины и утюги
И те и другие вызывают у малышей страсть к подражанию, следствием могут быть тяжелейшие ожоги. Поэтому никогда нельзя оставлять гладильные машины и утюги без присмотра и следует помнить о том, что даже после выключения они долго остаются горячими.
Лекарства
Они такие веселенькие на вид, как конфетки, и большинство из них даже сладкие на вкус. Поэтому лекарства, наверно, наиболее частая причина отравлений. Все медикаменты должны находиться в запирающемся шкафчике для лекарств.
Маленькие вещи
Пуговицы, бусинки, арахис, мелкие игрушки - все это, разумеется должно быть надежно спрятано от детей .
Окна
Только на первом этаже окна по своей природе безопасны для детей . Все остальные нужно обезопасить дополнительно, потому что все дети любят залазить на стулья и смотреть в окно. Лучше всего снабдить окна запирающимися ручками на рамах, которые удерживают окно даже в наклонном положении.
Печь
Существует опасность намного серьезнее, чем ожог пальцев о горячую поверхность печи, - дети могут опрокинуть на себя кастрюлю с горячей жидкостью. Многие дверцы духовок также разогреваются, что может привести к ожогам.
Провода
Дефектных проводов вообще не должно быть, а все открыто лежащие электрические провода должны быть спрятаны. По возможности провода следует крепить зажимами за мебелью или сразу сворачивать, когда ими не пользуются. Как только ребенок начинает ходить, применение защитных заглушек для розеток становится обязательным.
Розетки
Удар током из розетки вообще относится к наиболее опасным несчастным случаям . Поэтому последовательная заблаговременная подготовка - лучшее средство: все розетки должны быть снабжены защитными заглушками. Заглушки нужно регулярно проверять, потому что даже маленькие дети быстро понимают, в чем дело.
Спички
Огонь обладает магически притягательной силой. И поэтому опасно все, посредством чего можно добыть огонь. По этой причине детей нельзя оставлять наедине со спичками, зажигалками или горящими свечами. Между прочим, на рождественской елке должны гореть только электрические свечи.