Что значит быть самостоятельным. Классный час на тему "Самостоятельность. классный час (1 класс) на тему. Формирование самостоятельности у детей

В сборник вошли самые известные рассказы замечательного писателя Юрия Сотника: «Как я был самостоятельным», «Дрессировщики» и другие. Герои Сотника – веселые и предприимчивые ребята, попадающие в самые невероятные переделки, но они никогда не унывают и всегда готовы прийти на помощь другу.

Из серии: Внеклассное чтение (Росмэн)

* * *

компанией ЛитРес .

Легко ли быть самостоятельным?

Как считаешь, можно тебя назвать самостоятельным? Наверняка ты уверенно ответишь: «Да!» А почему? Что ты умеешь делать сам? Вот кто-то гордится тем, что может сходить в магазин за продуктами. Кто-то без подсказки родителей знает, когда делать уроки, а когда гулять. А кто-то может приготовить на всю семью завтрак. Да еще и посуду помоет, и братишке поможет в школу собраться.

Вот Леша Тучков, герой рассказа «Как я был самостоятельным», в свои девять лет успел и пожить один-одинешенек, без родителей, и организовать репетицию школьного спектакля прямо у себя дома. А какой переполох устроил другой чрезвычайно самостоятельный мальчик Боря из рассказа «Гадюка», когда ехал в поезде, – никому не пожелаешь попасть в такую переделку! В общем, оказалось, что самостоятельность – штука хитрая. Но ты и сам в этом скоро убедишься, ведь перед тобой целая книжка рассказов про Лешу, Борю и других мальчишек и девчонок. Написал про этих ребят Юрий Вячеславович Сотник (1914–1997), и уж он-то знал, что такое самостоятельность и чего она стоит.

А началось все очень давно. В далеком 1924 году четвероклассник Юра Сотник решил написать рассказ про котенка, который жил у него в квартире. «А что, если бы кот вел дневник и записывал там все, что видит и слышит?» – подумал он, написал рассказ, послал его на школьный конкурс… и занял первое место! Тогда Юра спросил у мамы: а можно ли не ходить на работу, как другие люди, а только писать рассказы и этим жить? Мама сказала: «Можно, но для этого надо стать писателем».

Только стать писателем – это еще труднее, чем сделаться самостоятельным. Нужно очень много чего знать и много повидать. Вот и Юрий Сотник столько разных занятий перепробовал, столько профессий освоил, что просто поразительно! И фотографией занимался, и в газете работал, и кочегаром служил, и рыбачил, и даже сплавщиком леса на северной реке Лене был. И всюду подмечал разные интересные вещи, запоминал забавные истории.

Может быть, поэтому его рассказы всегда правдивые, все в них самое настоящее: и дружба, и обиды, и сомнения героев такие же, как у нас с тобой. А если приключения и кажутся порой невероятными, так на то они и приключения, и нам от этого только интереснее. Да и чего только не бывает в жизни, особенно когда учишься быть самостоятельным!

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как я был самостоятельным (сборник) (Ю. В. Сотник, 2016) предоставлен нашим книжным партнёром -

Самостоятельность - это очень желаемое, но в отдельных случаях труднодостижимое качество. Каким образом повлиять на его формирование у ребенка? Как достичь того, чтобы дети росли и развивались самостоятельными? И когда можно начинать прививать своему чаду это полезное качество?

В первую очередь следует уточнить, что, собственно, подразумевается под словом «самостоятельность». Это, если верить толковому словарю Ушакова, предполагает следующее: «существование отдельно от других, независимо». Кроме того, самостоятельность означает решительность, способность на независимые действия, инициативность и отсутствие страха перед ошибками, свободу от влияния окружающих и помощи посторонних.

Очень часто родители неверно истолковывают понятие «самостоятельность». По их мнению, ребенок будет самостоятельным, если будет беспрекословно делать то, что ему скажут взрослые. Но в действительности это, скорее, умение следовать инструкциям и указаниям, то есть повиновение. А самостоятельность ребенка - это в первую очередь его "отдельность" и автономность.

Ребенку очень рано становится интересно выполнять определенные действия. В семь месяцев он радуется, когда у него получается достать самостоятельно игрушку. В год он доволен, если ему дают возможность самому садиться, а после начинает кушать без помощи взрослых. То есть самостоятельность начинает проявляться рано, но при этом это качество требует развития и закрепления.

Приемы для развития самостоятельности у ребенка

Чтобы в будущем ваш малыш старался все, что может, делать сам и получать от этого удовольствие, нужно использовать правильные приемы воспитания. Во-первых, очень важно поощрять в ребенке самостоятельность. Маленький ребенок захочет сам выполнить какое-либо действие только в том случае, если его усилия дадут положительный результат. К тому же для него очень важно, как к этому отнесутся окружающие взрослые. Ребенок хочет получать от старших похвалу и одобрение. Именно по этой причине родители должны стараться поощрять самостоятельность в своем ребенке.

Развитие самостоятельности у детей - процесс сложный, и нужно набраться терпения. Не спешите помогать своему малышу, наберитесь терпения. Постарайтесь, чтобы он сам справился со сложной ситуацией, а затем похвалите его. Помогайте только в том случае, если ребенок точно не сможет сделать это сам, но при этом не делайте вместо него, а действуйте вместе с ним.

Формирование самостоятельности у детей

Пассивность и безынициативность - это главная и детей младшего дошкольного возраста. Самостоятельность школьников формируется еще тогда, когда ребенку не исполнилось семи лет. Но родители часто не придают этому значения, надеясь, что ребенок просто подрастет. До этого же они все делают за него, не дожидаясь, пока он проявит инициативу. Но на самом деле школьный возраст сам по себе не станет тем волшебным периодом, когда ребенок вдруг начнет проявлять такие качества, как ответственность и самостоятельность. Это неправильно, с зависимостью ребенка от взрослого нужно начинать бороться еще в раннем возрасте, когда малыш начнет сам ходить, кушать и так далее.

Постепенно ребенок должен самостоятельно выполнять то, что ему под силу. А родители не должны слишком вмешиваться в его деятельность, но обязаны учить свое чадо связывать его действия с полученным результатом, то есть ответственности.

Как приучить ребенка к порядку

Родителей очень часто огорчает тот факт, что их уже подросший ребенок совершенно не хочет поддерживать порядок и заботиться о вопросах самообслуживания. Постель он заправляет только после напоминаний, вещи разбросаны по комнате, а посуда после еды не убирается. Как не допустить развития такой ситуации? По мнению большинства взрослых, единственной является раскладывание игрушек по местам. Но опытные педагоги уверяют, что приучать ребенка к порядку лучше в возрасте до пяти лет. Позже это будет сделать гораздо сложнее. Малыш в состоянии принести себе чашку, поставить тарелку в мойку и выполнять еще много разных простых поручений уже в полтора года, если вы, конечно, предоставите ему такую возможность. Если же вы все делаете за него, то как же он научится самостоятельности?

Самостоятельность подростков

Вопрос о том, как приучить подростка к самостоятельности, очень важен для родителей. Этот период является кризисным, так как он связан с осознанием ребенка себя как личности со своими особенностями и характером. Для него огромное значение имеет оценка сверстников, через которую преломляется само восприятие подростка. В этот период он, как и двух-трехлетний малыш, старается проверить правила на прочность, для того чтобы сформировать свой морально-этический кодекс. Тем не менее, это лишь продолжение формирования мышления автономного человека, отдельного от взрослых, а не начало развития самостоятельности.

Почему ребенок становится зависимым от родителей? В основном потому, что он привыкает, что за него все решают и делают родители. Это снижает его чувство собственной компетентности и формирует зависимость от мнения и подсказок других. Ребенок становится старше, но при этом продолжает думать, что он неспособен что- либо сделать или решить без помощи взрослых.

Для чего нужно развивать в ребенке самостоятельность

Это очень важный процесс взросления человека. При этом цель развития самостоятельности заключается не только в том, чтоб научить ребенка самому себя обслуживать и убирать за собой. Важно уделять внимание и развитию таких сопутствующих самостоятельности качеств, как формирование собственного мнения, уверенности в собственных силах. Ребенок должен учиться принимать решения и брать за них ответственность, не бояться последствий и желания проявлять инициативу, уметь определять цели, достигать их и не бояться совершать ошибки. Ведь гораздо легче приниматься за дело, если оценка окружающих не имеет особого влияния.

Во-первых, самостоятельность – это признак наличия твердого характера, иметь который – а речь идет о мужчинах – весьма нелишне. Таких мужчин уважают окружающие, и самому обладателю такого характера есть, за что себя уважать.

Во-вторых, самостоятельность – это признак самодостаточности мужчины, и привычка быть верным самому себе. Славная, знаете ли, привычка. Опять-таки, уважительная во всех смыслах.

А в-третьих, самостоятельность – это независимость от внешних воздействий; нашептываний, наветов, чужих мнений, даже начальственного принуждения и способность обходиться без посторонней помощи. А еще это отсутствие нужды и желания просить какую-либо помощь. Поскольку если вам исполнят вашу просьбу, вы невольно становитесь должником этого человека. Обязанным ему. Какая уж после этого, к черту, самостоятельность.

Самостоятельность подразумевает инициативность, решительность и смелость. Это уже в-четвертых. Инициативным, решительным и смелым интереснее жить. И веселее. А еще таких любят девушки. Одни плюсы...

Резюмируя вышесказанное, самостоятельность – это черта, нет, свойство достойного и гордого человека. То есть человека, в частности, мужчины, находящегося ныне в страшном дефиците.

А что еще означает самостоятельность?

Умение и желание самому ставить цели в жизни. Выбирать их. А возможно, находить и самому, если это позволит Всеведущий. И следовать этим целям неукоснительно.

Возникают проблемы?

Самостоятельный человек решает их сам. За собственный счет, так сказать.

Самостоятельность – это свобода выбора. И способность самому оплачивать эту свободу. Поскольку все имеет свою цену, и чем дальше по жизни, тем выше цена. И еще самостоятельность – признак взрослости. И ответственности личной. За все, что происходит с тобой и вокруг тебя.

Самостоятельность – это самоконтроль. А не контроль со стороны. Если вас кто-то контролирует извне – вы не свободный человек. А значит, и не самостоятельный.

Что такое самоконтроль?

Ну, к примеру, вы очень сильно хотите вдарить мерзавцу по уху. Но не делаете этого, поскольку контролируете свои эмоции. Вы просто ударяете паскудника под дых, а когда он складывается пополам – добавляете ему по шее. Вот что такое самоконтроль.

Самостоятельность – это ответственность за собственный выбор. И готовность к цене за этот выбор. А она может быть ох, какой немалой. И если вы рассчитаетесь по предъявленной вам цене и останетесь на ногах – вы человек вполне самостоятельный.

Конечно, самостоятельный человек обеспечивает себя сам, а не выпрашивает на пиво или квартиру у родителей и родственников. Более того, он не разрешит содержать себя кому бы то ни было, как, к примеру, Гоша в исполнении Алексея Баталова из фильма «Москва слезам не верит». Самостоятельный человек не позволит жить за счет даже дорогого ему человека, и вывернется наизнанку, но сможет обеспечить и себя самого, и человека, который ему дорог.

И вообще, самостоятельный человек – это хорошо.

Несамостоятельный же – просто слабак...

Иногда бывают такие ситуации, когда ребенок уже подрос, но он не умеет без помощи матери совершать элементарные действия: заправлять постель, одеваться, собирать портфель, мыться. Самостоятельность – это важное качество, без которого человеку в современном мире существовать крайне тяжело. Чем раньше ребенок научится быть самостоятельным, тем легче в будущем будет ему и его родителям. Поэтому важно приучить малыша к самостоятельности.

Почему важно быть самостоятельным

Многие простые действия, на которые родители не обращают должного внимания, стимулируют развитие головного мозга, мелкой моторики. К примеру, это происходит, когда малыш сам застегивает рубашку, завязывает шнурки. Рано приученные к самостоятельности дети становятся организованными, дисциплинированными и успешными взрослыми людьми, умеющими нести ответственность за свои действия, принимать решения, рассчитывать только на себя. Когда ребенок решает те или иные задачи, не прося родителей ему помочь, он становится уверенным в себе , с большей охотой проявляет инициативу и развивается, как личность.

Мысль «я сам» у малыша впервые появляется в возрасте 2-3 лет. В этот период он активно исследует поведение окружающих, копирует их действия, стремясь самостоятельно их воспроизвести и понять. Со временем подобное рвение исчезает, поэтому важно начинать учить ребенка быть самостоятельным с 2 лет.

Самостоятельным ребенка можно назвать тогда, когда он может сам решать ежедневные бытовые задачи, преодолевать некоторые трудности без помощи взрослых. Ребенок должен уметь сам себя обслуживать и проявлять заботу к окружающим вещам (чистить зубы, убирать за собой грязную посуду, одеваться, наводить порядок в детской, поливать цветы). Ребенок должен быть знаком с настоящими предметами быта. Для приучения к самостоятельности игрушки не подходят. В первые несколько раз лучше всего выполнять действие вместе со своим чадом, к примеру, мыть посуду. Как только родители убедятся в том, что ребенок освоился, необходимо дать ему свободу действий. Это поможет ему создать свой стиль поведения, а не повторять за взрослыми постоянно.

Чтобы ребенок почувствовал себя самостоятельным, он должен ощущать, что его мнение имеет значение для родителей и других членов семьи. Важно принимать решения, касающиеся его лично, посоветовавшись с ним и услышав его мнение. К примеру, можно спросить у ребенка, что он хочет съесть на завтрак: омлет, кашу или чай с бутербродом? Малыш поймет, как важно иметь свое мнение и быть независимым.

Ошибки родителей

Родители совершают ошибки, которые не только мешают малышу стать самостоятельным, но и порождают множество комплексов и страхов. Не следует постоянно исправлять ребенка. Он должен научиться сам находить свои ошибки и исправлять их. Ребенок, которого часто исправляют, становится зависимым от мнения взрослых и нуждающимся в их одобрении.

Многие родители не дают своему чаду возможность стать самостоятельным. Они мешают ему проявлять инициативу. К примеру, если ребенок хочет сам помыть голову, родители сопротивляются, уверенные в том, что взрослым лучше знать, как правильно настраивать температуру и массировать голову. Пусть ребенок на первых порах будет ошибаться. Это совершенно нормально, главное, что у него будет свой опыт. Задача родителей – находиться рядом, следить, подбадривать и направлять, не забывая хвалить малыша за его маленькие успехи и инициативу.

Наступает время, когда каждый родитель приучает своего ребёнка самостоятельно есть, пить, одеваться, чистить зубы. Казалось бы, такие простые и обыденные вещи, которые каждый ребёнок рано или поздно научиться делать. Но самостоятельность заключается не только в обыкновенных физических навыках. Чтобы воспитать в ребенке самостоятельность , необходимо также уделять особое внимание и воспитанию волевой самостоятельности. Чтобы малыш мог принимать правильные решения в своей жизни и не боялся сделать ошибку.

Задача родителей- научить своего карапуза делать осознанный выбор. Приучить ребенка к самостоятельности следует с ранних лет, ведь именно в этот период формируется личность человека. В этой статье мы поговорим о том, как научить ребенка самостоятельности , какие бывают стили воспитания, какие ошибки допускают родители.

Для того, чтобы приступить к воспитанию самостоятельного ребёнка, необходимо понять, что же такое самостоятельность.

Самостоятельность-это такое свойство человека, которое проявляется в инициативности, адекватной самооценке, критичности и способности быть ответственным за свои действия и поступки. Самостоятельный человек способен ставить перед собой цели, достигать их, может решать свои проблемы, существовать независимо от других.

Самостоятельность — это не только физические навыки и умения, самостоятельность — это образ жизни, умение делать правильный выбор, решать задачи, нести ответственность за свои действия, не зависеть от мнения других людей.

Воспитание самостоятельности у детей должно основываться на четырёх главных критериях:

  • необходимо формировать у малыша адекватную самооценку
  • Развивать у своего крохи инициативность
  • Развивать критическое мышление, особенно у подростков
  • Воспитывать чувство ответственности

Многие родители полагают, что самостоятельными дети становятся ближе к 10-15 годам. На самом деле, это ошибочное предположение. В таком возрасте уже сложно привить самостоятельность своему ребёнку, ему будет трудно сделать что-то без посторонней помощи и быть ответственным за свои поступки.

Когда ребенок становится самостоятельным? При должном воспитании уже и в три года малыш способен быть самостоятельным: он может о себе позаботиться, осознает свои обязательства, имеет простые навыки самообслуживания. У таких детей лучше развиваются такие качества, как целеустремленность и уверенность в себе.

Почему дети не самостоятельные. Как это начинается

Определённо, каждые родители желают своим детям только лучшего, заботятся о них, пытаются оградить малыша от всяких неудач, некоторые дают им чрезмерную опеку практически во всем. Такие родители боятся, что, проявив самостоятельность, ребёнок может совершить ошибку. Конечно, намного быстрее накормить свое чадо, пока он еще сам с трудом доносит ложку с кашей до рта, одеть его, убрать за него игрушки. Но таким образом родители пресекают всякую его инициативу. В результате чего некоторые дети вырастают безинициативными и беспомощными людьми.

Ещё один вариант-слишком строгие родители. В этом случае малыш просто боится сделать что-то самостоятельно, вдруг у него не получится или сделает неправильно, что может огорчить его маму или папу. Выход для него только один — не проявлять инициативы, чтобы не нести никакой ответственности за свои действия.

Наилучшее время для развития самостоятельности у детей дошкольного возраста начинается с возраста 2-3 лет. Именно в этот период малыши начинают становится наиболее инициативными. Наблюдая за окружающими, им хочется самим выполнять какие-либо действия. Наступает так называемый период «я сам».

В этом возрасте малыш начинает осознавать, что он является личностью, отдельной от мамы и папы, проверяет свою самостоятельность, на что он сам способен, при этом наблюдая за реакцией взрослых.

Очень важно позволять малышу быть самостоятельным, не нужно все делать за него. Но это не означает, что маленькому человечку нужно все разрешать. Такой подход может навредить, либо покалечить ребёнка. Родителям важно быть рядом, поддерживать кроху, помогать и объяснять.

Стили воспитания

50 лет назад психолог Диана Баумринд высказала мнение о том, что воспитание в семье строится на таких основных качествах, как отзывчивость и требовательность. Благодаря различным комбинированиям этих качеств появляются различные типы воспитания. Несмотря на это, всего лишь один из них позволяет воспитать у малыша адекватное чувство ответственности, при этом не нанося вреда для его личности.

Авторитарный стиль

Родители, которые воспитывают своих детей по такому типу, очень требовательны к своему крохе. Особое внимание они уделяют правилам и контролю. Они прекрасно понимают, как правильно и неправильно, что может быть разрешено и запрещено, что вредно, а что полезно. Родители убеждены, что только строгие правила способны уберечь их чадо от различных неудач. В случае, если малыш делает что-то не по правилам, его обязательно следует наказать, иначе он «сядет на шею».

В данном типе воспитания сочетаются высокая требовательность и низкая отзывчивость. Специалисты в сфере психологии утверждают, что такие дети вырастают людьми трудолюбивыми, но не уверенные в себе, безынициативными, с довольно низкой самооценкой. Дети авторитарных родителей не способны принять решение, они полагаются на мнение более авторитетного человеке.

Потакающий стиль

Родители, которые воспитывают своих детей согласно потакающему стилю, всегда прислушиваются к пожеланиям крохи и идут на встречу. Они верят, что различные запреты или наказания давно не актуальны и такие методики в воспитании устарели.

Чаще всего такие родители сами в детстве не получали достаточно заботы от своих родных. И таким образом они пытаются восполнить недостаток родительской ласки. К примеру, взрослые могут помнить, что их отец или мать были достаточно холодны к своему ребёнку, и они думают: «я буду воспитывать своего малыша иначе» . Потакающие родители желают показать своему крохе, что они не только мама и папа, но и его друзья.

В данном стиле приоритетом является высокая отзывчивость. Требовательность здесь минимальна. Потакающий стиль воспитания не является правильным, поскольку родители, которые отказались от наказаний за проступки малыша, рискуют вырастить эгоистичного, самовлюблённого человека, который будет считать, что ему все должны, а его желания должны исполняться сию минуту.

Демократический стиль

Наиболее приемлемый тип воспитания — демократический. Здесь равномерно сочетаются требовательность и отзывчивость. Демократические родители умеют слышать своего малыша, принимают во внимание его мнение. В то же время они могут применить наказание за определённое поведение и поступки (например, когда ребёнок обижает другого, некорректно себя ведёт). Такие родители всегда могут объяснить малышу, что именно их огорчило, почему последовало наказание или запрет. Взаимоотношения всегда строятся на разговоре.

Демократичные родители отличаются от авторитарных тем, что первые всегда дают ребёнку некую свободу в рамках разумного. К примеру, родители, воспитывающие детей демократичным стилем скажут малышу: «ты можешь посмотреть мультики, но сначала убери свои игрушки» . Такие дети учатся правильно воспринимать границы и нести ответственность за свои поступки.

В действительности, стили воспитания родителей могут отличаться. Например, папа строгий, а мама довольно мягко относится к своему малышу. Родителям важно придти к одному определенному типу воспитания. Только в этом случае, карапуз начнёт осознавать, что можно делать, а что — нет. Не забывайте о том, что малыш должен знать, что его слышат и его мнение также важно.


Как не нужно воспитывать самостоятельность у ребёнка

Научить ребенка быть самостоятельным на самом деле не так трудно, как кажется. Часто мамы и папы, желая помочь своему крохе, мешают адекватному развитию его личности. Конечно, когда малышу год-два, он ещё не в состоянии сам себя полностью обслужить, и родители ещё многие годы будут опекать и поддерживать своего ребёнка. Но это не означает, что родители должны принимать всегда за него решение и выполнять какую-либо работу.

Типичные ошибки родителей в воспитании самостоятельного ребёнка

  1. Повелительный тон . В этом случае в комнате у малыша будет всегда чисто, но не из-за того, что он сам этого хочет, а потому что он просто боится пойти против воли родителей. В данном случае взрослые не дают права выбора, не учитывают мнение крохи.
  2. Подмена понятий. Здесь родители всячески выгораживают ребёнка: «не хочешь убирать за собой игрушки? Ничего страшного, ты наверное просто немного устал». Подмена понятий мешает формироваться чувству осознанности. А без этого невозможно воспитать самостоятельность.
  3. Помощь из сочувствия. Ребёнок до последнего не берётся за уроки? Мамы или папы хотят помочь своему чаду, потому что он ещё такой маленький и ему хочется поиграть. В этом случае ребёнок не научится нести ответственность.
  4. Насмешки. В основном, ребёнок раннего возраста ещё не способен выполнять какие-либо просьбы взрослых также хорошо, как сами родители. Он ещё не набрался достаточного опыта или ловкости. Ни в коем случае нельзя насмехаться или шутить, даже по-доброму, над результатами его деятельности. В противном случае, малыш может потерять веру в себя и не захочет больше проявлять инициативу.

Как воспитать самостоятельного ребенка

Занимаясь развитием самостоятельности у детей раннего возраста , родителям необходимо запастись терпением. Ведь иногда проще взять и покормить малыша, убрать за него игрушки и т.д., тем самым препятствуя его собственной инициативе. Только от родителей зависит, насколько самостоятельным, независимым и ответственным вырастит карапуз.

  1. Позволяйте малышу делать самостоятельный выбор . Не нужно все решать за ребёнка, предоставьте ему выбор: «сегодня пойдём гулять в парк или на детскую площадку?», «что будешь на завтрак: омлет или запеканку?», «какую кофточку оденем: зеленую или синюю?». Таким образом, малыш учится думать и принимать решение.
  2. Просите помощь у ребёнка, доверяйте несложные дела по дому. Например, помочь разобрать сумку с продуктами, выбросить ненужный мусор во время уборки. Всегда хвалите ребёнка, даже если результат вас не совсем устроил. Малыш будет знать, что мама ценит его помощь, и ему снова захочется помочь.
  3. Позвольте малышу заниматься исследованием, получать опыт. Ребёнок может разобрать новую игрушку не потому что хочет сломать её, ему интересно, как она устроена. Старайтесь избавиться от таких слов, как «не трожь!», «не бегай!», «не прыгай!» .
  4. Ребёнку постарше поручите выполнять ежедневные обязанности , например, поливать цветы или менять воду для кошки или собаки. Первое время его нужно будет контролировать и напоминать. Не забывайте поощрять малыша, а когда приходят гости, рассказывайте, какой у вас ответственный и самостоятельный ребёнок и, что благодаря ему, у вас на подоконнике растут такие красивые цветы.
  5. Не нужно делать за малыша то, что он сам уже умеет. Если ребёнок уже может держать ложку и доносить до рта, позвольте ему самостоятельно есть.
  6. Учите ребёнка, показывайте на собственном примере. Сначала покажите, как заправлять свою постель, потом сделайте вместе, а уже после дайте малышу делать это самостоятельно.
  7. Позвольте ребёнку совершать ошибки. После завтрака предложите своему крохе помыть за собой тарелку. И неважно, насколько качественно он это сделает. Не критикуйте, наоборот, похвалите его, а сами, пока малыш увлечён игрой, помойте как следует.
  8. Думайте над каждыми своими запретами. Конечно, есть необходимые запреты для безопасности малыша (переходить дорогу в неположенном месте, объедаться сладостями), но иногда слово «нельзя» родители произносят для своего же удобства. Ведь проще запретить малышу трогать швабру, чем показать, как правильно мыть пол.
  9. Помогайте, когда ребёнок просит. Научите малыша, чтобы в случае, когда он самостоятельно не в силах что-то сделать, просил вас о помощи. Но это не должно выглядеть так, что ваше чадо не хочет убирать игрушки, потому что устал, и вы тут же начинаете заниматься уборкой. Нет, здесь помощь родителей совершенно не нужна. Ребёнку необходимо помогать, если действительно он не может справиться самостоятельно с какой-то задачей.
  10. Создайте условия для самостоятельного занятия или игр. К примеру, . Если ребёнок уже достаточно взрослый, ему необязательно лепить, рисовать, либо делать аппликации под присмотром взрослого. И не забывайте о свободе выбора, пусть малыш сам решит, хочет ли он сегодня лепить или рисовать. Учите ребенка самостоятельно находить себе занятия.
  11. Просите у ребёнка совета или мнения. Когда малыш был ещё совсем маленький, родители все решали за него. Если придерживаться такого поведения и дальше, то ребёнок привыкает к тому, что за него могут решить любую проблему. А если вы советуетесь со своим ребёнком, он чувствует свою значимость.
  12. Верьте в своего ребенка . Если вы поддерживаете малыша, верите в его силы, то впоследствии это даст огромный успех в воспитании самостоятельности. Хвалите, говорите ему. что у него все получится, спрашивайте. нужна ли ему ваша помощь.
  13. Постарайтесь избегать гиперопеки. Не нужно постоянно водить ребенка за руку, запрещать быстро ездить на велосипеде и так далее. Тем самым вы подавляете его инициативу и у малыша может развиться не совсем адекватная самооценка.
  14. Подавайте правильный пример. Ведь малыши всегда копируют поведение близких. Если вы никогда не моете посуду после принятия пищи, то и ребенок, вероятней всего, никогда этого делать не будет.

Подводя итоги, можно сказать, что самое главное для воспитания самостоятельного ребёнка — это просто не мешать ему и не делать за него то, что он сам может, а только показывать и направлять. Не нужно искать оправдания в нехватки времени (легче малыша накормить или одеть), или что малыш ещё совсем маленький. Тем самым родители постепенно с каждым разом все больше и больше препятствуют развитию самостоятельности и инициативности малыша.