Годовой круг богослужения. Круг православных праздников

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Южно-Сахалинский институт (филиал)

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

Высшее образование

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

(РЭУ имени Г.В. Плеханова)

Кафедра математических и естественнонаучных дисциплин

Контрольная работа

Тема «Круг православных праздников»

Выполнил студент 1 курса

специальность Юриспруденция

заочной формы обучения

группы 1.4001, шифр 15192

Даниленко Максим Анатольевич

Рецензент: Федосенко О.А.

Южно-Сахалинск 2016 г.

Введение

Заключение

Введение

Современные православные праздники имеют огромное значение, как для Русской церкви, так и для всех православных христиан. Они посвящены воспоминаниям о различных событиях из жизни Иисуса Христа и его учеников, Божией Матери, а также памяти мучеников и святых угодников, вся жизнь которых была великим примером самоотверженного служения Богу. Кроме праздников, посвященных воспоминанию о евангельских событиях православная церковь отмечает наиболее важные ветхозаветные даты, а также праздники, имеющие исключительно местное значение. В зависимости от времени празднования Пасхи, а точнее, спустя сорок дней после нее православная церковь отмечает день Вознесения Спасителя. Троица, или Пятидесятница. Кроме перечисленных праздников, особо торжественно церковь отмечает Рождество Христово, Крещение, или Богоявление, и Сретение (встречу) младенца Христа со старцем Симеоном. С особой нежностью христиане отмечают памятные даты, посвященные Божией Матери, - Рождество Богородицы, Введение Ее во храм, Благовещение и многие другие.

Праздники занимают важное место в христианской жизни. В церковных календарях нет ни одного дня в году, в который не отмечалось бы то или иное событие, связанное с именем Иисуса Христа, Богородицы, святых, чудотворных икон, креста. Каждое число каждого месяца, каждый день года посвящается или воспоминанию особых событий, или памяти особых лиц, - говорится в одном из православных изданий. - В честь этого события или лица установлены особые песнопения, молитвы и обряды, которые вводят еще новые особенности в неизменный ход ежедневной службы - особенности, изменяющиеся с каждым днем. От этого образуется круг годового богослужения.

У каждого народа существуют свои праздники. У любого праздника - своя красота, свои обычаи, обряды и приметы. Немало их и в христианстве. Многие традиции мы утеряли, но многое сохранили, потому что они основаны на самых светлых, чистых порывах души.

Цель контрольной работы - рассмотреть православные праздники.

Достижение цели исследования реализуется через решение ряда взаимосвязанных задач:

1. Дать общую характеристику православным праздникам.

2. Рассмотреть двунадесятые праздники.

3. Раскрыть великие и престольные праздники.

Объектом контрольной работы является теория религии.

Предметом - православные праздники.

При написании контрольной работы были использованы учебные материалы таких авторов, как Исаева Е. Л., Зеленков М.Ю. и др.

1. Двунадесятые преходящие праздники

Праздники занимают важное место в христианском культе. В церковных календарях нет ни одного дня в году, в который не отмечалось бы то или иное событие, связанное с именем Христа, Богородицы, святых, чудотворных икон, креста. В честь этого лица или события установлены особые песнопения, молитвы и обряды.

В числе двунадесятых праздников отмечается Рождество Христово; Троица, или Пятидесятница, посвящена новозаветному рассказу о сошествии на пятидесятый день после Пасхи Святого Духа на апостолов; Сретение Господне, основным сюжетом которого стал евангельский рассказ о благословлении родившегося Иисуса в Иерусалимском храме как Бога; Крещение Господне (Богоявление) - установлен в честь крещения в Иордане Иисуса Христа Иоанном Крестителем; Преображение Господне - посвящено евангельскому рассказу о преображении Христа на горе в присутствии его учеников; Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение) - в основе которого лежит евангельский рассказ о посещении Христом и его учениками Иерусалимского храма, откуда он изгнал менял и торговцев; Вознесение Господне - отмечается как вознесение Христа на небо на сороковой день после воскресения; Воздвижение Креста Господня - посвящен найденному кресту, на котором был распят Христос на Голгофе; Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Благовещение и Успение Божией Матери - четыре двунадесятых праздника, посвященных матери Иисуса Христа.

За двунадесятыми праздниками следуют по своему значению пять великих праздников - Обрезание Господне, Рождество Иоанна Предтечи, Праздник святых Петра и Павла, Усекновение головы Иоанна Предтечи, Покров святой Богородицы. Они тоже пользуются большим почтением в православной церкви.

Повсеместно отмечаются престольные праздники. Так называются праздники, посвященные тем образам и событиям, в честь которых построен данный храм или его престол. Это праздники местные, хотя они могут отмечаться и как общехристианские.

Есть праздники, которые широко отмечаются только в России и потому называются русскими праздниками - Николин и Ильин день, спасы, праздники Владимирской иконы Божьей Матери, Казанской иконы Божьей Матери. В этих праздниках отразились особенности русского менталитета и значимые исторические события.

В зависимости от смысловой нагрузки и характера воспоминаний все существующие праздники можно условно подразделить на несколько категорий.

В первую очередь это праздники, посвященные воспоминаниям о событиях из жизни Спасителя, Богородичные праздники, к числу которых можно отнести и посвященные особо чтимым иконам Божией Матери, а также воспоминания о подвигах святых мучеников и Божиих угодников.

Значимость события православного праздника обусловливает то, предвосхищается ли он особыми службами предпразднества и попразднества, т. е. теми днями, когда верующие должны подготовить себя к восприятию его событий. Проще говоря, чем важнее для церкви событие праздника, тем торжественнее оно должно быть отмечено. Соответственно малые праздники и праздники местного значения отмечают либо менее помпезно, либо только в храмах определенной епархии. Последнее в основном касается престольных храмовых праздников и дней воспоминания местных святых.

Относительно календаря все праздники можно подразделить на преходящие и непреходящие, т. е. приуроченные к определенной дате. Главным преходящим праздником является Пасха. В зависимости от Пасхи вычисляют время празднования Вознесения, Входа Господня во Иерусалим, а также Пятидесятницы, событий Великого поста и Страстной седмицы. Главный непреходящий праздник года - Рождество Христово. Однако, прежде чем заглянуть в церковный календарь, следует знать, что все праздники Русской православной церкви принято отмечать в соответствии с юлианским календарем, поэтому в современном православном календаре обычно указывают две даты - по новому и по старому стилю.

Пасха - это наиболее почитаемый в православии общехристианский праздник, установленный в память воскресения распятого на кресте сына Божьего Иисуса Христа. Поскольку идея воскресения является центральной в христианстве, постольку и посвященному этому событию празднику отводится центральное место Культурология. ХХ век: Энциклопедия в 2-х томах. - СПб.: Университетская книга; ООО "Алетейя". 1998. . Православные богословы называют его «праздником праздников» и торжеством из торжеств. Этот праздник отмечается в первое воскресение после весеннего равноденствия и полнолуния. Для исчисления дня празднования пасхи составляются специальные таблицы - пасхалии.

Долгое время не утихали споры о времени празднования Пасхи, пока в 325 г. на I Вселенском соборе в Никее не приняли постановления о ее в первое воскресенье после весеннего равноденствия и следующего за ним полнолуния. В разные годы этот день может наступить в период начиная с 21 марта и заканчивая 24 апреля по старому стилю.

Накануне Пасхи около одиннадцати часов вечера во всех храмах служат полунощницу Великой субботы, после чего благовест возвещает о начале крестного хода. Верующие во главе со священнослужителями выходят из храма с зажженными свечами в руках. Во время того как крестный ход обходит вокруг здание храма, торжественный благовест сменяется непрерывным перезвоном колоколов - от больших до самых маленьких. Колокольный перезвон прекращается, когда процессия снова подходит к закрытым дверям храма, которые символизируют гробницу Спасителя. Затем звучит праздничный тропарь и притвор храма открывается. В этот торжественный момент служащий священник возвещает народу: «Христос воскресе!», на что верующие хором отвечают: «Воистину воскресе!». Так начинается первая утреня Пасхи.

На первой пасхальной литургии по давней традиции читают первую главу из Евангелия от Иоанна, которая нередко звучит на разных языках - русском, греческом, английском, т. е. на тех, на которых говорят христиане разных стран мира. Особую торжественность пасхальной службы подчеркивают и благозвучные песнопения, и особый звон колоколов, а в самом конце службы происходит освящение артоса - огромной просфоры, по форме напоминающей кулич. В течение всей Пасхальной седмицы артос стоит рядом с Царскими вратами, затем после субботней литургии служат чин раздробления артоса и раздают его кусочки молящимся.

После окончания литургии можно разговеться, т. е. угоститься освященным куличом, крашеным яичком или кусочком творожной пасхи. С этого момента заканчивается Великий пост, и миряне могут принимать обычную пищу. На Светлой седмице принято делиться пищей с голодными и помогать немощным и сиротам. Верующие посещают родственников и, по обычаю, обмениваются с ними троекратным поцелуем, сопровождаемым пасхальными возгласами. На Пасху принято дарить друг другу крашеные яйца в память о визите Марии Магдалины к римскому императору Тиберию. По преданию, Мария принесла ему весть о воскресении Христа и протянула яйцо, которое в древности считалось символом зарождения новой жизни. Тиберий скептически отнесся к этому известию и сказал, что поверит ее словам только тогда, когда преподнесенное яйцо покраснеет. И яйцо тотчас изменило цвет, после чего красные, или, говоря современным языком, крашеные, яйца стали одним из главных символов Воскресения Христова.

2) Вход Господень в Иерусалим.

Вход Господень в Иерусалим является одним из главнейших двунадесятых праздников, установленных Русской православной церковью. Впервые упоминание о его праздновании встречается в письменных источниках III в. Эта дата очень важна для христианского учения в целом, т. к. факт прихода Спасителя в город, где люди, облеченные властью, были особенно враждебно к нему настроены, указывает на то, что крестные страдания и смерть Иисуса были вольными. Время празднования Входа Господня в Иерусалим напрямую зависит от даты наступления Пасхи и приходится на день ровно за неделю до нее. О событиях, связанных с этим праздником, повествуют все без исключения евангелисты, что также указывает на его особую значимость.

3) Вознесение Господне.

Вознесение Господа празднуют на сороковой день после празднования Пасхи. Этот праздник всегда отмечают в четверг на шестой неделе, а традиции церкви относительно Вознесения восходят к апостольским временам. События, которым посвящено празднование Вознесения, связаны с окончанием земной деятельности Спасителя, которая с этого дня уступает место Его духовному пребыванию в Церкви. После воскресения Иисус на протяжении сорока дней являлся апостолам, наставляя их и утверждая в истинной вере. Он учил Своих избранников, каким образом им действовать после вознесения Его на небо.

4) Пятидесятница. День Святой Троицы.

В этот день церковь вспоминает события, связанные с сошествием на апостолов Святого Духа. Огненные языки Святого Духа явились ученикам Христовым в праздник ветхозаветной Пятидесятницы. От названия этого древнего праздника происходит первое название праздника современного. Второе название посвящено другому знаменательному событию, т. к. именно в этот день апостолам открылась третья ипостась Святой Троицы, после чего учение о Триедином Боге обрело для них полную ясность.

Среди прочих традиций Троицы существует обычай украшать дома и храмы зелеными ветвями деревьев, травой и цветами. Подобная традиция существовала еще в ветхозаветной церкви, но церковь Христа наполнила ее новым смыслом. В настоящее время зеленое убранство храмов символически означает процветание православной церкви и обновление человека Святым Духом.

С самых первых времен День Святой Троицы считается днем рождения христианской церкви, созданной не человеческими ухищрениями, но Божественной благодатью. В IV в. н.э. святой Василий Великий написал коленопреклоненные молитвы, доныне читаемые священниками на праздничной вечерне. По обычаю, вечерня Святой Троицы совершается сразу же после литургии.

2. Двунадесятые непреходящие праздники

Даты двунадесятых непреходящих праздников отмечают по строго установленным дням церковного календаря. К таким праздникам относятся: Рождество Христово, Рождество Пресвятой Богородицы, Введение Пресвятой Богородицы во храм, Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, Богоявление, или Крещение Господа нашего Иисуса Христа, Сретение Господне, Благовещение Пресвятой Девы Марии, Преображение Господне, Успение Божией Матери.

Даты двунадесятых непреходящих праздников отмечают по строго установленным дням церковного календаря.

Рождество Богородицы (21 сентября). Дата рождения Девы Марии - матери Иисуса Христа - в семье благочестивых праведников Ионима и Анны.

Этот день почитается как «начало спасения». Воздвижение Креста Господня - крестовоздвижение (27 сентября). Установление праздника связано с нахождением при раскопках в IV в. креста, на котором был распят Иисус Христос. Праздник символизирует искупление Иисусом грехов мира путем крестных страданий.

Введение во Храм Пресвятой Богородицы (4 декабря). По преданию, Марию, будущую Богородицу, в младенчестве принесли в иерусалимский храм для совершения обряда посвящения Богу. Такой обряд существовал лишь по отношению к мальчикам, поэтому посвящение девочки стало знаком высшего избранничества.

Рождество Христово (в православии празднуется 7 января). Хотя точная дата рождения Христа не установлена, современные исследователи называют 7-6 гг. до н.э., поскольку сегодня точно определена дата смерти царя Ирода Великого - 4-й год до н.э. А мы помним, что именно он приказал истребить всех младенцев в окрестностях города Вифлеема в надежде, что среди них окажется Христос.

Крещение Господне (19 января). Как указано в Священном Писании, Иисус Христос крестился в реке Иордан от пророка Иоанна, т. е. принял обряд очищающего омовения, символизирующий начало Его служения Богу. Греческое слово «баптисма» - «омовение» - переведено на славянский как «крещение», поскольку считается, что Иисус освятил обряд омовения своей смертью на кресте. Сретение Господне (15 февраля - на 40-й день после Рождества Христова). Этот праздник введен в IV в. в память о примечательном событии. Младенца Иисуса принесли в Храм для традиционного посвящения его Богу, где он и встретился со старцем Симеоном, которому ранее было предсказано, что он еще при жизни увидит Спасителя. Как пишет евангелист Лука, Симеон благословил Иисуса.

Благовещение (7 апреля). Празднуется как день, в который Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил о том, что она родит Сына Божьего.

Преображение Господне (19 августа). Во время молитвы на горе Фавор Иисус преобразился божественным светом, и апостолы Петр, Иоанн и Иаков увидели Христа в окружении пророков Моисея и Илии.

Успение Пресвятой Богородицы (28 августа). Отмечается в память о кончине Богоматери. Считается, что ее смерть наступила около 48 г. в городе Эфесе, где Иоанн Богослов (один из апостолов) жил после смерти Иисуса.

Большое значение Православная церковь придает постам. Пост, как правило, предшествует большим церковным праздникам.

Сущность поста - это «очищение и обновление человеческой души», приготовление к важному событию религиозной жизни.

Больших многодневных постов в русском православии четыре: перед Пасхой, перед днем Петра и Павла, перед Успением Богородицы и перед Рождеством Христовым.

православный пост праздник престольный

3. Великие и престольные праздники

Самым почитаемым в православии является праздник Покрова Богородицы, отмечаемый 1 октября по ст. стилю. По учению церкви, праздник установлен в честь событий 910 г., когда в Константинополе юродивому Андрею и его ученику Епифанию явилась Богородица и, покрыв их белым покрывалом, вознесла Богу молитву об избавлении всех людей от бед. Это появление Богородицы совпало с нападением сарацинов и убедило народ в том, что победа будет на стороне византийцев. На Руси этот праздник наложился на славянский праздник окончания осенних полевых работ и отмечается весьма широко и ярко. Церковь придала этому празднику смысл почитания Богородицы именно как хранительницы русского народа.

Два праздника, относящиеся к великим, связаны с именем Иоанна Предтечи или Крестителя. Это - Рождество Иоанна (7 июля) и Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября). По евангелиям, Иоанн является провозвестником, предтечей, пришествия на землю Иисуса Христа. Он будто бы крестил Христа в реке Иордан, а затем был брошен в темницу за выступление против царя Ирода и казнен по просьбе жены царя Иродиады, попросившей голову Иоанна. Вопрос о том, жил ли некогда на земле Иоанн Креститель, много лет вызывает споры среди ученых.

Большинство из них сейчас склонны считать его реальным историческим лицом. Однако евангельская история Иоанна - это миф, обусловленный желанием христианских теологов придать Иисусу черты мессии, появление которого предсказано в Ветхом Завете.

В действительности введение в церковный календарь Рождества Иоанна Крестителя преследовало своей целью вытеснить древний праздник летнего солнцеворота, широко отмечавшийся язычниками. А праздник усекновения головы Иоанна, или, как его называли в народе, Ивана Постного (в этот день был установлен однодневный пост), знаменовал собой начало осени, окончание сельскохозяйственных работ. Отсюда и бытовое содержание этих праздников, которое играло едва ли не большую роль, чем их религиозный смысл.

Широко отмечается в православии праздник апостолов Петра и Павла (12 июля). На Руси он совпадал с началом сенокоса. К тому же Петр у разных народов считался покровителем рыбаков, пчеловодов, охранителем домашнего скота от хищников, что именно и создало среди верующих авторитет этому празднику. А вот относящийся к великим праздник обрезания господня особой популярностью не пользуется, поскольку знаменует иудейский обряд обрезания, который не был воспринят христианами. Но в нашей стране в этот день все-таки проходят народные празднества, поскольку праздник обрезания господня приходится на 14 января («старый Новый год»).

Престольные праздники занимают большое место в быту верующих. Каждый православный храм посвящен какому-нибудь образу (Христу, Богородице, святым и т. д.) или событию христианской истории. В памятный день этого образа или события и отмечается храмовый престольный праздник. Впервые на Руси престольные праздники стали отмечаться в период феодальной раздробленности (XII- XIII века) и отражали стремление князей приобрести отдельных покровителей своей территории. В России некоторые святые почитаются повсеместно, а некоторые - только в отдельных регионах. Наиболее распространенными являются культы святого Николая Мирликийского (день памяти этого святого отмечается дважды в году), Ильи Пророка и великомученика Георгия.

Заключение

Таким образом по убеждению Церкви, ее праздники -- это не просто некое воспоминание совершившихся некогда событий; праздники приобщают верующих к той самой реальности, что стоит за тем или иным христианским торжеством и которая имеет над-временное и непреходящее значение. Всякий христианин в дни праздников призывается к соприсутствию при вспоминаемых Церковью событиях, к личному переживанию радостей и скорбей, казалось бы, давно минувших дней Священной истории.

Праздник - это всегда актуализация празднуемого события, становящегося реальностью именно сегодняшнего дня. На Рождество в Церкви звучит: “Днесь (т. е. сегодня) Христос раждается в Вифлиеме”, в праздник Богоявления: “Днесь освящается вод естество”, при Пасхальном торжестве: “Днесь Христос, смерть поправ... воскресе от гроба”. Церковь не живет воспоминаниями о вчерашнем дне, но для нее праздничная радость есть всегда радость “днесь”, как реальное и непрекращающееся богообщение.
Важно помнить, что с первых дней истории Церкви вся жизнь христиан -- даже в самые тяжелые дни гонений -- неизменно воспринималась Громова И. А. Православные и народные обряды. - М.: Дрофа, 2005. - С. 5-7. как единое и нескончаемое торжество, как один большой праздник.

Большинство важнейших праздников церковного года связаны в первую очередь с событиями Священной новозаветной истории, хотя некоторые из них и основываются на апокрифических источниках (например, Рождество Пресвятой Богородицы или Успение Пресвятой Богородицы), другие же вообще берут свое начало от гораздо более поздних чем евангельские воспоминаемых событий (Воздвижение Креста Господня или Покров Пресвятой Богородицы).

От века к веку -- вместе с менявшимися и перерабатывавшимися богослужебными уставами -- изменялись и богослужебные формы празднования того или иного памятного события. Все более усложнявшееся от столетия к столетию православное богослужение существенно меняло и устав служб двунадесятых и великих праздников, наделяя их новыми, еще более возвышенными поэтико-символическими чертами.

Список использованной литературы

1. Борунков Ю.Ф., Яблоков И.Н. Основы религиоведения. - М.: Высш. шк., 2006.

2. Громова И. А. Православные и народные обряды. - М.: Дрофа, 2005.

3. Зеленков М.Ю. Мировые религии: история и современность: Учебное пособие. - М.: Юридический институт МИИТа, 2006.

4. Исаева Е.Л. Православные праздники. - М.: РИПОЛ классик, 2008 - 64 с.

5. Культурология. ХХ век: Энциклопедия в 2-х томах. - СПб.: Университетская книга; ООО "Алетейя". 1998.

6. Лобазова О.Ф. Религиоведение. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006.

7. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. - М.: Центр, 2005.

8. Резник Е. В., Чудина Ю. Ю. Религии мира. Православие. - М.: Мир книги, 2007.

9. Сергеева А. Р. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность. - М.: Флинта, Наука, 2005.

10. Шелов-Ковердяев Ф. В. Особенности русского православия // Введение в культурную антропологию. - М.: ГУ ВШЭ, 2005.

11. Хоруженко К. М. Культурология. Энциклопедический словарь. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

Размещено на Allbest.ur

Подобные документы

    Торжественные дни в православии, посвященные чествованию значительных религиозных событий и особо чтимых святых. История возникновения православных праздников. Происхождение Пасхи; двунадесятые Господские, Богородичные, Великие и Престольные праздники.

    реферат , добавлен 17.08.2015

    Значение православных праздников для Русской церкви и православных христиан. Двунадесятые преходящие праздники: Пасха, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне. Рождество Христово, Сретение Господне, Благовещение. Великие и престольные праздники.

    контрольная работа , добавлен 30.12.2012

    Характеристика православных праздников годичного круга, которые подразделяются на праздники Господские, Богородичные (в память событий ее жизни: введение в храм, успение), праздники в честь "сил бесплотных" и праздники святых. Значение икон в православии.

    реферат , добавлен 15.12.2011

    Пасха - главное событие года для православных христиан. Двунадесятые непереходящие и переходящие праздники. Основные великие православные праздники. Покров Пресвятой Богородицы, Обрезание Господа нашего Иисуса Христа, День Святых апостолов Петра и Павла.

    реферат , добавлен 02.06.2011

    Сущность и понятие праздника, его виды. Армянская мифология и язычество. Праздники армян со времен язычества. Календарь апостольской церкви. Летне-осенние праздники армян. Особенности праздника Преображение Господне (Вардавар) у католиков и православных.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2014

    Вербное воскресенье - христианский праздник, отмечаемый в воскресенье, предшествующее Неделе Пасхи. Встреча Христа в Иерусалиме после воскрешения Лазаря. Первое упоминание об использовании вербы в богослужении на Руси. Тропарь Входу Господню в Иерусалим.

    презентация , добавлен 04.05.2016

    Значение и необходимость христианского календаря. Анализ Церковного Православного календаря. Назначение Богослужебных кругов, Пасхального (подвижного) цикла, Постов в Церковном Православном календаре. Христианские, двунадесятые переходящие праздники.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2012

    Состав, продолжительность и богословская насыщенность православного богослужения. Богослужебные тексты, употребляемые в Православной Церкви. Сущность и особенности всенощного бдения. Порядок проведения службы. Великие, средние и малые церковные праздники.

    презентация , добавлен 26.04.2014

    Священное Писание в гимнографии Пятидесятницы. Ветхозаветные пророчества и прообразы. Новозаветные события в гимнографии. Догматическое содержание песнопений Пятидесятницы. Догмат о Святой Троице. Нравственное перерождение человека действием Святаго Духа.

    курсовая работа , добавлен 02.11.2015

    История происхождения праздников и обрядов народов мира. Христианские праздники, различаемые по объекту прославления, степени торжественности и по времени их проведения. Курбан-байрам - Праздник жертвоприношения. Памятные даты в иудаизме и буддизме.

в правосл. Церкви одна из составляющих круга праздников года церковного . Праздники и воспоминания Г. п. б. к. (в отличие от праздников и воспоминаний годового неподвижного богослужебного круга) не приурочены к датам по солнечному календарю, а зависят от праздника Пасхи , не имеющего фиксированной даты по солнечному календарю (она рассчитывается по солнечно-лунному циклу пасхалии). В разные годы правосл. Пасха может приходиться на дни с 22 марта по 25 апр. (ст. ст.).

Пасхе предшествуют периоды приготовления и покаяния (т. е. подготовительный период к Великому посту и период Великого поста) и воспоминания скорбных событий предания Христа на смерть и Его Распятия (период Страстной седмицы) и последует радостный период Пятидесятницы , посвященный празднованию Воскресения Христова и событий, непосредственно с ним связанных,- Вознесения Господня и Сошествия Св. Духа на апостолов. Этот радостный период заканчивается воскресеньем после праздника Пятидесятницы, когда празднуется память Всех святых.

Как и в седмичном и годовом неподвижном кругах, воспоминания дней Г. п. б. к. сосредоточены в гимнографических песнопениях и библейских и святоотеческих чтениях, составляющих изменяемые части служб суточного круга . Гимнографические последования Г. п. б. к. и ветхозаветные чтения этого периода содержатся в Триоди , традиционно разделяемой на Постную и Цветную. Постная Триодь охватывает период Великого поста и Страстной седмицы, до вечерни в день Великой субботы , Цветная Триодь - период Пятидесятницы, от Пасхи до Недели всех святых. Свое название Цветная Триодь получила от праздника Входа Господня в Иерусалим (Недели ваий, называемой также Цветной неделей - см., напр., в Постной Триоди: - Л. 386 об.), т. к. в ранней традиции (в Русской Церкви сохранявшейся до сер. XVII в.) 2-я ч. Триоди начиналась не с последования Пасхи, а со службы Лазаревой субботы, тесно связанной с праздником Входа Господня в Иерусалим. Традиц. наименование Цветной Триоди в серб. церковном обиходе «Триод Лазаревац» также указывает на начало Лазаревой субботы. Цветная Триодь, когда она начинается с Пасхи, может называться «Пентикостарион» (Пятидесятница; в греч. Церквах принято именно это наименование, тогда как Постная Триодь называется просто Триодью).

Из-за постоянного использования за богослужением Триоди ту часть года, к-рая содержит памяти и праздники Г. п. б. к., называют также «периодом пения Триоди» в отличие от «периода пения Октоиха» - всего остального времени года (Розанов . Устав. С. 10). Устав богослужения Г. п. б. к. описывается в 2 главах Типикона - 49-й (для Триоди Постной) и 50-й (для Триоди Цветной). 51-я глава содержит устав апостольского (Петрова) поста, начинающегося сразу после Недели всех святых.

Господские праздники в составе Г. п. б. к.

Основную структуру Г. п. б. к. формируют неск. важнейших в году Господских праздников . Главный из них - Пасха, «праздников праздник»; вслед за ней по значимости идут 3 двунадесятых Господских праздника Г. п. б. к.: Вход Господень в Иерусалим (празднуется за неделю до Пасхи), Вознесение Господне (через 40 дней после Пасхи), Пятидесятница (называемая также Троицей, воспоминание Сошествия Св. Духа). К Господским двунадесятым праздникам примыкает неделя Антипасхи , к-рая хотя и не относится формально к двунадесятым праздникам, но близка к ним по своему уставу. Также к Господским праздникам Г. п. б. к. относится Преполовение Пятидесятницы (уставные особенности его богослужения позволяют отнести Преполовение к средним или даже к малым праздникам, тем не менее Преполовение имеет 7-дневное попразднство с отданием), а в широком смысле - все воскресенья Г. п. б. к.

Воскресные дни Г. п. б. к.

являются важнейшим элементом его структуры. Тема, заданная в богослужении того или иного воскресенья, часто становится темой всей следующей седмицы. Среди недельных памятей Г. п. б. к. можно выделить 3 основные категории.

К 1-й принадлежат недели, темы богослужения к-рых связаны с евангельскими чтениями воскресной литургии. В Г. п. б. к. 6 таких недель, 3 до Пасхи: Мытаря и фарисея неделя (литургийное Евангелие: Лк 18. 10-14), Блудного сына неделя (литургийное Евангелие: Лк 15. 11-32), Мясопустная неделя , или Неделя о Страшном Суде (литургийное Евангелие: Мф 25. 31-46) - и 3 после: Расслабленного неделя (литургийное Евангелие: Ин 5. 1-15), Самаряныни неделя (литургийное Евангелие: Ин 4. 5-42), Слепого неделя (литургийное Евангелие: Ин 9. 1-38).

В то время как структура церковного года в целом, а также лекционарной системы в правосл. богослужении во 2-м тыс. по Р. Х. основывается на послеиконоборческой к-польской богослужебной традиции, гимнографические последования Постной Триоди сохранили следы влияния древнего иерусалимского богослужения . Эта традиция имела отличную от совр. лекционарную систему. В частности, в воскресные дни Великого поста читались: во 2-ю неделю - притча о блудном сыне (Лк 15. 11-32), в 3-ю - притчи о судье и вдове и о мытаре и фарисее (Лк 18. 1-14), в 4-ю - притча о милосердном самарянине (Лк 10. 25-37), в 5-ю - притча о богатом и о Лазаре (Лк 16. 19-31). Т. о., чтение, напр., притчи о блудном сыне в иерусалимской традиции располагалось внутри Великого поста. И хотя после IX в. правосл. мир повсеместно перешел на послеиконоборческую к-польскую лекционарную систему, развитие тем евангельских чтений согласно древней иерусалимской лекционарной системе до наст. времени можно найти в песнопениях Постной Триоди (в канонах воскресной утрени (во 2-5-ю недели поста) и в нек-рых песнопениях 3-6-й седмиц поста (прежде всего в самогласнах дня)). Т. о., в результате взаимодействия различных богослужебных традиций состав Постной Триоди стал таким, что, напр., темы притч о мытаре и фарисее и о блудном сыне возникают в Триоди дважды.

Ко 2-й категории можно отнести те воскресенья Г. п. б. к., памяти к-рых непосредственно не связаны с евангельскими чтениями: Сыропустную неделю (воспоминание изгнания Адама из рая), Православия неделю (память утверждения иконопочитания в 843; песнопения и литургийные чтения этого дня сохр. и древнюю память Всех св. пророков), неделю свт. Григория Паламы (в память утверждения учения свт. Григория о Божественных энергиях), Крестопоклонную неделю (празднование в честь Креста Господня; в К-поле с этого дня начиналось усиленное приготовление оглашаемых к таинству Крещения; с Крестопоклонной неделей связано т. н. средопостие - среда последующей седмицы, когда (как и в пятницу этой седмицы) совершается поклонение Кресту), жен-мироносиц неделю , память VII Вселенского Собора 787 г. в 7-ю неделю по Пасхе, Всех святых неделю .

В практике Русской и нек-рых др. Поместных Церквей следующее воскресенье после Недели всех святых отмечено соборной памятью всех национальных святых (см. ст. Всех святых, в земле Российской просиявших, неделя). Эти последования не входят в состав Триоди (напр., последование рус. святых помещается в служебной Минее за май или июнь) и, т. о., формально не относятся к памятям Г. п. б. к.

3-ю категорию воскресений Г. п. б. к. образуют недели, памяти к-рых связаны с близкими к ним памятями годового неподвижного богослужебного круга: как в различных редакциях Студийского устава, так и в принятом ныне Иерусалимском уставе это памяти преподобных Иоанна Лествичника и Марии Египетской , великих учителей поста и молитвы,- в 4-е и 5-е воскресенья Великого поста (к-польский Типикон Великой ц. IX-Х вв. указывал для этих воскресений памяти свт. Дометия и мч. Зиновия аналогично памяти сщмч. Поликарпа Смирнского во 2-е воскресенье Великого поста). Установление этих памятей, вероятно, связано с древней традицией переноса праздничных служб с будних дней на субботы и воскресенья поста (ср.: 51-е прав. Лаодик.); указание на это присутствует в нек-рых редакциях Студийского устава . Перенесение памятей было вызвано желанием сохранить уникальный характер богослужений седмичных дней Великого поста, т. к. совершение праздничных служб в честь почитаемых святых может не соответствовать общему покаянному настрою великопостного богослужения.

Субботы Постной Триоди, имеющие праздничное посвящение

Определенные памяти, связанные с годовым неподвижным богослужебным кругом, закреплены за нек-рыми субботними днями Великого поста. Это памяти Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, в сырную субботу; вмч. Феодора Тирона в субботу 1-й седмицы поста и Похвалы Пресв. Богородицы в субботу Акафиста . Как и в случае с воскресными днями, памяти, возможно, были перенесены на эти субботы с соответствующих дней праздников неподвижного богослужебного круга (напр., связь субботы Акафиста с праздником очевидна - в обеих службах звучат общие песнопения). Впрочем, возможно иное объяснение установления этих памятей. В нек-рых древних литургических традициях (напр., восточно-сир.) большинство памятей святых изначально являлись подвижными, поэтому, возможно, нек-рые из памятей суббот и недель Г. п. б. к. (напр., жен-мироносиц) сохранились как след древней практики связывать важнейшие праздники не с датой по юлианскому календарю, а с Г. п. б. к. (подробнее см. ст. Год церковный). Еще 2 субботы Постной Триоди, имеющие совершенно особый богослужебный чин, принадлежат к циклу Страстной седмицы (см. ниже).

Заупокойное богослужение Г. п. б. к.

2 дня вселенского (максимально полного) поминовения усопших - суббота мясопустная перед Мясопустной неделей и суббота перед Пятидесятницей, также называемая Троицкой,- принадлежат к Г. п. б. к. Заупокойную тематику имеют и 2, 3 и 4-я субботы Великого поста, но в Мясопустную и Троицкую субботы главной темой богослужения является поминовение усопших, тогда как в субботы Великого поста - прославление всех святых, а поминовение усопших становится второстепенной темой. При совпадении с памятью великого святого или с праздником заупокойная служба Мясопустной и Троицкой суббот не отменяется, но или праздничная служба, или заупокойная служба самой субботы переносится на др. день (см. ст. Вселенские субботы). В проч. заупокойные субботы (субботы поста) совершается обычное заупокойное богослужение, аналогичное богослужению по 13-й гл. Типикона (за исключением того, что прибавляются песнопения Триоди), к-рое при совпадении с памятью великого святого или с праздником отменяется (см. ст. Заупокойное богослужение). В связи с тем что в период от Лазаревой субботы до Антипасхи устав отменяет гласное поминовение усопших (панихиды, литии, заупокойные ектении), кроме негласного на литургии и (при необходимости) отпеваний, в Русской Церкви возникла традиция (не отмеченная в богослужебных книгах) совершать поминовение усопших во вторник 2-й седмицы по Пасхе, этот день называется Радоницей .

Великий покаянный канон

Еще один важный структурный элемент Г. п. б. к.- четверг 5-й седмицы Великого поста, когда на утрене полностью исполняется Великий канон прп. Андрея Критского (Иерусалимский устав определяет петь Великий канон по частям также и на повечериях первых 4 дней 1-й седмицы Великого поста).

Страстная седмица

С понедельника после праздника Входа Господня в Иерусалим начинается особый период в богослужении правосл. Церкви, к-рый продолжается до праздника Пасхи и носит название Страстной седмицы. К этому периоду непосредственно примыкают предшествующие ему как содержательно, так и хронологически Лазарева суббота и праздник Входа Господня в Иерусалим. Дни Страстной седмицы включают в название слово «великий» - Великий понедельник, Великий вторник и т. д. Это время воспоминания событий, непосредственно предшествовавших Воскресению Христову,- Его последних поучений в Иерусалиме, предательства Иуды, ареста, суда над Господом и Его Распятия. Богослужение этих дней, как и последующей Пасхи, не повторяется более никогда в году и является его вершиной (см. статьи Великие понедельник, вторник, среда ; Великий четверг ; Великая пятница ; Великая суббота).

Пасхальное богослужение

Общая структура памятей Г. п. б. к.

т. о., включает: 1) подготовительный период к Великому посту (где свои службы имеют Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне, Мясопустная вселенская заупокойная суббота, Мясопустная неделя и Сырная седмица (уже являющаяся периодом предварительного поста), заканчивающаяся субботой Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, и Сыропустной неделей); 2) период Великого поста (состоящий из 6 седмиц, каждая заключается своей неделей: Православия, свт. Григория Паламы, Крестопоклонной, прп. Иоанна Лествичника, прп. Марии Египетской, Входа Господня в Иерусалим; кроме недель особыми днями являются субботы поста (в первую очередь 1, 5 и 6-я - вмч. Феодора Тирона, Акафиста и Лазарева), среда и пятница 4-й и четверг 5-й седмиц, а отчасти и будние дни 1-й седмицы); 3) период Страстной седмицы (к к-рому примыкают Лазарева суббота и неделя Входа Господня в Иерусалим); 4) период Пятидесятницы (открывающийся Светлой седмицей и продолжающийся затем еще 6 седмиц, каждая из к-рых начинается своей неделей: Антипасхи, жен-мироносиц, о расслабленном, о самаряныне, о слепом, отцов VII Вселенского Собора; к особым дням периода Пятидесятницы относятся также праздники Преполовения Пятидесятницы и Вознесения Господня, дни отдания Пасхи, Преполовения и Вознесения, заупокойная Троицкая вселенская суббота); 5) сам праздник Пятидесятницы, его попразднство (включая понедельник Св. Духа на следующий день после праздника), отдание и Неделя всех святых.

Все воскресенья, а также субботы и особые дни Г. п. б. к. (в т. ч. дни Сырной, Страстной и Светлой седмиц) имеют уникальный богослужебный устав; устав первых 2 седмиц подготовительного периода к Великому посту обычный (но устав намеренно облегчает устав всего подготовительного периода к Великому посту в целом - сокращается число кафизм на утрене и др.); в седмичные дни Великого поста служба идет по великопостному чину, характеризуемому обилием земных поклонов, своеобразным строем служб и др. (см. ст. Великий пост); богослужение большинства дней Пятидесятницы сходно с богослужением попразднства двунадесятого праздника в месяцеслове (эти попразднства относятся к предшествующим памятям Цветной Триоди), хотя и имеет свои особенности.

Взаимодействие памятей Г. п. б. к. с неподвижным годовым богослужебным кругом

Устав соединения непраздничных последований неподвижного круга с последованиями Г. п. б. к. излагается в 49-й и 50-й главах Типикона. Одной из характерных особенностей великопостного устава является тенденция к уменьшению числа праздничных служб. Поэтому в той части неподвижного годового круга, к-рая часто выпадает на Великий пост, есть лишь неск. великих и средних праздников (т. е. обозначаемых знаками, и), а подавляющее количество дней содержит памяти святых без тропаря. Даже в том случае, когда последование святого (без праздничного знака) имеет нек-рые праздничные элементы (напр., тропарь или стихиру на ), в будние дни Великого поста они отменяются. Великопостные особенности богослужения (главная из к-рых - пение «Аллилуия» на утрене) отменяются только при совпадении с великим или средним праздником месяцеслова (от полиелея и выше - см. Знаки праздников месяцеслова).

Во мн. дни Г. п. б. к. Минея отменяется вовсе (это никогда не относится к празднику Благовещения Пресв. Богородицы и в нек-рых случаях - к др. важнейшим памятям). К ним относятся все воскресенья Г. п. б. к., все дни Страстной и Светлой седмиц, а также Мясопустная и Троицкая вселенские заупокойные субботы; субботы Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, вмч. Феодора Тирона, Акафиста и Лазаревой; среда и пятница 4-й и четверг 5-й седмиц поста; среды Преполовения Пятидесятницы, его отдания и отдания Пасхи; четверг Вознесения Господня и пятница его отдания; понедельник Св. Духа и суббота отдания Пятидесятницы. Последования Минеи, не спетые в эти дни, устав предписывает исполнять на повечериях седмичных дней Великого поста.

Сложные соединения последований Г. п. б. к. с неподвижными праздниками излагаются в Марковых главах , помещенных в месяцеслове Типикона (Гл. 48). Существует неск. больших циклов Марковых глав, посвященных соединению последований немногих праздников этого периода с различными днями Г. п. б. к.- 23 февр. (Обретение главы Иоанна Предтечи), 9 марта (40 мучеников), 25 марта (Благовещение, т. н. Благовещенские главы), 23 апр. (вмч. Георгия Победоносца), 8 мая (ап. Иоанна Богослова) и 25 мая (2-е и 3-е Обретение главы Иоанна Предтечи).

Влияние Г. п. б. к. на остальную часть года

Даты памяти и праздников Г. п. б. к., несмотря на то что они охватывают только часть года («период пения Триоди»), не только определяют годовой круг евангельских и апостольских чтений в текущем году (см. ст. Лекционарий), но и задают последовательность гласов Октоиха в течение всего года до следующей Пасхи.

Лит.: Никольский . Устав; Розанов . Устав; Дебольский Г . С ., прот . Дни богослужения Правосл. Церкви. Т. 2. СПб., 190110. М., 1996р; Афанасий (Сахаров), священноисп . О поминовении усопших по Уставу Правосл. Церкви. СПб., 1995.

А. А. Лукашевич

3. Круг годового богослужения.

Каждый день в году, каждое число, каждого из 12 месяцев года, посвящен воспоминанию или каких?либо священных событий, дорогих сердцу христианина, или памяти различных святых. Установленные в честь этих событий и лиц особые молитвословия, песнопения, чтения и обряды образуют собою круг годового богослужения. Некоторые из богослужений годового круга совершаются более торжественным образом, называются праздниками, а богослужения, совершаемые в них, делятся на Господские, Богородичные и святых. Некоторые из праздников совершаются всегда в определенные дни года и называются поэтому неподвижными. Величайший из всех христианских праздников - Пасха, в день которого мы прославляем Воскресение Христово, не приурочена к определенному дню года, а случается в разные дни в промежуток времени между 22 марта и 25 апреля, так как, по церковному установлению, она празднуется в первый воскресный день после весеннего полнолуния, случившегося после дня весеннего равноденствия. Поэтому Пасха является подвижным праздником. В зависимости от дня Пасхи празднуются и некоторые другие праздники, которые поэтому тоже являются подвижными. В зависимости от степени торжественности праздники делятся на великие, средние и малые. Важнейших праздников считается двенадцать, которые поэтому и называются двунадесятыми. В их число не входит Пасха, которая является «Праздником праздников и торжеством торжеств».

Из книги Азы православия автора Слепинин Константин

Суточный круг церковного богослужения Церковный Устав предписывает совершать в течение суток девять различных богослужений. Каждое имеет свою историю, символику и продолжительность, но духовно они образуют единое целое, называемое суточным кругом.В православном

Из книги Сектоведение автора Дворкин Александр Леонидович

23. Круг замкнулся Итак, круг замкнулся. Вместо прежнего неудавшегося объединения интернационалистов всех стран происходит всемирное объединение националистов на общей для них почве “древнего оккультного ведического знания”. И неважно, в чем оно проявляется - в

Из книги Загробная жизнь автора Фомин А В

ЗНАЧЕНИЕ ТРЕТЬЕГО, ДЕВЯТОГО, СОРОКОВОГО И ГОДОВОГО ДНЕЙ ОТ СМЕРТИ УСОПШЕГО Говоря о том, что требуется от живого, чтобы исполнить заповедь Христову, - искать царства божьего и себе и ближнему, где бы он ни был, на земле или уже за гробом, мы скажем здесь о знаменательных днях

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ БОГОСЛУЖЕНИЙ ГОДОВОГО КРУГА На земле по сотворении мира Бог освятил для Богослужения седьмой день (Быт. 2, 3), потом законом, данным Моисею на Синае, это служение распространил на все дни, повелев, ежедневно освящать утро и вечер

Из книги Том 2. Аскетические опыты. Часть II автора Брянчанинов Святитель Игнатий

Выписки из годового отчета епископа Игнатия о состоянии Кавказской епархии за 1858 год Окончив лечение в Кисловодске, Епископ направил путь свой для обзора Епархии вдоль южной, и потом - по юго-восточной стороне Ставропольской губернии.Чтоб уяснить по возможности

Из книги Кем был Иисус из Назарета? автора Ястребов Глеб Гарриевич

3. Узкий круг Рассмотрим теперь внимательнее, кто входил в этот узкий круг. В первую очередь это Симон Пётр - самый близкий ученик, самый близкий друг и товарищ. В Мф 16:17 Иисус называет его «Вариона». За греческим Вариона стоит, скорее всего, не арамейское Бар Йона («сын

Из книги Время богов и время людей. Основы славянского языческого календаря автора Гаврилов Дмитрий Анатольевич

Из книги Литургика автора (Таушев) Аверкий

Из книги Книга, которая лечит. Я забираю вашу боль! Энергия Сотворения автора Коновалов С. С.

Из книги Святой праведный Иоанн Кронштадтский автора Маркова Анна А.

1. Круг суточного богослужения Еще в Ветхом Завете установлено было освящать церковной молитвой определенные часы дня. Этот обычай перешел и в христианство. Служб, предназначенных св. Церковью для общественной молитвы и совершающихся каждый день в положенные часы, всего

Из книги Православный храм и богослужение [Нравственные нормы православия] автора Михалицын Павел Евгеньевич

2. Круг седмичного богослужения Кроме неизменяемых для каждого дня молитвословий суточного круга, в состав богослужения вводятся еще изменяемые молитвословия, находящиеся в связи с воспоминаниями, которые Церковь связывает с каждым днем седмицы.В первый день седмицы

Из книги Первая книга православного верующего автора Михалицын Павел Евгеньевич

13. Круг вседневного богослужения В круг вседневного богослужения, входят следующие 9–ть служб: 1. Девятый час, 2. Вечерня, 3. Повечерие малое (Великим постом Великое), 4. Полунощница, 5. Утреня, 6. Первый час, 7. Третий час, 8. Шестой час и 9. Божественная литургия, заменяемая иногда

Из книги автора

Замкнутый круг Начало работы - помогать другим1988 году Сергей Сергеевич Коновалов пришел по распределению работать в Окружной клинический госпиталь им. З. С. Соловьева. Год работы в отделении неотложной терапии и реанимации отодвинул на некоторое время его поиски нового

Из книги автора

Отрывки из проповедей годового круга Чем мы можем послужить Господу?: из слова в Неделю святых жен-мироносиц и праведного Иосифа Можно, возлюбленные, и нам – притом не раз и не два, а много раз делать дела, весьма подобные делам святых мироносиц и праведного Иосифа, и

Из книги автора

Праздники годового цикла По мере распространения Христовой веры увеличивалось число святых: мучеников и угодников Божиих. Величие их подвигов стало неисчерпаемым источником для благочестивых христиан-песнотворцев и художников, которые составляли в их память

Из книги автора

Праздники годового цикла По мере распространения Христовой веры увеличивалось число святых: мучеников и угодников. Величие их подвигов давало неисчерпаемый источник благочестивым христианским песнотворцам и художникам для составления в память их различных молитв и

Годовой круг богослужений – порядок служб на каждый день года. Такие службы совершаются только один раз в год и называются годичными. В дополнение к недельному кругу богослужений, практически каждый день в году посвящен памяти святых или священным событиям. Обряды и песнопения годового круга присоединяются к обрядам и песнопениям недельного круга. Сильнее всего видоизменяются службы в дни великих праздников и постов. По торжественности богослужения дни года делятся великие, средние и малые праздники, а также не праздничные дни.

Церковный год начинается 14 сентября (по старому стилю - 1-го), а весь годовой круг богослужений строится в зависимости от даты Пасхи. По времени празднования праздники делятся на подвижные (переходящие) и неподвижные (непереходящие). Непереходящие праздники подчиняются солнечному календарю и каждый год имеют одну и ту же дату. Даты переходящих праздников рассчитываются в зависимости от даты Пасхи и каждый год попадают на разные числа, зато празднуются один и тот же день недели.

Пасха , или – главный и самый торжественный церковный праздник с особыми, ни на что не похожими церковными службами. Пасха празднуется в первый воскресный день после весеннего полнолуния, после еврейской пасхи. Она не бывает раньше 4 апреля (22 марта) и позже 8 мая (25 апреля).

Следующими после Пасхи по значимости являются 12 великих двунадесятых праздников в честь Иисуса Христа и Божией Матери и пять великих недвунадесятых праздников. Накануне великих праздников всегда служится всенощное бдение:

Двунадесятые переходящие праздники:

Вход Господень в Иерусалим - за неделю до Пасхи;
Вознесение Господне - 40-й день после Пасхи;
День Святой Троицы, или Пятидесятница - 50-й день после Пасхи.

Двунадесятые непереходящие праздники:

Рождество Христово - 25 декабря (7 января);
Богоявление, или Крещение Господне - 6 (19) января;
Сретение Господне - 2 (15) февраля;
Благовещение Пресвятой Богородицы - 25 марта (7 апреля);
Преображение Господне - 6 (19) августа;
Успение Пресвятой Богородицы - 15 (28) августа;
Рождество Пресвятой Богородицы - 8 (21) сентября;
Воздвижение Креста Господня - 14 (27) сентября;
Введение во храм Пресвятой Богородицы - 21 ноября (4 декабря).

Великие недвунадесятые праздники:

Обрезание Господне и память свт. Василия Великого - 1 (14) января;
Рождество Иоанна Предтечи - 24 июня (7 июля);
Святых первоверховных апостолов Петра и Павла - 29 июня (12 июля);
Усекновение главы Иоанна Предтечи - 29 августа (11 сентября);
Покров Пресвятой Богородицы - 1 (14) октября.

Важной частью годового богослужебного круга являются посты . Это периоды воздержания, покаяния и усиленной молитвы о прощении грехов. Самые продолжительные и значимые посты – сорокадневные (перед Рождеством) и (перед Пасхой), а также (начинается через неделю после Пятидесятницы и длится от 8 до 42 дней) и (перед праздником Успения).

Также в году существуют особые дни, предназначенные для общецерковного поминовения усопших, – так называемые родительские дни . Это суббота перед Масленицей (мясопустная), субботы второй, третьей и четвертой недель Великого поста, суббота перед праздником Святой Троицы и вторник Фоминой недели (2-й недели после Пасхи), который также называется . В эти дни в храмах совершаются панихиды по всем усопшим. На Радоницу принято посещать могилы близких и молиться об их упокоении. Кроме того, в субботу перед днем памяти святого Димитрия Солунского (8 ноября) и 9 мая в Русской православной церкви совершается поминовение православных воинов, погибших на поле брани.

Посещая богослужение на протяжении нескольких лет, мы привыкаем к их порядку, видим некую последовательность и закономерность. Великие праздники, дни памяти святых повторяются снова и снова, позволяя нам увидеть те грани священных событий, которые ускользнули в прошлом году. Сегодня в нашей школе снова урок литургики, во время которого настоятель храма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского р.п. Мокроус священник Евгений Клементьев расскажет нашим ученикам о годовом круге богослужений..

Церковное богослужение имеет целью в чтении и песнопениях изложить истинное учение Христово, в лицах и действиях изобразить важнейшие события из священной истории, совершившиеся для нашего спасения, а также расположить верующих к молитве и покаянию. А главное, через Богослужение православные христиане входят в таинственное общение с Богом, через совершение Таинств при богослужении, а особенно Таинства Святого Причащения они получают от Бога благодатные силы для праведной жизни.

Как мы уже говорили на одном из уроков в нашей школе, все церковные богослужения делятся на три круга: суточный, недельный и годовой. Сегодня мы поговорим о том, какие службы составляют основу годового круга богослужений, о том, что в нем изменяемо, а что постоянно.

Переходящие и непереходящие праздники

Каждый день в году посвящается памяти тех или иных святых, а также и особым священным событиям. В церковном календаре установлено время праздников и время постов. Праздники также отличаются между собой по значимости, продолжительности и торжественности совершаемых богослужений.

Светлое Христово Воскресение (Пасха) является самым значимым событием церковного года. Это есть праздников Праздник и Торжество из торжеств. Пасха бывает не раньше 22 марта (4 апреля н. ст.) и не позже 25 апреля (8 мая н. ст.), в первый воскресный день после весеннего полнолуния.

Затем по значимости идут двенадцать великих праздников, установленных в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери, которые называются двунадесятыми. Есть праздники и в честь великих святых и в честь бесплотных Сил небесных - Ангелов. Потому все праздники в году по своему содержанию, делятся: на Господские, Богородичные и праздники, посвященные святым.

По времени празднования праздники делятся на: неподвижные, которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвижные, которые хотя бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии с временем празднования Пасхи.

Два этих круга сформировались на основе двух календарей - лунного и солнечного. Лунный календарь дал основу пасхальному циклу праздников, а солнечный - рождественскому. Пасха Христова - это самый первый праздник христиан, но он связан с Пасхой иудейской (ветхозаветной), так как Христос был распят накануне этого праздника. Еврейская Пасха рассчитывалась по лунному календарю и не имела твердой даты. Совет богословов Израиля ежегодно устанавливал праздник еврейской Пасхи по первому весеннему полнолунию. Поскольку время Смерти и Воскресения Христа совпало с днями ветхозаветной Пасхи, христиане оставили за праздником Воскресения Христова это же древнееврейское название, придав ему другой смысл. И в определении срока Пасхи Нового Завета им приходилось ориентироваться на Пасху иудейскую. В результате потребовались сложные вычисления, которые и создали принципы церковной Пасхалии. В зависимости от праздника Пасхи вычислялись и праздники Входа Господня в Иерусалим, Вознесения, Пятидесятницы. Эти праздники составляют «подвижный» круг, так как каждый год они приходятся на разные числа.

Праздник Рождества Христова более поздний по сравнению с Пасхой. Он стал праздноваться с конца II века. День и месяц рождения Иисуса Христа в Евангелиях не указан. Церковь избрала датой этого праздника 25 декабря, когда народы Римской империи (особенно ее западной части) праздновали «рождение Солнца». Дневное светило поднималось над точкой зимнего солнцестояния, и люди славили божественный Свет, грядущий в мир. Для Церкви же 25 декабря превратилось в прославление родившегося на земле Христа, которого отцы Церкви называли Солнцем Правды. День Рождества Христова каждый год приходился на один и тот же день зимнего солнцеворота (25 декабря ст. ст.) и числа остальных праздников (таких как Благовещение, Сретение Господне), высчитанные, исходя из этой даты, тоже не менялись. Так сложился «неподвижный» круг праздников.

В начале второго тысячелетия из церковных праздников выделились двенадцать главных, получивших в уставе название «двунадесятых». К числу непереходящих двунадесятых праздников относятся:

В число переходящих праздников, дата которых зависит от даты Пасхи, входят:

за неделю до Пасхи — Вход Господень в Иерусалим;

40-й день после Пасхи — Вознесение Господне;

50-й день после Пасхи — Пятидесятница;

Пасха не включена в число двунадесятых праздников, так как в церковном календаре она стоит особняком, воспринимаясь как «праздников праздник и торжество торжеств». Перед некоторыми большими праздниками были установлены дни «предпразднства», а несколько дней, следующих за праздником, получили название «попразднства». В дни предпразднства и попразднства за богослужением читаются и поются некоторые молитвословия и песнопения, посвященные данному празднику.

Дни памяти святых

В конце первого и в течение всего второго тысячелетия церковный устав продолжает обогащаться памятями святых и новыми праздниками. Например, в память о явлении Пресвятой Богородицы во Влахернском храме (X в.) был установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

К концу VIII века почти каждый день посвящен либо празднику, либо памяти святого. Об этом свидетельствует, в частности, преподобный Феодор Студит, который в одной из проповедей (произнесенной 28 января) говорит: «Вчера мы восхваляли святого Златоуста; сегодня восхваляем приснопамятного Ефрема, а завтра будем восхвалять другого святого».

Святые, память которых празднуется Церковью, в Типиконе подразделяются на несколько категорий в зависимости от того, насколько торжественной бывает посвященная им служба. Святой «со бдением» - это святой, в день памяти которого совершается всенощное бдение. В дни памяти святых «с полиелеем» на утрене положено совершать полиелей и петь великое славословие, в дни памяти святых «со славословием» - только славословие, без полиелея. Святому, имеющему знак «на 6», поется шесть стихир на «Господи, воззвах», а святому, не имеющему праздничного знака, только 3 стихиры. Есть в церковном календаре и святые, которым вообще не была составлена отдельная служба.

С наибольшей торжественностью отмечаются дни памяти святых «со бдением». В церковном календаре таких дней немного:

26 сентября / 9 октября и 8/21 мая — дни памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова;

30 января / 12 февраля — Трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста);

К перечисленным памятям святых добавляются те, которые имеют в Типиконе пометку: «аще хощет настоятель, творим бдение». Устав предписывает совершать бдение также в день памяти святого, которому посвящен храм.

Помимо лиц, вошедших в общеправославных список святых «со бдением», в каждой Поместной Православной Церкви есть особо почитаемые святые, которым совершается всенощное бдение. В славянских Церквах к числу таковых относятся, в частности, равноапостольные Кирилл и Мефодий (память 11/24 мая). В дополнение к дню памяти святителя Николая Мирликийского 6/19 декабря на Руси получил распространение еще один праздник, 9/22 мая, в честь перенесения его мощей из Мир Ликийских в итальянский город Бари 22. В Русской Православной Церкви всенощное бдение совершается также в дни памяти многих русских святых, включая преподобного Сергия Радонежского (5/18 июля и 25 сентября / 8 октября), святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена (5/18 октября), преподобного Серафима Саровского (2/15 января), святых новомучеников и исповедников Российских (в воскресенье после 25 января ст.ст.).

По мере распространения Христовой веры увеличивалось число святых. Величие их подвигов давало неисчерпаемый источник христианским песнотворцам и художникам для составления в память их различных молитв и гимнов, а также художественных изображений. Святая Церковь включила эти духовные произведения в состав церковного богослужения, приурочив чтение и пение последних ко дням памяти святых. Обширен и разнообразен круг этих молитв и песнопений; он развертывается на целый год, и на каждый день приходится не один, а несколько прославляемых