Как развивать творческие способности у детей. Творческие способности: особенности и развитие. Особенности развития творческого мышления
Юлия Демина
Как развивать творческие способности у детей?
Самое ближайшее окружение для ребенка детский сад и семья. Именно здесь у него впервые формируется правильное отношение к творческой деятельности .
Творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
В каком же возрасте необходимо начинать развитие творческих способностей ребенка ?
Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Если говорить о конкретных способностях , которые лежат в основе различных видов творческой деятельности ребенка, то самой ранней по развитию является музыкальная способность . Позднее развивается изобразительное творчество (1, 5 года) . Это связано, со способностью ребенка держать , карандаш, кисточку, уметь передавать увиденные образы. А в 4-5 лет ребёнок начинает изображать узнаваемые предметы. Самым поздним в своем формировании являются техническое детское творчество . Это связано с тем, что дети накапливают определенный опыт, позволяющий им экспериментировать, преображать и создавать что-то новое. Хотя основа к данному виду творчества лежит в тот период , когда ребенок берет в руки кубики и конструктор. Пытается создать из них что-то свое.
Как развивать творческие способности ребенка .
Творческие способности имеют свои составляющие. Это свойства личности, позволяющие смотреть на этот мир с новой точки зрения, отойдя от стандартного мышления. Это те способности , которые лежат в основе творческого мышления .
Развитие воображения . Воображение - способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Развивается во время игры когда ребенок представляет предметы которыми играет (берет кубик и говорит, что это - стол, а может - это чашка) .
Развитие качеств мышления , которые формируют креативность. Креативность - способность принимать и создавать новые идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка - способность решать задачи , используя предметы и обстоятельства необычным образом. Или умение видеть в одном предмете другой.
Условия успешного .
Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша : раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей . Необходимо, насколько это, возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность .
Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса , который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее , чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством , решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.
Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т . д.
Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей . Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь - в подсказку.
Давно известно, что для творчества необходимы комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству , проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям, не свойственным реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Публикации по теме:
Как развивать творческие способности у детей, или Готовимся к Новому году Очень часто слышим такое выражение «Развиваем творческие способности детей». Возникает вопрос: «Что обозначает эта фраза и для чего развивать.
Консультация для родителей «Как развить творческие способности у детей» КАК РАЗВИТЬ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ У ДЕТЕЙ. Многие родители на вопрос: «Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребенок вырос творческой личностью?»,.
Консультация для родителей «Что развивать раньше - способности или нравственность» Нравственность - это слышание другого человека, его беды, его нужды или его радости, его жизни. Анатолий Гармаев. О развитии способностей.
Консультация для родителей средней группы «Как развивать творческие способности дошкольников» Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов.
Консультация для родителей «Творческие способности и их роль в жизни ребенка» Консультация для родителей Творческие способности и их роль в жизни ребенка По преданию семь мудрецов Древней Греции, сойдясь в храме.
Статья предназначена родителям, которые поддерживают творческие наклонности своего ребенка. Даны рекомендации по освоению основных направлений в изобразительном искусстве.
Развивайте творчество в себе и своем ребенке
Рисование - один из видов изобразительной деятельности, в полной мере которого проявляется творчество детей разного возраста. Порой они начинают рисовать раньше, чем говорить. Как важно поддержать ребенка в самом начале его творческого пути. Главное - помочь ребенку увидеть мир, вселить в него уверенность в свои силы. Зажечь огонек радости и творчества можете и вы, родители!
Давайте с Вами вместе проанализируем все пути формирования знаний, навыков в области изобразительного искусства.
Первая задача - необходимо обогащать знания, представления детей о тех предметах и явлениях, которые они наблюдают, например, на прогулке в парке, при посещении театра, цирка. По мере получения новых впечатлений в процессе наблюдений рисунки детей обогащаются, изменяются, приобретают новые черты.
Обращайте внимание на то, что предметы, которые окружают вас и ваших детей могут быть разными: отличаться по цвету, по величине, по положению в пространстве. Может изменяться внешний вид предметов, например, деревья в разные времена года.
Для закрепления знаний можно предложить детям знакомство с произведениями искусства и для этого всей семьей посетите музей искусств. Покажите детям, какие художественные средства используют художники, изображая одно и то же явление на картинах.
После таких бесед рисунки ребят становятся более выразительными, интересными по цвету, разнообразнее по замыслу.
Еще одно средство способствует улучшению выразительности детских рисунков - это рассматривание иллюстраций в книгах . Вы с детьми часто читаете сказки и рассматриваете к ним иллюстрации. И на основе полученных впечатлений дети могут нарисовать героев сказок, животных. Подойдут такие темы: «Три медведя», «Сказочная птица», «Сказочный дворец» и т.д.
Необходимыми компонентами творчества являются процессы мышления, воображения, памяти . Поэтому развитие творческих способностей возможно только при одновременной активизации этих процессов. Понаблюдайте с детьми из окна вашего дома на облака, которые плывут по небу. Вот вам и игра «На что похожи облака?», «Найди предметы, окрашенные в холодные и теплые цвета».
Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять глубоким содержанием и совершенной формой. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимыми средствами воспитания любви к Родине, окружающей среде, природе, с которой ребенок встречается с малых лет.
Лучше всего раскрасить красками дымковскую (вятскую) игрушку. Элементы узора очень просты: прямые и волнистые линии, кружочки, точки. Если нет объемной фигурки, предложите ребенку бумажный силуэт барышни или лошадки. Также в книжных магазинах вы можете найти раскраски, в которых есть вся необходимая информация о народных игрушках, элементах узоров.
Овладение рисованием требует не только развитие восприятия, формирования образных представлений, воображения, но и развитие специальных движений руки, усвоение графических навыков и умений, позволяющих воплотить в рисунке образы представлений и воображения. Чтобы у детей развивалась мелкая моторика рук, можно использовать пальчиковую гимнастику . Инсценировать стихи, игры-потешки при помощи рук («Пять братьев», «Мальчик-пальчик, где ты был?», «Котята»), разминать пальцами пластилин, глину, запускать мелкие волчки, разглаживаем руками смятый лист бумаги - вот какие игры можно предложить всем членам вашей семьи. Эти упражнения способствуют развитию движений рук и ручной умелости, способности правильно держать кисть, карандаш в руке и владеть им. Особенно такие занятия необходимы для детей с ограниченными возможностями.
Итогом всей творческой деятельности всегда являются выставки, вернисажи.
Родители, организуйте выставку рисунков вашего ребенка. Самые интересные работы поместите в рамки, и украсьте ими пустую стену. Эта выставка не оставит равнодушными ваших гостей! Выставки детских работ повышает интерес к изобразительной деятельности, воспитывает бережное отношение к продуктам своего труда и труда своих товарищей, а впоследствии и окружающих людей.
Самостоятельная художественная деятельность обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Для этого в комнате ваших детей должен быть уголок для художественно-творческой деятельности , где ребенок сам выбирает материалы, средства для выполнения своего замысла.
В семье легко найти подход к ребенку, который стремится утвердиться в своей художественной практике. Важно, чтобы эти попытки были связаны со всем семейным укладом, чтобы ребенок чувствовал себя активным членом маленького, близкого ему коллектива. Если дома взрослые поощряют и поддерживают творческие наклонности ребенка, то они будут успешно развиваться.
Творческий потенциал в современном обществе очень ценится в любой профессии, поэтому его нужно раскрывать в ребёнке как можно раньше. Многие родители слишком зацикливаются на сенсорных каналах, памяти, мышлении, очень часто напрочь забывая о его воображении.
А ведь, если своевременно начать развитие творческих способностей у ребенка дошкольного возраста, то в дальнейшем ему гораздо легче будет даваться процесс обучения по многим предметам, которые сегодня требуют креативного подхода. Да и во взрослой жизни, даже если малыш не станет знаменитым актёром или популярным певцом, он сможет креативно подходить к решению многих задач, которые будут вставать на его жизненном пути. Не всё зависит от природных способностей: нужно уметь развить эти задатки.
Чтобы своевременно обеспечить полноценное развитие творческих способностей детей, нужно представлять, что это такое. Это комплексное понятие, включающее несколько составляющих, на которых родители и должны акцентировать внимание:
- стремление к открытиям;
- умение познавать;
- активность;
- фантазия;
- инициативность;
- стремление к познанию;
- умение находить нестандартное в привычных явлениях и вещах;
- живость ума;
- умение изобретать и открывать;
- свобода воображения;
- интуиция;
- умение на практике применять полученные знания, опыт;
- открытия и изобретения.
Обычно у детей дошкольного возраста желание познать всё новое и неизведанное просыпается уже в 2–3 года. Однако родители не всегда всерьёз относятся к фантазиям и небылицам своего малыша - и совершенно зря. Ведь именно в этом могут проявляться его первые, ещё не сформированные творческие способности. Взрослые об этом начинают задумываться уже ближе к школе, лет в 5–6, когда поезд ушёл. Так со скольки же лет начинать первые занятия по развитию креативного потенциала в детках?
Возрастные особенности
Творческие особенности личности начинают проявлять себя уже в раннем возрасте. И как только они будут замечены молодыми родителями, нужно тут же подхватывать эту эстафету и начинать заниматься с ребёнком. Иначе учителям приходится начинать с нуля, когда у детей не сформированы элементарные навыки творческой деятельности.
Каждый период характеризуется своими особенностями в развитии творческого потенциала малышей:
- 1–2 года : кто-то красиво двигается под музыку, точно улавливая её ритм; некоторые создают собственные картины; другие любят находиться в центре внимания - вот и нужно развивать творческие способности детей по их интересам и природным задаткам;
- 3–4 года : пик творческой активности малышей, и даже если вам кажется, что кроха ничем особенным не обладает, всё равно это не повод забросить занятия - напротив, нужно как можно больше и чаще обращаться к упражнениям и играм, развивающим творческие способности;
- 5–6 лет : занятия усложняются новыми заданиями, подготавливая дошкольника к дальнейшему процессу обучения и развивая в нём воображение, фантазию, таланты;
- 7–8 лет : младший школьный возраст характеризуется тем, что в это время начинается серьёзная творческая деятельность - изобразительная, музыкальная, театральная, и в каждой области ребёнок должен суметь себя проявлять, хотя доминировать будет какая-то одна, к которой у него имеются природные задатки.
Если ребёнок начинает усиленно врать, фантазировать, жить в собственном выдуманном мире, родители не должны спешить его ругать и наказывать. Скорее всего, в подобной ситуации виноваты сами взрослые, которые упустили нужный момент и не смогли направить творческие способности своего чада в нужное русло, и теперь они находят выход вот таким способом - через ложь. Многие родители оправдываются, что не имеют педагогического образования и не знают, что делать в таких случаях. Это отговорки, потому что существуют различные методы развития творческих способностей детей - достаточно простые и понятные.
Методы
Обычно методы развития творческих способностей используются на занятиях в детском саду, но они вполне пригодны и для применения их в домашних условиях. Это позволит родителям более полноценно оценить итоговые результаты.
1. Окружающий мир
- совместное обсуждение с ребёнком, что происходит вокруг на улице, дома, в транспорте;
- рассказы о животных и растениях;
- объяснение элементарных процессов, происходящих вокруг;
- ответы на все интересующие малыша вопросы: почему, как, зачем и откуда.
2. Развивающие игры
- покупайте детям настольные развивающие игры;
- у них должно быть много полезных, а не развлекательных игрушек;
- они должны соответствовать их возрасту;
- мозаики и конструкторы - самый оптимальный вариант.
3. Рисование
- очень часто творческие способности ребёнка раскрываются в изобразительной деятельности, так что у него всегда должны быть под рукой качественные, удобные, яркие карандаши, краски, фломастеры;
- не жалейте бумаги на это дело;
- никогда не ругайте кроху за изрисованные стены и испачканную в красках одежду: возможно, это и есть тот самый творческий хаос;
- сначала - изучите цвета, затем - познакомьтесь с геометрическими фигурами, покажите, как создаётся рисунок, а потом просто наблюдайте за результатами.
4. Лепка
- лепка развивает маленькие пальчики, творческие способности детей + к тому же позволяет им проявить всю их буйную фантазию;
- вначале пусть это будут простейшие шарики, лепёшки, колбаски, колечки;
- после этого они начнут сами лепить более сложные фигуры;
- пластилин должен быть ярким и мягким.
5. Чтение
- детям нужно читать в любое время дня, а не только ночью, причём не менее получаса в сутки, как утверждают специалисты;
- книги должны быть подобраны по возрасту и интересам;
- старайтесь знакомить ребёнка с разными жанрами произведений: сказками, рассказами, стихами;
- берите малышей с собой в библиотеку;
- книга дарит полёт фантазии и открывает огромные возможности для детского воображения, развивает творческие способности;
- тут же разыгрывайте сценки из книг, читайте по ролям, так как творческий потенциал можно выявить и через театрализованную деятельность: обычно этот метод нравится деткам любого возраста.
6. Музыка
- с младенчества давайте слушать крохе классическую музыку и детские песенки;
- пойте ему колыбельные как можно дольше;
- это развивает память и образное мышление.
Развивать творческие способности детей нужно не от случая к случаю, а везде и всегда. Родители должны создать ребёнку такую окружающую среду, которая будет способствовать его развитию: обеспечить его инструментами (красками, пластилином, конструктором и пр.), хвалить за успехи и терпение в достижении определённых результатов. Взрослые должны в пределах разумного давать волю детской фантазии и не сдерживать его креативной активности.
Способности являются психической особенностью человека, благодаря которой он может успешно овладевать теми или иными знаниями и навыками. Данное качество не влияет на само мастерство, а проявляется в быстроте и легкости приобретения определенных умений. Творческие способности могут проявиться в различных сферах деятельности. Они позволяют создать что-либо новое, не существовавшее до этого.
Помимо биологической базы таких качеств, среди которых врожденные анатомо-физиологические особенности, существует социальная, то есть окружение должно стимулировать их развитие. Таким образом, творческие способности у ребенка обусловлены следующими параметрами.
Во-первых, это наличие необходимых задатков и предрасположенности. К тому же необходимо иметь мотивацию к занятиям какой-либо деятельностью. При этом решающим моментом являются социальные обстоятельства. То есть если родители, педагоги или другие окружающие ребенка взрослые рано заметили творческую продуктивность его в какой-либо деятельности и начали заниматься с ним в этом направлении, то больше шансов, что он в будущем достигнет успеха, чем в случае если процесс пущен на самотек.
В работах психолога Торренса, который создал систему измерения творческих способностей, часто можно встретить рассуждения о том, что именно семья и школа влияют на развитие или уничтожение креативного потенциала ребенка. Часто испытывают проблемы в общении со сверстниками, так как не всякая группа приемлет отклонения от общего поведения или мышления. Существует несколько приемов, которые могут помочь адаптации талантливых личностей в коллективе.
Во-первых, необходимо учить ребенка озвучивать свои идеи доступно для других, чтобы общество воспринимало их как вклад, который служит и их собственным нуждам. Замечания другим нужно стараться высказывать доброжелательно.
Во-вторых, должны показать, что поддерживают идеи, принципы и идеалы, пользующиеся уважением в данном коллективе. Надо научить ребенка концентрировать внимание на выполнении определенного задания, а не распыляться на "личности" и достижение определенного статуса.
Эти приемы помогут и взрослым, и детям разрешать конфликты, при этом оставаясь независимыми, но и учитывая интересы группы.
Развитие творческих способностей учащихся в большой мере зависит от личности педагога. Стимулируя в своем ученике какое-либо качество, он сам должен им обладать. Компетентная личность адекватно воспринимает новые идеи и испытывает радость от своих побед, чем показывает ребенку убедительный пример.
Детей зависит от ряда условий. Поэтому в работе с одаренными малышами следует придерживаться следующих рекомендаций.
Важно создать уютную и безопасную психологическую атмосферу. Нужно не только поддерживать ребенка в его начинаниях, но и проявлять сочувствие к его неудачам. Лучше избегать каких-либо негативных отзывов о работе малыша. Взрослым необходимо помогать ребенку, если он испытывает разочарование или сомнение - чувства, которые обязательно встретятся в прцессе творческого поиска. Рекомендуется учить детей находить награду в самом себе и меньше переживать из-за непризнания своих достижений окружающими.
Творческие способности необходимо поддерживать, создавая для этого максимально благоприятную атмосферу. Можно посоветовать личностям, которые ими обладают, стать "разумными авантюристами", то есть иногда полагаться в открытиях только на свою интуицию, несмотря на риск.
Взрослым - родителям и педагогам - нужно знать, что творческие способности в той или иной степени присущи большинству детей. А вот то, насколько они будут развиты, смогут ли впоследствии принести пользу, зависит от окружения малыша.
Творческая деятельность в современном обществе ценится очень высоко, а представители специальностей, связанных с творческой средой, пользуются всё большей востребованностью. Фотографы, организаторы праздников и вечеринок, дизайнеры и стилисты, веб-дизайнеры, флористы и много-много других мастеров творческих течений и сфер обладают особенным талантом в своей области. А ведь развитие такого таланта следует начинать с детства, и если родители уделяют должное внимание этому направлению развития, то ребёнок находит своё истинное предназначение в жизни. Зачастую большая часть внимания уделяется родителями развитию таких областей, как память, мышление или речь. Фантазия же и воображение остаются без поддержки, формируясь у малыша самостоятельно. Здесь всё зависит от того, насколько сильны природные задатки у маленького человечка.
Творческие способности ребёнка – что они собой представляют
Под понятием «творчество» в научной среде понимают активное самовыражение, которое может осуществляться через какие угодно формы. Это может быть меткое слово или выражение мыслей в стихах, создание мелодии, скульптуры или оригинального рисунка. Даже в работе, связанной с точными науками (химические исследования, бухгалтерия) для получения хорошего и эффективного результата желательно применять творческие способности.
У ребёнка дошкольного возраста творческими способностями называют индивидуальные качества личности, обуславливающие успешность реализации того или иного вида творческой деятельности. Творческие способности дошкольника состоят из большого количества компонентов, среди которых присутствуют и такие умения, как:
- Распознание тех событий и фактов, которые не видят другие дети.
- Продуцирование большого количества идей за маленький промежуток времени.
- Стремление к постоянному познанию.
- Организация условий, в которых тот или иной объект может проявить в полной мере свою скрытую сущность.
- Лёгкость ассоциации понятий, значительно отдалённых друг от друга.
- Самостоятельное создание альтернатив для решения тех или иных задач.
Наличие всех вышеперечисленных качеств у ребёнка-дошкольника обусловлено прекрасным креативным мышлением и воображением. Развитие творческих способностей детей как раз и основывается на совершенствовании имеющихся задатков и навыков.
Определить уровень развития творческих способностей у детей дошкольного возраста можно посредством применения разнообразных методик. Самой распространённой из них является анализ детских рисунков, который помогает определить:
- Насколько правильно ребёнок может передавать положение указанного объекта в пространстве.
- Если ли у создаваемого дошкольником образа эмоциональность?
- Насколько полным является содержание изображения.
- Умеет ли ребёнок в полной мере раскрыть задуманный сюжет картинки.
Уровень развития творческого воображения у детей дошкольного возраста даёт понятие о способности ребёнка к тем или иным направлениям творчества. Благодаря такой информации можно выявить те творческие сферы, на которые следует сделать упор для того, чтобы сделать самовыражение маленького непоседы более явственным и активным.
Вообще детский возраст – идеальное время для развития самых различных способностей, в том числе – творческих. Ребёнок в дошкольном возрасте обладает большой любознательностью, стремится к познанию окружающего мира. Обусловлено это отсутствием стереотипов и независимостью мышления. Творческий потенциал взрослого человека во многом зависит от того, насколько интенсивно развивались у дошкольника творческие способности и применялись все возможности для этого.
Создание условий для творческого развития малыша
Чтобы творческие способности ребёнка развивались правильно и в нужном направлении, максимально раскрывались и давали возможности для успешного творческого развития, следует создавать определённые условия:
Развиваем творческое воображение
В быту человеческое воображение не играет никакой существенной роли, поскольку принадлежит к разряду несуществующих, нереальных, фантастических элементов. Но в науке это качество человеческой личности очень ценится, поскольку помогает представить какой-то предмет, которого нет в природе вообще, или просто он находится в отдалении от человека.
Благодаря хорошему воображению человек имеет возможность удерживать несуществующий предмет в памяти и даже совершать с ним различные манипуляции. Активность воображения подразделяется на 4 стадии:
- Первая стадия творческого воображения у ребёнка-дошкольника проявляется во время сна. Восприятие информации здесь не зависит от осознанных желаний человека.
- Творческое воображение в более активной степени проявляет себя в приятных грёзах.
- Ещё большую активность имеет воображение, проявляющее себя в периоды прослушивания музыки, чтения литературных произведений или стихов. Слуховое или зрительное восприятие помогают создать соответствующие образы.
- Творческая деятельность является наивысшей формой проявляемого воображения.
Творческое воображение предполагает создание совершенно нового образа, который не был известен раньше. Детям дошкольного возраста не известны названия приёмов творческого воображения, однако они с ними знакомятся с самого раннего детства, при помощи сказок, которые им читают родители. Немного позже такие приёмы используются самими детьми, во время творческого процесса по придумыванию собственных сказочных персонажей, изображения их в рисунке.
Творческое воображение в детском возрасте развивается в ходе игры. Малышу гораздо легче смоделировать фантазийную ситуацию, совершая манипуляции с реальными предметами. К примеру, если у дошкольника есть палочка, он может представить себя всадником, оседлав её. Очень желательно, чтобы подобный замещающий объект был схож с реальным. Тогда представление осуществится легче. Для ребёнка старшего дошкольного возраста схожесть объекта замещения с настоящим предметом не имеет особого значения, поскольку воображение у них уже усовершенствовано. Постепенно у ребёнка даже отпадает необходимость в создании внешней опоры, и он может представлять предмет, которого нет поблизости. Представляемый объект наделяется новым смыслом, а действия с ним совершаются исключительно в воображении дошкольника. Именно в такой момент творческое воображение преобразуется в процесс психического характера, а нафантазированная ситуация реализуется только во внутреннем мире маленького непоседы.
Особенности развития творческого мышления
Творческое мышление у деток дошкольного возраста предполагает формирование следующих качеств мыслительной функции:
- Диалектичность. Возможность детского мышления находить противоречия в системах различного типа, мешающие совершенствованию, и устранять их.
- Ассоциативность. Нахождение взаимосвязи между предметами и событиями, которые на первый взгляд несопоставимы. Благодаря ассоциативности творческое мышление ребёнка-дошкольника становится нестандартным.
- Системность. Способность воспринимать предметы и явления в целостной связи. Такое свойство творческого мышления помогает дошкольнику разглядеть характеристики предмета во всём его многообразии, а также определять на примерах отдельно взятых объектов системы уровень соотношения с другими типами систем.
Творческие способности у малыша и роль совместного взаимодействия в их развитии с родителями
Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности, танцах, музыке или других видах искусства гораздо лучше и эффективнее при взаимодействии ребёнка со взрослыми, родителями. Совместное творчество подобного типа имеет много плюсов, среди которых есть и такие:
- Происходит стимулирование и обогащение взаимоотношений родителей с детьми.
- Процесс социализации ребёнка-дошкольника происходит легче и быстрее.
- Малышу предоставляется возможность знакомства с основами эффективного сотрудничества.
- Авторитарного давления со стороны родителей нет. Малыш в полной мере осознаёт свою значимость в семье, и может без опаски выразить собственное «Я».
- В процессе совместного творчества складывается благоприятная атмосфера для развития фантазии у детей-дошкольников и взрослых.
Родители маленького непоседы хорошо знакомы с тем, насколько много у ребёнка нерастраченной энергии, которую он направляет в неправильное русло. При взаимодействии с родителями в игровом процессе у малыша происходит эмоциональная разрядка, а энергия идёт на пользу его же организму. В итоге сил на капризы и хныканья у него не остаётся. Заниматься с ребёнком совместным творчеством следует в хорошем настроении, чтобы у него в ходе игры не возникало плохого настроения. К предстоящей деятельности следует готовиться заблаговременно, чтобы в ходе игры не возникло необходимости искать требуемый предмет.