Как развивать творческие способности у детей. Творческие способности: особенности и развитие. Особенности развития творческого мышления

Юлия Демина
Как развивать творческие способности у детей?

Самое ближайшее окружение для ребенка детский сад и семья. Именно здесь у него впервые формируется правильное отношение к творческой деятельности .

Творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

В каком же возрасте необходимо начинать развитие творческих способностей ребенка ?

Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Если говорить о конкретных способностях , которые лежат в основе различных видов творческой деятельности ребенка, то самой ранней по развитию является музыкальная способность . Позднее развивается изобразительное творчество (1, 5 года) . Это связано, со способностью ребенка держать , карандаш, кисточку, уметь передавать увиденные образы. А в 4-5 лет ребёнок начинает изображать узнаваемые предметы. Самым поздним в своем формировании являются техническое детское творчество . Это связано с тем, что дети накапливают определенный опыт, позволяющий им экспериментировать, преображать и создавать что-то новое. Хотя основа к данному виду творчества лежит в тот период , когда ребенок берет в руки кубики и конструктор. Пытается создать из них что-то свое.

Как развивать творческие способности ребенка .

Творческие способности имеют свои составляющие. Это свойства личности, позволяющие смотреть на этот мир с новой точки зрения, отойдя от стандартного мышления. Это те способности , которые лежат в основе творческого мышления .

Развитие воображения . Воображение - способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Развивается во время игры когда ребенок представляет предметы которыми играет (берет кубик и говорит, что это - стол, а может - это чашка) .

Развитие качеств мышления , которые формируют креативность. Креативность - способность принимать и создавать новые идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка - способность решать задачи , используя предметы и обстоятельства необычным образом. Или умение видеть в одном предмете другой.

Условия успешного .

Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша : раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей . Необходимо, насколько это, возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность .

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса , который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее , чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством , решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т . д.

Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей . Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь - в подсказку.

Давно известно, что для творчества необходимы комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству , проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям, не свойственным реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Публикации по теме:

Как развивать творческие способности у детей, или Готовимся к Новому году Очень часто слышим такое выражение «Развиваем творческие способности детей». Возникает вопрос: «Что обозначает эта фраза и для чего развивать.

Консультация для родителей «Как развить творческие способности у детей» КАК РАЗВИТЬ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ У ДЕТЕЙ. Многие родители на вопрос: «Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребенок вырос творческой личностью?»,.

Консультация для родителей «Что развивать раньше - способности или нравственность» Нравственность - это слышание другого человека, его беды, его нужды или его радости, его жизни. Анатолий Гармаев. О развитии способностей.

Консультация для родителей средней группы «Как развивать творческие способности дошкольников» Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов.

Консультация для родителей «Творческие способности и их роль в жизни ребенка» Консультация для родителей Творческие способности и их роль в жизни ребенка По преданию семь мудрецов Древней Греции, сойдясь в храме.

Статья предназначена родителям, которые поддерживают творческие наклонности своего ребенка. Даны рекомендации по освоению основных направлений в изобразительном искусстве.

Развивайте творчество в себе и своем ребенке

Рисование - один из видов изобразительной деятельности, в полной мере которого проявляется творчество детей разного возраста. Порой они начинают рисовать раньше, чем говорить. Как важно поддержать ребенка в самом начале его творческого пути. Главное - помочь ребенку увидеть мир, вселить в него уверенность в свои силы. Зажечь огонек радости и творчества можете и вы, родители!

Давайте с Вами вместе проанализируем все пути формирования знаний, навыков в области изобразительного искусства.

Первая задача - необходимо обогащать знания, представления детей о тех предметах и явлениях, которые они наблюдают, например, на прогулке в парке, при посещении театра, цирка. По мере получения новых впечатлений в процессе наблюдений рисунки детей обогащаются, изменяются, приобретают новые черты.

Обращайте внимание на то, что предметы, которые окружают вас и ваших детей могут быть разными: отличаться по цвету, по величине, по положению в пространстве. Может изменяться внешний вид предметов, например, деревья в разные времена года.

Для закрепления знаний можно предложить детям знакомство с произведениями искусства и для этого всей семьей посетите музей искусств. Покажите детям, какие художественные средства используют художники, изображая одно и то же явление на картинах.

После таких бесед рисунки ребят становятся более выразительными, интересными по цвету, разнообразнее по замыслу.

Еще одно средство способствует улучшению выразительности детских рисунков - это рассматривание иллюстраций в книгах . Вы с детьми часто читаете сказки и рассматриваете к ним иллюстрации. И на основе полученных впечатлений дети могут нарисовать героев сказок, животных. Подойдут такие темы: «Три медведя», «Сказочная птица», «Сказочный дворец» и т.д.

Необходимыми компонентами творчества являются процессы мышления, воображения, памяти . Поэтому развитие творческих способностей возможно только при одновременной активизации этих процессов. Понаблюдайте с детьми из окна вашего дома на облака, которые плывут по небу. Вот вам и игра «На что похожи облака?», «Найди предметы, окрашенные в холодные и теплые цвета».

Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять глубоким содержанием и совершенной формой. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимыми средствами воспитания любви к Родине, окружающей среде, природе, с которой ребенок встречается с малых лет.

Лучше всего раскрасить красками дымковскую (вятскую) игрушку. Элементы узора очень просты: прямые и волнистые линии, кружочки, точки. Если нет объемной фигурки, предложите ребенку бумажный силуэт барышни или лошадки. Также в книжных магазинах вы можете найти раскраски, в которых есть вся необходимая информация о народных игрушках, элементах узоров.

Овладение рисованием требует не только развитие восприятия, формирования образных представлений, воображения, но и развитие специальных движений руки, усвоение графических навыков и умений, позволяющих воплотить в рисунке образы представлений и воображения. Чтобы у детей развивалась мелкая моторика рук, можно использовать пальчиковую гимнастику . Инсценировать стихи, игры-потешки при помощи рук («Пять братьев», «Мальчик-пальчик, где ты был?», «Котята»), разминать пальцами пластилин, глину, запускать мелкие волчки, разглаживаем руками смятый лист бумаги - вот какие игры можно предложить всем членам вашей семьи. Эти упражнения способствуют развитию движений рук и ручной умелости, способности правильно держать кисть, карандаш в руке и владеть им. Особенно такие занятия необходимы для детей с ограниченными возможностями.

Итогом всей творческой деятельности всегда являются выставки, вернисажи.

Родители, организуйте выставку рисунков вашего ребенка. Самые интересные работы поместите в рамки, и украсьте ими пустую стену. Эта выставка не оставит равнодушными ваших гостей! Выставки детских работ повышает интерес к изобразительной деятельности, воспитывает бережное отношение к продуктам своего труда и труда своих товарищей, а впоследствии и окружающих людей.

Самостоятельная художественная деятельность обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Для этого в комнате ваших детей должен быть уголок для художественно-творческой деятельности , где ребенок сам выбирает материалы, средства для выполнения своего замысла.

В семье легко найти подход к ребенку, который стремится утвердиться в своей художественной практике. Важно, чтобы эти попытки были связаны со всем семейным укладом, чтобы ребенок чувствовал себя активным членом маленького, близкого ему коллектива. Если дома взрослые поощряют и поддерживают творческие наклонности ребенка, то они будут успешно развиваться.

Творческий потенциал в современном обществе очень ценится в любой профессии, поэтому его нужно раскрывать в ребёнке как можно раньше. Многие родители слишком зацикливаются на сенсорных каналах, памяти, мышлении, очень часто напрочь забывая о его воображении.

А ведь, если своевременно начать развитие творческих способностей у ребенка дошкольного возраста, то в дальнейшем ему гораздо легче будет даваться процесс обучения по многим предметам, которые сегодня требуют креативного подхода. Да и во взрослой жизни, даже если малыш не станет знаменитым актёром или популярным певцом, он сможет креативно подходить к решению многих задач, которые будут вставать на его жизненном пути. Не всё зависит от природных способностей: нужно уметь развить эти задатки.

Чтобы своевременно обеспечить полноценное развитие творческих способностей детей, нужно представлять, что это такое. Это комплексное понятие, включающее несколько составляющих, на которых родители и должны акцентировать внимание:

  • стремление к открытиям;
  • умение познавать;
  • активность;
  • фантазия;
  • инициативность;
  • стремление к познанию;
  • умение находить нестандартное в привычных явлениях и вещах;
  • живость ума;
  • умение изобретать и открывать;
  • свобода воображения;
  • интуиция;
  • умение на практике применять полученные знания, опыт;
  • открытия и изобретения.

Обычно у детей дошкольного возраста желание познать всё новое и неизведанное просыпается уже в 2–3 года. Однако родители не всегда всерьёз относятся к фантазиям и небылицам своего малыша - и совершенно зря. Ведь именно в этом могут проявляться его первые, ещё не сформированные творческие способности. Взрослые об этом начинают задумываться уже ближе к школе, лет в 5–6, когда поезд ушёл. Так со скольки же лет начинать первые занятия по развитию креативного потенциала в детках?

Возрастные особенности

Творческие особенности личности начинают проявлять себя уже в раннем возрасте. И как только они будут замечены молодыми родителями, нужно тут же подхватывать эту эстафету и начинать заниматься с ребёнком. Иначе учителям приходится начинать с нуля, когда у детей не сформированы элементарные навыки творческой деятельности.

Каждый период характеризуется своими особенностями в развитии творческого потенциала малышей:

  • 1–2 года : кто-то красиво двигается под музыку, точно улавливая её ритм; некоторые создают собственные картины; другие любят находиться в центре внимания - вот и нужно развивать творческие способности детей по их интересам и природным задаткам;
  • 3–4 года : пик творческой активности малышей, и даже если вам кажется, что кроха ничем особенным не обладает, всё равно это не повод забросить занятия - напротив, нужно как можно больше и чаще обращаться к упражнениям и играм, развивающим творческие способности;
  • 5–6 лет : занятия усложняются новыми заданиями, подготавливая дошкольника к дальнейшему процессу обучения и развивая в нём воображение, фантазию, таланты;
  • 7–8 лет : младший школьный возраст характеризуется тем, что в это время начинается серьёзная творческая деятельность - изобразительная, музыкальная, театральная, и в каждой области ребёнок должен суметь себя проявлять, хотя доминировать будет какая-то одна, к которой у него имеются природные задатки.

Если ребёнок начинает усиленно врать, фантазировать, жить в собственном выдуманном мире, родители не должны спешить его ругать и наказывать. Скорее всего, в подобной ситуации виноваты сами взрослые, которые упустили нужный момент и не смогли направить творческие способности своего чада в нужное русло, и теперь они находят выход вот таким способом - через ложь. Многие родители оправдываются, что не имеют педагогического образования и не знают, что делать в таких случаях. Это отговорки, потому что существуют различные методы развития творческих способностей детей - достаточно простые и понятные.

Методы

Обычно методы развития творческих способностей используются на занятиях в детском саду, но они вполне пригодны и для применения их в домашних условиях. Это позволит родителям более полноценно оценить итоговые результаты.

1. Окружающий мир

  • совместное обсуждение с ребёнком, что происходит вокруг на улице, дома, в транспорте;
  • рассказы о животных и растениях;
  • объяснение элементарных процессов, происходящих вокруг;
  • ответы на все интересующие малыша вопросы: почему, как, зачем и откуда.

2. Развивающие игры

  • покупайте детям настольные развивающие игры;
  • у них должно быть много полезных, а не развлекательных игрушек;
  • они должны соответствовать их возрасту;
  • мозаики и конструкторы - самый оптимальный вариант.

3. Рисование

  • очень часто творческие способности ребёнка раскрываются в изобразительной деятельности, так что у него всегда должны быть под рукой качественные, удобные, яркие карандаши, краски, фломастеры;
  • не жалейте бумаги на это дело;
  • никогда не ругайте кроху за изрисованные стены и испачканную в красках одежду: возможно, это и есть тот самый творческий хаос;
  • сначала - изучите цвета, затем - познакомьтесь с геометрическими фигурами, покажите, как создаётся рисунок, а потом просто наблюдайте за результатами.

4. Лепка

  • лепка развивает маленькие пальчики, творческие способности детей + к тому же позволяет им проявить всю их буйную фантазию;
  • вначале пусть это будут простейшие шарики, лепёшки, колбаски, колечки;
  • после этого они начнут сами лепить более сложные фигуры;
  • пластилин должен быть ярким и мягким.

5. Чтение

  • детям нужно читать в любое время дня, а не только ночью, причём не менее получаса в сутки, как утверждают специалисты;
  • книги должны быть подобраны по возрасту и интересам;
  • старайтесь знакомить ребёнка с разными жанрами произведений: сказками, рассказами, стихами;
  • берите малышей с собой в библиотеку;
  • книга дарит полёт фантазии и открывает огромные возможности для детского воображения, развивает творческие способности;
  • тут же разыгрывайте сценки из книг, читайте по ролям, так как творческий потенциал можно выявить и через театрализованную деятельность: обычно этот метод нравится деткам любого возраста.

6. Музыка

  • с младенчества давайте слушать крохе классическую музыку и детские песенки;
  • пойте ему колыбельные как можно дольше;
  • это развивает память и образное мышление.

Развивать творческие способности детей нужно не от случая к случаю, а везде и всегда. Родители должны создать ребёнку такую окружающую среду, которая будет способствовать его развитию: обеспечить его инструментами (красками, пластилином, конструктором и пр.), хвалить за успехи и терпение в достижении определённых результатов. Взрослые должны в пределах разумного давать волю детской фантазии и не сдерживать его креативной активности.

Способности являются психической особенностью человека, благодаря которой он может успешно овладевать теми или иными знаниями и навыками. Данное качество не влияет на само мастерство, а проявляется в быстроте и легкости приобретения определенных умений. Творческие способности могут проявиться в различных сферах деятельности. Они позволяют создать что-либо новое, не существовавшее до этого.

Помимо биологической базы таких качеств, среди которых врожденные анатомо-физиологические особенности, существует социальная, то есть окружение должно стимулировать их развитие. Таким образом, творческие способности у ребенка обусловлены следующими параметрами.

Во-первых, это наличие необходимых задатков и предрасположенности. К тому же необходимо иметь мотивацию к занятиям какой-либо деятельностью. При этом решающим моментом являются социальные обстоятельства. То есть если родители, педагоги или другие окружающие ребенка взрослые рано заметили творческую продуктивность его в какой-либо деятельности и начали заниматься с ним в этом направлении, то больше шансов, что он в будущем достигнет успеха, чем в случае если процесс пущен на самотек.

В работах психолога Торренса, который создал систему измерения творческих способностей, часто можно встретить рассуждения о том, что именно семья и школа влияют на развитие или уничтожение креативного потенциала ребенка. Часто испытывают проблемы в общении со сверстниками, так как не всякая группа приемлет отклонения от общего поведения или мышления. Существует несколько приемов, которые могут помочь адаптации талантливых личностей в коллективе.

Во-первых, необходимо учить ребенка озвучивать свои идеи доступно для других, чтобы общество воспринимало их как вклад, который служит и их собственным нуждам. Замечания другим нужно стараться высказывать доброжелательно.

Во-вторых, должны показать, что поддерживают идеи, принципы и идеалы, пользующиеся уважением в данном коллективе. Надо научить ребенка концентрировать внимание на выполнении определенного задания, а не распыляться на "личности" и достижение определенного статуса.

Эти приемы помогут и взрослым, и детям разрешать конфликты, при этом оставаясь независимыми, но и учитывая интересы группы.

Развитие творческих способностей учащихся в большой мере зависит от личности педагога. Стимулируя в своем ученике какое-либо качество, он сам должен им обладать. Компетентная личность адекватно воспринимает новые идеи и испытывает радость от своих побед, чем показывает ребенку убедительный пример.

Детей зависит от ряда условий. Поэтому в работе с одаренными малышами следует придерживаться следующих рекомендаций.

Важно создать уютную и безопасную психологическую атмосферу. Нужно не только поддерживать ребенка в его начинаниях, но и проявлять сочувствие к его неудачам. Лучше избегать каких-либо негативных отзывов о работе малыша. Взрослым необходимо помогать ребенку, если он испытывает разочарование или сомнение - чувства, которые обязательно встретятся в прцессе творческого поиска. Рекомендуется учить детей находить награду в самом себе и меньше переживать из-за непризнания своих достижений окружающими.

Творческие способности необходимо поддерживать, создавая для этого максимально благоприятную атмосферу. Можно посоветовать личностям, которые ими обладают, стать "разумными авантюристами", то есть иногда полагаться в открытиях только на свою интуицию, несмотря на риск.

Взрослым - родителям и педагогам - нужно знать, что творческие способности в той или иной степени присущи большинству детей. А вот то, насколько они будут развиты, смогут ли впоследствии принести пользу, зависит от окружения малыша.

Творческая деятельность в современном обществе ценится очень высоко, а представители специальностей, связанных с творческой средой, пользуются всё большей востребованностью. Фотографы, организаторы праздников и вечеринок, дизайнеры и стилисты, веб-дизайнеры, флористы и много-много других мастеров творческих течений и сфер обладают особенным талантом в своей области. А ведь развитие такого таланта следует начинать с детства, и если родители уделяют должное внимание этому направлению развития, то ребёнок находит своё истинное предназначение в жизни. Зачастую большая часть внимания уделяется родителями развитию таких областей, как память, мышление или речь. Фантазия же и воображение остаются без поддержки, формируясь у малыша самостоятельно. Здесь всё зависит от того, насколько сильны природные задатки у маленького человечка.

Творческие способности ребёнка – что они собой представляют

Под понятием «творчество» в научной среде понимают активное самовыражение, которое может осуществляться через какие угодно формы. Это может быть меткое слово или выражение мыслей в стихах, создание мелодии, скульптуры или оригинального рисунка. Даже в работе, связанной с точными науками (химические исследования, бухгалтерия) для получения хорошего и эффективного результата желательно применять творческие способности.

У ребёнка дошкольного возраста творческими способностями называют индивидуальные качества личности, обуславливающие успешность реализации того или иного вида творческой деятельности. Творческие способности дошкольника состоят из большого количества компонентов, среди которых присутствуют и такие умения, как:

  • Распознание тех событий и фактов, которые не видят другие дети.
  • Продуцирование большого количества идей за маленький промежуток времени.
  • Стремление к постоянному познанию.
  • Организация условий, в которых тот или иной объект может проявить в полной мере свою скрытую сущность.
  • Лёгкость ассоциации понятий, значительно отдалённых друг от друга.
  • Самостоятельное создание альтернатив для решения тех или иных задач.

Наличие всех вышеперечисленных качеств у ребёнка-дошкольника обусловлено прекрасным креативным мышлением и воображением. Развитие творческих способностей детей как раз и основывается на совершенствовании имеющихся задатков и навыков.

Определить уровень развития творческих способностей у детей дошкольного возраста можно посредством применения разнообразных методик. Самой распространённой из них является анализ детских рисунков, который помогает определить:

  • Насколько правильно ребёнок может передавать положение указанного объекта в пространстве.
  • Если ли у создаваемого дошкольником образа эмоциональность?
  • Насколько полным является содержание изображения.
  • Умеет ли ребёнок в полной мере раскрыть задуманный сюжет картинки.

Уровень развития творческого воображения у детей дошкольного возраста даёт понятие о способности ребёнка к тем или иным направлениям творчества. Благодаря такой информации можно выявить те творческие сферы, на которые следует сделать упор для того, чтобы сделать самовыражение маленького непоседы более явственным и активным.

Вообще детский возраст – идеальное время для развития самых различных способностей, в том числе – творческих. Ребёнок в дошкольном возрасте обладает большой любознательностью, стремится к познанию окружающего мира. Обусловлено это отсутствием стереотипов и независимостью мышления. Творческий потенциал взрослого человека во многом зависит от того, насколько интенсивно развивались у дошкольника творческие способности и применялись все возможности для этого.

Создание условий для творческого развития малыша

Чтобы творческие способности ребёнка развивались правильно и в нужном направлении, максимально раскрывались и давали возможности для успешного творческого развития, следует создавать определённые условия:


Развиваем творческое воображение

В быту человеческое воображение не играет никакой существенной роли, поскольку принадлежит к разряду несуществующих, нереальных, фантастических элементов. Но в науке это качество человеческой личности очень ценится, поскольку помогает представить какой-то предмет, которого нет в природе вообще, или просто он находится в отдалении от человека.

Благодаря хорошему воображению человек имеет возможность удерживать несуществующий предмет в памяти и даже совершать с ним различные манипуляции. Активность воображения подразделяется на 4 стадии:

  1. Первая стадия творческого воображения у ребёнка-дошкольника проявляется во время сна. Восприятие информации здесь не зависит от осознанных желаний человека.
  2. Творческое воображение в более активной степени проявляет себя в приятных грёзах.
  3. Ещё большую активность имеет воображение, проявляющее себя в периоды прослушивания музыки, чтения литературных произведений или стихов. Слуховое или зрительное восприятие помогают создать соответствующие образы.
  4. Творческая деятельность является наивысшей формой проявляемого воображения.

Творческое воображение предполагает создание совершенно нового образа, который не был известен раньше. Детям дошкольного возраста не известны названия приёмов творческого воображения, однако они с ними знакомятся с самого раннего детства, при помощи сказок, которые им читают родители. Немного позже такие приёмы используются самими детьми, во время творческого процесса по придумыванию собственных сказочных персонажей, изображения их в рисунке.

Творческое воображение в детском возрасте развивается в ходе игры. Малышу гораздо легче смоделировать фантазийную ситуацию, совершая манипуляции с реальными предметами. К примеру, если у дошкольника есть палочка, он может представить себя всадником, оседлав её. Очень желательно, чтобы подобный замещающий объект был схож с реальным. Тогда представление осуществится легче. Для ребёнка старшего дошкольного возраста схожесть объекта замещения с настоящим предметом не имеет особого значения, поскольку воображение у них уже усовершенствовано. Постепенно у ребёнка даже отпадает необходимость в создании внешней опоры, и он может представлять предмет, которого нет поблизости. Представляемый объект наделяется новым смыслом, а действия с ним совершаются исключительно в воображении дошкольника. Именно в такой момент творческое воображение преобразуется в процесс психического характера, а нафантазированная ситуация реализуется только во внутреннем мире маленького непоседы.

Особенности развития творческого мышления

Творческое мышление у деток дошкольного возраста предполагает формирование следующих качеств мыслительной функции:

  • Диалектичность. Возможность детского мышления находить противоречия в системах различного типа, мешающие совершенствованию, и устранять их.
  • Ассоциативность. Нахождение взаимосвязи между предметами и событиями, которые на первый взгляд несопоставимы. Благодаря ассоциативности творческое мышление ребёнка-дошкольника становится нестандартным.
  • Системность. Способность воспринимать предметы и явления в целостной связи. Такое свойство творческого мышления помогает дошкольнику разглядеть характеристики предмета во всём его многообразии, а также определять на примерах отдельно взятых объектов системы уровень соотношения с другими типами систем.

Творческие способности у малыша и роль совместного взаимодействия в их развитии с родителями

Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности, танцах, музыке или других видах искусства гораздо лучше и эффективнее при взаимодействии ребёнка со взрослыми, родителями. Совместное творчество подобного типа имеет много плюсов, среди которых есть и такие:

  • Происходит стимулирование и обогащение взаимоотношений родителей с детьми.
  • Процесс социализации ребёнка-дошкольника происходит легче и быстрее.
  • Малышу предоставляется возможность знакомства с основами эффективного сотрудничества.
  • Авторитарного давления со стороны родителей нет. Малыш в полной мере осознаёт свою значимость в семье, и может без опаски выразить собственное «Я».
  • В процессе совместного творчества складывается благоприятная атмосфера для развития фантазии у детей-дошкольников и взрослых.

Родители маленького непоседы хорошо знакомы с тем, насколько много у ребёнка нерастраченной энергии, которую он направляет в неправильное русло. При взаимодействии с родителями в игровом процессе у малыша происходит эмоциональная разрядка, а энергия идёт на пользу его же организму. В итоге сил на капризы и хныканья у него не остаётся. Заниматься с ребёнком совместным творчеством следует в хорошем настроении, чтобы у него в ходе игры не возникало плохого настроения. К предстоящей деятельности следует готовиться заблаговременно, чтобы в ходе игры не возникло необходимости искать требуемый предмет.