Методы и формы взаимодействия доу с семьей. Формы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе

Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.

Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т.д. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании.

Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.

Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.

На втором этапе родителям дают практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка. При этом используются различные формы и методы. Это могут быть общие родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т.д.

Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя.

На протяжении многих лет мы работаем над решением проблемы повышения эффективности взаимодействия детского сада и семьи. Основная цель данной работы – всестороннее и гармоничное развитие каждого ребенка. Приоритетными направлениями в деятельности педагогического коллектива ДОУ служат:

  • повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей;
  • приобщение родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребенка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;
  • повышение воспитательных умений и педагогической культуры родителей.

Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.

Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация семейного клуба в ДОУ. Данная форма интересна тем, что тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей. «Филиалы» клуба могут быть открыты в каждой группе. В работе клуба принимают участие различные специалисты ДОУ (медицинские работники, эколог, валеолог, психолог), а также библиотекари, родители воспитанников, дети. Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.

Примерная тематика клубов:

«Расти здоровым, малыш!»

«Развитие художественно-творческих способностей»

«Приобщение детей к природе»

«Патриотическое воспитание дошкольников»

«Речевое развитие дошкольников» и др.

Благодаря деятельности подобных клубов наладилась прочная взаимосвязь с семьями, родители стали проявлять повышенный интерес к развитию и воспитанию своих детей, вносить изменения в организацию и содержание педагогического процесса, становясь его активными участниками. Деятельность семейного клуба показала жизненную необходимость и практическую значимость принципа взаимопроникновения двух социальных институтов – детского сада и семьи.

Материалы деятельности семейного клуба представлены в виде проекта по теме «Детский сад и семья – первый социум для ребенка», прошедшего апробацию в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 29 «Журавушка» г. Мичуринска Тамбовской области.

Проект: «Детский сад и семья – первый социум для ребенка»

Семья всегда будет основой общества
Оноре де Бальзак

Семья – это общество в миниатюре, от
целостности которого зависит
безопасность всего большого
человеческого общества
Феликс Адлер

Творческое название проекта: «Семейный клуб»

Перед разработкой проекта были выявлены противоречия, которые обусловили выбор темы проекта:

  • между необходимостью совершенствования системы взаимосвязи ДОУ и семьи и поиском новых форм взаимодействия;
  • между необходимостью формирования педагогической компетентности у родителей и недостаточным количеством технологических решений по реализации данной проблемы.

Аннотация проекта

Для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации ребенка в его первых социумах – семье и группе детского сада, которые могут способствовать его социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром.

Дошкольное образовательное учреждение – организационно системный механизм с четкими подходами к решению задач воспитательно-образовательного процесса, модель взрослого мира, в котором предстоит жить ребенку. Интеграция ребенка в группе сверстников (социум) происходит путем распределения и соблюдения определенных правил. Получая навыки нравственного воспитания, ребенок становится носителем общественного сознания, а значит, полноценной личностью.

Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный

Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и их родители

Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы клуба

Направления деятельности:

1. Просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической культуры родителей);

2. Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении.

В соответствии с педагогическими принципами (целенаправленность, вариативность форм и методов, сотрудничество, комплексность) представилось возможным выдвижение гипотезы проекта:

Если правильно организовать взаимодействие семьи и детского сада, формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей, то можно добиться повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

В связи с выдвинутой гипотезой определилась цель проекта:

Укрепление института семьи, возрождение семейных традиций в воспитании полноценной личности ребенка как носителя общественного сознания

Для решения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • Создавать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами
  • Активизировать и обогащать педагогические знания и умения родителей.
  • Повышать правовую культуру родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию детей.
  • Повышать психолого-педагогическую культуру родителей.
  • Развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.
  • Обобщать опыт семейного воспитания.
  • Способствовать установлению преемственных связей с выпускниками ДОУ и их родителями.

Проект реализуется в три этапа. Подготовительный этап (1 месяц – сентябрь) предусматривает следующие виды деятельности:

  • разработка положения о клубе;
  • мини-педсовет «Детский сад и семья»;
  • мастер-класс для педагогов ДОУ «Система взаимодействия педагогов и родителей в группе»;
  • опрос-диагностика родителей на предмет социального заказа;
  • составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий;
  • обсуждение общих вопросов, связанных с организацией работы семейного клуба.

В ходе основного этапа реализации проекта (с октября по апрель) в ДОУ проводятся различные мероприятия с привлечением родителей. Необходимо отметить, что тематика заседаний клуба варьируется в зависимости от социального запроса родителей.

Приведем пример плана организации мероприятий:

виды деятельности

участники

1. Заседание клуба

«Мастерская волшебников»

(на базе старших групп)

Практикум по изготовлению поделок из бумаги, ниток и природного материала. Оформление выставки.

Воспитатели, дети, родители

2. Заседание клуба

«Занимательные звуки» (логопедическая группа)

Логопедический досуг

Учитель-логопед, воспитатели, родители, дети

3. Заседание клуба творчества «Добавь осени красок» (на базе старшей группы)

Совместная творческая работа детей, родителей и педагога по изо.

Педагог по изодеятельности дети, родители

4. Заседание клуба « Мы – экологи» (средняя группа)

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей.

Наблюдение за домашними питомцами. Конкурс-фотовыставка «Домашние любимцы»

Воспитатели, дети, родители

5. Заседание клуба «Здоровый дошкольник» (подготовительная к школе группа)

Тематический вечер «Расти здоровым, малыш!»

Дискуссия. Открытое занятие в бассейне

Воспитатели, дети, родители, медперсонал, инструктор по физвоспитанию

6. Заседание клуба

Семейный досуг «Мамы разные

Конкурс «Рисуем с папой мамин портрет»,

Конкурс чтецов «Стихи о маме»

Воспитатели, дети, родители

7. Неделя семьи.

Проектно-исследовательская деятельность «Мое генеалогическое древо» (подготовительные к школе группы)

Родительские собрания в группах

Оформление фотоальбома «Семейные традиции». Выставка семейных рисунков «Мое генеалогическое древо».

Воспитатели, дети, родители

В мае подводятся итоги работы над проектом, определяются перспективы для дальнейшей работы. Это заключительный этап реализации проекта.

Результаты работы над проектом можно представить следующим образом.

Работа семейного клуба в детском саду способствовала:

  • Созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами
  • Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей
  • Повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей
  • Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности
  • Обобщению опыта семейного воспитания
  • Установлению преемственных связей с выпускниками ДОУ и их родителями

Выводы:

Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме семейного клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых.

На общем родительском собрании в ДОУ принято решение о продолжении работы по реализации проекта «Семейный клуб» в следующем учебном году.

Литература

1. Гуров В.Н Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 160 с.

2. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ».

3. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.

4. Единое образовательное пространство детского сада, семьи и социума/Авторы и составители: Т.П. Колодяжная, Р.М. и др. – Ростов-н/Д, 2002. – 119 с.

Особенности организации работы родительского клуба как формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Введение 3

Глава I. Теоретические основы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения

1.1. История вопроса организации взаимодействия ДОУ и семьи 8

2.1. Понятие взаимодействия ДОУ с семьей в психолого -педагогической литературе 12

3.1. Родительский клуб как форма организации взаимодействия ДОУ и семьи 22

Глава II. Экспериментальная работа по организации работы родительского клуба как формы взаимодействия доу и семьи

2.1.Организация исследования на выявления особенностей взаимодействия ДОУ и семьи 29

2.2. Результаты исследования на выявления особенностей взаимодействия ДОУ и семьи 33

Заключение 48

Список литературы 51

Приложение 54

Введение

В настоящее время, заметно возрос интерес педагогов и руководителей дошкольных учреждений к работе с семьей. Масштабные преобразования в обществе, сложные социально-экономические и экологические условия современности диктуют необходимость поиска и разработки новых подходов к реализации задач воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Согласно Концепции модернизации российского образования семья должна быть активным субъектом образовательной политики. Достижение стратегических целей модернизации образования возможно только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с различными представителями, в т. ч. с семьёй как социальным институтом.

Начало 2013 года стало богатым на события – особо значимые для развития нашей страны и ее образовательной системы. Принятие закона «Об образовании в Российской Федерации», вступившего в силу с 1.09.2013 г., в котором определены «общие принципы и положения, регулирующие отношения в системе образования». Усиление воспитательной и образовательной функции дошкольного учреждения, а также изменения, происходящие в жизни общества, обуславливают необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. От качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, охотнее будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям. Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от скучных шаблонов.

Семейное воспитание всегда играло определяющую роль в становлении личности маленького ребёнка. В то же время на развитие ребёнка оказывает влияние та среда, в которой он находится, а именно дошкольное образовательное учреждение. В детском саду вся жизнь ребёнка подчинена целой системе правил и требований: правилам организации и жизнедеятельности, поведения в коллективе сверстников и т.д. Как и каждая семья, дошкольное учреждение имеет сложившуюся систему ценностей и традиций. Иногда они не только не совпадают, но и полностью противоположны им. Воспитательные функции у них различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. В связи с этим возникает острая необходимость в налаживании тесного контакта между детским садом и семьёй.

Современная семья является одним из главных действующих институтов формирования личности ребенка, формирование у него нравственно-положительного потенциала, именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности, в семье формируется их характер, расширяется кругозор, закладываются исходные жизненные позиции. В то же время, очень многое для ребенка зависит от складывающихся отношений между воспитателем и родителями. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками ДОУ и родителями не сложились. Деятельность родителей и воспитателей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помощь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Поэтому одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье

Проблемой организации взаимодействия педагогов ДОУ и семьи занимались Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Л.В. Виноградова, А.В. Козлова, О.В. Солодянкина. В своих работах учёные предлагают формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи (Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Е.П. Арнаутова), раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей (А.В. Козлова, Е.П. Арнаутова), предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй (Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, О.В. Солодянкина).

В последние годы в педагогическом лексиконе все чаще стал использоваться термин «инновация». Этот термин означает «нововведение», «передовой педагогический опыт», «новаторство, возникающее на основе разнообразия инициатив и новшеств, перспективных для развития образования». В настоящее время накоплен значительный практический опыт по взаимодействию с семьями воспитанников. Осуществляя сотрудничество с родителями в решении задач воспитания, развития и социализации дошкольников, педагоги ДОУ стремятся к созданию дружелюбного партнерства между детским садом и семьей. В рамках дошкольного учреждения можно отметить проведение, как традиционных и надежно закрепившие формы взаимодействия с родителями: это консультации, либо выступления на родительских собраниях, стенды для родителей, и консультационные уголки в группах детского сада, а так же нетрадиционные, одним из которых является - родительский клуб.

Необходимость такого взаимодействия обусловлена главной задачей – физическое, психическое, интеллектуальное развитие ребенка. Без участия семьи это сделать невозможно.

Цель исследования: определить особенности работы родительского клуба как формы организации взаимодействия ДОУ и семьи.

Объект исследования: взаимодействие ДОУ и семьи.

Предмет исследования: особенности организации родительский клуба как формы взаимодействия ДОУ и семьи.

Гипотеза: Мы предполагаем, что взаимодействие ДОУ и семьи характеризуется низкой готовностью родителей к активному участию в жизни детского сада (группы) а также недостаточной готовностьюпедагогов к взаимодействию с родителями.

Мы предполагаем, что использование методических рекомендаций по организации родительского клуба позволят преодолеть указанные недостатки.

Для решения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:

    Теоретически обосновать проблему взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения

    Охарактеризовать родительский клуб как современную форму взаимодействия ДОУ с семьей;

    Изучить особенности образовательных запросов семьи, готовности семьи участвовать в образовательном процессе ДОУ.

    Проанализировать готовность педагогов к использованию активных форм взаимодействия с родителями, уровня их осведомленности о формах работы с родителями, в том числе о работе родительского клуба.

В ходе исследования использовались следующие методы: анализ литературы по проблеме исследования; изучение педагогического опыта; наблюдение, анкетирование педагогов и родителей, количественный и качественный анализ результатов.

Теоретической основой явились труды отечественных психологов и педагогов по проблемам взаимодействия между ДОУ с семьями.

Практическая значимость исследования состоит в разработке методических рекомендаций по организации родительского клуба, как формы взаимодействия ДОУ и семьи.

Исследование проводилось на базе МБДОУ ДСОВ 24, г. Череповца с по 2014 года и включало в себя следующие этапы:

Iэтап – информационно-аналитический, включает анализ литературы по проблеме исследования, отбор анкет для выявления уровня взаимодействия ДОУ и семьи, изучение запросов семьи, готовности семьи отвечать на запросы дошкольного учреждения;

IIэтап – проведение констатирующего эксперимента;

В исследование приняли участие 10 семей и 10 педагогов ДОУ.

Структура работы состоит из введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы (43), приложений на 54-90 странице. Основной текст составляет 53 страницы.

Формы взаимодействия ДОУ с родителями

Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями реализуется посредством разных форм. Выделяют

Традиционные

нетрадиционные формы .

Традиционные формы существуют не одно десятилетие и делятся на следующие группы:

индивидуальные :

Индивидуальные консультации,

Беседы,

Анкетирование,

Просьбы и поручения,

Посещение

коллективны е :


Беседы

проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Консультации.

Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении


семинары-практикумы.

Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их:

Рассматривать иллюстрации,

Беседовать о прочитанном,

Как готовить руку ребенка к письму,

Как упражнять артикуляционный аппарат и др.

Родительские собрания

Одной из главных и наиболее распространенных форм со всеми родителями является родительское собрание.

Родительские собрания могут быть;

    организационными;

    текущими или тематическими;

    итоговыми;

    групповыми.

Групповые собрания

проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, «Почему наши дети не любят трудиться?», «Как воспитать у детей интерес к книге», «Телевизор - друг или враг в воспитании детей?».

Этапы родительского собрания.

1 этап. Организация родительского собрания.

Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников.

При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Практика показывает, что эта часть работы важна. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания:

заблаговременно пригласить родителей,

разослать именные приглашения,

подготовить альбомы и видеоматериалы,

освещающие жизнь детей в детском саду.

Заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах и выставках.

Завершает организационную часть этапов подготовки оформление помещения для проведения в нем родительского собрания.

2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания.

Сценарий и проведение собрания - предмет творчества педагога. Воспитатель лучше знает родителей группы, чутко улавливает их настроение. Тем не менее, любое собрание должно, на наш взгляд, включать в себя 5 обязательных компонентов;

- Анализ достижений детей группы. В этой части родительского собрания воспитатель знакомит родителей с общими результатами деятельности детей; с самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи.

- Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в группе .

Педагог делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях. Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид детей, и другие вопросы. Очевидно, что родители должны понимать миссию детского сада как первого института социализации, в котором ребенок получает опыт взаимодействия с другими детьми и взрослыми очень важна.

Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ребенка, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление "детских грехов".

Психолого - педагогическое собрание.

Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей - одна из важнейших задач. Не плохо предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах и т.д.

Обсуждение организационных вопросов

(экскурсии, приобретение пособий и т. д.) состоит из двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах: заметим, что финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с родительским комитетом .

Личные беседы с родителями.

На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющих проблемы в воспитании и развитии.

Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и воспитатель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: "Я вас понимаю!", "Я с вами согласен!".

3 этап. Осмысление итогов родительского собрания.

Подведение итогов собрания начинается на самом собрании:

необходимо сделать вывод,

сформулировать необходимые решения,

дать информацию о следующем собрании.

Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей; все это в последствии станет предметом размышлений.

Предметом анализа должны будут стать точно так же

персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу,

вопросы родителей в ходе собрания,

явка родителей,

причины отсутствия,

участие родителей в обсуждении и т. д.

Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

I. Анкетирование родителей по теме собрания.

Анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе его проведения.

II. Изготовление приглашений каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания.

Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родителей принимали участие дети.

Приглашения раздаются за неделю до собрания.

III. Изготовление оригинальных памяток с советами на тему собрания.

Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.

IV. Подготовка конкурсов, выставок по теме собрания.

В конкурсах участвуют дети и родители.

Педагог знакомит родителей с образцами работ.

Все работы выставляются до начала собрания.

Лучшую работу выбирают родители. Победителю вручается приз.

V. Запись ответов детей по теме собрания ни магнитофон.

VI. Приглашение сказочного героя на собрание.

VII. Написание плакатов по теме собрания.

VIII. Проведение заседания родительского комитета за месяц до собрания.

Распределение обязанностей по подготовке собрания:

ответственный за музыкальное оформление,

ответственный за организацию конкурса,

ответственный за проведение рейдов проверки,

ответственный за оформление группы и столов.

Хорошо, если до начала собрания звучит музыка.

На столах, расставленных по кругу, необходимо выставить

карточки с именами, отчествами родителей, памятки, фишки красного, желтого, синего цветов, а также - карандаши, работы детей по лепке, рисованию, аппликации.

На столе педагога: магнитофон, настольная лампа или подсвечник со свечами, материалы для проведения собрания.

Чтобы вас услышали.

Главная задача любого информатора - сделать так, чтобы его услышали, то есть в принципе послушали именно то, что он хотел сказать. На решение этой задачи и направленно большинство используемых приемов.

Начало разговора.

Главное требование - начало разговора должно быть кратким, эффективным и четким по содержанию. Вот несколько советов.

Хорошо подумайте и запишите на листок бумаги первые 2-3 предложения вашей речи. Они должны прозвучать максимально спокойно и четко даже на фоне вашего вполне понятного волнения.

Правильно представитесь (если это первая встреча). Коротко, но подчеркнув те стороны вашего статуса и роли в отношении детей, которые составят основу вашего авторитета и значимости в глазах родителей.

Никогда не начинайте с извинений, даже в том случае, если начало встречи затянулось, возникли накладки и какие-то недоразумения.

Можно просто констатировать, что встреча началась несколько не так, как планировалось.

Извинения немедленно поставят вас в позицию "снизу" и уменьшат субъективную значимость вашей информации в глазах слушателей.

Важно начать разговор в тишине. Найдите способ привлечь к себе внимание. Желательно это сделать нестандартно.

Начните разговор с изложения самой логики встречи, ее основных этапов: "С начало мы с вами...", "Затем мы рассмотрим...", "В конце разговора нам с вами предстоит...".

Обозначьте место вопросов и реплик родителей в ходе встречи. Например, вы можете сказать, что вопросы лучше задавать сразу, по ходу изложения информации. Или наоборот, попросить родителей с начала полностью выслушать вас, а затем задать вопросы.

Можете сказать, на все вопросы, которые будут заданы в ходе вашего монолога, вы ответите потом, а пока будите фиксировать их для себя.

Замечательно, если после изложения всех организационных моментов вам удастся изменить позицию слушателей, сделать ее более включенной, раскрепощенной.

Для этого приведите какой-либо недавний случай из жизни группы, покажите не что смешное или интересное, сделанное детьми и т.п.. если родители не знакомы друг с другом, обязательно представьте их.

Общие собрания

организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.

Родительские конференции.

Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист.

Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов.

Важно определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей», «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в воспитании ребенка»).

К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п.

Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.

наглядные

Папки-передвижки,

Стенды,

Ширмы,

Выставки,

Фото,

Дни открытых дверей.

К лассификация нетрадиционных форм .

К ним относятся четыре группы:

информационно-аналитические;

досуговые;

познавательные;

наглядно-информационные формы.

Информационно-аналитические формы

направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Из анкет педагоги узнают особенности дошкольников, что ребенок любит, не любит, его предпочтения, как называть ребенка. Сюда относятся:

Опрос,

Тесты,

Анкетирование,

- «Почтовый ящик»,

Информационные корзины, куда родители могут

помещать волнующие их вопросы.

Досуговые формы

это совместные досуги,

праздники,

выставки.

Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения.

К досуговым формам относятся различные праздники, например,

«Встреча Нового года»,

«Масленица»,

«Праздник мам»,

«Праздник урожая»,

«Спортивный праздник с родителями»,

«Дог-шоу»,

организация «Семейных театров» с участием членов семьи и др.

На этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями дошкольного учреждения. Они играют, поют песни, читают стихи, приносят свои коллекции, предметы быта, награды и др.

Также проводятся игры

«Устами младенца»,

«Ярмарка»,

конкурсы «Украсим елку»,

«Сладкий час»,

дефиле для детей из бросового материала и др.

Родители вместе с детьми выполняют творческие задания

«Юный мастер»,

«Хорошая хозяйка».

Положительным является организация совместной деятельности родителей и дошкольников, например,

«Любимые кулинарные рецепты моей семьи»,

«Театральные фестивали»,

«Творческие мастерские»,

выставки «Радость созидания» и др.

Познавательные формы

ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям. Педагоги творчески подходят к их организации и проведению, опираясь часто на популярные телепередачи. Сюда относятся:

- «КВН»,

- «Педагогическое поле чудес»,

- «Театральная пятница»,

- «Педагогический случай»,

- «Что, где когда?»,

- «Круглый стол»,

- «Ток-шоу»,

- «Телефон доверия»,

-«Викторины», и др.

Для формирования у родителей навыков и умений воспитания ребенка также проводятся

Тренинги,

Практикумы,

Дискуссии.

Наглядно-информационные формы

условно разделены на две подгруппы:

информационно-ознакомительная;

информационно-просветительская.

Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания.

Задача информационно-ознакомительной формы

ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами. Например

Дни открытых дверей

. Примечательно, что сегодня для тех родителей, которые не смогли посетить детский сад, можно предложить

Записи на диске;

Просмотр видеороликов,

Выставки детских работ.

Совместные выставки детских рисунков

Фотографий на тему «Моя семья на отдыхе»,

- «Поделки из природного материала», изготовленные руками взрослых и детей.

Совместно с родителями оформляются

Коллажи при помощи современных технологий.

Практикуется

Переписка с родителями при помощи электронной почты,

Обмен фотографиями.

К изготовлению слайд-шоу активно подключаются родители.

Формы работы с родителями используемые при проведении « Дня открытых дверей» в ДОУ

- открытое занятие с детьми.

- совместное с родителями занятие.

КВН совместно с детьми и родителями.

Концерт для родителей.

Совместный досуг.

Семейный портрет.

Конкурс рисунков родителей на разные темы, в том

числе и « Портрет своего ребёнка»

Консультации специалистов: медиков, юристов и др.

Консультации логопеда, психолога, методиста и др.

Выставка детских работ.

Приглашение в ДОУ парикмахера, маникюрши и др.

Ярмарка-распродажа детских поделок, игрушек,

выполненных руками детей.

Ярмарка по обмену детской одежды.

Выставка блюд и рецептов приготовления блюд для

детей.

Выставка моделей детской одежды.

Анкетирование родителей по различным темам.

Круглый стол для родителей по обмену опытом.

Организация сюжетно-ролевой игры с детьми.

Организация и проведение к.г.н. и трудовых поручений

с детьми.

Задачи информационно-просветительской формы

близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. К ним относятся:

Выпуск газеты для родителей,

Компьютерная презентация текста,

- рисунков, диаграмм,

- библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.

Стенды, выполненные с применением современных технологий, также можно отнести в данную группу

Специфика этих форм заключается в том, что общение педагога с родителями здесь не прямое, а опосредованное.

Одной из форм, проверенных временем, является

подключение родителей к жизни ДОУ, организация их совместной деятельности с детьми .

Так, родители разных профессий (швея, водитель, врач, библиотекарь, художник и т. д.) приходят в гости к дошкольникам. Проводят с ними беседы. Например,

папа пожарный, или папа милиционер,

мама врач знакомит воспитанников с особенностями своей профессии. Они принимают участие в разных занятиях с детьми, снимают мероприятия на камеру, предоставляют транспорт и др.

Также родители привлекаются

К субботникам,

Участвуют в озеленении территории ДОУ

Возят дошкольников на представления,

Экскурсии в выходные дни,

Совместно посещают музеи.

В настоящее время активно используется

метод проектов

когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с родным городом. Они собирают информацию об архитектуре, названиях улиц, площадей, делают зарисовки, фотографии и др. Затем представляют свои работы на общем мероприятии. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов.

Сейчас участники педагогического процесса активно используют

мультимедиа, интернет.

Министерство образования и науки Российской Федерации

государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Новороссийский социально-педагогический колледж»

Краснодарского края

Выпускная квалификационная работа

Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

студентка

специальность 050704 Дошкольное образование (форма обучения – экстернат)

Научный руководитель:

Дидович А. Н.

Рецензент: Курай О.В.

Новороссийск - 2010

Введение 3

Глава I . Теоретические подходы к проблеме взаимодействия

дошкольного образовательного учреждения с семьей 6

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме

взаимодействия ДОУ с семьей 6

1.2. Современные подходы к организации взаимодействия семьи и

дошкольного образовательного учреждения 13

1.4. Формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения 25

Выводы по первой главе 35

Глава II . Опытно-практическая работа по внедрению традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с семьей 37

2.1. Организация работы с родителями по внедрению традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с семьей 37

Выводы по главе второй главе 47

Заключение 49

Список литературы 51

Введение

Область исследования - педагогика.

Актуальность исследования . За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Неоспоримо, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга. Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.

Объект исследования: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей.

Предмет исследования: формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей.

Цель исследования: изучить традиционные и нетрадиционные формы работы ДОУ с семьей.

Задачи исследования:

1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

2. Рассмотреть современные подходы к организации взаимодействия семьи и ДОУ.

3. Изучить направления работы воспитателя ЛОУ с родителями.

4. Познакомится с формами взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.

5. Разработать программу по внедрению нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ и семьи.

Гипотеза исследования: взаимодействие дошкольного учреждения с семьей будет эффективнее:

Если нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи будут использоваться в комплексе с традиционными;

Если в работе будут преобладать формы, направленные на привлечение родителей к воспитанию своих детей.

Методы исследования - теоретические:

а) анализ учебно методической литературы

б) сравнение, обобщение, конкретизация;

в) изучение передового педагогического опыта.

Этапы исследования:

На первом этапе нашего исследования мы провели анализ литературных источников, наметили программу исследования, подобрали необходимый методический материал.

На втором этапе происходило осуществление анализа, систематизация и обобщение изученной литературы, строились теоретические выводы и разрабатывались практические рекомендации по данной проблеме.

Глава I . Теоретические подходы к проблеме взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия ДОУ с семьей

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.

Так, Я. А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем много образнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Педагог-гуманист И. Г. Песталоцци: семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление .

В противоположность им, социалист-утопист Роберт Оуэн считал семью одним из зол на пути формирования нового человека. Его идея о необходимости исключительно общественного воспитания ребенка с ранних лет активно воплощалась в нашей стране с одновременным низведением семьи до положения «ячейки» с «отсталыми» традициями и обычаями. В течение многих лет, словом и делом подчеркивалась ведущая роль общественного воспитания в формировании личности ребенка.

После установления в России советской власти дошкольное воспитание стало делом государственной важности. Детские сады и ясли создавались по всей стране с целью воспитания членов социалистического общества - общества нового типа. Если до революции основной целью дошкольного воспитания было гармоничное развитие ребенка, то после нее его целью стало формирование, прежде всего, гражданина советского государства. Показательно в связи с этим отношение руководителей дошкольного воспитания к концепции «свободного воспитания», согласно которой воспитание должно поощрять естественное, не навязываемое извне стихийное развитие ребенка, в котором главная роль принадлежит семье. Например, Д. А. Лазуркина призывала к борьбе со «свободным воспитанием», а воспитание в дошкольных учреждениях начали рассматривать, как средство компенсировать недостатки семейного воспитания, а часто даже и как средство разрушения существовавшего ранее института семьи, средство борьбы со «старой семьей», которая рассматривалась как помеха или даже враг правильного, т. е. общественного воспитания.

Дальнейшее развитие подобного рода идеи получили в трудах А. С. Макаренко: «Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания. Школа должна руководить семьей». Макаренко призывал педагогические коллективы изучать жизнь детей в семье с целью улучшения их быта и воспитания, а также влияния на родителей. При этом семейное воспитание должно было играть подчиненную роль, зависеть от «заказа общества» .

В различных лабораториях НИИ АПН СССР рассматривались проблемы развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, уделялось внимание и изучению вопросов семейного воспитания детей дошкольного возраста. Исследователи пришли к выводу, что ни один из них не может быть успешно решен детским садом без сотрудничества с семьей. Хотя у этих социальных институтов единые цели и задачи, содержание и методы воспитания и обучения детей специфичны в каждом из них.

Приведем схему, разработанную Е. П. Арнаутовой и В. М. Ивановой, где рассматриваются недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания.

Недостатки и положительные

стороны общественного и семейного воспитания

Семья

недостатки

преимущества

· Деловая форма общения воспитателя с детьми, сниженная его интимность, эмоциональная недостаточность. Наличие сменяющих друг друга воспитателей с разными программами их поведения, методами воздействия на ребенка. Обращенность воспитателя ко всем детям, недостаточность индивидуального общения с каждым ребенком. Сравнительная жесткость режима дня. Общение с детьми одного возраста. · Сравнительно «мягкие» отношения между родителями и ребенком, эмоциональная насыщенность отношений. Постоянство и длительность педагогической программы поведения родителей, воздействий их на ребенка. Индивидуальная обращенность педагогических воздействий к ребенку. Подвижный режим дня. Возможность общаться с детьми-родственниками разных возрастов.
· Наличие и использование программы воспитания и обучения дошкольников, педагогических знаний у педагогов, научно-методических пособий. Целенаправленный характер воспитания и обучения детей. Условия жизни и быта научно разработаны для воспитания и обучения детей. Применение методов воспитания, обучения, адекватных возрастным особенностям и возможностям дошкольников, понимание их духовных потребностей. Умелое применение оценки деятельности и поведения детей как стимула их развития. Разнообразная содержательная деятельность детей в детском обществе. Возможность играть и общаться с широким кругом сверстников. · Отсутствие программы воспитания, наличие отрывочных представлений у родителей о воспитании, использование родителями случайной педагогической литературы. Стихийный характер воспитания и обучения ребенка, использование отдельных традиций и элементов целенаправленного воспитания. Стремление взрослых создать в семье условия для себя, непонимание ими важности этих условий для ребенка. Непонимание возрастных особенностей дошкольников, представление о детях как об уменьшенной копии взрослых, инертность в поисках методов воспитания. Непонимание роли оценки в воспитании и обучении ребенка, стремление оценивать не его поведение, а его личность. Однообразие и малосодержательность деятельности ребенка в семье. Недостаток общения с детьми в игре. Неумение дать ребенку объективную характеристику, проанализировать свои методы воспитания.

На основе приведенной таблицы можно сделать вывод о том, что каждый из социальных институтов имеет свои преимущества и недостатки. Так, воспитываясь только в семье, получая любовь и привязанность со стороны ее членов, опеку, заботу ребенок, не вступая в общение (контакт) со сверстниками, может вырасти эгоистичным, не приспособленным к требованиям жизни социума, окружающей среды и т.д. Следовательно, важно сочетать воспитание ребенка в семье с необходимостью воспитания его в коллективе сверстников. Приведенный анализ подтверждает необходимость сотрудничества детского сада и семьи, взаимодополняющего, взаимообогащающего влияния семейного и общественного воспитания.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Роль семьи в воспитании и развитии ребенка также нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания - влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга. В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада.

Поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, необходимо детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияния на взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления методов и форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

В своих трудах А. С. Макаренко писал: " Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания. Школа должна руководить семьей". Макаренко призывал педагогические коллективы изучать жизнь детей в семье с целью улучшения их быта и воспитания, а также влияния на родителей.

Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывают проведенные исследования О. Л. Зверевой, а позже эти данные были подтверждены Е.П. Арнаутовой, В. П. Дубровой, В. М. Ивановой, отношение родителей к мероприятиям зависит прежде всего от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, инициативы администрации, от ее причастности к решению вопросов педагогического просвещения родителей.

Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В.А. Сухомлинского, в частности, он писал: "В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей". Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если образовательное учреждение поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.

В середине XX в. большое внимание начало уделяться сочетанию общественного и семейного воспитания. Исследования прошедшего столетия конкретизировали содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей и позволили выработать ценные рекомендации для педагогов. В конце XX в. начинает уделяться внимание взаимодействию дошкольного учреждения и семьи. Ведётся поиск новых, нетрадиционных форм сотрудничества с родителями. В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.

"Семья - дошкольное образовательное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (семинары, индивидуальные и групповые консультации, практикумы);

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

Формы и методы работы с родителями направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Главное - донести до родителей знания. Суще­ствуют традиционные и нетрадиционныеформы общения педаго­га с родителями дошкольников. Традиционные формы подразделяют­ся на коллективные, индивидуальные и наглядно-информацион­ные.
К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Групповые родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с кол­лективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей опреде­ленного возраста в условиях детского сада и семьи.

Дело, конечно, не в названии проведения формы работы с родителя­ми. Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными формами, такими как «Устный журнал», «Педагогическая гос­тиная», «Круглый стол» и др. Хочется предостеречь педагогов от увлечения развлечениями: некоторые считают, что с родителя­ми надо попить чаю, провести игры. В этом случае педагогичес­кое содержание «уходит». Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных меропри­ятий с родителями можно организовать беседы и собрания. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспита­ния детей. Целесообразно провести экскурсию по ДОУ, позна­комить родителей со специалистами, с объяснением профиля и задач учреждения; можно издать буклет, рекламу, рассказываю­щие о конкретном учреждении.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогиче­ской беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность - активное участие и воспитателя и родителей. Бесе­да может возникать стихийно по инициативе и родителей и педа­гога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стре­миться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В ре­зультате беседы родители должны получить новые знания по во­просам обучения и воспитания дошкольника.

В настоящее время практикой накоплено многообразие нетради­ционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т.В. Кротова. Ав­тором выделяются следующие нетрадиционные формы: информа­ционно-аналитические (хотя они по сути приближены к методам изучения семьи), досуговые, познавательные, наглядно-информа­ционные. Они представлены в таблице.

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Информацион­но-аналитиче­ские

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их пе­дагогической грамотности

Проведение социологи­ческих срезов, опро­сов, «Почтовый ящик»

Досуговые

Установление эмоцио­нального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психоло­гическими особенностями детей дошкольного возра­ста. Формирование у роди­телей практических навы­ков воспитания детей

Семинары-практику­мы, педагогический брифинг, педагогиче­ская гостиная, прове­дение собраний, кон­сультаций в нетради­ционной форме, устные педагогические журналы, игры с пе­дагогическим содержа­нием, педагогическая библиотека для роди­телей

Наглядно-ин­формационные: информацион­но-ознакоми­тельные; ин­формационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного уч­реждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родите­лей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные про­спекты для родителей, организация дней (не­дель) открытых две­рей, открытых про­смотров занятий и дру­гих видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-биб­лиотек

В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного образования, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. Актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи. Приведем примеры некоторых из них.

Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи.

День открытых дверей , являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра руководитель или старший воспитатель беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Консультации. Обычно составляется система консультаций. Проводятся индивидуальные или групповые консультации для родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Индивидуальная консультация эта форма самая распространенная и эффективная. На индивидуальных консультациях родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях и беспокойствах, которые их тревожат. Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное приглашение при встрече или по телефону, письменное приглашение) или по инициативе самих родителей.

Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.
Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы и открытые занятия . Такие формы работы дают возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др. Также позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).

Родительское собрание основная форма работы с родителями. В котором концентрируется весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, основные направления и итоги образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода; знакомят с нормативно-правовыми документами о дошкольном учреждении.

На общих собраниях выступают: заведующая ДОУ, старший воспитатель, врач, психолог, логопед, может быть приглашен юрист. Предусматриваются выступления родителей.

Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности детей, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед ДОУ. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей.

Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции могут выступить специалисты (психолог, логопед, медработник).

Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции сотрудников ДОУ, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют психолого-педагогические и социально-нравственные вопросы, которые их наиболее волнуют. Воспитатель группы собирает информацию и анализирует ее. С помощью старшего воспитателя и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в группе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Примерные темы родительских вечеров:

1. Рождение ребенка и первый год его жизни и развития.
2. Первые книжки ребенка.
3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?
4. Друзья моего ребенка.
5. Праздники нашей семьи.
6. «Можно» и «нельзя» в нашей семье.
7. Традиции и обычаи нашей семьи.
8. Песни, которые пели и поют наши дети.

Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

Семейные клубы . В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла организаторов.
Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу.

Семья является институтом первичной социализации. Дошкольное учреждение входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой.
В настоящее время необходимость общественного дошкольного образования не вызывает ни у кого сомнений. В последние годы к дошкольным учреждениям предъявляются повышенные требования.

Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками и т.д.).
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.