Почему нам не нравится свое лицо. Почему мы не нравимся себе на фото

Мы все хотим нравиться окружающим, даже если утверждаем обратное. Вполне справедливо мнение, что в жизни большего добиваются коммуникабельные и обаятельные люди. К сожалению, иногда бывает трудно добиться расположения знакомых. В большинстве случаев это связано с нашими недостатками в поведении, манере общения которые отражают ошибки в образе мышления. Предлагаем ознакомиться с наиболее часто встречающимися привычками, которые раздражают и отталкивают от вас окружающих.

Вы не умеете слушать

Умение слушать – довольно редкий талант. Некоторые из нас витают в облаках во время монолога собеседника, а другие и того хуже – постоянно его перебивают. В первом случае у визави пропадает интерес к разговору, а значит и к вам. Постоянные же перебивания раздражают собеседника. Даже если вы абсолютно уверены в правильности своего мнения и вам не терпится его высказать, лучше подождать, дав человеку закончить свою мысль.

Часто употребляете местоимение «я»

Если от вас часто слышат «я думаю», «я уверен» или «а вот я считаю», создается впечатление, что вы выскочка и эгоист. Не стоит выпячивать свое мнение, заниматься позерством. Постарайтесь избегать личного местоимения «я», это убедить собеседников, что вы их уважаете, а не воображаете себя исключительной персоной.

Вы разговариваете слишком громко либо очень тихо

Громкий голос звучит вызывающе, указывает на самовлюбленность и невоспитанность говорящего. Добавьте к этому и то, что почти у всех громкая речь автоматически вызывает тревогу, а у части людей и головную боль. Некоторые полагают, что говоря громко, они лучше убеждают собеседника, придавая своей речи сакральный смысл. Это ошибочное мнение, наоборот, в таком случае человеку хочется поскорее избавиться от вашей компании.

Другая крайность, которая тоже может раздражать собеседника – слишком тихая речь. Собеседнику приходится постоянно напрягаться, чтобы услышать, что вы там бормочете. Смысл такого разговора часто утрачивается, ведь часть слов собеседник не разбирает. Кроме того, не всем нравится постоянно переспрашивать то, что не понял, или теряться в догадках о сказанном.

Вы прячете глаза во время разговора

Общение будет более продуктивным, если вы не станете отводить взгляд от собеседника. Естественно, не нужно его постоянно сверлить взглядом, но подчеркнуть важные моменты, посмотрев в глаза, стоит. Если вы будете прятать взгляд, смотреть во время разговора по сторонам, может создаться впечатление, что вы лжете. Конечно же, это не прибавит желания общаться с вами.

Вы необязательны

К человеку, который не выполняет обещаний, мало кто относится серьезно. У всех время от времени бывают какие-то исключительные обстоятельства, помешавшие сдержать обещание, но если такая ситуация повторяется несколько раз, доверие к вам исчезает. Обычно после этого с вами не очень хотят общаться, а ваши просьбы игнорируются. Поэтому, прежде чем дать обещание, хорошо подумайте, сможете ли вы его выполнить. Гораздо правильнее, да и честнее, будет сразу отказаться, чем потом придумывать оправдания, которым к тому же не особо поверят.

Вы – сплетница

Несмотря на то, что сплетницы страстно желают общаться, многие люди их просто игнорируют. Это и понятно, никому не хочется стать следующей мишенью для пересудов. Как только вы начинаете распространять слухи, будьте готовы к тому, что ваш рейтинг среди окружающих начнет стремительно падать. Если не хотите прослыть сплетницей, не опускайтесь до обсуждения подробностей чужой жизни и делитесь с окружающими только проверенной информацией.

Жадина

Неаккуратный человек

Согласитесь, трудно вызвать симпатию у окружающих, приходя на работу в помятой одежде или с сальными волосами. Не прибавляет уважения и желания с вами общаться и вечно заваленный непонятно чем рабочий стол. Присмотритесь к себе, своему месту работы, может, стоит быть более аккуратным. К тому же доказано, что тем, кто содержит в порядке свои вещи, выглядит опрятно, больше доверяет начальство, они быстрее продвигаются по карьерной лестнице. На бытовом уровне тоже приятнее общаться с ухоженным человеком, а не с личностью в грязной одежде.

Любительница поучений

Если вы даете советы направо и налево, независимо от того, нуждаются в них окружающие или нет, нечего удивляться, что вас избегают. Не стоит считать себя самой опытной и умной. Вас окружают взрослые люди, со своими принципами, привычками и жизненным опытом. Не факт, что вы можете найти правильное решение любой проблемы. Но даже если это так, лучше подождать, пока у вас попросят совета. В противном случае можно добиться того, что от вас будут отмахиваться и не станут воспринимать ваши слова серьезно.

У вас слишком сильный запах парфюма

Такая банальная причина, как слишком сильный запах духов или другого парфюма, вполне может отталкивать от вас людей. Дело в том, что у каждого из нас свои предпочтения, и практически у всех есть запахи, которые не просто не любят, но трудно воспринимают. Вы можете получать удовольствие, например, от запаха ванили, а у вашей коллеги он способен вызвать тошноту и головную боль. Поэтому не рекомендуется пользоваться парфюмом с сильным запахом, когда вы идете в общественные места, особенно на работу на весь день.

Нравиться всем и каждому невозможно, да и нужно ли? Однако если вы нервничаете по поводу невосприятия вас окружающими, стоит задуматься, что с вами не так. Проанализируйте свое поведение, манеру общения, гардероб, и вы поймете, в чем дело. Исправьте недостатки и тогда ваш круг общения значительно расширится.

Текст: Галина Гончарук

5 5 из 5 (1 голос)

Существуют ли в природе женщины, которым бы нравилось, как они выглядят на фотографиях или на видео? Почему нам всегда кажется, что Таня, Лена, Мария Степановна еще ничего, а вот y меня и нос какой-то длинноватый, и глаза странно косят. Интересно, а у красоток с обложек модных журналов бывают такие проблемы?

А может, в самой женской психологии заложена вечная неудовлетворенность собой или трудно примириться с мыслью, что именно такой нас видят другие (а я-то о себе совсем иного мнения)?

Разобраться в столь непростом вопросе без помощи профессионала невозможно, поэтому давайте узнаем мнение фотохудожника, работающего с моделями, актрисами. Вот что он рассказал:

«Конечно, можно утешаться мыслью, что вы не фотогеничны. Действительно, такое понятие существует, но если вы не являетесь профессиональной моделью, которая должна быть универсальна и получаться в любом ракурсе, то забудьте эту отговорку.

Для того, чтобы добиться хорошего результата, надо приложить некоторые усилия. Фотографироваться тоже работа, и не только для фотографа. Существует мнение, что самые удачные фотографии получаются, когда вы не знаете, что вас снимают. Возможно. Но много ли у вас наберется таких снимков? Увы, преобладают статичные фигуры, зажатые, испуганные, как фотография на паспорте, или самодовольные, без проблеска мысли в глазах, застольные «групповухи», где мы сами с трудом себя узнаем.

Бытовые фотографии в большей степени должны передавать наш характер, внутренний мир. Это можно сделать через настроение, о котором расскажут глаза, мимика, поза, или через какой-то антураж, внешние атрибуты. Не надо ничего вычурного, балетно-театрального. Все должно быть естественно, но для этого надо знать себя, уметь показать свои плюсы и скрыть минусы. И здесь мы опять возвращаемся к проблеме тела. Перед объективом сразу же вылезают все комплексы и зажимы. Расслабьтесь, принимайте себя такой, какая вы есть, не думая о том, что у вас ужасные уши или размер далеко уже не 44. Проявляйте эмоции, туманно-отстраненные лица пользуются успехом на подиуме, но не в жизни. Подыграйте фотографу, у вас есть прекрасная возможность проявить свой актерский потенциал.

К сожалению, культура фотографии у нас утрачена. Испанцы, например, раз в год ходят делать семейный снимок в фотостудию. Мы забегаем к фотографу, когда возникла необходимость в пресловутых 2х3 или 4х6. Если у вас будет воз-можность, сделайте себе подарок, сходите к фотохудожнику, тем более сейчас это доступно не только звездам кино и фотомоделям. Настоящий профессионал найдет тот самый выигрышный ракурс, свет, а ваши внуки смогут гордиться тем, какой красивой, молодой и счастливой была их бабушка. А то, что ваше собственное отношение к себе изменится - это мы вам гарантируем.

А теперь несколько рекомендаций для тех, кто хочет хорошо выглядеть на фотографиях:
1. Окиньте себя критическим взором. Изучите перед зеркалом, чтобы знать свои сильные и слабые стороны. Не пожалейте времени и найдите несколько выигрышных ракурсов. Погримасничайте немного, похулиганьте. Каноны, которые раньше существовали, наподобие того, что нельзя скрещивать ноги или разворачивать их внутрь, сейчас неактуальны. Может быть, именно х-образные ножки придадут вам неповторимый шарм, а налет легкой грусти подчеркнет выразительность лица.

2. Фотографируясь, постарайтесь держать осанку, не сутулиться, расправить плечи и втянуть живот. Соблюдение этих элементарных правил уже позволит вам безбоязненно показывать фотографии друзьям.

3. Помните, что фотография прибавляет 10 кг к вашему настоящему весу, вот почему на фото мы выглядим крупнее.

4. Наибольшей популярностью пользуется ракурс в три четверти. Не снимайтесь «в лоб», лучше чуть развернуть корпус.

5. На любительских фотоаппаратах не стоит делать портретную съемку. В них используются широкоугольные линзы, и когда вы подносите фотоаппарат близко к лицу, то получаете искаженное изображение.

6. Не снимайте сверху вниз, если, конечно, вы не начинающий оператор ужастиков. Коротенькие, как обрубки, ножки, непропорциональное тело - последствия такой съемки. Желающим удлинить ножки, снимая снизу, тоже советуем не терять чувство меры.

7. Уделите внимание композиции, чтобы не получилось, что над головой три метра, а внизу только макушка торчит. Часто этим грешат желающие совместить красоты морских пейзажей со своими прелестями.

8. Самый удачный свет - мягкий, рассеянный, который не дает резких теней. А, например, тень от носа может исказить черты лица. Солнце не должно светить в объектив.

9. Учтите, что у фото - и видеокамер иногда возникают проблемы при воспроизведении некоторых цветов и цветовых сочетаний. Не всегда получается белое лицо и черное платье или темное лицо и белое платье. Бледно-голубые вещи могут выглядеть белыми. Красный и оранжевый «растекаются» за пределы контура. Желтый может отбрасывать отблеск на лицо, придавая коже нездоровый желтоватый оттенок. А белое платье или рубашка добавят 2-3 лишних килограмма.

Трудно представить современную жизнь без фотографий. Путешествия, праздники, долгожданные встречи и важные события проходят под вспышки фотокамер, под их объективами взрослеют дети. Технологии съемки совершенствуются: теперь, например, не надо думать об экспозиции. Появились фотосредства против красных глаз и дрожащих рук. А главное - результат можно сразу увидеть на маленьком экране и, если не понравится, стереть. Но все это не помогает нам получать удовольствие от нашего изображения. Более того, заранее зная, что снимки разочаруют, многие вообще под разными предлогами отказываются фотографироваться.

«Нам нравятся лишь семь-девять наших фотографий за всю жизнь, причем две-три из них - детские, - рассказывает психолог Вероника Нуркова, автор уникального исследования феномена фотографии. - На большинстве же снимков мы кажемся себе некрасивыми, неестественными, не такими, как на самом деле». Отчего мы испытываем дискомфорт во время съемки и позже, даже если окружающие нас заверяют, что на фото мы вышли отлично?

Первобытный страх

«Как же я не люблю все это - принимать позу, улыбаться, - признается 33-летняя Лариса. - Мне не нравится суета вокруг съемки». 42-летний Дмитрий тоже не любитель фотографироваться: «Я не могу держать на лице эмоцию дольше тридцати секунд - мне кажется, что перед фотокамерой я словно голый». Даже звездные актеры нередко боятся фотообъектива. «Многим трудно быть органичными перед фотокамерой, - вздыхает фотограф и дизайнер Сергей Ветров. - Они непроизвольно каменеют, сжимают губы и фотоаппарата иногда боятся так же, как бормашины». Повышенная нервозность, скованность, которую не удается преодолеть, капризы и противоречивые требования…

Спустя 150 лет после появления фотографии, несмотря на ее популярность и доступность, профессионалы по-прежнему имеют дело с этим синдромом, когда перед объективом непринужденность внезапно сменяется напряжением. Даже если камера находится в руках любителя, стоит ему сделать пару невинных замечаний вроде «Отойди на шаг назад, голову чуть левее, улыбнись повеселее!», как «модели» убегают прочь… А есть и настоящие упрямцы! 46-летний Александр говорит, что у него есть только две фотографии сестры: «Оказавшись в кадре, она закрывает лицо или отворачивается».

Одно из объяснений неприязненного отношения к съемке - безотчетный, первобытный страх. Антрополог и философ Люсьен Леви-Брюль (Lucien Levy-Bruhl) описал ужас дикарей перед процедурой фотографирования: они были убеждены, что фотоизображение отбирает у них часть жизненной силы*. «До сих пор у многих из нас сохраняется мистический взгляд на фото как на часть нашей личности, - объясняет Вероника Нуркова. - Пресса пестрит предложениями магического воздействия через фотографию: приворот, снятие порчи, лечение от алкоголизма - все это построено на вере в то, что, воздействуя на снимок, можно воздействовать и на человека, который на нем изображен».

Позируя для потомства

Валерию 57 лет, и он до сих пор живет один. Зато бережно хранит фото, которые были сняты в разные годы словно для иллюстрации его биографии. Анне 65 лет - недавно она разложила старые снимки в два альбома, чтобы внукам было легче рассматривать, как выглядела их бабушка, когда ей было 20 лет, и как люди одевались в то время. Французский психоаналитик Серж Тиссерон (Serge Tisseron) считает, что таким образом мы стремимся обрести бессмертие (и иногда лелеем этот фантазм годами), но неизменно попадаем в ловушку. «В 60-е годы у большинства людей не было фото 20-30-х и они не знали, что диапозитивы и снимки со временем портятся. Но мы и до сих пор не знаем, надежнее ли в этом плане современные CD-диски.

И даже если мы сохраним свои фото (оцифруем, архивируем в компьютере), будут ли ими дорожить наши потомки? И будем ли мы смотреть их сами? И насколько объективной будет наша выборка: каждый из нас наверняка видел снимок чьей-нибудь сварливой бабушки, которая мило улыбается из рамки бережно хранимого семейного портрета?

Элеонора Качанова

Эротика и агрессия

«Процесс фотографирования бессознательно ассоциируется с чем-то агрессивным», - говорит психоаналитик Михаил Ромашкевич. Действительно, нас внимательно рассматривают, а потом щелчок, похожий на выстрел, - неприятное чувство! «В этом есть и элемент сексуальной агрессии, которая может пробуждать сексуальные фантазии, - соглашается психотерапевт, директор Парижской школы гештальта Гонзаг Маскелье (Gonzague Masquelier). - У некоторых из нас есть бессознательное представление о фотографе как о человеке, который тайно подсматривает за эротическими сценами». Психотерапевт напоминает о коннотациях глагола «снять» и о сходстве между выдвигающимся объективом и фаллосом. «Сфотографировать означает в какой-то степени овладеть человеком, проникнуть в его интимный мир, - продолжает Михаил Ромашкевич. - Гримасничая перед объективом или закрывая лицо руками, мы защищаем свое целомудрие». Возможно, поэтому во многих странах действует правило: прежде чем кого-то фотографировать, спроси разрешения.

Читайте также:

Держаться органично?

Где вы лучше получаетесь - на постановочных или на спонтанных снимках? «Я не люблю фотографироваться врасплох: рот перекошен, волосы лежат не так, - заявляет 40-летняя Инна. - Мне нравится постановочная фотография, ведь на репортажных кадрах хорошо выглядят только безупречно красивые люди». «Я удачно получаюсь, когда не позирую, - утверждает Дмитрий. - А еще лучше, если фотографирует кто-то незнакомый. Я его не знаю и потому под него не подстраиваюсь. С друзьями же мешают определенные модели поведения». Но это скорее исключение - обычно для съемки мы легче отдаемся в руки близких. 35-летняя Лера вообще доверяет фотоаппарат только своему возлюбленному: «Он хорошо знает мое лицо, умеет поймать подходящий момент и выбрать позу, в которой я смотрюсь красиво. Кроме того, он так много меня снимает, что я всегда могу выбрать снимок, на котором нравлюсь себе».

На какие только ухищрения не идут фотографы, чтобы помочь нам выглядеть естественно: рассказывают анекдоты, снимают в движении, прикидываются, что не фотографируют, или, наоборот, щелкают камерой впустую, без пленки, давая нам время привыкнуть. В конце концов, именно от обаяния фотографа и его умения создать атмосферу доверия зависит успешность фотосессии. «Я стараюсь поймать момент, когда человек забывает о себе, - говорит фотограф Изабель Леви. - Очень важно, чтобы он перестал контролировать то, как выглядит». То же происходит, когда мы попадаем на прием к психоаналитику: мы не должны закрываться и подавлять свои чувства. Но, так же как и во время фотосъемки, в кабинете у психоаналитика нам трудно полностью перестать себя контролировать. И на то есть причины!

Формальные «три на четыре»

Самые неудачные фотографии - на наших документах, с этим согласится каждый. Почему же на формальных снимках - будь то на пропуск или на паспорт - мы такие... страшные?

«Официальная фотография начиналась как тюремная, – объясняет психолог Вероника Нуркова. – Определенный ракурс, открытые глаза и уши – эти требования к изображениям преступников были сформулированы в Европе в конце 60-х годов XIX века. Преступники, по свидетельствам современников, часто кривлялись, не желая фотографироваться в том виде, который позволил бы их найти и опознать. Следы такого отношения сохранились до сих пор, и мы во время съемки сжимаемся, строим гримасы, словно хотим обмануть того, кто на нас смотрит. В результате на формальной фотографии мы всегда напряжены, испуганы, недовольны и в самом деле не похожи на себя». Чтобы выглядеть на документах более открыто, попробуйте улыбнуться внутренне и представить себе по ту сторону объектива... очень приятного для вас человека. И выражение глаз изменится – вы приблизитесь к себе.

Портрет невидимого

Когда мы расслаблены, ведем себя естественно, фотография может «высветить» какие-то стороны нашей личности, отразить бессознательные чувства. А разве не этого мы боимся? «Мы прикладываем немало усилий, чтобы не видеть в себе того, что нам не нравится, чего мы не хотим в себе принимать, - поясняет Михаил Ромашкевич. - И благодаря механизмам психологической защиты мы действительно перестаем осознавать ту часть себя, которая для нас неприемлема. А фото - взгляд со стороны - ее проявляет». И мы вынуждены что-то с этим делать. «Современная фотография - социокультурное средство, которое формирует и делает осознанным наше представление о себе, - полагает Вероника Нуркова. - Но это процесс дискомфортный, ведь, увидев себя на фото, мы нередко вынуждены в чем-то себя менять. Так что не нравиться себе на фото в каком-то смысле естественно для человека».

Так происходит и потому, что на фотографиях мы предстаем в непривычном для наших глаз ракурсе: мы видим свою спину, профиль или взгляд, смотрящий не в объектив, в то время как в зеркале мы видим себя только в фас. Кроме того, в отличие от видеосъемки фотоаппарат фиксирует выражение нашего лица и позу в отдельно взятый момент в определенной обстановке. «С эпохи Возрождения, когда в обиходе появились зеркала, мы привыкли отождествлять нашу личность с внешним обликом, - говорит Сергей Ветров. - Нам кажется, что мы такие, какими мы себя видим. Когда мы с изумлением вглядываемся в фотографию совершенно чужого человека (у него родинка не с той стороны и левый глаз больше), то это ошеломляет».

Американские психологи Теодор Мита, Маршал Дермер и Джеффри Найт (Theodore Mita, Marshall Dermer, Jeffrey Knight) провели любопытный эксперимент. Они сфотографировали студенток университета и попросили их выбрать лучший снимок из двух - обычного фото и его зеркального отображения. Все девушки выбрали второй, привычный их глазу вариант. Когда же обе фотографии показывали близким друзьям, те называли лучшим «настоящий», привычный для них снимок**. Так что неважно, позируем ли мы или не замечаем камеры, щелкает нас друг или незнакомец, - снимок почти никогда не соответствует нашему представлению о себе.

Детство героя

Снимки, которые не нравились в детстве или юности, позже мы с удовольствием разглядываем, показываем друзьям. Почему?

«Наши прежние фото с годами становятся нам дороги, потому что меняются их значение и восприятие, - говорит Вероника Нуркова. - На них мы видим время, что ушло безвозвратно. Фотография дает нам иллюзорную возможность дважды войти в одну реку и вновь испытать те же эмоции». Кроме того, старые фото позволяют увидеть нашу «будущую» судьбу. В позе, жесте, выражении лица уже есть все то, что потом создаст рисунок нашей жизненной истории (о чем мы тогда, конечно, не подозревали). Как в рассказе Набокова «Облако, озеро, башня», герой которого,«глядя на кучку детей, ожидающих поезда, изо всех сил старался высмотреть хоть одну замечательную судьбу и досматривался до того, что вся компания деревенских школьников являлась ему как на старом снимке, воспроизведенном теперь с белым крестиком над лицом крайнего мальчика, - детство героя»*.

Елена Ратнер

* В. Набоков. «Другие берега». АСТ, 2004.

Мы ощущаем себя иными

«Вера в то, что в кадре отпечатывается что-то скрытое от других (и от нас самих), проявляется наша душа, порождена суевериями, которые родились одновременно с изобретением фотографии, - рассказывает Вероника Нуркова. - С этого же момента перед человеком встал вопрос: какой я на самом деле? Благодаря фотографии мы постепенно приучаемся не только ощущать себя изнутри, но и видеть со стороны. Когда же этот внешний взгляд не интегрируется, у нас возникает конфликт с фотографией: мы кажемся себе непохожими и не нравимся себе». «Если вы никогда не нравитесь себе на фото, стоит задуматься над тем, как вы вообще себя оцениваете, - говорит Михаил Ромашкевич. - На самом деле мы склонны проецировать свои переживания, сомнения, неуверенность на свое изображение - это помогает нам снизить тревогу. Так, комментарии „я располнел“ или „я постарела“ могут скрывать страх перед отношениями или боязнь одиночества. Иногда какая-то деталь может пробудить воспоминания, которые мы пытаемся вытеснить: мы, например, можем заметить, что наши глаза похожи на глаза отца, когда тот был пьян…»

Сравнивая себя со своими родственниками, 38-летняя Татьяна с сожалением говорит, что она выглядит хуже, чем мать в ее возрасте. «Она всегда казалась мне красавицей, похожей на Грейс Келли, а я получаюсь невзрачной - „никакой“!» Психоаналитики считают, что образ матери оказывает на нас огромное влияние: именно с ним мы в младенчестве ассоциировали себя, пока не увидели себя в зеркале и не узнали, как выглядим на самом деле.

Какими бы ни были наш характер или уровень самооценки, мы никогда не видим себя такими, какими ощущаем… «Полюбить свою фотографию - значит улучшить отношение к себе, - резюмирует Вероника Нуркова. - И попробовать принять себя разного». «Улыбка и ощущение счастья - вот что помогает нам „получиться“ на снимке, - дополняет фотограф Кирилл Самурский. - Улыбка, обращенная прежде всего к самому себе».

* Л. Леви-Брюль. «Сверхъестественное в первобытном мышлении». Педагогика-Пресс, 1994.** Д. Майерс. «Социальная психология». Питер, 2004.

Об этом

  • Вероника Нуркова. «Зеркало с памятью. Феномен фотографии», РГГУ, 2006.
  • Виктор Мазин. «Стадия зеркала Жака Лакана», Алетейя, 2005.
  • Владимир Никитин. «Рассказы о фотографах и фотографиях», Лениздат, 1991.
  • 45.5k

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Мы все стараемся беречь свои границы и не хотим сближаться с людьми, которые их не уважают. Но что, если для окружающих такие люди - это мы сами? Уверены ли вы в том, что правильно понимаете сигналы окружающих и бережно относитесь к их личному пространству? Нередко мы неправильно оцениваем степень близости, из-за чего задаем неловкие вопросы коллегам или даем непрошеные советы близким.

Мы в сайт собрали ситуации, поведение в которых зависит от степени близости с собеседником. Эти примеры помогут вам правильно выстраивать границы с окружающими, чтобы общение приносило обоюдную пользу и удовольствие.

1. Личные и неудобные вопросы

Если вы сидите в кафе с близкой подругой и обсуждаете ее недавное замужество, то вопрос «Собираешься рожать?» вполне уместен. Если же коллега показывает свои свадебные фото и вы задаете подобный вопрос, будьте готовы к тому, что она захочет увеличить с вами дистанцию. Вы не знаете, планирует ли она детей и может ли вообще их иметь. В зависимости от ее ситуации вопрос может разозлить или расстроить.

Но ему вряд ли будет приятна такая забота. Люди не хотят обсуждать свои проблемы со здоровьем, особенно явные. Если вы торопите пойти к врачу маму или мужа, которые откладывают необходимый визит, то вы заботитесь об их здоровье, во всех остальных случаях - лезете не в свое дело.

Совет: Избегайте вопросов, касающихся внешнего вида и здоровья человека. Если вам интересна какая-то тема, не спрашивайте в лоб, а начните издалека. Если человек не поддерживает тему, значит и вам не стоит ее развивать.

2. Прикосновения

Если вы привыкли ходить под руку или прикасаться к людям по время беседы, то будьте готовы к разной реакции: кто-то отнесется к этому нормально, а другим это может быть неприятно.

Почему мы так относимся к прикосновениям? Все дело в степени жесткости границ. У кого-то границы более мягкие - такие люди спокойнее относятся к тактильным контактам. Но для некоторых тактильность уместна только с самыми близкими. А есть люди, которые и вовсе не любят прикосновения.

Кроме того, у нас есть зона комфортного общения. Для знакомых и коллег это примерно 1–1,5 м. Если вы встаете ближе, то у человека может возникнуть желание отстраниться. А если вы постоянно нарушаете его зону комфорта и сопровождаете это прикосновениями, наверняка он скоро совсем расхочет с вами общаться.

Совет: Спрашивайте, прежде чем прикоснуться или встать слишком близко к кому-то. Так у человека будет возможность сохранить комфортное ему расстояние и не показаться грубым.

3. Подарки

Считается, что получать подарки - это всегда приятно. На самом деле степень удовольствия зависит и от повода, и от дарителя, и от самого подарка. Представьте, что накануне дня рождения девушки, с которой недавно расстались, вы расчувствовались, вспомнили все хорошее и решили прислать ей цветы. Вы можете показаться себе щедрым и внимательным.

Но девушку такой неожиданный подарок может смутить и разозлить. Она решит, что вам что-то от нее надо, и почувствует себя обязанной. И объяснить это легко с точки зрения психологии: нам комфортно общаться друг с другом на равных, не быть должными самому и не ждать чего-то от другого. Тогда общение течет свободно и ненавязчиво.

Неуместные подарки - это вторжение в личные границы человека. Вы пытаетесь стать ближе, без согласия на то самого человека. И ставите его в неловкое положение, потому что подарок подразумевает под собой так называемый симметричный ответ.

Совет: Цена подарка должна соответствовать степени близости с человеком. Не дарите людям что-то лишь ради того, чтобы им понравиться. И не считайте их обязанными подарить вам что-либо взамен.

4. Подробные рассказы о себе и своих чувствах

Все мы любим поговорить о себе. Но не всем нравится слушать о нас. Близкие люди, как и просто знакомые, на самом деле часто не в восторге от наших «самопрезентаций», но вынуждены слушать, чтобы нас не обидеть.

Как же делиться своими чувствами и историями, чтобы не быть навязчивым? Во-первых, они должны относиться к теме беседы. Во-вторых, ваша история должна быть полезна или интересна собеседнику.

В-третьих, следите за реакциями. Если человек кивает и отвечает «ага» на ваши многословные монологи, пора свернуть тему и поговорить о чем-то другом.

Совет: Старайтесь поставить себя на место человека и рассказывать о себе так, чтобы это было интересно другому. А иногда люди просто хотят, чтобы их выслушали и не вставляли при этом комментарии о себе, - такой навык полезно освоить всем, кто хочет стать приятным собеседником.

Всем нам приятно делиться опытом. Почему же вместо благодарности за совет окружающие испытывают раздражение и не хотят с нами общаться?

Потому что таким поведением мы пытаемся возвысить себя в глазах собеседника. Ведь мы не беремся решать задачу сами, а рассказываем другому, как надо. Так мы выстраиваем иерархию, в которой ставим собеседника ниже себя. Если он не считает нас реальным авторитетом, то посчитает выскочкой и, скорее всего, больше не захочет с нами иметь дела.

Все советы должны быть только по запросу. Исключение - люди, которые находятся ниже нас в реальной иерархии. Например, своему подчиненному на работе вы можете посоветовать, как лучше справиться с задачей. Однако если вы начнете ему рассказывать, как правильно общаться с девушками, то в ответ увидите лишь агрессию и раздражение. В этом деле человек может не считать вас авторитетом.

Совет: Спросите человека, нужна ли ему помощь, прежде чем что-то советовать. Или прямо предложите: «Можно я тебе помогу?» После согласия второй стороны ваш совет будет воспринят адекватно.

6. Оценка и похвала

Представьте, что вы только что закрыли на работе крутой проект и получили повышение. Директор хлопает по плечу и говорит, что вы молодец. Вы польщены. А если в этой ситуации мы поменяем директора на вашего подчиненного? Скорее всего, вы испытаете неловкость, раздражение или злость.

Оценки , как и советы, мы готовы принимать только от тех, кого считаем авторитетом. Ваш профессионализм в несколько раз выше, чем у подчиненного. И когда он по-отечески хвалит вас и хлопает по плечу, то выглядит это глупо.

К сожалению, мы сами не всегда понимаем, когда наша оценка действительно уместна. И выглядим так же глупо, когда хвалим друзей за их походы в спортзал, хотя нам самим он нужен больше, чем им, или говорим «Да, неплохо» в ответ на новость о прибавке коллеге зарплаты, хотя сами получаем намного меньше.

Совет: Чтобы не раздражать людей, оценивайте их только по запросу. Или превратите оценку в комплимент. Вместо «Неплохо» на новость о повышении скажите «Здорово, я за тебя рад». Избегайте негативных оценок, если вас прямо не просят сказать свое мнение.

7. Просьбы

Мы получаем удовольствие , когда делаем что-то для других. В такие моменты мы ощущаем себя сильными и нужными. Но такой эффект достигается, только когда мы делаем что-либо по собственному желанию, а не в ответ на запрос.

Почти все понимают, что большие просьбы обременительны для других. Но часто мы напрягаем людей всякими мелочами, например просьбами занять пару сотен на обед, потому что забыли кошелек, дать позвонить, когда забыли телефон, или подвезти до дома, потому что по пути. Со временем все это накапливается в памяти, и в глазах человека мы превращаемся в утомительного попрошайку.

Бороться с этой проблемой просто: нужно перестать просить. Пусть коллега и ездит каждый день мимо вашего дома, но если он сам не приглашает вас «прокатиться», значит хочет поехать один или с кем-то другим. А вы вполне способны добраться до дома и без его помощи.

Совет: Просите окружающих о чем-то только в крайнем случае. И старайтесь делать что-то для других сами. Это сделает их более лояльными, а вас - более счастливым.

Соблюдать границы и быть тактичным - это искусство, которое мы очень ценим в окружающих. И если мы сами им овладеем, то отношения с людьми будут складываться гораздо лучше. А у вас бывали сложности с восприятием чужих границ?

Почему я не нравлюсь сам себе на фотографиях?

    Из-за того что Вы видите себя в зеркале КАЖДЫЙ БОЖИЙ ДЕНЬ))) Это не плохо (кстате, в большенстве случаев признак стеснительной личности =)))

    Просто все на фотографиях смотрят сами на себя и получается что не нравятся себе. Спросите у каждого возможно кому то фотография нравится.

    Потому что..мы часто предвзято к себе относимься, нам бы хотелось выглядеть лучше ит.д...все правильно стремится к лучшему никто не за прещал, но силы кторорые мы тратим на пизимизм..на счет..я плохо выгляжу и тд...лучше вложить в изменение себя...моралььно...и физически. Одним словом меньше ныть...больше действовать...если вы действительно не нравитесь себе на фото....может все проще..Вам просто не хватает внимания..)))и вы в такой способ его оббретатете) задумайтесь...и поймите в первую очередь для себя...в чем же все таки проблема*)

    Вы мой коллега 🙂

    У меня наверно есть только одна фотография, где я себе не то что нравлюсь, просто терпимо отношусь. А все действительно говорят, что все как и в жизни. Хотя отражение в зеркале меня боле-менее радует. Почему так?!

    Отношу это к внутренним комплексам.

    Я тоже часто задавала себе этот вопрос, удивлялась искренне, пока как то раз е сделала для себя вывод из разговора с подругой. Вкратце разговор был о том, что подруга сделала себе косметическую процедуру, избавившись тем самым от морщин, а я обнаружила, что не замечала их. Пришла домой и начала анализировать, поняла что видела их и раньше, но настолько привыкла к человеку + отношусь к ней хорошо, что е образ в моем представлении это что то целое, а не всякие мелочи, а для нее эти мелочи критичны, так же как и для меня мои. У меня например сломан нос, но его никто из моих друзей не замечал, пока я не раскололась. Просто все ко мне привыкли. Так происходит всегда, при хорошем отношении к человеку, наше подсознание помогает нам незамечать его недостатки, что бы оные не являлись для нас раздражающими факторами в общении. Зато у людей к которым мы плохо относимся, мы в состоянии запомнить на изусть столько недостатков, сколько они сами в себе не замечают.

    Может быть, вы просто нефотогеничны? У меня тоже все фотографии получаются ужасными, за исключением некоторых, которые были сделаны мастерами на фотосессиях. А другие говорят, что ОК, потому что обидеть не хотят, я это уже давно вычислила. Что делать? Ничего, жить дальше, какая разница, что там будет на фотографиях, от этого жизнь счастливее не станет.

    Потому что у вас повышен уровень самокритичности.

    Вы постоянно стремитесь к совершенству и желаете выглядеть лучше, чем есть на самом деле. Поэтому слишком придирчиво относитесь к своему образу на фото.

    Потому что не фотогеничны или неправильный ракурс. Вы лучше всех знаете свое лицо, при каком угле света получается красивое изображение.надо все это учитывать, тогда и симпатичные фото получатся. Бывает красивое лицо и ужасные фотографии, также и наоборот

    А фото на показа можно? Может быть у вас просто заниженная самооценка и вы не нравитесь сам себе, а может быть просто не фотогеничный человек, я например тоже не на всех фотографиях нравлюсь сама себе.

    Если все говорят, что вы выходите нормально, а вы себе на фото не нравитесь, значит, у вас самооценка занижена - нужно поднимать:-) Другое дело, если вы не фотогеничны (как я, например) - ну что уж тут поделаешь: не ложится ваша внешность на фото и вс! Такие люди обычно в жизни намного интереснее...вот и думайте об этом!:-)