Причины и типы нарушения поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пути коррекции поведения. выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка. Проявления агрессивного поведения

Экология жизни.С грудничкового возраста мальчик отличался гиперактивностью и агрессивностью. Ребенок пинался, лягался, бился, кусался, плевался и отказывался одеваться. Нередко у мальчика возникали немотивированные перепады настроения.

Доктор Дорис Рапп - дипломированный меди­цинский специалист и детский аллерголог. Она - ассистент в клинике профессора педиатрии университета штата Нью-Йорка в Буффало и основатель фонда Практических аллергических исследований. Она автор бестселлера Нью-Йорк Тайме "Это ваш ребенок?» (Куилл, 1991).

Многие родители уже знают о том, что кто-то в их семье может страдать сенной лихорадкой, астмой или экземой. Но зна­ют ли они о том, что на мозговые функ­ции ребенка может влиять пища и другие факторы окружающей среды, например пыль или грязь, и из-за этого у ребенка развивается так называемая гиперактивность и проблемы с учебой?

Широкий спектр жалоб, таких как из­быток активности, усталость, энурез, нео­бычное поведение, даже эпилепсия у неко­торых детей могут быть вызваны аллерги­ческими реакциями. Младенцы с аллергией могут быть настолько гиперак­тивны, что могут «гонять» кроватку по комнате, раскачивая ее, отталкивать ее от стены или начать ходить раньше, чем нор­мальные дети. Если найти и исправить это. ребенку можно помочь, и симптомов не будет, и не надо будет наркотиков. Вот несколько примеров этому:

В 15 лет Бетси была в депрессии и пыта­лась покончить с собой каждый год в конце лета, когда воздух северного Ми­чигана наполнен пыльцой полыни. В те­чение ее первого визита в нашу клинику она произвела впечатление нормальной девочки, пока мы не протестировали ее на аллергию на полынь. Тогда она забра­лась в ванну и отказывалась выходить оттуда. Она кричала, до нее было не дотро­нуться, жаловалась на такую сильную боль в животе, что она свернулась калачиком и держалась за живот. После того, как ей дали нейтрализующее лекарство, она почувствовала се­бя полностью нормально за несколько ми­ни. Бетси долго была неудачни­цей в школе, и после того, как ее аллергию об­наружили и вы­лечили, ее успехи в школе зна­чительно воз­росли.

Карл быт милым 3-летним малышом с чудесным характером - пока не ел са­хар. Его мать заметила, что если он ел сладкое, то его характер быстро и драма­тично менялся. Мы засняли его, когда он жадно поглотил восемь кубиков саха­ра. Как предсказывала мать, он меньше чем за час трансформировался из докто­ра Джекилла в г-на Хайда. Сначала он прекратил играть тихо и начал стонать. Затем он стал более раздражительным, затопал ногами, побросал игрушки через голову и бросил в мать кубиками. Когда ему дали правильное противоаллергичес­кое лекарство, в течение нескольких ми­нут он превратился в прежнего оча­ровательного ребенка. Мать была в сле­зах. Она поняла, что она не плохая мать, и что он не плохой ребенок.

О детях с такими симптомами часто думают, что у них психические расстрой­ства.

Если ваш ребенок ведет себя подобным образом, сначала покажите его компе­тентному врачу - аллергологу, и пусть его правильно обследуют. Это может не толь­ко сделать ваши родительские годы гораз­до более приятными, но также может спа­сти жизнь вашему ребенку.

Под девиантным понимается отдельный поступок или система поступков личности, нарушающих нравственные и моральные принципы, установленные в данном обществе. К числу таковых относятся: периодические прогулы школьных занятий, уходы из дома, периодическое бродяжничество, выраженная агрессия, ранние суициды, подростковая алкоголизация.

Подростки отличаются чувствительностью к различным стрессам. Именно в этот период наблюдается большое количество подростков, совершенно не умеющих овладевать собственными эмоциями.

Курение подростков - один из видов девиантного поведения

Причины асоциального поведения детей

Среди важных причин, провоцирующих появление «трудных» детей, психологи отмечают серьезные травмы в пределах семьи: произошедший разлад родителей, нехватка родительской любви, кончина одного родителя, проявление родительской жестокости либо непоследовательности в воспитании, длительное пребывание в детском доме.


Причины нарушения поведения у детей

Определяющая роль в процессе социализации и предотвращении девиантного поведения отведена образовательной школе. Это связано с тем, что ребенок в основном находится в школе, где он осваивает нормы морального поведения в обществе. Школа признана тем официальным институтом, где активно транслируются общепринятые принципы и моральные ценности.


Девиантное поведение - определение

Основы коррекции отклоняющегося поведения

Коррекция девиантного поведения подростков представляет собой комплекс социально-педагогических и психологических процедур, нацеленных на регуляцию мотивации, моральных ориентаций, важных установок и общего поведения отдельно взятой личности. Девиантное поведение и социальный контроль должны идти во взаимодействии, иначе такие дети могут серьезно навредить своему будущему.


Различие между типами асоциального поведения: девиантного и деликвентного

Педагоги выделяют следующие доступные для понимания методы коррекции:

  • Педагогическая коррекция – это распространенные методы общественного воздействия, когда исправляются активно-волевые дефекты, устраняются страхи, используется методика игнорирования, метод культуры здорового смеха и т. д.
  • Особая педагогическая коррекция – исправление видимых недостатков отклоняющегося поведения, нервного характера, воспитание трудом, дальнейшее исправление простым методом рационально организованного коллектива.
  • Психологическая технология коррекции девиантного поведения базируется на практическом исправлении этих погрешностей, например, при помощи самовнушения, гипноза, метода убеждения и психоанализа.

Факторы возникновения ДП - социальные и физиологические

Коррекция девиантного поведения подростков напрямую зависит от степени взаимодействия индивида в процессе межличностного общения, проявления волевых качеств личности.

Благодаря включению волевых качеств постепенно коррекция аморального поведения переходит в самокоррекцию.

Педагогическая коррекция девиантного поведения подростков состоит из следующих последовательных этапов:

  • точно формулируется социальная и педагогическая проблема;
  • выдвигаются предположения о возможных причинах аморального поведения;
  • диагностический период;
  • подбор нужных методов коррекционной работы;
  • применение передовых методик коррекционной работы;
  • создание программы психокоррекционной деятельности со школьниками;
  • ведется практическая педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения;
  • осуществление контроля за результатами внедренной программы.

Основная работа психолога и школьного социального педагога в это время должна быть направлена на выявление и устранение глубинных причин для нестандартного поведения восприимчивого подростка. В данном случае это анализ всего, с чем связана социология девиантного поведения, - это изучение особенностей окружения агрессивного подростка, его семьи, дворовых компаний, различных неформальных криминальных групп. Также нужно выяснить мотивацию подростка, состоящего в неформальной группе, то есть им движет желание самоутвердиться среди сверстников, получение социальной защищенности в группе, реализация дружеского общения или удовлетворение потребности в употребление алкоголя.


Основные формы девиантного поведения

Важную роль при этом играет личное отношение подростка к себе, своему отклоняющемуся поведению и ближайшему социальному окружению. На этом подробном анализе выстраивается дальнейшая социальная деятельность педагога.

Методы коррекции отклоняющегося поведения

Педагогика выделяет следующие группы эффективных методов, нацеленных на исправление девиантной личности:

  • Способ разрушения некоторых черт отрицательного характера, то есть это радикальный метод реконструкции сложившегося характера.
  • Метод быстрой перестройки мотивационной сферы и основных принципов самосознания, когда подростком переосмысливаются его важные достоинства и недостатки, происходит переориентация его сознания, проговариваются примерные негативные итоги девиантного поведения.
  • Методика практической перестройки жизненного опыта заключается в ограничении, предписании, переучивании, регламентированном образе жизни.
  • Метод, когда порицается негативное поведение и поощряется положительное.

Методы и приемы коррекции отклоняющегося поведения

Результативность социального контроля девиантного поведения зависит от сочетания личного и коллективного психологического воздействия, применения различных методов и разновидностей внеурочной деятельности во время коррекционной работы с подростками.

Роль семьи в психокоррекции отклоняющегося поведения

Особую роль в работе с «трудными» отводят семье, ведь именно в ней кроются все причины столь странного поведения ребенка. педагоги выделяют следующие виды семей с неблагоприятной атмосферой:

  1. Семьи, где царит неблагоприятная атмосфера равнодушия и грубости родителей к своим детям.
  2. Семьи, где отсутствует эмоциональный контакт между ее членами.
  3. Семьи, где ощущается нездоровая нравственная атмосфера.

Роль семьи в возникновении отклоняющегося поведения

Психологи выделяют 4 неблагоприятные для ребенка ситуации в семье:

  1. Родительская гиперопека различной степени.
  2. Гипоопека, зачастую перетекающая в безнадзорность.
  3. Ситуации, где имеется «кумир» семьи.
  4. Моменты, когда создается «золушка» в семье.

Педагоги выделяют 4 типа неблагоприятных семей, оказывающих негативное влияние на растущего ребенка:

  • Неполные семьи, где ощущается недостаток воспитательных ресурсов.
  • Конфликтные семьи.
  • Морально неблагополучные семьи.
  • Педагогически некомпетентные семьи.

Причины бродяжничества детей

При анализе отклоняющегося поведения школьников педагоги выделили следующие неблагоприятные воспитательные ситуации, провоцирующие аморальное поведение подростка:

  • Отсутствие родительской осознанности в процессе воспитательного воздействия на ребенка.
  • Подавление личности ребенка либо проявление насилия в воспитании, которые прекращаются к подростковому периоду.
  • Родительское преувеличение детской самостоятельности по причине личных эгоистических побуждений.
  • Хаотичность в воспитании из-за возникающий разногласий родителей в применении тех или иных методов.

Эффективность коррекции общения в семье школьников с девиантным поведением напрямую зависит от органичного сочетания прямого и косвенного воздействия на семью.

Желательно по возможности сдерживать разрушительные гневные порывы ребенка перед их проявлением, остановить собственную руку, занесенную для удара.


Направление работы - коррекция враждебности

Необходимо показать ребенку, насколько неприемлемо его враждебное поведение, направленное на неживые предметы, а также на людей. Открытое осуждение такого поведения, активная демонстрация невыгодности его поведения в отдельных случаях дают наивысший результат.

  • Необходимо установить табу на драчливое поведение, при нарушении правила желательно напоминать ребенку об этом.
  • Дать детям возможность выбора альтернативы поведения на основе развития у них чувства сопереживания, эмпатии.
  • Детей нужно обучать консультативным методам выражения гнева как эмоции, присущей каждому человеку.

Необходимо проводить следующую работу с родителями «трудных» детей:

  • Подробно информировать родителей об уникальных особенностях ребенка с аморальным поведением.
  • Обучать родителей распознавать появление собственных пагубных состояний, возникающих при общении агрессивными детьми, а также доступным приемам восстановления психологического равновесия.
  • Обучать родителей навыкам свободного, «ненасильственного» общения, активного слушания, использованию вместо приказных «Ты-сообщений», демократичных «Я-сообщений», непринужденному общению без угроз и приказов.
  • Отрабатывать навыки продуктивного сотрудничества с агрессивными детьми при помощи специальных ролевых игр и моделирования ситуаций.
  • Вырабатывать единые правила и требования воспитания.
  • Отказ от традиционных методов наказания, переход к способам убеждения и активного поощрения.
  • Включать ребенка в секционные кружки по интересам, студии.

Способы индивидуальной коррекции ДП

Методы индивидуальной коррекции драчливого поведения подростка направлены на практическое усвоение им иных форм поведения, когда ребенок во время активной игровой деятельности осознает степень собственной агрессии и неадекватного поведения, обучается ее контролировать, а затем осваивать иные варианты реакции на происходящее.

Методы групповой коррекции враждебного поведения помогает с выражением агрессивных импульсов. Выход гнева посредством активных действий либо в процессе игры эффективен при коррекции поведения детей в группах.


Этапы воспитательной стратегии с трудными детьми

Приёмы коррекции поведения

Вот несколько эффективных приемов коррекции отклоняющегося поведения детей, которые может взять на вооружение каждый родитель и педагог.

Простой прием «Наши чувства»

Задача: при помощи ознакомления детей с позитивными эмоциями, вербальным и невербальным общением, реакцией собственного отрицательного опыта педагог обучает детей эффективно справлять с собственной агрессией.

Подготовительные материалы. Нужно подготовить небольшие карточки с названиями человеческих чувств, таких как: восторг, огорчение, обида, вдохновение, страх, удовольствие, яростный гнев, стыд, отвращение, неприятное смущение, горькая печаль.


Результаты анкетирования подростков с трудным поведением

Активный процесс: предлагаем ребенку разделить карточки на 2 группы, в одной будут позитивные, а в другой пагубные чувства. Затем ребенок может придумать ситуации, когда эти чувства проявляются. Потом можно дать ребенку нарисовать те состояния, которые ему импонируют больше всего, он может рассказать, по какой причине он выбрал именно их.

Прием «Маленький секрет»

Цель: быстрое восстановление былого благотворного состояния помогает ребенку легко избавляться от гневных импульсов и выраженного агрессивного поведения.

Используемые материалы: лист бумаги и карандаши.

Процедура: необходимо принять удобную позу, закрыть глаза на пару секунд, представить то место, где ему комфортно бывать. Если такого нет, то его можно выдумать. Какие звуки и краски в окружающем месте, какие неживые предметы там находятся? Нужно еще раз оглянуться мысленно, запомнить все зрительно, открыть глаза и попытаться запечатлеть все это на листе бумаги.


Метод «Шляпы» позволяет поделить проблемы по сложности

Способ «Мои эмоции»

Задача: ролевое проигрывание многих реальных ситуаций, активное вживание в новую роль. Возникающие в процессе такой миниатюрной инсценировки чувства учат детей иным положительным вариантам поведения, чем выраженная форма агрессии.

Нужные материалы: яркий детский картон, конструктор, детский кукольный театр либо обычные игрушки (плюшевые мишки, куклы, машинки).

Процесс: различные моменты придумываются на основе известных сказок, либо с ребенком родители фантазируют, придумывая с любимыми героями истории, где главные персонажи ребенок сам наделяет определенными качествами. Проигрывающиеся истории можно записывать на камеру, после чего можно вместе с ребенком анализировать, выделять главных персонажей, их выраженные качества. Можно спросить, каким вымышленным героем ребенку понравилось быть больше всего. Если отрицательным, то можно провести беседу о том, чего же недостает позитивному герою, каким способом он этого может добиться.

Можно придумать небольшую сказку, где положительный герой наделяется всеми отмеченными качествами, которые нравятся ребенку в агрессивном герое. Что в итоге из этого выходит, все это можно проговорить вместе.

Эффективная методика «Каракули»

Цель: создание атмосферы непринужденности, налаживание эмоционального контакта, высвобождение ребенка от различных торможений, благодаря чему его каракули получаются спонтанными.


Методика Каракули давно используется в психологии

Нужные материалы: простой карандаш, большой лист ватмана, цветные карандаши.

Процедура: предложите ребенку размашистыми движениями, вовлекая все тело нарисовать в воздухе какую-нибудь каракулю. Когда он начнет ощущать свободу телесных движений, он может закрыть глаза и перенести эти действия на чистую бумагу. Когда каракуля будет готова, то можно рассмотреть ее со всех сторон, обнаруживая и раскрашивая в ней различные формы. Их выделяем яркими тонами. Иногда из этого беспорядка может родиться спонтанная история. В этот момент родителю нужно обратить внимание на то, какие цвета использует ребенок, какие именно образы ему приходят.

Психологическая методика «Картина мира»

Основные задачи: тщательное изучение индивидуальных особенностей образа, а также личного восприятия собственного мира, насколько оно окрашено в негативные краски.

Материал: белый лист, цветной карандаш и ручки.

Процесс: вначале дается краткая инструкция нарисовать окружающий мир, каким его себе представляет ребенок. После этого ребенка просят запечатлеть собственный мир на бумаге, на что он похож.


Психологи умеют расшифровать рисунки детей

Подробный анализ рисунков показал, что существует 5 основных видов рисунков о собственном мире:

  1. Изображение собственного мира в форме большой круглой планеты, иных планет солнечной системы – это сугубо когнитивная картина мира в рамках общепринятых знаний.
  2. Картина в форме пейзажа – в форме милого городского либо сельского пейзажа с присутствием счастливых людей, ярких цветов и красивых животных, является желаемым образом своего ближайшего окружения.
  3. Окружение, собственный дом, его реальная обстановка в доме – это ситуативная картина.
  4. Метафорическая картина передает достаточно сложные чувства, выданные в форме усложненного образа.
  5. Схематическая картина мира, которая отличается предельной краткостью изложения, возможно, скрытностью ребенка.

Основными ориентирами в анализе картин для родителей должны быть отмеченные крупным планом части картины мира, которые ребенок хочет иметь, какой мир у него есть сейчас.

Обязательно расспросите его в подробностях, что он запечатлел на этом чистом листе бумаги.

Практическая игра «Крикни громче!»

Цели: при помощи формирования реальной ситуации принятия помочь ребенку эффективно и быстро нейтрализовать вербальную форму агрессии.

Этот метод активно применяется, если ребенок активно использует в своем повседневном обиходе ругательную лексику либо грубо обзывается. Эта методика может проводиться как родителями, так и школьными психологами.


Процентное соотношение подростков с отклоняющимся поведением

В момент, когда ребенок сказал острое словцо, нужно выяснить степень его понимания значения произносимых слов. Если он точно понимает их заложенный смысл, то можно провести беседу, задав несколько важных вопросов. В чем причина употребления таких слов? Почему они ему нравятся? Что они значат лично для него? Необходимо спокойным тоном объяснить, как ощущают себя простые люди, непосредственно, в адрес которых произносятся такие ругательные слова.

Можно предложить ребенку успешно справиться с поставленной задачей, заинтересовать его предложением прогуляться в такое место, где он сможет произносить свои крепкие слова столько, сколько захочет, никто его за это порицать не будет.

Для этого можно выбрать отдаленную поляну. Нужно дать ему понять, что он здесь может ругаться. Нужно сделать так, чтобы ребенок громко произнес все матерные слова, по нескольку раз, постоянно усиливая голос. Когда ребенок устанет и больше не захочет громко ругаться, то можно похвалить его за то, что он умеет громко кричать. Если у него вновь появится желание выругаться, то вы вновь придете с ним туда. Об этом случае сильно не распространяться, чтобы не скомпрометировать ребенка.

Проведение таких корректирующих мероприятий – важная социальная функция, которую должен реализовать каждый педагог и родитель.


Психология ДП отдельная отрасль

Изучением подобных нестандартных форм поведения занимается такая важная отрасль науки, как психология девиантного поведения, к которой и нужно обращаться за поиском подходящих коррекционных методов. Коррекция такого отклоняющегося поведения – это не только забота психологов и специальных педагогов, но и приоритет органов, ведущих социальный контроль над подростками с неадекватным поведением.

Социальный контроль над подростками с отклоняющимся от нормы поведением

Большинство детей с отклонениями в поведении, нарушающих общественный порядок, нуждаются в медицинской, социальной и психологической помощи. Возможности нашей исправительно-трудовой системы ограничены, здесь меньше всего заботятся об исправлении подростка, здесь его психику и дальнейшую судьбу могут искалечить.

Вначале отклоняющееся поведение у подростка не имеет под собой четкой мотивации.


Два способы контроля детей с ДП

Молодой человек лишь стремится в полной мере отвечать требованиям своей компании, склонной к аморальному поведению. В силу низких условий жизни такие подростки не могут определить свои социальные роли.

Выделяются следующие важные методы социального контроля:

  • Используемые способы и методы осуществления социального контроля должны быть адекватны девиантному поведению. Важным средством социального контроля должно стать полное удовлетворение различных потребностей детей, склонных к нестандартному поведению. В качестве достойной альтернативы различным видам противоправных, криминальных действий могут стать научное, техническое и иные виды школьного творчества.
  • Разумное сокращение репрессивных методов психологического воздействия. Ограничение личной свободы подростка приводит к социальной и нравственной деградации. Отсюда следует, что по отношению к юным правонарушителям допустимо проявление лояльности в виде сокращения сроков лишения свободы, отсрочки исполнения приговора.
  • Гибкая система социальной помощи, включающая общественные организации, созданные по принципу «самопомощи».
  • Осуществляется жесткий контроль над потоком видеозаписей, содержащих сцены насилия, агрессии, жестокости.
  • Социальная подготовка кадров, которые могут работать с трудными подростками - социальных работников, опытных врачей-наркологов, всех, кто работает с юными девиантами.

Все эти действия направлены на сокращение детской преступности, получившей в нынешнее время столь широкое распространение. В чем же причины таких нарушений, с чем связаны детские нарушения общественного порядка?


Психологическая коррекция подростков с ДП

Мелкая преступность в подростковом возрасте

Преступление – это опасное явление, ставящее под угрозу безопасность, здоровье и даже жизнь окружающих людей. За совершение любого злодеяния предусмотрена ответственность.

На различные виды правонарушений подростков толкают следующие внутренние мотивы:

  • Как следует из официальной статистики, зачастую подростки совершают злодеяние из простой корысти, то есть заинтересованности в получении личной выгоды. Корыстные побуждения являются объективными причинами множества краж, порчи ценного имущества;
  • Иррациональные хулиганские побуждения, не поддающиеся никакой логике;
  • Некоторые личностные особенности восприимчивого подростка также могут выступать объективными причинами многих общественных правонарушений. В качестве таковых отмечают эгоизм, проявление неуважения к принятым нормам, чувство ненависти, злобы.

Виды девиантного поведения у подростков

Объективные причины подобного нестандартного поведения условно классифицируют на 2 группы, в которые входят биологические и социальные факторы. В роли биологических факторов выступают наследственно обусловленная предрасположенность к неадекватному поведению, личностные особенности темперамента ребенка.

Социальные факторы – это ближайшее окружение ребенка, оказывающая на него влияние личная семья, школа, сверстники. Стиль семейного воспитания, принятый дома, дает почву психологическим причинам для девиантного поведения подростка.

Как следует из официальных данных статистики, большинство мелких правонарушений производят подростки, выросшие в семьях, обладающих малым достатком, неполным составом, где царит социально неблагополучная атмосфера. Если в семье присутствуют люди, ведущие асоциальный образ жизни, то в разы увеличивается риск быстрого приобщения подростка к опасной преступной деятельности.


Психологическое воздействие на детей с ДП

Психологический микроклимат в доме также играет немаловажную роль, ведь подростки, становящиеся невольными свидетелями яростных родительских ссор, чаще всего оказываются втянутыми в плохие компании своих сверстников. Как предотвратить подобное явление в своей семье? Этот вопрос волнует многих современных родителей.

Полезные советы по профилактике отклоняющегося поведения подростков

Любую возникающую проблему гораздо проще предупредить, чем устранять ее последствия. Именно по этой причине особую важность обретает профилактика агрессивного поведения подростков.


Профилактика и коррекция ДП

Советы молодым родителям по профилактике аморального поведения у детей:

  • Необходимо своевременно побеседовать с ребенком о последствиях правонарушений, которые часто совершаются в его возрасте. Многие молодые люди делают какие-либо злодеяния, не думая о предстоящем наказании.
  • Задача родителей состоит в том, чтобы у ребенка сформировалось представление о степени административной и уголовной ответственности за те или иные противоправные деяния.
  • Родители должны иметь представление об узком круге общения их ребенка, важно на этом этапе установить доверительные отношения, формируя дома благоприятную атмосферу для совместного времяпрепровождения. Нужно поощрять желание ребенка ходить периодически в гости к его друзьям. Но количество вечеров, проведенных вне дома, должно быть регламентировано и обговорено заранее.

Отсутствие дисциплины и неорганизованность являются определяющими факторами риска. Именно поэтому так важно, чтобы у ребенка в этот период было полезное увлечение, которому он будет готов посвящать свое свободное от занятий время. Активно занимаясь спортом, инструментальной музыкой либо участвуя в различных тематических конкурсах, подросток легко сможет обрести друзей по собственным интересам, ограничивая себя от дурной компании.


Работа с родителями трудных подростков

Во время общения с ребенком родители должны поощрять, открыто высказываться о себе, делиться с родителями своими сокровенными переживаниями, чувствами.

Психологами уже давно подмечено, что дети, окруженные родительской заботой и внимание, а не гиперопекой, реже проявляют склонность к аморальному поведению, чем дети, чье будущее безразлично родителям. Такое равнодушие к ребенку со стороны родителей, которое он чувствует, может стать причиной его агрессивного поведения. Лишенные положенного родительского внимания подростки будут стараться таким путем привлечь родителей в свою жизнь.

Степень общей образованности родителей при этом играет немаловажную роль, знание уникальных особенностей кризиса подросткового периода.

Профилактика отклоняющегося поведения подростков – задача, ради выполнения которой должны объединяться все социальные институты, с которыми связан подросток. Проведение первого профилактического этапа отводится школе, именно здесь педагоги проводят раннюю диагностику, где выявляется склонность детей к агрессивному, антисоциальному поведению. С этой целью школьные психологи проводят личные наблюдения, специальные исследования с использованием профессионально подобранных тестов.


Вести активную социально-педагогическую деятельность с детьми девиантного поведения среди особых групп риска разрешают специально подготовленным специалистам.

При воспитании подростка не стоит забывать простую истину. Каким бы правильным и примерным ни было воспитание, дети никогда не будут делать то, что говорят родители, они будут делать так, как поступают в этой ситуации родители. Отличный личностный пример, продемонстрированный ребенку, может заменить многие воспитательные беседы, защитить его от возможных неприятностей в будущем. Какие бы причины для аморального поведения у ребенка ни были, своевременное уточнение имеющихся проблем, дальнейшая профилактика и эффективная практическая коррекция при помощи простых методов помогут ему получить надежду на социально благополучное будущее без выраженной агрессии и мелких нарушений.

Методы и формы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Щупановская Л.А., учитель ГБОУ СОШ № 186

«Мир, который мы оставим нашим детям, в значительной

мере зависит от детей, которых мы оставим нашему миру».

Федерико Майор ЮНЕСКО

Методы коррекции находятся в прямой зависимости от характера педагогической запущенности, уровня воспитанности ребенка целом, воспитательных возможностей школы и семьи, конкретного поведения, его образа жизни и окружения.

Методы коррекции, в конечном счете, всегда связаны с методами воспитания. Например, метод переубеждения всегда является естественным продолжением метода убеждения; поощрение и наказание применяются и в коррекции и в воспитании.

Организация деятельности детей на основе их интересов – одно из направлений коррекции, получившее широкое распространение за последние годы.

Педагогика всегда отстаивала идею взаимосвязи методов воспитания и коррекции, осуждала практику «уединенного средства» (термин А. С. Макаренко), т. е. изолированного применения какого-то одного метода. В своей совокупности методы коррекции призваны активизировать ребенка на борьбу с имеющимися у него отрицательными качествами, вредными привычками. Каждый метод выполняет определенную ведущую функцию.

В настоящее время существует множество направлений и методических приёмов коррекции нарушений поведения детей. Психолог школы в своей практической индивидуальной коррекционной работе использует различные формы внушения, арттерапию, библиотерапию, музыкотерапию, игротерапию, логотерапию, и др. 1

Рассмотрим некоторые методы психотерапевтического воздействия, применяемые школьным психологом в коррекции нарушений поведения детей.

Метод разговорной психотерапии – логотерапия - это разговор с ребенком, направленный на вербализацию эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний. Вербализация переживаний вызывает положительное отношение к тому, кто разговаривает с ребенком, готовность к сопереживанию, признание ценности личности другого человека. Данный метод предполагает появление совпадения словесной аргументации и внутреннего состояния ребенка, приводящего к самореализации, когда ребенок делает акцент на личных переживаниях, мыслях, чувствах, желаниях.

Музыкотерапия – использование в работе музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Для детей, которые проявляют тревожность, беспокойство, испытывают страхи, напряжение проводится простое слушание музыки, которое сопровождается заданием. Когда звучит спокойная музыка, подростку дают инструкцию думать о предметах, которые вызывают у него неприятные ощущения или предложить ранжировать неприятные ситуации от минимальных до самых сильных.

Игротерапия - это самый лучший путь к психической устойчивости. В основе различных методик, определяемых этим понятием, лежит признание игры важным фактором развития личности. Игротерапия выполняет три функции - диагностическую, терапевтическую и обучающую, которые связаны между собой. Игротерапия также применяется с целью устранения социальной и психической дезадаптации, эмоциональных и личностных нарушений.

Психогимнастика. Взаимодействие основывается на двигательной экспрессии, мимике, пантомиме. Упражнения направлены на достижение двух целей: уменьшение напряжения и сокращение эмоциональной дистанции у частников группы, а также выработку умения выражать чувства и желания.

Например, упражнения по снятию напряжения состоят из простейших движений «я иду по воде», «по горячему песку», «спешу в школу». Соединение мимики, жеста, движения создает более полную возможность выражения и передачи своих ощущений и намерений без слов. Выбор психотерапевтического воздействия и взаимодействия зависит от индивидуальных особенностей личности ребенка .

Система мероприятий, направленных на коррекцию нарушений поведения, включает психогигиенические, коррекционные, лечебно-педагогические, общеоздоровительные мероприятия, психофармакологию, психотерапию. При этом учитываются индивидуальные медико-биологические особенности ребенка, характер психической патологии, структура и форма агрессивного поведения, уровень социальной адаптации, соотношение биологических и социально-психологических факторов. Также учитываются возраст, индивидуальные условия воспитания .

Успех коррекции нарушения поведения возможен только при взаимном и глубоком проникновении одной области в другую, при содействии врача и педагога, обеспечении ими индивидуального подхода к подростку.

Коррекция нарушений поведения будет настолько эффективной, насколько она учитывает уникальность и неповторимость ребенка. Индивидуальный подход означает выявление природы психологических трудностей конкретного ребенка и действительных психологических механизмов, лежащих в основе проблем, выбор соответствующих данному индивидуальному случаю способов и методов работы .

Индивидуальная помощь ребенку в классе – это специальная деятельность педагогов, осуществляемая ими непосредственно во взаимодействии с ребенком или опосредованно, через его семью и классный коллектив, направленная на содействие в решении его возрастных задач социализации и связанных с ними индивидуальных проблем.

Так же эффективна и групповая коррекция нарушений поведения. Преимущество группы заключается в том, что группа представляет собой своеобразный островок мира, в котором ребенок с помощью педагога и других членов группы может проанализировать собственное поведение и опробовать его новые формы. Это достигается с помощью особой организации общения в группах, активного социального обучения, главной характеристикой которого является «соответствие самой процедуры обучения тем процессам и явлениям, которые создаются в ходе его реализации, т е. отношения участников группы тренинга строятся в полном соответствии со всеми требованиями общения-диалога» .

Следует отметить, что методы психологического тренинга, одной из форм которого является групповая коррекция поведения детей, восходят еще к идеям интенсивного общения К. Роджерса , его принципу «здесь и теперь», т. е. к анализу непосредственно происходящего в данной группе, принципу партнерства и равенства участников группы (совместного восприятия и обсуждения общей увиденной ситуации или проблемы и максимального учета интересов всех участников), осознания и эмоционального переживания проблем каждого члена группы, умения ставить себя в позицию другого, прочесть ситуацию его глазами и т. д. Это значит, что в группе внимание сосредоточено на непосредственном опыте и вовлечении в него.

Таким образом, самым эффективным методом коррекции нарушений поведения является игротерапия. Эффективен любой способ коррекции индивидуальный или групповой. При выборе способов и методов коррекции нарушений поведения детей учитываются индивидуальные особенности ребенка, характер психической патологии, структура и форма агрессивного поведения, уровень социальной адаптации, соотношение биологических и социально-психологических факторов. Также учитываются возраст, индивидуальные условия воспитания.

Список литературы:

Александров А.А. Типология делинквентного поведения при психопатиях и акцентуациях характера / Нарушения поведения детей и подростков.– М.: 2001.– С. 51–59.

Беличева С.А. Социально–психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних /Автореф. дис. докт. психол. наук. – М.: 1989. – 45 с.

Агрессия, которая возникает в случае угрозы со стороны внешних факторов, является нормальной реакцией. Если же агрессивное поведение становится свойством личности человека любого возраста, это требует коррекции (лечения).

Проявления агрессивного поведения

У детей разных возрастов проявления агрессии отличаются. У детей дошкольного и младшего школьного возраста могут быть такие признаки агрессии :

  • частые ссоры и споры с друзьями, одноклассниками, родителями, учителями и т. д.
  • потеря контроля над собой
  • намеренное провоцирование гнева или других негативных эмоций у другого человека
  • отказ делать то, о чем просят родителя, учителя или другие близкие люди
  • часто злятся, завидуют другим, проявляют гнев
  • часто обвиняют других, если сами допустили ошибку или потерпели неудачу
  • вымещают гнев в случае плохого настроения на неживых объектах и растениях вокруг себя
  • характеризуются раздражительностью и мнительностью
  • долго помнят про обиду, могут мстить

Дети среднего школьного возраста и в пубертатном периоде могут иметь такие проявления агрессивного поведения :

  • инициирование драк (иногда с применением предметов для причинения вреда противнику)
  • угрозы в сторону других лиц (как словесные, так и физические)
  • достижение целей любой ценой, даже причиняя вред другим людям
  • жестокость по отношению к животным и людям, не способность сопереживать, специальное причинение боли любым способом
  • наплевательское отношение к родителям, игнорирование их просьб, запретов и установленных правил
  • , игнорирование их просьб, прогул занятий в школе

Если хотя бы 50% выше перечисленных признаков характерны для вашего ребенка, и длительность их проявления — минимум 6 месяцев, это говорит об агрессивности как свойстве характера. Это состояние требует коррекции.

Внешние причины агрессивного поведения

Источником агрессии в частых случаях выступает семья ребенка. Если мама или папа или другие члены семьи проявляют агрессию, пусть даже физическую, ребенок это видит и копирует это поведение. Он усваивает агрессию как норму. Часто родители проявляют двойные стандарты. На словах они учат ребенка, что обижать других нехорошо, что нельзя кричать, а сами ссорятся друг с другом, кричат на ребенка и бьют его и т. д.

Агрессия у ребенка может появиться из-за влияния сверстников. Для дошкольников критерий силы является важным показателем. В основном проявлять и уважать силу склонны мальчики, но в значительной мере это относится и к девочкам. Если в коллективе, куда входит ваш ребенок, принято решать проблемы агрессивными методами, есть очень большая вероятность, что ваш ребенок будет проявлять агрессию в будущем и вне этого коллектива. У него сформируются определенные установки, диктующие необходимость агрессии в общении со всеми людьми.

Следующий важный источник агрессии — персонажи компьютерных игр, фильмов и сериалов, мультиков, комиксов. Следите за тем, что читает, смотрит и во что играет ваш сын или дочь.

Внутренние причины агрессивного поведения

Агрессивными бывают только те дети, у которых по тем или иным причинам нет внутренней гармонии. К агрессивному поведению склонны дети с высоким уровнем тревожности, которые не любят себя, ощущают, что мир к ним несправедлив, имеют слишком низкую самооценку. Агрессия у таких детей помогает им привлечь внимание людей к себе, потому что самостоятельно ребенок решить свои проблемы может далеко не всегда.

Чтобы помочь агрессору, вы должны испытывать к нему симпатию, любить его. Нужно усвоить мысль, что ребенок, какого бы он возраста ни был, это личность. Потому его проблемы нужно постараться понять и уважать его точку зрения и взгляд на мир. Если способы обычного взаимодействия себя исчерпали, стоит попробовать специальные игры с тревожными детьми.

Коррекция агрессивного поведения у детей

Один из аспектов коррекции — работа с гневом. Ребенку нужно рассказать и показать, как можно, а как нельзя проявлять гнев. Он может не понимать, как проявления его гнева сказываются на окружающим и на нем самом. Следует также обучать маленького агрессора самоконтролю. Нужно рассмотреть с ребенком навыки владения собой в ситуациях, которые обычно порождают негативные эмоции.

Важно научить ребенка работе с чувствами. Он должен научиться осознавать, что он сам чувствует, и чуть чувствуют окружающие, с которыми он взаимодействует. Воспитывайте у ребенка умение сочувствовать, а также доверять близким людям. Также отдельное внимание стоит уделить навыкам общения малыша. Он должен уметь адекватно действовать в сложных ситуациях, самостоятельно решать конфликты.

Работа с гневом

В нашем обществе есть определенные нормы, которые обязывают человека в гневе сдерживать свои эмоции. Но, если эмоция (не важно — позитивная или негативная) не находит выхода длительное время, она накапливается внутри. И эта бомба взорвется, когда — вопрос времени. Это может негативно отразиться на окружающих, а также вызовет серьезные проблемы со здоровьем у самого человека, который копил эмоции в себе.

«Недружеский шарж» . Этот игровой прием позволит ребенку не проявлять агрессию, направленную на обидчика. Ребенка нужно увести от того, кто его обижает/злит. Потом усадите его за стол и предложите нарисовать карикатуру на того человека. Если малыш еще не знает, что такое карикатура, чем она отличается от обычного фото или рисунка, покажите ему примеры и расскажите об особенностях данного жанра. Ребенку не нужно пытаться рисовать обидевшего его человека реалистично. Наоборот, нужно искажать его черты. Следует выразить на бумаге человека таким, каким его ребенок видит/воспринимает здесь и сейчас.

Пока малыш рисует, воздержитесь от критики, не поправляйте его. Осуждение строго запрещено. Покажите малышу, что вы понимаете, что он сейчас чувствует (пусть даже вы иначе оцениваете конфликтную ситуацию, которая произошла). Когда малыш завершит карикатуру, пусть он ее подпишет так, как желает. После этого задайте ему вопрос: «Что ты сейчас чувствуешь? Что бы ты хотел сделать с этим «недружеским шаржем? Сделайте это!»

«Мешочек криков» . Дети часто в порыве эмоций повышают голос, визжат. За это они чаще всего получают замечания от родителей и других взрослых людей. Если эмоции малыша очень сильные, очень неправильным будет требовать от него сдерживаться. Потому психологи разрабатывают методы избавления от негатива.

Когда ребенок будет рассержен, разгневан, предложите ему использовать «мешочек гнева». Объясните малышу: когда он держит этот мешочек, он может кричать как угодно и сколько угодно. Дальше он должен отложить мешочек и спокойно общаться с окружающими, решать конфликт.

«Мешочек гнева» можно сшить самому из любой ткани. Должны быть завязочки, чтобы «закрыть все крики», которые в него попали. Нельзя применять мешочек в других играх, его использование должно быть актуально только для описанной практики.

«Листок гнева» . Дайте ребенку листочек, рассказав, что это «листок гнева». Он может вымещать на нем весь негатив, который сейчас чувствует. Можно топтать ногами листок, рвать его, разрывать зубами и т. д. Это нужно делать до наступления чувства облегчения. После этого нужно попросить ребенка собрать все разлетевшиеся кусочки листа и выбросить их. Листок может быть не только прямоугольным. Можно попросить ребенка на бумаге изобразить свой /злость/раздражение, а потом вырезать по форме (или не вырезать, а использовать прямоугольный листок с нанесенным малышом изображением).

Подушка для пинаний . Эта методика актуальна для коррекции агрессивного поведения у детей, который реагируют в основном физическими методами, а не словесно. Дома у такого малыша должна быть специальная подушка для пинаний. Она должна иметь небольшие размеры и, желательно, темный оттенок. Когда ребенок будет чувствовать негатив, с которым не сможет быстро справиться, он может вымещать свои плохие эмоции на данной подушке. Подобная практика актуальна и для контроля гнева у взрослых, лучше всего в таких случаях применять боксерскую грушу.

«Рубка дров» . Эта практика особенно актуальна, если ребенок долгое время до этого сидел (например, делал домашние задания). Спросите у малыша, знает ли он, как правильно рубить дрова. Куда класть бревно? В какую позу нужно становиться? Как взять в руки топор? Далее просите его изобразить процесс как можно реалистичнее. Лучше это делать подальше от стеклянных предметов и зеркал, которые малыш может зацепить.

Пусть ребенок рубит, не экономя силы. Посоветуйте ему делать большую амплитуду замаха, чтобы лучше «разрубить бревно». Вместе с каждым «взмахом топором» можно издавать звук на выдохе. Можно использовать какую-то игрушку, заменяющую топор (чтобы была похожа по форме) или же вырезать «топор» из картона.

Вымещение злости на фигурке обидчика . Дома для этой методики нужно иметь пластилин. На природе материалом выступит глина или мокрый песок. Предложите малышу вылепить фигурку обидевшего его человека из пластичного материала. Далее он может сделать с ней то, что считает нужным, например, раздавить, втоптать в землю.

Активные игры с водой . Негативные эмоции у детей и взрослых снимаются при помощи активных игр. На природе можно устроить гонки бумажных корабликов. Нужно поставить их на воду и дуть из трубочки, не помогая кораблику руками. Также снимает стресс игра в догонялки с обливаниями из брызгалок или бутылок с продырявленными крышечками.

Обучение самоконтролю

Для актуальны ниже описанные практики.

«Сигналы гнева» . Полный вариант игры стоит применять только в первый раз. В будущем применяйте сокращенный вариант. Попросите малыша вспомнить ситуацию, в которой он был настолько разгневан, что хотел поколотить другого человека или нанести ему телесные повреждения другим способом.

Спросите, как гнев проявлялся до драки? Если ребенок не сможет выразить это словами, расскажите, как проявляет себя злящийся человек. Его кулаки сжимаются, лицо становится красным от прилива крови в сосуды, в горле появляется давящее ощущение, дыхание затрудняется и пр. Это и есть «сигналы гнева». Если не обращать на них внимания, то гнев рано или поздно найдет выход наружу, и мы не сможем себя в тот момент контролировать. Если же сигналы будут нами вовремя отмечены, можно управлять зарождающимися негативными эмоциями.

В будущем, когда вы заметите, что ребенок сердится, спросите у него о сигналах, которые присутствуют в данную минуту в теле. Спросите, как именно ему хочется выплеснуть негатив, какие последствия будет иметь поступок? Пока еще поступок не совершен, а сигналы гнева замечены, что можно сделать, чтобы предотвратить печальные последствия? Поговорите с малышом о том, что же делать в конкретном случае.

Гнев на сцене . Эта игра также актуальна для коррекции агрессивного поведения детей. Когда малыш начинает испытывать злость, предложите ему представить, как выглядел бы его гнев на сцене театра. Подумайте вместе с ним об образе актера, который исполнял бы роль гнева. Обсудите его внешний вид, дизайн и цвет костюма, интонации, жесты, высоту и другие особенности голоса и т. д. Также обсудите с ребенком сценарий. Как бы начинал действовать Мистер Гнев? Чем бы кончилась пьеса?

Счет до десяти . Эта практика подходит для контроля агрессии как у детей, так и у взрослых. Как только ребенок чувствует, что он готов совершить агрессивное действие (даже словесное), он должен посчитать в уме до десяти, ничего в это время не предпринимая. Считая, он должен расслаблять мышцы. После этого он уже может действовать, как считает нужным.

Нужно обсудить с ребенком, как после этого он начал себя чувствовать. Было ли принятое после успокоительного дыхания решение более оптимальным и конструктивным? Постарайтесь привить малышу в обсуждении взрослый тип мышления, с ответственностью за свои поступки, с минимизацией импульсивности.

Работа с чувствами

Для работы с чувствами также существует ряд практик, некоторые будут описаны ниже.

«Знатоки чувств» . Предложите ребенку принять участие в соревновании знатоков чувств. Для этого вам понадобится мячик, который нужно передавать по кругу. Принимать участие в игре могут и другие близкие люди. Тот, кто получает мячик в свои руки, должен произнести известную ему эмоцию и передать мячик дальше по кругу. Повторения запрещены. Если кто-то не смог назвать отрицательную или позитивную эмоцию, он сразу проигрывает. Можно перед началом подумать про приз.

Чтобы малышу было не обидно проигрывать, скажите ему, что это первая попытка. Вторая попытка игры может быть проведена спустя какое-то время. Малыш будет учить новые слова и использовать их.

Отгадай чувство . Прошлая игра не показывает, насколько хорошо ребенок понимает смысл эмоций и чувств, которые произносил в предыдущей игре. В данной практике есть роль водящего и игрока или нескольких игроков. Тот, кто водит, загадывает определенное чувство и вспоминает ситуацию, когда он это чувствовал (или выдумывает сюжет, в котором герой чувствует именно эту эмоцию).

Водящий рассказывает историю игроку или игрокам, не называя эмоцию. Конец рассказа должен звучать так: «И тогда я почувствовал… (он почувствовал…». Игроки же должны отгадать эмоцию/чувство героя истории. Рассказы должны быть небольшими, буквально несколько предложений. Ребенку может быть тяжело в роли водящего. Тогда начать должен взрослый, он рассказывает свою историю, а потом уже в роль водящего вступает малыш.

«Страна чувств» . Когда ребенок выучил эмоции и ощущения, которые они провоцируют, можно начинать данную практику. Задайте еще раз вопрос малышу, какие чувства человека ему известны. Запишите названия эмоций на разных листочках. Потом предложите малышу представить эти эмоции в виде отдельных персонажей, живущих во «внутреннем мире». На листке он должен нарисовать портрет эмоции. Проследите за тем, как ребенок представляет себе ту или иную эмоцию.

«Чувства на сцене» . Эта практика имеет сходство с выше описанной практикой «Гнев на сцене». Но героями тут выступают эмоции и чувства. Эту игру рекомендуется повторять несколько раз в неделю. Применяйте данную практику, когда отмечаете за ребенком какую-то эмоцию, в том числе позитивную. Можно задать ребенку вопрос, как бы выглядел танец того или иного персонажа, пусть малыш изобразит движения.

Рассказы по фотографиям . Данная практика важна для эмоционального развития вашего сына или дочери. Благодаря ей он научится понимать, что испытывают другие люди. Для этой игры-практики нужно взять фото людей, которые мимикой и позой выражают определенную эмоцию. Это могут быть фото из интернета, распечатанные на цветном принтере, или же журнальные вырезки.

Показывайте ребенку фотографии по одной и просите рассказать, что именно чувствует человек, изображенный на ней. Задайте вопрос, почему он назвал именно эту эмоцию. Пусть он опишет внешние проявления данной эмоции, которые он нашел у человека на фото. Можно предложить ребенку придумать, какие события в жизни данного персонажа могли вызвать такие эмоции (что с ним произошло в момент до фотографирования).

Конструктивные навыки общения

Методы коррекции агрессивного поведения из данной группы будут просты в реализации, если в семье имеется несколько детей. Ниже будут описаны практики, которые легко реализовать вдвоем (ребенок + мама или папа), не прибегая к участию других членов семьи. Но в них могут принимать участие и другие люди, это не запрещено.

Словарик добрых слов . У детей-агрессоров часто словарный запас не характеризуется богатством. Потому грубые выражения входят в привычку: они учат несколько фраз и постоянно их применяют. Нужно завести с малышом особый словарь, в который заносятся слова, характеризующие человека. Они могут касаться как его внешности, так и внутреннего мира. Эти слова должны нести позитив, то есть должны быть либо добрыми, либо нейтральными. Грубости и нецензурные выражения в словарик заносить нельзя.

Например, на букву К можно записать такие слова: красивый, кокетливый, культурный, кроткий, коммуникабельный, компанейский. В словарике на букву К не должно быть негативных характеристик (конфликтный, коварный, кичливый и пр.). Записанные слова нужно периодически «освежать» в памяти, чтобы они вошли в лексикон малыша. Полезно систематически обсуждать с ребенком героев художественной литературы или мультиков (их характеры). В отрицательных героях постарайтесь найти что-то хорошее.

Слепой и поводырь . Эта игра способствует формированию доверия у ребенка. Именно такой навык часто отсутствует у агрессоров. Один из игроков должен быть с завязанными глазами, второй выступает его поводырем. Поводырь должен перевести «слепого» через дорогу. Не нужно выходить на оживленную трассу. Нужно расставить в помещении объекты (мебель, игрушки) так, чтобы от стены к стене нельзя было свободно пройти с завязанными глазами. Роль препятствий могут играть и другие дети, если методика практикуется не вдвоем, а с большим количеством участников.

Поводырь должен следить, чтобы «слепой» не натолкнулся и не зацепил препятствия на «дороге». Когда вы достигнете противоположного края помещения, поговорите с малышом, насколько легко ему было пребывать с закрытыми глазами, насколько он доверял поводырю, что чувствовал в пути. ребенок на следующем этапе игры должен стать поводырем, чтобы научиться заботиться о другом человеке.

В процессе прохождения через препятствия можно как молча вести «слепого», поднимая его ноги для перешагивания объектов. Также можно говорить о том, как обогнуть препятствие, которое возвышается дальше на пути. Можно оба метода использовать в сочетании.

Пойми без слов . Взрослые осознают, как раздражает, когда кто-то не понимает наши идеи и желания. Взрослые также знают, что свои мысли нужно нормально выразить, чтобы другой человек их понял. А дети в основном этого не понимают. Непонимание часто обижает ребенка, он не оценивает ситуацию как такую, в которой сам неправильно донес информацию до человека.

Водящий в данной практике придумывает слово (отвечающее на вопрос "кто?" или "что?"), а потом изображает значение этого слова жестами, мимикой, движениями. Но словами давать подсказки нельзя, нужно молчать. Водящий может показать ситуацию, в которой применяется задуманный объект. Или же своим телом он может попытаться передать форму задуманного предмета. Указывать на предметы, если такие имеются рядом, нельзя.

Игроки должны понять, что же задумал водящий. Все варианты нужно произносить вслух. Если догадки неверны, водящий качает голову из стороны в сторону как бы говоря «нет». Если же ответ дан правильный, то угадавший становится водящим.

Существуют и другие практики коррекции агрессивного поведения детей и взрослых, которые невозможно описать в одном материале. Если вы не можете решить проблему с поведением ребенка, нужно записаться на очную консультацию к детскому психологу. Это не является чем-то из ряда вон выходящим. Некоторым детям требуется особый подход со стороны человека, который знает всё о детской агрессии.

Когда взрослые люди сталкиваются с активными и шумными детишками, они сразу спешат назвать их гиперактивными, даже не понимая, что на самом деле представляют собой такие малыши.

Полностью звучит этот диагноз как «дефицит внимания с гиперактивностью». Впервые о таком состоянии как о болезни заговорили около 150 лет назад.

Терминологию этого синдрома меняли неоднократно, в конечном итоге остановились на таком определении как «синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)». Среди мальчишек такое заболевание диагностируется примерно в 3 раза чаще.

Что такое гиперактивность?

У таких деток снижено внимание, для них характерны проблемы с памятью, так же снижена умственная работоспособность, а утомляемость повышена. 15 минут – это максимальное время для продуктивной работы, потом теряется контроль над умственной деятельностью и около 7 минут мозг восстанавливается.

В этот период ребенок не будет реагировать на просьбы взрослых, а станет заниматься «своими» делами.

Такие проблемы со вниманием сопровождаются еще и двигательной расторможенностью. Подчиняться всевозможным инструкциям невероятно сложно, так же как и придерживаться общепринятых рамок поведения. Могут присутствовать навязчивые подергивания и тики. Нарушение работы эмоциональной сферы у деток с СДВГ характеризуется импульсивностью, низкой самооценкой и социальной неадекватностью.

Все это сопровождает человека на протяжении всей жизни и часто становится причиной неудач, как в карьере, так и в личных отношениях. С самого раннего возраста они становятся серьезным раздражителем для взрослых, которые в силу разных обстоятельств находятся рядом.

Есть ряд причин, которые могут вызвать СДВГ и в большинстве случаев эти факторы никак не зависят от родителей.

Чтоб точно знать, что происходит с малышом можно провести ряд тестов, они позволяют определить, действительно ли у ребенка есть СДВГ или его поведение является результатом воспитания или же темперамента. Имеется перечень вопросов по нарушению внимания и по импульсивности (гиперактивности) и, проанализировав ответы можно получить результат.

Самостоятельно ставить диагноз не стоит, таким вопросом должен заняться психолог, психоневролог или педиатр.

Невозможно решить эту проблему своими силами и выявить причины тоже, но оставлять все как есть нельзя. Малыш не может сам справиться с внутренними проблемами и переживаниями, а в случае с диагнозом СДВГ тем более. Если такая ситуация проявилась в поведении, то решаться она должна комплексно.

Интересно! Адаптация к детскому саду

Основное направление — это двигательная активность, но игры с ярким эмоциональным компонентом, такие как соревнования, не приветствуются.

Равномерные тренировки легкой и средней интенсивности: плаванье, поездки на велосипеде, пеший туризм или бег – это то, что нужно. Стресс-реактивность понижается, если присутствуют постоянные физические нагрузки, они способствуют повышению адаптивных способностей и моторного контроля. В некоторых случаях стоит поменять окружение малыша, возможно в детском саду или в школе к нему плохо относятся одноклассники или учителя.

Психолог помогает моделировать ситуации успеха, помогает подобрать те сферы деятельности, в которых дитя чувствует себя уверенно. В список занятий стоит добавить упражнения, которые способствуют развитию памяти. Если выявлены речевые нарушения, то необходимо также проводить коррекцию у логопеда.

Гиперактивный ребенок: что делать?

Поскольку ведут себя такие детки крайне импульсивно и даже вызывающе, то нервная система не выдерживает не только у педагогов, которые с ними работают, но и у членов семьи.

Мамы проводят с детьми больше времени, поэтому у них нередко встречаются депрессии и им тоже нужна консультация психолога, чтоб научиться реагировать на все действия чада без раздражения. Любые негативные методы воспитания таких детей неэффективны. У них высокий порог чувствительности к отрицательным мерам воспитания.

Выговоры, наказания не приведут к желаемому результату. Но на самую малейшую похвалу будет позитивная реакция.

Когда методы коррекции не дают положительного результата, специалисты могут порекомендовать медикаментозное лечение. К нему прибегают как к крайней мере.

Влиять на такое поведение крайне сложно, тем не менее стоит постоянно работать в этом направлении. Кто, как не родители, заинтересованы в том, чтоб помочь своему чаду справиться с возникшими проблемами?

Интересно! Синдром Дауна: если ребенок не такой, как все

В данном случае договориться с родителями деток с СДВГ намного проще, чем с педагогами, у которых в классе есть такие ученики. Им не хочется тратиться морально и физически на таких школьников, часто они их недолюбливают и потому кроме порицаний не могут ничего направить в их сторону.

Переводить детей из класса в класс тоже не выход, потому что нет гарантий, что другой учитель примет большее участие в их воспитании. Найти хорошего учителя – большая удача для гиперактивного ученика и его родителей.

Для проведения досуга можно использовать любые игры с мячом – это успокаивает.

Поскольку проявления СДВГ могут быть разные, то и вопрос решения этой проблемы должен быть комплексный и притом индивидуальный. Чтобы правильно реагировать на ситуацию, стоит обратиться к психологу.

Такое поведение не относят к психическим отклонениям, но хлопот родителям, да и самим детям приносит немало. Не стоит воспринимать эту ситуацию как безвыходную. Ее можно корректировать, и чем раньше, тем лучшего эффекта можно добиться.