Природоохранительные акции в детском саду. Экологические акции в детском саду как форма организации. Выбор данной формы работы не случаен, так как

Тринеева Ольга Валентиновна

Детский сад «Василёк» - это образовательное учреждение, в котором экологическое образование и воспитание дошкольников, является приоритетным на протяжении многих лет.

Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологиче­ских проблем.

Однако экологическая культура у ребенка формируется лишь при благоприятных социальных условиях в семье, детском саду, ближайшем природном и социокультурном окружении.

Поэтому особое внимание в детском саду уделяется целенаправленной и согласованной деятельности педагогов на основе интегрированного подхода в формировании экологической культуры, в совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Эту деятельность можно разделить на три больших блока:

Экологизация образовательного процесса

Эколого-оздоровительная работа

Эколого-развивающая среда ДОУ.

Одним из условий реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды, которая должна способствовать развитию ребенка в целом.

Экологизация среды детского сада включает в себя многие компоненты:

Центры экологии в группах;

Экологические зоны (выставочные, коллекций, макетов, моделей и т. д.);

Мини-лаборатории для детского экспериментирования;

Библиотека (познавательная литература природоведческого содержания альбомы, иллюстрации, видео, аудио –материалы);

Экологическая тропа с дендрарием на территории детского сада;

Цветники, огород на территории детского сада;

Экологический театр «Росинка»;

Галерея (творческих работ).

Реализуя программу Рыжовой Н. «Наш дом –природа» мы в комплексе используем различные формы и методы работы с детьми: экскурсии, наблюдения, проекты, конкурсы, опыты, эксперименты, труд в природе, экологические дидактические игры, моделирование, праздники, экологические акции.

В нашем дошкольном учреждении природоохранные акции проходят в течение всего учебного года. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.

А самое главное, в ходе природоохранных акций детям показывается и дается возможность самим улучшить, исправить последствия экологически неграмотных действий людей, т. к. итогом любой акции является продуктивная деятельность детей.

Каждая акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки).

В переводе на русский язык «акция» означает действие.

Акции – это социально значимые мероприятия, которые проводятся в дошкольном учреждении его сотрудниками и детьми (возможно и участие родителей). Чаще всего акции являются комплексными мероприятиями, которые имеют некоторую протяжённость во времени, что делает их особенно ценными. Дети-дошкольники могут принять участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, их жизнедеятельность.

При организации экологических акций мы стараемся придерживаться следующих принципов:

Осмысленность . Нужно, чтобы все участники понимали, что именно и зачем они делают.

Отсутствие духа соревнования. Участники акции должны быть настроены на удовольствие от совместного дела, а не на получение лучшего места в рейтинге.

Безопасность .Нельзя, например, убирать битое стекло и окурки на берегу реки или возле автобусной остановки.

Разумность. Если акция связана с уборкой берега водоёма, то не стоит переносить мусор из одной кучи в другую, изменяя лишь место её расположения. Если идёт сбор батареек, нужно знать, куда их потом можно отправить.

Системность. Последовательность – обязательная черта акций. Одноразовой акцией многого не достигнешь.

Гласность. Акция должна найти отклик. Дошкольникам крайне важно знать, что их идеи и результаты работы одобрены окружающими.

Природоохранные акции в детском саду проводятся круглый год.

Осень

«Сбор семян для будущего урожая» (сбор семян для будущего урожая, семена цветов, семеня для подкормки птиц).

«Добрая зима для птиц» (подкормка зимующих птиц).

Зима

«Ёлочка –волшебная иголочка» - акция даёт возможность показать детям, что Новогодний праздник не повод вырубать ёлочки. Можно символ Нового года сделать своими руками. Активное участие принимают родители, педагоги и дети детского сада. Поделки становятся дополнительным украшением групповых комнат и музыкального зала.

«Витаминный огород» (выращивание лука для себя,

наблюдение за ростом лука в разных условиях, ведение календаря наблюдения общего и индивидуального).

«Кормушки для пичужки» - совместная деятельность педагогов и родителей по изготовлению кормушек для птиц. Акция проходит в январе-феврале, когда птицы нуждаются в помощи людей. Деятельность по изготовлению кормушек совместно с детьми, является примером бережного отношения людей к птицам. Дети подкармливают птиц, наблюдают за ними, затем свои впечатления зарисовывают в «Дневниках наблюдения».

Весна

«Каждому певцу по дворцу!» - совместно с родителями изготовление и прикрепление скворечников.

«Огород «Чиполлино»» - акция, которая проводится с мая по август. Производятся посадки овощных культур. На протяжении лета дети ухаживают за ними, получая трудовые навыки, нравственный опыт, чувство ответственности за порученное дело, а так же радость от результата своего труда.

«Посади дерево» - (апрель- май) посадка деревьев и кустарников на участках детского сада.

Лето

«Детский сад-цветочный город» цель которой – активизировать деятельность детского сада по благоустройству и озеленению территории, создать комфортные условия воспитания и развития детей дошкольного возраста, проходит с мая по август. В рамках акции проводится смотр-конкурс «Лучший цветник». Территория детского сада неоднократно отмечалась в городских СМИ.

Акция «Сто идей из ненужных вещей» показала, творческий подход к вторичному использованию «отживших» вещей. Эти поделки украсили прогулочные площадки детского сада.

Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды - экологическая тропа , которую мы использовали как инновационную форму экологического образования.

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Наблюдать изменения, которые происходят в природе. Развивать наблюдательность, познавательную активность, любознательность.

Педагогами детского сада был разработан экологический игровой маршрут «Васильковое лето».

Дети проходят по маршруту, знакомятся с объектами: «Поляна сказок», «Мастерская феи Фиалки»», «Экологическая тропинка»(«Дендрарий», «Птичья столовая», «Удивительное рядом (площадка экспериментов)».

На каждой остановке маршрута дети знакомятся с интересными природными объектами, оборудованием для экспериментирования с песком, водой, нетрадиционным художественным оборудованием, солнечными часами, дождемерами и т. д. Всё это делает прогулку детей увлекательной и познавательной.

МАДОУ ЦРР детский сад «Сказка»

2012 год

1. Введение……………………………………………………………………………..4

2. Акции, как форма работы с детьми.

2.1. Принципы организации экологических акции……………… 4-5

2.2. Экологические акции в нашем детском саду……………… 5-9

3. Приложение.

3.1.

3.1.1. План проведения………………………………………………………….. 10

3.1.2.Сценарий инсценировки «Зимняя сказка волшебного леса»………11-16

3.1.2.Сценарий досуга «Зима в лесу»………………………………………16-20

3.1.2. Сценарий экологического праздника «Вокруг живой ёлочки»………..21-25

3.2. Экологическая акция «Поможем пернатым»

3.2.1. План проведения…………………………………………………………….. 26-27

3.3. Экологическая акция «Берегите первоцветы»

3.3.1. План проведения………………………………………………………28

3.3.2.Анкета для родителей………………………………………………28-29

3.4. Экологическая акция «Берегиня»

3.4.1. План проведения………………………………………………………..30

3.4.2. Экологический праздник «Бесценная и всем необходимая вода»…………………………………………………………………………….31-38

3.5. Экологическая акция «Кошкин дом»

3.5.1. План проведения……………………………………………………39

3.5.2. Сценарий развлечения «Кошачий концерт Мур-Мур»……….40-47

3.6. Экологическая акция «Украсим дом цветами»

3.6.1. План проведения…………………………………………………….48-49

3.7. Экологическая акция «Умный взгляд на мусор»

3.7.1. План проведения…………………………………………………50

3.7.2. Анкета для родителей…………………………………………50


3.7.3. Проект «Что делать с мусором?»……………………………51-60

3.7.4. Сценарий развлечения «Лучше мусорить сейчас отвыкайте дети»…………………………………………………………………………61-65

3.8. Экологическая акция «Детский сад – цветущий сад»

3.8.1. Положение о смотре-конкурсе «Лучшая клумба»………66-67

3.9. Экологическая акция «Возвращённый лес»

3.9.1. План проведения………………………………………………..68

Введение

Наш детский сад вот уже на протяжении многих лет уделяет особое внимание проблемам экологического образования дошкольников

Реализуя программу «Юный эколог», мы в комплексе используем различные формы и методы работы с детьми: экскурсии, наблюдения, проекты, конкурсы, опыты, эксперименты, труд в природе, экологические дидактические игры, моделирование, праздники, экологические акции.

Проведение экологических акций в нашем дошкольном учреждении стало одной из интересных форм работы.

Экологические акции, как форма работы с детьми

Акции – это социально значимые мероприятия, которые проводятся в дошкольном учреждении его сотрудниками и детьми (возможно и участие родителей). Чаще всего акции являются комплексными мероприятиями, которые имеют некоторую протяжённость во времени, что делает их особенно ценными. Дети-дошкольники могут принять участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, их жизнедеятельность.

При организации экологических акций мы стараемся придерживаться следующих принципов:

Осмысленность. Нужно, чтобы все участники понимали, что именно и зачем они делают.

Отсутствие духа соревнования. Участники акции должны быть настроены на удовольствие от совместного дела, а не на получение лучшего места в рейтинге.

Безопасность. Нельзя, например, убирать битое стекло и окурки на берегу реки или возле автобусной остановки.

Разумность. Если акция связана с уборкой берега водоёма , то не стоит переносить мусор из одной кучи в другую, изменяя лишь место её расположения. Если идёт сбор батареек, нужно знать, куда их потом можно отправить.

Системность. Последовательность – обязательная черта акций. Одноразовой акцией многого не достигнешь.

Гласность. Акция должна найти отклик. Дошкольникам крайне важно знать, что их идеи и результаты работы одобрены окружающими.

«Зелёная ёлочка – живая иголочка» - акция против бессмысленной вырубки елей перед Новым годом. Эта акция (разработана) традиционно проходит у нас с начала декабря и длится 1,5 месяца. Наряду с наблюдениями, беседами, изготовлением плакатов, проведением праздника вокруг живой ели на участке, подсчёта загубленных ёлок, мы инсценируем и показываем сказки. Так, судьба маленькой ёлочки из «Зимней сказки волшебного леса» затронула сердца не только детей, но и взрослых.

Силами педагогов разработаны и внедрены в жизнь акции: «Поможем пернатым», «Берегите первоцветы», «Берегиня», «Кошкин дом», «Украсим дом цветами», «Детский сад – цветущий сад», «Умный взгляд на мусор», «Возвращённый лес».

«Поможем пернатым» Для проведения этой акции был выбран февраль. Ведь именно в эту зимнюю пору, когда у птичек подъедены все запасы, а холода и снегопады не торопятся отступать, им приходится особенно трудно. Вот тут на помощь пернатым друзьям должны прийти люди. В рамках акции был объявлен конкурс на самую оригинальную кормушку для птиц, в которой активное участие приняли почти все родители, проявив мастерство и фантазию. Кто-то соорудил кормушку из бросового материала, такого, как пластиковые бутылки, канистры, упаковки из-под новогодних подарков, тортов. А некоторые родители, по-видимому, не один час провели в мастерской, сделав не только красивые, но и прочные деревянные кормушки.


Кстати, и до проведения акции, птички были дружны с воспитанниками «Сказки». Ведь подкармливать птиц, мы начинаем с октября.

С подведением итогов конкурса акция не закончилась. Она продолжилась подкормкой пернатых возле домов, в садах наших дошколят.

Акция «Берегите первоцветы» была организована в начале весны. Чтобы выяснить, что знают родители о первоцветах, любят ли собирать букеты, поощряют ли в этом увлечении своих детей, знают ли последствия массового сбора цветов, мы провели анкетирование («Первоцветы рядом с нами»). А затем составили план акции.

· Оформили стенд «Первоцветы – вестники весны», который заставил другими глазами посмотреть на проблему охраны первоцветов.

· Разработали и провели экскурсии в лес с целью знакомства с первоцветами леса (ветреница, ландыш, печёночница) и бережного к ним отношения.

· Посадили лесные первоцветы (печёночницу, ветреницу) на участке и наблюдали за ними.

· Организовали целевые прогулки к цветнику, где познакомили детей с первоцветами сада (примула, крокус, гиацинт)

· Дети вместе с родителями оформляли тематические альбомы.

Акция «Берегиня» родилась как реакция на нерациональное использование воды детьми и взрослыми.

В её рамках был разработан ряд мероприятий.

Для детей организовали серию занятий: «Эта волшебница вода», «Где живёт вода?», «Кому нужна вода?». Дети познакомились со свойствами воды и её превращениями, узнали, что на Земле воды много, но пригодной для питья очень мало. Они узнали, что вода – это жизнь.

Для закрепления знаний проводили дидактические игры («Вода – не вода», «Найди, кто живёт в воде» и др.)

Дети младшего и среднего возраста рисовали «портреты воды», а старшие – плакаты в защиту воды.

Читали детям экологические сказки Н. Рыжовой «Жила-была река», «Как люди речку обидели?»; Т. Николаевой «Приключение капельки» с последующими беседами, об экономном и бережном отношении к воде.

С детьми старшего возраста организовали рейд «Берегиня» - прошли по детскому саду и проверили, как пользуются водой сотрудники и дети.

Как итог работы был проведён праздник «Бесценная и всем необходимая вода».

Акция «Кошкин дом». Начиная ее, мы хотели научить детей правильному общению с животным: мягкости, неназойливости, умению считаться с желаниями четвероногого друга, чувствовать его состояние, сопереживать ему. Нередко избыток чувств в сочетании с отсутствием знаний о потребностях и образе жизни животного приводит к тому, что ребёнок «мучает его».

Как и любая другая, эта акция началась теоретическим блоком: воспитатели осуществляли проект «Наши пушистые друзья»; беседовали с детьми об ответственности человека за тех, кто живёт рядом; для поддержания интереса, использовали дидактические упражнения и игры («Хорошо-плохо», «Придумаем имя коту», «Аукцион песен о кошках», «Кошкины родственники»).

Сотрудники вместе с детьми оформили в музыкальном зале «Кошкину гостиную». Здесь разместились фотографии, мягкие игрушки, картины, книги, детские рисунки, посвящённые кошкам. «Гостиную» посетили все дошколята, даже самые маленькие.

На совместную полезную деятельность родителей и детей объединил конкурс «Кошкин дом», цель которого – украсить быт домашних кошек. Мы ещё раз убедились в неисчерпаемости фантазии и творчества родителей – игрушки, коврики, домики из картонных коробок, сооружения для игр, лазания, точения когтей, охоты и многое другое!

Завершил акцию «Кошачий концерт «Мур-Мур».

В рамках экологической акции «Украсим «дом» цветами» мы разработали и провели следующие мероприятия:

· Беседы с детьми;

· Целевые прогулки;

· Экскурсия в лес;

· Субботник по уборке участка

Со старшими детьми мы часто совершаем «Прогулки в природу». Бываем в лесу, у реки, на лугу, у пруда, путешествуем по улицам посёлка, и, как правило, везде наталкиваемся на груды мусора. Дети понимают, что это плохо, и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берётся столько мусора? Что с ним делать? Чтобы попытаться решить «мусорную проблему» в 2010 года мы провели экологическую акцию «Умный взгляд на мусор» . (см. Приложение). В рамках этой акции был разработан проект «Что делать с мусором?». Участниками проекта стали дети старшей и подготовительной групп. Теперь, разработка этого проекта ежегодно используется педагогами.

Акция «Детский сад – цветущий сад» , цель которой – активизировать деятельность МДОУ ЦРР детского сада по благоустройству и озеленению территории, создать комфортные условия воспитания и развития детей дошкольного возраста, проходила с мая по август. В рамках акции мы запланировали и провели смотр-конкурс «Лучшая клумба».

«Возвращённый лес». Цель этой акции: подвести детей к пониманию значения леса в жизни человека; воспитать бережное отношение к предметам, сделанным из древесины. В экологической комнате мы создали мини музей «Дерева», где оформили следующие экспозиции «Дерево живое. Оно питается, растёт, размножается», «Кому нужны деревья в лесу?», «Зачем люди пилят деревья?». Кроме этого провели занятия с детьми: «Деревянные предметы»; «Знакомимся с деревянными игрушками» (средний возраст); «Берегите деревянные предметы»; «Бережно относимся к бумаге» (старший возраст); «Лес в жизни человека» (подготовительный возраст), а также экскурсию в лес, дендросад. Закончилась акция высадкой деревьев и кустарников на групповых участках.

Таким образом, активная жизненная позиция взрослых членов нашего коллектива последовательно передаётся детям. Из разговоров с детьми, их родителями мы понимаем, что дети стали осторожнее вести себя на природе, бережнее относиться к растениям, животным, стараются не навредить им, бурно реагируют на негативные поступки.

Приложение

Экологическая акция «Зелёная ёлочка – живая иголочка»

План проведения:

1. Коллективное изготовление альбома «Ёлочка» - комплексное занятие в средней группе.

2. Изготовление плакатов на тему: «Сохраним ёлку – красавицу наших лесов» - комплексное занятие в старшей и подготовительной группе.

3. «Через добрые дела можно стать юными экологами» - занятия в старшей и подготовительной группе.

4. Проведение циклов наблюдений за елью (на участке).

5. Развешивание плакатов в защиту живых елей в детском саду. Общение с жителями посёлка по вопросам сохранения живых елей.

6. Инсценировка сказки «Зимняя сказка волшебного леса». (Досуг для детей старшего возраста «Зима в лесу».)

7. Новогодний праздник для кукол (досуг для детей), проводится после детского праздника.

8. Обход территории больничного района. Цель: посчитаем, сколько елочек выбросили после Нового года.

9. Украсим ёлочку на участке детского сада.

10. Новогодний праздник вокруг ели на участке (проводится после Нового года

«Зимняя сказка волшебного леса»

Сценарий .

Экологическая сказка в трёх действиях . (по мотивам сказки).

Действующие лица: Ёлочка, зайка, Белка, Птичка, Слуги, Гости.

Действие 1

Звучит музыка. Зимний лес.

От автора . Если верить сказкам, каких только чудес не бывает новогодней ночью в дремучем зимнем лесу. Словно волшебная книга, раскрывает он свои снежные страницы. В эту ночь птицы и звери разговаривают человеческими голосами. Умей только подстеречь и подглядеть.

Тише. Я расскажу вам сказку про чудесную маленькую ёлочку, которая росла в этом лесу. Место у неё было хорошее, воздуха с света вдоволь; кругом росли её подруги – ели с сосны. Но ёлочке ужасно хотелось поскорее вырасти, она не думала ни о тёплом солнышке, ни о свежем воздухе. Люди, приходили в лес, присаживались под ёлочку отдохнуть и всегда говорили: «Вот славная ёлочка!».

Прошёл год, и у ёлочки прибавилось одно коленце, прошёл ещё год – прибавилось ещё одно: так, по числу коленцев, и можно узнать, сколько лет ели.

Ёлочка . Ах, если бы я была такой же большой, как другие деревья! Тогда бы и я широко раскинула свои ветки, высоко подняла голову и мне бы видно было далеко - далеко вокруг! Птицы свили бы в моих ветвях гнезда, и, когда дует ветер, я так же важно кивала бы головой, как другие!

Заяц (хлопая лапкой о лапку ). Холодно, холодно, холодно! От мороза дух захватывает, лапы на бегу к снегу примерзают. Белка, а белка, давай играть в горелки, солнце окликать, весну зазывать!

Белка . Давай заяц. Кому первому гореть?

Заяц . Кому выпадет. Считать будем.

Звучит музыка.

Косой, косой, не ходи босой, а ходи обутый, лапочки закутай.

Если будешь ты обут, волки зайца не найдут, не найдёт тебя медведь.

Выходи – тебе гореть!

Играют в горелки род музыку.

Заяц . Гор, гори ясно, чтобы не погасло.

Глянь на небо – птички летят, колокольчики звенят!

Белка . Лови, не догонишь! Не догонишь!

Белка сорвала с ёлки шишку, убегает.

Белка . Это мне на обед, спасибо, ёлочка.

Заяц . Ты куда, куда? Так нельзя, это нечестно! Я с тобой больше не играю.

Слышится завывание волка.

Заяц . Ой, боюсь, боюсь! Куда же мне спрятаться? (Мечется.)

Ёлочка . Иди ко мне, я спрячу тебя.

Заяц прячется, ёлка закрывает его ветвями-руками. Вой прекращается. Зайка убегает.

Заяц (убегая). Спасибо тебе, ёлочка, выручила. Побежал я домой в тёплую норку.

Стук топора.

От автора . В лесу появились дровосеки, они рубили самые большие деревья. Ёлочка всякий раз дрожала от страха при воде падавших на землю с шумом и треском огромных деревьев. Потом их укладывали на дровни и увозили из леса.

Ёлочка . Куда? Зачем?

Прилетает птица.

Ёлочка . Не знаешь ли ты, куда повезли те деревья? Не встречала ли ты их?

Птица . Да, пожалуй! Я встречала на море много новых кораблей с великолепными высокими мачтами. От них пахло елью и сосной, вот они где!

Ёлочка . Ах, поскорее бы мне вырасти да пуститься в море!

Птица . Прошлой зимой, в канун Нового года срубили совсем маленькую ёлочку, она была даже меньше тебя.

Ёлочка . И что? Куда её повезли?

Птица . Я знаю. Я знаю, я была в городе и заглядывала в окна! Я знаю, куда её повезли. Её поставили посреди тёплой комнаты и украсили чудеснейшими вещами – золочёными яблоками, медовыми пряниками и множеством свечей!

Ёлочка . А потом? А потом? Что было с ней потом?

Птица . А больше я ничего не видела! Но это было бесподобно!

Ёлочка . Может быть, и я пойду такой же блестящей дорожкой! Это лучше, чем плавать по морю. Ах, я просто изнываю от тоски и нетерпения! Хоть бы поскорее пришёл Новый год! Ах, если б и я уже стояла, убранная всякими этими прелестями, в тёплой комнате! А потом что? Потом, верно, будет ещё лучше, иначе, зачем бы и наряжать меня! Только что именно будет? Ах, как я тоскую и рвусь отсюда! Просто и сама не знаю, что со мною!

Птица . Радуйся своей юности! Радуйся своему здоровому росту, своей молодости и жизненным силам.

Ёлочка . Не хочу, не хочу радоваться, скорей, скорей вырасти!

Гаснет свет, звучит музыка.

Действие 2

Комната. Зажигается свет.


Ёлочка .
Ах, как больно! Где я? Комната!

Слуга 1 . Чудесная ёлка! Такую-то нам и нужно!

Слуга 2 . Давай будем украшать её, ведь скоро праздник. Посмотри, какие золочёные яблочки.

Слуга 1 . А у меня орешки и конфеты.

Слуга 2 . А вот и свечи. А как заблестит, засияет ёлка, когда зажгут их!

Ёлочка . Ах! Как всё красиво. Хоть бы поскорее настал вечер, и зажгли свечи. А что будет потом? Не явятся ли сюда другие деревья из лесу, чтобы полюбоваться на меня? Не прилетит ли к окошку моя знакомая птица?

Слуга зажигает свечи.

Ёлочка . Ой! Ой! Как больно! Как сильно обжигают мои зелёные иголочки.

Слуга 1. Скорее, скорее затуши свечи: ёлка может загореться. И нам попадёт от хозяев.

Затушили свечи.

Слуга 2 . Скоро придут гости и праздник начнётся.

Слуги уходят, звучит музыка, в комнату входят гости.

Гость 1. Какая красивая ёлочка!

Гость 2. Сколько на ней игрушек и подарков.

Кружатся около ёлки и срывают подарки.

Гость 1. Мне орешек.

Гость 2. А мне яблочко…

Ёлочка . Что же они делают? Что это значит? А я? А мне что делать? Мои бедные веточки, они сломали их.

Гость 1 . Я так устала.

Гость 2. Праздник окончился. Пора спать.

Музыка смолкает, гости уходят. Гаснет свет, звучит музыка.

Экологические акции в детском саду.

«Истинное воспитание состоит

не только в правилах,

сколько в упражнениях»

Наше дошкольное учреждение представляет опыт работы с детьми в области экологического воспитания, а так же нетрадиционную форму работы с родительской общественностью, где проведение экологических акций рассматриваются как социально-значимое мероприятие. Яркой формой выражения отношения экологической культуры, является, деятельность ребёнка, а так же всех участников экологического процесса. Присутствие в содержании деятельности, элементов экологической информации служит показателем его отношения к миру природы, людям, себе. Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности ребёнка. Взрослый, и прежде всего семья, для ребёнка и партнёр по игре, и образец для подражания, и эксперт по оценке знаний, умений, поведения и отношения. Нельзя иметь в виду то, что детский сад - первый в жизни ребёнка социальный институт. Первое соприкосновение ребёнка с социокультурной средой происходит в семье. Именно там ребёнок приобретает нормы поведения, отношения. Формирование экологической культуры зависит, насколько качественным будет процесс усвоения социальных правил, действий, отношений. Акция - это социально значимое, деятельностное, комплексное, событийное мероприятие. Имеет протяженность во времени. В нашем дошкольном учреждении экологические акции проходят в течение всего учебного года. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют. Акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки). В содержание акций входят праздники, развлечения, викторины, выставки, конкурсы, посвящённые объектам акции. Цель проведения экологических акций: формирование основ экологической культуры, сознания и мировоззрения дошкольников.
Задачи: формировать познавательный интерес, коммуникативные способности, гуманистическое отношение к природе, эстетическую и практическую отзывчивость, привитие трудовых навыков. Алгоритм проведение акций:
 цель (каждая акция имеет свою цель);  задачи (выполняются общие и конкретные);  объект (на что направлено - птицы, деревья…);  участники (дети + родители, сотрудники + дети + родители);  этапы: 1. Подготовительный (разработка плана по достижению цели, сбор информации, объём и накопление материала, смета расходов); 2. Организационно-практический (т.е. деятельностный, выполнение плана деятельности); 3. Аналитический (подведение итогов, рефлексия. Может проходить в форме награждения, изготовление фотоальбома, видеофильма, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок и т.д.).
ВИДЫ АКЦИЙ:
Осень:
1. «Семечко и зёрнышко про запас!» (сбор семян для будущего урожая, семена цветов, семеня для подкормки птиц); 2. «Добрая зима для птиц» (подкормка зимующих птиц. В группе стоит ёмкость, куда дети и родители приносят корм для птиц. В «Панораме добрых дел» воспитатели отмечают благодарность активным семьям).
Зима:
1. «Ёлочка - зелёная иголочка» (в защиту ёлочки дети изготавливают плакаты, несут домой. По пути могут повесить в общественном месте. Заключительный этап может выйти в форму конкурса и выставки - «Ёлочка - зелёная иголочка»); 2. «Витамины на подоконнике» (выращивание лука, наблюдение за ростом лука в разных условиях, ведение календаря наблюдения общего и индивидуального).
Весна:
1. «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!»
(22 марта - Международный день воды». Акция может начаться раньше, а закончиться праздником «Волшебница вода». Плакаты, экспериментальная деятельность - вожжа живительная сила).
2. «Любимый - чистый город!» (это городская акция «Чистый город» проходит традиционно, а мы активно подключаемся, родители + дети + сотрудники: убираем территорию, благоустраиваем и озеленяем). 3. «Каждому певцу по дворцу!» (совместно с родителями изготовление и прикрепление скворечников. Можно разместить во дворе своего дома, на даче). 4. Весной начинает старт экологическая акция «Украсим планету цветами» (начало акции в апреле, в праздник «День земли», когда дети сеют семена цветов).
Лето:
1. «Украсим планету цветами» (разбивка цветников, газонов из выросшей рассады, уход за посадками). 2. «Берегите лес и его жителей от пожара!» (призыв, как вести себя в лесу, осторожное обращение с огнём в лесу. Пожар наносит неизгладимый вред природе, его жителям, людям).
Все экологические мероприятия и акции проходят под общим девизом: «Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!». «Давайте друзья, везде, где живём, Деревья посадим, сады разведём. Давайте будем к тому стремиться, Чтоб нас любили и зверь и птица, И доверяли повсюду нам, Как самым лучшим своим друзьям!

Экологические акции в детском саду

4.4.1 «Панорама добрых дел» как форма организации дошкольников

4.4.2 Экологические акции в детском саду как форма организации

4.4.3 Сочинение рассказов

4.4.4. Иллюстрированный экологический журнал

4.4.1 «Панорама добрых дел» как форма организации дошкольников

«Панорама добрых дел: ребята хотят стать юными экологами» - это информационный стенд, в котором фиксируется и прослеживаются любые хорошие проявления детей по отношению к природе.

· Хорошее дежурство в уголке природы

· Изготовление плакатов к акции «Зеленая елочка – живая иголочка»

· Развешивание плакатов про елку

· Активность и инициатива в зимней подкормке птиц

· Хорошие дела дома (с растениями, животными на прогулке)

· Любые хорошие самостоятельные поступки детей, их инициатива

· Интересные наблюдения в природе

· Самостоятельное выращивание растений

· «что я заметил красивого в природе»

· «весенние наблюдения»

· участие в акции «День Земли»

В расчерченном плакате оставляем несколько граф без названия, чтобы ими можно было воспользоваться немного позже.

Последняя графа – подведение итогов:

Количество набранных каждым ребенком похвальных очков

Доброе отношение к людям, в которой нужно будет зафиксировать особо хорошие, яркие поступки детей по отношению к людям (детям в группе, взрослым в д/с, родственникам в семье)

Отметки и похвальные очки можно изображать картинками в графах напротив фамилии ребенка, чтобы он понимал, за что получил похвальные очки. Картинки должны отображать доброе дело ребенка.

Экологические акции в детском саду как форма организации

Это комплекс мероприятий, действий, помогающий детям лучше узнать какую-либо экологическую проблему, проявит свою гражданскую позицию, свое отношение к чему-либо. Это мероприятие всего д/с.

Записывается в готовые задачи. Четко распределяются обязанности между группами.

Длительность проведения экологической акции от 2-3 месяцев. Помимо детей в экологической акции задействованы сотрудники д/с, родители, близлежащие школы, жители района.

Экологическая акция направлена

на детей своей возрастной группы.

Цикл наблюдений

Чтение и заучивание стихотворений

Подбор иллюстраций, энциклопедической и художественной литературы

Комплекс занятий по различным методикам

Продумывание и иллюстрирование сказок

Выставки картин детей

Организация опытов

Создание экологических плакатов

Создание рукописных экологических журналов

Составление иллюстрированного экологического журнала

На детей других возрастных групп

Показ экологических плакатов с беседой-разъяснением

Чтение рукописного журнала с предложением создать свои странички

Совместное проведение викторин

На работу с родителями

Стенды, отражающие направления будущей работы

Экскурсии, походы, выставки

Родительское собрание

Совместные досуги, конкурсы

Выступление родителей перед детьми

Пропаганда экологических знаний среди жителей района

Вывешивание плакатов на подъездах и др.

Концерты при ЖЭКах

Для сотрудников дошкольного учреждения

Изготовление различных выставок (участие)

Создание своих плакатов, вывешивание их на своих рабочих местах

Участие в конкурсах, практических делах

Экологическая акция «Зеленая елочка – живая иголочка»

Мероприятия в акции:

Цикл наблюдений за елью, растущей на участке или в ближайшем окружении

Изготовление, распространение плакатов по сохранение ели

Новогодние праздники в зале с искусственной елкой, на улице вокруг живой елки. Подсчет использованных елок.

Цикл наблюдения за елью:

1. «Как узнать ель?»

2. «Какие у ели иголки?»

3. «Сравниваем ель с игрушечной елкой»

4. «Сколько лет нашей ели?»

5. «Кто может обидеть ель или как мы можем ей помочь?»

6. «Наша елочка красивая»

Экологическая акция «Здравствуй, дерево»

Исследовательский этап:

Наблюдение за деревом (сезонные изменения в его облике, за птицами, которые прилетают к нему)

Проводят разные исследования (изучают листья, кору и другие части деревьев, почву под ними и его обитателей)

Всё сочетается с рисованием, лепкой, сочинением рассказов, сказок, играми и др.видами детской деятельности.

Трудовая деятельность:

1) Уход за деревом: полив, рыхление почвы, внесение удобрений и уборка мусора.

2) Изготовить кормушки или скворечники, подкормка птиц

3) Если дерево небольшое и находится недалеко от дороги, можно сделать ограду

4) При необходимости надо подвязать сломанные ветки или «залечить» раны, сделанные человеком

5) Посадить рядом травянистые растения – цветы.

Примерные занятия

1. Знакомимся с деревом

2. Изучаем листья

3. Изучаем кору и ствол

4. Изучаем цветки

5. Изучаем корни

6. Изучаем плоды и семена

7. Изучаем животных

8. Изучаем почву

9. Изучаем снег

10. Изучаем дождь и иней

Исследования

1. Знают ли дерево?

2. Какой высоты?

3. Какова ширина дерева?

4. Знакомые соседи

5. Семья дерева

6. Дети дерева

7. План участка, где находится дерево

8. Редкое или распространенное дерево

1. Много ли листьев на дереве?

2. Много ли солнечных пятен

3. Может ли тень дерева двигаться

4. Какие из деревьев лучше защищают от солнца

5. Исследование листьев

6. Ощути лист, сравни с животным, зарисуй

7. Определение формы и окраски листа

8. Как прикрепляется лист к ветке

9. Есть ли жилки на листе

10. Игра «определи на ощупь свой лист»

11. Составление коллекции

12. Отпечатки листьев (пластилин, краски и др.)

13. Какого цвета листья у дерева

14. Как пахнет лист

15. Сравнение листьев

16. Какие насекомые живут на дереве (следы)

17. Сравнение листьев кроны на разной высоте

18. Зрительное наблюдение за развитием листа (зарисовка)

19. Наблюдение за почками

20. Как меняется цвет листьев с весны до осени

21. Отпечатки листа

22. Собирание осеннего букета из листьев

23. Куда деваются старые листья?

24. Есть ли пыль на листьях?

1. Исследование толщины ствола на разной высоте

2. Какая кора?

3. Чем покрыта кора?

4. Свойства коры (защищают, согревают, охлаждают)

5. Рисунок коры

6. И т.д. см. №7/2000 «Дошкольное воспитание»

Сочинение рассказов

1. Темы составления рассказов

«Наше дерево летом/весной…»

«Придумываем прилагательные, характеризующие дерево»

2. Игры

Физкультминутка

3. музыка

Прослушивание и подбор произведений на различное состояние дерева

4. изобразительная деятельность

Посетить картинные галереи

Создаем эмблему своего дерева

Занятие по рисованию деревьев, оригами

5. математика

Посчитаем, сколько плодов упало,

используем листья деревьев при составлении математических задач

6.Литература

7.Праздник «День дерева»

Уход за деревом

Нарисовать портрет дерева

Нарисовать открытки

Составление праздника

Отражение отношения детей к природе, деревьям, представлений о жизни дерева, необходимой охраны растения, особенности ухода

10.ремонт старых книг

11.сбор макулатуры


Похожая информация.


Стали уже традиционными экологические акции в нашем детском саду, в рамках которых все вместе - родители, дети и педагоги - помогают сделать территорию нашего детского сада уютным природным уголком.

Если Вы хотите принять участие в последующих акциях, следите за объявлениями на странице Главные новости.

В апреле 2017 года наши воспитанники и педагоги приняли участие в городском природоохранном конкурсе-акции "Берегите птиц!" , в котором заняли первое место.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АКЦИЯ "ПАМЯТНОЕ ДЕРЕВО ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКОГО САДА"

2-5 мая 2017 года прошла акция для выпускников нашего МДОУ "Памятное дерево выпускников детского сада". Мы приглашали всех выпускников этого года сделать посадку в честь окончания детского сада. Спасибо всем, кто помог сделать нашу территорию зеленее!

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АКЦИЯ " ЗЕЛЕНАЯ ВЕСНА -2016"

Нашему микрорайону "Сокол" всего 10 лет. Здесь живут в основном молодые семьи с детьми. Красивые удобные дома, современный детский сад, торговые центры и зеленые зоны, увы, заставленные автомобилями.
А для полного счастья, всем жителям "Сокола"не хватает Природы!
Наш детский сад посещают воспитанники микрорайона, поэтому семьи всегда очень активно участвуют во всех экологических акциях, проводимых ДОУ. А "Экологический субботник" у нас уже стал весенней традицией.

Мероприятия в рамках "Экологического субботника-2016":

1. Высадка сосен по ул.академика Колмогорова.
2. Высадка лиственных деревьев: рябин, каштанов, кленов, берез по ул. Лескова на зеленой зоне, превращенной ранее в стихийную парковку для автомобилей («Аллея Выпускников» ).
3. Обновление табличек с именами героев Великой Отечественной войны, георгиевских ленточек, подсыпание свежей земли и удобрение кустов на аллее "Сирень Победы", посаженной нашими воспитанниками в прошлом году (более 100 кустов).

Мероприятия проводились 4,5,6 мая под музыкальное сопровождение (детские песни Дню Победы, песни о России).

Все желающие были обеспечены
-необходимым инвентарем (лопаты, совки),
-колышками и веревками для подвязывания деревьев.
-плодородной землей с сапропелем,
-лейками и водой для полива,
-ленточками (каждый участник акции мог повязать цветную памятную ленту на своё дерево).

Итоги экологического субботника:

1. Сосновая аллея - более 30 деревьев
2. Лиственная аллея - более 50 деревьев
3. Аллея "Сирень Победы": созданы все условия для дальнейшего роста кустов сирени и многие из них уже зацвели!

По окончании акции всем семьям-участникам были выданы благодарственные письма и оформлен фотоотчет, размещенный на сайте нашего ДОУ.

В ноябре 2015 года подготовительная к школе группа №7 (педагоги: Шильникова Зоя Викторовна и Кузнецова Татьяна Витальевна) приняла участие в экологическом проекте библиотеки им. Ф.М. Достоевского «Сделаем Дунайку чистой» . Ребята вместе с педагогами подготовили работу для выставки в технике пластилинография.

А еще они сочинили сказку и сделали самую настоящую книгу. С ней вы можете ознакомиться здесь, а также в библиотеке им. Ф.М. Достоевского, которой ребята подарили свою книгу.

Осенью 2015 года мы посадили первоцветы в рамках акции "Посади свой первоцвет" . Более 200 луковиц гиацинтов и крокусов посадили ребята с родителями. Весной они самыми первыми известят нас о скором лете. Мы благодарим всех родителей, педагогов и ребят, принимавших участие в акции! Ждем с нетерпением наступления весны!

Весной 2015 года в мае прошла акция "Сирень победы". К участию в акции мы приглашали не только наших воспитанников, но и жителей соседних домов. Сирень мы сажали вокруг детского сада. Мы высадили несколько десятков кустов, каждый из которых был посвящен кому-либо из наших дедушек и бабушек, погибших на войне. На стволах сирени были закреплены георгиевкие ленточки с их именами.