Развитие памяти: уроки запоминания

Все мы в детстве собирали пазлы и мозаики, но мало кто представляет, что наш мозг знал эту систему очень давно. Ранее ученые полагали, что конкретные участки мозга хранят в себе определенного вида воспоминания, но впоследствии был проведен эксперимент. Крысам удаляли по очереди разные участки мозга и, проверяли: возможно ли их обучение, что они помнят, а какие органы у них хуже работают. Выяснилось, что ни одна частичка мозга не отвечает целиком за какой-то определенный вид памяти, но если собрать кусочки воспоминаний со всего мозга, то их можно сложить в одну общую картинку, как в мозаику. Эту картинку мы и называем памятью. Этот вывод был шокирующим для ученых того времени, но нам он позволяет опустить возможность развить всю память только одним способом и одновременно предлагает метод решения.

Виды памяти

Существует три вида памяти:

1. зрительная

2. слуховая

3. моторная

Зрительная память хранит ту информацию, которую мы получили путем наблюдений, то есть запомнили увиденное. Слуховая память отвечает за все звуковые ощущения, когда-либо испытанные нашим организмом. С этими двумя вроде все понятно, а с моторной будет посложнее.
Третий вид памяти особый. Это своеобразный способ учиться на своих ошибках: когда наш организм делает что-то, он автоматически запоминает этот процесс. Так мы учились ходить, есть, так мы пишем буквы, не зацикливаясь на самом процессе. Ну, а теперь перейдем непосредственно к способам развития памяти.

Развиваем память, тренируя внимание

Запоминаем мы только то, что замечаем, а замечаем мы лишь тогда, когда внимательны. Следовательно, свое внимание нужно тренировать. Можно делать это и в игровой форме, например, попробуйте во время прогулки поиграть с собеседником: кто больше отметит домов с зелеными крышами. Для развития памяти полезны и картинки из серии «найдите десять отличий». В этих случаях ваш мозг концентрируется на мелочах и привыкает к активной работе в нестандартных ситуациях. Тогда на работе, в школе или в институте вы начнете быстрее схватывать все самое важное и запоминать без труда.

Сочетание разных видов памяти ради одной цели

Однажды учительница русского языка и литературы пожаловалась на своих учеников-двоечников, которые совсем не учат стихи. Ей посоветовали заставить учеников отжиматься и повторять текст вслух. Она отказалась, сказав, что и то и другое они будут делать плохо, а зря! Ученики запоминали бы стихи вместе с движениями и усилием мышц, и даже через много лет, делая отжимания, они вспомнят эти стихи, может не целиком, но с самого натренированного места.

Так же многих детей родители заставляют учить таблицу умножения, переписывая и проговаривая ее про себя. Тогда работает моторная (пишем и запоминаем), зрительная (запоминаем то, откуда переписываем) и слуховая (заучиваем на слух) память.

Запоминаем по частям

Третий метод заключается в том, что всю информацию «раскладывают по полочкам». То есть: текст нужно компонавать в конспект, слова разделять на группы, формулы заучивать вместе с примерами. Так же важно одновременно разбираться с возникающими вопросами, ведь когда мы сами добываем необходимое, то и усваиваем это лучше. Следовательно, как уха лучше всего идет после рыбалки, так и строчка заучивается быстрее, если в ней было незнакомое выражение, подсмотренное в словаре.

Повторение - упражнение для развития памяти

Этот вариант подойдет людям с развитой зрительной памятью, и плохой слуховой. Предположим, что в тот момент, когда вы прогуливались по парку, вам знакомый сказал номер телефона, а никакой возможности записать у вас нет. В таком случае, пока ваш друг диктует, мысленно представьте вашу трубку и под диктовку набирайте на ней номер. Потом сделайте вид, что он был занят и попробуйте еще раз, вслух проговаривая номер другу. Если все правильно, повторите еще раз и даже через пару часов вы все вспомните. Практика такого упражнения с каждым разом будет положительно отражаться на развитии вашей памяти.

Развивайте память, открывая для себя новое

Студент, активно занимающийся и посещающий лекции, имеет хорошую память, но часто об этом даже не подозревает. Когда информация запоминается без усилий и прямо на подсознательном уровне, то она и дольше хранится. Когда тот же студент перед экзаменом думает, что ничего не знает, но получает звонки от однокурсников и отвечает на их сложные вопросы, выходит, что осталось немножко освежить материал и можно идти сдавать. Почему это происходит? Ответ прост. Всего-навсего во время лекций мы записываем конспект, вникаем в материал, но совершенно не думаем о том, как его запомнить. Развиваясь в своей профессии, изучая новую информацию о ваших увлечениях, слушая новости, вы же не думаете о том, что это просто необходимо запомнить, но, запоминая, вы улучшаете свою память, следовательно, развиваетесь!

Самоорганизация и развитие памяти

Часто услышишь фразу: «она не рассеянная, она неорганизованная!» И правда, как наш мозг может запомнить что-то, если он просто не понимает, что и когда запоминать. Чуть выше мы уже говорили о систематизации материала, но в этом разделе речь пойдет о вас самих. Заведите ежедневник (и не правда, что он для тех, кто все забывает), создайте свое личное расписание, собирайтесь на работу вечером, делайте всё вовремя, вспомните о своих родственниках и друзьях, которым давно не звонили. Ваша жизнь наладится, и память заработает как новая.

Придумайте свой способ развития памяти

Присмотритесь к себе, определите, что вы запоминаете сложнее, и что может помочь лично вам сохранить драгоценные данные. Не всем по душе крестики на руках и узелки на веревочках. Попробуйте делать себе маленькие шпаргалки, клейте листочки в самых видных местах квартиры, прикрепляйте их на досках над рабочим столом в офисе. Самое главное для развития памяти – в них не должен содержаться полный текст, ведь тогда вы просто прочитаете и вспомните. Делайте ассоциативные записи или рисунки. Ваш мозг проанализирует запись, найдет в памяти информацию и запомнит ее снова, но уже автоматически. В следующий раз вы вспомните быстрее и уже не забудете

Как правильно работать над развитием памяти ребёнка

«Мой Алеша в этом году прошел во второй класс. Учится пока нормально, несмотря на то, что у него очень плохая память. Чтобы запомнить стихотворение из восьми строчек, ему нужно повторить их раз «...надцать...» Классный руководитель посоветовала нам целенаправленно работать над развитием его памяти. Хотелось бы узнать, как это делать правильно».

Ирина Максимович, Донецк

Если ваш ребенок справляется со школьной программой, то скорее всего, его память развита достаточно. А то, что он плохо запоминает стихи, может свидетельствовать лишь о том, что они ему неинтересны (или непонятны). Нередко качество запоминания у ребенка (как впрочем, и у взрослого!) напрямую зависит от интереса. В свою очередь, материал интересен только тогда, когда он понятен. У детей младшего школьного возраста доминирует механическая память, то есть без логических связей. Поэтому и качество запоминания часто хромает. Постепенно, по мере естественного развития и обучения в школе, доминирующей становится смысловая (логическая) память. И вы можете помочь своему ребенку развить ее. Учите его искать смысл в том, что он заучивает наизусть. Для усвоения учебного материала и развития памяти важны такие интеллектуальные чувства, как удивление, удовлетворение от сделанного открытия, восхищение, сомнение.

Значительно повышает эффективность запоминания установка на его возможность и необходимость. Иначе говоря, в этом деле (как и во многих других!) большую роль играют внушение и самовнушение. Поэтому, первое, с чего нужно начать, - это вселить в ребенка уверенность в том, что у него хорошая память, что он может запомнить все, что ему необходимо. Полезно, чтобы ребенок проговаривал утром и вечером (перед сном) простые установки. Например, «У меня хорошая память!», «Я могу запомнить все, что мне нужно!».


Информация для размышления

Психологами установлена тесная связь между эмоциональным состоянием детей и их памятью. В течение учебного года 46 детей в возрасте 9-10 лет регулярно обследовали (в начале и в конце недели). Специалисты изучали влияние уровня тревожности школьников на продуктивность зрительного запоминания. Было установлено, что у детей с высоким уровнем тревожности плохая зрительная память, и наоборот, у детей эмоционально уравновешенных - она превосходная!

При заучивании важно сделать упор на значимости запоминаемого материала. Ребенок должен понимать, зачем ему нужно это запоминание. За ним следует использование усвоенных знаний. Полезно убеждать ребенка назидительными фразами: «Без таблицы умножения, как без воды: «и не туды, и не сюды!», «Я выучу ее всего один раз, а запомню на всю жизнь!».

Другие «секреты» запоминания основаны на том, что ребенок учится логическим приемам запоминания на основе образных представлений того, что нужно усвоить. Например, вашему ребенку задали на дом освоить правописание трудных слов. Не заставляйте его много раз писать их. Ведь так будет работать в основном механическая память (наименее эффективная!). Поэтому предложите ему пофантазировать. Изобразите самую трудную букву в заданном слове в виде какого-нибудь предмета, имеющего сходство с этой буквой и одновременно связанного по смыслу с этим словом.

Правила тоже усваиваются быстрее, если их вообразить в какой-то нестандартной форме. Например, запоминая правило: «Не с глаголами пишется раздельно», можно представить себе хоккеиста (глагол!) отбивающего шайбу-частицу. А правило: «После шипящих у существительных женского рода третьего склонения всегда пишется мягкий знак» легко запомнится, если представить шипящую змею, кончик хвоста которой свернут в виде мягкого знака.

Фантазирование также значительно повышает эффективность запоминания учебных текстов (по истории, биологии, литературе и т.п.). Предложите ребенку нарисовать (достаточно даже в воображении!) к каждой части текста что-то такое, что поможет ему создать зрительный образ (чем более смешно или необычно, тем лучше!). Например, к параграфу по истории о том, как жили древние славяне, можно нарисовать избу, на крыше которой растет пшеница и плещется рыба... Точно также «изображайте» труднозапоминающиеся стихотворения. Рисунки или какие-нибудь значки (узелки на память) можно сделать к каждой строфе или строчке.

Многие дети, плохо запоминают все, что связано с цифрами. Их можно «оживить» и сделать веселыми и доходчивыми. Пофантазируйте с ребенком, на кого похожа та или иная цифра? На какой предмет? На какое животное? (один - игла; два - лебедь; три - откусанные бублики; шесть - улитка; восемь наручники и тому подобное). Предложите зарисовать образы-фантазии на карточках. Для каждой цифры должна быть своя карточка. Из таких карточек хорошо составлять даты, которые обычно запоминаются с большим трудом. Чтобы дата лучше уложилась в памяти, можно из названий предметов и животных, обозначающих цифры, придумать предложение. Чем необычнее и нелепее оно будет, тем легче запомнится нужная дата. Например, 1836 год (дата смерти Пушкина): «Иголка, обшивая наручники, откусила от двух бубликов и остатками угостила улитку».

Старайтесь сделать занятия с ребенком игровыми, веселыми, интересными. Тогда они станут источником радости и помогут развить у вашего сына или дочери не только память, но и мышление, воображение, восприятие. Учиться вашему ребенку станет легче и интереснее.

Игра-тест «Кошелек»

В эту игру вы можете играть в семейном кругу или в компании друзей. Число участников не ограничено (чем больше, тем лучше для развития памяти). Суть игры состоит в том, что каждый участник повторяет слова, предложенные предыдущими играющими, и добавляет что-то свое. «Пропадает» тот, кто не может повторить цепочку слов в том же порядке или пропустит хотя бы одно слово.

Например, вас трое. Первый говорит: «Я положу в кошелек собаку». Второй: «Я положу в кошелек собаку и верблюда». Третий: «Я положу в кошелек собаку, верблюда и диван». Первый: «Я положу в кошелек собаку, верблюда, диван и портфель» и так далее.

Если же вы хотите оценить свою память не только относительно играющих, не поленитесь сделать следующие подсчеты.

Определите количество слов в «кошельке» при котором вы вышли из игры. Запишите себе одно очко, если вы запоминаете пять слов, и прибавляйте по одному очку за каждое слово сверх пяти (то есть два очка за шесть слов, три - за семь, четыре - за восемь и так далее).

Если в среднем за игру вы набрали 7 и более очков - у вас очень хорошая память.

От 4 до 6 очков - у вас неплохая память, хотя иногда кое-что забываете. Но это не беда! Свою память вы можете легко развить, приложив небольшие усилия.

3 и менее очков. Вы постоянно что-то забываете. Записная книжка - ваш лучший друг и помощник. Чаще играйте в эту игру и вскоре вы удивитесь полученному результату!

Как устроена наша память Все мы в детстве собирали пазлы и мозаики, но мало кто представляет, что наш мозг знал эту систему очень давно. Ранее ученые полагали, что конкретные участки мозга хранят в себе определенного вида воспоминания, но
Лекции по общей психологии Лурия Александр Романович

Развитие памяти

Развитие памяти

Развитие памяти в детском возрасте меньше всего можно представить как процесс постепенного количественного роста или созревания.

В своем развитии память претерпевает драматическую историю, полную глубоких качественных перестроек и принципиальных изменений как ее структуры, так и взаимоотношений с другими психическими процессами.

Есть много оснований предполагать, что способность запечатлевать и сохранять следы в первые годы жизни не слабее, а даже сильнее, чем в последующие, и что наглядная (эйдетическая) память развита у ребенка гораздо больше, чем у взрослого; Л. Н. Толстой неоднократно говорил, что едва ли не половина всех воспоминаний, которыми он располагал, сложилась у него в первые годы жизни.

Однако память ребенка третьего и четвертого года жизни наряду с силой имеет и свои слабости: ее трудно организовать, сделать избирательной, она еще нив какой мере не является произвольной памятью, для которой возможно целенаправленно запоминать нужное, отбирая запечатлеваемые следы из всех остальных. Это можно легко показать, если предложить ребенку 2,5–3–летнего возраста запомнить, а затем воспроизвести 5–6 слов или, дав ему 5–6 картин, сказать, какие именно картинки ему были даны. В этом случае легко убедиться, что ребенок будет воспроизводить наряду с данными ему словами (или картинками) еще и другие, ассоциативно связанные с ними, и не сможет затормозить свои побочные ассоциации, избирательно воспроизводя только нужную серию следов. Процесс произвольного избирательного припоминания оказывается еще не готовым к этому возрасту, и возможность подчинить свою мнестическую деятельность речевой инструкции созревает у ребенка значительно позже вместе с общим развитием целенаправленного управляемого поведения.

Такой противоречивый характер развития, некоторое уменьшение возможности непосредственной наглядно - образной памяти вместе с возрастанием управляемости мнестических процессов является первой отличительной чертой развития памяти в детском возрасте.

Другой отличительной чертой развития памяти является постепенное развитие опосредованного запоминания и переход от непосредственных, естественных к опосредованным, вербально - логическим формам памяти.

Этот основной факт развития памяти был в свое время детально изучен Л. С. Выготским и его сотрудниками (А. Н. Леонтьевым и Л. В. Занковым).

Для того чтобы представить те качественные изменения, которые претерпевает память ребенка но мере его развития, Л. С. Выготский проводил с детьми разного возраста две серии опытов. В первой из этих серий он давал ребенку задачу непосредственно (без всяких вспомогательных приемов) запомнить и воспроизвести ряд из 10–12 слов; во второй серии он давал ребенку ряд вспомогательных картинок как средства для запоминания слов, связав каждое слово с соответственной картинкой какой - либо вспомогательной связью.

Опыты показали, какой сложный характер носит развитие процессов памяти у ребенка.

Младшая группа детей - школьников успешно могла удерживать определенное число слов, не используя никаких приемов; однако картинки, предложенные им как вспомогательное средство, не улучшали процесс запоминания; дети этого возраста не могли вербалыю - логически связать предложенную картинку с данным словом, заявляя «здесь нет таких» либо стараясь непосредственно увидеть изображение данного слова па картинке (так, когда одному из детей было предложено запомнить слово «солнце» при помощи картинки «самовар», он показал на маленькое светлое пятнышко на самоваре и сказал: «Вот оно - солнце!»). Поэтому рассматривание было как бы дополнительной работой, которая только отвлекала ребенка от запоминания нужного слова. Когда ребенку предлагалось по каждой картинке припомнить соответствующее слово, он оказывался совершенно беспомощным и либо просто описывал данную ему картинку, либо давал те ассоциации, которые возникали у него по поводу картинки. В результате этого операция, при которой вспомогательная картинка использовалась лишь для припоминания нужного слова, заменялась более простой и непосредственной операцией дальнейших ассоциаций, и требуемая схема (схема 2.1) заменялась другой, более элементарной схемой (схема 2.2), ребенок младшего возраста оказывался еще не в состоянии устанавливать или использовать вспомогательные («мпемотехнические») связи и в опыте с использованием картинок давал не лучшие, а иногда даже худшие результаты, чем в опыте с непосредственным запоминанием.

Схема 2.1

А (слово) ? X(картинка) ? А(слово)

Схема 2.2

(тина слово «солнце» - картинка «самовар» - это и есть самовар)

(слово «солнце», картинка «самовар» - это чай пить… чайник… стакан)

Эти факты позволили установить, что запоминание ребенка дошкольного возраста в своей преобладающей части носит еще непроизвольный (а потому трудно управляемый) характер.

Иная картина открывалась, когда исследователи проводили этот же опыт над младшими, а затем и над старшими школьниками.

Дети этого возраста, естественно, лучше управляли процессами своего запоминания и поэтому лучше выполняли опыт с непосредственным запоминанием предложенного им ряда слов. Однако наиболее существенный сдвиг, наблюдавшийся в школьном возрасте, заключался в том, что дети оказывались теперь в состоянии использовать для процесса запоминания внешние вспомогательные средства, устанавливать вспомогательные связи, которые давали им возможность использовать картинки как опорные знаки для запоминания нужного слова.

На первых порах эта возможность ограничивалась использованием относительно простых готовых связей. Дети оказывались в состоянии использовать для запоминания слова «школа» картинку «тетрадь» («в школе - тетради»), но еще не могли самостоятельно создавать новые вспомогательные связи, отказываясь, например, для запоминания слова «школа» использовать картинку «пароход» («нет, школа - в пей учатся, а пароход - он на море…»). Однако на последующих этапах развития эта трудность преодолевалась. Дети начинали овладевать возможностью самостоятельного формирования новых вспомогательных связей, которые могли бы быть использованы для запоминания предложенных слов.

В результате этого процесса число слов, запоминаемых с помощью вспомогательных картинок, резко увеличивалось и начинало обгонять число слов, которые ребенок мог удерживать непосредственно.

Однако ошибки, характерные для детей дошкольного возраста (типа А - Х–Х или А - Х–У), здесь уже исчезали, и ребенок, которому в контрольном опыте предъявлялись использованные им картинки, либо возвращался к исходному слову (слово «школа» - картинка «пароход» - слово «школа», или А - Х–А) или же давал неточное воспроизведение заданного слова, замещая его каким - либо близким к нему словом (слово «школа» - картинка «пароход» - слово «учитель», т. е. давая схему А - Х–Б).

Опыты наглядно показывали, что школьный возраст является этапом, когда наряду с непосредственной памятью у ребенка складываются процессы опосредованного запоминания, и переход к исследованию памяти старших школьников и взрослых позволял описать следующий этап ее развития.

Проведенные на старших школьниках и на взрослых опыты показывают, что они без труда устанавливают вспомогательные связи, позволяющие им использовать любые опорные внешние средства для запоминания данных им слов; наличие привычных связей между словом и картинкой не представляет для них сколько - нибудь заметных препятствий, и они легко используют любые картины в качестве вспомогательных средств для запоминания. Однако наиболее существенная черта, отличающая этих испытуемых, состоит в том, что теперь они уже перестают нуждаться во внешних опорах и оказываются в состоянии запоминать предлагаемые слова с помощью их внутренней логической организации, укладывая их в определенную логическую структуру и «кодируя» их в определенные смысловые группы. Это позволяет им превратить непосредственное механическое запоминание в логически организованную мнестическую деятельность. Те приемы запоминания, которые на предыдущем этапе носили внешне непосредственный характер, теперь сокращаются и приобретают характер внутреннего опосредованного процесса. Механическая память постепенно превращается в логическую память.

Результатом этого процесса является значительное повышение результатов запоминания в первой серии опытов, где испытуемому не дается никаких внешних вспомогательных опор, и кривая этой серии опытов начинает стремительно подниматься вверх, обнаруживая тенденцию в своем пределе слиться с кривой внешне опосредованного запоминания. Этот факт, который получил в свое время название «параллелограмма памяти», дает схему основных фактов развития памяти в детском возрасте. Он показывает, что если в школьном возрасте происходит основной процесс перестройки элементарной непосредственной памяти во внешне опосредованную, то с переходом к старшему школьному и зрелому возрасту человек становится в состоянии овладеть внутренне опосредованным запоминанием. Поэтому резкий подъем кривой «непосредственного» запоминания к этому возрасту и объясняется тем, что это запоминание фактически становится здесь внутренне опосредованным.

Процесс развития памяти в детском возрасте оказывается, таким образом, процессом коренных психологических перестроек, суть которых сводится к тому, что естественные непосредственные формы запоминания превращаются в сложные, социальные по своему происхождению «высшие психологические процессы», решающим образом отличающие психологические процессы человека от психологических процессов животного.

Легко видеть, что эта коренная перестройка процессов памяти в течение развития ребенка является не только измененным строением самой памяти, но вместе с тем и изменением в отношениях между основными психологическими процессами. Если на ранних этапах развития память носила наглядный характер и в значительной мере являлась продолжением восприятия, то с развитием опосредованного запоминания она теряет свою непосредственную связь с восприятием и приобретает новую и решающую связь с процессами мышления. Старший школьник или взрослый, которые проводят сложные операции логического кодирования материала, подлежащего запоминанию, выполняют сложную интеллектуальную работу, и процесс памяти начинает приближаться к процессу речевого мышления, не теряя, однако, характера мпестической деятельности.

Такое коренное изменение отношения между отдельными психологическими процессами и формирование новых функциональных систем является основной чертой психического развития ребенка, и процесс развития памяти на протяжении онтогенеза может быть понят только как та коренная перестройка процессов, путь которой мы только что изложили.

Из книги Искусство торговли по методу Сильва автора Бернд Эд

Из книги Лекции по общей психологии автора Лурия Александр Романович

Развитие памяти Развитие памяти в детском возрасте меньше всего можно представить как процесс постепенного количественного роста или созревания.В своем развитии память претерпевает драматическую историю, полную глубоких качественных перестроек и принципиальных

Из книги Разблокируй свою память: запомни все! автора Мюллер Станислав

Общее развитие памяти и воображения В приложении 1 в конце книги есть блоки по пятьдесят слов для ежедневного оживления памяти и воображения.Начиная с этого дня, попробуйте, прочитывая каждое слово, представлять то, что оно означает, как можно ярче, желательно в

Из книги Вспомни всё [Секреты суперпамяти. Книга-тренажер] автора Мюллер Станислав

Общее развитие памяти и воображения После того как выставили тактильную линию времени, нужно работать со словами (по пятьдесят слов в день). Теперь вы не только представляете образ, но и стараетесь ощутить прикосновение к нему.Жираф, Африка, белка, войлок, грабли,

Из книги Включите свою рабочую память на полную мощь автора Эллоуэй Трейси

Общее развитие памяти и воображения После того как вы выставили звуковую линию времени, «оживление» пятидесяти слов в день следует выполнять с добавлением предполагаемого звучания. Вы не только визуализируете картинку, но стараетесь представить прикосновения и

Из книги автора

Общее развитие памяти и воображения После того, как вы выставили обонятельную линию времени, следует проводить «оживление» пятидесяти слов в день из приложения в конце книги, добавляя к представляемому образу предполагаемый запах. Вы не только воображаете картинку и

Из книги автора

Общее развитие памяти и воображения Четыре вида ощущений – это очень хорошо. Я понимаю, что при мысленном «оживлении» пятидесяти слов в день далеко не каждый из этих образов вы захотите почувствовать у себя во рту ©, поэтому вкус представляем только у «съедобных»

Из книги автора

Развитие ассоциативной памяти Продолжаем выполнять упражнения на ассоциативное связывание между собой словесных рядов. Можно совместить «оживление» пятидесяти слов и составление

Из книги автора

Поддержание и развитие голографической памяти С получением навыка голографической памяти снимаются почти все ограничения по развитию запоминания и вспоминания.Раньше я сразу же после выставления первой линии времени рекомендовал в течение недели ежедневно проходить

Из книги автора

Общее развитие памяти и воображения Люди читают книги о секретах феноменальной или сверхбыстрой памяти, начинают выполнять упражнения, некоторые даже достигают ощутимых результатов, но очень и очень многие не продолжают занятий более 2–3 недель.Почему? Ведь все же

Из книги автора

Общее развитие памяти и воображения После выставления тактильной линии времени продолжаем упражняться со словами (по 50 слов в день). Теперь вы не только представляете образ, но и стараетесь ощутить прикосновение к нему.Ключ Жираф, Африка, белка, войлок, грабли, дождь…

Из книги автора

Общее развитие памяти и воображения Четыре вида ощущений – это очень хорошо. Я понимаю, что при мысленном «оживлении» 50 слов в день далеко не каждый из этих образов вы захотите почувствовать у себя во рту, поэтому вкус представляем только у «съедобных» образов.

Из книги автора

Поддержание и развитие голографической памяти С получением навыка голографической памяти

Из книги автора

Упражнения на развитие рабочей памяти Дирижер рабочей памяти помогает контролировать эмоции, что является важным шагом на пути к достижению счастья. Эти упражнения помогут укрепить рабочую память и научиться держать себя в

Из книги автора

Развитие рабочей памяти В отличие от рассмотренных методов, упражнения и рекомендации, которые включены в эту книгу, были разработаны на основе проведенных нами исследований и глубокого изучения механизмов функционирования рабочей памяти. Предложенные упражнения

Из книги автора

Упражнения на развитие рабочей памяти 1. Методика быстрого умножения в уме Алгоритм, разработанный Рудигером Гаммом, заключается в том, чтобы последовательно перемножать числа слева направо, а затем складывать полученные результаты. Пример 1. Умножение двузначного

Человек вынужден ежедневно перерабатывать большое количество информации и воспринимать массу различных впечатлений. Огромная лавина сведений обрушивается на каждого из нас из печатных изданий, интернета и телевидения. Чтобы стать успешным человеком, необходимо уметь справляться с информационным потоком и анализом полученных сведений.

Нужно научиться разделять информацию на полезную и актуальную в данный момент времени, оставить на хранение ту, которая может пригодиться со временем и проигнорировать бесполезную. Поэтому развитие и тренировка памяти являются необходимыми для каждого человека, стремящегося к успеху.

Память делится на три вида:

  1. слуховая память. Она в ответе за звуковые ощущения, которые испытал наш организм;
  2. зрительная память. Она отвечает за информацию, полученную путем наблюдений;
  3. моторная память. Это автоматическое запоминание процессов любых действий, совершаемых нами.

Умственная способность человека становится хуже из-за ухудшения связи между головным мозгом и нервными клетками. Однако эта связь восстанавливается при регулярных умственных тренировках.

Существует огромное количество способов улучшения и развития памяти, которые будут особенно полезны организованным людям, а так же специальные тренинги, обеспечивающие улучшение памяти.

Выбирая удобные упражнения, развивающие внимание, мышление и память, нужно настраиваться на их систематическое выполнение. Однако не стоит относиться к ним как к обязательной работе. Подберите интересные и понравившиеся, из перечисленных выше, способы развития памяти, соответствующие образу жизни. И тогда достигнутые успехи будут наилучшей мотивацией к выполнению заинтересовавших упражнений.

Для повышения эффективности вышеперечисленных способов, необходимо соблюдать правила развития памяти, которые под силу каждому человеку, желающему достичь успеха в условиях насыщенной разнообразными событиями жизни.

Правила развития памяти

К общим способам развития и тренировки памяти можно отнести такие рекомендации: чаще решайте ребусы, играйте в лото, шашки, шахматы, разгадывайте кроссворды, рассматривайте картинки, с предложением найти отличия. Постарайтесь как можно больше находиться на улице, займитесь спортом, чередуйте умственную и физическую нагрузку.

Благодаря выполнению способов и правил развития и тренировки памяти, хорошая память не покинет вас до глубокой старости.

В наши дни мы живем в мире и ежедневно сливаемся с потоком информации. Объем знаний и навыков возрастает из года в год и накапливается, что предоставляет все большую нагрузку на память каждого последующего поколения. Развитие памяти и внимания крайне взаимосвязаны между собой, поскольку от внимательности и умения концентрироваться на конкретном объекте зависит процент запоминаемой информации. Совершенствование и развитие памяти является довольно сложным, однако это просто необходимо в наши дни для нормальной жизни в обществе. Существует множество способов и методов, направленных на тренировку памяти и улучшению внимательности каждого человека. Не совершенствуя собственную память, можно достаточно легко затеряться в потоке информации. Развитие памяти – это процесс изменения и становления образований, которые обеспечивают преемственность в жизнедеятельности каждого, формируют план актуального поведения и многое другое.

Основные виды памяти.

Человеческую память можно классифицировать на несколько видов, поскольку каждый из них существенно отличается по способам сбора информации, времени усвоения и сохранения.
Виды памяти:

  • Моторная память – один из самых первых видов памяти, отвечающий за сохранение и воспроизведение движений. Она способствует воспроизведению движений, отработанных до автоматизма – подъем по ступенькам, ходьба и многое другое;
  • Эмоциональная память – особенности развития памяти данного вида связаны с переживаниями, сопровождающими конкретные события. Она позволяет лучше адаптироваться к окружающей среде и выработать систему предупреждения. Так, ощущения могут фиксироваться и сохраняться на долгие годы практически мгновенно;
  • Образная память - функционирует совместно с работой органов чувств и сенсорных систем. Информация запоминается в качестве отдельных образов. В результате выделяется несколько подвидов данной категории памяти: зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная и вкусовая;
  • Логическая память формируется в результате воздействия сигнальной системы, поскольку без понимания достаточно сложно запомнить то или иное действие;
  • Эйдетическая память – позволяет воспроизводить яркие события с мельчайшими деталями и подробностями.

Основные механизмы и процессы памяти.

Особенности развития памяти изучаются целым рядом наук: биохимией, физиологией, психологией и т.д., поскольку процесс сохранения и воспроизведения информации напрямую зависит от нервных связей (так называемых ассоциаций). Память обладает следующими характеристиками:

  • Объем памяти – позволяет запоминать и хранить информацию в определенном объеме. Для увеличения потребуются терпение и регулярные тренировки;
  • Быстрота воспроизведения – максимальная скорость воспроизведения необходимой информации в практической деятельности. Для решения конкретной задачи требуется быстрый поиск и воспроизведение требуемой информации;
  • Точность воспроизведения – процесс детального запоминания и детального воспроизведения информации;
  • Длительность сохранения информации – позволяет сохранять и удерживать информацию в памяти на протяжении длительного времени.

Развитие памяти требует от каждого терпения, поскольку этот процесс не прост и требует регулярной поддержки. Некоторые группы слов можно запоминать представляя соответствующие сценарии и картинки. Данный способ развития памяти позволяет максимально быстро развивать память и человеческий мозг начинает работать наиболее эффективно, запоминая всю необходимую информация.

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» означают одно и то же – это техника запоминания. Происходят они от греч. «mnemonikon», что переводится как искусство запоминания 26 .

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и дает возможность в полной мере контролировать процесс запоминания, а также сохранения и припоминания информации.

Изначально мнемотехника возникла как важнейшая часть риторики (ораторского искусства) и была предназначена для запоминания слишком длинных речей. Современная мнемотехника в существенной степени продвинулась как в теоретическом, так и в техническом отношении. Она делает возможным не просто фиксацию в памяти определенной последовательности текстового материала, но и дает возможность безошибочного запоминания любой точной информации, которая традиционно считается людьми сложной для запоминания. К такой информации относятся списки телефонных номеров, различные числовые таблицы, хронологические таблицы, сложные учебные тексты, которые содержат много терминов и т.д.

Овладение мнемотехникой предполагает овладение инструментальным навыком. Очевидным является тот факт, что для овладения мнемотехникой необходимым является выполнение упражнений. Без них освоить мнемотехнику нельзя. Кроме того, после формирования навыка запоминания человек может пользоваться им, а может и не пользоваться, так как сама по себе информация, естественно, запоминаться не будет. Для запоминания каждый раз приходится применять сформированный навык запоминания – последовательность некоторых мыслительных действий, которые приводят к фиксации информации в мозге.

В целом, мнемотехника существует давно, многие мнемотехнические методы и приемы органически встроены в жизнь людей. Каждый человек на протяжении своей жизни вырабатывает собственную систему запоминания. К примеру, благодаря визуализации информации даже дети, которые не умеют читать, знают, что для того, чтобы записать информацию на дискету, необходимо кликнуть по значку дискеты. Дорожные знаки являются еще одним ярким примером внедрения мнемотехники в повседневную жизнь человека. На скорости люди не способны воспринимать текстовые сообщения, а дорожные знаки, которые, в сущности, являются символами определенных правил, воспринимаются достаточно быстро.

Можно выделить целый ряд фундаментальных принципов улучшения памяти:

    развитие наблюдательности, что приводит к увеличению качества и количества сложных ассоциаций;

    использование для запоминания несколько органов чувств. Информация, идущая по нескольким каналам одновременно, лучше запоминается, так как системно действует на память;

    сознательнее стремление к запоминанию, осознание процессов памяти для управления ими;

    позитивная мотивация;

    учет того аспекта, что в памяти принимает участие весь головной мозг, потому необходимо развивать все психические способности;

    использование различных мнемотехнических приемов, которые улучшают запоминание.

Использование специальных приемов является очень важным аспектом развития памяти. На сегодняшний день существует целый ряд приемов, помогающих запоминать информацию и развивающих память.Прием, который помогает запомнить информацию, – это мнемонические опоры. К примеру, известная каждому формула «каждый охотник желает знать, где сидит фазан» для запоминания цветов радуги. Зачастую, пытаясь что-то запомнить что-либо сложное, люди придумывают какой-то свой образ, значок.

Интересным видом мнемонических опор являются пиктограммы. Они представляют собой рисунки, на которых не используются буквы, цифры и другие общеизвестные символы. Типичным примером пиктограмм является индейское письмо. У некоторых народов мира нет письменности, поэтому они передают какое-то сообщение, рисуя значки. Запоминание информации с помощью пиктограмм является достаточно эффективным.

Эффективность запоминания и сохранения человеком в памяти определенного предмета, явления, текста зависит от особенностей их организации, построения, которые выявляются человеком в процессе запоминания. Именно организующая мыслительная деятельность человека и эмоциональные проявления, которые сопровождают восприятие, лежат в основе запоминания, а также его дальнейшего воспроизведения 27 .

Однажды во время лекции советский психолог А.В. Петровский предложил студентам запомнить ряд из 24 цифр: 144121100816449362516941. Никто не решился его воспроизвести. Однако, когда студенты узнали, что в ряду перечислены квадраты чисел от 12 до 1, то он запомнился мгновенно, вернее запоминание как бы оказалось лишним. Современная наука не рассматривает запоминание как запечатление. В основе запоминания находится активная деятельность по организации материала. Запомнить – зачастую значит понять принцип организации материала, найти определенную закономерность.

Для расширения объема произвольной памяти необходимо придавать запоминаемому материалуопределенную структуру, группировать его. Вряд ли, к примеру, кто-нибудь сможет быстро запомнить ряд из 16 изолированных цифр: 1001110101110011. Если же сгруппировать этот ряд в виде двузначных чисел: 10 01 11 01 01 11 00 11, то они запоминаются легче. В виде четырехзначных чисел этот ряд запоминается еще легче, так как он состоит уже не из 16 элементов, а из четырех групп: 1001 1101 0111 0011. Объединение элементов в такие группы позволяет сравнить эти элементы, то есть включить в процесс запоминания интеллектуальную деятельность.

Известным является тот факт, что продуктивность смысловой памяти в 25 раз выше, чем продуктивность памяти механической. Установление связей, структуры, закономерности построения объекта – это важнейшие приемы эффективного запоминания и развития памяти 28 .

Один из приемов развития памяти – это последовательные ассоциации. Сущность заключается в запоминании слов благодаря выстраиванию определенных ассоциаций. С помощью данного приема можно вспомнить даже не только сами слова, но также порядок расположения слов в тексте. Использование последовательных ассоциаций активно задействует также воображение человека (к примеру, человеку нужно запомнить несколько слов, он составляет из них предложение).

Фонетические ассоциации часто используются для того, чтобы запомнить иностранные слова и цифры. Сущность приема в том, чтобы вспомнить похожие ассоциации к иностранному слову.

Метод оживления развивает не только память, но также и фантазию человека. Его сущность состоит в представлении в фантазии человека картин, которые знаменуют собой предмет, который нужно запомнить. В случае, когда человеку нужно запомнить информацию в виде цифр, он представляет, на какие предметы они похожи (цифра 2, к примеру, может быть в виде змеи).

Прием повторения используется многими людьми в качестве основного при развитии памяти. На первый взгляд, действительно, нет ничего проще, чем многократное повторение для запоминания информации. При этом многие люди путают накопление памятью информации с ее развитием, так как повторением ненужной информации человек только «захламляет» резервы памяти.

Трансформация представляет собой еще один прием развития памяти. Сущность в трансформации воображаемого образа. К примеру, яркий предмет может трансформироваться человеком в черно-белый предмет, объемный – в плоский предмет и т.д. Прием очень хорошо подходит для того, чтобы запоминать иероглифы.

Вхождение является одним из наиболее действенных, но и самых сложных способов развития памяти. Человек, размышляя об определенном образе, фильме, картине, мысленно входит внутрь этого образа. Когда человек побывает «внутри» фильма, картины и т.д. то он чувствует определенную связь между собой и происходящим там действием, и воспоминания надолго остаются в памяти. Человек в рассматриваемом случае сам является непосредственным участником событий.

Метод Цицерона – еще один метод, используемый для развития памяти. Этот способ помогает запомнить необходимую информацию в определенной последовательности, хотя, к примеру, не дает возможности воспроизвести слова вместе с их порядковыми номерами. Сущность его заключается в том, что предмет, о котором нужно вспомнить, оставляется человеком в одной из хорошо знакомых ему комнат. Для того, чтобы найти этот предмет, нужно вспомнить комнату, в которой он был оставлен.

Элементы запоминаемой информации ассоциативно связываются с чем-то хорошо знакомым, к примеру, с обстановкой известной комнаты (существующей в реальности или вымышленной). Совершая мысленно обход этой комнаты в определенном направлении, нужно образовывать ассоциации, которые позволяют соединить элементы запоминаемой информации с элементами обстановки. При воспроизведении, переходя от одного элемента обстановки к другому, необходимо припоминать образованные ранее ассоциации, которые, в свою очередь, помогут воспроизвести элементы запоминающейся информации.

Эффективность этого способа определяется тем, насколько хорошо представляется воображаемая комната, а также умением образовывать яркие, хорошо запоминающие ассоциации. Количество запоминаемых по этому способу элементов информации неограниченно.

Таким образом, и тренировал собственную память Цицерон перед каждым выступлением. Ради справедливости отметим, что автор метода – не Цицерон, а великий древнегреческий писатель Симонид, у которого метод был успешно перенят оратором.

Таким образом, существует большое количество приемов, которые развивают память человека и успешно используются людьми на протяжении столетий. Именно использование мнемотехнических приемов позволяет людям сохранить свою память в хорошей форме. При этом необходимо учитывать существующие законы и эффекты памяти.