Рисование. «Кто живет в осеннем лесу? План-конспект занятия по рисованию (средняя группа) на тему: Конспект и анализ занятия по рисованию «Кто живет в осеннем лесу!» (средняя группа)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Буратино» города Гая Оренбургской области Выполнила: Тагирова Р.Р. воспитатель 1 квалификационной категории 2015-2016 учебный год
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие (ФЦКМ)
- Социально-коммуникативное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
Программные задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
- «много» , один»
Образовательная область :
Образовательная область «Речевое развитие» :
- воспитывать доброжелательность в общении.
Образовательная область (лепка)
- формировать интерес к лепке
- вызывать радость от восприятия результата общей работы.
Образовательная область «Физическое развитие» :
- развивать мелкую моторику пальцев рук
Планируемый результат:
- принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе
- активно, доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых задач
- активно участвует в продуктивной деятельности
Методические приемы:
Словесные - при создании игровой мотивации, чтение стихотворения, загадывание загадки, вопрос и ответы.
Игровые - игры «Собери грибочки» , «Зайки и ветерок» , «Ежик - мы друзья» .
Наглядные - игрушки (белка, медведь, заяц, еж) .
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций диких животных, отгадывание загадок, чтение Белорусской сказки в обработке Н. Мялика «Пых» , «Сказка про храброго Зайца-длинные ушки, косые глаза, короткий хвост» Мамина-Сибиряка; стихотворений о животных: «Ежик» Б. Заходера, «Зайчик» А. Блока; заучивание стихотворения А. Усачева «Мишка косолапый» дидактическое упражнение «Один-много» , дидактическая игра «Разложи по цвету» .
Материалы и оборудование:
- воздушный шарик
- игрушки (еж, медведь, белка, зайчик)
- соленое тесто
- дощечки для лепки
- декорация «Лес»
- грибы
- корзинки (большая и маленькая)
- салфетки влажные
- фонограмма: «Шум леса» , «Шорох листвы» , «Зайка длинные ушки» .
Ход непосредственной образовательной деятельности.
Дети входят в группу
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Дети здороваются с гостями.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, какой красивый воздушный шарик у нас в группе. А какого он цвета?
Ответ детей.
Воспитатель: Ребята, на воздушном шарике мы полетим с вами в лес. Держитесь за веревочку, полетели!
Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и оказались в лесу.
«Здравствуй, лес!
Волшебный лес,
Полный сказок и чудес!»
Воспитатель: Послушайте, как птички поют, ручеек журчит?
Звучит фонограмма «Шум леса»
Воспитатель: А кто же это нас встречает?
Воспитатель обращает внимание детей на белочку
В дупле живёт,
Да орешки грызет.
Кто это?
Ответ детей.
Воспитатель: А какая белочка?
Ответ детей.
Воспитатель: Правильно. Белочка маленькая, быстрая, у нее пушистый хвостик.
А что любит кушать белочка?
Ответ детей.
Воспитатель: Посмотрите ребята, сколько грибов на полянке растет, а давайте мы с вами поможем белочке, соберем для нее грибочки.
Игра «Собери грибочки»
Воспитатель: Молодцы, ребята! Сколько грибочков мы собрали?
Ответ детей.
Воспитатель: Правильно, много.
Белочка благодарит и прощается
Звучит фонограмма «Шорох листьев»
Воспитатель: Слышите, кто это там шуршит?
То клубочком катится,
То под кустик спрячется,
На спине иголки - берегитесь волки!
Ответ детей.
Воспитатель: Правильно, это ежик! Не бойся ежик, мы тебя не обидим. Ребята, хотите поиграть с ежиком?
Ответ детей.
Воспитатель: Вставайте вокруг ежика.
Игра «Ежик - мы друзья»
Шли по лесу не спеша,
Вдруг увидели ежа,
Ежик, ежик - мы друзья,
Дай погладить нам тебя!
Воспитатель: Ребята, а какой у нас ёжик?
Ответ детей.
Воспитатель: Правильно. Ребята, ежик хочет спать, давайте укроем его листочками. Спи ежик. А мы дальше поспешим, посмотрите какой красивый домик, кто же в нем живет?
Кто-то косолапый,
По лесу идет
И мохнатой лапой
Он кору дерет
Ответ детей.
Воспитатель: Правильно! (Воспитатель достает медведя из домика)
Воспитатель: А какой у нас Мишка?
Ответ детей.
Воспитатель: А что медведь любит кушать?
Ответ детей.
Воспитатель: Правильно, ребята, мед, ягоды. Мишка, Даша хочет рассказать о тебе стихотворение. Даша расскажи, пожалуйста!
Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает и в карман кладет,
Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб,
Мишка рассердился и ногою топ!
Больше я не буду шишки собирать,
Сяду на машину и поеду спать
Медведь благодарит детей
Воспитатель обращает внимание детей на пенек
Воспитатель: Кто это там прячется за пеньком?
Длинные ушки,
Быстрые лапки,
Серый, но не мышка,
Кто это?
Ответ детей.
Воспитатель: Вот он трусишка, спрятался за пенек.
Воспитатель: Детки, а какой зайчик?
Ответ детей.
Воспитатель: Правильно. Ребята, а что любит кушать зайчик?
Ответ детей.
Воспитатель: Правильно, морковку, капусту. Ребята, а давайте поиграем с зайчиком!
Музыкальная игра «Зайки и ветерок»
Воспитатель: Молодец, Зайка поиграл с нами, нам понравилось! А мы хотим угостить тебя! Ребята, угостим зайчика морковкой?
Ответ детей.
Продуктивная деятельность детей (лепка «Морковка для зайчика» )
Воспитатель: Молодцы ребята, какие красивые морковки у вас получились!
Зайка благодарит детей
Воспитатель: Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад. Где наш воздушный шарик? Держитесь все за веревочку, полетели.
Воспитатель: Вот и прилетели! Ребята, а вам понравилось летать на воздушном шаре?
Ответ детей.
Воспитатель: А где мы с вами сегодня побывали? Кого встретили в лесу? А что мы собирали для белочки? Чем мы угостили зайку?
Ответ детей.
Воспитатель: А теперь давайте, попрощаемся с гостями.
Дети прощаются с гостями и выходят из группы.
Самоанализ непосредственной образовательной деятельности образовательной области «Познавательное развитие» (ФЦКМ)
Тема: «Кто живёт в лесу?»
В данной непосредственной образовательной деятельности реализуются следующие образовательные области: основная - познавательное развитие (ФЦКМ) , социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Мною были поставлены следующие программные задачи:
Образовательная область «Познание» :
- продолжать знакомить детей с дикими животными и со средой их обитания
- расширять представления детей о диких животных
- закреплять знания детей о цвете и различать понятия «много» , один»
- воспитывать любовь к животным, доброту, желание оказывать помощь.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- создание игровых ситуаций, способствующих формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим
- формировать умение принимать игровую задачу, выполнять действия в определенной последовательности.
Образовательная область «Речевое развитие» :
- формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на него, говорить в нормальном темпе
- учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями
- воспитывать доброжелательность в общении
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (лепка) :
- формировать интерес к лепке
- учить раскатывать комочки соленого теста прямыми и круговыми движениями
- закреплять умение аккуратно пользоваться соленым тестом
- вызывать радость от восприятия результата общей работы
Образовательная область «Физическое развитие» :
- развитие мелкой моторики пальцев рук
- закреплять умение строиться в круг, ходить по кругу.
В ходе непосредственной образовательной деятельности прослеживалось единство образовательных, развивающих и воспитательных задач.
Все задачи реализовывались через сочетание следующих методов и приёмов:
Словесные - при создании игровой мотивации, чтение стихотворения, загадывание
загадки, вопрос и ответы.
Игровые - игры «Собери грибочки» , «Зайки и ветерок» , «Ежик - мы друзья» .
Наглядные - игрушки (белка, медведь, заяц, еж) .
Метод контроля и стимуляции - одобрение и похвала.
Весь образовательный процесс построен, как игровая деятельность. Находясь в лесу, дети выполняли различные задания. Такая игровая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила познавательно-речевую активность. Все этапы непосредственной образовательной деятельности взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и программным задачам. Смена вида деятельности на каждом этапе образовательной деятельности позволяла предотвратить утомляемость каким-то одним видом деятельности. Для получения более высоких результатов деятельности детей, были использованы разнообразные материалы:
- воздушный шарик
- игрушки (белка, ежик, медведь, зайчик)
- муляжи грибов
- корзинки (большая и маленькая)
- декорация «Лес»
- соленое тесто (цветное)
- дощечки для лепки
- влажные салфетки
- фонограмма «Шум леса» , «Шорох листвы» , «Зайка и ветерок» .
На всех этапах активизировалась познавательная, игровая, речевая, двигательная деятельность.
При планировании непосредственной образовательной деятельности учитывались:
- индивидуальные и возрастные особенности детей
- разнообразие видов детской деятельности
- создание атмосферы доброжелательного отношения ко всем воспитанникам
- уважительное отношение к результатам детского творчества.
Считаю, что планируемые результаты были достигнуты в ходе непосредственной образовательной деятельности. Дети принимали живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. Активно, доброжелательно взаимодействовали с педагогом и сверстниками в решении игровых задач. Активно участвовали в продуктивной деятельности. Поставленные мною задачи, в данной непосредственной образовательной деятельности, реализовались.
Лариса Хоцина
Занятие о речевому развитию «Кто живет в осеннем лесу»
Программное содержание : Продолжать учить детей составлять описательный рассказ о животных с помощью схем. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложении. Закрепить умение образовывать названия детёнышей животных в именительном падеже единственного и множественного числа. Развивать умение подбирать определение к одушевленным существительным активизировать употребление в речи прилагательных. Закрепить с детьми умение изображать животных, используя разную технику рисования. Развивать воображение , воспитывать любовь к животным.
Индивидуальная работа : Активизировать на занятии Вику Е . Костю Т.
Предшествующая работа : Рассматривание иллюстраций, картинок о животных, чтение русских народных сказок «Лиса и кувшин» , «Хвосты» и другие. Рисование «Осенний лес » , лепка на тему «Кто живёт в осеннем лесу » .
План занятия :
1часть. Дидактическая игра «Скажи, какой» ? Дидактическая игра «Кто у кого» ?
2часть. Составление описательного рассказа по схемам.
3часть. Рисование
Материал для занятия :
Загадки о животных. Картинки с животными. Схемы для составления описательного рассказа. Рисунки «Лес осенью » трафареты, шаблоны, восковые мелки, гуашь, простой карандаш.
Ход занятия : Воспитатель : Дети сегодня мы с вами отправимся в осенний лес , закройте глаза (звучит музыка)
Воспитатель : Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы желтою резьбой,
Блестят в лазури голубой.
Открывайте глаза вот мы и попали в осенний лес на светлою поляну.
Скажите, каких животных можно встретить в лесу осенью ?
Дети : Волка, лису, зайца, медведя, ежа, оленя, белку.
Воспитатель : Правильно молодцы эти животные живут в лесу . Вот они все сидят на полянке. Ой, а что это там такое стоит? Лукошко посмотрим что же
там внутри! Тут для нас конверт (открывает конверт) а в нём загадки про животных. Давайте мы их сейчас отгадаем.
Эта рыжая плутовка
Всех в лесу обманет ловко
Даже храбрый колобок
Ей попался на зубок.
Дети : Лиса.
Воспитатель :
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной
А когда придёт весна
Он проснётся ото сна.
Дети : медведь.
Воспитатель :
Он в охоте понимает
Он в лесу все тропки знает
Он большой и смелый
А зовут все – серым.
Дети : волк.
Воспитатель :
Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по ёлке ловко скачет
И взлетает на дубы
Кто в дупле орешки прячет
Сушит на зиму грибы?
Дети : Белка.
Воспитатель : это белка все загадки отгадали молодцы. Мы сейчас поиграем в игру «Скажи, какой?» вы будете передавать листочек друг другу и
Говорить каким может быть названое мной животное. Какая лиса?
Дети – Рыжая, пушистая, ловкая, хитрая, быстрая.
Воспитатель - Какой заяц?
Дети – Маленький, серенький, длинноухий, косоглазый, пушистый, быстрый.
Воспитатель - Какой волк?
Дети - серый, злой, быстрый, смелый, зубастый, голодный.
Воспитатель - какая белка?
Дети – рыжая, ловкая, быстрая, запасливая.
Воспитатель - какой медведь?
Дети большой, сильный, косолапый, коричневый, лохматый.
Воспитатель - молодцы! Давайте поиграем ещё в одну игру, она называется
«Кто у кого?» Вы будете называть детёнышей животных и передавать
и передавать листочек друг другу.
Воспитатель - Кто у лисицы?
Дети : лисята, лисёнок.
Воспитатель : Кто у волчицы?
Дети : волчата, волчонок
Воспитатель : Кто у зайчихи?
Дети : зайчонок, зайчата?
Воспитатель : Кто у белки?
Дети : бельчата, бельчонок.
Воспитатель : Кто у медведицы?
Дети : медвежата, медвежонок.
Воспитатель - Молодцы мы с вами поиграли хорошо. Садитесь на стульчики.
Сейчас мы будем составлять описательные рассказы о животных.
Чтобы вам легче было рассказывать, вам помогут схемы.
(Выставляет схему№1)
Воспитатель - Посмотрите вот на этой схеме знак вопроса. Нужно назвать как
Называется животное.
(Выставляет схему №2)
Воспитатель - Затем говорим какое - это животное дикое или домашние.
(Выставляет схему № 3)
Воспитатель - Затем говорим, какого цвета животное.
(Выставляет схему № 4)
Воспитатель : - Эта схема, вам поможет рассказать какие части тела есть у
Животного.
(Выставляет схему № 5)
Воспитатель : - У каждого животного есть свой дом, нужно сказать как он
называется.
(Выставляет схему № 6)
Воспитатель - Эта схема обозначает, чем питается животное.
(Выставляет схему № 7)
Воспитатель : Эта схема вам поможет сказать, как называется детёныш этого
животного.
Давайте повторим, что обозначают эти схемы. Что нужно сказать с помощью этой схемы?
Дети : название животного.
Воспитатель : Вот по этой схеме, что вы будете говорить?
Дети : Какое животное дикое или домашнее.
Воспитатель : Затем вы будете говорить что?
Дети : Какой цвет у животного.
Воспитатель : Что нужно рассказать по этой схеме?
Дети : Какие части тела есть у животного.
Воспитатель : Что обозначает эта схема?
Дети : Как называется дом животного.
Воспитатель : Что вы будете рассказывать с помощью этой схемы?
Дети : Чем питается животное.
Воспитатель : Ну а последняя схема что обозначает?
Дети : Как называется детёныш у животного.
Воспитатель : Правильно, все запомнили, что обозначает каждая схема.
Подумайте, кто о каком животном будет рассказывать. Кто хочет
рассказать о животном. Выберете картинку с животным.
Дети : Я буду рассказывать о лисе. Это лиса она дикое животное. Лиса рыжего
цвета, кончик хвоста у неё белый. Лапки черного цвета. У неё есть голова, туловище, четыре лапы, хвост на голове уши, глаза, нос, рот. Лиса живёт в норе она любит : есть мышей, птиц, зайцев, у лисы рождаются лисята.
(Дети рассказывают 3-4 описательных рассказа) . Воспитатель после каждого рассказа даёт оценку)
Воспитатель : Дети, а чей рассказ вам понравился больше и почему?
Дети : мне понравился рассказ Никиты, потому что он рассказал, что лиса дикое животное, сказал какой у неё цвет. Правильно назвал части тела, как называется дом у лисы. Чем она питается и как называются детёныши лисы. Рассказ Никиты был интересным.
Воспитатель. Давайте дети немного разомнёмся, покажем повадки лисы.
ФИЗМИНУТКА
У лисицы острый нос
У неё пушистый хвост
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты
Лиса важно похаживает.
Я охотница до птиц
Кур ловить я мастерица
Как увижу – подкрадусь
И потихоньку затаюсь
После прыгну и схвачу
Деткам в норку отнесу.
(Повторить 2 раза.)
Воспитатель : Дети давайте нарисуем диких животных в осеннем лесу .
(Дети проходят на места для изобразительной деятельности)
Воспитатель : Дети мы с вами на занятии рисовали осенний лес . А теперь вы дорисуете на этих рисунках с помощью трафаретов и шаблонов животных
Вот это трафарет его нужно положить на рисунок и с помощью тычка закрасить трафарет гуашью. А если вы хотите рисовать шаблоном то его с начало нужно обвести простым карандашом, а затем аккуратно закрасить мелками. Выберите, какое животное вы будете рисовать и с помощью чего.
(Самостоятельная работа под музыку)
Воспитатель : Давайте подарим наши рисунки животным.
(Дети выходят на поляну. Воспитатель спрашивает : кто кого рисовал и с помощью чего, отмечает лучшие рисунки, дети дарят рисунки животным)
Воспитатель : Вот мы с вами и попутешествовали, что вам больше всего
понравилось в осеннем лесу ?
Дети : Отгадывать загадки, рисовать, играть, составлять рассказ по схемам.
Воспитатель : Мне дети очень понравилось, как вы все отгадывали загадки, играли в игры, хорошо составляли описательные рассказы, рисовали. А
теперь нужно возвращаться в детский сад закройте глаза.
(Звучит музыка, дети кружатся вокруг себя с закрытыми глазами)
Воспитатель : Дети открывайте глаза вот мы и в детском саду, на этом наше
путешествие закончилось.
Конспект организованной образовательной деятельности во II младшей группе
Тема: «Путешествие в осенний лес»
Приоритетная образовательная область«Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей
« Социально-коммуникативное развитие»
« Речевое развитее»
« Художественно-эстетическое развитие»
Цель: Закрепить представления об осени, о признаках и приметах осени.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить внимательно, слушать речь воспитателя, расширять и активизировать словарный запас воспитанников («осень», «время года», «шуршит»);
2. Совершенствовать грамматический строй речи;
3. Формирование элементарных экологических представлений у детей.
Развивающие:
1. Развивать интерес к окружающему миру в процессе игры-путешествия;
2. Расширять элементарные представления об изменениях в природе
осенью, диких животных, их жизни.
Воспитательные:
1. Воспитывать заботливое отношение к животным, любовь и бережное отношение к природе.
Задачи по образовательным областям в интеграции
Образовательная деятельность «Познавательное развитие»:
1. Обогащать чувственный опыт детей, развивать образные представления, по- средствам закрепления знаний детей о сезонном изменении (осень).
2. Расширять представления о диких животных, живущих в лесу, учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивной деятельности.
3. Закрепить знания о правилах поведения в природе, воспитывать уважительное отношение детей к природе и животным.
Образовательная деятельность «Речевое развитие»:
1. Развивать инициативную, хоровую речь детей, обогащать и уточнять представления детей о сезонном изменении осень.
2. Расширять и активизировать словарный запас детей
3. Формировать потребность делится своими впечатлениями с окружающими людьми.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
1. Совершенствовать технику работы рисование комочком бумаги для изображения осенних листьев.
2. Воспитывать интерес к отражению своих впечатлений и представлений о природе, через умение создавать художественный образ.
3. Воспитывать аккуратность и самостоятельность
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера.
Виды детской деятельности
Познавательная, коммуникативная, игровая.
Методические приёмы
1. Организационный момент: Появление сказочного Гномика.
2. Ответы детей на вопросы педагога.
3. Хоровое чтение стихотворения с детьми.
4. Просмотр видеоролика.
5. Беседа с детьми после просмотра видеоролика.
6. Музыкально-ритмические композиция «Листик, листик-листопад».
7. Дидактическая игра: «Подбери по цвету».
8. Продуктивная деятельность «Золотые листочки»
9. Анализ деятельности детей, подведение итогов.
Планируемые результаты
Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: игра-путешествие, слушание и обсуждение, художественное творчество. Эмоционально откликается на главный персонаж -Гномика. Элементарно ориентируется в пространстве группы. Активно участвует в продуктивной деятельности.
Знает последовательность движений музыкально-танцевальной композиции «Листик, листик- листопад».
Материалы и оборудование
мультимедийный проектор, экран
ноутбук
компьютерная презентация
макет дерева
разноцветные осенние листья из бумаги
гуашь
листики бумаги
влажные гипоаллергенные салфетки для детей
корзина с гостинцами для детей (орешки)
Ход организованной образовательной деятельности
Воспитатель: Детки, послушайте, кто там шуршит? Вы слышите?Ой, да это же гномик, лесной человечек. Давайте поздороваемся с гномиком.
Гномик: здравствуйте ребята.
Воспитатель: А какой гномик? (маленький). А как вы думаете, у гномика какое настроение? (хорошее) Конечно, хорошее, гномик нам улыбается, давайте тоже улыбнемся ему.
Воспитатель: Посмотрите, гномик что то нам принёс, что это? (листочки)
Какие листочки? (красивые, разноцветные, красные, желтые, зеленые). Разноцветные листочки в какое время года бывают? (осенью) Значит какие листочки? (осенние) Правильно детки, это осенние листочки. Все они разноцветные, золотистые, поэтому про осень говорят: «Золотая осень».
Воспитатель: А давайте, ребята, расскажем Гномику стихотворение про осень:
«Осень золотая ходит по дорожкам.
У нее на ножках желтые сапожки.
У нее на платьице листики цветные,
А в ее лукошке есть грибы лесные!»
Гномик: Спасибо ребята, мне понравилось ваше стихотворение. Я тоже очень люблю это красивое время года. А вы хотите побывать в осеннем лесу?
Воспитатель: Что бы попасть в сказочный лес, нужно закрыть глаза произнести волшебные слова:
«Хлопну, топну, повернусь.
И в лесу тотчас окажусь».
Детки, открывайте глазки, посмотрите, как красиво.
(на экране осенний лес).
Воспитатель: Давайте тихонечко присядем и посмотрим, что же происходит осенью. (Показ видеофильма)
Воспитатель: Ребята, что вы увидели? Какие осенью деревья? (разноцветные, красивые). А как вы думайте, какие в лесу живут животные? (перечисляют) Одним словом, как можно их назвать, какие животные? (дикие). Умнички, а почему их называют дикими? (потому что, дикие животные добывают себе пищу сами, им человек не помогает) Ребята, а что делают осенью животные? (готовятся к зиме). А как вы думаете, нужно себя вести в лесу? (тихо, не шуметь, не кричать, чтобы не напугать животных).
Давайте, с вами погуляем по лесу.
«Листопад, листопад, листья желтые летят, под ногами у ребят разноцветные шуршат». (звук – шелест листвы).
Воспитатель: Ой ребята, посмотрите подул ветерок и разбросал все наши листочки, давайте мы с вами их попробуем собрать по цвету.
Д/И «По цвету»
Дети выполняют задание.
Молодцы ребята собрали все листочки. Красивые, резные, а давайте с ними потанцуем. (Танец с листочками - Листик, листопад).
Воспитатель: Хорошо стало в лесу, тихо, спокойно. Но скоро все листочки с деревьев опадут, и мы еще долго не увидим деревья такими красивыми. Давайте на память об осени мы украсим вот это деревце и подарим нашему гномику. У нас на столах лежит уже нарисованное дерево, давайте устроим листопад, нарисуем листочки. Но рисовать сегодня мы будем не кисточками, не карандашами, а мятой бумагой. Для этого возьмём лист бумаги, сомнём его так, чтобы у вас получился бумажный комочек (воспитатель сопровождает свои слова действиями),
затем окунём в краску жёлтого цвета бумажный комочек. Рисуем листочки, примакиванием бумаги.
Молодцы, ребята. Очень красивый получился листопад.
Гномик: За вашу прекрасную работу, красивый листопад, я вам хочу вручить корзинку с гостинцами.
Воспитатель: Ну вот наше путешествие и подошло к концу. Ребята, вам понравилось в лесу? Кого мы с вами встретили? Что мы видели в лесу?
Воспитатель: Дети, давайте скажем «Спасибо» нашему волшебнику гномику за гостинцы и такое прекрасное путешествие! Но нам пора прощаться и возвращаться в детский сад.
Гномик: До свидания ребята!
Воспитатель: Вокруг себя повернись - в садике вновь окажись. На этом наше путешествие закончилось…
«Всем спасибо за внимание, говорим мы - до свидания!»
Конспект занятия по лепке на тему: «Осеннее дерево»
Программное содержание:
1. Учить детей отрывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их между ладоней, и расплющивать пальцем сверху, прикрепляя их к листу бумаги.
2.Закрепить знание детей о цвете, величине осенних листьев.
3.Закрепить понятие «листопад», учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме; сопровождать слова стихотворения соответствующими движениями.
4.Воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Материал: пластилин красного, коричневого, белого и жёлтого цвета, листы бумаги.
Предварительная работа: рассматривание осенних деревьев, беседа об осени.
Словарная работа: осень, листопад, лес, осенний.
Ход занятия:
-Ребята, какое сейчас время года? (осень)
-Почему вы так думаете? (стало холодно, люди надели тёплые вещи и т.д.)
-А какого цвета листья на деревьях? (жёлтые, красные)
-Да, осенью листья на деревьях сначала желтеют или краснеют, а потом начинают опадать, то есть падают на землю.
-Как называется явление, когда листочки опадают с деревьев?
-Это явление называется листопад. Листочки, падая на землю, весело кружатся в воздухе.
- Давайте с вами превратимся в жёлтые листочки.
Проводится игра «Листопад».
Ход игры:
Всем детям раздаются листья из осеннего букета.
- Ребята! Все вы будете листочками, выберете листочек, который вам понравится: кто желтый, кто красный, кто большой, кто маленький.
Каждый ребенок показывает и называет, какой листочек он выбрал по цвету и величине.
- Листья легкие, они медленно летят по воздуху. (Дети бегают и взмахивают руками.)
Листопад! Листопад!
Листья желтые летят!
Словно, зонтики кружат!
- Кружатся красивые желтые листочки. (Действия выполняют дети с желтыми листочками.)
- Кружатся красивые красные листочки. (Действия выполняют дети с красными листочками.)
- Покружились и уселись на землю. (Дети приседают.)
- Сели! Уселись и замерли. (Дети не шевелятся.)
- Ветер дунул: раз-два-три,
Оторвались от земли, (дует взрослый, за ним дети.)
- И взлетели высоко,
Но до неба далеко.
-Поднялись листья, разлетелись в разные стороны. (Дети разбегаются по площадке.)
- Закружились, закружились, закружились! (дети кружатся)
- Листопад! Листопад!
- Листья по ветру летят (дети бегают, кружатся с листочками в руках).
- Покружили и опять.
Опустились на земь спать.
- Затих ветерок, и листья медленно опускаются на землю» (дети медленно приседают).
Игра повторяется 2-3 раза.
Затем дети садятся за столы.
- Ребята, посмотрите, на столе листы бумаги?
А что есть у дерева? (ствол)
Давайте сделаем ствол, оторвем кусочек пластилина и раскатаем его между ладонями, кладем на лист бумаги, надавливаем на него сверху пальцами.
Чего еще не хватает? (веток)
Отрываем маленький кусочек пластилина, раскатываю его между ладонями, затем прикладываем к стволу и надавливаем на него сверху пальцем.
- Чего еще не достаёт нашему дереву? (листочков)
- Давайте, мы для нашего дерева слепим листочки из пластилина.
- А какого цвета мы возьмём пластилин, чтобы дерево было осенним? (жёлтый, красный, оранжевый)
- Посмотрите, как мы будем лепить листочки.
- Отрываем маленький кусочек пластилина, раскатываю его между ладонями, затем прикладываем к веткам, надавливаем на него сверху пальцем.
- Кусочки нужно прикреплять к веточкам дерева
Показываю детям, как нужно отрывать от пластилина маленькие кусочки, скатывать их между ладоней и, надавливая на шарики, прикреплять их на ветки дерева.
- Дерево стало осенним, потому что мы слепили для него жёлтые листочки.
- А как одним словом можно назвать много деревьев? (лес)
Давайте все вместе скажем «лес».
- Да, у нас получился осенний лес.
- Посмотрите, на одних деревьях листочки прикреплены к веточкам, а на других работах – листья кружатся в воздухе, падают на землю.
- Как называется явление, когда листья падают на землю? (листопад)
- Давай те все вместе скажем «лис-то-пад».
- Листья жёлтые танцуют,
С веток падают, летят,
Эту сказку золотую
Называют «листопад».
- Все дети очень старались. Вот какой красивый осенний лес у нас получился.
- А теперь давайте наши работы отнесём на выставку творчества, порадуем наших мам, пап, бабушек и дедушек.
Задачи. Знакомить детей с изменениями в окружающей природе, обитателями леса. Рисовать красками опавшие листья, серые тучи на небе, дождик, следы зверей на земле.
Материал. Окрашенные в светло-серые тона листы бумаги, с аппликативными силуэтами деревьев; кисти; краски - темно-серая, коричневая, желтая; банки для воды; салфетки.
Предварительная работа. Наблюдение на прогулках за изменениями в природе. Рассматривание иллюстраций с изображением поздней осени (деревья без листьев; серые тучи; идет дождь), с изображением обитателей осеннего леса (зайчика, лисы, волка, ежика, медведя). Чтение стихов, потешек, пение песенок.
Содержание занятия. Воспитатель напоминает детям об изменениях в природе: «Все чаще идет дождик, на деревьях очень мало листьев, они лежат на земле. В осеннем лесу звери готовятся к зиме: белки, ежики запасают грибы, яблоки. Нарисуем красками, как зайка прыгает, а мишка по лесу идет». Воспитатель показывает концом кисти следы зайчика, а затем всем ворсом кисти рисует крупные мазки. «Зайчик пробежал и спрятался за дерево от серого волка, - говорит воспитатель и располагает мазки около дерева. А это волк пробежал по лесу, - продолжает воспитатель и рисует следы крупнее: - Зайчика не поймал. На небе серая туча, пошел дождик. Хмурая, дождливая наступила осень». Рисует полосы дождя.
После рассказа и показа приемов рисования «следов зверей на земле» воспитатель предлагает детям самостоятельно нарисовать «свой» лес, в котором «скачет зайчик, бегает лиса, ходит волк, шагает медведь». Дети дополняют начатую воспитателем композицию (дорисовывают деревья, кусты, листья, следы зверей). В конце занятия законченные детьми рисунки с аппликативным изображением деревьев образуют общую композицию осеннего леса. Воспи-
татель просит детей найти следы зайчика, лисы, медведя, волка. «Вот какой осенний лес нарисовали дети, и в нем живут звери», - заканчивает воспитатель рассматривание общей композиции. Он поощряет желание детей не только вновь вернуться к процессу рассматривания, нахождению своих рисунков со следами зверей, но и к рассказу о том, что каждый нарисовал. Рассказы детей могут быть еще односложными, типа: «Вот зайчик прыг-прыг», «Мой волк» и т.п.
Действия с предметами. «Найди такую же»
Задачи. Учить находить идентичные предметы, развивать зрительную память, воображение. Совершенствовать умение не отвлекаться при выполнении задания.
Материалы. Игрушки (машинки, куклы, пирамидки, мячи, шарики, кубики, кольца, ленты, грибки и т.п.).
Содержание занятия. Педагог подбирает пары абсолютно идентичных игрушек (предметов) - «близнецов». Игрушки делятся пополам. Одна половина выставляется на детский столик, другая - убирается в «чудесный мешочек» (яркий, красивый чехольчик, размером - 40x40 см). Прежде чем положить часть игрушек в мешочек, воспитатель и дети рассматривают каждый предмет, называют, отмечают его особенности. Затем дети начинают поочередно опускать ручки в мешочек, доставая попавшиеся им предметы, и называют их. Педагог предлагает каждому ребенку выбрать из всех лежащих на столике игрушек точно такую же. Пока малыш подбирает идентичную игрушку, взрослый прячет его предмет, побуждая действовать по зрительной памяти.
Если ребенок затрудняется, педагог показывает игрушку издали, называет ее, тем самым побуждая к действию. Когда ребенок приносит игрушку, взрослый говорит: «Посмотри, такую ли игрушку ты принес?» Предметы располагаются рядом. Точно так же поочередно подбираются пары всех остальных игрушек. Педагог учит их сравнивать по ярким признакам (цвету, форме). В конце занятия дети могут поиграть с понравившимися предметами по своему замыслу. (В дальнейшем взрослый может предлагать ребенку более усложненный выбор, в зависимости от индивидуального его развития. Так, например, можно выбрать предметы не идентичные, а похожие, но разной величины и цвета и др.).
Речь. «Я козочка Ме-ке-ке»
Задачи. Вовлекать детей в общение. Обогащать словарь наименований частей тела. Соотносить слово и выразительные движения. Воспитывать интерес к народным потешкам. Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей.
Материалы. Игрушка коза.
Кто это к нам пришел? Коза рогатая, коза бодатая. Не бу
дем бояться козы. Скажем: «Здравствуй, козочка! Мы тебе рады!»
(Инициативные высказывания детей.)
Козочка принесла молока. Подставляйте кружки. Пейте мо
лочко (условные действия, которые делает и сам воспитатель).
Кто хочет погладить козочку. Сказать ей спасибо за вкусное
молочко?
Где у козочки глазки? Где у козочки ушки? - Воспитатель
дает возможность детям самостоятельно показать рога.
Я козочка Ме-ке-ке Я гуляю на лужке, Острые рожки, Тоненькие ножки На самой макушке - Бархатные ушки.
(А. Прокофьев) 1
Что это у козочки? - Показывает рога, ушки, глазки, нос.
Козочка голос подает: «мее, мее» (вместе с детьми).
Сейчас я как будто ваша мама-коза, а вы маленькие козоч
ки. Покажите, какие рожки у козочек? (Условные действия.) Ко
зочки ходят по лужочку, щиплют травку, голос подают: мее, мее.
(Повторить 2-3 раза.)
Воспитатель обращается к детям со словами: «Ножками, ножками коза - топ-топ. Глазками, глазками коза - хлоп-хлоп!». Эти слова сопровождаются выразительными движениями и звукоподражаниями и повторяется 2-3 раза.
Хрестоматия для маленьких и постарше / Сост. Л.Н. Елисеева. - М.: Знание, 1996. С. 13.
Мама-коза принесла деткам молока. Подставляйте, козлят
ки, кружечки. Пейте молоко! (Условные действия.)
Детки-козлятки поели, попили и пошли гулять.