Родительское собрание в детском саду в нетрадиционной форме. Нетрадиционные формы проведения родительских собраний

Форма проведения – родительский тренинг – выработка единой стратегии поведения родителей в выборе игрушек.

Эпиграф: Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, фантазии и

творчества.

В. Сухомлинский.

Подготовка среды для проведения собрания:

Консультация «Какие игрушки необходимы нашим детям?»;

Наглядный и раздаточный материал: приглашение для каждой семьи, плакат со словами В.Сухомлинского;

Карточки – задания для родителей:

1 группа – «вредные игрушки»,

2 группа – «бесполезные игрушки»,

3 группа – «полезные игрушки»;

Три педагогических ситуации для обсуждения в группах;

Памятки, оформленные каждой группой в процессе работы;

- ¼ листа ватмана, фломастеры, маркеры (для каждой группы).

Ход собрания:

1. «Вредные и опасные игрушки». Вступительное слово воспитателя.

Охрана здоровья детей - важнейшая задача, как воспитателей, так и родителей. В связи с этим остро встает вопрос о профилактике детского травматизма, связанного с детскими игрушками.

Конечно, нормальное детство немыслимо без игрушек. Игрушки являются для ребенка той средой, которая позволяет ему исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать свои творческие способности, выражать свои чувства, а также учит общаться и познавать себя. Подбор игрушек - дело серьезное и ответственное. От успешности этого дела зависит не только игра ребенка, но и прогресс в его развитии.

В настоящее время выбрать игрушку малышу чрезвычайно трудно. Наряду с традиционными куклами, мишками, машинками, мячиками, появились новые, невиданные прежде игрушки - динозавры, трансформеры, пауки, покемоны. И среди такого многообразия появились игрушки, вредные и опасные для здоровья и жизни детей.

Прежде всего, вреден материал, из которого изготовлена та или иная игрушка.

Самым "опасным" игрушечным материалом по праву считается пластмасса. Ведь именно на ней чаще всего появляются сколы и трещины. Разбившись, пластмасса разлетается на множество мелких кусочков, каждый из которых представляет для малыша опасность. Но не всякий натуральный материал можно считать идеальным. Дерево, например, также может разломиться, только не на осколки, а на мелкие занозы, что еще опасней для ребенка, ведь их крайне сложно доставать из ладошек. Чтобы не допустить подобных неприятностей, при покупке постарайтесь представить, какие механические нагрузки будет испытывать на себе игрушка вашего малыша. Не стоит забывать и о сертификате качества, и о документе, в котором будет указано количество формальдегидов в дереве или пластмассе.

Еще одна "игрушечная" опасность, подстерегающая малышей - острые углы и кромки, об которые они легко могут поцарапаться, уколоться или даже порезаться. Современные эксперты выявляют подобные изъяны так: колющие и царапающие поверхности определяются специальным оборудованием, конец изделия подносится к его калибровочному отверстию, и если загорается лампочка, значит, игрушку нельзя давать малышу. Если же есть сомнения относительно качества кромки, игрушку проверяют на другом виде оборудования: на устройство в виде шпинделя наматывается пленка, которая имитирует кожу ребенка. Если пленка остается целой после контакта с игрушкой - все в порядке, а если же на ней остаются царапины и порезы - игрушка использоваться не может. Проверяются игрушки и на прочность, для этого их специально роняют с определенной высоты на пол.

Если же вы покупаете игрушку и твердой уверенности, что она проверена специалистами на безопасность, у вас нет, придется использовать "полевые" методы проверки. Закрыв глаза, тщательно ощупайте игрушку - не слишком ли выступают ее острые части, не царапаются ли кромки, не колются ли усы у мягкого котенка или ресницы у куклы. Помните, что ребенок во время игры может попасть себе игрушкой в глаз, и в рот, и в нос. Предусмотрев все эти ситуации, вы легко сориентируетесь в том, можно ли будет ребенку играть с той или иной пирамидкой, куклой или медвежонком.

Учитывать размеры игрушек для малышей до определенного возраста чрезвычайно важно. Все мы наслышаны о том, как дети проглатывают мелкие детали или же засовывают их себе в нос или ушки. Поэтому особо придирчивым стоит быть при выборе конструкторов, мозаик, а также игрушек с магнитами, которые чаще всего насаживаются производителями на плохой клей. Еще большее внимание следует обратить на тематические наборы вроде "Юного конструктора", "Маленького строителя" и т.п. Даже самые невинные, казалось бы, игрушки таят в себе опасность. То есть основное требование по части размеров и составляющих игрушки - она должна быть не менее 4-5 см в диаметре и не содержать мелких частей вроде гвоздей, пуговок и прочего.

Цвет игрушки также может вам определить степень опасности. Ведь неестественно яркие, ядовито - зеленые или кричаще - красные оттенки по определению не могут содержать натуральные компоненты. В состав подобных красок зачастую входят свинец и кадмий. Прибавьте к этому отрицательное влияние ядовитых цветов на психику ребенка и его зрение, и у вас отпадет всяческое желание покупать малышу неестественно-яркие подарки.

Очень часто родителей волнует вопрос - как быть, если ребенок просит купить «человека-паука», «черепашку-ниндзя» или какого-нибудь монстра из мультфильма, очень популярного в детской среде. У большинства взрослых вызывает недоумение увлечение современных детей подобными «ужастиками». Родители интуитивно чувствуют неприятие к этим персонажам, ведь в нашем детстве ничего подобного не было. Тем не менее, не каждый способен устоять перед настойчивыми просьбами и уговорами, и страшные роботы все-таки приобретаются и затем поселяются в детской. При этом объяснения находятся самые благие - ведь руководством к действию было желание доставить удовольствие ребенку. Но будет ли это удовольствие полезным?

«Страшные» игрушки существовали во все времена. Такие игрушки чаще всего изображали пугающих сказочных персонажей и мифических существ. Они были неотъемлемой частью детской игры во всех культурах. В русской народной традиции они широко представлены в резной деревянной игрушке, игрушках из глины - дымковской, филимоновской. Эти фигурки изображают "страшных" животных: медведя, волка, льва и сказочных, фантастических "чудовищ" - Тяни-Толкая, Змея-Горыныча. Эти хорошо знакомые детям персонажи, их внешний вид (часто нарочито потешный), рукотворность таких игрушек и их зависимость от действий ребенка - все это способствовало преодолению страхов малыша. Простота внешнего вида и содержательность образа, который несла в себе страшная игрушка, давали простор воображению.

Современная индустрия игрушек действует совсем по другим ориентировкам. И действительно, какого малыша удивишь сегодня простым мишкой. «Страшные» игрушки стали чрезвычайно яркими и популярными, поэтому практически полностью заполонили прилавки. Устрашающий внешний облик игрушки утратил свою знаковость и перешел в разряд способов привлечения внимания.

Обилие деталей, всевозможные технические "навороты", делают образ игрушки привлекательным, но слишком сложным для понимания малыша. Часто совершенно не ясно, что это за существо - человек, животное или вообще машина. Если для взрослого человека слова "мутант" и "биоробот" несут какую-то смысловую нагрузку, то маленькому ребенку, у которого только складывается представление о мире, они ничего объяснить не могут. В результате, подобные герои со "сверхчеловеческими" способностями, иногда в "железной броне" и с закрытыми маской лицами, становятся для ребенка образцом для подражания, образом того, каким на самом деле должен быть человек.

Главная опасность таких страшных игрушек заключается в том, что они стирают грань между хорошим и плохим, добрым и злым. Малыш, представления которого о добре и зле только складываются, нуждается в их четком разделении и простой символизации в игрушке.

Конечно, полностью избежать присутствия игрушечных монстров в жизни малыша невозможно, но важно, чтобы эти «страшные» игрушки не преобладали в детской комнате, чтобы наряду с ними и по количеству и по качеству достойное место занимали добрые и безобидные персонажи.

Психологи-практики призывают: игрушки должны быть разными! Совсем лишать ребенка современных популярных игр все же не стоит. Ребенок находится в социуме, общается с детьми, у которых есть современные куклы, машинки. Важно внимательно наблюдать за играми своего ребенка, вовремя включаться в них при необходимости, помогать малышу освоить игровые взаимоотношения персонажей. Ведь ни одна игрушка сама по себе не научит ребенка играть и не разовьет его способности. Только в руках старшего и умеющего играть взрослого, родителя, игрушка станет живой, нужной, стимулирующей воображение, а значит, полезной.

И последнее, что хотелось сказать, утром, отправляя своего ребенка в детский сад, необходимо проверить, не взял ли он ДОУ травмоопасные игрушки (мелкие игрушки или пуговицы, острые игрушки и т.д.), лекарственные препараты, кондитерские изделия.

2. Деловая игра «Магазин игрушек».

Группа делится на подгруппы по 5 человек. На полу игровой комнаты разложены игрушки, игровые предметы. Каждая команда получает задание выбрать из всех игрушек и игровых предметов:

1 команда – «полезные игрушки», то есть игрушки, необходимые для развития детей раннего возраста.

2 команда – «бесполезные игрушки», то есть игрушки ничего не дающие для развития ребёнка.

3 команда – «вредные игрушки», то есть игрушки, которые ни в коем случае нельзя использовать при работе с детьми раннего возраста.

Продумать, какими критериями руководствовались при выборе данной категории игрушек (чем эти игрушки полезны, бесполезны, почему вредны).

Родители показывают отобранные ими игрушки по одной или группами и объясняют критерии, по которым они их выбрали. Воспитатели подводят итог по каждому критерию.

Представители 3 группы: нарочито яркие, неприятно пахнущие мячи, куклы, резиновые игрушки, мягкая игрушка с яркой вылезающей шерстью, сломанная машинка.

Критерий - несоответствие игрушек санитарно-гигиеническим требованиям. В основном, это дешёвые игрушки китайского производства. Проверка таких игрушек на токсичность выявила, что нормы концентрации химических веществ в них были превышены в десятки раз, краска на целлулоидных и резиновых игрушках содержала свинец. Покупая такую игрушку, Вы расплачиваетесь здоровьем ребёнка. Сюда же относятся игрушки с мелкими непрочно держащимися деталями и сломанные с острыми краями.

Представители: монстры, роботы с искажёнными злобой лицами.

Критерий - агрессивные игрушки, то есть игрушки, содержащие явные признаки агрессии и жестокости или вызывающие у ребёнка страх. Ребёнок, которого окружают такие игрушки, может переносить свою игру в реальность, воспринимая окружающий мир, как субстанцию, населённую врагами, которых нужно обезвредить и уничтожить. Если ребёнок в игре вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это обязательно воспроизведётся когда-нибудь в той или иной жизненной ситуации. Игрушка программирует поведение ребёнка. Агрессия маленького человека накапливается и со временем может принять неконтролируемые, опасные формы. Такие игрушки могут способствовать появлению у ребёнка невротических проявлений (нарушения сна, появление различных страхов).

Представители: игры, содержащие мелкие детали (мозаика, пистолет с пульками).

Критерий - игрушки, несоответствующие возрасту ребёнка. Мелкие детали представляют опасность для детей раннего возраста.

Вторая команда отбирала бесполезные игрушки.

Представители: огромная мягкая собака, туго и со скрипом открывающаяся матрёшка, машина у которой колёса плохо прокручиваются.

Критерий - игрушки, которыми ребёнок не может играть по их назначению, то есть игрушки, которые не могут стать предметом соответствующей деятельности ребёнка. Величина или технические качества этих игрушек не дают ребёнку возможности осуществлять с ними соответствующие игровые действия в полной мере.

Представители: различные головоломки, настольные игры.

Критерий - игрушки, несоответствующие возрасту ребёнка. Такие игрушки не соответствуют интересам самого ребёнка, не дают простора для самостоятельных действий.

Представители: изящная фарфоровая кукла, раритетная модель машины.

Критерий – дорогие игрушки, скорее всего это игрушки для взрослых, а не для детей. С точки зрения ребёнка такие игрушки не приносят никакой практической пользы и доставляют сплошные неудобства. Ими нельзя насладиться в полной мере («Осторожно, сломаешь!»), их нельзя выносить во двор или в детский сад, играть с ними можно только под пристальным надзором взрослых. Красивая дорогая игрушка может быстро превратиться в источник раздражения и злости у ребёнка.

Первая команда выбирала игрушки, необходимые для развития детей раннего возраста.

Представители: пирамидки, матрёшки, крупные пазлы, крупные конструкторы, игры-вкладыши, игры-застёжки, пластиковые контейнеры, пустые коробки.

Критерий – игрушки, развивающие интеллектуально-познавательные и моторные способности. Играя с ними, ребёнок познаёт окружающий предметный мир, овладевает различными действиями с предметами, учится соотносить форму, размер, расположение отдельных деталей.

3. Решение педагогических ситуаций.

Каждая из трёх команд получает карточку с описанием ситуации, которую надо разрешить различными способами и разработать памятку по данной теме (памятка оформляется командой на ¼ листа ватмана).

Ситуация 1. Вы два часа провели в «Детском мире, выбирая подарок драгоценному чаду. Постарались учесть всё и купили отличную игрушку! И яркая, и интересная, и безопасная, а также развивающая и по возрасту подходит. Придя домой, вы протягиваете малышу разноцветную коробку, он с горящими глазами начинает её теребить, пытаясь поскорее заглянуть во внутрь. Наконец, извлек игрушку наружу. Покрутил, повертел в ручках с озадаченным видом, подёргал, понажимал и уже через пару минут напрочь забыл о существовании новой вещицы. Лежит она такая одинокая, абсолютно новая никому не нужная… Вопрос – почему и что теперь делать?

Ситуация 2. Пока вы готовили обед, ребёнок самостоятельно играл в комнате. Заглянув к нему, вы обнаруживаете полный кавардак. Игрушки разбросаны по всей комнате. Убирать игрушки ваш ребёнок не любит. Найдите способы, как привлечь его к уборке игрушек.

Ситуация 3. У вас не дом, а филиал магазина игрушек. Игрушек уже столько, что их негде хранить. Большей частью ребёнок не играет (из некоторых он вырос, некоторые ему уже надоели). Малыш просит новые игрушки. Но что делать с таким количеством старых игрушек?

4. Выработка единой стратегии поведения родителей в выборе игрушек.

Поддержать родителей, выразивших общее мнение, что «вредные игрушки» - игрушки, не соответствующие санитарно – гигиеническим требованиям; «полезные игрушки» - игрушки, развивающие интеллектуально – познавательные и моторные способности ребенка;

Необходимо всегда помнить, что игрушка – не просто забава, она закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла, дает яркие и впечатляющие образы, от которых зависит формирование морально – нравственных представлений личности и ее развитие в целом.

Родительское собрание – ответственная встреча, цель которой – решение организационных вопросов, просвещение, разрешение конфликтных ситуаций, совместный досуг детей и взрослых. Они могут проводиться не только в привычной форме встречи, но и иначе. – это викторины, концерты, круглые столы, мозговые штурмы, тренинги, семинары и конкурсы. Среди всего многообразия форм проведения старший воспитатель и администрации детского сада выбирают подходящую. В подготовительной группе традиционно проводится два или три собрания:

  • установочное в сентябре;
  • промежуточное в декабре;
  • итоговое - в апреле-июне.

Нетрадиционное итоговое родительское собрание в подготовительной группе

Встречи родителей и воспитателей, как правило, преследуют одни и те же цели:

  1. Оценить трудности, которые испытывают дети в контексте адаптации к переходу на новый жизненный этап.
  2. Провести анализ проблем и найти пути их решения.
  3. Определить психологическое состояние дошколят, акцентировать внимание на их успехах и преимуществах.
  4. Подвести итоги и оценить степень готовности детей в школьной жизни.

Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме для старшей группы "Здоровье-это движение".

Данный материал будет полезен воспитателям при проведении нетрадиционных родительских собраний с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель : Формирование у родителей устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья своих детей.

Задачи . Формировать навыки сотрудничества детей и родителей, повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, здорового образа жизни в семье посредством педагогического просвещения.

Собрание проходит в виде игры-соревнования между детьми и их родителями.(в физкультурном зале)

Ход собрания.

Воспитатель. Здравствуйте, дети и уважаемые родители. Мы очень рады видеть вас у нас в гостях. Спасибо вам что нашли свободное время и пришли на собрание. Сегодня темой нашего собрания будет разговор о здоровье", здоровье-это движение. И сегодня очень важно, нам взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и наших детей. Правильно организованное физическое воспитание способствует умственному развитию детей, так как создаются благоприятные условия для нормальной деятельности ЦНС и всех других органов и систем, что помогает лучшему восприятию и запоминанию. У детей развиваются все психические процессы(мышление, речь, воображение).Все чаще вспоминаются слова Ж. Руссо: "Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым".

Вопросы к родителям.

Ну а каков он, по вашему мнению здоровый ребенок?

(Высказывания родителей)

Воспитатель. Воспитать ребенка здоровым-это значит: с самого раннего возраста научить его вести здоровый образ жизни.

А сейчас послушаем стихи, которые расскажут наши дети.

1.Со спортом нужно подружиться

Всем тем, кто с ним еще не дружен

Поможет вам он всем взбодриться

Он для здоровья очень нужен.

2.Следует ребята знать

Нужно всем подольше спать

Ну а утром не лениться

На зарядку становиться!

Организм свой укрепить,

Знает вся моя семья

Должен быть режим у дня.

4.По утрам ты закаляйся,

Водой холодной обливайся

Будешь ты всегда здоров

Тут не нужно лишних слов.

Воспитатель. А сейчас небольшая разминка.

(дети и родители под веселую музыку выполняют ритмические упражнения с флажками)

Воспитатель. Молодцы! Уважаемые родители ответьте пожалуйста на наши вопросы.

Что входит в компоненты здорового образа жизни, вы знаете?(Высказывания родителей)

Воспитатель. Правильно. Это режим дня, прогулки на свежем воздухе,

Физкультурные занятия, правильное питание, утренняя гимнастика, закаливание и другие.

Молодцы, родители. А теперь наши ребята будут отвечать на вопросы.

Вопросы к детям.

Кого называют здоровым?

Как надо вести себя если заболел?

Что надо делать, чтобы быть здоровым?

(Ответы детей).

Воспитатель. А сейчас мы посоревнуемся с вашими родителями.

Проводится игра: "Кто быстрее опустит обруч"

Дети и родители делятся на группы. Каждая группа встает перед определенной линией на расстоянии вытянутых рук в стороны.

Перед каждой группой положить обруч. По сигналу "раз" первые из колонн наклоняют туловище вперед, берут обруч по бокам и поднимают его вверх. Затем опускают на плечи, через туловище и опускают на пол, быстро переступают и спешат в конец колонны.

Воспитатель фиксирует внимание родителей и детей на то, кто правильно пропускал обруч и раньше вставал в конец колонны, и отмечает их флажком. Затем по сигналу "раз" это делают другие дети и родители из колонн. Выигрывает та колонна в которой больше всего флажков. Игра продолжается.

2-я игра "Проведи шарик"

По команде,1-е участники клюшкой ведут шарик до кегли, обводят вокруг и возвращаются к команде, передавая клюшку следующему игроку. Побеждает команда, которая быстрее закончит эстафету.

Воспитатель. Молодцы все, и родители и дети. Спасибо всем.

Не зря говорят, что спорт-это жизнь,а "Здоровье-это движение"

Послушайте и отгадайте загадки.

1.Пас,атака и удар

Мяч опять попал в ворота!

Чтоб не справился вратарь,

Игроку нужна сноровка(Футбол)

2.В этом спорте игроки

Все ловки и высоки

Любят в мяч они играть

И в кольцо его кидать

Мячик звонко бьет об пол,

Значит, это...(Баскетбол)

3.Конь,канат,бревно и брусья,

Кольца с ними рядом

Перечислить не берусь я

Множество снарядов

Красоту и пластику

Дарит нам...(Гимнастика)

Воспитатель. Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

Проводится игра с родителями "Передай мяч"

Родители стоят в кругу, передают мяч по кругу, воспитатель начинает предложение а родители заканчивают бросая мячик, например, Мой ребенок будет здоровым, если я...

Воспитатель. Молодцы!Хочется вам дать некоторые рекомендации.

Учите детей играть в спортивные игры и выполнять элементы спортивных игр;

Формируйте навыки правильной осанки;

Приучайте ребенка заботиться о своем здоровье.

А сейчас послушаем песню о спорте.

Воспитатель. Вот и подошла к концу наша встреча. Спасибо всем. Будьте здоровы и счастливы!

Академия родительского образования. "Гармония детства. Не талантливых детей не бывает."

Форма и тема мероприятия могут быть полезны как в ДОУ, так и учителям начальной школы. Тема актуальна и своевременна. В соответствии с ФГОС при обучении и воспитании ребёнка приоритетное направление - развитие его личностных качеств, при этом особенное внимание надо обратить на одарённых детей.
Департамент Образования г.Москвы
ГБОУ Гимназия №1582. Второе дошкольное отделение.

Мы предлагаем вам проделать путь
от ума к разуму; от опыта к мудрости;
мы предлагаем вам научиться
не просто смотреть и слушать
– но видеть и слышать.
Это непросто – но это изменяет всё…

Нетрадиционное родительское Собрание. Академия родительского образования - «Гармония детства. Не талантливых детей не бывает»


Основная идея деятельности Академии:
способствовать установлению и развитию отношений партнёрства и сотрудничества родителя и ребёнка.
Решаемые задачи:
1. Расширение возможностей понимания своего ребёнка;
2. Улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребёнком;
3. Выработка навыков взаимодействия с ребёнком.
4. Активизация коммуникаций в семье.
Форма проведения:
Цель : познакомить родителей воспитанников с признаками одаренности детей, с созданием условий для развития и реализации способностей одаренных детей, активизации и поощрения их творческой деятельности.
Задачи : вовлечь родителей в обсуждение проблемы влияния воспитателей и родителей на развитие одаренных детей, обратить внимание на данную проблему общества.
Подготовительный этап. Составляются мини рекомендации для родителей, памятки по теме собрания. Составляется тематическая презентация в программе Power Point.
Оборудование : Аудиозаписи: «Фанфары», «Веселая зарядка», спокойная классическая музыка. Видео оборудование. Презентация Power Point «Академия». Угощения к чаепитию. Сувениры «Божья коровка» - подарки родителям. Схемы построения оригами, изображенные на доске, игры, дидактические игрушки: телефон службы Спасения, кукла Тетушка Заботушка, бусы, шашки, спички – счетные палочки. Карточки для проведения блиц ответа.
Проведение собрания.
Под звучание спокойной музыки родители проходят в помещение, где будет проходить собрание, рассаживаются.
Ход родительского собрания.
Собрание проводится за круглым столом с чаепитием,
- Добрый вечер, дорогие наши Неравнодушные родители. Мы рады приветствовать Вас, в родительской Академии. Вы в детском саду, основным видом деятельности здесь является игра и сегодня мы будем много играть, играть в необычные игры.
В начале нашего собрания позвольте вручить грамоты, благодарственные письма родителям, чей вклад в жизнь нашей группы – неоценим. Нам приятно, что Вы с большим энтузиазмом работаете в тесном сотрудничестве с педагогами по мере сил и возможностей, помогаете, поддерживаете, нередко выручали в самых сложных ситуациях. Мы высоко ценим Ваш вклад в благородное дело воспитания подрастающего поколения
Вручение благодарностей, сувениров под торжественную музыку.
В соответствии с ФГОС при обучении и воспитании ребёнка приоритетное направление - развитие его личностных качеств, при этом особенное внимание надо обратить на одарённых детей.
Очень важно знать в природе не существует неодаренных детей. Известно, что Менделеев имел лишь тройку по химии, а Пушкин вовсе не разбирался в математике. Задача взрослых определить к чему склонен ребенок. Одни тяготеют к математике, химии, биологии и физике, другие - к строительству, технике и моделированию, третьи - к поэзии, музыке и искусству, а четвертые – к спорту, путешествиям и бизнесу. «Ни к чему не способные» могут быть творцами утонченного юмора и неиссякаемого оптимизма, радужными дизайнерами или проповедниками доброты. Разве современный депрессивный мир не нуждается в целительной улыбке добрых, чистых, честных и отзывчивых людей! Ответственная задача педагогов, родителей и руководителей всех рангов заключается в выявлении природной одаренности ребенка, и способствовать реализации этого дара. Терпение и любовь, любовь и терпение - главные критерии при обращении и работе с детьми! Иные дети очень стеснительные и сложно их пробудить на соревнования, а другие - счастливы от самой возможности с кем-либо соперничать.
Разминка.
- Дорогие друзья, сегодня многое возможно Вас удивит. Все игры, предложенные сегодня вам, нацелены на развитие полушарий мозга…Все, о чем мы будем говорить не случайно… Вот все привыкли к тому, что нужно развивать память, внимание, интеллект, тело своё совершенствовать. Но почему-то при этом мало кто обращает внимание на сам мозг, от которого развитие всего этого в большинстве случаев и зависит. Даже тело развиваться и совершенствоваться не будет, если перед этим мозг хорошенько не настроится и не обдумает, как подступиться к работе над телом.
- "Зеркальное рисование" . Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.
- "Колечко" . Поочерёдно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.

Основная часть. Дискуссия по теме.
- Представьте, что где-то на далеких островах в Тихом океане родился мальчик с музыкальными задатками Моцарта. Каково будущее этого ребенка, если учесть, что на острове не существует никаких музыкальных инструментов, кроме барабана и никаких песенных традиций, кроме одноголосого пения? Каковы ваши мнения? - Высказывание мнений.
- Ученые считают, что всякая деятельность требует от человека обладания определенными качествами. Эти качества помогают человеку справляться с деятельностью и как бы определяют его пригодность к ней. Они показывают, насколько успешно человек сможет ее выполнить. В психологии такие индивидуально-психологические особенности называют способностями человека.
- Способных людей от неспособных отличают более быстрое освоение деятельности, достижение в ней большей эффективности. Способности - сложное образование, зависящее и включающее в себя не только различные психические процессы, но и все развитие личности.
Общие способности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных видах деятельности, называют одаренностью. Одаренность может проявляться в различных сферах деятельности: интеллектуальной, учебной, творческой, художественной, в сферах общения (лидерство) и психомоторики.
- Для развития тех или иных способностей необходимо создать ребенку условия, которые развивали в нем именно то, что в данный момент может наиболее эффективно развиваться. Другими словами, следует принять во внимание его чувствительность к тем или иным воздействиям, или по выражению психологов, его сензитивность. Вновь мы коснулись темы сензитивности. Сензитивный период - период наивысших возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо стороны психики. Таким образом, способности имеют свои сензитивные периоды или отдельные моменты, в которых получают (не получают) своего рода толчки к развитию.
- Еще одним важным условием развития способностей следует считать формирование настойчивости, умения максимально напрягаться при достижении цели. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек достигает предела своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше.
Важно соблюдать еще одно условие: формирующейся личности необходимо предоставлять большую свободу в выборе видов деятельности, в чередовании дел, в выборе способов работы. Но предоставление ребенку свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых.
ПОМНИТЕ : Семья способна развить или загубить творческие способности ребёнка ещё в дошкольном возрасте.
Блиц-ответ .
- Сейчас давайте немного отдохнём, мы вводим новую традицию, на каждом собрании мы будем проводить небольшой блиц-ответ. Родителям предложены карточку, где написаны возрастные особенности физические-психические наших детей. По очереди каждый родитель зачитывает, то что написано у него в карточке. То есть, здесь Вы не только слушаете, но и читаете и проговариваете. Это распространённая форма для запоминания.
(карточки)
1. В этом возрасте, как ни в каком другом, дети с удовольствием слушают волшебные сказки.
2. Дошкольник пятого года жизни отличается высокой активностью.
3. Именно к пяти годам начинаются многочисленные жалобы-заявления детей воспитателю о том, что кто-то делает что-то неправильно или кто-то не выполняет какое-то требование.
4. В возрасте 4-5 лет замедляется рост ребенка и составляет в среднем 5 см в год.

5. В возрасте 4-5 лет костная система находится в процессе формирования, связки эластичны. Именно поэтому нужно оберегать ребенка от чрезмерных физических нагрузок, ведущих к деформации (в первую очередь позвоночника).
6. Также можно поручать детям несложную домашнюю работу, требующую небольшою физического напряжения (например, пропылесосить ковер или помыть пол). Пусть у него все получается хуже, чем у вас, зато он приобретает трудовые навыки, а заодно развивается физически.
7. Формирование легочной системы в 4-5 лет продолжается и обычно заканчивается к 6-7 годам. Дыхание становится более глубоким. При физических нагрузках (беге, подвижных играх, катании на велосипеде, коньках и т. п.) вентиляция легких усиливается. Это способствует тренировке и развитию органов дыхания; вследствие чего у ребенка реже возникают простудные заболевания.
8. Артериальное давление у детей 4-5 лет составляет примерно 95 на 59 мм рт. ст. (у взрослых норма 120 на 80). Частота сердечных сокращений колеблется от 90 до 100 ударов в минуту. К 5 годам увеличивается вес сердца, соответственно увеличивается и работоспособность сердечной мышцы.
9. Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.
10. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит и к повышенной обидчивости на замечания.
11. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры.
12. К пяти годам соотношение размеров различных отделов позвоночника у ребенка становится таким же, как у взрослого, но рост позвоночника продолжается вплоть до зрелого возраста.
13. Скелет ребенка-дошкольника отличается гибкостью, так как процесс окостенения еще не закончен. В связи с этим детям 4-5 лет нельзя на физкультурных занятиях давать силовые упражнения, необходимо постоянно следить за правильностью их позы. Длительное сохранение одной позы может вызвать перенапряжение мускулатуры и в конечном итоге нарушение осанки.
14. Первые пять лет жизни - «золотая пора» развития сенсорных способностей детей. Хрусталик глаза дошкольника имеет более плоскую, чем у взрослого, форму. Отсюда и некоторая дальнозоркость. Однако легко может развиться и близорукость. Так, при рассматривании иллюстраций, да еще за плохо освещенным столом, при работе с карандашом, различными мелкими предметами ребенок напрягает зрение, сильно наклоняется. Мышцы глаза при этом для лучшего преломления световых лучей меняют форму хрусталика, внутриглазное давление также меняется, глазное яблоко увеличивается. Часто повторяясь, эти изменения могут закрепиться. Следовательно, необходимо вырабатывать у детей правильную рабочую позу и осуществлять постоянный контроль за ней как на занятиях, так и в их самостоятельной деятельности.
15. У ребенка 4-5 лет продолжается процесс развития органа слуха. Барабанная перепонка нежна и легкоранима, окостенение слухового канала и височной кости не закончилось. Поэтому в полости уха легко может возникнуть воспалительный процесс. С ранимостью органа слуха и незавершенностью формирования центральной нервной системы связана большая чувствительность дошкольников к шуму. Если жизнь детей в группе постоянно протекает на фоне шума порядка 45-50 децибелов, наступает стойкое снижение слуха и утомление. Между тем падающие кубики и стулья, громкий разговор создают шум примерно в 70-75 децибелов. Вот почему в дошкольных детских учреждениях должна проводиться активная борьба с шумом: необходимо приучать детей правильно пользоваться игрушками, осторожно переносить стулья, говорить негромко.
16. Чтобы научить детей 4-5 лет соблюдать правила поведения, им мало объяснить, что можно, что нельзя и что нужно делать, необходимо постоянно упражнять их в соответствующих поступках. Важно, чтобы сложные системы связей, из которых складываются навыки, умения, упрочивались постепенно, на повторяющемся с усложнениями материале.
17.Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20м. м
- Вам было интересно узнать это про вашего ребёнка?
Замечательно помогает развивать полушария мозга нейролингвистическое программирование, сокращённо НЛП
Оно помогает снимать эмоциональное напряжение, улучшает работоспособность, развивает внимание, мышление и межполушарные связи. Выполнять это упражнение трудно и при этом интересно.
Объясняю порядок действий. Перед вами лежит листок с буквами алфавита, почти всеми. Под каждой буквой написаны буквы Л, П или В. Верхняя буква проговаривается, а нижняя обозначает движение руками. Л - левая рука поднимается в левую сторону, П - правая рука поднимается в правую сторону, В - обе руки поднимаются вверх. Всё очень просто, если бы не было так сложно всё это делать одновременно. Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, затем от последней буквы к первой. На листке записано следующее.
А Б В Г Д
Л П П В Л
Е Ж З И К
В Л П В Л

Л М Н О П
Л П Л Л П

Р С Т У Ф
В П Л П В

Х Ц Ч Ш Я
Л В В П Л
Предметно – развивающая среда. При организации ПРС, мы учитывали многолетний опыт работы, создавая развивающий и удобный современный интерьер совместно с родителями. Пространство группы состоит из четырех так называемых модулей:
Игровой модуль;
Модуль свободной деятельности детей;
Бытовой модуль;
Модуль безопасности
- Есть ли вопросы по созданию развивающей среды? Значение которой переоценить невозможно. Рассматривание оборудования… Высказывание мнений…
Инсценировка: Демонстрируется инсценировка короткой сценки (ВИДЕО). В роли актеров дети. После просмотра небольшая дискуссия.
Изображение сказочной поляны.
На импровизированной сцене стол, на котором подготовлено все для занятия по рисованию (краски, кисти, и т.д.), Появляется Мальвина, она зовёт Артемона и Буратино заниматься. Артемон послушно садиться за стол, принимает позу прилежного ученика. Буратино приходиться долго упрашивать, он никак не может усидеть на месте, всё время отвлекается. Когда, наконец, все усаживаются, Мальвина произносит
- Сегодня, дети, мы будем с вами учиться рисовать ромашку. Посмотрите, как это делается на большом листе Мальвина рисует ромашку, детально объясняя все свои действия. Артемон внимательно слушает, выполняя всё точно так, как объяснила Мальвина. Буратино же чешет в затылке, рассматривает краски, обмакивает кисть в одну из баночек и ставит на лист бумаги большую кляксу. Затем внимательно рассматривает её, снова обмакивает кисть в краску и ставит рядом ещё одну кляксу. Так, методом клякс, он рисует ромашку.
Мальвина рассматривает оба рисунка, хвалит Артемона, ругает Буратино за выполненную работу.
На слайде №1 тема собрания
-- Давайте сейчас вместе порассуждаем, кто из сказочных персонажей проявил нестандартные способности мышления, в чём это проявилось и удастся ли при таком руководстве деятельностью детей сохранить и развить их творческое начало.
Родители высказывают своё мнение.
(Настраиваем родителей на дискуссию, обмен мнениями, задаем вопросы)
На слайде №2 следующие вопросы:
Что же такое «Одаренность», в чём она может проявляется? Какая она бывает?
Короткая дискуссия.
Да, уважаемые родители, во многом Вы правы. А вот, что говорят об одаренности специалисты.
Слайд №3
Детская одаренность – социально – общественная проблема. История знает случаи, когда многие выдающиеся люди уже с детства блистали незаурядными способностями. С другой стороны, выдающиеся умственные или творческие проявления ребенка могут оказаться лишь чем – то временным. В ходе возрастного развития вместе с укреплением свойств интеллекта и качеств личности, подъемом их на новый уровень происходит и ограничение, а то и утрата некоторых детских возможностей.
Необходимо диагностировать и выявлять одаренных детей.
Слайд №4
Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения нового. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста, доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно – игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются.
Однако ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными родителей, педагогов – ведь эти признаки могут указывать на предпосылки подлинного таланта.
Слайд №5
Фундаментальный вклад в изучение способностей человека был сделан в трудах выдающихся российских психологов Б.М. Теплова и С.Л. Рубинштейна. По мнению Б.М. Теплова - понятие одаренности имеет комплексный, синтетический характер и тесно связано с конкретными требованиями, которые предъявляет человеку практическая деятельность. Б.М. Теплов подчеркивает, что бессмысленно говорить об "одаренности вообще", поскольку возможна лишь одаренность к чему-либо, т.е. к какой-либо деятельности. В соответствии с этим дифференцируются два вида одаренности:
Слайд №6
специальная одаренность, которая понимается как качественно своеобразное сочетание способностей, создающее возможность успеха в некоторой деятельности;
общая одаренность, которая в отличие от специальной рассматривается применительно к широкому кругу деятельностей.
Каких же детей можно считать одаренными? Ответы родителей.
Слайд №7
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Слайд №8
Виды одаренности:
Одаренность в ремеслах; спортивная и организационная одаренность;
Интеллектуальная одаренность различных видов;
Хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность;
Лидерская одаренность, т.е. способность привлекать, притягивать к себе других людей, вызывать у них чувство симпатии;
Одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, служение людям.
Слайд №9
Поэтому очень важно, уделяя внимание развитию способностей ребенка в той области, где его одаренность проявляется наиболее ярко, стимулировать развитие других его возможностей, способствовать формированию у ребенка таких личностных качеств, как доброта, сострадание, готовность помочь, щедрость, скромность, терпение, надежность и т.д.
Слайд №10
- Пастор и ученый Карл Витте считал, что способности есть у каждого ребенка и они являются результатом обучения и воспитания в первые пять-шесть лет жизни. Этот ученый провел одно из наиболее интересных лонгитюдных исследований в области психологии одаренности, причем в качестве испытуемого выступал его сын. В 1800 году на заседании магдебургского педагогического общества преподавателей гимназий в горячем споре со сторонниками генетического подхода к одаренности Карл Витте произнес свою знаменитую фразу: "Если Бог пошлет мне сына... то я, сделаю из него выдающегося человека". Вскоре у пастора действительно родился сын, который в честь отца также был назван Карлом. Карл Витте-старший разработал множество педагогических приемов, позволявших ему обучать и развивать своего ребенка. Первоначально не только критики-педагоги, но даже жена пастора не верили в успех. Однако по мере взросления мальчика им пришлось изменить свое мнение.
Слайд №11
- Уже в неполные восемь лет маленький Карл мог читать и переводить Плутарха с греческого, сочинения Юлия Цезаря с латыни. Его не затрудняли ответы на вопросы по этим далеко не простым произведениям. Он также легко читал по-итальянски и по-французски, беседуя на этих языках с преподавателями так, как будто это был его родной язык. Он мог решать в уме сложнейшие математические примеры, обладал блестящими познаниями в географии и истории. Уже в 9 лет мальчик поступает в Лейпцигский университет, в 13 лет становится доктором философии, а в 16 лет получает степень доктора юриспруденции. В 18 лет юноша становится профессором Гейдельбергского университета. С 23 лет и до самой смерти он работает заведующим кафедрой в Бреслау. Его коллеги и ученики отмечали его эрудицию, блестящие способности педагога и ученого.
- А какого мнения придерживаетесь Вы? (небольшая дискуссия)
Слайд №12
«Талант похож на жемчужину, заключённую в раковине. Иногда раковины бывают открыты, и в этом случае талант ребёнка очевиден: он прекрасно рисует, поёт, сочиняет стихи, музыку, складывает в уме трёхзначные числа… Нужно очень постараться, чтобы не заметить очевидное - этот ребёнок - талант. Таких детей очень мало».
Гораздо больше детей с «закрытыми раковинами». Талант (а если не талант, то способности) есть у каждого ребенка. Но нужно приложить усилия, для того чтобы его разглядеть и развить. В научной психологии различают два типа одарённости детей: интеллектуальную и творческую. Первый тип отличается повышенной способностью к обучению, его представители поражают всех своими энциклопедическими знаниями. Люди второго, творческого типа, обладают прежде всего нестандартностью мышления. Они резко выделяются из толпы. Любопытно, что, если человек одарён творчески, у него всегда высокий интеллект. А вот интеллектуал, в свою очередь, может быть напрочь лишён творческих способностей.
Слайд №13
- Базу будущего дара надо сформировать! Разовьёт свой дар малыш или загубит его, во многом зависит от семьи, воспитания, педагогов. Но сегодня статистика печальна: большинство детей к 8-10 годам теряют свои задатки. Задатки каждый малыш, действительно получает с рождения, их заложили мама и папа. Конечно. Все родители понимают, что задатки ребёнка надо развивать, превращая их в способности. И тогда их чадо достигнет успеха.
Способности - это индивидуальные особенности личности, проявляющиеся и развивающиеся в деятельности, только в деятельности, и при том положительной, успешной, вызывающей благоприятный эмоциональный настрой. В реальности способности могут быть великолепно развиты, но чаще преждевременно угасают или деформируются. Способности, вовремя не выявленные и нераскрытые - утрачиваются. К тому же, у каждой способности своё время. А если просто ждать у моря погоды?
Слайд №14
Уже к 7 годам у малыша может произойти необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей (Б. Никитин). То, что в 2- 3 года познается с интересом, легко, в 6 лет может вызвать трудности и как следствие – нежелание учиться. Упустишь – не наверстаешь. Поэтому особенно актуально раннее развитее детей.

Не у всех родителей, к сожалению, хватает на это времени и желания. Вот и жалуются потом мамы и папы, что «ему бы только телевизор смотреть», «только бы за компьютером сидеть», «только бы во дворе гулять». И забывают мамы и папы, что когда-то им было «некогда замечать, что ребёнок тянется к краскам, мечтает ходить в каратэ или влюблёнными глазами смотрит на пианино в гостях у друзей.
Родители должны быть партнёрами в процессе воспитания и образования своего сына или дочери. Благодаря педагогическому вниманию и заботе дети раскрывают и проявляют свой талант, добиваясь невероятных высот.
- Одной из приоритетных задач современного образования является развитие способностей дошкольников, выявление возможностей ребёнка или его одарённости, которая обеспечивает возможность достижения успеха в одной или нескольких областях.
Предлагается «Веселая зарядка» (музыка) с упражнениями для развития полушарий мозга. Упр. 1 «Тучка - Солнышко», 2. «Ухо - нос», 3. «Животик - голова», 4. «Колечки», 5. «Ладошка- кулачок-ребро»
- внедрение передовых образовательных технологий, каких именно мы сейчас расскажем:
Занятия Оригами имеют следующее значение для развития дошкольника: развивают мелкую моторики пальцев, глазомер, речь, внимание, память, творческие задатки, творческое воображение, художественный вкус, конструктивное мышление; происходит знакомство с геометрическими понятиями; дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу (бумаге) ; способствуют формированию добрых чувств к близким и дают возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками; влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки; позволяют детям испытать свои возможности и проявить способности:
- конструктивные – при создании фигурки из одного листа бумаги путем его неоднократного складывания, при изготовлении фигурки из нескольких деталей, сложенных в технике оригами и соединенных с помощью клея;
- изобразительные – за счет частичной или полной дорисовки деталей, использования метода аппликации, применения цветовых сочетаний, чередования цвета;
- творческие – оригинальное применение известных моделей; изобретение вариаций на классические модели; изобретение своих фигурок;
- оформительские – оформление открыток, помещений к празднику;
- театральные – обыгрывание сложенных моделей, инсценирование с их помощью сюжетов. Работа рук, движение пальцев и мышц кисти подают сигналы в центральную нервную систему, побуждая активизировать большую часть клеток. Возбуждение передается практически на всю кору больших полушарий, активная работа клеток заставляет сосуды в этой области мозга расширяться и гнать кровь, глюкозу и кислород в усиленном количестве.
Игры с карандашами, Бусами, массажерами «Су джок», теннисными шариками, Игрушками –прыгунками. Практический показ…
Чудо ширма – коммуникативное чудо – важным направлением этой работы является воспитание коммуникативной культуры, куда входят задачи развития речи, воспитание эмпатии (способности чувствовать, понимать настроение другого человека). Данное наглядно – дидактическое пособие можно использовать в любом виде образовательной деятельности, в режимных моментах, в индивидуальной работе с детьми.
Шашки – Развивают способность к концентрации внимания, умение выстраивать цепь, понятие очередности, игры по правилам, усидчивости, чувство здорового азарта, требует от играющего усиленной деятельности в мысли, изобретательности и сообразительности, способствует развитию аналитических способностей.

Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развивается внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. формирование настойчивости,
Заключение . - Уважаемые родители! Завершая нашу встречу, надеюсь, что на начальном этапе – дошкольного детства, нашим вкладом в будущий успех детей будет выявление и развитие их способностей. Думаю, что, объединив усилия, мы обязательно добьёмся успехов.
Талант – это дар Божий, который надо постараться сохранить и приумножить. И в каждом человеке есть своя "изюминка", свое неповторимое "Я"

Нетрадиционные формы проведения родительских собраний

«Педагогическая лаборатория».

Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета « Родитель – ребенок – детский сад». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, чтобы педагог ближе узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

«Читательская конференция». За 2 недели родителям сообщается тема собрания, предлагается материал на данную тему. Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по заявленной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. Педагог просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, с какого возраста следует обращаться за помощью к логопеду. Предлагается несколько высказываний, и родители комментируют, обсуждают эти высказывания, делятся своим мнением по данному вопросу.

«Семинар – практикум». На собрании могут выступать воспитатель, родители, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как педагог, так и родители, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему «Роль игры в речевом развитии детей». Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителям предлагается посмотреть несколько игр, в которые дети играют в детском саду. Подумать, какие стороны речевого развития отрабатываются в данных играх. Вспомнить игры, в которые сами играли в детстве и которым они могут обучить своих детей, их ценность с точки зрения развития речи.

«Душевный разговор». Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Например, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенности их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка: слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка. Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.

«Ток – шоу». Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступают родители, воспитатели, специалисты. К примеру, возьмем кризис 3-х лет. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия кризиса

3-х лет, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.

«Вечера вопросов и ответов». Предварительно родителям дается задание продумать, сформулировать наиболее волнующие их вопросы. В ходе обсуждения их со специалистами, другими родителями подобрать оптимальные пути их решения.

На родительских собраниях нетрадиционной формы можно использовать следующие методы активизации родителей.

«Мозговой штурм». Метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

«Реверсионная мозговая атака, или Разнос». Этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка решения, направленного на преодоление недостатков.

«Список прилагательных и определений». Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, « Какой бы вы хотели видеть речь вашего ребенка на пороге школы?». Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно формулируются пути достижения цели.

«Коллективная запись». Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их, и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм».

«Запись на листах». При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как привлечь ребенка к выполнению домашнего задания», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.

«Эвристические вопросы». К ним относятся 7 ключевых вопросов: Кто?, Что?, Где?, Как?, Чем?, Когда? (Почему?). Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вариант. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешанные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения.

Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта. Для обсуждения предлагаются подобные проблемные ситуации. Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему именно так? Или: ваша трехлетняя дочь шалит в кафетерии, куда вы ненадолго зашли, - смеется, бегает между столами, размахивает руками. Вы, думая об остальных присутствующих, остановили ее, усадили за стол и сурово отчитали. Какую реакцию на действия родителей можно ожидать от ребенка, который не умеет пока понимать потребности других людей? Какой опыт может получить ребенок в данной ситуации?

Ролевое проигрывание семейных ситуаций обогащает арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Дается, например, такое задание: проиграйте, пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребенком, и др.

Тренинговые игровые упражнения и задания. Родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, выбирают более удачные, заменяют нежелательные конструктивными (вместо "Почему ты опять не убрал свои игрушки?" - "Я не сомневаюсь, что эти игрушки слушаются своего хозяина"). Или родители должны определить, почему неконструктивны такие слова, обращенные к ребенку: "Стыдно!", "Меня не устраивают твои "хочу", мало ли, что ты хочешь!", "Что бы ты без меня делал(а)?", "Как ты можешь поступать так со мной!" и др. Задания могут выполняться в такой форме: воспитатель начинает фразу: "Хорошо учиться в школе - это значит..." или "Для меня диалог с ребенком - это..." Мать или отец должны закончить предложение.

Анализ родителями поведения ребенка помогает им понять мотивы его поступков, психические и возрастные потребности.

Обращение к опыту родителей. Педагог предлагает: "Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений с сыном или дочерью?" Или: "Был ли подобный случай в вашей практике? Расскажите о нем, пожалуйста", или: "Вспомните, какую реакцию вызывает у вашего ребенка применение поощрений и наказаний" и т.п. Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями.

Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствует приобретению опыта партнерских отношений.

Предложенные методы предоставляют родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке. Когда родитель в игре моделирует собственное поведение, его взгляд на воспитательную проблему расширяется.

Об эффективности проводимой работы с родителями свидетельствуют:

Проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;

Возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;

Ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;

Увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;

Стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;

Размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;

Повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.

Групповое родительское собрание в средней группе Тема: «Взаимодействие детского сада и семьи по соблюдению логопедического режима ДОУ»

Введение

Родители – это очень важные люди в жизни каждого ребенка. От того, как родители строят общение с ребенком в своей семье, зависит очень многое в развитии ребенка, в частности – его речевое развитие. В наш детский сад приходят дети с тяжелыми нарушениями речи. Успех работы по компенсации тяжелых речевых нарушений напрямую зависит от слаженной работы специалистов детского сада и родителей детей. В нашем детском саду придается большое значение работе с родителями, так как от их поддержки и трудолюбия в выполнении заданий учителя-логопеда напрямую зависят успехи их детей по преодолению имеющихся речевых нарушений. Одной из форм работы с родителями по налаживанию взаимного сотрудничества является проведение родительских собраний в нетрадиционной форме.

Цель:

1. Налаживание связей между родителями группы

2. Создание единого образовательного пространства «детский сад – семья» через формирование активной родительской позиции в коррекционно-развивающей среде.

3. Актуализация и активизация роли родителей в жизни детского сада.

Задачи:

1. Углубить степень знакомства родителей друг с другом.

2. Повысить уровень мотивационной готовности родителей к совместному с ребенком выполнению домашних заданий учителя-логопеда.

3. Проверить знания родителей артикуляционной и пальчиковой гимнастик, разученных вместе с детьми.

Оборудование:бейджики по количеству родителей, бумага двух цветов по размерам бейджика, ручки, ватман, фломастеры (карандаши цветные), музыкальное сопровождение (песня «В коробке с карандашами»), мяч или клубок шерсти.

Ход родительского собрания

Ведущий: "Добрый день, дорогие друзья! Наша сегодняшняя встреча будет проходить в форме игры. Мы надеемся, что она даст вам возможность отдохнуть, проявить находчивость, вспомнить программу второй младшей группы, а также бабушкины сказки, прибаутки".

Iблок психологический:

(проводится в кругу до разделения родителей на команды)

Ведущий:"Давайте встанем в круг""

Задание №1 «Знакомство»

Цель задания:проложить ассоциативные связи между именами родителей и положительными психологическими качествами.

Участники собрания садятся в круг, по кругу пускается мяч. Участник называет своё имя и своё положительное качество на первую букву своего имени. Для закрепления бросаем мяч любому участнику, он называет своё положительное качество, бросивший мяч участник должен вспомнить имя того участника, которому он бросил мяч.

Задание №2 «Углубление знакомства»

Цель задания:упражнение позволяет снизить напряженность, поднимает настроение, активизирует внимание и мышление.

Участники садятся по кругу, ведущий стоит в центре круга.

Инструкция: «Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например, я скажу: «Пересядьте все те, у кого есть сестры», - и все, у кого есть сестры, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге».

После игры ведущий может обратиться к группе с вопросом: «Как вы себя чувствуете?» или «Как ваше настроение сейчас?».

IIблок логопедический:

Ведущий:"А сейчас мы поделимся на две команды. На первый второй - рассчитайсь. Следующее задание это придумать название и девиз каждой команде и написать название на бейджиках."

Задание №3 «Пословицы и поговорки»

Ведущий:"А сейчас первое задание. Сейчас вы по цепочке будете называть пословицы и поговорки о семье, о школе, о быте. Сначала говорит участник из одной команды, потом из другой. Выигрывает та команда, участник которой последний назовет пословицу или поговорку".

Примеры пословиц и поговорок.

О семье

О школе

О быте

Без отца - полсирота, а без матери - круглая сирота.

Куда иголка, туда и нитка.

Муж и жена – одна сатана.

Без труда, не выловишь и рыбку из пруда.

Ученье - свет, а неученье - тьма.

Ученье и труд всё перетрут.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Работа не волк, в лес не убежит.

Задание №4 «Артикуляционная гимнастика»

Ведущий:"Для того, чтобы успешно справиться со следующим заданием, вы должны будете вспомнить домашние задания учителя-логопеда за прошедший год обучения. Также по цепочке, как и в предыдущем задании, вы будете называть, и демонстрировать упражнения по артикуляционной гимнастике. Выигрывает та команда, участник которой последний назовет упражнение".

Варианты:учитель-логопед называет или показывает артикуляционную гимнастику, а родители дают название гимнастике или демонстрируют её.

Задание №5 «Пальчиковая гимнастика»

Ведущий:"В следующем задании вы также должны будете обратиться к собственной памяти. Также по цепочке, как и в предыдущем задании, вы будете называть, и демонстрировать упражнения по пальчиковой гимнастике. Выигрывает та команда, участник которой последний назовет упражнение".

IIIблок психологический

Задание №6 «На внимательность»

Цель:способствует мобилизации внимания, дает возможность участникам осознавать их регулятивные ресурсы, создает условия для их тренировки.

Участники садятся по кругу.

Инструкция:«Сейчас мы будем с вами считать, просто считать: 1, 2, 3 и т.д. Кто-то из нас начнет счет, а рядом сидящий (по часовой стрелке) продолжит и так далее. Постараемся считать как можно быстрее. В процессе счета надо будет соблюдать одно условие: если вам предстоит назвать число, которое делится на 6 (например, 12,18), или число, в которое входит цифра 6 (например,16), то, произнося это число, вы должны будете встать (можно усложнить упражнение, заменив вставание на хлопок без произнесения числа).

Если кто-то из вас ошибается, то он выбывает из игры.

Это упражнение очень динамично, особенно в том случае, если условия упражнения модифицируются непосредственно в ходе его выполнения. Упражнению можно придать и более конкурентный характер, введя условие выхода за круг тех, кто сделал ошибки. В этом случае, ошибающимся дается инструкция внимательно наблюдать за продолжением упражнения и стараться понять причины и характер ошибок. Выигрывает та команда, чей участник останется последним в кругу.

IVблок: завершение

Ведущий:"Прежде чем жюри подведёт итоги, мы хотели бы поблагодарить всех за участие в нашей игре. Не важно, кто победил, важно, что вы пришли и мы провели это время вместе".

Завершается родительское собрание игрой, которая подытоживает смысловое содержание всего собрания. «Слово – эстафета»

Родитель встают в один большой круг. По кругу пускается мягкая игрушка. Родители должны продолжить предложение начатое ведущим:

«Мой ребенок будет успешно учиться, если я …»

Заканчивает предложение каждый родитель.

Ведущий:"Как вы себя чувствуете после нашего собрания? Как ваше настроение? А теперь совместными усилиями давайте создадим фотопортрет детей нашей группы".

Конспект родительского собрания в средней группе. Тема: «Путешествие в прошлое своей семьи».

Цель: Формирование семейных традиций.

Задачи: 1. Заинтересовать родителей и детей изучением истории

Происхождения своей семьи,

2.Прививать уважение к культурным традициям семьи,

Способствовать становлению личности детей с помощью изучения

Родословной и жизни своих предков.

Форма проведения: педагогическая гостиная.

Участники: родители, воспитатель.

Предварительная работа:

1. Оформление фотоальбома «Семейные фотографии»,

2. Выставка фотографий воспитанников и родителей группы в младенчестве и раннем детстве.

3. Подготовка презентаций старинной семейной фотографии.

Материал:

Семейные фотоальбомы разных видов, фотографии воспитанников группы в раннем возрасте,

Альбом с пословицами и поговорками о семье,

Наглядный материал, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «семья», настольно-печатные и дидактические игры,

Художественная литература для чтения детям по теме собрания,

На мольберте написаны мудрые мысли, пословицы и поговорки о семье.

Ход собрания:

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада видеть Вас в педагогической гостиной.

И прежде чем начать наш разговор я предлагаю Вам сыграть в игру « Моя семья». Эта игра поможет нам узнать о вашей семье, о традициях, увлечениях в семьях.

(Приложение 1)

Воспитатель: У каждого человека есть дом. Это не просто крыша над головой, а место, где его понимают, любят и ждут.

Таким домом можно назвать наши семьи, детский сад, село, страну, в которой мы живем.

«Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем,

И березки у дороги,

По которой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем» (В.Степанов)

Сегодня мы с вами поговорим о самом главном для каждого из нас – это о семье и о том, как сохранить историю семейного рода.

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слеза, и смех,

Взлет и падение, радость и печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

На стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нем!

Семья – это маленькая вселенная. Создать хорошую семью нередко бывает труднее, чем, скажем, написать книгу, сделать открытие. Поскольку семья – Вселенная, пусть и маленькая, должны быть и загадки вселенной. И они действительно существуют. Но на каждую загадку есть своя отгадка.

Время неумолимо. Человек рождается, растет, взрослеет, стареет, и свой срок уходит из жизни. И никому ещё не удавалось разорвать круг. Человек уходит, а дети остаются. У детей рождаются свои дети, а у тех – свои. И если человек не совершал не каких открытий, а просто достойно прожил свою жизнь, он заслуживает того, чтобы о нем помнили его дети, внуки, правнуки.

Кем был твой прадед,

Кем – твой дед?

О чем они мечтали?

Каким был скромный их обед?

Что в будни надевали?

Каким был род занятий их?

К чему они стремились?

Что вызывало дружный смех

И как они женились?

Какие испытанья им

Достались на веку?

Как до Парижа дед пошел

В народном том полку?

И если все узнаешь ты,

Изучишь древний род, -

Полюбишь родину свою,

Полюбишь свой народ!

Воспитатель: Скажите, что может помочь нам сохранить историю семейного рода? (Семейный альбом)»

А есть ли в вашем доме семейный альбом?

Вспомнить о прошлом, присмотреться к настоящему помогут фотографии из семейного альбома. Каждая фотография в нем – это кусочек жизни, это возможность вернуться назад, в прошлое.

Игра « Узнай кто это?»

Посмотрите внимательно на фотовыставку и попробуйте узнать кто это? (Фотографии родителей и детей в раннем и дошкольном возрасте)

Воспитатель: К 4-5 годам дети начинают понимать, что когда то они были другими – маленькими, а скоро снова изменятся, вырастут и станут – большими. Этот процесс называется осознанием личностного времени.

Малышам такие сложные абстракции, как понимание движение времени, рост и взросление, недоступны. Лишь развитие мышления и воображения дает четырехлеткам возможность осознать это.

Важно понять, что каждый возраст по своему ценен. Не нужно стремиться делать ребенка старше, чем он есть, или, наоборот относится к нему как крошке. Дети растут и это замечательно помочь ребенку правильно оценивать себя и оптимистично смотреть в будущее – задача взрослого.

В каждой семье раньше были большие альбомы с фотографиями. Там любой мог увидеть себя и своих близких маленькими, молодыми, пожилыми.

Семейный альбом – это огромное, пространство жизни с одной стороны, простое и понятное ребенку, с другой – загадочное и удивительное. Детей всегда привлекают такие альбомы. Они искренне удивляются, что их бабушки, дедушки, мамы и папы, когда-то были детьми. С интересом рассматривают они себя в младенчестве.

Скажите, рассматриваете ли Вы вместе с ребенком семейный альбом?

Жаль, что во многом эта традиция утрачивается. Однако восстановить её не так-то трудно, тем более что помимо фотографий у нас аудио- видеокассеты.

Отбор фотографий, оформлений страниц фотоальбома – это именно то общение, которое необходимо дошкольнику, и его совместной деятельности с родителями.

Конкретный образ на фотографии сопровождается рассказами из жизни членов семьи, это вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его память.

Посмотрите фотографии и обсудите с ребенком, чем отличаются взрослые от детей, как изменится он сам внешне и внутренне, каким он будет. В заключении нарисуйте лесенку из трех ступенек символизирующих прошлое, настоящее и будущее ребенка, каким он ведет себя на каждой ступеньке.

Воспитатель: Давайте обратимся к словарю и определим значением слов «альбом», «семья», «фотография».

(Родители делятся на три группы. Каждой группе дается лист с одним из слов, нужно написать значение данного слова и передать лист на проверку, родительской группе справа. Таким образом, каждая группа знакомится со всеми понятиями.)

Примерные записи родителей

Альбом:

Тетрадь или книга с чистыми листами для стихов, рисунков, фотографий, открыток.

Объединенное по теме собрание иллюстраций и рисунков, фотографий.

Семья:

Группа людей, состоящая из мужа, жена, детей, и других близких родственников живущих вместе.

Фотография:

Способ получения видимого изображения предметов на светочувствительных материалах, с помощью специального аппарата.

Семейный альбом:

Тематическое собрание фотографий близких родственников.

Воспитатель: Каждый человек старается упорядочить свои фотографии и создать альбом. Альбомы могут быть различных видов. Скажите, какими могут быть альбомы? (Свадебные, армейские, отражающий детство)

Глядя на фотографию, можно много узнать о том времени, когда она была сделана.

Воспитатель: А сейчас мы переходим к практической части нашего собрания. (Представляют жюри)

Жюри будет оценивать конкурсы по следующим критериям: оформление фотографий, представление, содержание.

Конкурсы.

1. Презентация семейной стариной фотографии.

2. Презентация семейного альбома.

3. Презентация «Моя родословная»

4. Презентация « Мой ребенок»

А теперь, пока жюри подводит итоги, мы с вами немножко отдохнем.

Вам нужно изобразить пантомиму следующих ситуаций:

Семейный отдых на природе

ребенок играет

ребенок обедает

ребенок собирается в детский сад

первые шаги ребенка

день рождение ребенка

Жюри подводит итоги. Победители награждаются.

Воспитатель: Зачем же современному человеку знать историю своей семьи?

Вывод: Человек без этого знания, подобен листу, который несет ветер, ему легко внушать любые истины, моральные нормы, им очень легко управлять.

Воспитатель: Уважаемые родители! Дерево, у которого крепкие корни ветер не валит. Если мы будем знать историю своей страны, и своего города нам не страшны не какие невзгоды.

Вариант решения родительского собрания

Постепенно с взрослением детей рассказывать им о своих предках.

Поддерживать семейные традиции и создавать новые

Начать создавать семейный альбом, родословную своей семьи.

Принести в группу семейную фотографию для оформления фотоальбома «Семьи наших воспитанников»

Приложение:

Игра «Моя семья»

Играющие сидят по кругу. Стоящий в центре круга предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким то общим признаком, и называет этот признак. В тот момент, когда родители пересаживаются, воспитатель занимает один стул. Оставшийся без стула родитель становится ведущим и продолжает игру.

Кто имеет в семье одного ребенка (более одного ребенка)?

Кто кого-то из детей назвал в честь бабушки(дедушки)?

Кто живет в отдельной квартире (с родственниками)?

У кого есть дети-школьники?

Кто всей семьей трудится в огороде?

Кто любит путешествовать?

Чей ребенок любит рисовать(петь, танцевать)?

У кого в семье есть мама домохозяйка?

Чья мама печет самые вкусные блинчики?

Кто с сыном любит ходить на рыбалку?

У кого в семье кто-либо имеет хобби?

Для кого физкультура, любимое занятие?

Кто самый умный, сильный и любимый папа?

Кто каждый день своему ребенку читает книги на ночь?