Сценарий мероприятия масленица для старшей школы. Сценарий праздника масленицы в школе. Все действующие лица

Хорош, горяч, весел народный праздник Масленица. Попробуйте познакомить ребят в школе с языческими праздниками на Руси. Одним из которых является Масленица. Мы подготовили примерный сценарий Масленицы для начальных классов.

Сценарий праздника Веселая масленица

Оборудование: фонограммы песен (для музыкального сопровождения), соломенное чучело (можно заранее сделать вместе с учениками), выпечка.

Ведущий (учитель или приглашенный взрослый): Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки! Сегодня мы собрались, чтобы отпраздновать древний народный праздник Масленицу. Знаете что это за праздник?

На Древней Руси люди очень любили и широко праздновали Масленицу. Сам праздник назывался еще Комоедица. Раньше его праздновали в определенный день - в день весеннего равноденствия. Приходится этот день на конец марта - 20 число. Но затем, с приходом Христианства праздник Масленицу немножко видоизменили и приурочили к Великому посту. Праздник стал плавающим - то есть каждый год число празднования изменяется. Но нам ведь это не помешает, правда?

А вы знаете сколько дней празднуют Масленицу? Да, это необычный праздник и народ гулял раньше целую неделю - ровно 7 дней.

А какой главный символ Масленицы? - Блины!

А что символизирует собой блин? - Солнце!

Правильно Солнышко!

«Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей» - писал о блинах русский писатель А.И.Куприн.

И это неспроста! С 20 марта день начинает увеличиваться. Солнышко с каждым следующим восходом чуть дольше задерживается над горизонтом. Это знали еще древние славяне. И потому стали праздновать Масленицу именно в конце марта. Народ хотел помочь прогнать зиму, разбудить природу. На это и направлены все масленичные традиции.

Значит Масленица - праздник Солнышка. А еще Масленица - самый веселый, шумный, народный праздник.

И люди не только гуляют и отдыхают эти все 7 дней. Каждый день масленичной недели имеет свое название, а название говорит о том, что в этот день полагается делать.

На сцену выходят наряженные дети, с названиями дней Масленицы.

1 ребенок с названием «Встреча»: - Я понедельник. В понедельник нужно встречать и зазывать Солнышко. А еще надо сделать длинные горки и кататься на салазках.

2 ребенок с табличкой «Заигрыш»: - Я вторник. В вторник будем играть и веселиться, печь блины и угощать ими всех.

3 ребенок с табличкой «Лакомка»: - Я среда. В среду - пора готовить вкусное угощение и конечно всех угощать!

4 ребенок с табличкой «Разгуляй»: Я четверг. В этот день нужно кататься на конях по кругу. Делать санный поезд, строить и оборонять снежную крепость.

5 ребенок с табличкой «Тещины вечера»: - Я пятница. В этот день зять едет к тёще на блины, а тёща зятя привечает, угощает.

6 ребенок «золовкины посиделки»: - Я суббота. В этот день ходят в гости ко всем другим родственникам и опять угощение, бесчисленные блины.

7 ребенок «Прощенный день»: - Я воскресенье. В этот день просят прощения у родных и знакомых за нанесённые обиды и облегчив душу, весело поют и пляшут, провожая широкую масленицу. В последний день масленичной недели сжигают чучело Зимы - Морены. Пусть сгорят все холода и невзгоды. Провожаем Зиму, встречаем Солнышко.

Ученики читают стихи и поют частушки:

***
Начинаем проводы зимы-
И согласно праздничной программе,
До ворот проводим зиму мы
А весна уже не за горами.

***
Масленица в гости к нам идёт!
Вы скорее поспешите
И друзей с собой зовите.
Налегай, не жалей
Наши всё равно вкусней!

***
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
Ой, блины, блины, блины
Вы блиночки мои.

***
Мы на масляной неделе
Праздник не нарушили,
Все друзья плясали, пели,
А мы блиночки кушали.

***
В нашем классе все девчата
Ловкие умелые,
Все в нарядных платьях ярких,
А блины горелые.

***
25 блинов огромных
Съел я за один присест
И теперь вы на тетрадках
Не найдёте чистых мест.

***
Я старалась, расстаралась
Напекла блинов поесть.
Сотен пять, а может шесть.
Угощение на славу, а ребятам на забаву.

Надеемся, наш сценарий Масленицы для школьников поможет вам провести яркий и веселый праздник в школе.

Масленица в школе

Масленица: сценарий проведения праздника в школе

Цель : знакомство школьников с обычаями и традициями русского народа.

Задачи:

Привитие интереса к изучению элементов русской народной культуры;

Развитие ловкости, смекалки;

Способствовать развитию творческого потенциала учащихся;

Воспитание в учащихся бережного отношения к сохранению традиций и обычаев русского народа;

Оздоровление учащихся;

Форма проведения: КТД.

Место проведения : школа, пришкольные площадки.

Необходимое оборудование : обруч(2 шт.), санки(2 шт.), канат, чучело, костюмы, скотч, магниты, предметы народных промыслов, спички, ручки, карандаши, куклы, шары, нитки, иглы, апельсины(2 шт.), мандарины(2 шт.), изюм, мармелад, грейпфрут(2 шт.).

Фактический материал : вопросы викторины, загадки, пословицы и поговорки, небылицы, текст частушек, текст стихов судьям, рисунки, солнышки для участников, конфеты, снеговики(2 шт.), маршрутные листы(2 шт.).

Ход мероприятия

(Все участники и ведущие в народных костюмах)

Скоморох 1.

– Добрый день, гости дорогие! Жданные, званные, желанные!

Скоморох 2 .

– Здравствуйте, молодки!
Здравствуйте, лебёдки!
– Ребята-молодцы, весёлые удальцы!

Скоморох 1 .

– Почтенные и молодые!

Скоморох 2 .

– Полные и худые!

Скоморох 1 .

– Мы рады гостям, как добрым вестям!

Скоморох 2 .

– Добро пожаловать! Всех привечаем, душевно встречаем!

Скоморох 1 .

– Мы – скоморохи!

– С нами лучше веселиться, а без нас праздник никуда не годится!

Скоморох 2 .

– Приглашаем всех гостей к нам на праздник поскорей!

Скоморох 1 .

– У нас сегодня представление всем на удивление!

Вместе .

– Сегодня Масленица приглашает в гости!

Скоморох 2 .

– Мы сегодня масленицу встречаем, зиму провожаем, весну закликаем!

Скоморох 1.

– Масленица – честная, весёлая, широкая – так называли неделю перед Великим постом на Руси!

Скоморох 2.

– Итак, Масленицу начинаем!

Звучит народная музыка, выходят девочки в сарафанах, выносят чучело Масленицы, поют песню. “Едет Масленица”.

Скоморох 1:

«Масляна неделя

В деревню к нам прилетела

В школу родную нашу зашла,

Радость всем нам принесла.

Скоморох 2.

Ох, Масленица хороша!

От неё поёт душа!

Кукол мы нарядим

И посадим рядом.

Скоморох 1.

Будем петь и веселиться

И по станциям пойдём,

Много интересного

Мы в пути найдём»

Скоморох 2.

Масленица длилась неделю и поэтому в нашей игре будет 7 станций, которые соответствуют дням недели: (каждый класс выходит с классным руководителем и рассказывает про день)

1-й класс: Понедельник - Встреча.

Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, строят снежные горы. Делали куклу –чучело - Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

2-3 класс: Вторник - Заигрыш.

Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях., строили снеж- ные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки.

4 класс: Среда - Лакомка.

Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами. В этот день зятья - папы - приходят на блины к тещам - маминым мамам, нашим бабушкам.

5 класс: Четверг - широкий, Разгуляй-Четверток.

В этот день было больше всего развлечений, самый веселый день,гуляли с утра до вечера. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Возили чучело на колесе, пели частушки, плясали, водили хороводы. В этот день начинали колядовать.

6-7 класс: Пятница - Тещины вечерки.

На тещины вечерки зятья (наши папы) угощали своих тещ (наших бабаушек)блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.

8-9 класс: Суббота - Золовкины посиделки.

В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угоще- нием. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.

10 класс: Воскресенье - прощенный день или проводы.

Это были проводы Масленицы. В поле или на ледяных горках разводили костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить, и сжигали куклу с песнями. Пепел раз-брасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", - отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили: "Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.

Скоморох 2:

«Добро пожаловать на наш праздник,

Затей у нас много разных!

Песни, частушки послушаем,

Блинов со сметаной покушаем,

Спляшем весёлую пляску,

Покатаемся на салазках,

А ещё будут здесь состязания,

Разные смешные задания.

Победители и те, кто рядом,

Получат сегодня призы и награды.»

Скоморох 1

«А теперь пора познакомиться с правилами игры. У нас 7 станций на каждой станции. Вам необходимо путешествовать по маршрутному листу и выполнять задания. Ответы принимаются, если они сказаны хором и громко. Прошу капитанов команд получить маршрутные листы»

(Команды получают маршрутные листы и расходятся по станциям.)

Описание станций:

I. Понедельник-«Встреча»

Скоморох 2:

«Первая станция называется «Встреча».

Здесь мы услышим интересные речи.

Нет веселья без частушек,

Посиделок без подружек,

Нету без гармошки пляски,

Небылицы нет без сказки.

Скоморох 1

Расскажите небылицы

В монологе или в лицах,

Фантазируйте, друзья,

Грустить на Масленицу нельзя!»

(Критерии оценки работы команды: за каждую небылицу 1 балл.

II. Вторник-«Зайгрыш»

(Эта станция на улице; на эту станцию обе команды приходят одновременно).

Скоморох 2:

«Все на «заигрыши» к нам:

Предлагаем игры вам!

Ну-ка, кто из вас сильней?

Поворотливей, умней!

Покажи – ка свою удаль

Перед девушками, сударь!»

Скоморох 1:

«Семь команд у нас есть

По делам хвала им, честь

Кто в игры с нами поиграет?

Победителем кто станет?

Раз, два, три, четыре

Играем, что есть силы.»

Эстафета 1«Обруч»: (6/7 и 8/9 классы) (4-5 классы) (1-3 классы)

По команде первый игрок бежит до обруча, пролезает и возвращается назад, передаёт эстафету следующему игроку.

Эстафета 2 «Сани»:

Команда разбивается по парам. По свистку первый тащит своего партнёра, обвозит препятствия и возвращается назад, передавая эстафету следующей паре.

Эстафета 3 «Цепи- цепи, кованые»:

Команды выстраиваются друг против друга, взявшись за руки. Одна команда говорит речетатив: «Цепи-цепи, кованые, раскуйте нас». Другая команда отвечает: «Кем из нас?». Первая команда говорит: «Всеми!». Команда бежит, стараясь расковать руки противника.

Скоморох 2:

«А теперь прошу вниманья!

Новое соревнованье!

Кто захочет - стар и млад

Перетягивать канат?»

Эстафета 4«Перетягивание каната».

Критерии оценки работы команды: активное участие – 1 балл.

III. Среда-«Лакомка»

(На эту станцию обе команды приходят одновременно. Проводится в кабинете. На доске висят два чугунка. Команды дома должны были найти рецепты о гречке. Рецепты должны быть оформлены красиво. Команды должны «заполнить» чугунки гречкой. У кого чугунок будет полный, та команда набирает наибольшее количество баллов).

Скоморох 1:

«Станция «Лакомка».

Здесь гречкою пахнет,

Варится каша в котлах.

Ну-ка, узнаем сколько рецептов

Содержится у вас в головах.

Кто больше? Кто вкусней?

Из гречи суп и каша

У нас текут уж слюнки!

Ну, где же ложка наша?»

Судья объясняет правила игры.

Критерии оценки работы команды: за каждый рецепт – 1 балл.

IV. Четверг«Разгуляй четверток»

(Проводится в здании школы).

Скоморох 2:

А на нашей станции «Четверток широкий»

Вас встречают русские

Весёлые скоморохи.

Здесь частушки мы услышим

Ну, а лучшие - запишем

Разгуляй - гуляй, народ,

Бери Масленицу в оборот!

Пой частушки, веселись;

Хлопай громче, улыбнись!»

Участники садятся на корточки, образуя круг. По очереди в круг выходят мальчики и девочки. Все остальные хлопают в ладоши.

Критерии оценки работы команды: за каждую частушку- 1 балл.

V. Пятница «Тёщины вечера»

Скоморох 1:

«На тёщиных вечерках

Зятья тёщ угощают,

За столы накрытые

Родню всю приглашают.

Загадай загадку,

Отгадай ответ:

Лучше милой тёщи

Для зятя друга…(нет!)»

Сценка:

Стол. На столе самовар, блины, чашки. За столом тёща и зять.

Зять соглашается.

Зять: «Буду»

Скоморох 2:

«Ребята, если зять не сможет слово в рифму подобрать, поможем тещё!»

Ребята: -ДА!

Зять решил устроить бал,

Тещу в гости он…(позвал).

Купил муки, купил творог,

Испёк рассыпчатый…(пирог).

Зять мамашу в гости ждёт,

Но что – то тёща…(не идёт).

Он долго у стола ходил,

Потом кусочек…(отхватил).

Затем подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту…(съел),

Когда же тёща подошла,

То даже крошек…(не нашла).

Скоморох 1:

«Молодцы, ребята! А сейчас, чтобы «умаслить тёщу» вы должны отгадать загадки»

Участники должны отвечать хором.

Загадки:

1. Бродит одиноко огненное око, всюду, где бывает – взглядом согревает. (Солнце)

2. Никто его не видит, а всякий его слышит. Без крыльев оно, а летит, без языка – а говорит.(Эхо)

3. Годовой кусочек каждый день гоняет листочек, год пройдёт – весь лист опадёт. (Календарь)

4. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идёт; глаз нет, а плачет. (Туча)

5. Дождь идёт, я тут как тут, многие меня здесь ждут, лягушата и ребята, голуби и поросята. Я на зеркало похожа и на озеро чуть-чуть, ну а вам не захотелось ко мне в гости заглянуть. (Лужа)

6. Бьют Ермилку, что есть силы по затылку, он не плачет, только ножку прячет. (Гвоздь)

7. Заря - заряница, красная девица, тропку выпускает, росу расстилает. Едет стороной, с сохой, бороной, с ключевой водой. (Весна)

Скоморох 2:

Тещу «умаслили»,

Блины от тещи получили.

Критерии оценки работы команды: активность, смекалистость, за каждую правильно отгаданную загадку – 1 балл.

VI. Суббота «Золовкины посиделки»

Скоморох 1:

«Золовкины посиделки-

Это вам не безделки.

Ну-ка, поговорки

Про Масленицу вспомните,

Мудрые пословицы

Ребятам всем напомните

Про блины и про весну,

Про гулянья яркие,

И про проводы зимы, весёлые и жаркие»

Скоморох 2

«Сейчас вы, красны девицы и вы, добры молодцы, покажите свою смекалку. Пословицы – это цвет народного ума, это житейская народная мудрость. Пословицы красят речь, делают её образной. Я пословицу начинаю – вы заканчиваете»

Пословицы:

1. Не красна изба углами, а красна…(пирогами);

2. Зима без снега – лето…(без хлеба);

3. Кто рано встаёт…(тому Бог подаёт);

4. Работать не встанешь, ноги с голоду…(протянешь);

5. Кто хвалится, тот…(с горы свалится);

6. У кого что болит, тот…(про то и говорит);

7. Дурная голова…(ногам покою не даёт);

8. Что с возу упало…(то пропало).

А теперь вы расскажите мне пословицы и поговорки про Масленицу.

Критерии оценки работы команды: активность, смекалистость, творческие способности.

VII. Воскресенье «Прощёный день»

(Проводится на улице. Все становятся вокруг чучела).

Скоморох 1

«В день прощёный – воскресенье

Попроси у всех прощенья.

Может, кто тебя обидел,

Может, ты кого,

Умышленно, случайно ли-

Теперь уже всё равно.

Улыбнись и повинись,

С близким другом обнимись,

И с теми, с кем поссорился,

Сегодня помирись!»

Скоморох 2

Давайте сейчас попросим прощения у того, кто справа от вас стоит, у того, кто – слева.

(Все просят прощения друг у друга).

«Бог простит!

« Пора прощаться нам с Зимой,

Повстречаться всем с Весной.

Зиму будем доставать,

На костре большом сжигать.

Но к ней пройти не каждый сможет,

Есть здесь смелые, кто поможет!»

(Выбегают скоморохи, поджигают чучело.)

Все участники кричат:

«Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Глянь на небо – птички летят,

Колокольчики звенят!»

Скоморох 1

«Вот и кончилось маслице,

Прошла, прошла Масленица!

До чего нас довела!

До хлеба, до редьки,

До пареной репки,

До горького хвоста,

До Великого поста.»

Дорогие ребята и гости нашего праздника, давайте пройдём в школу для продолжения праздника.

Подведение итогов:

Все команды в школе

Скоморохи – судьи на сцене:

1. Семь команд так старались.

Мы ими просто любовались.

И за все мы болели-

Молодцы вы, в самом деле!

2. Мы по солнышку вам дарим,

Чтоб вы улыбались,

Чтоб учились, чтоб дружили

И соревновались!

3. Чтоб вы лучики – конфетки

Съели непременно.

И тогда весенние

Наступят перемены.

4. Зазвенит весна ручьями,

Соловьями запоёт.

Пусть вам Масленица наша

Пятёрок больше принесёт.

(Дарят всем участникам солнышки).

Скоморох 1:

«На чай с блинами приглашаем.

Приходите, не стесняйтесь!

Хороши блины! Всем хватит!

Угощайтесь! Угощайтесь!

А блины- то круглые

Прямо с пылу с жару.

Подходите, подходите,

Ближе к самовару»

Все подходят к накрытому столу и проводится чаепитие

Ольга Гудым

Фонограмма русских народных песен. Позывные праздника.

СКОМОРОХ 1: Здравствуйте, люди добрые!

Здравствуйте, красны девицы! Здравствуйте, добры молодцы!

Добрый день всем добрым людям, пусть весёлым праздник будет!

Кто не знает, сообщаем! Сегодня Масленицу мы встречаем!

Зиму провожаем, весну закликаем!

СКОМОРОХ 2: А сейчас не подкачайте,

На вопросы отвечайте.

Мне давайте вы ответ

Только «да», иль только «нет».

Вы на ярмарку сошлись? (Дети отвечают)

А задором запаслись?

Будем петь, играть, плясать?

Вам случайно не сто лет?

У вас есть мешок конфет?

Будем с вами состязаться?

А успехов добиваться?

Ну, тогда не унывайте

И на ярмарке гуляйте!

СКОМОРОХ 1: А сейчас, ребятишки, веселые девчонки и мальчишки, давай знакомиться,

Пусть на долгие года этот день запомнится.

Димы, Коли и Алеши дружно хлопайте в ладоши.

Владик, Юра, Настя здесь?

Если здесь, то не тяните и ногами топочите.

Саши и Сережи, Ани и Наташи,

Люды, Ирочки и Вики нам руками помашите.

Всех друзей нам не объять, всех имен нам не назвать.

Остальных мы просим вместе громче хлопайте на месте!

СКОМОРОХ 2: Конец февраля, начало марта. Устали люди от зимы, от холода. А вы устали? (дети отвечают) Весну ждете? Тепло любите? Давайте проводим зиму, да весну встретим. А праздник этот называется… Как? (Дети отвечают) Правильно. А называют ее еще Широкая масленица. Потому что длилась она целую неделю. Сегодня первый день масленицы – встреча. Будем песни петь, плясать, играть, да блинами заедать.

А ну, детвора, повернулись влево, вправо.

Мы встречаем масленицу шуткой и забавой!

СКОМОРОХ 1: А вот и первая забава - улыбаться шире надо!

Ну-ка, Петрушечка, посмотрим, кто здесь шире всех улыбается. Зубки покажите. На Праздник отправляемся.

Улыбайтесь от души и в ладони громко хлопайте и песни в лад ногами топайте.

Хоровод «Месяц дружочек»

СКОМОРОХ 2: Вот, Петрушечка, смотри, кто громче ногами в лад топает, да руками хлопает, того мы непременно призом наградим. Смотри да отмечай самых лучших.

СКОМОРОХ 1: Я в душе большой проказник. Я люблю веселый смех,

И хочу чтоб этот праздник, хорошо прошел для всех.

И стесняться мы не будем при честном народе

Крепко за руки возьмемся, спляшем в хороводе!

Танец «буги-вуги»

СКОМОРОХ 2: А теперь, ребятки, отгадайте вы загадки о зиме и о весне, и о Масленице. (Зима только притаилась, не хочет уходить, надо загадки отгадать, которые прогонят Зиму)

Схватил за щеки, кончик носа, Разрисовал окно без спросу:

Но кто же это? Вот вопрос! Все это делает. (мороз).

Едва повеяло зимой, Они всегда с тобой.

Согреют две сестрички, Зовут их. (рукавички).

С последним сугробом простилась она

И новой травой траве улыбнулась (Весна)

Обогнать друг друга рады.

Ты смотри, дружок, не падай!

Хороши тогда, легки

Быстроходные. (коньки)

Два березовых коня

По снегам несут меня

Кони эти рыжие,

И зовут их. (лыжи)

Во дворе с утра игра, Разыгралась детвора

Слышны крики: «Шайбу, бей!» Значит там игра в … (Хоккей)

На дворе весна гуляет

Скоро бурый снег растает

Там и тут бегут ручьи

Гнезда делают (Грачи)

Если солнце ярче светит

Если птицам не до сна

Если стал теплее вечер –

Значит к нам пришла (Весна)

Танец «Ку-ка-ре-ку»

СКОМОРОХ 1: А сейчас мы испытаем наших мальчиков. Кто из мальчиков лучше и смелее окажется, приз и получит. А ну-ка, есть желающие?

Перетягивание каната

СКОМОРОХ 1: Слушайте, а чего же мы время то теряем? Надо Масленицу позвать. А как Масленицу вызывают? Кто знает? Есть специальные весенние заклички.

Жавороночки на соломочке. прилетите к нам. принесите нам. лето теплое. весну красную. Вот как Петрушечка руками взмахнет, так вы громко кричите "ГУУУ!", договорились? Порепетируем, три. четыре.

Все: (громко) ГУУУ!

СКОМОРОХ 1: Ну вот, теперь вроде получается. Смотрим на Петрушку. приготовились. и. Жавороночки на соломочке. прилетите к нам. принесите нам. лето теплое весну красную.

Все: ГУУУ!

СКОМОРОХ 1: На дворе гостей полно, ждем блинов мы все давно.

Все: ГУУУ!

СКОМОРОХ 1: Громче "ГУУУ!", три. четыре.

Звучит музыка.

Из толпы выталкивают самую высокую девушку на роль Масленицы, принаряжают ее на глазах у зрителей:

Дорогая наша гостья Масленица (кланяется ей, Авдотюшка Изотьевна! Дуня белая, Дуня румяная.

Коса длинная, триаршинная (надевает ей косу).

Платок беленький, новомодненький (накрывает ей голову платком)

Юбка синяя, атласная (надевает).

СКОМОРОХ 1: А вот и Масленица! Встречай Масленицу!

Все кланяются Масленице в пояс.

Ох, ты, Масленица, Ох, ты широкая.

Погости недельку, Погости другую!

Масленица с нами, значит весна на пороге. Здравствуй красивая, здравствуй широкая!

Масленица: Здравствуйте люди добрые! Помашите-ка мне все рученькой, и покажите как у вас здесь весело! Ну что, люди добрые, пришла я вас блинами накормить и позабавить играми да танцами веселыми.

СКОМОРОХ 2: Будем Масленицу величать

Да блинами угощать.

Будем Масленицу хвалить

Да хороводы водить.

СКОМОРОХ 1: Для того, чтоб блин получить, надо замаслить Масленицу танцем веселым. Вот Масленица сейчас будет танцевать, за ней ее движения повторяйте. (Обращается к ребятам.) У кого из вас получится повторить движения, тот непременно блин получит, и от Масленицы поздравление. Итак, вы готовы танцевать? Тогда на Масленицу внимательнее смотрите.

Танец с масленицей

СКОМОРОХ 1:

Русскую зиму проводить нужно

По-старинному весело, дружно.

Грустить сегодня здесь не полагается,

Итак, наш праздник продолжается.

Игра – мяч по кругу

Танец-игра «шла коза по лесу»

Прыгаем через метлу

Танец «Дружба»

СКОМОРОХ 2:

Ходи, хоровод,

Весели честной народ,

На земле, ветрам открытой,

Завершаем праздник мы

В честь румяной именитой

В звонкой песне не забытой

Нашей матушки-Зимы!

СКОМОРОХ 1: А что мы Масленице пожелаем в этот весенний день? Здоровья, счастья, веселья, благополучия! Чтобы каждый год приходила к нам.

И всем пожелаем счастья и здоровья в эту Масленицу широкую. Государыня Масленица, мы с тобой хвалились, веселились.


СКОМОРОХ:

По традиции старинной

В хороводе мы сейчас

Зимушку проводим дружно

И простимся сей же час.

Хоровод «Прощай масленица»

СКОМОРОХ 2: Прощай, Зимушка-зима,

Спасибо, что в гости к нам пришла.

Раз, два, три, четыре, пять!

Через год на этом месте снова встретимся опять. (Повторяем все вместе)

Прощай, Зимушка,

Здравствуй, весна – красна!

Фольклорный праздник в начальных классах «Веселая Масленка»

Предварительная работа. До праздника с родителями желательно подготовить чучело Масленицы, печь (изготовленная из картонных коробок или нарисованная на бумаге). Несколько родителей готовят роли — Ведущая (русский народный костюм), Емеля (сказочный или русский костюм), Царь и Царевна Несмеяна (сказочные костюмы), Ряженая (русский народный костюм). Родители испекут горячие блины на праздник.

Праздник можно провести на улице или в актовом зале школы. Сжигание чучела Масленицы необходимо имитировать или ведущий должен пересказать это действо, объясняя, почему это делалось на Руси.

В зале можно организовать подвижные игры, приспособленные для помещения. На улице — игры более сложные, например, перетягивание каната, соревнования на санях. Место, где будет проходить праздник, должно быть украшено гирляндами баранок, самоваром, лентами, шарами. В музыкальное оформление включить аудиозаписи русских народных песен и частушек.

Описание фольклорного праздника

Емеля, сидя на печке, разворачивает древний свиток и читает его.

Емеля:

Внимание, внимание!

Велено до вас

Довести в сей час указ,

Продиктованный самой

Нашей матушкой-Зимой:

«Каждый год, числа сего,

Как гласит указник,

Будь то город аль село —

Выходи на праздник.

Непременно все должны

Быть на проводах Зимы!»

Емеля радуется — хлопает в ладоши, зазывает детей и спрашивает:

Емеля: Ребята, а вы знаете, зачем мы сюда собрались?

Ребята: Масленицу гуляем!

Емеля: А вы знаете, что это за праздник такой?

(Ребята отвечают)

Емеля : А знаете ли вы,

Как взрослые, так и малыши? Что о Масленице в народе Сто пословиц в хороводе:

Масленица Зиму прощает, холодную жизнь кончает.

Тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трех- матерная дочка Масляна.

На горах покататься, в блинах поваляться.

Не житье-бытье, а Масленица.

Масленица семь дней гуляет.

Боится Масленица горькой редьки, да пареной репы (т.е. поста).

Это Масленица идет, блин да мед несет.

Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.

В прощеный день, как на Пасху, все целуются.

Масленица — семикова племянница.

Не все коту Масленица, будет и Великий Пост.

Блин — не клин, брюхо не расколет.

Отдадим почтенье на сырной в воскресенье.

Маслена не на век дается.

Пируй и гуляй, баба, на Масленице, а про пост вспоминай без маслица.

Милости просим к нам об Масленице со своим добром, с честным животом.

Без блина не Масленица.

Блин брюху не порча.

Масленица — объедуха, деньгам приберуха.

Ведущая (учитель):

В маслену неделю полагалось:

Есть — до икоты,

Орать — до перхоты,

Петь — до надсаду,

Плясать — до упаду!

Масленка только раз

В круглый год гостит у нас,

Дай же я повеселюсь, покучу,

Не поскуплюсь — хорошенько!

Ребята, давайте позовем Масленицу!

Ученики:

Масленка, масленка —

Перепелиные косточки —

Приходи к нам на широк двор

В блинах поваляться да с гор покататься!

(Одна из родительниц, ряженая девицей, вносит чучело Масленицы и устанавливает в центре)

Ведущая: Становитесь-ка, ребята, в хоровод — встретим Масленицу веселой песней!

(Учащиеся заводят хоровод вокруг Масленицы. Возможно под музыку «Вот уж зимушка приходит», обр. П. Чайковского) Емеля собирается на «горку» и зовет с собой ребят.

Емеля:

Все сюда скорей спешите,

Да и венички берите —

Не катанье, а потеха,

Вот где будет много смеха!

(Емеля «катается с горки» на банном венике, с ним начинают «кататься» и учащиеся)

Вдруг раздается громкий плач. В центр выбегают Царь и Несмеяна. Царь пытается догнать Несмеяну. Наконец, ухватив ее за рукав, старается успокоить и вытереть ей слезы. Несмеяна его отталкивает и опять плачет. Царь бежит к Емеле.

Царь:

Выручай, дружок Емеля,

Вызволяй-ка из беды,

А не то на самом деле

Нас зальет поток воды!

Рассмеши ты, сделай милость,

Несмеяну, дочь мою,

Я за то тебя, друг милый,

Хоть полцарством одарю.

Емеля:

Плач и слезы для нас — не беда,

Сажайте-ка дочку свою вот сюда!

(Показывает на печку)

Царь:

Пусть скорей звучат и смех, и шутки,

Не теряйте, друг мой, ни минутки!

Ведущая:

Ну, ребятки, веселей!

Соберем своих друзей,

Будем петь и есть сметану,

Рассмешим мы Несмеяну!

Емеля:

Всем, всем, всем —

Кто не замерз совсем,

Спешите, спешите!

И если царевну рассмешите,

Царь объявит пир на весь мир!

(Несмеяна продолжает потихонечку плакать, но с интересом приглядывается к происходящему)

Возможные игры:

1. Перетягивание каната.

2. Сани-самоходки: несколько саней, участники лежат животами на санях, а затем отталкиваются руками и ногами. Кто быстрей доберется до финиша?

3. Петушиный бой.

4. Сматывание веревки.

Веревка — 10 метров. Два участника обвязываются концами одной веревки, а середина веревки метится. Кто быстрее смотает вокруг себя веревочку?

В игру можно пригласить поиграть Царя и Несмеяну. Во время игр Несмеяна ведет себя все активнее и активнее: подбадривает участников, хохочет, сама включается в игры.

Царь : Доченька моя, разлюбезная, перед тобой стоят добры молодцы, что тебя, наконец, распотешили и стряхнули с ресниц слезы девичьи.

Награди-ка ты их по достоинству и подарки подай в руки белые!

(Несмеяна раздает конфеты и подарки. Емеля зазывает всех к чучелу Масленицы)

Емеля: Какай праздник мы празднуем?

Ребята: Масленицу!

Емеля: А кто из вас сможет рассказать стихотворение про Масленицу?

Звучат стихи, загадки, пословицы, заклички, поговорки. Например:

На празднике быть — о блинах не забыть!

Какие блины у хозяйки — такой и урожай!

Не все коту Масленица!

(Емеля приставляет ухо к чучелу Масленицы)

Емеля: Нашептала мне Масленица, что давно песен не слышала. Давайте повеселим ее, песню ей про блиночки споем!

Песня «Ой, блины, блины!»

Как на масленой неделе

Из печи блины летели!

Припев:

Вы блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели

Припев : тот же.

На поднос блины кладите

Да к порогу подносите!

Припев : тот же.

(Из деревянного домика выходит Ряженая)

Ряженая: Это кто тут моих блинчиков захотел-пожелал отведать? (Ответ учеников) А вы уж попросите!

(Ребята просят)

Ряженая: Ай да молодцы, ребятки, умеете просить!

(Раздает блины, чай и приговаривает)

Ряженая:

Блины, блины, блины

Только что испечены,

С пыла, с жара —

Гривенник пара.

Блинчики, блинчики,

Блинчики-оладушки,

Кушайте, кушайте,

Кушайте, ребятушки!

Емеля : Эй, ребята! Кто хочет погреться да с Масленицей попрощаться? Все сюда бегите скорей, скорей! Все учащиеся собираются около чучела Масленицы. Происходит имитация сжигания чучела или рассказ об этом ведущей.

Царь : Царевна-Несмеяна и другие герои скачут вокруг чучела и поют заклички о Масленице.

(В хоровод можно пригласить всех ряженых, но с условием, что они заранее выучат слова закличек-куплетов)

Раным-рано куры запели,

Про весну обвестили.

Прощай, Масленица!

Мы зато тебя обрядили

Рогозиной, рединой.

Прощай, Масленица!

Мы честно тебя проводили,

На дровнях волочили.

Прощай, Масленица!

Завезем тебя в лес подале,

Чтоб глаза не видали.

Прощай, Масленица!

Честная Масленица!

Веселенько тебя встречать, привечать,

Трудно-нудно со двора провожать.

Уж и как нам тебя вертать, ворочать?

Воротись, Масленица, воротися!

Честная Масленица!

Воротися хоть на три денечка!

Не воротишься на три денечка,

Воротися к нам на денечек!

На денечек, на малый часочек!

Честная Масленица!

Масленица-мокрохвостка!

Поезжай долой со двора,

Отошла твоя пора!

У нас с гор потоки,

Заиграй овражки,

Выверни оглобли,

Налаживай соху!

Весна-Красна,

Наша ладушка пришла!

Прощай, честная Маслена!

Коль быть живым, увидимся.

Хоть год прождать, да ведать-знать,

Что Маслена придет опять.

(Фрагменты из весенней сказки А.Н. Островского «Снегурочка)

Герои и ряженые танцуют вокруг чучела Масленицы — изображают, будто бы собирают пепел от сгоревшего чучела.

Все действующие лица:

Схороним глубоко,

Запрячем далеко,

А летом раскопаем

Не пеплом, а хлебом!

Даруй, бог света,

Теплое лето.

Красное Солнце наше!

Нет тебя в мире краше.

Краснопогодное,

Лето хлебородное.

Красное Солнце наше!

Нет тебя в мире краше.

(Отрывок из весенней сказки А.Н. Островского «Снегурочка)

Ведущая:

Приглашаем всех ребят

Поплясать и поиграть!

Скоро празднику конец,

Кто веселый — молодец!

Идет розыгрыш серии игр или конкурсов. Важно, чтобы праздник прошел весело, но длился недолго. Главное, чтобы в нем участвовали все ученики и их родители, было много музыки, танцев, конкурсов, загадок.

Школьные мероприятия и школьные праздники

Сценарий праздника масленицы в школе Широкая Масленица

Артишок

Мероприятие посвящено празднованию Масленицы, проводам русской зимы.

Проводится ведущей (классным руководителем или воспитателем) в форме тематического праздника с конкурсной программой.

Цель: ознакомление с русскими национальными традициями

Возраст участников: от 8 до 12 лет

Подготовительный этап: Украсить класс можно плакатами, на одной стене с зимними пейзажами, на другой - весенними, летними, на доске нарисовать солнце. Для проведения конкурсов учащихся нужно заранее разбить на две команды. Мамам учеников можно предложить испечь дома блины и устроить в конце праздника чаепитие. Можно провести конкурс «У кого блины вкуснее».

Оборудование: мяч, теннисный мячик, платок, веревка, блины.

Действующие лица: солнышко, петрушка.

Ведущая

Приглашаем всех на Масленицу русскую праздничную, вольную, вкусно-хлебосольную! Масленица - самый шумный русский народный праздник. Масленицей провожали всегда на Руси зиму и встречали весну. В своих старинных обычаях русский народ часто обращался к образу Солнца. Солнце всегда было желанным другом. А на Масленицу принято было призывать Солнце, приближая этим весну. Для того чтобы ускорить приход солнца, помочь ему совершить свой круг, люди изображали круг или круговые движения (пекли блины, водили хороводы и т. п.). Давайте и мы, ребята, позовем Солнышко. Я буду задавать вам загадки, а вы хором отвечать, что это:

Взглянешь - заплачешь,
А краше его на свете нет.
(Солнце )

Что без огня горит?
(Солнце )

Встает рано, светит ярко, греет жарко.
(Солнце )

Один костер весь свет согревает.
(Солнце )

Врач тем редко нужен,
Кто со мною дружен.
(Солнце )

Входит Солнышко, оно грустит.

Солнышко

Кто меня звал? Кто потревожил? Не хочу вам светить, землю согревать, пусть зима продолжается, грустно мне.

Ведущая

Солнышко, не грусти мы тебя не просто так позвали. У нас сегодня веселый-веселый праздник - Масленица.

Солнышко

С песнями, конкурсами, играми?

Ведущая

Обязательно!

Играет веселая русская народная песня, вбегает Петрушка.

Петрушка

А вот и я! Какое веселье, игры без Петрушки? Я на Руси всегда был заводилой на праздниках.

Много разных потех и игр устраивали на Масленицу. Во время праздничных маскарадов пели, плясали, лепили из снега скульптуры, любили устраивать состязания, которые назывались игрища. На Масленицу всегда устраивали кулачные потехи, во время которых участники стремились показать удаль молодецкую. А не хочет ли кто из вас помериться силой, поучаствовать в состязаниях, потешить Солнышко? Есть среди мальчиков будущие богатыри русские?

Игра «Петушиные бои»

На полу начертить мелом круг диаметром 1 метр. Из каждой команды выбирают по одному самому сильному участнику и связывают им руки за спиной. Задача играющего, «петушка»: прыгая на одной ноге, плечами выбить соперника из круга.

Игра «Перетягивание каната»

Посередине веревки привязать цветную ленточку. На полу нарисовать мелом чету. Один конец веревки берет первая команда, другой - вторая. Ленточка должна находиться над чертой. Побеждает та команда, которой удастся перетянуть канат, так, чтобы ленточка оказалась за чертой.

Петрушка

Солнышко, вижу, ты уже не такое грустное, потешили тебя наши удальцы-молодцы!

Ведущая

Одна из непременных традиций Масленицы - это взятие Снежного городка. Во время праздника из снега сооружали крепость. Играющие распределялись на две команды: пеших и конных. Пешие охраняли город, а конные штурмовали. При этом город представлял зиму, которую изгоняли. А я вам предлагаю другой вариант Снежного городка.

Игра «Снежный городок»

Команды пусть встанут напротив друг друга.

Правила игры: штурмуя Снежный городок, игроки лепили снежки. Теннисный мячик будет снежком. Участники «сражения» должны будут по очереди бросать друг другу «снежок» и при этом произносить название какого-нибудь города. Проигрывает та команда, игрок которой не сможет назвать город (повторения запрещены).

Солнышко

А почему никто не водит хороводы?

Петрушка

Солнышко красно,
Гори-гори ясно!
В небо пташкой залети,
Нашу землю освети,
Встанем вместе в хоровод
Солнце пусть быстрей придет.

Петрушка приглашает всех в хоровод, детей и родителей. Дети водят хоровод, поют любые русские хороводные песни.

Солнышко

Как мне стало весело с вами, я хочу предложить тоже поиграть всем в веселые игры, оставаясь в кругу.

Игра «Воевода»

Катилось яблоко вокруг хоровода.
Кто его поднял - тот воевода.
Воевода, воевода, выбегай из хоровода!
Раз, два, не воронь, беги, как огонь!

Дети стоят по кругу. На первые две строки передают мяч от одного к другому. Тот, у кого окажется мяч на слове «воевода», должен выбежать из круга, пробежать (в то время как звучит третья строка) за спинами детей и положить мяч на пол между двумя из них.

На слова последней строки те должны разбежаться в разные стороны и постараться быстро обежать круг. Остальные участники игры в это время хлопают в ладоши. Выигрывает тот, кто первым добежит до мяча. Он и становиться «воеводой», начинает игру снова (передает мяч по кругу).

Игра «Шепоток»

Играющие образуют круг, взявшись за руки. Водящему завязывают глаза платком. В руках у водящего палочка. Он идет по кругу и, прикасаясь до кого-либо, громко просит: «Скажи мне хоть слово».

Ответ должен быть не более одного - двух слов, которые произносятся шепотом, но внятно. Водящий по этому шепотку должен определить, кто перед ним. Если угадал, дети меняются ролями, а если ошибся, все хлопают в ладоши и отгадчика штрафуют (просят рассказать стихотворение, спеть песенку, станцевать).

Солнышко

Повеселилось вместе с вами,
Теперь весна не за горой,
Согрею землю я лучами
Весна придет, вслед за Зимой!

Петрушка

Масленица, Масленица! Широкая Масленица!
Гостья нагостилась,
С зимушкой простилась,
С крыши капели,
Грачи прилетели,
Воробьи чирикают,
Они весну кликают.
Ведущая

Подожди, Петрушечка, ты забыл еще про одну традицию Масленицы - блинное угощение. Приглашаем всех отведать блинов, которые наши мамы приготовили к празднику.

Ох, как вкусен блин румяный с маслом, медом иль сметаной,
Прямо с печки, с пылу с жару - заходи, отведай пару!