Сочинение по картине А. Лутфуллина «Три женщины. Сочинение-описание по картине А.Ф. Лутфуллина «Три женщины Лотфуллин картины

Этот художник был признан одним из знаменитых башкирских творцов, он не единственный, кто старался передать своим поклонникам через свои картины, любовь не только к своей родине, но еще и любовь к своему народу.
Многие критики уверяют, что лучшая его картина, передающая все эти чувства, это «Три женщины», которую Лутфуллин написал в 1969 году.

На этой картине художник нарисовал трех женщина, которые одеты в национальные костюмы, будто художник застал их за церемонией чаепития.
Обстановка в комнате, где находятся эти женщины не богатая, а и судя по еде можно сказать что изображены женщины крестьянки.
Об этом свидетельствует чай, хлеб и молоко.
Нам кажется, что это небольшой перекус.
И вот они сейчас подниматься и продолжат дальше заниматься своими домашними делами.
Мое внимание привлекли не костюмы этих женщин и даже не бедная обстановка с едой.
Мне показалось притягательными сами изображенные.
На мой взгляд они символизируют поколение.

На переднем плане художник изобразил самую старшую из женщин, очень мудрую и справедливую.
Она на мой взгляд уже бабушка.
Справа от нее, стоит скорее всего ее дочь, она тоже многое уже повидала, но многое ей еще и предстоит увидеть.
А слева стоит сама молодая, именно она является внучкой самой старшей женщины.
она изображена на мой взгляд невинной, еще не видавшей трудностей в жизни.
Не зря рядом с ней художник нарисовал цветок.
Он как бы сравнивает эту девушку с не распустившемся цветком, порой глупой в каких-то моментах и даже не опытной в большинстве жизненных ситуаций.
За окном художник нарисовал пейзаж, молодые ребята катаются на велосипедах и кажется, что жизнь не остановилась, она продолжает идти дальше, и поколения будут сменять друг друга.
Кода-нибудь и эта молодая девушка сперва станет мамой, а потом и мудрой бабушкой, со своим жизненным опытом.

Ахмат Фаткуллович Лутфуллин (башк. хмт Фтулла улы Лотфуллин, 1928-2007) - башкирский советский живописец. Народный художник СССР (1989). Действительный член РАХ (1997).

Биография

Родился 4 февраля 1928 года в селе Аскарово (ныне Абзелиловский район, Башкортостан) в семье лесоплавильщика. В деревнях Аскарово и Абзаково прошло его детство и юность. Позднее мальчишкой он пешком ушёл в Магнитогорск и поступил учиться в ремесленное училище на токаря.

После войны Лутфуллин А. Ф. учился в Ленинградском архитектурно-художественном училище (1945-1948), Уфимском театрально-художественном училище (1949-1951), Государственном художественном институте Литовской СССР (Вильнюс, 1951-1954). Член Союза художников с 1960 г. Заслуженный художник РСФСР (1978). Заслуженный художник БАССР (1966). Действительный член РАХ (1997).

Неоднократно избирался членом правления Башкирского Союза художников, председателем и членом Художественного совета при Башкирских мастерских Художественного фонда РСФСР, членом выставкома зональной выставки «Урал социалистический», членом правления Союза художников РСФСР, являлся членом ревизионной комиссии Союза художников РСФСР, членом выставкома Союза художников РСФСР.

На протяжении второй половины ХХ века он оказывал влияние на развитие башкирской живописи.

В деревне Равилово Абзелиловского района, в доме семьи Лутфуллиных, который художнику подарили земляки, открылась «Мечеть Ахмата». Луиза Лутфуллина, супруга живописца, рассказывала: «В последнее время он болел, мысль была - что же делать с этим домом, было решено не отдавать и не продавать, а делать мечеть, в память отцу, матери и деду». По завещанию самого художника он был похоронен в селе Абзаково Белорецкого района РБ.

Творческое наследие

Ахмат Лутфуллин - автор знаменитой картины «Три женщины», 1969 г. Вместе с тем он является автором портретов и полотен об истории и современной жизни башкирского народа: «Прощание с Родиной. Салават» (1990), «Праздник в ауле. 1930-е годы» (1969), «Проводы на фронт» (1978), «Прощание» (1970), «Ожидание. Год 1941-й» (1970).

Его основные работы: «Портрет матери», х. м., 1956. «Автопортрет», х. м., 1957. «Бабай», х. м., 1959. «Портрет дирижера Г. Муталова», х. м., 1959. «Мать-героиня Ишмурзина», х. м., 1959. «Мустафа-агай», х. м., 1960. «Мать погибшего героя», х. м. 1960. «Девушка в чёрном», х. м., 1961. «Семья», триптих, х. м., 1962. «На сабантуй», х. м., 1963. «Портрет башкирской писательницы Хадии Давлетшиной», х. м., 1963. «Молодой рабочий», х. м., 1963. «Портрет колхозницы», х. м., 1967. «Золотая осень», х. м., 1967. «Портрет башкирской женщины», х. м., 1967. «Три женщины», х. м., 1968-1969. «Ожидание. Год 1941», х. м., 1969-1971. «Праздник в ауле», 1930, х. м., 1973-1974. «Колхозник Раджап», х. м., 1974. «Портрет старой колхозницы», х. м., 1974. «У окна», х. м., 1974. «Портрет молодой женщины», х. м., 1974. «Портрет врача И. X. Хидиятова», х. м., 1974. Серия портретов передовиков колхоза им. М. И. Калинина Абзелиловского района БАССР (12 работ), х. м., 1974. «Сабантуй», х. м., 1974-1977. «Магинур Хасанова», х. м., 1977. «Колхозник Хайруллин», х. м., 1977. «Портрет на фоне колхозного тока», х. м., 1977. «Портрет народного поэта БАССР М. Карима», х. м., 1978.

Картины художника находятся в Государственной русском музее, Художественном музее имени М. В. Нестерова в Уфе, в частных коллекциях.

Выставки

Участник международных (с 1975), всесоюзных, всероссийских и республиканских выставок с 1957 года, зональных - «Урал социалистический». Персональные выставки проходили в Москве (1963, 1976), Уфе (1978, 1994).

  • Республиканские, Уфа, с 1957 г. на всех, кроме молодёжных 1972 и 1976 гг.
  • Зональные выставки «Урал социалистический»: Свердловск, 1964; Пермь, 1967; Челябинск, 1969; Уфа, 1974.
  • Декадная выставка произведений художников БАССР, Москва, Ленинград, 1969.
  • Выставка произведений художников БАССР, посвященная 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, Ульяновск, 1970.
  • Декадная выставка работ художников БАССР в Кара-Калпакии, г. Нукус, 1976.
  • Выставка произведений художников 3-х зон, Москва, 1971.
  • Выставка произведений художников автономных республик РСФСР, Москва, 1971.
  • Всероссийская выставка «Советская Россия», Москва, с 1957 г. на всех.
  • Всероссийская художественная выставка, Москва, 1969.
  • Выставка «Художники России к 30-летию Победы над фашистской Германией», Волгоград, 1975.
  • Всероссийская художественная выставка «Советская Россия-5», Москва, 1975.
  • Всероссийская художественная выставка «Слава труду», Москва, 1976.
  • Всероссийская художественная выставка, посвященная 60-летию Великого Октября, Москва, 1977.
  • Всесоюзная художественная выставка, посвященная VII Всемирному фестивалю молодёжи и студентов, Москва, 1957.
  • Всесоюзная выставка работ художников, Москва, 1962.
  • Всесоюзная художественная выставка «На страже мира», Москва, 1975.
  • Всесоюзная художественная выставка «По Ленинскому пути», посвященная 60-летию Великого Октября, Москва, 1977.
  • Выставка работ трех художников БАССР (А. Ф. Лутфуллина, А. Д. Бурзянцева, Б. Д. Фузеева), Москва, 1963.
  • Выставка произведений художников БАССР в ГДР, г. Галле, 1975.
  • Международная выставка «Советское искусство», Польша, 1963.
  • Международная выставка «Советское искусство», МНР, Улан-Батор", 1964.
  • Международная выставка «Советское искусство», ГДР, Берлин, 1974.
  • Персональная выставка работ, Москва, 1976.
  • Международная выставка «Советское искусство», Париж, 1977.
  • Международная «Биеннале», ЧССР, Конпоца, 1977.
  • Персональная выставка работ, Уфа, 1978.

Я - сын земли своей. Эта строка, вынесен­ная в название этой статьи, отража­ет истинную суть творчества мастера, отдавше­го свой большой талант, глубину и мудрость ума, широту и тепло души родной башкирской земле, ее народу. Слова эти могут служить эпи­графом к любой работе художника, будь то кар­тина, портрет, пейзаж. Здесь, в башкирской зем­ле - жизненные корни Ахмата Лутфуллина, истоки его философских, поэтических исканий.

Ахмат Фаткуллович Лутфуллин - человек счастливый. Судьба одарила его редким талантом мыслите­ля, поэта, живописца и труженика, который он сумел воплотить в своем обширном, многооб­разном творчестве. Он получил наивысшее признание в нашей стране, которое может иметь художник, - признание руководителей страны, республики и народа, его земляков и многочисленных зрителей. В преддверии 1998 года Ахмат Лутфуллин, единственный из ураль­ских художников, был избран действительным членом Академии художеств России. Счастье это ткалось непросто - в неустанном труде, в сомнениях и бескомпромиссных суждениях, в душевном участии, которое отдано каждому ге­рою его произведений, их судьбе.

Художник создал огромное число работ за более чем 40 лет творческой деятельности. Известная его картина «Проводы на фронт» (1978 г.) нахо­дится в собрании Третьяковской галереи, а «Прощание» (1970 г.) - в Русском музее. Множество произведений разошлось по музеям стра­ны и частным коллекциям. Но и экспози­ция Го­сударственного художественного музея имени М.В.Нестерова Республики Башкортостан и ма­стерской художника, дает исчерпывающее представление о плодовитости, характере, цельности творчества А.Ф. Лутфуллина, ибо му­зеем собрано многое из того лучшего, что он написал.

Всем своим творчеством Ахмат Фаткуллович убеждает нас в том, что не было и нет для него ничего дороже, ближе, чем родная земля, род­ной народ, летопись жизни которого предстает в его полотнах.

Своего героя художник находит уже в ранних произведениях, созданных в конце 50-х - нача­ле 60-х годов. Это его соотечественники - «Са­фа», «Мустафа-агай», его мать - люди, умудрен­ные опытом лет и непростой жизни; башкир­ские девушки с молодым румянцем, очарова­тельные в своей непосредственности. И уже в этих работах художник выявляет сущность сво­их творческих исканий, где главное для него - раскрытие духовного содержания человека, осо­бенностей национального характера. Потому столько обаяния, достоинства в его героях, ис­полненных душевной чистоты и благородства.

Ахмат Лутфуллин. Праздник в Зауралье. Сабантуй. 1964. Холст. Масло. Размеры: 220 Х 300.

В этом Ахмат Лутфуллин стал прямым последова­телем традиций первого национального худож­ника Касима Салиаскаровича Девлеткильдеева , но Лутфуллину выпало жить в другую эпоху, иметь иное мировоззрение в созвучии с ней, потому абсолютно прав Газим Шафиков, писав­ший о художнике: «Лутфуллин не просто насле­дует - он сам создает традицию».

Портрет неизменно привлекает художника на протяжении всего творческого пути . Сколь­ко их создано в живописи и графике! В актив­ные семидесятые, в зрелые восьмидесятые годы, да и в последние также. Герои многих его порт­ретов - простые люди, живущие и работающие на земле, они растят детей и внуков, им дове­лось пережить войну и утраты. Новое время сформировало в них и новые черты - большей уверенности в себе, внутренней свободы, но вечной ценностью останутся для художника люди, прошедшие испытание страданием и счастьем, сохранившие скромность, душевную стойкость, трудолюбие. Сколько тепла вложено в каждый портрет, наполненный искренним со­переживанием автора с жизнью своего героя!

Глубиной философских размышлений худож­ника о ценности, духовности человека наполне­ны портреты людей творческого труда, создан­ные им в разные годы, - писательницы Х. Давлетшиной (1958 г.), дирижера Г. Муталова (1959 г.), поэтов Мустая Карима (1978 г,) и Равиля Бикбаева (1995 г.), композитора Х. Ахметова (1977 г.) и многие другие. При всей индивидуальности пси­хологических характеристик и внешнего облика героев портреты объединяет умение автора, из­бегая идеализации, передать в их образах то об­щее начало, которое их характеризует, - дыхание творческой, одухотворенной мысли, способ­ность к сопереживанию, глубокому чувству.

Работы Лутфуллина сконструированы не умозрительно, он не стремится к их «сделанно­сти», законченностью художественного образа достигая убедительного решения. Потому, на­пример, в портрете Мустая Карима, тщательно моде­лируя лицо и руки поэта, он оставляет почти незаписанным фон портрета, расчерченный нервными, беспокойными линиями, подчерки­вающими внутреннее напряжение героя, его ду­шевную неуспокоенность.

Портретная живопись Ахмата Лутфуллина отражает поэтику его творчества, ориентиро­ванного на обобщенную идею о красоте и силе человеческого духа, направленную на передачу черт национального характера в образах порт­ретируемых. Поэтика эта заложена и в структу­ре его работ с их немногословной точностью деталей, выразительной пластикой лиц, рук. В них все просто и значительно, ибо идет от знания, собственного опыта.

С наибольшей силой поэтика мастера вопло­щена в его жанровой живописи - «Праздник на Урале» (1964 г.), «Три женщины» (1969 г.), «Са­бантуй» (1977 г.) и других картинах. Их отличи­тельные качества состоят в том, что сюжет ча­ще используется художником для создания осо­бой атмосферы, состояния, в которых четче вы­ступают черты его героев. Суть его картин - в философской, поэтической направленности идеи, способной передать нравственные осно­вы, глубину народных характеров и судеб.

Самым ярким воплощением этих принципов стала картина «Три женщины», воздействующая на нас не своим сюжетом, а той большой образ­ной силой, которой дышат ее героини. В ней - три возраста, три поколения - так прокладыва­ет художник мост от прошлого к настоящему. Женщины предстают перед зрителем в момент сосредоточенного раздумья. Вглядываясь в их лица, фигуры, мы читаем их судьбу, мысли. Лаконичная композиция полотна, выверен- ность каждой детали, аскетическая строгость цветового решения и предельная выразитель­ность каждого образа выводят его за рамки кон­кретного сюжета.

Жизненный опыт Ахмата Лутфуллина начинался в военные годы. Неизбывна память о том суро­вом времени, полном лишений и страданий. Она окрашивает картины, многие портретные работы художника драматическими нотами, ко­торые в той или иной мере звучат почти во всех его произведениях, и особой силой в та­ких, как «Прощание с Родиной. Салават» (1990 г.), «Ожидание» (1970 г.). А в последней работе мастера «Судьба» (1998 г.) - крик души художника, с болью воспринимающего люд­ские трагедии.

Но вот другой холст - «Белая юрта» (1989 г.), по-лутфуллински напряженный, драматичный, где мир видится им в сопряжении с космичес­ким мирозданием. Словно клубятся тени лет, эпох на тревожном темном небе, проносятся планеты, а на земле свершается неторопливая жизнь с ее традиционными сюжетами, обряда­ми. Сцены эти обретают значение символа. Одолевая все невзгоды и времена, человек под­нимается над ними силой своего духа, тради­ции, веры. Это - главное, о чем мощно и краси­во говорит Ахмат Фаткуллович Лутфуллин в своем искусстве.

Необходимо отметить и высокую живопис­ную культуру мастера. В его работах прежде всего есть то, что дано от Бога - тонкое чувст­во цвета, а также то, что можно впитать только с молоком матери - такая цветовая палитра, в которой оживают краски родной земли. Буду­чи всегда очень критическим и требователь­ным к себе, Лутфуллин смог развить заложен­ный в нем природный дар, опираясь на тради­ции русской, башкирской школы, опыт мирово­го искусства, и создать свою выразительную изобразительную манеру, способную воплотить дух его творчества.

В. Сорокина

  • Беседа Беседа
  • Бабушка из деревни Бурангулово
  • Портрет молодой девушки в башкирском наряде
  • Портрет отца Портрет отца
  • Портрет отца Портрет отца
  • Старая печь Старая печь
  • Портрет старухи Портрет старухи
  • Исполины Исполины
  • Портрет мужчины Портрет мужчины
  • Портрет А. Э. Тюлькина Портрет А. Э. Тюлькина
  • Жена лесника Жена лесника
  • Индианка Индианка
  • Мать-героиня Ишмурзина Мать-героиня Ишмурзина
  • Мустафа-агай Мустафа-агай
  • Портрет Г. Круглова Портрет Г. Круглова
  • Старуха в голубом Старуха в голубом
  • Салават Юлаев Салават Юлаев
  • Портрет Хабунисы Портрет Хабунисы
  • Портрет женщины в красном Портрет женщины в красном
  • Портрет Шамсикамер из деревни Амангильдино
  • Портрет Луизы Портрет Луизы
  • Пейзаж моего аула Пейзаж моего аула
  • Пейзаж деревни Равилово Пейзаж деревни Равилово
  • Портрет Р. Бикбаева Портрет Р. Бикбаева
  • Портрет Анвара Кашапова Портрет Анвара Кашапова
  • Портрет Галины Морозовой Портрет Галины Морозовой
  • Портрет Мансуры Портрет Мансуры
  • Портрет Луизы Портрет Луизы
  • Портрет башкирки Портрет башкирки
  • Женский портрет Женский портрет
  • Портрет Урала Султанова Портрет Урала Султанова

Одной из лучших картин великого творца А. Ф. Лутфуллина является полотно «Три женщины». Оно было создано в 1969 году. Лутфуллин всегда старался выразить в своих работах всю ту любовь, которую он испытывал к родине, к народу и людям.

На этой картине он изобразил трех женщин, которые сидят за столом и готовятся к чаепитию. Они одеты в национальные, традиционные костюмы. Их головы повязаны платками, что говорит об их семейном положении. Все женщины замужние.

Окружающая их комната достаточно проста. На столе стоят самые обычные угощения – чай, молоко и хлеб. Мы понимает, что перед нами простые женщины – труженицы, которые решили устроить небольшой перекус и приступать к дальнейшей, трудной работе.

Конечно, особое внимание завоевывают героини полотна – три женщины. Они изображены во весь свой рост и занимают большую часть на картине. Перед нами женщины разных возрастов.

Главой семьи является самая старая женщина. Она сидит по центру стола. На ее лице мы замечаем много морщин, что говорит о ее мудрости. Свой жизненный опыт она заработала, пройдя сквозь десятки жизненных испытаний. Она испытала и радость, и грусть, и беду и счастье. Она прошла все жизненные преграды и теперь может на мгновение отдохнуть и насладиться ароматным напитком.

Справа изображена женщина средних годов. Конечно, до опыта главы семьи ей еще далеко, но, она тоже многое повидала на своем жизненном пути.

Совсем молодая девушка сидит слева. Скорее всего, именно поэтому, возле нее автор расположит цветущий комнатный цветок – такой же красивый и полный сил, как и эта юная женщина.

Обращая внимание на задний план, мы словно пытаемся выглянуть в окно и увидеть все происходящее на улице. Спокойные и родные для автора картины пейзажи, напоминают нам о том, что все в нашей жизни движется и не останавливается. Одни поколения постепенно заменяются другими, более молодыми. Но, для всех этих поколений именно семья является смыслом всей жизни.

А. Лутфуллин - знаменитый башкирский художник. Он создал много картин, посвященных родному краю. Но одной из самых лучших, по мнению критиков, является работа под названием «Три женщины».

Эта картина является, на мой взгляд, своеобразным символом связи поколений, нерушимой традиции крепкой семьи, хранительницей которой была, есть и будет женщина. Сюжет картины очень простой. В доме башкирских крестьян сидят три женщины. На них национальные костюмы. Женщины пьют чай. Перед ними постелена белая скатерть, на которую женщины поставили нехитрую еду крестьянина: хлеб и молоко. На темном подносе стоят три чашки в розовый цветочек.

Но внимание зрителя обращено не на то, что принесли женщины на стол. Зритель смотрит, прежде всего, на героинь картины. Центральное место на полотне, да и в семейной иерархии занимает старая женщина. Она сидит прямо. Весь ее облик полон достоинства и величия. Натруженные руки лежат на коленях. Лицо, иссушенное временем и нелегкой трудовой жизнью, спокойно. В глазах светится мудрость. Голову старой женщины украшает расшитое полотенце.

Справа восседает зрелая женщина. На ее голове платок. Руки также говорят о нелегком труде. Лицо этой женщины отражает силу ее характера, стойкость, нравственную красоту. Она, как и ее старшая соседка, умудрена жизненным опытом. Но ее жизнь еще далека от заката.

Слева сидит молодая женщина. Она полна сил. Ей еще многое предстоит познать в этой жизни. В ее лице светится радость, потому что еще много счастья впереди. Она даже несколько кокетлива. На руках молодой женщины надеты украшения. На голове простой платок, который не может полностью скрыть пышные косы. На окне за спиной молодой женщины стоит красивый цветок. Мне кажется, что А. Лутфуллин намеренно разместил цветок именно на этом окне. Цветущая молодость, как этот цветок, яркая и прекрасная.

Три женщины олицетворяют собой непрерывный цикл смены поколений, когда вслед за старостью идет зрелость, а за ними - молодость. Это сама жизнь в самом замечательном ее воплощении. Женщина - это мать, жена. Она - хранительница семейного очага. Она - основа основ.

А за окнами раскинулся родной художнику пейзаж: величественные горы, уходящие вдаль. На велосипедах возвращаются из школы дети. Жизнь течет размеренно и неторопливо, по давно заведенному порядку. И создается впечатление, что этот порядок нерушим, как невозможно нарушить тесную связь между тремя женщинами, изображенными на картине. И время не властно над ними, потому что одно поколение сменяется другим, но основа остается всегда одной и той же.