Советы родителям по воспитанию двойняшек. Воспитание близнецов и двойняшек − какие ошибки могут допустить родители

Когда в семье рождаются двойняшки или близнецы, это конечно же двойная радость. Но по мере взросления родителей интересуют особенности воспитания и аспекты их правильного развития. В мировом шоу-бизнесе и кинематографе также есть знаменитые, известные Оливер и Джеймс Фелпс, Эшли и Мери Олсен, Лесли и Линда Гамильтон. Из российских: Татьяна и Ольга Арнтгольц, Ксения и Полина Кутеповы, а также Юрий и Владимир Торсуевы.

На этапе развития малышей еще в утробе между ними устанавливается крепкая связь, которая никак не вступает в сравнение отношений между детьми разного возраста. При продолжительной разлуке, близнецы, мальчик и девочка двойняшки остро ощущают потерю второго. Такая реакция сравнима только лишь с разлукой ребенка с матерью.

Психология детей развивается под влиянием нескольких факторов:

  • отношение родителей;
  • взаимоотношения близнецов;
  • отношения родственников, друзей, знакомых семьи;
  • развитие детей в утробе матери.

Психология близнецов отличается от общепринятых принципов. Так, родители и родственники всегда делают акцент на схожести детей. Одевают их в одинаковую одежду, делают одинаковую прическу и даже дарят одни и те же игрушки. В итоге каждый стремится проявить индивидуальность. Врач Е.О. Комаровский рекомендует изначально воспитывать детей по близнецовому методу возрастной психологии. Изначально поддерживать и помогать проявлению их индивидуальности, отодвинув на последнее место внешнее сходство.

Как назвать близнецов

Имя, данное ребенку при рождении напрямую влияет на его дальнейшую судьбу. Поэтому к выбору имени необходимо подходить серьезно, осознанно и ответственно. Тем более, что подобрать стоит одновременно два имени. В выборе имен близнецам стоит придерживаться следующих правил:

  1. Назовите созвучно, например: Борис-Денис, Кирилл-Даниил, Наташа-Даша, Марина-Арина и т. д.
  2. Имена, которые представляют собой анаграммы. Как пример: Дариен-Андриен.
  3. Девочек можно называть именами с одинаковым началом или окончанием: Алла-Анна, Карина-Кира или Лида-Ира, Анджелика-Вероника.
  4. Если родились мальчики, как назвать не знаете, то можно выбрать имена из числа родственников. Чтобы никому не было обидно, одно имя взять из семьи жены, второе — мужа.
  5. Можно выбрать редкие старинные имена очень схожие между собой Ангелина-Евангелина, Юлиан-Альвиан. Но слишком похожие все же брать не стоит, так как дети могут путаться кого зовут в данное время.
  6. Интересный вариант, подобрать имена, которые на разных языках имеют одинаковое значение.

Называйте мальчика, девочку так как хочется именно Вам, подчеркните их индивидуальность. Никто не имеет права осудить Вас. В дальнейшем у каждого из детей будет своя жизнь.

Особенности развития близнецов в материнской утробе


При внутриутробной развитии близнецов всегда существует заметная разница между ними. Так, на протяжении всей беременности один плод заметно отстает в развитии. Один из детей всегда немного больше другого и к концу срока эта разница только увеличивается. Данная патология обуславливается тем, что при вынашивании двойни женщина испытывает повышенную нагрузку и плодам может не хватать питательных веществ или кислорода. Также влияние оказывают стресс, переживаниям и перемены настроения матери. В итоге не редки случаи наступления внутриутробной смерти одного из плодов или его гибель в течении первых месяцев жизни.

Близнецы дети часто появляются на свет ранее заявленной даты родов. Имеют отклонения в физическом развитии, они слабее и в ходе взросления отстают от сверстников. Поэтому в 1 год жизни, идентичные разнополые близнецы и однополые требуют повышенного внимания.

Период новорожденности и до годовалого возраста

Новорожденные близнецы в сравнении со своими одноплодными сверстниками отстают в развитии. Особенно ярко отклонения проявляются в первые 2 месяца после рождения младенцев, грудные близнецы с первых дней жизни испытывают сильную эмоциональную связь между собой.

В первый год жизни развитие близнецов немного отстает. Они значительно позже учатся сидеть, ползать. Первые зубы у них также прорезываются раньше, собственно как, и речь. Но примерно к 7 годам жизни разница в развитии относительно сверстников исчезает.

Основные нюансы в развитии после 1 года

Развитие близнецов после года довольно часто меняется. В некоторых семьях наблюдается все те же тесные взаимоотношения между детьми. В других же дети стараются любыми средствами привлечь внимание родителей, не замечая друг друга и выбирая для общения других детей. Но несмотря на такие перемены близнецы к достижению в развитии 2 года ощущают сильную эмоциональную связь и тяжело переживают разлуку.

Близнецы большую часть времени проводят друг с другом, что нередко приводит к восприятию родителями их, как одного целого. Так, дети могут искаженно воспринимать свою индивидуальность, путать понятие «Мы» и «Я», не различать себя на фотоснимке или в зеркале. А также не отзываться на собственное имя, особо остро это может проявляться при схожести имен. Все эти отклонения при отсутствии реакции со стороны родителей неизбежно приводят к будущим проблемам у детей. Они не могут существовать друг без друга, что проявляется настоящей зависимостью.

Но если детям своевременно оказана помощь и начато лечение, то проблем можно избежать.

Формирование тактики воспитания близнецов необходимо начинать с момента рождения. Родителям необходимо с раннего возраста делать все, чтобы оба ребенка не были обделены вниманием, помогать в развитии их способностей и индивидуальности.

Воспитание двойни включает несколько правил:

  1. У каждого ребенка должно быть время, когда внимание уделяется только лишь ему.
  2. Игрушки, одежда, вещи и подарки также должны быть раздельные.
  3. Обязательно стоит называть их по имении и по меньше использовать слова двойняшки, близнецы.
  4. Комнату для них также лучше оформить в 2 интерпретациях в зависимости от увлечений каждого из них.
  5. Общение со сверстниками стоит поощрять.

Помогайте детям раскрыть свою индивидуальность, активно поддерживайте увлечения каждого ребенка. Ранняя самостоятельность также должна поощряться.

Как воспитать близнецов девочек

Ошибочное мнение, что девочки близнецы должны быть одеты одинаково, получить одинаковые подарки и посещать одни и те же кружки. Нет, родителям важно запомнить и научиться реализовывать в жизнь то, что каждая из них личность и будущая леди. Каждая девочка, девушка, женщина имеет свой вкус, предпочтения и близняшки не исключение.

Когда близится день рождения ребенка, близнецы девочки должны получить разные подарки. Лучше посетить магазин вместе, где каждая из них отдельно с мамой или с папой выберет себе подарок. То же самое касается и выбора одежды, а также увлечений и посещения кружков. Девочкам необходимо предоставить полную свободу выбора.

Воспитание близнецов мальчиков

Когда в семье рождаются мальчишки близнецы, в воспитании должен активно участвовать отец. Именно он должен на своем примере показывать и объяснять насколько важны братские узы, как не следует поступать и в чем заключается понятие «настоящий мужчина».

Мальчики близнецы, маленькие или взрослые всегда имеют лидера. Обычно им становится тот мальчик, кто родился раньше или физически более развит. Поэтому между детьми часто наступает соперничество, вот здесь также активную роль должен сыграть отец. Между мальчиками не может быть никакого противостояния, только крепкая дружба и поддержка во всем. Но не стоит забывать об индивидуальности каждого из них. Стоит поддерживать любое увлечение детей.

Разнополые близнецы

Близнецы разного пола всегда являются разнояйцовыми — когда одновременно наступает оплодотворение двух яйцеклеток. Такие дети могут
иметь как полное сходство внешне, но разный пол, так и быть абсолютно не похожими друг на друга. Когда же рождаются двойня одного пола, то одна яйцеклетка делится на 2 части. Таким образом, малыши получают одинаковый хромосомный набор и полную схожесть друг с другом. Поэтому разнополыми однояйцовыми близнецами могут быть только двойняшки. Важно знать, что как у двойняшек, так и у близнецов существует риск развития синдрома Клайнфельтера. Это заболевание, при котором наступает генетический сбой и у мальчика может быть набор 1 женской хромосомы, или же у девочки 1-2 набора мужских хромосом.

Если однояйцевым близнецам постоянно требуется показывать свою индивидуальность, то двойняшкам этого нет надобности делать. Они уже разнополые, имеют разные интересы, одежду и психологическое восприятие мира. Этим в главной степени и отличаются от двойняшек близнецы. Родителям же не требуется стараться подогнать друг под друга двойняшек, ведь они физически и психически развиваются по-разному. Мальчики немного отстают в развитии, могут позже начать ходить или говорить. Тем не менее в такой паре, девочки часто стремятся быть более сильными, уверенными, а мальчики нежными и чувствительными.

Подростковый возраст

Рождение ребенка – счастье. А рождение двойняшек- двойное счастье. Но и двойные нагрузки, беспокойство, трудности. Тревоги родителей и вопросы: «Как растить двойняшек?» абсолютно нормальны, ведь воспитание двойни имеет много психологических особенностей.

В первый год все силы родителей обычно направлены на уход за детишками. Находясь 9 месяцев в утробе мамы, малыши научились чувствовать друг друга. Поэтому после рождения у них развита незримая биофизическая связь: заплакал один малыш, тут же подхватил второй. И маме без помощи близких в первое время не обойтись. В первую очередь помощь окажет папа детей. Он может держать одного малыша, пока мама будет пеленать, переодевать или кормить первого. Неоценима помощь папы при купании двойняшек.

Грудное вскармливание двойни - очень хороший способ упростить процесс кормления детей и освободить время маме для себя. Обратитесь к помощи специалиста по грудному вскармливанию для организации кормления двойняшек. При помощи подушек можно располагать детей одновременно у обоих грудей. Когда они сосут вместе, вероятно, что и спать они будут одновременно. В это время мама может отдохнуть.

Как воспитывать двойняшек

Параллельно с организацией быта и уходом за двойняшками первого года жизни . Народная мудрость не зря гласит, что личность человека формируется до 3-х лет. От того какой старт получат двойняшки зависит их будущее.

Вообще, в воспитании двойни до года родителям нужно совместить несовместимое. Во – первых, укреплять незримую биофизическую связь двойняшек. Во - вторых, способствовать развитию у детей индивидуальности, и адаптации к окружающему миру не как часть собрата, а как отдельная личность. Как же это сделать? Ниже несколько советов для выполнения этой важной задачи:

  • Двойняшки в первые месяцы жизни не отделяют себя друг от друга. Поэтому организуйте для них одну кроватку. На сон кладите их рядышком друг к другу. После 1,5 -2 месяцев у них происходит процесс осознания своей некой отдельности. К этому времени уже можно организовать 2 кроватки на близком расстоянии, а лучше и вовсе придвинуть их вплотную, друг к другу.
  • Многие мамы любят одевать двойняшек в одинаковую одежду. Не стоит этого делать. Разная одежда это одно из первых средств помощи для осознания малышами себя как отдельных личностей.
  • Также по имени. Не стоит выбирать для детей созвучные имена. Например: Маша- Даша, Саша-Паша, Оля- Поля. Это может затянуть у детей процесс идентификации себя со своим именем.
  • Двойняшек любят называть уменьшительно-ласкательными словами, обобщая их: «Вы мои зайчики, котятки, рыбки, солнышки». Однако, для двойняшек важно, что бы при обращении к ним родители чаще озвучивали каждого ребенка по имени. Это еще один шаг к формированию своей «отдельности» от сестры или брата.

В конце статьи мы подготовили для вас доп. материал. Скачайте чек-лист "Психологическое развитие ребенка с рождения до трех лет"

  • Выбирайте для детей разные игрушки. Пусть они учатся договариваться, ждать своей очереди, чтоб поиграть другой игрушкой, делиться, ну и отстаивать свое право играть первым, если взял первый и еще не наигрался.
  • Внимательно отмечайте у детей то, чем они интересуются. И, исходя из их интересов, даже подарки на их общее день рождения делайте разные с самого детства.
  • Двойняшки естественным образом проводят много времени вместе. Когда в возрасте 9-10 месяцев появляются первые звукосочетания в их речи, они любят разговаривать друг с другом на своем, понятном только им, языке. И часто застревают на этой стадии. Поэтому на фоне других детей, речь двойняшек может запаздывать. Важной задачей родителей является помощь в своевременном формировании речи. Читайте с детьми книжки, пойте потешки, больше разговаривайте. Проводите занятия по развитию мелкой моторики- лепка, рисование, наклейки, пальчиковые игры. Все это лучше формирует речь.
  • Внимательно присмотритесь к своим детям. Обычно, кто- то из них обладает большими лидерскими качествами, а другой чаще уступает. Со временем для второго ребенка это может вылиться в отсутствие самостоятельности. В воспитании двойняшек мальчиков до года создавайте условия для их отдельного времяпровождения, что бы у каждого ребенка был шанс проявить себя отдельно от своей «второй половинки»
  • Двойняшки прекрасно играют вместе. Однако, им нужно учиться строить отношения, взаимодействуя и с другими сверстниками. Ходите с двойней на развивающие занятия, в гости, где есть другие дети, в различные кружки по интересам.
  • Каждому ребенку организуйте в доме свой личный уголок. Своя кровать, свой столик, своя полка с вещами, свой ящик для игрушек.
  • В детском садике двойняшкам лучше быть сперва в одной группе, но предупредите воспитательницу, что детей нужно воспринимать не как одно целое, а как разных личностей.

  • В школе первый период адаптации к коллективу и учебному процессу детям лучше пройти вместе. А далее имеет смысл родителям, ориентируясь на разные индивидуальные способности детей, подумать о разных классах. Особенно если у детей будет ярко выраженные отличия по складу ума: у кого-то явно гуманитарный, а у кого-то математический.
  • Не выделяйте одного из двойняшек. Старайтесь равномерно дать им свое внимание, заботу и любовь.
  • Не наказывайте всех «под одну гребенку». Находите зачинщика. Тем самым в детях будет развиваться индивидуальная ответственность за свой поступок.

К вопросу воспитания двойняшек родителям нужно подходить очень интуитивно. Эмоциональная связь детей из двойни велика. Поэтому, помните, вам важно не разъединить близнецов, а найдя в них индивидуальные отличия, способствовать развитию двух самодостаточных, социально- развитых личностей.

Скачайте чек-лист "Психологическое развитие ребенка с рождения до трех лет"

​Не все родители понимают, что к трем годам ребенок становится самостоятельной личностью. Узнайте, как развивается психика ребенка от рождения до трех лет, скачав чек-лист!

Вы счастливые родители двойняшек? Тогда Вам повезло вдвойне. Дети будут расти в компании друг друга, одновременно развиваясь и помогая друг другу познавать мир. Родителям нужно знать, что воспитание двойняшек несколько отличается от воспитания одного ребёнка. Читайте о тонкостях воспитания двойняшек в нашей статье.

Двойняшки в семье: особенности жизни и воспитания

С рождения у двойняшек существует взаимопривязанность, сформировавшаяся ещё до рождения.

Нередки случаи, когда у мамы рождается сразу двое и более детей: или близнецов, или двойняшек. В чём отличие между ними? В медицинской терминологии нет такого понятия как двойняшки. Различают однояйцевых или разнояйцевых близнецов. К первым относятся два ребёнка или более, развивавшихся в одной матке и родившихся почти одновременно. Разнояйцевых близнецов мы привыкли называть двойняшками. Близнецы всегда относятся к одному полу, а двойняшки могут быть как одного, так и разных полов. Близнецы всегда сильно похожи друг на дружку: почти неразличимы. Разнояйцевые близнецы (двойняшки) имеют внешнее сходство, как обычные братья и сестры. И близнецы, и двойняшки - особенные дети: появляясь на свет одновременно, они всё же два различных индивида.

«Двойняшки приходят в мир не такими, как все остальные дети».

В чём основная особенность двойняшек? В том, что они изначально вынуждены находиться всё время вместе: сначала в утробе матери, а потом – на протяжении всего детства.

С рождения у двойняшек существует взаимопривязанность, сформировавшаяся ещё до рождения. Даже младенцы ощущают тревогу, когда сестрички или братика долго нет рядом с ними. В этом есть и значительный плюс: двойняшки никогда не бывают одинокими. Даже если у родителей не всегда находится достаточно времени, чтобы посвятить их детям, двойняшки всегда займут себя сами, общаясь друг с другом. Такое общение начинается с простых жестов и возгласов, а вскоре становится неким «тайным языком близнецов». Почему «тайным»? Потому что взрослые не всегда могут понять, о чём лопочут дети. Малыш, который растёт в семье один, учится говорить, копируя речь взрослых. А у двойняшек развитие речи происходит по-другому: находясь рядом большую часть времени, они копируют то, что говорит друг дружка. Не умея говорить правильно, они повторяют друг за другом, однако при этом отлично понимают друг друга. И здесь одной из главных задач родителей становится своевременное развитие правильной речи обоих детей.

Ещё одни плюс двойняшек выражается в том, что обычно они гораздо самостоятельнее, чем их сверстники-одиночки.

Смотрите видео о вопросах воспитания близнецов, двойняшек и погодок

Две разных личности

Один из важнейших моментов, на который родители должны обращать внимание при воспитании двойняшек – это то, что двойняшки – две разные личности. Родителям следует организовать воспитательный процесс так, чтобы малыши себя осознавали себя отдельными, самостоятельными личностями. Если родители этого не понимают и не содействуют формированию правильной идентичности ребёнка, то это может привести к сложностям в социальной адаптации во взрослом возрасте. Например, нередки случаи, когда двойняшки не хотят раздельно учиться, работать, служить в армии в разных местах. Такие люди не готовы создать свою семью, а их контакты с окружающими весьма ограничены, так как окружающих они ждут такого же взаимопонимания, как и от брата или сестры.

Родителям следует организовать воспитательный процесс так, чтобы малыши себя осознавали себя отдельными, самостоятельными личностями.

В психолого-педагогической практике неоднократно описано, как у двойняшек и близнецов возникают нарушения самоидентификации, что проявляется в том, что дети могут делить приобретаемые умения и навыки. Например, один может читать, а другой писать; один отлично собирает пазлы, а другой – общается с детьми. Они себя воспринимают так, будто бы только вместе они единое целое. Случается иногда так, что двойняшки могут «потеряться» в обществе, находясь в каких-то ситуациях поодиночке. Такая модель поведения может привести к общему торможению развития личностей двойняшек. Поэтому важно, чтобы каждый ребёнок в паре двойняшек чувствовал границы своего «Я».

Однополые двойняшки

Задача родителей – помочь обоим детям правильно и вовремя развиваться, учитывая индивидуальные особенности каждого

В парах двойняшек одного пола почти всегда встречается такая проблема, как подчинение одного ребёнка другому. Ребёнку, родившемуся на пару мгновений раньше, подчиняется младший, а сильному – подчиняется слабый. Такие отношения между детьми вырабатываются с раннего детства, и могут продолжаться почти всю жизнь. У двойняшек-мальчиков всегда доминирует тот, кто сильнее. А среди двойняшек-девочек доминирует та, которая более развита интеллектуально. Часто доминирующий ребёнок бывает более инициативным, считает себя лучше и умнее второго ребёнка, любит им командовать. Доминирующий ребёнок более независим и самостоятелен, чем второй. Здесь задача родителей – помочь обоим детям правильно и вовремя развиваться, учитывая индивидуальные особенности каждого.

Специфика воспитания двойняшек разного пола

Если мальчик подчинён девочке в паре двойняшек, то нужно развивать у него самостоятельность и независимость от сестры.

В парах разнополых двойняшек чаще всего доминирует девочка. Это связано с тем, что, благодаря своим психофизиологическим характеристикам девочки развиваются быстрее. В том случае, если рост, вес и темп развития мальчика-двойняшки опережают девочку, то она может утратить свою доминирующую позицию – и тогда мальчик становится лидером.

Если вы видите, что лидерство одного ребёнка значительно подавляет другого, то лучше разделить двойняшек: отправить в разные группы детского сада, в разные классы, кружки, спортивные секции.

Если мальчик подчинён девочке в паре двойняшек, то родителям следует специально развивать у него самостоятельность и независимость от сестры. Отведите его в спортивную секцию, предназначенную только для мальчиков. Посодействуйте тому, чтобы у мальчика были свои «отдельные» друзья. Отлично, если у него появится деятельность, в которой сестра бы не превосходила его. Пусть в этом деле поможет папа. Если в семье папы нет – то матери обязательно нужно подумать, кого из мужчин привлечь к воспитанию мальчика-двойняшки: дедушку, дядю, близкого родственника, который опекал бы его и участвовал бы в его воспитании.

Если девочке всегда не хватает брата – то в этом случае нужно тоже развивать её самодостаточность.

«Разнополые двойняшки переживают разлуку не так сильно, как однополые».

Взаимоотношения двойняшек

Несмотря на то, что двойняшки всё время рядом друг с другом и дружат, это не означает, что они не могут соперничать. Борьба чаще всего возникает из-за степени любви и ласки родителей.

Чтобы наладить правильные отношения между двойняшками, лишённые жёсткой конкуренции, лучше всего действовать таким образом:

  • обняв одного, не забывайте и про другого
  • приучать не жадничать, помогать друг другу
  • учить вдумчивости, рассудительности, терпению.

Вскоре дети поймут, что родительской любви хватит на всех.

Развитие индивидуальности детей

Для того чтобы избежать всех возможных нежелательных последствий, связанных с самоидентификацией, рекомендуем родителям двойняшек:

  • воспринимать детей как двух отдельных индивидов, а не как «одно человеческое существо в двух экземплярах»
  • с самого раннего возраста детей поощрять в их независимость, восприятие и понимание собственного «Я»
  • придавать значение различиям двойняшек
  • называть каждого ребёнка своим именем
  • создать у каждого из двойняшек своего пространства, игрушек и т.п.

«Совет. Уделяя внимание различиям двойняшек и успехам каждого, необходимо быть осторожным и максимально корректным, чтобы не вызвать ревность и зависть у одного из детей».

Важно всячески содействовать тому, чтобы дети-двойняшки развивались в условиях, благоприятных для их психологического и эмоционального развития. Например, с помощью и игры и правильно подобранных игрушек:

  1. Устраивайте дома кукольный театр. Для двойняшек будет полезным принимать на себя разные роли. Это будет стимулировать развитие нужных навыков, развитие речи двойняшек, их логическое мышление, воображение и фантазию. А грамотные родители ещё и будут корректировать ход игры, в зависимости от того, себя будут проявлять в ней дети. Предлагайте детям меняться ролями: так они будут развивать разные качества, в том числе и лидерские.
  2. Запаситесь логическими играми. Лото, домино и другие разновидности игр, развивающих логику, обеспечат то, что в таких играх каждый из близнецов двойняшек будет играть сам за себя. Это научит самостоятельно принимать решения, высказывать и отстаивать собственное мнение.
  3. Предлагайте двойняшкам играть в игры на развитие мелкой моторики. А если приобретать их в двух экземплярах, то двойняшки смогут соревноваться друг с другом, развивая свои индивидуальные способности.
  4. Приглашайте играть в настольные игры. Каждый из детей не только будет играть сам за себя, но и развивать речь, внимание, память, мышление.
  5. Обеспечьте каждого из двойняшек своими игрушками. Покупая игрушки, позволяйте каждому из детей делать свой собственный выбор: они выберут те игрушки, которые будут отвечать их индивидуальным особенностям и предпочтениям.

Обращайте внимание на соперничество между детьми: учите их терпеливости и взаимопомощи

Полезные советы помогут родителям двойняшек выработать правильный подход в воспитании:

  1. Выбирайте детям разные по звучанию имена.
  2. Не покупайте двойняшкам одинаковую одежду, игрушки: учитывайте вкусы каждого ребёнка.
  3. Обращайте внимание на соперничество между детьми: учите их терпеливости и взаимопомощи.
  4. Уделяйте время каждому, в том числе и для общения наедине.
  5. Подчёркивайте индивидуальные различия между двойняшками.

Воспитывая двойняшек, помните, что у каждого из них – свои мысли и желания, особенности и таланты. Помогайте развиваться детям, будьте терпеливы – и вскоре они будут радовать двойными успехами.

Загадочный мир детей близнецов отличается от жизни обычных детей тем, что они никогда не бывают одиноки. При правильном отношении это может стать преимуществом. Как воспитывать двойняшек, чтобы они чувствовали себя счастливыми и нормально развивались? Этот вопрос интересует многих родителей, которые хотят дать детям все необходимое.

Из этой статьи вы узнаете

Взаимоотношения близнецов

Внешне близнецы могут быть очень схожими. Это не должно вводить в заблуждение по поводу отсутствия у них индивидуального характера, наклонностей, талантов и особенностей восприятия мира. Отношения между двойняшками отличаются от разновозрастных детей из одной семьи. Их общение взаимозависимо в большей мере и менее конфликтно.

Еще в материнской утробе эти два человека сосуществуют вместе, слышат биение сердца друг друга и учатся понимать без слов. Как всем людям им свойственно ссориться и проявлять не самые хорошие черты характера. На какие особенности воспитания двойняшек родителям стоит обратить особое внимание?

  • Синдром подзадоривания. Смотря друг на друга, малыши склонны повторять поступки, усиливая реакцию поведения. Чаще всего это не очень хорошие поступки, связанные с баловством. Когда кричит один, второй старается кричать еще громче. Каждая шалость одного из двойни повторяется с удвоенным энтузиазмом.

Психологи советуют родителям не обращать внимания на шалости, и стараться быть терпеливыми. В качестве наказания можно разделять близнецов по разным комнатам на несколько минут, чтобы они успокоились. Нельзя вызывать у детей чувство соперничества, уделяя каждому равное внимание, симпатию и заботу.

  • Тайный язык близнецов. Для двойни свойственно индивидуальное развитие речи. Малыши склонны подражать словечкам друг друга, и поэтому иногда их трудно понять. Часто близнецы изобретают свой особый язык, понятный только им двоим. Это происходит, если дети большую часть времени предоставлены сами себе, и много общаются между собой.
  • Конкурентная борьба. Часто, более сильный ребенок в паре берет на себя роль лидера. Иногда лидерство бывает поочередным в зависимости от ситуации. Конкуренция и взаимная вражда между близнецами не так выражена, как между разновозрастными детьми в семье. Но близнецы тоже воюют за родительское внимание.

Могут отталкивать друг друга во время игры с мамой, требовать, чтобы внимание принадлежало только одному из них. После года двойню уже можно научить, что нужно ждать своей очереди, быть терпеливым, уступать брату (сестре).

  • Разная степень взаимозависимости в паре. Выделяют несколько типов взаимозависимости в паре: тесная, умеренная и слабая. Тесная зависимость чаще всего наблюдается у генетически идентичных монозиготных близнецов. Это и не удивительно. У них одинаковый набор генов, и только отпечатки пальцев отличаются. Иногда такие двойняшки дополняют друг друга своими способностями, и чувствуют себя полноценными только рядом с братом (сестрой).

В умеренно зависимых парах близнецы более общительны с окружающими, имеют независимую позицию в коллективе. Они обладают самодостаточностью, не копируют друг друга во всем. Двойняшки, которые стремятся постоянно противопоставлять себя друг другу, конкурировать и бороться за превосходство тоже встречаются. В таких случаях родителям нужно запастись терпением и стараться сглаживать все конфликты.

Отношение родителей

Близнецы нуждаются в подчеркивании их индивидуальности. Это предотвратит возникновение проблем в будущей взрослой жизни, будет способствовать развитию индивидуальных особенностей и способностей. Родители должны выработать у детей установку, что их жизнь и поведение не должны быть одинаковыми. В то же время научить любить и поддерживать друг друга, проявляя взаимопомощь и сочувствие.

Само рождение двойняшек еще не означает, что родителям будет очень трудно. Некоторые родители утверждают, что воспитание двойни – это счастье. Действительно, можно позавидовать некоторым близнецам, они умеют понимать не только слова, но и мысли друг друга с одного взгляда, и имеют в лице брата (сестры) надежного друга и верного помощника, который никогда не придаст в беде.

Психологи советуют для развития индивидуальности двойняшек покупать им с детства разные игрушки и одежду, которые будут походить только по качеству и цене. Чтобы не было конкуренции и ненависти, нельзя проявлять к одному из детей больше внимания, чем к другому. Нужно находить силы и время на занятия с обоими малышами.

В переходном возрасте некоторые двойняшки начинают противопоставлять себя друг другу. К совершеннолетию многие опять становятся очень дружными, а другие окончательно расходятся в определениях ценностей и жизненного пути.

Правильное развитие двойняшек

Двойняшки – это обычные малыши. Каждый близнец нуждается в индивидуальных занятиях, хорошем уходе и заботе, как все дети.

Им немного труднее приходится при родах. Иногда они рождаются раньше срока и весят меньше чем другие детки. Но со временем догоняют сверстников при хорошем уходе. В младенческом возрасте близнецы могут страдать нарушениями сна.

Один малыш просыпается и своим плачем будет другого. В таких случаях хорошо делать лечебный массаж и купание перед вечерним кормлением в теплой ванне. От недосыпания малыши становятся агрессивными или, наоборот, вялыми с пониженным аппетитом. Важно соблюдать режим дня и питания.

Во время игр и занятий с детьми их нужно различать, не относясь к ним, как к группе. Например, у каждого может быть свое любимое блюдо. Хотя маме трудно готовить много разнообразных блюд, но полезно учитывать пожелания и отвечать на них. Если один любит кисель, а другой компот, необязательно убеждать двойняшек, что нужно есть одно и то же, лучше приготовить каждому отдельно. В одежде, если нет возможности покупать разные вещи, нужно, чтобы рубашки отличались пуговицами или воротничками.

Каждого ребенка нужно называть по имени, и можно придумать каждому ласковое прозвище. Двойняшки могут путать свои имена, даже когда пойдут в школу. Очень важно уделять много времени для развития речи. Двойняшки часто очень смышленые детки и во многом опережают своих сверстников. Но у родителей недостает времени общаться с малышами и обучать их.

Близнецы общаются друг с другом и не склонны посвящать кого-либо в свой круг интересов. У них даже вырабатывается свой язык, понятный только им. Он состоит из помеси слов родного языка и придуманных, которых не существует. Поэтому чем раньше родители начинают речевое воспитание двойняшек, тем лучше.

К шести годам малыши обычно догоняют сверстников. Но иногда может понадобиться логопед, потому что близнецы, слыша дефекты речи друг друга, склонны их повторять. Во время занятий нужно обращаться к каждому малышу отдельно, говоря лично для него.

Скоро в школу

Многие родители с нетерпением и страхом ждут, когда их непоседы и озорники пойдут в школу. Перед многими семьями встает вопрос, как лучше для детей учиться – вместе или раздельно?

Все зависит от того какие отношения складываются между двойняшками. Если они сильно зависят друг от друга, а взаимное присутствие дает им ощущение спокойствия и комфорта, то разделять малышей нельзя.

Бывают двойняшки, которые сильно отличаются друг от друга в физическом развитии и темпераменте. Один из детей склонен к лидерству, подавляя другого, или между детьми сильно развито соперничество. В таком случае разумнее отдать малышей в отдельные классы. Это позволит лучше развиваться их индивидуальным способностям.

  • двойняшки должны быть в школе и дома вместе столько времени, сколько они хотят, если в подростковом возрасте дружные дети захотят перейти в разные классы, не нужно им мешать;
  • каждый из двойни должен быть самостоятельным в меру своих сил (выбирать какая должна быть одежда, прическа, любимые блюда, игрушки, книжки);
  • дети должны обучаться так, как им позволяют их индивидуальные способности (если у одного из детей технический склад ума, а у другого склонность к гуманитарным наукам, нужно поощрять и не требовать быть таким же, как брат или сестра).

Родителям нужно быть очень внимательными к потребностям близнецов во взаимном общении. Для некоторых из них это неразрывная духовная связь, при отделении от брата или сестры дети чувствуют себя калеками.

"Когда врач после УЗИ сообщил, что у меня будет двойня, я впала в состояние легкого шока! Было одновременно радостно и страшно. Страшно, что мы не сможем управиться с двумя малышами, что один из них непременно будет обделен вниманием и заботой. Расскажите, как правильно подойти к воспитанию двойняшек, ведь это целая наука! Лиля".

Да, действительно, есть такая наука — гемеллология. Она изучает близнецов-двойняшек с позиций генетики, физиологии и психологии.

Двойняшки появляются на свет не такими, как остальные дети. Наличие постоянной компании в лице брата или сестры накладывает свой отпечаток на развитие двойняшек. Потому и подход к их воспитанию должен быть несколько иным, чем к воспитанию одного ребенка.

Взаимоотношения двойняшек

Главной особенностью двойняшек является их изначальное вынужденное сосуществование. Обычные дети, находясь в утробе, слышат только биение сердца матери, тогда как двойняшки слышат и ощущают друг друга.

Из-за этого у них с самого рождения появляется взаимная привязанность и удивительная способность чувствовать друг друга. Даже груднички испытывают заметный дискомфорт и беспокойство, когда брата или сестры долго нет рядом.

В этом есть первый существенный плюс двойняшек: они никогда не бывают одиноки. Если родители не находят возможности уделить внимание обоим детям, то они смогут компенсировать это общением друг с другом. Начинается оно простыми жестами и возгласами, а потом перерастает в так называемый "тайный язык близнецов". Тайным он называется потому, что взрослые не всегда могут разобрать, о чем лопочут малыши.

Дети-одиночки учатся разговаривать, копируя правильную речь взрослых. У двойняшек все иначе — большую часть времени они проводят вдвоем, и потому копируют реплики друг друга. Не научившись толком говорить, они повторяют друг за другом неправильно, из-за этого коверкая слова еще больше. Но парадокс в том, что сами они прекрасно понимают, о чем говорят.

Родителям очень важно уделять внимание развитию разговорных навыков у обоих детей. Несмотря на интенсивное общение двойняшек между собой, у них очень часто обнаруживаются задержки речевого общения.

Родители не находят времени исправлять ошибки и произношения, учить правильным словам. К тому же двойняшки обожают придумывать новые слова, которых нет в русском языке. Задача родителей — развивать речевые навыки двойняшек своевременно и корректно.

То, что двойняшки находятся все время рядом и дружат между собой — вовсе не значит, что им не свойственно соперничество. Конкурентная борьба чаще всего разгорается из-за родительской любви и ласки. Вы будете сидеть между двумя малышами и читать одну книгу, а каждый из них будет тянуть книгу на себя, чтобы видеть ту картинку, которую показала мама. Чтобы она показывала именно ему, а не брату или сестре!

Сначала вам нужно действовать по принципу одновременного общения. Если вы обняли одного ребенка, тут же обнимите второго, чтобы он не чувствовал себя обделенным.

Но не забывайте приучать детей делиться друг с другом не только игрушками и едой, но и родительским вниманием. Вскоре они поймут, что лучше немного подождать, пока родители заняты с другим ребенком, чтобы потом безраздельно властвовать и наслаждаться родительским вниманием самому.

Развитие индивидуальности у близнецов

Даже если двойняшки однополые и похожи внешне, уже с самого рождения — это две разные личности. То, как они расположены в утробе матери, влияет на их развитие. Один больше слышит звуки внешнего мира правым ухом, другой левым, следовательно, у них по-разному развиваются полушария мозга. Один родился первым и быстро, а второму пришлось помучиться, следовательно, и здоровье у него слабее. Так или иначе, индивидуальность заложена в каждом ребенке с рождения.

Но в нашем обществе принято, что если двойняшки-близнецы, то обязательно должны быть одинаковы с головы до ног. Их не только одевают одинаково, но и заставляют есть одну и ту же пищу, соблюдать один и тот же режим дня, дарят одинаковые подарки.

В самом раннем возрасте, когда дети еще не осознают своей уникальности, это допустимо. Но чем старше становится ребенок, тем больше свободы для развития его индивидуальности нужно предоставлять. Да, это намного сложнее, чем "грести обоих под одну гребенку", и требует гораздо больше времени, но родители просто обязаны замечать, что их дети имеют разные задатки и таланты, склонны к разным манерам поведения.

Например, выбирая подарки двойняшкам, родители, скорее всего, купят одинаковые игрушки, "чтобы никому не было обидно". Но попробуйте посмотреть на это с другой стороны. Если одной дочери вы купили куклу в розовом платье, где гарантия, что эта самая кукла понравится второй дочке?

Попробуйте подойти к этому творчески. Пусть папа пойдет с одной дочкой выбирать подарок в один конец магазина, а вы идите со второй дочерью в другой. Предоставьте вашим детям право выбрать игрушки друг другу. Пусть каждая из девочек подумает, чем бы она могла порадовать сестру? Скорее всего, дети выберут разные подарки, потому что они сами разные личности. И согласитесь, играть разными игрушками вместе куда интереснее, чем одинаковыми.

Подчеркивая индивидуальность детей, не забывайте развивать в них самостоятельность. Ведь суть воспитания еще и в том, чтобы научить ребенка жить самостоятельно во взрослом мире. А сможет ли ребенок вырасти самостоятельным, построить свою жизнь и создать свою семью, если за ним тенью следует близнец, без которого жизнь немыслима?

Старайтесь устраивать детям раздельные прогулки и занятия, привлекайте своих родственников к раздельному общению с двойняшками. Учитывайте индивидуальные способности детей, придумывая им занятия.

Например, если у одного ребенка сильнее развиты художественные способности, сводите его в картинную галерею. А если у другого — технический склад ума, пусть он с папой попробует сколотить скворечник.

Даже на день рождения покупайте два маленьких торта со свечками, а не один большой на двоих. Пусть каждого из двойняшек будет свой жизненный опыт, свои личные воспоминания, переживания и мечты.

Страхи родителей

Главный страх родителей двойняшек — это то, что они не справятся с двумя детьми сразу, не смогут удовлетворить их потребности и запросы в необходимой мере.

Двойной объем стирки, глажки, кормежки, обычные домашние хлопоты и забота о муже — все это имеет место быть.

Но чтобы справляться с этим круговоротом дел, старайтесь придерживаться следующих правил.

  • Психологически сложный, но очень важный воспитательный момент. Дайте вашим детям понять, что мама не может уделять им время 24 часа в сутки.

Когда в семье один ребенок, он может заиграться допоздна, и уложить спать его потом непросто. А с двумя детьми сделать это еще сложнее! Поэтому разработайте систему ограничений и запретов, которые должны будут соблюдать малыши, чтобы у мамы с папой была возможность заниматься своими делами. Здесь включается в работу тот плюс, о котором мы говорили в начале. Если вы не можете поиграть с детьми, они вполне смогут поиграть в компании друг друга. Там где есть возможность найти время на отдых и домашние дела, вы должны ее использовать.

  • Не отказывайтесь от помощи близких и мужа. Сходить в магазин, закинуть вещи в стиральную машину, пропылесосить — это можете делать не только вы. Активно привлекайте мужа к домашней работе, если он не помогает вам с детьми. Принимайте любую помощь, и тогда вам будет намного проще справляться с материнскими обязанностями.
  • Не завышайте планку. С появлением близнецов добиться совершенства в быту станет намного сложнее. Все свободное время вы должны посвящать семье, а не уборке. Уборка с появлением близнецов может стать вообще перманентным процессом. Поэтому смиритесь, если что-то не будете успевать делать по дому. Это не самое главное в жизни.
  • Используйте голос. Голос мамы — это хорошее вспомогательное средство. Меняя одному ребенку подгузник , вы можете занимать второго ребенка разговором. Расскажите с интонацией сказку, напевайте песенку, издавайте смешные звуки. Так вы сможете избежать обиды малыша на отсутствие внимания к своей персоне, и сделать свои дела в тишине, а не сквозь шум детского плача.

Комментировать статью "Особенности воспитания двойняшек"

Воспитание двойняшек: взаимоотношения, развитие индивидуальности, страхи... Вся семья в муках..... как назвать.... мальчики - двойняшки....имена хочется подобрать, с одной стороны, не слишком вычурные, с другой стороны не слишком часто встречающиеся....и...

Обсуждение

Антошка и Олежек мне ближе из ваших.

26.11.2018 16:41:15, зп

Антон и Игорь. Имхо.
Имя Антон обожаю. Красивое, звучное, абсолютно интернациональное (у скандинавов и не только вообще идентично звучит, напр.). Антонио, Антуан, Антонелло... Песня. И отчество певучее. В топку банальные «бородатые» рифмы, уже давно это не торкает никого, эдак может что угодно примерещиться))

Воспитание двойняшек: взаимоотношения, развитие индивидуальности, страхи родителей. Грудное вскармливание. Как кормить двойню? А вот правильный уход за ними (как и воспитание детей - близнецов) повлияет.

Обсуждение

Дать и мальчику шанс поучиться на со, хотя бы от фоксфорда школу на полугодие, это вроде недорого на такой класс и дома. У девочки ведь есть и реп, и бабушка, как-то несправедливо. С его данными он должен сильно подвинуться, тогда подумать о новой конкурсной школе.

13.01.2018 20:41:50, ?

ИМХО. Мальчика в школу посильнее, там где набирается полностью НОВЫЙ класс.
Девочку по возможности в небольшую частную школу, чтобы в классе было до 12-15 человек и кружки при школе.

Взаимоотношения двойняшек. Развитие индивидуальности у близнецов. Страхи родителей. Очень много проблем всяких неожиданных. У меня в семье много близнецов, каждая молится, чтоб не двойня. Вы хотя бы что-то о проблемах многоплодных беременностей знаете?

Отстают ли близнецы в развитии от сверстников? Особенности воспитания двойняшек. А как уже доказано, все перечисленные выше занятия приводят к многоплодной беременности. Воспитание двойняшек: взаимоотношения, развитие индивидуальности, страхи родителей.

Обсуждение

Рано в 4 года про "завтра". Т.е. есть дети, которые это знают и легко ориентируются, а есть - которым рано, и это норма. Один из вариантов.

Я рада, что Вам понравилась игра. На самом деле, парочки хорошо использовать в изучении иностранного языка или родного у наших тематических детей. Как раз сейчас мы с Женей заучиваем название деревьев.

Я распечатала в двойном комплекте. Ребенок должен до 40 раз услышать слово, чтобы его запомнить. Когда переворачиваем картинки, называем название каждой карточки.

В лес мы тоже ходим и деревья узнаем по стволам и по листьям.

Воспитание двойняшек: взаимоотношения, развитие индивидуальности, страхи родителей. ищу двойняшек мальчика и девочку до 3-х мес. Мы находимся в информационном вакууме, посоветуйте нам как еще поискать блезняшек. Двойняшки -мальчики.

Особенности воспитания двойняшек. Воспитание двойняшек: взаимоотношения, развитие индивидуальности, страхи родителей. имена для Раздел: Как назвать ребенка (двойня с отчеством константинович). Сама хочу мальчиков двойняшек и имена уже придумавла...

Воспитание двойняшек: взаимоотношения, развитие индивидуальности, страхи родителей. Ищу двух девочек- близняшек. Очень хотелось бы, чтобы наши любимые крошечки нашли любящих родителей в России.

Двойняшки или братья/сестры. Опыт усыновления/опеки/патроната. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей Воспитание двойняшек: взаимоотношения, развитие индивидуальности, страхи родителей.

Обсуждение

Моей био-дочке было 8 месяцев, когда дома, наконец, появилась наша "близнечиха"-ровесница. Мы ее еще в роддоме высмотрели, но процесс оформления растянулся (не по нашей вине). Так у меня оказались на руках двойняшки. Вот мои наблюдения.

1) В этом возрасте они как-то равнодушно друг к другу отнеслись. Ни одна как-то особенно на другую не реагировала. Какой-либо адаптации или привыкания я не заметила, но, конечно, Ди потребовалось очень много моего времени: врачи на дом, поездки по клиникам, массажи и пр. Поэтому нужны будут руки помощников. Ко мне днем через день тетка приезжала, по вечерам сестра с мужем приходили, но все равно было тяжело. Нереально успевать с такими крошками: режимы расходятся, одной спать, другой есть, а еще они в этом возрасте постоянно хотят маму держать в поле зрения. Ор стоял чуть не постоянно, если я одна с ними оставалась. Муж взял мне няню с проживанием, жизнь сразу наладилась.

2) Болели пару раз, конечно. Ну что же - им надо и болеть тоже, иммунитет строить. Как-то особенно не разделяла, все равно не получится. Просто лечились потихоньку.

Вообще у них все общее: игрушки по очереди грызут, одежду носим общую (после стирок, конечно). Правда, я все еще пользуюсь стерилизатором для сосок и бутылок, но это для моего комфорта больше. Приданое у нас как-то вперемешку: кровати у каждой свои, конечно, а стул для кормления один. Едим по очереди:) Ходунки одни, автокресел два. Игрушек всех по одной, но много, так что тоже обходимся. Все разномастное: что-то сама покупала, что дарили, что-то дали напрокат. Не паримся:)

3) Люблю одинаково. Где-то прочла, что детям надо давать не поровну, а по потребностям. Как-то в жизни так и получается: один день одна с рук не сходит, жмется, другой день другая. Так что легко разруливать.

16.08.2005 10:55:20, Veronix

Нашим двойняшкам не было и трех месяцев, когда мы их усыновили. Адаптации как таковой не было, а были и есть обычные двойняшковые проблемы, решить которые без помощи няни и бабушки (особенно в первые месяцы) очень непросто.

Уважаемые родители близнецов! Обращаюсь. Коляски, кроватки. Близнецы и погодки. Воспитание близнецов, погодок: уход, психология, бытовые вопросы. Взаимоотношения двойняшек. Развитие индивидуальности у близнецов.

Воспитание двойняшек: взаимоотношения, развитие индивидуальности, страхи родителей. Она изучает близнецов - двойняшек с позиций генетики, физиологии и психологии. Принимайте двойняшек годовалых с кучей вопросов.

Обсуждение

Мои девчонки еще маленькие - нам только 10 месяцев, но никакого отставания я пока не вижу. Обе умеют говорить мама, папа, баба, ки (киса), Одна из них еще бах, так (тик-так).
А пошли мы вообще раньше многих - младшенькая в 8,5 мес., старшенькая в 9,5.
А отставание, если оно и есть временное, надо спокойно к этому относиться и просто уделять своим чадам больше внимания. Хотя это-то и труднее всего.

29.05.2000 20:11:37, Алешка