Уличная мода италии

В конце Второй мировой войны Италия меньше всего была похожа на будущий центр мировой моды. Итальянцы в большинстве своем были бедны, а примерно половина из них — неграмотны. Итальянская экономика в основном полагалась на сельское хозяйство и, как и экономика многих других европейских стран в тот период, сильно страдала от торгового дефицита — импорт существенно превышал экспорт.

Но всего через десять лет итальянская мода стала синонимом великолепного качества и безупречного стиля. Дамы в платьях итальянских дизайнеров уже блистали на великосветских приемах по обеим сторонам Атлантики, но самое главное — итальянская мода покорила сердца простых обывателей, всегда обеспечивающих львиную долю коммерческого успеха любого проекта. Истории этого невероятного триумфа была посвящена выставка «Волшебство итальянской моды: 1945—2014» (The Glamour of Italian Fashion 1945—2014), до 27 июля работавшая в лондонском Музее Виктории и Альберта. Из экспозиции можно было подробно узнать о вполне прозаических ингредиентах, из которых состояло это волшебство.

Начало истории итальянской моды

В 1948 году США начали претворять в жизнь План Маршалла — программу экономической помощи европейским странам, заявленной целью которой было восстановление разрушенной войной экономики Европы и модернизация промышленности европейских стран. Текстильная промышленность Италии стала одной из областей, финансировавшихся в рамках этого плана. Кроме того, правительство США активно сотрудничало с правительством Италии по многим направлениям.

Но деньги и власть никогда не решают все. Для того чтобы магия начала действовать, всегда нужен какой-то секретный ингредиент. И этим ингредиентом стал предпринимательский гений Джованни Баттиста Джорджини, закупщика из Флоренции.

Модные показы

Первую коллекцию итальянской модной одежды Джорджини собрал в рамках выставки «Италия за работой» (Italy at work), на которой были представлены новейшие достижения страны в области промышленности и дизайна. Выставка открылась в Бруклинском музее в 1950 году и пользовалась большим успехом. Американцы были восхищены любовью итальянцев к декоративности и цвету, их независимостью от традиционных канонов и более всего — той индивидуальностью, которую они привносили в дизайн.

В 1951 году Джорджини вновь организовал показ коллекций итальянских дизайнеров, которому сопутствовал еще больший успех. Мероприятие стало ежегодным. С 1952 года оно проводилось в одном из самых восхитительных мест Флоренции — в Белом зале (Sala Bianca) Палаццо Питти.

На этом мероприятии присутствовали закупщики из всех ведущих универмагов и журналисты со всего света (но в первую очередь из США — основного покупателя итальянской моды). Чтобы развлечь своих иностранных гостей, помимо дефиле Джорджини устраивал великосветские приемы и блистательные балы, на которых неизменно присутствовали итальянские аристократы. Впечатленные американцы увозили с собой из Италии огромные заказы и публиковали восторженные материалы в журналах. Итальянская мода становилась — все более популярным объектом экспорта.

На выставке в Музее Виктории и Альберта можно было посмотреть на несколько платьев, которые были продемонстрированы на тех самых модных показах в Белом зале Палаццо Питги. Один из самых ярких экспонатов — платье Simonetta. Работы этого дизайнера пользовались особенной популярностью у закупщиков американских универмагов и американских журналистов. Это платье было задействовано в съемке для журнала Harper"s Bazaar в 1952 году.

Итальянская мода и кино

Еще одним магическим ингредиентом, сделавшим итальянскую моду объектом желания для миллионов людей по всему миру, стало кино. В 1950−60-е очень многие голливудские фильмы снимались в Италии. Среди них были такие шедевры, как «Атоний и Клеопатра», «Война и мир», «Римские каникулы». Режиссеров привлекали демократичные цены киностудии «Чинечитта», а также солнечный климат и отличная кухня.

Вслед за звездами, занятыми в съемках, в Италию ехали журналисты. Фотографии знаменитых актеров на съемочных площадках, на отдыхе на побережье Амальфи или во время похода по магазинам во Флоренции заполнили глянцевые издания. Кинозвезды первой величины, такие как Элизабет Тейлор и Ава Гарднер, стали воплощением итальянского стиля. Итальянские модные Дома начали ассоциироваться со своими знаменитыми клиентками. Некоторые Дома создавали платья как для их экранных героинь, так и для повседневной жизни. Наверное, самый знаменитый пример такого сотрудничества — сестры Фонтана и Ава Гарднер.

Платья модного Дома сестер Фонтана, знаменитого своими великолепными вышивками, яркими шелками и женственными силуэтами, можно было увидеть на Аве в фильмах «Босоногая графиня» (1954), «И восходит солнце» (1957), «На берегу» (1959). В творениях этого же дизайнерского Дома, как нельзя лучше подчеркивающих роскошную фигуру актрисы, она появлялась и за пределами киноэкрана.

Однако самое знаменитое платье сестер Фонтана было создано для другой актрисы — Аниты Экберг, платье для сцены на площади ди Треви из культового фильма Федерико Феллини «Сладкая жизнь» (La Dolce Vita).

Хотя и у этого платья есть некая связь с Авой Гарднер — именно эта актриса стала прототипом заезжей голливудской звезды Сильвии, стоящей под струями знаменитого фонтана с героем Марчелло Мастроянни.

На выставке в Музее Виктории и Альберта можно было посмотреть на, наверное, самое яркое воплощение роскоши итальянского стиля той эпохи — драгоценности Bvlgari, принадлежавшие Элизабет Тейлор. Их подарил актрисе в день помолвки ее будущий муж Ричард Бартон. Элизабет не раз надевала колье и кольцо с колумбийскими изумрудами и бриллиантами, но, пожалуй, самые знаменитые ее фотографии в этом комплекте были сделаны во время бала-маскарада в венецианском отеле Са" Rezzonico в 1967 году.

Другой интересный экспонат выставки, связанный с киноиндустрией, — мотороллер Vespa. Этот непримечательный итальянский вид транспорта стал культовым после того, как был задействован в одной из самых знаменитых сцен фильма «Римские каникулы» (Roman Holiday) — герои Одри Хепберн и Грегори Пэка ездили на нем вокруг Колизея. До сих пор этот скромный мотороллер, когда-то изображенный на афише фильма «Римские каникулы», вызывает прочные ассоциации с Италией, солнцем, легкой влюбленностью и сбежавшей принцессой. Киноиндустрия имела не последнее значение и в популяризации мужской итальянской моды. Итальянские актеры, одетые в костюмы, в отличие от английской классики не скрывающие, а подчеркивающие фигуру, стали лучшей рекламой портных своей страны. Особенно примечательную роль в мировом признании итальянских костюмов сыграл фильм «Сладкая жизнь».

Герой Марчелло Мастроянни покорил всех — и мужчин, которые хотели быть на него похожими, и женщин, которые хотели видеть похожего на него мужчину рядом с собой. Итальянские мужские костюмы 50−60-х годов, отличающиеся более облегающим силуэтом, четкими линиями и легкими тканями, также были представлены на выставке.

Продолжение истории итальянской моды

Роскошь и кино до сих пор являются неотъемлемыми элементами ДНК итальянской моды. В последние годы наиболее продаваемыми товарами итальянских дизайнеров стали аксессуары — сумки, обувь и перчатки. Современные покупатели расценивают эти элементы гардероба как своеобразную волшебную палочку — возможность придать любому образу гламурность, статусность или дерзость (по желанию) с помощью всего одной вещи.

Итальянских дизайнеров по-прежнему продолжает обожать Голливуд. Именно итальянка Миучча Прада разрабатывала эскизы платьев для самого громкого костюмированного фильма последних лет — «Великого Гэтсби».

Сегодня, как и много лет назад, итальянская мода — это не просто безупречный стиль, это волшебство. Волшебство, позволяющее создавать восхитительный образ принцессы на экране и почувствовать себя такой в реальной жизни.

Знойная и темпераментная Италия – страна моды, утонченного вкуса и стиля. Главная составляющая итальянского стиля – сексуальность.

Стоит справедливо отметить, что уличный стиль Италии считают одним из самых ярких и красочных в мире – в каждом образе присутствует неповторимость и элегантность.

Итальянская уличная мода

Итальянские модницы одеваются намного ярче, чем мы. А разве может быть по-другому? Когда вокруг буйство зелени и цветов Средиземноморья, как можно носить серые и скучные вещи? Поэтому популярные цвета – бирюзовый, малиновый, коралловый, терракотовый, лиловый, зеленый. Ну и, конечно же, принты, самые разнообразные – от абстрактных до цветочных. Итальянки отдают предпочтение только натуральным тканям – шелку, хлопку, льну, шерсти.

Уличный итальянский стиль

Уличный стиль Италии – это свободного кроя рубашки, джинсы, изысканные шелковые платья, очаровательные костюмы и юбки с длиной до середины колена. Кстати, эту длину так и называют – «итальянская».

Женственность и романтичность снова вернулись в моду, поэтому гардероб итальянок полон платьев и юбок. Они выбирают разные фасоны: макси, мини, узкие, пышные. Если рассматривать брюки, то это будут длинные широкие модели, или укороченный фасон длиной по щиколотку. Итальянки предпочитают многослойность в одежде, например: футболка, рубашка и кожаная куртка или майка, рубашка и тренч.

Обувь должна быть яркой и эффектной – туфли, босоножки на шпильках или ботильоны. Большое количество гламурных аксессуаров, сумок и клатчей.В этом сезоне актуальны крупные украшения: браслеты, серьги, кольца, бусы. Главный аксессуар итальянской модницы – стильные солнцезащитные очки.

Если хотите почувствовать себя итальянской модницей, то играйте с фактурой и цветом, и не забывайте про легкую небрежность.

Рим-вечный город, с вечными законами стиля и привлекательности. Образ истинной римлянки нам прекрасно был продемонстрирован в фильме «Ешь. Молись. Люби» - роскошная женщина, в чёрном платье футляре, кормящая в уличном кафе с вилочки свою собачку…А что же на самом деле, все ли женщины Италии столь элегантны и уверены в себе? О, да! Римская уличная мода отличается изысканность и лаконичностью. Итальянский стиль - это джинсы, свободного кроя рубашки, шелковые платья и идеально скроенные костюмы. У итальянок определённо есть свой секрет ибо пиджаки и жакеты на них сидят как влитые. Да и юбки тоже. К слову о юбках - итальянки, конечно же носят и мини, и макси, но в деловом стиле предпочитают юбки с «итальянской» длиной, то есть до середины колена. Эта длина, кстати, так и называется - итальянская.

Изобилие брючных костюмов, платьев и простых образов в стиле кэжуал (топсайдеры-топ-джинсы), но все это с лёгким налётом шика

Девушки отдают предпочтения простому крою, но интересным расцветкам, а аксессуары выбирают в большинстве своём исключительно дорогие и качественные, про которые принято говорить, что это классика на все времена.

Описать словами то, что называется итальянской модой, достаточно сложно. Но глядя на любую даму, в огромных солнцезащитных очках, с распущенными волосами ниже плеч, идеально одетую, но слегка небрежно, понимаешь - это и есть тот самый итальянский стиль в одежде. Вот эта легкая небрежность - чуть-чуть выглядывает блуза из-под джемпера, чуть-чуть приоткрыт живот, самую малость, буквально на несколько сантиметров, сдвинулся шейный платок от строгой вертикали, - и перед вами итальянка!

А ещё два раза в год Рим становится второй столицей моды, разумеется после Парижа, принимая эстафету в ходе Римской Недели моды.

В Риме свои коллекции представляют итальянские дизайнеры, но для нас больший интерес имеет не то, что происходит на подиуме, а то, что мы видим на улицах Рима непосредственно перед показами.

На улицах Рима можно встретить и эпатажных личностей, но, в отличие от Японии, это скорее нонсенс, чем массовое явление. Итальянки предпочитают разумный компромисс между богемным шиком и комфортом.

Уличная мода Италии изобилует яркими красками, с другой стороны, если живешь в Средиземноморье, где все утопает в зелени и цветах, как можно носить серые и скучные вещи? Поэтому хитовые цвета - коралловый, синий, насыщенный желтый, красный, белоснежный, терракотовый, зеленый и лиловый. И конечно принты. Причем принты самые разнообразные - от цветочных до абстрактных. Ткани предпочитают только натуральные - шерсть, лен, шелк и хлопок. Да и другие там просто носить нельзя - жарко и влажно, нужно себя чувствовать комфортно


Так же в Риме невозможно не обратить внимание на элегантных мужчин, спешащих на работу или отправляющихся в деловую поездку в Милан. Мужчины красивые, подтянутые. Большинство в светлых рубашках с длинным рукавом, закатанным до локтя, в классических брюках или костюмах. У мужчин главный аксессуар - очки для зрения или солнцезащитные.


Флоренция невероятно преображаются в сезон мужской недели моды. Одним из значимых модных событий в мире мужской моды, которое проходит во Флоренции каждый январь является масштабная международная выставка Pitti Immagine, которая проходит с 1951 года. В рамках этого события проходит еще несколько выставок.

Каждые шесть месяцев Флоренция становится горячей точкой для всех фэшн-инсайдеров, и этот год не стал исключением - с 13 по 16 января в одном из самых прекрасных итальянских городов проходи международная выставка мужской моды Pitti Uomo. Показы привлекают огромное количество гостей, и это тот самый редкий случай, когда модные шоу посещают преимущественно мужчины, а не женщины.

Следить за стилем мужчин во время Pitti Uomo - сплошное удовольствие. Гости демонстрируют превосходное чувство стиля. Умело сочетают цвета и фактуры, выбирают запоминающиеся аксессуары. Стоит отметить, что в этом сезоне мужчины предпочитают костюмы-тройки, а любимым принтом стала клетка. Одним словом, в уличной моде Флоренции в эти дни царит элегантная классика.

И всё же не стоит оставлять без внимания очаровательных леди. Стильные красавицы приберегли все экстравагантные и ультраженственные образы для Милана и Парижа. А пока во Флоренции они демонстрируют сдержанные образы в нейтральной цветовой гамме.

Это модное событие в свое время и стало толчком для будущих звезд уличной фотографии Скотта Шумана и Томми Тона запечатлеть привлекающие глаза образы стиляг-итальянцев.

Pitti Uomo каждый сезон радует прекрасными творениями ручной работы от люксовых марок, а также дает возможность показать себя молодым дизайнерам и брендам, как итальянским, так и иностранным. Данное мероприятия дает возможность его участникам и гостям создать профессиональные контакты, изучить тенденции предстоящего сезона мужской моды, а также с первых рук получить информацию об интересующих модельерах и брендах.

В целом если у вас есть желание, проникнуться духом итальянской уличной моды, то со своей стороны я предлагаю насладиться образами из этой статьи! А в реальной жизни я советую больше играть с фактурами и цветом. Да и не забудьте про обувь, сумку и аксессуары - дамы Италии предпочитают крупные украшения. А они в этом сезоне очень и очень актуальны!









Справедливости ради стоит сказать, что итальянцы знают, как модно одеваться. В течение многих десятилетий они были лидерами стиля среди всех остальных и установили некоторые из самых больших мировых тенденций и направлений в стиле. Мы любим итальянскую моду за то, что она не воспринимает себя слишком серьезно и в ней всегда удается реализовать некоторые из самых хитрых способов для создания уникальных и стильных луков для повседневной носки.

Начиная с 1972 года Pitti Uomo привлекает одних из самых модных людей на планете, чтобы два раза в год отметить грандиозное событие в мире уличной моды. В то время, как тенденции приходят и уходят, мужчины с «Питти Уомо» всегда одеты стильно, поскольку их образы собирательные и, как правило основываются на классическом стиле, которым так известна Италия.

Для наглядного примера демонстрации итальянского стиля, можно взглянуть на модного блогера и модель Мариано Ди Вайо. Этот итальянский юноша является воплощением моды Средиземноморской Республики. Его познаниями мужского стиля восхищаются многие известные дизайнеры, а армия поклонников в Инстаграм уже давно перевалила за 5 млн.

Модель и блогер Мариано Ди Вайо / фото Instagram: @marianodivaio.

Классика — основа итальянского стиля

Классика, это то, на что всегда можно положиться в итальянской моде. Итальянские мужчины всегда знают, как удачно ее применить в своем повседневном гардеробе.

Хорошо сшитый костюм всегда будет идеально выглядеть независимо от сезона, поэтому, берите пример с итальянских парней, поскольку они с легкостью могут из обычного классического костюма сделать нечто особенное и индивидуальное, не прибегая к помощи стилиста. Например, совместив однобортный темно-синий костюм на двух пуговицах с парой коричневых мокасин на босу ногу и классической белой рубашкой, можно получить стильный и модный мужской лук в итальянской манере, который будет актуален в 2017 году.

Милан, уличная мода весна-лето 2017 / фото: theimpression.com

Одной из ключевых тенденций, которые мы продолжаем наблюдать вот уже на протяжении многих лет, это мода на костюмы разных оттенков. Бежевый является универсальным цветом, особенно, когда необходим плавный переход с весны на лето. Костюм бежевого цвета, это олицетворение весенне-летнего стиля и цветовой палитры присущей теплому времени года. Попробуйте носить его с голубой рубашкой, поскольку эти два оттенка действительно хорошо сочетаются вместе. Если совместить это убранство с парой коричневых туфель, то можно получить образ в стиле смарт-кэжуал, соответствующий всем канонам итальянской уличной моды 2017.

Цветовая схема

Когда речь идет о цветовых сочетаниях в итальянской моде, мы продолжаем наблюдать некоторую закономерность. Они придерживаются минимальной палитры оттенков и принтов, невероятно универсальных в применении. Вот список цветов, которые итальянцы любят больше всего:

Темно-синий

Классический цвет независимо от сезона. Темно-синий играет огромную роль в итальянском стиле и здесь, и именно в костюмах этого цвета можно наблюдать большое количество модников на Pitti Uomo. Он классический и универсальный, и лучше него, пожалуй, нет оттенка.

Кремовый

Вероятно, это не тот тон, который вы могли бы видеть в своем весеннем гардеробе. Но тщательно изучив уроки итальянского стиля, вы с легкостью включите костюм или блейзер молочно-кремового оттенка в список своих любимых вещей. Одно- или двубортный – так или иначе, выбор за вами. Возьмите пример с итальянцев, они знают толк в том, как создать действительно неповторимый мужской стиль.

Черный

Классический цвет независимо от времени года и места где вы находитесь. Универсальность черного цвета заключается в его идеальной способности вписываться как в дневной, так и в вечерний гардероб. Выбирая полностью черный наряд, вы вряд ли допустите какую-либо ошибку построения стиля в своем луке.

Серый

Еще один излюбленный оттенок итальянских модников, который стал ведущим цветом в мире мужской одежды. Взглянув на мужские показы мод со всего мира, можно заметить, что серый играет важную роль среди оттенков для одежды элегантного стиля. Такие бренды, как Berluti и Canali в своих коллекциях продемонстрировали каким разнообразным и насыщенным он может быть.

Canali / весна-лето 2017

Berluti / весна-лето 2017.

Блейзеры

Вероятно, одним из основных предметов одежды для любого мужчины, является блейзер, который за свою многолетнюю историю претерпел множество модификаций и, скажем так, не в худшую сторону. Итальянцам, однако, нравится смешивать вещи по фактуре и стилю, образуя интересные луки из классических вещей и предметов кэжуал стиля, поэтому без блейзера тут не обойтись.

Без особых усилий можно выглядеть стильно, имея в своем шкафу двубортный или однобортный пиджак классического серого или синего цвета. Это та вещь, которая будет уместно смотреться в любой ситуации – будь то прогулка по парку или ужин с деловыми партнерами.

Блейзеры 2017 | Mobile Drone / Brass Goggles / Esquire.

Для стройного внешнего вида превосходно подойдет классический блейзер приталенного кроя. В связке с черной водолазкой и парой менее формальной обуви, например, брогами или лоферами. Таким образом можно получить наряд в стиле смарт-кэжуал, идеально подходящий для работы или вечерней прогулки.

Если вы предпочитаете нечто более особенное, то почему бы не попробовать твидовую версию. Подгонка по фигуре и утепленная подкладка будет очень важна, если дело касается более холодных месяцев. Сочетая пиджак с парой фланелевых брюк, белой рубашкой и лоферами с кисточками, вы сможете добиться стильного внешнего вида, в котором будет тепло и комфортно прохладными весенними вечерами.

Аксессуары по-итальянски

Ключ успеха к стильному образу кроется в грамотном подборе аксессуаров. Многие мужчины допускают распространенную ошибку, добавляя совершенно неподходящий атрибут к своему образу, обретая его тем самым на провал. Некоторые пытаются снова пережить молодость, совершая набег на гардероб своего сына подростка или пытаясь подчеркнуть свой стиль элементами, отнюдь не мужского предназначения. Берите пример с итальянцев: им определенно известны все хитрости этого дела, поэтому они используют классические прошедшие проверку временем. Не переусердствуйте с рисунком и цветом, используйте простые, незамысловатые детали, и тогда ваш лук будет стильным и актуальным.

Шарф – отличный способ для того, чтобы внести в свой образ немного цвета и текстуры. Он может быть завязан многими различными способами, некоторые из которых мы рассматривали в нашей . Не так важен цвет шарфа, как его уместность в образе, ведь главная его цель заключается в том, чтобы быть дополнением и гармонировать с другими деталями одежды. Постарайтесь использовать немного цвета и рисунка в этом сезоне. Например, шарф с викторианским орнаментом, Пейсли или просто в горошек может оживить повседневный внешний вид, особенно, если вы добиваетесь итальянских мотивов.

  1. Браслеты

Несмотря на то, что часы являются неотъемлемой частью практически каждого элегантного мужского образа, многим мужчинам не нравится носить часы. Если вы относитесь к последним и все же любите что-нибудь носить на запястье, то браслет для этого подойдет как нельзя лучше. Итальянцы любят индивидуализировать собственный наряд и успешно делают это при помощи браслетов, одного или сразу нескольких на одном запястье.

Современные бренды предлагают довольно занимательные экземпляры, где можно найти варианты из каучука и стали, из черного серебра со вставками золота, из кожи и драгоценных камней – выбор за вами.

Кто-то любит золото, кто-то серебро, однако браслету не обязательно быть дорогим, главное его естественность в вашем наряде.

  1. Платок в кармане пиджака

Карманный платок представляет собой классический и вневременной способ добавить деталь к вашему луку. Простой однотонный или с рисунком, платочек в вашем нагрудном кармане пиджака подчеркнет наряд и заставит окружающих обратить на вас внимание. Как правильно его выбрать и сложить, читайте в .

Если вы носите галстук, то постарайтесь, чтобы платок ему соответствовал и органично вписывался в общий образ для достижения современного, а главное грамотного внешнего вида.

  1. Наручные часы

Итальянцы известны своими креативными идеями в моде, чему свидетельствуют коллекции успешных брендов, таких как Armani, Versace, Prada, Guises . Детальная проработка образов, индивидуальный подход и многолетние наработки позволяют создавать действительно , и часы здесь играют далеко не последнюю роль. При помощи наручных часов можно получить совершенно разнообразные облики при одинаковом стиле одежды, что дает огромнейший простор для фантазии.

Успех итальянцев заключается в том, что они всегда придерживаются классических и вневременных конструкций. Это не только стильно и практично, но и экономно, поскольку вам не следует волноваться о том, что ваши часы выйдут из моды в следующем году. Классический дизайн обеспечивает актуальность той или иной модели, независимо от модных настроений.

Подведем итог:

Чтобы одеваться в лучших традициях итальянской мужской моды в 2017, в первую очередь необходимо:

  • убедиться, что цветовая схема вашего костюма находится в спектре умеренных оттенков;
  • придерживаться темно-синего, кремового, черного и серого оттенков при составлении своих нарядов;
  • уделять больше внимания на такие аксессуары, как шарфы и что более важно, часы;
  • держаться классики в любой одежде, начиная от костюма и заканчивая кроссовками.

Мы любим итальянскую моду за то, что она проста, но при этом эффектна. При помощи всего парочки приемов, можно превратить довольно скучный наряд в нечто современное, стильное и уникальное.

Уличная мода Милан 2017 / фото: theimpression.com

Цвет играет огромную роль в итальянской манере одеваться. Хотя их палитра является более скромной и очевидной, она оказывает колоссальное влияние на образ в целом. Например, синий, является распространенным классическим цветом, который пользуется популярностью у многих мужчин. Надевая синий костюм в стиле кэжуал или более формальный вариант, будьте уверены – он будет выигрышно смотреться в любой ситуации.

Тренды в мужской одежде Италии лето 2017 / Фото: theimpression.com

Пускай кремовый оттенок нельзя назвать распространенным среди мужской одежды, однако хлопковый или льняной костюм такого цвета может стать хорошим приобретением в жаркие деньки, когда необходимо соблюсти некоторую формальность и чувствовать себя при этом комфортно.

Милан 2017 street style / фото: theimpression.com

Аксессуары отличный способ добавить немного текстуры и уникальности в свой повседневный образ. Они не могут смотреться на разных мужчинах одинаково, поэтому к их выбору стоит подходить индивидуально, с учетом личных предпочтений. Попробуйте добавить шарф или браслет для внесения разнообразия в лук, или держите его в классическом виде при помощи характерных часов. В любом случае, выбор за вами, но если вы застряли на этапе проектирования своего образа и вам негде черпать вдохновения, взгляните на то, как одеваются итальянцы, и вы непременно найдете что-нибудь подходящее и для себя.

Итальянская мужская уличная мода 2017 смотреть фото:






Если Англия в нашем представлении была всегда чопорной и бунтарской, Франция романтической и чувственной, то Италия, в отличие от них, ассоциировалась с легкостью, светом, налетом небрежности и показного лоска. стояла особняком от остальных мировых центров и жила по своим правилам.

После окончания Второй мировой войны Париж несколько утратил свои приоритеты и мода, активно развивающаяся во всех частях мира, не обошла стороной и цветущую страстную Италию. Надо отметить, что в 80-х годах на итальянских фабриках шилась большая часть европейской одежды, и промышленное производство в этой области достигло огромных размеров. А Милан стал одним из центров моды и Меккой для шопоголиков.

В модную индустрию вовлекалось все больше людей, которые развивали ее в разных направлениях: от альта-моды до прет-а-порте. Такие итальянские марки как «MaxMara», «Basile», «Complice» привлекали к работе над коллекциями молодых дизайнеров, более ориентирующиеся в потребностях среднего класса.

На мировых подиумах Италия была представлена двумя прекрасными дизайнерами – Джанни Версаче и Джорджио Армани , которые работали в классе люкс и отражали совершенно разные направления.

Джорджио Армани совершил переворот в понимании мужской моды, сделав мужской костюм не только элегантным, но и удобным. Его карьера началась в конце и ярко продолжалась в следующем десятилетии.

Работая дизайнером у Нино Черутти , он отбивал нападки мастеров старой школы, которые критиковали его за неправильный подход к дизайну и технологии. После судьбоносной встречи с архитектором Серджио Галеотти Армани основал свою собственную компанию в 1981 году.

Союз спокойного и уравновешенного Джорджио с веселым и жизнерадостным Серджио стал очень плодотворным. Они превосходно дополняли друг друга и вместе создавали великую империю, которая начиналась с 10 тысяч долларов и небольшого подвала, взятого в аренду в маленьком переулке Милана.

Армани работал только с высококачественными тканями, шелками и шерстью, создавая из них великолепные костюмы. Предпочтение отдавалось бежевым, серым и коричневым оттенкам в клетку или полоску. Ставка делалась только на богатых клиентов, которые достойно могли оплатить качественную работу и ценящих элегантный стиль.

Фильм «Американский жиголо», с Ричардом Гиром в главной роли, вышедший на экраны в 1980 году, принес итальянскому дизайнеру мировую славу. После этого такие знаменитости, как Рассел Кроу, Мишель Пфайффер, Роберт де Ниро и многие другие стали частыми посетителями в его Доме.

В костюмах от Армани женщины выглядели презентабельно и элегантно. Дополнив мужскими нотками женский гардероб мастер создал образ деловой, одетой с лоском женщины.

Великолепная одежда и правильно разработанная рекламная компания привели к тому, что Армани захотели видеть в Америке. В знаменитом Рокфеллер — центре он представил свою новую мужскую коллекцию.

Армани запустил несколько линий, которые работали превосходно и сделали его и Серджио богатыми и знаменитыми. «Giorgio Armani», «Armani Collezioni», «Emporio Armani», «Armani Exchenge», «Armani Jeanse» вскоре стали всемирно известными и невероятно популярными.

В августе 1985 году ушел из жизни Серджио Галеотти, единственный друг Армани и мастер всерьез думал в то время о продаже своего Дома, но сильный характер и память о близком человеке не дали ему сломаться и вскоре Армани начал работу над новой коллекцией, которая вышла буквально через два месяца. С тех пор работа в компании полностью легла на плечи дизайнера.

Джанни Версаче продолжал покорять публику невероятными театральными коллекциями. Его роскошный стиль прекрасно подошел к звездным и ярким 80-м годам. Все его показы были пронизаны сексуальностью и откровенной провокацией.

Для широкой аудитории он создавал коллекции, которые отвечали духу времени и были востребованы женщинами 80-х годов. Четкие графические линии в сочетании с яркими декоративными элементами и блестящими аксессуарами.

В 1982 году он представил на суд зрителей свое новое произведение – платье из тонкой и подвижной алюминиевой сетки, обволакивающей тело подобно чешуе. Постоянные эксперименты с материалами давали поразительные результаты. Он не боялся совмещать кажущиеся несовместимыми сетку и мех, шелк и металл, а свои показы превращать в удивительные театральные спектакли с музыкантами и актерами.

Версаче применял лазерную сварку для швов и компьютеры для рисования на ткани. В то время все это было в новинку. Получив архитектурное образование, Джанни создавал свои костюмы очень графичными, с четким силуэтом и чистыми линиями. Основной идее было подчинено все: выбор ткани, крой, фурнитура и аксессуары.

Версаче умело использовал декоративные элементы, в виде ассиметричных драпировок, разрезов, декольте, прозрачных вставок, бисерных вышивок, декорирование стразами и перламутром только с одной целью – привлечь внимание к самым «опасным» зонам, .

Мастер создал много нарядов для театральных, оперных и балетных постановок. Искусство всегда было для него вдохновением и источником новых открытий. За свою жизнь он разработал костюмы к 25 оперным и балетным представлениям.

В 1986 году президент Италии дарует ему титул коммандеторе, а следом за этим событием он получает Золотую медаль Парижа от Жака Ширака .

Версаче говорил, что его коллекции предназначены для молодых авангардистов, для которых нет канонов в одежде, которые в любой момент и в любое общество могут прийти в смокинге и в тапочках.

Великий комбинатор превратил вульгарность в роскошь в современной интерпретации. Обилие бриллиантов, золота, блеска и открытого тела всегда сочетались с женственностью или, наоборот, с мужественностью образов. В эти годы Версаче открывает две линии прет-а-порте – «Instante» и «Versus» .