Важные слова матери алистера. Мамины волшебные слова. Магия слов мамы — это самая сильная магия в жизни ребенка, она исцеляет и вдохновляет

Если важные фразы говорить своим детям ночью, то многие проблемы решаются сами

Магия слов мамы — это самая сильная магия в жизни ребенка, она исцеляет и вдохновляет!

Когда мы только начинали борьбу за нашего старшего сына, нам один психиатр – кроме всего очень странного и не полезного – сделал огромный подарок. Он рассказал об одном эксперименте, который провели в Англии.

Мамы болеющих ребятишек каждую ночь проводили простой ритуал. После того, как ребенок уснул, они дожидались активной фазы сна – это где-то минут через пятнадцать. А потом говорили ребенку простые слова:

«Я люблю тебя. Я горжусь тобой. Я очень рада, что ты мой сын. Ты самый лучший сын для меня».

Текст примерно для всех одинаковый.

И сравнивали этих ребятишек с другими – с аналогичными диагнозами, но мамы которых ничего им не нашептывали в ночи. Малыши, получающие мамины ночные признания в любви, выздоравливали гораздо быстрее. Вот такая материнская магия.

Мы практически сразу начали это внедрять. Куда проще - в отличие от большинства терапий, это бесплатно, всегда под рукой. Сперва я говорила то, что было положено по сценарию. Потом начала проявлять импровизации. Прошло уже пять лет, а я до сих пор нашептываю разные слова своим мальчишкам. Каждому из них и почти каждую ночь.

Аутизма у Дани уже нет. Я уверена, что мои нашептывания сыграли свою роль. Есть ещё нечто, что важно понимать – магия работает в обе стороны! Получают нечто очень важное и мама, и ребенок. Хотя у каждого это «Нечто важно» своё.

Что это даёт?

Ощущение близости с каждым из детей .
Это ни с чем не сравнимое ощущение. Сколько бы им ни было лет, в момент сна они похожи на маленьких ангелов. Днём их бывает не так просто обнять или подержать на руках - у них уже столько дел! А ночью я обнимаю каждого из них, говорю о том, что важно для нас обоих. И я ощущаю, как растёт и крепнет наша близость.

Индивидуальное время для каждого .
В потоке дней я не всегда могу уделить каждому персональное время. Чаще всего мы все вместе, одной командой. Играем, общаемся, едим – все вместе. Но в этот момент каждый из них – особенный. Потому что каждому я говорю разные слова. Исходя из того, что сейчас хочется и нужно сказать именно этому малышу.

Я могу сказать нечто важное, что днём может быть не услышано.
Дни бывают разные. Иногда от обилия информации или сладостей малыши могут вести себя не очень хорошо, и это усложняет наше общение. Но когда я ночью шепчу им на ушко о том, как я их люблю, всё это остается в прошлом. Ссоры, непонимания, обиды.

Ребенок чувствует любовь.
Как-то я прочитала о том, что ребенку стоит почаще говорить фразу такого рода: «А ты знаешь, что если бы могли выбрать, то из всех детей мира мы бы выбрали тебя». Когда я впервые сказала это Матвею, он был в восторге и удивлении одновременно. Он ходил и повторял: «Что, правда меня?». Так я поняла, что детям очень важно чувствовать, что они особенные, что они важны и нужны, именно такие, какие они есть.

Теперь эта фраза наряду с «А я тебе сегодня говорила, что я тебя люблю?» прочно обосновалась в нашей жизни. Более того, Матвей – так как пока он самый разговорчивый – в ответ всегда говорит о том, что он бы выбрал нас как родителей и обязательно выбрал бы своих братиков.

В расстановочной терапии есть такое понятие как «разрешающие фразы» - фразы, которые мы говорим во время расстановки, и они меняют мироощущение людей, лечат их души. Слова обычно простые – о любви, принятии, сожалении. Так вот я обнаружила, что если важные фразы говорить своим детям ночью, то многие проблемы решаются сами. Какие фразы бывают и какие говорю обычно я:

  • «Тебе не нужно ничего для меня делать, я люблю тебя за то, что ты есть» . Многие возмутятся. Но фраза не о том, что ты можешь не мыть посуду. А скорее о том, что ради меня ты не должен нести родовые динамики.
  • «Я очень рада, что ты есть» . Особенно помогает тем, для кого ребенок был не очень желанным.
  • «Я рада, что ты мальчик» . Если вы, например, хотели девочку и долго не могли принять пол своего ребенка.
  • «Мы с папой тебя очень любим, ты наш сын» - ключевое слово здесь «наш». Помогает, если у вас есть тенденция детей перетягивать, втягивать и делить.
  • «Мне очень жаль» . Фраза подходит, если в течение дня вы поругались, не было понимания, наказывали, срывались. Не стоит умолять о прощении – это нарушает иерархию. А вот извиниться – и сказать, что вам очень жаль, стоит.
  • «Я горжусь тобой» . Особенно помогает, когда вы пытаетесь из ребенка сделать того, кем он не является – и кем, возможно, никогда не будет. Помогает и для тех детей, которые очень отличаются от других – особых, например.
  • «Я люблю тебя» . Три волшебных слова от всего. Если в них вложено чувство. То есть, если вы произносите не машинально какие-то слоги и буквы, а со всем сердцем выдыхаете признание в любви.

Как выбрать фразы?

Можно и нужно пробовать разные. И вы поймете, какие для вас и ребенка сейчас важны и нужны. Например, по себе замечаю, что после той фразы, которая очень важна сегодня именно для меня, происходит – сам по себе – глубокий выдох. Что-то расслабляется внутри.

То же самое с ребенком. Когда ему важно что-то сейчас услышать, например, о том, что вы им гордитесь, он выдыхает и расслабляется. Просто понаблюдайте. Иногда такие знаки не сразу заметны, иногда они не такие яркие. Но критерий обычно один – некое расслабление .

На произнесение волшебных фраз нужно настроиться. Нельзя, как я уже говорила, делать это механически. Важно подойти к процессу с душой, а не на бегу . Мол, сейчас три минуты повторю по бумажке, и все станет хорошо. Самая сложная работа происходит внутри. Чтобы слова были магическими, их этой магией нужно заряжать. А заряд, нужный нашим детям, находится в нашем сердце.

Иногда для того, чтобы сказать такие простые слова, нужно сначала сказать нечто похожее своим родителям (в сердце). Я знаю девочек, которые во время первых сеансов рыдали над спящим малышом. От своей собственной детской боли. Но магия потому и магия, что она лечит. В том числе и наши, материнские, сердца.

Сеанс не должен быть долгим. Это всего лишь три-пять минут . Но очень эмоционально насыщенные пять минут. Важно делать это регулярно и по чуть-чуть. Маленькими шагами. А не пытаться один раз за неделю нашептать три часа любви. Мы же едим каждый день по нескольку раз, а не делаем это только в воскресенье, верно?

И кроме того, не забывайте говорить такие фразы и днем, между делом, безо всякого повода. Обнимать их просто так, если проходили мимо. Чмокнуть затылок, который сидит рядышком. Это то, что дети запомнят на всю жизнь. И скорее всего, именно это они и будут вспоминать.

Нельзя недооценивать силу слов матери. Для того, чтобы признать это, вспомните, какие слова вашей мамы вы помните и сейчас, спустя тридцать, сорок лет. И какие из них были для вас важными.

Эта магия доступна вам всегда, не стоит денег, для этого не нужно ничего особенного. Просто дождаться, когда ваш малыш будет сладко сопеть – и прошептать ему что-то важное на ушко.

«Я люблю тебя. Я горжусь тобой. Ты самый лучший сын для нас с папой» – Что может быть проще и волшебнее, чем такие слова, сказанные сердцем любящей матери?

Ольга Валяева, блогер

Читайте также:

Детская психология

Просмотрено

Правильно и лояльно давайте ответы на вопросы ребенка о смерти

Все о воспитании

Просмотрено

Задумайтесь о том, как часто Вы кричите на своих малышей?

Советы родителям

Просмотрено

Никогда не говорите ребенку, что он чего-то не может!

Детская психология, Советы родителям

Просмотрено

Готовимся к школе

МАМА, как много в этом слове. Эта женщина носила нас под сердцем, дала нам жизнь. Именно к ней мы бессознательно тянемся с пеленок, и бежим со своими страхами становясь взрослее. А знаете ли вы, как влияют слова родителей, особенно материнские на судьбу ребенка? Одно неосторожное слово может посеять в неокрепшей душе сомнения и погубить талант. В то время как слова поддержки сказанные в правильное время могут вознести на вершины, даже излечить от серьезных болезней. Для тех кто сомневается рекомендую прочесть об исследованиях в статье ниже.

— Когда мы только начинали борьбу за нашего старшего сына, нам один психиатр — кроме всего очень странного и не полезного — сделал огромный подарок. Он рассказал об одном эксперименте, который провели где-то в Англии (могу ошибаться, так как все с его слов).

Мамы болеющих ребятишек каждую ночь проводили простой ритуал. После того, как ребенок уснул, они дожидались активной фазы сна — это где-то минут через пятнадцать. А потом говорили ребенку простые слова:

«Я люблю тебя. Я горжусь тобой. Я очень рада, что ты мой сын. Ты самый лучший сын для меня».

Текст примерно такой — для всех одинаковый.

И сравнивали этих ребятишек с другими — с аналогичными диагнозами, но мамы которых ничего им не нашептывали в ночи. Малыши, получающие мамины ночные признания в любви, выздоравливали гораздо быстрее. Вот такая материнская магия.

Мы практически сразу начали это внедрять. Куда проще — в отличие от большинства терапий, это бесплатно, всегда под рукой. Сперва я говорила то, что было положено по сценарию. Потом начала проявлять импровизации. Прошло уже пять лет, а я до сих пор нашептываю разные слова своим мальчишкам. Каждому из них и почти каждую ночь.

Мне сложно говорить о конкретных результатах, но аутизма у Дани уже нет. И я уверена, что мои нашептывания сыграли свою роль. Но все-таки есть нечто, что это дает мне и детям. Это важно понимать — магия работает в обе стороны! Получают очень важное нечто и мама, и ребенок. У каждого это «Нечто важное» свое.



Что это дает?

  • Ощущение близости с каждым из детей. Это ни с чем не сравнимое ощущение. Сколько бы им ни было лет, в момент сна они похожи на маленьких ангелов. Днем их бывает не так просто обнять или подержать на руках — у них уже столько дел! А ночью я обнимаю каждого из них, говорю о том, что важно для нас обоих. И я ощущаю, как растет и крепнет наша близость.
  • Индивидуальное время для каждого. В потоке дней я не всегда могу уделить каждому персональное время. Чаще всего мы все вместе, одной командой. Играем, общаемся, едим — все вместе. Но в этот момент каждый из них — особенный. Потому что каждому я говорю разные слова. Исходя из того, что сейчас хочется и нужно сказать именно этому малышу.
  • Я могу сказать нечто важное, что днем может быть не услышано. Дни бывают разные. Иногда от обилия информации или сладостей малыши могут вести себя не очень хорошо, и это усложняет наше общение. Но когда я ночью шепчу им на ушко о том, как я их люблю, все это остается в прошлом. Ссоры, непонимания, обиды..
  • Ребенок чувствует любовь . Как-то я прочитала о том, что ребенку стоит почаще говорить фразу такого рода: «А ты знаешь, что если бы могли выбрать, то из всех детей мира мы бы выбрали тебя». Когда я впервые сказала это Матвею, он был в восторге и удивлении одновременно. Он ходил и повторял: «Что, правда меня???». Так я поняла, что детям очень важно чувствовать, что они особенные, что они важны и нужны, именно такие, какие они есть. Теперь эта фраза наряду с «А я тебе сегодня говорила, что я тебя люблю?» прочно обосновалась в нашей жизни. Более того, Матвей — так как пока он самый разговорчивый — в ответ всегда говорит о том, что он бы выбрал нас как родителей и обязательно выбрал бы своих братиков.

    Я постоянно говорю важные фразы.

В расстановочной терапии есть такое понятие как «разрешающие фразы» — фразы, которые мы говорим во время расстановки, и они меняют мироощущение людей, лечат их души. Слова обычно простые — о любви, принятии, сожалении. Так вот я обнаружила, что если важные фразы говорить своим детям ночью, то многие проблемы решаются сами. Например, с иерархией в семье.

Какие фразы бывают и какие говорю обычно я:

  • «Я твоя мама, а ты мой сын». Эта фраза помогает, если вы не чувствуете связи с ребенком, именно душевной связи. А так же если у вас нарушена иерархия — и непонятно, кто чья мама.
  • «Я большая, а ты маленький». Эта фраза опять же об иерархии. А кроме того она помогает повзрослеть в отношениях с детьми. Дети очень сильно расслабляются, когда мама становится взрослой, наконец.
  • «Я даю, а ты бери». Это снова об иерархии, о течении энергии. Помогает, если мама пытается из детей энергию «выкачивать».
  • «Ты самый лучший сын для меня». Здесь можно добавить еще очередность ребенка. Ведь у меня, например, не один сын — а целых три. И каждый из них хорош на своем месте.
  • «Ты именно тот сын, который нужен нам». Это помогает ребенку чувствовать свою ценность, свою «хорошесть». Особенно рекомендую фразу тем, кто постоянно своего ребенка сравнивает с другими — не в его пользу.
  • «Тебе не нужно ничего для меня делать, я люблю тебя за то, что ты есть». Многие возмутятся. Но фраза не о том, что ты можешь не мыть посуду. А скорее о том, что ради меня ты не должен нести родовые динамики.
  • «Я очень рада, что ты есть». Особенно помогает тем, для кого ребенок был не очень желанным.
  • «Мы с папой тебя очень любим, ты наш сын» — ключевое слово здесь «наш». Помогает, если у вас есть тенденция детей перетягивать, втягивать и делить.
  • «Ты такой же как твой папа», «Твой папа — самый лучший папа для тебя», «Я разрешаю тебе любить папу и брать от него» — если у вас с отцом ребенка конфликт, если он не растит малыша или вы в ссоре. Но даже для тех родителей, которые вместе, фраза бывает полезной. Если мама не принимает папу и не дает ему активно заниматься ребенком.
  • «Мне очень жаль». Фраза подходит, если в течение дня вы поругались, не было понимания, наказывали, срывались. Не стоит умолять о прощении — это нарушает иерархию. А вот извиниться — и сказать, что вам очень жаль, стоит.
  • «Я горжусь тобой». Особенно помогает, когда вы пытаетесь из ребенка сделать того, кем он не является — и кем возможно, никогда не будет. Помогает и для тех детей, которые очень отличаются от других — особых, например.
  • «Я люблю тебя». Три волшебных слова от всего. Если в них вложено это чувство. То есть если вы произносите не машинально какие-то слоги и буквы, а со всем сердцем выдыхаете признание в любви.

На этой странице вы найдете ответы на некоторые задания по литературному чтению для 2 класса (программа «Планета знаний»).

Какой бывает тишина? Продолжи ряд определений:
тишина тревожная, грустная, печальная, одинокая, угнетающая, пронзительная

Перечисли известные тебе предметы, сделанные из бересты. Короб, шкатулка, картина, корзинка, сувениры (посуда, самовар).

Придумай и запиши сравнения:
листья слетали с деревьев, как птицы, перья
черное шоссе убегало вдаль, извиваясь, как змея, нить, спираль
радуга протянулась над землей, как дуга, коромысло, цветная лента
кузнечик стрекотал в траве, словно сверчок, будильник, сорока
цветы смотрели на солнце, будто говорили ему спасибо, улыбаясь, признавались в любви

Продолжи предложения:
Осенние листья летели по ветру, как птицы на юг, перышки
Облака плыли по голубому небу, словно корабли по морю
Струйки дождя стекали по оконному стеклу, будто ручейки, водопад, слезы по лицу, узенькие речки

М. Пришвин написал: «Слышу как шепчутся осенние листики». Напиши, о чем они могли шептать.
Мы осенью улетаем от мамы.
Как грустно, что наступила осень.
Скоро зима.

Назови цветы, которые можно встретить в лесу в начале осени. Душица, герань лесная, зверобой, фиалка трехцветная, ожика.

Напиши что цветы «сказали» тебе.
О том, как ясно светит солнце.
Как хорошо летом.
Выходи гулять.
Посмотри, какие мы красивые.
Как жаль, что наступила осень.

К. Г. Паустовский «Прощание с летом»

1. Напиши, какие чувства вызвал у тебя рассказ К. Паустовского «Прощание с летом». Грустное, печальное, захотелось вернуть лето.

3. Напиши рассказ о том, что ты увидел однажды осенью, когда вышел из дома. Предложенные вопросы могут стать планом рассказа.
Сегодня 20 сентября. Утром я вышел прогуляться во двор. Погода была плохая. Моросил дождь. Небо было затянуто серыми тучами. Земля была влажной, усыпанной опавшими листьями.
Ко мне подошел мой друг Вова. Ему, как и мне, было грустно из-за того, что закончилось лето.

4. Рассмотри иллюстрацию к рассказу К. Г. Паустовского «Прощание с летом» на странице 18. Выпиши строки из рассказа, которые могут быть подписью к ней.
Самое грустно время в деревне. Последние птицы спрятались под стрехи.

Напиши названия известных тебе сказок, в которых растения и животные помогают людям. «Сказка о рыбаке и рыбке» (золотая рыбка), «Крошечка-хаврошечка» (корова), «По щучьему веленью» (щука), «Гуси-лебеди» (яблоня).

Мальчик с пальчик

1. Раздели эту сказку на части. Озаглавь их и запиши названия этих частей.
Мальчик с пальчик помогает батюшке.
Мальчика с пальчик продали.
Волк и мальчик с пальчик.

2. Сочини и запиши маленькую сказочку о щенке или птенце.
Щенок бегал во дворе. Над ним летал птенец. Одновременно щенок с птенцом увидели корочку хлеба. Не успел щенок схватить корочку хлеба, как у него из-под носа ловко схватил в клюв корочку птенец и взлетел на крышу дома. Мал, да удал птенец! А щенок все равно не переживал, побежал за птенцом на крышу. Ему и горя мало.

Напиши названия известных тебе народных сказок о ленивых людях. «По щучьему веленью» (Емеля), «Сказка про лень» (советский мультфильм), «Морозко» (Марфушенька Душенька), «Золушка» (мачеха Золушки и ее дочери).

Кукушка (Ненецкая народная сказка)

Напиши, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой, в которую превратилась их мать.
Страх, тревогу, грусть, печаль, боль, раскаяние.

Три дочери (Татарская народная сказка)

1. Напиши, какими были матери в сказках «Кукушка» и «Три дочери».
«Кукушка» — терпеливая, трудолюбивая, добрая, заботливая.
«Три сестры» — заботливая, работящая.
2. Нарисуй иллюстрацию к сказке, которую можно назвать «Наказание сестер».
Рисуем черепаху и паука.

Врозь - плохо, вместе - хорошо (Мордовская народная сказка)

1. Напиши, чем занимался каждый брат.
Плотник - строил, кузнец - ковал металл, пахарь - сеял хлеб.

Как проверяется дружба (Лезгинская народная сказка)

1. Выпиши слова матери Алискера, которые кажутся тебе самыми важными.
Встретится человек старше тебя, называй его отцом. Встретишь равного по годам, называй его братом…

2. Напиши, какого друга тебе хотелось бы иметь?
Верного, не жадного, доброго, ответственного, отзывчивого.

Придумай небольшую историю (рассказ), в которой могут быть использованы слова пословицы «век живи - век учись».
Мой друг Вова простыл и остался дома, не пошел в школу. Но я очень хотел с ним поиграть и пришел к нему в гости. На следующий день у меня поднялась температура, появился кашель, заболело горло. Нельзя общаться с простуженными людьми. Можно заразиться. Век живи - век учись.

Напиши названия сказок, о героях которых можно сказать: «друг - денег дороже», «доброе братство лучше богатства».
«Крокодил Гена и его друзья», «Винни Пух и все, все, все».

Рабочая тетрадь № 2

Братья Гримм «Храбрый портной»

Напиши, какие качества портного открылись во время его путешествий.
Хвастливость, самонадеянность, самоуверенность, смекалка.

Х.-К. Андерсен «Оле-Лукойе»


спать сладким сном — крепко спать, видеть хорошие сны
спать мертвым сном — спать так, что не разбудишь

2. Если ты читал другие сказки Андерсена, напиши их названия.
«Огниво», «Маленький Клаус и большой Клаус», «Девочка со спичками», «Снежная королева», «Дюймовочка», «Дикие лебеди».

3. Назови твоего любимого героя из произведения Андерсена.
Дюймовочка, солдат (из «Огниво»), Русалочка, оловянный солдатик.

Братья Гримм «Маленькие человечки»

1. Объясни значение выражений:
чистая совесть — когда нечего скрывать;
зажиточный человек — богатый человек.

2. а) Напиши свой сказочный ответ на вопрос: «Почему маленькие человечки появились в доме портного?»
Чтобы помочь портному сшивать сапоги.
б) Напиши названия литературных произведений и кинофильмов о маленьких человечках.
«Мальчик с пальчик», «Белоснежка и семь гномов», «Гулливер в стране лиллипутов», «Маленький мук».
в) Нарисуй любимого маленького человечка — героя литературного произведения или кинофильма.
Рисуем мальчика с пальчик.

Учитель начальных классов
Гугучкина Мария Валерьевна,
Негосударственное общеобразовательное учреждение
"Нижневартовская православная гимназия",
г.Нижневартовск ХМАО-Югра

Цель: познакомить учащихся с произведением устного народного
творчества в целях расширения литературного кругозора и
обучения составлению характеристики внутренних качеств
героев, формирование понятия дружбы.

Задачи: формировать умение прогнозировать содержание
читаемого текста, опираясь на его название и
предполагаемый жанр,
формировать понятие «дружба» и «друг»;
развивать умение анализировать и оценивать поступки
героев, соотносить их с собственным жизненным опытом;
развивать речь учащихся, обучая их построению
высказываний;
воспитывать умение контролировать свою деятельность,
оценивать её.

Методы:
Наглядный метод, беседа, работа со словарем, работа с
учебником, практический метод, анализ, обобщение.

Оборудование:
Карточки с пословицами, словарь характеристик, компьютер, каркас и фундамент дома со словами (честный, смелый, добрый, заботливый, надёжный, верный)
Ход урока
1. Целеполагание
Цель нашего урока – познакомиться с новым произведением и определить те качества, которыми обладают герои, выяснить главную мысль произведения.
2. Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы работали над сказкой «Вместе хорошо, порознь-плохо» и на внеклассном чтении познакомились со сказкой « О дружбе» и «Три товарища».
В чем заключалось ваше домашнее задание?
/на выбор:
1) Составить рассказ с рисунком к заданию №5 по сказке «Вместе хорошо, порознь-плохо»
2) Придумать продолжение истории «О дружбе» - что случилось с лошадью. /с рисунком/
- выступление детей 2-3 чел.
Микроитог: Что объединяет эти два произведения? Чему они учат?
3. Введение в тему произведения.
- Посмотрите на доску, что сегодня нас ждет на уроке? /проблемная ситуация/
- Какой темы будет касаться наша проблема? /дружба/
- Сегодня мы продолжим тему дружбы и познакомимся с новой сказкой.
- Учебник стр.71
- Прочитайте название сказки. Что можно сказать о содержании по данному названию?
- В конце урока мы должны построить дом, который укажет нам - Каковы основы дружбы?

4. Словарная работа.
Прежде чем начать чтение сказки давайте выясним, что это за народность ЛЕЗГИНЫ.
подготовленный ученик
Лезгины – один из народов Дагестана - «прекрасной страны гор». Традиционными занятиями лезгин были земледелие и скотоводство, разного рода ремесла. Как и все горцы, лезгинские мужчины были храбрыми воинами. За высокое воинское искусство, отличную выправку их приглашали в конвой Самого Государя Императора.
Это очень гордый народ. Именно поэтому у них очень высоко ценилось понятие чести, дружбы.
- В тексте вам, возможно, встретятся незнакомые слова, давайте прочитаем и выясним их лексическое значение.
Работа со словарем:
Статный – человек стройный, красивого телосложения.
Лаваш – лепёшка.
Аул – горное селение.
Ватага – толпа, шайка.
- Прежде чем приступить к чтению, обратите внимание на слова, которые встретятся в тексте и могут вызвать затруднение при чтении.
Подготовка к чтению: чтение хоровое, выборочное.
ДОСКА:
Не-ве-до-мом, е-дин-ствен-ный, А-лис-кер, рас-ще-ли-на.
5. Работа с текстом.
1) Чтение текста хорошо читающими учащимися до стр.74
2) Работа по прочитанному
- Прочитайте, что говорила мать, когда провожала сына в дорогу.
- Какие слова матери вам кажутся самыми важными?
- Рассмотрите картинки на стр.75.
- Как художник представил себе продолжение сказки?
- Как вы себе представляете продолжение сказки?
- Обоснуйте свой ответ.

3) Чтение продолжения с.75
4) Работа по прочитанному.
- Почему Али-ага вытащил Алискера из расщелины?
-Найдите ответ в тексте.

6. Анализ произведения.
- Понравилась ли вам эта сказка? Чем?
- Кто из героев у вас вызвал симпатию? Почему?
- Прочитайте в тексте, как Али-ага прошел 1 испытание. /с.72 последний абзац.
О каком качестве Али-аги говорит его поступок?
Найдите это качество в словаре характеристик.
/дождался – о терпении/
- Поставим на фундамент дома ДРУЖБЫ первое наше бревнышко – терпение.
- Как повел себя Али-ага на втором испытании? Прочитайте эти строки. с.73

С каким словом будет второе бревнышко?
/поделился – нежадный, щедрый/
- Выложим второе бревнышко со словом – щедрый.

В чем заключалось третье испытание? /перейти ручей/
- Как поступил Али-ага в этот раз? Прочитайте этот эпизод с.73
Он правильно сделал?
- О каких качествах Али-аги идет речь здесь?
Внимание/забота, доброта 2 брёвнышка

Все наказы матери выполнил Алискер?
- В чем же заключалось самое главное испытание Али-аги?
- Найдите в тексте и прочитайте слова Али-аги, где он объясняет – почему он вытащил Алискера из расщелины?

Как вы понимаете слова «чистая совесть»?
- О каких качествах Али-аги вы можете сказать?
/верность, надёжность, честность/

Как вы думаете, почему Али-ага удивился, когда Алискер поблагодарил его за помощь?
- Каким еще был Али-ага? /скромным/

Хотели ли вы иметь такого друга?

Посмотрите на дом, который у нас получился. Осталось поставить крышу.
- На каких же качествах основана настоящая дружба?
/терпение, щедрость, доброта, забота, верность, надежность, честность, скромность/
- Перед вами лежат пословицы. Выберите те, которые отражают основную мысль сказки.
На доске:
Крепкую дружбу и водой не разольешь.
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
Делу время, потехе час.
Друзья познаются в беде.
Вежливость открывает все двери.
С кем поведешься, от того и наберешься.
Старый друг лучше новых двух.
Без беды друга не узнаешь.
Умный себя винит, глупый - своего товарища.
Доброе братство дороже богатства.

Обоснуйте свой выбор.
/настоящим верным другом можно считать только того человека, который перенес с тобой какие-то жизненные невзгоды, который не бросил тебя в беде, поддержал в трудной ситуации. Али-ага ни разу не бросил Алискера, поступал с ним честно, по совести. Настоящей дружбе не страшны никакие испытания/.
7. Итог урока
- С какой сказкой мы сегодня познакомились на уроке?
- Чему она учит?
Ответьте на контрольные вопросы:
Что лежит в основе дружбы?
- Как вы думаете, какая главная добродетель лежит в основе всего? Что должно быть фундаментом? любовь

Послушайте стихотворение:
/подготовленный ученик/
Дружище, послушай слова мудреца,
Не будет поддержки от друга льстеца.
От первой беды рассыплется в прах,
Та дружба, которая только в словах.

Но друг задушевный навеки с тобой,
С тобою он связан одною судьбой,
В ладони твоей неизменна крепка,
Надежного верного друга рука.

Какой вывод вы сделали для себя?
- Понравился вам урок? С каким настроением вы уйдете с него?
/посадим человечка в окошко/
Домашнее задание на 2 четверть
- Выберите одно из предложенных заданий:
1. Подготовить выразительное чтение сказки.
2. Написать дома рассказ по одной из пословиц, выбранной сегодня на уроке.
3. Нарисовать диафильм к сказке.
Оценки за урок.

27.10.16 Литературное чтение урок №25

Тема: «Как проверяется дружба» (лезгинская народная сказка).

Цель: содействовать формированию умений выделять необходимые эпизоды из текста и пересказывать их, оценивать поступки персонажей, обосновывая свою позицию; создать условия для развития умений прогнозировать развитие сюжета.

Сценарий урока.

I . Организационный момент

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

II . Актуализация знаний. Проверка Д/З: пересказ мордовской народной сказки «Врозь-плохо, вместе - хорошо»

Перед вами картинки с изображением одежды, жилища, музыкальных инструментов одного из народов, проживающих на территории России. Говорить мы сегодня будем о лезгинах. Тема урока лезгинская народная сказка «Как проверяется дружба» .

III . Постановка учебной задачи.

Зная тему урока, пользуясь опорными словами, давайте поставим цели урока:

1) Познакомиться … (с историей и традициями лезгинского народа.)

IV . Открытие нового знания.

1. Знакомство с историей традициями лезгинского народа. (стр. 65)

2. Лексическая работа. Словарная разминка на с. 71 учебника.

А) Работа со словарем.

Б) выяснение значения выражения «человек почтенных лет».

Как вы понимаете выражение «человек почтенных лет»? (Почтенный - значит уважаемый.)

За что можно уважать человека? (За ум, мудрость, знания.)

Чем дольше человек живет, чем он старше, тем мудрее становится, больше понимает, знает и умеет.

Кого же мы назовем «человек почтенных лет»? (Человека мудрого, который жил долго, многое видел в жизни, много знает и многое умеет.)

3. Чтение первой части сказки (с. 71 - 74)

4. Прогнозирование дальнейших событий. Задание 4 с. 74.

5. Составление устного рассказа, прогнозирующего дальнейшие события, по серии рисунков. Задание5 с. 74.

6. Продолжение чтения сказки детьми.

V . первичное закрепление.

Почему сказка называется «Как проверяется дружба»?

Кто проверял дружбу? (Алискер.)

Кто дал ему мудрый совет, как проверить дружбу? (Его мать.)

Как называются в тексте эти мудрые советы? Подтвердите свой ответ строчками из текста. (Наказы.)

VI . Физминутка.

VII .самостоятельная работа.

РТ стр. 25 задание 1. Самопроверка.

VIII . Включение нового в систему знаний.

РТ стр. 25 задание 2.

IX . Рефлексия.

Какую задачу ставили перед собой на уроке?

Удалось ли решить поставленную задачу?

Что на уроке у вас хорошо получилось? Над чем надо еще поработать?