Вложения в ювелирные украшения – красиво, но не выгодно. Российский рынок ювелирных изделий стабильно сокращается Есть ли спрос на ювелирные украшения

Состоятельные россияне всегда смотрели на покупку драгоценностей, как на один из эффективных способов вложения денег. Этот вид инвестиций, конечно, уступает по популярности покупке недвижимости и банковским депозитам, но интерес к ювелирным изделиям в России настолько велик, что в 2016 году она вошла в топ 10 стран с наибольшим спросом на украшения из золота. По словам исполнительного директора представительства Sotheby’s в РФ Ирины Степановой, в последние годы интерес к дорогим ювелирным изделиям и редким бриллиантам отчасти обусловлен турбулентностью в экономике.

Инвестируют в драгоценности, конечно, не только в России. Наряду с другими предметами роскоши (старинной мебелью, китайской керамикой, коллекционными часами, ретро автомобилями и проч.) ювелирные изделия входят в индекс Knight Frank Luxury. За последний год они подорожали на 4%, за 5 лет – на 49%, за 10 лет — на 142%. В десятке люксовых товаров Knight Frank драгоценности по доходности на длинном горизонте инвестирования уступают лишь классическим авто, и .

На чем проще заработать?

Не все ювелирные украшения подходят для инвестирования. Продукция массового производства обычно не годится для этих целей, вкладывать деньги имеет смысл только в изделия, соответствующие ряду критериев. При покупке драгоценностей опытные инвесторы руководствуются правилами, примерно такими же, как при покупке предметов искусства. Далеко не все картины подорожают в будущем, но в произведения топовых художников и общепризнанные шедевры можно вкладываться смело.

Эксперты утверждают, что обычные ювелирные изделия, рассчитанные на массового покупателя, не являются инвестиционным инструментом. Продукция, которой заполнены витрины сетевых ювелирных магазинов, продается с очень большой наценкой, не говоря уже о налогообложении. По словам аналитика «Открытие Брокер» Андрея Кочеткова, такие украшения стоят в 2-3 раза дороже, чем драгметалл и драгоценные камни, из которых они сделаны. После покупки драгоценности сразу теряют в цене, поскольку при перепродаже не получится компенсировать различные наценки – будут смотреть только стоимость материала и художественную ценность, если такая имеется.

Вырасти в цене в перспективе могут лишь отдельные категории драгоценностей. По словам гендиректора Гильдии ювелиров России Эдуарда Уткина, к таковым относятся:

  1. Драгоценности, украшенные крупными природными камнями. В них есть смысл вкладываться, поскольку камни дорожают гораздо быстрее, чем драгметалл. Крупными считаются драгоценные камни от 1 карата и полудрагоценные от 5 карат.
  2. Со второй категорией все сложнее. Только специалист сможет оценить сложность изготовления ювелирного украшения, определить потенциал роста цены изделия, являющегося исторической ценностью или предметом современного искусства.

В любом случае такие инвестиции предполагают расходы, исчисляемые в сотнях тысяч рублей. Если речь идет об изделии ХХІ века, то, возможно, его по достоинству оценят только лет через 20–30. Быстро заработать в этой сфере редко кому удается.

По словам президента Singapore Castle Family office Эльдияра Муратова, инвестиции в ювелирные украшения – привилегия богатых инвесторов. Этим занимается только состоятельная публика, которая не озабочена сиюминутной выгодой, но рассчитывает заработать хорошие деньги в будущем. Под богатыми инвесторами Эльдияр Муратов подразумевает людей, которые распоряжаются $5 млн и более собственных средств.

Однако не все эксперты согласны с Эльдияром Муратовым. Например, Андрей Кочетков утверждает, что заработать можно и на относительно недорогой продукции, предназначенной для массового потребителя. Один из вариантов предполагает поезду в ОАЭ. В Эмиратах всегда в продаже большой ассортимент золотых украшений, которые по весу дороже золотого лома всего на 10–15%. Такая инвестиция может принести прибыль довольно быстро.

Плюсы и минусы

Драгоценности недаром используют уже много столетий в качестве инструмента для накоплений. Цена на них редко демонстрирует резкий рост, зато почти никогда не падает. Обычно после покупки она какое-то время остается постоянной, а потом постепенно растет в зависимости от динамики цен на камни и драгметалл, а также от того, насколько изделие интересно коллекционерам. Потерять деньги на таких инвестициях практически невозможно. Еще один плюс — высокая капиталоемкость активов. Дорогие украшения решают задачу концентрации большого объема денег в предмете маленького размера. В сейфе величиной с обувную коробку можно хранить огромное состояние.

Основные минусы: низкая ликвидность рынка, длинный горизонт инвестирования, неподъемно высокий для многих порог входа. Оптимальный горизонт вложений примерно такой же, как и при — 20–30 лет. Чтобы хватило средств на приобретение подходящего изделия на аукционе, желательно иметь $300–400 тыс. Точную сумму, которая может потребоваться, определить затруднительно. Бывает, торги стартуют с $100 тыс., но в процессе конкурентной борьбы за обладание перспективным лотом планка поднимается до $2 млн.

Выгодно и быстро продать драгоценности очень сложно, поскольку цены растут медленно, да и сопутствующие расходы велики: приходится платить комиссию аукциону или другому посреднику. Покупка тоже сопряжена с серьезными тратами: нужно заплатить за экспертизу, обеспечить безопасную транспортировку. Оценка украшения потянет минимум на 35 тыс. рублей, комиссия посреднику составит 0,5–3%.

По словам Муратова, на ювелирных изделиях можно заработать и в течение одного-двух лет. Прибыль в этом случае идет не от того, что украшение становится более ценным с исторической точки зрения (этого нужно ждать 10–20 лет), а от подорожания драгметалла и камней, увеличения спроса и умения найти покупателя. Удается провернуть такой бизнес редко, тут нужна определенная доля везения.

Одному из клиентов Singapore Castle недавно удалось хорошо заработать на перепродаже золотого кольца с редким голубым бриллиантом. Он купил это украшение у частного коллекционера за $2,1 млн, причем в процессе торга цена была уменьшена на 8% от первоначальной. Через 4 месяца инвестор продал кольцо на закрытом аукционе за $2,75 млн, прибыль превысила $500 тыс.

Нюансы выбора

Среди факторов, влияющих на стоимость драгоценностей, можно выделить: имя ювелира, уникальность, историю владения, характеристику камней и время изготовления. Качество изделия, само собой, должно быть на высоте. Стоимость украшения во многом определяет драгоценный камень. Инвестору при покупке следует обратить пристальное внимание на его уникальность и качество.

Ирина Степанова утверждает, что сейчас хороший спрос на цветные бриллианты, изумруды, сапфиры и рубины. Также в последнее время дорожают и недрагоценные камни: бериллы, аквамарины, бирюза и турмалины. Динамика по ним прослеживается разная, но некоторые камни серьезно прибавляют в цене. Например, 15 лет назад за карат аквамарина давали $15, а сейчас — порядка $300.

По словам Муратова, если инвестор хочет заработать на росте цены драгоценного камня, то возможно имеет смысл заказать украшение у профессионалов. Сделать это несложно: нужно купить камень без оправы и найти ювелира, работы которого востребованы на рынке. Эксклюзивное изделие будет проще продать за хорошую цену. Стоимость работы будет в 2-3 раза меньше, чем если брать аналогичное украшение в магазине. Экономия получится за счет отсутствия посредника и затрат на логистику. Общая стоимость камня, драгметалла и работы всегда меньше, чем готового изделия в магазине.

Еще один важный нюанс — происхождение изделия. Обычно украшения, которые носили известные личности, дорожают быстрее, и интерес к ним со стороны коллекционеров выше. Получить информацию об истории драгоценности можно у ювелиров. Ювелирные дома обычно хранят архивы, по регистрационному номеру изделия зачастую удается найти заказчика.

Что касается ювелирных домов, то сейчас на слуху Buccellati, Bulgari, Cartier, Chopard, Harry Winston, Graff, Mikimoto, Piaget, Tiffany & Co и Van Cleef & Arpels. Однако не вся продукция этих компаний с каждым годом дорожает. Ценятся эксклюзивные украшения, а стоимость массовых изделий со временем особо не меняется.

Эксперты рекомендуют не выпускать из поля зрения и работы отдельных мастеров, известных своими уникальными произведениями. В последние годы на ювелирном рынке высоко котируются украшения от Жоржа Брака​, Питера Чанга, Коко Шанель, Эндрю Грима​ и Сюзанн Бельперрон.

Кроме творений признанных мастеров весьма перспективной является продукция молодых ювелиров. В частности, эксперты рекомендуют вкладывать деньги в молодые российские бренды. Пока их стоимость занижена, поскольку широкая известность еще не пришла, но качество работы и художественный замысел порой на очень высоком уровне. Такие драгоценности явно недооценены и за 5-7 лет намного подорожают. В качестве примеров перспективных компаний Эдуард Уткин приводит участников международной ювелирной выставки, что недавно прошла в Лондоне. Это «Русские Самоцветы», ювелирные дома: Ринго, Аргентов, Кабаровских, Чамовских, Echo, Treasure House и Альдзена.

Значительно подорожать могут и украшения, которые получили широкую известность в определенные исторические периоды: например в 1900–1920 гг. или в 1950-е годы. Такие драгоценности постоянно растут в цене, поскольку обладают культурной и исторической ценностью, пользуются спросом богатых коллекционеров. По информации Knight Frank, в последнее десятилетие античные украшения подорожали на 63%, продукция, созданная в 1945-1975 гг. – на 73%, изделия Прекрасной эпохи (1971-1914 гг.) – на 93%.

При реализации драгоценностей в более выгодном положении находятся коллекционеры. К примеру, если есть несколько брошей Van Cleef редкой серии, то такую коллекцию можно продать дороже, чем все изделия по отдельности. Коллекционировать имеет смысл не только творения одного автора, но и драгоценности одной эпохи. Продав сразу все украшения одного исторического периода, наверняка получится заработать больше. Вот только поиски покупателя могут затянуться.

Кризис серьезно отразился на ювелирном рынке России. В период снижения покупательской способности покупатели не в первую очередь, мягко говоря, думают о покупке дорогостоящих украшений. И именно в таких условиях особенно интересно узнать мнение эксперта о тенденциях развития сегмента, и о наиболее перспективных нишах.

Ювелирный рынок нужно анализировать в контексте положения на потребительском рынке в целом. В 2017 году на фоне улучшения макроэкономических показателей и укрепления курса рубля сформировалось ощущение стабилизации рынка, снизился уровень негатива в оценке своих перспектив со стороны потребителей. При этом для прорыва вверх и значительного подъема продаж на потребительских рынках достаточных оснований нет.

Согласно данным исследования Fashion Consulting Group, импорт ювелирных украшений в Россию продолжает сокращаться, и по итогам трех кварталов 2016 года сократился даже относительно очень низких показателей года предыдущего еще примерно на четверть. Рост себестоимости импортной продукции, который произошел для российских закупщиков после снижения курса рубля, заставил часть игроков, производивших продукцию за рубежом, рассматривать варианты перевода производства на территорию России, искать локальных производителей. Появилась надежда на то, что откат импорта освобождает место на рынке для локальных производителей. Кроме того, вследствие непростой экономической ситуации, а также государственной политики продвижения проектов под брендом «Сделано в России» растет лояльность россиян к локальной продукции.

В течение последних 3 лет российские ювелирные ритейлеры и бренды тестируют новые проекты и внимательно изучают локальные возможности для производства, особенно в среднем сегменте, где потребители ждут чего-то более нетрадиционного. Если на 2013 год около 65-70% ювелирных изделий в России приходилось на зарубежную продукцию, то в 2015 году эта доля стала заметно сокращаться в пользу российских товаров. Гильдия ювелиров дает оптимистичную оценку того, что более чем три четверти изделий на рынке сейчас - это продукция отечественного производства.

Тем не менее, несмотря на снижение доли импорта, на фоне резкого падения покупательской способности населения в сравнении с докризисным периодом и, соответственно, катастрофическим падением спроса на ювелирную продукцию, российские производители пострадали не менее, чем закупщики импортных товаров: почти наполовину снизился объем производства в России (-45% золото и -20-30% серебро). Произошел отток покупателей от брендов среднего ценового сегмента к брендам бюджетного сегмента.

Насколько в целом ювелирный рынок пострадал от кризиса?

Объем и динамика рынка золотых украшений, тонны, 2012-2016

В период пика кризиса в 2015 г спрос на ювелирные изделия из золота в России откатился на 14 лет назад – рынок (в валютном эквиваленте) сократился на 43% по сравнению с 2014-м. В 2016г. продолжилось падение спроса – продажи упали еще на 11% по отношению к 2015г.


Объем и динамика рынка ювелирных украшений, руб., 2012-2016Q4/2017F

На рынке ювелирных украшений (включая золотые украшения) наблюдается негативная динамика: 2015 год показал снижение практически вдвое и достиг самого низкого уровня за последние 10 лет. В 2016 году рынок упал еще на 18% и составил 172,2 млрд. долл. Прогноз на 2017 – стабилизация до 3% при оптимистичном сценарии и снижение до -10% при пессимистичном сценарии.


Специфика рынка ювелирных украшений в России 2016

Еще до недавнего времени ювелирный рынок находился под сильным влиянием «постсоветского наследия». Лишь небольшое количество зарубежных ювелирных компаний, представленных в моно и мульти-брендовых магазинах, исключительно в крупных городах смогли укрепиться на рынке в течение последней декады.

  1. Рынок был сформирован крупными «историческими» брендами, капитализирующими на репутации заводов-производителей советских времен;
  2. Динамика развития медленная, инертная. Модели, созданные ещё в 70-е годы – например, цепи «Бисмарк», до сих пор пользуются популярностью.
  3. Упрощённо специфику российского рынка ювелирных изделий в сравнении с европейским рынком можно обозначить как «консервативный спрос». Изделия и коллекции на прилавках отражают любовь населения к демонстративной декоративности с одной стороны и к традиционности, классике с другой.
  4. Качественная дорогая бижутерия не воспринимается адекватной заменой ювелирным украшениям даже для повседневного и дневного использования.
  5. В отличие от европейского рынка, ежедневное ношение ювелирных украшений является нормой со школьного возраста.

Около 40% ювелирного рынка приходится на крупных игроков

На данный момент на рынке ювелирных украшений в России выделяется топ-7 игроков, которые суммарно занимают 32% рынка. Крупнейшей ювелирной сетью по выручке за 2016 год является сеть Адамас – 11,6 млрд. руб. и 6,7% от общего объема рынка. Второе место занимает Pandora с выручкой 8,6 млрд. руб., третье место – Московский Ювелирный Завод, 8,3 млрд. руб. соответственно. Так же на долю брендов люксового сегмента приходится еще около 10% рынка, она попадают на розничный рынок через таких крупных дистрибьюторов как Mercury Group, Jamilco, Космос Золото, Bosco di Ciliegi.


Ключевые тенденции на потребительском рынке

  • Закономерный «уход в серебро» и увеличение предложения в категории легковесные золотые изделия. Повторение колебаний спроса, которые наблюдались и в кризис 2008 года. Покупатели, которые не рассматривают украшение как инвестицию, а покупают его как украшение-аксессуар, обращают больше внимания на серебряные изделия. Ассортимент и разнообразие серебряных украшений в период снижения покупательской способности увеличивается
  • Относительно стабильный спрос на нишевые предложения. Такие изделия оригинального дизайна, четко таргетированные на конкретную ЦА, всегда находят своего покупателя. Ювелирные украшения, в которых можно выразить свою индивидуальность, являются результатом тщательного выбора и в кризис имеют более устойчивый спрос.
  • Карт-бланш российскому производителю. Работа зарубежных ювелиров подорожала в связи с изменениями валютного курса в России, поэтому они не видят особых перспектив в продаже своей продукции в России, и временно уступают место на рынке российским производителям.
  • Большинство торговых предприятий за основу маркетинговой политики приняли концентрацию усилий на специальных ценовых предложениях и на оптимизации ассортимента. Сократилось число компаний-посредников между производителем и розничным оператором. Розничные компании активно развивают собственные бренды и постепенно вытесняют с массового рынка торговые марки, не имеющие сетей сбыта.

Золотые украшения, продаваемые в рознице, за последние пять лет полегчали на четверть, сообщили "Российской газете" в Гильдии ювелиров России.

Вкус у россиян улучшается, и массивные цепи как признак успеха постепенно выходят из моды. Фото: Виктор Васенин/РГ

Люди покупают все более легкие по весу изделия. Например, серьги-шары, полые цепи или фактически проволочные, а не цельнолитые кольца.

"Если пять лет назад средний вес золотых изделий был 2,6 грамма, то сейчас - 1,9 грамма. То есть украшения стали легче на 27 процентов", - рассказывает гендиректор Гильдии ювелиров России Эдуард Уткин.

Покупатели экономят, так как доходы снизились и не растут. Спрос на ювелирные изделия в этом году упал, отмечает он.

Сэкономить покупатели могут и другими способами. На рынке получили широкое распространение синтетические вставки. Их использование позволяет существенно снизить стоимость изделий.

Магазины регулярно предоставляют скидки, которые порой доходят до 70 процентов. Перед Новым годом ювелирные салоны также будут продавать украшения со скидками. Но дело не только в экономии, считают эксперты "Российской газеты".

С одной стороны, золотые украшения были признаком благосостояния, но сейчас у многих нет возможности покупать дорогие украшения, говорит директор Агентства социальной информации Елена Тополева. С другой стороны, изменились эстетические предпочтения. "У нас уже массивные золотые украшения стало не так престижно носить. Это еще и улучшение вкуса наших граждан", - отмечает она.

За пять лет средний вес 
ювелирных изделий упал 
на 27 процентов

Меняются также экономические мотивы покупки ювелирных украшений. "Снижение веса может свидетельствовать о том, что население перестает воспринимать золотые украшения в качестве инструмента инвестиций", - говорит руководитель отдела мониторинговых исследований ВЦИОМ Олег Чернозуб. Стремление приобрести тяжелые золотые украшения в качестве страховки на крайний случай отходит на второй план. Это значит, что население убеждено в том, что экономика стабильна, делает вывод эксперт.

Люди в целом стали меньше сберегать и покупают все больше и больше новых вещей, причем таких, которые нужно регулярно менять. В результате золото вытесняется другими товарами, например гаджетами.

"Хитроумная и тонконастроенная реклама побуждает людей постоянно обновлять свои бытовые приборы, автомобили. Кто-то, например, покупает дешевые устройства, а кто-то гоняется за дорогими новинками. Причем последующие поколения тех же гаджетов могут быть не лучше предыдущих", - говорит Елена Тополева.

Но расширенное потребление взамен "золотых" сбережений просто другая крайность. Не очень хорошо, что люди тратят лишние деньги на совершенно ненужные вещи. К тому же такое поведение в целом вредит планете. "Мы стимулируем производство все новых и новых вещей, которые просто замусоривают окружающую среду. Об этом тоже стоит подумать, прежде чем что-то купить", - советует Тополева.

Но если уж очень хочется заполучить какую-то новую вещь, эксперты подсказывают другой способ. Сегодня есть масса возможностей взять в аренду бытовую технику, мебель, гаджеты. Можно посмотреть, попробовать и оценить, так ли необходим вожделенный предмет или не стоит тратить кровные на ненужное.

Осознанное потребление добралось и до рынка роскоши. Драгоценности покупают не только потому, что «красиво и хочется» - они становятся объектом вложения средств. Надя Менделевич, геммолог, редактор vogue.ru и куратор частных коллекций драгоценностей, дает советы, как правильно инвестировать в ювелирные украшения.

Не будем лукавить: ювелирная индустрия всегда развивалась благодаря стремлению людей продемонстрировать собственное благосостояние. Каким бы чудесным ни был камень сам по себе, желание владеть им определяется не только его красотой, но и ценой, подчеркивающей статус владельца. А что происходит со стоимостью камня после покупки: она падает или растет? Можно ли приобретать ювелирные украшения, не теряя денег и даже зарабатывая? Вполне. И для этого не обязательно быть в списке Forbes. Рассмотрим стратегии внутри бюджета, сравнимого с годовой зарплатой начинающего финансового аналитика, - £ 40 тысяч.

Покупка украшения, которое почти не будет терять в цене

уровень сложности: низкий

бюджет: от £ 3 тысяч до £ 10 тысяч

Проще всего покупать культовые украшения, которыми минимум пять лет хотят владеть все. Есть несколько коллекций известных марок, украшения из которых почти не потеряют в цене на вторичном рынке. Идеальный пример - коллекция Alhambra, которую выпускают Van Cleef & Arpels. Второе и третье места делят украшения Cartier в виде гвоздей и линия B.Zero у Bvlgari. Ранней весной и поздней осенью выходят лимитированные выпуски: если повезет, популярное украшение в редкой версии не опустится в стоимости даже на вполне гуманные в коварном мире ювелиров 20%. Некоторые марки активно вкладываются в промоушн, определяя моду и формируя стабильный спрос на свои хиты. Волны народной любви хватает и на те драгоценности этих марок, которые покинули родной бутик десять лет назад. Главный минус таких покупок - никакой оригинальности.


Кольцо Just un Clou, Cartier. 3050 фунтов, на вторичном рынке Лондона – от 2200.

Покупка простого украшения, которое не потеряет в цене

уровень сложности: средний

бюджет: от £ 5 тысяч до £ 15 тысяч

Для тех, кто не привык подчиняться моде и живет по принципу less is more, существует таблица Рапапорта и шкалы цветности и чистоты бриллиантов. Звучит страшно, но на деле - не сложнее классификации тарифов авиакомпаний. Разобравшись в этом, стоит обратить внимание на повседневные украшения с бриллиантами цветности F–G (практически бесцветные) и чистоты VVS2–VS1 или VS2 (включения не видны без лупы), которые можно купить у малоизвестных ювелиров, заказывающих камни на бирже и отдающих предпочтение коммерческим сертификатам Интернациональной геммологической лаборатории (IGL). А вот сертификат GIA, который является на рынке золотым стандартом, не обязателен: чем переплачивать за него, лучше выгадать пару лишних десятых карата.

На верхней границе бюджета этого уровня имеет смысл обратиться за консультацией к геммологу (его услуги стоят порядка £ 500) и найти симпатичный светло-желтый бриллиант, который имеет все шансы подорожать. За те же деньги можно нанять эксперта другого рода - историка ювелирного искусства, который поможет выбрать достойную старинную драгоценность. Чем выше коллекционное значение такого украшения (необычный, но яркий образец моды 1910-х годов будет стоить дороже классики 1850-х), тем увереннее оно ведет себя как инвестиция. Кстати, антикварная драгоценность стоимостью более £ 5 тысяч, скорее всего, существует в единственном экземпляре.


Серьги с сапфирами и бриллиантами, мастерская Giovane. Подобные вам сделают на заказ за £7-15 тысяч. Окончательную стоимость определяет качество сапфиров

Покупка необычного украшения, которое вырастет в цене

уровень сложности: высокий

бюджет: от £ 15 тысяч до £ 40 тысяч

На верхней границе бюджета этого уровня можно найти заметный (от карата весом) желтый бриллиант. В отличие от бесцветных собратьев до пяти карат весом, даже мелкие цветные бриллианты растут в цене - их можно рассматривать как инвестицию. На этом же уровне имеет смысл обратить внимание на цветные драгоценные камни. Рубины, сапфиры, колумбийские изумруды, австралийские опалы и натуральные александриты высших характеристик и весом от двух карат - не просто потраченные деньги, но и вклад. Здесь не обойтись без сертификатов: приоритет у GIA, AGL и IGL. Если выбор падает на украшение со знаменитым клеймом, то первосортные цветные драгоценные камни являются как минимум гарантией сохранения высокой стоимости. Обратившись к частному ювелиру, можно получить украшение, которое, скорее всего, подорожает уже за первый год. С увеличением бюджета растут и шансы покупки вещи музейного уровня на антикварном рынке.

На этом уровне стоит быть осторожнее с полудрагоценными камнями: вероятность ошибиться в прогнозах велика. Во-первых, последнее время в Африке открывают все больше и больше месторождений, в которых добывают самоцветы, считавшиеся очень редкими и дорогими еще три года назад. Во-вторых, в спрос на полудрагоценные камни вмешивается мода. Популярность разновидности самоцвета за счет модного оттенка может вырасти на пару сезонов. Рыночные цены поднимутся, но инвестиционный потенциал так и останется незначительным.


Кольцо с бриллиантами и изумрудами, созданное в 1920-х годах. Оценочная стоимость £15-20 тысяч, коллекция Jewellery Atelier

На верхнем фото: инвестиционный бриллиант более 50 карат весом в мастерских Chopard.

Год назад представители рынка ювелирных изделий забили тревогу: в первом квартале 2016-го спрос на изделия достиг минимума с 2008 года. Продано было 7,7 тонн продукции, то есть на 17% меньше, чем за год до этого. Такие данные опубликовал Всемирный золотой совет.

По ито­гам 2016 го­да юве­ли­ры России снизили ис­поль­зо­ва­ние зо­ло­та для из­го­то­в­ле­ния из­де­лий на 9,5% по срав­не­нию с го­дом ра­нее - до 30,984 тон­ны.

Так, нижегородские ювелиры существенно теряют покупателей с 2013 года. Ответ простой - нет спроса. Как сообщает Newsnn.ru , основными покупателями сейчас стали молодожены, заказывающие кольца, порой даже в кредит. Причиной этого участники рынка называют падение доходов населения. Так, за январь-май 2017 года, по данным Нижегородстата, доходы населения Нижегородской области снизились на 6%.

Владелец нижегородской ювелирной студии Александр Моляков говорит, что выручка его бутика упала в несколько сразу после нового 2014 года. «Если сравнивать, сколько я зарабатывал до 2014 года и сколько сейчас – это в 3-4 раза меньше, - сообщил он Newsnn.ru . – Раньше средний чек был в районе 50 – 60 тысяч рублей, сейчас и 20 тысяч они не тянут».

Г-н Моляков также отметил, что у коллег в других регионах ситуация так же сложная. «Я общаюсь со всеми регионами России и у всех всегда спрашиваю «как дела?». И у всех все плохо, даже в Москве. Хотя Москва, можно сказать, - это другая планета», - отметил он.

Как сообщает Inkazan.ru , падение спроса началось еще в 2014 году. Произошло это в результате девальвации рубля, введения санкций и снижения экспортных сырьевых доходов государства, писал Золотой совет. С тех пор отрасль продолжало лихорадить: из-за кризиса падал средний чек и вес продаваемых изделий, с рынка вынуждены были уходить большие игроки. Как отмечали некоторые участники рынка, относительно стабильно продолжали продаваться лишь классические изделия с одиночным крупным бриллиантом. Судя по всему, это даже подтолкнуло минэкономразвития России задуматься о снятии запрета на продажи ювелирных изделий через интернет.

А в Ростове эксперты предположили, что введение платных парковок также негативно повлияло на ювелирный рынок в регионе. Как предположил в беседе с изданием Rostovgazeta.ru представитель ювелирного дома "Шико", падение числа продаж стало заметным после введения платных парковок в центре, там, где находится большинство ювелирных салонов Ростова. "Конечно, на ювелирном рынке перенасыщение, но еще пошел отсев людей из-за того, что с октября 2016 года в центре стало тяжело припарковаться. Открыли пешеходные зоны, места для парковок стало меньше, а если есть, то это все платно. Люди и перестали приезжать в центр за покупками", - сказал собеседник агентства.

Изменения в экономике, правовых нормах, структуре города сказались на качестве изделий, считает представитель "Ювелирной мастерской №1" в Ростове. "Сейчас чтобы украшения были дешевле, их делают пустотелыми, легкими, пробу ниже и часто умалчивают об этом. Поэтому покупателям нужно внимательно смотреть на бирки", - отмечает эксперт. При ухудшении ситуации возможно дальнейшее падение качества изделий.

На ювелирном рынке сокращается ассортимент и количество работников. "За последние годы стало закрываться меньше предприятий, за несколько лет - два-три. Но повсеместно сокращают рабочие места и ассортимент. В целом, производство останавливается, убытки не дают развиваться", - говорит директор фирмы "Золотой рай" Алексей Иванов. Эти изменения он обуславливает влиянием высокой арендной платы для ювелиров. "Если бы государство контролировало цены на аренду, то было бы лучше", - считает директор.

В Ставрополе п о словам ведущего аналитика компании "Аналитик-Сервис" Антона Быкова, падение розничных продаж ювелирной продукции началось с 2014 года. В 2015 году падение ускорилось примерно на 15%, в 2016 году - до 30%.

"Происходит расслоение общества потребителей. Есть большой рынок низкокачественной «блестящей» продукции, а есть рынок дорогой брендовой продукции или изделий на заказ. Второе направление интересно тем, кто понимает в искусстве и имеет деньги, чтобы это заказать, остальные, если и приходят за ювелирной продукцией, стараются экономить", - прокомментировал NewsTracker.ru владелец ювелирного бизнеса «Златокузнец» Алексей Смольняков.

Он отмечает, что все это происходит на фоне общего снижения количества клиентов, что заставляет ювелиров искать способы дохода и делать работу, от которой они ранее бы отказались из-за простоты и дешевизны. При этом, как считает Смольняков, приобретать изделия, сделанные на заказ, сейчас выгоднее, так как это при согласовании всех параметров с мастером может выйти дешевле, чем покупка аналогичной вещи в бутике.

Как рассказал NewsTracker.ru , ювелир Алексей Калашников, заказы «полегчали» в среднем с 4-5 до 2-2,5 грамма, а материалы, которые предпочитают люди, упростились. Например, из заказов практически исчезли бриллианты. Дело в том, что люди в регионе готовы отдавать в среднем до 10 тысяч рублей за изделие, в то время как пару лет назад эта цифра держалась на уровне 20-25 тысяч рублей.

В Гильдии ювелиров России, считают, что проблема № 1 – это спад объема производства и продаж, падение спроса. За последние три года уменьшился средний вес изделий, выпускаемых из золота с 2,6 грамм до 1,9 грамм, говорят специалисты. Падает экспорт, в 2016 году – минус 34 %. К этим проблемам добавляются претензии налоговых органов, которые подозревают ювелирные компании в создании схем по уклонению от уплат НДС. Ювелирные компании в свою очередь считают эти претензии неправомерными. Не очень охотно российские банки дают кредиты, считая отрасль зоной повышенного риска. Растут штрафы и число проверок выполнения требований законодательства в области регулирования оборота драгоценных металлов и драгоценных камней, в области противодействия отмыванию доходов полученных преступным путём, в области регулирования розничных продаж ювелирных изделий, в области регулирования продаж ювелирных изделий дистанционными способами. И это еще не полный перечень проблем.

Отметим, что на ювелирный рынок оказали влияние новые правовые нормы. С 10 января 2016 года были внесены поправки в закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». И теперь при покупке украшений на сумму более 40 тысяч рублей наличными или 100 тысяч по карте покупатель обязан предъявить паспорт, а продавец - передать эти данные в Росфинмониторинг.

"Это чрезмерные нормы на сегодняшний день. Тем, кто хотел отмыть деньги, ничто не помешало это сделать, - считает президент Торгово-промышленной палаты Российской ФедерацииСергей Катырин. В программе телеканала РБК «Бизнес-вектор» он высказал несколько предложений по развитию ювелирной отрасли в стране. Предложения президента Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Сергея Катырина нацелены на то, чтобы государство оказывало как можно меньшее влияние на развитие отрасли.

"Большинство из наших предложений не требуют вообще никаких финансов и основаны на том, что нужно не мешать развиваться отрасли и по возможности убрать те препоны, которые на сегодняшний день сложились, и она будет развиваться даже без какой-то финансовой подпитки", - сообщил президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

Кроме того, российские производители жалуются на жесткое государственное регулирование экспорта драгоценных металлов и камней, которое было заложено еще в советские времена. Для вывоза товара на экспорт в РФ необходимо потратить более 1,5 месяцев на получение разрешений, что значительно дольше, чем, например, в Китае. В связи с этим экспорт ювелирных изделий за границу по сравнению с 2013 годом сократился в 6 раз – с 780 млн долларов до 117 млн. Для сокращения издержек некоторые предприятия начали переводить производство за рубеж.

"Дело в том, что в этих странах созданы более благоприятные условия для производства ювелирных изделий, как в части налогообложения, так и в части регулирования деятельности, - объясняет г-н Уткин. – Например, уровень налогов в Киргизии в 2 раза меньше, чем у нас. А с учетом того, что у нас теперь общий рынок, выгоднее производить изделия в Киргизии или в Казахстане и продавать их на территории России".

Ювелирная отрасль - такая же часть экономики, и естественно, что все тенденции - хорошие или плохие - на ней сказываются, пусть и не сразу, говорит президент компании «Алмаз-Холдинг» Флун Гумеров . По его словам, из-за кризиса в 2014 году рынок золотых изделий в весовом выражении просел чуть более чем на 10%. В 2015-м обвал достиг уже 40%, а в 2016-й завершился падением примерно на 12%. Самому «Алмаз-Холдингу» благодаря полной реструктуризации производства удалось нивелировать негативные последствия и выйти в небольшой рост. Сейчас на рынке постепенно начинают появляться перспективы роста продаж и выпуска, говорит Гумеров.

Так, в последние годы в Приморском крае ювелирный бизнес приобрёл колоритную региональную особенность. Речь идёт о возросшем интересе к благородным металлам азиатских покупателей – особенно с приходом летнего туристского сезона и заходом океанских лайнеров из стран АТР. Гости – преимущественно из Китая – лавинообразным потоком сметают весь «средний чек»: китайским гражданам более всего полюбились белое золото в среднем ценовом диапазоне (от 500 до 4000 рублей) и красные камни. По словам участников рынка, в летние месяцы каждый ювелирный магазин Владивостока делает на этом клиентском сегменте больше 50 % продаж. Многие предприниматели за определённый процент заранее договариваются с гидами-экскурсоводами, и те приводят потенциальных клиентов в нужный магазин. По данным Генерального консульства КНР во Владивостоке, в 2016 году один только краевой центр посетили 420 000 граждан Поднебесной, это рекорд всех времён. Неудивительно, что торговля ювелирными изделиями получила новый импульс: в центре Владивостока можно совершить ювелирный променад в окружении вывесок на китайском языке.

Кроме того, по данным Пробирной палаты, в первом квартале 2017 года в России произведено почти 8 миллионов золотых украшений. Это на 20 % больше, чем за такой же период прошлого года. Впервые с 2013 года отрасль показывает рост. Похоже, интерес потребителей начал постепенно возвращаться, и отрасль остаётся на плаву.