Ювелирное клеймо. Как читать клеймо и пробу на ювелирных изделиях

Как проверить при покупке драгоценное украшение на подлинность и соответствие заявленным свойствам - пробе драгметалла и изготовителю? Как расшифровать пробирное клеймо на колечке или серёжках? И ещё вопрос - какие маркировки непременно должны быть на настоящем ювелирном изделии и где их сразу найти?

Государственное пробирное клеймо

Из чистого золота бывает сердце в репертуаре Стаса Михайлова (и то на правах метафоры), но не драгоценная монета и не ювелирное изделие. Золотые и серебряные вещицы долговечные и прочные только благодаря тому, что их делают из сплавов. Правда, доля серебра или золота в них нередко превышает 95%.
Содержание драгметалла в изделиях именуется пробой. Она обозначается трехзначным числом, так как выражает массу в 1000 частях сплава.
Контроль над пробой - прерогатива государства. Все ювелирные изделия, продающиеся либо продававшиеся в России - будь то отечественное производство или импорт, - маркируются пробирным клеймом.
Маркировка не ставится на:

  • монеты, прошедшие эмиссию;
  • самородки, использованные в «ювелирке»;
  • государственные награды;
  • сусальное золото и серебро;
  • мелкие насечки драгметаллом на шкатулках, вазах и прочих ценных предметах.

В России действителен определённый перечень проб ювелирных украшений:

    375, 500, 583, 750 и 958 - для золота;

    750, 800, 875, 916, 925 и 960 - серебро;

    950 - платина;

    500 и 850 - палладий.

Расшифровка пробирного клейма

Пробирное клеймо составляют два обозначения, которые могут находиться как рядом, так и раздельно:

  1. знак удостоверения нашего государства - это либо советские серп с молотом впереди и звезда о пяти концах фоном, актуальные в качестве пробирного знака до сих пор, либо профиль женщины в кокошнике, развернутый вправо;
  2. знак пробы.

Пробирное клеймо:

1 - Шифр государственной инспекции пробирного надзора
2 - Знак пробирного удостоверения
3 - Цифровое обозначение пробы драгоценного металла

Эскизы пробирного клейма на золоте:

Эскизы пробирного клема для серебра:

Именник ювелирного завода

На ювелирные украшения обязательно наносится и маркировка изготовителя - именник (ювелирный). Он представляет собой:

  • знак, идентифицирующий ювелира (предприятие либо ИП);
  • обозначение года выпуска.

Именники ювелирные обновляет (в каждом новом году), утверждает и регистрирует Пробирная палата.
Символы именника завода наносятся только рядом - помещенными в один контур.
Обе маркировки, как правило, видны, если это

  • кольцо - внутри;
  • кулон - снаружи;
  • серьга, цепочка - на замочке.

Год выпуска (маркировки) на именнике с 2001 года обозначается первой буквой. Например, 2005 - пятой буквой алфавита «Д».
Вторая буква указывает местонахождение ювелирного производства.
И следующие символы - шифр изготовителя. Следуя рекомендациям Пробирной палаты ювелиры используют одну или две русские буквы.

Расшифровка именника

1 - шифр года
2 - шифр Госинспекции Пробирного надзора, в районе деятельности которой находится изготовитель
3 - шифр изготовителя

расшифровка по годам: А - 2001 год, Б - 2002 год, В - 2003 год, Г - 2004 год, Д - 2005 год, Е - 2006 год, З - 2007 год, И - 2008 год

Второй указывает на инспекцию пробирного назора: Л - Северо-Западная (без изменения)

Инспекции пробирного надзора

Местонахождение

Шифры на клеймах

1. Верхне-Волжская

р/п Красное-на-Волге, Костромская обл.

2. Волго-Вятская

г. Нижний Новгород

3. Восточно-Сибирская

г. Красноярск

4. Дальневосточная

г. Хабаровск

5. Донская

г. Ростов-на-Дону

6. Западная

пос. Янтарный, Каланинградская обл.

7. Забайкальская

г. Улан-Удэ

8. Западно-Сибирская

г. Новосибирск

9. Поволжская

10. Подмосковная

г. Бронницы, Московская обл.

11. Прикаспийская

г. Махачкала

г. Якутск

13. Северная

г. Великий Устюг, Вологодская обл.

14. Северо-Западная

г. Санкт-Петербург

15. Уральская

г. Екатеринбург

16. Центральная

г. Москва

Последние символы идентифицируют производителя (без изменения)

Как видим, по именнику и пробирному клейму действительно можно узнать, что представляет из себя любое изделие, рассчитанное на продажу в России.

Клеймо может состоять из множества разнообразных частей, указывать на самые разные процедуры и передвижения, которым подвергался этот предмет. Но обязательно оно расскажет нам о стране, периоде и качестве металла.



На примере клейм некоторых стран мы увидим, как можно с помощью неприметных деталей сообщить много информации.

Для начала разделим клеймо на несколько составляющих:

  • Проба (указывает на материал)
  • Именник (указывает на мастера, иногда - дату)
  • Клеймо страны
  • Клеймо пробирной палаты

Это разделение достаточно условное. Как вы увидете дальше, у каждой страны есть свои отличия.

Что такое проба и зачем она нужна

Неизменно на всех изделиях одно - проба. Проба сообщает, сколько золота или серебра содержится в определенном количестве металла. Важно знать, о каком количестве благородного металла идет речь и на какую массу.

Мы рассмотрим метрическую, каратную, золотниковую и лотовую системы проб. Первые две наиболее распространенные в мире, последние же имеют для нас историческую ценность, а также я буду к ним возвращаться по ходу рассказа.


Метрическая – наиболее нам известна и привычна. Она показывает, сколько частиц серебра, или золота приходится на 1000 частиц металла. 925, 875, 575, 333 пробы – они все относятся к метрической системе. Чем больше значение – тем больше благородного металла в изделии. Зачастую, значения метрических проб получались в результате пересчета каратной пробы, потому как она более старая.

Каратная проба основывается на единице измерения массы – каратах. Один карат равен 0.2 грамма. Слово carato в переводе с итальянского означает – «зернышко рожкового дерева». Эти зерна издавна использовали для обозначения массы, так как они стабильны в весе. Обозначаются караты так: K, kt, C, ct . Эта система проб применяется только к золоту. Она показывает, сколько карат золота приходится на 24 карата общей массы (на 4.8 грамма). Бывают следующие пробы и им соответствуют пробы метрической системы: 9 к - 375, 12 к - 500, 14 - 585, 18 к - 750, 21 к - 875, 22 к - 916, 23 к - 958, 24 к - 999 .

Золотниковая проба привязана к русскому фунту, который равнялся 96 золотникам. Один золотник равен 4.266 г. Показывает, сколько благородного металла содержится в одном фунте. Золотниковая проба и ее соответствия в метрической системе: 3 6 з - 375, 48 з - 500, 56 з - 583, 72 з - 750, 84 з - 875, 88 з - 916, 91 з - 947, 92 з - 958, 96 з – 999 .



Лотовая проба действовала в Германии в Средние века до 1888 г. Основа этой системы – одна марка, что равняется 16 лотам. Сама проба показывает, сколько лотов золота или серебра находится в одной марке. Один лот, в свою очередь, содержит 12.797 г. Существуют такие пробы: 6, 8, 12, 14, 16 .

Пробы вцелом достаточно унифицированные. Зная основные пробные системы, вы уже можете что-то сказать об изделии. Остальные составляющие клейма отличаются в разных странах. Мы разберем клейма в Германии, Франции, Англии, Украине и СССР.

Все общие сведения о клеймах мы постарались обобщить в этом видео:

" data-provider-name="YouTube">

Клейма в Германии

Все началось еще в Средние века, когда в Германии сложилась цеховая организация ремесленничества. В цеха объединялись мастера-ювелиры, и эта организация помогала им решать разнообразные трудности, вести свои производственные дела. Они устанавливали иерархию из трех уровней: мастер, подмастерье, ученик. Наиболее старое упоминание о клейме в Германии датируется 1289 г. С этого момента начинается разработка системы клейм. Система – это не только обозначение на изделии, но и налоговые законы, гильдии, пробирные платы. Европейские страны шли по пути создания системы синхронно, готовых образцов для подражания не было, поэтому процесс затянулся.

Лишь в 1548 году в Германии было официально установлено – клеймить все предметы из драгоценных металлов весом свыше 4х лотов (51 грамм). Оно состояло из лотовой пробы, клейма мастера и клейма-удостоверения курфюрста. Также, добавляли обозначение города и года. Клеймо курфюрста было подтверждением, что предмет действительно проверен и имеет именно то количество драгоценного металла, которое заявлено в пробе. К 1667 году окончательно закрепилась проба - «кельнская марка», она равнялась приблизительно 800 пробе серебра. В 1888 году лотовая система пробирования была заменена на метрическую. Государственный стандарт клеймления стал следующим: клеймо мастера, либо фирмы, а также обозначалась проба и государственное подтверждение подлинности пробы – месяц с короной.

По сей день, если вы видите изделие с 800 пробой серебра – скорее всего оно из Германии.

Клейма во Франции

Первое упоминание о клеймах на драгоценных металлах во Франции датируется 1272 г. Речь шла о клейме города и мастера, которое раньше выглядело как пиктограмма: крестик, цветочек, сердце. Уже в 1378 году был официально утвержден государственный стандарт серебра (золото было малодоступным для широких масс населения, только для церкви и знати). Но мастера не желали клеймить изделия, в провинции их было невозможно контролировать. Процедура еще не была готова к использованию и сошла на нет.

Но желание государственного аппарата контролировать движение и использование драгоценных металлов имеет очень серьезные основания. Военные трофеи свободно циркулировали и количество ввозимого металла было неизвестно. Становились все актуальнее контроль и учет драгоценных металлов, из которых можно было изъять налог и пополнить казну. А с развитием королевского двора повышались потребности в деньгах. Введение налогов с ювелирных дел мастеров было частичным решением проблемы.

В 1672 году ввели клеймо для удостоверения об уплате налога, которое проставлял специальный человек – откупщик. Существовало еще и инвентарное клеймо, которое ставили, если откупщик покидал пост досрочно. Обязательными были клеймо мастера, государственное клеймо, либо городское, клеймо об уплате налога и об освобождении от налогов. В Париже к этому набору добавлялось годовое клеймо-буква, а также, специальная процедура для контроля крупногабаритных предметов. Процесс заключался в том, что мастер ставил именник на все фрагменты изделия, апробировал их в Гильдии, оплачивал все налоги, (на каждом этапе ставилось клеймо), а после сборки снова уплачивал налоги, что удостоверяло соответствующее клеймо. И только потом мастер мог продавать изделие. Эта невероятная процедура значительно поднимала стоимость и тормозила производство в целом.

После Французской революции тиски налогов и пробирного контроля ослабели, но вскоре вернулись все гарантийные и налоговые клейма. С начала 19 века клейма становятся более унифицированными. Голова Гермеса удостоверяла государственный контроль, буквой обозначалась дата и ставилась проба. Значительных усложнений в клеймлении и пробировании больше не было.

Однако, вцелом все эти бюрократические перепетии, видимо, отчасти привели к тому, что сегодня французские изделия с возрастом встречаются не так часто как английские или немецкие.

Клейма в Англии

В то же время, что и во Франции с Германией, в Англии назрела проблема контроля качества металлов. В начале 13 века в Лондоне была создана гильдия ювелиров. Наиболее авторитетные мастера ходили по лавкам и проверяли пробы на изделиях коллег. Позже, назрела потребность в отдельном здании, которое им выделил город. Поэтому в Англии существует слово – «hallmark» (hall в переводе – зал, mark в переводе – клеймо), которое связано с этим зданием, где и проверяли изделия. В 1363 году было постановлено, что каждый мастер должен иметь свой именник и ставить его лишь после проверки гильдией и наличия соответствующего клейма.

К середине 15 века возникла следующая проблема: в стране было много низкопробного серебра, а проверенный государством качественный металл вывозили. Поэтому, в 1477 году было решено, что все предметы, произведенные в провинции, должны привозить и проверять в Лондоне. И ставить дату – букву в картуше, что обозначала год. С 1701 года начали открывать пробирные учреждения по всей стране, что облегчило задачу контроля и учета. В 19 веке на изделиях наличествовало пять клейм: государственное клеймо, которое удостоверяло пробу, годовое клеймо, клеймо города, мастера, об уплате налогов. Отдельное клеймо ставили на импортированные изделия.

До сегодняшнего дня из пяти клейм осталось 4 (сохранились все, кроме клейма об уплате налогов). Каждый город имеет свое обозначение – пиктограмму, каждый год имеет свою букву с определенным шрифтом. В целом, это очень четкая и информативная схема клеймления изделий.

Таким образом, мы видим, что клейма на изделиях рассказывают нам в первую очередь о взаимоотношениях мастеров-ювелиров с государством, чиновниками и налогами. Это целая история, рассказанная с помощью метонимии – в маленьком клейме видим большие события, войны, триумфы, революции.

Клейма в Украине

Как и в Европе, в Украине основной формой организации ремесленников был цех. Сохранился документ, по которому мы знаем, что в 1518 году в Киеве существовал цех золотарей. Золотарями называли как мастеров, которые работали с серебром, так и с золотом. Также, цехи существовали в Прилуках, Чернигове, Остроге, Нежине и т.д. До нас дошли некоторые печати ювелиров, их знамена и уставы. Цеховая иерархия предусматривала обязательное наличие статута, который предписывал, при каких условиях мог ученик стать подмастерьем, а подмастерье мастером. Сам мастер ставил клеймо и на свои изделия, и на изделия подмастерьев. В некоторых случаях клеймо могло принадлежать донатору-заказчику. Эти обстоятельства значительно усложняют атрибуцию изделий.

Наиболее ранние клейма на территории Украины, известные нам, датируются 16 веком. Точно известно, что в 1599 г. все ювелиры города Львова были обязаны клеймить свои изделия, чтобы те не попадали в руки скупщикам. Известно клеймо 1547 года на серебряном кресте, который находится в Киевском историческом музее. С 16-17 века известны изделия с других уголков Украины, на которых ставили свое имя, прозвище, либо инициалы.

В 17 веке, мастера Киева начали ставить на свои изделия Kiov. Позже, все города имели пробирные палаты и ставили свои клейма, которые привязывались к гербу города. Что интересно, система пробирования изначально была каратная, но с 19 века приняли золотниковую. В это же время стандарт клеймления был следующий: золотниковая проба изделия, клеймо города и клеймо мастера. Форма клейма менялась, что помогает нам определять возраст изделия. А с 1908 года к пробирному клейму добавился знак общегосударственного удостоверения – женская голова в кокошнике.

Все это сообщает нам о достаточно хаотичной ситуации. На нее значительно влияло отсутствие единого государственного аппарата долгое время. Это избавляло мастеров от необходимости апробировать свои изделия, платить налоги. Конечно, это также дает нам меньше информации о конкретном изделии, об интенсивности обмена, торговли этими изделиями, усложняет датировку.

После 1991 года государственным клеймом Украины стал тризуб. На сегодняшний день существует 13 государственных пробирных палат (они проставляют тризуб) и 4 завода-особняка. Это Винницкий, Харьковский, Львовский и Киевский ювелирные заводы. Они могут сами производить пробирный контроль и ставят при этом не тризуб, а лист каштана.

Клейма в СССР

С 1917 г. по 1927 г. стандарт клейма на территории советской власти отсутствовал. Лишь через 10 лет после революции в СССР было принято государственное клеймо – голова рабочего. Был и переход с золотниковой системы пробирования на метрическую, которой на тот момент пользовались в Европе. Клеймом пробирной палаты стала голова с молотком наперевес + буквенный шифр пробирной инспекции (сначала это была буква греческого алфавита). Клеймо было либо в форме лопатки, либо в форме четырехугольника с выпуклыми противоположными сторонами (с 1956 года). Для серебра – 875, для золота 583.

С 8 мая 1958 года голова рабочего была заменена на пятиконечную звезду с серпом и молотом внутри. В это же время пробирные инспекции стали обозначаться буквами кириллического алфавита.

Именники у заводов появились с 1936 года, зачастую, это были аббревиатуры названий. А с 1953 года к именнику в конце стали добавлять цифру, которая обозначала год. Таким образом, если клеймо с головой рабочего, а именник выглядит так: «СЮ6», это значит, что изделие было изготовлено в 1956 году. Но если на пробирном клейме звезда, тогда этот же именник будет обозначать 1966 год. С 1969 по 1978 год точную дату производства обозначали, добавляя в начало именника последнюю цифру года. Например, именник «0ХЮ» говорит нам о 1970 г.

Золото - любимый всеми и один из самых востребованных драгоценных материалов. В натуральном виде для производства украшений он применяется редко из-за своей хрупкости, подверженности деформации и высокой цены. Чтобы узнать состав, количество благородного металла и примесей, ювелиры 17 века придумали определение «проба». Какие есть пробы на золото, и чем они различаются, подробно рассмотрим в статье.

Определяемся с понятием

Соотношение всех составляющих, образовавших сплав, указывает на его индекс качества. К ним относятся золото, серебряная и медная составляющая. Законодательство Российской Федерации предполагает обязательное клеймирование всех спаек, включающих металлы, именуемые как драгоценные. На поверхности таких вещей отпечатывается специальный оттиск, указывающий процентное включение чистого вещества в произведенном сплаве. Его именуют пробой или клеймом.

Существует несколько определений стандартов в мире.

Лотовая система

Употребляется в ряде скандинавских стран и считается одной из первых общепринятых таблиц определения проб золота и обозначения части основного вещества. Максимальный показатель составляет 16 лотов и соответствует 99,99% чистого металла в привычной нам метрической системе. Далее, отметки опускаются на две позиции вниз до окончательной цифры 6, обозначающей 375 стандарт.

Золотниковая система

Впервые появилась в царской России, во время правления Петра I в 1798 году и образовалась благодаря бывшему тогда в обиходе фунту, который складывался из 96 золотников. Именно такая доля и соответствует нынешним 99%. Потом этот показатель изменялся до 36. На различных старинных ювелирных изделиях можно встретить цифры – 56, 72, 92, 96 соответствующие 585, 750, 958 и 999 обозначениям метрики. Чтобы золотниковое клеймо просчитать в каратном виде, достаточно значение разбить на 4.

Метрическая система

Метрическая – простой и понятный для нас вариант, четко указывающий чистый процент благородного металла. Самая низкая проба, ставящаяся на золотых изделиях, – 375. Это означает, что в составе 37% благородного металла. Далее следует 500-я, соответственно указывающая включение аурума и других примесей в пропорции ½. Наиболее популярна в обиходе 585-я, пришедшая на замену советской 583-ей. Затем идет не менее востребованная 750-я. Клеймо с цифрами 958 встречается крайне редко, а 999 – золото, почти не включающее примесей, которое применяется только для создания банковских слитков. В СССР был еще и цветовой стандарт. 375 имел розовый, темный оттенок, 583 – красный, а драгоценности, проштампованные 750 - были лимонные. В настоящее время по одному только оттенку нельзя с точностью назвать пробу.

Каратная система

Используется в Европе и в США. Стоит обратить внимание, что в данных регионах красное золото не востребовано, ювелирные украшения производят лимонно-желтыми, приближая их по оттенку к натуральному и белыми, с виду напоминающими платину, но значительно более демократичными по цене.

Если на территории России чистый металл – это без одной сотой 100%, то в каратной шкале исчисления ему соответствует обозначение 24к. Затем идет по убыванию от 23к, до 8к. Например, обозначение 18к говорит, что в 24 долях сплава включено 18 долей чистого золота.

Соотношение между системами проб золота
Метр ическая система проб
999 958 750 585 583 500 375
Каратная система проб
24 23 18 14 14 12 9
Доля чистого золота 99,9% 95,8% 75% 58,5% 58,3%
50% 37,5%

Чтобы легко перевести каратную пробу в метрическую можно воспользоваться формулой: каратная проба: 24 * 100

Со второй половины XVII века в царской России для клеймения использовалось обозначение двуглавого орла, при этом содержание самого материала колебалось от 80 до 83 % и соответствовало качеству импортированных монет, которые переплавляли для ювелирных потребностей. Нередко в интернете можно встретить фото, где видно, какими были пробы на золоте пару столетий назад.

С 1890 года изображение изменили на женщину в кокошнике. Затем, уже при советской власти, на смену пришел силуэт рабочего, позже замененный в 1957 всем известным серпом и молотом.


Внешний вид драгоценного клейма в государствах Востока представлен иероглифами, а в европейских – государственные гербы и символы городов, рядом с каратной пробой. Есть случаи, когда на продукте стоит две отметки, например, 925 и 375 – тогда это подразумевает информацию, что товар сделан из серебра 925 пробы и золота 375-й, причем второй, очень мало. Обычно это пластина или золотое напыление.

Клеймо можно нанести двумя методами: механическим оттиском и лазерным способом. Последний является сложным в исполнении и надежным, благодаря чему фальсификация изделий исключается практически стопроцентно.

Виды проб на золоте

Лигатура – это примеси к благородным металлам неблагородных. По сути это те компоненты сплава, которые определяют его свойства.Так благодаря различному составу золото приобретает оттенки не присущие чистому металлу, а именно: белый, желтый, даже зеленый, багряно-красный и необычные черный и вишневый. Перед покупкой дорогостоящего украшения, нужно сначала изучить, какие бывают стандарты качества и в чем их отличие. Далее рассмотрим все имеющиеся на данный момент категории:

  • 999. Это высочайший индекс, % примесей в котором 0,1. В изготовлении ювелирных товаров золото без примесей не используется, так как легко деформируется, имеет высокую стоимость и тусклый оттенок. Из чистого металла делают слитки на продажу профессиональным инвесторам и обеспеченным людям, которые хотят таким образом сохранить или приумножить свой капитал.

  • 958 проба обозначает очень мягкие украшения, не подверженные коррозии. Их оттенок лимонно-желтый максимально приближен к чистому веществу. Обычно из подобного сплава изготавливают обручальные кольца. Стоят они неоправданно дорого из-за большого содержания чистой доли. А кроме этого, ювелиры вынуждены производить массивные модели во избежание деформации хрупкой структуры.
  • 925. Клеймированию подвергают все металлы, именуемые драгоценными. Серебро не исключение. 925 проба несет информацию о том, что это качественный предмет, с использованием основного материала 92,5%. В качестве добавок уже много лет берут германий и кадмий, обеспечивающие поверхности стартовый глянцевый блеск и красоту.
  • 875. Такие украшения популярны и востребованы. Их чаще остальных пытались подделывать, заменяя 87,5% серебро свинцом и алюминием. Для придания идентичного вида, товар покрывали напылением серебра и выдавали его за высокопробный металл.
  • 750. Если условно разделить состав на 1000 частей, 750 из них будет составлять золото. Это самое большое соотношение, которое применяется в промышленных масштабах для изготовления многообразных ювелирных изделий. Добавки этого сплава представляют собой элементы таблицы Менделеева: серебро и медь в пропорции 1 к 4,3. 18-каратный состав широко применяется в восточных государствах для производства оригинальных женских и мужских аксессуаров. Он хорошо поддается обработке, но является довольно хрупким и требует аккуратного использования. Подобные изделия легко деформировать, поцарапать или повредить. В большинстве случае их используют, как «праздничные» варианты туалета.

  • 585 – учитывая все номера проб, какие бывают у золота, это самая распространенная для производства современных драгоценных украшений. Любой ювелирный магазин порадует разнообразием цепочек, колец, браслетов и других мелких товаров с клеймом 585. Ввиду популярности этого стандарта для массового использования и оценивания, чтобы оттиск было тяжелее подделать, его выполняют лазерным или электроискровым оборудованием.
  • 583. В СССР широко использовалось именно такое клеймо. Кстати сказать, после Второй мировой войны, в Европе использовать массово украшения в 14 карат. Если осуществить несложные вычисления: 14/24*1000, то получим значение 583. Из такого металла было изготовлено большинство обручальных колец с драгоценными и полудрагоценными камнями. Только начиная с 2000 года на территории Российской Федерации ввели 585 пробу, как основную, полностью исключив из производства советский прототип.
  • 500 – означает, что предмет в равных частях содержит аурум и лигатуру. В производстве такой сплав не используется, но он популярен среди частных мастеров и позволяет покупателям по достоинству оценить товары с оригинальным дизайном. Широко применяются за границей варианты данного образца для выпуска таких специфических вещей ежедневного использования, как портсигары, броши и запонки. В зависимости от пропорции того или иного элемента в составе, эти изделия меняют цвет от красного до зеленоватого.
  • Золотые украшения с показателем 385 уже содержат больше половины различных примесей. Красноватый оттенок получается при увеличенном количестве меди в составе, а серебро - придает белесый цвет. Чтобы металл лучше поддавался обработке, необходимо уменьшить температуру его плавления, для желтого она составляет 1080°С, для серебра – 1550, а для дорогостоящей платины 1780. Чтобы добиться требуемых показателей к составу добавляют железо.

  • 375 стоит последней в системе проб. Подобные изделия наиболее дешевы, благодаря низкому процентному содержанию благородного металла. Высокое количество меди и серебра неизбежно приводят к окислению и образованию темных пятен. Восстановить изначальный презентабельный вид потемневшей поверхности довольно трудно, особенно при наличии сложных резных деталей. Однако дешевое сырье позволяет массово выпускать востребованную доступную продукцию, которая пользуется спросом.

Самая популярная проба золота

Соизмеряя различные факторы, одним из которых является внешний вид, отзывы покупателей и общие рейтинги, было получено мнение, что оптимальными украшениями считаются изделия 585 образца. По внешним параметрам они не уступают 22- и 24-каратным аналогам, но стоят дешевле. Клеймо обычно гравируется на внутренней стороне поверхности. По праву первое место по выпуску подобных аксессуаров занимают итальянские умельцы.



В чем суть дополнительных символов

Поговорим о том, какие бывают пробы золота с буквами и какие дополнительные обозначения ставят на ювелирные изделия. Мастера прошлых веков не давали письменное сопровождение, удостоверяющее принадлежность к тому или иному металлу. Вместо этого, штамповалась выпуклая аббревиатура с именным знаком, определяющим кем выпущен товар. Заводы в настоящее время для обозначения своих изделий ставят дополнительное клеймо так называемый именник. Длина надписи строго ограничена 4 символами, первый из которых обозначает год выпуска. Вторая буква – место, где опломбировали драгоценный металл и последние две остаются для обозначения компании, частного ювелира, придумавших и реализовавших продукцию.

Итоги

Зная, какие пробы золота существуют, есть возможность, выбирая украшение, быстро оценить содержание в нем чистого металла и объективно определить стоимость. Находясь за границей, где применяются другие системы стандартов, легко, руководствуясь коэффициентами, перевести число в привычную для россиян метрическую форму.

Варианты 585 и 750 – наиболее удачные и популярные сочетания, так как содержат немного лигатуры, но достаточно для того, чтобы изделие сохраняло прочность и презентабельный внешний вид. Драгоценности с отметкой ниже 500 являются наиболее доступными по ценовой политике, но имеющими ряд недостатков.

В России всегда применялся ГОСТ на изделия из золота, клеймо на них может ставить только Государственная Пробирная палата. Подделать его достаточно сложно, и это уголовно наказуемо. Рядом с ним проставляется проба и «именник» завода изготовителя.

Уже более 40 лет золото не служит эквивалентом денег, не применяется в прямых расчетах. Сегодня это товар, но не простой, а очень дорогой: редкий, практически вечный, универсальный. Чтобы правильно определить его стоимость, нужно знать какие бывают пробы золота - именно этот показатель заложен в основу цены изделия.

Проба как показатель содержания

Существует два способа : в каратах и метрической системе. Обе основаны на одном принципе: расчет содержания драгоценного металла в частях от общего веса сплава. Метрическая - показывает его количество на 1 000 единиц, каратная - на 24. Так, проба 585 означает 585 долей, или 58,5% золота в сплаве. Построим простую пропорцию и переведем ее в караты.

585 г - 1 000 г

X = 585 × 24 / 1 000= 14 карат

Золото - очень мягкий металл, поэтому практически не используется в чистом виде. Только слитки содержат его в количестве 999,9 («4 девятки»). Для ювелирных изделий применяются сплавы, содержащие от 300 до 750 частей Au. Другие металлы могут быть представлены серебром, палладием, никелем, цинком, медью - этот общий дополняющий «остаток» называется лигатурой.

До 1927 года в России была принята «золотниковая» мера. Она отличается только тем, что за 100% принимался фунт веса. Если у вас оказалось старинное изделие, можно рассчитать содержание по этой же несложной формуле. Один золотник равен 1/96 части. Разные страны могут использовать свои стандарты, но любая цифра обозначает не что иное, как количество долей. Поэтому легко сделать пересчет из одной системы в другую (табл.1).

Маркировка изделий и национальные особенности

Вложение денег в драгоценности и покупка недвижимости - самые привычные способы сохранить деньги от инфляции. Во всяком случае, это менее рискованно, чем открыть депозит в МФО , пытаясь заработать на разнице банковских ставок. Но, чтобы не допустить ошибки, нужно внимательно относиться к информации, указанной на предмете.

Стандарт для «ювелирки» - 585 проба золота, это оптимальное сочетание прочности, податливости металла, устойчивости к химическому воздействию. Украшения советского производства помечены цифрой 583, это практически одно и то же. При переводе на караты она соответствовала 13,99, а не 14, поэтому стандарт уточнили. Цена грамма в изделиях сильно колеблется. В украшениях со вставками драгоценных камней она может возрастать до 6000 -7000 рублей за грамм. На рисунке 1 показаны знаки, которыми должны быть помечены проверенные образцы.

Из «червонного» золота красноватого цвета в царской России изготавливали монеты. Это сплав с медью, содержание Au в нем не меньше 750, в современных монетах - 900 - 999,9. Определить пробу по цвету невозможно. В зависимости от примеси сплав может иметь любой оттенок: белый, желтый, зеленый (табл.2).

Заметим, что золото, хотя и надежный товар, но обладает малой ликвидностью. Как альтернативный способ сохранения средств сейчас стало доступно открытие индивидуального инвестиционного счета для физических лиц - вложение в ценные бумаги с передачей их в доверительное управление.

На рисунке 2 показаны пробы золота в зарубежных ювелирных изделиях. Чаще всего это маркировка в каратах, иногда она дополнена метрическими показателями и кодом изготовителя. Не во всех странах установлены ГОСТЫ, существует госконтроль за производством, как в России. Нет их, например, в Турции. Этим и объясняется дешевизна турецких украшений.

Законная реализация драгметаллов

Продажа слитков пробы золота 9999, таблица и цены на которые показаны ниже, осуществляется многими российскими банками. Стоимость за грамм растет в периоды экономической нестабильности и снижается при спокойной ситуации - это рыночная закономерность. На 12 марта 2016 года она составляет 82,9% от уровня 3-х летней давности на ту же дату. Однако за последний год рост составил 22,19% (рис.3, табл.3). Приобретение слитка и открытие обезличенного металлического счета (ОМС) - востребованные способы инвестирования.

Таблица 3. Цена продажи золота в слитках банками России на 10-12 марта 2016 года
Название банка цена за 1г в руб. чистый вес (масса) общая стоимость слитка, руб.
АК Барс Банк 3 862,00 1 3 862 000,00
Сбербанк России 3 859,00 1 3 859 000,00
Газпромбанк 4 576,62 1 4 576 620,00
Ланта-Банк 3 899,58 1 3 899 580,00
Банк Москвы 3 919,16 1 3 919 160,00
Промсвязьбанк 3 974,35 1 3 974 350,00
МТС банк 3 379,31 1 3 379 310,00
Уралпромбанк 3 866,91 5 19 334 550,00
КБ Банк развития технологий 3 300,00 5 16 500 000,00
Национальный залоговый банк 5 090,80 5 25 454 000,00
МДМ банк 3 687,36 20 73 747 200,00

Почти треть мирового золотого запаса составляют резервы МВФ и Государственных Центральных банков разных стран. Остальное находится на руках у населения, преимущественно в виде ювелирных изделий. До настоящего времени объем золота служит показателем благосостояния государства, несмотря на то, что действующие валюты прямо не увязаны с тем или иным количеством этого металла.

В современном мире золото является довольно популярным металлом. В него вкладывают средства, чтобы защитить их от инфляции, создают различные ювелирные изделия, используют в стоматологии и косметологии и т.д. Золото применимо во множестве областей жизни, поэтому люди часто спрашивают: какие бывают пробы золота, и что такое проба золота?

Золото, как 79-й элемент системы Д.И. Менделеева, в своем чистом виде не впечатляет. Металл мягкий, очень плотный, ненасыщенного цвета, фактически непригодный для изготовления ювелирных изделий и не стойкий в использовании. Чтобы решить эти проблемы, еще в древности люди стали добавлять в золото лигатуру, которая является примесью недрагоценных металлов. В результате золото, как металл, заиграло различными оттенками и приобрело необходимую твердость и прочность в эксплуатации.

Итак, какие бывают пробы золота? Что означают существующие 583,585,750 и т д. пробы золота?

Латинское слово Probe (проба) в русском языке означает – оценивать, испытывать, пробовать. Таким образом, проба золота показывает процент золота в сплаве с другими металлами .

А также пробой называют специальные клейма (знаки), которые наносятся контролирующими органами как гарант содержания драгоценного металла в изделии.

Оттенок золотого изделия и проба

В слитках используется золото 999 пробы.

Какое бывает различие в цвете ювелирного украшения, или какой оттенок имеет золото определенной пробы? Почему золото, например, 585 пробы, имеет красный оттенок? Это довольно распространённые заблуждения, так как оттенок украшения из золота в основном зависит от металла, используемого как примесь в сплаве. Лишь небольшой процент оттенка изделия обусловлен наличием чистого золота в сплаве. Это заблуждение получило распространение, так как ювелирными заводами Советского Союза производились изделия из золота с привязкой их оттенка к пробе. Так золото 750 пробы – желтое, розовое — 375-й, что никак не зависело от качества изделий.

Системы проб

В современном мире действует 4 системы проб, но самыми распространёнными являются каратная и метрическая системы.

Система проб – каратная

Издревле люди стали измерять золотые изделия в каратах. В 24 карата (24К) было обозначено абсолютно чистое, без примесей, золото.

А сколько, например, в 1 карате золота привычных нам грамм?

1 карат содержит одну двадцать четвертую часть в массе сплава, что отражено в каратной системе Великобритании (также эта система действует в США, Швейцарии и других странах). 14-каратное золото (14K) содержит 14 долей золота и 10 долей других металлов. Ювелиры используют в своей работе золото пробы в 24, 14, 18, 10 и 9 карат.

Система проб — метрическая

В нашей стране в 1927 г. произошел переход на метрическую систему проб, часть золота в сплаве стала определяться исходя из количества грамм в килограмме ювелирного сплава. Например, сплав 500 пробы содержит 500 грамм чистого золота и еще 500 г – это примеси других металлов. В России производят ювелирные изделия 375, 500, 585, 750, 900, 916, 958 пробы.

В свое время, отечественной ювелирной промышленностью производились изделия драгоценного металла 583 пробы золота, что в западной системе равнялось 14 К, хотя и западная проба была чуть выше. В результате (после распада СССР) решили произвести изменение классического золотого стандарта с 583 пробы на 585, и отечественные изделия в стоимости за 1 грамм золота стали идентичны западным. В результате на вопрос о том,сколько 585 проба золота представляет в системе карат – ответ 14К.

Соотношение между системами оценки качества золота.

375 проба – сплав содержит около 38% золота. В качестве лигатуры используется серебро и медь, цвет сплава, как правило, желтый, на поверхности сплава под действием воздуха образуется сульфид железа и он тускнеет.

500 проба – содержит 50 с половиной % золота, остальное — серебро и медь.

585 проба – сплав, широко используемый ювелирами, так как имея в своем составе 59% золота и лигатуру – серебро, никель, медь, палладий, отличается особой прочностью, твердостью, не тускнеет на воздухе, хорошо поддается ковке.

750 проба золота это 75,5 % желтого металла в сплаве, основные добавляемые металлы – никель, серебро, платина, палладий, медь. Сплав имеет большое разнообразие оттенков, они варьируются от ярко-зеленого до красного. Благодаря своей твердости, прочности, легкости в обработке, широко используется ювелирной промышленностью.

958 проба – в своем сплаве имеет 96,3 % драгоценного металла, поэтому его редко используют в производстве ювелирных изделий, так как такое золото мягкое и ненасыщенного оттенка, а также имеет высокую себестоимость, если сравнить с другими пробами.

— можно сказать чистое золото, фактически без примесей. В данный момент не используется для производства ювелирных изделий. Металл очень мягкий, легко деформируется. Естественно, стоимость золота этой пробы самая высокая.

Система проб — золотниковая

Эта система была применима в России, а также в СССР до 1927 года.

Ее отличие от системы каратной в том, что золото без примесей обозначалось через 96, а золото имеющие в своем составе лигатуру имело значение числа ниже этого.

Таблица соотношения метрической, каратной и золотниковой системы и процент содержания чистого золота в сплаве.

Эта таблица поможет правильно перевести из одной системы в другую любую пробу золота.

В разных странах мира отдается предпочтение различным пробам золота. В СССР наиболее популярными были ювелирные украшения из золота 585 пробы.

Сейчас в России, впрочем, как и в Европе предпочитают золото 750 пробы. Самой минимальной по чистоте золота в Германии является 333 проба.

Пробы золота, наиболее часто используемые в ювелирных изделиях различных стран.