Женятся ли цыгане на русских девушках. Мой путь к богу

Иногда бывает жаль, что у нас нет большой многочисленной семьи, где все друг другу помогают, всегда поддерживают и стоят горой друг за друга. Однако приятно собираться большой семьей за столом на праздники, видеть родные и близкие лица и знать, что в любое время к тебе придут на помощь.

Цыгане по своей сущности являются кочевниками, но в современном мире очень редко можно встретить такие кочующие с одного места на другое, таборы. У них не принято жить отдельно и часто в одном месте проживают все члены огромной цыганской семьи: бабушки, дедушки, сестры, братья, тети и дяди.

В прошлые времена, когда цыгане собирались в таборы, свадьбы оговаривались уже тогда, когда дети еще только начинали ходить. Родители полностью решали судьбы своих детей, и свадьба тогда уже была простой формальностью, общим пышным торжеством.

У цыган существовал обычай похищение невесты, но это было очень опасное занятие, потому что в том случае, если жених сможет увезти свою любимую так далеко, чтобы их не поймали, тогда через какое-то время их признают мужем и женой. Если же вора цыгана поймают тогда уже не избежать жестокой расправы над смельчаком.

В настоящее время этот обычай сохранен, но он осуществляется только с согласия родственников и считается лишь дополнительной игрой, хотя выглядит все довольно серьезно. Невесту сажают на резвого скакуна и увозят ее в неизвестном направлении.

В некоторых цыганских семьях до сих родители решают судьбу своих детей, и часто происходит, что жених и невеста видят друг друга только в день собственной свадьбы. Выбор цыганской невесты определяется положением ее семьи, богатством, а также красотой самой невесты и ее способностью вести хозяйство.

Однако любовь у цыган тоже имеет место быть, а любить цыгане могут жарко и долго. Современные цыгане естественно знакомятся, как и все обычные люди, могут быть и смешанные браки, но семейные традиции и традиции цыганского народа сохранились и в настоящее время.

В обязательном порядке проводится сватовство, когда родителям невесты выплачивают солидный выкуп. Однако часть этого выкупа потом все равно возвращается молодоженам в качестве свадебных подарков.

Подарков цыгане привыкли дарить очень много и если еще учесть безумное огромное количество различных родственников, то можно сказать молодожены будут практически обеспечены полностью всем необходимым для семейной жизни. Во время сватовства от невесты требуется всего лишь ее согласие, больше от нее на тот момент ничего не нужно, все остальное решают уже родители.

Самое грандиозное событие – это цыганская свадьба. На свадьбу съезжаются все родственники, поздравляют молодоженов и дарят подарки. Застолье является заключительной частью свадьбы, после чего молодые становятся официально мужем и женой.

Для цыганской девушки главное выйти замуж девственницей. Этот факт устанавливается после брачной ночи, когда мать невесты демонстративно выносит простыни, испачканные кровью, на обозрение всей семьи. До сих пор ни одна цыганская девушка не опозорила свою семью близкими отношениями с другим мужчиной.

В цыганской семье оба супруги равны, все обязанности распределяются всегда поровну и обычно семьи цыган очень крепкие. Между супругами возникает взаимное уважение, они живут, душа в душу и воспитывают своих многочисленных детей в любви и уважении к родителям и старшему поколению.

Если же цыганская жена не справляется со своими обязанностями хозяйки и матери, муж в праве выгнать из дома такую женщину, раз она не способна держать на себе дом. В свою очередь, жена может пожаловаться на мужа главе семьи, если муж поднимает на нее руку или ведет себя недостойно.

В любом случае, свадьба для цыган является очень важным моментом в жизни. После свадьбы молодожены какое-то время могут жить со своими родителями, но со временем обзаводятся собственным жильем. Однако все расходы, связанные с оплатой с покупкой жилья для молодых берут на себя родители, а также полное обустройство дома.

Цыгане всегда рады появлению ребенка в семье, даже, несмотря на то, что с появлением каждого очередного младенца расходы семьи увеличиваются. Это никогда не останавливало цыган, потому к детям они относятся с любовью и очень редко наказывают своих детей. С самого раннего детства детей начинают приучать к труду и к суровой правде жизни. В них воспитывают любовь и уважение к традициям семьи и традициям народа.

Финансовыми вопросами у цыган обычно занимается мужчина, любыми способами стараясь заработать достаточно денег для того, чтобы семья ни в чем не нуждалась. Однако и женщины тоже стараются быть полезными и зарабатывают на жизнь тем, чем могут, а именно своими способностями, которые передаются из поколения в поколение – тайна гадания.

Цыганки помогли многим людям найти свой путь в жизни или исправить свою жизнь и те, кто столкнулся с настоящей цыганкой, никогда не забудут ту помощь, которую она оказала.

Кроме свадьбы семьи цыган всегда собираются по праздникам вместе, и за столом всегда собираются все родственники, считая даже самых маленьких детей. Отмечаются все семейные торжества, юбилеи, дни рождения, а также все традиционные праздники. Они празднуются в том месте, где проживают цыгане. Несмотря на то, что застолья собираются довольно часто, цыгане пьют очень мало, увидеть пьяного цыгана большая редкость.

Кроме праздников случаются и неприятности, и несчастные случаи. В такие моменты вся семья приходит на помощь пострадавшему, и каждый вкладывает свой посильный вклад при болезни ребенка, одного из родственников и также в случае смерти.

Похороны для цыган это тоже своеобразный ритуал, когда можно наблюдать очень интересные традиции. На похоронах за столом мужчины и женщины всегда сидят отдельно, а в похоронной процессии нельзя идти парами, потому что считалось, что одна смерть может привести ко второй. На обратном пути нельзя оглядываться назад, чтобы душа покойника не могла взять за собой оглянувшегося.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Большинство наших представлений о цыганской культуре - правда. Они действительно обожают яркие украшения и вычурность, а еще не скупятся на эмоции: если свадьба, так чтобы весь мир узнал, если ссора, так чтобы еще несколько будущих поколений друг с другом не разговаривали.

Современные общины, скажем, американских цыган выглядят несколько иначе, чем мы могли бы себе представить: женщины вовсе не обязательно одеты в длинные цветные юбки и платки. Однако есть то, чему неукоснительно следуют все члены общины.

Например, получить образование для цыганки большая редкость. Мы в сайт немало удивились этому и решили узнать и о других правилах поведения, которым должны следовать цыганские девушки.

Традиции замужества

Цыгане свято чтут свою культуру, и пришельца со стороны, претендующего на руку цыганки, называют Gorger - то есть тот, кто не принадлежит к их общине и не является цыганом. Девушки в основном находят свою любовь среди общины, за редким исключением. Желание сохранить собственную культуру настолько велико, что браки между двоюродными братьями и сестрами здесь не редкость.

Замуж девушка должна выйти девственницей. Что случится с цыганкой, не сохранившей свою невинность до свадьбы? Она считается грязной и осквернившей общину. Поступив так, она рискует остаться на мели: ни один мужчина-цыган не пойдет против правил общины, женившись на ней после того, как она отдалась другому.

Кстати, средний возраст замужества - 16–17 лет у девушек и 18–19 лет у парней, и этот брак, согласно традициям, должен сохраниться на всю жизнь. Цыганка, вышедшая замуж, может даже не помышлять о разводе. В цыганской общине повторные браки не приветствуются, и, чтобы не «осквернить» общину, женщина может вступить только в один брак на всю жизнь.

Крайне редко женщины все же расстаются с мужьями. И, как правило, они уже не вступают в новые отношения. В глазах общины это бросает тень не только на нее, но и на ее дочерей.

Подчинение родителям

Девочка, растущая в цыганской общине, с раннего возраста окружена правилами, которые диктуют родители. Конечно, такая система присутствует и в большинстве других культур, но в цыганской культуре родители (и в особенности отец) имеют огромный авторитет, и дочь обязана делать то, что ей скажут. Когда она становится старше, ей разрешается выходить из дома только в сопровождении членов семьи (и это не обязательно родители - сопровождать цыганку могут сестры, братья, тети и дяди).

По этой же причине родители часто выбирают мужа для своей дочери, не полагаясь на ее мнение. Браки по договоренности среди цыган не редкость. А после того как родители выдадут цыганку замуж, она будет обязана почитать и слушаться мужа точно так же, как и родителей.

У мальчиков в этом плане свободы намного больше - они могут выходить из дома в одиночку, самостоятельно выбирать невесту и т. д.

Нельзя звонить в полицию

Как правило, цыгане выясняют свои дела громко и шумно, зачастую бросаясь в драку с представителями враждебной семьи. И это тоже часть их традиций. Однако все проблемы решаются внутри семей, без привлечения закона. Подать в суд или вызвать наряд полиции не в их правилах: цыгане скорее придут толпой в дом соперников или устроят разборки на свадьбе. В худшем случае семья отречется от того, кто вызовет полицию на разборки. Любой человек в цыганской общине обязан знать, что поступать так - против правил. Мужчины это принимают, но некоторые девушки все еще пытаются призвать разбушевавшуюся родню к порядку с помощью закона.

Придется смириться с насилием

Статистика домашнего насилия в цыганских общинах невероятно высока. Исследование в Англии показало, что 61 % замужних цыганок в Англии подвергаются насилию со стороны супруга. Женщины вынуждены мириться с этим. Участница шоу Gypsy Sisters Мелли рассказывает, что однажды бывший муж запер ее в трейлере, а когда она сумела выбраться, несколько раз ударил ее. Семья девушки убедила ее принять мужчину обратно. Девушка объясняет, почему так: «Это цыганская традиция, и ее нужно чтить».

Поддерживать чистоту в доме

Если в большинстве стран женщина может позволить себе не быть домохозяйкой и иногда лениться делать уборку, то для цыганки такое непростительно. Гигиена в культуре цыган занимает важное место, и за поддержание чистоты в доме отвечает именно женщина. Она должна соблюдать несколько правил, в частности ни с кем не делиться своей посудой или столовыми приборами, в том числе и с супругом. Все предметы посуды промываются несколько раз: под проточной водой, в отдельной чаше с кипятком и снова под проточной водой.

Стирать мужскую и женскую одежду полагается отдельно. Верхняя часть тела считается чистой, в то время как нижняя - грязной, так что одежда «до пояса» и «ниже пояса» стирается отдельно друг от друга. Ну и само собой, нижнее белье тоже подлежит персональной стирке.

Беременность - особый период

Беременная женщина не должна вступать с кем-либо в физические контакты. В это время она даже не спит в одной кровати с супругом. Принимать водные процедуры полагается только в освященной воде. Кроме того, цыганская женщина, носящая ребенка, освобождается от выполнения домашних обязанностей: в этот период готовит пищу и содержит дом в чистоте ее муж.

Американские цыгане, впрочем, иногда пренебрегают этим правилом - их женщины более независимы.

Носить яркую и провокационную одежду

Несмотря на то что поведение цыганки должно быть целомудренным, ее наряд должен прямо-таки кричать об обратном. Таким образом, она может привлечь внимание будущего мужа, не прилагая к этому никаких усилий (потому что знакомиться с парнями первой цыганская девушка не может). Наиболее яркий пример такого поведения - это американские цыгане, которые каждый день наряжаются как на праздник. А уж если намечается свадьба или день рождения, в ход идут самые эффектные украшения и самые роскошные платья.

Нельзя подниматься на 2-й этаж

Фотограф Евгений Доманский запечатлел, как мужская и женская части табора цыган-котляров заходят в автобус через разные двери, чтобы не соприкасаться.

В цыганской культуре все еще широко распространено понятие «скверны», с которой напрямую связано то, что нижняя часть тела считается грязной. Это не относится к девочкам и девственным девушкам, а вот половозрелая замужняя женщина считается «нечистой» ниже пояса, и прикоснуться к ее юбке или обуви означает «оскверниться». Из-за этого, если семья живет в 2-этажном доме, женщине запрещалось подниматься на 2-й этаж - туда допускались только дети и юные девушки. Но в некоторых домах цыган на 1-м этаже имеется гараж, поэтому женщина автоматически оказывалась на 2-м. Про людей, живущих в таких домах, другие цыгане говорят, что они «опоганились». По этой же причине, из-за «скверны», во время застолья женщины сидят отдельно от мужчин.

Гости к мужчинам и женщинам тоже приходят отдельно

У цыган-котляров принято, что замужняя женщина может носить только юбку. Кирилл Кожанов рассказывает , что незамужние девушки-котлярки нередко носят джинсы, а после брака могут надеть юбку прямо поверх них.

Определенно, некоторые особенности цыганской жизни устарели. Мало того, они еще и довольно жестоки по отношению к девушке. А что вы знаете о каких-нибудь еще подобных традициях в других странах?

На примере кочевых русских цыган и котляров XIX - XX веков.
Основные источники: "История цыган. Новый взгляд", книга "Бароны табэра Саппорони", записи Инги Андрониковой, а также, и скорее, в основном, цыганские бабушки:)

Для начала два факта, известных тем, кто читает жёлтую прессу, и действительно являющиеся фактами.

1) За ежедневный прокорм в традиционной цыганской семье отвечает женщина.
2) Муж в тр.ц.с. имеет право ничего не делать.

Баба целый день крутится, а мужик лежит, курит и чешет пузо и иногда даёт звезды обидчикам жены, и это есть древлий кочевой обычай

а вслед за ней и простые смертные, может лишь тот, кто не знает специфики кочевой таборной жизни.

Как и в любом патриархальном обществе, у цыган было чёткое деление обязанностей, зависящих от возрастной категории, семейного статуса и пола. Никаких обязанностей не было у малышей; после них по разгруженности шли дети 7-12 лет и старики, которые вроде и совсем не бездельничали, и не работали особо. Уже больше работы давали подросткам. Больше всего домашней работы приходилось на молодую женщину (статус женщины, как и мужчины, зависел не от возраста, а от семейного положения), как правило, младшую невестку, а больше требований по "добыче" возлагалось на зрелых женщин, уже хорошо обучившихся ремеслу гадания (читай - умения быстро определить проблему клиента и дать меткий, хороший совет или позитивную "установку"). Прежде, чем мы перейдём к мужчине, небольшое лирическое отступление праженщин.

Что у котляров, что у русских цыган основным заработком женщин были гадание и выпрашивание. Таким образом добывались "куски", т.е. простая пища, вроде ломтей хлеба, овощей, крупы, яиц, молочных продуктов, а также поношеная одежда, которая носилась так, перешивалась, пускалась на тряпки и лоскуты (лоскуты отличались от тряпок тем, что использовались не по хозяйству и "на пелёнки", а при изготовлении и починке одежды, постельного белья (!), полотенец и тканевой части шатра). В городе за гадание давали в основном денег, как правило, "медь", т.е. мелочь, копейки, на которые на обратном пути в табор и закупалась ежедневная провизия, но в города заходили чаще котляры, нежели русские цыгане. Иногда цыганок также просили сплясать, но в отличие от городских хоровых цыганок, для простых кочевых такой заработок был случайным, редким, и считался скорее детским, т.е. перепадал чаще детям и подросткам. За серьёзную постоянную работу цыганами это не считалось (поэтому даже хоровые цыгане меняли коней - чтобы заниматься серьёзным делом); хотя умение танцевать и было обязательным в цыганском обществе, но не по причине профессиональной, так сказать, ориентации. Полунасмешливое отношение к артистам, как к людям, занимающимся на постоянной основе чем-то "детским", осталось до сих пор. Кроме того, как и у русских, у цыган считается, что "творческая интеллигенция", или попросту "богема", ведёт более распутный образ жизни, чем другие цыгане. За обоснованность мнения ничего не скажу.

Перед и после ухода женщина хлопотала по хозяйству: носила воду, делала непременный чай (у русских цыган - в самоваре), кормила детей, готовила ужин (взрослые цыгане и подростки ели фактически раз в день, вечером), стирала-шила-подметала. Короче, как пишут в советских справочниках, положение приниженное, весь день по уши в хлопотах, и лично мне простую таборную женщину жалко. Впрочем, не могу сказать, что русские крестьянки не были так же по уши в хлопотах.

Ещё лирическое отступление: каждый вечер после ужина женщина отдыхала. Это был обычай - всем вместе готовить ужин (если табор не слишком большой), всем вместе его кушать, а потом всем вместе сидеть и лежать возле костра, ведя беседы, петь, играть и танцевать. Всеобщий релакс, выход напряжения, позволяющий тем же женщинам не сойти с ума от постоянных забот. Может, оттого и были молодые замужние цыганки веселей своих деревенских русских товарок. А может, это цыганский и русский стереотип, хто знат, не поручусь.

Теперь вернёмся к простой и суровой таборной жизни.

Чай и сахар (а чай любили с сахаром вприкуску кушать) в деревнях цыганкам не подавали, он стоил денег. После удачной "работы" в городе их, конечно, могла купить и простая цыганка, но всё же обычно на бабьи заработки тут надеяться было нечего. А чай пили как минимум два раза в день: утром и вечером. Кроме того, вечером мужики любили пропустить рюмочку водочки. Причём деревенский самогон не сильно котировался, отношение к нему было настороженное. Т.е. покупали водку в трактире - опять деньги. Мужик ходил в сапогах, при том, что сами цыгане их тачать не умели, а у крестьян - для людей с особо буйной фантазией - хороших сапог своего размера не наворуешься. На зиму русские цыгане вставали на постой в деревнях, ибо холодно, и тут гаданием не расплатишься. На крестины и свадьбу принято приносить подарки - "куски" и "медь" не сойдут! Потом, если ты отец жениха, то ты вообще всю свадьбу оплачиваешь, а там яства, вино, мясо - баба на столько не нагадает. Сундуки-ковры-перины, без которых кочевая жизнь тяжка, тоже тебе в окошко не подадут. И, наконец, дело чести семьи - чтобы бабы в семье ходили с серьгами и кольцами, которые заодно же приносят удачу семье. Вот тут и выступает на сцену цыганский мужик.

*сразу скажу - не только тут он выступает*

Краткая справка: мужик - это уже женатый цыган мужского полу. Стариков (имеющих внука от сына) тоже можно к ним отнести, но это более высокий социальный уровень. Почётный, так сказать, мужчино.

Котляры решали эту проблему просто. Новички, не падайте в обморок - они, вообще-то, имели постоянное ремесло. Ходили по городам и весям с воплем "лудить-паять", а также изготавливали тазы-кастрюли-чайники-корыта и продавали сию полезную в хозяйстве хрень, самолично расхаживая с ней по дворам и улицам. Летом они добирались и до относительно северных городов, зимой кочевали всё больше по югам Российской Империи, поскольку снимать помещение в Румынии, откуда у них корни растут, были не привыкши, не было в Румынии обычая постоя. Надо сказать, котлярский бизнес отлично процветал и при СССР, с учётом постоянного дефицита разного рода предметов необщественного хозяйства. Более того, цыганские артели освоили и работу с колхозами и заводами, производя для них по договору мусорные и кухонные баки, подносы для столовых, баллоны и проч. несложную, но нужную фигню. Отдельные умельцы, если верить рассказам, даже умудрялись делать крышки для закатывания банок (в отличие от влахов, которые эти крышки сначала где-нибудь оптом скупали, а потом уже перепродавали втридорога) на радость хозяйкам.

Русские же цыгане, как известно, постоянного всеобщего ремесла не имели (разного рода хоровых, военнослужащих и рабочих в расчёт не берём, с ними, кажется, всё ясно без специальных объяснений, и к тому же, это были тогда ещё и уже не особо распространённые профессии).

Чем же, спросите вы, зарабатывали цыганские мужики? А вы напрягитесь и вспомните русский фольклор. Нет, я не про киднэппинг. Так, а весёлые вдовушки, это уже скабрёзность и вообще "гусары денег не берут!". Ну? Ну-ну-ну?!?! Правильно! Цыгане продавали лошадей!!! Даже дворянам и государству (для армии). И были это именно русские цыгане.

А чтобы торговать лошадьми, их нужно держать и разводить. Красть тоже, конечно, забавно, я это отдельным постом раскрою, но русские люди, в общем и целом добрый народ, за украденную лошадь вообще-то убивали, потому как нет лошади - помрёшь с голоду. Так что если бы цыгане, постоянно живущие бок о бок с русскими, занимались бы в основном конокрадством, да ещё притом преимущественно у крестьян, то не прижился бы на Руси цыганский народ. Так что как-то больше разводили.

Даже если семья была слишком бедная, или мужик ленивый, и лошадей на развод не было, то для кочевья всё равно нужны были кони - возок с пожитками тащить, и в любом случае в семье кони были. Цыганские обычаи запрещают женщине приближаться к лошадям, так что чистили-мыли-выпасали их (причём хорошие хозяева вскакивали посмотреть, как там кони пасутся, даже ночью, несколько раз) тоже мужчины. И лечили - мужчины. Если вы думаете, что лечить лошадей приходится редко, то вы просто не знаете, что летом их любят кусать огромные мухи, отчего на шкуре появляются болячки. Вот эти болячки надо было обрабатывать каждый день (или так считалось, что надо), чистить - тоже каждый день. А ещё надо было чинить конскую упряжь и время от времени - возок, без которого ни с места ни сдвинуться, ни шатра не поставить. Хворост приносили подростки, а вот "брёвнышки" покрупнее, для костра или шестов, рубили мужики, они же обрабатывали шесты, полируя их. Мужики ставили шатёр и складывали шатёр (а у русских цыган это не две палки воткнуть, а хитрое и сложное сооружение на основе телеги), причём, если в таборе были вдовы или сироты-подростки, не только себе, но и им. А ещё, кстати, в таборах частенько держали свиней, но их содержание тоже было на подростках - а вот когда уже свинью пора было забивать, звали мужчину. Кстати, большим грехом считалось при убийстве животного на мясо его мучить, так что старались всё сделать быстро и аккуратно, и купленных на праздник коров - не знаю, как свиней - перед убийством оглоушивали.

Время от времени цыганским мужикам приходилось также подрабатывать возкой дров и пахотой. Что вы тут в обморок падаете? Пахотой, говорю. Это и была настоящая причина, почему цыгане становились на постой в основном у вдов - чтобы расплачиваться не деньгами. Вдовам мужской руки-то не хватает - я уж молчу про сарай подправить и посеять хлебушка, а пахать-то надо, на земледелии жизнь в деревнях держалась. Вот и заключался бартер: цыганская семья ко вдове на постой, а взамен по весне крестьянка получала конский навоз (не морщитесь, это вообще-то удобрение, оно при земледелии имеет ценность) и вспаханные поле-огород. Именно от традиции постоев русские цыгане переняли привычку к полотенцам, постельному белью, самоварам и бане, а также в отдельных случаях навыки типа вязания-вышивания. А они-там-в-Европе спрашивали - как научить, как приучить?! Личным примером, ребята, личным примером, педагогика более эффективного способа не знает.

И да не закидают меня тапками котляры, но их предки из-за отсутствия традиции постоев переняли все те же привычки значительно позже. Что не отменяет их общей уважаемости с моей стороны.

Кстати, одежда женщин и детей особо на имидж семьи не влияла. Лохмотья на детях считались нормой жизни, потому что "на них всё горит" (кто знает цыганят, подтвердит, что на них и сейчас всё горит), а у женщин одежда очень быстро снашивалась от частой (ведь целый день в пыли по дорогам и улицам) грубой стирки золой. При этом всё равно женщины старались держать марку, и одежду при изготовлении обязательно старались украсить: пуговками, оборками, бантиками, тесёмками. Шатёр также украшался, и даже круче, чем в сериалах и фильмах, потому что истинный облик киношники стремаются повторять - слишком уж театрально, зритель скажет: "слащаво!". Русские цыганки украшали шатры не только яркой каймой и сборками навеса, но и теми же бантами-лентами-фестонами-кисточками, вот так. А вы говорите - "Табор уходит в небо" слишком красочный, ага!

Далее, в обязанности цыганского мужчины входила подготовка к зиме. Сюда входил не только поиск места для постоя, но и добыча сена (обычно выпрашивали, так или в обмен на что-то), срочная продажа "лишних" коней (в крестьянскую конюшню больше трёх-четырёх не поставишь, а могло быть их и семь, и восемь у одного хозяина) и покупка шуб-полушубков-тулупов на всю семью (для лёгкости передвижения по весне эти лишние в походе вещи продавались).

Кроме шестов, сами цыгане делали только кнуты, зато как делали: узорчато, сложно, от кнутовища и до ремня. В кнутовище частенько заливали металл для тяжести, поскольку кнут был ещё и оружием защиты. Именно поэтому я гнусно хохотала, найдя правила некой реконструкторской игры, в которых было указано, что цыганский кнут как оружие использоваться может, но вреда никакого не наносит, потому что им, мол, только щёлкают, ага.

Кнут был священным мужским предметом, женщина его даже коснуться не могла. Он был гордостью и украшением мужчины, он был дорогим подарком от старшего цыгана - младшему, его могли отдавать впридачу к коню - и такая "придача" здорово поднимала коню цену. Более того, кнут был вместилищем торговой удачи, своего рода талисманом!

А всё оставшееся от вышеперечисленного время, напомню, цыган действительно пользовался свои правом отдыхать и ничего не делать.

Как же изменилась жизнь мужчины в цыганском обществе после оседания?

А очень по-разному.

У котляров она изменилась несильно. Многие из них продолжают работать с "жестью", другие расширили традиционные профессии до возни с автомобилями и ресайклинга металлолома (сбора по улицам или списанного с заводов и дальнейшей продажи-починки-сдачи). В связи с этим припомню очень понравившуюся фразу от котляров:

Зря руска рома рожу-то кривят, металлолом - дело хорошее, им вон и пионеры занимались .

Стало считаться особым шиком, чтобы семья жила полностью за счёт мужчины, теперь это считается признаком особой крутости и профессиональной успешности. Жена-гадалка - отныне признак бедствующей семьи, с необоротистыми мужчинами. При этом на сторонний взгляд кажется, что мужики - трутни трутнями, веди они нигде не работают, а за металлоломом или с баками-корытами не каждый день ездят.

У русских цыган изменение роли мужчины пошло по двум разным сценариям. Когда стало незачем делать шесты и некому чистить шкуру, в одних семьях мужики нашли аналоги этим занятиям и стали "мужской рукой в доме", а также продолжали зарабатывать деньги в семью, только уже новыми способами (сейчас круг профессий русских цыган очень широк, как правило, это работы, требующие не более чем среднего образования, но поскольку в XX веке появились и цыгане с высшим образованием, то можно встретить инженеров, скульпторов, врачей и теде и тепе). В таких семьях мужчина на данный момент является основным добытчиком, хотя и женщины часто работают. Не работают, как правило, у бизнесменов (имеющих в анамнезе предков - крупных барышников... семейная жилка).

В других семьях мужики спокойно сказали:
- Шатров нет, коней нет, так что делать мне нечего, могу весь день лежать кверху пузом!
И лежат, а вы что думаете. И сыновей так воспитывают. Что характерно, именно в этих семьях крайне остро стоят вопросы домашнего насилия (не имея другого способа реализоваться, проявить своё превосходство над женщиной, жён бьют смертным боем и держат в ежовых рукавицах гораздо круче, чем в семьях первого типа, женские нужды и желания ни во что не ставят), а также именно такие семьи поголовно криминализовались либо маргинизировались в дикие 90-ые, в то время как большинство семей первого типа более-менее устояли на ногах и остались при чести.

По счастью, к нашему времени угнетаемые молодки благодаря телевизору и личной наблюдательности уже сообразили, что их семейная жизнь не есть нормальна, и стали бросать граждан хулиганов, алкоголиков и тунеядцев ради мужей первого типа или просто вольных пампасов, так что есть все шансы, что семейная модель в цыганском обществе снова выправится до традиционной.

На том позвольте откланяться. Обещаю в будущем написать про лошадей и конокрадство:)

Надеюсь, вам понравилось!

п.с. Если кто начнёт спрашивать "А кузнецы-то, кузнецы-то где?" - а кузнечеством занимались в России сэрвы и влахи, но о них я не стала, потому что их бабушки мне пока не попадались. Зато русских цыган в России больше всего.

п.п.с. Интересное из комментов -

notado :
"Примерно 1970-1971 гг, Рязанская область. Деревня, из всех признаков цивилизации только электричество. Ни дорог, ни магазинов, ни медпунктов, ничего -- там и теперь так. Приезжают цыгане летом на 3-4 телегах, человек 20. Их встречают, как родных, потому что это инструменты для мужчин, нитки-иголки, лекарства типа йода и валидола, игрушки, какие-то вещички элементарные, мыло и т.п. И все дешево. Словом, коробейничали. Часто с ними расплачивались продуктами. Некоторые оседали. Так отец жены моего двоюродного дяди -- таборный цыган. В начале 1960-х женился на колхозной девчушке, всю жизнь проработал в деревне, кажется, на МТС. К ним то и дело цыганская родня в гости приезжала, а на рождение первенца подарили магнитофон катушечный -- это что-то невероятное было по тем временам."

75dc287ea30b451 :
"Кисунько Г. В.
Секретная зона: Исповедь генерального конструктора

– На базаре мы тебе подножку устраивать не будем. Так что, пожалуйста, друг любезный, поделись своими секретами с государством...""

krysochka -
"Про постой в деревне слышала от двоюродной бабушки, её отец (а мой прадед) очень любил цыган на постой пускать, к нему даже постоянно одни и те же из года в год приезжали (Тверская область).

А у нас (в Твери) соседи черт знает чем занимаются (одни золотом, другие, кожется, и вовсе наркотой), но недавно откуда-то появился замечательный старик, разъезжает на телеге, запряжённой старой лошадью, собирает металлолом и попутно катает детей (еще бы не кататься - телега, лошадка!) А ведь очень много лет такого не было, с самого моего детства, когда я, помню, выбегала с совочком и лопаткой собирать за цыганской лошадкой "удобрение" для огорода. Так что старик с телегой - классное такое зрелище, ностальгическое."

Когда я стал входить в опасный возраст, в тот самый, в котором молодые люди начинают влюбляться, моя мама сказала:

«Сынок, я понимаю, ты становишься взрослым и недалёк тот час, когда приведёшь в наш дом будущую невестку. Любовь зла, и ты можешь полюбить такую девицу, которую не сможем полюбить мы, но, я сразу хочу тебя предупредить, окончательный выбор всегда останется за тобой. Если ты скажешь, что вот именно эта девушка будет твоей женой, значит, так оно и будет. Она может быть маленькой, или высокой ростом, она может быть худенькой или полненькой, она может быть украинкой, может полькой, белоруской, да кем угодно.
Об одном только прошу тебя, сынок – не женись на цыганке ».

У нас в западной Белоруссии как раз и жили все, кого перечисляла моя мама, но цыган, я хоть убей, там не помню. Это не значит, что я не встречался с ними вообще. Нет, как-то на подъезде к Вильнюсу я видел кочующий цыганский табор. В тот момент, когда мы проезжали мимо них, а табор в это время расположился на отдых, я наблюдал несколько десятков туристических палаток, причём все они были одной разцветки – жёлто-голубые, как нынешний флаг Украины. И, если бы не лошади, которые паслись тут же и конные кибитки, их можно было бы принять за группу туристов- автостопвщиков. Правда, запомнились только мужчины, занимавшиеся с лошадьми. Загорелые, да ещё и по природе смуглые, они так киношно смотрелись на фоне пасущихся лошадей и жёлто-голубых палаток, что я чуть было не свернул себе шею, провожая их взглядом из уходящей машины.

Слушая мою маму, я представил себе девушку с точно таким же цветом лица, что и те мужики из табора, и клятвенно пообещал ей, что на цыганке не женюсь. Через какое-то время, разсматривая фотографии своей украинской родни, я обратил внимание на то, что моя тамошняя ветвь почему-то смуглее обычных обитателей юга Украины. На мой вопрос, чем вызвана такая особенность, оказалось, что моя прабабка, а соответственно и бабушка моего папы, была чистокровной цыганкой. Оказывается, мой прадед воевал в русско-турецкую войну 1877 года и привёз себе из тех мест жену, которая ему досталась в качестве трофея. Говорят, что красоты она была неописуемой. Правда, так и не смогла научиться нашему языку и очень тосковала по родным местам. Родила мужу сына Фёдора и умерла.

Вот тебе раз, думаю, это что же выходит? Значит, тот табор, из-под Вильнюса, вполне мог быть мне и кровно родственным. Хотя, с другой стороны, почему моя прабабка обязательно должна была быть цыганкой, разве не могла она быть турчанкой? Ведь это логичнее, воюя с турками, взять в плен именно турчанку. Чего ради из Болгарии цыганку везти, если их и в Малороссии полно. И вообще – видно его мама не предупредила вовремя насчёт цыганок.

Время шло, и я постепенно стал забывать о том разговоре, и вспоминал о нём только, когда по телевизору крутили фильм про цыгана Будулая. Хотя, я знал, что одно время у нас в дивизии служил полковник – настоящий цыган. Воспитанник суворовского училища, он попал в него после войны, оставшись сиротой. Так вот, он был очень грамотный и способный человек. Все учебные заведения, где учился, заканчивал только с золотой медалью, в том числе и военную академию.

Но жизнь сложилась так, что из милой моему сердцу Белоруссии мне пришлось переехать в Россию. И не просто в Россию, а в места плотного проживания цыган.

Чуть ли не в первую мою встречу с одной старой цыганкой, что произошла у нас на автостанции, та преспокойно "выцыганила" у меня трёшку советских времён. Тогда это ещё были деньги. Она так художественно расписала мне, непуганому белорусу, о страшной порче, что навели на меня одна молодая девица и её мамаша, что я просто оторопел. А поскольку сам термин «одна девица» звучал весьма расплывчато, то значит и вполне гипотетично. И я без колебаний, ради собственного спасения, отдал ей те самые три рубля. Но, когда она заявила, что видит в моём кармане ещё и красную бумажку с профилем любимого вождя, то понял, что мне врут, ибо «червонцев» у меня на тот момент, к счастью, не было.

Когда я это понял, то потребовал у тётки вернуть мои три рубля, но старая мошенница упёрлась, и ни в какую. Тогда я ей объяснил, что у меня нет денег на проезд, и если она не вернёт мне хотя бы часть, то, оставаясь на автостанции, я всё равно от неё не отстану. Тётка неохотно полезла в карман и, ругая меня разными индийскими словами, подала мне немного мелочи. Так я получил свой первый в жизни урок общения с моими возможными кровными родственниками.

Потом, мне пришлось много ездить электричками, и я почти не припоминаю такого случая, чтобы не появилась в вагоне группа цыганских тёток в несуразных одеждах, постоянно пристающих к пассажирам, в основном к молодым женщинам и одиноко сидящим девушкам.

Я неоднократно был свидетелем, так называемого цыганского гипноза, но который неизменно оборачивался простым шулерством. Хотя мне рассказывали и про реальные примеры такого гипноза, среди них бывают и экстрасенсы.

Цыганки, а это делают именно женщины, мужики у них народ привилегированный и обычно неработающий, окружают жертву и все разом начинают запугивать её. Чего только не наговорят человеку, и всё с одной единственной целью: заставить его добровольно вытащить денежку и положить её на ладонь основной разводящей. Та зажимает деньги в кулак, и велит очередному дурачку дуть на него. Пока тот дует, его деньги из кулака незаметно переправляются рядом стоящей напарнице. Такие фокусы даже дети знают. Кулак после дутья разжимается, а купюра, понятно дело, «таинственным» образом исчезает.

И имей ты хоть какие кулаки, а с пятью-шестью неопрятными, постоянно вопящими и угрожающими тебе всевозможными проклятиями и небесными карами тётками, ты связываться не будешь.

Однажды (это было ещё до моего священства) мы с женой ехали днём электричкой в Москву. В вагоне было почти пусто. В какой-то момент вошла очередная «группа захвата». Тётки быстро следуя друг за другом, выискивали подходящую добычу. Одна из них посмотрела в нашу сторону, и кивком головы, без слов, одним взглядом спросила меня: «Гадать будем»?
Я точно так же покачиванием головы, ответил: «Обойдёмся».
«Дело ваше» – пожатием плеч заключила разговор цыганка.

Зато через проход в отсеке наискосок от нас сидела одинокая молодая женщина и читала книжку. Вот к ней-то эта кампашка и пристала. В такой группе все действия распределяются заранее. Одна начинает быстро и громко убеждать жертву в том, что её определённо "сглазили", «подсадили порчу» и «сделали насмерть». Задача центровой напугать и не давать опомниться. Другая тут же начинает поддерживать разводящую и всем своим видом словами и жестами подтверждать правоту её слов. Остальные стоят и своими телами отсекают «объект» от всех, кто мог бы вмешаться в ситуацию, и каким-то образом помочь жертве. Здесь лучше не соваться, так отматерят, что надолго запомнишь.

И вот во время этого действа, одна из цыганок, повернувшись спиной к происходящему, внимательно посмотрела мне в лицо. А потом и говорит:
– А ведь ты наш.
– Что значит ваш – спрашиваю?
Мне стало определённо неприятно.
– Наш, – говорит, – цыган!
Меня бросило в пот:
– Почему это цыган? Может у меня турецкие корни.
– Нет, – смеётся женщина, – наш, наш. Я свою кровь, ни с какой другой не спутаю!
Интересно, с чего она вообще взяла, что у меня есть их кровь, ведь внешне во мне ничего не выдаёт родства с моей прабабкой.
– Ладно, – говорю, – ты права, у меня прабабка цыганка, но это уже четвёртое поколение.
– Я способна видеть до десятого колена, – ответила она.

Таким образом, получив от «родственников» подтверждение, что я всё-таки имею их кровь, мне был дан замечательный козырь. С этого момента я научился распознавать действительно людей владеющих цыганской магией от простых мошенников.

Стоило какой-нибудь цыганке начать докладывать о порче, которую мне, по её словам, где-нибудь успели подцепить, я всякий раз отвечал приблизительно так:
– Ты посмотри на меня внимательнее. Ты видишь, кто я? – Типа, «узнаёшь брата Колю»?
И, если она не могла мне ничего ответить, тогда уже я, со своей стороны, делал ей предложение погадать. Тем более, что гадать им легко: «Наркотики, воровство, дальняя дорога, казённый дом».

Как-то я снова выбрался в Москву, наверное, в [Свято-Тихоновский] богословский институт на экзамены. В вагоне было почти пусто. На одной из станций к нам ввалилась огромная толпа цыган, мужчин и женщин (детей не было). Общим числом, где-то около сотни. Как я потом узнал, в столице их ждал барон, на суд ехали.

Я сидел один у окошка. Рядом со мной уселось пятеро цыганок, одна средних лет, остальные совсем молоденькие девчонки. В их кампании была ещё одна такая же девица, которой из-за моего присутствия, не хватило места. Видя такую вопиющую несправедливость, она начала отпускать в мой адрес сперва колкие словечки, а потом, видя, что я не собираюсь ей уступать, перешла на брань. Бранятся цыгане легко, при этом совершенно не испытывая никакого смущения. У них, в принципе, не существует таких понятий как: «встать в очередь», или «неудобно», или «стыдно».

Что мне оставалось делать? Цыгане заполонили всё окружающее пространство, остальные пассажиры предпочли ретироваться и искать места в соседних вагонах. А мне не хотелось уступать девице, хотя и сидеть в таком окружении было неприятно. Остальная молодёжь поощряла её. Всем было интересно, сколько ей понадобится времени, чтобы заставить меня уйти.
Ладно, думаю, уйду, не до Москвы же мне эту словесную грязь слушать, да ещё из таких с виду невинных уст. И только решил встать, как услышал голос старшей, из сидевших рядом. Она повернулась к той, что поносила меня, и вдруг сказала:
– Замолчи, – и кивнув на меня, – разве ты не видишь, что он цыган?

Не видит, молодые этого уже не видят, и слава Богу – не хочется мне такого родства. Тем более, что моя прабабка, говорят, была очень красивой женщиной, а среди наших цыган я красивых людей не встречал.

Став священником, мне пришлось пересечься ещё и с внутренним миром, обычаями и верованиями этих людей, о чём я могу рассказать как-нибудь в дальнейшем. А пока, вот что поведую (на днях услышал):

"что где-то там в Англии цыганский табор топорами полицейский вертолёт порубал".

Услышал и порадовался тому, что это были не мои соседи-цыгане. А ещё наверное тому – что у меня нет вертолёта...

Иерей Александр Дьяченко

Рассказ «Соседи» сельского батюшки отца Александра Дьяченко

Прототип рассказа: жж священника Александра Дьяченко - 28.05.2009 - alex-the-priest.livejournal.com/16526.html

Комментарии

Задайте ВОПРОС или выскажите своё скромное мнение:


Заголовок:
Можете оставить здесь свои координаты, чтобы при необходимости мы могли бы с Вами связаться (они НЕ ПУБЛИКУЮТСЯ и это НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО):

E-mail:
Ваш адрес в соцсети или сайт:
Прошу ОПОВЕЩАТЬ меня на указанный выше e-mail - ТОЛЬКО при ответах в ветке ЭТОГО коммента!

29.03.11 Tue 10:29 - `Валентин Kонстантинович Казерский`

Цыгане: Рома, ромалы - идет оказывается от ромеев (римлян)

Длительное пребывание на территории Византии способствовало проникновению в Цыганский язык некоторых черт, общих для всех языков, распространённых: на Балканах: артикль, способ выражения форм инфинитива и др.

Термин "Византия" ввёл Иероним Вольф, причём только в XVI веке, сами жители православной империи предпочитали называть своё государство Римской империей; соответственно себя они называли ромеями (т.е римлянами). Нет ничего удивительного в том, что цыгане стали называть себя по имени приютившего их государства "ромеи", в дальнейшем "рома" ("ромалэ"). Даже покинув Византию, они продолжают помнить, что они - рома, ромалы . Это название укоренилось и существует по сию пору, несмотря на то, что за такой срок сменилось много поколений и они уже забыли, откуда явились их предки.

А русское слово «цыган» происходит от греческого atsinganos - так называли представителей некой религиозной общины, известной в Византии в эпоху раннего Средневековья.

Цыганские БАРОНЫ: Сами цыгане понятие «барон» не употребляют. Баронами внешний мир привык называть негласно признанных цыганских лидеров, авторитетных по той или иной причине в цыганской общине людей, или людей, ответственных за контакты цыганской общины с внешним миром.

Цыгане воспринимают верования тех народов, рядом с которыми они живут . В Европе это цыгане западнохристианского обряда, в Средней Азии - мусульмане, в России - считают себя православными. В их верованиях сплетены христианские и языческие представления. Многие из них очень суеверны, верят снам и пророчествам...

Образ жизни этих людей, их привычки во многом зависят от группы, к которой они принадлежат, а цыганский народ состоит из многих субэтнических групп, которые объединяют общий язык и традиции.

В России известны Котляры , или кэлдэрари , - цыгане, которые пришли к нам из Молдавии через Украину и южную часть России. Это были первые цыгане, появившиеся на территории нашей страны. Слово «кэлдар» по-румынски значит «котел», «кэлдэрарь» - «котельщик». Женщины из этой группы своеобразно ярко одеты, с особой прической (букли и две косы), обязательно носят яркий платок, а мужчины одеваются неотличимо от других народов...

Еще одна распространенная группа - "русска рома" , или. Эта группа прошла через Германию, Польшу и к XVIII веку добрела до России. Русска рома более интегрированы, чем другие группы. Они живут не компактно, как котляры, а рассеянно среди русских...

Закарпатских цыган условно называют мадьярами, ловари , они венгероязычные, по-цыгански не говорят. Эти группы сдвинулись с места в результате пертурбаций девяностых годов. Живут они в ужасных условиях, из десяти детей умирают шесть. Они уже много лет скитаются по России, здесь рождаются дети, здесь они умирают.

Также нелегально и в ужасных условиях живут люли -цыгане из Таджикистана, Узбекистана и других республик Средней Азии. Сами себя они называют «мугат». Они относятся к так называемым «цыганообразным группам» - группам, схожим с цыганами по образу жизни, но не говорящим на цыганском языке (люли общаются на фарси)...

С виду цыгане зачастую живут не так уж и плохо. У них и зубы золотые, и дома большие, в которых и телевизор, и ковер во всю стенку. «Тут надо понимать, что для цыган очень важны внешние черты их успешности. И что в этом огромном якобы богатом доме живут человек тридцать пять. Или что вот этот музыкальный центр или телевизор - это все, что у них есть. Их нарядная одежда - это один комплект. То есть они не богаты, но они хотят такое впечатление производить...

Валентин Kонстантинович Казерский, православный христианин

29.03.11 Tue 10:35 - `Валентин Kонстантинович Казерский`

Рассказ закарпатского цыгана Иосифа Лацко

Рассказ закарпатского цыгана Иосифа Лацко, которого я полюбил и назвал свои братом во Христе Иисусе:

Знаете, я был очень большой прелюбодей. У меня были уже дети, пятеро. И за чужих жен я свою жену очень избивал, мучил. У нас не было мира.
Я вам уже рассказывал, как меня потом Бог изменил, как я уверовал в Спасителя. И вот однажды я преклонился на колени, молюсь о жене моей, чтоб Бог и ее спас. А она подошла сзади и давай меня кулаками по спине:
- Ты что! Кому молишься?! Перестань! Что ты. С ума сошел?! Стенке молишься?
Отбежала и ждала, что я сейчас ее буду бить. А я поднял руки до Бога и давай просить уже во весь голос:
- Господи, спаси мою жену! Господи, дай моему дому спасение!
А Ева, жена моя, послушала, и так говорит:
- Иосиф, ходи, как годами ходил, гуляй. Делай, что хочешь - только не будь верующим. Пей, гуляй, прелюбодействуй... Только не будь верующим.
Дьявол не хотел меня отпускать с рук. Начал потом через тёщу. Вот собираюсь я на богослужение... А тогда Господь посылал много гостей к нам с России, с Комсомольска-на-Амуре даже приезжали братья. Собираюсь, а моя сестра зовет меня:
- Иосиф, иди сюда, тебя зовут там...
Я зашел туда и они предложили мне сесть. Я только присел и сразу подскочили родственники - и меня в грудь, руками. Я упал и они меня прижали, 8 человек. Мама держала и давай раздирать рот, раскрывать... Схватили водку. А теща кричит:
- Водку не заливайте, а то задушится! Вино...
Я с ними боролся. Расцарапали. Кровь потекла. Мама увидела кровь, говорит: оставьте его.
Я поднялся. Думали, что я буду делать. А я сильный драчун был. Драться умел. Но я никому ничего не сделал. Они меня всего облили водкой, вином. Я остался, никуда не пошел,плакал, молился за них.
"Терпением спасайте души ваши. Терпение нужно вам, чтобы исполнить волю Божью". Насущная нужда была у меня. Где какие молитвенные нужды, если Иосиф заявляет, это - о жене, помолитесь о моей жене, чтоб Господь призвал ее...

Спрашиваете, как произошло, что Ева уверовала?
Я восемь лет ждал, и через 8 лет Господь дал ответ на мою молитву...

Знаете, один раз я пришел со служения, Господь его благословил. Я такой радый, знаете. А у нас тут домик, там домик, никаких заборов. Цыгане часов до двух, до трёх летом песни поют, разговаривают... И зашли в мой дом, к моей жене, подружки. Слышу, моя жена мною хвалится. Такой Иосиф! Они ей задали вопрос:
- Вот он много ездит по Украине. На людях, из себя видный, он там себе какую-нибудь из верующих найдет. Ева говорит:
- Нет, нет, он теперь не такой, как был, мой муж любит Господа, у него даже мысли такой нет. Она им говорит, как она меня благословляет...

Я слушал и зашел в дом. О, здесь Иосиф! Да, муж у тебя хороший. А у меня сразу такая мысль... Я ей говорю:
- Ева, скажи правду, ты меня любишь или нет?
Прямо при этих людях. Она на меня посмотрела:
- Ты что, ненормальный? (А мы с 70-го года поженились. Ей было 15 лет. У нас пятеро деток). Ты что, Иосиф, мы служим Богу, а ты меня такое спрашиваешь: любишь или нет? Да!
А я говорю:
- Нет, Ева, ты меня не любишь.
- Как не люблю?
Она уже начала там... И все слушают.
- Ева, я тебе отвечу так. По Библии, Бог сделает разделение. Как разделяет пастух овец от козлов - так Господь отделит людей верующих от неверующих. Те, что не поверили, не покаялись, будут отделены от тех, кто служит Богу. И нельзя, говорит Библия, оттуда сюда переходить и отсюда туда. Разделит нас Господь навеки! Если бы ты любила меня, тогда ты была бы там, где я...
- А вот как! Ну тогда...
И она ничего не сказала.

В воскресенье спрашиваю: "Идешь со мной?" "Иду". А тут приехали братья, надо поехать с ними в другое село... Я поехал. Ева собралась с детьми, все пошли. У меня сын старший - он раньше мамы покаялся. Пошли. И она уже рассказывает, я только ждала, когда пастор скажет: "Кто хочет покаяться?" Только он спросил: "Кто хочет служить Богу?" - она первая выбежала вперед, упала на колена: "Я хочу служить Богу!.. И начала говорить: "Я была такая, я была сякая... Я столько детишек... Вы меня понимаете, столько детишек уничтожила. Исповедовалась. Плакала. И Господь дал ей покаяние.
Прошло время. Она приняла святое водное крещение. И в нашем доме с тех пор радость...

Знаете, если заговоришь с цыганом, он готов на всё. Говорит, я хочу служить Богу, я буду верующий. Тогда задаёшь вопрос: "Слушай, чтобы верующим быть, Господь говорит, кто воровал - впредь не воруй, трудись своими руками, чтобы отделять нуждающимся". Эти все качества, которые требует Святое Евангелие, говоришь...
"А как я тогда буду жить? Чем я буду семью кормить? Да какой я тогда цыган?" - видят проблемы, проблемы.
Или ребенок заболеет или что, - приходят, Иосиф, помолись, вот проблема. А когда призываешь: надо покаяться, надо отдать сердце своё Господу, проблема с этим: "как я буду жить? Как я не буду гадать? Как я не буду воровать? Как я не буду обманывать?" Но Господь находит, меняет сердца. В церкви со мной вместе - 18 цыган.

И вот цыган, который приходит к Богу, если ему задать вопрос:
"Вот ты такой бедный, куска хлеба не имеешь, скажи, что нету Бога - мы тебе много дадим хлеба, оставь Бога, мы тебе дадим много денег, полные карманы долларов, - он скажет тысячу раз нет, я люблю Иисуса, Иисус всем меня благословляет".

Так и я. Радость меня наполняет. Слезы радости... Такой нехороший человек - я для Господа ничего не сделал, абсолютно. Эти гвозди и этот молоток... А Он для меня приготовил венец жизни. Он переменил мой характер, Он дал мне надежду, переменил мою семью.
Цыгане в таборе удивляются: "Отчего у вас всегда лица такие не кислые? Вы всегда всем довольные". А я отвечаю: "Потому что в нашем сердце живет Дух Святой. Пусть бы Господь благословил и вас всех, чтоб познали эту подлинную радость, которую Господь дает, независимо от того, кто ты есть - алкоголик, плохой человек. Но Господь силен переменить сердце, дать новые мысли и сделать новым человеком, который способен славить Господа".

cirota.ru/forum/view.php?subj=12002&fullview=1&order=

29.03.11 Tue 12:03 - `Дмитрий Соколов-Митрич`

Цыган-дьякон Элизбар: «Ромалы, мы еще свой храм строить будем!»

Когда отец Элизбар был еще Эдиком, город Кимры имел репутацию героиновой столицы Центральной России. Электричку из Москвы в народе называли «зеленой иглой»: в последний вагон нормальные люди не садились - в нем ехали только наркоманы. Все торчки в радиусе трехсот километров съезжались за дешевым героином сюда, на станцию Савелово, а точнее - в Голливуд: так здесь называют цыганский поселок. Местная молодежь быстро освоила нехитрый бизнес: ты, москвичонок, постой на перроне, я вместо тебя сбегаю в табор, а десять процентов отсыплю себе. Очень скоро найти в городе подростка с адекватным выражением глаз стало непросто.

В Голливуде у нас живут цыгане венгерские, называются ловари, - рассказывал мне в ту пору местный сотрудник спецслужб. - Они здесь появились в конце шестидесятых годов, после того как их турнули с Украины. Сначала эти ловари развернули торговлю нелегальным алкоголем, а в девяностые годы перешли на наркоту. Занимаются этим, разумеется, под прикрытием местного РОВД. Есть у нас тут еще и свои цыгане, русские, в поселке Чернигово живут, фамилии почти у всех - Ивановы...

«Это было как во время хорошей пьянки»

Честно говоря, в церковь я тогда пришел, как в ювелирный магазин, - дьякон Элизбар произносит слова медленно, нараспев, как будто не говорит, а гадает. - Очень хотелось крестик на груди носить, а надеть его просто так нельзя, надо покреститься. И знаете что? Я до сих пор не понимаю, что со мной тогда произошло. Вроде и слов-то никаких жгучих после крещения батюшка не говорил, только через два дня я почему-то бросил пить, еще через два - курить, это не говоря уж об остальном. А через месяц уже не пропускал ни одной службы. Это было как во время пьянки: глотнешь чего-нибудь не того - и вдруг тебя накрывает с головой. Разница лишь в том, что похмелье после того глотка не наступает уже десять лет и с каждым годом мне становится все лучше и лучше.

Отец Андрей грешным делом поначалу думал, что это засланный казачок. С чего бы это вдруг семнадцатилетний цыганенок после каждой службы провожает его до дома, задает кучу вопросов о духовной жизни и ловит каждое слово? Даже среди русских такое случается крайне редко, а тут - цыган. «Ты бы хоть Евангелие для начала почитал и Деяния Апостолов», - предложил ему будущий духовник, когда понял, что мальчик воцерковляется всерьез. «Обязательно почитаю, батюшка, - ответил Эдик. - Вот только читать научусь - и почитаю».

Выяснилось, что парень, как и большинство местных цыган, ни дня не учился в школе. Иванов тут же сел за Евангелие, написанное на церковнославянском. В конце издания прилагался краткий самоучитель языка. Затем освоил Апостол и Псалтирь. Через пару месяцев перед отцом Андреем предстал уникум - Эдик оказался человеком, который язык первых русских христиан понимал лучше, чем речи Путина и Медведева. Он и сейчас порой невольно пугает продавцов в магазине какими-нибудь «еси», «паки», «дондеже» и прочими словами-ископаемыми.

Но сложнее всего оказалось не грамоту освоить, - улыбается отец Элизбар. - Самым трудным для меня знаете что было? Бросить танцевать. Я очень хорошо танцевал. И по-русски, и по-цыгански. На дискотеках мне все кричали: «Еще! Еще!» Вот уже лет семь, как я этим не занимаюсь, а очень хочется, очень. Иногда танцую во сне, и так все это реально вижу, что, когда просыпаюсь, даже мышцы болят...

«Единственная вера цыган - это суеверие»

В таборе загадочные изменения в юной душе цыгана Эдика понимать отказались наотрез. Когда стало известно, что он уже заделался алтарником, это было воспринято примерно так же, как если бы он поступил в школу милиции. Дальнейшие события сам отец Элизбар полушутя-полусерьезно называет «гонениями».
- «Ты чего нас позоришь?!» - это были самые добрые слова из тех, которые мне приходилось слышать, - вспоминает дьякон. - В приступах гнева мать обещала перевешать всех священников. Отчим ее подзуживал. Братья-сестры молчали, потому что побаивались: я все-таки старший.

Я, наверное, чего-то не понимаю. Русские цыгане - они ведь вроде христиане. По крайней мере, на своих могилах кресты ставят.
- Ох, сложный это вопрос, очень сложный, - вздыхает бывший Эдик. - Как правило, ромалы называют себя приверженцами той религии, которая вокруг них. Но на самом деле вера у нас всегда одна, и как ее назвать, я даже не знаю. Цыгане - это самые большие суеверы на планете. Они верят во все и ни во что не верят. Они очень боятся всего, чего не понимают. Они готовы соблюдать какие угодно обряды, но не ради любви, а из чувства страха. Любая религия для них сразу же становится язычеством. Они не понимают, что такое молиться. Молитва для них то же самое, что колдовство.

С тех пор как Эдик стал много времени проводить в церкви, всякую семейную неудачу в таборе стали приписывать ему. Кто-нибудь заболел или умер, кого-нибудь посадили в тюрьму или подсадили на иглу, кто-нибудь разбил машину или проигрался в карты - на все теперь было один ответ: «Это ты наколдовал»...

Эдику устроили товарищеский суд и отправили в ссылку к бабушке. Но очень скоро страшно об этом пожалели.

Дело в том, что бабка Иванова всю жизнь была авторитетнейшей гадалкой. К ней приезжали клиенты не только из Твери, но и из Москвы, и фамилии попадались такие, что даже страшно их здесь произносить. И что вы думаете? Как только Эдик начал воцерковляться, баба Рая стала терять силу. Одна осечка, другая, пятая, десятая - в конце концов вся клиентура разбежалась, а внука-колдуна родственники чуть не убили, и их в чем-то можно понять: доходы от гаданий составляли изрядную долю семейного бюджета.

Видать, дар-то у бабки твоей был не оттуда, - качает головой отец Андрей.
- Да вроде она всегда Бога в помощники призывала, - пожимает плечами отец Элизбар.
- А как это будет по-цыгански?
- Если к нему обращаться, то «дэвла». А просто «Господь» будет «дэвел» .
- Эдик, - почесал в затылке отец Андрей, - кажется, пора тебе английский учить.

«Ромалы, мы еще свой храм строить будем!»

Цыганская родня сначала приняла его женитьбу на русской в штыки - несмотря на все размолвки у них, оказывается, уже была припасена для сына невеста. Тоже очень хорошая барышня: с тех пор уже четыре раза успела побывать замужем.

У нас это просто делается, - улыбается дьякон Иванов. - Цыгане ведь загсов не признают и даже в церкви венчаются очень редко. Вошел в дом - вот ты и жених. Вышел за порог - вот ты и разведенный.

На венчании из всего табора были только две сестры - родная и двоюродная. Милые девушки, обе уже сидят в тюрьме. Но вскоре родня сменила гнев на милость, тем более что избранница Элизбара, несмотря на русскую кровь, внешне оказалась очень похожа на цыганку...

Отец Александр: - Я в детстве жил рядом с цыганами и хорошо их знаю. У этого народа много пороков, но есть одно очень важное достоинство - открытость, искренность, простодушие. Они чистосердечны и во зле, и в добре - смотря в какое русло это качество направить. В Евангелии сказано: «Если не обратитесь и не будете как дети, не внидете в Царство Небесное». Цыгане - это как раз те самые евангельские дети. Пока что это дети-беспризорники, но я не удивлюсь, если лет через пятьдесят они покажут нам пример благочестия. История христианства таких примеров знает немало...

Дмитрий Соколов-Митрич - Полностью - тут: rusrep.ru/2008/38/elizbar_ivanov

Наркотики - ад. К сожалению, понимает это только тот, кто столкнулся с этим адом сам. Количество таких людей неумолимо растет. Уже 6 миллионов россиян наркоманы. Это значит, что в России еще 30-40 миллионов тех, кто пытается вытащить из этого ада своих родственников. Большинство из них ненавидят цыган , потому что каждый день видят, у кого покупают наркотики...

Дмитрий Соколов-Митрич - Полностью - тут: izvestia.ru/special/article3036769/?print

Почитайте на сайте:

Вопросы-ответы за месяц

  • 16733 Спаси Господи!
    21 час 36 мин. назад
  • 16862 Здравствуйте. Если во время
    22 часа 52 мин. назад
  • 16861 Доброй ночи. Батюшка скажите
    1 день 7 часов назад
  • 16860 Вещи после умершего
    1 день 12 часов назад
  • 16854 Спасибо!!! Спаси Господи!!!
    1 день 15 часов назад
  • 16858 Отрицательное
    1 день 18 часов назад
  • 16858 Красная нить
    1 день 19 часов назад
  • 16854 Если ваша подруга
    2 дня 2 часа назад
  • 16854 Если подходит, то значит,мне
    2 дня 3 часа назад
  • 16854 Вот это толкование подходит к моему случаю?
    2 дня 3 часа назад
  • 16854 Хочу пояснить,что с моей
    2 дня 10 часов назад
  • 16854 Извините, ну как ненавязчиво
    2 дня 10 часов назад
  • 16733 Наталия, огромное вам спасибо за ваше внимание к нашим проблемам и помощь. Ваши слова просты, доходчивы и убедительны. Моя душа на них откликается. Я сама много сил жизненных и времени растратила на обиды. С высоты прожитых лет и кое-какого приобретённого
    2 дня 14 часов назад
  • 16853 Кроме своих молитв, можно
    2 дня 17 часов назад
  • 16812 Лучше, вообще, никакие
    2 дня 17 часов назад
  • 16854 Сказать можно ненавязчиво,
    2 дня 19 часов назад
  • 16847 Многие Батюшки так делают
    3 дня 3 часа назад
  • 16851 Почему ж неосознанная?
    3 дня 3 часа назад
  • 16857 Вы имеете ввиду
    3 дня 3 часа назад
  • 16855 Добрый день!!!
    3 дня 3 часа назад
  • 16857 сколько дней может пройти от исповеди до привития?
    3 дня 12 часов назад
  • 16856 Добрый день. Ответьте
    3 дня 15 часов назад
  • 16855 Что мне делать?
    3 дня 17 часов назад
  • 16848 В пост даже мясо разрешили
    3 дня 19 часов назад
  • 16854 Как себя вести с окружающими близкими людьми?
    4 дня 10 часов назад
  • 16849 Так бы лучше грешить боялись,
    4 дня 17 часов назад
  • 16850
    4 дня 17 часов назад
  • 16853 Чтение псалтыри
    5 дней 28 мин. назад
  • 16850 Помогите. Что со мной может
    5 дней 13 часов назад
  • 16716
    5 дней 16 часов назад
  • 16705 Сейчас уже никого
    5 дней 16 часов назад
  • 16783 Сходите на исповедь.
    5 дней 16 часов назад
  • 16654 Ребенка лучше называть именем
    5 дней 16 часов назад
  • 16847 Не надо очень обращать на это
    5 дней 17 часов назад
  • 16846 Конечно, считается! Не
    5 дней 17 часов назад
  • 16845 Ладанка для того и нужна,
    5 дней 17 часов назад
  • 16840 Желательно перенести!
    5 дней 17 часов назад
  • 16839 Если вы исповедались, то Бог
    5 дней 17 часов назад
  • 16849 Здравствуйте,можно
    5 дней 18 часов назад
  • 16848 Добрый день.напишите
    5 дней 19 часов назад
  • 16845 Можно ли носить ладанку
    5 дней 23 часа назад
  • 16841 Что делать.
    6 дней 22 часа назад
  • 16840 Можно ли жениться в праздник?
    6 дней 22 часа назад
  • 16839 Если человек делал обороты
    1 неделя 12 часов назад
  • 16837 Спаси Господи! Замуж надо
    1 неделя 19 часов назад
  • 16821
    1 неделя 20 часов назад
  • 16825 За своих усопших
    1 неделя 20 часов назад
  • 16827 Вообще, церковь старается
    1 неделя 23 часа назад
  • 16835 А почему человеку приходится
    1 неделя 1 день назад
  • 16829 Правильно, судить надо только
    1 неделя 1 день назад
  • 16836 Здравствуйте.Скажите
    1 неделя 1 день назад
  • 16830 Уныние. Святые отцы.
    1 неделя 2 дня назад
  • 16829 Священник и блуд.
    1 неделя 2 дня назад
  • 16824 Первый раз слышу о таком суеверии.
    1 неделя 2 дня назад
  • 16830 Как победить уныние? Когда
    1 неделя 3 дня назад
  • 16829 Священник и блуд
    1 неделя 3 дня назад
  • 16827 просто дайте ответ на E-mail
    1 неделя 4 дня назад
  • 16825 Помогите советом
    1 неделя 4 дня назад
  • 16824 о Радонице
    1 неделя 5 дней назад
  • 16823 Коллекция слоников
    1 неделя 5 дней назад
  • 16821 Имя ребенку
    1 неделя 5 дней назад
  • 16818 Людей надо не бояться,
    1 неделя 6 дней назад
  • 16815 Мне 56лет из семье военнослужащего,
    1 неделя 6 дней назад
  • 16813 Можно прочесть накануне
    1 неделя 6 дней назад
  • 16813 подготовка ко Святому причащению
    1 неделя 6 дней назад
  • 16767
    2 недели 45 мин. назад
  • 16812 Вопрос о человеке
    2 недели 9 часов назад
  • 16811 Я пригласила освятить дом,
    2 недели 18 часов назад
  • 16809 Не все в жизни от нас
    2 недели 19 часов назад
  • 16808 Термин "правомерно" - это,
    2 недели 19 часов назад
  • 16809 Отношения с мамой
    2 недели 1 день назад
  • 16808 Захоронения на территории Храма.
    2 недели 1 день назад
  • 16807 Здравствуйте батюшка Скажите
    2 недели 1 день назад
  • 16774 Дайте за его душу
    2 недели 1 день назад
  • 16709 Лучше вам лично побеседовать
    2 недели 1 день назад
  • 16735 Спаси Господи! Вообще, снам
    2 недели 1 день назад
  • 16736 Не волнуйтесь, ничего
    2 недели 1 день назад
  • 16741 Может вам лучше лично
    2 недели 1 день назад
  • 16804 3 пустые тарелки прибиты к земле у варот
    2 недели 1 день назад
  • 16803 Парень горит в шутку „за что ты меня так не любишь „что ему ответить
    2 недели 2 дня назад
  • 16802 Скажите пожалуйста что делать
    2 недели 2 дня назад
  • 16801 Энергоинформационная терапия
    2 недели 2 дня назад
  • 16794 Не унывайте!Ходите
    2 недели 3 дня назад
  • 16793 Потому-что это Дом Божий!
    2 недели 3 дня назад
  • 16795 Грех большой! Надо молиться
    2 недели 3 дня назад
  • 16798 Здравствуйте! И этому
    2 недели 3 дня назад
  • 16797 Спаси Господи! Хорошие
    2 недели 3 дня назад
  • 16784 Успокоиться.
    2 недели 3 дня назад
  • 16798 Дружба с мальчиком!
    2 недели 3 дня назад
  • 15315 Всем привет
    2 недели 3 дня назад
  • 16796 Всем привет
    2 недели 3 дня назад
  • 16795 Здравствуйте, мой сын
    2 недели 3 дня назад
  • 16794 Зов о помощи
    2 недели 3 дня назад
  • 16629 Подумайте над словами, пожалуйста.
    2 недели 3 дня назад
  • 16457 Почему Каин убивает Авеля, и только после этого продолжается библейская история?
    2 недели 3 дня назад
  • 16775 Если даже не носят,
    2 недели 3 дня назад
  • 16779 Почему нельзя? Можно! Только
    2 недели 3 дня назад
  • 1972 Что Вам сказать?
    2 недели 3 дня назад
  • 16789 Она вам причины
    2 недели 3 дня назад
  • 16791 Назовите так, чтобы было
    2 недели 3 дня назад
  • 16788 С бракосочетанием тянуть
    2 недели 3 дня назад
  • 16781 Ходить на богослужения,
    2 недели 3 дня назад
  • 16780 Здравствуйте! Вам надо ходить
    2 недели 3 дня назад
  • 16791 Грех порнозависимости
    2 недели 3 дня назад
  • 16778 Молитесь, надейтесь
    2 недели 4 дня назад
  • 16777 Православную - в этом году
    2 недели 4 дня назад
  • 16787 Сходите на исповедь. Спаси
    2 недели 4 дня назад
  • 16785 Если вы чувствуете, что
    2 недели 4 дня назад
  • 16784 Ходите в храм на службы,
    2 недели 4 дня назад
  • 16788 Интимная близость до брака.
    2 недели 4 дня назад
  • 16785 Прошлое любимой
    2 недели 5 дней назад
  • 16784 Здравствуйте, батюшка.Скажите
    2 недели 5 дней назад
  • 16783 Брезгливость не даёт мне жить
    2 недели 5 дней назад
  • 16782 Является ли грехом бизнес по сдаче автомобилей на выкуп?
    2 недели 5 дней назад
  • 16781 Прошу совета
    2 недели 5 дней назад
  • 16761