Чтиво не для слабонервных о судьбе женщины с востока. Арабская женщина: уклад жизни, одежда, внешность

Женщина Востока всегда была притягательной загадкой для наших мужчин. Она манила своей природной красотой, щедро подчеркнутой натуральной косметикой, пышным и ухоженным телом, и … терпеливостью и покорностью. Именно покорность отличает наших деловых и иногда не в меру активных современниц от луноликих красавиц. Именно умение молчаливо соглашаться во всем со своим мужем вызывает у наших вторых половинок тихую зависть к падишахам и шейхам. Какая же она, женщина Востока?

Для того, чтобы стать настоящей Шахерезадой, оказывается, важно не только иметь роскошные длинные волосы, красивую и нежную кожу, но и обладать другими достоинствами, далеко не так легко доступными, как внешняя красота. Внутренние качества, зачастую скрытые от посторонних глаз, вот то, чего не хватает нам, женщинам XXI века.

МУЖУ НАДО УГОЖДАТЬ ВО ВСЕМ

Восточная женщина с охотой и радостью выполняет все пожелания мужа. И следует отметить, что капризы мужа не ограничиваются только доступом к телу жены 24 часа в сутки. Супруг желает массаж стоп - пожалуйста, дорогой! Требует поговорить в 3 часа ночи о чем-то неинтересном каждой нормальной женщине – да, милый, всю ночь только этого об этом и мечтала. Что поразительно, женщины Востока такому вниманию радуются, а их мужья не слишком многого требуют.

Если предложить так вести себя европейке, то она скорей всего посмотрит на вас широко открытыми от удивления глазами. У нас так распускать мужа не принято. Наши женщины слишком много времени боролись за равноправие с мужчинами, чтобы снова становится прислугой. Такой участи, скажет почти каждая барышня, не пожелаешь и рабыне.

РАБОТУ ПО ДОМУ ВЫПОЛНЯТЬ САМОЙ

Восточная женщина сама выполняет всю работу по дому, муж не должен в этом никоим образом участвовать. Муж – кормилец и содержатель всей семьи. Поэтому он сильно устает – будь он пастух или шейх – и ни в коем случае не подобает приставать к нему с глупыми просьбами, например, вынести мусор или пропылесосить. В этом правиле есть рациональное зерно – на Востоке женщины не работают, поэтому посвятить себя дому и семье - наиболее логичное, что можно сделать.

Современная женщина Европы, не может себе позволить заниматься исключительно домашним хозяйством. Мы работаем точно столько же времени в сутки, сколько наши половинки, и зарабатываем так же (иногда и больше). Такой порядок вещей уже давно не новый. Я лично знаю много семей, где муж занимается хозяйством, а жена – «добытчик». Никакого дискомфорта при этом, ни он, ни она не ощущают.

ЗАБОТУ О ДЕТЯХ НУЖНО БРАТЬ НА СЕБЯ

Самым важным предназначением восточной женщины является задача родить сына. Именно ради рождения мужчины-продолжателя рода и свершаются браки. Мать занимается уходом за малышом до трехлетнего возраста, после чего отец решает, каким будет воспитание мальчика в дальнейшем. Девочки главу семейства не интересуют, и они остаются возле матери, пока их не выдадут замуж. В любом случае, требовать от мужа покормить ребенка, поменять ему памперс или просто укачать в колыбельке – верх наглости и невежества.

Увы, многие наши мужчины, следуя традициям восточных падишахов, понятия не имеют, как выглядит их новорожденный отпрыск. Для них малыш станет интересен тогда, когда с ним можно будет играть в футбол, или как минимум он сможет сказать что-нибудь «человеческое». Но, к счастью, есть и папочки, которых не страшно оставить с ребенком на пару часов. Говорят, что попадаются уникальные отцы, которые даже остаются с детьми, отпуская уставшую мамочку к подругам, или в салон красоты.

ЖЕНЩИНА ДОЛЖНА БЫТЬ УСЛАДОЙ ДЛЯ ГЛАЗ МУЖА

Восточная женщина, выходя на улицу, тщательно прячет свою красоту, чтобы не соблазнять чужих мужчин. Она принадлежит исключительно мужу, поэтому внимания других боится как огня. Дома же, жена одевается в красивые наряды, надевает украшения, и встречает мужа с радостной улыбкой.

Увы, мы об этом правиле забываем. Нет, конечно же, я не агитирую ходить на работу в парандже! Но давайте задумаемся, всегда ли мы дома выглядим такими красивыми, как на работе? Как говорила одна восточная женщина: «Зачем мне соблазнять чужих мужчин, если у меня дома муж?» Возможно, мы устаем за целый день от каблуков, нам надоедают офисные костюмы и платья, а лицо требует убрать слой косметики и дать ему немного воздуха. Но это еще не повод ходить по дому в бигудях, халате, или, того хуже, в старом спортивном костюме!

ОГРАНИЧИВАТЬ МУЖА В ЛЮБИМЫХ ЗАНЯТИЯХ НЕЛЬЗЯ

Каждый себя уважающий восточный мужчина оставляет немного времени на любимое занятие. Его жена должна восхищаться любимым, возносить хвалу его умению скакать на лошади, играть в футбол, или стрелять монстров на компьютере. Намекать, что четыре часа подряд тратить на хобби, а не на любимую жену, это слишком. Такие замечания скорей всего приведут к разводу. А развод на Востоке – дело тонкое. Мужу достаточно три раза крикнуть на площади «Ты мне больше не жена» и красавица может идти на все четыре стороны, причем в том, что на ней надето.

Не знаю, как справляются другие жены, но лично я терпеть вечную нирвану интернета, в которую периодически погружается муж, не в силах. Хоть у меня самой помимо любимой работы есть хобби, и не одно. Как не стараюсь смотреть без раздражения на то, как единственный отключается на несколько часов, забывая о сне, еде и других нуждах, ничего толкового из этого не выходит. Каюсь, ору и ругаюсь.

Какой же итог? Наверное, каждому свое. Если у вашего избранника инициативный, властный характер, то стать восточной кроткой красавицей не составит труда. Но, если ваш любимый человек мягкий, ведомый и требует постоянного руководства, то скорей всего, ему Шахерезада не подойдет.


Чарующий и диковинный Восток скрывает много тайн, но, увы, многие из них никогда бы не вошли в книгу "Тысяча и одна ночь". Серия книг про восточных принцесс стала шоком для большинства, так как обнажила некрасивую правду об унизительном положении женщин в арабских странах. Мы собрали семь разных историй – веселых, загадочных, мотивирующих, сложных, но всех их объединяет одно – главные героини не сдались и шли к своей цели.

“Принцесса специй”

Читра Дивакаруни

Никто из посетителей магазина специй в калифорнийском городе Окленде не догадывается, что его хозяйка, индианка Тило, на самом деле Принцесса Специй, обладающая магической силой. Покупая пряности, ее клиенты приобретают нечто более ценное – помощь в исполнении их желаний. Для каждого у Тило готов мудрый совет и подходящая специя: чтобы освободить от предвзятости, защитить от дурного глаза, помочь преодолеть одиночество.

Но когда однажды в магазин заходит Одинокий Американец, Тило с удивлением понимает, что не может подобрать для него подходящую специю, потому что ее видение застилает зародившееся в сердце запретное чувство, последовать которому означает для нее навсегда лишиться магической силы...

Что же выберет Принцесса Специй – долг или любовь?

“Мне 10 лет, и я разведена”

Нуджут Али

История девочки Нуджут из Йемена, которую в восемь лет насильно отдали замуж за человека, втрое старше нее. По условиям договора муж должен был ждать совершеннолетия Нуджут, но он избивал и насиловал ее на протяжении двух лет.

В 10 лет девочка сбежала от него и обратилась в суд. История, основанная на реальных событиях, затронувшая миллионы сердец во всем мире.

“Королек – птичка певчая”

Решад Нури Гюнтекин

Эта книга стала классикой жанра наряду с “Джейн Эйр” и “Унесенными ветром”. Вот уже несколько поколений переживает за озорную и хрупкую Феридэ.

После смерти родителей юная Феридэ воспитывается в доме своей тетки вместе с Кямраном. Повзрослев, Феридэ влюбляется в кузена, но тщательно скрывает свои чувства. Довольно скоро выясняется, что Кямран также неравнодушен к девушке. Молодые назначают дату свадьбы. Но неожиданно Феридэ узнает, что у Кямрана есть другая. В отчаянии девушка бежит из дому, чтобы никогда туда не возвращаться. Она еще не догадывается, какие потрясения ее ждут впереди и какие интриги будут разыгрываться у нее за спиной.

"Девушка из Золотого Рога”

Второй роман Курбана Саида после “Али и Нино”, написанный на немецком языке. Автор успел пожить и в Азии, и в Европе, и столкновение двух миров нашло отображение в его книгах.

По сюжету 17-летняя дочь паши отправляется на учебу в Берлин, там она ведет европейский образ жизни. При этом повествование ведется от ее лица, и порой многие вещи, принятые в Европе, кажутся варварскими. Прекрасная книга, которая поможет понять особенности двух миров.

“Тысяча сияющих солнц”

История о судьбах двух женщин, волею судьбы ставших свидетельницами потрясений, разрушивших Афганистан.

Мариам – незаконнорожденная дочь богатого человека, которую он насильно выдал замуж за незнакомого мужчину. Лейла – девочка из интеллигентной семьи, которой отец прочил большое будущее, но вынужденная стать второй женой. Две женщины по воле случая оказались в одном доме, прошли путь от ненависти до любви и взаимоподдержки, ведь только объединившись, они смогут выжить.

“Ночь каллиграфов”

"Ночь каллиграфов" – беллетризованная биография Риккат Кунт, женщины-каллиграфа.

В 1932 году турецкое правительство отказывается от арабской вязи и вводит новую систему письма на основе латинского алфавита. Закрываются школы писцов, и каллиграфы остаются без работы.

Удивительно красивый восточный роман, рассказывающий о судьбе женщины, разочаровавшейся в мужчинах и отдавшей себя благородному искусству изображения Божественного слова.

“Роксолана”

Хюррем Султан – одна из самых красивых, властных и умных правительниц мира. Ее история вдохновила создателей известного сериала “Великолепный век”.

Книга повествует об удивительной судьбе славянской девушки, украденной в XVI веке и проданной на стамбульском невольничьем рынке в рабство. Обладая блестящим умом, необыкновенной силой воли и привлекательной внешностью, она из бесправной рабыни стала женой султана Сулеймана Великолепного (Завоевателя) – самого могущественного султана Османской империи. Овладев вершинами восточной и европейской культуры, эта знаменитая женщина вошла в историю и играла значительную роль в политической жизни своего времени.

"Я девушка, а девушка должна идти быстро, низко опустив голову, словно она считает шаги. Глаза ее не должны ни подниматься, ни уходить вправо и влево от дороги, потому что, если вдруг встретятся с глазами мужчины, вся деревня сочтет, что она шармута..." C этого начинается рассказ арабской женщины по имени Суад. До определенного этапа своей жизни она знала только то, чего должна и чего не должна делать. Но со временем героиня узнает и другие глаголы - "я могу" и "я имею право", только это будет уже другая жизнь...

Суад появилась на свет и провела первые 19 лет своей жизни в палестинской деревне, на западной стороне реки Иордан, где мужчинам позволяется все, а женщинам - ничего. Женщина там ценится гораздо ниже барана или коровы. Детские годы Суад были наполнены одним безумным страхом - перед отцом, матерью, перед соседями. Девочка происходила из семьи, где помимо нее родилось еще 13 сестер и только один мальчик. Но росла Суад с тремя сестрами и братом. Понадобились годы, чтобы девочка задалась вопросом: а где же остальные дети? Ответ не заставил себя долго ждать - вскоре Суад увидела, как ее мать, в очередной раз родив девочку, а не мальчика, задушила ее овечьей шкурой. Позже, по приговору семейного совета, была убита и ее уже взрослая сестра. За что - Суад так и не узнала. Точнее, не посмела задать ни одного вопроса, чтобы узнать.

Дом, за пределы которого нельзя выходить одной, деревня, поле - вот и весь мир Суад. Девочке положена домашняя работа и больше ничего. Наивысшая ее мечта - выйти замуж. По местным обычаям, замужние женщины приобретают относительную свободу: они могут краситься, ходить в магазин одни. С другой стороны, понимаешь, что после замужества одни страхи сменятся другими - побои отца заменяют побои мужа. Но Суад не имела права выйти замуж раньше своей старшей сестры. И девушка пошла на отчаянный шаг, она начала тайно встречаться с мужчиной, сватавшимся за нее. Когда Суад забеременела, ухажер сбежал, а родители приговорили ее к страшной смерти - сожжению заживо. Муж сестры облил беременную девушку бензином и поджег. Каким-то чудом она выжила. Тогда родная мать попыталась отравить девушку в больницу, ведь "преступление против чести семьи" должно караться смертью. Но и на сей раз Суад осталась жива, ее спасла француженка - сотрудница гуманитарной организации "Земля людей" по имени Жаклин. Девушку вывезли в Европу, она перенесла с десяток операций, научилась жить заново, преодолев в себе страх, ужас, отчаяние, чувство стыда. Суад смогла отстоять свое право на жизнь и поведала историю своей судьбы для того, чтобы мир узнал об этом ужасе. Она написала книгу, чтобы помочь миллионам женщин, таким, как она - потерянным, униженным. Несколько лет назад эта книга-исповедь облетела весь мир и стала настоящим бестселлером. Конечно, не без помощи французской журналистки Мари-Терез Кюни, которая участвовала в ее написании. История Суад реальна - так утверждают ее издатели и активисты швейцарского гуманитарного фонда "Возникновение", чьими силами удалось спасти Суад от гибели. Ее лицо практически не пострадало, однако она фотографируется только в маске, опасаясь, что родственники увидят ее живой и захотят убить во второй раз. Ведь известны подобные случаи, когда родственники находили своих жертв даже в Европе. Но что из этой истории на самом деле правда, а что приукрасила французская журналистка - вопрос сложный. Многие считают, что "Сожженная заживо" - очередная фальсификация, являющаяся орудием западной пропаганды против мусульман. Другие полагают, что история Суад - правда, но значительно приукрашенная для большей впечатлительности. Третьи верят, что "Сожженная заживо" - настоящий автобиографический роман и все, что в нем, описано, происходило на самом деле.

Как бы там ни было, эта душещипательная история вряд ли бы так удивила и шокировала читателя, случись она в веке эдак в XIV-XV, когда царствовали дикость и невежество. Но можно с уверенностью сказать, что в наши дни она станет настоящим шоком для любого европейца, и особенно для женщины. Хотя, каждый день читая новости в газетах и смотря их по телевизору, мы видим, что убивают детей, издеваются над женщинами и творят насилие не только в восточном, но и в западном мире. Но случай Суад для европейцев нечто из ряда вон выходящее - это шок, ужас.

Книга может вызвать у читателей разные чувства, но равнодушным она никого не оставит. Роман читается легко, героиня выражает все свои чувства и эмоции очень точно, понятно, и без всяких сложных словесных оборотов.

Призванный перевернуть мир документальный роман Cуад "Сожженная заживо" на сегодняшний день переведен на 27 языков. Только во Франции книга выдержала 25 переизданий общим тиражом более 800 тысяч экземпляров. Перевод романа на русский язык, увидевший свет в российском издательстве "Рипол Классик" в 2007 году, теперь можно приобрести и в Баку - в книжном доме "Ali & Nino", расположенном по адресу ул.З.Тагиева, 19 (телефон: 493-04-12).

"Сожженная заживо", Суад

Жанр: Документальный роман

Издательство: "Рипол Классик", Россия

Дата издания: 2007

Переплет: твердый

Страниц: 288

Отрывки:

"С той поры, как я себя помню, у меня не было ни игр, ни удовольствий. Родиться девочкой в нашей деревне - это проклятие. Мечта о свободе связана с замужеством. Покинуть дом отца ради дома мужа и больше никогда туда не возвращаться, даже если муж будет тебя бить. Если замужняя женщина возвращается в дом отца, это позор. Она не должна искать защиты нигде, кроме дома мужа, и в противном случае долг ее семьи - вернуть ее в дом мужа".

"Мой отец без конца повторял, какие мы никчемные: "Корова дает молоко и приносит телят. Что можно сделать с молоком и телятами? Продать. Принести в дом деньги. Что корова, что баран - гораздо лучше дочери". Мы, девочки, были в этом убеждены. Впрочем, и с коровой, и с овцой, и с козой обращались лучше, чем с нами. Ни корову, ни овцу никогда не били!"

"Брат, муж сестры, дядя, неважно кто, имеют обязанность - защищать честь семьи. Они имеют право решать, жить или умереть их женщинам. Если отец или мать говорят сыну: "Твоя сестра согрешила, ты должен ее убить...",- он это исполняет ради чести семьи, таков закон".

"Любопытная вещь - судьба арабской женщины, по крайней мере, в моей деревне. Мы принимаем ее как должное. Никакой мысли о неподчинении даже не приходит в голову. Мы даже не знаем, что это такое - неподчинение. Мы умеем плакать, прятаться, обманывать, чтобы избежать палки, но восстать - никогда! Просто другого места, чтобы жить, нет - либо у отца, либо у мужа. Жить одной немыслимо".

"Она скривилась, стала кусать губы и заплакала пуще прежнего: "Послушай меня, дочь моя, послушай. Я бы очень хотела, чтобы ты умерла, будет лучше, если ты умрешь. Твой брат молод, если ты не умрешь, у него будут проблемы".

"В течение долгих месяцев продолжались пересадки кожи. В общей сложности двадцать четыре операции. Кожу для пересадки брали с моих необгоревших ног. После каждого вмешательства надо было ждать, пока раны зарубцуются, и начинать снова. До тех пор, пока у меня не осталось кожи, пригодной для пересадки".

"Я привыкла без конца улыбаться людям, что их сильно удивляло, и за все благодарить. Улыбка была моим ответом на их вежливость и доброту, моим единственным способом общения в течение долгого времени. Улыбка - это символ другой жизни. Мне хотелось улыбаться как можно больше. Поблагодарить - это такая малость. Раньше мне никто не говорил "спасибо". Я привыкла к побоям, а не к благодарности".

Мнения читателей:

Прочла роман на одном дыхании. Не скажу, что эта книга страшна сама по себе. Страшно то, что в принципе все это происходит в наши дни и где-то рядом с нами. Страшно, что человеческая жизнь так низко ценится. После прочтения книги сразу хочется бороться со всем злом на земле.

Азиза, 24 года

Прочитав название книги, я сначала восприняла его в переносном смысле. Узнав же, что на самом деле произошло с несчастной женщиной, я испытала шок и поняла истинный смысл фразы "волосы дыбом встали". История Cуад по-настоящему цепляет за живое. Она страшна, потому что реальна. Осадок в душе останется надолго...

Афаг, 27 лет

Я, как мусульманин, знаю истину нашей религии, и то, что вовсе не во всех мусульманских семьях дела обстоят так, как описано в этой книге. Но как же объяснить это людям другой нации и религии после того, как они прочтут эту книгу, которая полностью искажает мир Ислама?!

Анар, 20 лет

Эта книга - ложь. Это антимусульманская акция, операция политической военной пропаганды Запада. Многие прочтут ее с ужасом, и потом будут рассуждать об Исламе, ровным счетом ничего толком не зная об этой религии.

Вюсал, 31 год

Как ни стыдно признаться, но, читая эту книгу меня не оставляло чувство радости. Радости за то, что я родилась именно в Азербайджане, а не в палестинской деревушке. Радостно, что я имею право выбора, что я могу учиться и работать, имею право любить и быть любимой. Все мои проблемы в миг показались мне такими мелочными и несущественными. А с другой стороны, стало очень грустно за судьбы женщин из некоторых других мусульманских стран.

Приведу здесь типичную статью с форума. Сказу скажу, что я убежденная славянка. НО сейчас я о другом!

Мысли этой статьи я разделяю, потому что это видела сама, бывая в восточных странах. Общаясь с местными и эмигрантами там. Да еще и одну из своих книг посвятила изучению именно этой культуры. Итак, берем от жизни и других культур лучшее!

Арабские мужья - деспоты?!

"Арабы бьют жен и не дают им выходить из дома"; "арабы не дают своим женам получать образование"; "арабы заводят по нескольку жен"; "арабы - грязные и вонючие"; "все арабы - террористы"; "арабы не любят своих детей"; "арабы - сумасшедшие исламские фанатики"; "все женщины в арабских странах - бесправные несчастные существа" и т.д. и т.п.
Список можно продолжать до бесконечности.

Особо яро сторонники "защиты женских прав" набрасываются на страны Персидского Залива. На самом деле, по моему мнению, поводом для таких беспричинных рассуждений явилось в большей степени то, что женщины носят абайю и никаб (закрывают лицо). И никому и в голову не может прийти, что женщина может носить это сама, по собственному желанию, да еще и с большим удовольствием - ну что вы! Как возможно такое? Даешь мини-юбки и топики угнетенным арабкам!

Между тем, спросите любую жительницу Персидского Залива: если бы ей дали выбор - носить обычную европейскую одежду или же абайю? 99% ответят в пользу второго. При этом рядом не будет разгневанного отца/брата/мужа, следящего за ее ответом.

Попробую разложить все по полочкам. Развенчать мифы, так сказать (ЗЫ. Саудовская Аравия - отдельный случай и не характеризует собой ВСЕХ арабов и ВСЕ страны Залива. К тому же я говорю о мужчинах, а не о всякого рода гибридах а-ля бедуин до мозга костей с некой искаженной примесью исламских нравоучений - мутавва то бишь).

1. "Арабы бьют своих жен и не дают им выходить из дома" - о да, прям забивают. Палками и до смерти. Ну ладно, кулаками, чего уж там! А чтоб выйти из дома, нужно специальное разрешение, заверенное в министерстве внутренних дел. Угу. И все поверили. Затем достали платочки, прослезились, пожалели униженных арабок и пошли рассуждать и доказывать в пеной у рта, как жесток ислам и как дики эти арабские звери!

А ведь поверят! Вот такому поверят гораздо охотнее, чем тому, что есть на самом деле. А реальность заключается вот в чем (буду все примеры приводить на фоне среднестатистической эмиратской семьи): если тут муж попробует хоть раз поднять руку на свою жену, залепив ей легкую пощечину или, чего хуже, избив - то исход такого своевольного дела ему обойдется чревато. Во-первых, жена на следующий же день (если не в тот же!) побежит по всем своим многочисленным родственникам мужского пола с воплями: "Он меня избил!!!" (даже если это - повторюсь - легкая пощечина). Во-вторых, родственники в ответ придут и откровенно накостыляют ему всей дружной толпой. А потом, если нерадивый муженек не исправится - развод и девичья фамилия.

Возможен и другой вариант. Вместо беготни по родственникам жена заявится в ближайшее отделение суда и тупо попросит развод. А если на теле есть ушибы и ссадины как доказательство того, что он ее действительно бил, то развод дадут практически сразу и незамедлительно.

А теперь ответьте мне: сколько в нашей стране мужья бьют жен, а жены еще и терпят, все прощают и боятся пойти и пожаловаться в судебную инстанцию?

Ах, да. Чуть не забыла. Выходить из дома жена может когда хочет, точно так же, как и во всем остальном мире (не будем брать отсталые глухие деревни - во всех странах такого добра навалом). Часов в 6-7 вечера в Дубае можно наблюдать такую картину: к шоппинг-моллу подъезжает огромная Infiniti (Range Rover, BMW X6 - кому как нравится), оттуда с чувством собственного достоинства и с гордой осанкой выходят местные дамы, сверкая всевозможными цветами бриллиантов и подправляя на ходу свои атласные абайи. Заметьте, одни дамы, зачастую без сопровождения мужчин.

2. "Арабы не дают своим женам получать образование" - полнейший бред. В той же Саудии сейчас процент необразованных (без высшего образования) женщин составляет около 10% от общего числа молодого населения. Про Эмираты вообще молчу - эмиратовки учатся и в США, и в Англии - в общем, в самых лучших университетах мира, либо в самих ОАЭ - благо, университетов здесь более чем достаточно, да и образование дают достойное. Кстати, сколько ни разговаривала с арабами - ну ни один не хочет жениться на девушке без в/о. Среди моих подруг-эмиратовок в возрасте 18-20 лет нет ни одной, которая не училась бы в университете.

3. "Арабы заводят по нескольку жен" - да будет истина и сгинет ложь! :) итак, берем сухую статистику: в Персидском Заливе женаты на двух и более женщинах всего 5% мужчин. А в Заливе живет порядка 30 миллионов арабов, из них 15 миллионов - мужчины. В общем, процент ничтожно мал, даже среди шейхов мало кто женат на двух и более. А нынешнее молодое поколение вообще с юношества твердит, что хотят жениться лишь на одной. И желательно, по любви.

Вспомнился случай, произошедший пару лет назад в Абу-Даби. Один мужчина женился на второй - ну, все как положено: поселил жен на разных концах города, каждую в отдельной вилле, каждой по шикарной машине и проч и проч. Ан нет! Все неладно этим эмиратовкам. Однажды первая жена, переходя дорогу, увидела своего благоверного и его вторую пассию. В приступе ярости накинулась на обоих прямо посередине дороги, кричала, царапалась и вела себя крайне непристойно:) естественно, полиция это так просто не оставила - всех забрали в участок. При допросе первую жену спросили о мотивах ее странного поведения, на что та ответила: "Он несправедлив ко мне, с ней он проводит 4 дня в неделю, а со мной - 3". Муж оторопел и промямлил: "Но ведь в неделе - 7 дней..." Однако это не разжалобило судью. Женщину после судебных разбирательств признали правой, дали ей развод + виллу + машину и кое-чего от состояния бывшего супруга.

А теперь снова скажите: какой процент мужчин у нас имеет любовниц? Бывает, и не по одной... По-всякому больше, чем пресловутые 5%. Неужто стали бы наши судьи отдавать жене половину мужниного имущества только потому, что тот на любовницу тратит больше времени, сил и денег, чем на жену (а такое бывает сплошь и рядом)?

4. "Арабы - грязные и вонючие". Ноу комментс. Таких чистюль, как в ОАЭ, я не видела нигде. Как я писала в предыдущем посте, любое даже самое маленькое пятнышко служит причиной того, чтобы переодеться. Кроме того, одну и ту же гандуру не надевают два дня подряд (муж каждый день надевает новую - свежевыстиранную и отглаженную, а все "старые" скидывает в laundry - "старая" означает "надетая один раз"). Добавьте еще и то, что мусульмане моются 5 раз в день, а душ принимают после каждого полового контакта с женой - то есть каждый день. Я уж молчу про их парфюм...:)

5. "Все арабы - террористы". И снова ноу комментс. За всю свою жизнь в ОАЭ я не встретила еще ни одного араба, поддерживающего террор. Да вообще им как-то по барабану на все это, сидят себе лениво попивают кофЭ в Старбаксе...:)
Знаю только, что в Саудии при некоторых университетах есть такие организации, но опять же - это такое меньшинство и такой позор, что об этих людях даже не принято говорить.
Утверждение "все арабы - террористы" является как минимум показателем невежества и необразованности говорящего.

6. "Все женщины в арабских странах - бесправные несчастные существа" - угу, а еще "арабы радуются только рождению мальчиков".
Эх, видели бы вы, как арабы гуляют со своими детьми в парках и торговых центрах! Как тискают и зацеловывают своих дочек, таскают их на руках и катаются вместе с ними на детских аттракционах!

Постоянно наблюдаю такую картину: у входа в магазин в торговом центре стоит мужчина в гандуре, на шее - дитё, в коляске - дитё, сбоку - дитё... В то время как жена со скоростью света сметает все возможные и невозможные шмотки, сумки, обувь, аксессуары, украшения. Именно здесь я увидела наглядный пример неподдельной семейственности. Для них семья - это все. Им не стыдно выйти с женой и детьми по магазинам, в ресторан, они не будут ныть, что "шоппинг - это чисто женское дело, ну на кой я тебе там сдался?!" Везде ходят семьями, парами, с детьми и без детей, держатся за руки, под руки - в общем, всячески выражают удовольствие тем, что вся семья в сборе.

Жены не угнетены абсолютно ничем! Напротив, во время наших традиционно пятничных женских посиделок мои подруги-эмиратовки не перестают удивляться нашим русским женщинам - и дома-то готовь-стирай-убирай (в то время как у всех эмиратовок есть домработницы, да не одна), и за детьми-то постоянно следи (а у эмиратовок даже с детьми проблем не возникает - есть няни), и муж-то домой придет недовольный, уставший, и работать-то еще заставляет (ни одному арабу не взбредет в голову сказануть жене: "Э, ты че мне на шею села? Вот иди сама и зарабатывай!"). Я тут вовсе не призываю всем заводить домработниц и нянь - скорее, это служит лишь ответом на избитый стереотип о мусульманской жене;)
В общем, жалко им продвинутых и свободных европейских женщин.

  • < О восточных длинных нарядах
  • Особенности брачных отношений >

Прежде всего, необходимо отметить, что жизнь и общество в восточных странах очень разнообразны. Идеальный образ и женщин в мусульманских странах, Японии, Китае, Индии различны. Тем не менее, у них есть и общие черты, так как даже самые модернизированные общества частично сохраняют свои традиционные элементы.

Восточная женщина привычно воспринимается европейцем как жена, хранительница семейного очага. Действительно, даже в высокоразвитой Японии женщины стараются ориентироваться на семью и оставляют работу после замужества. Однако ситуация постепенно меняется. Женщины начинают строить карьеру, становятся все более независимыми от мужчин. Развивается женское образование. Даже в ультраконсервативной Саудовской Аравии функционируют университеты. Женщины все чаще играют заметную роль в политике. Всему миру известны имена Индиры Ганди и Беназир Бхутто, возглавивших правительства Индии и Пакистана соответственно.

Женщине уже меньше времени нужно проводить в семье, потому что и сама семья меняется. Детей в расчете на одну женщину становится все меньше - например, в мусульманском Иране рождаемость стала ниже, чем в католической Ирландии.

Один из образов семьи и женщины на Востоке, на Западе, связан с многоженством. Однако оно мало распространено даже в тех странах, где легализовано. И связано это, в том числе, с тем, что большинство современных мусульманок, как и жительниц Европы, не готовы делить своего супруга с другими женщинами. Это нарушает образ покорной восточной жены, существующий на Западе. На самом деле эта покорность объясняется не какими-то национальными особенностями, а экономической зависимостью женщин и религиозным воспитанием. Когда и то, и другое уходит в прошлое, меняются и отношения между полами.

Пример изменения роли женщины можно видеть и в современном японском обществе. Достаточно свободное поведение мужчины в , измены долгое время считались если не нормой, то чем-то неизбежным и допустимым. Но современные молодые японские женщины воспринимают ситуацию иначе и готовы чаще, чем их матери, расставаться с неверными мужьями.

В целом, разница между культурами в современных обществах оказывается преодолимой. Это доказывают многочисленные эмигранты, которые при желании адаптируются в странах с культурой и обычаями, отличными от тех, к которым они привыкли на родине. А женщинам, в связи с их гибкой психикой, такая адаптация может даться даже легче. Это развенчивает еще один европейский стереотип, гласящий, что именно женщины Востока отличаются особым консерватизмом.