Что делать, если ребенок изгой? Изгой в классе. Как предотвратить трагедию

Глава из книги М.М. Кравцовой "Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой.", вышедшей в свет в издательстве "Генезис". 2005.

Именно семья обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития и прививает навыки общения. Конечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в коллективе. Но часто они раньше учителей замечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками. В таком случае необходимо немедленно принимать меры - лучше пойти и поговорить о тревожащих симптомах с классным руководителем, чтобы рас-сеять сомнения, чем позволить ситуации выйти из-под контроля. В подобной ситуации родители обращаются за помощью и к школьному психологу. Общаясь с родителями непопулярных школьников, я условно выделила несколько типов их реакций на сложившуюся в классе ситуацию.

* Родители понимают, что у ребенка есть проблемы в общении, но не знают, как ему помочь (иногда убеждены, что сде-лать это невозможно). Признаются, что в детстве также испытывали трудности в общении со сверстниками.

Мама второклассника Феди сама очень замкнута, в школе почти ни с кем не общается, ожидая сына после уроков, на родительских собраниях и праздниках обычно сторонится других родителей. Всегда вижу ее с тревожным выражением на лице, во время беседы со мной или классным руководителем она держится напряженно. Однажды мы с ней стали свидетелями ссоры Феди с одноклассниками. Мама была растеряна и испугана.

Необщительные, замкнутые родители не могут научить ребенка эффективному взаимодействию с окружающими. Ведь наиболее важным является тот пример, который, общаясь с другими людьми, подают детям родители.

* Родители считают, что у ребенка все в порядке, а если и есть какие-то проблемы, то в них виноваты окружающие: учителя, которые неправильно организуют общение в классе; дети, агрессивные и не умеющие нормально общаться; их родители, неправильно воспитывающие своих детей.

Мама весьма агрессивного мальчика Андрея не желала признавать, что проблема заключается не в одноклассниках ее сына, а в его неумении общаться с ними. Андрей любил посмеяться над неудачами товарищей, обзывал их, в играх стремился руководить. По результатам социометрии выяснилось, что Андрея никто из одноклассников не хочет брать в свою команду и никто не доверил бы ему свой секрет1).

Кстати, иногда именно позиция родителей и становится причиной неприятия их ребенка окружающими. Ребенок при-выкает считать виноватыми в своих проблемах окружающих, не умеет признавать свои ошибки, относится к сверстникам с чувством превосходства, не желает считаться с их интересами и мнением. В исследованиях В.М. Галузинского подчеркивается, что причины отторжения некоторых десятиклассников заключаются в индивидуализме, подогреваемом родителями (например, подчеркивание особой одаренности их ребенка по сравнению с окружающими) 2).

Иногда родители бывают правы - в плохом отношении к их ребенку действительно в первую очередь виноваты окружающие.

Негативное отношение к Сене с первого класса было спровоцировано классным руководителем, которому неприятен был и сам Сеня, и его родители. Учительница называла мальчика только по фамилии, никогда не хвалила его, чаще, чем остальным, делала замечания. Ее неприязненное к нему отношение постепенно передалось и остальным учащимся.

В ситуации, когда есть конкретный обидчик (учитель или одноклассник), родители часто стремятся сами "разобраться" с ним. Они идут жаловаться администрации на несправедливое отношение к их ребенку со стороны учителя. Если же ребенка травят одноклассники, то родители, придя в школу, отчитывают обидчика, угрожают ему или делают выговор его родителям. К сожалению, такие поступки не помогают, а вредят ребенку. В результате учитель, узнав о жалобе, проникается еще большей неприязнью к несчастному ученику. Пре-следователи становятся осторожнее и изощреннее в своих издевательствах, угрожая расправой, если жертва кому-нибудь еще раз пожалуется. А родители обидчика тоже не остаются в долгу. Иногда приходится наблюдать очень некрасивые сцены, когда родители обидчика и жертвы кричат, оскорбляя друг друга на глазах у ребят. Естественно, такой пример "разреше-ния" конфликтов не является полезным для детей. Кроме того, подобным заступничеством родители оказывают своему ребенку медвежью услугу.

Мама Сони, начиная с первого класса, приходила "разбираться" с одноклассницами дочери, которые ее дразнили. Девочка привыкла чуть что жаловаться маме, а среди одноклассников прослыла ябедой, с ней никто не хотел дружить.

* Родители, обратившиеся за помощью, осознают, что ребенку плохо в классе в силу особенностей его личности. Они готовы сотрудничать с психологом и классным руководителем и помогать ребенку. Такой тип реакции встречается чаще всего.

Проблема отвергаемых детей - это палка о двух концах. Никому из родителей не хочется, чтобы их ребенок стал жертвой, подвергался нападкам и травле со стороны окружающих. И в то же время вряд ли кто-нибудь захочет, чтобы его ребенок был инициатором травли другого.

Работать с родителями детей-зачинщиков или детей-преследователей непросто. Не каждый родитель может признать, что его ласковый, добрый ребенок может получать удовольствие, унижая сверстника.

Вот что сказала мама одного ребенка: "Пяти-шестилетние дети на площадке все время объединяются и нападают на кого-то одного. Я говорила с сыном, что это делать непозволительно. Однажды объектом нападок стал он сам. Но это ничего не изменило. На следующий день он с таким же восторгом нападал на товарища вместе со всеми". Дети склонны объединяться против чем-то не угодившего им сверстника. Это называется "дружить против кого-то". Родителей расстраивает, что их ребенок поддается всеобщему настроению и совершает неблаговидные поступки. В этом случае им следует постараться объяснить ребенку, как его поведение выглядит со стороны, заставить его задуматься о чувствах жертвы. Стремящемуся к самостоятельности ребенку можно сказать, что в данной ситуации он ведет себя как мячик - куда пнули, туда и покатился. Никакого проявления собственной воли. А вообще умение противостоять коллективу приходит не сразу. Но именно давая возможность проанализировать собственное поведение, можно приблизить момент, когда ребенок перестанет поддаваться влиянию окружающих.

Надо объяснять ребенку, что недопустимо обзывать других, смеяться над ними - пусть поставит себя на их место. Надо учить ребенка считаться с мнением окружающих, находить компромиссы.

Если пострадавший родителям несимпатичен, не стоит "подливать масла в огонь", обсуждая это с ребенком. В конце концов, ребенок должен учиться терпимости и уживчивости.

В разговорах с ребенком или в его присутствии не следует давать оценки другим родителям, детям, учителям.
Что делать, если ребенка отвергают

Не все дети могут и хотят рассказывать родителям о своих проблемах, и чем старше ребенок, тем меньше вероятность, что он пожалуется родителям на происходящее. Стоит проявлять интерес к делам своего ребенка, но делать это ненавязчиво. Если он ничего сам не рассказывает, следует понаблюдать за ним.

В первую очередь надо сходить в школу, поговорить с учителями об отношениях своего ребенка с одноклассниками, по-смотреть, как себя ведет ребенок в классе после уроков или на перемене, на праздниках: проявляет ли инициативу в общении, с кем общается он, кто общается с ним и т.д. Можно обратиться за помощью к школьному психологу, ему легче осуществлять наблюдение за детьми.

Следующие симптомы могут свидетельствовать о том, что ребенку плохо в классе, его отвергают.

Ребенок:
- неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;
- возвращается из школы подавленным;
- часто плачет без очевидной причины;
- никогда не упоминает никого из одноклассников;
- очень мало говорит о своей школьной жизни;
- не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать уроки, или вообще отказывается звонить кому-либо;
- ни с того ни с сего (как кажется) отказывается идти в школу;
- одинок: его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.

Как помочь своему ребенку наладить взаимоотношения в классе (обращение психолога к родителям)

Обязательно предупредите учителя о проблемах своего ребенка (заикание, необходимость принимать лекарства по часам и т.д.). Заикания, тики, энурез, энкопорез, кожные заболевания необходимо отслеживать и по возможности лечить. Все это может стать причиной насмешек со стороны сверстников.

Необходимо обеспечить ребенку все, что позволит ему соответствовать общим школьным требованиям. Если для уроков физкультуры нужны черные шорты, то не следует предлагать ребенку розовые, считая, что это не важно. Для учителя может быть и не важно, а одноклассники станут дразнить ребенка. Это не значит, что надо идти у ребенка на поводу и покупать ему шапку "как у Ленки из 5 "Б"".

Посоветуйте ребенку изменить тактику поведения. Ведь если стереотип сложился, то любой поступок является предсказуемым: Ребенок ведет себя по заданной окружающими схеме. Но если на стандартные обстоятельства он отреагирует неожиданным образом, то, возможно, он сумеет не только озадачить своих преследователей, но и сделать шаг к преодолению сложившейся ситуации. На-пример, можно предложить ребенку вместо того, чтобы начинать плакать или лупить всех подряд, посмотреть в глаза обидчикам и спокойно спросить: "Ну и что?" - или начать смеяться вместе с ними. В общем, сделать то, чего от него совсем не ожидают.

Постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивайте праздники, поощряйте общение ребенка с ними.

Необходимо всячески способствовать участию ребенка в классных мероприятиях, поездках. Не стоит сразу после уроков забирать ребенка из школы даже ради занятий английским или музыкой. Иначе все ребята сдружатся между собой, а ваш ребенок так и будет чужим в классе.

Не следует приходить в школу лично разбираться с обидчиками своего ребенка, лучше поставить в известность классного руководителя и психолога. Не спешите бросаться защищать ребенка в любой конфликтной ситуации с одноклассниками. Иногда ребенку полезно пережить все стадии конфликта - это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы. Но, приучая ребенка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой ребенок не в состоянии справиться без вмешательства взрослых. Такой ситуацией, безусловно, являются систематические издевательства и травля ребенка со стороны сверстников.

Внимание! Если ситуация зашла слишком далеко, на-пример, ребенка постоянно унижают или избивают - немедленно реагируйте. В первую очередь оградите ребенка от общения с обидчиками - не отправляйте его в школу. Разбираться с обидчиками - не самое главное (хотя и оставлять их безнаказанными не стоит - они изберут себе новую жертву). Важно помочь ребенку пережить полученную психическую травму, поэтому скорее всего его придется перевести в другой класс. Ребенку нужно будет научиться не бояться сверстников и доверять им.

Несколько слов об уверенности в себе

Если ребенка в классе не любят и отвергают, его родителям необходимо:

Быть готовыми к сотрудничеству с учителем и психологом;
- проявлять по отношению к обидчикам терпимость и сдержанность;
- и самое главное - оказать поддержку своему ребенку.

Я уже говорила, что часто непопулярными становятся дети, имеющие какие-либо физические недостатки или поведенческие проблемы, неуверенные в себе. Именно родители могут помочь ребенку преодолеть чувство неполноценности, превратить недостаток в достоинство. Однако родители, наоборот, часто бывают слишком критичны и нетерпимы к особенностям своего ребенка. К сожалению, мы слишком часто даем какую-либо оценку поступкам и словам своих детей, порой даже не замечая этого. Ребенок кажется нам слишком активным, и мы, сокрушаясь, говорим подруге: "Он неусидчив". Таким образом мы прогнозируем его будущее, исходя из своей оценки, и, обащаясь с ребенком, начинаем загонять его в рамки нашего негативного прогноза. "Вечно ты вертишься, бесишься! Ты ведь никогда не можешь посидеть молча..." и т.д. Если ребенок тих и не стремится к общению с окружающими, мы переживаем, что ему будет трудно заводить друзей, он будет одинок. Ребенок говорит что-то, не соответствующее нашему настроению, мы резко обрываем его: "Опять ты говоришь, глупости!" Приклеивая ярлыки, мы убеждаем ребенка - он именно такой:

Неуверенный, неусидчивый, глупый. Ребенок сначала неосознанно, а затем и сознательно начинает строить свое поведение, исходя из предписанной ему взрослыми роли.

Мальчика Васю, героя рассказа Ю.Я. Яковлева "Рыцарь Вася", из-за его полноты и неуклюжести прозвали Тюфяком, а он мечтал о рыцарских доспехах. Но "кроме насмешливого зеркала, к действительности его возвращала мама. Услышав из кухни его шаги, от которых жалобно звенели стаканы, мама кричала: "Осторожно! Слон в фарфоровой лавке!"". И родители в этой непростой ситуации из союзников и помощников сами превращаются в преследователей, а ребенок остается один на один со своей проблемой. Если уж родители не принимают ре-бенка таким, какой он есть, насмехаются над ним, то чего же ждать от остальных.

В детстве мне очень нравились сказки замечательной финской писательницы Туве Янсон о Муми-тролле. В одной из них Муми-тролль, играя с друзьями в прятки, спрятался в шляпе Волшебника и вышел оттуда настолько преобразившимся, что друзья не узнали его и даже задали ему взбучку. Пришедшая на шум Муми-мама тоже сначала не узнала своего сына, но, пристально вглядевшись в его "испуганные глаза-тарелки", признала, что это Муми-тролль. И тогда он снова стал самим собой. Муми-мама обняла его и произнесла особенно впечатлившие меня слова: "Уж моего-то маленького Муми-сына я узнаю всегда, что бы ни случилось". Для меня в этих словах заключается основной смысл родительской любви и поддержки: принятие и помощь ребенку в любой ситуации. Главное -уметь принимать своего ребенка (может быть, более застенчивого или излишне эмоционального по сравнению с другими) таким, какой он есть...

Спокойные, уверенные в себе родители, не ждущие от ребенка моментальных сверхдостижений, с пониманием относящиеся к его успехам и неудачам, - вот залог развития у ребенка уверенности в своих силах и адекватной самооценки.
Как помочь своему ребенку стать увереннее (обращение психолога к родителям)

В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка, но и не бросайте его одного. Предложите справиться с проблемой вместе (не важно, что это - шнурки на ботинках или первая ссора с приятелем). Иногда достаточно просто побыть рядом с ребенком, пока он пытается сделать что-то.

Родительская любовь для ребенка вещь не очевидная; если родители никак не проявляют своих теплых чувств, то ребенок может решить, что его не любят. Это сформирует у него чувство беспомощности и незащищенности, а следовательно, и неуверенности в себе. Преодолеть это чувство помогает телесный контакт. Можно просто погладить ребенка по голове, обнять, посадить на колени. Это никогда не будет лишним ни для малышей, ни для дошкольников, ни для младших школьников.

Все сказанное отнюдь не означает, что ребенка не следует критиковать. Но, порицая его, следует дать понять, что вы критикуете конкретный поступок ребенка, а ваше отношение к нему не меняется. Можно ска-зать ребенку: "Мы любим тебя всегда, что бы ты ни сделал, но иногда нам бывает трудно не сердиться (обижаться) на тебя!"
Друзья детей

Родителей часто волнует проблема дружеских отношений ребенка со сверстниками. Обычно они переживают, что их ребенок либо ни с кем не дружит, либо дружит не с тем, с кем надо.

Проблемы с друзьями обычно возникают у застенчивых детей. Действительно, застенчивые и робкие дети чаще, чем агрессивные, страдают от изоляции. Поэтому очень стеснительному и замкнутому ребенку нужна помощь взрослых, чтобы наладить общение. При благоприятной обстановке в классе такой ребенок постепенно находит себе подходящего товарища и чувствует себя вполне комфортно.

Иногда очень общительных родителей тревожит, что их ребенок не стремится активно общаться со сверстниками, у него мало друзей. Но одним надо много друзей, чтобы чувствовать себя счастливым, а другим достаточно одного друга. Согласно исследованиям психологов, хотя бы одна взаимная привязанность в классе делает ребенка более уверенным в себе и обеспечивает ему более комфортное существование в коллективе по сравнению с ребенком, которого выбирают многие, но не те, кого выбирает он. Наличие друзей - весьма важная составляющая эмоционального благополучия ребенка. Независимо от возраста друг для ребенка - это тот, с кем интересно, кто поддержит, с кем можно вместе что-то делать, это чувство, что ты не один и кому-то интересен. Взрослея, ребенок вкладывает в понятие дружбы более серьезные и глубокие отношения.

Родители обычно расстраиваются, если те, кого их ребенок называет друзьями, обижают его, пренебрегают им, не дорожат дружбой. Если родителям не нравятся друзья их ребенка, то не стоит настаивать на прекращении отношений и постоянно кри-тиковать друга или подругу. Имеет смысл обратить внимание ребенка на отрицательные стороны сверстника и предоставить ему самому решать, поддерживать ли эти отношения дальше. Иногда достаточно как бы между прочим спросить: "И что же, Петя тебя не подождал?", "А Таня тебя чем-нибудь угостила?", чтобы ребенок задумался о том, как друзья относятся к нему. Бывает, что ребенок сохраняет унизительные для него отношения от безысходности. Например, на даче ему не с кем больше общаться, и он рад любому компаньону. А другой ребенок понимает, что от него зависят, и пользуется этим.

Тихая, мечтательная Настя дорожила дружбой с бойкой и самоуверенной Машей, которая постоянно руководила ею, заставляла подчинятся себе. Чуть что было не по ней. Маша угрожала Насте, что не будет с ней дружить. Настя часто расстраивалась из-за этого, но, по мнению ее мамы, продолжала "плясать под Машину дудку". Так было до тех пор, пока Настя не пошла в школу, где у нее появились новые подруги, - она увидела, что отношения можно строить и по-другому, без шантажа и угроз, на равных. Настя стала более критично относиться к Маше. На мой вопрос, что ей больше всего не нравится в сверстниках, Настя сказала: "Не нравится, когда заставляют делать то, что не хочу, и говорят: "Тогда не буду с тобой больше играть!" Вот моя подруга Маша так делает". Я поинтересовалась, почему же она продолжает с ней общаться. Настя ответила: "Маша много чего придумывает, с ней интересно".

Как показывает практика, у активно отвергаемых одноклассниками детей обычно нет устойчивых дружеских отношений и вне школы. Однако если непопулярный в классе ребенок имеет возможность общаться со сверстниками помимо школы - во дворе или кружках, где его принимают и ценят, - то отсутствие признания в школе его не травмирует.
Как помочь ребенку в выборе друзей (обращение психолога к родителям)

Необходимо знать всех друзей своего ребенка, особенно если вы опасаетесь негативного влияния с их стороны. Надо помочь организовать общение ребенку, создать соответствующее окружение. Мало просто отдать его в подходящий коллектив, приглашайте детей домой, по возможности познакомьтесь с их родителями. Самое главное, ненавязчиво создайте ребенку приемлемый круг общения (позаботиться об этом следует, пока ребенок еще маленький). Это могут быть дети ваших друзей, одноклассники, какой-либо клуб, кружок, секция, словом, любое общество, объединяющее людей со схожими интересами и доброжелательно относящихся друг к другу.

Задача родителей - не только поддержать ребенка, попавшего в непростую ситуацию, но и научить его взаимодействовать с окружающими. Не надо пытаться полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкновения с жестокостью невозможно. Важно на-учить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им. Ребенок должен уметь сказать "нет", не поддаваться на провокации товарищей, с юмором относиться к неудачам, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту.

Среди наиболее частых проблем, с которыми сталкивается педагог в образовательном учреждении, есть одна, на мой взгляд, очень сложная в своих проявлениях – это невозможность отдельных учащихся наладить конструктивные взаимоотношения со сверстниками и педагогами. Очень часто данная категория детей попадает в так называемые “изгои”, которым приходится каждый день чувствовать неприязненное отношение к себе. Они не любят посещать школу, живут в постоянном психологическом дискомфорте. Каждый справляется с этим по-своему. Кто-то замыкается и делает вид, что ему всё равно, терпеливо перенося насмешки сверстников и “нелюбовь” учителей. Кто-то расстраивается, обижается, плачет, старается выяснить: “За что такое отношение?”. Кто-то становится агрессивным и даже жестоким. Вариантов может быть ещё много.

В одиночку ребенок может развиваться только до очень незначительных пределов, за которым его опыт должен обогащаться опытом других. Ведь коллектив для ребенка – это сфера его жизнедеятельности, сфера самоутверждения, самореализации, сфера общения, гарант защищенности и поддержки.

Ребенку-изгою очень трудно войти в коллектив, стать одним из них. Вырастая, он имеет массу комплексов, затруднение в общении со сверстниками, не адаптирован к жизни в обществе. Поэтому детям-изгоям надо помочь переступить через ту грань, которая отделяет его от других детей, выявить причины и устранить их, помочь реализовать себя в жизни, чтобы в будущем он чувствовал себя полноценным человеком.

Четких определений основных понятий “дети-изгои”, “отверженность” в научной литературе нет. Мне удалось выделить следующие психологические особенности детей-изгоев:

– ребенок-изгой может отличаться как невысокой самооценкой и низким уровнем притязания, так и завышенной самооценкой и высоким уровнем притязания;
– дети-изгои сообщают о более сильном чувстве одиночества и чаще, нежели дети, принимаемые группой, склонны объяснять свои неудачи в отношениях со сверстниками внешними причинами.

Я изучила причины отверженности детей и пришла к выводу, что такими причинами могут быть:

– высокая активность в учёбе, нередко она воспринимается как своего рода отклоняющееся поведение;
– ситуация, когда в связи с теми или иными социальными обстоятельствами индивидуального развития ребенок на предшествующих этапах онтогенеза не “отработал” в необходимой мере “игровой период”, то есть когда игра, развивающие ресурсы которой не были задействованы в полной мере ранее, выходит на первый план, по сути дела, становится ведущей психико-развивающей деятельностью;
– застенчивость;
– низкий социоэкономический статус;
– когда ребёнок попадает в класс, где лидирует развлекательно-разгильдяйская группа.

Так же важную роль в становлении взаимоотношений ребёнка со сверстниками играют способы воспитания детей родителями. Можно выделить несколько типичных ошибок.

Первая – считают своего ребёнка всегда правым.

Вторая – вмешательство в отношения детей, когда их “не просят”, когда для этого нет веских оснований.

Третья ошибка родителей в воспитании своего ребёнка состоит как раз в том, что под видом совета они навязывают ребёнку свой опыт, своё мнение, свои представления о том, как надо действовать.

Четвёртая родительская ошибка - долгая память на обиды, нанесённые кем-либо его ребёнку.

В социальной педагогике работа с изгоем как направление стало формироваться около ста лет назад. Уже тогда педагоги активно растущей системы образования в России обратили внимание, что в классах как некоторый его атрибут обязательно присутствует ученик, вызывающий негативное отношение своих одноклассников. Но социальные потрясения в российском обществе начала ХХ века не позволили более пристально изучить это явление.

Выстраивая свою работу с изгоями, педагогу необходимо помнить, что изгой - это "изнаночная" сторона эмоциональной жизни ученического класса. Как правило, в обыденном сознании изгойство ученического класса представляется в виде неприятия одного или двух учеников в классе. Причем факт изгойства обращает на себя внимание, когда отношения зашли уже достаточно далеко, когда действия изгоя или его одноклассников совершаются в состоянии аффекта и не укладываются в общечеловеческие стандарты.

Проблема отвержения одних детей другими может решиться только при комплексном подходе, при совместной деятельности классного руководителя, учителей, работающих в классе, с привлечением педагога-психолога (возможно привлечение социальных педагогов). Организовывать работу необходимо в нескольких направлениях:

  1. Анализ ситуации в коллективе, анализ позиции и поведения самого ребёнка.
  2. Работа с классом в целом.
  3. Работа с отвергаемым ребёнком.
  4. Профилактическая работа (взаимодействие с учителями и родителями).

Ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств. Учитель способен оценить реальную позицию каждого ребёнка в школьном коллективе. Отвергаемые дети нуждаются в поддерживающей позиции педагога, он может выступать в роли адвоката или "буфера", чтобы помочь ребёнку отодвинуть отрицательный напор, направленный на него со стороны других сверстников, расчистить площадку для налаживания отношений.

Любое противопоставление ребёнка коллективу губительно для его репутации. Учитель очень легко может поспособствовать настраиванию детей друг против друга. Использование на уроках таких приёмов для налаживания дисциплины, когда из–за одного или двоих учеников учащиеся вынуждены писать проверочную работу (или весь класс лишается любимого урока, и он заменяется более важным, отменяется какое-либо запланированное мероприятие), даёт повод ученикам негативно относиться к отдельным одноклассникам. Вносится так же элемент публичности: “Из-за Ваниного отвратительного поведения, весь класс будет писать самостоятельную работу!”, “Скажите спасибо Пете, из–за его выходок вы все будете наказаны” и т. п.

Постоянное сравнение результатов учёбы одноклассников друг с другом к хорошему не приведёт. Необходимо реже использовать сравнение результатов обучения детей друг с другом. Ведь всегда кто-то будет в более выигрышной позиции, а кто-то всегда в негативе. Отмечая реальные (пусть даже небольшие) успехи детей с проблемами в обучении, сравнивая достижения каждого только с его прежними достижениями, уменьшит риск влияния учителя на появления непопулярных детей.

Негативную роль играет “эффект ожиданий”. Поэтому педагогу необходимо уделять внимание всем учащимся, найти возможность контакта с каждым ребенком, хвалить учащихся справедливо, учитывать индивидуальные особенности.

Но если была упущена возможность предотвращения появления ребенка-изгоя в классе, то существует несколько подходов, именно педагогической помощи.

Самая распространенная ошибка - это попытка педагога занять чью-либо сторону, как правило, это сторона класса, хотя могут быть и варианты. Такой подход приводит к усугублению конфликтной ситуации, так как педагог становится орудием своих союзников и ставит под удар свои профессиональные качества.

Если педагог встает на защиту изгоя, то в результате его умений он может привести данного ученика к лидерству в классе. Он, в свою очередь, начинает мстить своим одноклассникам, прикрываясь мнением педагога, пользующегося авторитетом у учеников.

Другой подход – перевод изгоя в другой класс. Конечно, такой шаг снимает остроту социального конфликта, но у него есть весьма существенные изъяны: с уходом ученика в классе остается социальное место, в которое попадает другой одноклассник; ученик, переходя в другой класс, нередко начинает сам провоцировать к себе негативное отношение. И отдающий, и принимающий классы могут испытывать серьезные трудности, которые создают ситуацию появления нового изгоя. Лучше всего перевести этого ученика временно (на 1–2 месяца) на домашнее обучение, чтобы провести социально-педагогическую профилактику с классом и учеником.

Этапы работы педагога (классного руководителя, учителя начальных классов) непосредственно с отвергаемым ребёнком (на основе подходов Кравцовой М.М., Шипилова А.И.)

  1. Изучение личностных и поведенческих особенностей ребёнка: личностные опросники, наблюдение в учебной и внеучебной ситуации, беседы с ребёнком (выявление интересов, проблем во взаимодействии со сверстниками), педагогами и родителями.
  2. Групповые занятия, направленные на обучение навыкам взаимодействия с окружающими.

Этапы работы педагога (классного руководителя, учителя начальных классов) с классным коллективом (на основе подходов Кравцовой М.М., Шипилова А.И.):

  1. Изучение психологического климата в классном коллективе, уровня групповой сплочённости – разобщенности группы.
  2. Мероприятия по развитию толерантности.
  3. Мероприятия, направленные на сплочение классного коллектива.

При проведении мероприятий с классом необходимо активно вовлекать отвергаемых детей в процесс занятий, поощрять их активность. Следует обратить внимание и на вовлечение ребёнка во внеклассную деятельность, давать ему посильные поручения, которые бы имели важное значение для класса. Непопулярные дети должны почувствовать успех и свою значимость для коллектива. Педагогу нужно помочь детям увидеть в "непопулярном" привлекательные стороны, увидеть его другими глазами. Например, зная способности непопулярного обучающегося, можно предложить ему подготовить сообщение на классном часе или на уроке, показать всему классу его рисунки (если ребенок увлекается рисованием), подготовить танец для внеклассного мероприятия и т.п.

Беседы на классных часах, дискуссии, направленные на формирование терпимого отношения детей друг к другу должны занимать особое место и носить систематический характер, даже если непопулярных детей в классе вроде бы и нет. Ребята должны уметь выражать поддержку друг другу, проявлять эмпатию, терпимо относится к недостаткам друг друга (особенно внешним, речевым). Педагоги, которые ведут уроки, должны стараться учитывать социальное положение детей в коллективе, особенно при организации групповой работы. Обязательно пресекать любые негативные высказывания и воздействия учащихся друг на друга. В сотрудничестве с психологом можно провести серию классных часов на сплоченность коллектива, познание друг друга, формирование уверенного поведения, поработать над навыками разрешения конфликтов. В арсенале психолога всегда много интересных игровых методов.

Используемая литература:

  1. Бурдыгина Т.Н., Королёва Е.В., Юрченко П.Г. Проблемные ситуации в школе и способы их решения: практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 234 с.
  2. Касицина Н. Как помочь ученику, ощущающему себя жертвой обстоятельств: педагогика поддержки. – М.: Чистые пруды, 2007. – 167 с.
  3. Кореневская В.А. Всем ли комфортно в школе?: метод. пособие. – Кемерово: Издательство обл. ИУУ, 2000. – 193 с.
  4. Кравцова М.М. Дети – изгои. Психологическая работа с проблемой. – М.: Генезис, 2005. – 245 с.
  5. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки. – М.: Чистые пруды, 2001. –164 с.
  6. Сперанский А. Система социальных ролей ученического класса. Изгои.: Красноярск: Первая публикация. Брошюра “Социология ученического класса”, 2000. – 145 с.
  7. Шипилов А.И. Ситуация успеха на уроке // Начальная школа. – 2003. – № 4. – С. 90–93.

Первый - это клоун . Такие дети, хоть это и удивительно, самостоятельно подставляют себя под насмешки одноклассников. Они попросту отгораживаются от детского коллектива, так как не желают жить по правилам, принятым в данном социуме, которые им не по душе. Обычно такие дети очень развиты, и это качество позволяет им никогда не доводить до критической точки конфликтную ситуацию. В какой-то момент они могут попросту совершить какой-то нелепый поступок или сказать что-то забавное. Стоит отметить, что для детской психики такой тип наименее травматичен.

Второй психотип называется «белая ворона» . В отличие от уже знакомых нам «клоунов», такие дети не в состоянии управлять ситуацией, ведь существуют какие-либо внешние факторы или причины, делающие их совершенно непохожими на других. Зачастую это дети другой расы, религии, этнической группы. По этой причине их цвет кожи, одежда, да и внешний вид в целом могут стать своеобразным барьером, который отгораживает их от сверстников.

Самый тяжелый психотип - это антагонист . Антагонистами становятся те мальчики и девочки, которые из-за ситуации в семье или воспитания ведут себя в высшей мере эгоистично, считают себя умнее всех и лучше всех в классе. Обычно поведение таких детей надменное, они регулярно настраивают сверстников против себя, поскольку постоянно подчеркивают свою уникальность и превосходство. Такие дети могут унижать, оскорблять всех одноклассников.

Однако неважно к какому типу относится ребенок-изгой. В любом случае существует общая черта характера, которая объединяет всех таких деток - это неспособность конструктивно мыслить. Дети-изгои не понимают, по какой причине они стали изгоями, не планируют никак исправить сложившуюся ситуацию. В основном в своих бедах они обвиняют одноклассников, а о своем поведении даже не думают.


Итак, что же делать, если ваш ребенок изгой? Для начала родителям стоит поговорить с ребенком начистоту, узнать, что происходит у него в классе. Не стоит делать никаких выводов до тех пор, пока ситуация не прояснится. Кроме того, можно поговорить с учителями. Возможно, так вы сможете посмотреть на проблему по-другому. Однако при этом разговоре ваш ребенок не должен присутствовать, идеально, если он вообще не будет о нем знать. В противном случае ребенок может поменять свое отношение к педагогу.

Не нужно обещать ребенку, что вы непременно накажете его обидчиков. Вмешательство родителей в конфликт может попросту усугубить уже сложившуюся ситуацию. Дайте ребенку возможность самостоятельно справится с проблемой, таким образом кроха станет куда более сильным и научится защищать себя.

Важно понимать: скорее всего та причина, по которой ваш мальчик или девочка стал изгоем в классе, кроется в самом ребенке. Детский коллектив - это просто индикатор, который позволил рассмотреть проблему. Нужно постараться создать дочке или сыну условия, которые помогут ему избавиться от комплексов. К примеру, если ваш малыш любит рисовать в одиночестве и вообще не стремиться с кем-то общаться, то постарайтесь записать его в художественную школу или кружок рисования. Там он сможет найти друзей со схожими интересами. Старайтесь приглашать детей в гости - ваш сын или дочь обязательно отблагодарит вас за это. Вот увидите, ребенок вскоре избавится от комплексов и в итоге в его классе воцарится мир и покой.

В любом коллективе, в детском особенно, а в подростковом и подавно, есть очень популярные дети, а есть дети непопулярные. Это те, кого или просто игнорируют, или терпят, но не принимают, или те, кого не любят активно, кто становится объектом насмешек и травли. Всегда есть жертва, есть преследователи, есть сторонние, равнодушные наблюдатели, которые не лучше, а иногда даже хуже преследователей.

Обычно травлю начинают два или три человека, которым по каким-то причинам не понравился кто-то из одноклассников и они начинают дразнить ребенка, высмеивать его, не принимают в игры и демонстративно игнорируют. Чаще всего в основе преследования кого-либо лежит стремление самоутвердиться.

Недавно одна мама рассказала о беде своей шестнадцатилетней дочери: девочка — изгой в своем классе. Вместе с этим классом девочка учится уже второй год. У нее нет друзей, над ней смеются, на неё обзываются нехорошими словами: «дура», «тупица» и т.д. Как быть? Первое, что можно посоветовать маме: перевести ребенка в другую школу. Но и в новом коллективе не все может быть гладко.

Распространенный миф о том, что дети должны сами решить конфликт между собой, часто является ошибочным. В том случае, когда ты один на один со своим обидчиком, третий действительно лишний. Совсем другое дело, когда ребенка травит целый класс подростков. Здесь необходимо срочное вмешательство педагога, либо родителей, если учителя бездействуют.

Так что же делать, если ребенка отвергают?

«Первое, что стоит сделать родителям, — говорит профессор-психолог Т. Файнберг, — вздохнуть поглубже и успокоиться».

Не все дети могут и хотят рассказывать родителям о своих проблемах, и чем старше ребенок, тем меньше вероятность, что он пожалуется родителям на происходящее. Стоит проявлять интерес к делам своего ребенка, но делать это ненавязчиво. Если он ничего сам не рассказывает, следует понаблюдать за ним. Не стоит самому искать и наказывать обидчика ребенка. Но и нельзя сидеть сложа руки и ждать, что ситуация разрешится сама собой. Нужно тщательно проанализировать ситуацию и определить причины, по которым ваш ребенок стал «изгоем».

В первую очередь надо сходить в школу, поговорить с учителями об отношениях своего ребенка с одноклассниками, посмотреть, как себя ведет ребенок в классе после уроков или на перемене, на праздниках: проявляет ли инициативу в общении, с кем общается он, кто общается с ним и т.д. Можно обратиться за помощью к школьному психологу, ему легче осуществлять наблюдение за детьми.
Необходимо обратить особое внимание на так называемые предупредительные сигналы:

1. Синяки, появление которых он не может объяснить
2. Приходит домой с порванной одеждой, книгами и другими предметами
3. Ребёнок не хочет идти в школу (частые пропуски и опоздания)
4. Ребёнок внезапно теряет интерес к учёбе и другим мероприятиям
5. У него бывают частые перемены настроения
6. Ребёнок бывает грустным, напряжённым перепуганным
7. Избегает окружающих
8. Говорит о самоубийстве, пытается покончить собой
9. Жалуется на недомогание (плохой аппетит, головные боли и другие симптомы)

Условно выделяют несколько видов отвержения:

— травля (не дают проходу, обзывают, бьют, преследуя какую-то цель: месть, развлекаются и т.п.);

— активное неприятие (возникает в ответ на инициативу, исходящую от жертвы, дают понять, что он никто, что его мнение ничего не значит, делают его козлом отпущения);

— пассивное неприятие , возникающее только в определенных ситуациях (когда надо выбрать кого-то в команду, принять в игру, сесть за парту, дети отказываются: «С ним не буду!»);

— игнорирование (просто не обращают внимания, не общаются, не замечают, забывают, ничего против не имеют, но и не интересуются).

Родителям необходимо не только защищать и поддерживать своего ребенка, но и научить его быть более активным и защищать себя. В конечном итоге ваш ребенок должен научиться самостоятельно справляться с проблемами и в то же время он будет чувствовать защиту в своей семье.

Если вашего ребёнка часто обижают сверстники, значит, ему не хватает уверенности в себе. Поднимайте самооценку ребёнка. Когда ваш ребенок будет иметь достаточно высокую самооценку и уверенность в себе, его уже не заденут чужие оскорбления. В результате он будет игнорировать своих обидчиков и им будет уже не так интересно его дразнить. Детям недостаточно, чтобы их только любили. Им нужно слышать признания в любви, чувствовать прикосновения, испытывать радость общения с родителями. Ругая ребёнка, оценивайте не его, а только его поступок.

Ребенок очень нуждается в вашей поддержке. Не упрекайте его за то, что он не может «постоять за себя» или «не обращать внимания на дураков». Обсудите вместе, что мешает ему поддерживать дружеские отношения с другими ребятами. Постарайтесь, убедите его в том, что скоро все сложится по-другому.

Не спешите решать конфликт за ребёнка. Дайте возможность справиться самостоятельно: репутация «маменькиного сынка» только усугубит ситуацию. Внимательно выслушайте, поддержите ребёнка. И посоветуйте сменить тактику поведения.

Например так:

1. Пока не позовут по имени, выпады обидчика можно игнорировать.
2. Попытаться спокойно объясниться с обидчиком: «Мне неприятно это слышать, почему ты хочешь меня обидеть?».
3. Не поддаваться на провокации, но и не терпеть молча. Спокойно сказать в глаза обидчику: «Стоп, с меня хватит!».

Итак, вам необходимо быть внимательными к школьной жизни своих детей. Очень часто, ситуация «изгоя в классе» складывается не случайно, а является преувеличенным, как в кривом зеркале, отражением отношений царящих в семье.

О классе, в котором происходит травля, нельзя говорить как о коллективе. Объединение произошло не благодаря взаимной симпатии или общим интересам, а по необходимости — детям просто некуда деться. В такой группе нет динамики, отношения не развиваются, а застывают, приняв уродливую форму. Тем более велика вероятность, что, если уйдет тот, кого травят, в классе появится новый изгой, так как это единственно возможный способ построения взаимоотношений, усвоенный ребятами.

Во всем мире и практически в каждом классе есть один-два ученика, которые не вписываются в коллектив. Сверстники не хотят их принимать, многие учителя относятся с пренебрежением, обиды и придирки возникают практически каждый день. Особенно проблема «белых ворон» проявляется в переходном подростковом возрасте, когда у ребенка начинается процесс идентификации себя как личности и потребности в самоутверждении.

Материалы по теме:

Ребенок, попавший «под раздачу», остро нуждается в помощи взрослых и иногда психологов. Потому что когда эта проблема остается открытой, то последствия могут быть очень серьезными.

Как определить, что ребенок стал изгоем?

Хорошо, когда ваше чадо открыто рассказывает о событиях в школе и делится своими переживаниями, но преимущественно ребенок старается держать проблему внутри себя. Причем чем больше его забивают в школе, тем больше он замыкается в себе. Это тоже может служить индикатором того, что проблема существует. Обратите внимание, с каким настроением ваш ребенок ходит в школу:

  1. не хочет ходить в школу, или резко меняет настроение при разговорах о школе и одноклассниках;
  2. приходит домой расстроенный, угрюмый, или агрессивный;
  3. плачет без причин;
  4. возникновение синяков, ссадин, порванной одежды и отсутствие объяснение инцидента;
  5. не знакомит вас с друзьями, не ходит в гости к одноклассникам;
  6. при уточнении домашнего задания старается никому не звонить или не знает, кому;
  7. у ребенка начали пропадать вещи;
  8. часто начинает симулировать болезнь, чтобы не ходить в школу, или радуется освобождению от школы.

Задача родителей, которые заметили проблемы в поведении ребенка, обязательно об этом с ним поговорить. Но так как дети не всегда хотят говорить о таких вещах, получить адекватный ответ будет очень сложно. Можно обратиться к педагогу или директору школы, но они редко видят полную картину взаимоотношений своих учеников, гораздо больше их беспокоит успеваемость. Нужно настроиться на искренний разговор, очень аккуратно подвести к нему, при этом важно не давить на ребенка.

Ребенок-изгой: выясняем причины

После того, как стало понятно, что проблема есть, необходимо разобраться с ее причиной. Что именно отталкивает коллектив от ребенка, и насколько это серьезно?

Неопрятность или бедность. Человек в изношенной, мятой или неопрятно выглядевшей одежде еще со средних веков вызывает негативное впечатление, что уж говорить об эре гаджетов и мегаполисов. При этом у детей не сразу возникает понимание деления на богатых и бедных, поэтому человек, как-то выделяющийся из толпы своим видом, сразу вызывает диссонанс, страх и пренебрежение.

Выраженные физические или . Косоглазие, заикание, маленький рост, лишний вес являются наиболее распространенной причиной негатива в коллективе. При этом они могут усугубляться природной замкнутостью и неумением постоять за себя.

Моральная слабость. Такие детки не могут постоять за себя, боятся тех, кто физически сильнее или наглее. Заметив это, ребята и начинают травлю по причине: он все равно мне ничего не сделает.

Изначальная замкнутость и негативный настрой. Таких «бук» дети тоже часто начинают бояться, при этом уже сам характер ребенка может рассматриваться коллективом как протест, из-за чего возникает процесс отторжения.

Хотя причина для дразнилок может быть любой: наличие , да и просто ; наличие очков; прическа, которая кому-то из одноклассников кажется странной или немодной; какая-то конкретная привычка, например, не завязывать шнурки; отсутствие определенной модели мобильного телефона; регулярное выполнение домашнего задания, и прочая, и прочая. Некоторые дети самутверждаются за счет других, а другие по разным причинам им подыгрывают.

Следующим этапом является необходимость определить масштаб проблемы. Как правило, какие-то конфликтные ситуации в школе являются либо систематическими, либо единичными. Также следует отличать изгоя от просто непопулярного ребенка. Изгоев одноклассники:

    не уважают, дразнят, смеются над ним;

    бьют, унижают;

    заставляют исполнять приказания, вымогают вещи, деньги;

    выставляют во всем виновным.

Это основные, наиболее частые жалобы таких детей на проблемы в классе. Просто непопулярный ребенок может говорить родителям о том, что:

    с ним никто не дружит и не садится за одну парту;

    его как будто не замечают.

Если ребенок не пользуется популярностью среди одноклассников, то он тоже может быть сильно огорчен, расстроен. Но в таком случае работать нужно только с ним, повышая самооценку, коммуникабельность, уверенность в себе, активность. В другом, более сложном варианте, работать необходимо не только с изгоем, но и с обидчиками. Обе стороны нуждаются в помощи со стороны взрослых.

Как помочь ребенку с этим бороться?

Первое - не паниковать и не пытаться брать инициативу в свои руки. Бежать наказывать обидчиков ребенка или переводить его в другое учебное заведение не нужно. С зачинщиками должны проводится отдельные профилактические работы как психологов, так и педагогов. Также не стоит давить на ребенка с репликами: «разбирайся сам», «не будь как тряпка» и тому подобное - агрессия со стороны родителей может привести к вообще необратимому эффекту даже вплоть до суицида. Ребенок должен видеть в вас поддержку и любовь, знать, что вы воспринимаете его таким, какой он есть, и всегда будете на его стороне.

Попробуйте вместе с ребенком составить антисценарий. Ведь преследователи привыкли и ждут от жертвы определенной реакции, научите ребенка реагировать нестандартно. Такое поведение собьет с толку его обидчиков, и вполне вероятно, что, не получая привычного «развлекающего эффекта», нападки прекратятся. Также обязательно развивайте его коммуникативные навыки - почаще ходите с ним в гости, на концерты, выставки. Он должен как можно больше общаться с людьми и не бояться этого. Школа закончится, ребята разбредутся, а проблема «белой вороны останется», поэтому необходимо дать понять, что не все люди плохие, и общаться с ними интересно, можно и нужно. И еще немаловажным фактором победы над комплексами является чувство юмора - это помогает для разряда обстановки, к тому же к положительно настроенным людям всегда тянутся. Ну и не забывать приучать ребенка к аккуратности, и по возможности, исправлять физические недостатки.

Телефон доверия для детей

Иногда дети не хотя говорить со старшими о своих проблемах. Но поговорить с кем-то необходимо.

Если ты столкнулся с проблемами с школе, если одноклассники , вымогают вещи и деньги, или издеваются, ты можешь позвонить на единый общероссийский «телефон доверия» для детей - 8-800-2000-122 . При звонке на этот номер тебе не нужно называть свое имя и платить деньги. Позвонить можно с любого телефона - и городского, и мобильного. По этому телефону ты сможешь поговорить с психологом или социальным работником, которые расскажут тебе, что делать дальше. Никто тебя не осудит или посмеется над твоими словами, но даст хороший совет и поможет. Ты не один. По этому телефону за последние 4 года уже позвонили более 500 000 детей.