Давать ли воду новорожденному. Можно ли давать воду новорожденному, рассмотрим мнение доктора Комаровского

Новорожденному давать воду, очень актуален. Ответ не может быть однозначным. Ведь все зависит от того, находится ребенок на искусственном или естественном вскармливании. В первом случае ответ очевиден: «Да». Ребенок может выпить около 100 мл воды в течение дня. Такое количество считается нормальным. Нельзя лишать малыша воды, если он ее просит. Ведь она необходима для того, чтобы организм нормально функционировал.

Важность воды

Сегодня те мамы, у которых есть взрослые дети, могут уверенно заявить, что для малыша очень опасно обезвоживание организма. Поэтому вопрос о том, нужно ли новорожденному давать воду, возникает в основном у неопытных родителей. Наши бабушки утверждают, что поить ребенка нужно, а современные врачи уверяют, что нет. Многие просто не знают, какую воду давать новорожденному. Некоторые считают, что нужно давать кипяченую, а многие просто убеждены, что необходима только специализированная вода.

Последние абсолютно правы. Ведь считается мертвой. Она лишена всех необходимых микроорганизмов и минералов. Поэтому лучше отдать предпочтение бутилированной детской воде, которая создана специально для малышей. Но это то, что касается детей на С грудничками вопрос обстоит сов

сем иначе.

Многие мамы, которые кормят своего малыша грудью, просто не знают, нужно ли новорожденному давать воду. Для того чтобы правильно ответить на этот вопрос, необходимо вернуться на несколько лет назад. Тогда не было очищенной воды, и родители опасались нанести вред здоровью своего малыша. Поэтому предпочитали его просто кормить грудью. Допаивать малыша начинали только тогда, когда он получал «взрослую» пищу. настоятельно рекомендует не давать детям, которые не достигли полугода, воду вообще, поскольку ее прием таит в себе ряд опасностей.

Недоедание. Детский желудок принимает столько еды, сколько он способен. Поэтому если малыш выпил 50 г воды, то он недополучит столько же молока, которое так важно для его развития.

Сокращение выработки молока. Ребенок, который напился воды, просто отказывается от груди. Именно поэтому у женщины молока прибывает гораздо меньше. Особенно опасно поить ребенка ночью. Ведь именно в это время улучшается лактация.

Дисбаланс пищеварительной системы малыша. Новорожденный имеет стерильный кишечник, и во время естественного вскармливания он засевается только полезной микрофлорой. Вода может ухудшить этот баланс, и у ребенка разовьется дисбактериоз.

Отказ от груди. Обычно мамы поят детей бутылочкой с соской. Многие малыши после этого просто отказываются брать материнскую грудь.

Ошибочные мнения

Однако есть такие специалисты, которые на вопрос о том, нужно ли новорожденному давать воду, однозначно твердят, что нужно. У них есть ряд доводов.

Вода помогает бороться с младенческой желтухой. На самом деле это не так. Желтуху вызывает билирубин, а он является жирорастворимым веществом, поэтому может выводиться только с молоком.

Молоко - это еда, которую необходимо запивать водой. Это не так. Почти на 90 % молоко состоит из воды. Новорожденный вообще не отличает понятия «голод» и «жажда», именно поэтому возникает ложное насыщение.

Теперь мы видим, что на вопрос о том, нужно ли давать воду новорождённому, существует однозначный ответ: «Нет». Дети умнее взрослых, и многие даже сами отказываются от воды и начинают ее пить только ближе к году.

Существует ряд причин, в соответствии с которыми грудничку давать воду не нужно. Надо ли новорожденному давать пить воду? Ответ на этот вопрос зависит от того, на каком вскармливании находится ребенок. Если на искусственном или на смешанном вскармливании, ответ да, давать. Новорожденные дети могут выпивать воды до 100 мл в сутки (в общей сложности) . Это нормально. Ненормально лишать ребенка воды, если он просит (сухие губки, кривит ротик, ищет что-то, но от груди отказывается). Вода для новорожденных является основным жизнедеятельным компонентом, способным не только удалить жажду, но и обеспечить нормальную работу всего организма. Поэтому вопрос о допаивании грудного ребенка, нужна ли вода грудничку, сколько и когда давать воды. Давайте попробуем разобраться, нужно и можно ли давать воду новорожденным? Если у вас есть старшие дети, то вы уже наверняка знаете, что обезвоживание крайне опасно, причем тем больше, чем младше ребенок. Как правило, такие сомнения по поводу того, можно ли давать воду новорожденным, появляются у молодых мам в жаркую погоду, либо когда малыш находится на искусственном вскармливании. Кипячённую или специальную детскую бутилированную, Фруто-няню или Агушу. Лучше из бутылок, т.к кипячёная вода - мёртвая, из неё всё при кипении выводится, и из бутылок которая она с минералами.

Существует очень много вопросов у молодых мамочек, один из них в том, что нужна ли вода новорожденным на грудном вскармливании, и если да, то сколько и в каких обстоятельствах. Проблема довольно актуальна.

Ответить на вопрос, нужна ли грудникам вода, достаточно просто. Всего лишь попробуем мысленно вернуться пусть даже на сотню лет назад. И подумаем, много ли матерей всегда располагают достаточно чистой (видимо, кипяченой) водой, чтобы дать ее младенцу без риска для его здоровья? Многие тысячи лет человеческой эволюции малыши первых месяцев жизни не получали воды, потому что это означало прямую опасность для их жизни. То есть для человека как для биологического вида несвойственно допаивание маленьких детей. Как, впрочем, и для других млекопитающих – воду детеныши начинают получать тогда, когда начинают есть ту же еду, что и родители.

Если говорить не только о здравом смысле, но и о медицинских обоснованиях, то Всемирная Организация Здравоохранения, как и последние указания Минздрава РФ, предлагают не давать дополнительного питья детям на грудном вскармливании без специальных медицинских показаний, примерно до шести месяцев . Почему же?

Опасность первая – недоедание. Желудок крохи – размером с его кулачок, и он способен принять и переработать ограниченное количество поступающего питания (в первый месяц жизни это 1/5 - 1/6 часть массы тела в сутки). А особенность нервной системы новорожденного такова, что вода у него вызывает ложное чувство насыщения. Поэтому маме важно понимать: если ее ребенок выпил 100 мл воды – значит, он не получил 100 мл молока. При этом от молока зависят рост и развитие ребенка, а вода не приносит ему абсолютно никакой пользы.

Опасность вторая – уменьшение выработки молока. Молоко вырабатывается в ответ на сосание ребенка, то есть сколько малыш сосал грудь – столько молока впоследствии и прибудет. Если же мама дала ребенку воды, то он будет меньше сосать грудь. Особенно опасны в этом плане ночные допаивания ребенка водой, потому что во время ночных кормлений стимулируется выработка гормона пролактина, увеличивающая дневную выработку молока. Это означает, что малыш, который кормится маминой грудью ночью, тем самым обеспечивает себе необходимое количество молока днем. И если «доброжелатели» советуют маме «обмануть ребенка водичкой, чтобы ночью не беспокоил» - подумайте, что ребенка-то, может, и удастся обмануть, но вот природную систему выработки молока – не обманешь…

Опасность третья – нарушение естественного баланса в пищеварительной системе ребенка. Ребенок рождается со стерильным кишечником, и примерно до полугода идет активное засевание его полезной микрофлорой . Материнское молоко помогает формировать и поддерживать естественный баланс бактерий пищеварительной системы, а все, что малыш в это время жизни получает помимо материнского молока – ухудшает этот баланс. И если практика допаивания становится постоянной, то очень часто у ребенка обнаруживается перевес вредной микрофлоры над полезной - то самое явление, которое наши медики обычно называют дисбактериозом. Исследования, которые специально проводила Всемирная Организация Здравоохранения, показывают, что большинство детей, вскормленных исключительно грудью в течение первых 6 месяцев, здоровы и хорошо растут. А дети, которые в дополнение к грудному молоку получали воду или чай, болели расстройствами кишечника в три раза чаще, чем малыши на полном грудном вскармливании… Нужен ли вам такой риск?

Опасность четвертая – вероятность отказа от груди. Воду дают, как правило, из бутылки с соской, что нередко приводит малышей к «путанице сосков» - то есть отказу сосать материнскую грудь в пользу бутылки.

Давайте теперь рассмотрим аргументы тех, кто настаивает на необходимости давать крохе воду.

«Вода помогает ликвидации младенческой желтухи»

Желтуху вызывает билирубин, который является жирорастворимым ферментом. Не водорастворимым, а жирорастворимым. То есть с водой из организма не выводится, а выводится именно с молозивом и впоследствии с молоком, которые, в отличие от воды, содержат в оптимальной пропорции необходимые ребенку жиры.

«Молоко – это такая же еда, как, например, каша. Голод надо удовлетворять едой, а жажду – питьём. Иначе ребенок получает лишние калории!»

Вообще-то консистенция молока и каши совершенно различна. Молоко на 85-90% состоит из воды. Если бы взрослые постоянно питались столь же жидкой пищей, то предположений о том, что ее необходимо разжижать ещё больше, у них бы не возникало… Кроме того, до определенного возраста маленький ребенок вообще не делает различий между голодом и жаждой. Именно поэтому, как уже говорилось, вода создает у него чувство ложного насыщения, вытесняя материнское молоко. Смещаем акценты: поскольку получение воды не является биологически оправданным, то правильно говорить не о том, что малыш на исключительно грудном вскармливании получает «лишние калории», а о том, что ребенок, которого допаивают водой, необходимых ему калорий лишается.

«Воду нужно давать, если на улице жарко, а в комнате сухой воздух»

Действительно, летом допаивание аргументируют жарой, а зимой – сухостью воздуха в натопленном помещении. Однако по всему миру проводилось множество исследований в сухих и жарких странах (например, в Индии при температуре 35-40°C и влажности от 10 до 35%; в Пакистане при температуре 27.4-40.7° C и влажности от 24 до 77%; в тропиках при температуре от 4 до 41°C и влажности от 9 до 60%), которые однозначно показали, что дети, которым давали только грудь, страдали от обезвоживания меньше, чем те, что кормились только материнским молоком. Дело в том, что материнское молоко содержит в себе оптимальную концентрацию всех необходимых ребенку солей и минеральных веществ – к слову, если взрослый человек страдает от обезвоживания, ему тоже рекомендуется восстанавливать баланс влаги не простой водой, а раствором специально подобранных солей… Так что, если мама считает, что ребенку жарко – его надо не допаивать водой, а легче одевать и хорошо проветривать комнату! Малыш, который хочет пить, будет просто чаще просить мамину грудь. В сильную жару можно обтирать тельце ребенка прохладной водой, а комнатный воздух сделает менее сухим пароувлажнитель или простой пульверизатор, но и в этом случае вода желательна снаружи, а не внутри детского организма…

«Если ребенок болен, без воды не обойтись – она восстановит баланс влаги, поможет выведению вирусов с мочой, и в ней можно растворять лекарства»

В перечисленном нет ни одной функции, с которой материнское молоко не справлялось бы лучше воды. То же лекарство, которое ребенок изо всех сил будет стараться выплюнуть разведенным в воде, он куда более благосклонно примет со сцеженным материнским молоком, которое еще и лучшему усвоению поможет.

«Мой ребенок иногда успокаивается только получив бутылочку с водой»

Ключевое слово здесь – «бутылочку». По множеству разных причин ребенку иногда хочется что-то пососать, но не мамину грудь. Два самых простых и безвредных способа успокоить малыша, которому именно сейчас недостаточно маминой груди – дать пососать чисто вымытый палец или просто укачать на сон, потому что чаще всего так ведут себя уставшие от дневных впечатлений дети перед засыпанием.

«Всем хочется пить, и дети не исключение!»

Существует множество продуктов, которые спокойно едят взрослые, но которые вызовут большие проблемы у малышей, потому что их пищеварительная система еще недостаточно зрелая. Попытка кормить ребенка, ориентируясь на потребности взрослого желудка, привела бы к тяжелым последствиям. Большинство грудничков сами отказываются пить воду, которую им предлагают, и начинают утолять ею жажду только после 9-12 месяцев.

Когда в семье появляется малыш, одним из вопросов, волнующих молодых родителей, будет а давать ли воду новорожденному — как, когда, какую?

Мамочка сразу начинает переживать, так ли уж необходимо допаивать грудничка, и чем чревато решение «за» или «против».

Как правило, мнение бабушек и педиатров диаметрально противоположны, поэтому, принимая решение, необходима ли крохе вода, будем отталкиваться от типа его вскармливания.

Минздрав предупреждает!

Однозначно ответить на вопросы - как давать ли воду новорожденному, когда давать воду новорождённому, какую воду давать новорождённому - очень сложно. Почти 30 лет назад, Всемирная Организация Здравоохранения приняла документ, рассказывающий о том, какие должны быть правила качественного кормления грудью. Один из этих правил убеждал, что новорожденным нельзя предлагать никакую другую еду - только мамино молоко. Отдельный список составляют те варианты, которые обусловлены показателями здоровья. По правилам ВОЗ малыш считается новорожденным первые четыре недели жизни. Минздравом не рекомендуется поить малыша водичкой до того, как ему исполнится полгода: пока он не начинает кушать прикорм.

Важные аргументы

Конечно же, сразу родители не разберутся, нужна ли малышам вода или нет. И чтобы понять, как давать ли воду новорожденным, когда давать воду новорождённым, какую воду давать новорождённым, надо понимать, какими будут последствия допаивания грудничка. Главный аргумент ВОЗ это то, что может нарушиться работа организмов как малыша, так и мамы.

Может развиться дисбактериоз. Первые полгода жизни маленького ребенка его кишечник стерилен. Он, используя мамино молочко, засевается полезной микрофлорой. Именно благодаря молочку в пищеварительной системе младенца будет постоянно правильный баланс бактерий. Если же кроху с завидным постоянством допаивать водичкой, параллельно с кормлением грудью, это нарушит равновесие микрофлоры и приведет к началу дисбактериоза. Изучая исследования ВОЗ, можно узнать, что детки, которые пили до полугода исключительно мамино молочко, намного реже подвергались расстройствам ЖКТ. Вода в раннем возрасте представляет собой лишнюю нагрузку на детские почки, которые формируются и после того, как малыш родился - до его трехмесячного возраста. Если его допаивать, что почки будут слишком нагружены. На них будет оказываться дополнительная нагрузка, ведь их основной задачей является обязанность выводить лишние соли из организма малыша. В молочке мамы солей маловато, поэтому их не требуется выводить.

Малыш может недоедать. Так уж устроила природа, что желудочек недавно рожденного ребенка в силах переработать за единичный прием еду, равную объему шестой части от веса малыша. У грудничка есть определенные особенности нервной системы, поэтому поступившая вода вызовет обманчивое ощущение того, что он насытился. К тому же, кроха будет недополучать мамино молоко, которое ему жизненно нужно для того, чтобы он полноценно развивался.

Постепенно уменьшается объем выработанного молока. Известно, что сосание материнской груди является великолепным стимулом, побуждающим выработку в ней молока. А когда крохе предлагают воду, он, естественно, будет высасывать меньше молока. Не следует приносить малышу воду по ночам. Естественное ночное кормление увеличит количество пролактина — гормона, которое способствует выработке молока в светлое время суток. Получается, что когда маленький ребенок приникает к маминой груди ночью, он тем самым обеспечит себе на следующий день нужный объем молока.

Ребёнок может отказаться от груди. Обычно мамы предпочитают давать своим деткам воду из бутылочки. Хорошо известно, что жидкость из такой емкости поступает намного быстрее и легче, чем молоко из маминой груди. Малышу надо постараться, чтобы сосать мамину грудь, добывая из нее вкусное и полезное молочко. Если же грудничок «ленив» или слабенький, он может вообще не хотеть брать грудь, выбирая бутылочку.

Нужна ли вода новорождённому?

Те, кто считает себя противниками ВОЗ, утверждают, что водичка требуется малышу с самого начала его жизни. Правда, доказательства тех, кто согласен с этим, выдерживают критические замечания с огромным трудом.

Молоко - это исключительно еда. А жажду можно утолить водой. Здесь необходимо помнить, что по консистенции и качественному составу мамино молоко принято разделять на «переднее» и «заднее». «Переднее» как раз может дать возможность напиться грудничку, поскольку оно состоит из воды аж на девяносто процентов.

Есть вероятность обезвоживания. У взрослых водный баланс восстанавливается водой, в которую добавлены соли. Недавно родившийся малыш - не является исключением из общего правила. Мамино молочко для него будет великолепным вариантом замены физиологического раствора: в нем находится оптимальный состав солей и минералов для карапуза.

Когда кроха болеет, вода способна вывести из организма все вирусы, к тому же, в ней удобно можно растворить лекарства. Мамино молочко также просто замечательно справится со всеми этими функциями. Лекарство, которое было в нем растворено, усвоится малышом намного быстрее, да и выпьется им с большей охотой.

Вода нужна, если наступила жара или воздух сухой. Казалось бы, действительно, так оно и есть. Ведь все мы привыкли, что когда хочется пить в жаркие летние дни, мы пьем воду. Ан нет! Оказывается, что грудное молоко может утолить жажду малыша в полном объеме. В нем уже содержится требуемое количество жидкости, потому что это молоко состоит из воды на 85-90%. При повышении температуры окружающей среды, оно будет становиться все более водянистее. Грудничок почти не ощущает разницы между тем, когда он хочет кушать или пить, потому что центры, которые ответственны за такие ощущения, расположены в центре неподалеку друг от друга. Чтобы недавно появившийся на свет малыш мог напиться, его можно просто приложить к маминой груди.

Бутылочка с водичкой может успокоить малыша. На этот случай, в котором основным становится процесс сосания, есть своя альтернатива - соска, мамин большой палец (естественно, чистый).

Вода может устранить младенческую желтуху. Билирубин, из-за которого начинается желтуха, способен растворится именно в жире, а не в воде. Из этого можно сделать вывод, что именно с молоком матери, содержащим лучший для малыша состав жиров, он будет лучше и легче выводиться из детского организма.

Вода для крохи-грудничка

Доктора уверены, что когда малыш находится на естественном вскармливании - маминым молоком, то в начале своей жизни он в воде не нуждается. А все дело в мамином молоке. 9/10 его - это вода, а все остальное - витамины, жиры, углеводы и белки. Как раз то, что в молочке значительное количество воды, и хватает малышу, чтобы напиться.

Доктора считают, что вода допустима только в тех случаях, когда у маленького ребенка жар или понос. Можно вводить в рацион малыша водичку с укропом либо фенхелем (это в случае, когда у него начинаются колики).

Именно родители будут судить, нужна ли водичка здоровому, недавно появившемуся на свет младенцу, который на данном этапе своей жизни - грудничок. Желательно, чтобы в рационе малыша она появлялась одновременно с прикормом. И это при условии, что у ребенка нет никаких проблем с пищеварением. Кое-кто из малышей воду с первого раза не воспринимает, а пить ее начинает только спустя месяц, а то и два.

Вода для малыша-искусственника и того, кто питается смешанно

Новорожденным, которые, так уж случилось, являются искусственниками, вместе с едой в организм попадает значительное количество белка. Вот почему с самого начала они нуждаются в воде. Когда рассчитывается еда для самых маленьких, в общем объеме еды для крох водичка в расчет не принимается. Тем малышам, которые находятся на смешанном вскармливании, водичка тоже лишней не будет.

Когда же допустимо предлагать воду новорожденным малышам?

Тем деткам, которые являются грудничками, лучше давать пить воду только после того, как они покушали. До кормления поить не стоит: у новорожденных очень маленьких объем желудочка - около 250 мл. Выпивая хотя бы глоточек воды, малыш не добирает потом ровно столько же маминого молока.

Конечно же, принимать окончательное решение о том, давать ли новорожденному воду, если давать, то как, когда и какую именно, решать только родителям. Если отталкиваться от нормы, то малышу в возрасте до шести месяцев от роду следует предлагать примерно 200 мл воды в сутки. Если кроха заболел, то по совету педиатров количество водички, которое ему предлагается, должно составлять 30 мл на один килограмм веса ребенка. Он может всю водичку и не выпить, заставлять малыша не следует.

Тем детишкам, которые находятся на искусственном вскармливании, можно предложить воду между двумя кормлениям, если видно, что малыш начал беспокоиться.

Итак, мы уже разобрались, давать или не давать водичку малышам. Если родители все-таки решили предлагать ее своим деткам, то им надо помнить, что заставлять малышей пить не надо; вместо обычной воды, которая, впрочем, должна быть качественной во избежание аллергических реакций, расстройств ЖКТ, затрудненности дыхания, можно предлагать изюмную водичку, весьма полезную при запорах (1 ложка изюма запаривается в стакане кипящей воды и настаивается пять-десять минут); во время жары вместо того, чтобы давать малышу пить воду, лучше проветрить комнату, обтереть тело ребенка водой, увлажнить воздух в комнате при помощи пульверизатора; если уж давать малышу пить, то лучше это делать при помощи ложки или бутылочки с дозатором.

По большому счету, поить маленького ребенка лучше, когда он сам потянется к воде, ведь ему лучше знать, что требуется для того, чтобы он себя хорошо чувствовал.

Вода - это главнейшая часть нашей жизни. Важность воды для человеческого тела неоспорима. Достаточное количество жидкости необходимо любому организму, в том числе и новорожденному крохе. Рассмотрим особенности питания младенца и поищем ответы на вопрос, насколько необходима, полезна и когда можно давать воду новорожденному?

Особенности грудного вскармливания

Материнское молоко – идеальное питание для младенца.

  • на 90% состоит из воды,
  • содержит оптимальное сочетание питательных веществ и микроэлементов, для роста и здорового развития вашего ребенка,
  • способствует постепенному щадящему заполнению пищеварительной системы новорожденного необходимыми ферментами,
  • поддерживает здоровый бактериальный баланс в кишечнике ребенка,
  • содержит антитела, поддерживающие иммунитет новорожденного во время болезней и вирусов,
  • при правильно налаженном грудном вскармливании вырабатывается в достаточных количествах, чтобы обеспечить ребенка питанием и жидкостью.

Грудное молоко и вода

Надеюсь, что в пользе грудного молока сомнений у вас не осталось. А теперь причины, которые позволят понять: стоит ли давать новорожденному воду?

  1. Новорожденный не отличает пока чувства голода от жажды.

Желудок младенца имеет размер примерно с его кулачок. Заполнение маленького желудка дополнительной водой помимо грудного молока не несет новорожденному никакой пользы.

  1. Когда маленький желудок новорожденного заполняется водой, в нем остается меньше места для материнского молока, а следовательно, сокращается объем питательных веществ поступающих в организм младенца.
  2. Вода даже самого хорошего качества не гарантирует безопасности для пищеварительной системы малыша. Если ребенка постоянно допаивать водой, риск дисбактериоза возрастает в три раза.
  3. Грудное молоко в отличие от воды - чистое, безвредное и укрепляющее иммунитет малыша.
  4. Дополнительная вода, предлагаемая грудному ребенку до 3-х месяцев, перегружает его почки. Солей в материнском молоке ровно столько сколько нужно малышу. Вода же выводит через почки те соли, которые поступают в организм ребенка с материнским молоком.
  5. Если давать воду грудничку вместо прикладывания к груди, то нарушается процесс выработки грудного молока.

Молоко вырабатывается в достаточных для ребенка объемах в ответ на стимуляцию. Когда ребенок сосет грудь, молоко прибывает.

Читайте также по теме увеличения лактации:

  • Что нужно делать, чтобы было много грудного молока? >>>

Трудно себе представить, что обыкновенная вода может быть настолько неполезной и даже вредной для неокрепшего организма младенца. Зная те факты, которые мы разобрали выше, вы сможете не совершать ошибок и успешно кормить грудью.

Когда допаивать грудничка нужно?

Вода появляется в питании грудного ребенка с началом введения прикорма. При хорошо налаженном грудном вскармливании младенцу не требуется никакое дополнительное питание кроме материнского молока до возраста 6 месяцев.

После введения прикорма малыша уже можно допаивать водой. Для дополнительного питья лучше всего выбрать не соки, а чистую воду, либо структурированную (талую) воду, которая лучше всего усваивается детским организмом.

Однако многие детки предпочитают пополнять запас жидкости, запивая твердую пищу материнским молоком. Активно пить из кружечки начинают после годовалого возраста.

Как убедиться, что младенец получает достаточно питания и жидкости?

Хватает ли ребенку грудного молока? Прежде чем в порыве беспокойства давать грудничку воду, следует объективно оценить, насколько правильно налажен процесс питания и как чувствует себя ребенок:

  • Общая прибавка в весе за месяц должна быть больше 500 грамм.
  • Количество мочеиспусканий 10-12 раз в день говорит о том, что малышу достаточно жидкости из материнского молока.

Если вы прикладываете ребенка к груди по требованию , не выжидая по несколько часов между кормлениями, то он получит достаточно питания и жидкости из грудного молока.
Смотрите видео по теме допаивания грудничка:

Дополнительная жидкость при болезни

Если у малыша поднялась температура, или произошло расстройство стула, ему обязательно нужна дополнительная жидкость.

Однако не спешите хвататься за бутылочку с водой. Нет более подходящей жидкости для грудничка при недомогании, чем мамино молоко.

Прикладывайте ребенка чаще к груди. Он получит из молока и так необходимую ему воду, и все нужные для противостояния болезни микроэлементы.

Если у ребенка при сильном поносе наблюдаются признаки обезвоживания, следует немедленно обратиться за неотложной медицинской помощью.

Признаки обезвоживания

По каким признакам определить, что новорожденному ребенку действительно не хватает жидкости:

  1. Мочеиспускания 6 и менее раз в сутки, небольшие по объему.
  2. Цвет мочи концентрированно-желтый.
  3. Ребенок вялый.
  4. Сухость глазок и губ.
  5. Может наблюдаться западение родничка.

При подозрениях на обезвоживание, следует незамедлительно обеспечить ребенку адекватную врачебную помощь.

Вода в жару

Жаркое время года или сухой воздух иногда считаются вескими аргументами для того, чтобы давать дополнительную воду грудничку.

Однако опыт жарких стран показывает, что предлагая ребенку в жару грудь вместо бутылочки с водой вы действуете более эффективно:

  • Грудное молоко богато всеми необходимыми ребенку солями и минеральными веществами, чтобы помочь организму новорожденного пережить жару.
  • Пережить жаркое время поможет соответствующая (более легкая) одежда.
  • Обтирайте тело ребенка водой и дополнительно увлажняйте воздух в помещении – такие действия будут более эффективны, чем давать пить воду новорожденному.

В сильную жару малыш будет чаще и активнее требовать прикладываться к груди. Грудное молоко в достаточных количествах, а не вода в жару помогают уберечь ребенка от обезвоживания.

Вода при искусственном вскармливании

Искусственные смеси для кормления младенца содержат большее количество белка, чем материнское молоко. Поэтому новорожденному «искуственнику» дают дополнительную воду.

Допаивать малыша можно из бутылочки или из ложечки.

Количество смеси не должно уменьшаться за счет предлагаемой ребенку водички. Допаивайте младенца между кормлениями.

Объем дополнительной воды для малыша на искусственном вскармливании составляет от 100 до 200 мл в сутки.

Для того, чтобы максимально обезопасить кишечную микрофлору малыша, предлагайте ребенку специальную воду для младенцев. Она продается в аптеках и содержит необходимый состав минералов, солей и микроэлементов.

Мир ребенка

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос... Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер. В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами. Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке. В то время как большинство рефлексрв, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его. Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину. Еще одно важное различие у новорожденных -- уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие -- более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный. Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны. Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпе- нию родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо. Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями. Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, от-ворочивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным. До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов. Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди. Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать. Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества -- время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния. Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть. Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать. Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его. Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход. Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок. Положить ребенка в подвесной домашний гама-чок и тихонько покачать. Покатать ребенка в машине. Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слыщат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка -- колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок. До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли -- родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения. Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами -- улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка -- свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями. Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой. Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша -- пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем. В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, -- приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дета нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным. Меняйте положение ребенка Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами. Детский календарь Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость. Не бойтесь избаловать ребенка Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз. Обращайтесь с малышом бережно Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Повседневные дела

Время кормления Сохраняйте хорошее настроение Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка. Протяните руку и дотроньтесь Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать. Купание Первые ванночки Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце. Общение через прикосновения После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа. Пеленание/одевание Поцелуи в животик Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь. Разденьте ребенка Не кутайте малыша. Если в комнате 20 -- 25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло. Время отдыха Включите ребенку радио Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его. Запишите на пленку шум стиральной машины Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть. Дайте малышу музыкальную игрушку Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса. Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть. Используйте пустышку Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ. Прогулка в коляске Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть. Игра теней Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу -- мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов. Пеленки и мягкие подушки За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.