Если ребенок агрессивный в 4 года. Агрессивный ребенок: что делать? Советы психолога

Агрессивное поведение - это немотивированное нанесение ущерба людям, животным или предметам. Ключевым здесь является слово «немотивированное». Ребенок стремиться ломать предметы, портить вещи, ссориться с окружающими не оттого, что его обида связана с ними, а по причинам чисто внутренним, с этими предметами и людьми не связанным. И рационального объяснения такому поведению родители не могут вывести из конкретных ситуаций. Между тем, причина эта есть, Но лежит она гораздо глубже, чем сиюминутная ситуация.
У психологов существует две основные гипотезы, объясняющие детскую агрессию. Обе они связаны с эмоциональной нестабильностью ребенка, сложившейся под влиянием семейного стиля воспитания. Ребенок не имеет возможности ответить в полной мере, как взрослый, на поступки старших, которые он переживает, как несправедливые. Поэтому он направляет свою агрессию на другие объекты, более безопасные для него - других детей, менее защищенных родственников (например, бабушку или младшего брата), на животных, на растения или просто неодушевленные предметы.
Первая гипотеза, объясняющая появление агрессии у дошкольника связана с чрезмерно жесткими требованиями, предъявляемыми ребенку дома. Был проведен опрос родителей, как в их семье принято наказывать детей. Ответы условно разделили на две группы. К первой отнесли те, семьи, где родители не считают зазорным поставить ребенка в угол, шлепнуть, лишить любимого лакомства - все это относится к жестким мерам наказания. Ко второй группе отнесли семьи, где родители стараются не реагировать на «неправильное» поведение детей или убеждать их, переключать на другие действия - то есть использовать мягкие меры воздействия на детей. Оказалось, что агрессивность детей выше в семьях, придерживающихся жестких мер наказания. Однако, это касается не всех детей, а только... девочек. Так что девочек жестко наказывать опасно, - то зло, которое они получают от взрослых, они незамедлительно вымещают в любой пригодной для этого ситуации. Вот вам и слабый пол! Мальчиков же наказывать жестко тоже бессмысленно - это мало влияет на их поведение, которое в гораздо большей степени, чем у девочек, определяется внутренними причинами.
Вторая гипотеза о причинах детской агрессивности состоит в том, что агрессивность могут проявлять дети, живущие в обстановке эмоциональной холодности. Поясню, что это значит. Часто агрессивность порождается не столько недовольством окружающими, сколько недовольством собой, отсутствием любви к себе (согласитесь, что и у нас, взрослых это очень частое явление). А как ребенок подтверждает собственную значимость, то, что он любим близкими? Прежде всего через их одобрение, похвалу, выраженные словом или просто жестом. Очень много семей, где ребенка, вроде бы и не наказывают, но при этом никак и не поощряют. Этакий «ледяной дом», где маленький человек может только гадать, любим он или нет.
Для проверки этой гипотезы вновь был проведен опрос родителей, после которого все ответы опять разделили на две группы. К первой отнесли те семьи, где детей хвалят лишь за видимые достижения: за то, что он что-то выучил, научился чему-то конкретному, помог маме и т. д. Во вторую группу попали родители, которые не забывали выражать свое восхищение ребенком по поводу и без такового. Просто за то, что он у них есть. Так вот, связь между агрессивностью и отсутствием постоянного эмоционального поощрения оказалась значительно более прочной, чем казалось до начала эксперимента. Причем, относится это и к мальчикам и к девочкам в равной степени. Безэмоциональность родителей, душевная пустота, в которой вынужден жить ребенок, - гораздо более сильный стимулятор агрессивности, чем суровое наказание. Родителям есть над чем подумать.
Предлагаем вашему вниманию тест, показывающий уровень агрессивности вашего ребенка. Тест этот предназначен только для детей дошкольного возраста. Прочитайте вопросы и ответьте на них «да» или «нет». Если вопрос вызывает затруднение, то вспомните, как бывает чаще.
1. Можно ли сказать, что ваш ребенок не агрессивнее других детей?
2. Верно ли, что ваш ребенок не ломает игрушки?
3. Верно ли, что ваш ребенок не ломает вещи (он исследует их, а не портит)?
4. Правда ли, что даже в плохом настроении ваш ребенок не бросает предметы на пол?
5. Бывает ли, что в раздражении ваш ребенок может замахнуться и ударить кого-либо?
6. Верно ли, что ваш ребенок никогда не оторвет листочек или цветок у комнатного растения?
7. Можно ли быть уверенным, что на улице, подойдя к собаке или кошке, ваш ребенок нарочно не наступит на него, не ущипнет?
8. Правда ли, что он никогда не обидит насекомое?
9. Замечаете ли вы, что играя с близким человеком (бабушкой, сестрой) ребенок может причинить ему нечаянную боль?
10. Всегда ли, играя с более слабыми детьми, ваш ребенок соизмеряет силы?
11. Правда ли, что играя с куклами, ваш ребенок может выколоть им глаза, оторвать ручки или ножки?
12. Правда ли, что характерным игровым приемом вашего ребенка бывает «стрижка» ушей, волос, «лишних» деталей у кукол и других игрушек?
13. Верно ли, что ваш ребенок даже в гневе или раздражении не разбивает посуду?
14. Бывает ли, что когда вашего ребенка никто не видит, он щиплет, дергает за волосы или кусает другого ребенка?
15. Верно ли, что рассматривая книжку, он может вырвать страницу?
16. Верно ли, что ваш ребенок во время рисования нередко ломает грифель карандаша сильным нажатием?
17. Случается ли, что находясь рядом с другим ребенком, ваш ребенко толшкает и пихает его?
18. Случается ли, что в ответ на замечания взрослых, ываш ребенок употребляет бранные слова?
19. Случается ли ему употреблять ненормативную лексику в ссорах с другими детьми?
20. Бывает ли, что от обиды ваш ребенок нередко уходит в другую комнату, бьет подушку, стены, мебель?
А теперь сравните ваши ответы с Ключом, приведенным ниже, и подсчитайте, сколько ответов совпало.

1 нет 2 нет 3 нет 4 нет 5 да
6 нет 7 нет 8 нет 9 да 10 нет
11 да 12 да 13 нет 14 да 15 да
16 да 17 да 18 да 19 да 20 да
0 - 5 баллов. По поводу агрессивности вашего ребенка можете не беспокоится. Подумайте лучше о том, всегда ли ваш ребенок может защитить себя в сложных ситуациях, не оказывается ли он мишенью агрессивности других детей?
6 - 12 баллов Это средний показатель агрессивности, присущий большинству детей дошкольного возраста. Постарайтесь понять, в каких именно ситуациях она проявляется и исключить или видоизменить эти ситуации.
13 и более баллов. Скорее всего, вы не совсем правильно обращаетесь с ребенком. Если не получится понять, что именно вызывает агрессивность вашего ребенка, то лучше разобраться в этом вместе с психологом.

Что же такое агрессия?

Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства) .

Агрессивное поведение детей - это своеобразный сигнал «sos» , крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справится не в силах.

Как проявляется агрессивное поведение у детей дошкольного возраста?

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста выражается всегда по-разному. И это поведение можно разделить на несколько видов :

1. Внешняя агрессия - она направлена на окружающих людей, животных, игрушки. Ребенок может кричать, обзываться, угрожать, дразнить окружающих. Так же он может свою агрессиювыражать жестами - пригрозить кулаком или пальцем, кривляться, передразнивать. Помимо устной и жестовой агрессии, ребенок может перейти и к физической, т. е. он может укусить, поцарапаться, подраться, ущипнуть, или толкнуть.

2. Внутренняя агрессия - эта агрессия направлена на самого ребенка. Он может себе кусать ногти, биться головой об стену, кусать свои губы, выдергивать ресницы или брови.

И к первому и ко второму виду агрессии нужно отнестись серьезно. Постараться понять, почему она появилась, и потом провести коррекцию агрессивного поведения у детей.

Что означает такое поведение ребёнка и откуда оно берётся?

Как научить своего ребенка безопасно для себя и других проявлять недовольство и гнев?

Причины агрессивного поведения:

Заболевание центральной нервной системы

Чувства страха, недоверия к окружающему миру, угрожающие безопасности ребенка;

Столкновение ребенка с невыполнением его желаний, запретами на удовлетворение определенных потребностей;

Отстаивание своей личности, территории, обретение независимости и самостоятельности.

Агрессивное поведение ребёнка может быть вызвано различными причинами, но все они схожи в том, что у ребенка они вызывают чувство гнева или дискомфорта. И малыш эти эмоции проявляет так, как может. Справиться с ними ему совсем не просто.

Упорядочить систему требований, следите за своими поступками, показывая личный (положительный) пример.

Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.

Дайте понять ребёнку, что вы его любите таким, какой он есть.

Собственным примером приучайте ребёнка к самоконтролю.

Направьте его энергию в положительное русло : в спорт, где ребёнок может научиться контролировать эмоции, управлять своим поведением (бокс, ушу, рисование, пение, плаванье, бег) .

Предъявляя ребёнку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.

Игнорируйте лёгкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.

Включайте ребёнка в совместную деятельность, подчёркивайте его значимость в выполняемом деле.

На проявление агрессии устанавливайте жёсткий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией, служит для ребенка своеобразным «развлечением» .

Научите ребёнка жалеть окружающих. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдания близким людям.

Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый (скажите ему : «Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!» ).

Если у ребёнка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему можно предложить, громко спеть любимую песню, пробежать несколько кругов возле дома или вокруг сада, покидать мяч об стену, порвать бумагу.

Если профилактика агрессивного поведения детей будет проводиться постоянно, тоагрессия ребёнка может и не коснуться.

Нужно следить за содержанием фильмов и мультфильмов, которые просматривает вашребёнок.

Следить за друзьями ребёнка, их поведением. А так же ознакомиться с играми, в которые играют дети.

Развивать любовь и доброжелательные отношения с братиками и сестренками.

И главное любить и понимать своего ребенка.

Уважаемые родители, предлагаю вашему вниманию игры которые помогут вам снять напряжение у вашего ребёнка. (проиграть с родителями)

Игры для снижения агрессивности ребенка.

«Игрушка в кулаке» .

(Игра способствует снятию напряжения и переключает на положительные эмоции).

Попросите ребёнка закрыть глаза. Дайте ребёнку в руку какую-нибудь красивую игрушку, конфетку. Теперь попросите его сильно-сильно сжать кулак и подержать так какое-то время. После этого пусть ребёнок раскроет ручку и увидит красивую игрушку.

«Мешочек гнева»

( «Мешочек гнева» нужно использовать каждый раз, когда ребёнок на кого-то злится)

Заведите дома «мешочек гнева» , чтобы ребёнок мог воспользоваться им для выражения своих агрессивных эмоций. Для этого возьмите обыкновенный воздушный шарик, но вместо того, чтоб надуть его, насыпьте туда муку, песок либо какую-то мелкую крупу (примерно полстакана) . После чего хорошенько завяжите шарик. Теперь познакомьте ребенка с новой игрушкой. Его можно кидать, бить им о стену или об стол.

«Тух-тиби-дох»

(Когда ребенок напряжен и зол на кого-то) .

Нужно ходить по комнате и как можно злее говорить одну фразу : «Тух-тиби-дох» .

Подбадривайте ребенка, чтобы он говорил эту фразу как можно агрессивнее, выражая в ней всю свою злость и напряжение. Вы увидите, что упражнение принесло свои плоды, когда ребенок больше не сможет говорить эту фразу со злостью, так ему будет смешно.

«Час «можно» , «Час тишины»

(Эта игра дает возможность ребёнку в награду за приложенные волевые усилия сбросить накопившееся напряжение таким способом, каким ему нравится, а взрослому - управлять его поведением и получать иногда такой желанный при общении с гиперактивными детьми «час тишины» ).

Договоритесь с ребёнком, что когда он занимается каким-то важным делом (или вам необходимо спокойно поработать, то в вашем доме будет «час тишины» . В это времяребёнок может читать, рисовать, играть, слушать плеер или делать ещё что-нибудь очень тихо. Зато потом наступит «час можно» , когда ему будет позволено делать всё, что угодно. Пообещайте не одергивать ребёнка, если его поведение не опасно для здоровья или для окружающих.

Примечание. Описанные игровые часы можно чередовать в течение одного дня, а можно откладывать на другой день. Чтобы соседи не сошли с ума от «часа можно» , лучше организовывать его в лесу или на даче, где вы не будете чувствовать вину за то, что мешаете другим людям.

Для борьбы с агрессией нужны:

Терпение. Это самая большая добродетель, какая только может быть.

Объяснение. Подскажите ребенку, чем интересным он может заняться.

Поощрение. Если вы похвалите своего ребенка за хорошее поведение, то это пробудит в нём желание ещё раз услышать эту похвалу.

Подходит к концу наша очередная встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по-своему.

Запомните «золотые» правила воспитания :

Учитесь слушать и слышать своего ребенка.

Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.

Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

Умейте принять и любить его таким, каков он есть.

Агрессивность поведения пятилетнего ребенка выражается в том, что он начинает ломать, крушить попадающиеся на его пути предметы, обижает окружающих, часто не имеющих никакого отношения к его обидам. Родители, обычно, не могут найти объяснения таким действиям своих детей. Причина, которая провоцирует ребенка на агрессивное поведение, всегда есть. И выяснить ее – совместная задача родителей, педагогов и психологов.

Агрессивный ребенок в 5 лет может быть истеричным или манипулятором

Если в коллективе есть такой забияка-малыш, то благополучие в детской группе ставится под угрозу.

Агрессивное поведение пятилетних детей выражается в том, что они теряют контроль, спорят со старшими, а со сверстниками ведут себя грубо и безжалостно. Такой ребенок ни за что не признается в своих ошибках, обязательно будет себя оправдывать и перекладывать вину на других детей.

Такие черты, как мстительность, завистливость, настороженность и подозрительность свойственны детям, склонным к агрессии.

Определение агрессивности у детей дошкольного возраста

Если понаблюдать за поведением пятилетних забияк, то можно заметить следующие признаки:

  • ребенок постоянно пытается задираться, толкать или обзывать других детей;
  • ему нравится что-нибудь ломать или разрушать;
  • он постоянно пытается провоцировать окружающих, злит воспитателей, родителей или ровесников, для того, чтобы получить ответную агрессию;
  • он сознательно не выполняет требования взрослых, например, не идет мыть руки, не прибирает игрушки, для того, чтобы его ругали. Причем, получив замечание, он может расплакаться для того, чтобы его начали жалеть. Именно так у агрессивного ребенка может «выходить» внутреннее напряжение и тревожность.

Агрессивные дети часто затевают драки

Причинами агрессивного поведения малыша в таком возрасте могут быть и обстановка в семье, и темперамент, и социально-биологические причины, и возрастная составляющая, и даже «личные» обстоятельства. С каждым ребенком необходимо разбираться индивидуально. Но систематизировать причины все-таки можно.

Нелады в семье – это одна из серьезных причин, вызывающей гневливость у ребенка в 5 лет. Частые ссоры, семейные разбирательства провоцируют гнев ребенка. Он проецирует отношения в семье на окружающую среду.

Ссоры родителей - причина агрессивности

Безразличие со стороны родных – это еще один повод для агрессивного поведения малыша. В атмосфере равнодушия не налаживается эмоциональная связь ребенка и родителей. В пятилетнем возрасте детям такая связь очень нужна.

Отсутствие уважения к ребенку. Вследствие этого малыш не уверен в себе, начинает комплексовать и самоутверждаться.

Как правило, все эти чувства выражаются в проявлении гнева к окружающим и самому себе.

Чрезмерность контроля либо отсутствие такового также ведут к проявлению агрессии.

Семейные причины агрессивности

Личные причины, вызывающие агрессию, кроются в нестабильности и неустойчивости психоэмоционального состояния ребенка. Наиболее распространены следующие:

Детскую агрессию могут спровоцировать определенные ситуации. Например, ребенок переутомился, его захлестнули впечатления от увиденного или услышанного, он просто плохо выспался. Все это может вылиться во вспышку гнева.

Проблемы с учебой могут вызвать вспышки агрессии

Иногда агрессию могут вызвать определенные продукты питания. Например, в крови может понизиться уровень холестерина, вследствие чего повысится агрессивность (это официально доказанный наукой факт).

Или, к примеру, вследствие чрезмерного употребления шоколада у ребенка могут наблюдаться вспышки гнева.

Окружающие условия так же способны стать причинами гнева детей. Сильный шум, вибрации, духота или пребывание в тесном помещении могут вызвать раздражение ребенка.

Количество шоколада и агрессия у детей взаимосвязаны

Замечено, что дети, постоянно проживающие в районах оживленных автомобильных трасс, недалеко от железной дороги, намного раздражительнее тех, которые живут в спальных районах.

Тип темперамента так же оказывает влияние на проявление агрессии. Здесь есть один нюанс – исправить темперамент нельзя. Но, зная признаки каждого типа темперамента, можно скорректировать поведение ребенка.

Ребенку-меланхолику свойственно испытывать стрессы от участия в соревновании, от разных нововведений. Данные условия вызывают у них чувство гнева, но выражаются эмоции пассивно.

Есть мнение, что интернет и компьютерные игры способствуют возникновению агрессии

У флегматиков агрессия так же выражается, можно даже сказать, спокойно. Уравновешенность нервной системы позволяет обладателям данного типа темперамента держать себя в руках. Внешние проявления ярости встречаются у таких детей очень редко.

Сангвиники склонны к миролюбию и проявлять агрессию по отношению к другим детям не склонны. Агрессивен малыш сангвиник только тогда, когда исчерпает все возможности мирного решения вопросов.

А вот холерики с детства подвержены приступам ярости. Ребенок такого психотипа отличается крайней неуравновешенностью, нервозностью и вспыльчивостью. Чаще всего, они сначала совершают действия, а потом уже обдумывают свои поступки.

Признаки агрессии в пять лет у мальчиков бывают намного чаще, чем у их сверстниц. Именно в этом возрасте у детей начинается градация по половому признаку. Общественный стереотип о том, что мальчик должен быть сильнее, а значит воинственнее, чем девочка играет немаловажную роль.

Причины агрессивности разного плана

Причины социального плана в этой возрастной категории, так же имеют значение. Дети в 5 лет наблюдательны, они усваивают те системы ценностей, которые приняты в их окружении.

Так, ребенок из семьи, где к людям относятся в зависимости от их положения и социального статуса, может быть агрессивен по отношению к уборщице, а по отношению к воспитателю будет сдерживаться. Если в семье культ материального благосостояния, то ребенок уже в 5 лет примет эти ценности, как должное и будет направлять свою агрессию на тех, кто зарабатывает немного, к тем детям, у кого нет дорогих игрушек.

Насилие над ребенком может стать причиной агрессивности

Формы и цели проявления агрессии у пятилетних детей

Агрессия детей пятого года жизни может выражаться, как в физической, так и в словесной форме. Причем, агрессивное поведение может иметь либо психическую основу, либо эмоциональную. В чем причина агрессивности пятилетних детей? Чего они хотят добиться своим воинственным поведением?

А цели у детей могут быть следующие:

  • выражение своего гнева и враждебности;
  • попытка показать свое превосходство;
  • запугать окружающих;
  • добиться желаемого любым путем;
  • попытка преодолеть какие-либо страхи.

Агрессия против других детей - самые частые проявления

Современными психологами различается 2 варианта проявления агрессии у детей данного возраста:

  1. Это импульсивная агрессия, которая совершается в истерическом состоянии, проявляется она стихийно и сопровождается очень высоким эмоциональным напряжением.
  2. Агрессия хищническая, которая, чаще всего, планируется в качестве способа получения желаемого. Например, сознательно ломая игрушку, ребенок устраивает агрессивную истерику для того, чтобы ему купили другую.

Причем, психологи отмечают, что дети, которые в 5 лет более развиты, выбирают тактику агрессии по второму варианту. Тогда, как менее развитые дети более склонны к импульсивным агрессиям.

Поведение детей от 4 до 6 лет характеризуется проявлением гнева по отношению к ровесникам. Дети в этот период начинают осознавать себя частью социума, поэтому у них возникают противоречия и обиды, причем, как реальные, так и надуманные. Именно эти чувства заставляют ребенка атаковать окружающих.

К каким последствиям может привести агрессивное поведение

Если пятилетний забияка постоянно пытается «задирать» сверстников, агрессивен по отношению к взрослым, со злобой относится к животным, очень чувствителен и обидчив, то к такому поведению надо отнестись с повышенным вниманием. Все эти симптомы в совокупности могут указывать на предрасположенность к насильственным действиям.

Родителям следует внимательно следить за своим ребенком и, если приступы гнева периодически повторяются, то необходимо обратиться за помощью к специалистам-психологам. Такое поведение – это действительно проблема, с которой надо бороться.

Драки в детском саду - последствия агрессивности

Какие факторы могут усилить агрессивное поведение пятилетнего ребенка

Педагогам, психологам и родителям следует быть очень внимательными, если

  • ребенок испытал любое насилие;
  • он наблюдал насилие в семье или у окружающих;
  • видел насилие по телевидению;
  • в семье есть лица, употребляющие алкоголь или наркотические вещества;
  • если семья находится на стадии прекращения брака;
  • в семье, где есть только мама, родители не имеют работы и мало обеспечены;
  • в доме хранится огнестрельное оружие.

Родители должны научить ребенка быть терпеливым, уметь управлять эмоциями. Семья должна ограничивать своего малыша от негативного воздействия окружающей среды. Но изолировать малыша невозможно. Следовательно, с малышом надо разговаривать, учить его справляться с негативными эмоциями.

Многочасовой просмотр телевизора приводит к вспышкам неконтролированной агрессии

  • Риск повышения уровня агрессии у детей 5 лет возникает, если у конкретного ребенка нарушается взаимопонимание со сверстниками, малыш начинает ощущать свою изолированность. Результатом становится повышенная агрессивность. Родители и педагоги должны помочь избавиться ребенку от этого, попытаться настроить малыша позитивно и изменить его поведение.
  • Есть и еще один фактор, который стимулирует агрессивное поведение – это недостатки в воспитании. Бывает, что родители просто поощряют озлобленность ребенка к окружающему миру.
  • Депрессии, встречающиеся у детей, так же являются стимулами гневливости.
  • Конечно, фактором, который стимулирует агрессию, являются и отклонения психического развития. Это различные состояния, пограничные с шизофренией и паранойей.
  • Аутичные и умственно отсталые дети так же подвержены агрессивным выпадам. Поведение таких детей может быть агрессивным вследствие разочарований, обид, неспособности справиться с эмоциями.
  • Деструктивные расстройства так же могут стимулировать агрессивное поведение.

Для того чтобы справиться с агрессивным поведением ребенка 5 лет, нужно выяснить причину и стимулирующие факторы гневливости.

Родители тех детей, которые склонны к агрессии, должны научиться управлять поведением своих малышей. С ребенком должен быть налажен позитивный контакт, родители должны хвалить его за хорошее поведение.

об опасности наказаний

В 5 лет ребенка нельзя наказывать физически. Агрессивного ребенка такое наказание не остановит, наоборот, проблема усугубится. Если детей, склонных к агрессии, наказывают, то они начинают хулиганить чаще, но утаивают свои поступки.

В таком случае психика ребенка может пошатнуться, у него возникнет желание насилия. Детей такого поведения относят к группам повышенного риска. Во взрослом возрасте эти дети имеют риск получить психические заболевания.

Психологами считается, что общая проблема родителей – это ссоры детей со своими сестричками и братиками. Если ребенок так себя ведет по отношению к родным, то с незнакомыми детьми, он просто может стать неуправляемым.

Задача родителей – научить ребенка 5 лет основам социального поведения и навыкам управления эмоциями.

Одним из вариантов являются занятия единоборствами, где ребенок познает не только основы самообороны, но и научится правильному поведению.

Педагоги и родители должны дать понять детям, что все вопросы можно решить мирным путем, научиться оценивать ситуацию и владеть своими эмоциями.

Как снизить агрессивность ребенка при помощи игровой деятельности

«Игрушка в кулаке»: Дайте задание ребенку закрыть глаза. Пусть он возьмет в руку игрушку или конфету. Затем малыш должен сильно зажать в кулаке этот предмет. Через несколько секунд надо попросить раскрыть ручку. Сюрприз, который ребенок увидит в ладони, станет приятным сюрпризом.

«Мешочек с гневом»: Дома надо завести «мешочек гнева». В этот мешочек ребенок буде «складывать» свои агрессивные эмоций. Если взять обычный шарик, но вместо воздуха закачать его крупой или песком, то появится емкость, где прячутся отрицательные моменты. Этим мешочком пользуются, чтобы избежать агрессии.

«Тух-тиби-дох». Если ребенок начал злиться, то надо предложить ему походить по комнате, произнося фразу: «Тух-тиби-дох».

Слова должны произноситься очень активно, со злостью. Как только малышу станет смешно, надо перестать говорить эти слова.

Когда Вы увидите, что поведение ребенка становится агрессивным, он раздражается, то предложите ему нарисовать свои чувства или слепить их из пластилина или соленого теста. В процессе работы, расспрашивайте ребенка о том, что он делает, какие чувства испытывает. Эти действия отвлекают от агрессивного настроя.

Вместе с ребенком изготовьте небольшую подушку «для злости» Как только ребенок начинает раздражаться, попросите его не нервничать, а просто поколотить руками по подушке. Истерика постепенно сойдет на «нет».

Занятия спортом - способ снять агрессивность

Дайте разъяснения, что драться и нападать на других – это не решение проблем. Если он будет агрессивным и злым, то с ним никто не будет дружить.

Итак, в 5 лет ребенок может вести себя агрессивно. Факторов, провоцирующих агрессию, избежать очень трудно. Но родители при помощи педагогов и психологов, должны предпринять все, чтобы ребенок раздражался как можно меньше.

Детская агрессия беспричинной не бывает. Обязательно надо выяснить, почему в поведении ребенка проявляется злобность.

Возможно, причины в семье, может, он сам склонен к таким проявлениям гнева в силу особенностей темперамента, а, возможно, ему не комфортно в коллективе.

В любом случае, родители педагоги должны найти причины такого поведения ребенка 5 лет и помочь ему избавиться от излишней агрессии.

Источник:
Агрессивное поведение ребенка в возрасте 5 лет
агрессивное поведение ребенка 5 лет
http://detki.guru/psihologiya-rebenka/agressivnoe-povedenie-5-let.html

Иногда родители ребенка, который начал ходить в школу или еще только собирается к поступлению в первый класс, сталкиваются с проблемой приступов агрессии у малыша. Как вести себя в этот возрастной кризис и что делать, если он не слушается родителей и педагогов?

Агрессия у детей – это негативная реакция на разные действия или замечания окружающих . Если ребёнок воспитан неправильно, эта реакция из временной способна перерасти в постоянную и стать чертой его характера.

Источниками агрессивного поведения ребёнка могут быть соматические болезни или заболевания головного мозга, а также неправильное воспитание. Ещё одной причиной такого поведения может быть возрастной кризис.

В это время дети начинают себя осознавать в качестве учащихся, и это новая роль для них. Это способствует появлению у ребенка нового психологического качества - самоуважения.

Посмотрите видео о причинах кризиса у детей в семилетнем возрасте и методах его преодоления:

Отныне это уже не маленький малыш, а настоящий взрослый человечек, который стремится стать самостоятельным. В 6-7 лет дети теряют свою естественную детскость, поэтому они специально начинают кривляться и вести себя неразумно. Причина происходящего в том, что дети начинают отделять внутреннее «Я» от внешнего поведения. Они сознают, что их поведение способно вызывать реакцию окружающих. Неестественное поведение показывает, что это всего лишь детский эксперимент, хотя из-за таких опытов малыша родители очень переживают и волнуются. Кроме того, ребёнка становится нелегко уложить спать или отправить умываться, появляется непривычная реакция:

  • пренебрежение просьбам;
  • размышления, для чего это делать;
  • отрицание;
  • противоречия и пререкания.

Дети в этот период показательно нарушают запреты родителей. Они критикуют любые правила, которые установили не сами, стремятся занять положение взрослых. Существующие принципы понимаются ребёнком как детский образ, который нужно преодолеть.

Бывают случаи, когда дети начинают издавать различные звуки: кваканье, мычание, чириканье и тому подобное. Это может быть всего лишь продолжением их экспериментов, но на этот раз со звуками и словами. Если у вашего ребёнка нет проблем с речью, то повода для беспокойства нет. Если же имеются какие-либо дефекты или заикание, необходимо обратиться к врачу.

  • Высказывайте одобрение самостоятельным действиям своего чада, позвольте ему побыть автономным;
  • Попробуйте стать советчиком, а не запретителем. Поддерживайте в трудные моменты;
  • Разговаривайте с ребёнком на взрослые темы;
  • Узнайте его мысли по интересующему вопросу, послушайте его, это намного лучше критики;
  • Позвольте ребёнку высказать своё мнение, а если он не прав, то деликатно исправьте его;
  • Разрешите себе признать его взгляды и выразить согласие -в ашему авторитету ничего не грозит, а самоуважение вашего отпрыска укрепится;
  • Дайте понять ребёнку, что он ценим вами, уважаем и понимаем, что при его промахе вы всегда будите рядом и окажете помощь;
  • Продемонстрируйте чаду возможность достижения цели. Похвалите его за успех;
  • Старайтесь дать ответы на все вопросы ребёнка. Даже если вопросы повторяются, терпеливо повторите ответ.

Уменьшить не стимулированную агрессию ребёнка помогут действия, которые покажут ему, что существуют другие возможности привлечь внимание и проявить силу. Чтобы выглядеть как взрослый, не нужно утверждаться за счёт тех, кто слабее, а при раздражении использовать нехорошие слова. Рекомендуются следующие методы для эмоциональной разрядки:

  1. Разрывайте на куски бумагу, которую постоянно нужно иметь при себе;
  2. Громко кричите в специальном месте;
  3. Занимайтесь спортом, бегайте и прыгайте;
  4. Полезным будет выбивание ковриков и подушек;
  5. Практикуйте удары по боксёрской груше;
  6. Очень помогают игры с водой (созерцание воды и её жителей в аквариумах, рыбалка, кидание камней в водоём и т.д.)

При приступах агрессии у ребенка родителям необходимо быть спокойными и сдержанными. Нужно попробовать понять, что чувствует ваш ребёнок. Самое важное – любить и понимать своего малыша, уделять ему побольше внимания и времени.

Безусловная любовь – лучший способ борьбы с агрессивностью. Мамы и папы прекрасно знают своих детей и способны предупредить неожиданные порывы гнева. Обуздать физическую агрессию легче, чем словесное её проявление. В момент накатывания эмоций, когда ребёнок надувает губы, прищуривает глаза или как-то иначе демонстрирует своё недовольство, нужно постараться перенаправить его внимание на другой объект, занятие или просто придержать. Если агрессию не получилось остановить вовремя, необходимо убедить ребёнка, что так поступать не следует, это очень плохо.

Помимо всего прочего, в возрасте 7 лет дети начинают обращать внимание на свою внешность, одежду. Они стремятся выглядеть как взрослые. Ребёнок впервые критично оценивает своё поведение. В этот период очень легко может развиться стеснительность, ребёнок не всегда способен оценить адекватно мнение окружающих. Неверная оценка происходящего может напугать ребёнка, заставить бояться привлечения к себе внимания. Могут возникнуть трудности с установлением контактов. Но иногда дети просто от природы бывают стеснительными.

Стеснительный ребёнок более восприимчивый, часто окружающие не способны его понять. Мамам и папам рекомендуется чаще подчёркивать хорошие качества своих детей. Таким образом, нужно воспитывать его самоуверенность. Ни при каких условиях не нужно злиться на своё чадо за его застенчивость. Он может почувствовать себя в чём-то ущербным, отличным от остальных. Это может плохо отразиться на становлении его характера. Будучи уже взрослым, человек будет вспоминать свою детскую обиду. От постоянных укоров ребёнок не станет смелым и решительным, но способен уйти в себя от этого.

Вот три лёгких способа помочь ребёнку:

  1. Сообщите о том, как люди себя ведут.
  2. Покажите, как люди чувствуют.
  3. Не внушайте негатив.

Надеюсь, понятно изложил суть, если нужны дополнительные объяснения, готов ответить на ваши вопросы.

Мнение доктора Комаровского о действиях родителей вы можете узнать, посмотрев следующее видео.

Источник:
Агрессия у ребенка 7 лет: советы психолога
Все знают про возрастной кризис 7 лет, но не всем известно, как себя правильно вести в этот период. Что делать, если не слушается? Появилась агрессия у ребёнка 7 лет? Вам срочно нужны советы психолога! Мы с удовольствием поделимся с вами информацией о данной проблеме.
http://www.o-krohe.ru/psihologiya/agressiya-u-rebenka-7-let/

Агрессия у ребенка: не допустить перехода в привычку

Агрессия у ребенка: не допустить перехода в привычку

Прежде всего, нужно сказать, что агрессия и агрессивность – это разные понятия. Агрессия — это иными словами активная форма выражения эмоции гнева, это быстрая реакция на какой-то негативный для ребенка «раздражитель», что, может проявляться в причинении ущерба человеку или предмету. Агрессивность же — это ставшее привычным поведение, даже можно сказать, качество личности.

Обычно ребенок начинает драться в ситуации, когда не удается добиться своего, то разные дети добиваются этого разными способами: кто-то ноет, кто-то устраивает истерики, кто-то, надувшись, замыкается, именно так «наказывая» взрослых. А кто-то пытается отстаивать свои желания кулаками.

До года ребенок в основном изучает окружающий мир. На втором году жизни возрастает активность ребенка. Теперь же его больше начинают интересовать люди. Как правило, ребенок уже начинает ходить, возможности для исследовательских способностей увеличиваются. И потому агрессия проявляется именно в сфере обучения общения и освоения основных правил поведения.
Проявление агрессии ребенка в этом возрасте связана с непоследовательностью родителей. Обучение правилам поведения «в зависимости от настроения» или попустительство, разрешение делать все, что угодно, приводит к тому, что у ребенка не формируются основные «нельзя», и потому он бурно реагирует, когда они «вдруг» появляются.
Хорошо помогает в этой проблеме «самовоспитание» родителей: самим выполнять всего два правила:

  1. Этих «нельзя» должно быть немного (не больше пяти основных, из разряда того, что опасно для жизни и здоровья малыша)
  2. Эти «нельзя» должны выполняться всегда, независимо от настроения родителей.

Но что же делать с остальными «нельзя»? – Заменяйте их на «можно». Например, ребенок увлеченно рвет книжные страницы, наслаждаясь звуком и своими «возможностями преображать предметы» – дайте старую газету, и скажите, что ЭТО рвать МОЖНО.
Чтобы добиться правильного реагирования на слово «нельзя», нужно немного: терпение, согласованность взрослых (чтобы не было: то, что запрещает папа, то разрешает мама). По мере взросления ребенка «нельзя» подменяются другими, и это уже произойдет менее болезненно.

В три-четыре года возникает феномен «переноса», суть которого состоит в том, что ребенок не осмеливается в этом возрасте открыто изливать свою злость на мать и отца (прежде всего потому, что они взрослые и пользуются реальным авторитетом) и переносит гнев и агрессивность на другой, гораздо более безобидный объект.
Дети, которые, подрастая, не научатся подавлять свою агрессивность и общаться с окружающими с помощью устной речи, часто превращаются в настоящих драчунов. С помощью драк дети могут добыть себе вещи, к которым они стремятся, но это сделает их изгоями в детской компании и другие дети будут их бояться. Чтобы приблизить момент «взросления агрессии» (и помочь защитить других детей!), вы можете воспользоваться советами, которые помогут вашему ребенку избавиться от агрессивных привычек.

Какими могут быть причины детской агрессии? Что делать, если ребенок ведет себя агрессивно?

«Он подрался!» — драматичным голосом восклицает воспитательница в детском саду. Под едва сдерживаемую материнскую досаду маленький человек возвращается домой. Там на семейном совете решится его судьба: судьба человека, совершившего непростительный агрессивный поступок.

Современное общество диктует нам свои правила игры. И то за что 100 лет назад отец бы похвалил, сегодня вызывает у родителей панику. Что такое детская агрессия? Стоит ли с ней бороться? И если стоит, то каким образом.

Виды агрессии у детей

Согласно самому распространенному толкованию, детская агрессия - это поведение, направленное на других или на себя, и связанное с нанесением вреда. В зависимости от того, как проявляется данное поведение выделяют следующие виды агрессии:

  • Вербальная - ребенок кричит, ругается, обзывается, словесно оскорбляет. В зависимости от того выговаривает ли малыш тому человеку, который его разозлил, или жалуется третьему лицу, не имевшему отношения к конфликту, агрессия разделяется на прямую и косвенную соответственно.
  • Физическая - здесь имеет место причинение материального вреда объекту злости.

Такая агрессия может быть:

  • прямой - дети дерутся, кусаются, стукают, царапаются. Цель такого поведения — причинить боль другому человеку;
  • косвенной - в ход идет причинение вреда вещам обидчика. Ребенок может порвать книжку, сломать игрушку или разрушить чужой песочный замок.
  • символическая - представляет собой угрозы применения силы. Часто эта разновидность агрессии перерастает в прямую. Например, ребенок кричит, что укусит вас и, если запугивание не сработало, воплощает его в жизнь.

Как бы не проявлялось детское агрессивное поведение, у родителей оно всегда вызывает ступор и недоумение. Откуда это взялось? Что с этим делать? Обычные разговоры о том, что драться и ругаться плохо, не помогают.

Причины вспышки агрессии и агрессивного поведения у детей и подростков

Особенно болезненно члены семьи воспринимают агрессию, направленную на них. Почему ребенок агрессивен с другими детьми можно понять, но ведь дома к ребенку относятся хорошо. Так что же служит причинами вспышек агрессии и агрессивного поведения у детей и подростков?

  1. Наиболее часто встречающуюся группу причин можно квалифицировать как «Проблемы в семье». Причем это могут быть как сложности во взаимоотношениях между родителями и ребенком, так и проблемы взрослых, которые непосредственно к малышу не имеют отношения: развод, смерть близкого родственника
  2. Дети так же как и взрослые имеют свои индивидуальные особенности. Поэтому вторую группу причин можно отнести к «Личным особенностям». Ребенок может быть легко возбудимым, тревожным, раздражительным. Ему трудно контролировать свои эмоции, поэтому любая мелочь может привести его в ярость
  3. И последнюю группу можно охарактеризовать как «Ситуативные причины». Усталость, плохое самочувствие, жара, длительное монотонное времяпрепровождение, некачественная еда. Такие вещи могут вывести из себя не только ребенка, но и взрослого

Диагностика агрессии у детей

Все эти факторы могут пересекаться, накладываться друг на друга. Выявить, что послужило причиной агрессивного поведения ребенка в конкретном случае, поможет квалифицированный психолог. Диагностику агрессии у детей проводят за несколько встреч, по результатам которых специалист дает анализ проблемы и предлагает пути ее решения

Выбор методов коррекции агрессии зависит от множества моментов. Но родителям нужно быть готовыми к тому, что не существует простого способа лечения агрессии. Чтобы помочь ребенку придется немало потрудиться, и над собой в том числе

На что же обратить внимание в первую очередь, какими рекомендациями родителям агрессивных детей следует руководствоваться? Здесь много зависит как от причин подобного поведения ребенка, так и от его возраста

Агрессия у детей в 2-3 года

На этот период приходится кризис 3-х лет. Малыши эгоистичны, не привыкли делиться. В случает несогласия с чем-то они могут ударить, закричать или сломать что-то не принадлежащее им.

Следует помнить, что пока дети не умеют контролировать свои эмоции, поэтому такое поведение является скорее нормой, чем отклонением. Не ругайте ребенка, лучше попробуйте чем-то отвлечь от объекта его плохого настроения.

Излишняя строгость может привести к усугублению проблемы. Отведите малыша в сторону, мягко скажите, что так нельзя себя вести и предложите новое занятие.

Агрессивные дети дошкольного возраста

Чаще всего агрессия у детей по разным причинам возникает именно в дошкольном возрасте. В этом время маленький человечек еще не умеет выражать свои эмоции и чувства и пробует их выражать именно как агрессию.

Агрессия у детей в 4-5 лет

В этом возрасте ребенок начинает осваиваться в социуме. Он проверяет, исследует то, как его поведение влияет на других людей, в том числе и на родителей.

Если его действия не наносят вреда другим, дайте ему возможность выстроить границы своего «Я». Следует понимать, что это не означает вседозволенность. Нужно четко дать понять ребенку, что можно, а что нет. Как он может выражать свою злость (словами), а как нет (физически).

Агрессия у детей 6-7 лет

Дети старшего дошкольного возраста не слишком часто бывают агрессивными. Они уже научились контролировать себя, понимают что хорошо, а что плохо. Если ребенок ведет себя агрессивно и жестоко, следует задуматься о причинах.

Возможно ему не хватает самостоятельности или сложно общаться со сверстниками. Сейчас взаимодействие с другими детьми для малыша на первом месте.

Агрессия у школьников

Школьники тоже не имеют еще сформированной до конца психики и чаще всего выражают свои чувства на сверстников и учителей как агрессивную самозащиту.

Агрессия у детей в 8-9 лет

Ребенок активно растет, расширяет свои знания о мире и о себе. И мальчики, и девочки начинают обращать внимание на противоположный пол. Авторитет взрослого подвергается сомнению.

Родителям важно понять, что ребенок перестал быть малышом. Отныне дети требует к себе отношения как к равным. Агрессия школьников часто связана с неприятия взрослыми этого факта.

Агрессия у детей в 10-12 лет

Младший подростковый возраст готовит родителей к кризисному и сложному подростковому. Уже сейчас авторитет сверстников для ребенка важнее родительского. Агрессивных вспышек сейчас не избежать.

Важно не отвечать агрессией на агрессию и не вступать на скользкую дорожку противостояния. Лучше постараться выстроить партнерские отношения с ребенком. Проводите с ним больше времени, беседуйте на взрослые темы. Безусловно рамки и границы должны быть. Все-таки вы родитель, а не приятель своего ребенка.

В любом из этих периодов следует понимать, когда агрессия является лишь временной, ситуативной, а когда грозит превратиться в акцентуацию характера. Если проблема детской агрессии в вашей семье стоит достаточно остро, и вы чувствуете, что не справляетесь с ситуации, не бойтесь обратиться за помощью. Воспитание агрессивных детей непростая задача. И работа психолога тут не будет лишней.

Как снять агрессию у ребенка? Лечение агрессии у детей

Существуют различные методики, как снять агрессию у ребенка. В сети есть большое количество информации по данному вопросу.

Видео: Детская агрессия. Как помочь ребёнку избавиться от нее?

Все эти занятия и наработки можно пробовать применять в жизнь. Кто-то из детей не любит рисовать, но с удовольствием сочинит историю с вымышленными персонажами. Какие-то ребята любят строить и ломать. А кто-то просто испытывает потребность прокричаться, выпустив таким образом гнев.

Агрессивный ребенок рекомендации родителям

Какой бы способ вы не выбрали, следует понимать, что это лишь переходный этап для вашего ребенка.

  • Посредством игр и упражнений можно снять напряжение, но они не являются панацеей
  • Ребенок должен научиться справляться со своими эмоциями конструктивно, выражая их словами. Проговорив истинную причину своего расстройства, он испытает облегчение и сможет заняться поиском вариантов решения своей проблемы. Согласитесь, когда внутри все клокочет от злости трудно найти выход
  • Возможно, в ходе занятий со своим ребенком вы поймете, что проблема детской агрессии кроется в вас самих, в родителях
  • Признать такое тяжело, но это не показатель того, что вы плохая мать или плохой отец. Это говорит о вас как о взрослом, ответственном человеке. Совершив определенные усилия, вы сможете изменить ситуацию. И что бы не натворил ваш ребенок, помните, он ждет, что вы будете его любить не смотря ни на что
  • Уверенность в своей нужности, ценности для самых главный в своей жизни людей - родителей — способна творить чудеса даже с самыми отъявленными хулиганами

Видео: Как научить ребенка управлять своими эмоциями и выражать свои чувства?

Игры для агрессивных детей

  • Жизнь детей, особенно младшего возраста, на 90% состоит из игр. Посредством них ребенок познает мир и учится в нем жить. Поэтому часто, когда слов для того, чтобы объяснить малышу, как справиться с бушующими в нем страстями не хватает, можно и нужно использовать игровые ситуации
  • Поколотите друг друга подушками, устройте «войну» снежками зимой и водяными пистолетами летом, поиграйте в дартц, громко ликуя при каждом попадании, побегайте наперегонки, поиграйте в морской бой
  • Это поможет ребенку сбросить внутреннее напряжение. Вспомните фильмы, в которых герой, разозлившись, кидал своему противнику в лицо торт, а заканчивалось все смехом и дружным доеданием остатков сладостей

Упражнения для агрессивных детей

Кроме простых, известных всем с детства игр, во взаимодействии с детьми, склонными часто проявлять агрессию, применяют разработанные психологами упражнения.

Видео: Игры для уменьшения детской агрессии

Занятия с агрессивными детьми

  • Во время всех игр и упражнений, о которых говорилось выше, важно давать ребенку понять, что с их помощью он может справляться со своими эмоциями и без вашей непосредственной помощи
  • Во время ссоры можно, например, сказать: «Мы оба сейчас очень разозлились, давай возьмем подушки и будет драться до тех пор, пока не простим друг друга». Таким образом, вы не только снимете напряжение, но и покажете, каким образом можно решить конфликт без жертв
  • Еще одним важным моментом в любых занятиях с ребенком является выстраивание границ дозволенного: во время боя подушками нужно оговорить, что бить можно только подушкой, без участия ног. Если же необходимо справиться с вербальной агрессией, то можно пообзываться, но не обидно, например, названиями овощей

Воспитание агрессивных детей

Необходимыми составляющими воспитательного процесса детей, не умеющих конструктивно выражать свои эмоции являются рефлексия и личный пример.

Понятие рефлексии подразумевает умение анализировать свои чувства. Когда ребенок кричит или бьет других детей, он не всегда понимает что с ним происходит. Важно поговорить с ним об этом, чтобы он почувствовал ваше участие и поддержку в трудной для него ситуации.

Все способы своего взаимодействия с другими людьми дети усваивают прежде всего в семье. Обратите внимание, как вы и ваши близкие справляются со злостью. Может быть ваш малыш просто копирует взрослых? И прежде чем изменить его поведение, нужно измениться самим?

Видео: Детская злость и агрессия. Отчего становятся злыми наши дети?

Почему ребенок агрессивен с другими детьми

  • Нередка ситуация, когда о том, что ребенок агрессивно себя ведет, родители узнают от третьих лиц. Жалобы учительницы или воспитателя вызывают недоумение. Как правильно поступить в этой ситуации? Какие меры следует принять
  • Прежде всего нужно глубоко вздохнуть и вникнуть в ситуацию. Что именно произошло? При каких обстоятельствах? Ребенок проявляет агрессию к кому-то конкретному или ко всем детям
  • Так же немаловажно узнать мнение ребенка по этому вопросу. Попробуйте расспросить его. Но не давите. Малыши не всегда могут рассказать о своих переживаниях
  • Следует обратить внимание на то, чем он займется вечером. Оторвал кукле голову? Поговорите о том, что сделала кукла, хорошая она или плохая, почему ее нужно было наказать. Можно порисовать вместе и посредством рисунка разыграть ситуацию, произошедшую днем

Работа психолога с агрессивными детьми

Если разобраться с причинами постоянных агрессивных вспышек ребенка самостоятельно не получается, не нужно отпускать ситуацию на «самотек». В ряде случаев консультация у психолога бывает одинаково полезна как для родителей, так и для ребенка.

Специалист поможет разобраться что стоит за подобным поведением и даст рекомендации по воспитанию вашего малыша. В ряде случаев бывает необходима психокоррекционная работа.

Коррекция агрессии у детей

При упоминании слова «психокоррекция» у многих родителей случается приступ паники: с моим ребенком что-то не то, он не нормальный, как так вышло, что подумают окружающие, вдруг подумают, что мой ребенок — псих. Но не стоит избегать обращения за помощью из-за собственных страхов.

Благодаря тому что вы и ваш ребенок не будете посещать психолога, проблема не исчезнет. Подумайте, что важнее: то как вы будете выглядеть в глазах окружающих или здоровье вашего малыша.

В зависимости от того, какого рода детская проблема, коррекционная работа может быть:

  • индивидуальной — ребенок занимается с психологом один на один. Больше подходит для старших подростков, не готовых к групповой работе
  • семейной — когда занятия с психологом посещает вся семья или кто-то из членов семьи и ребенок. Этот вид работы идеален для детей младшего возраста. Он способен научить не только самого малыша справляться с сильными эмоциями, но и помочь маме с папой правильно понимать и реагировать на эмоциональные вспышки своего ребенка
  • групповой — ребенок посещает занятия вместе со сверстниками. Через игровые ситуации, общение он учиться лучше понимать себя и вести себя в обществе приемлемым способом, не унижая и не обижая других

Профилактика агрессивного поведения детей

Далеко не всегда опасения родителей по поводу того, что у их ребенка серьезные проблемы бывают оправданы. Часто кажущаяся неразрешимыми сложности на деле оказываются не так страшны.

И все же важно прислушиваться к своим детям и понимать, что сейчас происходит в их жизни. При правильном отношении можно легко предотвратить агрессивную вспышку, направить сильные эмоции в нужное русло и примирить ребенка с собственными чувствами, а значит и со всем миром!

Видео: Как погасить агрессию у ребенка (Ш.А. Амонашвили)

Здравствуйте, дорогие родители! Детишки в возрасте около трех лет часто ставят в тупик даже опытных родителей. Милой создание вдруг изменилось до неузнаваемости? Перестали действовать обычные просьбы, а указания вызывают вспышки злости, ярости и громкие крики. Это случается во многих семьях, но если знать, что делать, то все проходит без следа и уж точно более мирно и гладко.

Вы же не начинаете раздражаться на ровном месте, всему есть какие-то причины, иногда не всегда очевидные. Так и у детишек. Они еще не умеют все объяснить и правильно сформулировать. Отсюда и вспышки: у кого-то упрямства, у кого-то сразу включается агрессивное поведение. А агрессия у ребенка 3 лет выглядит, как нечто чрезвычайное.

Кажется, еще вчера ребенок был тихим и послушным ангелом, а теперь вдруг стал грубить, обзываться и драться со сверстниками. Бывает и того хуже – с раннего возраста малыш отличался своенравием, теперь же он становится все старше, и его удары и укусы уже становятся совсем не безобидными. Так что же делать, если малыш кричит, ругается, замахивается и дерется?

Причины проявления детской агрессии

  • Формирование характера не происходит сразу. Поэтому, когда начинаются проблемы не нужно паниковать. Стоит понять своего карапуза и выяснить для себя истинные причины его изменившегося поведения.
  • Понимание поможет контролировать создавшуюся ситуацию и сделать все, чтобы такое поведение не закрепилось и не стало частью проявлений личности на долгие годы.
  • Одной из возможных причин является собственный темперамент ребенка и особенности его нервной системы. Одни люди терпеливы, другим нужно реализовать все и сразу. Дети здесь не исключение. Только терпения у них еще меньше, чем у взрослого.
  • Неверное воспитание и ошибки родителей. Иногда наше умиление и поощрение малыша приводит к закреплению нежелательных реакций. У меня в группе детского сада была девочка Настя трех с половиной лет. Нормальный, вполне адекватный ребенок. Если вечером за ней приходила мама, то все было нормально. При папе же она мгновенно превращалась в маленькую капризную женщину, которая может требовать все, что угодно. Ну и кто в этом виноват?
  • Страхи, стрессы, которые приводят к неуверенности в себе, тоже провоцируют не всегда зажатость со стороны детей.
  • Копирование поведения окружающих. Здесь не всегда причина в родителях. Стоит обратить внимание на все окружение малыша: бабушки-дедушки, детский сад или няни на дому. Иногда даже соседи на улице.
  • Телевизионные программы и постоянные компьютерные игры тоже вносят свой вклад. Так, что лучше тщательно контролировать, что происходит в помещении, где находится ребенок. «Он не смотрит» — здесь не аргумент. Он все равно слышит, иногда и видит, а значит и реагирует.
  • И конечно возросшие желания самого малыша, и неумение добиться их реализации быстро и самостоятельно.

Не стоит насмехаться и подшучивать над проявлениями приступов злости малыша. Кстати у детей этого возраста еще не развито чувство юмора, подобное поведение взрослых вызовет еще более сильную ответную реакцию. Юмору нужно учить весело и в хорошем настроении.

Как выражается детский негатив

Часто вспышки злости возникает как защитная реакция, неумение справиться с ситуацией. Помните общеизвестный тост: «Чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями?» Так у детей это противоречие еще сильнее.

Виды проявления агрессивного поведения

Психологи советуют родителям не доводить ситуацию до крайности. Не стоит ждать, когда раздражение перерастет и начнет выплескиваться агрессией. Никто лучше вас не знает вашего сына или дочь. Зная, как ваш сын или дочь реагирует на конкретную ситуацию, вы можете своевременно вмешаться и направить настроение ребенка в правильное русло. Зная проявления злости легче проанализировать и взять под контроль ситуацию.

Приступы агрессии выражающиеся физически. Это выражается в непосредственном нападении на ровесника или взрослого с целью причинить боль или что-то разрушить. Здесь же могут использоваться угрозы и неприличные жесты, которые свойственны или более старшему возрасту или используются в окружении ребенка и копируются им в определенных ситуациях. Часто это бывает очень «к месту».

Бывает реакция, которая выражается вербально, то есть в виде ругани и угроз. Часто это вызывается чувством страха, болью, насмешками.

Направленная агрессия всегда направлена к другим детям или взрослым. Проявляется она в виде злых насмешек, сплетен, злых шуток. И хоть проявляется она в более позднем возрасте, ее формирование начинается уже в возрасте 3-4 лет и мотив этой агрессии формируется постепенно, потом выражаясь, как своеобразная месть.

Недовольство чужим поведением приводит к ненаправленной враждебности. Это недовольство отсутствием чего-то материального: игрушки, сладости или неисполнения обещания.

Иногда случается недовольство самим собой — так называемая — аутоагрессия. Чаще это характерно для подростков, но очень редко случается и у маленьких деток. Видела я даже такие случаи в 4-5 лет у мальчика из очень хорошей семьи, где родители много занимались и посвящали свое время своим ребятам. Повышенная требовательность самого мальчишки к себе умело перенаправлялась родителями в русло достижений и радости своим успехам.

Как родителям избежать ошибок

Прежде всего, родителям не стоит паниковать и понимать, что сама по себе агрессия – явление вполне нормальное. Ведь для постоянной борьбы с трудностями, отстаивания своего «места под солнцем», защиты себя и своих близких определенная настороженная реакция просто необходима! И такого рода агрессия в обществе является не только социально приемлемой, но и поощряемой! Главное, чтобы дошкольник умел контролировать свои проявления, а пока он этого не умеет, то научить его этому — .

Противоположностью является агрессия, которая приводит к конфликтам и служит причиной ухудшения отношений с родными и окружающими. Именно с такой враждебностью и необходимо… нет, не бороться – а помочь ребенку понять как справиться с ней, перевести в форму, которая приводит к достижениям и поможет найти свое место в любом коллективе.

  • Прежде всего, нужно научить ребенка различным способам «разрядки». Ведь накопившееся раздражение все равно найдет выход – но это может быть драка с ровесником, а может быть игра в футбол.

Малышу – особенно если речь идет о мальчике, или о ребенке вообще достаточно подвижном, активном, склонном легко возбуждаться, — нужно предоставлять как можно больше возможностей для «выплеска» энергии. Если он основную часть своего времени проводит, уткнувшись в телефон или планшет – не удивляйтесь, что спустя время он начинает вести себя не совсем адекватно и искать способы выразить агрессию.

Гораздо лучшим способом времяпровождения являются активные игры на свежем воздухе – игра в мяч, лазанье по деревьям, догонялки. Дома выручат спортивные комплексы и общие дела с родными — посильная помощь и чувство нужности вместо отрицательных эмоций вызовут самоуважение, а значит, помогут научить отвечать на поступки других людей и избежать многих конфликтов.

Отличным способом разнообразить досуг и эмоционально разрядиться для детей станет посещение спортивной секции. Дома также можно дать ребятам возможность проводить время активно: обустроить для них спортивный уголок, играть в бой подушками или устроить веселую борьбу, игру в «щекотки».

  • Любого дошкольника необходимо с самого раннего возраста постоянно учить понимать и принимать свои эмоции. Здесь основными «врагами» становятся фразы, которые почему-то широко распространены в нашем обществе, призывающие ребенка отказаться от проявления эмоций и во что бы то ни стало не демонстрировать своей злости или огорчения – даже если они вполне уместны, и вызваны сложившимися обстоятельствами.

Например, когда малышу делают прививку – ему на самом деле больно и страшно, он пытается сопротивляться, дергает маму — и его тут же начинают стыдить: «Как ты себя ведешь!», «Такой большой, а плачешь… Вот тебя сейчас милиционер заберет!», «А медсестра еще укол сделает, большой иголкой!».

Трудности «маски приличия»

Взрослые призывают ребенка постоянно сохранять этакую «маску приличности и удобства», и ни в коем случае не показывать своей злости или раздражения. Все это приводит к тому, что агрессия все равно проявится – в другом месте, в другое время, когда она будет совершенно неуместна.

И опять заботливые взрослые начнут стыдить с удвоенным энтузиазмом… Как вести себя правильно? Стоит просто помогать как девочке, так и мальчику понимать, что своих эмоций стесняться не стоит. Вместо того чтобы стыдить, озвучить то, что на самом деле сейчас происходит с ним и поддержать: «Тебе больно, поэтому ты плачешь, но нужно немного потерпеть, все пройдет и мы займемся твоим любимым…», «Ты злишься, потому что я не купила тебе игрушку – я понимаю, но сегодня купить ее не могу».

И навсегда вычеркнуть из своего словарного запаса фразы из серии «Мальчики не плачут» и «Хорошие девочки так себя не ведут», если не хотите обеспечить своему малышу эмоциональные проблемы в будущем.

  • Попробуйте начать с себя! Ребенок неосознанно копирует поведение наиболее близких ему людей. Поэтому следите за тем, как взрослые в семье привыкли выражать эмоции. Может ли мама объяснить, что она устала и поэтому выглядит грустной, — или будет пытаться всеми силами сохранить «хорошую мину при плохой игре», и в результате все закончится скандалом?

Может ли папа сказать о том, что он рассержен и злится из-за того, что поссорился с начальником – или отлупит сына за очередную двойку, чтобы выплеснуть свое негодование?

Спокойная атмосфера дома

Еще одним важным фактором в профилактике детской агрессии является спокойная, доброжелательная атмосфера в семье. Ребенок должен получать достаточно тепла и уважения, чувствовать себя значимым и уверенным – в таком случае поводы для проявления враждебности у него будут сведены к минимуму.

Будет очень хорошо, если даже с таким маленьким ребятенком обсуждаются поступки других людей: детей и взрослых, которые наблюдаются на улице, в книгах. Все, что видит ребенок, оценивается им так или иначе, и в наших силах помочь выработать правильное отношение к различным ситуациям, выработать правильную линию поведения и навсегда избавиться неконтролируемой агрессии.

Уже в 6-7 лет дети вполне могут осознанно контролировать свои поступки и вызывать улыбку гордости у своих родителей. Побольше внимания и любви, тогда дети не доставят особых хлопот. Помните старую пословицу: воспитывать человека нужно, пока он поперек лавки лежит, потом будет поздно.

А как вы справлялись с негативными проявлениями вашего чада? Иногда они способны вывести из себя кого угодно. Поделитесь своим опытом в комментариях. Буду рада вашему отклику!

С уважением, Мария Якушева