Как воспитывать детей чтобы были умные. Умный ребенок или как вырастить гения. Вундеркинд и что для этого нужно. Обеспечьте здоровый сон

Не жалейте времени на ребенка, если хотите, чтоб он вырос умным и способным!

Как приятно папе и маме, когда воспитательница в детском саду или учительница в школе хвалит их ребенка или выражает благодарность за его воспитание. И как досадно слышать о плохом поведении, непослушании, низких способностях своего чада к какому-либо предмету или занятию.

Дорогие родители! Если ваш ребенок, мягко говоря, не отличается сильными умственными способностями, то виноваты в этом Вы. Да, конечно это не одна, но, несомненно, самая главная причина такого положения дел. Все кроется в банальной нехватке времени для своего малыша.

Чтоб понять, в чем суть вопроса, давайте уделим немного внимания особенностям физиологии человека и научным доводам в этой отросли. До трех лет в детском мозге формируется более 1000 миллиардов нейронных связей, а это в два раза больше, чем у взрослого. В возрасте до 10 лет детский мозг имеет очень высокую плотность. А вот начиная с одиннадцати - он постепенно избавляется от неиспользованных «проводов», и неразбериха нервных связей со временем упорядочивается.

Еще во время перинатального (внутриутробного) развития определенное количество клеток мозга образует целую сеть связей с иными клетками в организме. В результате таких процессов центральная нервная система - это и есть мозг, управляет работой всех жизненно необходимых функций организма, например: дыхание, сердце.

А все остальные нейронные связи ждут соединения. Суть роботы клеток в мозге как раз и предполагает создание таких соединений. Каждая клеточка пускает импульсы другим во всем организме и, соответственно, имеет возможность принимать, посылаемые ей. Одна клетка способна поддерживать около 10 тысяч связей, которые передаются благодаря специальным химическим веществам, одним из которых является серотонин. Вот эту невероятно сложную сеть порой называют «электрической схемой» мозга.

Новейшие исследования в этой отросли, доказывают, что временем, когда образовывается наибольшее количество синапсов (другими словами, связей между клетками) является возраст от самого рождения и до десяти лет включительно.

Благодаря многократному повторению определенных связей, они становятся уже не временными, а постоянными. Например, для того чтоб ребенок был отменным оратором, его следует приучать к речи, начиная с пеленок. Вероятность того, что малыш в будущем станет эмоционально чутким человеком, повышается при условии, что первый его лепет был принят улыбками, радостью, а не в коем случае не безразличием. Игра для маленького человека имеет огромнейшее значение, так как благодаря ней, он адаптируется в социуме. Следственно, нехватка ее ведет к проблемам социальной адаптации.

Учится человек продолжает вся жизнь, но в детском возрасте предпосылок для этого во много раз больше.

Поэтому самый правильный способ помочь сформировать необходимые нервные связи у деток - это окружить их нежной любовью, заботой, вниманием, обеспечить безопасность и благоприятные условия для развития.

Наши дети очень нуждаются во внимании, людях, которые разговаривают с ними, читают, поют, а не просто иногда мелькают перед глазами.

Игра - это главное повседневное занятие для ребенка дошкольного возраста. Но для этого ему часто нужен партнер. Замечательно, если им являются родители, так как это способствует не только всеобщему развитию малыша, но и дальнейшему взаимопониманию между ними.

Рассмотрим игры, которые приемлемы для годовалых детей.

К одному году жизни дети любят толкать всяческие предметы. Им приносит удовольствие понимание того, что это именно они приводят в действие какую-то вещь, заставляют ее двигаться. Игры, связанные с толканием, дают возможность детям ощущать свою власть, силу над предметами. Это незаменимый способ для развития уверенности в самом себе и координации движений. Возьмите пару нетяжелых предметов, например: машинку с колесиками, мягкую игрушечку и тому подобное. Произносите «раз, два, три, толкаем!» и сделайте это. Продолжайте счет, побуждая малыша повторять Ваши действия.

Заботу и ласку любят все живые существа. Одним из способов развить такие качества в маленьком человеке, является следующий. Сядьте со своим ребенком на пол, захватив с собою парочку его любимых игрушек. Возьмите одну из них, пожалейте, приговаривайте нежные слова. Нужно, чтоб ребенок это видел и слышал - учился быть вежливым. Потом то же проделайте, взяв на руки малыша. Потом дайте игрушку ему и побуждайте к подобным действиям. Если ребенку не будет хватать заботы и ласки в детские годы, с него может получиться жестокий человек или такой, что не умеет быть нежным с другими.

Поупражняйтесь в пении любимых песен тоненьким голоском. Приласкайте детеныша и спойте ему песенку обычным голосом, а вслед за этим - высоким. Слова, произносимые фальцетом, очень концентрируют внимание, поэтому это хороший способ продемонстрировать на сколько важна речь в жизни.

Детки очень любят игру «раз, два, три, бум». Для этого следует посадить малыша на руки к себе и произнести эту фразу, а потом нежно, аккуратно прижать свой лоб к головке ребенка. После, каждый раз приговаривая слова, и прижимайте к себе щеки, локти, подбородок, коленки, уши, ножки маленького. В процессе такого общения у него вырабатываются необходимые для роста, гормоны. Это еще раз подтверждает то, насколько важна Ваша любовь.

Когда ребенок начнет пытаться ползать - поощряйте это занятие. Оно развивает и укрепляет мышечную структуру. Если детки начинают ходить или ползать очень рано - это абсолютно нормально, просто специальные минералы в мозге выработались раньше.

Известная всем с детства игра в «ку-ку» не только горячо любима для многих малышей и малышек, но и предельно необходима для развития мозга. Играть можно в несколько способов: закрывая руками глаза; прячась за дверью и выглядывая; нарисовав на большом пальце руки мордашку и пряча ее в кулачке; заслоняясь полотенцем и другие. Игра в «прятки» способствует образованию тысяч ассоциаций, а также их дальнейшему закреплению.

Развивать словарный запас, мышление можно с помощью чтения книг. Также ребенок привыкает к Вашему голосу. Прививается любовь к литературе с самого маленького возраста.

Ритмически стуча по ладошке, ножке и других частях тела, Вы помогаете развивать своему ребенку чувство такта, ритма, слух. Также попутно можно приговаривать, к примеру «Кую, кую сапожок, подай, бабка, молоток. Не подашь мне молоток, не подкую сапожок!»

Чтобы научить малыша ориентироваться в пространстве, можно прочитать ему стишок:

Кто поздно ложится,
Будет маленьким,
А кто рано ложится,
Вырастет большим.

При произнесении слова «маленьким» опускайте ручки вниз к ножкам, и поднимайте вверх, к слову «большим».

Купите игрушки, что рассчитаны для развития мелкой моторики рук, ног. Например, клоун, выскакивающий с коробки, когда его крутишь за ручку.

Таким образом, ребенок просто нуждается в заботе, внимании и развитии. Поэтому то, на сколько малыш будет умен и какие будет иметь способности зависит от Вас! Не жалейте времени на него в раннем детстве, чтобы потом не сетовать на плохую успеваемость вашего чада во время учебы.

Разговаривайте со своими детьми, окружайте их своим присутствием в достаточном количестве и радуйтесь их успехам и достижениям.

Терпения Вам и удачи!

В этой статье вы найдете несколько практических рекомендаций о том, как воспитать сообразительного ребенка.

Ниже представлены самые популярные советы для родителей по воспитанию детей о том, как вырастить сообразительного ребенка и стимулировать его умственное развитие.

Как вырастить умного ребенка?

  1. Дайте вашему ребенку ранний старт – согласно исследованиям, ребенка необходимо начинать развивать с колыбельной. Исследователи рекомендуют следующими действиями поддерживать его ранее развитие: максимизировать чувства любви и минимизировать стресс, разговаривать, петь и много жестикулировать, использовать числовые игры и рифмы, подталкивать к всестороннему анализу предметов и событий.
  2. – начинайте читать ему даже тогда, когда он еще не понимает слов. Это позволяет сделать первые шаги в развитии языкового навыка. У детей, которым читали в раннем детстве, очень развита любовь к чтению, они имеют лучшую успеваемость в школе, а также успешны во взрослой жизни. Чтение книг — это одна их самых эффективных возможностей сделать ребенка умнее.
  3. Разговаривайте с ребенком – это развивает и делает сильнее его языковые навыки. Слушайте ребенка, когда он вам что-нибудь говорит. Это укрепляет его желание общаться и развивает пластичность языка.
  4. Взаимодействуйте с вашим ребенком, играйте с ним и покажите ему свою любовь. Ученые заметили, что ребенок, которого не обнимали, с которым не играли и не любили имеет замедленный рост мозга. Они также заметили, что дети, которые не получали внимания и поддержки во время взросление, становились депрессивными. Многие исследование показали, что любовь, объятия, общение и игры с вашим ребенок оказывают сильное воздействие на развитие его умственных способностей. Любовная связь соединяет вас и вашего ребенка. Вы один на один взаимодействуете с ним, закладывая фундамент для наиболее высоких умственных способностей.
  5. Вырастите своего ребенка читающим человеком – любовь к чтению имеет очень много преимуществ. Это одно из самых важнейших качеств, которое вы можете развить в ребенке. Чтение развивает стремление к знаниям. Чем больше ребенок узнает читая, тем больше он хочет знать. Благодаря тому, что ваш ребенок станет читателем в раннем возрасте, он будет хорошо подготовлен к трудностям математики, естественным наукам, истории, машиностроении, политическим наукам и другим знаниям, которые просто необходимы для полноценной жизни.
  6. Позвольте вашему ребенку играть – когда он играет, он формирует фундамент для его умственных, социальных, физических и эмоциональных навыков. Когда он играет с другими детьми он учится комбинировать свои идеи, впечатления и чувства с опытом и решениями других детей.
  7. Поощряйте желание вашего ребенка тренироваться – физические упражнения не только делают его сильным, но и умным. Тренировки повышают приток крови к мозгу и строят новые мозговые клетки.
  8. Сделайте музыку частью жизни вашего ребенка – Ученые установили, что прослушивание музыки может улучшить память, внимание, мотивацию и обучение. Она также может снизить стресс, который разрушает мозг вашего ребенка. Обучая ребенка игре на музыкальных инструментах, вы развиваете его способность к абстрактному временному мышлению, что помогает заложить фундамент для .
  9. Позвольте ребенку смотреть на то, что вы делаете. Дети учатся, моделируя поведение взрослого. Если он будет видеть, что вы читаете книги, пишете, музицируете или создаете креативные вещи, он будет повторять то же самое и будет становиться умнее.
  10. Ограничьте вашего ребенка в . Он не должен смотреть телевизор до 2х лет. Разрешая ему слишком много смотреть телевизор, вы тем самым отдаляете его от активности, которая очень важна для развития головного мозга и включает в себя игры, общение и чтение книг.
  11. Позвольте вашему ребенку играть в развивающие компьютерные игры – некоторые компьютерные игры учат письму, математике, музыке, акустике и многим другим дисциплинам. Это также развивает его зрительно-моторную координацию и подготавливает его к современным технологиям. Очень важно, что он учится через игру. Обучение и развлечение, получаемые в одно и то же время, является наиболее эффективным путем развития ребенка.
  12. Позвольте вашему ребенку скучать. Да, именно скучать. Исследования доказали, что это вполне нормально, если ребенок скучает. Учиться скучать – это часть подготовки ребенка ко взрослой жизни. Ребенок должен учиться получать удовольствие от тишины вместо того, чтобы стремиться заполнить весь день различной деятельностью.
  13. Позвольте вашему ребенку идти на риск и совершать ошибки – Дети, которые никогда не рисковали и не имели печального опыта, например как падение с велосипеда или проигрыш в соревновании, могут развить низкую самооценку и фобии. Это не позволяет им развить креативность и познавание самого себя. Кроме того, не бегите на помощь ребенку сломя голову. Позвольте ему решить проблемы самостоятельно, таким образом он будет учиться на своих ошибках и опыте.
  14. Правильно кормите своего ребенка – для того, чтобы ребенок рос умным, очень важно кормить его правильной и полезной пищей. Даже когда вы еще беременны, ребенок должен получать питательные вещества. Для детей, как и для взрослых, необходима пища богатая белком, например яйца, рыба, мясо, чтобы развивать его внимание, активность и умственную деятельность. Углеводы обеспечивают организм энергией, которую ребенок может потратить на развитие. Также необходимо наполнить рацион ребенка злаками и фруктами. Кроме того, важны витамины и минералы. Быстрые углеводы и сахар имеют негативное влияние на концентрацию внимания и активность ребенка.
  15. Убедитесь, что ваш ребенок достаточно спит. Множество исследований показали связь между сном и оценками. Если ребенок спит не достаточно, то это может вызвать постоянные проблемы в будущем.
  16. Помогайте вашему ребенку развивать твердость характера. Выдержка – это свойство характера достигать долгосрочных целей с помощью тяжелой работы, настойчивости и упорства.
  17. Похвалите вашего ребенка за проделанную работу. Хвалите его каждый раз за усилия, которые он приложил, чтобы добиться успеха. Хвалите вашего ребенка за желание быть умнее, и это поможет ему не испытывать уныния от того, что он выполняет слишком много трудных задач и не подставит под сомнение в целом стремление к развитию. Кроме того, лучше всего периодически хвалить ребенка, чтобы он сам стремился преодолевать препятствия, а не работал ради вознаграждения.
  18. Предоставляйте ребенку возможность развивать мышление. По словам исследователей, дети должны видеть возможность развиваться, чтобы становиться лучше в любой сфере. Когда ребенок ошибается, он должен понять, что это не конец, а только новая возможность для роста.
  19. Не опекайте ребенка — если вы хотите, чтобы он был лидером, не доставайте его своей опекой. Кроме того, дайте ему какую нибудь задачу, которая требует терпения, таким образом он учится справляться с определенным дисциплинами.
  20. Используйте «подкуп», как один из инструментом родителя. Эксперты утверждают что, чтобы замотивировать ребенка, можно платить ему за хорошие оценки или помощь по дому. Вы также можете спросить, что ребенок предпочитает получить в качестве поощрительной единицы. Чаще всего это не деньги, а например, время игры в приставку. Но при этом подкуп не должен быть средством, чтобы управлять ребенком или наказывать его.
  21. Разрешите вашему ребенку иметь больше свободных планов, чем следовать определенному графику. Согласно исследованиям, дети, которые не имеют графиков и четко структурированного режима работы, показывают более высокие уровни организации. Организация помогает во всех видах повседневной деятельности, в том числе способствует гибкому переключению между задачами, вместо того, чтобы зависнуть на одной.
  22. Не управляйте каждым шагом ребенка, не контролируйте его постоянно. Дайте ему возможность открывать для себя вещи, которые будут развивать его креативное и творческое мышление.
  23. Вовлеките вашего ребенка в работу на кухне. Здесь можно не только учить его готовить, но и усиливать математические и моторные навыки.
  24. Исследователи полагают, что если в доме работа разделена поровну, то есть отцы также участвуют в еженедельной уборке или ежедневной готовке, дочери лучше реализуют себя в различных сферах деятельности, чем в тех семьях, где всю «женскую работу» выполняют только женщины.

Мы желаем вам успехов в воспитании детей, друзья! Если вам понравилась статья, поделитесь ею в социальных сетях! До встречи!

Секрет успеха сводится к трем пунктам: кормить, развивать и баловать. Разбираемся, как они подкреплены научными исследованиями, а также зачем вообще человеку быть умным.


Многочисленные социологические исследования показывают: умные люди здоровее, богаче и дольше живут. Ничего удивительного в этом нет. Им проще получить образование, проще найти работу, проще оплатить хорошего врача.

Но все же остается ряд вопросов.

Во-первых, мы не знаем, что означает статистическая связь между интеллектом и богатством. Умные дети добиваются успеха? Или в богатых семьях выращивают умных детей? Где причина, а где следствие?

Во-вторых, интеллект в значительной степени определяется генами . Даже если умным быть очень важно, почему мы вообще считаем, что ребенка можно сделать умнее? Что, если вся эта возня с развивающими играми бесполезна?

Чтобы получить научно обоснованный ответ, нужны эксперименты. В них нужно кого-то с кем-то сравнивать - например, обученных с необученными. Причем вся суть в том, что изначально роли должны распределяться случайно: вот приводите вы своего первоклассника поучаствовать в научном исследовании, а его опаньки - и в контрольную группу. Сиди без образования ближайшие пятнадцать лет, а там мы тебе пульс посчитаем и давление измерим. Кто же на такой эксперимент согласится?

Ситуация осложняется еще и тем, что люди очень долго живут. Чтобы проанализировать связь между интеллектуальным развитием в детстве и вероятностью слабоумия в старости, нужно подождать лет эдак восемьдесят. Нелегкая, в общем, задача.


IQ

В начале XX века каждый уважающий себя психолог пытался разработать собственную шкалу интеллекта, выстраивая сложнейшие детальные и в целом довольно голословные теории относительно строения человеческого ума и единиц, в которых его надо измерять. С тех пор многое изменилось. Мы обзавелись футуристическими приборами и нанотехнологическими разработками. Мы уже начали разбираться в тонкой структуре мозга - но по большому счету до сих пор не знаем, что такое интеллект. Все существующие тесты - просто условность, договор между учеными для удобства исследований. В будущем способы измерения интеллектуальных способностей могут стать гораздо совершеннее. Пока же приходится довольствоваться коэффициентом интеллекта IQ. Это относительная величина: предполагается, что у среднестатистического человека IQ равен 100, умников со 120 столько же, сколько тугодумов с 80, а больше 145 или меньше 55 коэффициент интеллекта бывает всего у одного человека из тысячи.

Образование улучшает здоровье

Группа шведских ученых нашла способ измерить, насколько развитие в детском и подростковом возрасте способствует здоровью и долголетию. Для этого они в течение 70 лет (отдадим должное шведской научной традиции) наблюдали за группой мужчин, родившихся в 1928 году. Перед исследователями стоял вопрос, на который так сложно ответить: что приходит раньше - ум или здоровье? Где причина, а где следствие?

В 1930-х ученые измерили интеллект у 600 десятилетних мальчиков - участников масштабного социологического эксперимента. К этому возрасту основы интеллекта уже заложены: от фундамента родительских генов до академического каркаса, выстроенного в детском саду и в начальной школе. Умные от рождения дети заметно выделяются среди менее одаренных. Через 10 лет, когда мальчики выросли, их интеллект измерили снова, а затем оставили спокойно жить своей жизнью.

К 2012 году большинство участников эксперимента дожили свой срок на земле. Ученые - наследники исследователей прошлого века - взялись за подсчеты. Кто был самым здоровым? Кто дольше всех протянул?

Выяснилось следующее. Во-первых, умные прожили дольше - этот результат согласовывался с уже известными данными. Во-вторых, дети, которые дольше учились, к 20 годам становились умнее. Тоже не сюрприз, но приятно знать, что школы существуют не просто так. В-третьих, и в-главных, изменение интеллекта за счет обучения (а не просто его абсолютное значение) увеличивало долголетие. Таким образом, победила «оптимистичная» модель: несмотря на генетику, несмотря на все посторонние влияния (на них делается поправка с помощью повторного измерения), обучение само по себе улучшает здоровье.

Есть все основания полагать, что ребенка можно сделать умнее и тем самым помочь ему в жизни. Если работает на десятилетних - то почти наверняка работает и на пятилетних. А скорее всего, гораздо раньше. Последние исследования показывают, что грудные дети начинают обучаться логике окружающего мира задолго до того, как начинают говорить.

В общем, держись, ребенок, сейчас будем тебе интеллект развивать.

Пища для ума

Группа ученых из Университета Нью-Йорка в прошлом году опубликовала статью, красноречиво озаглавленную «Как сделать ребенка умнее». Они собрали множество разрозненных исследований и получили своеобразную инструкцию по воспитанию детей - начиная с беременности и до 5 лет. Помимо очевидного упора на обучение - самый мэйнстримовый способ поднятия IQ - исследователи посвятили отдельную главу детскому питанию .

Как выясняется, интеллект зависит не только от генов или чтения книжек в детстве, но и от грудного вскармливания. Дети, которые получали материнское молоко, в дальнейшем оказывались существенно умнее младенцев, которых кормили смесью из бутылочки.

Заменить грудное вскармливание чем-нибудь попроще человечество пытается с древних времен: археологи утверждают, что люди кормили младенцев молоком животных с момента появления скотоводства. В XX веке новые технологии прорвали плотину искусственных заменителей молока: популярность грудного вскармливания в развитых странах резко падала всю первую половину столетия. Только в 1950-1960-х научному сообществу стало приходить в голову, что неправильное - а не просто недостаточное - питание ребенка может плохо сказываться на его дальнейшем развитии: например, снижать интеллект. Периодические сообщения о детях, покалеченных искусственной смесью (зачастую, впрочем, виной была, скорее, плохая гигиена), и общая атмосфера тяги к натуральному и естественному постепенно сместили акценты. Матерям теперь рекомендуют по возможности вскармливать ребенка самим - и чем дольше, тем лучше. Впрочем, развиваются и искусственные смеси: многие из них включают массу биодобавок, обеспечивающих ребенка всем необходимым.

О пользе грудного вскармливания сегодня не спорит никто. Чем ближе к природе - чем лучше. Но как быть мамам, у которых своего молока не хватает и приходится пользоваться искусственным? Ученые утверждают, что не все потеряно. Оказывается, пользу материнского молока можно хотя бы частично заместить… рыбьим жиром.

Детские смеси, в отличие от материнского молока, часто не содержат длинноцепочечных ненасыщенных жирных кислот. К ним относятся широко разрекламированные омега-3. Эти вещества в изобилии есть в рыбе. Если беременным или кормящим матерям давать в качестве биодобавок ненасыщенные жирные кислоты, то интеллект у их детей значительно повышается. Полезны омега-3-кислоты и самим детям. Они напрямую влияют на развивающийся мозг.

Проведение нервного сигнала осуществляется по поверхности нервных клеток, состоящей из жиров и белков. Жиры эти в мозге отличаются как раз высоким содержанием омега-3. Наш организм плохо справляется с их производством - как и витамины, ненасыщенные жирные кислоты должны поступать с пищей, особенно в период формирования детского мозга.

Что касается других биодобавок, то здесь исследователи пока не спешат делать однозначные выводы. По некоторым данным, биодобавки, содержащие железо, витамины группы B, витамин C или мультивитамины, могут существенно повысить детский интеллект. Согласно другим, выходит, что помогает это все только при плохом питании, то есть когда дети не получают достаточно витаминов или минеральных веществ. Как узнать, чего не хватает ребенку? Лучше всего раз в год делать анализ крови. Взглянув на результаты, педиатр определит, какие именно биодобавки нужны развивающемуся организму. Как это повлияет на интеллект - точно не известно, но здоровью явно не навредит.

Развивающие игры

Почти все, что нам известно о влиянии раннего обучения на интеллект, - это данные, полученные при исследованиях неблагополучных семей. Ученые не могут взять ребенка из благополучной семьи и попросить родителей больше с ним не заниматься. Но они могут взять ребенка из трудной семьи, обеспечить ему благоприятные условия для развития, а потом сравнить с другим ребенком из трудной семьи, которому повезло меньше.

Все эти исследования однозначно доказывают, в общем, очевидную истину. Чем больше с ребенком заниматься, чем больше обогащать его среду, чем больше времени тратить на развивающие игры и книги, тем выше будет в будущем его коэффициент интеллекта. У неблагополучных детей много проблем, но с точки зрения развития интеллекта их главная беда - именно в недостаточном обогащении среды. Нехватка обучающих игр, новых впечатлений, общения со взрослыми мешает детям должным образом развить мозг.

В одном из экспериментов матери проводили с детьми одинаковое время, но при этом половину мам обеспечивали детскими товарами (книжками, игрушками, пазлами), а половине никак не помогали. В итоге за время эксперимента показатели интеллекта детей из «обогащенной» группы значительно выросли. Дети, не получившие развивающих игр, остались на прежнем уровне.

Ситуация, конечно, неутешительная. Завалить ребенка книжками и развивающими играми - прекрасная идея, но что делать тем, у кого нет такой возможности? Ученые утверждают, что лучший выход из положения - это дошкольное обучение. Ясли и детский сад, особенно, как говорят психологи, с упором на родную речь и языковые упражнения, - прекрасный способ создать ребенку обогащенную среду.

Если детский сад - это не подходящий вам метод развития ребенка, то педиатры предлагают концентрироваться на книжках. Совместное чтение развивает речь и мышление ребенка и помогает поднять на несколько пунктов коэффициент интеллекта. Но важно не столько количество книг, сколько то, как именно детям читать. Ученые советуют практиковать «интерактивное» чтение - с вопросами, обсуждениями и повторением прочитанного.

Эмоциональный интеллект

В большинстве исследований ученые измеряют IQ - величину, более или менее

отражающую способности к логическому мышлению, рациональному выбору, математическим вычислениям. Но «умный человек» - куда более сложное понятие. Оно включает в себя не только интеллектуальные способности, но и способность осознавать и различать оттенки собственных и чужих эмоций - то, что в психологической литературе обозначается термином «эмоциональная компетентность». Как и интеллект, способность испытывать и понимать эмоции помогает во взрослой жизни.

Какие же эмоции лучше всего помогают детям развиваться? Если делать выжимку из «эмоциональных» рекомендаций психологов и педиатров, то получается довольно простая формула: лучше избаловать, чем недолюбить. Слишком много любви не бывает: дети, которые растут в любящей, позитивно настроенной семье, гораздо лучше приспособлены к трудностям взрослой жизни. Социология утверждает, что в деле воспитания пряник - куда более эффективное орудие, чем кнут.

Любопытно, что эмоциональная компетентность тесно связана с языковым развитием. Чем лучше дошкольник владеет родной речью, тем проще ему распознавать выражения лица. Чем больше словарный запас и чем стройнее предложения - тем проще ребенку понимать сложные, смешанные эмоции. Возможно, чтение и развитие речи действительно помогает ребенку формировать богатый внутренний мир, включая его эмоциональное наполнение.

Как сделать ребенка умнее и счастливее ? Самый главный совет, который психологи и врачи дают молодым мамам и папам, - начните с себя. Дети - это зеркало своих родителей. Если вы любите учиться и внимательны к эмоциям окружающих, то, скорее всего, эти качества разовьются и у младших членов вашей семьи.

Узнайте, как развить интеллект ребенка во время прогулки, похода по магазинам или других повседневных дел.

Психологи утверждают, что интеллект на 49% обусловлен генетикой, а 51% — результат стимуляции. Таким образом, можно утверждать, что насколько грамотным вырастет ребенок, зависит от родителей. Важно не просто помогать в достижении лучших результатов, а вызывать в приобретении знаний и навыков энтузиазм.

Как воспитать умного ребенка? Задавайте открытые вопросы, на которые можно дать множество ответов, например — «Что произойдет, если по дороге в детский сад мы зайдем в магазин?». Такие вопросы позволяют узнать, насколько широко мыслит малыш и отличный шанс использовать воображение и логику одновременно. Общаясь с дошкольником, используйте относительно сложную лексику. Возможно, изначально кроха не поймет значения всех выражений, но слова, используемые повторно в другом контексте, раскроют их смысл. Таким образом, можно воспитать умного и эрудированного человека.

Читайте книги

Вырастить умного ребенка помогут и печатные издания. Исследования неоднократно показывали, что доступ к книгам и время потраченное на чтение, являются предикторами школьного успеха. Чтение стимулирует мозг, налаживает нервные связи и строит общие знание о мире. Это основа обучения, позволяющая приобретать знания со всех полей, включая математику. Итак, давайте моделировать привычку чтения!

Читающие для удовольствия родители — заразное явление. Собирайте книги, размещайте их в разных местах дома. Говорите о том, что вы прочитали, это хороший способ расширить словарный запас и развить умение рассуждать, делать выводы.

Хвалите правильно

Трудно избежать поражения, если нам все время говорят, что мы лучшие. Дети, которые воспитываются как великолепные гении, после поступления в образовательное учреждение не могут смириться с неудачами и плохими оценками. Дети, получающие от родителей похвалу за конкретные решения проблем, обладают лучшей мотивацией к учебе, чем те, кого считают самыми одаренными.

Замечайте любопытство

Любопытство, к сожалению, c возрастом теряется, поэтому стимулируйте его в той области, которой ребенок больше всего интересуется, даже если это куклы-монстры. Покажите, чем увлекаетесь вы — игра в теннис, чтение или вышивание. Если вы привьете свои увлечения, то сможете наслаждаться ими вместе. Воспитать умного ребенка могут и другие родственники, если будут действовать также, чем шире круг общения со взрослыми — тем лучше.

Используйте любые возможности

Попытайтесь инициировать ситуации, где понадобится практика приобретенных навыков. Например, когда вы находитесь в магазине попросите ребенка взять из кошелька два рубля или показать знакомые буквы на упаковке. Независимо от того, каким умом обладает ваш сын или дочь, лучшее, что вы можете сделать, это участвовать в воспитании. Каким вы хотите видеть ребенка? Уверенным в себе, уважаемым, успешным? Слово «гениальным» врядли мы поставим в начало списка. Ваша задача – не просто воспитать умного ребенка, а помочь ему стать лучше, насколько это возможно.

Посещайте детский сад

Позвольте малышу посещать детский сад. Развитие ребенка, который хоть ненадолго остается без надзора родителей идет быстрее, он получает жизненноважные навыки, формируется логическое мышление и способность сочетать последствия с причиной. Благодаря обществу, он узнает, что дружба с другими требует взаимных компромиссов. Ранняя социальная подготовка благотворно сказывается на способности организации отношений в школе и на работе. Такой кроха успешно налаживает контакты и решает спорные ситуации, что нельзя недооценивать. Вы ярый противник садиков? Организуйте похожие условия у себя дома, где самостоятельность — главное правило.

Дополнительные занятия

Воспитать умного ребенка можно с помощью дополнительных занятий, творческих или спортивных, но при одном условии — будет соблюдаться мера. Танцы, каратэ, художественная гимнастика… Иногда, малыш загруженный большим количеством не получает от них удовольствия, даже если привлекательны. Отсутствие удовлетворения вызывает разочарование, что мешает обучению. Перегруженный воспитанник не справляется и появляется убежденность, что он хуже других и менее способный. Выберите творческую и спортивную деятельность — этого будет достаточно до старших классов.

Развитие через игру

Дошкольник пяти лет впервые знакомится с написанием букв и первыми математическими занятиями. Подобное обучение направлено на стимулирование мозга к выполнению более сложных операций мышления. Ребенок анализирует, логически мыслит и делает выводы. Как быстро дошкольник овладеет этими навыками, зависит от того, каким образом передаются знания. Дети лучше учатся через игру, а похвала и поддержка способствуют гармоничному запоминанию информации. Помните, кроха имеет право на забывчивость, регулярное повторение пройденного напомнит всю цепочку полученной информации.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был умным. Что нужно, чтобы сделать из ребенка вундеркинда? Есть множество систем раннего развития, например, метод Монтессори, Вальфдорская педагогика, система Никитиных, методика Глена Домана, кубики Зайцева и другие, менее известные, которые помогают развитию задатков и становлению способностей ребенка.

Каждый родитель сам выбирает , какая методика лучше подходит к темпераменту и способностям ребенка, и также ближе к ценностям самого родителя.

Но помимо известных систем раннего развития, есть общие правила, которые способствуют расцвету способностей и задатков ребенка, а также известны закономерности или стадии интеллектуального развития ребенка.

Какие это закономерности? Обратимся к теории Пиаже, в которой наиболее четко и полно отражены стадии интеллектуального развития ребенка.

В целом он выделил 3 стадии развития, при этом обращая внимание на то, что интеллектуальное развитие стремится к равновесию, на каждом этапе оно нарушается и восстанавливается. Стадии - это уровни развития, сменяющие друг друга.

1. Сенсомоторная стадия (до 2 лет), дооперациональная стадия (2-7 лет)

В этот период набирается кинестетическая база знаний, которая станет основой для дальнейших стадий развития – ребенку надо все пощупать, подергать, послушать, даже попробовать на вкус.

2. Стадия конкретных операций или репрезентативный интеллект (7-12 лет)

Стадия, когда разбираются-собираются вещи – игрушки или даже вещи взрослых. Эта стадия необходима, чтобы перейти к этапу формальных, логических операций – сначала эти операции нужно проделать наглядно, самому ребенку, чтобы потом не сомневаться (продумывая их только в уме), что так оно и есть.

3. Стадия формальных операций (12-17 лет) или основа логики взрослого человека, на них базируется элементарное научное мышление, работающее с помощью гипотез и дедукций. Абстрактное мышление представляет собой умение строить умозаключения по правилам логики, что позволяет подростку выдвигать гипотезы, продумывать их проверку на опыте, делать выводы.

Основа интеллекта человека закладывается в первые годы жизни ребенка – от рождения и до 5-6 лет, потому что мозг растет и развивается в усиленном темпе только в самом раннем детстве. Вся информация, полученная в этот период, станет фундаментом для дальнейшей успешной жизни человека. Главная деятельность в дошкольном возрасте – это игра.

Итак, правила для того, чтобы вырастить гения.

1) Общайтесь с ребенком. Общаться – значит рассказывать, слушать и отвечать на вопросы. Единственным авторитетным источником знаний для маленького исследователя является авторитетный взрослый. Задавая вопросы, малыш не только получает сведения об окружающем мире. Ваша реакция на его вопросы формирует такие качества личности, как уверенность в себе или заниженная самооценка, любознательность или погашение интереса во всем, развитое творческое мышление или просто следование инструкциям.

Планируя что-то, пусть меню ужина – привлекайте ребенка к обсуждению. Именно такие дети, к чьему мнению прислушиваются, легче всего проходят через период подросткового кризиса.

Когда трехлетнее чадо рассказывает историю, произошедшую в детском саду – наберитесь терпения и дослушайте до конца. Если взрослый раз за разом отмахивается от ребенка, он делает вывод “Меня не любят”, “Я не нужен и не интересен”. За таким выводом следует потеря как доверия к взрослому, так и вера в себя, плохое поведение (с целью привлечь внимание взрослого), растет тревожность ребенка.

Отвечайте на вопросы ребенка. Задавая вопрос, малыш как бы спрашивает: “Ты считаешь, что я достоин ответа, ты меня любишь?..” Все это может скрываться за невинным вопросом, “Почему дует ветер или деревья растут?” Для детей очень важно родительское уважение, в том числе внимание к их вопросам – это воспитывает в ребенке самоуважение.

2) Давайте ребенку красивые, развивающие воображение игрушки – вы не просто тратите деньги, а вкладываете их в воспитание гения. Позволяя ребенку рисовать, пусть на стенах, хотя конечно лучше на ватмане, наклеенном на обои, разбирать те же игрушки, слушать, как звучит погремушка, смотреть, как рассыпаются брошенные на пол предметы, лепить что-то из пластилина или теста, – вы обеспечиваете ребенку успешную сенсомоторную стадию развития.

Нельзя принуждать в раннем возрасте ребенка к обучению – это может надолго отбить у него желание учиться. Но и нельзя мешать ребенку играть, так как он хочет – это может сделать его пассивным и затормозит его дальнейшее развитие. В идеале нужно играть и обучать одновременно. Например, на кубиках Зайцева написаны буквы и слоги так, что в процессе строительства домика или паровозика получаются целые фразы. Сами кубики набиты опилками: древесными, если на них написаны глухие согласные, и металлическими - если звонкие.

В возрасте до пяти лет дети легко могут выучить до пяти языков. Важным фактором успешного обучения является естественность – общение с носителями языка или в форме игры, например, читая сказки, слушая песенки.


3) Используйте яркие детали в оформлении детской, пусть ребенок с детства знакомится с разными цветами. Приобщайте ребенка уже в детстве к искусству – это разовьет в нем чувство прекрасного. Воспитывайте даже тогда, когда вас нет дома – украсьте стены географическими картами, страницами из энциклопедий, на которых изображены виды животных, растений, музыкальные инструменты, картины известных художников.

Не обязательно ребенок станет великим художником или музыкантом, но это будет способствовать его общему развитию. Чем больше информации из разных областей есть в распоряжении ребенка, тем проще раскрыться его таланту и развиться задаткам и способностям. Но у ребенка должна быть возможность выбора.

4) Гуляйте с ребенком – ведь мозг нужно насыщать не только полезной информацией, но и кислородом. Отправьтесь с ребенком в лес, к реке, рассматривайте окружающие предметы, беседуйте. Например, возьмите в руки листья нескольких деревьев и покажите многообразие цветов и разнообразие форм. И это будет не просто информация, но и система взаимосвязанных представлений ребенка о себе и своем месте в окружающем мире. Малыш с удовольствие бегает, прыгает и лазает? Отлично, ведь активность стимулирует развитие умственных способностей.

5) И последнее, не одергивайте ребенка. Не заставляйте ребенка читать книгу, когда он хочет рисовать, чтобы не отбить у него желание к чтению и не помешать развитию его художественных способностей. Ребенок, которому постоянно делают замечания и подсказывают, вырастает неуверенным в себе, закрытым для восприятия информации. Если ребенок чувствует себя нужным, понятым, принятым – он учится находить в этом мире любовь.

Вот какие особенности воспитания будущих гениев отметил в своей книге “14 гениев” (Наполеон Бонапарт, Уолт Дисней, Айседора Дункан, Пабло Пикассо, Мария Монтессори, Никола Тесла и другие) автор исследователь Джин Н. Ландрам:

  • Снисходительные родители. Обращаясь с ребенком как с уникальной особенной личностью, вы привьете ему стойкое самолюбие и уверенность в себе.
  • Демонстрируйте свою независимость. Деловая или предпринимательская деятельность родителей прививает ребенку те же поведенческие модели.
  • Многочисленные путешествия и частые переезды. Новые культуры и знакомства положительно влияют на развитие отваги и учат не бояться неопределенных ситуаций.
  • Свобода поступков и движений. Позвольте детям испытать риск, конечно, не допуская катастрофы. Ребенку должна быть предоставлена свобода исследования мира, в то время как родители отслеживают его деятельность, чтобы новый опыт не повредил здоровью и жизни их чада.
  • Развивайте сильные стороны, не обращая внимания на слабости. Оптимизм - вот что должно быть главным в закреплении поведенческих качеств. Никогда не позволяйте рационализму и негативизму направлять ваши действия.
  • Внушите ребенку, что отличаться от других - это здорово. Лидеры отличаются от других. Риск следует поощрять, не ругая за ошибки, позволить детям экспериментировать и учиться на ошибках.
  • Игровое обучение учит решению абстрактных проблем. Конструкторы, мозаики-головоломки и радиоконструкторы - игрушки гения. Решение эвристических проблем развивает целостное понимание мира и творческие способности. Интуиция для гения - золотое качество.
  • Книги, фильмы и воображаемые герои. Воображаемые и мифологические герои открывают перед ребенком неограниченные перспективы, становятся примерами для роста и высвобождают его энергию. Книги и жадное чтение - ключи к успеху.
  • К знаниям и любознательности следует относиться с почтением. Знания рождают энтузиазм. Дети должны получать знания в искусстве , точных науках, журналистике, поэзии и философии.
  • Помещайте ребенка в обстановку, стимулирующую его, бросающую ему вызов. Бессознательное впитывает в себя все как губка, и мы становимся побочным продуктом окружающей обстановки. Старайтесь обогатить ее, а не обеднить.
  • Гиперактивность - чрезвычайно полезное качество. Высокая энергичность и скорость всегда выигрывают. Наблюдайте за чересчур активными детьми, но не успокаивайте их лекарствами и не наказывайте. Подобным поведением управляют, но переменить его нельзя. Многие сильные мира сего были в детстве весьма активны.
  • Не ограничивайте воображения. Все творческие начинания взрослых родом из детских фантазий, которые являются побочным результатом развитого правого полушария (отвечающего за пространственно-образное мышление) и целостного видения мира.

4.5 Rating 4.50 (1 Vote)