Категории людей по возрасту. Возрастные периоды жизни человека и его психического развития

Различают следующие возрастные периоды человека:

1. Детский возраст - от рождения до начала периода (12-13 лет).

2. Подростковый возраст (период полового созревания) - от 12-13 до 16 лет у девочек и от 13-14 до 17-18 лет у мальчиков. Этот возраст характеризуется резким увеличением длины тела с годичной прибавкой 5-6 см. К 15 годам (по сравнению с новорожденным) утраивается и достигает в среднем 158 см у мальчиков и 156 см у девочек. Вес тела соответственно равен 48 и 49 кг. К 14-15 годам появляются все постоянные , кроме зубов мудрости. В этот период наступает один из важнейших возрастных кризисов - пубертатный, в основе которого лежит изменение функции эндокринной системы организма, что ведет к появлению вторичных , наступлению менструаций у девочек и появлению у мальчиков. Общий обмен веществ в организме становится интенсивным, но неустойчивым, лабильным. Психическая жизнь подростка очень сложна и неустойчива и требует от педагогов, врачей и родителей большого такта и выдержки.

3. Юношеский возраст - от 16 до 25 лет у женщин и от 17 до 26 лет у мужчин. Характерно замедление роста, среднегодовая прибавка - 0,5 см. В этом возрасте обычно появляются зубы мудрости.

4. Взрослый возраст - от 25 до 40 лет у женщин и от 26 до 45 лет у мужчин. Период относительной стабилизации морфологических и обменных процессов.

5. Зрелый возраст - от 40 до 55 лет у женщин и от 45 до 60 лет у мужчин. В этот период наступает второй важнейший возрастной кризис - , особенно ярко проявляющийся у женщин. Климакс связан с угасанием функций половых желез и перестройкой ряда гормональных систем организма. Психическая сфера и обмен веществ характеризуются значительной лабильностью.

6. Пожилой возраст - от 55 до 75 лет у женщин и от 60 до 75 лет у мужчин.

7. Старческий возраст - свыше 75 лет у женщин и у мужчин. Начинает развиваться общая инволюция организма.

Иногда предлагают выделять специальный возраст долгожителей для лиц 90 лет и старше.

Точное определение возраста имеет важное значение в клинике и судебно-медицинской практике. О возрасте можно судить на основании данных о росте, весе тела, количестве зубов, состоянии кожи. С возрастом на лице человека появляются морщины. К 20 годам - лобные и носо-губные, к 25 годам у наружных краев позади ушей, к 30 годам - подглазничные, к 40 годам - шейные, к 55 годам - на мочках ушей, кистях рук, подбородке. Однако все эти критерии являются весьма относительными.

Более точным методом установления возраста является определение (рентгенологически) так называемого . В основе его определения лежат закономерности в окостенении , связанные с возрастными периодами. Так, например, точки окостенения в дистальном эпифизе лучевой кости появляются в 12-14 мес. у девочек и в 16-18 мес. у мальчиков. в дистальном эпифизе локтевой кости соответственно в 19 и 20 лет. Как правило, для определения костного возраста пользуются снимком кисти и дистального отдела костей . Зная время появления точек окостенения и синостозов, можно с большой степенью точности установить возраст человека.

Возрастные периоды у детей . Для периода детства характерны постоянное развитие и рост организма ребенка. Между отдельными стадиями развития нет строгой грани.

Детскому возрасту предшествует период , в котором различают стадию эмбрионального развития (первые 3 мес.) и стадию плацентарного развития (с 3-го по 9-й месяц).

Внеутробный период развития делится на несколько периодов: 1) новорожденности, продолжающийся до 4 недель жизни; 2) грудной возраст, длящийся от 4 недель до 1 года; 3) преддошкольный, или ясельный,- от 1 года до 3 лет; 4) дошкольный (период детского сада) - от 3 до 7 лет; 5) младший школьный - от 7 до 12 лет; 6) старший школьный (подростковый, или период полового созревания) - от 12 до 18 лет (см. выше).

Период новорожденности характеризуется незаконченностью развития всех органов и систем. В этот период происходит приспособление детского организма к условиям внешней среды. Недостаточная функциональная способность различных органов является причиной развития ряда расстройств, при которых трудно провести грань между физиологическим и патологическим состояниями (физиологическая и , физиологическая убыль веса и другие). Новорожденный чрезвычайно восприимчив к кокковой инфекции, что требует максимальной в уходе за ребенком такого возраста (см. ).

Грудной возраст . Для периода грудного возраста характерны интенсивность роста и развития организма ребенка, что обусловливает относительно большую потребность в высококалорийной пище и требует правильной организации питания. При нарушении качества и количества пищи возможны расстройства питания и . Ввиду относительной функциональной слабости органов пищеварения ребенок питается преимущественно молочной пищей. В этом периоде ребенок также беспомощен и требует специального ухода.

У ребенка грудного возраста формируется первая сигнальная система. Дети начинают узнавать предметы и лица ориентируются в окружающей среде.

Быстрая истощаемость центральной нервной системы. требует большого количества часов сна и правильного чередования сна и бодрствования.

Слабость иммунобиологических защитных механизмов делает детей первых месяцев жизни более подверженными септическим процессам. В 2-5 мес. ребенок наиболее беззащитен к инфекциям в связи со снижением пассивного и недостаточной выработкой активного приобретенного иммунитета. В грудном возрасте характерно проявление конституциональных аномалий, чаще всего экссудативно-катарального диатеза (см. ).

Преддошкольный возраст по своим биологическим особенностям имеет общие черты с грудным и дошкольным возрастом. К концу первого года, особенно после двух лет, усиленно развивается . В этом возрасте требуются соответствующие организационные мероприятия, обеспечивающие правильный режим, воспитание, достаточный отдых и дальнейшее развитие ребенка. В преддошкольном возрасте острыми инфекциями учащается главным образом из-за недостаточной выработки активного иммунитета. Это требует своевременной ребенка, а также проведения мероприятий, предохраняющих ребенка от заражения.

Дошкольный возраст характеризуется большой подвижностью ребенка, его активностью. Дети гораздо шире включаются в спортивные занятия.

В этом периоде детства особенно важно правильно организовать подвижные игры, ручной труд и т. д. При выработке режима дня, особенно организации прогулок, надо помнить, что ребенок очень быстро устает при медленной безостановочной ходьбе. В дошкольном возрасте учащаются бытовые и уличные травмы; значительно возрастает заболеваемость острыми инфекциями.

Младший школьный возраст характеризуется усиленным развитием мускулатуры, но рост ребенка несколько замедляется. Ребенок развивается в школьном коллективе и живет его интересами. Занятия физкультурой следует организовать так, чтобы они ребенка не утомляли, а способствовали повышению процессов обмена и функций всех систем организма.

При значительной школьной нагрузке, неправильной организации сна и отдыха возможно развитие невротических реакций. Для младшего школьного возраста характерна высокая заболеваемость острыми инфекциями, появляются заболевания, редко встречающиеся в преддошкольном возрасте ( , функциональные сердечно-сосудистые расстройства и другие).

Старший школьный возраст . В физиологическом отношении характеризуется созреванием половых желез. половых желез резко изменяют течение всех жизненных процессов и влияют на функциональное состояние нервной системы. У подростков происходит ряд сдвигов в (неустойчивость пульса, и т. д.).

Отмечаются также неровность настроения, повышенная раздражительность, утомляемость. В подростковом периоде постепенно сглаживаются и исчезают морфологические и физиологические особенности, которые отличают ребенка от взрослого. Течение болезней приобретает клинические черты, свойственные взрослым. См. также .

Возрастная психология изучает факты и закономерности психического развития здорового человека. Традиционно принято разделять его жизненный цикл на следующие периоды:

  1. пренатальный (внутриутробный);
  2. детство;
  3. отрочество;
  4. зрелость (взрослое состояние);
  5. преклонный возраст, старость.

В свою очередь, каждый из периодов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей.

Все эти этапы имеют свою специфику, связанную с уровнем физиологического функционирования, степенью психического развития человека, его психологическими качествами и преобладающими желаниями, превалирующими формами поведения и деятельности.

Пренатальный период делят на 3 стадии:

  • предзародышевую;
  • зародышевую (эмбриональную);
  • стадию плода.

Первая стадия длится 2 недели и соответствует развитию оплодотворенной яйцеклетки до внедрения ее в стенку матки и образования пупочного канатика. Вторая - с начала третьей недели после оплодотворения до конца второго месяца развития. На этой стадии происходит анатомическая и физиологическая дифференциация различных органов. Третья начинается с третьего месяца развития и завершается к моменту родов. В это время происходит формирование систем организма, которые позволяют ему выжить после рождения. Способность к выживанию в воздушной среде плод приобретает в начале седьмого месяца, и с этого времени его уже называют ребенком.

Период детства включает стадии:

  • рождение и младенчество (от рождения до 1 года);
  • раннее детство (или «первое детство» - с 1 года до 3 лет) - период развития функциональной независимости и речи;
  • дошкольный возраст (или «второе детство» - от 3 до 6 лет), характеризуется развитием личности ребенка и когнитивных процессов;
  • младший школьный возраст (или «третье детство» - с 6 до 11-12 лет) соответствует включению ребенка в социальную группу и развитию интеллектуальных умений и знаний.

Отрочество подразделяется на два периода:

  • подростковый (или пубертатный);
  • юношеский (ювениальный).

Первый период соответствует половому созреванию и продолжается с 11-12 до 14-15 лет. В это время, под влиянием конституционных сдвигов у подростка формируется новое представление о себе. Второй период длится с 16 до 20-23 лет и представляет собой переход к зрелости. С биологической точки зрения юноша уже взрослый, но социальной зрелости еще не достиг: юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не взял на себя никаких социальных обязательств. Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, поиски смысла жизни, формирование своего мировоззрения и самосознания, избрание спутника жизни.

При переходе от одной возрастной стадии к другой выделяют критические периоды, или кризисы, когда происходит разрушение прежней формы отношений человека с окружающим миром и формирование новой, что сопровождается значительными психологическими трудностями для самого человека и его социального окружения. Выделяют малые кризисы (кризис первого года, кризис 7 лет, кризис 17/18 лет) и большие кризисы (кризис рождения, 3 лет, подростковый кризис 13-14 лет). В случае с последними перестраиваются отношения ребенка и общества. Малые же кризисы проходят внешне спокойнее, они связаны с нарастанием умений и самостоятельности человека. В периоды критической фазы дети с трудом поддаются воспитанию, упрямы, проявляют негативизм, строптивость, непослушание.

Зрелость. Она подразделяется на ряд стадий и кризисов. Стадия ранней зрелости , или молодость (с 20-23 до 30-33 лет), соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность. Это период «становления», самоутверждения себя в любви, сексе, карьере, семье, обществе.

В зрелые годы выделяются свои кризисные периоды. Один из них - кризис 33-35 лет, когда, достигнув определенного социального и семейного положения, человек с тревогой начинает думать: «Неужели это все, что может дать мне жизнь? Неужели нет ничего лучшего?» И некоторые начинают лихорадочно менять работу, супруга, место жительства, хобби и пр. Затем наступает недолгий период стабилизации - от 35 до 40-43 лет, когда человек закрепляет все то, чего он достиг, уверен в своем профессиональном мастерстве, авторитете, имеет приемлемый уровень успеха в карьере и материального достатка, нормализуются его здоровье, семейное положение и сексуальные отношения.

Вслед за периодом стабильности наступает критическое десятилетие 45-55 лет. Человек начинает чувствовать приближение среднего возраста: ухудшается здоровье, появляются признаки потери красоты и физической формы, наступает отчуждение в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходит опасение, что уже ничего лучшего не получишь ни в жизни, ни в карьере, ни в любви. В результате этого возникает чувство усталости от действительности, депрессивные настроения, от которых человек прячется либо в мечтах о новых любовных победах, либо в реальных попытках «доказать свою молодость» в любовных интригах, или происходит взлет карьеры. Завершающий период зрелости длится с 55 до 65 лет. Это период физиологического и психологического равновесия, снижения сексуального напряжения, постепенного отхода человека от активной трудовой и социальной жизни. О возрасте с 65 до 75 лет говорят как о первой старости. После 75 лет возраст считается преклонным: человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое Я в духовных раздумьях о прожитых годах - и либо принимает свою жизнь как неповторимую судьбу, которую не надо переделывать, либо понимает, что жизнь прошла зря.

В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три под-кризиса. Первый из них - переоценка своего Я, не касающегося профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием ухудшения здоровья и старения тела, что дает возможность человеку выработать необходимое равнодушие к этому.

В результате третьего подкризиса исчезает самоозабоченность, и теперь без ужаса можно принять мысль о смерти.

Столкнувшись с ее неизбежностью, человек переживает ряд стадий. Первая из них - отрицания . Мысль «Нет, не я!» - обычная и нормальная реакция человека на объявление ему смертельного диагноза. Затем наступает стадия гнева. Он охватывает больного при вопросе «Почему именно я?», изливается на заботящихся об этом человеке других людей и вообще на всякого здорового. Чтобы такая стадия подошла к своему окончанию, умирающий должен излить свои чувства вовне.

Следующая стадия - «торга» . Больной пытается продлить свою жизнь, обещая быть послушным пациентом или примерным верующим, пытается продлить свою жизнь с помощью достижений медицины и покаяния перед Богом за свои грехи и ошибки.

Все эти три фазы составляют период кризиса и развиваются в описанном порядке, бывают возращения к предыдущей стадии.

После разрешения этого кризиса умирающий вступает в стадию депрессии . Он осознает: «Да, на этот раз умереть предстоит именно мне». Он замыкается в себе, часто испытывает потребность плакать при мысли о тех, кого он вынужден оставить. Это стадия подготовительной печали, на которой умирающий отрекается от жизни и готовится встретить смерть, принимая ее как свой последний жизненный этап. Он все дальше отделяется от живых людей, замыкаясь в себе, - наступает состояние «социальной смерти » (от общества, от людей человек уже отдалился, как бы умер в социальном смысле).

Пятая стадия - «принятие смерти» . Человек осознает и соглашается, смиряется с неизбежностью близкой смерти и смиренно ждет своего конца. Это состояние «психической смерти» (психологически человек уже как бы отказался от жизни). Клиническая смерть наступает с момента прекращения работы сердца и остановки дыхания, но в течение 10-20 минут медицинскими усилиями еще возможно вернуть человека к жизни.

Смерть мозга означает полное прекращение деятельности головного мозга и его контроля над различными функциями организма, в результате происходит гибель клеток мозга. Физиологическая смерть соответствует угасанию последних функций организма и гибели всех его клеток. Согласно некоторым религиозным воззрениям и мнению ряда ученых, с гибелью тела душа, психея человека, не умирает. Существует гипотеза, что она в виде информационного сгустка продолжает существовать после смерти человека и соединяется с общемировым информационным полем. Традиционное материалистическое понимание отрицает возможность сохранить душу, психику человека после его смерти, хотя последние исследования физиков, медиков, психологов уже не так категоричны.

Половозрастные группы населения и особенности проектирования одежды

Обоснование и выбор методов обработки тесно связан с половозрастными особенностями людей. Потребности человека в одежде определенных форм и размеров зависят от анатомического строения его тела, а также от образа жизни, профессии, возраста и т.д. Форма поверхности тела человека определяется полом, возрастом, конституционными особенностями. Причем наиболее ощутимо влияние возрастных особенностей на форму тела человека. Однако влияние возраста сказывается не только на форме поверхности тела человека, но и на его отношении к окружающему миру, требованиям к одежде, ее художественно-колористическому оформлению, подходу к формированию своего гардероба.

Развитие и рост организма человека в разные периоды неодинаковы. Каждый возрастной период характеризуется своими пропорциями, различные части тела человека растут неодинаково.

Например, голова новорожденного составляет "/4 Длины тела, а у взрослого человека - "/8. Рост других частей тела происходит более интенсивно: длина нижних конечностей увеличивается в 5 раз, длина рук - в 4 раза, туловища - в 3 раза.

С момента рождения до раннего детства организм быстро развивается, масса тела (вес) увеличивается за этот год в 3 раза, а прирост длины тела превышает 20 см.

От года до 3 лет темпы роста ребенка замедляются: годовой прирост длины тела не превышает 9-10 см, а обхвата груди - 2-3 см. У детей этой возрастной группы костные ткани отличаются мягкостью и гибкостью, а мышцы слабые и тонкие, поскольку интенсивно растут в длину. Поэтому утомляемость мышечной системы высокая по сравнению со взрослыми. Кроме того, вследствие большей, чем у взрослых, частоты дыхания и его поверхностного характера возрастает роль кожного дыхания. В эти годы отмечается высокая подвижность, интенсивная жизнедеятельность организма, следствием которых является повышенная теплоотдача. Эти особенности развитая детского организма диктуют жесткие требования к одежде для детей до 3лет ..

Одежда должна обладать высокой гигроскопичностью, воздухопроницаемостью, быть мягкой, легкой, без грубых и толстых швов, не стеснять дыхания, движений ребенка. Силуэт такой одежды должен быть свободным, застежка должна располагаться в доступном месте и обеспечивать возможность ребенку самостоятельно надевать, застегивать и снимать изделие. Талия не подчеркивается. Линия талии на платьях для девочек смещается в область груди. На брюках – пояс с использованием эластичной ленты, регулируемые по длине бретели, отложные манжеты.

В первый период детства (4-7 лет) отмечается интенсивный рост костей скелета и увеличение длины тела (особенно в возрасте от 5 до 7 лет). В этот период форма и размеры тела девочек и мальчиков не имеют отличий. Движения ребенка в этом возрасте отличаются разнообразием, большей сложностью, по сравнению с предыдущим периодом, и координацией. Особенность детей этого возраста - отставание роста сердца от роста кровеносных сосудов. Поэтому требования к гигиеничностиодежды для детей этой возрастной группы особенно велики .

Одежда должна обеспечивать максимально комфортные условия для функционирования организма. Совершенно исключается применение в одежде синтетических материалов, искусственных кож, пленочных материалов. Использование химических волокон допустимо только в верхней одежде, да и то при условии хорошей воздухопроницаемости материалов. Швы должны быть надежные, прочные (например, цепные с последующим закреплением их отделочной строчкой).

Во втором периоде детства (8-12 лет) наряду с увеличением длины тела увеличивается и его масса. Кроме того, в физическом развитии детей появляются половые различия . Мышечная и костная системы ребенка еще слабы, особенно мышцы спины и позвоночник, вследствие чего дети не способны длительное время поддерживать правильное положение тела, что ведет к ухудшению осанки и искривлению позвоночника. В этом возрасте детям рекомендуются физические упражнения для развития и укрепления мышц и костной системы, поэтому предпочтительны изделия для занятий спортом, достаточно удобные, легкие и гигиеничные. В этом возрасте рост туловища и грудной клетки опережает рост конечностей и одежда должна зрительно увеличивать длину ног и придавать фигуре большую стройность.

В подростковом возрасте отмечается неравномерный рост мальчиков и девочек: девочки в возрасте 10-14 лет растут быстрее мальчиков. Половое созревание девочек обусловливает ускорение их роста, который начинается и заканчивается раньше, чем у мальчиков. Ускорение роста мальчиков начинается с 13-14 лет, а после 15 лет они перегоняют девочек, и эта разница в длине и массе тела сохраняется в последующие периоды. Особенностью развития подростков является увеличение длины тела за счет роста конечностей. Быстрый рост костей обусловливает отставание в развитии мышц, которые лишь вытягиваются по мере роста костей. Это вызывает ухудшение координации движений подростка. Увеличение мышечной силы в этом возрасте способствует возрастанию потребности в движении, занятиях спортом.

Поэтому для подростков необходима одежда, удобная для занятий спортом, свои симпатии к спортивному стилю подростки выражают и в повседневной одежде. Они предпочитают такие виды изделий, как брюки, юбки, куртки, свитеры, комбинезоны. Психологические особенности подростков также сказываются на их одежде. Дети в этом возрасте осознают себя самостоятельной личностью и, стремясь не отстать от других, подражают всему модному. Они предпочитают яркую одежду модных форм. Швы должны быть прочными, отделочные строчки подчеркивают конструкцию одежды.

В юношеском возрасте форма тела и его пропорции почти не отличаются от фигуры взрослого человека. В силу акселерации нынешние юноши гораздо крупнее своих ровесников 60-х годов: по обхвату груди - на 8-12 см, росту - на 20- 25 см, По этой причине шкалы размеров и ростов для этих фигур включают варианты, одинаковые с взрослыми фигурами. Одежда для молодежи не используется до своего физического износа, часто меняется из-за изменения роста или стремления выглядеть модно, не так, как все. Методы обработки должны обеспечивать невысокую цену изделия в сочетании с повышенной прочностью соединения деталей. Цвета яркие, контрастные. Одежда должна быть многофункциональной. Не оформившуюся фигуру скрывает одежда: некоторая мешковатость, большие объемы, обилие деталей, застежек (кнопки, тесьма-молния, тесьма-велькро). Много карманов: различные виды накладных, карманы-портфели. Двусторонняя одежда, использование материалов-компаньонов и.т.д.

К 18 годам фигура, в основном, сформирована, однако психическое развитие в этом возрасте еще отстает от физического. Юноши и девушки к 20-21 годам приобретают самостоятельность в материальном отношении и постепенно в их поведении и предпочтениях проявляется стереотип взрослого человека. Одежда напоминает одежду взрослых, но может быть выполнена из менее дорогих материалов, с использованием менее дорогих методов обработки.

Окончательное формирование фигуры человека в зрелом возрасте происходит за счет мышц и подкожной жировой клетчатки. Одежда людей в зрелом возрасте должна отражать социальный статус человека. Используются высококачественные дорогие материалы, фурнитура, методы обработки, конструкция изделия, различные виды отделки. Методы обработки должны обеспечить высокое качество и отличную посадку изделия на фигуре.

До 35-40 лет фигура взрослых людей изменяется незначительно. Изменение фигуры мужчин и женщин происходит позже - после 50 лет , причем изменения касаются главным образом живота .

Количество подкожной жировой клетчатки в пожилом и старческом возрасте уменьшается, кожа становится менее эластичной, мышцы атрофируются, увеличивается изгиб позвоночника в грудном отделе, что может привести к образованию горба. Взгляды пожилых людей чаще всего (но не всегда) консервативны. Преобладают предпочтения в одежде моды прошлых лет. Цвета спокойные, темные. Предпочтение отдается удобной, долговечной, недорогой одежде, что учитывается при проектировании и на всех стадиях производства одежды. Изделие достигает физического износа. Методы обработки не должны приводить к удорожанию изделия. Швы должны быть прочные, надежные.

Приведенная выше возрастная периодизация отражает морфологические особенности людей обоего пола. Для проектирования и массового производства одежды существует условная группировка детей и взрослых по возрасту. Детей объединяют в пять возрастных групп:

· ясельная,

· дошкольная,

· младшая школьная,

· старшая школьная

· подростковая.

Взрослых условно делят на три возрастные группы:

· младшую (до 29 лет),

· среднюю (30-45 лет)

· старшую (старше 45 лет).

Такая периодизация определяет выбор форм, покроев, цветовой композиции одежды, а также методов технологической обработки отдельных деталей и узлов одежды. Молодежь в возрасте от 14 до 30 лет составляет почти 27% населения нашей страны. Это группа - подростково-молодежная, она неоднородна как по половозрастному и социальному составу, так и по особенностям потребления и требованиям к одежде. Особенностью этой группы является то, что она ведет наиболее активный образ жизни, быстрее реагирует на изменения моды, смелее воспринимает все новое и оригинальное в одежде.

Объем и структура гардероба молодежной одежды изменяются под влиянием ряда факторов - половозрастных различий, социального положения, уровня среднедушевых доходов, места жительства, характера труда, проведения досуга и др. Потребители этой группы устойчиво проявляют тенденцию не к расширению, а к обновлению гардероба. Основной причиной обновления гардероба является изменение моды, особенно в молодежной группе в возрасте 18-23 лет (главным образом студенты и служащие).

Главной причиной обновления гардероба одежды подростков (14-17 лет - учащиеся школ и ТУ) является физический рост. Сроки службы одежды подростков наименьшие по сравнению с одеждой других возрастных групп, поскольку подростки интенсивнее занимаются спортом и ведут очень активный образ жизни и относятся к вещам менее бережливо.

Молодежь при формировании гардероба стремится увеличить количество изделий универсальных, многофункциональных, хорошо комплектующихся с другими изделиями, например курток, юбок, брюк, блузок, пиджаков, свитеров.

Срок службы изделий для взрослых значительно дольше (до полного физического износа одежды). Повышенные требования к качеству одежды требуют более тщательного обоснования модели, конструкции и методов обработки

КЛАССИФИКАЦИЯ ВОЗРАСТА, возрастная группировка, распределение возрастов людей по более или менее крупным группам, объединяющим их на основе сходства каких-либо социальных или демографических функций. Применяется обычно в отношении всего населения или больших совокупностей людей. В основе классификации возраста лежит представление о периодизации возраста. Классификация возраста позволяет разделять те или иные возрастные контингенты. Критерии классификации возраста зависят от цели исследования. В демографии предпочтительна классификация возраста по 1-годичным или 5-летним группам, в последнем случае часто (например, при расчете кратких таблиц смертности) первая 5-летняя группа ввиду ее особой важности подразделяется на 1-годичные. При изучении брачности и рождаемости выделяются бракоспособные возрасты и репродуктивный возраст женщин. С экономической точки зрения возрасты подразделяются на 3 группы - дорабочий, рабочий и послерабочий (дотрудоспособный трудоспособный и послетрудоспособный), границы которых различны наиболее употребительно членение на 3 группы с целым числом 5-летних групп в каждой (0-14, 15-59, 60 лет и старше или 0-14, 15-64, 65 лет и старше). Такая классификация возраста принята в международной практике. В СССР в практике планирования применяется группировка 0-15, 16-54, 55 лет и старше - для женщин 0-15, 16-59, 60 лет и старше - для мужчин. Классификация возраста, имеющая значение для анализа структуры трудовых ресурсов разработана Б. Ц. Урланисом. При этом население подразделяется на группы дорабочая - до 15 лет (в т. ч. дети ясельного возраста - до 2, лошкольного-3-6 и школьного - 7-15 лет) рабочая - 16-59 лет (в т. ч. юность - 16-24, зрелость - 25-44 и поздняя зрелость - 45-59 лет), послерабочая - 60 лет и старше (в том числе пожилой возраст - 60-69, ранняя старость-70-79, глубокая старость - 80 лет и более).

На основе анализа возрастных изменений в различных органах и тканях, а также оценки работоспособности организма решением Ленинградской конференции по геронтологии (1962) и семинара ВОЗ по социальным и клиническим проблемам в СССР принята так называемая рабочая классификация возрастных рубежей второй половины жизни человека. Возраст 45-59 определяется как средний, 60-74 - пожилой, старше 75 лет - старческий, в котором выделяются долгожители - люди в возрасте 90 лет и старше.

Попытки предложить универсальную классификацию возраста предпринимались издавна. Так русский статистик и демограф 1-й половины 19 века А. П. Росчавский-Петровский выделял подрастающее поколение - до 15 лет (в т. ч. малолетние - до 5 лет и дети - 5-15), цветущее поколение - 16-60 лет (в т. ч. молодые - 16-30, возмужалые - 30-45, пожилые - 45-60 лет), увядающее поколение - 61-100 лет и старше (в т. ч. старые - 61 - 75, долговечные- 75-100 и старше). Классификация возраста, предложенная в 1939 году секцией демографической статистики американской ассоциации здравоохранения, соответствует классификациям, принятым в современных международных сравнениях. В ней 8 периодов: младенчество - до 1 года, дошкольный возраст - от 1 до 4 лет, школьные годы - 5-14, юношеские годы - 15-24, годы наибольшей активности - 15-44, средний возраст - 45-64, ранний период старости - 65-74, старость - от 75 лет. Известны и другие универсальные классификации возраста, однако ни одна из них в настоящее время не стала общепринятой (см. также Возраст).

И.В. Калинюк.

Демографический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985.

Время наступления старости чрезвычайно условно, с увеличением продолжительности жизни представления о нем меняются.

В разные периоды истории общества и в разных культурах начало старости определялось следующим образом: Пифагор - 60 лет, китайские ученые - 70 лет, английские физиологи XX в. - свыше 50 лет, немецкий физиолог М. Рубнер считал 50-летний возраст старостью, 70-летний - почтенной старостью.

Как известно, на практике пожилыми обычно считают людей, вышедших на пенсию. Однако это мерило не может быть универсальным, так как пенсионный возраст в разных странах различен. Вместе с тем женщины, как правило, уходят на пенсию раньше мужчин. Так, в нашей стране, они имеют право получать пенсию по старости с 55 лет, тогда как мужчины - с 60 лет. К тому же Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. 03.05.2011) «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» предусмотрены различия в пенсионном возрасте и для разных социально-профессиональных групп. Тем не менее в подавляющем большинстве стран мира к пожилым людям относят граждан в возрасте 60 лет и старше.

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «старые старые» люди, вышедшие на пенсию давно, существенно отличаются от «новых старых», т.е. тех, кто вышел на пенсию недавно. Для социальных работников важна, в первую очередь, исчерпывающая информация о контингенте пожилых и старых людей, которых они обслуживают. В гериатрии и геронтопсихиатрии стало аксиомой, что физические и психологические характеристики людей существенно различаются по 5-летним периодам: 60-64 года, 65-69 лет, 70-74 года и т.д. Поэтому для получения социальной информации и создания банка данных о пожилых и старых людях важно знать не только демографические особенности того или иного района, но и картину демографических изменений в этой группе населения.

Обычно выраженные признаки старения появляются у человека с 60 лет (возраст от 60 до 75 лет условно считают пожилым). Однако фактически процесс старения начинается тогда, когда заканчивается рост и развитие организма.

Согласно классификации ВОЗ, возраст

  • до 44 лет считается молодым ;
  • 45-59 - средним ;
  • 60-74 - пожилым ;
  • 75-89 - старческим ;
  • люди от 90-100 лет и старше - долгожители.

Конечно, все эти деления условны, точных границ разных периодов человеческой жизни установить нельзя, так как она представляет собой непрерывное развитие, а совершающиеся в организме возрастные изменения многочисленны и разнообразны.

Таким образом, условно человек считается старым с 75 лет, т.е. через 15-20 лет после того, как выходит на пенсию.

В ювенологии (практической геронтологии) своя градация:

  • до 30 лет - юность ;
  • 30-60 лет - первая молодость ;
  • 60-90 лет - вторая молодость ;
  • после 90 лет - третья молодость.

Так что долгожителей, сохранивших физическую и творческую активность, с позиции ювенологии можно назвать молодыми. Они в определенном смысле - модель будущего.

Сопоставление различных возрастных классификаций дает чрезвычайно пеструю картину в определении границ старости, которые колеблются в широких пределах от 45 до 70 лет. Характерно, что почти во всех возрастных классификациях старости можно увидеть тенденцию к ее дифференцированности на подпериоды. При этом нужно учитывать, что с момента наступления старости процесс старения не заканчивается, и существуют большие различия между стареющими людьми.

По словам американского психолога Э. Эриксона считается, что старость является стадией развития личности, на которой возможно либо обретение такого качества, как интегративность - целостность личности, либо переживание отчаяния потому, что жизнь почти кончена, но прожита она не так, как хотелось и планировалось. Э. Эриксон описывал кризис, переживаемый во время старения, который знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение его зависит от того, как этот путь был пройден с точки зрения человека, переживающего кризис. По мнению Э. Эриксона, основная задача старости - достижение целостности, осознание и принятие прожитой жизни и людей, как внутренне необходимой и единственно возможной.

Целостность основывается на понимании того, что жизнь состоялась и в ней уже ничего нельзя изменить. Мудрость состоит в принятии собственной жизни целиком, со всеми ее взлетами и падениями, в отсутствии горечи по поводу неправильно прожитой жизни и возможности начать ее сначала.

Английский геронтолог Д.Б. Бромлей рассматривает человеческую жизнь как совокупность пяти циклов: утробного, детства, юности, взрослости и старения. Цикл старения включает три стадии:

  • 1) удаление отдел, «отставки», по выражению автора - 65-70 лет;
  • 2) старости - 70 и более лет;
  • 3) дряхлости, болезненной старости и смерти - максимум около 110 лет (в условиях Англии и Западной Европы).

Старость, по мнению Д.Б. Бромлей, характеризуется весьма лаконично: полная незанятость, отсутствие каких-либо ролей, кроме семейных, растущая социальная изоляция, постепенное сокращение круга близких людей, особенно из среды сверстников, физическая и умственная недостаточность.

Процесс старения в каждом человеке протекает индивидуально. Однако важно осознать, что пожилые люди - это возрастная группа, которая имеет социально специфические особенности и потребности.

В отечественной науке принята следующая схема возрастной периодизации:

  • пожилой возраст - 60-74 года (мужчины), 55-74 года (женщины);
  • старческий возраст - 75-90 лет;
  • долгожители - 90 лет и старше.

Границы пенсионного возраста устанавливаются государством. При определении пенсионного возраста исходят из возраста хронологического - количества прожитых лет.

Выделяют также функциональный возраст , который отражает возрастную динамику физиологических функций, определяется генетическим компонентом, образом жизни, перенесенными заболеваниями, стрессовыми ситуациями, физической, психической и интеллектуальной активностью; психологический возраст - группа показателей, характеризующих возрастные измерения психики; биологический возраст - показатель уровня износа структуры и функций организма.

Отмечается, что разграничения на периоды являются условными, поскольку календарный (хронологический) и биологический, а также психологический возраст не всегда совпадают.

Различают также нормальное, или физиологическое, и преждевременное старение. При физиологическом старении изменение основных физиологических систем организма происходит относительно плавно: человек до глубокой старости сохраняет физическую и умственную активность, интерес к окружающему миру. Старость как общебиологический процесс не следует отождествлять с болезнью. Преждевременное старение в значительной мере обусловлено перенесенными ранее заболеваниями, неблагоприятным воздействием факторов окружающей среды, вредными привычками, а также нагрузками на регуляторные системы организма.

Причины нормальной и преждевременной старости различны. Естественная, физиологическая старость развивается постепенно и характеризуется гармоничным снижением всех жизненных функций, равномерно развивающимися атрофическими изменениями с почти полным сохранением работоспособности, жизнерадостности и интереса к окружающему миру. Такие люди подчас выглядят моложе своих лет.

Старость патологическая, или, как ее еще называют, преждевременная, характеризуется ранним наступлением старческих изменений, приводящих к преждевременному ослаблению физических сил и умственной деятельности. Как правило, возрастные изменения отягощаются различными хроническими заболеваниями, ускоряющими одряхление. Поэтому мы порой и отмечаем несоответствие биологического и паспортного возраста: иногда молодой человек в 20-30 лет выглядит стариком, а старик в 90 - бодрым, полным энергии.

Несоответствие состояния стареющего организма возрастным нормам и вызвало необходимость введения понятия «биологический возраст», который может не совпадать с календарным возрастом, в частности «опережая» его в связи с преждевременным старением. И, наоборот, нередки случаи, когда, например, в возрасте 70 лет состояние организма соответствует возрастным нормам 60-летнего человека. Определение биологического возраста имеет большое практическое значение в профилактике и лечении различных заболеваний, в решении вопросов рационального образа жизни и трудовой деятельности.

Существует несколько методик его определения, одна из них разработана в России (Л. Белозерова) . При определении биологического возраста определяется совокупность функциональных нарушений у индивида, которая соотносится со средними показателями для определенного возраста. Биологический и календарный возраст могут не совпадать между собой и различаться на 10-20 лет. Особенно часто приходится встречаться с явлениями преждевременного старения - прогерией. Обычно преждевременное старение связано либо с заболеваниями (например, сахарный диабет, хроническая инфекция, артериальная гипертония), либо с неправильным образом жизни - в первую очередь с курением, пьянством. Бытующее мнение о том, что физическая нагрузка старит человека, не верно - если физическая нагрузка не превышает физиологической нормы, то она, наоборот, способствует уменьшению биологического возраста.

Биологический возраст конкретного человека зависит от совокупности функциональных резервов всех органов и систем. Именно на увеличение этого биологического возраста с ориентацией на здоровое и активное продление жизни должны быть направлены усилия геропротекции (профилактики преждевременного старения) - не просто жить, а жить качественно.

Таким образом, в живом организме протекают одновременно два взаимно противоположных процесса, тесно связанных между собой, но всегда уравновешенных - созидание и разрушение. Созидание - сложный комплекс биохимических процессов, происходящих в организме, связанный с усвоением веществ, поступающих из внешней среды, и образованием более сложных химических соединений. При этом происходит восстановление разрушенного вещества клеток, их обновление и вместе с тем - рост и развитие организма, всех его отдельных частей.

Противоположный процесс - разрушение - сводится к расщеплению клеточных белков и других соединений. В период роста и развития организма преобладает первое, во время старения - второе.

Основные проявления старения связаны с возрастными изменениями функции центральной нервной системы (ЦНС). Раньше всего ослабляется подвижность процессов возбуждения и торможения. Нарушается деятельность анализаторов, ослабляются чувствительность, обоняние, острота зрения и сила аккомодации глаз, постепенно понижается верхняя граница слуха. Отмечается снижение психической активности, наблюдается заострение характерологических особенностей, развивается эмоциональная неустойчивость. Пожилому человеку страшны любые жизненные перемены, он консервативен в суждениях и поступках, склонен к нравоучениям. Отсутствие самообладания делает человека раздражительным, вспыльчивым, агрессивным или, напротив, неуверенным в себе, подавленным и плаксивым. В старости легко возникает тревога, часто по ничтожному поводу.

Значительная часть неприятностей, отравляющих существование пожилых людей, связана с психологическими и социальными моментами. Уход на пенсию после долгой трудовой жизни сопровождается резким изменением привычек, жизненного стереотипа, тягостным ощущением одиночества и ненужности, существенным сокращением материальных средств. Влияние внезапного изменения социальных условий сказывается особенно на людях, работающих в узкоспециальной области. Лица с многогранными интеллектуальными запросами, наоборот, радуются предстоящей возможности целиком отдаться своему любимому делу.

Резкое нарушение привычного образа жизни особенно болезненно воспринимают мужчины, так как у женщин остаются их прежние повседневные заботы.

Критический период ухода на пенсию часто совпадает по времени с ослаблением семейных связей между родителями и детьми. Молодое поколение в это время вступает в состояние зрелости и часто не желает мириться с проявлениями консерватизма и догматизма пожилых людей. Поводы для мелких конфликтов учащаются вследствие совместного проживания. Если же пожилому человеку приходится жить вдали от детей, то усиливается чувство одиночества.

Положение стариков становится еще более трагичным, если один из супругов умирает задолго до другого. Одинокий мужчина в этой ситуации оказывается еще более растерянным и беспомощным по сравнению с женщиной. Не имея сил справиться с мелкими заботами повседневной жизни, часто без всякой помощи в быту, одинокий мужчина мало-помалу теряет вкус к жизни, хуже питается и совсем опускается. Весьма возможно, что этим объясняется значительный рост числа самоубийств в возрасте старше 70 лет.

При старении психические нарушения чаще всего проявляются неврозоподобными, ипохондрическими, депрессивными, тревожнодепрессивными синдромами, выраженным заострением личностных характерологических черт. Психотические расстройства, как правило, являются следствием эндогенных, эндогенно- и экзогенноорганических и функциональных заболеваний головного мозга у лиц пожилого и старческого возраста (пресенильные и сенильные деменции, депрессии, церебральный атеросклероз).

Как заглянуть в глубинные тайны раннего старения? В чем секреты долгой жизни?

В настоящее время существует несколько сот теорий и гипотез, пытающихся объяснить механизм старения, но ни одна из них не дает полного, исчерпывающего обоснования. Одни частично объясняют механизмы старения, другие представляют лишь исторический интерес, третьи отвергнуты как несостоятельные. Рассмотрению теорий старения посвящена гл. 2.

  • Белозерова Л.М. Онтогенетический метод определения биологическоговозраста человека // Успехи геронтологии. 1999. Вып. 3.