Курсовая работа духовно-нравственное воспитание молодежи

Глава I . Глава I . Сущность духовно-нравственного воспитания. Обоснование актуальности духовно-нравственного воспитания в России.

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Стержнем духовно-нравственного воспитания является интериоризация - перевод моральных требований общества, нравственных принципов во внутренние установки человека, которые, став таковыми, служат верным компасом в его повседневной жизни.

Духовность и нравственность — базовые характеристики личности, проявляющиеся в деятельности и поведении. В повседневной жизни мы постоянно используем многие сочетания со словами «душа», «дух», «духовность», которые отличаются неясностью и случайностью в содержании, однако в современном научно-педагогическом знании эти понятия игнорируются или относятся только к религиозным воззрениям.

В педагогических источниках под «духовностью» понимается состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией, комплексом изучаемых в вузе предметов и т.д. (2).

Нравственность - это присвоение человеком моральных ценностей, требований к себе и другим, и, наконец, перспектива совершенствования.

Сущность духовно-нравственного воспитания.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий.

Духовно-нравственное воспитание должно базироваться на изучении социокультурного опыта предшествующих поколений, представленного в культурно-исторической традиции. Система ценностей традиции складывалась на протяжении многих столетий. Она вбирала в себя опыт поколений, под влиянием истории, природы, географических особенностей территории, на которых жили народы России.

Духовно-нравственное воспитание на сегодняшний день, является актуальной темой. Актуальность диктуется теми противоречиями, теми трудностями и даже кризисными явлениями, которые сложились в обществе.

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — серьезная проблема нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие», — писал известный русский религиозный философ В.В. Зеньковский. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на и через приобщения его к культурному наследию своего народа.

Культура - это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. К сожалению, права детей и семьи на духовную чистоту давно и грубо нарушены. Нормальные люди теряются в антикультурной среде обитания: среде распущенности, эгоизма, потребительства, грубой ругани, унижений и насилия, которыми перенасыщены даже мультфильмы и игрушки.

Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Относясь уважительно и толерантно ко всем религиям, мы, не вправе забывать, что Киевская Русь, как государство окончательно сложилось только после ее крещения святым князем Владимиром, что письменность наша была создана великими православными святыми Кириллом и Мефодием.

Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности. Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и можно проследить, что отказ от Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как очерствление личности, бездуховность общества.

Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю нашу культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, да просто невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком. Кроме того, Православие всегда относилось и относится к больным детям так же, как и к здоровым, признавая их равенство в духовной жизни. А недостатки в развитии никогда не служили препятствием к духовному росту. Много людей, признанных Православной Церковью Святыми, т.е. особо высоко-духовными, имели физические недостатки, ничуть не умаляющие их духовный подвиг (Святая Преподобная Матрона Московская была слепой от рождения, Святую Блаженную Ксению Петербургскую многие современники воспринимали как человека с психическими особенностями и т.д.).

Православные праздники с обрядами - это источник познания народной мудрости, души, традиции уклада жизни нашего народа. По мнению русского педагога ХІХ века К.Д. Ушинского «…для ребёнка светлый праздник Пасхи и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни» (3).

Таким образом, сегодня как никогда актуальна системная организация духовно-нравственного воспитания, начиная с первых лет жизни и взаимодействие системы образования и здравоохранения по насущным проблемам молодой семьи: восстановление отечественной культуры пестования малышей, создание приближенной к традиционной предметно-развивающей среды.

Глава II . Духовно-нравственное воспитание детей. Проблемы, традиции, опыт

Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

Богатейшим источником духовно-нравственного и познавательного развития детей является фольклор. Особенные черты русского характера сохранились в устном народном творчестве.

Освоив народные традиции, дети узнают историю своей семьи, страны, традиции своего края игры, песни, народные праздники, обычаи.

Приобщение детей к ценностям народной культуры способствует развитию у них интереса к гуманизму, народной культуре, её духовным ценностям.

Духовно - нравственное воспитание как никогда актуально в наше время. Это одна из сложнейших и актуальных проблем, которая сегодня должна решаться всеми, кто работает с детьми или имеет к ним отношение. Что мы сейчас заложим в душу ребёнка, проявится позднее, станет его жизнью. Мы говорим сегодня о необходимости возрождения в обществе культуры и духовности, что связано непосредственно с воспитанием и развитием ребёнка.

Воспитание души ребенка - это создание основы нравственных ценностей. Никогда не приведёт к желаемому результату воспитание нравственности, которое не затрагивает эмоциональное состояние ребёнка. Именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития межличностных отношений и чувств закладывается человечность - основа самого лучшего в людях.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.

В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, обращения к духовной жизни начинается также в данном возрастном периоде - с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности.

Большая доля нарушений в развитии и поведении детей, кризисов в семьях, как отмечает Л. Гладких, имеют, прежде всего, духовно-нравственные истоки, даже те, которые списывают на ошибки природы. Педагогические традиции семей, которые прежде передавались из поколения в поколение, во многом утрачены, в то время когда сейчас половина малышей по разным объективным и субъективным причинам воспитываются дома. Большинство родителей увлечены интеллектуализацией малышей (4). Поэтому сегодня важнейшая задача - это использовать и развивать отечественные педагогические традиции как оружие для защиты семьи и детей.

С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, достигаются следующие результаты:

  • устойчивость навыков поведения;
  • сформированность основ ценностных сфер личности;
  • стабильность психического развития;
  • целостность восприятия мира;
  • воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
  • формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;
  • развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;
  • приобщение детей и взрослых к знаниям о формах традиционного семейного уклада, пониманию своего места в семье и посильному участию в домашних делах.

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Принципами отбора содержания образования являются:

  • Научность и каноничность (сочетание современных достижений дошкольной педагогики, дошкольной психологии и специальной психологии с традиционными принципами морали).
  • Многоуровневый подход (учет возрастных, индивидуальных возможностей, состояния психо-физического здоровья детей)

Целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка-дошкольника, посредством его приобщения к высшим ценностям, освоение духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи), предусматривает тесное взаимодействие с семьями воспитанников и педагогическое просвещение родителей по вопросам традиционного воспитания как способа передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи и общества.

Глава III . Духовно-нравственное воспитание молодежи. Проблемы, традиции, опыт

Духовно-нравственное воспитание начинается с рождения человека и идёт всю жизнь, через общение, трудовую деятельность, повседневные дела.

Нравственные корни русского народа берут свое начало в глубокой древности. Это ярко выразилось в слиянии христианства и древнего мировоззрения славян, что дало говорить о новой системе — Русском православии. Знание своих исторических и культурных корней воспитывают в человеке гордость прошлым своей Родины, патриотизм, чувство ответственности, долга перед государством и семьей.

Система ценностей традиции складывалась на протяжении многих столетий, вбирая в себя опыт поколений, под влиянием истории, природы, географических особенностей территории, на которых жили народы России, условий их жизни, быта, взаимодействия, общих бед, трудов и свершений, веры, культурного творчества, языка. Народы нашей страны имеют многовековой опыт совместной жизни и сотрудничества, осмысляемый нами как общность судьбы на родной земле. Мы объединены верностью памяти предков, завещавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость.

Богатое культурное духовное наследие нашего прошлого практически остается невостребованным. Молодое поколение на сегодняшний день к глубокому сожалению имеет практически очень слабое представление о нравственной культуре русского народа, примерах из исторического прошлого нашей Родины. Широкое распространение, среди молодежи, получают наркотики, насилие, а нравственные и культурные ценности уходят на задний план. Это очень нездоровая и опасная тенденция, которую нужно устранять. Это не значит, что нужно слепо вернуться к прошлому, и следовать древним традициям и нравственным нормам. Однако для гармоничного развития современной личности необходимо приобщение к сокровищам духовной культуры русского народа.

Современное общество находится в состоянии глубокого кризиса. Был утерян тот духовный стержень, который многие века взгревал жизнь в сердцах людей. Теперь, для выхода из этого кризиса следует заняться прежде всего вопросами воспитания. И именно воспитания, а уже затем образования. Безусловно, семейное воспитание играет ведущую роль в формировании нравственного стержня личности, однако и учебные заведения должны активно участвовать в процессе становления личности.

Семья как устойчивая социальная общность выступает мощным фактором формирования человека, передачи социального опыта, исторической памяти людей, этнокультурных традиций. Необходимо возвратить воспитание в семью, признать родителей главными воспитателями, ответственными за экологию детства, и вести поиск путей педагогического сотрудничества и добровольного общения с родителями, взаимообучения педагога и родителей. Ориентация ребенка в национальной культуре и народных традициях во многом зависит от семейного воспитания.

Семейные традиции — это духовный феномен, присущий процессу создания членами семьи норм и ценностей, не регламентированных юридическими подходами и принимающих статус семейного закона, регулирующего и организующего жизнь семьи. Семейные законы являются неписаными законами семейной жизни и воспитания; эти традиции, в свою очередь, затрагивают отношения ребенка к самому себе как к личности, к другим людям и к миру. Семейные и общественные традиции являются основополагающими элементами в процессе нравственного воспитания подрастающих поколений.

Однако нельзя забывать и об образовательных учреждениях, где человек проводит много времени и формируется как личность.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Молодежь лишается возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Образование само по себе не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность — это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

В качестве критериев нравственного воспитания в системе образования выступают: уровень знаний и убежденности в необходимости выполнения норм морали, сформированность моральных качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в жизненных различных ситуациях (1). В целом, это можно определить как уровень нравственной культуры личности.

Воспитание и развитие у студентов нравственности и высокой культуры российского интеллигента является самой важной задачей в процессе становления личности.

О необходимости изучения в школе и вузах духовно-нравственной культуры и этики свидетельствуют такие кризисные явления современной жизни, как наркомания, пьянство, криминализация детской и молодежной среды, половая распущенность, низкий уровень общественной морали, острейший кризис традиционных семейных ценностей, упадок патриотического воспитания. Преподавание основ духовно-нравственной культуры будет способствовать нравственной ориентации, поможет им побуждать себя к развитию и самосовершенствованию.

  • историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
  • воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
  • формирование культуры мира и межличностных отношений.

Все это позволит достичь следующих целей: поддержание статуса России как великой державы в сфере науки, культуры, технологий, образования; обеспечение высокого качества жизни для граждан страны; преодоление экономического и духовного кризиса.

Причем если в школе ребенку начинают прививать духовные и нравственные ценности, то в вузах данный процесс необходимо продолжать. Помимо изучения истории России, ее культуры необходимо также приобщать молодое поколение к духовным и культурным традициям.

Преподаватели должны стремиться к формированию у студентов следующих качеств:

  • нравственных чувств (долга, веры, совести, ответственности, патриотизма, гражданственности);
  • нравственного облика (милосердия, толерантности);
  • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви);
  • нравственного поведения (готовности служению людям, своей Родине).

Помимо изучения дисциплин, направленных на формирование личностных качеств, воспитательная работа должна вестись и на кураторских часах.

Осуществить данный замысел возможно, в том числе при взаимодействии учебных заведений с религиозными организациями.

В основе духовно-нравственного воспитания в вузах должно лежать удовлетворение потребности каждого студента в стремлении к гармоничному развитию через приобщение к богатейшему духовному опыту национальной культуры.

Нравственная культура личности — это характеристика нравственного развития личности, в которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношениях с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию (1).

Задача формирования нравственной культуры личности заключается в достижении оптимального сочетания традиций и новаций, в соединении конкретного опыта личности и всего богатства общественной морали.

Приобщение молодого поколения к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что проблема духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи стоит перед педагогами и родителями крайне остро. Проанализировав ее причины и пути решения, можно сказать, что она разрешима. Да, проблема духовно - нравственного воспитания есть, но есть и пути ее решения. И при целенаправленной и скоординированной воспитательно-педагогической работе церкви, семьи, политической системы, образовательной системы и отдельно взятой личности над собой данная проблема заметно уменьшится.

В настоящее время в данном направлении происходят заметные улучшения, например тот факт, что принят новый Закон "Об образовании”.

Однако, несмотря на это, все еще остается острым вопрос с засильем в души молодых людей западной культуры и западных ценностей и все еще размытые стратегии и цели воспитания.

Хочется верить, что меры необходимые для устранения данной проблемы будут применены раньше непоправимой катастрофы общечеловеческого масштаба - полного краха духовно - нравственных ценностей и безвозвратного перерождения людей в роботов.

Список используемой литературы

1. Багашев А. Духовно-нравственное воспитание молодежи// Воспитание школьников. — 2008. — № 9. — С. 10-13;

2. Даниленко Б. Православная традиция и современные реалии в российской школе XXI века// Журнал Московской Патриархии. — 2008. — № 3. — С. 44-49;

3. Ильин И. А. Путь духовного обновления // Религиозно-философская библиотека. М., Изд-во Библиополис, 2008;

4. Левин К. Теория поля в социальных науках / [Пер.Е. Сурпина] - СПб.: Речь, 2000

5. Никандров Н.Д. “Духовные ценности и воспитание в современной России.”- Педагогика.-2008.- № 9. - с. 3 (статья)

6. Никандров Н.Д. “Духовные ценности и воспитание в современной России.” - Педагогика.- 2008. - № 9 с. 4 (статья).

«Образованию ума всегда должно

предшествовать воспитание сердца»

святитель Иннокентий (Вениаминов),

Митрополит Московский и Коломенский

Духовно – нравственное воспитание молодежи в школе

В числе важнейших проблем воспитания серьезную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодежи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность, традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.

В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный образец – общечеловеческие идеалы и ценности. Примером может служить наследие В.А. Сухомлинского, который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы - ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности… Настоящий человек начинается там, где есть святыни души..»

Детство - это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества, человека и Бога. Духовно – нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое м эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитать» - значит способствовать формированию духовно – зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовной «уголь», чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте. «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли» - писал Н.И. Пирогов.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт духовное возрождение страны, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно – нравственные компоненты в содержании образования. Поэтому именно духовно – нравственное воспитание детей и молодежи, основанное на приобщение их к православным традициям, является приоритетным направлением работы образовательных учреждений. Успех в области духовно – нравственного воспитания школьников зависит в первую очередь от профессионализма педагогов, работающих с молодёжью: преподавателей предметов гуманитарно – эстетического цикла, учителей ОРКСЭ.

Духовно – нравственное воспитание осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является повышение культуры учащихся через участие в творческих конкурсах православной направленности. Духовно – нравственное воспитание на основе православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно – нравственному образованию и воспитанию детей. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями всех педагогов школы.

    формирование в подрастающем поколении осознания необходимости нравственности и духовности в семейных и общественных отношениях, традициях и обычаях;

    развитие у молодежи патриотических чувств, гражданского самосознания, как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей;

    формирование твердых навыков противостояния злу и всему нечистому;

    формирование активной жизненной позиции, воспитание добросовестного отношения к работе, учебе, дисциплинированности, ответственного отношения к судьбе страны, готовности служить ей;

    профилактика пагубных привычек у школьников и молодежи;

    изучение истории Крыма, понимание особенностей нравов, обычаев, верований и традиций народов, населяющих Крым;

    осмысление христианского вклада в культуру, науку, человеческую жизнь, искусство.

Целью духовно – нравственного воспитания в школе является сохранение духовно – нравственного здоровья детей. Для реализации данной цели педагоги ставят перед собой следующие задачи:

    воспитание уважения к нравственным формам христианской морали, уметь различать такие понятия, как добро и зло;

    формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;

    развивать музыкальную культуру, приобщать детей к классической, духовной и народной музыке;

    развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства;

    осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию;

    прививать трудовые навыки, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

Педагоги нашей школы осуществляют работу по следующим направлениям:

    духовно – образовательное;

    воспитательно – оздоровительное;

    культурно – познавательное;

    нравственно – трудовое;

    развитие творческих способностей учащихся.

Для реализации данного направления работы учителя используют следующие формы работы с детьми:

    факультативные, индивидуально – групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания;

    лекции, семинары, практикумы (в старших классах);

    творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно - прикладного творчества, развитие способностей сольного и хорового пения, музыкально – сценического движения;

    проведение праздников и мероприятий;

    исследовательская деятельность учащихся;

    экскурсии;

    организация выставок;

    тематические и творческие вечера;

    участие в конкурсах, фестивалях, концертах.

Для работы с родителями педагоги нашей школы используют следующие формы работы:

    родительские собрания на духовно – нравственные темы;

    лекторий для родителей;

    вечера вопросов и ответов;

    выставки, конкурсы;

    анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно – нравственного воспитания в семье;

    информационные стенды для родителей, выставки детских работ;

    совместно организованные с родителями праздники.

Предполагаемый результат:

    усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру;

    формирование позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям;

    способность к сопереживанию;

    воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества;

    формирование истинных ценностей: любовь, долг, честь, Родина, вера;

    приобщение к опыту православной культуры;

    ответственность за свои поступки и действия.

В течение нескольких лет в школе проходят ежегодные Рождественские и Пасхальные выставки декоративно – прикладного творчества учащихся. Наши учащиеся принимают участие в школьных конкурсах: «Красота Божьего мира», «Светлый праздник Рождества», «Святые заступники Руси» и другие. Каждая работа ребёнка есть результат погружения в эпоху, изучение культурных традиций и мастерства предыдущих поколений. Так происходит овладение опытом предков, их нравственными и духовными ценностями, формирование собственной картины мира.

Реализация работы по духовно – нравственному воспитанию осуществляется через интеграцию предметов гуманитарно – эстетического цикла.

Занятия в начальной школе (уроки ИЗО, технологии, чтение, музыка, внеурочная деятельность открывают учащимся путь к нравственной стороне познания окружающего мира. Мир прекрасен своей гармонией, и познание его маленьким человеком так же должно быть гармоничным. Понятие о нравственности, воспитание эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру, приобщение к духовной культуре формирует личность с позитивным взглядом на мир и способствует развитию творческих способностей ребенка. Реализация данных задач осуществляется через различные виды деятельности:

    чтение, рисование, художественный труд;

    слушание музыки и размышления о ней.

На уроках русского языка и литературы духовно – нравственное воспитание осуществляется посредством слова. Учителя русского языка и литературы ставят перед учениками следующие задачи:

    учащиеся должны увидеть, что русский язык – это не только средство общения между людьми, он впитал в себя богатейший духовный, исторический и нравственный опыт народа;

    воспитать у детей любовь к своему родному языку, уважительно относиться к языкам других народов;

    выработать у учащихся элементарные навыки общения, обогатить их лексический запас, научить грамотно излагать свои мысли;

    пробудить интерес к старославянскому языку;

    Пробудить интерес к изучению духовной поэзии.

На уроках истории и МХК происходит знакомство с деятельностью интересных и великих людей, культурными и историческими памятниками. Невозможно понять специфику древнерусской истории и древнерусской культуры без знания имен и работ Иоанна Дамаскина, Иоанна Златоуста, Иоаана Лествичника, Василия Великого….

На уроках музыкального искусства происходит постепенное введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Интересен опыт интегрированных уроков: «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство», «Колокольные звоны», уроки английского языка, посвященные празднику Рождества.

Особое место в реализации духовно – нравственного воспитания занимает взаимодействие учителей ОРКСЭ, православной культуры Крыма, изобразительного искусства и технологии. Результатом плодотворного сотрудничества педагогов является участие учащихся в выставках, развитие творческой деятельности. Работы ребят, выполненные в различных видах техники, представлены на выставках в школе. Педагоги школы организуют и проводят мероприятия военно – патриотической и антинаркотической направленности, а также мероприятия по духовному воспитанию учащихся (также при участии родителей): «Жизнь, зачем ты мне дана!» (10 – 11 классы), «Поиграем у нарядной елки» (1 – 4 классы), «Святой помощник Николай» (1 – 4 классы) и другие.

Мы проводили анкетирование среди родителей и детей после преподавания предметов духовной направленности. Нам было интересно, какой результат это приносит. Мы не ожидали, что будут такие ответы. На вопрос родителям: «Ваше вероисповедание» - 82 % ответили – православие. «Влияют ли каким – либо образом на Вас занятия ваших детей в области духовно – нравственного воспитания?» (то есть, воспитывают ли Вас ваши дети?) - 53 % ответили - «да». «Считаете ли Вы нужным преподавание Основ православной культуры Крыма в школах?» - 80 % родителей высказались – «за». В пожеланиях и родители, и учащиеся старших классов, среди которых проводилось анкетирование, высказались однозначно, что этот курс помогает им. Отрицательные отзывы были крайне редки, в основном по той причине, что не хотят увеличивать нагрузку на детей.

Старшеклассники на вопрос «Что дало вам изучение Основ православной культуры?» - в основном положительная оценка. «Хочется желать людям счастья, добра, любви, выполнять заповеди; лучше ориентируюсь в жизни; стал (а) терпимее; понял(а), что надо помогать людям; прежде думаю, чем говорю; стала осознавать, что такое грех; стала лучше понимать людей, выслушивать их» - вот некоторые мнения. 75 % учеников высказались за дальнейшее проведение таких уроков, 10 % - против.

Возрождение Родины – это не только решение политических, экономических, социальных проблем нашего общества, но, прежде всего, духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения, т.е. воспитание будущих граждан нашего Отечества, формирование у них высоких духовно – нравственных и гражданско – патриотических качеств и национального самосознания. Духовно – нравственное и патриотическое воспитание – это очень важная, сложная, кропотливая работа, в которой заинтересовано и государство, и общество. Она должна быть многоплановой, систематической и целенаправленной. В этой работе должны быть скоординированы деятельность и государственных органов и школ по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Дети - наше будущее. Но они и наше настоящее, наше сегодня. От того, какими вырастут наши дети, зависит и здоровье нашего общества, а,следовательно, и их благополучие. На нас, родителях и педагогах, лежит огромная, поистине вселенская ответственность за их воспитание.. Каждый человек, пусть самый маленький – уникален, неповторим, это целая вселенная, для которой Творец предначертал свой путь, свое предназначение в жизни. И как же осторожно мы должны подходить к участию в формировании мировоззрения личности! Вот как сказал наш замечательный педагог А.С. Макаренко: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего, и больше всего – люди..» И наша задача -развивать все благое, все хорошее, изначально заложенное в человеке, опираясь на заповеди Божии. История нашего Отечества неразрывно связана с Православием, поэтому воспитывая гражданина своего Отечества, человека культуры, надо дать ему основы православной культуры.

«Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сострадания друг к другу, поддержки, взаимопомощи - дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились. Эти проблемы обозначил российский президент В. В. Путин в послании Федеральному собранию в 2012 году. Для целей настоящего Федерального закона «Об образовании» применяется одно из главных понятий -образование. Каждый ребенок должен приобрести знания, умения, навыки, ценностные установки в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Человек не рождается с врожденной нравственностью. Нравственность это продукт воспитания - основа личности человека, роль ее огромна, и поэтому столь важно, как можно раньше ознакомить человека с нравственными ценностями. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени, с которым необходимо бороться, иначе человечество дойдет до окончательной гибели и нравственного разложения.

Сегодня важно, что здравомыслящая часть общества ясно осознает наличие в стране духовно-нравственного кризиса. Это проявляется в легковерном отношении к семейным ценностям, к распространению насилия, террора, вандализма, правового нигилизма, коррупции и других негативных явлений.

Духовность и нравственность - это два понятия, которые очень тесно взаимосвязаны между собой. В словаре В. Даля Духовный - бесплотный, нетелесный, из одного духа и души состоящий, все относящееся к Богу, церкви, вере, все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум, воля. Нравственность определяется как синоним морали, которое в обобщенном виде выражено в «золотом правиле»: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Такое золотое правило дал нам Господь более 2000 лет назад. Об этом мы читаем в 7 гл. Евангелия от Матфея.

Что мы видим сейчас в современном обществе?

Традиционные основы воспитания и образования подменяются “более современными”, западными:

· христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма;

· педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности;

· целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей;

· любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения;

· интерес к отечественной культуре – исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям.

Актуальность проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

1. Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

2. Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

3. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

4. В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Не имея жизненных перспектив, вынужденные вести борьбу за выживание, многие молодые парни и девушки становятся частью криминального мира. Социальная необеспеченность семей, необходимость поисков заработка сказываются на культуре и образовании молодежи: они отдаляются от учебы, духовных идеалов

Низкие жизненные условия, неблагополучность, отсутствие возможности реализации толкает молодых людей к опробованию спиртного и наркотиков. Проблема алкоголизма среди молодежи обладает чудовищными масштабами. Что и говорить: уже каждый второй старшеклассник употребляет спиртные напитки дважды в неделю. Проблема наркомании среди молодежи также является актуальной. Кстати, такая зависимость возникает не только у ребят из малообеспеченных семей: многие наркоманы – дети состоятельных родителей.

Немалы размеры проблемы курения среди молодежи. Каждый третий старшеклассник курит постоянно.

Для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно- нравственной сфере, кроме возрождения самобытной цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры.

Приступив к работе в качестве классного руководителя в группе 2б, заметила, что с 2002 по 2011 год произошли серьезные изменения в нравственном облике людей и не в лучшую сторону. Сквернословие исходит из уст большинства девушек, некоторые имеют солидный стаж курильщицы. Пиво для большинства является безобидным напитком, который может служить для лечения некоторых болезненных недугов, для просветления мозгов. Пирсинг - это очень безобидно и красиво. Жить гражданским браком разрешают родители. Вот такие приходят студенты со своими взглядами, нормами и установками. Поэтому, реализацию духовно-нравственного воспитания вижу в нравственно-эстетическом аспекте:

  • формирование нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
  • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
  • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
  • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли)

Необходимым условием эффективной организации воспитательного процесса по духовно -нравственному воспитанию студентов является сотрудничество. Для этого устанавливается благоприятный климат в группе, расширяются горизонты сотрудничества, что позволяет взаимодействие с преподавателями – предметниками, родителями, психологом, педагогами дополнительного образования, медицинским работником.

Использую разные формы работы: беседы, дискуссии, общественно-полезный и творческий труд, подготовка и проведение открытых классных часов, участие в спортивных мероприятиях, индивидуальную работу со студентами, работу с родителями.

Каждую неделю в группе проводились тематические классные часы: «Что в имене тебе моем», «О скверне и слове», «Прощение или месть», «Обмен комплиментами», «Правила общения», «Приветливость всем открывает сердца», «Отчизны верные сыны», «Дети войны», «Классическая музыка и ее влияние на душу человека», «Культура речи молодежи», «Вирус сквернословия», «Стыдно ли трудиться», «Нравственность в молодежной среде» «Деньги- плохой хозяин или хороший слуга», «Закон и совесть», «Представления о красоте», «Подари мне жизнь», и др. Неоднакратно проводятся беседы о вреде курения с демонстрацией роликов, организуем диспуты о вреде наркотиков, алкоголя. На втором курсе студенты сами готовили и классные часы. Совместно с классным руководителем студентка выступила в роли ведущей на внеклассном мероприятии «Мы хотим жить, мечтать, любить», для ребят 1 АФ группы.

Особое внимание уделяю проблеме женского алкоголизма. Девушка несет огромную ответственность за здоровье своих будущих детей. Как известно, если обеспечить студента работой, времени и сил на выполнение глупостей не хватит. Большинство студентов посещают кружки и секции: Изостудия Колорит, фитнес, волейбол, теннис, «Народный хор», «Человек и его здоровье». Студенческое самоуправление дает возможность проявить себя. Студенты состоят в педагогическом отряде «Колибри».

В мае прошли спортивные соревнования по легкой атлетике, в котором участвовали 15 студентов группы. К 26 апреля была оформлена выставка «Радиация и здоровье» в рамках проведения предметной недели. Танцевальная группа девушек участвовали в «Студенческой весне», а также в представлении, посвященном Дню Победы 9 мая.

Участие в общеколледжных мероприятих. Уборка территории, уход за комнатными цветами. При высокой внутренней дисциплине эти маленькие росточки в виде различных дел превратятся в плоды знаний и умений, которые необходимы при работе с детьми. Девочки, живущие в общежитии посещают занятия о. Василия священнослужителя Свято- Успенского храма г. Усмани. Ездят по святым местам.

И все -таки вредные привычки - это формирование устойчивых связей в коре больших полушарий. И чтобы добиться угасания таких условных рефлексов необходимо длительное время и упорная работа над собой.

Но только ли мы, педагоги несем ответственность за поведение студентов в обществе? Конечно же, нет. Воспитательная работа начинается в семье. Современное состояние российской семьи является результатом нерешенных проблем подготовки молодежи к жизни. Этому не уделялось достаточно внимания, и многие современные проблемы - распад семьи, низкий уровень рождаемости, аборты, брошенные дети - результат такого подхода.

Большая часть того, что молодежь слышит и видит в семье, в средствах массовой информации и др. источниках не только не готовит их к семье, а наоборот делает их безответственными по отношению к семье и ко всему обществу. Дети живут по примеру своих родителей. Важно, чтобы студентки это четко осозновали и вступали в семейную жизнь не с пороками а с добродетялими.

В заключении выступления хочется отметить, что в современное время, когда в соседней стране властью признается фашизм и активизируются националисты, необходимо продолжать работу по духовно- нравственному воспитанию нашей молодежи, опираясь на культурное достояние России, на ее традиционные ценности, включая религиозные.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы нравственного воспитания молодежи в современном мире.

«Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сострадания друг к другу, поддержки, взаимопомощи - дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились. Эти проблемы обозначил российский президент В. В. Путин в послании Федеральному собранию в 2012 году. Для целей настоящего Федерального закона «Об образовании» применяется одно из главных понятий -образование. Каждый ребенок должен приобрести знания, умения, навыки, ценностные установки в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Человек не рождается с врожденной нравственностью. Нравственность это продукт воспитания - основа личности человека, роль ее огромна, и поэтому столь важно, как можно раньше ознакомить человека с нравственными ценностями. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени, с которым необходимо бороться, иначе человечество дойдет до окончательной гибели и нравственного разложения.

Сегодня важно, что здравомыслящая часть общества ясно осознает наличие в стране духовно-нравственного кризиса. Это проявляется в легковерном отношении к семейным ценностям, к распространению насилия, террора, вандализма, правового нигилизма, коррупции и других негативных явлений.

Духовность и нравственность - это два понятия, которые очень тесно взаимосвязаны между собой. В словаре В. Даля Духовный - бесплотный, нетелесный, из одного духа и души состоящий, все относящееся к Богу, церкви, вере, все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум, воля. Нравственность определяется как синоним морали, которое в обобщенном виде выражено в «золотом правиле»: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Такое золотое правило дал нам Господь более 2000 лет назад. Об этом мы читаем в 7 гл. Евангелия от Матфея.

Что мы видим сейчас в современном обществе?

Традиционные основы воспитания и образования подменяются “более современными”, западными:

  • христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма;
  • педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности;
  • целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей;
  • любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения;
  • интерес к отечественной культуре – исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям.

Актуальность проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

  1. Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
  2. Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
  3. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
  4. В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Не имея жизненных перспектив, вынужденные вести борьбу за выживание, многие молодые парни и девушки становятся частью криминального мира. Социальная необеспеченность семей, необходимость поисков заработка сказываются на культуре и образовании молодежи: они отдаляются от учебы, духовных идеалов

Низкие жизненные условия, неблагополучность, отсутствие возможности реализации толкает молодых людей к опробованию спиртного и наркотиков. Проблема алкоголизма среди молодежи обладает чудовищными масштабами. Что и говорить: уже каждый второй старшеклассник употребляет спиртные напитки дважды в неделю. Проблема наркомании среди молодежи также является актуальной. Кстати, такая зависимость возникает не только у ребят из малообеспеченных семей: многие наркоманы – дети состоятельных родителей.

Немалы размеры проблемы курения среди молодежи. Каждый третий старшеклассник курит постоянно.

Для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно- нравственной сфере, кроме возрождения самобытной цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры.

Приступив к работе в качестве классного руководителя в группе 2б, заметила, что с 2002 по 2011 год произошли серьезные изменения в нравственном облике людей и не в лучшую сторону. Сквернословие исходит из уст большинства девушек, некоторые имеют солидный стаж курильщицы. Пиво для большинства является безобидным напитком, который может служить для лечения некоторых болезненных недугов, для просветления мозгов. Пирсинг - это очень безобидно и красиво. Жить гражданским браком разрешают родители. Вот такие приходят студенты со своими взглядами, нормами и установками. Поэтому, реализацию духовно-нравственного воспитания вижу в нравственно-эстетическом аспекте:

  • формирование нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
  • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
  • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
  • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли)

Необходимым условием эффективной организации воспитательного процесса по духовно -нравственному воспитанию студентов является сотрудничество. Для этого устанавливается благоприятный климат в группе, расширяются горизонты сотрудничества, что позволяет взаимодействие с преподавателями – предметниками, родителями, психологом, педагогами дополнительного образования, медицинским работником.

Использую разные формы работы: беседы, дискуссии, общественно-полезный и творческий труд, подготовка и проведение открытых классных часов, участие в спортивных мероприятиях, индивидуальную работу со студентами, работу с родителями.

Каждую неделю в группе проводились тематические классные часы: «Что в имене тебе моем», «О скверне и слове», «Прощение или месть», «Обмен комплиментами», «Правила общения», «Приветливость всем открывает сердца», «Отчизны верные сыны», «Дети войны», «Классическая музыка и ее влияние на душу человека», «Культура речи молодежи», «Вирус сквернословия», «Стыдно ли трудиться», «Нравственность в молодежной среде» «Деньги- плохой хозяин или хороший слуга», «Закон и совесть», «Представления о красоте», «Подари мне жизнь», и др. Неоднакратно проводятся беседы о вреде курения с демонстрацией роликов, организуем диспуты о вреде наркотиков, алкоголя. На втором курсе студенты сами готовили и классные часы. Совместно с классным руководителем студентка Брыкина К. выступила в роли ведущей на внеклассном мероприятии «Мы хотим жить, мечтать, любить», для ребят 1 АФ группы.

Особое внимание уделяю проблеме женского алкоголизма. Девушка несет огромную ответственность за здоровье своих будущих детей. Как известно, если обеспечить студента работой, времени и сил на выполнение глупостей не хватит. Большинство студентов посещают кружки и секции: Изостудия Колорит, фитнес, волейбол, теннис, «Народный хор», «Человек и его здоровье». Студенческое самоуправление дает возможность проявить себя. Топчиева Н., Жовчак В. состоят в педагогическом отряде «Колибри».

В мае прошли спортивные соревнования по легкой атлетике, в котором участвовали 15 студентов группы. К 26 апреля была оформлена выставка «Радиация и здоровье» в рамках проведения предметной недели. Танцевальная группа девушек участвовали в «Студенческой весне», а также в представлении, посвященном Дню Победы 9 мая.

Участие в общеколледжных мероприятих. Уборка территории, уход за комнатными цветами. При высокой внутренней дисциплине эти маленькие росточки в виде различных дел превратятся в плоды знаний и умений, которые необходимы при работе с детьми. Девочки, живущие в общежитии посещают занятия о. Василия священнослужителя Свято- Успенского храма г. Усмани. Ездят по святым местам.

И все -таки вредные привычки - это формирование устойчивых связей в коре больших полушарий. И чтобы добиться угасания таких условных рефлексов необходимо длительное время и упорная работа над собой.

Но только ли мы, педагоги несем ответственность за поведение студентов в обществе? Конечно же, нет. Воспитательная работа начинается в семье. Современное состояние российской семьи является результатом нерешенных проблем подготовки молодежи к жизни. Этому не уделялось достаточно внимания, и многие современные проблемы - распад семьи, низкий уровень рождаемости, аборты, брошенные дети - результат такого подхода.

Большая часть того, что молодежь слышит и видит в семье, в средствах массовой информации и др. источниках не только не готовит их к семье, а наоборот делает их безответственными по отношению к семье и ко всему обществу. Дети живут по примеру своих родителей. Важно, чтобы студентки это четко осозновали и вступали в семейную жизнь не с пороками а с добродетялими.

В заключении выступления хочется отметить, что в современное время, когда в соседней стране властью признается фашизм и активизируются националисты, необходимо продолжать работу по духовно- нравственному воспитанию нашей молодежи, опираясь на культурное достояние России, на ее традиционные ценности, включая религиозные.


  1. Отчет о результатах самообследования (25)

    Отчет

    ... ; - конференции: I Всероссийская научно-практическая конференция «Светская и духовная системы образования : взаимодействие и сотрудничество» . В работе конференции приняли участие более...

  2. Духовно-нравственное воспитание и изучение основ мировых религиозных культур в российской школе

    Документ

    ... сотрудничеству и межкультурному взаимодействию . Интеграция обучающихся в национальную и мировую культуру – одна из важнейших задач системы образования ... сертификатов о светском и духовном образовании , религиоведческую специализацию в системе подготовки...

  3. Документ

    ... взаимодействуют с вполне светскими светской ... 10. Духовно системе образования . Документы. 1. Договор о сотрудничестве Министерства образования Российской...

  4. Религиозная культура в светской школе сборник материалов москва

    Документ

    ... взаимодействуют с вполне светскими государствами в изучении соответствующих религий в светской ... 10. Духовно -нравственное воспитание в государственной системе образования . Документы. 1. Договор о сотрудничестве Министерства образования Российской...

  5. Основы духовной культуры

    Документ

    X-XV веках в системе религиозного и светского образования . Сущность сводилась к... новой духовной системы образования , создающей нового, духовно целостного... сотрудничество в решении возникающих проблем. Супружество – это сложная система взаимодействия ...


Министерство образования и науки
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Тульский государственный университет
Кафедра социологии и политологии

Контрольно-курсовая работа по
социологии духовной жизни
на тему: «Духовно-нравственное воспитание молодежи»

Выполнил:_____________________ ___________________Студент гр. 820481 Ануфриева А. Н.
Проверил:_____________________ ____________________ канд. филос. наук, доц. Хавронюк Т.А.

Тула 2011
Введение
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления? доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета. Продолжается разрушение института семьи: формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи очевидна. За молодежью будущее всего человечества, а значит, проблемы молодежи необходимо рассматривать как общечеловеческие проблемы.
Объект: духовно-нравственное воспитание.
Предмет: духовно-нравственное воспитание молодежи.
Цель: изучить особенности влияния на духовно-нравственное воспитание молодежи.
Задачи:
- изучить особенности и проблемы душевно-нравственного воспитания;
- изучить роль семьи в душевно- нравственном воспитании;
- актуальность духовно-нравственного воспитания молодежи на современном этапе;
- изучить роль церкви и православной литературы на духовно- нравственное воспитание молодежи.
Содержание
Введение

1.1. Сущность и проблемы
1.2. Роль семьи в духовно-нравственном воспитании личности

2.1. Актуальность духовно-нравственного воспитания молодежи на современном этапе
2.2. Роль церкви в духовно-нравственном воспитании молодежи
2.3. Роль православной литературы в духовно-нравственном воспитании молодежи
Заключение
Список литературы

1.Душевно-нравственное воспитание
1.1. Сущность и проблемы
Обращение государства и системы образования к идее духовно-нравственного воспитания как основного условия возрождения современного российского общества и человека не случайно. Нравственная деградация, прагматизм, утрата смысла жизни и культ потребления, подростковая наркомания и алкоголизм – вот те характеристики состояния современного общества и человека, которые свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья личности.
С одной стороны, духовный кризис – глобальное явление, которое связывают с преобладающим характером цивилизационного развития человечества. Современное постиндустриальное общество, ориентированное на максимальное потребление материальных благ и преобразование окружающего мира для более полного их удовлетворения, породило особый тип технократической личности – «кибернетического человека» (Э.Фромм), интеллектуально развитого и технически образованного, но неспособного к подлинно человеческим отношениям и духовно отчужденного от мира природы и человеческой культуры. Последствия данного явления отчетливо проявляются в системе социальных, межличностных отношений, в экологическом кризисе, который является ярким показателем духовной ограниченности современного технократа, зачастую лишенного чувства ответственности и осознания своего человеческого долга перед окружающим миром.
С другой стороны, духовный кризис, характеризующийся бездуховностью и безнравственностью – явление отечественное, которое особенно стало явным, начиная с 90-х гг. XX века. Это связано не только с реалиями социальной жизни, но прежде всего с утратой прежних основ и ценностей воспитания, порожденной долгими годами идеологической неопределенности и аксиологическим кризисом.
Безусловно, поиск тех идеалов и ориентиров, которые служили бы основой воспитания, осуществлялся на протяжении всех этих лет. Неоднократно проводились различные конференции и семинары, где обсуждались проблемы духовно-нравственного воспитания, существовало множество различных программ духовно-нравственного воспитания. В 90-е годы в данный процесс активно включились различные религиозные конфессии (например, американская международная школьная программа «Христианская мораль и этика – основа общества», 1992 г.). Радует то, что сегодня, во-первых, эта проблема перестала быть делом небольшой группы энтузиастов, что формирование духовно-нравственной культуры подрастающего поколения стало одним из приоритетов государственной образовательной политики. Во-вторых, эта проблема перестает быть преимущественно делом различных, подчас чуждых нам конфессий и деструктивных сект. Обнадеживает, что ее разрешение осуществляется в сотрудничестве, объединении усилий государства, общественности, системы образования и православной церкви.
Изначально сущность, основное назначение воспитания заключается в формировании духовного стержня человека – его внутреннего, духовного мира, который проявляется в системе его эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру и к самому себе. Разложив воспитание на отдельные составляющие (интеллектуальное, эстетическое, нравственное, трудовое, физическое и т.д.), педагогическая наука сослужила плохую службу педагогу-практику, побудив его поверить в возможность формирования и развития человека «по частям», в то время как целостность человека и проявление его человеческой сущности в любых видах деятельности возможны только на основе становления его целостного духовного мира. 1
В чем же заключается сущность духовно-нравственного воспитания? И почему мы настаиваем на единстве духовного и нравственного, а не обращаемся к одному из этих понятий?
Существуют разные точки зрения на этот счет. Одна из них заключается в том, что в их объединении проявляется стремление соединить религиозное и светское понимание духовности (духовность – понятие религиозное, нравственность – светское). По мнению А. Лихачева, «в наше время, когда говорят о смысловых, идейных исканиях отдельного человека или целого культурного течения, но при этом желают подчеркнуть их автономность от религиозной сферы, термины "духовный" и "нравственный" зачастую соединяют, образуя новое слово: духовно-нравственный. ... Речь в подобных случаях идет все о том же поиске Истины и Смысла, который осуществляется и в религии, но при этом с опорой на интуитивный поиск самого человека, его совести, а не на то или иное религиозное учение или Откровение» 2 .
Согласно другой точки зрения, нравственность распространяется на повседневную жизнь, а духовность – на жизнь в ее высшем качестве – бытии человека. Но думается, что причины здесь более глубокие. Надо, прежде всего разобраться, что такое духовность и нравственность? И всегда ли духовное воспитание может быть нравственным, а нравственное – духовным?
Духовность, на наш взгляд, – качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром. Она определяется не столько образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, сколько предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширению своего сознания. Это и особый эмоциональный строй личности, проявляющийся в тонких движениях души, обостренном восприятии всего, что окружает человека, в способности к высоким духовным состояниям и установлению тонких духовных связей между людьми, в основе которых – чуткое отношение к человеку, забота о его духовном росте и благополучии. Недаром значение слова «дух» – (лат. spiritus) – дуновение, тончайший воздух, дыхание. 3
Второе понятие, важное для осознания сущности духовного воспитания, – «духовная жизнь», или «духовное бытие» человека. «Духовность» и «духовное бытие» – взаимопроникающие, но не синонимичные понятия. Духовное бытие личности проявляет ее духовность, а духовность выступает основой и результатом ее духовного бытия.
Если религиозная традиция чаще всего рассматривает духовное бытие как трансцендентный выход человека за пределы своей реальной жизни, то светская включает в нее всю сферу духовно-практической жизнедеятельности личности: поиск и обретение смысла жизни, своего призвания; духовное самосовершенствование и обогащение внутреннего мира посредством приобщения к культуре, духовного общения между людьми; духовно-практическую деятельность, направленную на служение и помощь окружающим.
Было бы неоправданно сводить процесс становления человека как существа духовного лишь к способности совершенствовать свою духовную сущность на основе выхода за пределы собственного «я» и подготовки к иной, высшей цели своего бытия. Духовные искания могут привести человека как к просветлению, к совершенствованию своей человеческой природы, так и разрушению, фанатизму, отвержению всего человеческого, нарушению нравственных связей с близкими и другими людьми. Не случайно говорят о двойственном характере духовного становления, о светлой и темной духовности.
По мнению русских философов (И. Ильина, В. Соловьева, Г. Федотова и др.), истинная духовность не существует вне нравственности. Высшая духовность невозможна без душевности – эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к эмоциональному отклику: жалости, состраданию, любви к ближнему.
Анализируя различные философские подходы к определению сущности человека, Г. Федотов пишет: «Сам человек становится предметом отрицания, унижения, подавления в передовых явлениях современной культуры. Он подавляется во имя мира идеального (кантианство) и мира социального (марксизм, фашизм), ради духа и ради материи, во имя Бога и во имя зверя. Свободно и окружено почетом тело, освобождается, хотя и в очень ограниченной степени, и дух; гибнет только душа. Но это «только»! Телесный человек живет звериной жизнью, духовный – ангельской. Лишь душевный остается человеком... Духовность, оторванная от разума и чувства, бессильна найти критерий святости: смотря на многих современных "духоносцев", трудно решить, от Бога они или от дьявола? Внеэтическая духовность и есть самая страшная форма демонизма». 4 Человек реализует себя как личность, лишь развивая в себе душевную духовность: способность к состраданию и сопереживанию, чуткость и отзывчивость, совестливость, готовность прийти на помощь другому человеку, ответственность за все, что совершается вокруг него.
Необходимо отметить, что, в отличие от некоторых других религиозных мировоззрений, православие выступает во многом как бытийное, реально-практическое педагогическое мировоззрение и рассматривает духовность не как отвлеченное, но как реально-практическое свойство человека, проявляющееся во внимательном, глубоком, уважительном отношении к жизни другого человека, к собственной жизни как к внутреннему подвигу.
Понимание Другого, взаимодействие с Другим рассматривается в качестве сущностных характеристик духовного воспитания как в светской, так и в православной педагогике, где постоянно подчеркивается направленность человеческого бытия на благо ближнего и на приближение к Богу как абсолютно значимому Другому. Итак, истинно духовное воспитание всегда нравственно ориентировано. 5
Рассмотрим сущность и специфику нравственного воспитания. Можно ли утверждать, что нравственное воспитание – это всегда духовное воспитание личности?
Нравственность рассматривается как индивидуальная форма существования морали общества, как внутренний закон человека, побуждающий его соотносить свои действия и поступки с общественными нормами. Нравственное сознание личности может находиться на разном уровне развития. В частности, нравственным считается человек, который руководствуется принципами «общественного договора» или Золотым правилом нравственности: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы другие поступали с тобой». На наш взгляд, духовные истоки нравственности лежат не в прагматичной сфере «общественного договора», а в сфере любви к человеку и Богу, благоговения перед жизнью и другими высшими ценностями, боязни разрушить свою человеческую сущность и целостность, погубить свою душу.
К сожалению, традиционная система воспитания (в том числе этического образования) ориентирована на сообщение нравственных знаний, внедрение в сознание ребенка определенной системы норм и принципов, а не на развитие его духовно-нравственного сознания и самосознания. В современных условиях, когда происходит утрата обществом существовавших ранее норм и принципов морали, а новые еще не выработаны, размыты, особенно актуальным становится формирование у подрастающего поколения способности к нравственному выбору, базирующейся на высоком уровне духовного развития личности.
Итак, «духовно-нравственное воспитание направлено на "возвышение сердца" ребенка как центра духовной жизни (И.-Г. Песталоцци). Оно, – по мнению Т.И. Петраковой, –представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира». Мы бы скорректировали это определение: не воздействие, а целенаправленное создание условий для становления духовно-нравственной сферы личности, поскольку прямое воздействие не всегда имеет тот результат, к которому стремится педагог. 6
Решение задач духовно-нравственного воспитания современной системой образования связано с разрешением целого ряда проблем, среди которых наиболее важными, на наш взгляд, являются следующие.
Проблема первая связана с подготовкой учителя, способного стать духовным наставником личности. Существует философский принцип: подобное создается подобным – нравственность воспитанника формируется нравственностью воспитателя, духовность – духовностью. В состоянии ли современный учитель с его достаточно прагматичным мировосприятием и мышлением, зачастую столь же бездуховный, выполнить ту высокую миссию, которая перед ним ставится? Очевидно, не случайно государство обратилось к церкви, поскольку в ней мы можем найти подлинно духовных наставников юношества. Но, как отмечает протоирей о. Виктор Дорофеев в своей публикации в Интернете, реально священники не могут участвовать в этом процессе. Кто реально это может делать, так это преподаватели общеобразовательных школ. Необходима подготовка педагогов, способных вести курсы «Православная культура» и «Основы нравственности». Однако возникает опасность сведения данной подготовки к научению педагога, в то время как необходимо его воспитание, преобразование собственного духовного мира.
Как отмечается в аннотации к журналу «Духовно-нравственное воспитание», педагог должен осознанно стремиться к собственному духовному росту и оказывать помощь своим воспитанникам в духовном взрослении; – глубже понять себя, свое предназначение – в семье, роде, профессии, Отечестве; – найти путь к своему подлинному «я»; – жить, следуя своей природе; – различать пласты человеческой жизни – физический, душевный, духовный, помочь в этом своим ученикам; – внутренне приобщиться к национальной духовной традиции – религии, фольклору, архитектуре, искусству, литературе, философии; – осознать серьезность и неповторимость каждого дня и всякого дела; – обрести реальную радость бытия. Согласитесь, что это сложная задача, и не все смогут с ней справиться.
Введение в стандарт образовательной области «духовно-нравственная культура», с одной стороны, важный шаг, с другой – возникает возможность формализма и очередного начетничества в реализации этого прекрасного замысла (так, лишь 10 % студентов считают, что уроки литературы, призванные быть, по выражению А. Твардовского, «уроками нравственного прозрения личности», были для них в школе таковыми). Необходимо отчетливо понимать, что решение задач духовно- нравственного воспитания требует преобразования педагогической реальности на всех ее уровнях – не только процесса обучения, но и системы воспитательной работы школы, тех отношений, которые в ней существуют, семейной обстановки и т.д., то есть создания в школе и вокруг нее культуросообразной среды.
Проблема вторая касается содержания духовно-нравственного воспитания. Традиционно в качестве содержания рассматривают систему ценностей, присвоение которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека. На наш взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия:
· опыт переживания высоких духовных состояний;
· опыт осознания своей внутренней духовной реальности и понимания самоценности духовного мира другого человека;
· опыт определения воспитанником актуальных для него смысложизненных и нравственных проблем;
· опыт индивидуального и совместного смыслопорождения, смыслообразования и смыслостроительства:
· опыт разрешения нравственных проблем;
· опыт содержательного, духовного общения;
· опыт определения и реализации своих ценностных приоритетов в искусстве, в духовно-практической деятельности (творчество, общение, помощь людям, социальное служение, благотворительность, добровольчество, волонтерство и т.д.)
Безусловно, приобретение данного опыта невозможно без освоения и соотнесения его с духовным опытом человека и человечества, воплощенного в образцах – нравственных и духовных ценностях, нормах и традициях, жизнеописаниях и биографиях их носителей.
Проблема третья связана со способами (методами и формами) духовно-нравственного воспитания, поскольку ценности человека – это то, что труднее всего поддается простой трансляции, передаче от их носителей-воспитателей воспитанникам. Логика постижения культуры отличается от логики «наукоучения». 7

1.2. Роль семьи в духовно-нравственном воспитании личности

Семья есть основа всякого общества и государства, и значение семьи справедливо сравнивают с ячейкой пчелиных сот в улье: каждый улей с царицей, или маткой, во главе подобен государству, каждый отдельный пласт сот подобен целям обществам селений и городов, а каждая ячейка подобна семье. Если ячейки здоровы, имеют достаточный запас питания, то и весь улей, значит, силен и благополучен; так и в государстве: все зависит от духовного и материального благосостояния отдельных семей.
Отсюда понятно, какое важное значение имеет правильное воспитание, или постановка всей семейной жизни в обществе.
Доброе воспитание есть самое ценное, самое великое сокровище, которое могут и должны дать родители своим детям: глупому, невоспитанному ребенку не впрок и богатство.
Перед родителями должны стоять две задачи: самим стать носителями духовно-нравственной культуры и образа жизни, который они стремятся привить детям, и создание и непрерывное поддерживание в семье такой атмосферы, в которой формировалось и закреплялось изначальное стремление ребенка к добру.
Необходимость решения этих задач отмечена И.Н.Мошковой: «Дело в том, что мы все хотим воспитать в ребенке то, чего сами не имеем; мы требуем от него соблюдения правил, которых сами не выполняем; мы ожидаем от него спокойного и уравновешенного поведения, в то время как сами постоянно говорим на повышенных тонах, проявляем нетерпеливость и агрессивность». И в подтверждение этого звучат слова А.С.Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь и печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение».
Что же сейчас мешает современной семье вести духовно-нравственное воспитание своих детей? Кто виноват в духовной черствости общества? Почему личный успех, погоня за удовольствиями и финансовым благополучием в нашей стране становятся очень важными и не это ли начало всех бед?
Мы должны задуматься о будущем нашей страны, наших детях, вернуться к истокам, обратиться к тому лучшему, что было и есть в нашей культуре. И начать нужно с укрепления семьи, семейных традиций. Только семья сможет воспитать человека ответственного, способного противостоять ложным ценностям. Только в любви и согласии, в домашнем тепле и уюте сможет зародиться наше будущее.
Воспитать в человеке Человека – конечная цель семьи. Идея воспитания во все времена была связана с мыслью о том, чтобы человек становился лучше. Родители хотят видеть своих детей воспитанными, культурными, добрыми, мужественными, ответственными, справедливыми, зрелыми. При этом совершают ужасную ошибку: «наполняют» детей установками, правилами, знаниями, заботятся только о развитии ума, забывая о детской душе. И совсем забывают о том, что намного нужнее ребенку – учить видеть и замечать жизнь вокруг себя. В этом и заложен глубочайший смысл и важнейшая проблема воспитания.
Родителям не обязательно «влезать» в душу ребенка, достаточно «впускать» его в свою, позволять наблюдать её движения, делиться своими переживаниями, иметь переживания «общие», и тогда семейное воспитание обретет правильное направление. Именно в такой семье воспитываются нравственно красивые, духовно богатые люди, умеющие быть терпимыми, прощать и понимать близкого человека, любящие родных, почитающие стариков.
С детских лет ребенок должен осознавать свою принадлежность к семье, к конкретному роду, вбирать в себя черты, ценности и смыслы семьи, рода, унаследовать богатый опыт, всё то лучшее и интересное, что есть в каждой семье. Надо учить это видеть! Семейные фотоальбомы, душевные воспоминания о предках, истории и легенды семьи, реликвии, передающиеся из поколения в поколение, письма, знание родословной, трудовые династии, семейные традиции, родовой дом, сад, в котором растут деревья нескольких поколений – это главные составляющие семейного воспитания. А еще ребенку необходимо ежедневно видеть родительскую заботу о старшем поколении семьи, наблюдать уважение и понимание в семье, постоянно чувствовать тепло и любовь родного человека. И если в семье есть общие увлечения, чувство защищенности, стремления делать друг другу добро, а труд и еда делятся поровну - значит крепка семья, значит не страшны ей любые беды.
Проблема в том, что нашим детям недостает духовного общения, они нуждаются в мудром взрослом, они ждут его взгляда, который примет, поймет и простит. И чем раньше ребенок увидит в родителях наставника, друга, тем легче ему будет познать мир с его светлыми и темными сторонами.
Когда же нужно родителям начать заботиться о воспитании характера и наклонностей своих детей? Ещё с того времени, когда они находятся в утробе матери, ибо доказано и наукой, и усмотрено наблюдательными людьми, что настроение и поведение матери во время плодоношения влияет на склонности ребенка, находящегося в утробе, - особенно во второй период беременности. Нужно всегда помнить, что если родители находятся в тихой, мирной обстановке, переживают во время беременности матери хорошие впечатления, то это тихое светлое настроение ложится в основу характера будущего ребенка. Так поступают благоразумные родители с душой ребенка, подготавливая её к тому времени, когда она начнет уже сознанием воспринимать доброе дело, доброе слово.
Ребенок – губка, впитывающая все, что ему скажут родители, все, что он увидит, на них глядя, наблюдая за их взрослой жизнью. Что передадут ему родители, чему научат, к чему приучат, то и получат в ответ в старости.
Дети добрые – похвала, утешение и награда родителей, а дети злые – их наказание, позор и мучение.
Итак, родителям, чтобы сохранить в ребенке «душу живую», необходимо руководствоваться универсальным дидактическим принципом: в обучении – от знаний через чувства к поступкам; в практической деятельности – от действий через понимание их смысла к сердечному, трепетному отношению к окружающим, семье и своей стране; в общении, сфере чувств – от душевных движений к глубокому осознанию непреходящих ценностей: Веры, Надежды, Любви, Терпения и Милосердия. 8

2. Духовно-нравственное воспитание молодежи
2.1. Актуальность духовно-нравственного воспитания молодежи на современном этапе
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления? доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета. Продолжается разрушение института семьи: формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.
«Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине "человеческого фактора" высокие идеи - все это следствие утраты ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых исправлений. Разрушается его связь с окружающим миром... само содержание жизни в обществе... Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бесстержневой, безрамочной атмосфере. Структурность жизни, ее иерархичность, обычаи, границы любого рода - внешние рамки, в которых возможно произрастать росткам ответственности в современном обществе, безжалостно ликвидированы».
У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности - воспитание духа.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, неорганизованные события окружающей среды), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.
Духовность, нравственность - базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении.
Какова же сущность основных понятий и факторы развития духовно-нравственного воспитания.
В повседневной жизни мы постоянно используем многие сочетания со словами «душа», «дух», «духовность», которые отличаются неясностью и случайностью в содержании, однако в современном научно- педагогическом знании эти понятия игнорируются или относятся только к религиозным воззрениям. Ключевым понятием для поиска новых идей в духовно-нравственном воспитании является понятие «духовность».
В педагогических источниках под «духовностью» понимается состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией, комплексом изучаемых в вузе предметов и т.д. 9
Под понятием духовность традиционно обозначалась совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике «духовностью» называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальное сознание называется совестью. В этой связи следует отдельно поговорить о религии как значимой части духовной культуры. Происхождение слова религияи его первоначальное значение до сих пор вызывают споры. Одни считают, что оно связано с понятиями «благочестие, предмет поклонения», другие возводят его к латинскому глаголу «связывать, соединять» (мир людей и мир сверхъестественный). Для каждой традиционной национальной и всей общечеловеческой культуры именно религия является стержневым, культурообразующим фактором. Ее культурообразующая роль заключается в определяющем влиянии на содержание и формы всех сфер бытования культуры: духовной и материальной.
К сожалению, в системе мировосприятия большинства современных людей представление о религии отсутствует. Для современного человека религия перестала быть значимой частью внутреннего духовного опыта, основой мировосприятия. В сознании и жизни большинства наших современников она вытеснена в сферу внешних элементов архаичной, в лучшем случае традиционной, социальной культуры. Утрата стержневой роли традиционной религии, изменение понимания сути духовности в современной культуре приводят к в
и т.д.................