Новые подходы к формированию позитивного родительства. Главные принципы позитивного родительства. Когда ребёнок упрямый

Вас ставили в детстве в угол? Помните, как это было? Меня, например, наказывали редко, но те пару раз, когда я стояла в углу и отколупывала штукатурку со стены, я помню прекрасно

Как растить детей без наказаний? Изучаем и применяем новые правила.

Новые методы

Вас ставили в детстве в угол? Помните, как это было? Меня, например, наказывали редко, но те пару раз, когда я стояла в углу и отколупывала штукатурку со стены, я помню прекрасно. Главный вопрос – возымело ли это на вас положительное действие? На меня – нет! Когда я сама стала мамой, я пообещала себе не ставить детей в угол и не шлепать их — никогда. Старшей дочери сейчас 9 лет, и я успешно держу это обещание. Однако у меня регулярно возникал вопрос – что же делать, если я уже стерла язык, в сотый раз повторяя детям просьбу убрать за собой постель, собрать разбросанные игрушки или помыть посуду после завтрака? Я ворчала без остановки. Методы воспитания моей мамы и бабушки явно не подходили, нужно было изобретать новые, собственные.

У нас пять дочек, они все разные. Я их очень люблю, мне интересно с ними играть, наблюдать за тем, как они развиваются, узнавать, о чем они думают и мечтают. Однако, когда я отскребала пластилин, размазанный по ковру, или собирала бесконечные обертки от конфет и жвачек, я ловила себя на ощущении, что я управляю стадом безответственных миньнов-разрушителей, которые задались целью завалить квартиру мусором до потолка. Перебрав множетсво подходов в поиске инструментов для коллективного поддержания порядка дома, я все же нашла те, которые подходят нашей семье. А кроме того, я сделала открытие – мои дети намного лучше, чем я о них думала! Честное слово! Они вовсе не ленивые, безответственные или неопрятные – все дело было в организации! Вот несколько правил, которые нам помогли.

1. Назначьте главного. Признаюсь честно, я люблю командовать, и мои дети тоже — наследственность дает о себе знать. Если назначить главного по уборке стола – это 100% гарантия, что тарелки будут убраны в раковину. Под руководством одной из дочерей (возраст не важен, важна должность главнокомандующей) вся семья дружно убирает посуду и иногда даже ее моет. Загвоздка была в отсутствии лидера!

2. Сначала вместе с мамой, потом сами. Мечтаете, чтобы груда скомканной одежды превратилась в аккуратно сложенные стопки в шкафу? Я тоже! Но для ребенка аккуратно сложить рубашку так же сложно, как для взрослого без подготовки соорудить за 2 минуты элегантного лебедя из обеденной салфетки. Мы с дочерями составили и написали таблицу: те дела, которые они могут делать сами (складывать грязное белье в корзину, убирать свои игрушки, чистить зубы и т.д.) и те, которые мы будем делать вместе (аккуратно складывать одежду, мыть посуду, готовить яичницу) Через какое-то время девочки научились самостоятельно делать вещи из второго списка, и я для этого им уже не нужна. Загвоздка была в отсутствии навыков, а не в упрямстве.

3. Победителю – награда. Дети по собственной инициативе завели такой наградной лист: за каждое хорошее дело получаешь наклейку, собрал 10 или больше наклеек к пятнице — получаешь небольшой подарок. Очень мотивирует!

4. Передайте ответственность. На самом деле, еще никто никогда не умирал от беспорядка в комнате. Да, это неприятно. Кстати, это неприятно и родителям и детям одинаково, просто детям нужно больше времени, чтобы дойти до этой стадии. Дайте детям время созреть! Когда последние чистые колготки/тетрадки или любимый планшет будут погребены под грудами одежды, мусора, постельного белья – дети совершенно самостоятельно наведут порядок. А от родителей требуется, как говорил Карлсон, «Терпение, только терпение» — и он был прав!

5. Хвалите и подтверждайте значимость всех дел, показывайте, как важна и приятна вам помощь детей. Признание мотивирует и детей, и взрослых. Вспомните, как порой хочется, чтобы муж, вернувшись домой с работы, сказал: «Дорогая, сколько ты всего сделала! Дома порядок навела, ужин приготовила, уроки с детьми сделала, продукты купила, белье постирала, а еще и счета оплатила – как ты все это успеваешь?! Я восхищаюсь тобой!» Хочется летать от счастья, правда? Детям тоже! Хвалите их за помощь, показывайте, как важна вам их забота и участие в домашнем хозяйстве.

Сегодня мы вместе с Дафной (8 лет) готовили томатный суп для мужа. Вся кухня была в помидорах, на полу — укроп, а я в пятнах супа, потому что Дафна вынула блендер из кастрюли до того, как выключила его. Но мы довольны, ведь вечером Дафна похвастается своим томатным супом и получит заслуженные похвалу и благодарность. И пока я отмываюсь в ванной, Дафна активно оттирает кухню, потому что уборка — это часть процесса приготовления еды, так мы с ней договорились.

Читайте также:

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям

Просмотрено

Агрессивный ребенок: влияние телевидения!

Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Подросток не хочет встречать Новый Год дома, что делать?

Детская психология

Просмотрено

Научите своего ребенка уметь проигрывать

Просмотрено

Постоять за себя. 9 правил, о которых надо рассказать ребенку

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Самые пугающие слова, которые может услышать мальчик


Яна Агарунова , психолог, писатель, руководитель центра «Земля, Ветер, Огонь» , автор тренинга «Искусство быть родителем».

Всем родителям приходится регулярно встречаться с учителем - как на родительских собраниях, так и лично. Несколько советов помогут вам выстроить правильные отношения с педагогами Не избегайте общения с педагогами: найдите возможность поговорить с учителем об успеваемости и поведении вашего ребенка-школьника. Попросите учителя рассказать не только о его сильных и слабых сторонах, но и привести примеры – это поможет избежать недоразумений. Уточните, что дается ребенку легко, в каких областях требуется приложить больше усилий, какие перспективы видит педагог.

Новые методы

Вас ставили в детстве в угол? Помните, как это было? Меня, например, наказывали редко, но те пару раз, когда я стояла в углу и отколупывала штукатурку со стены, я помню прекрасно. Главный вопрос – возымело ли это на вас положительное действие? На меня – нет! Когда я сама стала мамой, я пообещала себе не ставить детей в угол и не шлепать их - никогда. Старшей дочери сейчас 9 лет, и я успешно держу это обещание. Однако у меня регулярно возникал вопрос – что же делать, если я уже стерла язык, в сотый раз повторяя детям просьбу убрать за собой постель, собрать разбросанные игрушки или помыть посуду после завтрака? Я ворчала без остановки. Методы воспитания моей мамы и бабушки явно не подходили, нужно было изобретать новые, собственные.

У нас пять дочек, они все разные. Я их очень люблю, мне интересно с ними играть, наблюдать за тем, как они развиваются, узнавать, о чем они думают и мечтают. Однако, когда я отскребала пластилин, размазанный по ковру, или собирала бесконечные обертки от конфет и жвачек, я ловила себя на ощущении, что я управляю стадом безответственных миньнов-разрушителей, которые задались целью завалить квартиру мусором до потолка. Перебрав множетсво подходов в поиске инструментов для коллективного поддержания порядка дома, я все же нашла те, которые подходят нашей семье. А кроме того, я сделала открытие – мои дети намного лучше, чем я о них думала! Честное слово! Они вовсе не ленивые, безответственные или неопрятные – все дело было в организации! Вот несколько правил, которые нам помогли.

  1. Назначьте главного. Признаюсь честно, я люблю командовать, и мои дети тоже - наследственность дает о себе знать. Если назначить главного по уборке стола – это 100% гарантия, что тарелки будут убраны в раковину. Под руководством одной из дочерей (возраст не важен, важна должность главнокомандующей) вся семья дружно убирает посуду и иногда даже ее моет. Загвоздка была в отсутствии лидера!
  2. Сначала вместе с мамой, потом сами. Мечтаете, чтобы груда скомканной одежды превратилась в аккуратно сложенные стопки в шкафу? Я тоже! Но для ребенка аккуратно сложить рубашку так же сложно, как для взрослого без подготовки соорудить за 2 минуты элегантного лебедя из обеденной салфетки. Мы с дочерями составили и написали таблицу: те дела, которые они могут делать сами (складывать грязное белье в корзину, убирать свои игрушки, чистить зубы и т.д.) и те, которые мы будем делать вместе (аккуратно складывать одежду, мыть посуду, готовить яичницу) Через какое-то время девочки научились самостоятельно делать вещи из второго списка, и я для этого им уже не нужна. Загвоздка была в отсутствии навыков, а не в упрямстве.
  3. Победителю – награда . Дети по собственной инициативе завели такой наградной лист: за каждое хорошее дело получаешь наклейку, собрал 10 или больше наклеек к пятнице - получаешь небольшой подарок. Очень мотивирует!
  4. Передайте ответственность. На самом деле, еще никто никогда не умирал от беспорядка в комнате. Да, это неприятно. Кстати, это неприятно и родителям и детям одинаково, просто детям нужно больше времени, чтобы дойти до этой стадии. Дайте детям время созреть! Когда последние чистые колготки/тетрадки или любимый планшет будут погребены под грудами одежды, мусора, постельного белья – дети совершенно самостоятельно наведут порядок. А от родителей требуется, как говорил Карлсон, «Терпение, только терпение» - и он был прав!
  5. Хвалите и подтверждайте значимость всех дел, показывайте, как важна и приятна вам помощь детей. Признание мотивирует и детей, и взрослых. Вспомните, как порой хочется, чтобы муж, вернувшись домой с работы, сказал: «Дорогая, сколько ты всего сделала! Дома порядок навела, ужин приготовила, уроки с детьми сделала, продукты купила, белье постирала, а еще и счета оплатила – как ты все это успеваешь?! Я восхищаюсь тобой!» Хочется летать от счастья, правда? Детям тоже! Хвалите их за помощь, показывайте, как важна вам их забота и участие в домашнем хозяйстве.

Сегодня мы вместе с Дафной (8 лет) готовили томатный суп для мужа. Вся кухня была в помидорах, на полу - укроп, а я в пятнах супа, потому что Дафна вынула блендер из кастрюли до того, как выключила его. Но мы довольны, ведь вечером Дафна похвастается своим томатным супом и получит заслуженные похвалу и благодарность. И пока я отмываюсь в ванной, Дафна активно оттирает кухню, потому что уборка - это часть процесса приготовления еды, так мы с ней договорились.

— Поделится Новостью в Соц. Сетях

Всем родителям приходится регулярно встречаться с учителем - как на родительских собраниях, так и лично. Несколько советов помогут вам выстроить правильные отношения с педагогами Не избегайте общения с педагогами: найдите возможность поговорить с учителем об успеваемости и поведении вашего ребенка-школьника. Попросите учителя рассказать не только о его сильных и слабых сторонах, но и привести примеры – это поможет избежать недоразумений. Уточните, что дается ребенку легко, в каких областях требуется приложить больше усилий, какие перспективы видит педагог.

До какого возраста нужно кормить ребенка грудью?

Набирающая стремительные обороты тенденция к естественному родительству проповедует кормление грудью столько времени, сколько малышу будет необходимо. Но не является ли эта необходимость продиктованной какими-то психологическими потребностями мамы или проявлениями начальных навыков "управлять мамой" у ребенка? В этом мы постарались разобраться вместе с детским психологом, кандидатом психологических наук Натальей Компанец, http://mir-detej.kiev.ua. Зачем кормить дольше? В современных условиях долгокормящими воспринимаются мамы детей старше полутора лет.

Весна всегда радует нас первым теплым солнышком, но еще дают о себе знать зимние заморозки и холодные дожди со снегом, поэтому каждый родитель должен знать, как одеть ребенка весной так, чтобы он не простудился и получил максимум пользы от прогулки. Предлагаем вашему вниманию 8 рекомендаций о том, как одеть ребенка весной: Не стоит сильно кутать ребенка, собираясь на весеннюю прогулку, ведь уже все-таки не зима, одетый в два свитера ребенок быстро вспотеет и простудится.

Сегодняшний СОВЕТ ДНЯ от экс-жены владельца Лаборатории Касперского, матери 4-х детей и одной из самых влиятельных женщин России Натальи Касперской: «Я довольно часто сталкиваюсь с тем, что современные женщины считают, что сначала они займутся карьерой, а когда-нибудь потом родят детей. Я считаю, что сначала женщина должна родить детей, а потом уже заниматься чем угодно в своей жизни, потому что это реально какое-то достижение, которое надо сделать... А истинная ценность как раз лежит в детях и в семье.

5 причин записать ребенка на футбол

Если ваш сын любит гонять мяч по коридору, отведите его в соответствующую секцию: новым Пеле ребенок, может быть, и не станет, но занятия точно пойдут ему на пользу. Футбол развивает ловкость, координацию движений, выносливость и коммуникационные навыки. Тренировки у начинающих игроков длятся 1,5-2 часа и проходят как минимум 3 раза в неделю. Сначала ребята занимаются общефизической подготовкой – бегают, прыгают и растягиваются, а потом начинают отрабатывать удары по неподвижному мячу и осваивают парные перепасовки.


Принцип первый
«Ты можешь быть другим»

Этот принцип выражает потребность и право детей быть особенными и любимыми, быть личностью. Если мы не понимаем и не признаем, что дети разные, они никогда не смогут получить то, что именно им необходимо, а именно отзывчивость и склонность сотрудничать со взрослыми.

Принцип второй
«Ты можешь ошибаться»

Для того чтобы дети росли уверенными в себе и сохранили здоровую и естественную потребность порадовать своих родителей, им необходимо понимать, что они имеют право на ошибки. И если ошибки не прощаются, дети прекращают прилагать усилия, либо сдаются в процессе попыток, столкнувшись с маленькими неудачами. Ребенок должен знать, что на каждую ошибку и неудачу в своей жизни он может рассчитывать на поддержку взрослых в форме сочувствия и готовности родителя взять на себя ответственность за совершенную ребенком ошибку. Пусть даже на первый взгляд кажется, что родители здесь не причем и все сделано руками ребенка. Но ощущение того, что ребенок не один отвечает за свои ошибки и есть кто-то, кто готов принять ответственность за то, что он сделал, избавляет человека от страха делать в своей жизни что-то новое. Таким образом ребенок учиться брать на себя ответственность, идти на риск и стойко переносить неудачу.

Принцип третий
«Ты можешь переживать негативные эмоции»

Этот принцип позволяет детям смело развиваться, осознавая свои внутренние переживания. Этот фактор – фактор переживания негативных эмоций важен для детей для того, чтобы не потерять тягу к покровительству родителей, их руководству и признанию.

Принцип четвертый
«Ты можешь хотеть больше»

Этот принцип открывает возможность развиться ребенку в яркую личность и осознать свои собственные желания. Детей, которые знают, что они хотят, гораздо легче побудить к чему-либо, предоставив им больше возможности для достижения своих желаний. Дети, которые в детстве имели такую возможность – следовать принципу «хотеть не вредно», став взрослыми, учатся терпеливо ждать исполнения своих желаний, даже если не могут получить желаемое сразу.
Только полная, абсолютная свобода желать позволяет человеку из большого списка возможностей найти то самое желание, тот самый вкус счастья, который соответствует его природе, его опыту и предназначению.
К сожалению, слишком часто дети слышат упреки в том, что они плохие, избалованные, эгоистичные, если они прося большего, не получиют желаемого. И это касается нашего собственного опыта, нашего детства.
До сих пор подавление желаний было важнейшим воспитательным навыком, поскольку родители не знали, как справиться с негативными эмоциями, которые появляются естественно у каждого человека, если его желание неудовлетворенно. Об этом достаточно однозначно четко говорят ведические писания. В Бхагавад Гите говорится, что если человек не удовлетворяет свои желания, возникшие в его уме, в его сердце, или принесенные из прошлых жизней, то он испытывает гнев, и, как следствие, разочарование и обиду. Отсутствие гармонии в желаниях человека с желаниями окружающих его людей, законов природы, законов собственного тела, природы собственного ума, так или иначе приводит к возникновению негативных эмоций. И одним из серьезных навыков, пока человек не пришел на достаточно высокий уровень самоосознания, является то, как правильно проявлять негативные эмоции, чтобы они не ухудшали и не отягощали жизнь окружающих людей и самого человека, не способствовали его деградации.

Принцип пятый
«Ты можешь говорить нет»

Особенностью этого принципа является то, что он напоминает нам о том, что свобода является основой позитивного воспитания детей, позитивного родительства. И этот принцип свободы касается каждого из четырех принципов, описанных выше - «ты можешь быть другим», «ты можешь ошибаться», «ты можешь переживать негативные эмоции», «ты можешь хотеть больше». И очень важно понимать разницу между вседозволенностью и свободой, которая дается ребенку. Не стоит связывать этот принцип со вседозволенностью. Суть этого принципа в том, что он позволяет осуществлять еще больший контроль над детьми без запугивания и пристыжения ребенка. Дело в том, что способность сопротивляться авторитету лежит в основе здорового осознания своего «Я», своей личности. В своем праве на бунт человек понимает, что он может не следовать вышестоящему авторитету, будь то родители или правительство, но при этом он понимает и принимает ответственность за все последствия своего неподчинения.

Руслан Нарушевич, психолог, специалист по аюрведе

В обычных русских семьях принято, открывая дневник и видя: 3, 4, 5, 2 балла, обращать внимание только на 2. А в коучинговом подходе важно сначала обратить внимание на пятерки. Увидеть, хорошее в ребенке и взращивать эти хорошие качества. Например, вместо “Нельзя ходить по газонам!” можно сказать “Можно ходить по дорожкам”. Вместо того чтобы запрещать ребенку рисовать на стенах, можно разрешить ему рисовать на флипчартах или меловых досках. То есть создать безопасное пространство для проявления через разрешение. Это не значит, что ребенок не должен знать слов “нет” и “нельзя”. Однако в тех областях, где нам требуется творчество, развитие, инициатива и самостоятельность ребенка, мы создаем позитивный диалог и показываем, как можно.

– Одинаковы ли принципы воспитания мальчиков и девочек?

– Мальчики проживают свой опыт через преодоление трудностей, через вызовы, с которыми они справляются. При этом они могут делать очень много ошибок. И здесь важно поддержать ребенка так, чтобы после совершения ошибки у него хватило смелости и решимости снова повторить этот опыт. И пройти через него победителем. Родители, которые используют коучинговый подход, дают своему ребенку позитивную обратную связь. Вместо привычных нам: “Почему с тобой это произошло?” “Кто виноват?” “Ай-ай-ай!” мы задаем 3 коучинговых вопроса: “Что случилось?” - ребенок рассказывает факт. “Чему тебя эта ситуация научила?” - какие уроки из жизни ребенок вынесет. “Что ты будешь делать в следующий раз по-другому?” - этот вопрос позволяет сформировать позитивную картинку. И тогда ребенок продолжит действовать.
Иногда мы сталкиваемся с ситуацией, когда ребенок говорит: “Я не хочу больше это делать”. У ребенка был неудачный опыт, у него что-то не получилось, ему на это указали. А позитивный диалог позволяет исправить ситуацию и вернуть у ребенка желание действовать и становиться чемпионом.

При воспитании девочек в коучинговом подходе действуют немного иные принципы. Важно формировать у девочки способность хранить позитивный образ в своем сердце, чтобы девочка могла видеть все самое лучшее в себе и в других. Например, если у нее что-то не получается, мы говорим ей, что мы все равно ее любим, все равно она талантливая.

– Что включают в себя принципы позитивного родительства?

– Это 5 правил, которые важно использовать при общении с ребенком.

Читать еще

1. Ребенок может быть другим или отличаться от других.
2. Ребенок может совершать ошибки.
3. Ребенок может выражать негативные эмоции.
4. Ребенок может хотеть большего.
5. Ребенок может сказать “нет”, но последнее слово остается за родителями.

– Какого результата в итоге могут ожидать родители?

– Конечно, все зависит от индивидуальных способностей и талантов ребенка. Но как бы там ни было, соблюдая принципы и правила позитивного родительства, вы научите ребенка самостоятельно принимать решения, нести ответственность за свою жизнь, разрешать себе ошибаться и пробовать, делать выводы из ошибок и продолжать идти дальше. Вы сможете создать доверительные отношения со своими детьми и из строгого надзирателя преобразиться в мудрого и терпеливого учителя.