Проект « Эти удивительные камни. Проект «Удивительный мир камней Проект про камни урала в подготовительной группе

Исследовательская работа

«Путешествие в мир камня»

Выполнила ученица

1 «б» класса

МБОУ « Полевобикшикская СОШ »

Маркиданова Диана

Научный руководитель

Павлова Г.Р.

2009г

Путешествие в мир камня

Введение. Часто, придя, домой с прогулки, в моих карманах много разных камешков. Их можно найти где угодно: на улицах города, на берегу реки, озера, в ручейке и даже у бабушке в огороде. И мне стало интересно, откуда же они берутся? Они так непохожи друг на друга, но мы всех их называем одним словом – камень. Но, наверное, у каждого из них есть свое имя? Надо в этом обязательно разобраться.

Цель и задачи:


  1. Изучить камни, которые нас окружают.

  2. Узнать как можно больше о камнях (что это такое, их названия, истории связанные с камнями, как они появились на Земле).

  3. Бывают ли съедобные камни.

  4. Познакомиться с некоторыми свойствами камня; устанавливать простейшие связи, делать выводы;

  5. Собрать коллекцию камней.

  6. Начать составлять описание горных пород и минералов коллекции.
Время проведения исследования: 2011–2012 года.

Методика проведения исследования.


  • Просмотр литературы по данной теме;

  • Экскурсии по окрестностям и за его пределами;

  • Сбор коллекции камней (камень в природе, в строительстве, дома, в школе);

  • Составление описания коллекции;

  • Фотографирование интересных объектов;

  • Создание авторской презентации.
Актуальность исследования.

Путешествие в мир камня очень увлекательное занятие. Изучая камни, обязательно отправляешься в далекое прошлое нашей планеты и той местности, где я живу. На Земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разных цветов и форм. Красота! Любуюсь камнями и думаю: ведь в каждом из них есть какая-то тайна и сто загадок. И не все они, наверное, раскрыты и разгаданы. А сколько повидали эти камни на своем веку! Вот мне и захотелось узнать, какие же секреты они таят в себе. Сколько их, чем отличаются друг от друга , бывают ли съедобные камни, история их появления на Земле, и какую пользу приносят камни людям?

На эти и другие вопросы я попыталась найти ответ в своей работе.


  1. Основная часть
1.1.Что такое камень?

Камень

Если внимательно рассмотреть камешек, то можно заметить, что часто он бывает разноцветным - или в полосочку, из-за пронизывающих жилок, или пятнистый, или с разводами неправильной формы. Это происходит потому, что камешек состоит из разных минералов. Минералы отличаются цветом, твердостью, весом и составом. Из них, как из кирпичиков, состоит окружающий нас мир неживой природы - красивые «поделочные» , драгоценные камни (нефрит, агат, бирюза, гранат, алмаз, сапфир) - это тоже минералы и полудрагоценные камни.
1.2. История возникновения камня.

С чего же начинается история камня? Академик А. Е. Ферсман говорил, что история камня начинается с отдаленнейших эпох существования человека. А разве до появления человека камень не существовал на Земле? Существовал. И это подтверждает геология. Камню столько же лет, сколько нашей Земле. Он является составной частью Земли и особенно ее верхней части - земной коры. Камень неотделим от Земли и участвует в ее геологической истории.

Минералы появились на самой ранней стадии развития Земли как планеты. Они самые первые свидетели геологической истории Земли. Как писал Г. X. Андерсен, роман Земли интереснее всех романов: приходится читать по слоям, кремниевым пластам различных земных периодов.

Все горные породы в зависимости от условий образования подразделяются на три группы : первичные (изверженные), вторичные (осадочные) и видоизмененные (преобразованные или метаморфические).

Горные породы формируют рельеф земной поверхности. Камень является свидетелем изменений земной поверхности под действием не только внешних сил природы, но также и других, внутренних сил, скрытых в глубине Земли и проявляющихся временами в виде извержений вулканов и разрушительных землетрясений. В течение миллионов и миллиардов лет камень лежал на поверхности Земли неподвижно и вечно, образуя на фоне природного пейзажа древнейших эпох Земли как бы „постоянные местные предметы", возникающие на экране современного радиолокатора. В те времена камень своей истории не имел, вернее имел, но она была очень однообразна. Только с появлением человека, который стал выкапывать его из земли и использовать для своих нужд, началась новая история камня. Она была связана с его добычей, обработкой, применением и в ряде случаев даже с разрушением. Камень как бы проходил этапы рождения , жизни и разрушения...

У каждого камня есть свои особенные свойства, свое имя, свой состав, и облик. Камень в горной породе – как человек в толпе: у него свое лицо, характер, одежда.

1.3. Разновидность камней.

Камень один из самых долговечных строительных материалов, надо сказать что долговечность прежде всего зависит от вида камня. Сегодня известно около 3500 видов камней, однако только несколько десятков распространены на поверхности земли.
Приро́дный ка́мень - натуральный строительный материал.

Натуральным камнем называют все горные породы, используемые в строительстве. К ним можно отнести мрамор , гранит , туф , сланец , песчаник , и звестняк и оникс .

Природный камень является одним из древнейших материалов, используемых людьми для строительства домов или облицовки фасадов. Благодаря красоте, прочности и долговечности природный камень является украшением дворцов, храмов, усадеб или обычных домов. В интерьере природный камень можно использовать в разных вариациях.

Чаще всего натуральные камни используют при облицовке зданий, как изнутри, так и снаружи. Для внутренней облицовки используют специальные мраморные или гранитные обои. Сочетание мозаичных рисунков и узорчатых структур придают внешнему виду красоту и богатство.

Также очень популярна облицовка фасадов природным камнем. Во-первых, это привлекательный внешний вид, а во-вторых, это очень экологичный и при этом очень прочный материал. Также природный камень износостоек, морозоустойчив и почти не впитывает влагу. Недостаток этого материала - относительная дороговизна.


Драгоценные и полудрагоценные камни - минералы , которые обладают красивым внешним видом (как правило, только после полировки или огранки) и при этом достаточно редки, а как следствие и дороги. Их широко используют для производства ювелирных изделий , собирают в коллекц иях , используют как банковские активы. Трудно отличимые на вид имитации большинства драгоценных камней изготавливаются искусственно, имитации или подделки многих драгоценных камней делались ещё во времена Древнего Рима (в наши дни такие синтетические камни и имитации самоцветов весьма популярны, так как стоят намного дешевле). В 1902 году французский химик М. А. Вернейль впервые получил и начал поставлять на мировой рынок синтетические рубины , а чуть позже синтетические сапфиры и синтетическую шпинель . Появление большого количества синтетических камней не снизило , а, наоборот, повысило значение и стоимость натуральных, природных самоцветов. Менее редкие минералы часто называют полудрагоценными.

Изучением драгоценных камней как минералов и поисками способов их точного распознавания от синтетических подделок занимается раздел мин ералогии , называемый гемм ология .

С развитием человеческого общества и освоением природы выявлялись все новые полезные свойства камня, ширилось его применение и усложнялась его история. Поэтому современная жизнь немыслима без камня.

1.4.Камни вокруг нас.

Галит.

Со многими минералами мы действительно имеем дело в повседневной жизни. И буквально каждый день - с самым жизненно важным, незаменимым минералом № 1 - обыкновенной поваренной (каменной) солью, галитом. Обычная соль, которую мы употребляем в пищу, - минерал, который геологи называют галит. Соль не только растворена в морской воде. Она встречается и в горах в виде кристаллов. Такая каменная соль и называется галит. Это единственный минерал, который можно употреблять в пищу. Название происходит от греческого «галлос» - морская соль. По цвету он преимущественно белый, бывает бесцветным. Иногда из-за примесей других минералов приобретает интенсивно синий или красный цвет.

Каменный уголь.

Этот камень я нашла во дворе у бабушки. Оказалось это жар-камень.

Этот горючий камень в огне раскаляется, красным пламенем наливается, горячим, как огонь становится и сам горит.

С давних пор жар-камень в домашнем очаге для человека тепло в стужу сберегал. Горючей силой своей, он машины двигать научился. Огненное тепло жар-камня люди научились в электричество превращать. Жар-камень, свет-камень, а на вид скромный темный камень, нипочем ни скажешь, что в нем столько тепла и света прячется. Это конечно – каменный уголь.

Откуда же он взялся? Все началось много, много лет назад, когда Земля была царством лесов и болот. Наступая на леса, болотная вода затапливала всю землю вокруг деревьев великанов, подмывала их корни и деревья погибали. И гиганты падали в мутную болотную жижу. За долгое время под землей накапливается толстый слой слежавшихся растений. То, что тысячи лет назад было могучей растительностью, превращается в бурую массу – торф. Сдавленный пластами земли, торф постепенно твердеет, каменеет и превращается в камень – бурый уголь. А если бурый уголь под землей очень сильно сдавливается, то постепенно превращается в черный каменный уголь, а потом в антрацит.

Кроме тепла и энергии каменный уголь подарил нам еще много различных подарков: пластмассовые игрушки, лекарственные и ароматические вещества, автомобильные шины , рыболовецкие сети, краски и лаки.

Вот такой он сильный, красивый и радужный, этот черный скромный камень, добытый из воздуха и света древними растениями. Разве ни чудо!.

Гранит.

Этот пестрый камень я нашла у дороги. В энциклопедии “Всемирная география” в руководстве для начинающего геолога я обнаружила своего незнакомца – это гранит.

Гранит! В самом этом слове слышится твердость и сила. А ведь название свое этот могучий камень получил от слова “зерно”. “Гранум” - так на древнем языке – латыни – звучат слова “зерно”, “зернышко”, “крупица”. От слова “гранум” и пошло название “гранит”.

Если вглядеться в отполированный гранит, то можно увидеть, что он весь словно составлен из каменных зерен. И они не только разные по цвету, они еще и разного вида. Гранит состоит в основном из трех камней – сверкающего кварца, темной слюды, цветастого полевого шпата. Больше всего в граните полевого шпата, он и придает ему цвет. Если шпат красноватый, то и гранит кажется нам красноватым, если шпат серый, то и гранит серый…

Гранит – это могучий строительный материал.
Мел.

На этот камень указала мне моя мама. Но ведь он совсем не похож на камень, удивилась я. С этим камнем каждый школьник знаком, мы пишем им на доске. Конечно же, это мел.

Жили когда-то в древнем море-океане маленькие существа-рачки, морские улитки и иной морской народец. Много ли их было в море-океане? А как в облаке капель. И у каждой капельки-улитки был свой собственный домик – раковинка. И весь океан этими живыми облаками был полон, как небо перед дождем.

И, правда, сыпался “дождь” из отживших свой срок ракушек на дно морское. Тысячи лет без перерыва продолжался ракушечный ливень. А вместе с ракушками опускались на дно скелеты разных морских существ, и панцири рачков, и обломки построек, которые делают мелкие морские жители. Все это перемешивается и слеживается под водой в самый настоящий камень – ракушечник. Прошло очень много лет, и там, где было морское дно, теперь суша. Ведь поверхность Земли все время в движении – поднимается, опускается, собирается в огромные складки…происходит это очень медленно. Много, много лет назад толстое ракушечное одеяло укрывало морское дно, а сегодня мы можем путешествовать по горам, которые сплошь состоят из белого камня – известняка.

На суше с этими морскими камнями-известняками за долгое время происходят разные изменения, и образуется наконец-то наш помощник мел.

Глина.

2. обращение к компьютеру,

3.наблюдение,

4.исследование образцов из коллекции.

^ План исследования был таким:


  1. Изучить происхождение камней, выявить свойства камней при помощи опытов и экспериментов, их применение в повседневной жизни человека.

  2. Узнать как можно пополнить коллекцию минералов.
Итак, что такое камень?

Камень это природный материал и горная порода, использующийся во многих областях промышленности, в том числе в строительстве.

С чего же начинается история камня?

По мнению ученых камням столько же лет, сколько нашей планете. Камень является составной частью земли и он неотделим от Земли.

У каждого камня есть свои особенные свойства, свое имя, свой состав, и облик. Сегодня известно около 3500 видов камней.

Природный камень - натуральный строительный материал. Люди его используют при облицовке зданий как изнутри, так и снаружи.

Драгоценные и полудрагоценные камни обладают красивым внешним видом, они достаточно редки и дороги. Их используют для производства ювелирных изделий , собирают в коллекциях , используют как банковские активы.

Со многими минералами мы имеем дело в повседневной жизни. И буквально каждый день.

Минерал № 1 - обыкновенная поваренная (каменная) соль, галит. Белого цвета. Используется в повседневной жизни для готовки пищи.

Минерал № 2. Мел. Однородный, мягкий, рыхлый, хорошо пишет на доске.

Минерал № 3.Каменный уголь . Черного цвета, однородный, твердый.Используется в изготовлении пластмассовых игрушек, лекарств, лаки и краски, в получении тепла и энергии.

Также я собрала 20 видов камней из серии журнала «Энергия камней». Вот они какие красивые, посмотрите. Теперь я вам хочу показать какими свойствами обладают эти камни .

Опыт № 1. Определение цвета и формы.

Вывод: камни по цвету и форме бывают разные.

Опыт № 2. Определение размера.

Вывод: камни бывают разных размеров.

Опыт № 3. Определение характера поверхности.

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

Вывод : поверхность камня имеет разные рисунки: Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д..

Опыт № 4. Определение веса камня.

Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.

Опыт № 5. Определение температуры.

Камни холодные. Кладем их на ладони, делаем вдох носом, а выдох через рот.

Вывод: камни холодные, но они быстро нагреваются.

Опыт № 6. Определение плотности (определяем при помощи губки)

Вывод: камни твердые, плотные.

Опыт № 7. Определение плавучести.

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

Проведя свое исследование, я установила, что :

Из камней, как из кирпичиков, состоит окружающий нас мир неживой природы;
- известно около 3500 видов камней;
- процесс образования камней происходит глубоко в недрах Земли;
- единственный минерал, который можно употреблять в пищу – галит, или поваренная соль;
- минералы широко применяются в строительстве и промышленности;
- искать минералы для коллекции можно везде!

На основе полученных мной данных можно сделать вывод, что наша жизнь без камней была бы значительно сложнее, мир камней не исследован до конца и таит в себе много загадок, прямо под ногами можно найти как известные науке минералы, так и открыть новые.
Мне очень интересны камни. Я буду продолжать собирать коллекцию камней.

Вид проекта: групповой, информационно-познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: 1 неделя. Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет), воспитатель.

Актуальность проекта: живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой России. Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатствам.

Цель: Создание условий для развития познавательных и исследовательских способностей воспитанников.

Задачи:

1.Обучать детей исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира.

2. Развивать мыслительные операции, уметь выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей.

3. Формировать представления у детей о разнообразии и особенностях камней.

4. Познакомить детей с ролью камней в жизни человека.

5. Воспитывать бережное отношение к неживой природе.

6. Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам.

Предполагаемый результат:

*У детей сформированы представления о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида, знания о пользе камней в природе и жизни человека.

*Имеют представления о том, как добывают камни и как их используют, какими полезными ископаемыми богата Россия.

*Проявляют познавательные способности: демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

*Воплощают идеи в творческой деятельности.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Выявление первоначальных знаний детей о камнях.

Что я знаю о камнях?

Саша: «Камни можно найти в земле, в реке».

Миша: «Все камни твердые».

Лёня: «Камни не сделаны руками человека, значит это природа».

Оля: «Из них делают разные украшения».

Что мы хотим узнать о камнях?

Вика: «Какие бывают камни?»

Лёня: «Что люди делают с камнями? Откуда взялись камни?»

Где найти информацию?

Арсений: «Можно в интернете посмотреть»

Лена: «В журналах разных посмотреть»

Надя: «Спрошу у мамы и папы».

Подбор демонстрационного материала по данной теме.
Коллекция камней собранная детьми.

2 этап. Совместная деятельность взрослого и детей осуществляется с учетом интеграции образовательных областей:

*Опытно-экспериментальная деятельность. Занятие «Мы – геологи».Цель:изучение свойств камней. Задачи:

  • Уточнить представления о свойствах камней: твердость, мягкость, плавучесть, температура.
  • Развивать речь детей: давать описание внешнего вида камней, закреплять умение отчетливо произносить слова; связно, последовательно рассказывать о предмете с помощью таблицы.
  • Воспитывать умение самостоятельно выстраивать гипотезу перед началом экспериментирования и сравнивать её с результатом.
  • Знакомить с профессией геолог.

Предварительная работа: сбор различных камней для коллекции, чтение и обсуждение сказок П. Бажова.

Оборудование:шкатулка с полудрагоценными камнями, письмо, макет горы, ручей, мешочки с песком (кочки), емкость с водой, иллюстрации с сооружениями из камня.

Раздаточный материал: камни по количеству детей, таблицы, карандаши простые и цветные, лупы, монетки. Рабочие фартуки, нарукавники, кепки.

ТСО:ноутбук силлюстрациями сооружений из камня, магнитола со звуками горной реки, музыка.

Словарная работа:геолог, гладкий, шероховатый.

*Ознакомление с окружающим миром: рассматривание атласа «Полезные ископаемые».

*Формирование элементарных математических представлений: Дидактическая игра «Сколько камней в нашей коллекции».

*Коммуникация: составление детьми творческих рассказов о камнях; словесное описание ребенком камня.

*Художественное творчество: рисование акварелью на камнях (дети украсили камни цветами, некоторые расписали в виде насекомых).

*Дидактические игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики.

*Сюжетно-ролевая игра «В поисках клада» (игра проводилась на улице).

*Безопасность: беседа «Как вести себя в лаборатории во время работы» (изучение свойств камней).

*Подвижная игра на прогулке: «Найди свой камень».

*Чтение художественной литературы: сказка И.Н. Рыжовой «О чем шептались камушки», П. Бажов «Малахитова шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы».

*Просмотр серии фотографий «Сооружения из камней».
*Сотрудничество с семьей: подбор камней для коллекции.

3 этап. Создали набор из крупных и мелких камней для развития мелкой моторики. Оформили мини-музей «Удивительные камни».

Елена Шовина

Вид проекта : долгосрочный

Сроки реализации : 2010-2012.

Участники : дети разновозрастной группы, родители воспитанников, воспитатели.

Образовательные области : познание, художественное творчество, физическое развитие, речевое развитие.

Цель : Формировать у детей чувство гордости к родному краю, воспитывать бережное отношение к природным богатствам в недрах земли.

Задачи :

Обучающий компонент :

Дать детям представления о камнях разного происхождения.

Формировать умение обследовать камни , называть их свойства и особенности.

Воспитывающий компонент :

Формировать интерес к объектам неживой природы.

Развивать эстетический вкус при знакомстве с изделиями из камня . Воспитывать бережное отношение к камням и сделанным из них предметам. Воспитывать нравственно - патриотические чувства к родному краю.

Актуальность :

Мини - музей в дошкольном образовательном учреждении.

Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова : «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. – Я поведу тебя в музей,- сказала мне сестра».

А что делать, если нет возможности в воскресный день пойти в музей?

В нашем городе есть музей. Однако часто посещать их родители с детьми не могут. Причины самые разные. –Во –первых, наш детский сад уделён от центра города, где расположены музей. – Во вторых, многие родители считают что дошкольником ещё рано посещать музеи. – В третьих, многим родителям не приходит в голову идея такой экскурсией. Именно поэтому мы решили создать собственные музей.

Что такое мини- музей ? В нашей группе он занял небольшую часть группового помещения. Музей создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. Наш мини- музей небольшой , уютный, в чем-то даже домашний. Самое важное, что в его создании принимали участие и сами ребята, и их родители. Наш музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть.

И эта особенность очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным.

При организации мини -музея мы опирались на следующие принципы :

1. Принцип деятельности;

2. Принцип вариативности;

3. Принцип непрерывности;

4. Принцип гуманности.

План работы по содержанию мини – музея .

Подготовительный этап :

1. Определение темы и названия музея;

2. Выбор места для размещения;

3. Выбор инициативной группы.

Практический этап :

1. Сбор экспонатов;

2. Оформление выставки;

3. Индивидуальная работа с детьми;

4. Проведение экскурсий.

Подведение итогов :

1. Презентация;

2. Создание альбомов;

3. Выставка экспонатов;

4. Заседание инициативной группы.

Характеристика мини – музея «» .

1. Коллекция камней (15 видов не- обработанные) ;

2. Коллекция камней (20 видов обработанные) ;

4. Речные камни ;

5. Статуэтки (из мрамолита) ;


6. Шкатулки (из змеевика) ;




8. Сувениры.

Перспективный план для детей разновозрастной группы :

Сентябрь.

Просмотр видеофильма «Хозяйка медной горы» .

Просмотр мультфильма «Серебренное копытце» .

Посещение мини – музея «Волшебный мир уральских камней » .

Опыт "Лёгкий- тяжёлый",

Игра "Какой формы камень",

"Весёлая геометрия".

Экспериментально – опытная деятельность «В гостях у Хозяйки Медной горы» .

"Какие бывают камни ".

Игра"Сосчитай камешки",

"Отыщи такой же",

"Узнай на ощупь".

Беседа «Зачем живым существам нужны камни » .

Рассматривание изделий из камня (статуэтки, ювелирные украшения, бусы, сувениры) .

Лепка «Подарок для мамы» (малахитовые бусы) .

Игра "Собери бусы".

Настольный театр"Театр камней "(из мрамолита) .

Лепка «Родонитовые броши» .

"Чудо дерево"-изготовление руками родителей и детей дерева из камней .


Планируемый результат :

Дети должны научиться ориентироваться в мире камня . Знать их свойства, особенности, значение и применение человеком.

Список используемой литературы :

1. Н. А. Рыжова"Мини - музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями" Москва, Педагогический университет "Первое сентября", 2010 год.

2. "Музейная педагогика", под редакцией А. Н. Морозовой.

3. Н. А. Рыжова "Развивающая среда дошкольных учреждений" М.:Линка-Пресс, 2004 год.

Публикации по теме:

Исследовательско-творческий проект по созданию совместно с родителями мини-музея «Деревянное чудо» Цель проекта: Создание условий для формирования у воспитанников представлений о свойствах дерева, как материале и об использовании дерева.

Проект создания мини-музея «Молочная страна» Актуальность: Какой образ жизни у детей можно назвать здоровым? Именно тот, который не приносит им вред здоровью, именно тот, который поддерживает.

Мини проект группы №7 «МИР КАМНЕЙ» Подготовила и провела: Быковская Т. Ю. «Мир камней». Актуальность – дошкольное.

Вид проекта: краткосрочный групповой исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 5-6 лет.

Продолжительность проекта: 2 месяца.

Участники проекта: дети логопедической группы, родители воспитанников, воспитатели.

Образовательная область: Познавательное развитие.

Актуальность проблемы.

В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, дети знакомятся с окружающим миром. Ребёнок познает окружающий мир, учится ориентироваться в явлениях окружающей природы, предметах, созданных руками человека. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем, необходимо больше внимания уделять комплексному изучению природы.
Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги не только для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того ещё, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы - камень? Знакомство детей с камнями способствует расширению кругозора; умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, определять происхождение рукотворных предметов, профессии людей; умению обследовать предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.

Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей воспитанников в процессе реализации образовательного проекта «Камни - это интересно».

Задачи проекта:

  • формировать у детей подготовительного дошкольного возраста элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства;
  • формировать умение выделять особенности разных камней, описывать их, сравнивать с другими предметами;
  • познакомить детей с ролью камней в жизни человека, некоторыми камнями, которые люди используют для своих целей с древних времён;
  • воспитывать бережное осознанное отношение к неживой природе;
  • развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, экологическую культуру дошкольников;
  • способствовать индивидуальному самовыражению, креативных способностей детей в процессе продуктивной творческой деятельности;
  • способствовать формированию навыков поисковой, исследовательской деятельности, развитию интеллектуальной инициативы, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Предполагаемый результат:

  • дети могут называть свойства камней;
  • дошкольники имеют представления о некоторых особенностях внешнего вида камней;
  • ребята знают о пользе камней в природе и жизни человека;
  • дети могут находить сходства и различия у камней;
  • дошкольники составляют описательный рассказ о камнях с опорой на иллюстративный материал;
  • оформление тематического альбома «Мир камней»;
  • создание коллекции камней.

Предварительная работа:

  • поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Камни - это интересно»;
  • рассматривание предметов, сделанных из камня (украшения, вазочки, письменные приборы, скульптуры малой формы и др.);
  • знакомство с литературными произведениями: Братья Гримм «Беляночка и Розочка», «Почемучка»: Что такое подземные богатства? О чём шептались камешки? П.Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка Медной горы»;
  • разучивание пословиц и поговорок о камне, проигрывание пальчиковой гимнастики «Как я камушек брала»;
  • просмотр мультфильмов «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Пластилиновая история»;
  • рисование изделий, предметов из камня.

Сотрудничество с семьёй:

  • составление тематического альбома «Мир камней»;
  • творческий замысел своими руками «Превращение камешка»;
  • оформление совместно с родителями в группе «Коллекции камней»;
  • подбор художественной литературы и мултфильмов.

Итоговое мероприятие: выставка рисунков по произведению П. Бажова: «Малахитовая шкатулка».

Продукт проектной деятельности: рассказ о камнях с использованием иллюстраций и тематического альбома «Мир камней», оформление в группе «Коллекции камней», творческий замысел своими руками «Превращение камешка», выставка рисунков по произведениям П.Бажова.

План реализации проекта:

Виды деятельности

Результаты

Форма регистрации
результата

1. Беседы «Откуда берутся камни?», «Камни в природе», «Камни. Как человек использует камни».

Формирование представлений детей о камнях: их назначении в природе и использовании человеком.

Конспект занятия «Камни».

2. Выставка детских творческих работ по произведениям П.Бажова

Творческий продукт изобразительной деятельности

Выставка детских творческих работ.

3. Творческая мастерская «Превращение камешка»

Создание художественных образов на основе природных форм

Выставка творческих работ.

4. Совместная деятельность детей и родителей - подборка информации и оформление страничек для составления альбома «Мир камня».

Содействие сотрудничеству детей и взрослых

Оформление странички для альбома «Мир камня»

Занятие «В гостях у хозяйки Медной горы»

Цель: знакомство детей с разнообразием мира камней.

Задачи:

  • уточнять представления детей о камне, его свойствах (камень твердый, не рассыпается; камни разнообразны по цвету, форме, величине);
  • познакомить со способами использования камня человеком (в строительстве, скульптуре, в создании украшений);
  • расширять представления о профессиях людей, работающих с камнем;
  • познакомить детей с тем, где и как добывают камень, какие инструменты используются для его обработки;
  • развивать разговорную речь детей, расширять активный словарь;
  • воспитывать интерес к наблюдениям, желание делать несложные опыты;
  • учить самостоятельно делать выводы, строить умозаключения;
  • побуждать детей к самовыражению в рисунке, развивать фантазию и творческое воображение;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа: чтение сказов П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Горный мастер», «Хозяйка медной горы».

Подготовка к занятию.

Материалы для опытов:

4 прозрачных сосуда с водой, деревянные палочки;
- 4 подноса, на которых - разные по цвету, форме и величине камни; кусочки пенопласта, пластилина, сухой глины, древесины, мела, мыла, сахара;
- деревянный брусок, камень, молоток, 2 гвоздя.

Иллюстративный материал. Фотографии скульптур малых форм, изображающих людей и животных; архитектурных сооружений; станций московского метро; Японского сада камней; фотографии гор; каменных месторождений; фотографии или иллюстрации с изображением инструментов для обработки камня.

Выставка изделий из камня: коллекция минералов, ювелирные изделия, скульптуры малых форм, шкатулки, часы, картины, посуда, шахматы.
На отдельном столе для рисования: клеенки, бумага формата А3 и А4, цветные карандаши, сангина, уголь, акварель, гуашь, кисти разного размера, стаканчики с водой, тряпочки, палитра.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, недавно мы с вами читали сказ Павла Петровича Бажова «Малахитовая шкатулка». А сегодня к нам в гости пожаловала сама Хозяйка медной горы.

Входит взрослый в костюме Хозяйки Медной горы .

Хозяйка медной горы . Здравствуйте! Узнала я, что в этом детском саду дети много знают о природе, любят ее, берегут, хорошо разбираются в моем мире - мире камней. Что-то не верится мне, что вы так уж хорошо знаете, что такое камень; какими свойствами обладает.
Воспитатель . Да, наши ребята очень хорошо знают все это. Да ты, Хозяюшка, не сомневайся, а проверь лучше!

Хозяйка Медной горы предлагает детям разделиться на 4 команды и подойти к столам, на которых стоят сосуды с водой, палочки; раздает каждой команде по подносу с предметами.

Хозяйка Медной горы . А сейчас, ребята, возьмите с подноса по одному предмету, рассмотрите, ощупайте, понюхайте, взвесьте в руке (тяжелый предмет или легкий) и попробуйте определить, что это такое. А поможет вам в этом вода: опустите свой предмет в воду и размешайте ее деревянной палочкой. Посмотрите, тонет он или плавает на поверхности, растворяется, рассыпается, окрашивает воду и т.д. Сделайте вывод: все ли предметы являются камнями.

Дети проводят опыт, а Хозяйка Медной горы наблюдает за действиями детей, помогает советами, задает вопросы. В заключение спрашивает, что же за предметы были у них на подносах; помогает детям уточнить их свойства. Дети с ее помощью делают вывод: камни разнообразны по форме, величине, цвету; они твердые, не рассыпаются, не растворяются вводе, тяжелые - поэтому тонут в воде.

Хозяйка Медной горы . Да, действительно, все вы смогли определить среди большого количества разнообразных предметов камни. Они и с в самом деле очень твердые. А хотите увидеть, насколько камень тверже дерева?

Хозяйка Медной горы берет брусок и забивает в него гвоздь.

Хозяйка Медной горы. Смотрите, дерево хоть и твердое, но я могу легко забить в него гвоздь. А теперь попробую забить гвоздь вот в этот камень. Как вы думаете, у меня получится? (забивает). Что же произошло? Гвоздь металлический, твердый, но он согнулся при ударе о камень.

Ребята, мы с вами убедились, что камень очень твердый, прочный. Как вы думаете, как люди используют в своей жизни это свойство камня? (Строят здания, крепости, дороги). Например, Москва раньше была построена из камня (Москва Белокаменная). Еще люди делают скульптуру из камня. Скульптура изображает иногда человека, иногда животных (показ иллюстраций).
- Для чего люди создают скульптуру? Скульптура, как и другие древние каменные строения помогают нам совершить путешествие во времени, позволяют заглянуть в прошлое. Они настолько прочные, что сохраняются веками, благодаря чему мы видим и знаем, как жили люди много столетий назад: в каких зданиях они жили, как выглядели, какая у них была одежда, прически.
- А если мы с вами спустимся в метрополитен, что мы увидим? Станции Московского метро украшены камнем: арки, своды, полы и колонны, скульптуры, мозаики. Московское метро - самое красивое в мире.
- А в Японии ландшафтные дизайнеры создают прекрасные композиции - Сады камней (показ фотографий). В них камни разной формы, величины, цвета. Их располагают в садах, на газонах. Как вы думаете, для чего японцы создают такие сады? Они считают, что в Саду камней можно хорошо расслабиться, отдохнуть, поразмышлять, подумать, пофантазировать. Ведь сад выглядит все время по-разному - утром, днем или вечером, в солнечную и пасмурную погоду.
- Камни очень разнообразные. Они не только твердые и прочные, но еще и очень красивые. Приглашаю вас, ребята на выставку изделий из камня, посмотрите, что люди делают из этого материала. Чтобы создать такие красивые вещи, приходится потрудиться очень многим людям. Рождается камень в недрах земли; огромные богатства хранят в себе горы - это настоящая сокровищница планеты. В России это Уральские горы (показ фотографий). Добывают камни на специальных месторождениях, и сейчас для этого используется специальная техника.
С камнем работают люди разных профессий, давайте назовем их вместе: геологи, скульпторы, ландшафтные дизайнеры, строители, ювелиры, камнерезы, гранильщики. Существуют даже такие врачи - натуропаты - они тоже работают с камнем. Используя драгоценные камни разных цветов они лечат многие заболевания.
Многие поэты и писатели воспевали красоту камня. Кто может назвать таких авторов? А как много пословиц и поговорок о камне:
- Как вы думаете, что означает пословица «Вода камень точит»?
- А про какого человека говорят «У него каменное сердце»?
- А в каких случаях говорят «Застыл с каменным лицом»?
- Вот мы с вами, ребята, и выяснили, как люди используют камень в своей жизни. А теперь предлагаю вам поиграть:

С другом мы гулять пойдем, - встают парами, шагают на месте
Речку - каменку найдем.
Речка весело журчит -
И по камушкам бежит.
Через речку мы вдвоем - шагают на месте
По мосточку перейдем.
Мостик каменный стоит, - пальцы рук соединены перед грудью
Речка весело журчит. - руки вперед, движение «волна»
Из камней построен дом, - движение «кулачок об кулачок»
Мы с тобой в него войдем. - руки над головой в форме «крыши»
Домик прочный из камней,
Всегда открыт для друзей! - руки в стороны ладонями вперед

Хозяйка Медной горы. Слышала я, ребята, что вы очень хорошо рисуете. А помните, как Данила-мастер долго-долго не мог создать каменный цветок? Мне очень интересно, как вы себе представляете каменный цветок. Давайте пофантазируем! Пусть каждый из вас придумает свой каменный цветок и нарисует его любым из предложенных здесь материалов.

Дети выбирают бумагу и материалы, рассаживаются за столы, рисуют. После окончания работы все вместе организуют выставку, любуются рисунками.

Хозяйка Медной горы . Ребята, вы сегодня меня удивили! Какие у всех получились красивые, разные цветы! Прощайте, ребята, мне пора! А если вам захочется снова окунуться в удивительный мир камня - посетите музей камня в Москве. А еще - почаще смотрите вокруг себя, и вы непременно встретите молчаливых жителей моего каменного царства.

Слайд 1

Годовой проект «Мой особый интерес - камни»
Выполнил ученик 1Б класса Миргорода Алексей г. Кировск 2016 год

Слайд 2

Я выбрал такую тему, потому что камни в жизни человека играют большую роль еще со времен зарождения человечества. Мне захотелось узнать об истории и пользе камней. Познакомиться с творчеством известных писателей и поэтов, которые писали о камнях. И больше всего мне любопытно, что можно интересного и нужного сделать с помощью камней.

Слайд 3

Был такой период на Земле очень-очень давно, который назывался Каменный век. Люди жили в каменных пещерах, подушкой служил какой-нибудь булыжник и орудие труда и охоты тоже были из камня.

Слайд 4

ЧЕЛОВЕК НАУЧИЛСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ КАМНИ
Когда зародилась письменность человек начал писать на папирусе это прообраз бумаги, на Руси писали на бересте, а еще высекали письмена на камне. Из первых сказок, которые мне читали, богатырю путь указывал путеводный камень.

Слайд 5

Археологические находки
Ученые-археологи находят в земле окаменелости разных животных, птиц, растений. По ним они определяют их возраст, узнают какие животные и птицы жили на земле много лет назад и как они выглядели.

Слайд 6


У меня дома есть книга «Малахитовая шкатулка». В ней писатель Павел Бажов рассказывает о работе камнерезов и различных камнях, которые находят в земле. Большинство из изделий Данилы-мастера сделаны из камня под названием малахит, который добывают в уральских горах.

Слайд 7

Писатели, поэты и художники о камнях
А вот что писал известный поэт Иван Бунин о камнях в своем стихотворении «Все море – жемчужное зерцало…»: У берегов в воде застыли скалы, Под ними светит жидкий изумруд, А там, вдали, и жемчуг и опалы По золотистым яхонтам текут...

Слайд 8

Писатели, поэты и художники о камнях
Знаменитые художники тоже любили изображать на своих картинах камни. Аленушка на картине В. М. Васнецова сидит на камне в окружении других камней.

Слайд 9

Интересное о камнях
Когда я стал старше мы всей семьей ездили на море. Там на берегу моря я собирал разные камешки. Большинство из них имеет плоскую форму и гладкую поверхность. Потому что их постоянно омывает вода. На таких камешках художники рисуют различные рисунки.

Слайд 10

Интересное о камнях
У нас на даче бабушка сделала альпийскую горку. Это такая клумба для цветов. Она состоит из камней разных размеров. А между камнями сажают цветы. Когда цветы цветут такая клумба смотрится очень красиво. А мы можем ходить по камням даже в середине клумбы.

Слайд 11

Недавно я узнал, что в Японии есть сады из камней.
Интересное о камнях

Слайд 12

Дома у нас есть небольшая коллекция камней. Больше всего мне нравится голубой агат.
Интересное о камнях

Слайд 13

У разных камней есть свои свойства. Считают, что какие-то камни могут охранять человека, какие-то придают силу человеку, а какие-то лечат. Их прикладывают к больному месту, растирают в порошок и делают мази. Есть камни, из которых делают украшения: бусы, браслеты, ими украшают кольца и серьги. Как правило, это драгоценные и полудрагоценные камни. Еще есть поделочные камни. Из них делают шкатулки, вазы маленькие и большие, различные фигурки.
Свойства камней

Слайд 14

К нам в школу приходили сотрудники планетария. От них я узнал, что планеты состоят из камней и других веществ. Например, кольца одной из восьми планет солнечной системы Сатурна состоят из пыли, льда и камней.
Камни в космосе

Слайд 15

На нашу землю из космоса прилетают кометы, астероиды и метеориты.
Камни в космосе

Слайд 16

«Каменные джунгли»
Недавно я услышал, что города называют каменными джунглями. Дедушка мне пояснил, что дома строят из песка и цемента. При смешивании песка, воды и цемента получается бетон. Если сделать разный состав песка и цемента, то можно получить бетон разной прочности. И даже очень прочный, который не уступает по прочности пригодным камням. А так как дома строят высокими, то наши города похожи на леса, только вместо деревьев высокие дома.