Проект по трудовому воспитанию дошкольников. Проект на тему «Трудовое воспитание» в подготовительной группе. Труд - это могучий воспитатель

«Трудиться−всегда пригодится!»

«Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим.»

В. А. Сухомлинский.

«Каждому, кто имеет дело с воспитанием дошкольников, известно знаменитое изречение ребенка «Я сам!». Это удивительное заявление говорит о качественном скачке в развитии малыша, ибо этим он заявляет о своей растущей потребности освободиться от опеки взрослого, пробует свои силы в осуществлении желаний.

В развивающейся позиции ребенка «я сам», «я могу», «я научусь», «я умею» заложены зачатки будущих важнейших качеств: самостоятельности, ответственности, активности в познании мира, в деятельности. И потому очень важно не затормозить эти тенденции в поведении и устремлениях ребенка, а всячески поддерживать и развивать их.»

Р. С. Буре.

Проект:

Краткосрочный;

Групповой;

Информационно – творческий;

Срок реализации проекта – 1.11.2016−30.11. 2016 уч.год.

Участники проекта:

Воспитатель группы: Штокалова И. В.

Дети средней группы

Родители воспитанников;

Сотрудники ДОУ.

Проблема: Большинство детей имеют недостаточно знаний и представлений о значении труда в жизни человека. Основополагающий вопрос: как вызвать желание ребёнка трудиться.

Проблемные вопросы : Что такое труд? Какие виды труда бывают? Где трудятся наши родители? Какие трудовые поручения мы можем выполнять? Как мы трудимся в группе, на улице и дома?

Цель проекта :

Показать участникам проекта значение труда в жизни человека;

Формировать у воспитанников желание трудиться, а у родителей – желание приобщать детей к посильному труду;

Формирование положительного отношения к труду у детей 4-5 летнего возраста

Задачи проекта:

Воспитывать желание трудиться;

Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания;

Воспитывать у детей самостоятельность, аккуратность, взаимовыручку, проявление заботы друг о друге ответственность за общее дело;

Разъяснять детям значимость их труда;

Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам и взрослым;

Учить доводить начатое дело до конца;

В данном проекте будут рассматриваться все виды труда дошкольника.

Виды труда дошкольнико в:

· Самообслуживание.

· Хозяйственно-бытовой труд.

· Труд в природе.

· Ручной труд.

Для работы применялись следующие формы организации труда.

Формы организации труда:

· Поручения.

· Дежурства.

· Коллективный труд (общий, совместный).

Актуальность проекта :

В последнее время часто приходится слышать от родителей воспитанников и от педагогов, что дети не желают трудиться, с трудом овладевают навыками самообслуживания, предпочитают пользоваться помощью взрослого. Возникают трудности в привлечении детей к уборке игрушек, поддержанию чистоты и порядка в группе детского сада и в детской комнате дома. Нередко видим детей, которые не стесняются бросать мусор (обертки от сладостей, упаковки от сока и пр.) не только на улице, но и в других общественных местах. На замечания взрослого можно услышать такие объяснения: «Дворники уберут», «Я не знаю куда выбросить», «Это - не я!». Иногда, и родители не обращают внимание на такое поведение детей, не считая нужным, делать замечания. Таким образом, назрела необходимость педагогического просвещения родителей по вопросам трудового воспитания дошкольников, а также целенаправленная работа с детьми по формированию устойчивой привычки трудиться.

Ресурсное обеспечение проекта:

Художественная литература;

Журналы, картинки на заданную тему;

Альбом «Профессии наших родителей»;

Фотографии для стенгазеты;

Необходимое оборудование для выполнения практических задан

Формы реализации проекта.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми по всем направлениям развития и образовательным областям:

Формы и методы реализации проекта:

Образовательная область

Виды детской деятельности.

«Познание»

1.Познавательные занятия:

«Из истории профессий»

«Все профессии важны – все профессии – нужны»

2.Беседы о труде взрослых в детском саду.

3.Творческие рассказы:

«Кем работают мои родители».

«Я горжусь своей мамой» «Я горжусь своим папой».

4. Чтение художественной литературы:

Рассказы о труде:

В. Маяковский «Кем быть?» ,

М. Познанская «Пойдем на работу» ,

Д. Родари «Чем пахнут ремесла» ,

С. Маршак «Откуда стол пришел» , «Мы военные» ,

С. Михалков «А что у вас?» , «Дядя Степа» , «Дядя Степа - милиционер» .

В Лифшиц «И мы трудиться будем » .

Б. Житков «Железная дорога» ,

М. Ильин «Машины на нашей улице»

Н. Найденова «Ольга Павловна» .

С. Баруздин «Кто построил новый дом» ,

Л. Воронкова «Мы строим, строим, строим» ,

С. Михалков «Бабушкины руки» ,

« Труд и лень » , С.Михалков «Моя улица», С. Баруздин «Страна, где мы живём», С.Я.Маршак «Почта», Е.Пермяк «Пропавшие нитки», Б.Житков «Впередсмотрящие».

5. Вечер загадок о профессиях.

6. Заучивание стихов о труде.

7. Изучение пословиц поговорок о профессиях и труде.

«Коммуникация»

Оформление игротеки дидактических игр:

«Кому что нужно?»

«Для чего нужен этот предмет?»

«Кем быть?»

«Кто чем занимается?»

«Кто больше знает профессий»

«Профессии»

«Произнеси правильно»

«Подскажи словечко»

«Умные машины»

«Хорошо - плохо»

«Дели-объединяй»

«Кем я хочу стать?»

«От слова к слову»

«Собираемся на работу»

«Едем на работу»

«Магазин»

«Знаю все профессии»,

«Что сначала, что потом»

«Ассоциации».

Проблемная ситуация «Возьмем куклу на прогулку».

Игровая ситуация «Мой внешний вид».

Просмотр мультфильма «Смешарики».

Изготовление фотоальбома «Профессии наших родителей»

Беседы о труде взрослых в детском саду.

«Художественное творчество»

Рисование.

Аппликация.

Конструирование.

Ручной труд.

«Социализация»

1. Сюжетно – ролевые игры

«Магазин»

«Столовая»

«Супермаркет»

«На ферме»

«Ветеринар»

«Парикмахерская»

«Ателье»

«Библиотека»

«Поликлиника»

«Моряки»

«Пожарные»

«Детский сад»

«Строители»

2.Беседа о назначении разных предметов

«Для чего нужна лопата, грабли, сапа?»

«Кто пользуется иглой, нитками, режет ткань и шьёт одежду?»

«Что в работе использует дворник?»

«Физическая культура»

«Здоровье»

Подвижные игры

«Король»

«Почтальон»

«Космонавты»

«Краски»

Взаимодействие с родителями.

Консультации о труде в уголке для родителей.

Участие в презентации своей профессии.

Совместное оформление альбома «Трудиться-всегда пригодиться!»

Проведение родительского собрания по теме «Трудовое воспитание в семье и саду»

Этапы работы над проектом.

1.Подготовительный этап.

*составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями.

*подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических)

*создание развивающей среды, внесение игр по теме, дидактических, сюжетно -ролевых, настольно-печатных.

*сотрудничество с родителями.

Оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта, подборка фото, литературы.

Беседы с родителями о необходимости участия в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

2.Основной этап.

Мероприятия по работе с детьми: чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов и мультимедийных презентаций, беседы, экскурсии, наблюдения, рисование, аппликации, дидактические игры.

Мероприятия по работе с родителями:

Изготовление альбома на тему «Профессии», участие в оформлении стенгазеты «Трудиться-всегда пригодиться!»

Оформление мини-практикумов по изготовлению мнемотаблиц и дидактических игр о профессиях;

Организация выставки детских работ: рисунков, аппликаций;

Проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению поделок, кукол, детских костюмов, декораций, книжек-малышек;

3. Заключительный этап.

Изготовление цифрового фотоальбома «Профессии наших родителей»;

Подведение итогов конкурса среди семей книжки-малышки «Профессии»;

Вручение памятных дипломов, призов;

Оформление фото-выставки;

Проведение итогового занятия «Посадка лука в уголке природы»;

Оформление выставки коллективных работ,

Презентация проекта и проведение родительского собрания по теме «Трудовое воспитание в семье и дома».

Список используемой литературы.

1. Буре P.ж C. Я сам! // Дошкольная педагогика. – 2001. – №4.

2. Буре Р. С. Организация труда детей // Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой. – М., 1974.

З. Буре Р. С. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду // Обучение и воспитание дошкольников в деятельности / Под ред. Р. С. Буре. – М., 1994.

4. Кулакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М., 1990.

5. Куцакова Л. В. Дошкольники трудятся. Комплект методических пособий. – М., 1996.

Каждому, кто имеет дело с воспитанием дошкольников, известно знаменитое изречение ребенка "Я сам!". Это удивительное заявление говорит о качественном скачке в развитии малыша, ибо этим он заявляет о своей растущей потребности освободиться от опеки взрослого, пробует свои силы в осуществлении желаний.

В развивающейся позиции ребенка "я сам", "я могу", "я научусь", "я умею" заложены зачатки будущих важнейших качеств: самостоятельности, ответственности, активности в познании мира, в деятельности. И потому очень важно не затормозить эти тенденции в поведении и устремлениях ребенка, а всячески поддерживать и развивать их.

Так, уже двухлетний ребенок в первых трудовых действиях может проявить самостоятельность – например, овладеть процессами самообслуживания. Его "я сам" в конце третьего года жизни – результат сформировавшихся ранее умений. А потому трудовое воспитание дошкольника начинается именно в этом возрасте.

Несмотря на то что результаты детского труда не играют большой роли в жизни общества, роль его в воспитании ребенка чрезвычайно велика. Трудовое воспитание детей – это мощное средство воспитания нравственно-волевых качеств, умственной активности, формирования познавательных интересов, уважения к труженикам и результатам их труда, установления доброжелательных взаимоотношений между сверстниками.

Участие в труде всегда обеспечено действием мотивов, побуждающих к активности: овладение новыми навыками, забота о сверстниках, проявление внимания к взрослым, забота о своем внешнем виде и т. д. – это очень ценные мотивы.

Первые трудовые действия ребенка связаны с самообслуживанием. Как трудно малышу справляться с процессом одевания! И как упорно при этом он пытается проявить самостоятельность! Но, к сожалению, под нажимом взрослого, которому некогда ждать, а легче одеть ребенка самому, малыш может смириться с положением пассивного существа, опекаемого взрослыми (мамой, бабушкой, педагогом). И совершается грубая ошибка в воспитании: ребенок все сильнее начинает чувствовать свою беспомощность, и вместе с тем растет его неуверенность, пропадает стимул к самостоятельности. В дальнейшем у него вырабатывается привычка пользоваться услугами взрослых, появляется убежденность в том, что удовлетворение его потребностей – это обязанность взрослых.

Постепенно овладевая трудовыми процессами, связанными с самообслуживанием, ребенок все больше начинает чувствовать, что он уже что-то умеет, благодаря чему достигает успеха. Он отказывается от помощи взрослых, которые спешат его одеть, и все чаще просит: "Я сам…"

Предположим, ребенок овладел навыками одевания. Более того, у него сформировалось понимание об опрятности, и он заботится о своем внешнем виде. А дальше? Постепенно все сопутствующие одеванию действия становятся повседневными делами: поставить обувь на место, аккуратно повесить в шкафчик одежду и т. д. Детское "я сам" наполняется новым содержанием: "Я умею сам и потому буду делать сам!", "Я всегда буду убирать игрушки после игры, ведь я это умею делать, я уже большой!" У ребенка формируется стремление к порядку, желание поддерживать чистоту.

Дети растут, и возможностей выполнять различные трудовые поручения у них становится больше. В детском саду они уже могут накрывать на стол, мыть игрушки, протирать влажной тряпкой полки и т. д.

Педагогу нужно оценить важность детского труда для группы и подчеркнуть, что все это дети уже могут выполнить сами, без помощи взрослых. Так постепенно появляется потребность делать полезное для других. Поручения становятся все более систематическими, разнообразными.

Особая специфика в трудовом воспитании детей появляется при переходе их в среднюю группу. Здесь они впервые встречаются с понятием "вместе", в связи с чем педагогу необходимо правильно распределить одно задание между всеми участниками трудового процесса, учитывая при этом интересы каждого. И именно в этот период детское заявление "Я сам" постепенно перерастает в "Я сам вместе с друзьями". Если в процессе такой деятельности развертывается деловое общение "в связи" и "по поводу" возникающих ситуаций, то нужно объяснить партнеру допущенную им ошибку и посоветовать, как ее исправить, предложить свой вариант распределения работы или поддержать предложение партнера, направленное на улучшение качества будущего результата и пр.

Так, на фоне делового общения развертывается сфера личностных взаимоотношений: симпатии детей друг к другу, доброжелательность, умение уступать и пр. А в заявлении ребенка "Я сам" появляются новые мотивы, понятия "я умею разъяснить сверстнику, в чем он не прав", "я могу научить другого".

В процессе коллективной деятельности возможно возникновение конфликтных ситуаций, если воспитатель не разъяснит детям нравственные нормы взаимоотношений. Позиция ребенка, ведущим мотивом которой станет осознание своих возможностей, будет побуждать его к активному усвоению этих норм, так как они становятся средствами налаживания доброжелательных взаимоотношений со сверстниками. Появляется новая позиция ребенка – "я могу отвечать за результат общего дела". Дошкольник начинает осознавать свое место в обществе сверстников: "я вместе с друзьями", и позже – не "я", а "мы вместе". Ребенок начинает тянуться к обществу сверстников, а чувствуя поддержку с их стороны и испытывая удовлетворение от сделанного им, становится членом этого общества.

Организация труда – дело хлопотное для педагога. Но в труде даже самые непослушные, неуравновешенные дети становятся целеустремленными, активными, организованными, они потому и непослушны, что не умеют реализовать свою потребность в активной деятельности, а труд помогает им в этом. Труд увлекает дошкольников, позволяет им осознать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, объединяет общими эмоциональными переживаниями. И если педагог постоянно поддерживает трудовую активность каждого ребенка, его уверенность в собственных силах, то трудолюбие становится чертой личности дошкольника.

В своём проекте я постаралась охватить все виды труда, так как считаю, что все виды труда очень значимы в детсадовской жизни ребёнка, и невозможно какой-либо вид труда отстранить или не обратить на него внимания. Вот что у меня получилось.

Труд в природе

Ручной труд

Труд в природе

Мы дежурим

Навыки самообслуживания и хозяйственно-бытовой труд

Наши работы

Мы посадили лук и овёс в уголке природы

Мы посадили меллису в уголке природы

Вот мы и собрали урожай


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сеяхинская школа-интернат»

143510025400

С. Сеяха 2016 г.
Информационная карта проекта
Название проекта «Труд и терпение превращаются в умения»
Авторы и руководитель проекта Воспитатели группы, старший воспитатель Яптик Александра Анихасововна
Цель проекта Формирование положительного отношения к труду, осознанной потребности трудиться.
Задачи проекта - формирование у воспитанников положительного отношения к труду, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;
- развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применить знания на практике;
- воспитание трудолюбия, долга и ответственности, деловитости и честности;
- вооружение воспитанников разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.
Сроки проведения Январь – март 2016года
Место проведения Сеяхинская школа-интернат
Общее количество участников
(в том числе детей) 45 детей
Условия участия в проекте Добровольность, взаимопонимание.
Актуальность проекта.
Труд есть сознательная, целесообразная, созидательная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные сущностные силы, а также нравственные качества.
У каждой трудовой деятельности есть свой мотив. Разные мотивы труда определяют и различное отношение к нему. Человек, который понимает общественную значимость труда, радуется хорошо выполненной работе, испытывает счастье в труде, активно вносит в труд творчество. При таких побудительных мотивах труд становится средством всестороннего развития личности. И наоборот, труд лишь ради накопления материальных благ обедняет человека, формирует отрицательные качества личности.
Поэтому необходимо:
- формирование у воспитанников общественных мотивов трудовой деятельности как наиболее ценных и значимых, устойчивых убеждений в необходимости труда на пользу обществу;- формирование у подрастающего поколения культуры труда, навыков и умений индивидуального и коллективного труда. Трудиться на пользу обществу каждый человек может лишь тогда, когда он овладел культурой труда: умеет определить цель труда, спланировать наиболее рациональный путь ее достижения, чтобы получить результат;
- формирование уважения к труду, бережного отношения к его результатам общественной и личной собственности, воспитание уважения к людям, создающим материальные и духовные ценности;
- развитие у подрастающего поколения интереса к разным видам труда в целях выявления способностей и наклонностей каждого для сознательного выбора профессии. Современные виды труда требуют широкого круга знаний, технической подготовленности, специальных способностей. Трудовое воспитание детей в интернате – составная часть целостного педагогического процесса, которая включает в себя передачу воспитанникам трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудового сознания и активности, которые помогли бы им в дальнейшей взрослой жизни после выхода из стен интерната.
Научить воспитанников некоторым трудовым приемам еще не означает, что мы добились каких - то результатов, необходимо выработать и закрепить выполнение приобретенных навыков и умений систематически. А для этого, на мой взгляд, необходимо использовать разнообразные формы и методы обучения с опорой на конкретный материал, взятый из окружающей жизни и природы, на непосредственный опыт и наблюдение воспитанников.
Мы предлагаем проект «Труд и терпение превращаются в умения», как одну из форм приобщения воспитанников к труду, желания самому творить и раскрывать свой трудовой потенциал. В данном проекте предусмотрена тесная взаимосвязь трудового воспитания и духовно- нравственного воспитания. В проекте большое значение уделяется трудовому воспитанию, экологическому образованию, досуговой деятельности. Труд - это инструментарий всеобщего развития личности, основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий престижа человека и его обязанность.
В рамках данного проекта предусматривается:
- подготовительный этап: сбор информации о необходимости озеленения группы, облагораживания территории интерната. Согласование с руководством интерната.
Анкетирование детей;
- акция «Чистый поселок» - воспитанники собирают мусор вокруг интерната и школы;
- акция «Мы содержим в порядке наши книги и тетрадки» - воспитанники выполняют ремонт книг, учебников, изготавливают обложки для книг.
-поисковая деятельность, в рамках которой учащимся предоставляется самостоятельная возможность поиска информации о комнатных растениях, об уходе за растениями;
- акция «Помоги птицам зимой»: в рамках данной акции воспитанники под руководством воспитателя выполняют кормушки для птиц из подручных средств;
- конкурс «Подарок своими руками» - в рамках данного конкурса будут рассматриваться поделки в подарок учителям и воспитателям к 8 марта.
Период и этапы реализации:
I этап – сбор информации, подготовка бесед с воспитанниками (январь);
II этап – проведение бесед и презентаций (февраль);
III этап – акция «Мы содержим в порядке наши книги и тетрадки» - (февраль).
IV этап - поисковая деятельность, в рамках которой воспитанникам предоставляется самостоятельная возможность поиска информации о комнатных растениях, об уходе за ними (март)
Трудовые объекты
Перечень работ Объекты Содержание деятельности Сроки
Благоустройство территорий Прилагающая территория к интернату. Сбор мусора вокруг интерната Раз в неделю - воскресенье
Акция «Мы содержим в порядке наши книги и тетрадки» Игровая комната группы, воспитательская Изготовление обложек для книг, учебников Январь
Озеленение группы 3 корпус интерната Посадка цветов и саженцев
Прополка растений
Полив растений. Март
Творческая мастерская Игровая комната группы Изготовление поделок из бумаги, ткани, бисера к 8 марта Март
Акция «Помоги птицам зимой» Игровая комната 3 корпуса Изготовление кормушек из подручных материалов Март
Механизмы реализации проекта.
Представленная проектная работа реализуется в следующих формах:
- сбор и анализ информации;
- презентации, встречи, беседы;
- конкурс на лучшую поделку для подарка;
- акции.
В рамках проекта применяются следующие средства:
- использование ресурсов сети Интернет; - цифровые средства (проектор, ПК);
- материал для ремонта книг и изготовления обложек;
- материал для посадки комнатных растений (горшки, земля);
- материал для изготовления поделок.
Ожидаемые результаты:
Положительное отношение к труду на благо своего интерната.
Позитивное отношение к окружающей среде, ответственность за экологическую обстановку своей «малой родины».
Развитие в детях лидерских качеств, коммуникативных навыков и умений работать в команде, стремления к творческому росту и самоуправлению.
Материально-технические ресурсы:
Интерактивное и звуковоспроизводящее оборудование.
Садовый инвентарь (ведерки, лейки, лопатки, мешки для мусора, перчатки и т.п.)
Материалы для творчества (бумага, краски, карандаши и т.п.)
Нормативно-правовое обеспечение проекта.
1.Конституция РФ.
2.Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»
3.Федеральный закон от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (в редакции от 17.12.2009г. № 326-ФЗ)4.Конвенция ООН о правах ребенка.
5. Устав школы-интерната.
Использованная литература:
1. Воронов В.В. Технология воспитания. М., 2000
2. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. Под ред. Н.Л. Селивановой. М., 1998.
3. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М., 1999
4. Крившенко Л.П. Педагогика. М., 2004г.
5. Поляков С.Д. Технологии воспитания. М., 2002
6. Пидкасистый П.И. Педагогика. М., 2002
7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. В 2 ч. М., 2002
8. Социология молодежи /Отв. Ред. Лисовский В.Т. С-Петербург.1996
9. Смирнов М.И.. Проблема трудового общения школьников.М.,2004
Приложение
Анкета для школьников
1. С удовольствием ли ты выполняешь домашнюю работу?
2. Есть ли у тебя постоянная обязанность в семье? Какая?
3. Охотно ли ты ее выполняешь?
4. Что тебе не нравится делать по дому?
5. Наказывают ли тебя родители, если ты не выполняешь порученное дело?
6. Часто ли ты выполняешь какую-либо работу вместе со своими родителями?
7. Нравится ли тебе работать вместе с родителями? Почему?
8. Помогаешь ли ты бабушке и дедушке?
9. Как ты думаешь, домашние дела - это трудная работа?
10. Какое из последних домашних поручений было для тебя новым и необычным?
11. Профессию кого из своих родителей ты бы хотел освоить в будущем?


Приложенные файлы

Проект для детей старшей группы ДОУ на тему "Делу - время, потехе - час". Трудовое воспитание

воспитатель МБДОУ "Детский сад присмотра и оздоровления № 190" г. Саратова Исаева Ольга Викторовна
Тема проекта: «Делу время – потехе час».
Тип проекта: групповой, информационно-практический.
Участники проекта: дети, родители, педагоги.
Актуальность проекта:
Труд – основа человеческой жизнедеятельности, источник вдохновения и практических знаний, верный способ реализоваться в жизни. Интерес к труду, необходимые навыки закладываются в детстве. В процессе труда, взаимодействуя со взрослыми и сверстниками, ребенок познает окружающий мир, проявляет самостоятельность, инициативу. Педагогам и родителям важно не пропустить этот важный и уникальный момент – дошкольное детство.
Цель: Развитие позитивного отношения к труду.
Задачи:
1. Расширять знания о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
2. Обеспечивать развитие самостоятельности и инициативы в труде.
3. Воспитание ценностного отношения к труду и его результатам.
Продолжительность проекта: краткосрочный с 02.04.2018 по 30.04.2018 г.
Взаимодействие с родителями:
Информация для родителей «Труд – естественная форма активности ребенка».
Консультация «Воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста».
Предполагаемый результат:
Закрепление необходимых умений и навыков в различных видах труда.
Участие в совместной трудовой деятельности.
Развитие познавательного интереса и творческой активности.
Повышение интереса к труду.
Приобретение знаний о профессиях.
Обеспечение проекта:
Подготовка необходимого материала для реализации проекта.
Изучение педагогической литературы.
Подбор художественных произведений, дидактических игр, иллюстраций по теме.
Этапы проекта:
- Подготовительный:
выявление проблемы
определение цели и задач
организация работы над проектом
- Основной:
практическая деятельность по реализации проекта
- Заключительный:
фотовыставка «Делу время – потехе час»
Лэпбук «Посадка растений».

Содержание проекта:
I этап.
Выявление проблемы. Определение цели и задач. Организация работы над проектом.
II этап.
Чтение произведений:
С. Маршак «Почта»
Ю. Тувим «Все для всех»
Д. Родарри «Чем пахнут ремесла»
Разучивание пословиц и поговорок о труде.
Дидактические игры:
«Что из чего»
«Для чего нужны эти предметы»
«Кому, что нужно для работы»
«Профессии»
«Что я видел?» (рассказ о профессиях)
«Кто назовет больше разных профессий»
«Инструменты для труда»
Ситуации:
«Кто нас лечит?»
«Кем быть?»
«Кто важнее?»
«Мы пришли на почту купить открытки»
Общение:
«Профессия моих родителей»
«Как мы выращиваем цветы?»
«Всему свое место»
Беседы:
«Что подарить гостям?»
«Почему завяли цветы?»
«О чем мечтают порванные книжки?»
Мастерская:
«Ремонт игрушек»
Коллективный труд:
«Как мы протираем игрушки»
«Посев моркови, укропа, петрушки»
«Помощь воспитателю в подклеивание книг»
Труд в уголке природы:
уход за комнатными растениями
Труд в природе:
создание экологической тропы
Показ видеоматериала о труде взрослых.

III этап.
Фотовыставка «Делу время – потехе час».
Лэпбук «Посадка растений»

В начале и конце проекта педагогами проводятся беседы по вопросам с целью выяснения знаний детей.

Литература:
1. Р.С. Буре «Дошкольник и труд».
2. Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова «Трудовое воспитание в детском саду».

Результативность:
В результате реализации проекта “Делу время – потехе час” у детей повысился интерес и позитивное отношение к труду. Они приобрели навыки самореализации, культуры труда, бережного отношения к инструментам, экономного расходования материалов.
В процессе коллективной трудовой деятельности дети стали согласовывать свои действия, желания, интересы, распределять обязанности и помогать друг другу. Они приобрели знания о различных профессиях и расширили представления об общественной направленности и пользе труда.

Каждая мать и отец воспитывают свое чадо по-своему и прививают ему правильные принципы. Трудовое воспитание, как составляющая любой программы в детском саду, помогает малыша развить инициативность и самодисциплину. Маленькие работники еще не способны сделать задание качественно, но в процессе работы, они приобретут полезные навыки и важные знания. В детском саду трудовое воспитание содержит игровые элементы, они помогают привлечь интерес ребят и наполнить задание особым смыслом.

Важно! Иногда стоит преподносить задачи, как трудовую деятельность, без игрового сюжета. Это поможет ребятам привыкнуть к необходимости труда и развить желание выполнять задания.

Правильно сформированная система занятий по трудовому воспитанию, позволяет улучшить физическую форму детишек и укрепить здоровье.

Трудовое воспитание в детском саду положительно влияет на развитие и становление речи, умственной деятельности, качество мышления. Детки учатся анализировать, проявлять инициативу и развивают терпение. Стоит показывать малышу результативность его труда. Связывайте полив растений с их ростом и цветением. В процессе наблюдения ребенок научится планировать трудовую деятельность.

В ходе занятий воспитатель расскажет ребятам пользу, способ применения и необходимость каждого предмета в инвентаре.

Вместе с этим ищут и читают:

Нравственное воспитание неразделимо связано с трудовым и позволяет развивать полезные качества комплексно. Детишки выполняют задачи воспитателя и стараются выделить свою работу среди других. Развивается самостоятельность, самоконтроль и значимость. Малыши находят точки соприкосновения в работе, учатся взаимодействовать и находить компромиссы. Воспитатель первоначально сможет выделить лидерские способности у отдельных членов группы в процессе работы.

Наполнение заданий по трудовому воспитанию, делят их на следующие виды:
Бытовые работы: самостоятельность в уходе за собой, уборка комнат и вещей, готовка пищи.
Забота о растениях и животных: полив цветов и кустов на территории, посадка деревьев, забота о братьях наших меньших.
Творческая работа руками: создание поделок, игрушек и домиков для птиц своими руками из натуральных составляющих.

В старших группах, деткам стоит предлагать более сложные и разнообразные задачи, которые требуют нестандартного подхода. Маленькие детки должны для начала научится заботиться о себе и бережно относится к природе.

Проект, основанный на трудовом воспитании


Любой проект будет успешным, если его поддержат не только воспитатели, но и родители. Пользы от комплексного трудового воспитания будет много, а регулярность даст свои плоды.

Родителям стоит интересоваться, как наполнен проект в детском саду и прилагать усилия в домашних условиях. Детишки с удовольствием помогут родителям в любом задании, когда оно выполняется совместно. Собственный пример является лучшим. Презентация проекта должна проходить перед воспитателями и родителями, которые примут участие.

Проект по трудовому воспитанию в детском саду направлен на прививание любви к работе у малышей. Ребята учатся самостоятельности, ответственности, терпеливости. Проект содержит задания, которые помогут добиться главной цели. Учитывая индивидуальные нюансы, наполнение корректируется в процессе внедрения.


Проект позволяет познакомить детей с новыми профессиями, узнать об особенностях работы их родителей. Малыши начинают ценить собственный труд и чужой, учатся бережно относиться к вещам.

В процессе разработки проекта стоит учесть размещение необходимых секторов. Необходимо заранее отвести место для посадки деревьев и цветов, разместить клетки с животными. Подготовка к основным работам содержит разноплановые беседы и обсуждения с детьми, на подготовленные темы. На следующем этапе ребята наблюдают за деятельностью разных людей и вникают в тонкости работы.
Задачи формируются четко и доступно, чтобы детишки с легкостью могли приступить к труду. Разъяснение и демонстрация, помогут ребятам визуально запомнить весь процесс работы. Проект должен сочетать простоту и эффективности, в нем необходимо учесть возрастные особенности малышей. Гендерная составляющая также важна, ведь распределяя труд по половому признаку, результаты улучшатся.

Видео: Садим арахис

Советы по трудовому воспитанию от Л.В. Куцаковой


Людмила Викторовна Куцакова – это известный педагог, который добился больших результатов в области образования. В ее работах содержится много полезной информации об особенностях воспитания дошкольников. В этой статье предложено виденье Куцаковой, трудового воспитания детей в детском саду.

Главной обязанностью воспитателя, является привлечение детей к труду таким образом, чтобы каждый смог ощутить гордость за проделанную работу. Малыши учатся выносливости и развивается физически во время полезных работ.

Важно! Хорошие настроение в ходе работы, поможет оставить хорошие впечатления о трудовой деятельности. В будущем это проявится в инициативности и самодисциплине.

Куцакова указывает на большую пользу именно от коллективного труда, ведь каждый ребенок желает добавить что-то от себя. У детей развивается понимание эффекта синергии и все хотят оставить свой вклад. Ребята учатся работать в команде и помогать друг другу преодолевать сложные моменты.

Уважение к труду формируется из предложенной педагогом информации о разных профессиях и их вкладе. В форме игры, дети рассказывают свои мечты о будущей профессии. Воспитатель анализирует полученные данные и подбирает интересные факты о работе известных людей. Презентация на тему труда тоже актуальна, ведь детишки наглядно ознакомятся с результатами труда.

В бытовом труду важна своевременность. Маленькие дети должны выполнять элементарные задачи и трудится посильно. Старшие ребята учатся новому и помогают младшим, осваивать навыки.

Л.В. Куцакова описывала труд в естественной среде по возрасту. Для развития мелкой моторики, маленькие умники учатся поливать и сажать цветы. Следят за развитием и ростом растений. Ребята постарше помогают заботиться о животных, ухаживают за инвентарем.

В дошкольном возрасте, похвала имеет большое значение для детишек. Поэтому за выполненный труд, даже если он незначителен, каждый заслуживает внимания и положительной оценки.

Наталья Говорухина
Проект на тему «Трудовое воспитание» в подготовительной группе

ГБОУ СОШ с. Богатое

СП детский сад «Солнышко»

Проект на тему «Трудовое воспитание »

Говорухина Наталья Васильевна

1. Введение…3стр.

2. Теоретические аспекты…4-5стр.

3. Практические аспекты…. 5стр.

4. Информационная карта проекта… . 6стр.

5. Проект на тему «Научим Карлсона трудиться » …. 7-8стр

6. Использованная литература…. 9стр.

Введение.

Труд - это могучий воспитатель , в педагогической системе воспитания

А. С. Макаренко. Основой является именно труд . Но что такое труд- это совсем не то , чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это то , что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд , делает человека богато духовно.

Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд это проявление людей друг о друге.

Трудовая деятельность дошкольника отличается от производительного и бытового труда взрослых . Она не приводи к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребенка. Специфика труда дошкольника состоит в том, что труд тесно связан с игрой. Следует подчеркнуть, что у игровой и трудовой видов деятельности общий источник – потребность принимать активное участие в жизни взрослых, а также стремление к самостоятельности. В труде и игре ребенок осваивает сферу социальных отношений и действий, связанных с бытовыми и профессиональными функциями взрослых. В игре малыш действует в воображаемом плане, но не имеет конкретного результата. В труде действия и ситуация их выполнения реальны и приводят к получению осязаемого продукта. В трудовой деятельности ребенок устанавливает более прямую, непосредственную связь с жизнью взрослых, чем в игре.

Теоретические аспекты трудового воспитания .

Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников , направленная на развитие у последних обще трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду , формирование ответственного отношения к труду и его продуктам , на сознательный выбор профессии.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание . Различают четыре основных вида детского труда : самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд , труд в природе и ручной труд .

Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т . п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно – бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее) .

Практические аспекты трудового воспитания .

В процессе труда происходит :

Накопление практического опыта,

Формирование навыков и умений,

Формирование представлений о трудовой деятельности (наличие трудового усилия , получение результата,

Формирование различных знаний (например, о росте и развитии растений, о пользы труда людей разных профессий,

Расширение кругозора,

Расширение словарного запаса,

Расширение представлений о сенсорных эталонах,

Участие в труде позволяет детям демонстрировать свои умения,

Позволяет получать оценку,

Ощущение радости от результата труда ,

Проявления внимания к партнерам по труду .

Формы ознакомления детей с трудом взрослых :

Наблюдения

Экскурсии

Чтение художественной литературы

Рассматривание картин и иллюстраций

Дидактические игры

Организация посильной помощи взрослым

Организация совместного труда детей старшего дошкольного возраста с взрослыми

Партнерские взаимоотношения между ними.

Проблема состоит в том, что трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества , формированию таких нравственных качеств как трудолюбие , ответственность за порученное дело, чувство долга.

Для решения данной проблемы, мы разработали проект по хозяйственно бытовому труду с детьми подготовительной группы .

Информационная карта проекта .

1 Полное название проекта : «Научим Карлсона трудиться »

3 Кадры : воспитатели .

4 Район, город представляющий проект : Богатовский район.

5 Адрес организации : Самарская область, ГБОУ СОШ с. Богатое СП «Солнышко» детский сад

6 Телефон : 8(84666) 2-22-49

7 Вид или тип проекта : творческий, краткосрочный.

8 Цель и направление деятельности проекта : расширять интерес детей к трудовой деятельности , формировать познавательные способности, пополнять знания о видах трудовой деятельности , развивать умение поддерживать порядок в группе , закреплять умение распределять коллективную работу и совместно ее выполнять.

9 Место проведения : групповая комната , участок детского сада, зимний сад.

10 Сроки проведения : одна неделя.

11 Количество участников проекта : 15 детей, 15 взрослых, 2 педагога.

12 Возраст : 6-7 лет

13 Форма проведения : фронтальная.

14 Ожидаемый результат : фотовыставка о проделанной работе.

Проблема : в ходе беседы о труде у детей подготовительного к школе возраста было выявлено недостаточное количество знаний о понятии «хозяйственно бытовой труд » ; кому и зачем он нужен.

Задачи :

Формировать умение планировать последовательность своей работы.

Самостоятельно выполнять необходимые трудовые действия : подготовить место и инвентарь для работы; совершенствовать умение мыть игрушки, строительный материал, протирать пыль на мебели, наводить порядок в книжном уголке, в центре природы.

- Воспитывать аккуратность , трудолюбие , ответственность за порученное дело, взаимовыручку, чувство удовлетворения от реализации трудового замысла .

Формировать знания о безопасных правилах обращения с ножницами;

- воспитывать уважение к труду взрослых , бережное отношение к комнатным растениям;

Совершенствовать стиль партнёрских отношений при создании общей работы.

Форма презентации : фотовыставка.

Этап Форма работы Задачи Срок

реализации Время в режиме дня Место проведения

1 этап Сюрпризный момент : приход Карлсона.

Игровая ситуация : «Беспорядок в групповой комнате »

Расширять знания детей о комнатных растениях (название, строение, особенности, уход)

Сформировать мотивацию познавательной деятельности, включиться в уборку групповой комнаты . Понедельник

2 этап Д. игра «Кому, что нужно для работы»

Коллективный труд : «Ремонт книг»

Формировать представление детей об инвентаре для труда (дворник, пом. воспитателя , садовник)

В процессе работы донести до сознания детей, ценность каждой книги; умение бережно относиться к книгам. Вторник

Вечер пословиц и поговорок о труде »

Формировать умения добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой (сервировка стола)

Развивать умение детей понимать смысл каждой поговорки, вызвать желание заучить понравившуюся поговорку или пословицу наизусть. Среда

3 этап «Поможем Крарлсону запомнить, где живут наши игрушки»

Стирка кукольного белья, одежды, мытьё посудки.

Вызвать интерес к знакомству Карлсона с групповой комнатой , игрушками.

Формировать умение старательно и аккуратно трудиться , видеть результат своего труда . Четверг НОД

4этап Презентация фотографий о хозяйственно бытовом труде . Совершенствовать умение делиться информацией со взрослым, делать выводы. Пятница

Используемая литература.

1. В. И. Ядэшенко, Ф. А. Сохина Дошкольная педагогика. – М.: Просвещение, 1978

2. Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников . – М.: Просвещение, 1991

3. Воспитание дошкольника в труде / В . Г. Нечаева, Р. С. Буре. – М.: Просвещение, 1980