Воспитание подрастающего поколения на основе. Подготовка подрастающего поколения к семейной жизни. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории. В нём содержится бо

Религия - стержневой фактор в формировании духовности личности. Духовность человека определяется, конечно, не только религией. Религиозные ценности стали важной составляющей как образа жизни, так и образа мышления многих людей. Существенно возросли роль, авторитет и влияние религиозных организаций.Религия является необходимым основанием воспитания.

Изменение в отношении общества к проблемам духовных ценностей оказало определяющее влияние на приоритеты государственной политики в сфере религии и отношений с религиозными организациям. Государство признало, что церковь является одним из важнейших социальных институтов, чей исторический опыт, духовный потенциал и многовековое культурное наследие оказали в прошлом и оказывают в настоящем существенное влияние на формирование духовных, культурных и национальных традиций.

Цель религии неразрывно связана с целью воспитания- подготовка к земной и вечной жизни. Нужно признать, что сегодня мы ребенка готовим к адаптации в обществе, вторая же задача практически не решается не в школе, не в семье. Поэтому молодое поколение при вхождении во взрослую жизнь, сталкиваясь с житейскими трудностями, нравственным кризисом, выбирает порой не лучший выход решения возникшей проблемы. Россия на первом месте в мире по числу самоубийств среди подростков.

Необходимы не только научно-разработанные и практически апробированные программы педагогической профилактики суицидального поведения несовершеннолетних, но и внимательное отношение к духовной жизни человека, продуманная совместная работа родителей, педагогов, священнослужителей по ее становлению.

Воспитание как социальное явление, функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни. В педагогическом смысле это целенаправленный, специально организуемый процесс взаимодействия педагога и воспитанников, направленный на формирование человека и осуществляемый в образовательных учреждениях. Это действительно так, но правильнее было бы понимать воспитание как спасение личности, что позволит решить единую, целостную задачу - подготовка к жизни как земной, так и вечной.

Религия, как носитель духовно-нравственных идеалов и хранитель культурных традиций, имеет высокую ценность в глазах современной молодежи. В этой связи сила религиозной этики сегодня все более активно используется в целях формирования нравственного и духовного мира подрастающего гражданина.

Процесс воспитания является базовым основанием педагогики, функция которой - воспитывать и обучать, но реализуется она при условии целенаправленного развития личности . Как писал русский философ Иван Ильин: «Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он, - бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный, - и начинает злоупотреблять…Что формальная «образованность» вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации» .

Вера в Бога не может и не должна стать модой, ибо главным компонентом этой сферы является любовь к человеку. Сама по себе, отдельно от всего комплекса межличностных отношений, вера в Бога не может быть спасительной в духовной жизни людей. Важно гармоническое взаимодействие всех сторон духовной жизни.

Итак, воспитание с точки зрения православной педагогики можно определить как специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее освящение и преображение личности воспитанника, освобождение от пороков. Это не вырабатывание определенных норм поведения и стереотипов отношений, а живая духовная реакция на происходящее .

Несомненный интерес для выявления роли религии в воспитании национальных ценностей у подрастающего поколения в современных условиях вызывает рассмотрение некоторых аксиологических моделей в истории отечественной педагогической мысли. В частности, В. Н. Сорока-Росинский выделяет такие актуальные сегодня ценности, как

  • 1) национальная культура как высшее проявление творческого гения народа, его духовной жизни;
  • 2) демократические (уважение к своей и чужой личности, право на свободу деятельности, способность к проявлению инициативы); воспитание гражданской ответственности .

П. Ф. Каптерев отдавал предпочтение общечеловеческим ценностям (духовная свобода человека, наука, просвещение и т. д.), но, при этом подлинным мотивирующим фактором для деятельности служат национальные ценности (народный язык, религия как важная ценность, народная история, семья, быт, общественно-политическоеустройство, самобытность, творчество в педагогическом процессе). Он поддерживал В. Г. Белинского, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского в том, что ценностями образования должны выступать: ценности общего и специального образования, гуманизм, бессословность и единство школ, народность образования. Помимо их, ученый, выделяет также автономность и многотипность школ, общественность и индивидуализацию образования, нравственность, гражданственность.

Итак, современный учитель должен обладать и быть носителем национальных ценностей. В данном случае опора на национальные ценности образования выступает фактором сохранения и воспроизводства отечественной культуры, и вместе с тем способом более органичного вхождения народов России в иную социокультурную действительность.

Сегодня необходима такая система образования в России, которая позволила бы в полной мере передавать накопленный опыт в социальной, духовной жизни, знания, ценности, присущие народу.

Восстанавливается многовековой мост духовных традиций между школой и церковью, который был в советское время разрушен. Задача педагогики в том, чтобы подвести ребенка к свободе. Сделать это непросто, но поможет сформировать духовный мир человека, постепенно давая ему созреть и окрепнуть. Обсуждение проблем взаимодействия исторического опыта и современного состояния культур, несомненно, позволяет формировать здоровое национальное самосознание народа, пробуждает интерес к культурным и религиозным ценностям, народным традициям и обычаям.

З. З. Крымгужина

(г. Сибай, Башкортостан)

Воспитание духовности подрастающего поколения

в рамках педагогического процесса

В статье рассматривается вопрос о воспитании духовности подрастающего поколения в системе общего образования. Делается попытка дать характеристику основным понятиям «духовность», «воспитание духовности».

На современном этапе развития общества возрастают проблемы в духовной сфере человека. Ввиду этого одной из важнейших задач образования становится воспитание духовности подрастающего поколения.

Воспитание духовности современной молодежи является неоспоримой и важнейшей целью всего общества. Недостатки и упущения в воспитании наносят обществу невозвратимый и невосполнимый урон, поэтому воспитание духовности необходимо осуществлять в школьные годы.

Категории «духовность», «воспитание» являются основополагающими в рамках научных изысканий. Данные категории выступают предметом анализа философии, психологии, педагогики и других наук. Рассмотрим данные понятия в рамках педагогического процесса.

В педагогическом аспекте духовность понимается как «высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности», «ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск ею нравственных абсолютов» , интегральное начало личности, обеспечивающее ее творческий потенциал, присутствие духовных - выходящих за рамки утилитарных потребностей - устремлений (В. В. Зеньков-ский], «особая характеристика личности, содержащая ее духовные интересы и потребности» (Л. П. Илларионова], как способ человеческого существования (Т. И. Власова], способность понимать себя, сосредоточиваться на себе и «овладеть собой», видеть себя в прошлом, настоящем и будущем (К. А. Абуль-ханова-Славская, В. А. Сластенин], внутренняя сфера самоопределения человека, его со-

держательная нравственно-эстетическая сущность (Б. Т. Лихачев], «внутренний импульс, зов к выходу субъекта жизнедеятельности за свои пределы» (И. А. Колесникова]. По утверждению В. И. Андреева, духовность, являясь фундаментальным свойством человека, интегрирует в себе духовные потребности и способности человека самореализовывать себя в поисках истины в творчестве, в стремлении к добру, свободе и справедливости .

Анализ научной литературы показывает, что понятие духовность интегрально и многомерно, синтезирует в себе такие ключевые моменты, как самосознание, ценность, потребность, способность, нравственность, содержательную систему идей и ценностных ориентаций, эмоциональные и интеллектуальные возможности человека, милосердие и направленность на общечеловеческие нравственные ценности, свободу воли и персональную ответственность за свои поступки, жизнь и деятельность.

Для нашего исследования духовность -это способность личности иметь свое собственное социально значимое отношение к ценностям, поступать в соответствии с нравственными ценностями человеческого сообщества, такими, как свобода, гуманизм, социальная справедливость, истина, добро, красота, нравственность, стремление к познанию тайны своего назначения и смысла жизни.

Человеческую жизнь можно представить как непрерывный процесс созидания и постижения общечеловеческой духовности. Только постигнув общечеловеческую духовность, человек может принимать участие в творчестве, созидать новое. Именно в общечеловеческую духовность корнями своими уходит свобода человека. Общечеловеческая духовность детерминирует человеческую деятельность,

служит основой активности человека. Общечеловеческая духовность - это и обращенность к идеальному началу в человеке.

Духовность является тем стержнем, вокруг которого формируется неповторимая человеческая сущность, она придает ценность самой человеческой личности, ибо ведет человека к гармонии и особой личной воспол-ненности, отражает внутреннее состояние личности, характеризуемое устремленностью к высшим идеалам и ценностям бытия, стремлением к самопознанию и самосовершенствованию. Духовность, характеризуя состояние и цельность внутреннего мира личности, представляет совокупность взаимозависимых и взаимодействующих компонентов - мироощущения, ценностных ориентаций, смыслов, нравственных установок и установок этнической общности. В таком своем качестве духовность есть потенция саморазвития личности и ее самосовершенствования.

Рассматриваемая в таком аспекте, духовность становится имплицитно присущей педагогическому процессу на всех ступенях образования (от дошкольного до высшего профессионального], ее надо целенаправленно формировать, ей надо учить и ее необходимо воспитывать. Отчуждение же воспитательных функций от системы образования рассматривается как угроза обществу. Поэтому вопросам духовности необходимо уделять первостепенное внимание.

Необходимо отметить, что в каждом человеке заложена предрасположенность к духовности. Она в человеке проявляется как природная заданность. И для того чтобы развить духовность до того состояния, когда она начнет приносить свои плоды, требуется упорная работа. Помочь ее правильному формированию, развитию и воспитанию - задача педагога. Поэтому в образовательных и воспитательных программах, реализуемых педагогами в общеобразовательных организациях, вопросам формирования и развития духовности школьников, с нашей точки зрения, необходимо уделять первостепенное внимание. В этой связи перед педагогами встает чрезвычайно сложная и многоплановая задача - создать такую воспитательную систему, краеугольным камнем в которой явилось бы воспитание духовности учащихся.

Понятие «воспитание духовности» синтезирует в себе данные таких определений, как «воспитание» и «духовность».

Анализ понятия «воспитание» и постижение его семантически сущностного значения приводят к пониманию того, что духовное преображение, обновление, определение личности, то есть воспитание духовности, происходит в процессе целенаправленного влияния, целенаправленного создания условий, целенаправленной деятельности.

В отечественной педагогике различные аспекты воспитания духовности изучали С. Л. Соловейчик, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амона-швили и др. Под воспитанием духовности обучающихся будем понимать целенаправленный специально организованный процесс развития духовности личности, включение личности в широкий социокультурный контекст освоения нравственных ценностей общества.

Воспитание духовности специфично, что определяется, во-первых, присутствием в природе человека, в его сознании, в морально-нравственной сфере не только рациональных, но и множества иррациональных моментов. Духовное не равно интеллекту, но оно связано с целями высшего порядка, осмыслением мира, метафизическим присутствием смысла жизни, это результат особого, углубленного самопознания и познания . Причем процесс жизнедеятельности человека не ограничивается только рациональным мышлением: даже взятый отдельно процесс познания - это не холодно-рассудочный, а страстный поиск истины. Человек переживает то, что осмысливает. Вся переосмысленная и отобранная разумом человека информация, которая вошла в его внутренний мир, обязательно окрашивается в эмоционально-чувственные краски, становясь личностным переживанием.

Самая рационализированная информация не может стать личностной, если она не прочувствована, не одушевлена. «В очевидности, - писал И. А. Ильин, - не человек охватывает истину умом, а истина охватывает человеческое сердце и воображение, и ум» . Поэтому сознание проникнуто сложной тканью эмоций и эмоциональных переживаний, которые включены в понятие духовность. Причем связь чувственно-эмоциональной сферы и интеллектуально-мыслительной стороны личности подразумевает возможность влияния музыкально-эстетических видов деятельности на формирование духовности. Народная музыка в этом отношении обладает большим потенциалом.

Социализация, воспитание и развитие личности

Во-вторых, духовное - функция не субъект-объектного, а субъект-субъектного отношения. В истории педагогики известны две точки зрения. Представители первой чересчур прямолинейно и схематично интерпретируют известную мысль Я. А. Коменского о том, что педагог - это мастер, а учебное заведение - мастерская, где из учащегося делают человека. Этот подход прослеживается до сих пор в виде сохранившейся тенденции представлять воспитание в виде системы операций над психикой учащегося, в виде педагогического манипулирования его личностью. В связи с этим возникает вопрос о возможности полноценного духовного воспитания, когда отсутствует активное начало - диалог с воспитанником.

Современная стратегическая концепция воспитания отвергает взгляд на учащегося как на объект «педагогической инженерии», побуждает воспитателя вести активный диалог с воспитанником. В разговорах, беседах и диалогах о духовности недопустима менторская позиция. Обращение к феномену (и понятию] духовности обязывает всякого говорящего к особому такту, скромности, глубокому почитанию его. Субъект-субъектный характер взаимоотношений, в основе которых лежит «диалог», «взаимопризнание самоценности друг друга» духовно обогащает участников педагогического процесса, способствует раскрытию их потенциалов и усиливает субъектность воспитуемого.

В-третьих, воспитание духовности осуществляется прежде всего в результате достижения духовной общности, духовного контакта воспитателя и воспитуемого. По мнению В. В. Розанова, душа пробуждается только при индивидуальном обращении к человеку . В. А. Сухомлинский считал, что настоящая духовная общность рождается там, где учитель надолго становится другом, единомышленником и товарищем ребенка в общем деле. Самораскрытие каждого другому как другу, как близкому, дорогому существу, которому ты можешь открыть свою душу, делясь с ним самым для тебя сокровенным и

благодаря этому приобщая его к своим ценностям и приобщаясь к его «вере, надежде, любви», и есть, по мнению М. С. Кагана, воспитание духовности . Открытость же каждого друг другу в свою очередь делает возможным процесс воспитания духовности.

Основное требование к организации воспитательного процесса: он должен быть лич-ностно ориентированным. К тому же духовность личности усматривается в создании новых индивидуальных смыслов и присвоении новых духовных ценностей в непрерывном процессе самотворения, выстраивания себя как нравственной, самостоятельной и творческой личности. Поскольку она всегда лич-ностна, индивидуальна и неповторима, её нельзя заимствовать или перенять у других, ее нужно поддерживать и сохранять. Она формируется в процессе самостроительства, где каждый человек творит свою духовность сам. И основной путь к духовности, на наш взгляд, лежит через воспитание.

Один из важнейших критериев воспитания духовности личности заключается в постановке духовно-нравственных вопросов и поиске личностью ответов на них, что реализуется путем познания себя, других людей, мира. При этом личностное осознание смысла Жизни открывается через напряженную душевную работу и духовную деятельность, направленную на другого человека и абсолютные экзистенциальные ценности. Таким образом, духовность и есть потребность постижения смысла и назначения своей жизни.

Таким образом, основываясь на том факте, что сущность воспитания духовности составляет поиск человеком смысла жизни, следует организовывать деятельность по освоению школьниками содержания воспитания духовности как деятельность смыслотворческую. Столь же важно приобщение воспитуемого к ценностям воспитателя, так как воспитание не в информировании о ценностях, не в их изучении и не в их навязывании. Воспитание есть способ превращения ценностей социума в ценности личности.

Литература

1. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. -362 с.

2. Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Т. 4. - М.: Соцэкгиз, 1959. - 172 с.

3. Ильин И. А. Творческая идея нашего будущего: Об основах духовного характера. Соч. в 10 т. Т. 7. - М.: Русская книга, 1998. -465 с.

4. Каган М. С. О духовном (опыт категориального анализа) // Вопросы философии. - 1985. - № 9. - С. 102.

5. Крымгужина З. З. Воспитание духовности учащихся общеобразовательной школы средствами народной музыки: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Магнитогорск, 2011. - 24 с.

6. Мижериков В. А. Словарь-справочник по педагогике. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 448 с.

7. Педагогическая энциклопедия / под ред. И. А. Каирова. В 4 т. Т.3. - М.: Советская энциклопедия, 1966. - 879 с.

8. Розанов В. В. О себе и жизни своей. - М., 1990. - 711 с.

Горобец Наталья Николаевна воспитатель МДОУ «Детский сад №31 с.Бессоновка Белгородского района Белгородской области»

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – это одна из актуальных и сложнейших проблем сегодняшнего дня, которая должна решаться педагогами, родителями и кто имеет отношение к детям. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивает гармоничное и устойчивое развитие личности ребенка.

Воспитателю дошкольного образования принадлежит относится роль в воспитании подрастающего поколения, в подготовке их к жизни и общественному труду. Воспитатель является для воспитанника примером нравственности и преданного отношения к труду.

Дошкольный возраст –это формирования основ личности будущего гражданина, период активного познания мира и человеческих отношений. Относительно легко в детстве происходит усвоение социальных и нравственных норм. Обратиться к душе ребенка, должны мы, педагоги. Воспитание души для будущего человека – это создание основы духовно-нравственных ценностей. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление личности ребенка. Целью духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.

В процессе воспитания постоянно происходит систематическое приобщение к нравственным знаниям. Важным ключом их накопления является знакомство дошкольников с окружающей средой: экскурсии по городу, в музеи, на природу.

Экскурсии с воспитанниками выполняются в течение всего учебного года и они имеют различные цели, проводятся с детьми разных возрастных групп. Так, чтобы экскурсия была нравственно ценной, воспитатель делает в коллективе эмоциональный настрой, распределяет между воспитанниками задания, которые нужно выполнить при подготовке к экскурсии и во время ее проведения. Такая форма работы с детьми дает возможность педагогу воспитывать бережное отношение к природе у дошкольников, природным богатствам России, чувство любви к Родине, уважение к другим народам.

Знания дошкольников о нравственных нормах, полученные во время основной образовательной деятельности, собственные жизненные наблюдения часто бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, которая связанна с обобщением полученных знаний. Формы работы разные: в разных группах это может быть рассказ педагога, этическая беседа и другие.

Рассказ на этическую тему – это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, которые имеют нравственное содержание. Хороший рассказ раскрывает содержание нравственных понятий и вызывает у дошкольников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам и влияет на поведение. Самая важная функция рассказа – это служить способом использования положительного примера в воспитании. Этические рассказы помогают дошкольникам разобраться в сложных вопросах морали, развивать у воспитанников твердую нравственную позицию, помочь каждому ребенку осознать свой лично нравственный опыт поведения и привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды.

Диалог-основной путь обмена мыслями, универсальная форма информационного воздействие на сознание и формирование определенных взглядов, мотивов, чувств. В диалогах надо соблюдать неприкосновенность личности дошкольника. Формирование убеждений у воспитанников идет на основе общего мировоззрения и носителем призван быть педагог.

Воспитательный процесс создается так, что в нем предусматриваются ситуации, в которых дошкольник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Моральные ситуации для воспитанников всех возрастов ни в коем случае не должны быть представлены или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на «нет» . Результат нравственного воспитания проявляется в отношениях дошкольников к своим обязанностям, к самой деятельности, к другим людям.

Чтение и разбор сказок, рассказов и стихотворений нравственной направленности помогают детям понять, оценить нравственные поступки людей. Дети слушают рассказы, сказки и стихотворения, там где ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, дружбе, товариществе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме.

Подводя итог, можно сказать, что вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют дошкольника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. А наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Список литературы

  • Натарова В.И., Карпухина Н.И. Возрождение центральной культуры у дошкольников. -Воронеж: ТЦ «Учитель» , 2005. -197с.
  • Гагарина К. Е. Роль учителя в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. - Молодой ученый. - 2011. - №3. Т.2. - 110-115с.
  • Никандров Н.Д. «Духовные ценности и воспитание в современной России» - педагогика. – 2008. - №9. -4с. (статья)
  • Колесников И.А. «Воспитание духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен» - Педагогика -2008-№9-25с. (статья)
  • Коволева Г.А. Воспитывая маленького гражданина. М.: «Аркти» , 2003. -79с.
  • Петракова И.. Духовные основы нравственного воспитания. М.. 1997.

Мирзаев Журабек Менгбоевич
Преподаватель истории
Общеобразовательной школы № 86
Денауского района
Сурхандарьинской области

Главная задача Узбекистана построение правового демократического государства, развитие духовности. Сегодня на пути демократического развития на одно общество не может видеть свою перспективу без развития и укрепления духовного потенциала, духовных и нравственных ценностей в сознании людей, в этом процессе большое значение предается роли молодежи и их участию в демократических преобразованиях в нашем независимом государстве. В настоящее время роль молодежи постоянно растёт. Среди молодежи возрастает число личностей, которые профессионально работают на руководящие должностях. Наряду с этим в высших учебных заведениях много молодых педагогов делающих всё для того, чтобы молодое поколение понимало суть всех демократических преобразований в нашей Республике, не упуская из виду повышение и укрепление научного потенциала студентов, отвечающие требованиям «Закона об образовании» и «Национальной Программы подготовки кадров». Сегодня, когда мы живем и трудимся над построением демократического справедливого общества, государства с мощным экономическим потенциалом роль молодых педагогов в воспитании подрастающего поколения безгранична.

За годы независимости молодежь Узбекистана повышают свою активность и выступают в качестве опоры общества в воспитании подрастающего поколения в семье, в школе, в высших учебных заведениях. Слово молодого педагога хорошо доходит до аудитории потому, что это слово несёт в себе гуманные взаимоотношения призыв к добру преданность великим целям и идеалам, воспитанию человеческих добродетелей. Именно мечты, идеалы наших великих предков последующими поколениями вдохновляют их на подвиги, именно этим воспитывается любовь к Родине, своему народу. Совесть, честность, доброта... Роль молодых кадров в этом процессе безгранична так как гуманизм является неотъемлемой чертой узбекской молодежи Ей чужды жестокость, насилие, злоба.

Первый Президент Республики Узбекистан И.Каримов в своей работе «Великая духовность - непобедимая сила» подчеркивает значение сохранения истоков национальной культуры духовного богатства народа, необходимость укрепления материально - технической базы просвещения и культуры, обеспечение высокой эффективности духовного воспитания подрастающего поколения. Особо обращает внимание на то, что в последнее время гласность в сфере искусства зачастую воспринимается как вседозволенность и на экранах телевизоров, в кино, печати появляется пропаганда безнравственности, чуждых нам элементов массовой культуры. Дается подробный анализ содержания понятия «ценность». Настоящая ценность это идеи и понятия, прошедшие испытания историей, полностью соответствующие национальным интересам, мечтам и стремлениям сегодня меняю и завтрашнего дня, требованиям демократического общества. Делая вывод, можно сказать, что вся это работа способствует национальному и интернациональному воспитанию молодежи, способствует осознанию или узбекской государственности, ознакомлению с традициями, идеями и культурой узбекского народа, приобщению к их национальному наследию. Национальными чертами, вызывающими уважение и признание других народов, является трудолюбие, дисциплинированность, справедливость, солидарность. Проблемой данных направлений духовного воспитательной работы является формирование национального самосознания, территориальной цельности и отвержение идеи национализма, приоритета под другими нациями и народами. Эти качества молодежи являются критериями высокой духовности личности, именно такая молодежь будет вносить свой достойный вклад в строительство демократического государства.

Опыт развития человечества свидетельствует, что высоких целей можно достичь только путем непрерывного духовного совершенствования. Духовность - это основа человеческой жизни, сила, питающая волю и совесть, важный критерий нравственных жизненных взглядов.
Каждый регион, каждая страна и народ имеют свою неповторимую историю, культуру и духовную основу, которой является религия. Территория Узбекистана исторически находится на пересечении континентальных магистралей, связывающих восток и запад. Здесь, на рубеже первых веков до нашей эры у исконных народов возникла одна из древнейших религиозных систем - зороастризм, создание которой, приписывают легендарному пророку Заратуштре, и также имеются свидетельства, что и древний религиозный сборник «Авеста» в своих первых вариантах был создан в Средней Азии, в Хорезме. Учение Зороастра стало первым религиозным учением, которое пришло на смену древним мифам и легендам о духах и богах. Священными считались луна, звезды, земля, вода. И конечно же как не вспомнить триаду зороастризма, которая как основа религиозных канонов актуальна и сегодня. И в наши дни основными постулатами всех мировых религий являются поистине вечные ценности, - чистые помыслы, чистые слова, чистые дела, как три кита, на которых, как верили в древности, держится мир. И действительно эти три основы духовного состояния человека должны присутствовать в его миропонимании всегда. С веками, в исторически сложившихся обстоятельствах, на территории Узбекистана возникли различные религиозные направления - буддизм, христианство, ислам и иудаизм.

Этническая культурная и религиозная терпимость нашего народа - еще один неиссякаемый источник духовного Возрождения. На протяжении тысячелетия Центральная Азия была центром встречи и сосуществования самых различных религий, культур и укладов. Этническая терпимость и открытость стали естественными нормами, необходимыми для выживания и развития. Даже те, кто завоевывал эти территории, не только преклонялись перед культурой народов Центральной Азии, но и бережно перенимали традиционные элементы существовавшие на этой территории государственности. В книге первого Президента Республики Узбекистан И. Каримова «Высокая духовность - непобедимая сила» есть фраза: «Именно на этой земле происходило глобальное взаимообогащение мировых культур на протяжении многих столетий. Здесь веками кочевые народы уживались с соседями, иранские племена с тюркскими, мусульмане с христианами и иудеями...».

Благодаря начавшемуся реформированию и обновлению нашей общественной жизни, открылись мощные пласты духовной культуры, резко «изменившие народную психологию в сторону патриотизма, национальной гордости, открытости для всего мира. Это первый признак мощи».
Большие требования предъявлены сегодня к преподавателям социально-гуманитарных дисциплин. Одной из главных задач профессорско-преподавательского состава, работающих в этой сфере, является качественное преподавание этих дисциплин, краеугольным моментом которого должен стать процесс воспитания молодежи в духе патриотизма и любви к своей Родине. Необходимо довести до сознания нашей молодёжи понимание того, что в Конституции Узбекистана отражено уважение к свободе совести. Подрастающее поколение должно понимать, что общечеловеческий принцип невмешательства государства в личные убеждения и вероисповедания граждан не позволяет нам пойти на придание государству религиозного характера. Оно должно знать, что основной закон обязывает граждан оберегать историческое, духовное и культурное наследие народов Узбекистана, предусматривает светский характер государственной системы образования.

Сегодня подготовка специалистов с высшим образованием в Республике осуществляется в 66 высших учебных заведениях - университетах, институтах. Программы, по которым ведутся преподавания в ВУЗах республики, предусматривают в 1 блоке до 25% социально-гуманитарных дисциплин. Такой процент данных дисциплин отвечает требованиям проводимых в стране реформ, согласно Национальной Программе по подготовке кадров. Главными задачами изучаемых дисциплин является: - формирование основ нового мировоззрения и идеологического иммунитета- навыков самостоятельного мышления у молодежи. Одним словом, должна решаться благородная задача по воспитанию в духе патриотизма своей страны здорового и совершенного молодого поколения, имеющего творческое мировоззрение и живущего прогрессивными идеями человечества.

Особое место должно отводится духовной жизни и основа ее - вера, благодаря которой человек возвышается над своими пороками..

Список литературы:
  1. Каримов И. А. Юксак маънавият - енгилмас куч («Высокая духовность - непобедимая сила), - Тошкент. «Маънавият», - 2008, - 173 с.
  2. Каримов И.А. Узбекистан: свой путь обновления и прогресса. -Т.: Узбекистон 1992г.
  3. Каримов И.А. Узбекистан - собственная модель перехода на рыночные отношения. - Т.: Узбекистон 1993г
  4. Каримов И.А. Узбекистан по пути углубления экономических реформ.- Т.: Узбекистон 1995
  5. Каримов И.А. Узбекистан на пороге XXI века. Угроза безопасности, условия и гарантия прогресса.- Т.: Узбекистон 1997г.

Народная педагогика влияет не только на глубинное развитие духовного мира человека, но и имеет большое значение в создании объема всё новых требований правды жизни . Народная педагогика – неисчерпаемое богатство нашего народа. При условии конкретного представления, глубокого рассуждения над воспитанием молодого поколения, народными педагогическими сокровищницами, источниками и факторами воспитания, личностными идеалами народной педагогики, народными воспитателями, это поможет шире и глубже понять национальную педагогическую культуру .

Воспитание – будь то в древние времена или на современном этапе должно непрестанно обогащаться дополнениями, инновациями. Вместе с совершенствованием жизни в теорию воспитания следует включать всё более современные нововведения. Современная молодежь должна научиться ценить и уважать педагогическую сокровищницу мудрости, которая в течение многих веков от отца к сыну, от поколения к поколению передавалась и дошла до нас. Так, веками уточнявшиеся, проверявшиеся временем и опытом народа, источники образования и воспитания национальной ориентированности способствуют формированию у молодежи внутреннего духовного взгляда на мир. Потому что в воспитании, как мы упомянули выше, самыми эффективными материалами являются национальные традиции и обычаи, пословицы и поговорки, скороговорки, загадки, песни и другие . Особо следует отметить очень сильное национальное влияние на воспитание молодого поколения народов Центральной Азии, недаром русский педагог Н.К.Крупская говорила: «Любить ребёнка, оказывать милосердие к нему россияне должны учиться у народов востока».

Веление времени – формировать подрастающее поколение не эгоистичной личностью, а личностью, заботящейся о судьбе народа, его достоинстве, процветании и благоденствии. А ведь именно эти человеческие качества составляют основное ядро общества, являются его рычагами движения. Так как ребенок, получивший воспитание в стенах школы, завтра должен строить будущее, то главной задачей каждого гражданина Кыргызстана является развитие экономики страны наряду с развитыми республиками, воспитание молодежи в русле оптимистических взглядов, культурно богатыми ради будущего кыргызского народа. В настоящее время, если понаблюдать за обществом, не оставит равнодушным человека тот факт, что растет число тех эгоистичных, алчных и самонадеянных чиновников, которые не думают о судьбе народа, а только о своей жизни, о своем благополучии и обогащении. К примеру, всем известно, что во время, когда развитие экономики Японии пошло на спад, руководители государства, чиновники всю свою силу направили на образование и воспитание. Поэтому всестороннее и правильное воспитание молодежи является требованием времени и одной из самых злободневных задач.

В народе существует пословица «Если надеешься на пятничный намаз, начинай совершать омовение с четверга», в значении которого отражено требование того, что о завтрашнем дне следует думать уже сегодня. Значит, для того, чтобы завтрашний день был благодатным, следует подумать об этом сегодня. Понятия, связанные с воспитанием – первые зародыши педагогического знания, появились уже тогда, когда не было в помине и слуха о том, что будет существовать такая наука.

В какой бы то ни было эпохе зародились чистые наследия народной мудрости, известно, что они все равно сохраняют приоритеты мудрости и нравственности в народных массах .

Например, если остановиться на истории образовательно-воспитательного процесса кыргызского народа, то его можно условно разделить на три этапа:

  1. Период до Октябрьской революции (до 1917-го года).
  2. Советский период (1917-1991-е г.г.).
  3. Период независимости (с 1991 года).

Первый период. С широким распространением исламской религии в Центральной Азии, как нам известно, арабская культура, религиозное воспитание в медресе, мечетях стало преобладать. В «Хадисах» Курани Карим Мухаммед Алейхис-Салама и источниках, изучающих их, очень много информации о воспитании, другими словами, в мусульманских школах придается особое значение интернациональному воспитанию. Например, в содержании религиозных книг даются обширные мысли об уважительном отношении к достоинству каждой нации, вместе с этим обращается внимание на изучение языков. Поэтому такие великие мыслители древности как Аль-Хорезми, Аз-Заморшорий, Аль-Беруни, Абу Али Ибн Сина, Улугбек, А. Навои, изучив арабский, фарси и другие языки, старались довести до последующих поколений свои чистые и славные идеи в качестве наследия.

Второй период . В советское время под сильным влиянием советской идеологии оказалось сознание молодого поколения, религия, Хадисы отвергались. Молодое поколение было отрезано от национального образования и воспитания. Здесь мы не хотим очернять педагогику советского времени, но не может не огорчить то, что народная педагогика осталась в ее тени, и не вышла в свет. Это нанесло вред развитию национальной культуры, народной педагогики.

Третий период. Начиная с 1991 года после приобретения суверенитета роль народной педагогики возросла и стала выше национального культурного воспитания, широко открылась дорога для национального воспитания, переходившего из века в век и ставшее делом воспитания молодого поколения. К примеру, кыргызская народная педагогика охватывает в себя период от возникновения человечества до сегодняшнего дня.

Ребенок от рождения до взросления, до создания семьи воспитывается, истинно эстетическое, нравственное, трудовое, экологическое воспитание, физическая культура и занятие ею рассматриваются как традиционные методы народной педагогики, занимая важное место в воспитании современного поколения. Например, нравственность и гуманизм раскрывает человечность, честь, совесть, цели человека. Воспитание молодежи нравственности, сознательности является одним из самых важных условий их всестороннего и гармонического развития. Говоря другими словами, этичность – качество истинной личности. А труд является самым древним и сильным средством воспитания человека, но только при условии, когда то, что он делает, оздоравливает его тело, дает основу для формирования его нравственности, и когда оказание эстетического и эмоционального влияния интелектуального и идеального содержания будут отвечать духовным требованиям человека.

Методы народного воспитания передавались из уст в уста, от учителя к ученику из поколения в поколение. Человек не рождается хорошим или плохим, быть хорошим или плохим зависит от воспитания, родителей и среды. Самой ближайшей средой являются родители, семья и родственники, друзья. Значит, семейное воспитание является основанием воспитания в развитии и формировании каждой личности. Поэтому в великих словах наших предков содержится большое важное значение: «Саженец с корня (с начала), ребенок с детства».

Пережившие длинные исторические эпохи наследие предков – произведения устного народного творчества воспитывают у молодого поколения сознательность, любовь к труду и Родине, защищать свое отечество, человечности, дружбе, терпимости, гостеприимности, а также доброте и порядочности .

Кандидат педагогических наук, профессор А.Алимбеков дает народной педагогике следующее определение: «Народная педагогика – это особая система эмпирических знаний и практических действий, направленных на воспитание в духе развитых, унаследовавшихся из поколения в поколение идей, верований, нравственных ценностей на основе определенных географических и исторических условий, существовавшая еще до формирования наций” .

Работа по исследованию опыта народного образования и воспитания началась гораздо раньше появления понятий «народная педагогика» и «этнопедагогика», нам известно, что народный образовательно-воспитательный опыт и взгляды служили источником для развития научной педагогики.

Если возьмем значение слова «Насыят» (Назидание) в кыргызском фольклоре или лексиконе, то обнаружим, что издревле в кыргызском народе честные, мудрые мыслители говорили молодежи назидания, наставления, добрые советы, в которых призывали молодежь к нравственности, честности, храбрости, быть богатырем как Манас, который думал о судьбе и будущем своего народа. Как говорит народная мудрость, “Слова старца как лекарство”, “Старый человек богат умом”, аксакалы вместе с научением молодежи своего жизненного опыта и множества мудрых поучений, на основе пережитого учили молодых и наставляли их на путь истинный.

Народ наш уделял большое внимание педагогической идее – прислушиваться к назидательным словам аксакалов, старших людей, идти тем же путем что и они. Неоспорим тот факт, что мудрость многочисленных мыслителей прошлых эпох, их взгляды на жизнь, чувства по отношению к народу, назидания, являясь образцами для подражания, до сих пор не потеряли своего влияния для народа. Если современная молодежь будет уважать, чтить и иделизировать ценности и наследие, оставленные нам великими мудрецами, мыслителями, великодушными предками и великими мыслителями мирового масштаба, то очевидно, что это будет способствовать всестороннему, сознательному и нравственному развитию будущего поколения. Так как духовные взгляды, ценностные назидания народа, оставленные в качестве наследия, передаваясь из поколения в поколение, являются историческими наследиями предков, живущих вместе с народом.

В связи с тяжелой жизнью появляются различные проблемы. Самая главная из них – человеческие ценности. Так мы не ошибемся, если скажем, что человечность, доброта, нравственность начинают входить в число исчезающих ценностей.

Перед педагогами стоит святая задача – полноценное воспитание молодого поколения согласно требованиям завтрашнего дня, формирование воспитанной и образованной личности. На таком сложном пути будет целесообразно, если каждый воспитатель будет применять научные достижения в сочетании с народной педагогикой.

При обращении к теме современности, самой основной проблемой можно считать поиск нравственного идеала. В науке этнопедагогики в настоящее время созданы огромные предпосылки для углубления и повышения качественного уровня этнопедагогических исследований и увеличению тематической разновидности. На сегодняшний день самая магистральная тенденция – отражение актуальной темы, наблюдение за нашей современной жизнью, ее внутренним миром, деятельностью в обществе. Необходимо оценивать человека, современника на данном этапе в контексте происходящих общественно-политических, экономических и научно-технических процессов и делать из всего этого выводы. Поэтому необходимы произведения, восхваляющие человеческий труд, усиливающие истинные гражданские чувства, влияющие на нравственный рост, завтрашнее глубокомыслие, а также нравственные ценности. А вообще, существуют такие произведения или нравственные ценности у кыргызского народа? Конечно, существуют.

В первую очередь в памяти всплыли нравственные ценности предков, их влиятельный опыт, ценные обычаи и традиции. Их жизненный опыт, желания, национальные обычаи и традиции, история, культура, подвиги и героизм, совершенные ради родины и свободы народа, а также наследия, пережившие множество испытаний, идеалы, воспитывающие молодежь, и на сегодняшний день для нашей молодежи являются вечными и достойными педагогическими источниками. К примеру, общеизвестно, что в произведениях устного народного творчества кыргызов широко отражены такие бесценные чувства как дружба, человечность, любовь, которые определены в качестве истинных признаков человеческой добродетели. Опыт такого рода появился неслучайно. Он появился в условиях повседневной жизни трудового народа, всё обновляясь и дополняясь. Другими словами, посредством своих устных произведений народ воспитывал у молодого поколения лучшие человеческие качества, а также они служили сильным средством формирования личности .

Общеизвестно, что героические сыны и дочери нашего народа, опираясь на идеалы своих предков, совершали немеркнущие и вечные подвиги за защиту своего отечества и народа. Их подвиги в течение сотен лет передавались из поколения в поколения, от отца к сыну, и являются великим свойством, передающимся через молоко матери. Как говорят в народе: «Богатство ищи в труде, равенство – в борьбе», «Дождем зеленеет земля, трудом – народ», «Труд создал человека», «Двойня умножает поголовье, труд воспитывает джигита», «Труд народа не стареет».

Эти пословицы и поговорки кыргызского народа отражают многовековой труд народа, жизненный опыт и призывают молодежь быть трудолюбивыми, правдивыми, вежливыми, содержание которых связано с бытом народа, веками связанного с животноводством. Посредством труда наш народ создал хорошие способы, которые широко применяли среди народа, с малых лет молодежь учили разным ремеслам и мастерству. Жизненный опыт, воспитание, оставленные им прошлым поколением, они сохраняли в своем сознании и поведении, потом передали следующему поколению. Несмотря на то, что не было специально образованных мудрецов и назидателей и воспитателей, в нравственном воспитании детей, обучении их всяким ремеслам и мастерству народ давал уроки на основе своего жизненного опыта.

В свое время вышедшие из народа мудрецы и мыслители в вопитании молодежи применяли созданные народом педагогические дастаны, легенды, сказки, пословицы и поговорки, загадки, песни-назидания, посредством которых они вели воспитательную работу. Например, загадки развивают у детей сообразительность, наблюдательность, логическое мышление. А в народных сказках всегда восхваляется честный труд, который делает человека и самым сильным, и самым умелым, и самым умным, и самым воспитанным. Значит, созданные на основе жизненного опыта наших предков назидания, обычаи и традиции, являясь народными средствами воспитания, переживая испытания веками, личностные идеалы народной педагогики и основные педагогические понятия, всё время развиваясь, согласно новым жизненным условиям, превратились в закон и правила образцовой жизни.

На основе вышеизложенного следует отметить, что кыргызкая народная педагогика охватывает в себя различные педагогические отрасли :

  1. Педагогические идеи древних мыслителей.
  2. Источники произведений устного народного творчества (легенды, дастаны, сказки, народные песни, творчество акынов, пословицы и поговорки, загадки).
  3. Народные обычаи и традиции.
  4. Представление педагогических мыслей в религиозных источниках.
  5. Политика руководителей народа, которая может служить образцом для воспитания и образования.

Значит, мы не ошибемся, если скажем, что доказательством того, что и создателем и наследником народной педагогики является сам народ.

Целью современной научной педагогики является изучение целей и содержания вышеуказанных педагогических источников, а также умелое использование их в обучении и воспитании школьников. Другими словами, изучение культурного наследия, имеющего сильное влияние, широко применяется в научных исследованиях, самое основное – обучение подрастающего поколения, школьников и студентов – наша сегодняшняя неотложная задача. Точнее говоря, решение данного вопроса зависит от способности и мастерства каждого учителя.

Подводя итоги, можно отметить, что велико значение народной педагогики в деле воспитания молодого поколения и в целом, учебно-воспитательной работе - развитие богатства ума молодежи и ее всестороннее развитие и воспитание.