Что делать, если ребёнок вас не слушается. Доктор комаровский о том, что делать, если ребенок не слушается родителей Что делать если ребенок в 1

Родители ребенка, возраст которого достиг полутора лет, чаще всего надеются обрести спокойный ночной отдых: время колик и прорезывания первых зубов миновало. Однако, нередки случаи, когда ребенок в 1,5 года плохо спит ночью, что доставляет много беспокойств домочадцам. Малыш может беспокойно ворочаться, просыпаться и плакать. Жизнь членов семьи становится очень трудной по причине хронического недосыпа.

Важно разобраться в причинах таких нарушений, чтобы как можно скорее устранить их. Полноценный здоровый сон – залог нормального развития, хорошего самочувствия и прекрасного настроения ребенка. Рассмотрим, как помочь малышу наладить свой отдых и устранить негативные факторы.

Общая информация о важности детского сна

Если ребенок в полтора года плохо спит ночью и это становится закономерностью, то можно расценивать такое состояние, как бессонницу. Недостаток сна оказывает крайне негативное влияние на малыша. «Гормон роста» – соматотропин – синтезируется организмом именно в сонном состоянии, поэтому длительное бодрствование приводит к понижению уровня этого вещества в крови. Следствием таких нарушений становятся:

  • ухудшение мыслительной деятельности;
  • торможение развития интеллекта;
  • снижение скорости работы мозга;
  • реакция на вопросы следует с опозданием;
  • наблюдаются проблемы при общении с окружающими.

Дети, недостаточно отдыхающие в ночное и дневное время, нуждаются в консультации специалиста. Если наряду с нарушениями сна наблюдается вялость, пониженный аппетит, раздражительность и беспокойное поведение, то необходимо как можно скорее попасть на прием к педиатру.

Во время пребывания во сне в сознании малыша, полученные в течение дня представления и знания, упорядочиваются. Этот процесс отличается сложной организацией, поскольку в него вовлечены функции систематизации, памяти, внимания. При недостатке ночного отдыха все вышеперечисленные составляющие начинают работать менее продуктивно.

Познание нового у детей неизбежно связано со стрессами, которые при малой продолжительности отдыха могут привести к серьезным расстройствам поведения и эмоционального состояния малыша. Отставание в росте и не соответствующее возрасту физическое развитие – также могут быть следствием недостатка полноценного отдыха.

Особенности сна в полтора года

Продолжительность сна детей в возрасте от 1,5 до 2 лет за сутки составляет 13,5 (минимум 12) часов. При этом успевают восстановиться все системы и организм полноценно отдыхает. Сон распределяется на ночной и дневной. В течение ночи его продолжительность должна составлять 11 часов, а на дневной отдых остается до 2 часов.

В этом возрасте происходят следующие изменения в поведении ребенка:

  1. Резко увеличивается физическая активность. Много времени уходит на прыжки, бег и подвижные игры. По этой причине полноценный отдых – насущная необходимость, иначе нарушается координация движений, что приводит к травмам и увеличивается утомляемость.
  2. Ложный отказ от сна днем обусловлен резким рывком в развитии малыша. В этот период малыш отвечает отказом на предложение родителей покушать или поспать и активно сопротивляется любому принуждению.
  3. Кроха может вскрикивать и смеяться во сне, разговаривать, переживая вновь впечатления, полученные днем. В этот период малыш выдерживает большую психоэмоциональную нагрузку, снять которую под силу только полноценному сну. Его недостаток станет причиной нервозности и раздражительности.
  4. В этом возрасте ребенок начинает видеть во сне разнообразные кошмары. Проснувшись среди ночи, он может начать выгибаться, кричать, не реагировать на слова родителей или относиться к их попыткам успокоить с агрессией.

Детский сон отличается от взрослого своей чуткостью, и поверхностью. Такая особенность является нормой и по мере взросления сходит на нет.

Причины плохого сна

Просыпаться по ночам может вполне здоровый малыш, не страдающий от недосыпания. Это совершенно нормально для детей в таком возрасте. Причины, по которым ребенок в 1,5 года плохо спит ночью могут крыться как в наличии заболевания, так и в устранимых факторах. Рассмотрим подробнее, что может стать поводом нарушений детского сна:

  1. Физический дискомфорт. Ребенок может испытывать боль или неприятные ощущения по причине мокрых подгузников, опрелостей, симптомов различных заболеваний, а также желания пить или кушать.
  2. Сильные впечатления или потрясения, испытанные за день. Ребенок во сне как бы проживает события дня, подобно взрослому человеку. Смена обстановки, новый круг общения могут стать причиной беспокойства.
  3. Отсутствие усталости. Если ребенок недостаточно активен в течение дня или лег спать раньше времени, то, скорее всего, ему непросто будет отойти ко сну.
  4. Нервозность матери передается ребенку и может стать причиной расстройств сна.
  5. Неудобство – неудобное белье, кровать или матрас, а также ночное недержание мочи – частые причины ночных пробуждений.
  6. Неблагоприятная обстановка – яркая освещенность помещения, шумовые эффекты лишат сна не только ребенка, но и взрослого.
  7. Активность перед сном. Эмоциональные игры и физическая активность поздним вечером лишает детей спокойного сна. Даже если ребенок уснет по причине большой усталости, его сон будет тревожным и вероятность пробуждений среди ночи становится очень высокой.
  8. Страхи. Малыш может плохо спать, если он недавно переселился в отдельную кроватку.

Медицина пока не представила общепризнанной классификации нарушений сна. Если ребенку полтора года, и он плохо спит ночью, то, по мнению американских исследователей, это может быть отнесено к одному из типов нарушений:

  1. Первичное – не сопровождается заболеваниями и нарушениями в работе органов и систем.
  2. Вторичное – расстройства сна – следствие различных заболеваний и является одним из их симптомов.

Режим дня и образ жизни

Проблемы со сном могут быть связаны с нарушением режима дня недостаточной физической активностью днем. Прогулка продолжительностью полтора часа не может покрыть детскую потребность в подвижных играх и потребности постоянно заниматься чем-то интересным.

Для расхода энергии ребенку бывает необходимо крутиться, ползать по полу и бегать, а не только кататься в коляске во время прогулки.

В первые годы жизни запас энергии ребенка настолько велик, что он может не утомиться даже после прогулки в течение нескольких часов. Подвижные игры, занятия в развивающих школах, а с возрастом занятия в спортивных секциях и танцами поможет решить проблемы со сном. В этом деле важно соблюдать чувство меры и не добиться обратного эффекта – переутомления как эмоционального, так и физического.

Основная задача родителей – установить истинную причину недосыпа своего ребенка и, исходя из полученной информации, предпринимать соответствующие шаги. Если после консультации врача и прохождения различных исследований выяснилось, что нарушений здоровья нет, следует пересмотреть свой образ жизни, микроклимат в семье и сделать соответствующие выводы.

Помочь ребенку полноценно спать ночью, можно такими способами:

  1. Использованием препаратов на лекарственных травах, имеющих седативное и снотворное действие. По причине индивидуальной чувствительности может понадобиться испробовать несколько средств: кому-то помогает валериана, иному – пустырник или мелисса, а третьему – мята. Среди комплексных препаратов выделяют Персен и Санасон.
  2. Восполнить дефицит уровня кальция в крови (если лабораторные исследования подтвердили такое состояние). Второй год жизни сопровождается бурным ростом, при этом часто наблюдается уменьшение концентрации кальция в организме, что внешне выражается в психологической и эмоциональной нестабильности. Врачи рекомендуют прием глюконата кальция в течение трех недель.
  3. Препарат – 2% раствор натрия бромида. Это лекарственное средство готовят в аптеке по рецепту врача. Продолжительность приема составляет 3 недели с постепенным уменьшением дозы препарата.
  4. Нормализовать температуру воздуха в спальне до 18-20 градусов и регулярно проветривать помещение.
  5. Исключить продолжительный и поздний дневной сон. Если не соблюдать это условия, то ребенок будет с трудом укладываться спать, плакать и просыпаться в течение ночи.

Нормализовать отдых ребенку в 1,5 года возможно при комплексном подходе. Требуется запастись терпением и выяснить истинные причины такого нарушения. Возможно, что восстановление нормального режима займет немало времени, однако, не стоит отчаиваться – упорный труд в этом направлении, терпение и любовь к ребенку помогут преодолеть трудности.

Маленький карапуз повзрослел: научился ходить, говорить, хоть непонятные, но такие долгожданные слова, пользоваться ложкой, а также капризничать. Последнее получается лучше всего. Многие родители задаются вопросами о том, что делать, если кроха не слушается? Как отучить от истерик и капризов? Ответы ищите ниже.

Почему годовалый ребенок не слушается?

Дети, от 1 до 2 лет очень любознательны и не понимают слова «нет» и «нельзя» . Только представьте себе, что творится в голове у малыша, когда он хочет исследовать какую-то вещь, а взрослые забирают ее и строгим, вызывающим обиду тоном говорят «нет». Реакция в виде возмущения, рыдания, топанья ногами, не заставит себя ждать. Кроха не понимает, почему с игрушкой можно играть, а с вашим телефоном нельзя.

После этого, вероятней всего, ребенок объявит бойкот - будет делать все назло.
Плюс ко всему, малыш хоть и маленький еще, но уже способен соображать очевидные вещи: пюре не вкусное - можно выплюнуть, скучно и одиноко, стоит заплакать и мама тут же примчится. Такое детское непослушание, капризы и истерики, специалисты называют кризисом.

Если ребенок в год не слушается и истерит, для родителей это может быть знаком, что малыш:

● нуждается в вашем внимании;
● заболел. Ведь кроха пока еще не может вполне рассказать маме о своем самочувствии, поэтому выражает свои чувства тем способом, который ему хорошо знаком;
● пытается завладеть чем-то очень «нужным»;
● угнетен большим количеством ограничений;
● нет настроения. Очень часто ребенок 1,5 года не слушается взрослых из-за ситуаций в прошлом, в которых его как-то расстроили.

Как правильно поступить если малыш не слушается и капризничает?

Ответим на вопрос с учетом основных родительских трудностей в воспитании ребенка.

Отбросьте излишние запреты. Чтобы каждый раз не говорить ребенку «нет; нельзя; ты еще маленький; это не для тебя», просто спрячьте вещи в недоступное и невидимое место.

Вопросы родителей

Сергей, 33 года, Москва
«Год ребенку, капризничает, не слушается, что делать? Рыдает по поводу и без, не слазит с рук, терпеть уже нет сил. Кидает предметы в разные стороны, ломает, топчет кричит. Ладно игрушки, но, бывает, что он все сносит на своем пути. Мало того, что малыш в 1 год не слушается, так он еще и дерется со всеми. Я работаю дома, у меня куча важных документов, которых я иногда лишаюсь, благодаря сыну».

Вот явный пример того, как родители не должны поступать. Приучайте кроху к порядку с самого детства , объясняйте, что все предметы одинаково важны и играть с каждым из них следует осторожно. Определите четкие границы дозволенного и недозволенного, говорите с малышом, учите. По поводу документов, это неизведанный предмет для малыша и он пытается его изучить, что является абсолютно нормальным. Покажите лист бумаги, расскажите, что можно с ним сделать (рвать, жмакать, рисовать). А важные документы следует прятать в недоступное для крохи место.

Какие запреты нужны, а какие нет, рассказано в видео:

https://youtu.be/E1-lLIaibco

● Если кроха хочет сделать что-то самостоятельно, не пресекайте инициативу . Лучше, на всякий случай, подстрахуйте.

Не заставляйте делать то, чего ребенок не хочет. Например, ошибкой многих родителей является то, что они насильно принуждают ребенка к употреблению пищи, чего специалисты делать не рекомендуют.

Придерживайтесь одной линии поведения с малышом. Это правило касается всех родных и близких. Не допускайте ситуаций, в которых с бабушкой крохе все можно, а с мамой действуют правила и ограничения.

Марина, 25 лет, Мурманск
«Нашему малышу 1,8. Не слушается маму, папу, за бабушку с дедушкой отдельный разговор. Не могу спокойно поговорить по телефону, дерется, кидается предметами. Хочет, чтобы все было как он захочет, в противном случае - дикий плач. Долгое время бабушка все разрешала, а сейчас мы с мужем решили ввести правила, так вот после них и начался ад. Ограничений у дочи не много, но они есть. Она должен учится понимать что можно, а что нельзя. Правильно ли мы все делаем?»

В этой ситуации мама права, ограничения должны быть. Но неправильно их вводить когда захочется. Кроха не понимает, что случилось, почему раньше можно было играть с телефоном, а сейчас мама ругается. Плюс ко всему, малыш в недоумении: с бабушкиным смартфоном играю - меня целуют, а когда с маминым - запрещают и упрекают. Как понять этих взрослых? Это как арифметическая задачка для крохи, поэтому родственникам нужно придерживаться одной линии в воспитании малыша.

Разрешите малышу помогать вам хозяйству. Хвалите и поощряйте в процессе, это поможет направить энергию ребенка в правильное русло. Сил на капризы не останется.

Не ведитесь на провокации и сохраняйте спокойствие.

Анастасия, 29 лет, Нижний Новгород.
«Ребенку 1,5 не слушается, закатывает продолжительные истерики, плачет по пустякам. Боимся выходить на улицу, а про магазин вообще молчу. Стыдно ходить в любые общественные места. Что предпринять? Как отучить от истерик?»

В ситуациях данного характера очень важно как ведет себя родитель. О том, какое поведение считается правильным и как быстро прекратить детскую истерику рассказано в этом видео:

Бывает, что ребенок 1 год 10 месяцев не слушается, казалось бы, малыш более взрослый и должен понимать, что к чему, но увы. Чаще бывает все да наоборот. Такое поведение, скорее, из-за недостатка внимания. В этом возрасте следует чаще говорить с крохой, это не только поспособствует развитию речевого аппарата, но и укрепит ваши отношения. Будьте для малыша другом, а не воспитателем.

Чего делать не нужно?

● Ни в коем случае не поднимайте на кроху руку.
● Нельзя сквернословить и кричать. Будьте хорошим примером для подражания.
● Не используйте правило: кто старше, тот сильнее. Такая модель поведения не предназначена для воспитания ребенка. Будьте опорой для него.

Здравствуйте, дорогие читательницы! Когда моему первому ребенку — Лизе — исполнился год, я очень уставала. Мне казалось, что это — самый сложный возраст. Сейчас же, когда второй малыш перешагнул через первый годик, я начала осознавать свои прошлые ошибки.

Сейчас мне значительно проще с детьми. Значительно проще с годовасиком. И дело тут не столько в том, что все детки разные... Главное — я изменила подход ко многим вопросам. И самый важный из них — что делать, если ребенок 1 год не слушается?

Такие жалобы раздаются все чаще и чаще. Молодые мамы никак не могут объяснить малышам, что нельзя залезать на подоконник, включать газовую плиту, отнимать чужие игрушки... И так далее.

Ребенок и запреты

Сейчас я иронично вспоминаю свое поведение со старшей дочерью. Лиза была подвижным и упертым ребенком. Как и большинство малышей ее возраста. Помню, как я раздраженно кричала ей «нельзя», а Лиза в сто двадцать пятый раз спокойно лезла в то запретное место.

Это было настоящим испытанием для меня! Это выматывало меня. Я считала, что дочка уже все понимает, что она должна как-то реагировать на мои запреты... А она не реагировала. И меня это жутко раздражало.

С появлением второго ребенка я стала по-другому воспринимать этот возраст: от одного до двух лет. И я поняла главное: в этом возрасте ребенок еще не способен понимать запреты.

Ведические лекторы говорят, что ребенок не осознает запреты до 5 лет. На мой взгляд, к 3 годам малышу уже можно что-то объяснить (хоть и далеко не все). Но в год... Сейчас это даже смешно. Запрещать что-то ребенку в год — это примерно то же самое, что попросить его решить какую-то арифметическую задачку.

Да, для вас арифметические задачи кажутся элементарными. Но годовасик к ним явно не готов. Также и тут... Даже не думайте заставить такого кроху слушаться вас. Только зря потратите нервы.

Время от времени дети могут как-то реагировать на слово «нельзя». Их может испугать или удивить злобное выражение лица мамы. Возможно, от этого они отвлекутся и забудут о своих планах... Но лучше все же использовать запрещающие слова лишь в особых, действительно опасных случаях.

Наши ожидания

Прекрасное видео Сатьи о воспитании малышей и запретах:

Ваш малыш плохо спит? Тогда вам будут полезны эти материалы .

Ребенок в год не говорит: как учить ребенка говорить?

Что делать, если ребенок в год не говорит? Когда дети начинают говорить? Когда ребенок начинает говорить «мама», «папа» и другие первые слова? Почему ребенок плохо говорит? Какие игры с малышом пробудят спящую в нем способность к активной речи? Я постараюсь ответить в этой статье на эти вопросы.

Если в год ребенок не говорит: что важно знать

Классические нормы нервно- психического развития в раннем детстве

Согласно принятой ранее в нашей стране показателям нервно-психического развития детей первого года жизни, разработанным Н.М. Щеловановым, ребенок:

  • К 10 месяцам – в перекличке с мамой радуется и, подражая, повторяет за ней разные звуки и слоги. Например, «ди-ди», «та-та-та», «да-да», «ти-ти-ти».
  • К 11 месяцам – произносит первые слова типа «ав-ав», «мама», «баба».
  • К 12 месяцам ребенок начинает говорить несколько простых слов – «мама», «тетя», «Катя», «Маня», «папа», «бух», «деда», «биби», «бай-бай», «ия» (Ира), «де» (где) и т.п. (в пределах 10 слов). У каждого ребенка этот набор слов индивидуален. Кто-то говорит «баба», но не говорит «мама». Кто-то прекрасно называет всех родственников, но не говорит «где», «бух», «тик-так» и другие слова. Т.е. перечень слов, которые говорит ребенок в год, может быть любым, но количество их примерно 10-12.

В год каждое слово ребенка имеет много значений. Так, например, «кисой» он может назвать не только кошку игрушечную или живую, но и пушистый воротник маминой шубы, цыпленка, вату, мамины мягкие волосы, пушистый плед и т.д. Это тоже нормально для речевого развития малыша, ведь каждое слово проходит ряд стадий:

  • от стадии первого называния («киса» – это всё пушистое на ощупь)
  • до выделения основных признаков предмета (тогда уже «кисой» будут называться только кошки, причем любые – и черные, и белые, и большие, и маленькие, и живые, и игрушечные, и на картинке, и в мультике)
  • и заканчивая развитием логического мышления («киса» — так называют кошек – это животные, причем домашние животные. Такое обобщение происходит гораздо позже в конце дошкольного возраста).

Показатели нервно-психического развития ребенка, приведенные выше, существуют уже не одно десятилетие. Однако в последнее время всё больше и больше детишек «не успевают» заговорить и сказать первые лепетные слова в положенные по норме 12 месяцев. И даже стоит вопрос об изменении возрастных норм в сторону их «американизации», считая нормальным отсутствие речи даже у 2,5 летнего ребенка. А вот в три года отсутствие речи уже рассматривается как тревожный знак.

С чем связано, что ребенок в год (два года) не говорит? Стоит ли волноваться? Что нужно знать каждой маме

Первое. Существуют очень большие индивидуальные отличия в речевом развитии малышей.

И многие заговорившие позже дети не только догоняют, но и обгоняют потом своих сверстников. Многое зависит от условий, в которых растет малыш. И эти условия организуют для него взрослые. И именно эти условия либо стимулируют, либо тормозят появление речи у ребенка – об этом подробнее можно прочитать в cтатье А значит, в большинстве случаев можно изменить условия, и проблема разрешится. Ведь в подавляющем большинстве случаев проблема никак не связана с нарушением здоровья ребенка (за мою практику- я работаю с обычными детьми — я видела только одного не говорящего ребенка с серьезной медицинской причиной отсутствия речи из всех молчащих деток). И не надо пичкать малыша лекарствами в годик, чтобы он побыстрее заговорил!

Второе. Я связываю позднее появление речи у современных детей с тем, что во многих семьях исчезла культура пестования младенца, т.е. речевых игр с ним, которые веками проводили с малышами наши бабушки и прабабушки. Очень часто в семье просто не разговаривают с малышом, считая, что «вот когда он заговорит — тогда и я с ним буду разговаривать», а это в корне не верное! Кроме того, в семьях нет народных игр — ритмичных, музыкальных, сочетающих речь и движение, а пестушки и потешки считаются теперь устаревшими. Но ведь именно эти народные речевые игры были построены так, что не заговорить в них практически невозможно (см. подробнее об этом — ). Описание этих простых, но очень эффективных речевых игр я продолжу сегодня.

Третье. Что важно сделать, если Ваш малыш — молчун? Внимательно понаблюдайте за малышом:

  1. Понимает ли он обращенную к нему речь?
  2. С интересом Вас слушает?
  3. Узнает ли названия знакомых предметов (спросите малыша: «где киса / ляля / часики тик-так и т.д.» и посмотрите, выберет ли он их из других предметов)?
  4. Узнает ли он знакомых взрослых: «Где баба? Где деда? Где Вова?».
  5. Выполняет ли он Ваши простейшие словесные поручения, например, принеси ботиночки, дай, возьми, сядь и т.д. (в возрасте от года до полутора)?

Если он всё это прекрасно выполняет, значит у него просто запас пассивной речи (т.е. понимаемой) пока превышает развитие активной речи (т.е. произносимой), и возникнет момент, когда ребенок «вдруг» заговорит. Но насколько рано или поздно это случится, будет зависеть исключительно от взрослых, которые либо не обращают внимание на отсутствие речи, либо просто не знают как помочь малышу (и поэтому не могут помочь), либо помогают ребенку и стимулируют появление у него первых слов.

Четвертое. Нужно знать, что абсолютно бесполезно стимулировать появление речи, принуждая малыша заговорить: «скажи мама, скажи – часы, скажи – вилка» и т.д . Минус этого метода в том, что хотя ребенок может быть и начнет повторять это слово, но вот беда – он не будет его использовать в жизни. Ведь для ребенка слово всегда связано с предметом («ляля». «тик-так», «гага», «ав-ав», «тяпа» — тапочки и т.д.) или действием («бух», «дай», «на», «иди-иди», «куку» и т.д.) А простое повторение звуков этой связи не даёт. А вот народные речевые пестушки и песенки как раз и настроены на связь слов с действием и потому легко воспринимаются детьми, и в них он легко начинает повторять сочетания звуков и слова.

Пятое. В последнее время в печати появились статьи о том, что появление речи связано исключительно с развитием мозга, и потому заниматься с малышом речевыми играми бесполезно.

Что на это можно возразить:

1) Веками у абсолютно всех народов мира складывалась культура пестования младенцев с речевыми попевками, приговорками, песенками, играми. Взрослые интуитивно находили те способы, которые развивают ребенка, подстраиваясь под его потребности. И тогда таких проблем с речью, которые наблюдаются у многих современных детей, просто не было!!! А сейчас, когда речевых игр не стало, проблемы с речью есть, и количество проблем только увеличивается! И это при том, что сейчас в магазинах — обилие развивающих игрушек, книжек, картинок для малышей, которых раньше просто не было!!!

2) Все специалисты категорически не согласны с отрицанием росли общения с мамой в развитии речи детей. Это утверждение также опровергнуто множеством научных экспериментов. Речь, действительно, очень тесно связана с функционированием головного мозга. Но развивается она только в общении.

Вспомним печальные истории детей-маугли, которые так и не заговорили, т.к. воспитывались животными. А ведь если придерживаться теории о созревании мозга, то мозг у них по природе должен был созреть и они должны были заговорить.

Также известно, как часто встречаются задержки в развитии речи у малышей из домов ребенка, которые не имели полноценного общения со взрослым.

Приведу пример очень жестокого эксперимента, проведенного за рубежом с детьми много лет назад. Была тогда такая точка зрения, что существует некий «метаязык», который является основой всех других языков. И если с ребенком «насильно не разговаривать, принуждая заговорить на родном языке», то он начнет говорить на этом «метаязыке». Для проверки этой точки зрения детей разных национальностей, не имевших родителей, собрали в одном доме. Все обязанности по их обслуживанию, уходу, питанию выполняли глухонемые. С говорящими взрослыми они не общались. Что же получилось? Все эти дети вообще не заговорили ни на каком языке и отставали очень сильно в развитии от сверстников. А ведь если бы всё дело было только в созревании мозга, они должны были заговорить!

Игрушки не должны заслонить то общение с мамой и другими близкими людьми, которое веками вело к благополучию малыша и его нормальному речевому развитию. Игрушка призвана обогатить содержание общения мамы с малышом, но не заменить его!!!

Психологи называют речь зеркалом развития ребенка, т.к. именно в речи отражается его благополучие или неблагополучие. И сейчас в 21 веке это «зеркало» показывает нам всё более ухудшающуюся ситуацию.

Создание развивающей речевой среды дома

Что же делать маме, если ребенок не говорит? Ответ достаточно прост — создать «питательную» развивающую речевую среду. Что это за речевая среда?

  1. Дома должны звучать аудиодиски с записями детских песенок, народных прибауток и потешек, сказок, стихов. Причем нужны именно аудиозаписи, а не видео или телевизор, т.к. любая картинка отвлекает внимание малыша от слова. Наиболее любимые малышом стишки и песенки нужно проигрывать многократно, чтобы он их лучше запомнил и начал договаривать слова за диктором или певцом!
  2. Очень важно рассказывать малышу сказки и истории. Любые! Но… именно рассказывать, а не читать по книжке!!! Когда Вы рассказываете, то малыш видит Ваше лицо, Вы можете наблюдать за его реакцией. Вы интуитивно подстраиваете свою речь под Вашего ребенка, меняете интонацию, где-то делаете паузу. Можно рассказывать сказки на ночь (но не страшные), можно в течение дня сделать ежедневные «минутки сказок». Не важно, что Вы забудете или пропустите какие-то слова. На то они и сказки, что их «сказывают», а не «читают».
  3. Рассматривайте с ребенком картинки. Картинки должны быть четкие реалистические с крупным изображением без излишних деталей. Сами рассказывайте по картинке и задавайте малышу вопросы: «Кто это? Где живет? Как говорит? Куда он пошел? Где у него лапки, ушки, хвостик? Какие лапки? Маааааленькие. А какой хвостик? Большоооой, длиииинный. Какого цвета киска? Серенькая» и т.д. Даже если ребенок молчит, он все равно понимает Вашу речь и накапливает пассивный словарь слов, которые произнесет позже.
  4. Разговаривая с малышом всегда называйте сначала полное «взрослое» слово, а затем его упрощенный вариант. Например: « Вот едет машина биби. Что едет? Машинка едет и гудит: би-би-би, би-би-би. А это кто бежит? Собачка ав-ав бежит. Как говорит собачка? Ав-ав. Ав-ав- вот какая собачка!». Упрощенные слова помогут ребенку начать говорить. Ведь сразу слово «собачка» он произнести просто не в состоянии, а вот слово «ав-ав» ему вполне доступно.
  5. Учтите, что путь освоения слов такой: сначала повторение слогов (лепет), затем – появление простых слов (ав-ав), затем появление простых предложений из простых слов («Ия бах», что означает «Ира упала» или «на ав-ав», т.е. «на собачку»). При этом малыш всегда искажает слова, произнося их «детским языком», это нормально и не должно вызывать волнений.
  6. Играйте с малышом в речевые игры с использованием народных песенок. Я хочу предложить несколько народных речевых игр с малышом, стимулирующих его к повторению слогов и слов. Они не потребуют от Вас никаких материальных вложений и очень просты, но они потребуют времени и любви к своему малышу, желания прислушаться к его интересам и особенностям. Они принесут Вам и Вашему малышу радость, игру со словом, творческий толчок для придумывания своих игр, и, конечно же, первые слоги и слова ребенка.

Маме на заметку

  • Играть в эти игры лучше всего начинать в конце первого года жизни ребенка. Но начать никогда не поздно! Эти игры могут быть полезны и не говорящим детям 2 лет.
  • Выбирайте из перечня те игры, которые нравятся именно Вашему ребенку и Вам. Так, одному малышу больше понравится прятать игрушки и их искать:
    «где машинка – би-би, где собачка – ав-ав». А другой с удовольствием будет бросать мяч в корзину и кричать при этом «бух».
  • Запишите в блокнот все слоги, которые уже говорит малыш (ко, де, да, ба, ка, ма, га, на и т.п.). Используйте в играх те звукосочетания, которые уже есть в речи у Вашего малыша Постепенно расширяйте этот список, предлагая малышу новые слоги – пя, ти, кач, ав, дай и т.д.. Изменяйте песенки, придумывайте новые строчки и рифмы с уже появившимся в его «репертуаре» звуками и словами.
  • Одна игра или одна попевка должна повторяться многократно. Но не сразу, т.е. не 20 раз подряд! А, например, регулярно за завтраком 2-3 раза, а если нравится малышу — то и 4-5 раз. Или во время игр с малышом 1-3 раза. Каждый день без перерыва.
  • Игру надо прекращать тогда, когда ребенку она еще не надоела, очень нравится, и он хочет продолжать. Иначе наступит пресыщение игрой.
  • Не зацикливайтесь на том, что ребенок не говорит. Не ждите мгновенного результата. Помните закон «количество переходит в качество». Это закон здесь срабатывает на 100%. Просто играйте и получайте радость от общения с малышом! Довольная, радостная мама, ее спокойное мелодичное пропевание или проговаривание слогов и слов, ее желание играть с малышом – вот что в первую очередь нужно ребенку чтобы заговорить!

Речевые игры для годовалых детей

Речевая игра 1. «Каша»

Ритмично приговаривайте, проводя Вашим пальчиком по кругу по ладошке малыша:

«Ту-ту-тууууу,
Ту-ту-туууууу.
Не вари кашу кру – туууууу!
Вари мяаааагонькую!
Вари слаааааденькую!»

  • Можно водить пальчиком малыша по кругу по своей ладошке. Эта песенка побуждает ребенка подговаривать слог «ту» в ритм песенке. Но подговаривание слога «ту» произойдет не сразу, а только после многократного повторения песенки, когда она станет узнаваемой малышом.
  • Песенку удобно петь во время завтрака, помешивая кашу. Можно «варить куклам кашу», и мешать игрушечной ложкой в игрушечной кастрюле (если у Вас ребенку уже 2 года, ему это тоже будет интересно). Во время пения песенки хорошо будет, если малыш может видеть лицо мамы и вытянутые в трубочку ее губы «туууу-туууу-туууу».

Речевая игра 2. «Большие ноги – маленькие ножки»

Делаем вместе с ребенком большие шаги и говорим или подпеваем низким голосом, медленно

«Большие ноги шли по дороге – топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ». А теперь семеним и говорим тонким высоким голосом и быстро: «Маленькие ножки бежали по дорожке: топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ».

Игра побуждает ребенка повторять простые слоги и слова.

Советы по проведению игры:

Игра 3. Семья

Загибайте пальчики ребенка на каждую строчку, начиная с большого пальца:

Этот пальчик – деееедушка (тянем ееее).
Этот пальчик – баааабушка,
Этот пальчик – пааааапа,
Этот пальчик- мааааама,
А вот это наша Катенька (называем имя ребенка и загибаем мизинчик)
Есть другой вариант окончания песенки: «Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья!»

Автор статьи Ольга Евгеньевна Грибова, кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образовании.

Что делать, если ваш ребенок не говорит?

Этапы работы с ребенком длятся в жесткой последовательности, которую нельзя нарушать. Переходить на следующий этап можно только после того, как освоен материал предыдущего.
Книга не заменит консультации и занятий со специалистом. Диагноз - не приговор, диагноз, — успешный старт на пути к воспитанию полноценной речи.
Словарь для справок:

Коррекция - исправление, например, коррекция речевых дефектов, коррекция зрения и др.
Ранняя коррекция - система педагогических мероприятий по нормализации психического и физического развития ребенка, проводимых в период раннего детства (до 3 дет).
Однако это не значит, что при выявлении речевого недоразвития в 6 или 7 лет нужно опустить руки.
В любом случае специальные занятия окажут положительное влияние на речь и личность ребенка, если будут носить систематический и направленный характер. Здесь представлен первый этап формирования речевой деятельности у детей, имеющих лепетную речь.
Для каких категорий детей можно применять предлагаемые методы?
Это дети раннего возраста (от рождения до трех дет).
Это дети после 3 лет,имеющие грубое речевое недоразвитие, которых иногда называют безречевые дети. Данный термин не совсем корректен, поскольку дети, относящиеся к данной группе, могут использовать некоторый ограниченный набор средств общения: лепетные слова, звукоподражания, вокализации, мимику, жесты- Некоторые из них довольно активно вступают в контакт, другие замкнуты, стеснительны, стараются уходить от общения, третьи демонстрируют выраженный речевой и поведенческий негативизм с элементами агрессивного поведения, т.е. отказываются от речевого и неречевого общения, демонстрируя свое неприятие ситуации, выражая протест иногда даже с помощью кулаков.
Лепетные слова - слова, состоящие из одного - трех одинаковых слогов, например: баба, па (палка), ляля (кукла) и т.п. Употребление маетных слов характерно для детей первого года жизни (см. табл. на с. 13)
Звукоподражания -слова, построенные на основе подражания природному звучанию предмета, например, мяу (кошка), пи пи (мышка), би-би (машина) и др. Подобные звуки подражания характерны для речи детей на начальных «этапах» становлении речи (примерно до 1.5-2 лет).
Вокализация — протяжное произнесение гласных звуков или звучание с различной интонацией. В норме развития используется только в младенческом возрасте (до I года).

В любом случае эти дети характеризуются следующим образом: "Все понимает, но не говорит"
В предлагаемой методике мы следуем онтогенетическому принципу. Развитие речи подчиняется универсальных законам не проходит определенные этапы в жесткой последовательности. Следовательно, при организации коррекционной работы необходимо смоделировать эти этапы и корректировать несфоромиванные механизмы, определяющие развитие речи ребенка на каждом из этих этапов. Предлагаемые методы формирования речевой деятельности не приложны к коррекции речи детей с нарушением слуха и детским церебральным параличом. Для детей этих групп предлагаемую систему работы необходимо модифицировать адекватно возможностям детей.

Как формируется речь
Как известно, своевременное и полноценное овладение ребенком речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько этапов Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0.8 - 1 года до 3-4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. К 3-4 годам его словарь состоит примерно из 800-1000 слов, при этом ребенок практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырехлетний ребенок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию. Это период подробно, по этапам, описан специалистами в области детской речи. Ниже мы приводим таблицу, в которой дана последовательность появления тех или иных явлений в детской речи и обозначены возрастные нормативы их появления. Это время не является жестко обязательным, сроки и, в некоторой степени, последовательность развития форм речи могут варьироваться в соответствии с индивидуальными особенностями и полом ребенка. В таблице в графе 3 приводятся среднестатистические данные о сроках, в течении которых могут появится те или иные формы общения и языковые единицы в соотвествии с нормой развития. Эти сроки могут быть достаточно растянутыми, что объясняется индивидуальными особенностями ребенка. Тем не менее, если в определенный период указанные формы не появляются, или вы видите единичны проявления, это должно насторожить вас. N Форма речи Примерный возраст появления
1. Интонирует крики(Вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия) 1-2 мес.
2. Гуканье, гуление. (Ребенок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слоги, как будто играет с ними) 1.5-3 мес.
3. Лепет (Ребенок повторяет за вами и сам произносит что-то похожее на слова, на состоящее из одинаковых слогов) 4-5 мес.
4. Лепетные слова (Ребенок использует в речи "нянькин язык": слова состоят из двух-трех открытых слогов (ляля, тата, кука и др.) много звукоподражаний (би-би, гав-гав) 8 мес- 1 год 2 мес.
5. Двусловные предложения (Ребенок, общаясь с вами, объединяет два слова, например: дай пи (дай пить), папа нет (папы нет дома) и тд 1год 6 мес - 2 года 2 мес.
6. Активный рост словаря (Ребенок спрашивает, как это называется) 1,9 года - 2,6 года.
7. Появление грамматически» форм слова (Ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежа и др) 2,4 года - 3,6 года.
8. Словотворчество (Ребенок "сочиняет" свои слова, но при этом использует законы родного языка) 2,6 года - 3,5 года.
9. Ребенок активно общается с хорошо знакомыми ему взрослыми 1 мес- 1,5 мес.
10. Ребенок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят еще каким-то делом 2,6 года - 3,6 года.

Известно, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растет словарь слов, обозначающих предметы. Девочки сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, "как взрослые". Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. У них прежде всего формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто "на своем языке". Одна и та же ситуации оречевляется мальчиками и девочками по-разному. Например, ребенок хочет мячик. Скорей всего, мальчик будет громко кричать: " Дай!", а девочка тихо канючить: "Мячик!". Для родителей разница небольшая, а для специалиста значимая.

Подождите волноваться!

Может быть, ваш ребенок всею лишь исключение из правила, подтверждающее это правило"
Признаки благополучного развития речи у ребенка:
. Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
. У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
. Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
. Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.
. Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
. Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

Признаки неблагополучного развития речи у ребенка
. Ребенок развивается с задержкой.
. Ребенок перенес тяжелые заболевания.
- У ребенка есть неврологические заболевания.
- Ребенок неохотно повторяет за ними слова и предложения.
- Когда ребенок слышит просьбу "Повтори" или "Скажи это еще раз", он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал
- Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам, за помощью ("самостоятельный» ребенок).
- Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми
- Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания "Скажи еще раз лучше» не реагирует.
- Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.
Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит вашему ребенку необходима помощь!
Родители часто описывают такое положение дел, когда ребенок единожды произносит какое-либо слово, как бы пробует его «на вкус», и больше его не повторяет в течение месяцев. Иногда дело доходит чуть ли не до драки. Родители сначала просят повторить за ними слово, потом умоляют, потом требуют, в конце концов, ребенка наказывают — ставят в угол. Но это приводит только к одному: со временем все задания, требующие от ребенка словесных реакций, активно им игнорируются или отвергаются. Ребенок молчит или отворачивается в ответ на любой вопрос, например: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?», «Какая игрушка у тебя в руках?» и пр. Он мычит и показывает пальцем, если просит что-либо, а чаще старается сам удовлетворить собственные потребности. Такая «самостоятельность» ребенка, когда он без посторонней помощи, сам достает нужную вещь со шкафа, включает телевизор и пр., радует родителей, хотя свидетельствует чаще о несформированности навыков речевой коммуникации и о наличии стойкого речевого негативизма. Если вы хотите помочь своему ребенку, забудьте слова "скажи" и "повтори" хотя бы на первое время.

Занятия надо начинать как можно раньше
Необходимо подчеркнуть, что здесь и далее мы будем рассказывать о детях с сохранными двигательными функциями нормальным физическом слухом, у которых отмечается задержка темпов речевою развитии. Необходимо отметить, что еще более эффективно возможно управлять процессом овладения речью в ранние сроки, начиная с одного года, когда у ребенка должны появится первые лепетные слова. В этом случае появляется возможность «совпасть» с природными сроками формирования зачатков речи и избежать вторичных наслоений. Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего ребенка, чем раньше вы окажете ему помощь, тем эффективнее она будет.

Как помочь ребенку?
Коррекционная работа требует много знаний и определенных навыков. Поэтому будьте внимательны, выполняйте все наши инструкции в строгом соответствии с написанным. Если что-то сразу не получается, посоветуйтесь со специалистом. Не торопитесь перепрыгивать с этапа на этап. Все этапы являются строго обязательными в представленном порядке. Нам сложно определить, сколько времени потребуется для занятий на каждом этапе. Продолжительность ежедневных занятий и общая продолжительность работы определяется индивидуально в соответствии с возможностями детей.
Основными задачами коррекционной работы с ребенком, имеющим зачатки лепетной речи, являются:
- развитие мотивационной основы речевой деятельности;
- формирование имитационных способностей.
Словарь для справок:
Мотивация - побудительная причина, повод к какому-либо действию, поступку.
Имитация - подражание, способность воспроизводить речь.
В норме, как мы уже говорили, речь ребенка формируется в процессе общения с носителями языка через имитацию. При этом постепенно происходит «подгонка» детского языка к языку взрослого на основе неосознанного языкового анализа, синтеза и способности к лингвистическим обобщениям. Таким образом, в ходе коррекционной работы, прежде всего, необходимо добиться, чтобы у ребенка появилась потребность в общении.
Попробуйте сделать следующее:

Первый этап.
Расположитесь с ребенком где - нибудь в уютном уголке, например, на диване или на полу. создайте интимную, доверительную обстановку: говорите негромко, ласково, не отдавайте приказаний, не отвлекайтесь. Возьмите любимую игрушку вашего ребенка. Организуйте с ней простейшую игру. Сопровождайте манипуляции с игрушкой звуками, звукоподражаниями. Очень важно, чтобы ваше участие не было слишком навязчивым, но с другой стороны, вы должны сделать так, чтобы эта игра была совместной. Вы можете выбрать любую совместную деятельность, лучше доступную и интересную для ребенка. Например, у вас сын. Вы играете с ним в машинки. При этом вы катаете вместе с сыном машинку, изображая ее бибиканье: «Би - би» или «Ту - ту». Попытайтесь установить словесный контакт с сыном. В ходе игры спросите ребенка: «Как гудит машина?». И сами отвечайте на этот вопрос: «Би - би». - с удовольствием растягивая гласные. И если после двадцатого или тридцатого раза, когда у вас уже устали губы и язык произносить это «би - би», вы услышали робкое «би» от своего ребенка, знайте, что это маленькая победа! Похвалите его! Порадуйтесь вместе с ним! Разумеется, что вопрос можно несколько изменить, например: «Как гудит эта машина?», «А если поедет синяя машина, как она гудит?» и прочее. Если у вас дочка, то надо выбрать игру, которая ей нравится, то, чем она может заниматься достаточно долгое время. Иногда детям нравится наблюдать, как падают кубики. В таком случае мы советуем заняться совместным собирание пирамидки или другого сооружения с регулярным его разрушением, сопровождая последнее действие проговариванием слова: «бах». Можно переходить к реализации следующей задачи - формированию навыка эхолалии - отраженной речи. Для этого взрослый (мама, папа, бабушка, воспитатель яслей, в общем тот, кто занимается воспитанием ребенка) должен организовать специальное общение с ребенком в процессе совместной предметной деятельности или игры. Помните, нельзя использовать прямые инструкции: «Скажи», «Повтори»! Рассмотрим поподробнее приемы вызывания отраженной речи - имитации речи взрослого ребенком.

Второй этап.
Взрослый (педагог) отбирает для имитации простые по звукослоговому составу 5 - 10 слов, названий окружающих предметов, например, одежды, игрушек, посуды, еды (1 - 2 группы), того, что ребенок любит больше всего, для совсем маленьких детей можно использовать имена близких людей. При этом взрослый говорит на так называемом «нянькином» языке, в котором слова упрощены до лепета, много звукоподражаний, типа: мышь - пи - пи, кошка - мяу или киса и др.
Представим, что ребенок любит гулять (дело происходит зимой) и поесть, поэтому мы отобрали следующую лексику: шуба, шапка, сапоги; ложка, чашка, вилка. Рассмотрим на конкретном примере, каким образом действует взрослый.
Взрослый во время проведения режимных моментов, в частности, во время одевания и еды, многократно проговаривает эти названия, разворачивая перед ребенком диалог - образец, в процессе которого исполняет роли спрашивающего и отвечающего. Названия предметов произносятся в замедленном темпе, четко, то есть утрированно. Сначала многократно повторяется название одного предмета, затем другого, по мере смены действий.
Например, достаем и надеваем на ребенка шубу.
Взрослый. Что мы достали? - Шубу
Что это такое? - Шуба.
Что сейчас мы надели? - Шубу.

Потом стали надевать на ребенка шапку.
Что мы достали? - Шапку.
Что это такое? - Шапка.
Что сейчас мы надели? - Шапку. И т.д.
И так проговаривается каждое слово по десять, пятнадцать, двадцать раз на дню. Чем чаще, тем лучше, но всегда в процессе действий с этим предметом. Просто так слова повторять бесполезно. Так может продолжаться много дней, даже если на языке у вас медленно, но верно образуется мозоль.

Третий этап.
Постепенно ребенка косвенно поощряют к вступлению в диалог - после вопросов взрослый делает все более и более длинные паузы (до 5-10 сек.). Например:
Взрослый. Принеси тарелку. Что ты принес?...
Правильно, тарелку. Это тарелка… .
Что это? …
Это тарелка. И т.п.
Однако простое проговаривание может быть недостаточным, поэтому взрослый фиксирует внимание ребенка не только на заучивании слова, но и на артикуляционных укладах. Взрослый добивается того, чтобы ребенок одновременно слушал слово и всматривался в артикуляцию. Например:
Взрослый. Где у меня рот? Где губы? Слушай и смотри на губы: та-рел-ка.
Еще раз: та-рел-ка.
Давай вместе: та-рел-ка. Молодец!.
Хвалите ребенка даже в том случае, если он не повторил, а только внимательно следил глазами за движением ваших губ.
Взрослый. Еще раз вместе: та-рел-ка. Хорошо.
Такое проговаривание должно проводиться ежедневно столько раз, сколько производятся оречевляемые действия.
Этот этап, пожалуй, один из сложнейших. Обратите внимание на то, что вся работа строится в процессе реальных бытовых или игровых действий. Второе важное условие - ребенок не должен даже догадываться, что вы с ним занимаетесь развитием речи.
Если вам надоели занятия и наша книга, вы можете либо отказаться от дальнейших действий, либо позвать ребенка следующим образом: «Иди сюда. Садись. Сейчас мы будем заниматься - говорить слова. Скажи «тарелка».
Дальше можно отдыхать и наблюдать, как речь ребенка формируется без вашего участия.
Если же вы хотите добиться результата, четко следуйте нашим рекомендациям.
Не бойтесь перехвалить ребенка.
Если у ребенка не получается, никогда не ругайте его.
Наверное, это вы делаете что-то неправильно.
Перечитайте книгу или посоветуйтесь со специалистом.

Четвертый этап.
Через какое-то время (обычно к концу дня или на следующий день. В некоторых случаях может потребоваться больше времени. Это не значит, что ваш ребенок «тупой» или «ненормальный». Просто он такой. А может, это вы делаете что-то неправильно?) ребенок начинает повторять за взрослым отдельные слоги. Эти попытки всемерно поощряются, в то же время взрослый учит ребенка вслушиваться в образец и подражать ему, хотя на первых порах ребенок не сможет улучшить качество речи самостоятельно.
Взрослый. Вот вилка. Это вилка … (Пауза.)
Ребенок. Ика.
Взрослый. Молодец, вилка. Посмотри, как я говорю. (взгляд ребенка фиксируется на губах взрослого.) Вил-ка. (Пауза.) Хорошо.
На первых порах ребенка не заставляют, не принуждают повторить слово точно, поскольку он еще к этому не способен. Наоборот, всемерно поощряется любая речевая реакция нашего молчащего подопечного.

Пятый этап.
Требования ужесточаются постепенно, незаметно для воспитанника. Одновременно ребенку даются серии упражнений для развития артикуляционной моторики в ходе повседневной жизни или режимных моментов (умывание, еды). Например, во время умывания ребенка учат полоскать рот водой с сомкнутыми губами, полоскать горло, выпускать тонкую струйку воды через плотно сомкнутые губы, язычком проверять, чисто ли вычищены зубы и др. Во время еды можно попросить ребенка облизать ложку, постепенно увеличивая расстояние между ним и ложкой (естественно, в разумных пределах), вылизать блюдце, а еще лучше пиалу, показать, как кошка лакает языком молоко, и проч. Оказался ребенок у зеркала - хороший повод сделать с ним артикуляционную гимнастку: мы - клоуны и будем корчить смешные и страшные рожицы. Поиграли в лошадок - поцокали язычком, поиграли в слона - вытянули губы вперед как хобот, поиграли в тигра - показали все зубы в оскале. Уверена, что ваша фантазия подскажет вам массу других вариантов.

Шестой этап.
Если вы видите, что ребенок успешно повторяет за вами предлагаемые ему слова, отберите для работы следующую серию из 5-10 слов. Работа ведется аналогично. Таким образом, постепенно наращивается активный предметный словарь. Однако эти слова необходимо закрепить в самостоятельной речи ребенка, создавая ситуации, стимулирующие речевое общение ребенка с окружающими его взрослыми.
Какие это ситуации?
- Во-первых, используются альтернативны вопросы, типа: «Какую игрушку тебе дать, зайчика или куклу?» В ходе ответа ребенок обязательно должен использовать речь. Такая ситуация может быть создана искусственно. Например, при накрывании стола к обеду ребенку не кладут ложку. Взрослый задает вопрос: «Что тебе дать - чашку или ложку?» При такой формулировке вопроса создается вербальная ситуация с элементами имитации. Ребенок должен услышать подсказку в вопросе и повторить нужно ему слово. Необходимым условием успешной работы является использование в созданных ситуациях только того предметного словаря, который уже освоен ребенком в ходе предварительной работы.
- Во-вторых, речевое общение взрослого и ребенка должно быть оправданным на бытовом уровне. Поэтому следующий вид коммуникативной ситуации - общение в ходе выполнения поручения. Взрослый просит ребенка принести ту или иную игрушку, предмет посуды, предварительно переставив его с привычного на недоступное для ребенка место, например, на верхнюю полку шкафа. При этом важно предусмотреть, чтобы ребенок сам не мог достать предмет и был вынужден обратиться к взрослому. Взрослый в свою очередь стимулирует обращение ребенка: «Что ты хочешь взять? Машину? Как надо попросить? - Дай машину…» В качестве поощрения ребенок получает искомое. В этой ситуации, как мы видим, также используются элементы эхолалии.
- Третий вид коммуникативных ситуаций - опосредованное общение с игрушкой или с животными. В процессе игры типа «Дочки-матери», «В гостях у куклы Кати» и т.п. или ухода за животными и птицами, живущими у вас дома или в детском саду, взрослый поощряет ребенка к простейшим высказываниям: «Попроси у куклы чашку. Дай, Катя, чашку»; «Уложи мишку в кровать. Спой ему песенку. Баю-бай, мишка, баю-бай»; «Поговорим с попугайчиком. Хорошая, птичка, хорошая». Дети при этом воспроизводят не только отдельные слова, но и фразы, подражая взрослому интонационно.

Седьмой этап.
По мере наращивания словаря и появления простейшей фразы у ребенка формируется потребность в речевом общении. На этом этапе важно поощрять желание ребенка говорить. Его надо внимательно выслушивать, похвалить, не стремиться исправить сразу же все ошибки. Одной из форм стимуляции потребности в речевом общении является похвала как положительное подкрепление достижений ребенка. Поэтому не скупитесь на хорошие слова и радостные восклицания. Очень полезно рассказывать о достижениях ребенка в его присутствии другим членам семьи. Если ребенок общается с удовольствием, и вы отмечаете всплеск его речевой активности, можете попытаться продемонстрировать его достижения, побуждая его к высказыванию: «Папа, послушай, как мы пели песенку для мишки. Баю-бай, мишка, баю-бай. Как Дима пел песенку…» Слова «скажи» и «повтори» по-прежнему остаются запретными. Если же ребенок стеснительный по характеру, то публично похвалить его нужно, а вот демонстрацию достижений можно отложить на более поздний период работы, когда он сам начнет проявлять активность в общении. Одновременно с работой по вызову эхолалии у ребенка формируется целенаправленное слуховое восприятие и совершенствуется навык понимания речи. Работа ведется по двум направлениям:
1.расширении объема пассивного словарного запаса;
2.формирование регулирующей функции речи.
Оба направления тесно связаны между собой.
В ходе упражнений по формированию эхолалии детей знакомят с названиями предметов, основными действиями, которые с ними выполняют, а также их качествами. В частности, глагольный словарь включает названия основных бытовых действий (есть, пить, гулять, рисовать, смотреть, слушать, принести, унести, поставить, положить, сидеть, стоять, лежать и т.д.). Кроме того, пассивный и активный лексический словарь обогащается за счет прилагательных, обозначающих размер (большой, маленький), цвет (белый, черный, красный, желтый, синий, зеленый), форму (круглый, квадратный) предметов. Во время повседневного бытового общения детей приучают вслушиваться в речь, выполнять действия в соответствии с инструкцией на основе усложняющегося и расширяющегося словарного запаса. Например, усложнение заданий происходит за счет увеличения слов в инструкции и введения различных признаков предмета: «Принеси чашку», «Унеси чашку", «Принеси красную чашку», «Возьми самое большое колесико (от пирамидки)», «Дай большой красный кубик», «Возьми маленький зеленый кубик». При этом помощь в виде жестов исключается полностью. На первых порах, чтобы облегчить ребенку выполнение задания, взрослый может использовать семантизированную интонацию. Слово «маленький» произносится высоким тоном голоса, а слово «большой» - низким. Но постепенно необходимо отказаться и от такого вида помощи. При этом дети должны ориентироваться только на смысл услышанного, чтобы выполнить задание правильно. Правильное выполнение инструкции поощряется морально или материально, например, можно похвалить, погладить его по головке, налить вкусного сока, дать конфету и др. А вот если действие выполнено не правильно, то взрослый должен показать образец и не переходить к более сложному виду высказывания, пока не будут отработаны простые формулировки. Каждая инструкция должна быть повторена не более 2-3 раз перед ее выполнением. Если у ребенка рассеянное внимание, ему необходимо дать предварительную установку: «Послушай, о чем я тебя попрошу; сделай так, как я скажу». Использование такой предварительной установки более эффективно, чем многократное повторение задания на фоне рассеянного внимания, когда родитель повторяет одну и ту же просьбу, а ребенок ее игнорирует не в силу вредности характера, но потому что увлечен чем-то более ему интересным.
Не считайте, что ребенок все делает вам назло!
Подумайте, может быть, вы не все делаете правильно? Может быть, его надо по-другому воспитывать?
Перечисленные формы работы могут предшествовать или проходить одновременно с упражнениями по имитации речи.
В этот период полезно начать формирование пространственного понимания предложно-падежных конструкций на бытовом уровне с предлогами «в», «на», «под». Занятия проводят в виде игры или в процессе игры, после того, как у ребенка сформировали достаточный словарный запас и он активно общается с взрослыми. Следите, чтобы игра и общение с вами доставляли ребенку удовольствие!
Ребенку даются задания: «Положи пирамидку в стол», «Положи пирамидку на стол», «Положи мяч в ящик», «Положи мяч на ящик», «Поставь машинку на стул», «Поставь машинку под стул». Взрослый голосом выделяет предлоги, произнося их громче и в несколько замедленном темпе, тем самым фиксируя внимание ребенка на них. Если ребенок не понимает, что от него требуется, взрослый сам выполняет это действие, оречевляя его и повторяя предлог несколько раз подряд. После этого взрослый опять просит выполнить ту же инструкцию.
Чтобы малышу эта игра была интересна, к работе привлекаются различные игрушки или сказочные персонажи. Например, любимый мишка или кукла. Взрослый дает поручения игрушке: «Миша, убери мячик в коробку», «Миша, спрячь книжку в ящик». Ребенок выполняет эти задания «мишкиными лапами», действует от его имени. Такой прием хорош, как минимум, по двум причинам: во-первых, если задание было выполнено неправильно, то ошибся мишка, а не ребенок; во-вторых, ребенок занимает позицию учителя, а это, согласитесь, гораздо более комфортная позиция, чем ученика.
Другой прием предполагает наличие более активного участия ребенка. Это вариант игры в прятки. В игре участвует та же любимая игрушка, но меняется роль взрослого - она «неруководящая». Ребенок сам прячет какой-либо предмет (кроме драгоценностей и денег), затем берет в руки мишку. Взрослый с помощью игрушки, которой управляет ребенок, ищет этот предмет следующим образом: «Миша, посмотри под столом. - Нет под столом. Миша, посмотри на полке. - Нет на полке и т.д.». При этом действия выполняет ребенок. Подобные игры доставляют детям массу удовольствия. Они позволяют им почувствовать свое превосходство над взрослыми.
Третий вариант игры предполагает предварительное знакомство с героями сказок. В русском фольклоре есть непоседливые персонажи, например, колобок, волшебный клубочек, Иван-царевич. Кого или что выбрать, зависит от осведомленности ребенка и материальных условий. В процессе игры моделируются их передвижения: «Катится колобок, катится и закатился…».
Для контроля за пониманием предлогов взрослый может использовать инструкции, противоречащие повседневному опыту ребенка: «Поставь чашку под стул», «Положи тарелку в тумбочку» и пр.
Постепенно инструкции усложняются: наращивается количество действий, производимых в соответствии с инструкцией. Используются двух-, а затем и трехступенчатые инструкции, например: «Возьми куклу и посади ее на стул», «Дай мне большой красный кубик, а себе возьми маленький красный кубик», «Возьми у меня мишку, поставь на место, а мне принеси зайку» и т.п.