Действующее мысленное внушение читать онлайн. Внушение мыслей: как делать это? Техника телепатического гипноза! Внушение мыслей по фотографии

Человек живет в мире, где каждая часть желает на него повлиять. Это не является плохим, если понимать, что как человек влияет своими поступками, словами и мыслями на окружающий мир, так и мир будет влиять своими пожеланиями на него. Существуют различные техники внушения, одни из них являются легкими, другие – жесткими методами. и на расстоянии, их техниках пойдет речь в статье.

Человек – частичка Бога! Эта идея пришлась по душе многим людям, ведь теперь эта «частичка Бога» старается навязать всем свое мнение, забывая о том, что люди тоже являются «частичками», способными претендовать на роль Бога.

Человек мнит себя Богом, а не его частичкой. Хотя когда случаются неудачи, тогда человек съеживается, стараясь прикинуться «частичкой». Пока он уверен в своей правоте, он мнит себя всемогущим и всезнающим. Но как только его правда не дает должного результата, он тут же признает, что тоже может ошибаться.

Об этой истине забывают люди, когда начинают навязывать друг другу свое мнение. Родители хотят, чтобы дети их слушались. Партнеры в любви пытаются заставить друг друга слушаться только их мнения. Практически в любых близких отношениях люди забывают о том, что они могут ошибаться. Человек стремится настоять на своем мнении, будто желая лишить личного мнения других людей.

«Я сказал, значит, будет так», — человек может этого не произносить вслух. Но когда у него не получается о чем-то договориться с окружающими, то причиной этого является его позиция. Он не желает слушать другого мнения. Он мнит себя всезнающим. Он считает, что прав. Он желает решать судьбу за других людей. Подобные подходы к другим людям приводят к тому, что даже близкие начинают закрываться и отторгаться друг от друга.

Почему люди навязывают свое мнение? Потому что хотят властвовать над жизнями других. При этом можно часто наблюдать, что сами эти люди живут несчастно, бедно и без любви. Так, чему они могут вас научить, навязывая свое мнение? Ничему. Понимая это, можно спокойно относиться к любым попыткам вам навязать свое мнение, видя, что человек просто мнит себя Богом, как маленький ребенок пытается скопировать поведение своих родителей.

Что такое внушение?

Внушение присутствует в жизни каждого человека. Даже в среде, где человек не контактирует с другими, может происходить внушение различными механизмами. Что такое внушение? Обычно под ним понимают воздействие одного человека на другого таким образом, что тот некритически воспринимает все, что ему говорится, считая это правильным мнением.

Кажется, что сам влияешь на свое поведение и ход мыслей. Однако психологи могут привести множество примеров того, как люди влияют друг на друга. Практически все обладают различными техниками, которые они постоянно используют, чтобы повлиять на ход мыслей и поведение окружающих. Это может быть гипноз, манипуляция, внушение, телепатия.

Все люди внушаемы, как и все люди различными методами влияют друг на друга. Это происходит повсеместно: при общении, на работе, в момент воспитания, в отношениях. Нередко люди влияют друг на друга с корыстными целями. Когда человек обращается за помощью психолога на сайте psymedcare.com, то он сталкивается с внушением, направленным на самосовершенствование.

Внедрение мыслей против воли человека, противоречащие его идеям, называется суггестией, а человека, который внушает, — суггестором.

Во время внушения используются различные механизмы: вербальные и невербальные сигналы. Порой люди неосознанно их применяют. А их собеседники даже не замечают, как на них воздействуют. Эффективным здесь становится повторение. Если повторить несколько раз одну и ту же информацию, то человек вскоре ее воспримет. С первого раза он может не обратить на нее внимания либо не отнестись к ней как к нужной, поэтому необходимы повторения.

Факторы, которые помогают в процессе внушения, что и влияет на его силу:

  • Характер внушения.
  • Настроение внушаемого.
  • Авторитет того, кто внушает.
  • Податливость внушаемого.
  • Эмоциональная стойкость.
  • Категоричность сообщения.
  • Среда проведения внушения.
  • Психическая истощенность и переутомление внушаемого.
  • Неожиданность сообщения.
  • Стихийные бедствия и пр.

На силу внушения влияет то, насколько человек готов воспринимать чужую информацию, не поддавая ее критике. Иногда это более эффективно, нежели логические доказательства, которые применяются для переубеждения.

Какие люди склонны к внушению?

  1. С некритичным мышлением.
  2. Слабые.
  3. Пугливые.
  4. Простодушные.
  5. Стеснительные.
  6. Склонные к зависимости от других.
  7. Робкие.
  8. Доверчивые.

Мало внушаемыми становятся такие личности:

  • Сильные духом.
  • Инициативные.
  • Эксцентричные.
  • Самовлюбленные.
  • С деловой активностью.
  • Независимые от других.
  • Энергичные.
  • Имеющие у себя кого-то в подчинении.
  • Малообщительные.
  • Высокомерные.
  • Откровенные.
  • Угрюмые.

Если информация, которая поступает человеку, противоречит его этическим и моральным ценностям, логике и провоцирует внутреннее сопротивление, тогда это становится барьером, которое мешает внушению.

Внушение мыслей

Психологи отмечают, что самое большое внушение мыслей происходит между близкими людьми. В отношениях родных, любимых и близких существует большое доверие. Люди некритично воспринимают информацию друг друга, поскольку верят в то, что близкие между ними отношения строятся на открытости, честности и доверии. Именно близкий человек может повлиять настолько, насколько не могут повлиять чужие люди.

Каждый родитель непосредственно влияет на своих детей. Что взрослый говорит ребенку, за что наказывает и за что хвалит – абсолютно любое слово и действие оставляет отпечаток на подсознательной карте ребенка. Соответствовать ожиданиям родителей – одна из главных задач малыша, чтобы научиться выживать и приспосабливаться к жизни среди других людей и природы в целом. Любые установки родителей по отношению к ребенку, каким он является, как ему стоять, что делать, как прыгать, как общаться с другими – все запечатлевается в его подсознании и несет важную информацию о том, каким он будет далее, когда вырастет.

Очень важно взрослым людям слышать самих себя и понимать, что они говорят своим маленьким детям. Любое слово, сказанное мамой или папой, может надолго остаться в памяти малыша и впоследствии влиять на его взрослую жизнь: то, как он будет относиться к себе, к другим людям и даже к своим уже постаревшим родителям.

Чтобы скорректировать свои слова и действия, запишите на листочке: каким вы видите своего ребенка через 5, 10 лет, во взрослом возрасте? На основе записей скорректируйте свои установки относительно ребенка. Если вы хотите его видеть умным, но каждый раз кричите на него, что он глупый, только потому, что получил «2» балла по математике, — это перечеркивает все ваши истинные намерения. Если вы хотите умного сына, тогда видьте в нем умного малыша даже тогда, когда у него произошла неудача.

Редки случаи, когда родители дают полную свободу и возможность своим детям самим выбирать свой путь. Это явление называется безусловной любовью, что подразумевает положительное отношение родителей к ребенку даже тогда, когда он не соответствует всем ожиданиям своих взрослых наставников. Давая полную свободу подрастающему поколению, родители освобождают себя от ответственности за чужую жизнь, давая возможность ребенку найти свой жизненный путь, идя по которому он станет самостоятельным и ответственным человеком.

Другим способом внушения мыслей является гипноз. Он осуществляется тогда, когда человек погружается в полусонное или трансовое состояние. Во время бодрствования или сна гипноз не будет иметь эффекта.

Данный способ позволяет внушить любые мысли человеку, который находится под гипнозом. Здесь эффективно используются фантазия и воображение гипнотизируемого. Однако психологи отмечают следующий факт:

  • Внушаемые мысли должны соответствовать потребностям человека.
  • Если внушаемые мысли противоречат потребностям человека, тогда у него разовьются неврозы, внутренний конфликт, нервное расстройство.

Важными во внушении мыслей остаются два фактора:

  1. Тот, кто внушает, должен сам верить в правильность собственной информации.
  2. Тот, кому внушают, должен быть готовым к внушению, податливым, доверчивым.

Если человек может не поддаваться влиянию одного индивида, то порой он не может противостоять влиянию всего общества. Так называемое «общественное мнение» влияет на многие умы людей, которые могут не хотеть и идти наперекор ему, однако порой поддаваться давлению и подчиняться мнению большинства. Это самый легкий способ внушения мыслей: если верит большинство, значит, поверят и единицы.

Методы внушения

Внушение может быть как положительным, так и отрицательным. Все зависит от того, какие цели преследует человек, который пытается повлиять на других, а также методы, которые он использует при этом. Ими являются:

  • Невербальные. Осуществляется посредством интонации голоса, поз и мимики. Делится на:
  1. Каталепсия.
  2. Левитация.
  3. Пауза.
  • Намеренные. Происходит, когда суггестор имеет конкретные цели и задачи, при этом предпринимает все действия, которые помогут ему во внушении.
  • Ненамеренные. Происходит тогда, когда суггестор не имеет никаких намерений внушения, однако при этом совершает действия, которые воздействуют на собеседника.
  • Положительные. После воздействия произошли изменения в лучшую сторону.
  • Отрицательные. После воздействия проявились негативные свойства, поведение, черты.
  • Воздействие в бодром состоянии.
  • Воздействие в релаксирующем состоянии.
  • Гипнотические.
  • Мысленные. Осуществляется при отсутствии контакта с человеком.
  • Давление.
  • Уговаривание.
  • Косвенные внушения. Когда человек, на которого влияют, все же сохраняет право выбора, принимать информацию или нет. Бывает таких видов:
  1. Последовательность – поочередно перечисляются убеждения, которые закрепляются установкой.
  2. Импликация – предсказание возможного результата, на который настраивается человек.
  3. Двойная связка – предложение сделать выбор между двумя похожими вариантами.
  4. Перечисление возможных вариантов событий, упуская самое важное, и заострение внимание на чем-то одном.
  • Эмоционально-волевое влияние.
  • Механические – воздействие на человека различными звуками, предметами, цветами и пр.
  • Психические.
  • Магические – использование лечебного магнетизма.

Целью всех методов внушения является внедрение конкретных идей, мыслей и эмоций другому человеку, чтобы он воспринимал их как свои, после чего начал действовать и менять поведение в нужном направлении.

Внушение на расстоянии

Данная тема вызывает противоречивое отношение, поскольку на сегодняшний день еще не доказано, возможно ли внушать на расстоянии. Под этим подразумевается внедрение нужной информации человеку без непосредственного контакта с ним. Вы можете не видеть и не общаться с человеком, однако на расстоянии передавать ему нужные мысли.

Здесь основной упор делается на телепатию. Если гипноз уже имеет научные основания, то некоторые надеются на подтверждение наличия телепатии.

Считается, что мысли – это волны определенной частоты, которые могут передаваться на любые расстояния. Соответственно, человек, на которого происходит влияние, должен быть «приемником», который улавливает данные частоты. Здесь возникает логичный вопрос: если человек, на которого вы хотите повлиять, находится на «другой волне», то как вы можете на него воздействовать? Об этом еще придется подумать ученым.

Несомненно, в жизни каждого человека найдутся примеры «телепатического воздействия». Вы, к примеру, думали о том, чтобы позвонить человеку, а он через несколько часов позвонил сам. Вы, например, хотели кого-то увидеть, и случилось чудо: вы встретились с человеком буквально в тот же день. Что это – телепатия, внушение мыслей или совпадение? На данный вопрос пока нет однозначного ответа. Однако такие ситуации постепенно накапливаются в опыте людей.

Иногда человек может внезапно о чем-то подумать, что ему несвойственно, а потом узнать о том, что эта же мысль пришла в голову другому индивиду. Порой люди что-то изобретают, при этом узнают, что в это же время на другой стороне планеты есть персоны, которые тоже сделали такое же открытие.

Ученые говорят о наличии единого информационного поля вокруг планеты, где есть все мысли и идеи, которые только могут или уже зарождались в головах людей. Находясь на определенной «волне», человек воспринимает ту или иную информацию из внешнего мира.

Приведем технику по телепатии – внушении на расстоянии:

  1. Займите удобное для себя положение, лучше лежа.
  2. Расслабьтесь. Сделайте глубокий вдох-выдох.
  3. Сосредоточьтесь на той мысли, которую желаете внушить другому человеку. Она должна быть короткой, четкой и понятной.
  4. Сосредоточьтесь на человеке, которому желаете внушить. Войдите в его эмоциональное состояние.
  5. Начните многократно повторять ему желаемую мысль.
  6. Представьте, как человек начинает выполнять то, что вы ему внушили.

Итог

Тема внушения пользуется спросом, поскольку многие люди хотели бы обладать навыками, которые могли бы им помочь влиять на окружающих. Как хорошо бы жилось, если бы человек мог повлиять на эмоции, мысли и поведение любого собеседника. Так думает каждый! Этого желают все! Итогом бы такого положения дел стал хаос, где люди руководствуются исключительно собственными желаниями, не считаясь с мнением окружающих.

Внушению поддаются все люди, как и техниками влияния обладают абсолютно все. Просто обстоятельства всегда складываются разные, из-за чего человек достигает определенных результатов. В одной ситуации его методы срабатывают, в другой нет. Это вполне нормально в реальном мире.

Люди влияют друг на друга. Все обладают толикой доверия, некритичного мышления и простодушия. Многое зависит от отношений, в которых люди пребывают. К авторитетным лицам и людям, которые очень нравятся, возникает безоговорочное доверие: что они скажут, будет правдой, какой бы она ни была. Совсем по-другому люди ведут себя с теми, кого плохо знают или с кем находятся в конфликтных отношениях. Здесь уровень критичности возрастает, поэтому враги или посторонние люди очень минимально могут друг на друга повлиять.

Внушение - это то, без чего невозможны многие процессы в обществе. Общение, воспитание, работа, отношения с противоположным полом, - везде присутствует внушение. Данное воздействие может быть использовано как в корыстных целях, для достижения собственных целей, так и в качестве вспомогательной терапии - самовнушения и установки на благополучие.

Определение понятия

Внушение - это воздействие, направленное на изменение поведенческих особенностей человека, его психического и За счет перемен в поведении и психике индивидуум, на которого направлено внушение, беспрепятственно воспринимает новую информацию (установку, наставление, приказ). Второе название внушения - суггестия, а человека, направляющего внушение, называют суггестором.

Воздействия такого рода осуществляются вербальными и невербальными способами. Во время общения индивидуумы также используют внушение, постоянно навязывая друг другу эмоции, желания, настроения и мнения.

Сила внушения напрямую зависит от качества получаемой информации, авторитета человека, направляющего воздействие на кого-либо, внушаемости индивидуума. Помимо на человека усиливается под воздействием внешних и внутренних факторов: стихийных бедствий, эмоционального состояния индивидуума, его внушаемости.

Внушение, в отличие от убеждения, основывается не на логических доводах, а на готовности человека принять на подсознательном уровне указания и передаваемую информацию. Оно прививает внушаемому чужие идеи, ощущения и чувства без использования каких-либо доказательств и логических объяснений.

Кто наиболее подвержен внушению?

Дети и женщины, а также подростки, впечатлительные люди более подвержены чужому воздействию, нежели взрослые мужчины с устоявшейся психикой. Человек становится внушаемым под воздействием следующих физических и психических факторов:

  • слабости и утомления;
  • боли;
  • телесной расслабленности;
  • сонливости;
  • эмоционального возбуждения;
  • скуки;
  • низкого уровня развития мышления;
  • некомпетентности в какой-либо сфере;
  • слабоволия;
  • тревожности;
  • стеснительности;
  • нехватки времени при принятии какого-либо решения.

Человек может сопротивляться воздействию как намеренно, так и ненамеренно. Намеренное сопротивление помогает целенаправленно побороть внушение. Это заключается в постоянном сознательном анализе получаемой информации, сопоставлении ее с личными знаниями и убеждениями. При несовпадении внушаемой программы с уже имеющимися данными человек ее отвергает. Ненамеренная же сопротивляемость заключается в патологической склонности к сомнению отдельных индивидуумов.

Формы внушения

Существует три основные формы воздействия на человека:

  • гипноз;
  • внушение при полной расслабленности человека, как психической, так и физической;
  • внушение в повседневной жизни, во время бодрствования индивидуума.

Воздействие такого рода направлено на снижение бдительности человека, ослабление его мыслительных процессов для принятия информации, при этом используются эмоции внушаемого. То есть во время установки новая информация связывается с уже знакомыми человеку фактами, людьми, ситуациями, которые вызывают у него сугубо Это позволяет расположить к себе индивидуума, вызвать у него доверие. При этом стоит учитывать, что при появлении негативных эмоций установка будет полностью отвергнута.

Убеждение

Внушение и убеждение - похожие и в то же время кардинально разные понятия. Последнее можно приравнять к подвиду внушения. В данном методе воздействия используются логические приемы, объединенные с социальным и То есть в качестве инструмента здесь применяются ссылки на авторитетные источники информации, влияние группы индивидуумов. В последнем случае убеждение работает более эффективно, так как групповое воздействие на человека сильнее, чем воздействие одного индивидуума на другого.

Убеждение направлено непосредственно на логику и разум человека. Потому при воздействии учитывается уровень развития личности. При низком уровне убеждение может не сработать, так как у малоразвитых индивидуумов обычно полностью или частично отсутствует

Гипноз

Гипноз и внушение - понятия практически неразделимые. Гипнозом называется состояние, в котором человек находится между сном и бодрствованием. По-другому гипноз - измененное состояние сознания, транс. Гипнотизер использует различные приемы, чтобы ввести человека в транс, воздействуя на психику гипнотизируемого.

Гипнотизер выполняет одновременно несколько действий: введение в транс; внедрение в подсознание собственных установок, внушение определенных задач. Человек погружается в гипнотическое состояние посредством постоянных, монотонных действий гипнотизера, направленных на раздражение определенных органов чувств:

  • осязания (прикосновения, поглаживание);
  • слуха (приглушенная музыка, спокойный тон голоса);
  • зрения (фиксация взгляда на каком-либо атрибуте гипнотизера).

Также некоторые гипнотизеры практикуют полную блокировку органов чувств - физическое расслабление, закрытие глаз во время сеанса. В гипнотическое состояние человек может погрузиться только при условии, что его мозг имеет предрасположенность к переходам в заторможенное состояние.

Самовнушение

Данный подвид внушения является приемом самоуправления. Человек постоянно внушает себе какие-либо мысли, навязывает эмоции и желание действовать. Воздействие на собственное я активно используется в педагогике, воспитании, самостоятельном обучении различным наукам. Самовнушение - это психологическое внушение, помогающее преодолеть собственные страхи и добиться поставленной цели.

Основными формами данного воздействия являются:

  • аффирмации - текстовые и речевые внушения;
  • визуализация - образы и картинки, создающие настроение, олицетворяющие собой определенную цель;
  • медитация и самогипноз - внушение мыслями.

Самовнушение не всегда дает положительную установку, зачастую человек неосознанно внушает себе негативный исход событий, мысленно занижает самооценку. Это не дает личности нормально развиваться и совершенствоваться. Потому самовнушение должно быть всегда позитивным и осознанным. Эффективность воздействия зависит от восприимчивости человека к установкам, а также их качества - неправильные и нереальные установки обычно не воспринимаются подсознанием.

Методы и виды внушения

В основном внушение - это вербальное, словесное воздействие, усиливающееся различными вспомогательными техниками. Согласно историческим данным, слово всегда оказывало сильнейшее влияние на человека, оно помогало излечить опасные заболевания, могло остановить и развязать войну.

В любом из методов воздействие сначала раздражает одну из областей головного мозга, одновременно притормаживая работу оставшейся его части, а затем, при помощи разрядки, внушаемая мысль, слово или идея, плотно закрепляются в подсознании.

Механизмы внушения бывают:

  • Прямые . Здесь главную роль играет речь человека, направляющего внушение.
  • Косвенные . Помимо речи, применяются другие виды воздействия, раздражители, усиливающие эффект внушения

Мысленное внушение, внедрение собственных желаний и идей - воздействие, результатом которого является смена установок, убеждений и отношения к чему-либо или кому-либо. Сюда же можно отнести появления новых стремлений в жизни, о коих индивидуум ранее не задумывался.

Данный метод воздействия используется при отсутствии близкого контакта с внушаемым человеком, то есть на расстоянии. Суггестор детально представляет себе, что объект внушения находится в данный момент рядом с ним, при этом чувствуя, как его мысли достигают точки назначения - подсознания внушаемого. Для того чтобы мысленное внушение свершилось, человеку необходимо верить в собственные силы, а также детально представлять то, чего он желает добиться от внушаемого, в какое состояние он хочет его ввести.

Вербальное, или словесное внушение

Воздействие такого рода предполагает полное погружение внушаемого в расслабленное состояние. Это увеличивает силу вербальных сигналов, посылаемых суггестором. Последний должен быть полностью уверенным в собственных возможностях, собранным и сосредоточенным на осуществлении задуманного.

Вербальное, или словесное внушение имеет несколько подвидов:

  • Прямое . Здесь используются простые установки, понятные как самому суггестору, так и внушаемому. Они быстро проговариваются и осуществляются, при этом внушаемый не имеет возможности отказаться от принятия установки. Данный метод внушения ранее применялся для блокировки болевого синдрома при операциях.
  • Косвенное . При таком воздействии человек не понимает, чего от него пытается добиться суггестор, и у него появляется выбор, принимать установку, или же сопротивляться ей.
  • Открытое словесное внушение. Здесь внушаемому предлагаются несколько разных установок, приняв которые, он может начать действовать. Успех внушения зависит от отношения человека к получаемой информации.
  • Скрытое вербальное внушение. Это объединение спокойной речи индивидуума с определенными скрытыми приказами (командами, установками).

Все фразы и отдельные слова произносятся настойчиво, но при этом спокойно и ровно, не слишком громко. Голос должен содержать в себе силу и уверенность суггестора. Сила внушения словами увеличивается в несколько раз, если фразы постоянно повторяются, так как повторение помогает закрепить новую информацию в подсознании внушаемого.

Невербальное внушение

Воздействие осуществляется при помощи визуального контакта с внушаемым, изменения интонации суггестора, различных жестов, фиксации взгляда человека на постоянно движущемся предмете. Слова здесь используются в качестве вспомогательного инструмента.

Способы внушения при невербальном воздействии:

  • Изменение физического состояния человека - каталепсия. Во время внушения индивидуум принимает определенную позу, которую навязывает ему суггестор.
  • Внедрение пауз в произносимый текст. Внушаемый непроизвольно заполняет промежутки между получаемой информацией собственными мыслями, решениями и установками.
  • Внушение левитации. Здесь физическое воздействие полностью отсутствует, внушаемый погружается в транс только благодаря собственному воображению.

Как сделать внушение более действенным

Каким бы ни было воздействие на человека, для достижения положительного результата необходимо руководствоваться следующими правилами:

  1. Внушаемый должен находиться в расслабленном состоянии, при этом его логика и критическое осмысление должны быть полностью отключены. Это возможно при легком алкогольном опьянении, а также погружении в транс.
  2. Суггестору необходимо верить в то, что он пытается внушить человеку, иначе воздействие не будет результативным. Также ему не стоит сомневаться в собственных силах во время сеанса.
  3. Для достижения желаемого результата нужно постоянно тренироваться и самосовершенствоваться.
  4. Во время воздействия суггестор должен выполнять все обещания, данные подопечному, иначе внушение будет не эффективным.

Как защититься от воздействия

Ввиду того что многие мошенники используют внушение как способ получения наживы, возникает необходимость самозащиты от данного воздействия.

  • Во время общения с малознакомыми личностями необходимо помнить о собственных целях, при необходимости переводя разговор на интересующую вас тему.
  • В диалоге нужно постоянно изменять занимаемую позу, использовать жестикуляцию, периодически меняя интонацию и темп, Рекомендуется также изменять скорость дыхания.
  • При малейшем подозрении на внушение и неспособности освободиться от него нужно резко оборвать диалог и уйти.
  • Во время разговора специалисты не рекомендуют смотреть в глаза человеку, пытающемуся внушить вам что-либо, а также наблюдать за его манипуляции, будь то размахивание руками или использование каких-либо предметов, привлекающих внимание. Здесь следует зафиксировать взгляд на статичном предмете, или же постоянно перемещать взгляд с одного объекта на другой.
  • Если вы поняли, что вам пытаются внушить чужие идеи и желания, то вам необходимо погрузиться в воспоминания, мысленно нарисовать картину каких-либо событий.
  • Остановить воздействие извне помогает общение с собственным «Я», прослушивание громкой музыки, чтение вслух любого текста.

Помните, что внушение может быть как положительным, так и отрицательным. Положительное помогает вернуть человеку уверенность в себе, восстановить здоровье и отказаться от пагубных привычек, когда как отрицательное внушение разрушает человека изнутри, настраивая на негативный исход событий.

ПРИМЕРЫ МЫСЛЕННОГО ВНУШЕНИЯ

Пример 1. Записано со слов очевидца событий:
......"Это было в 60-е годы. Деда Журу односельчане считали колдуном и боялись. Говорили, что он может навести порчу на скотину или человека.
Это был молчаливый, сурового вида старик, еще достаточно крепкий. Работал дед Жура на хоздворе. Однажды появился новый работник - двадцатилетний парень, весельчак и балагур. Он перезнакомился со всеми за первые десять минут пребывания на хоздворе, а над дедом Журой он сразу начал подтрунивать, спрашивая: "А правда, что ты колдун? Ну скажи, ты колдун? С разными вариациями он повторял это, к удовольствию других, видевших, что дед Жура разозлился не на шутку. Этого парню показалось мало и он просто начал дразнить деда, как дразнят маленькие мальчишки: "Колдун, колдун, ты колдун! Дед сказал: "Отстань, а то худо тебе будет", но это еще больше подзадоривало парня, обрадовавшегося тому, что он оказался в центре внимания. В конце-концов дед Жура сказал: "Ну погоди, сукин сын, завтра ты на коленях будешь передо мной ползать, и ушел. На следующий день все работники, а их было 11 человек, стали свидетелями того, как парень, стоя на коленях перед дедом, униженно умолял его простить за вчерашнее. Просил простить и даже заплакал, когда дед сказал, что не знает, что с ним такое. Все были страшно заинтригованы. Целый день парень ходил по пятам за дедом и унижал себя как только мог, чтобы вернуть его расположение. В конце-концов дед сказал: "Ступай с богом. Работай. Я зла не держу".
Подробности узнали только на следующее утро от самого парня, по секрету сообщившего, что теперь все нормально. Оказывается, что он неделю назад женился. А после инцидента с дедом у него пропала мужская сила.

Отрывок из повести Александра Куприна "Олеся" так же прекрасно иллюстрирует этот вид гипноза:

......"Чтобы бы вам такое показать? задумалась Олеся. Ну если разве это вот: идите впереди меня по дороге. . . Только смотрите не оборачивайтесь назад.
- А это не будет страшно? -спросил я, стараясь беспечной улыбкой прикрыть боязливое ожидание неприятного сюрприза.
- Нет, нет. . . Пустяки. . . Идите...
Я пошел вперед, очень заинтересованный опытом, чувствуя на своей спине напряженный взгляд Олеси. Но, пройдя около двадцати шагов, я вдруг споткнулся на совершенно ровном месте и упал ничком.
- Идите, идите! - закричала Олеся. -Не оборачивайтесь! Это ничего, до свадьбы заживет. . . Держитесь крепче за землю, когда будете падать.
Я пошел дальше. Еще десять шагов, и я вторично растянулся во весь рост. Олеся громко захохотала и захлопала в ладоши.
- Как ты это сделала? - с удивлением спросил я. . .
- Вовсе не секрет. Я вам с удовольствием расскажу. Только боюсь, что, пожалуй, вы не поймете. Не сумею я объяснить.
Я действительно не совсем понял ее. Но если не ошибаюсь, этот своеобразный фокус состоит в том, что она, идя за мной, следом шаг за шагом, нога в ногу и неотступно глядя на меня, в то же время старается подражать каждому, самому малейшему моему движению, так сказать, отождествляет себя со мной. Пройдя таким образом несколько шагов, она начинает мысленно воображать на некотором расстоянии впереди меня веревку, протянутую поперек дороги на аршин от земли.
В ту минуту, когда я должен прикоснуться ногой к этой воображаемой веревке, Олеся вдруг делает падающее движение, и тогда, по ее словам, самый крепкий человек должен непременно упасть.
И я был очень удивлен, узнав, что французские колдуньи из простонародья прибегали в подобных случаях совершенно к той же сноровке, какую пускала в ход хорошенькая полесская ведьма..."

В Индии в местах скопления народа факирами часто демонстрируется сцена, когда факир бросает вверх конец каната. Канат не падает, а остается в таком вертикальном положении, концом уходя высоко в небо. Помощник факира ловко забирается по этому канату до облаков и совсем исчезает. Эту картину отчетливо видят все присутствующие, хотя факир не произносит ни слова о том, что должны увидеть присутствующие. Фотография, сделанная в момент демонстрации показывает, что факир и помощник спокойно сидят рядом со свернутым канатом.

Широко известен случай когда Вольфу Мессингу с целью проверки его способностей было дано задание получить в банке 100000 рублей по чистой бумажке. Что он и сделал.

Знаменитый дрессировщик В. Л. Дуров управлял животными с помощью мысленных приказаний. Его способности исследовались и подтверждены профессорами Б. Б. Кажинским, академиком В. М. Бехтеревым и другими.

Выступающий на эстраде А. В. Игнатенко мысленно воздействуя на зрителей, навязывает им выполнение определенных действий. Еще учась в школе, он мог, например, воздействовать на учителя или одноклассника таким образом, что учитель не мог произнести ни слова в течение всего урока, а одноклассник не мог выйти из-за парты.

НАСЛЕДИЕ ВОЛЬФА МЕССИНГА

Легендарный Вольф Мессинг оставил неоценимое наследие - автобиографическое повествование о своей жизни литературно оформленное Михаилом Васильевым. В книге "О самом себе" Мессинг подробно рассказывает под воздействием каких условий и упражнений развивались и формировались его способности.
Отдельные цитаты из автобиографической повести позволяют понять какие факторы способствовали тому, что Вольф Мессинг стал легендарным Вольфом Мессингом.
Феноменальные способности Вольфа Мессинга неоднократно проверялись авторитетными учеными мира. Самые изобретательные и отъявленные скептики были посрамлены.
За его поимку Гитлер объявил награду в 200 тысяч марок.
Удивительные способности Мессинга заинтересовали Сталина, который встречался с ним дважды. Мессинг блестяще справился со всеми заданиями, которые дал ему Сталин с целью проверки его способностей.
Мессинг в самом начале войны назвал Сталину даты дня Победы - 9 мая 1945 года. После окончания войны. Сталин направил Мессингу благодарственную телеграмму на правительственном бланке. Это документальное свидетельство - телеграмма впоследствии была опубликована.
Имеются тысячи других документальных подтверждений феноменальных способностей Вольфа Мессинга.

ПЕРВОЕ УДАЧНОЕ ВНУШЕНИЕ МЕССИНГА

Первое удачное мысленное внушение произошло в ситуации, когда Мессинга, едущего в поезде "зайцем" застал кондуктор.
...... " Нервы мои были напряжены до предела. Я протянул руку и схватил какую-то валявшуюся на полу бумажку – кажется обрывок газеты..... Наши взгляды встретились. Всей силой страсти и ума мне захотелось, чтобы он принял эту грязную бумажку за билет.
Он взял ее, как-то странно повертел в руках. Я даже сжался, напрягся, сжигаемый неистовым желанием. Наконец он сунул ее в тяжелые челюсти компостера и щелкнул ими.....
Протянув мне назад "билет", он еще раз посветил мне в лицо своим кондукторским фонарем со свечкой. Он был, видимо, в полном недоумении: этот маленький худощавый мальчик с бледным лицом, имея билет, зачем-то забрался под скамейку.....И подобревшим голосом сказал:
- Зачем же вы с билетом - и под лавкой едете? .... Есть же места.....Через два часа будем в Берлине....."
...."Именно так: в минуту максимального душевного напряжения обычно впервые проявляются способности к внушению"....... i
......"Кстати, это и не так уж трудно, это доступно почти каждому
- внушить другому человеку, не знающему, какое из нескольких равноценных решений ему следует принять, предпочтение к тому или иному варианту"......

Вольф Мессинг считал, что открытием и развитием своих способностей он обязан психиатру профессору Абелю, который старался прежде всего привить чувство уверенности в своих силах. Абель начал эксперименты с Мессингом по передаче ему мысленных внушений. Результаты с каждым новым опытом улучшались.
..." Абель не уставал твердить: "Тренируйте, развивайте ваши способности! Не давайте им заглохнуть и забыться...."
Именно Абель научил Мессинга выключать силой воли любое болевое ощущение.

ТРЕНИРОВКИ МЕССИНГА

....."Я начал тренироваться. В свободные четыре дня недели я ходил на берлинский базар. Вдоль прилавков с овощами, картофелем и мясом стояли краснощекие молодые крестьянки и толстые пожилые женщины из окрестных сел. Покупатели были редки и в ожидании их многие продавцы сидели, задумавшись о своем. Я шел вдоль прилавков и поочередно, словно верньером приемника включал все новые станции, "прослушивал" простые и неспешные мысли немецких крестьян о хозяйстве, оставленном дома, о судьбе дочери, вышедшей неудачно замуж, о ценах на продукты, которые упрямо не растут.......Но мне надо было не только "слышать" эти мысли, но и проверить, насколько правильно мое восприятие.
И в сомнительных случаях я подходил к прилавку и говорил, проникновенно глядя в глаза:
- Не волнуйся.....Дочка не забудет подоить коров и дать корм поросятам..... Она хоть и маленькая еще у тебя, но крепкая и смышленая....
Ошеломленный всплеск руками, восклицания удивления убеждали меня, что я не ошибся....."

Зигмунд Фрейд - знаменитый австралийский врач и психолог, с которым Мессинг общался более двух лет, научил Мессинга самовнушению и сосредоточению. Вольф Мессинг был убежден, что многие обладают способностью к телепатии. Но эти способности "нужно развивать, кристаллизовать".

ЧТЕНИЕ МЕССИНГОМ МЫСЛЕЙ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА

....."Чтобы услышать чужие мысли, мне нужна особая собранность чувств и сил. Но когда я достиг этого состояния, мне уже не представляет труда "слышать". "читать" телепатически мысли любого человека. И практически любые мысли".......

ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УСПЕХА

..."Весь сеанс я должен быть абсолютно уверен в себе"...

ПЕРЕДАЧА МЫСЛЕЙ ПРИ ОБЫЧНОМ ГИПНОЗЕ

....."Внушение от гипнотизера к загипнотизированному человеку может передаваться прямо из мозга в мозг. Такие опыты делались неоднократно многими гипнотизерами в разные времена и в разных странах. Собственно с открытия этого явления и началась телепатия"......

ПРОРИЦАНИЕ МЕССИНГОМ ПРОШЛОГО И БУДУЩЕГО

Вольф Мессинг мог не только читать мысли, но и видеть прошлое и будущее отдельных людей. Вот как он описывает обнаружение этого дара у себя:
....."Однажды, еще в тридцатые годы, в Польше, пришла ко мне на прием молодая женщина. Пришла как к человеку, умеющему читать мысли, узнавать то, что скрыто от других.
Она достала фотографию мужчины, несколько моложе ее по возрасту, имеющего явное родственное сходство с ней.
- Мой брат,- объяснила она.- Два года назад он уехал в Америку. За счастьем. И с тех пор - ни единого слова. Жив ли он? Можете ли вы узнать?
Надо сказать, что из старой Польши, страны малоразвитой в промышленном отношении, очень многие уезжали в США, в Южную Америку, в Германию - "за счастьем". А точнее - за какой-нибудь работой, чтобы только не умереть с голоду.
Я смотрю на карточку брата бедной женщины.... И вдруг вижу его словно сошедшего с карточки. Чуть вроде бы помолодевшего. В хорошем костюме.... И говорю:
-Не волнуйтесь, пани. Ваш брат жив. У него были трудные дни, сейчас стало легче. Вы получите от него письмо на тринадцатый день, считая сегодняшний......
- Это будет первая весточка от него за два года.....
- Потом он будет вам писать чаще.
.....Женщина ушла от меня и, как водится, рассказала обо всем соседям. Пошла молва. Дошла до газетчиков. Начался спор в печати: ошибся Мессинг или нет? В общем на тринадцатый, предсказанный мной, день в этом местечке собрались корреспонденты чуть не всех польских газет. Письмо из далекой Филадельфии пришло с вечерним поездом......
Об этом факте писали многие польские газеты. И до того, как он свершился,- в течение роковых "тринадцати дней"- и после.
.........."Могу сказать, вот что: обычно, когда мне задают конкретный вопрос о судьбе того или иного человека, о том, что случится или нет то лил иное событие, я должен упрямо думать, спрашивать себя: случится или не случится?... И через некоторое время возникает убежденность: да случится... или: нет, не случится"......

ЛЕЧЕНИЕ МЕССИНГОМ ПРИ ПОМОЩИ МЫСЛИ

..."я и сам умею "заговаривать" зубы и изгонять головную боль не хуже самых знаменитых знахарей. Я делал это тысячи раз. И как принято говорить, всегда без осечки.
Конечно, я обхожусь без заклинаний и нашептываний. Они не нужны. Я просто смотрю в глаза пациента и представляю абсолютно здоровый зуб. И разговариваю при этом с пациентом о его болезни. И зуб у него перестает болеть".......
Из вышеизложенного очевидно что даже Великий Мессинг много и упорно тренировался прежде, чем его феноменальные способности полностью раскрылись.

ТЕХНИКА МЫСЛЕННОГО ВНУШЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМАЯ ИЗВЕСТНЫМИ УЧЕНЫМИ

Почти все обладающие способностью мысленно внушать, указывают на то, что при передаче мысленного внушения, они внушают образы. Причем эмоционально окрашенные образы внушаются легче.

МЕТОД МЫСЛЕННОГО ВНУШЕНИЯ ПРОФЕССОРА КАТКОВА К.Д.

Вот метод по которому производил внушение профессор Катков К. Д. во время экспериментов по исследованию мысленного внушения:
"Я садился в удобное кресло, в абсолютной тишине. Закрывал глаза. Мысленно я шептал своему объекту слова внушения: "Спи! Спи! Спи! . . . Это я назову ПЕРВЫМ ФАКТОРОМ мысленного внушения.
ВТОРОЙ ФАКТОР:
"Я до галлюцинаторности или до самой яркой сновидности представлял себе образ объекта. Я рисовал ее в своем воображении глубоко спящею, с закрытыми глазами".
ТРЕТИЙ ФАКТОР:
"Я считаю его самым важным. Я назову его фактором хотения. Я сильно желал, чтобы девушка уснула. Наконец, это желание переходило в уверенность, что она уже спит и в какой-то своеобразный экстаз торжества удачи. Все эти три фактора действовали одновременно длительностью 3-5 минут".

МЕТОД ВНУШЕНИЯ ПРОФЕССОРА ПЛАТОНОВА К.И.

..."Закрыв лицо, я мысленно представлял себе фигуру испытуемой М. , заснувшей во время беседы с профессором Г., сосредоточив на этом свое напряженное внимание в течение одной минуты. Засыпание отмечено через несколько секунд.

МЕТОД МЫСЛЕННОГО ВНУШЕНИЯ КАСЛЯНА Н. К.

"Для того, чтобы достичь наилучшего результата индукции, необходимо мысленно сформулировать то задание, которое желательно передать, и затем сознательно отправить его испытуемому, представив себе его образ возможно более ярко

МЕТОД В.Л.ДУРОВА МЫСЛЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЖИВОТНЫХ

Вот как описывает В. Л. Дуров свой метод внушения, применяемый к дрессированной собаке /цитируется дословно из книги Кажинского Б. Б. "Биологическая радиосвязь".
...." Я один с глазу на глаз с собакой. Никто и ничто нам не мешает: полная изоляция от внешнего мира. Я смотрю в глаза Марса, или, лучше сказать, в глубину глаз, дальше глаз, глубже глаз. Я произвожу пассы, т. е. легкое поглаживание своими руками со стороны головы, сверху морды и до плеч собаки, i чуть-чуть касаясь шерсти. Этими действиями я заставляю Марса полузакрыть глаза. Собака вытягивает морду почти вертикально вверх, как бы впадая в транс. Мои пассы выбирают весь остаток воли у собаки, и она в таком состоянии представляет собой как бы часть моего внутреннего Я. Между моими мыслями и подсознанием Марса уже установилась связь или психический контакт.
При этом я в своем воображении стараюсь ясно представить объект передачи мысли, ощущения, приказа: предмет или действия (а не воображаю слова, как таковые, их обозначающие). Я смотрю через глаза как бы в мозг собаки и представляю себе, например, не слово " иди", а двигательное действие, с помощью которого собака должна исполнить мысленное задание. Одновременно я ярко воображаю себе направление и самый путь, по которому собака должна идти, как бы отпечатываю в своем и в ее мозгу отличительные признаки на этом пути в порядке их расположения по предстоящему пути собаки (это могут быть трещинки, пятно на полу, случайный окурок или другой мелкий предмет и т. д.) и наконец место, где лежит задуманный предмет, и в особенности самый предмет в его отличительных чертах (по форме, цвету, положению среди других предметов и т. д.), Только теперь я даю мысленный приказ как бы толчок мозгу: " Иди" , и отхожу в сторону, открывая этим собаке путь к исполнению. Полуусыпленное сознание собаки, в котором запечатлелась переданная мной мысль, образ, картина, двигательное действие и т. п., приказ, заставляет ее исполнить воспринятое задание беспрекословно (без внутреннего сопротивления), как если бы она исполняла свой самый естественный импульс, полученный из ее собственной центральной нервной системы. А после исполнения собака отряхивается и явно радуется, как бы от сознания успешно выполненного своего намерения.

БЕХТЕРЕВ В. М. О МЫСЛЕННОМ ВНУШЕНИИ ЖИВОТНЫМ

Выводы Бехтерева В.М. по вопросам мысленного внушения животным:
1. "Непосредственное воздействие путем так называемого мысленного внушения на поведение животных осуществляется крайне легко на специально приученных к послушанию собаках".
2. "Оно осуществляется и при отсутствии всякого непосредственного контакта индуктора с перпециентом (собакой), и при разъединении их путем преграды, находящейся между взором индуктора и взором собаки, в виде завязывания глаз индуктора, установления между ним и собакой деревянного или металлического экрана, парафиновых консервов (глазных) и т.п.; и даже тогда, когда экспериментатор лишен возможности следить за выполнением собакой мысленного внушения".
Вот как Бехтерев В.М. описывает один из экспериментов по мысленному внушению: "Третий опыт заключается в следующем. Собака должна вскочить на предрояльный круглый стул и ударить лапой в правую сторону клавиатуры рояля. И вот собака Пикки перед Дуровым. Он сосредоточенно смотрит в ее глаза, некоторое время обхватывает ее мордочку ладонями. Проходит несколько секунд, в течение которых Пикки остается неподвижным, но, будучи освобожден, стремительно бросается к роялю, вскакивает на круглый стул, и от удара его лапы на правой стороны клавиатуры раздается трезвон нескольких дискантовых нот".......

"МАГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА" ДЛЯ УСПЕШНОГО ВНУШЕНИЯ

В мысленном гипнозе существует несколько простых правил и условий, которые нужно выполнять обязательно.
Невыполнение хотя бы одного из них препятствуем проявлению способностей к мысленному внушению.
1. Абсолютная уверенность в своих силах. Нельзя даже на миг усомниться в своих способностях излучать мысли.
2. Слово гипнотизера - это закон. Если дано обещание его нужно выполнить.
3. Обязательная фиксация любого, даже самого маленького шага, успешно сделанного на пути к цели. ОБЯЗАТЕЛЬНО ТРЕБУЕТСЯ ХВАЛИТЬ СЕБЯ ЗА УСПЕХ!
4. Исключение любой самокритики, недовольства собой.
5. Упражнения нужно выполнять систематически, только тогда они дадут нужный эффект.
6. Нельзя доводить себя до изнеможения тренировками, лучше выполнять упражнения чаще.
7. Контроль за поддержанием в организме энергетического баланса…

обращений к странице:56963

Леонид Леонидович Васильев

Внушение на расстоянии (Заметки физиолога)

Явления телепатии не могут подлежать сомнению. Не только накопилось огромное количество соответствующего фактического материала, но и чуть не каждый поживший семьянин не откажется сообщить о лично им испытанных телепатических явлениях. Почтенна попытка объяснить их с научной точки зрения.

К. Э. Циолковский

Выделение текста жирным шрифтом сделано редакцией как представляющее практический интерес.


Васильев Леонид Леонидович (1892–1966), - психолог и психиатр, член-корреспондент АМН СССР, основоположник научной парапсихологии в нашей стране. Автор 150 оригинальных научных работ и нескольких десятков научно-популярных работ. Основные направления исследований относятся к выявлению физической природы передачи мысленного внушения.

Л.Л.Васильев создал учение о трехфазной, волновой реакции биосистем на экстремальное воздействие (парабиоз, 1925–1937), позже описанной Г.Селье (1936) и получившей всемирную известность под названием стресс. Разработал метод лечения аэроионами. Открыл первую в России лабораторию парапсихологии в Ленинградском ун-те. Был президентом Ленинградского общества естествоиспытателей.

На основании также архивных данных Центрального государственного исторического архива Республики Башкортостан, можно сделать вывод о том, что первые опыты в области исследования стресса были сделаны Л.Л.Васильевым совместно с проф. К.П.Краузе в Уфимском физическом институте в период с 1917–1923 гг., т. е. минимум на 13 лет раньше Г.Селье (Канада).

I. История вопроса. основные понятия

В своей книжке, посвященной научному истолкованию так называемых «таинственных явлений» человеческой психики, автор уже имел случай рассказать читателям о словесном внушении и об удивительных явлениях, внушением вызываемых. Многократным повторением слов: «Засыпайте, засыпайте! Спите! Спите глубже, спокойнее!» тому, кто внушает, удаётся погружать некоторых испытуемых в гипнотический сон. Особенности этого сна были подробно изучены в нашей стране В.М. Бехтеревым, а его физиологическая основа вскрыта опытами И.П.Павлова, его учением о высшей нервной деятельности. В гипнотическом сне чрезвычайно повышается внушаемость. Благодаря этому гипнотикам удаётся словесно внушить очень многое: разного рода движения, те или иные поступки, иногда очень сложные; различные ощущения, иллюзии, даже галлюцинации; и более того, создаётся возможность воздействовать словом на физиологические отправления организма, казалось бы, вовсе не управляемые волей, психикой испытуемого. Например, вызвать у него внушённый ожог.

Некоторые из этих явлений удаётся в ослабленном виде вызывать словесным внушением и у неусыплённых испытуемых, если только им свойственна уже в бодрственном состоянии повышенная «сверхнормальная» внушаемость.

Подобного рода факты были в какой-то мере известны ещё греческим и римским врачам, но прошли столетия, прежде чем гипноз и внушение были признаны окончательно установленными и составили содержание особой науки - гипнологии.

В той же книжке, в главе, посвящённой вопросу о том, существует ли мозговое радио, автор уже коснулся темы данной брошюры: непременно ли внушение должно быть словесным, т. е. вызываться понятными испытуемому словами? Возможно ли ещё и «бессловесное», «мысленное» внушение, такое, когда экспериментатор внушает что-либо не произносимыми вслух словами, а всего лишь мысленно повторяемым приказом, находясь иногда на значительном расстоянии от испытуемого?

Мысленное внушение принадлежит к таким вопросам, которые в течение столетий то овладевают вниманием учёных, то выбрасываются в мусорный ящик псевдонаучных исканий человеческого ума (в истории науки их было не мало) то снова всплывают на поверхность, обогащённые новыми наблюдениями, и опять забываются на многие годы.

В зарубежных странах, особенно в США, Англии, Франции, Голландии, Индии, Аргентине, а также в некоторых социалистических странах Исследованию названного явления уделяют большое внимание. В капиталистических государствах имеются институты, лаборатории, даже университетские кафедры (например, в Утрехте), занимающиеся исследованием мысленного внушения и других связанных с ним «парапсихических» явлений.

Время от времени из-за рубежа проникают к нам сведения о сенсационных опытах и открытиях в области изучения мозга и психики. Так, например, в декабре 1959 г. и феврале 1960 г. во французских научно-популярных журналах появились статьи с описанием сенсационного опыта, якобы проведённого летом 1959 г. на борту американской атомной подводной лодки «Наутилус». Лодка с находившимся на ней участником опыта (А ) на 16 суток погрузилась на дно Атлантического океана. Другой участник опыта (В ), остававшийся на берегу, два раза в день, в строго определённое время, мысленно внушал испытуемому А одну из пяти фигур: круг, квадрат, крест, звезда, волнистые линии. Многочисленные карточки с изображением этих фигур автоматически перемешивались особым прибором, который через равные интервалы времени выбрасывал эти карточки одну за другой. Точно в то же самое время испытуемый А на расстоянии многих сотен километров, через толщу морской воды и герметически замкнутую металлическую обшивку лодки пытался воспринять эти мысленно передаваемые сигналы и записывал их на бумаге. Опыт проводился в условиях безупречного, по всей видимости, контроля за участниками опыта, продолжался 16 дней и дал результат, более чем в 3 раза превосходящий тот результат, какой можно было ожидать по теории вероятностей: свыше 70 % правильных ответов вместо ожидаемых 20 %.

Мы, конечно, вправе верить или не верить подобным сведениям, приходящим из-за рубежа, признавать или не признавать явления мысленного внушения установленным фактом, однако полное отрицание и игнорирование их вряд ли можно считать благоразумным. Надо быть в курсе того, что уже сделано и что делается по данному вопросу в капиталистических странах, не говоря уже о том, что надо всему этому дать правильное, материалистическое объяснение. Вот почему в Физиологическом институте Ленинградского университета в 1960 г. под руководством автора этих строк была организована первая в Советском Союзе лаборатория для изучения мысленного внушения.

Прежде всего нужно было ознакомиться с обширной литературой, накопившейся за последние два-три десятилетия. В некоторой степени это удалось сделать и частично использовать изученную литературу при написании этой брошюры.

Начнём с изложения истории вопроса о мысленном внушении. Читатель, наверное, захочет узнать, кто и когда впервые отважился отнестись к мысленному внушению не как к суеверию или досужей выдумке, а как к предмету, достойному внимания и серьёзного изучения.

С давних времён в биографиях и автобиографиях выдающихся людей, в мемуарной литературе, в журнальных и газетных статьях приводились разнообразные, поражающие своей загадочностью случаи, почерпнутые из повседневной жизни. В общей форме они могут быть выражены такими словами: если некто А в данный момент умирает, подвергается опасности или с ним происходит какое-нибудь важное, волнующее событие, то случается, что другое лицо (назовем его Б ), связанное с первым узами родства, любви или дружбы, в это же самое время на расстоянии (иногда очень большом) переживает психическое состояние (чувство, зрительный образ), которое так или иначе отражает событие, происходящее с лицом А .

Часто это происходит во сне, в виде сновидения, а у нервно больных людей в период обострения психической восприимчивости; но такие случаи бывают и у вполне здоровых лиц в состоянии полного бодрствования. Приведу два примера, заимствованных из надёжных литературных источников.

В предисловии к первому посмертному академическому изданию сочинений М.В.Ломоносова (1765 г.) содержится рассказ его друга академика Штолина, записанный им со слов самого Михаила Васильевича в следующих выражениях:

«На возвратном пути морем в отечество (из Германии. - Л. В. ) единожды приснилось ему, что видит выброшенного, по разбитии корабля, отца своего на необитаемый остров в Ледяном море, к которому в молодости своей, бывал некогда с ним принесён бурею. Сия мечта впечатлелась в его мыслях. Прибыв в Петербург, первое его попечение было наведаться от Архангелогородцев и Холмогорцев об отце своём. Нашёл там родного своего брата и, услышав от него, что отец их того же года, по первом вскрытии вод, отправился, по обыкновению своему, в море на рыбный промысел; что минуло уже тому четыре месяца, и ни он, ниже кто другой из его артели, поехавших с ним, ещё не воротились. Сказанный сон и братние слова наполнили его крайним беспокойством. Принял намерение проситься в отпуск, ехать искать отца на тот самый остров, который видел во сне, чтоб похоронить его с достодолжною честию, если подлинно найдёт там тело его. Но обстоятельства не позволили ему произвесть намерения своего в действо. Принуждён был послать брата своего, дав ему на дорогу денег, в Холмогоры, с письмом к тамошней артели рыбаков, усильно их в оном прося, чтобы, при первом выезде на промысел, заехали к острову, коего положение и вид берегов точно и подробно им писал; обыскали бы по всем местам, и если найдут тело отца его, так бы предали земле. Люди сии не отреклись исполнить просьбы его, и в ту же осень нашли подлинно тело Василия Ломоносова точно на том пустом острове, и погребли, возложив на могилу большой камень. Наступившею зимою был он (М.В.Ломоносов) о всём оном извещён».

Мысленное внушение , иначе внушение на расстоянии или передача мысли на расстояние давно интересует как обыкновенных обывателей, так и спецслужбы. Эффект мысленного внушения прекрасно иллюстрирует следующая история:

…Недавно приятель поведал мне историю неудачного сватовства своего отца. В юности тот, оказывается, был весьма неравнодушен к дочери Дурова (известный дрессировщик). Однажды он пришел к своей пассии попить чайку, как в то время водилось в хороших домах. Сидят молодые люди, беседуют… Но тут в разговор вмешался ученый ворон. Он кричал так громко, что девушка не выдержала. Повернулась и несколько секунд пристально смотрела на птицу. Ворон закатил глаза и - хлоп на пол со спинки кресла, на которой восседал! Некстати вошедший Дуров-старший, увидев валявшуюся в глубоком обмороке птицу, тут же устроил скандал:

Опять ты со своими штучками? Я же запретил тебе делать это!..

Ну а будущий папа моего приятеля, как-то вдруг очень зримо представив себя на месте ворона, поспешил откланяться и больше к Дуровым не ходил.

Какое отношение имеет эта история к теме мысленного внушения ? Самое непосредственное. Как стало нам известно из надежных источников, Дуров и Бехтерев (известный ученый) не только проводили совместные эксперименты по воздействию на психику животных , так сказать, в частном порядке. Организатор и руководитель Психоневрологического института и Института по изучению мозга и психической деятельности подключал к работам своих сотрудников, которые пытались выяснить подоплеку возможности мысленного внушения вообще, и мысленного внушения человеку в частности.

Ну а каких результатов следует ожидать, если перейти от «кустарных» экспериментов на «индустриальные рельсы» обработки людей? Бехтеревцы, видимо, занялись и этим вопросом, свидетельством чему могут послужить многочисленные отчеты и доклады Института мозга, выполненные в 20-е и 30-е годы. Правда, некоторые тотчас же были засекречены, причем являются недоступными и поныне. А жаль - ведь они, судя по всему, прелюбопытные! Один из отчетов, например, посвящен физическим основам мысленного внушения , другой - биологическим основам телепатии , третий - возможности мысленного внушения двигательной активности…

Стало быть, писатель-фантаст Александр Беляев черпал сюжеты для своих произведений из сугубой реальности: во «Властелине мира» популяризировал малоизвестные в его время работы точно так же, как в «Голове профессора Доуэля» - проводившиеся тогда в Ленинграде исследования по оживлению собачьих голов.

Отчеты Института мозга, видимо, не случайно засекречены. Причины могут быть две. Первая - в них упоминаются фамилии людей, которые и сегодня авторитетны для власть имущих, не желающих, чтобы всплыли некие подробности того научного поиска. Однако за давностью лет, после смены государственного режима, когда подвергнуто сомнению все и вся, это вряд ли играет существенную роль. Значит, вероятнее вторая - информация, содержащаяся в документах, не потеряла своей актуальности. Более того, берусь утверждать, что за прошедшие десятилетия найденные методы и средства мысленного внушения получили дальнейшее развитие и усовершенствование.

На чем основывается подобная уверенность? Вот сведения, правда, документально не подтвержденные. Говорят, с отчетами было дозволено ознакомиться академику Ю.Б. Кобзареву. Он, как известно, весьма активно интересовался телекинезом, телепатией, участвовал в опытах по выявлению способностей известных экстрасенсов Кулагиной, Кулешовой, Корабельниковой…

Есть основания полагать, что данное научное направление не заглохло в далекие 30-е годы. Прямые и косвенные свидетельства о том, что не только в США, Франции, Израиле, Японии, Китае, но и у нас велись работы по «зомбированию» (мысленному воздействию на подсознание человека ) как отдельных личностей, так и целых коллективов, масс и толп, постоянно накапливаются.

«Из закрытых источников известно о серьезной актуализации в последние три-четыре года этой проблематики для российской контрразведки,- пишет Владимир Щепилов, представитель Научно-исследовательского комплекса центра «Эниотехника».- Среди «возвращенцев» были обнаружены люди, подвергшиеся программированию психики. Если раньше в результате жесткого программирования получались практически биороботы, мало похожие на нормального человека, то сегодня «зомби» часто может определить лишь специалист - поведение их вполне обычно и не вызывает подозрений».

Указывает Щепилов и какие технические средства могут быть использованы для такого «мягкого» мысленного внушения . Электромагнитные, магнитоакустические, плазменные и другие типы психотронных генераторов вырабатывают особо организованные поля, которые вступают в резонанс с тонкими процессами функционирования мозга и нервной системы. Направляя эти поля на «подопытного кролика», оператор может навязывать, закладывать в его подсознание нужную спецслужбам информацию, формировать готовность к исполнению тех или иных заданий.

Дмитрий Фролов, президент Ассоциации прикладной эниологии «ЭНИО» (аббревиатура, кстати, расшифровывается как «энергоинформационный обмен» - тонкое взаимодействие живых и неживых объектов природы), заверяет, что в 1987 году в Совмин СССР был представлен пакет документов, озаглавленный «О необходимости использования методов биоэнергетики в интересах народного хозяйства и обороны страны». Они исходили от тогдашнего руководителя центра космического зондирования генерала Фирьяза Ханцеверова, а подготовкой справки для председателя Совмина СССР Николая Рыжкова занимался сотрудник одного из подразделений экономического отдела Владимир Волков - полковник КГБ, руководивший там информационно-аналитическим отделом и представлявший в Совмине «активный резерв» работников комитета. Так вот, в последнем разделе четвертым пунктом значилось: «Разработка методов и макетов средств дистанционного управления психофизическим и физическим состоянием человека , воздействия на механизм принятия решений . (Срок исполнения - 4 года.)».

По словам Владимира Волкова, Рыжков серьезно отнесся к представленным материалам и дал поручение Военно-промышленной комиссии, ГКНТ СССР и Академии наук заняться этой тематикой. Как водится, создали комиссию, но состоялось лишь одно ее заседание. Ученые отнюдь не горели желанием обслуживать военных в ущерб своим интересам, а заставить их было нельзя - все-таки в стране царили уже не прежние порядки. Проект на время положили под сукно; потом же он, сменив гриф «Секретно» на «Совершенно секретно», исчез из поля зрения. Конечно, возможно, «воз и ныне там» - немало бумаг лежит в спецхране без движения. Однако не исключено и другое: КГБ взялся за исполнение проекта по своим каналам, благо сил и средств у него предостаточно. Обратим внимание хотя бы на такое совпадение. Посчитайте, 1987 (год представления документов) плюс 4 (срок исполнения проекта) дают в сумме год 1991-й. И примерно в это время на страницах печати, на радио и телевидении начинают появляться многочисленные доморощенные пророки, контактанты, экстрасенсы, телемаги…

Вот, к примеру, «эффект Кашпировского». Меня всегда занимало: разве способно внушение психотерапевта (а таковым себя считает А.М. Кашпировский) «пробиться» через телеаппаратуру? Что тут происходит в действительности - тема особого, довольно сложного разговора. Но есть ли гарантии, что для повышения действенности сеансов «команда» Кашпировского не прибегала и к некоторым чисто техническим трюкам?

О сравнительно простом мне напомнил один знакомый. Дело в том, что ему довелось участвовать в «Эксперименте инженера Арсеньева», когда после просмотра фильма шестерых членов общественной творческой лаборатории «Инверсор», одновременно осенила одна и та же научная идея, не имеющая к нему никакого отношения. Оказалось, между его кадрами были вмонтированы другие (об идее), и столь редко, что не улавливались зрителями, но откладывались в их подсознании. Недаром такие фильмы, вкрапленные в обычные, называют субламинарными , то есть теневыми, подсознательными. В конце 50-х годов они, в порядке эксперимента, демонстрировались в американских кинотеатрах и по телевидению (!) в коммерческих целях, подспудно рекламируя какую-либо продукцию; в 1962 году на это был даже выдан патент, а потом их показ запретили, отнеся к преступным средствам воздействия на психику людей . Но какие законы писаны для спецслужб?