Фрейд толкование сновидений скачать pdf. З. Фрейд. Толкование сновидей

Очень кратко Сновидение - «царская дорога» к познанию бессознательного, таинственная сфера душевной жизни человека. В нём всегда присутствует смысл, находят отражение наши желания. Психоанализ объясняет природу этой загадки, раскрывая тайну сна.

Картина К. Брюллова «Сон монашенки»

Научная литература по вопросу о сновидениях

Книга начинается с обзора значимых теорий о природе сновидений, накопленных до написания данной монографии. Анализируя эти теории, автор выделяет основные идеи знаний о сновидениях:

Сновидение является психическим явлением, которое можно объяснить. Это позволит объяснить причины психических заболеваний (неврозы, психозы, истерия).

Сновидение обладает свойством превращать небольшое раздражение, возникшее во время сна, в огромное событие.

Сновидение состоит из наших осознанных и неосознанных желаний, которые были в реальной жизни.

Сновидения часто забываются, так как не осознаются.

Сновидение содержит воспоминания из прошлого, которые на первый взгляд не являются важными в настоящем.

Ни одно впечатление из памяти человека не исчезает бесследно.

На сновидение влияют как внешние (холод, звук, свет), так и внутренние раздражители (болезни внутренних органов). Толкование может помочь при диагностике скрытых или начинающихся болезней.

Смысл сновидения ускользает при объяснении, когда сознание пытается домыслить, связать непонятные образы и отрывки сна в нечто целое.

Сновидение говорит на языке образов, а не слов и понятий.

Сновидение выявляет нашу неизвестную природу, наши истинные желания и черты, в которых мы боимся признаться даже себе самим.

Сновидение представляет объект не целиком, а частично, взяв какое-либо его свойство, черты или контур.

Все теории делятся на три группы, «относительно степени участия и характера душевной деятельности в сновидениях»:

  1. Признающие, что «в сновидении продолжается полностью вся психическая деятельность бодрственного состояния»;
  2. Сводящие психическую деятельность в сновидении к минимуму;
  3. Приписывающие «грезящей душе» склонность к особой психической деятельности, на которую она в бодрственном состоянии практически не способна.

Метод толкования сновидений

Для успешного толкования сновидения «необходима психическая подготовка» клиента.

Не стоит искать желанного разъяснения сна. Нужно озвучивать все свои мысли и чувства. Отбросить критику всплывающих мыслей не так просто, так как многие из них неприятны, и человек склонен избегать травмирующих воспоминаний.

Для понимания сновидения «следует брать не сновидение во всём его целом, а лишь отдельные элементы его содержания». Разным людям могут присниться схожие по содержанию сны, но каждый из них будет иметь собственный смысл и желания.

Любое сновидение имеет смысл и представляет собой осуществление желания. Автор приводит пример собственного сновидения, в котором видит свою бывшую пациентку Ирму, проходившую лечение от истерического страха. Во сне она «выглядит болезненно и жалуется, что у неё болит горло и желудок», но автор говорит ей, что она сама виновата в своих болях. Накануне сновидения он встретил знакомого, который сообщил, что ей стало лучше, но не настолько хорошо. Автору показалось, что сказано это было с неким упрёком, и он написал оправдательную записку другому врачу. Это сновидение означает желание оправдать и успокоить себя - пациентка сама отказалась от лечения и страдает не по вине аналитика.

Сновидение - осуществление желания

В главе доказывается тезис о том, что сон представляет собой исполнение неудовлетворённого в реальности желания. В сновидении желание представляется исполнившимся. Простым примером является сон о жажде:

Осуществление желания подтверждают и сны, когда человек находится где-то, хотя при этом мирно спит в постели.

Сон женщины, увидевшей на своей одежде следы молока, означает желание беременности и возможность кормить своего будущего ребёнка.

Детские сновидения явно исполняют желания ребёнка, но и взрослые могут видеть инфантильные сны. Например, люди на длительной зимовке постоянно видят сны о разнообразной пище, больших запасах табака, сладостей и приближающемся судне.

Искажающая деятельность сновидения

Сновидение образуют две психические силы: первая представляет собой желание, испытываемое человеком, вторая - цензуру, которая искажает это желание.

Этот механизм напоминает действие политической цензуры: если писатель открыто и прямо выскажет свою критику в отношении власти, то его не издадут и накажут. Но если героями его книги будут звери или несуществующие персонажи, то и мысль будет высказана, и возмездия не наступит. Цензура изменяет желание, искажая его порой до противоположности: например, враждебность к кому-то в скрытом содержании лицемерно заменяется нежностью в явном (сознательном) содержании.

Многие сновидения до толкования настолько скрыты, что вроде и не являются исполнением желания. Автор доказывает, что это не так.

Выясняется, что в гости ожидалась подруга, которую она ревнует к мужу. Гостья мечтает пополнеть и мужу сновидицы нравятся полненькие. Во сне осуществилось желание, чтобы ужин не состоялся - подруга не пришла, не пополнела на угощениях, а сновидица не ревновала её к мужу.

Оказалось, что женщина любила мужчину, но не могла быть с ним. До этого, во время похорон другого её племянника, она увидела этого мужчину у гроба. Сновидение осуществило желание - встретиться с любимым человеком на похоронах.

Во время анализа мужчина высказал мысль, что его могли арестовать за детоубийство. Его тайная связь с любовницей вызвала тревогу, что она забеременела и их разоблачат. Сновидение исполнило желание: ребёнок убит, детоубийца арестован.

У каждого есть неприятные, запретные желания, в которых он не способен признаться ни другим, ни себе. Они коренятся в глубинах бессознательного и не достигают сознания в своём первоначальном виде, проходя искажение цензурой.

Сновидения, в которых присутствует страх, в основе имеют какое-либо неудовлетворённое сексуальное желание (либидо).

Материал и источники сновидений

Вытеснение - это процесс отрицания и отклонения желания, при котором изменяется объект желания, но сила эмоции сохраняется. Оно образуется благодаря действию цензуры, когда желание носит асоциальный характер (секс, убийство, инцест). Вытесненные желания, как правило, касаются Эдипова комплекса, согласно которому ребёнок бессознательно стремится к обладанию матерью и устранению отца и братьев. Эти детские переживания никогда не изживаются, являясь мощным источником сновидений.

Другим механизмом является смещение, при котором мысль, избегая цензуры, проникает в сознание. Например, солдат защищает флаг (кусок материи), заменяющий понятие Родины и долга.

Также в сновидении присутствует и функция сгущения, когда несколько пережитых эмоций, объектов или событий могут объединяться в одно. В реальной жизни связи между этими элементами нет.

Источниками сновидения могут быть:

  • Важное эмоциональное событие
  • Событие или ряд событий, представленных в сновидении нейтральной и безразличной сценой.
  • Сильное бессознательное желание, имеющее важный побудительный мотив. Оно заменяется безразличным материалом, в котором скрытое содержание маскируется под незначительный образ или пустяковое событие.

Типические сновидения - это сновидения, присущие всем людям:

  • Сновидение о наготе: человек раздет, ему стыдно, он пытается уйти, но не может, чувствуя при этом скованность. Это желание из детства, когда ребёнок получает удовольствие от наготы. Скованность говорит о том, что бессознательное хочет получать удовольствие от наготы, а сознание требует прекращения.
  • Смерть родственников, когда сновидец не испытывает горя, оставаясь безразличным. Другая реакция - при виде смерти родного человека (живого наяву) спящий страдает. На самом деле, это замаскированное желание смерти этому родственнику. Пожелание смерти может быть замаскировано заботой.
  • Сновидение о несданном экзамене, в котором человек испытывает страх сделать что-то неправильно и быть за это наказанным. Такой сон снится в ожидании какого-либо испытания, в успехе которого человек сомневается.
  • Сновидение об опоздании на поезд, где отъезд символизирует смерть.
  • Сновидение о летании, парении или падении. Первые полёты ребёнок совершает в детстве: его подбрасывают, качают, кружат на качелях, каруселях. Наряду со страхом, он испытывает приятное головокружение (первое сексуальное ощущение). Сновидения о взлёте связаны с эрекцией, а сны о падении являются выражением страха.

Символика сновидения связана с мифами, преданиями и архетипами. Например, король и королева означают родителей, а наследник престола (принц или принцесса) - это сам сновидец. Продолговатые или острые предметы - палка, трость, нож, дерево, зонтик, пилка для ногтей, женская шляпа, галстук - представляют мужские символы. Коробки, шкафы, ящики, печи, комнаты, стена с выступами относятся к женским символам. Стол, постель (кровать) символизируют брачные семейные отношения. Сексуальные отношения могут быть представлены подъёмом или спуском по лестнице. Ребёнок в сновидении (малютка, малышка) может представлять половые органы, а раздавить ребёнка - символ сексуального акта.

Работа сновидения

Если цензура не допускает в сознание желание, сновидение использует процесс сгущения. Например, для изображения сходства разных людей создаётся новая единица из одного человека, во внешности которого могут присутствовать черты замещаемых им людей. Наиболее ярко сгущение проявляется в образовании слов и имён, когда в результате соединения, смещения, замещения рождаются комические и причудливые комбинации речи.

Смещение - это замена бесцветного и абстрактного содержания мысли, лежащей в основе сновидения, более пластичным и конкретным выражением. Смещение и перенесение значения с более важных элементов на менее важные - это искажающая работа сновидения. Главная цель искажения - избежать цензуры, дать возможность желанию проникнуть в сознание.

Сгущение и смещение являются способами одного и того же вытеснения, которое избегает употребления слова с прямым смыслом. При этом образуются новые, причудливые и непонятные слова и предложения. Такое образование встречается при неврозе, паранойе, истерии или навязчивых проявлениях.

Методика анализа сновидения состоит в том, чтобы рассматривать сон не целиком, а отдельно каждый из его элементов. Сновидение содержит только мысли, а не связь между ними. Чтобы связать нескольких мыслей, сновидение использует форму одновременности, когда весь материал представляется в виде одного события.

Чтобы выразить противоречивые отношения («наоборот»), сновидение использует переворачивание имеющегося в сновидении элемента. Сновидение может искажать и время, когда заключительное событие помещается в конце, а причина - в начало сновидения.

Психология процессов сновидения

Автор разделяет психический аппарат человека на две системы. Первая носит пассивно-воспринимающий характер, на полюсе которого многообразные впечатления расщепляются. Вторая содержит моторно-волевые функции, соединяющие эти впечатления в целостную эмоцию. Другими словами, у психики имеются два полюса - чувствующий и моторный. Психический процесс протекает от воспринимающего конца к моторному.

Автор выдвигает гипотезу, что сновидение является результатом сохранения энергии организма, который стремится дольше сохранять состояние сонного покоя, так как сон является оптимальным состоянием равновесия. Сон - это полное замыкание организма на себе, исключения себя из взаимодействия с внешней средой. Но система организма зависит от воздействия внешних условий (климатические, температурные, звуковые и визуальные раздражители). Влияние внешних факторов выводит организм из состояния покоя, создаёт напряжённость, которую он стремится нейтрализовать посредством сновидения. Сон трансформирует внешние впечатления (звонок, хлопок двери, холод) в образы сновидения, призванные смягчить реальные впечатления воображаемыми образами.

Автор называет пассивную систему Бессознательным (Бсз), а активную - Предсознательным (Псз). Если первая производит различные аффекты, то вторая стремится подвергнуть их цензуре. Аффективная и цензурирующая системы выполняют различные задачи, создавая психический конфликт. Бессознательное производит иррациональную, агрессивную деятельность, вызывающую неприятные эмоции. Предсознательное ориентировано на цензурирующую деятельность разума и стремится создать компромисс с инстинктами бессознательного.

Книгу завершает мысль о том, что сновидение «переносит нас в будущее, но это будущее, представляющееся грезящему настоящим, благодаря неразрушимому желанию представляет собою копию и воспроизведение прошлого».

Зигмунд Фрейд

Толкование сновидений

Предисловие

К изучению сновидений Фрейд приступил в начале 90-х годов прошлого века. В 1895 г. он внезапно «открыл» для себя основное положение теории сновидений (сновидение – осуществленное желание). Произошло это в небольшом венском ресторанчике. Фрейд шутил, что над столиком, за которым он сидел в тот вечер (точная дата – 24 июля 1895 г.), стоит повесить небольшую мемориальную доску. В каждой шутке – доля шутки, остальное – правда. Фрейд действительно ценил свое открытие чрезвычайно высоко.

Он считал, что книга «Толкование сновидений» была рубежом в его творчестве. В истории психоанализа теория сновидений «занимает особое место, знаменуя собою поворотный пункт; благодаря ей психоанализ сделал шаг от психотерапевтического метода к глубинной психологии. С тех пор теория сновидений является самым характерным и самым своеобразным в этой молодой науке, не имеющим аналогов в наших прочих учениях участком целины, отвоеванным у суеверий и мистики» (Фрейд 3. Введение в психоанализ, – М. Наука, 1989). Так Фрейд оценивал место теории сновидений в общем комплексе психоаналитических теорий.

Впервые «Толкование сновидений» было опубликовано в 1900 г. Предисловия 3. Фрейда к первым шести изданиям книги позволяют проследить путь развития и распространения психоанализа. Для нас важно, что к моменту первого издания разработка теории сновидений была практически завершена. В последующем Фрейд внес ряд поправок и уточнений. Начиная с четвертого издания, Фрейду в работе помогает один из его ближайших учеников – Отто Ранк, который дополняет список литературы, составляет примечания, а также прилагает к шестой главе книги Фрейда две собственные статьи. Однако все эти уточнения и дополнения не принципиальны. К проблеме сновидений Фрейд возвращается неоднократно, но в большинстве случаев это упрощенное, популярное изложение его взглядов: третья лекция в «Пяти лекциях об истории психоанализа» (в 1989 г. они опубликованы под названием «О психоанализе», ранее включались в «Хрестоматию по истории зарубежной психологии»), небольшая работа «О сновидении» («Психология сна») и, наконец, пятая – пятнадцатая лекции во «Введении в психоанализ».

В последние годы жизни 3. Фрейд вновь возвращается к проблеме сновидений, что отражено в третьем разделе «Лекций», который никогда не был прочитан аудитории: автор был слишком стар и болен. Одна из его лекций – «Пересмотр теории сновидений» – дает немного дополнительных сведений о теории сновидений, однако позволяет судить о том, что именно Фрейд считал главным в своей теории, а что – второстепенным. Содержание второй лекции – «Сновидение и оккультизм» – достаточно далеко от собственно проблемы сновидений, зато мы можем ознакомиться с мнением Фрейда по поводу астрологии, пророчеств, гаданий – всего того, что входит в моду в наши дни. И здесь Фрейд верен себе! Он не столько критикует эти феномены (хотя, безусловно, не верит в них), сколько пытается проанализировать те психологические закономерности, которые лежат в основе оккультизма.

Главными особенностями «Толкования сновидений» являются последовательность и обстоятельность изложения, насыщенность конкретными примерами. Книгу следует читать внимательно, «от корки до корки», иначе «прервется мысль связующая нить» и знакомство с книгой не прибавит ничего к той информации, которую читатель уже почерпнул из других, популярных, источников. Более того, мы можем получить искаженное, поверхностное впечатление о теории сновидений (Фрейд в конце жизни имел все основания жаловаться на то, что его теория стала популярной, но осталась непонятой). Подробное, детализированное изложение как бы воспроизводит процесс психоаналитического исследования. Мы знакомимся не только с теоретическими обобщениями, но в большей степени – с материалом, послужившим источником для обобщений. В этом плане «Толкование» не имеет аналогов.

Зигмунд Фрейд

Толкование сновидений

Данте да Майяно – к стихотворцам

Не откажи, премудрый, сделай милость, на этот сон вниманье обрати.
Узнай, что мне красавица приснилась – та, что у сердца в пребольшой чести.
С густым венком в руках она явилась, желая в дар венок преподнести,
И вдруг на мне рубашка очутилась с ее плеча – я убежден почти.
Тут я пришел в такое состоянье, что начал даму страстно обнимать, ей в удовольствие – по всем приметам.
Я целовал ее. Храню молчанье о прочем, как поклялся ей. И мать покойная моя была при этом.

Данте Алигьери – к Данте да Майяно

Передо мной достойный ум явив, Способны вы постичь виденье сами,
Но, как могу, откликнусь на призыв, изложенный изящными словами.
В подарке знак любви предположив к прекраснейшей и благородной даме,
Любви, чей не всегда исход счастлив, надеюсь я – сойдусь во мненьях с вами.
Рубашка дамы означать должна, как я считаю, как считаем оба, что вас в ответ возлюбит и она.
А то, что эта странная особа с покойницей была, а не одна, должно бы означать любовь до гроба.

Данте Алигьери «Малые произведения»

Предисловие

К изучению сновидений Фрейд приступил в начале 90-х годов прошлого века. В 1895 г. он внезапно «открыл» для себя основное положение теории сновидений (сновидение – осуществленное желание). Произошло это в небольшом венском ресторанчике. Фрейд шутил, что над столиком, за которым он сидел в тот вечер (точная дата – 24 июля 1895 г.), стоит повесить небольшую мемориальную доску. В каждой шутке – доля шутки, остальное – правда. Фрейд действительно ценил свое открытие чрезвычайно высоко.

Он считал, что книга «Толкование сновидений» была рубежом в его творчестве. В истории психоанализа теория сновидений «занимает особое место, знаменуя собою поворотный пункт; благодаря ей психоанализ сделал шаг от психотерапевтического метода к глубинной психологии. С тех пор теория сновидений является самым характерным и самым своеобразным в этой молодой науке, не имеющим аналогов в наших прочих учениях участком целины, отвоеванным у суеверий и мистики» (Фрейд 3. Введение в психоанализ, – М. Наука, 1989). Так Фрейд оценивал место теории сновидений в общем комплексе психоаналитических теорий.

Впервые «Толкование сновидений» было опубликовано в 1900 г. Предисловия 3. Фрейда к первым шести изданиям книги позволяют проследить путь развития и распространения психоанализа. Для нас важно, что к моменту первого издания разработка теории сновидений была практически завершена. В последующем Фрейд внес ряд поправок и уточнений. Начиная с четвертого издания, Фрейду в работе помогает один из его ближайших учеников – Отто Ранк, который дополняет список литературы, составляет примечания, а также прилагает к шестой главе книги Фрейда две собственные статьи. Однако все эти уточнения и дополнения не принципиальны. К проблеме сновидений Фрейд возвращается неоднократно, но в большинстве случаев это упрощенное, популярное изложение его взглядов: третья лекция в «Пяти лекциях об истории психоанализа» (в 1989 г. они опубликованы под названием «О психоанализе», ранее включались в «Хрестоматию по истории зарубежной психологии»), небольшая работа «О сновидении» («Психология сна») и, наконец, пятая – пятнадцатая лекции во «Введении в психоанализ».

В последние годы жизни 3. Фрейд вновь возвращается к проблеме сновидений, что отражено в третьем разделе «Лекций», который никогда не был прочитан аудитории: автор был слишком стар и болен. Одна из его лекций – «Пересмотр теории сновидений» – дает немного дополнительных сведений о теории сновидений, однако позволяет судить о том, что именно Фрейд считал главным в своей теории, а что – второстепенным. Содержание второй лекции – «Сновидение и оккультизм» – достаточно далеко от собственно проблемы сновидений, зато мы можем ознакомиться с мнением Фрейда по поводу астрологии, пророчеств, гаданий – всего того, что входит в моду в наши дни. И здесь Фрейд верен себе! Он не столько критикует эти феномены (хотя, безусловно, не верит в них), сколько пытается проанализировать те психологические закономерности, которые лежат в основе оккультизма.

Главными особенностями «Толкования сновидений» являются последовательность и обстоятельность изложения, насыщенность конкретными примерами. Книгу следует читать внимательно, «от корки до корки», иначе «прервется мысль связующая нить» и знакомство с книгой не прибавит ничего к той информации, которую читатель уже почерпнул из других, популярных, источников. Более того, мы можем получить искаженное, поверхностное впечатление о теории сновидений (Фрейд в конце жизни имел все основания жаловаться на то, что его теория стала популярной, но осталась непонятой). Подробное, детализированное изложение как бы воспроизводит процесс психоаналитического исследования. Мы знакомимся не только с теоретическими обобщениями, но в большей степени – с материалом, послужившим источником для обобщений. В этом плане «Толкование» не имеет аналогов.


Robert Kastor Ручка, чернила, 1925


Автограф З. Фрейда на рисунке:

«There is no medicine against death, and against error no rule has been found»

«Нет никакого лекарства против смерти, и против ошибки никакое правило не было найдено»

Введение

Делая попытку толкования сновидений, я не переступаю, на мой взгляд, замкнутого круга невропатологических интересов. Сновидение в психологическом анализе служит первым звеном в ряду психических феноменов, из которых дальнейшие – истерические фобии, навязчивые мысли и бредовые идеи должны интересовать врача по практическим соображениям. На такое практическое значение сновидение – как мы увидим – претендовать не может. Но тем значительнее его теоретическая ценность в качестве парадигмы. Кто не умеет объяснить себе возникновение сновидений, тот напрасно будет стараться понять различного рода фобии, навязчивые мысли, бредовые идеи с той целью, чтобы оказать на них терапевтическое воздействие.

Эта тесная взаимозависимость, которой обязана своею важностью разбираемая тема, является, однако, причиною и недостатков предлагаемой работы. Проблемы, имеющиеся в нашем изложении в столь обильном количестве, соответствуют стольким же точкам соприкосновения, в которых проблема образования сновидений входит в более общие проблемы психопатологии, которые не освещаются тут и которым будут посвящены дальнейшие исследования, поскольку позволят время и силы.

Своеобразие материала, с которым приходилось оперировать для толкования сновидений, чрезвычайно затрудняло мою работу. Из изложения само собою будет ясно, почему все сновидения, описанные в литературе или собранные от неизвестных лиц, совершенно не пригодны для моих целей. У меня был только выбор между собственными сновидениями и сновидениями моих пациентов, пользующихся психоаналитическим лечением. Использование последних затруднялось тем, что эти сновидения осложнялись привхождением невротических элементов. С сообщением же собственных была неразрывно связана необходимость раскрывать перед чужим взором больше интимных подробностей моей личной жизни, чем мне бы хотелось и чем вообще должен открывать их автор, – не поэт, а естествоиспытатель. Это было неприятно, но неизбежно. И я примирился с этим, лишь бы не отказываться вообще от аргументации своих психологических выводов. Я не мог, конечно, противостоять искушению при помощи различного рода сокращений и пропусков скрывать наиболее интимные подробности; но это всегда служило во вред данному примеру как доказательному аргументу. Я могу надеяться только, что читатели моей книги поймут мое затруднительное положение и будут ко мне снисходительны, и далее, что все лица, которые так или иначе затрагиваются в этих сновидениях, не откажутся предоставить, по крайней мере, этой сфере полную свободу мысли.

Зигмунд Фрейд

Толкование сновидений

Данте да Майяно – к стихотворцам

Не откажи, премудрый, сделай милость, на этот сон вниманье обрати.
Узнай, что мне красавица приснилась – та, что у сердца в пребольшой чести.
С густым венком в руках она явилась, желая в дар венок преподнести,
И вдруг на мне рубашка очутилась с ее плеча – я убежден почти.
Тут я пришел в такое состоянье, что начал даму страстно обнимать, ей в удовольствие – по всем приметам.
Я целовал ее. Храню молчанье о прочем, как поклялся ей. И мать покойная моя была при этом.

Данте Алигьери – к Данте да Майяно

Передо мной достойный ум явив, Способны вы постичь виденье сами,
Но, как могу, откликнусь на призыв, изложенный изящными словами.
В подарке знак любви предположив к прекраснейшей и благородной даме,
Любви, чей не всегда исход счастлив, надеюсь я – сойдусь во мненьях с вами.
Рубашка дамы означать должна, как я считаю, как считаем оба, что вас в ответ возлюбит и она.
А то, что эта странная особа с покойницей была, а не одна, должно бы означать любовь до гроба.

Данте Алигьери «Малые произведения»

Предисловие

К изучению сновидений Фрейд приступил в начале 90-х годов прошлого века. В 1895 г. он внезапно «открыл» для себя основное положение теории сновидений (сновидение – осуществленное желание). Произошло это в небольшом венском ресторанчике. Фрейд шутил, что над столиком, за которым он сидел в тот вечер (точная дата – 24 июля 1895 г.), стоит повесить небольшую мемориальную доску. В каждой шутке – доля шутки, остальное – правда. Фрейд действительно ценил свое открытие чрезвычайно высоко.

Он считал, что книга «Толкование сновидений» была рубежом в его творчестве. В истории психоанализа теория сновидений «занимает особое место, знаменуя собою поворотный пункт; благодаря ей психоанализ сделал шаг от психотерапевтического метода к глубинной психологии. С тех пор теория сновидений является самым характерным и самым своеобразным в этой молодой науке, не имеющим аналогов в наших прочих учениях участком целины, отвоеванным у суеверий и мистики» (Фрейд 3. Введение в психоанализ, – М. Наука, 1989). Так Фрейд оценивал место теории сновидений в общем комплексе психоаналитических теорий.

Впервые «Толкование сновидений» было опубликовано в 1900 г. Предисловия 3. Фрейда к первым шести изданиям книги позволяют проследить путь развития и распространения психоанализа. Для нас важно, что к моменту первого издания разработка теории сновидений была практически завершена. В последующем Фрейд внес ряд поправок и уточнений. Начиная с четвертого издания, Фрейду в работе помогает один из его ближайших учеников – Отто Ранк, который дополняет список литературы, составляет примечания, а также прилагает к шестой главе книги Фрейда две собственные статьи. Однако все эти уточнения и дополнения не принципиальны. К проблеме сновидений Фрейд возвращается неоднократно, но в большинстве случаев это упрощенное, популярное изложение его взглядов: третья лекция в «Пяти лекциях об истории психоанализа» (в 1989 г. они опубликованы под названием «О психоанализе», ранее включались в «Хрестоматию по истории зарубежной психологии»), небольшая работа «О сновидении» («Психология сна») и, наконец, пятая – пятнадцатая лекции во «Введении в психоанализ».

В последние годы жизни 3. Фрейд вновь возвращается к проблеме сновидений, что отражено в третьем разделе «Лекций», который никогда не был прочитан аудитории: автор был слишком стар и болен. Одна из его лекций – «Пересмотр теории сновидений» – дает немного дополнительных сведений о теории сновидений, однако позволяет судить о том, что именно Фрейд считал главным в своей теории, а что – второстепенным. Содержание второй лекции – «Сновидение и оккультизм» – достаточно далеко от собственно проблемы сновидений, зато мы можем ознакомиться с мнением Фрейда по поводу астрологии, пророчеств, гаданий – всего того, что входит в моду в наши дни. И здесь Фрейд верен себе! Он не столько критикует эти феномены (хотя, безусловно, не верит в них), сколько пытается проанализировать те психологические закономерности, которые лежат в основе оккультизма.

Главными особенностями «Толкования сновидений» являются последовательность и обстоятельность изложения, насыщенность конкретными примерами. Книгу следует читать внимательно, «от корки до корки», иначе «прервется мысль связующая нить» и знакомство с книгой не прибавит ничего к той информации, которую читатель уже почерпнул из других, популярных, источников. Более того, мы можем получить искаженное, поверхностное впечатление о теории сновидений (Фрейд в конце жизни имел все основания жаловаться на то, что его теория стала популярной, но осталась непонятой). Подробное, детализированное изложение как бы воспроизводит процесс психоаналитического исследования. Мы знакомимся не только с теоретическими обобщениями, но в большей степени – с материалом, послужившим источником для обобщений. В этом плане «Толкование» не имеет аналогов.


Robert Kastor Ручка, чернила, 1925


Автограф З. Фрейда на рисунке:

«There is no medicine against death, and against error no rule has been found»

«Нет никакого лекарства против смерти, и против ошибки никакое правило не было найдено»

Введение

Делая попытку толкования сновидений, я не переступаю, на мой взгляд, замкнутого круга невропатологических интересов. Сновидение в психологическом анализе служит первым звеном в ряду психических феноменов, из которых дальнейшие – истерические фобии, навязчивые мысли и бредовые идеи должны интересовать врача по практическим соображениям. На такое практическое значение сновидение – как мы увидим – претендовать не может. Но тем значительнее его теоретическая ценность в качестве парадигмы. Кто не умеет объяснить себе возникновение сновидений, тот напрасно будет стараться понять различного рода фобии, навязчивые мысли, бредовые идеи с той целью, чтобы оказать на них терапевтическое воздействие.

Эта тесная взаимозависимость, которой обязана своею важностью разбираемая тема, является, однако, причиною и недостатков предлагаемой работы. Проблемы, имеющиеся в нашем изложении в столь обильном количестве, соответствуют стольким же точкам соприкосновения, в которых проблема образования сновидений входит в более общие проблемы психопатологии, которые не освещаются тут и которым будут посвящены дальнейшие исследования, поскольку позволят время и силы.

Своеобразие материала, с которым приходилось оперировать для толкования сновидений, чрезвычайно затрудняло мою работу. Из изложения само собою будет ясно, почему все сновидения, описанные в литературе или собранные от неизвестных лиц, совершенно не пригодны для моих целей. У меня был только выбор между собственными сновидениями и сновидениями моих пациентов, пользующихся психоаналитическим лечением. Использование последних затруднялось тем, что эти сновидения осложнялись привхождением невротических элементов. С сообщением же собственных была неразрывно связана необходимость раскрывать перед чужим взором больше интимных подробностей моей личной жизни, чем мне бы хотелось и чем вообще должен открывать их автор, – не поэт, а естествоиспытатель. Это было неприятно, но неизбежно. И я примирился с этим, лишь бы не отказываться вообще от аргументации своих психологических выводов. Я не мог, конечно, противостоять искушению при помощи различного рода сокращений и пропусков скрывать наиболее интимные подробности; но это всегда служило во вред данному примеру как доказательному аргументу. Я могу надеяться только, что читатели моей книги поймут мое затруднительное положение и будут ко мне снисходительны, и далее, что все лица, которые так или иначе затрагиваются в этих сновидениях, не откажутся предоставить, по крайней мере, этой сфере полную свободу мысли.

Предисловие ко второму изданию

Тем, что со дня выхода моей книги еще не прошло десяти лет, уже появилась потребность во втором ее издании, я обязан отнюдь не интересу специалистов, к которым обращался я во введении. Мои коллеги-психиатры не дали себе труда разделаться с тем первоначальным недоумением, которое должно было вызвать в них мое новое понимание сновидений, а философы, привыкшие смотреть на проблему сновидения как на добавление к вопросам сознания, не поняли, что именно отсюда можно извлечь кое-что, ведущее к коренному преобразованию всех наших психологических теорий. Отношение научной критики могло только подтвердить мое ожидание, что участью моей книги будет упорное замалчивание ее; первое издание моей книги не могло целиком быть разобрано и той небольшой кучкой смелых сторонников, которые следуют за мной по пути врачебного применения психоанализа и которые по моему примеру толкуют сновидения, чтобы использовать это затем при лечении невротиков. В виду этого я считаю себя обязанным выразить благодарность тем широким кругам интеллигентных и любознательных лиц, сочувствие которых и вызвало потребность спустя девять лет снова взяться за мой нелегкий и во многих отношениях капитальный труд.