Инструкции по сборке бумажных моделей. Советы начинающему моделисту - Пособие: Как собирать хорошие модели. Добавим крыло и оперение

Самым доступным видом творчества является бумажное моделирование . Им занимаются и взрослые, при разработке моделей зданий, и дети в школе на уроках труда, в кружках «Умелые руки». При разработке разверток моделей на фабриках часто используют один и тот же вид бумаги и для мелких деталей, и для больших, что не является правильным, ведь мелкие удобно делать из тонкой бумаги, а крупные для их прочности из плотного картона.

Материалы и инструмент

Для работы над данной моделью необходимо взять папиросную бумагу (тоненькие трубочки удобно делать), листы бумаги, как в альбомах по рисованию, бумагу для печати на принтере, ватман (для орудий), картон обычный и плотный картон для каркаса и всякие пленочки для окон. Для некоторых моделей может понадобиться еще и проволока разной толщины, нитки, обычная леска, рейки, ткань.
Инструменты тоже будут разные нужны: металлическая линейка, спица диаметром 2мм, ножницы и ножнички, пинцеты, кусачки, нож, шило, транспортир, маленькие шила, шкурка. Краски в основном используются акриловые, лак для таких красок, нитролак, нитрорастворитель, эпоксидная смола, клей. Это далеко не полный список инструментов, материалов и красок для работы над моделью, в любом случае, прежде чем, начать работать, надо внимательно изучить и найти все необходимое и только после этого приступать к работе. Саму раскройку модели можно или купить в магазине, или скачать с интернета.

Начинающим моделистам-конструкторам лучше взять что-нибудь легкое для начала, катер, лодку, тральщик и сделать самостоятельно от начала и до конца. Для тех, кто просто хочет попробовать себя в моделировании, можно обойтись обычной разборкой, для тех же, кто хочет построить точную копию, необходимо собрать всю информацию, все пропорции, в том числе и красок, фотографии, характеристики. Пусть не смущает материал, с которым будете работать – бумага, если покажете уже сделанную модель и скажете, что построили сами из бумаги, сильному удивлению не будет предела.

Сборка модели корабля из бумаги (пример)

Изготовление любой модели начинать следует с корпуса, поскольку, если начать с мелочи, то когда руки дойдут до главной детали, все остальное может потеряться и помяться.
Для работы над каркасом стоит брать не толстый картон, а плотный, чтобы не расклеивался и не рассыпался во время работы. На этот картон наклеиваем элементы каркаса и других деталей, требующих высокую плотность. После того, как все высохнет, аккуратно вырезаем ножницами, в некоторых местах можно помочь шилом и ножом. В том, случае, если в детали необходимо сделать вырез, надо помнить о том, что толщина выреза должна точно соответствовать толщине картона во избежание деформации. Сборка каркаса, как правило, начинается с палубы, потом собирается подводная часть и только после этого весь корпус собирается вместе. Потом собираются остальные детали.

Следующим этапом сборки является обшивка подводной части корпуса. Ее начинают от носа к корме, можно начать с двух сторон и закончить в средней части. Работа над внешним видом надводной части более ответственное занятие, так как здесь нет усиления и она легко может прогнуться. Обшивку клеят осторожно, не фанатично прижимая ее к корпусу, а то никакая плотность картона не спасет от вмятин. Для более опытных модельщиков корпус дополнительно можно оклеить стеклотканью, предварительно прошкурив его и потом пропитав эпоксидной смолой. После полного высыхания корпус обязательно грунтуется и шпаклюется, причем неоднократно, высыхающие слои обязательно обрабатываются шкуркой.

Окраска в бумажном моделировании

Окрашивание модели можно производить как кисточкой, так и , им даже лучше. Начинать надо окраску с днища, так как это основная часть, на которой и стоит модель на подставке. Обязательно сверяемся с оригиналом и подбираем необходимый оттенок краски. Не забываем про ватерлинию, ее надо сделать после того, как окраска корпуса завершится. Окрашиванием палубы и других деталей стоит заняться в последнюю очередь.

В этом примере видно, что бумажное моделирование не очень легкая вещь, но для начинающих можно ограничиться простой сборкой модели корабля на бумаге, чем и занимаются часто дети на уроках труда.

>> >> Бумажное моделирование

Полейчук Александр, 1 класс

Работа была представлена на школьной научно-практической конференции и получила высокую оценку жюри. Учеников были представлены собственные модели транспорта (автобус, самолёт, корабль, танк). Работы сделаны из картона и бумаги, раскрашены гуашью и водоэмульсионной краской. И дизайн, и модели, и разметку деталей ребёнок выполнял самостоятельно. после выполнения первой работы ученику было предложено изучить свойства бумаги, историю возникновения и разработать усовершенствованные технические модели.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Научно-практическая конференция школьников

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 г.о.Тольятти

Название работы:

«Бумажное моделирование»

Полейчук Александр,

ученик 1Б класса

Руководитель:

Маскайкина А.А.,

учитель начальных классов

2011-2012 уч.год

Бумажное моделирование

Человек всегда ищет себе дело по душе. Кто-то увлекается рисованием или чтением книг; кто-то вышивает или лепит из пластилина…

Одним из интересных увлечений можно считать бумажное моделирование. Этот вид занятий очень доступен и недорог. Мастерить можно из любой бумаги: толстой и тонкой, цветной или однотонной. И всегда под рукой найдутся нужные инструменты: ножницы, кисточка с клеем, скотч. Можно смастерить всё, что пожелаешь: здания и машины, корабли и самолёты.

Поэтому тему, о которой пойдёт речь в работе можно считать актуальной.

Цель работы: узнать как можно больше о бумажном моделировании.

Задачи:

Изучить статьи энциклопедий и Интернета по данной теме;

Узнать где и когда появилась бумага;

Узнать откуда появилось бумажное моделирование;

Научиться делать различные модели из бумаги.

  1. Где и когда изобрели бумагу

Изобрели бумагу в древнем Китае в 105 году. Сырьем для неё были кора тутового дерева и водоросли. Придумал её придворный учёный Цай Лунь. Он взял секрет у ос. Это изобретение хранилось в секрете. Бумажные фигурки использовались для приношения богам.

Изготавливали бумагу ручным способом.

В 8-10 веках бумажное производство получает дальнейшее развитие. Начинают применяться механические толчеи. Делают бумагу большинство из тряпья.

Бумажное производство быстро распространялось по странам Азии, а затем в Италии.

Благодаря созданию специальных машин повысилась скорость изготовления бумаги. Итальянцы впервые применили проклейку бумаги клеем. Она стала водонепроницаемой.

На Руси бумага собственного производства появилась в 16 веке при царе Иване Грозном. Начало массового бумажного производства в России было положено Петром I. Для обеспечения фабрик сырьем по царскому указу в армии и на флоте собирали отслужившие срок паруса, несмоленые канаты, веревки и тряпье. Гражданским людям предлагалось приносить остатки изношенных полотняных вещей.

Почти до конца 18 в. бумага делалась из льняного и хлопкового тряпья.

В наши дни для производства бумаги используют древесину и макулатуру.

  1. Моделирование из бумаги

«Модель» происходит от латинского modulus, означающего «уменьшенный». Объёмные модели из бумаги и картона имеют интересную историю.

Моделирование из бумаги является почти самым древним способом моделирования.

Самые первые «модели» начали изготовлять еще первобытные люди, используя дерево, камень, глину и песок.

Бумага появилась намного позже, и сначала была дорога.

Первые бумажные модели появились во Франции в 15 веке, вместе с появлением машинного изготовления бумаги.

Первые картинки вырезались в форме квадратов и наклеивались на кубики для обучения детей.

Примерно в то же время у художников появляется такой вид создания портрета, как вырезание профиля человека из бумаги. Позже, это направление в искусстве получило название «выцинанка». Например, Илья Репин тоже занимался этим искусством.

Объёмные модели из бумаги были сначала дорогим занятием. В России они изготавливались для семьи Романовых, именно для дочерей и сына Николая II делали разные модели зданий и техники, а также фигурок людей и животных, с применением тиснения бумаги и покрытием из благородных металлов, золота и серебра, расписанных вручную. Бумажные модели были уже не плоскими и восхищающие своим великолепием.

Так же модели из бумаги, здания, корабли и другую технику, фигурки людей и животных, изготавливали и изготавливают для разных до и по ныне существующих княжеских, королевских, императорских и иных монарших домов со всего мира.

Появление в 20 веке моделей из пластмассы, железа и дерева, нанесло сильный удар по бумажному моделированию. Но и в 21 веке бумажные модели – это самый доступный и простой способ.

Модели из бумаги имеют большую прочность. Бумага сложенная особым образом приобретает свойства крепкого материала. Детали из бумаги можно многократно копировать самостоятельно в домашних условиях, чего не сделаешь с пластмассой. Используется бумага самых разных видов: от папиросной бумаги, до плотного ватмана. Многие модели поставляются в виде готовых наборов с напечатанными деталями, которые остаётся только вырезать и склеить. Но можно также собрать модель самостоятельно.

Многие инженеры авиационной, автомобильной и другой промышленности, делали модели будущей техники, чтоб потом воссоздать в готовом изделии.

Сегодня бумажное моделирование делится на несколько направлений - это 2D моделирование и 3D моделирование.

2D моделирование - это вид моделируемого объекта с боку, снабженный подставкой для придания модели устойчивости.

3D моделирование - это изготовление объемных моделей. Чтобы придать плоской бумаге объём, её сгибают в конусы, цилиндры, кубики.

  1. Изготовление моделей из бумаги

Моделирование из картона и бумаги обозначает собой искусство создания масштабных моделей из бумаги. Модели собираются из предварительно подготовленных, вырезанных и согнутых бумажных деталей.

Многие модели можно купить в виде готовых наборов с напечатанными деталями, которые остаётся только вырезать и склеить. Издаются журналы с деталями для изготовления разных моделей.

Но лучше собрать модель самостоятельно. Можно сделать любую модель, но чаще всего создаются модели зданий, автомобилей, кораблей самолетов, вертолетов, и другой военной и гражданской техники, реже делаются фигурки животных, насекомых, людей и роботов (мною изготовлены модели танка, автобуса, корабля, самолёта).

Основные необходимые для бумажного моделирования инструменты и материалы: бумага разных видов, линейка, ножницы для вырезки больших и средних деталей, нож для фигурной резке по бумаге, кисть и клей, краски.

Бумажное моделирование – увлекательное занятие для ребёнка и взрослого, не требующее больших затрат.

Весьма широко распространено как вид деятельного отдыха, занятий по увлечениям, трудового воспитания и обучения.

Создание моделей

Изготовление моделей

Большинство увлекающихся моделированием людей начинают свои занятия с изготовления моделей по готовым выкройкам или даже из наборов готовых деталей . Это даёт возможность постепенно познакомиться с наиболее распространёнными и отработанными приёмами и решениями моделирования, освоить их и на основе этого, при наличии желания и способностей, пробовать уже создавать разновидности известных, а затем и полностью собственные модели.

Для изготовления моделей из типовых наборов необходимо освоить основы чтения чертежа. Сборка модели требует и тренирует определённую целеустремлённость, усидчивость, внимательность. При этом естественное чередование согласованных движений рук и ума предупреждает местные перенапряжения и связанные с ним потерю интереса к учёбе и т. п. (что характерно для «обычной» исключительно теоретической учёбы).

Многие в будущем известные конструкторы и инженеры начинали своё знакомство с наукой и техникой с кружков моделирования. Среди них - академики А. С. Яковлев , С. П. Королёв и другие. В автомобильной и авиационной инженерии распространена практика, когда сперва создают модели будущей техники и уже затем изготавливают полноразмерный предмет .

Используемая бумага

Используется бумага самых разных видов: от папиросной бумаги , до плотного ватмана . С односторонней или с двухсторонней окраской, однотонной или более сложной. Многие модели поставляются в виде готовых наборов с напечатанными выкройками (деталями), которые остаётся только вырезать и склеить. Но можно также собрать модель самостоятельно.

На данный момент список материалов для моделирования намного вырос. Есть бумага хорошего качества различной плотности. От 90 до 300 г/м.

Направления моделирования

Из бумаги можно сделать модель едва ли не любого предмета или существа, но чаще всего создаются модели:

  • зданий и других архитектурных сооружений (например, мостов);
  • кораблей , самолётов , вертолётов , и другой военной и гражданской техники,
  • геометрических тел (преимущественно симметричных: Платоновы и Архимедовы тела , Звёздчатые многогранники)
  • несколько реже делаются бумажные образы (модели) людей, животных, растений, насекомых, кукол, роботов, сказочных персонажей и т. п.

При этом увлечения существенно зависят от личных интересов, пола, возраста, природного и культурно-информационного окружения. Так, у девушек интерес к моделированию военных самолётов и боевых кораблей обычно заметно уступает изготовлению моделей кукол , цветов , красивых многогранников , паркетов из бумаги и т. п.

Здания популярны, вероятнее всего потому, что для них легче всего разработать комплект выкроек и они очень хорошо воплощаются в бумаге, и ещё потому, что архитектура первостепенно заняла место в жизни человека, где архитекторы моделировали здание из бумаги, а после воплощали его в камне или других материалах. Но популярны и модели самолётов, кораблей и другой техники, не менее макетов зданий для большинства моделистов, а здания дополняют пространство при создании диорам в совокупности с техническими моделями.

Плоское и объёмное моделирование

Бумажные модели бывают плоские (контурные) и объёмные.

  • Контурная модель представляет собой вид моделируемого объекта сбоку, снабжённый подставкой для придания модели устойчивости. Это технологически самая простая разновидность моделей.
  • Объемная модель представляет собой трехмерную копию объекта. Плоскую бумажную выкройку сгибают по прямым линиям, а также в конусы и цилиндры . Поверхности двойной кривизны получают с помощью шпаклёвки , техники папье-маше , применения отдельных деталей из дерева и пластмассы [ ] .

История

Многие исследователи этого вопроса полагают, что моделирование из бумаги является самым древним способом моделирования , но это не совсем верно. Самые первые «модели» начали изготовлять ещё первобытные племена , используя подручные материалы дерево, камень, глину и песок. Бумага появилась намного позже, и изначально была настолько дорога, что использовали её только по прямому назначению - для написания текстов. Время появления первой бумаги до сих пор вызывает споры в учёном мире, некоторые исследователи связывают момент её появления со вторым веком до нашей эры, так как нечто похожее на бумагу было найдено во втором веке до нашей эры в одной из гробниц Китая . Другие учёные называют более поздние даты, II-VI века нашей эры. В то же время все исследователи данного вопроса сходятся в том, что бумага пришла к нам с Востока из Китая, Кореи, Средней Азии. Считается, что первый цех по изготовлению бумаги был построен в Самарканде пленными китайцами в VII веке. В Европе бумага появилась намного позже в XI-XII веках. История появления и развития бумажного производства идёт рука об руку с историей бумажного моделирования.

Первые бумажные модели появились во Франции в XV веке , вместе с появлением технологии серийной печати . Первые картинки вырезались в форме квадратов и наклеивались на кубики для обучения детей. Примерно в то же время у художников появляется такой вид создания портрета, как вырезание профиля заказчика из бумаги, обработанной специальным образом. Позже, это направление в искусстве получило название «выцинанка», а вырезанные профили назвали «выцинанками». Не чурались его и именитые художники, например, - Илья Репин . Это не требовало таких расходных материалов, как краски и холст и широко распространилось в народе. На сегодняшний день, в Москве, на старом Арбате , можно встретить уличных мастеров, предлагающих за две-три минуты вырезать профиль любого желающего.

Бумажное моделирование можно отнести к разряду занятий, которые никогда не перестанут интересовать человека. Многие детские дома творчества обязательно организовывают кружки конструирования, ведь модели из бумаги не только дают возможность получить новую интересную фигурку или игрушку — с их помощью можно улучшить познания физики и математики.

Инструменты для работы

Чтобы научиться складывать базовые модели из бумаги, вам понадобятся простые приспособления вроде ножниц, канцелярского ножа, клея ПВА и кисточки для его нанесения. Отдайте предпочтение строительному клею ПВА — из всех разновидностей у него наиболее густая консистенция, он не портит бумагу, делая ее мокрой и вязкой, как обычный.

Разные модели складывают из разных видов бумаги — от папиросной до плотного картона. Новичкам советуют начинать с акварельной бумаги плотностью в 200 грамм на м 2 для крупных элементов и чертежной бумаги с плотностью 140-160 грамм на м 2 при разработке мелких частей.

Отдельные детали, вроде мачт, перил, мелких отделочных элементов, мастера создают из полимерной глины, гипса, пластилина и самозатвердевающей пластики. Если вы также дополняете свою работу лепными частями, запаситесь различными стеками, молдами — вроде тех, которые используют в керамической флористике .

Как сделать модель из бумаги

Рабочий процесс создания модели из бумаги проходит в несколько простых этапов. Перед началом процесса мастер определяется, какую фигурку он хочет сконструировать. На самом деле, из бумаги можно смастерить практически любое изделие, но бумажное моделирование чаще предполагает такие варианты:

  • геометрические фигуры, многогранники с выпуклыми и вогнутыми углами;
  • масштабированные копии известных зданий;
  • макеты роскошных автомобилей;
  • модели военной техники: танки, бронемашины, тяжелые орудия;
  • транспортные средства: самолеты, корабли и подлодки, поезда.

Фигурки человека, животных, растений конструируют намного реже остальных. После определения категории изделия начинается основная часть рабочего процесса.

Создание макета

Из нескольких крупных и мелких деталей складываются трехмерные модели из бумаги — схемы элементов нужно предварительно начертить на бумажных листах нужного цвета. Тут человеку не справиться без понимания определенных знаний геометрии и возможности представления трехмерного изображения.

Чтобы облегчить новичкам обучение, многие специализированные журналы стали выпускать для модели из бумаги чертежи готовых разверток, склеив которые, можно получить фигурку.

Вырезать макет тоже нужно по правилам. К примеру, сплошная линия по контуру обозначает место надреза, пунктирная — сгиб. Но в каждой схеме обозначения индивидуальны, поэтому перед вырезанием нужно ознакомиться с пояснениями к фигурке.

Сборка

После того как чертежи модели из бумаги готовы, макет склеивают и производят отделочные работы, если нужно.

Для придания поверхности изделия реалистичности мастера используют разные покрытия: глянцевые лаки, матирующие спреи, жидкости для кракелюра, морилки и т. д.

Модели машин из бумаги

Новичку в деле бумажного моделирования придется по вкусу данный мастер-класс, который содержит информацию о том, как сконструировать известную модель автомобиля ВАЗ 21011 типа седан всего за полчаса.

Запаситесь плотной чертежной бумагой или листом с мелованным покрытием, если фигурка создается как подарок другу.

  • На листе формата А4 с помощью цветного принтера распечатайте готовую развертку модели из бумаги своими руками. Если вы хотите увеличить схему, проследите за тем, чтобы сохранились пропорции длины и ширины — изменение параметров может помешать правильной стыковке деталей.

  • Положите перед собой изображение настоящего автомобиля данной марки, чтобы использовать картинку в качестве ориентира при сборке. Согните развертку в нужных местах.

  • Придайте заготовке форму автомобиля, чтобы обозначить места склейки для себя. Только после этого вы можете последовательно смазывать клеем белые клапаны и приклеивать к нужным деталям изнутри, скрепляя части машины друг с другом.

Обратите внимание, что полосы протекторов нужно склеить, образуя кольца, которые будут крепиться к колесам, чтобы получить наиболее объемные модели из бумаги.

Модели танков из бумаги

Конструирование военной техники из бумаги несколько сложнее, чем создание гражданских автомобилей потому, что орудия состоят из множества мелких деталей, образующих корпус.

Чтобы убедиться в этом, попробуйте сформировать непростую, но очень интересную модель немецкого танка «Пантера».

  • На плотном листе А4 распечатайте чертежи составляющих танка с помощью цветного принтера. Мелкие детали лучше вырезать из тонкого картона, чтобы не погнуть узкие завитые элементы.

  • Вырезать части нужно острыми ножницами, чтобы облегчить работу.

  • Лучше проводить склейку блоками — отдельно соединить детали корпуса, двигательной системы и башни, после чего скрепить друг с другом крупные элементы.

Чтобы склеить части танка в правильном порядке, руководствуйтесь при сборке данным видеоуроком.

Иногда стыки соединены с небольшими погрешностями, из-за чего на модели появляются белые бумажные полосы. От них можно избавиться с помощью фломастеров или карандашей похожего с броней цвета.

Модели самолетов из бумаги

Если у вас уже есть определенные навыки в построении бумажных фигурок, вам наверняка понравится конструирование модели из бумаги и картона пассажирского самолета Ту-104.

  • Распечатайте чертежи самолета на плотной бумаге.

  • Элементы внутреннего каркаса изделия наклейте на тонкий картон — они помечены красными цифрами.

  • Детали, обозначенные крестиком, — шпангоуты или каркас — переносятся на картон с помощью циркуля. В данном случае рассчитать радиус окружности можно, поставив иглу циркуля в середину креста, а карандаш — на окружность. Выкройки бумажных шпангоутов нужно приклеить к данным картонным заготовкам.

  • После разработки каркаса займитесь созданием фюзеляжа, или корпуса летательного аппарата. Заметьте, что, в отличие от предыдущих изделий, секции фюзеляжа №1-8 не имеют белых закрепительных клапанов. Они соединяются между собой специальными лентами, представленными на выкройках соответствующими цифрами в синем цвете.

  • Шпангоуты вклеиваются в стыки между секциями фюзеляжа.

  • Пока клей в корпусе самолета сохнет, склейте между собой хвостовые детали.

  • Двигатели аппарата собираются подобно фюзеляжу.

  • Далее формируются крылья с помощью картона и бумаги.

  • Соедините между собой детали корпуса, крыльев, носовой части и кабины.

  • Сборка шасси происходит в несколько этапов — изначально формируются колеса и их комплектующие, после чего шасси приклеивается к крыльям в специально обозначенном месте.

  • Вы можете также использовать схему, чтобы выкроить деревянное шасси — оно будет прочнее и прослужит дольше, чем бумажное и картонное.

Во избежание изгибов и заломов на корпусе и хвосте, набейте детали ватой в процессе сборки. Украсьте самолет по желанию с помощью спреев и красок для декупажа .

Более простую модель самолета из бумаги вы можете сделать своими руками, ориентируясь на данное видео.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Этот вопрос всегда встает перед людьми, которые хотят взяться за новый для них вид деятельности. Этот же вопрос будет мучить и начинающих бумажных моделистов.

Отбросим в сторону душевные муки, которые часто терзают начинающих «картонщиков», по поводу верности выбранного пути. Отмечу только, что качественные модели из бумаги делать можно, для этого нужны три составляющие:

  1. Аккуратность
  2. Усидчивость (Терпение)

Итак, с направлением деятельности вы определились, теперь следующий шаг – выбор области интересов, причем, при этом надо учитывать и собственные черты характера. Ниже попробуем рассмотреть основные направления в картонном моделизме и кратко охарактеризовать их:

  1. Авиация . Основной масштаб картонных моделей 1/33, реже могут встретиться 1/24, 1/32, 1/48, 1/50, 1/72, 1/100, 1/144. Модели самолетов, как правило, собираются недолго, поэтому должны заинтересовать нетерпеливых (но аккуратность при этом никто не отменял). Огромное значение при сборке моделей самолетов нужно придавать плавным переходам секций, поскольку любые ступенчатые переходы могут превратить вашу модель в бумажную игрушку (обтекаемость - одно из ключевых качеств, за которые сражались авиаконструкторы). Некоторое затруднение может возникнуть и при сборке прозрачных фонарей.
  2. Наземная техника . Основной масштаб картонных моделей 1/25, реже 1/16, 1/35, 1/72, 1/100. Сборка наземной техники, особенно бронетанковой, является одной из самых популярных. К особенностям сборки БТТ можно отнести сравнительно простые формы, что, несомненно, облегчает жизнь моделисту, с другой стороны, наличие у многих образцов гусениц, которые все же рекомендуется делать либо из отдельных траков (представлены в большинстве моделей), либо, используя лазерную резку (продается отдельно). Процесс изготовления такой «гусянки» дело длительное и состоит из ряда монотонных операций (гусеница танка обычно состоит из 70-100 траков, а их 2), которые могут не понравиться многим моделистам, тем более начинающим (правда говорят, что во время этой процедуры большинство достигает просветления). Гусеницы из бумажной ленты смотрятся, мягко говоря, неестественно и могут испортить впечатление от модели. Начинающим можно посоветовать знакомиться с БТТ посредством различных колесных бронетранспортеров и автомобилей, которые, на мой взгляд, не дадут им заскучать.
  3. Флот . Основной масштаб 1/200 (у парусных кораблей 1/96). Часто встречаются масштабы 1/25, 1/50 (различного рода катера и малые подводные лодки), 1/72, 1/100 (достаточно популярный масштаб для малых кораблей вроде миноносцев, торпедных катеров и т.д.), 1/300, 1350, 1/700. Особо можно выделить масштабы 1/250 и 1/400 – это популярные масштабы моделей кораблей по ватерлинии, т.е. без подводной части. Даже не знаю, можно ли советовать сборку кораблей начинающим моделистам, поскольку судомоделизм – одно из самых трудоемких направлений в картонном мире. Усложняет сборку, прежде всего, мелкий масштаб, высокая насыщенность корабля различными механизмами, присутствует и частая повторяемость элементов. Немаловажным этапом является изготовление аккуратной подводной части, без изломов и резких границ (большинство моделистов шпаклюют, шлифуют и красят днище, что существенно повышает трудоемкость и в некотором роде снижает привлекательность именно бумажных моделей). Помимо этого, сборка корабля – дело не одного месяца, поэтому торопыгам и холерикам лучше воздержаться от работы с бумажным флотом. С другой стороны, аккуратно собранный корабль смотрится просто бесподобно.

Помимо этих направлений, которые, несомненно, являются самыми популярными, можно говорить о существовании архитектурных моделей, железнодорожных моделей, фэнтезийных и фантастических фигур и аксессуаров. Наверное, и здесь есть свои стандарты и особенности, но мне, как лицу в данных направлениях не заинтересованному, эти стандарты и особенности неизвестны.

Итак, область интересов выбрана, и руки снова чешутся взяться за ножницы. Не торопитесь, Вы ведь хотите получать удовольствие от процесса и результата? Поэтому, Вам предстоит очень ответственный и сложный шаг – выбор первой модели. Какие критерии надо учитывать, чтобы не попасть впросак:

  1. Сходимость – это самый важный критерий, особенно для первой модели. Если соседние части не стыкуются между собой, то будет крайне сложно без наработанного опыта сделать аккуратную модель. Поэтому рекомендую выбирать модели с компьютерной разработкой (почти все новые модели разрабатываются на компьютере). В продаже и в интернете встречается множество моделей с ручным черчением, их явно не стоит выбирать в первенцы. О сходимости можно узнать на форуме, просматривая сборки заинтересовавших вас моделей, на них же можно оценить трудозатраты, которые поджидают вас на тернистом и скользком пути моделизма. Старайтесь узнать автора понравившихся Вам моделей, поскольку можно предположить, что если одна модель идеально собирается, то и другие этого автора будут не хуже.
  2. Сложность модели – тоже немаловажный фактор, первая модель должна быть как можно проще, хотя при этом для большинства моделистов характерно желание сделать ее эффектной (поэтому первая модель - это компромисс здравого смысла и суперэго моделиста). Настоятельно рекомендую первую модель собирать из отпечатанных типографским способом журналов. Как правило, в нормальных изданиях корректно подобрана бумага, цветовая гамма, которая к тому же не плывет от соприкосновения с клеем, влажными пальцами и т.д. Кто-то может возразить, что в интернете множество бесплатных (ну а если вы не стеснены моральными принципами, то и пиратских) моделей и зачем покупать, то что можно заполучить на халяву, а кроме того, испортив один экземпляр, всегда можно распечатать еще и еще. Сразу хочу сказать, что надо иметь в виду все сложности, которые ждут Вас на пути, а их не мало. Давайте остановимся на них подробнее:
    • Необходимость наличия цветного принтера , желательно с режимом качественной фотопечати и качественных расходных материалов. Наверное, у большинства есть цветной струйный принтер, понадобиться еще фотобумага плотность 160 – 180 г/м2 (большинство моделей печатаются на бумаге именно такой плотности).
    • Корректная цветопередача . С бесплатными моделями все несколько проще, поскольку они являются цифровыми, что гарантирует одинаковый цвет на разных листах модели в электронном виде. Все гарантии исчезают при распечатке модели, поскольку некоторые модели принтеров (особенно когда заканчивается какой-либо цвет) дают разнотон, ну и тем более он появится, если Вы будете использовать различную по плотности и производителям бумагу или печатать листы с большим промежутком времени. Совсем скверная ситуация может приключиться с отсканированными моделями, поскольку сканирование может серьезно исказить цвета и тут уж придется овладеть Photoshop-ом или кисточкой.
    • Корректная передача геометрии и масштаба . Тоже немаловажно, поскольку от этого будет зависеть сходимость модели. Если Вы недоглядели настройки печати, то в итоге можете получить набор листов с различным масштабом, ну а почти любой принтер будет стараться привнести геометрические искажения и уж наверняка они появятся, если включить в эту цепочку сканер.
    • Необходимость постпечатной обработки . Струйные чернила (а большинство будет печатать исключительно на струйных принтерах) имеют свойства расплываться под воздействием влаги (влажные руки, клей на водной основе и т.д.). Для защиты выкройки во время работы и уже готовой модели, желательно распечатанные листы покрыть матовым акриловым лаком (автолаком, или лаком который продается в художественных магазинах).

      Подведя итог, прежде чем взяться за распечатку модели, хорошо подумайте и взвести не только трудозатраты, но и себестоимость распечатки, вполне возможно, что дешевле все-таки купить изданную модель.

  3. Подробность инструкции и сборочных рисунков . За неимением опыта в первой модели вопросы возникают постоянно, даже при сборке простых узлов и деталей. Кто-то не постесняется спросить в форуме, кто-то разберется сам, но все же желательно, чтобы монтажных схем было много (Вот для ознакомления со сборочными инструкциями не совестно использовать пиратскую продукцию в виде «сканов»). Большинство моделей издается в Польше (Мекка бумажного моделирования), поэтому язык инструкции часто польский (иногда английский), и если Вам хочется понимать о чем пишут авторы модели, то самый простой способ найти русскоязычные издания (благо такие тоже имеются).
  4. Историческая достоверность или сходство с прототипом . Наверное, самый спорный пункт, поскольку для каждого существует свой критерий исторической достоверности. Одному будет достаточно схожести внешнего облика, другой будет выражать недовольство количеством заклепок в шве, но в любом случае собирать модели, похожие на прототип, гораздо приятнее.

При выборе первых моделей не стесняйтесь обращаться к более опытным моделистам, например, посредством форума. На вежливый, грамотно поставленный вопрос, Вам всегда ответят.

Ну что, выбранная модель теперь в ваших руках? Тогда можно браться за инструменты!