Когда будет праздник сагаалган в году. Встречаем белый месяц. Встречаем Белый месяц

29 декабря. /ТАСС/. Авторы туристского проекта «Сказочный Сагаалган», реализуемого ежегодно в Бурятии в канун Нового года по лунному календарю, решили придать ему патриотическую направленность и посвятить объявленному в России Году памяти и славы в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Об этом сообщил ТАСС в субботу директор Туристского информационного центра Бурятия Чингис Аханянов.

Год мыши наступит в ночь с 23 на 24 февраля. С 22 по 24 февраля в рамках проекта «Сказочный Сагаалган» новогодний персонаж - Белый старец Сагаан Убгэн и его гости по традиции будут участвовать в праздничной программе, каждый год ее тематика меняется.

"В этом году проект «Сказочный Сагаалган» будет посвящен объявленному президентом России Году памяти и славы. 22 и 23 февраля пройдут мероприятия, связанные с патриотическим воспитанием, поддержат Сагаан Убгэна гости - удмуртский Дед Мороз - Тол Бабай и Байкальский Дед Мороз из Иркутска . А 24 февраля - это будет первый день Нового года - празднование Сагаалгана в Улан-Удэ будет традиционным, по всем канонам", - сообщил Аханянов.

"Это такой возраст, когда они уже подозревают, что Дед Мороз ненастоящий, но продолжают верить в него, и в то же время именно эти дети, как правило, не так охвачены мероприятиями патриотической тематики, как, например, старшеклассники, - сказал Изайлов. - Наступает особенный год, когда все мы будем праздновать 75-летие Победы, поэтому такая тематика - в программу войдет посещение воинских частей, осмотр военной техники. И Тол абай из Удмуртии - тоже не случайность, он приедет из Ижевска - это город является центром российской оборонной промышленности".

"Сказочный Сагаалган"

Российские буддисты отмечают Сагаалган - восточный Новый год - в разное время: дата праздника рассчитывается по лунному календарю и, как правило, приходится на конец зимы - начало весны.

Старт проекту «Сказочный Сагаалган» в Бурятии был положен в 2007 году, в 2008 году в гости к Сагаан Убгэну приезжал Дед Мороз из Великого Устюга. После этого Бурятию в дни Нового года по лунному календарю посещали Владыка холода - Чысхан из Якутии, Деды Морозы и Снегурочки из Салехарда, Костромы, Белоруссии, Санта-Клаусы из Южной Кореи, Японии, Финляндии и другие новогодние персонажи из разных стран и регионов России. По традиции Сагаан Убгэн принимает зарубежных коллег в своей резиденции в Этнографическом музее народов Забайкалья. Дом Белого Старца выполнен в виде большой белой юрты, около которой установлены сказочные версты: каждый из Дедов Морозов оставляет там собственный путевой знак.

Наступающий год объявлен в России Годом памяти и славы. В Бурятии старт празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне дан 9 декабря 2019 года на Мемориале Победы Улан-Удэ. 21 декабря в центре города открыт памятник дважды Герою Советского Союза маршалу Константину Рокоссовскому , начинавшему свой путь воинской славы в Бурятии.

Почти весь мир привык встречать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января. Как правило, его отмечают в кругу семьи или друзей, наряжают ёлку, накрывают большой праздничный стол и ждут наступления полуночи, когда один год сменится другим. Однако некоторые народы мира исторически отмечали его совсем в другое время и даже сейчас кроме календарного праздника отмечают свой национальный Новый год.

Как и когда встречают смену года коренные народы Бурятии, разбирался корреспондент «АиФ-Бурятия».

Когда распускается берёзовый лист

Эвенкийским праздником Нового года можно считать летний праздник Икэнипкэ. Как рассказала Надежда Шеметова, глава государственного республиканского центра эвенкийской культуры «Арун» , он наступает в конце весны - начале лета, когда на землях, где веками живут эвенки, распускается берёзовый лист. Он знаменует собой пробуждение природы, и её обновление становится точкой отсчёта Нового года. В этот день проводятся традиционные обряды, и Духам преподносят угощения - конфеты, готовое мясо, хлеб, молоко и другие продукты.

На даты календарного нового года, а также на декабрь и январь у эвенков не выпадает праздников. Ближайший к ним - это ноябрьский праздник первого снега. С ним всегда был связан образ Тугэни Энёкен - Матушки-Зимы: красивой зрелой женщины, одетой в традиционный эвенкийский наряд, отороченный белым мехом. Она была связана в первую очередь не с людьми, а с природой. Время, когда первый снег покрывал землю, и Тугэни Энёкен вступала в свои права, считалось праздником, а также лучшим временем для охоты.

Теперь же у образа Тугэни Энёкен появилась новая трактовка. «В последние 15-20 лет приход Матушки-Зимы стали связывать не только с праздником первого снега, но и с календарным Новым годом, - рассказывает Надежда Егоровна. - В какой-то мере использование её образа в эти дни искусственно, ведь исторически она с ним связана не была». Впрочем, детям Тугэни Энёкен очень полюбилась, и теперь она появляется на празднике, не заменяя Деда Мороза и Снегурочку, а являясь третьим, чисто эвенкийским персонажем. Она играет с детьми в игры, загадывает им загадки и угощает сладостями.

«Белый месяц», буддизм и шаманизм

Бурятия - это регион, в котором две религии - шаманизм и буддизм - не только уживаются, но ещё и переплетаются так, что появляются общие праздники. К таким относится и самый важный бурятский праздник - Сагаалган или «Праздник белого месяца».

До прихода буддизма буряты отмечали его в день осеннего равноденствия - 22 или 23 сентября. Однако внук Чингисхана хан Хубилай под влиянием новой религии перенёс праздник на конец февраля - начало марта, то есть на Новый год по лунному календарю. Сагаалган знаменует его начало, а «белый месяц» - это первый, «чистый» месяц грядущего года. Он считается в первую очередь семейным праздником. В это время проводится обряд почитания старших, младшие дарят им подарки, а старшие после идут к старейшинам и дарят подарки им.

Кстати, наступает Сагаалган не в полночь, а с восходом солнца. Накануне в доме наводят порядок и избавляются от ненужных вещей. Интересно, что исторически у бурят даже возраст начинали считать только после того, как настанет «белый месяц».

Есть ли у бурят Дед Мороз?

Аналогом привычного новогоднего дедушки с подарками в Бурятии считается Белый Старец Сагаан Убгэн. Только всё же он не Дед Мороз, а религиозный персонаж. Ещё до прихода буддизма он считался покровителем долголетия, богатства, счастья, семейного благополучия, продолжения рода и плодородия. Саган Убгэн повелевал дикими зверьми, домашними животными и даже людьми, а также был владыкой гор, земли и воды. По легендам, когда он появляется, то приносит с собой мир, покой и равновесие в жизнь тех, кто его почитает.

Раньше монгольские народы - а почитают Белого Старца не только буряты - изображали его в роли отшельника с белой бородой, одетого в белые одежды и держащего в руках, посох с головой дракона. За долгие века Саган Убгэн преобразился: теперь старец всё также одет в белую одежду, но уже зимнюю - меховую шапку и белую шубу со стилизованными бурятскими узорами.

Встретить Белого Старца можно только раз в году - в Сагаалган. Его резиденция в этот день располагается в большой юрте этнографического музея народов Забайкалья. Кроме того, она появляется и на центральной площади Улан-Удэ во время празднования прихода «белого месяца». Хоть он и не Дед Мороз, но дети воспринимают его именно так и ждут от него подарков, поэтому он носит с собой небольшую сумку со сладостями.

5 фев - РИА Новости. Российские буддисты в ночь на вторник встречают «Белый месяц» (Цаган Сар, Шагаа или Сагаалган) и Новый год по лунному календарю - год Желтой земляной свиньи.

В буддийской традиции празднование Нового года приходится в разные годы между концом января и серединой марта - на первое весеннее новолуние по лунному календарю. Согласно буддийскому вероучению, Сагаалган - это праздник белой молочной пищи, почитания старших, обновления человека и природы, открытости и чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий. В традиции тибетско-монгольского буддизма Сагаалган является первым из шести самых важных ежегодных праздников - хуралов.

"Наступает Год помощи другим. Умный помогает десятерым, мудрый - сотне, просветленный - тысячам людей", - заявил журналистам в преддверии Сагаалгана духовный лидер российских буддистов, глава Буддийской традиционной сангхи России Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев.

Современное религиозное содержание буддистский Новый год приобрел в начале XV века, когда известный реформатор тибетского буддизма, основатель школы Гелугпа (последователями которой являются большинство российских буддистов) лама Чже Цонкапа (или Цзонхава) разработал правила проведения праздников в дацанах. К Новому году он приурочил Монлам Ченмо - Великий молебен, который посвящен 15 чудесам, совершенным Буддой Шакьямуни в индийском городе Шравасти, и длится 15 дней.

Обряды по случаю Сагаалгана начинаются за три дня до его наступления - в дацанах совершается особый молебен, посвященный Сахюусанам - десяти божествам-защитникам Учения Будды. Наибольшее почитание среди них воздается богине Лхамо, в ее честь совершается отдельный хурал «Балдан Лхамо» в день, непосредственно предшествующий Новому году.

Пятнадцать чудес Будды

Поскольку монголы, буряты и тувинцы являются последователи той же школы, что и тибетцы, то и у них в течение первых двух недель после наступления Нового года в храмах ежедневно проводятся службы в честь одного из 15 чудес Будды.

В первый день первого весеннего месяца он воткнул в землю свою зубочистку, из которой выросло огромное дерево, заслонившее кроной весь небосвод, Солнце и Луну. На ветвях дерева висели огромные плоды, подобные сосудам, вмещающим пять ведер воды. На второй день мановением руки Будда сотворил по обеим сторонам от себя высокие горы с фруктовыми деревьями: по правую руку Будды люди собирали и вкушали эти плоды, а по левую руку от него паслись стада.

На третий день он ополоснул рот водой и выплюнул эту воду на землю. Вода сразу превратилась в озеро, в котором цвели огромные лотосы, наполнявшие своим благоуханием всю округу. На четвертый день по воле Будды из озера раздался громкий голос, который проповедовал священное учение. На пятый день Будда улыбнулся, и от его улыбки разлился свет в 3 тысячах миров, а все, на кого упал этот свет, стали благословенными.

На шестой день все последователи Будды познали мысли друг друга и узнали о воздаянии, которое ожидает их в грядущем за совершенные добродетели и прегрешения. На седьмой день Будда предстал перед учениками в окружении властителей всего мира, которые вместе с приближенными воздавали ему хвалу и почести. Все это время лжеучителя были бессильны произвести какое-либо чудо, мысли их путались, языки онемели, а чувства были подавлены.

На восьмой день Будда прикоснулся правой рукой к трону, на котором сидел, и перед ним появились пять свирепых чудовищ: они начали разрушать сидения лжеучителей, а появившееся божество Ваджрапани прогнало отступников своей ваджрой - грозным оружием, подобным молнии. После этого 91 тысяча почитателей лжеучителей перешла на сторону Будды.

На девятый день Будда предстал выросшим до небес и проповедующим учение обитателям всех миров. На десятый день он стал видимым одновременно во всех царствах материального мира и проповедовал в них свое учение. На одиннадцатый день тело Будды обратилось в свет, который наполнил своим сиянием тысячи миров. На двенадцатый день из тела Будды вышел золотой луч, который осветил царства 3 тысяч миров, а все, кого коснулся свет, прониклись учением.

На тринадцатый день Будда испустил из пупа два луча, которые поднялись на высоту семи саженей, и каждый луч был увенчан цветком лотоса. Затем на этих лотосах появились отражения Будды, которые тоже испускали по два луча, оканчивающихся лотосами - и на них появлялись отражения Будды, и так продолжалось, пока лотосы и Будды не заполнили всю Вселенную. На четырнадцатый день Будда мановением руки сотворил огромную колесницу, которая достигла мира богов. Из нее образовалось множество других колесниц с отражениями Будды, а их сияние наполнило светом все миры.

На пятнадцатый день Будда наполнил едой все сосуды в городе. Еда в каждом сосуде отличалась по вкусу, и люди ели с удовольствием. Затем Будда рукой коснулся земли: она разверзлась, и все увидели ад, в котором страдали души стремившихся получать от жизни только наслаждение. Увидевшие муки ада смутились, и Будда продолжил проповедовать свое учение.

Празднование Сагаалгана, фото с сайта Центра культуры коренных народов Прибайкалья,etno.pribaikal.ru


В целом в интернациональной семье жителей Иркутска и области Новый год по лунному календарю почитают и встречают многие. Сагаалган — праздник Белого месяца является символом обновления человека и природы, а его идеалы мира, добрососедства, уважения к старшим разделяют представители всех национальностей.
Сагаалган начинается с первого весеннего новолуния. В отличие от нашего обычного Нового года, который мы празднуем в полночь с 31 декабря на 1 января, Сагаалган наступает рано утром, сразу с восходом солнца.
На кануне празднования белого месяца буряты наводят чистоту в доме, обновляют одежду, избавляются от ветхих вещей. Таким образом, люди как бы прощаются с прошедшим, с тем, что ушло.

Перекликается с русскими обычаями празднования Нового года, не так ли? Мы тоже генералим, избавляемся от ветхого, сломанного, старого и ненужного.

Примерно в 4-5 утра буряты уже бодрствуют, а на рассвете приветствуют Солнце и Вечно синее небо.
Согласно преданиям, именно с рассветом, с восходом Солнца в каждый дом заходит божество — Палдэн Лхамо, покровительница Тибета, и подсчитывает всех, кто находится в доме. Считается, что Лхамо ведет подсчет только тех людей, кто бодрствует, кто проснулся, нарядился и готов встречать новый день. Если кто-то проспит, то не будет учтен божеством и соответственно упускает свою удачу на целый год.

Может быть русская пословица: «Кто рано встает, тому Бог подает» родилась неспроста?

По правилам встречи Сагаалгана нужно сначала представиться Солнцу и поблагодарить за благополучно закончившийся год. Благодарность включает в себя не только теплые слова признательности, но и подношения (угощения) для духов. Это может быть молоко, сладости, чай, водка.
Затем нужно представить Солнцу и Вечно синему небу, а также духам, которым поклоняется человек, всех членов своей семьи. Только после этого просить то, что желаете на следующий год. В основном это благополучие семье и здоровья всем родным и близким.

Празднование Сагаалгана, фото администрации Агинского округа, aginskoe.ru


Шаман, который вел лекцию о традициях празднования белого месяца, рассказал, что из пожеланий бурят в Сагаалган обычно встречаются такие как здоровье скоту, хорошего урожая, процветание семейному делу, встреча со своей второй половинкой, рождение детей.
Как оказалось, мечты у всех народностей одинаковые.

В первый день Сагаалгана в гости не ходят. Этот день проводят исключительно в семейном кругу.
На первый план выступают такие общечеловеческие ценности как почитание старших и уважение друг к другу, укрепление семьи, приобщение молодёжи к культурному наследию своих предков. Эту, казалась бы простую народную философию, праздник передает из поколения в поколение.
Например, в церемонии преподношения друг другу подарков первыми поздравлять и дарить подарки идут самые младшие в роду. То есть дети идут к родителям, родители к своим родителям и т.д. В этом заключается знак уважения и почтения к старшим. Родители, приняв поздравления и подарки от своих детей, поздравляют в ответ всех по старшинству, при этом сначала поздравляют мужчин (мальчиков), а затем женщин (девочек).
Значение придается самому посылу подарка, тогда как его форма, дороговизна, престижность значение не имеют. В ритуале обмена подарками главное — внимание.

В остальные дни празднования Сагаалгана принято ходить по гостям и потчевать гостей у себя дома. Чем больше гостей в период празднования посетит дом, и чем богаче будет стол, тем удачливее и сытнее будет наступивший год.


В традиции бурят есть такое правило – ни когда не отвечать на вопрос «как дела?», «как жизнь?», что «все плохо». К примеру, когда спрашивают бурята: «Как дела?» Он ответить обязательно, что «все хорошо», или что «все потихоньку». Но никогда не ответить – «все плохо», «денег нет», «депрессия», «невезуха».
Если даже на самом деле дела у него не важные, он ответит:
— «Как скот?»
– «Растет потихоньку» (даже если у него падеж).
— «Жиреют коровы?»
– «Есть немного, кормим, стараемся» (даже если был засушливый год и нечем кормить скотину).

Хорошая традиция, ведь мысль материальна)

В древние времена у бурят не было принято запоминать свои дни рождения, а отмечать их – тем более. С наступлением Белого месяца каждый бурят прибавлял себе год. При этом год считались от года зачатия, а не от года рождения. То есть, например, вам сейчас 30 лет и + год в животе у матери, то есть – 31 год.
Даже если вы родились накануне Сагаалгана, то в древние времена вам прибавили бы год и + год в животе, таким образом, месячному ребенку могло быть 2 года.
Также поступали с возрастом скота. Всем коровам, лошадям, свиньям, баранам наступлением Сагаалгана прибавляли 1 год с.
Говорят, что и сейчас в некоторых деревнях этот обычай до сих пор соблюдается.

Статьи о путешествиях по Бурятии:
*
*
*

Сагаалган (Цаган Сар) или праздник Белого месяца - это буддийский Новый год, который не имеет фиксированной даты и празднуется согласно данным астрологических таблиц, сформированным по лунным месяцам. Какого числа наступит Сагаалган в год Огненного петуха? Что особенного в этом празднике? Как его правильно встретить и провести?

Сагаалган - один из главнейших праздников у монгольских и некоторых тюркских народностей, символизирующий начало весны, обновления природы и человека, а также надежды на всё новое, прекрасное и доброе.

Когда же наступит Сагаалган в 2017 году? Если в 2016 году этот праздник отмечался в ночь с 8 февраля на 9-е, то в 2017-ом буддийский Новый год - 26 февраля.

Особенности Сагаалган

За три для до наступления Сагаалган в религиозных заведениях проводится особый молебен, посвящённый десяти божествам-защитникам учения Дхармы, которые пытаются образумить всех противников буддизма (дхармапалам). Особое уважение среди них занимает богиня Балдан Лхамо - покровительница Лхасы (столицы Тибета). В её честь проводится отдельный молебен в канун Сагаалган.

Чтобы получить благословение богини Балдан-Лхамо, рекомендуется не спать всю ночь либо же проснуться в 4-5 утра. Именно в это время до восхода солнца в дом заходит данное божество. Если упустить этот момент, то счастья в новом году не будет. А если Балдан-Лхамо увидит человека бодрствующим, то обеспечит ему своё покровительство и поможет в разрешении сложных житейских ситуаций.



В храмах проводятся хуралы - торжественные службы, которые длятся всё ночь и заканчиваются утром в 6 часов. В это время звучат поздравления настоятеля для всех собравшихся в храме по поводу наступления Сагаалган.

Что же касается домашнего обихода, то тут накануне праздника по полной ведётся уборка всех уголков жилых и нежилых помещений. Кроме того члены семьи, в знак уважения, готовят друг другу подарки, а женщины планируют меню на новогодний стол.

Ритуалы Буддийского Нового года 2017

На Сагаалган и в канун этого праздника все монголоязычники совершают основные обряды:

  1. Гутор
  2. Дугжууба
  3. Конь ветра удачи

Обряд очищения Гутор — особенное действие, которое заключается в том, чтобы выбросить из дома всё то, что несёт в себе плохое, негативное и «нечистое», убрать из жилого помещения то ненужное, что копилось в нём целый год. Этот ритуал предполагает присутствие в доме приглашённого ламы и всех членов семьи.

Дугжууба - это специальный церковный обряд духовного очищения кармы (сжигания грехов), который проводиться в храме или монастыре за день до праздника Сагаалган. Данная церемония сопровождается разведением костра, в котором сжигают всё то, что не несёт в себе положительной энергетики и долгое время не используется в быту.
По большому счёту Дугжууба — эзотерический ритуал, поэтому его нельзя проводить на придомовой территории.

Обряд «Конь ветра удачи» предполагает вывешивание на крыше дома полотна с определённым изображением, которое накануне праздника было освящено в храме. Смысл данного действия заключается в том, что, развивающаяся на ветру ткань, должна защитить дом и домочадцев от потенциальной опасности, несчастий и болезней. А изображение на тканом полотне будет дарить жильцам дома достаток, счастье и удачу.

Традиции Сагаалган

Точно также как и у православных, на Буддийский Новый год в обязательном порядке должен быть накрыт богатый стол со всякими вкусностями. Но примечательно то, что в последнем случае на столе непременно обязаны присутствовать блюда белого цвета. Как правило, они создаются из молока или кисломолочных продуктов. Дело в том, что Сагаалган - праздник Белого месяца, а белый цвет символизирует собой чистоту и процветание. Во время трапезы в доме традиционно зажигается лампада - зула.

Что касается потребления алкоголя, то, в частности бурятами, это не приветствуется вообще никогда, а в Белый месяц тем более.

Также в Сагаалган не принято ходить в гости, и это при том, что данный фактор является обязательной составляющей праздника. Первый день буддийского Нового года следует повести в кругу семьи, с родными и близкими, живущими вместе. И только на второй день можно приглашать в свой дом ближнюю и дальнюю родню, родителей, друзей или же наоборот отправляться в гости к ним.