Методы гипнотизации детей и подростков

Лечение гипнозом детей.

Гипноз и внушение имеют большое значение при лечении некоторых заболеваний у детей. Однако следует помнить, что гипнотический сон можно развить лишь у детей, достигших 8-летнего возраста. При гипнотизировании детей более раннего возраста сон развивается лишь обычный, физиологический, а гипноза, как такового, достигнуть не удается. Особенно хорошие результаты удавалось получить у детей, страдавших ночным недержанием мочи. Как правило, это тяжелое страдание приносит много огорчений как ребенку, так и родителям. Причины ночного недержания мочи еще полностью не установлены.

Мы неоднократно получали хороший эффект при условии отсутствия органических изменений в нервной системе и костном аппарате. Следует стремиться устранить с помощью гипносуггестивной терапии все внешние раздражители: и выработать у больного ребенка «сторожевой пункт» в мозгу, который мог бы при торможении почти всех отделов коры во время сна быть в состоянии возбуждения, чтобы в нужный момент ребенок пробудился для мочеиспускания. Таким образом, детский гипноз является актуальной формой взаимодействия с ребенком.

Гипноз для детей, применявшийся на практике

Больной М., 9 лет, страдал ночным недержанием мочи. Все попытки родителей регламентировать, акт мочеиспускания к успеху не приводили. Спал ночью исключительно крепко. В результате постель всегда влажная. Устроить в детский сад или пионерлагерь из-за этого не представлялось возможным, что крайне тяготило ребенка, и родители обратились к нам за помощью. Дан ряд советов и рекомендаций. Назначен на гипносуггестивную терапию ввиду хорошей и быстрой восприимчивости к гипнозу. С первого же сеанса впал в глубокий гипнотический сон третьей степени глубины с полной утратой воспоминаний.

Внушено, что теперь он будет ощущать полный мочевой пузырь и будет немедленно самостоятельно пробуждаться и идти в туалет. С 3-го сеанса сон стал менее глубоким, мальчик стал самостоятельно пробуждаться в строго назначенные часы. После 5-го сеанса исчезла также и дурная привычка грызть ногти. Всего на курс гипнотерапии затрачено 15 сеансов. Ребенок полностью избавлен от ночного недержания мочи. Хорошие результаты прослежены в течение 3 лет. Рецидива заболевания не наступило.

Таких удачно излеченных больных нами наблюдалось свыше 30.

Следующим весьма тягостным и распространенным заболеванием является заикание. Нужно сказать, что заикание - одно из упорных и трудно поддающихся лечению заболеваний. По нашим наблюдениям, лишь в 30-35% случаев удается с помощью гипнотерапии восстановить полностью и стойко свободную речь.

Больной К., 15 лет, ученик. Начал заикаться с 10-летнего возраста после испуга (укус собаки). Все попытки лечения медикаментозными и логопедическими средствами эффекта не дали. Мальчик очень тяготится своим весьма выраженным, заиканием. Застенчив. Особенно плохо говорит при чужих людях. Испытывает «страх речи». На лечение пошел весьма активно. Даны соответствующие рекомендации и поддержаны все упражнения логопеда. Мальчик оказался весьма внушаемым и гипнабельным. Легко впал в состояние глубокого гипноза третьей степени глубины с полной утратой воспоминаний о проделанных упражнениях в гипнозе. Так, например, в гипнотическом сне говорил совершенно свободно без малейших проявлений заикания. Всего проведено 15 сеансов гипносуггестивной терапии. Речь полностью восстановлена. Рецидива заболевания в течение 3 лет не было Избавлен также от излишней застенчивости и стеснительности. Полностью устранен «страх речи».

Среди детских заболеваний нам неоднократно приходилось сталкиваться с тягостными припадками эпилепсии. Сразу же оговоримся, что мы, как и большинство невропатологов, не считаем возможным полное излечение эпилепсии методом гипноза, так как оно относился к органическим заболеваниям, но в ряде случаев в своей практической работе неоднократно добивались весьма хороших результатов.

Так, у некоторых детей, страдавших частыми припадками, сопровождавшимися падением и ушибами, прикусом языка и недержанием мочи, нам удавалось с помощью гипносуггестивной тёрапии переводить дневные припадки на ночные, делать эти припадки более легкими, а главное, нередко удавалось увеличить период между припадками. Так, в одном случае припадки эпилепсии, возникавшие по 6-8 раз в день, удавалось свести к одному разу в три месяца.
Особенно успешно проходило лечение так называемой условнорефлекторной эпилепсии.

Больная К., 12 лет. Поступила для лечения эпилепсии (страдает с раннего детства) ввиду весьма частых припадков, по 5-6 в сутки, сопровождавшихся падением и ушибами лица, прикусом языка и полной утратой воспоминания. Часто после припадка впадала в глубокий сон. Обследовалась у невропатолога Психика почти не изменена. Физическое развитие хорошее. Ввиду настоятельной просьбы начато лечение в гипнотарии . Гипнабельность и внушаемость удовлетворительные. Гипнотический сон средней глубины. Проведено 15 сеансов гипнотерапии. После 3-го сеанса полное прекращение припадков, но курс продолжен. Результат лечения прослежен за 8 месяцев. Затем больную увезли в другой город. Сообщений больше не поступало.

В качестве консультанта я был вызван в детскую больницу к «умирающему» ребенку, 10 лет. Больной ребенок был в тяжелом состоянии, крайне истощен. У него наблюдалось полное отвращение к пище, а при малейшей попытке принять ее наступала неукротимая рвота. По настоятельной просьбе начато лечение гипнозом; только после 8-го сеанса удалось развить легкое гипнотическое состояние. Однако ввиду того, что после 5-го сеанса наметилось прекращение рвоты и мальчик начал немного есть, решено лечение продолжить. Всего за курс лечения было проведено около 30 сеансов гипнотерапии, приведших к полному излечению. Ребенок начал есть, поправился на 7 кг, полностью прекратилась рвота, и он был выписан в хорошем состоянии. Рецидива не было.

В течение длительного периода нам неоднократно приходилось заниматься гипносуггестивной терапией детей и подростков по самым различным заболеваниям, разным дурным привычкам и склонностям, функциональным расстройствам нервной системы с теми или иными проявлениями. Следует отметить, что дети с 8-летнего возраста до 15 лет, как правило, хорошо внушаемы и гипнабельны, в дальнейшем восприимчивость к гипнозу несколько уменьшается, но остается еще достаточно высокой в зависимости от типа и состояния нервной системы. Соответственно, гипнотерапия детей не является сверхсложной задачей.

В заключение брошюры следует подчеркнуть, что в настоящее время в нашей стране все большее число врачей осваивают приемы и способы внушения, гипноза и психотерапии в широком значении этого понятия, внедряя эти прогрессивные методы в самых различных клиниках. Мы являемся сторонниками гипносуггестивной Терапии, однако ни в коем случае не считаем эту терапию средством от всех болезней. Однако не следует недооценивать этот метод лечения, так как при многих функциональных и некоторых формах органических болезней гипносуггестивная терапия является весьма эффективной и дает очень хороший терапевтический результат там, где обычные методы медикаментозного лечения оказываются мало полезными.

Источник книга П. И. Буля «Техника гипноза и внушения» (Издательский дом «Сентябрь», 2001).

Психосоматика. Как образуются страхи и фобии?

Психосоматика & гипноанализ: как образуются страхи и фобии в следствии психотравмы

Клинические наблюдения о лечении гипнозом детей.

Собраны в книге доктора медицинских наук И. П. Брязгунова обобщается многолетний практический опыт педиатров по работе с различными психосоматическими заболеваниями и симптомами у детей и подростков. Бронхиальная астма, повышенное давление, мигрени, боли в животе, обмороки, ночной энурез, ожирение и т.д. - все они могут являться следствиями психотравмирующего опыта ребенка. Психосоматика рассматривается как функциональная патология, лечение которой может осуществляться как медикаментозными так и оздоравливающими средствами.

Ликбез по гипнозу

❂ Психосоматика

Психосоматика (др.греч. ψυχή - душа и σῶμα - тело) - направление в медицине, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических, то есть телесных заболеваний. Гипнотерапия различает следующие виды психосоматических заболеваний:

Безотчетные приступы гнева, вины, обиды, страха,
+ синдромы посттравматического характера: тик, заикание,
+ депрессии, панические атаки, эмоциональные зависимости,
+ аллергии, в том числе в виде накожных заболеваний,
+ всевозможные фобии, депрессия.

❂ Горизонты психотерапии

Кроме избавления от психосоматических заболеваний гипнотерапия дает возможность решать специфические задачи возвращения памяти, зрения, рефлексов.

Гипноз так же используют для избавления от угнетающих воспоминаний, наркозависимости (в паре с психиатором) или во время хирургической операции (в паре с анестезиологом), когда в силу возраста или болезни желательно не использовать лекарства. Возможности гипнотерапии в известном смысле безграничны. Эффективен гипноз, а порою это единственное средство. чтобы достать из памяти

❂ Детский гипноз

Гипнотерапия может быть использована для помощи детям при условии трех «если»:

Если ребенок способен адекватно излагать свои мысли,
+ если гипнотерапевту удается установить с ним доверительный контакт,
+ если родители готовы не присутствовать во время сеанса.

❂ Почему именно гипноз?

Гипнотерапия незаменима, когда требуется доступ к эмоциональной памяти. Кроме того, область гипнотерапия научно-обоснована в отличие от многих других направлений (например, психоанализа или модного НЛП). Чаще всего речь идет о детской или юношеской психотравме, повлиявшей на формирование поведенческих стереотипов взрослого человека. Чтобы пациент навсегда избавился от дискомфорта, который влекут ложные модели поведения, гипнотерапевт должен устранить сам источник – психотравму. Для этого пациент должен быть готов к сотрудничеству в гипнотерапевтом состоянии измененного сознания. Он предварительно усваивает цели и задачи, чтобы во время сеанса действовать по плану. При удовлетворительном взаимодействии гипнотерапевта и пациента успех гарантирован за несколько сеансов, при отличном – за один сеанс.

❂ Клиническая база гипнотерапии

Клиника – это признаки заболевания, комплекс симптомов, позволяющих распознать конкретное заболевание.
О клинике, которая требует обращения к гипнотерапевту, можно узнать в разделе "Статьи о гипнозе" и "Что такое гипнотерапия?", а так же на канале Youtube

❂ Правовые аспекты применения гипноза

Гипноз является одним из официальных методов психокоррекции, применение которого не требует дополнительных разрешений в работе врачей и психологов. В российском законодательстве гипноз не является объектом или субъектом закона, поэтому ответственность за его применение вне клинических условий определяется на общеправовых основах, что соответствует равному участию в содеянном двух сторон: гипнотерапевта и его пациента. Иными словами, ответственность за результат и последствия гипнотических сеансов гипнотерапет и его пациент несут вместе и в одинаковой мере.

Энурезы

Лекция по гипнозу в Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиге.

Что такое внушение по Бехтереву? Мифы и факты о гипнозе www.сайт

Гипноз. Что такое классический гипноз? Гипнотерапия в медицине www.сайт

Самые важные вопросы, который задаёт себе каждый родитель, когда речь заходит о лечении гипнозом детей – насколько это безопасно и насколько это эффективно?

И в данном случае ответ однозначен. Начиная с 3 – 4 лет и до 18 – 20 гипноз особенно эффективен и полезен. И не только в лечении, но и в развитии способностей ребёнка. В раскрытии его потенциала. Для спортивных и творческих достижений.

Какие проблемы можно решить у детей?

Фактически любые. Расскажу только о нескольких вопросах, которые мне лично удалось успешно решить работая с детьми.

  1. 1. Заикание
  2. 2. Синдром раздражённого кишечника
  3. 3. Страхи
  4. 4. Социофобия
  5. 5. Нежелание учиться

Теперь обо всём по порядку.

  1. 1. Лечение заикания.

Очень часто встречающаяся проблема у детей. Гипноз позволяет решить её за 10 – 12 сеансов, не больше. 10 – 12 дней работы. Вместо длительного лечения в поликлинике. Хорошо решается как у детей 5 – 7 лет, так и у подростков. Я описывал работу с 19 летней девушкой, по устранению заикания, в этом блоге

  1. 2. Синдром раздражённого кишечника.

Раньше, это заболевание было характерно для лиц после 25 – 30 лет. К сожалению, последнее время, в связи со стрессами, серьёзными интеллектуальными нагрузками – болезнь молодеет. И в разных формах проявляется у школьников.

Представьте, что произойдёт, если школьник не сможет сдержать газы на уроке или на перемене. Ярлык на все школьные годы и развитие болезни. Итог – ребёнок теряет желание учиться. Страх перед посещением школы. Страх общения с окружающими.

Лечение гипнозом детей в этой ситуации позволяет убрать первопричину проблемы. Ускорить избавление от болезни. Снять побочные эффекты заболевания, связанные с социумом.

Я работал по этой теме с 16 летним юношей, который был доведён до состояния, когда уже не мог посещать школу. За 17 сеансов мы вернули молодого человека к жизни. Рецидивов болезни не наблюдается уже более года.

  1. 3. Страхи.

Страхов у детей в большинстве случаев, очень много. Если не убрать их в детстве, они не только испортят детские годы, но могут и проявиться во взрослом возрасте уже гораздо серьёзнее.

С детьми работать очень комфортно и эффект есть всегда.

Страхи убираются, в большинстве случаев, за 5 – 10 сеансов. Причём уходят навсегда.

  1. 4. Социофобия.

Многие дети застенчивы. И эта застенчивость может перерасти в боязнь людей. В социофобию. Одно обидное слово может нанести ребёнку серьёзную травму.

Лечением гипнозом детей позволяет убрать первопричину проблемы. И позволит повысить коммуникативные навыки ребёнка на подсознательном уровне.

  1. 5. Нежелание учиться.

Увы, наша школа умеет отбить желание учиться у детей. Уровень преподавательского состава снижается с каждым годом. Вернуть желание ребёнка учиться, получать новые знания – очень важно. И гипноз может помочь в этом вопросе. Быстро и эффективно!

Если у вас есть необходимость лечить ребёнка гипнозом в Москве, просто позвоните мне по телефону или свяжитесь через форму обратной связи. И уже завтра мы начнём решать вопросы вашего ребёнка.

Гипнотизирование детей

Трудность заключается в том, что дети, конечно же, очень внушаемы, но поддаются гипнозу по-разному, в зависимости от возраста, - возможно, это связано с тем, насколько сформировалась кора головного мозга. Можно утверждать, что легко гипнотизировать детей старше девяти лет. В период половой зрелости способность поддаваться гипнозу несколько ослабевает, но затем снова возвращается.

Поскольку дети быстро реагируют на всевозможные раздражения, трудно ожидать, что можно надолго отключить их сознание, но повлиять на этот процесс можно. При этом надо помнить, что дети реагируют на малейшие изменения в поведении гипнотизера.

Это означает, что гипнотизер должен особенно тщательно контролировать свои мысли, поскольку они могут выразиться непроизвольно и перенестись на ребенка. Особенно отчетливо ребенок ощущает неуверенность гипнотизера, это может поставить под вопрос действенность гипноза. Если же вы излучаете неколебимую уверенность в себе, то гипноз порой удается даже на очень маленьких детях. Мне многократно удавалось погружать в гипноз семилетних, а однажды даже четырехлетнюю девочку.

Выбор техники введения в гипноз ребенка

Очень важно выбрать подходящую технику интродукции, адаптированную к миру представлений ребенка. Для детей моложе десяти лет я использую, как правило, технику непрямого введения в гипноз. Я прошу родителей на первый сеанс принести с собой любимую игрушку ребенка и ни в коем случае не упоминать, что ребенок идет на сеанс гипноза. Возможно, родителям стоит сделать вид, что они сами будут подвергаться гипнозу. Можно сказать ребенку, что его плюшевый мишка или кукла заболели и их надо полечить.

Пример непрямого введения в гипноз

После непродолжительной беседы с родителями я обычно обращаюсь к плюшевому медведю и спрашиваю, что у него болит. Ребенок охотно рассказывает, чем «болен» мишка. Я продолжаю беседовать с медведем и говорю ему: «Ты заболел, и мы тебя вылечим. Ну-ка, ляг на диван и закрой глазки». Ребенок ложится рядом с игрушкой, но не может закрыть глаза.

Тогда я продолжаю беседу, обращаясь уже к ребенку: «Мишка такой маленький и глупый, совсем не умеет закрывать глазки и спокойно лежать. Ну-ка, покажи ему, чтобы он знал, как это делать. Покажи медведю, пусть он посмотрит».

Ребенок охотно демонстрирует своей игрушке, как нужно укладываться спать, как закрывать глаза. Тут я начинаю введение в гипноз, как это делаю обычно, но всякий раз ссылаюсь на медведя.

Например, так:«Сейчас ты покажешь мишке, как надо спокойно лежать с закрытыми глазами. Мишка научится этому от тебя, но ты должен ему долго показывать, чтобы он понял. Вот так - теперь закрой глазки и лежи тихохонько, как мышка, пока я не скажу тебе, что ты можешь открыть глаза. Тогда твой плюшевый медведь всему правильно научится.

Ты лежишь спокойно-спокойно, а теперь покажи мишке, как надо спокойно дышать. Ты дышишь спокойно и равномерно, совершенно спокойно и совершенно равномерно, а руки и ноги лежат свободно и не двигаются. Они совсем спокойные и неподвижные, а твое дыхание равномерное и свободное, абсолютно равномерное.

Глаза все время остаются закрытыми, и ты успокаиваешься, тебе спокойно и хорошо. И мишке стало хорошо и спокойно. Ты так здорово показал ему, как надо успокаиваться. Ты еще покажешь мишке, как ты здорово можешь лежать спокойно с закрытыми глазками. Ты совершенно спокоен, ты дышишь спокойно и равномерно.

Ручки и ножки не движутся, не напряжены. И во сне ты представляешь что-то хорошее. Все, что я тебе скажу, ты будешь слышать отчетливо и будешь все выполнять. Ты сразу же сделаешь то, о чем я тебе скажу. Это очень важно, иначе твой мишка не выздоровеет. Поэтому сразу же сделай все, что я скажу. Иначе ты не можешь поступить. Все, что я скажу, ты сделаешь немедленно. Ты сделаешь все, что я тебе сейчас скажу, чтобы мишка твой был здоров».

Почти во всех случаях этого достаточно, чтобы начать гипноз. Теперь можно уже непосредственно начать лечение малыша. Если, скажем, родители жаловались, что он плохо успевает в школе, можно начать гипноз следующими словами:

«Твой мишка теперь очень внимателен в школе, он хочет стать умным и смышленым. И ты теперь будешь очень внимательно слушать учителя и тщательно делать все задания. Ты больше не будешь отвлекаться на уроке.

Если ты знаешь ответ, то всегда будешь подымать руку, чтобы учитель заметил, как ты прилежно начал заниматься. И дома ты будешь делать школьные задания сосредоточенно и внимательно, не отвлекаясь. Ты начнешь играть только после того, как сделал все уроки. Начиная с этого момента ты будешь писать аккуратнее и красивее, чем прежде. С каждым днем ты будешь все аккуратнее и красивее писать. Ты и теперь пишешь аккуратно, но будешь писать все лучше и лучше».

После того как необходимое внушение сделано, не забудьте этап кодирования - для введения в гипноз на следующем сеансе. Можно сказать, например, так:

«Ты запомнил все, что я сказал, и ты будешь все внимательно выполнять. Ты выполнишь и то, что я скажу теперь. Начиная с этого момента достаточно, чтобы я погладил тебя по волосам, и твои глаза сразу же закроются. Ты не сможешь больше держать их открытыми. Ты сразу станешь спокойным, как сейчас. Ты это очень хорошо запомнил и всегда будешь действовать, как сейчас.

Так что, как только я в следующий раз поглажу тебя по волосам, глаза у тебя сразу же закроются. Ты снова погрузишься в это чудесное состояние покоя, как теперь. Ты это очень хорошо запомнил и всегда будешь действовать именно так. Сейчас я досчитаю до трех. После этого ты откроешь глаза. Руки и ноги снова станут легкими и подвижными, ты будешь чувствовать себя бодрым и отдохнувшим. Один-два-три... Открой глаза! Ты свежий и бодрый, ты чувствуешь себя превосходно».

Второй сеанс после кодирования

Если вы поступите таким образом, то на следующем сеансе достаточно будет погладить ребенка по волосам, как его глаза немедленно закроются и наступит гипнотическое состояние. Но вначале я говорю ребенку, что именно буду делать, чтобы не нарушить доверие, которое установилось между нами. Например, я говорю:

«Я рад, что ты снова пришел ко мне в гости. Сейчас я проведу рукой по твоим волосам, и глаза у тебя сразу же закроются. Ты снова погрузишься в то чудесное состояние, в каком был в прошлый раз. Как только я проведу рукой по твоим волосам, они закроются, руки и ноги перестанут тебя слушаться, ты погрузишься в чудесное состояние покоя, даже более глубокое, чем в прошлый раз».

Введение в гипноз с помощью сказки

«Сегодня я расскажу тебе сказку. Это сказка про маленькую девочку, такую маленькую, как ты. Эта девочка совсем не хотела учиться. Ну-ка, ляг поудобнее на этот диван, закрой глазки и слушай...

Жила-была девочка, которая не хотела ходить в школу. И совсем не хотела делать то, что задал учитель. Ей хотелось бегать по улицам и играть. Родители были очень расстроены этим, ведь им хотелось иметь умную девочку. Однажды эта девочка повстречала умного старого человека. Она рассказала ему, что не любит ходить в школу. Старик покачал головой и сказал девочке: «Возможно, сейчас ты этого не понимаешь, но, когда станешь старше, тебе понадобятся все знания, которые дают в школе.

Тогда ты будешь плакать, что не слушала родителей. Ты не найдешь работы. Потому что ничему не училась, и у тебя не будет денег. Тебе не на что будет купить еду и красивые игрушки. Но пока ты еще маленькая, у тебя много времени и ты все можешь изменить. Если будешь прилежно учиться и хорошо делать задания, то потом станешь зарабатывать много денег и сможешь покупать себе все прекрасные вещи, какие только захочешь.

И однажды в твоей жизни появится красивый и умный человек, который тебе очень понравится, и вы поженитесь. Он будет очень гордиться, что у него такая умная и прилежная жена. Он будет очень любить и баловать тебя. Ты видишь, как важно ходить в школу и хорошо делать задания. И раз ты это поняла, то с сегодняшнего дня будешь охотно ходить в школу и прилежно учиться...»

Маленькая девочка пообещала мудрому старику прилежно учиться и всегда аккуратно выполнять домашние задания. Она поблагодарила за добрый совет, с удовольствием и радостью начала ходить в школу и стала умной девушкой, у которой исполнились все ее желания. Ты ведь тоже хочешь быть такой, как эта девочка. Ты охотно будешь ходить в школу и сначала делать уроки, а потом уже играть в игрушки. Родители очень порадуются. А позднее все твои желания исполнятся».

Вы убедитесь, что во время гипноза мало кто так охотно подыгрывает вам, как дети. Главное - проникнуть в их мир представлений. Тогда в каждом случае вам будет сопутствовать успех.

УЧИМСЯ ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ ГИПНОЗА

Воспитание детей “трудное, огорчительное, но и благодарное дело. Как правило, оба родителя заняты на работе. Не во всех семьях есть бабушки, дедушки, любящие тети и дяди, которые частично принимают на себя заботу о детях. Именно в наши дни родители особенно нуждаются в поддержке и понимании.
В гораздо большей степени, чем взрослые, дети открыты для гипнотического воздействия. У них необыкновенно богатая фантазия, они живут в своем выдуманном мире и легко поддаются положительному самовнушению. Посмотрите, как они обращены в свой внутренний мир, когда сидят у телевизора, за обеденным столом, увлечены игрой или просто задумчиво молчат, погруженные в свои грезы. В течение дня дети неоднократно впадают в кратковременный транс.
Исследования ученых показывают, что наиболее открыты для гипнотического воздействия дети дошкольного и школьного возраста, пока они не начали взрослеть. Вхождение в жизнь общества требует от юношей и девушек более рационального и реалистичного взгляда на окружающий мир, результатом чего является растущий скептицизм и большая замкнутость внутреннего образного мира.
Овладение техникой самогипноза поможет как родителям, так и детям научиться владеть собой и откроет им двери в подсознательное царство образов. Мы надеемся, что эти навыки пригодятся детям, когда они станут юношами и девушками, а затем взрослыми людьми.
В клинических случаях (ночное недержание мочи, гиперактивность, значительное отставание в учебе, необузданность и агрессивность поведения и др.) ребенка следует показать специалисту. В этих случаях самогипноз годится только как вспомогательное средство, после установления точного диагноза.
Гиперактивность, например, связана с повышенной раздражительностью центральной нервной системы, осложненной нарушениями обмена веществ, перенесенными инфекционными заболеваниями и даже токсическими воздействиями на организм. Необходимо четко разграничить психологические и физиологические причины, прежде чем приступать к лечению ребенка.
Неформальный гипноз и внушение в повседневной жизни могут помочь родителям наладить контакт с детьми, повысить их успеваемость, привить им необходимые навыки, снять беспокойство и пр.
Что касается детей, то самогипноз поможет им снять волнение перед экзаменами и контрольными; повысить успехи и внимательность в школе; улучшить сон; не бояться визита к доктору или зубному врачу; избавиться от боязни темноты, животных и других страхов; исправить изъяны поведения, например, капризы за едой или постоянный палец во рту.
Вас поразит, как быстро даже маленькие дети овладевают техникой самогипноза, ведь они доверяют вам, любят и уважают вас. Главное, будьте терпеливы с собой и ребенком.

Самогипноз для родителей

Прежде чем начать заниматься с ребенком, научитесь самогипнозу сами. Для этого познакомьтесь с первым разделом этой книги, если вы еще этого не сделали.
Когда кто-нибудь из родителей расстроен, это состояние передается ребенку. Вы, верно, заметили, как наблюдательны дети. Они следят за вами даже тогда, когда вы не замечаете их присутствия. Ваше плохое настроение передается ребенку, вызывая у него стресс. Ребенок может сбросить этот стресс в виде какого-нибудь отчаянного поступка, который еще больше расстраивает вас и вызывает ваше ответное негодование. Порочный круг замкнулся, и вырваться из него непросто.
Как справиться со стрессом, вам подскажет глава 12. Ваше спокойствие - это спокойствие ваших детей. Вот как использовал самогипноз Сэм, тридцатишестилетний отец двух сыновей, шести и восьми лет.
Когда Сэм возвращался по вечерам с работы, мальчишки прямо-таки набрасывались на него, дергая за руки и требуя, чтобы он поиграл с ними. Он едва успевал сбросить пальто и перевести дух. В конце концов, с каждым вечером по мере приближения к дому в нем все больше нарастало раздражение и нервное напряжение. В дом он входил заведенный, как пружина.
Сэм перебрал в уме несколько вариантов объяснения с детьми. Он представил, что откупается от них подарками, конфетами и уступками, только бы они не тормошили его так нещадно. Затем Сэм вообразил, что усаживает их и они все вместе обсуждают его состояние и то, как мальчикам следовало бы вести себя. Сэм представил, как сыновья отреагируют на его слова, подумал, что надо заручиться поддержкой жены. Короче, Сэм дал себе простор для выбора. После нескольких сеансов, отведенных для репетиций, Сэм пришел к самому лучшему и наиболее легко осуществимому решению: придя домой, он сначала поиграет с ребятами, а затем последует поощрение, если они дадут ему время переодеться и перевести дух. Поощрением будет сеанс самогипноза, когда они все вместе станут придумывать разные вещи. Конечно, Сэм не скажет, что это сеанс, а объяснит что это игра и называется она “Придумай сам”.
Теперь, приходя домой, Сэм минут двадцать играл с мальчиками в мяч, видеоигры или участвовал еще в какой-нибудь из их затей, а затем объявлял, что ему пора переодеться и поужинать. Если они будут себя хорошо вести, впереди у них интересная игра под названием “Придумай сам”. Воспользовавшись вначале естественным детским любопытством, Сэм увлек ребят игрой и, чем больше они входили во вкус, тем больше у него появлялось времени для себя и жены.
Игра заключалась в том, что все усаживались на пол в комнате мальчиков (Сэму хотелось, чтобы они оставались там и после окончания игры) и Сэм предлагал каждому вообразить себя любимым героем мультика, комикса или сказки. Для себя он выбрал Зорро, героя своего детства. Затем он придумывал для всех какое-нибудь трудное дело, например спасти кому-нибудь жизнь, скажем, прекрасной принцессе, или маме, или любимой собаке, защитить волшебное королевство и тому подобное. Для этого все закрывали глаза, делали глубокий вдох, задерживали дыхание, затем делали три “волшебных” выдоха и каждый по очереди начинал фантазировать.
Как мы уже выяснили, глубокое дыхание помогало мальчикам расслабиться и успокоиться. У каждого появилась возможность выговориться и помечтать вслух. Сэм даже не ожидал, что ему будет так интересно слушать рассказы сыновей об их занятных приключениях. Игра продолжалась с четверть часа, затем Сэм желал ребятам спокойной ночи. К этому времени они вполне утихомиривались и были готовы ко сну.
Самогипноз помог и самому Сэму избавиться от нервозного состояния перед приходом домой и научил его радоваться предстоящей встрече с детьми и женой. Раздражавшие его прежде красные сигналы светофоров теперь подсказывали, что надо остановиться и сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, чтобы снять накопившиеся за день стрессы и напряжения. Дистанционно открывавшиеся двери гаража напоминали об управляемом на расстоянии игрушечном автомобиле его мальчиков и настраивали на игру с ними.
Теперь он подходил к двери своего дома в совсем ином настроении и был рад поиграть с сыновьями минут двадцать.
Поскольку дети не любят однообразия, игру “Придумай сам” приходилось постоянно видоизменять, но основным элементом всегда оставалось глубокое размеренное дыхание.

Использование самогипноза в зависимости от возраста ребенка

Интересные исследования по этому вопросу провели клиницисты Карен Олнесс и Гейл Гарднер (1988). Они установили, что, например, детям от двух до четырех лет можно проводить гипнотическое внушение, рассказывая сказки от имени любимой плюшевой зверюшки или дружно пуская мыльные пузыри.
Дети от четырех до шести лет хорошо реагируют на музыку, любят смотреть на проплывающие в небе облака, воображать полет на ковре-самолете или вспоминать посещение любимых мест. Для старших детей годятся те же образы, что вы используете для себя.
В качестве примера расскажем о Келли, ученице шестого класса. Вместе с родителями она переехала в другой город, заканчивала шестой класс в новой школе и со страхом думала о начале нового учебного года в сентябре. Застенчивая от природы, Келли боялась, что одноклассники будут ее дразнить и не примут в свой коллектив, как это часто бывает с новичками.
Школьный консультант-психолог познакомил девочку с приемами “управляемого фантазирования” для того, чтобы избавить ее от связанных с новой обстановкой тревог. Келли научилась быстро расслабляться. Закрыв глаза, она представляла, что перед ней экран телевизора или киноэкран. Вот она включает “школьный канал”, проигрывает всевозможные школьные ситуации и придумывает собственные.
Келли без конца вспоминала, как во время перемены одна из ее одноклассниц прошла мимо, не окликнув и даже не заметив ее. Девочка не могла понять, чем она обидела подругу. Расстроившись, она старалась избежать новой встречи в течение оставшегося дня.
Включив вечером свой гипнотический экран, Келли прорепетировала, как она на следующий день попросит подругу объяснить, в чем дело. Это помогло ей почувствовать себя увереннее на следующий день. Оказалось, что у подружки на голове были наушники плейера и она так увлеклась музыкой, что ничего и никого не заметила. Объяснение успокоило Келли.
Теперь ее отношение к школьным делам стало меняться. Если раньше она еще долго бы переживала обиду и придумывала, что бы сделать в ответ, то теперь во время сеанса она заново оценивала ситуацию и находила наиболее удачную форму поведения. Она стала более уверенной в себе и стала лучше успевать.

Ребенок учится расслабляться

Занятия самогипнозом сближают родителей и детей в процессе сотворчества.
Расскажем о восьмилетней Саре, страдавшей от аллергии и головных болей. Симптомы появились после смерти отца, и здесь прослеживалась явная связь между появлением болезни и печальным событием. Некоторое улучшение наступило после занятий с профессиональным психотерапевтом. Затем девочку познакомили с приемами самогипноза.
Вместе с мамой Сара стала проводить сеансы самогипноза суммарно по два часа в неделю. Отрегулировав дыхание, они давали волю своему воображению. Сара любила рисовать, и они переводили свои фантазии на бумагу в виде рисунков. Девочка очень полюбила эти спокойные минуты с мамой, дыхание у нее выравнивалось, а симптомы аллергии становились менее выраженными. На одном очень трогательном рисунке она изобразила себя на вершине горы разговаривающей с отцом, который смотрел на нее с облаков. Так она смогла выразить свою тоску об отце.

Изменение поведения с помощью неформального гипноза

В глазах детей авторитет родителей настолько велик, что иной раз нет нужды в гипнотическом воздействии, достаточно одного лишь слова. Однако в воспитательном процессе есть моменты, когда невозможно воздействовать на поведение ребенка, кроме как с помощью гипноза.
Например, родителям стоит немало сил, чтобы уложить ребенка в постель. Особенно часто испытывают терпение родителей дети от двух до шести-семи лет. Чтобы подготовить ребенка ко сну, можно почитать ему книжку, вставляя где можно слова “спать”, “устал”, “глаза слипаются” и прочее. Такие вставки наиболее эффективны, когда ребенок увлечен тем, что вы ему читаете.
Можно предложить ребенку игру “Попоем с закрытым ртом”. Сначала покажите, как в нее играть. Надо сделать глубокий вдох, секунды на три задержать дыхание и на выдохе загудеть, то на низких, то на высоких нотах. Игру надо сделать интересной и забавной, чтобы удержать внимание ребенка. Пусть он изображает то поющую птицу, то музыкальную ноту, то гул ветра и т.д. Главная цель “дать ребенку возможность расслабиться, глубоко и спокойно дышать и помочь ему выработать постгипнотические сигналы.
Многие дети любят, когда родители поглаживают их по спинке или по животику, особенно если лежат у телевизора или с книжкой. В таких случаях попросите малыша сделать глубокий вдох и задержать его, пока вы массируете спинку. Массаж делаете энергичнее на вдохе и слабее на выдохе.
Четырехлетний Тейлор казался слишком робким и застенчивым для своего возраста. Год назад он достаточно быстро научился говорить, но постепенно замолчал, правда, слушал очень внимательно и все понимал. Педиатр не нашел никаких физических отклонений и порекомендовал обратиться к гипнотерапевту.
Сеанс начался с того, что Тейлору разрешили разговаривать с самим собой, когда он только этого пожелает. Затем его научили смотреть с закрытыми глазами фильм “Все о Тейлоре”, а потом “нарисовать” все, что он видел, годились любые каракули. Правда, не все дети охотно откликаются на предложение “порисовать”.
В своем фильме Тейлор мог делать все что угодно и бывать где угодно. Если ему слышалась музыка, можно было попеть вслух. Вскоре родители заметили, что, играя в своем уголке, Тейлор довольно громко напевает. Появилась новая модель поведения. Постепенно малыш начал все больше разговаривать и месяца через три его речь вполне соответствовала возрасту. Его молчание, как выяснилось позднее, было вызвано боязнью сказать что-нибудь не то и рассердить папу с мамой.

Самогипноз для детей старшего возраста

Дети воспринимают самогипноз как занятие чем-нибудь понарошку, как забавные выдумки или игру в “замри”. Поэтому вы можете честно сказать, что все это не что иное, как искусство направленного самогипноза, которым они уже владеют. Дети авторов книги восприняли термин “самогипноз” без особого удивления.
Шестилетний Адам научился самогипнозу у отца, который прошел курс занятий у себя на работе. С начала учебного года, вот уже несколько недель, Адам страдал ночным недержанием мочи. Педиатр не обнаружил никаких физиологических причин и предположил, что на мальчика, возможно, отрицательно повлияла обстановка в новом классе.
Вместе с отцом Адам начал занятия самогипнозом. Вскоре мальчик научился управлять своим дыханием и расслабляться. Его любимым образом стал грузовик, и даже не один. Вот они несутся “и вдруг мгновенно тормозят. Моторы у них такие сильные, что им ничего не стоит взобраться на гору.
Вообще-то не столь важно, о чем мечтает ребенок, надо только его поддержать и похвалить. С неделю Адам занимался своими грузовиками. За это время они у него научились летать, останавливаться по его команде и преодолевать препятствия.
Вскоре Адам заметил, что он спокойно засыпал (включая тормоза), вставал когда надо и шел в туалет (выжимал полный газ), а постель оставалась сухой. Через три недели он совсем успокоился и избавился от своей беды.
Вы, скорее всего, поможете ребенку, если увлечете его сказкой, в которой в иносказательной форме будет фигурировать его проблема. Ребенок может начать придумывать свою сказку как с открытыми, так и закрытыми глазами. Подсказывая ребенку тот или иной поворот событий, можете закрыть глаза. Дети любят подражать взрослым, и особенно родителям, поэтому они скоро станут сочинять тоже с закрытыми глазами. По ходу сказочных событий подскажите ребенку решение его проблемы, задавайте ему наводящие вопросы и слушайте его ответы без всяких комментариев и оценок.
Самое главное “добиться соучастия ребенка в этой игре (навыке).
Если вам это удалось и ребенок живо заинтересовался предложенной игрой, положительные результаты не заставят себя ждать.
Нет родителей, которые не желали бы всего самого хорошего своему ребенку. Научив его навыкам самогипноза, вы сделаете ему подарок на всю жизнь. Он вырастет счастливым человеком, уверенным в своих силах, с чувством собственного достоинства. А это и есть заветная цель всех родителей, ибо, воплотившись, она дает им основания полагать, что их воспитательные труды не пропали даром.

Детская психика — уникальна и сильно отличается от взрослой. Дети многому должны научиться, но в силу своего возраста, еще не могут анализировать свои внутренние ощущения и не всегда могут давать им нормальную оценку. Зато они очень впечатлительные и подвижные, обладают ярким воображением, а потому подвержены различным страхам и образованию на их почве неврозов и фобий. Но часто причины своих переживаний они сами не в состоянии объяснить, так как еще не осознают в полной мере всех процессов в своем внутреннем мире. Между тем нерешенные проблемы остаются, продолжают усугубляться, что приводит к заболеваниям.

Для лечения нарушений у детей врачи используют различные методы терапии: медикаментозные, физио- и психотерапевтические. Популярным способом найти корень проблем и решить их является гипноз . Это мощный, эффективный и гарантированный метод коррекции нарушений психологического и физиологического плана. Пройти курс лечения гипнозом можно в Санкт-Петербурге.

Специфика и преимущества детского гипноза

Специальные методики гипноза используют для лечения детей и подростков, но особенностью работы с маленькими пациентами от 3 до 9 лет является то, что малыши в этом возрасте еще не всегда могут четко формулировать свои мысли и доносить их до окружающих. Они не способны логично описать ситуацию, которая вызвала у них волнения и еще не умеют грамотно рассказать о своих чувствах. Обратная связь между гипнотерапевтом и ребенком затруднена. Потому гипноз для детей до 9 лет требует наличия особого мастерства у специалиста, большого запаса терпения, а также желания помочь своему клиенту.

Также важным условием достижения успешного результата в лечении гипнозом различных проблем у детей является обязательное установление доверительной атмосферы между гипнотерапевтом и пациентом. Для ребенка очень важно, какое впечатление у него вызовет врач. Нужно, чтобы малыш чувствовал, что взрослый искренне сочувствует ему, переживает за него, готов разделить с ним все его волнения и страхи, а также оказать ему посильную помощь. Поэтому от личности врача и его умения войти в контакт с малышом зависит многое.

Лечения детских расстройств с помощью гипноза имеет ряд преимуществ. Во-первых, стоит отметить высокую эффективность самой методики. Она позволяет добиться излечения даже в самых запущенных случаях.

Кроме того, все техники гипноза, применяемые для лечения детей:

  • не причиняют вреда организму;
  • полностью безопасны для психики;
  • не имеют побочных эффектов.

Родители могут не беспокоиться, что ребенку будет нанесен вред. Использование гипноза также особенно актуально для детей, которые боятся лечебных манипуляций или не хотят принимать неприятные на вкус таблетки. Такая техника лечения позволяет избежать полностью неприятных малышу медицинских манипуляций и травмирующих моментов. Большинство детей не испытывают страха перед гипнозом, ведут себя на сеансах спокойно и даже заинтересовано.

Прибегать к лечению гипнозом выгодно и потому, что он гарантирует устойчивый результат, чего не всегда удается добиться при использовании медпрепаратов. Например, для снятия симптомов фобических страхов используют успокаивающие препараты — транквилизаторы, лечебное воздействие от которых наступает быстро, но также быстро и проходит. Гипноз воздействует на подсознательном, а не на физическом уровне, мягко устраняет существующую проблему, потому эффект от ее использования сохраняется надолго.

Важное преимущество детского гипноза — отсутствие побочных эффектов, на которые так богаты психотропные препараты, как раз этот пункт становится веским доводом для родителей в пользу использования именно этой методики. Многие выбирают гипноз как самый безопасный метод лечения для своего ребенка.

Область применения детского гипноза

Гипноз показал превосходные результаты в терапии различных нарушений психоэмоциональной сферы и поведенческих нарушений у детей. Это дает предпосылки к широкому его использованию в терапии множества недугов.


Показания к применению детского гипноза могут быть следующие:

  • невротические привычки (обкусывание ногтей, кручение волос);
  • гиперактивность (невозможность сосредоточить внимание, неусидчивость, чрезмерная двигательная активность);
  • проблемы в школьном коллективе (невозможность установить дружеские отношения со сверстниками);
  • конфликты с родителями;
  • проблемы с адекватной самооценкой;
  • не поддающиеся контролю волнения перед выступлениями на публике;
  • преувеличенное волнение перед экзаменами;
  • фобии;
  • чрезвычайная возбудимость;
  • игровая и интернет-зависимости.

После проведения курса лечения гипнозом этих нарушений, у детей снижается порог чрезмерной чувствительности, повышается уровень собственного осознания, ослабевают, а затем совсем проходят проявления расстройств невротической природы.

Школьники после прохождения курса детского гипноза легче адаптируются в коллективе, с удовольствием включаются в учебный процесс. У них повышается успеваемость, открываются новые творческие способности. Агрессивные дети становятся спокойнее, проще реагируют на происходящее в непростых ситуациях. Неуравновешенным детям лечение гипнозом помогает наладить отношения с родителями, сестрами и братьями, стать более уверенными в своих силах.

Высокую эффективность детский гипноз показывает при лечении соматических болезней и расстройств у малышей и подростков (например, при лечении заикания). Сеансы назначают, если у ребенка присутствуют:

  • головные боли нервного происхождения;
  • метеорологическая чувствительность;
  • вегетососудистая дистония;
  • патологии эндокринной системы;
  • болезни обмена веществ (ожирение, сахарный диабет);
  • кожные проблемы (экзема, витилиго);
  • болезни органов дыхания;
  • бессонница;
  • недержание мочи;
  • заикание;
  • мутизм (отсутствие речи).

После проведенного курса лечения заболеваний с помощью гипноза у детей значительно снижается интенсивность болезненных ощущений в организме, нормализуются обменные процессы, снижается вес. Гипноз для детей с болезнями невротической природы позволяет им быстро и навсегда расстаться со своими расстройствами и больше не вспоминать о них.

Еще одна область применения детского гипноза — обезболивание при различных инвазивных и хирургических медицинских манипуляциях. Сеансы гипноза с целью анестезии проводят перед:

  • стоматологическими процедурами;
  • инъкциями;
  • операциями.

Под воздействием внушения маленькие пациенты становятся менее восприимчивыми к боли, перестают бояться врачей и больниц, спокойно ведут себя при медицинских вмешательствах.

Представляет интерес применение гипноза и для стимуляции мотивации детей, занимающихся спортом. После прохождения курса сеансов, у юных спортсменов возрастают эмоционально-волевые качества, укрепляется вера в собственные силы. Одновременно с этим снимается излишняя тревога, внимание концентрируется на достижении цели, появляется стремление к здоровой конкуренции.

Детям, которые занимаются музыкой, рисованием, танцами и т. д., гипноз поможет развить в себе творческие способности, найти в глубинах собственного воображения новые идеи и потенциал для воплощения их в жизнь.

Подросткам 15-17 лет гипноз может помочь определиться с будущей профессией и найти свое место в жизни. Погружение в собственный внутренний мир раскрывает истинные желания и устремления, о которых они могли даже не подозревать. В данном случае экскурс в бессознательную сферу позволит систематизировать и рассмотреть их со всех сторон, а затем принять верное решение.

Записаться на диагностику