Мини – проект “Волшебный лоскуток”. Программа "волшебный лоскуток" рабочая программа на тему Красивое лоскутное шитье для детей: схемы, фото

Волшебный лоскуток

02.03.2017 1310 220 Кочешкова Юлия Анатольевна

Тема: Волшебный лоскуток.
Цель урока: познакомить учащихся с одним из видов народных ремесел -основами техники лоскутного шитья, выполнить мини-проект «Корпе».
Задачи урока:
Образовательная:
1. Познакомить учащихся с одним из видов народных ремесел, получившего распространение у многих народов мира.
2. Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроке.
3. Проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности.

Развивающая:
1. Развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся.
2.Развивать эстетический вкус.

Воспитательная:
1.Воспитывать уважительное отношение к народным обычаям и традициям.
2.Воспитывать толерантность.
3. Воспитывать дружеское и деловое общение учащихся в совместной работе.

Методы обучения: проблемного изложения, объяснительно-иллюстративный, исследовательский, репродуктивный.
Формы учебной деятельности на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование урока: экран, записи народной музыки, таблицы гармонирующих цветов, цветная бумага, ножницы, клей, простой карандаш, линейка.

Ход урока
I.Организационный момент.
Приветствие, проверка присутствия учащихся (по журналу), проверка готовнос¬ти учащихся к уроку.
II. Сообщение темы и цели урока.
Девочки, для того, чтобы определить тему урока, поставить его цель и задачи, я хочу предложить вам посмотреть презентацию, которая называется «Что нас объединяет и делает разными?». /Просмотр мотивационной презентации/.
1 слайд. «Что нас объединяет и делает разными?».
2 слайд. Мы – люди, наш общий дом планета Земля.
3,4 слайд. Самое главное в жизни человека это семья.
5-10 слайд. Мы рождаемся, ходим в детский сад, школу, университет, на работу, создаём свою семью.
11 слайд. Мы разной национальности.
12 слайд. У нас разная культура, обычаи, традиции.
13-24 слайд. Каждый народ славится своим ремеслом.
25 слайд. Всё это делает нас индивидуальными.
26слайд. Но всех нас объединяет любовь к творчеству, желание создавать красоту своими руками. Мы любим свою культуру, с уважением относимся к культуре других народов. Мы хотим жить в мире!
Учитель: тема нашего урока «Волшебный лоскуток». (Слайд 27) На уроке мы познакомимся с одним из народных промыслов – поджаги, пэчворк, или курак, или квилт, или лоскутное шитье. Девочки, а как вы думаете, почему техника лоскутного шитья носит разные названия? /Ответы детей/. Совершенно верно, этот народный промысел был распространен у народов разных национальностей. Это искусство нас объединяет и делает одновременно разными, а почему мы узнаем в течении урока. Ещё вы выполните минипроект «корпе».
Записать в тетради тему урока и ключевые слова: пэчворк, курак, квилт, лоскутное шитье.

III. Изучение нового материала. Актуализация знаний.
Сборка полотна из лоскутов, аппликация из ткани, стёганые изделия издавна существовали независимо друг от друга у многих народов мира. (слайд №28). Вероятно везде, где человек работал с тканью, возникала необходимость использовать обрезки и выпады кроя, и лоскутное шитьё появлялось в том или ином виде. Известен египетский орнамент, созданный из кусочков газельей кожи около 980 года до н. э., в одном из музеев Токио экспонируется сшитый примерно в то же время костюм с украшениями из лоскутов. В 1920 году в Пещере тысячи Будд был найден ковёр, собранный приблизительно в IX веке из множества кусочков одежд паломников.
Экспозиции музеев таких стран, как США, Германия, Швеция, Швейцария, Австралия, содержат целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники - Patchwork*. (Слайд № 29-31). Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в России, в музее имени А. Кастеева в Казахстане. (Слайд №32-34). По всему миру созданы ассоциации мастеров лоскутного шитья.
В XVI веке в Англию начали поступать красочные ткани разнообразных узоров из индийского хлопка. Одеяло, декорированное вышивкой или набойкой, считалось модным украшением домашнего интерьера. Шитьё из лоскутов появилось в результате дефицита ситца, возникшего из-за запрета продажи в Англии индийских тканей в 1712 году. Таким образом, правительство намеревалось сохранить отечественные мануфактуры, на которых производились шерстяные и шёлковые ткани. Ситец попадал в Англию контрабандными путями и его цена резко выросла. Обрезки, оставшиеся после кроя одежды из ситца, не выбрасывали, а использовали для создания других изделий. Крупными фрагментами декорировались шерстяные либо льняные ткани в технике аппликации. Самые мелкие остатки сшивались друг с другом, образуя единое полотно. Так появился Patchwork.
На Руси издавна было распространено бережливое отношение к ткани, как произведённой дома (до XVIII века в основном в стране использовалось домотканое полотно), так и покупной. Шитьё из лоскутов получило широкое распространение во второй половине XIX века с появлением в продаже заграничного ситца. В отличие от домотканых полотен, ширина которых была около 40 см, ткани фабричного производства имели ширину 75-80 см, и при раскрое из них одежды образовывалось большое количество обрезков. В основном вещи (большей частью лоскутные одеяла), создаваемые в крестьянской среде, несли исключительно практическую функцию - защищали от холода.
В подготовке этого урока принимала участие творческая группа девочек, которая занималась исследовательской работой. Девочки решили выяснить, как изделия из лоскутов нашли отражение в творчестве поэтов, художников, какие техники лоскутного шитья известны. Давайте предоставим им слово. /Выступление группы девочек. Они демонстрируют презентацию, где на картинах художников запечатлены лоскутные одеяла. Все картины наполнены теплом, уютом, радостью, светом. Также девочки декламируют стихотворения и презентацию о технике лоскутного шитья /.
ОДЕЯЛО
Шила бабушка внучатам
Из лоскутьев одеяло.
В сундучишке небогатом
Разбирала, узнавала:

Вот горошек старой шторки,
Вот остаток покрывала…
Вот кусок от гимнастёрки –
В ней когда-то воевала.

В этом – радостно плясала…
В этом – горько голосила…
В небольшое одеяло
Жизнь нелёгкая вместилась.
Гелия Маура.
Я лоскутное шью одеяло
Из озер, рек, травинок и тучек.
Шью такое, каких не бывало,
Чтобы мир стал нарядней и лучше.
За стежком шью стежок кропотливо.
Солнце – верный помощник мой светит.
Я стараюсь, чтоб было не криво,
И не смог разорвать его ветер.
У природы расцветки, что надо,
Много зелени и голубого.
Есть вкрапленья цветущего сада
И чего-то давно дорогого.

Я лоскутное шью одеяло.
Подмигнули мне с ткани цветочки.
Я в единое ловко спаяла
Слишком разные эти кусочки.
Зинаида Маркина
С полки бабушка достала
Непростое одеяло:
Развернул его я... Ах!
Всё в цветастых лоскутках!
Разлетелись лоскутки,
Точно это мотыльки:
Желтый, красный, полосатый,
Фартук, галстуки, халаты,
Занавески, покрывало -
Что здесь только ни бывало!
Шерстяные и из ситца -
Всё для дела пригодится.
Вот, пришит наискосок
От костюма лоскуток;
Пиджаком была когда-то
Темно-синяя заплата.
Вот, букетик васильков
На одном из лоскутков.
Вот, зеленый, мягкий самый -
Лоскуток от платья мамы!
Рядом с ним (случайно вдруг...)
От моих парадных брюк,
Чтоб я помнил каждый раз,
Что с гвоздем в заборе лаз!..
А вот этот лоскуток
Выцвел вдоль и поперёк,
Он за много-много лет
Потерял свой прежний цвет.
Вот, еще один, большой;
Полюбуйтесь, он какой -
Треугольный, из фланели,
Мой любимый, в самом деле.
Ох, какое одеяло!
Все секреты рассказало;
Лоскуточек к лоскутку,
Уголочек к уголку!
...Подрасту еще чуток
И пришью свой лоскуток!
Мария Федоренкова
Учитель: я тоже хочу прочитать вам стихотворение Татьяны Ковальчук, которое называется «Оберег».
Сошью в подарок детям одеяла,
Укрывшись ими будут сниться только радостные сны-
Ведь каждый шов и яркий лоскуточек
Хранят тепло моей руки, души.
И пусть прослужит рук творенье
Красивый свой лоскутный век,
Согреет самых дорогих мне
С любовью сшитый оберег.
Вот такие замечательные картины и стихи были созданы в честь лоскутных одеял. Слово предоставляется следующей учнице она расскажет нам о техниках лоскутного шитья.
/Записать в тетради техники лоскутного шитья/
Ну а мы продолжаем наш рассказ о лоскутном шитье. Слово предоставляется следующей девочке, она подготовила сообщение о лоскутном шитье в Казахстане.
« Техника пэчворк у казахов называется курак. От тюркского «кура», означающего «сшитый вместе – собранный из отдельных кусков» Из лоскута в старину казахские рукодельницы шили головные уборы, одежду, конские попоны, коврики для сидения – корпе, принадлежности для колыбели, одеяла, подушки, наволочки. (слайд №19, 20). Куракам казахи приписывали магические свойства. Считалось, что чем большее количество лоскута использовано в изделии, тем больше у его хозяина будет детей, скота, богатства. Поэтому кураки часто преподносили в подарок. Чтобы защитить новорожденного ребенка от злых духов, ему шили одеяло из 40 лоскутов, а детям постарше – халатики и тюбетейки. Много кураков заготавливалось и в приданое невесте».
Учитель: Я хочу подробнее рассказать о корпе. /Просмотр презентации 36-46/. Казахские корпе – традиционный вид народного прикладного творчества. Яркие лоскутки собранные вместе напоминают о ярких цветах в весенней казахской степи, о тихой глади озер. В бескрайних степях каждую весну зеленеет трава, расцветают подснежники, красные и желтые тюльпаны, в горах цветут колокольчики и эдельвейсы. Когда смотришь на яркие корпешки, понимаешь, что в них собрана вся красота казахской природы и именно поэтому, они зажигают дом энергией и счастьем.
Несмотря на то, что казахи уже давно не кочуют так, как предки, традиции сохранились, и казахские умелицы так же шьют в приданое своим дочерям как минимум шесть напольных корпе и два больших одеяла. Как правило, все эти корпе складываются в стопку до возникновения надобности, причём, чем выше стопка, тем выше «рейтинг» невесты. И ещё одна интересная особенность: кроме стандартных напольных корпе (в среднем 2,5 м* 0,75м), в приданом невесты обязательно есть шай-корпе (0,75*0,75 м) - это личная вещь невестки-снохи, на которой сидит только она, когда разливает гостям и домочадцам чай. Лоскутные одеяла, корпе, стелили на полу, поверх текемета (казахский ковер ручной работы, сделанной из войлока), рядом с невысоким столиком во время обеда, для того, чтобы было мягче и теплее сидеть за столом. Корпе использовали на кроватях вместо или поверх матраса или, большого размера – в качестве одеяла.
Для изготовления корпе используют шерсть овец или верблюжью шерсть для внутреннего заполнения. Для этого шерсть предварительно очищают от мусора, стирают, сушат, чешут и затем используют для заполнения корпе. Для создания чехлов для корпе используются разные способы: аппликация и вышивка по бархату или плюшу, лоскутное шитье, с мозаичным, растительным, геометрическим, зооморфным орнаментом. Само собирание в лоскутном шитье отдельных частей в единое целое имеет положительный импульс, отличный настрой в будущее, это символ единения. Лоскуты вырезались в форме ромба, квадрата, треугольника, в виде полос и сшивались. У каждой рукодельницы свой орнамент и способ лоскутной техники или вышивки. Изначально предполагалось, что такие корпе не только будут использоваться замужней женщиной в быту, но и будут напоминать об отчем доме и родном крае.
IV. Практическая работа.
Я предлагаю вам выполнить мини – проект «Корпе» из цветной бумаги и выбрать технику «квадрат». Быстро подобрать цвет бумаги, а в дальнейшем ткани для из¬делия из лоскутков, поможет цветовой круг (Слайд №47). Цвет имеет ре¬шающее значение в зрительном восприятии композиции. (Учащимся раздается материал в виде карточек с примерами цветового сочетания.)
Родственное цветовое сочетание имеет общий цветовой тон с раз¬личной насыщенностью. Это цветовое сочетание вызывает в компо¬зиции состояние покоя, равновесия. Контрастное сочетание - не имеют общего цветового тона. Создают яркие, сочные, живые компо¬зиции. Родственно - контрастные сочетания имеют один общий цве¬товой тон и два различных цветовых тона. Вызывают чувство тепла, веселое настроение.
Работа проводится в парах, необходимо сделать эскиз в цвете и наклеить квадраты в соответствии с эскизом. Соблюдайте технику безопасности при работе с клеем. Если клей попал в глаза, необходимо сразу промыть в большом количестве воды.
V. Защита проектов.
Учащиеся демонстрируют свою работу, дают ей название. Рассказывают, какое сочетание цветов и почему использовали, что хотели передать.
VI. Закрепление нового материала. (слайд № 48).
-Какое название получило лоскутное шитьё в Англии? (Пэчворк).
-Как называется лоскутное шитьё в Казахстане? (Курак).
-Какие изделия можно выполнить в технике лоскутного шитья? (Одеяла, подушки, одежда).
-Что такое корпе? (Коврик для сидения на полу за столом).
-Какую ткань используют для изготовления корпе? (Бархат, велюр, ситец).
-Лоскуты какой формы используют мастерицы для корпе? (Квадраты, ромбы, полоски).
VII. Анализ урока.
-Девочки, вам понравился урок?
-Что было интересным?
-Что вызвало затруднение?
- Вы справились с поставленной целью урока?
Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание: принести разноцветную ткань для изготовления корпе, картон, швейные принадлежности.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Программа кружка

(5 - 7 классы)

Руководитель кружка:

Черемисина Т.Н.

ПРОГРАММА

кружка «Волшебный лоскуток»

Характеристика образовательной программы

    Статус программы: экспериментальная.

    По возрасту: для среднего школьного возраста.

    По половому признаку: для девочек.

    По продолжительности реализации: 1 год.

    По форме реализации: групповая.

    По виду деятельности: технического творчества.

    По образовательной области: профильная.

    По способу реализации: творческая.

    По уровню усвоения: общекультурная.

    По направлению деятельности: прикладная.

Учитель технологии:

Черемисина Т.Н.

г. Благовещенск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная учебная программа предоставляет подростку условия: среду активного освоения деятельности, пробы себя и своих сил, поиска интересного творческого занятия и обучения, выбора своего дела и достойного его завершения в виде реального, осязаемого результата, свободного проявления изобретательства и фантазии. Законченные работы могут быть изготовлены для дома, использованы для оформления интерьера школы или других целей. Общественное значение результатов деятельности школьников играет определенную роль в их воспитании.

Цель программы – развитие индивидуальных творческих способностей, художественной инициативы обучающихся.

Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:

    Знакомство обучающихся с видами работ, выполненных в технике лоскутной пластики, практическое освоение способов и приемов работы с лоскутами ткани.

    Выявление склонностей и способностей обучающихся, оказание социально-педагогической помощи для наиболее полного раскрытия личностного потенциала.

    Воспитание уважения к народным обычаям и традициям, стимулирование социальной активности, участие в общественно значимых делах коллектива.

    Организация самостоятельной работы обучающихся.

    Развитие инициативы и творческой активности.

Искусство лоскутного шитья известно многим народам мира с древних пор. Лоскутное шитье как вид домашнего рукоделия естественным образом возникало везде, где работали с тканью. Обрезки тканей, выпады от кроя – тот материал, бережное отношение к которому и явилось мотивом зарождения и существования шитья из лоскута.

В деле воспитания подрастающего поколения народные художественные промыслы имеют огромное значение. Эта сокровищница народной культуры способствует развитию хорошего вкуса и любви к прекрасному.

Предлагаемая программа художественного лоскутного шитья направлена на развитие творческой деятельности обучающихся, на их эстетическое, грамотное, разумное отношение к предметной среде, способствует профессиональной ориентации. Изучение традиций, особенностей русского народного и зарубежного лоскутного шитья приобщает детей к художественному творчеству, позволяет ощутить связь времен. Посещение ими выставок, музеев декоративно-прикладного искусства повышает общий культурный уровень, способствует эстетическому развитию.

Использование текстильного лоскута в качестве изобразительного материала предполагает ознакомление обучающихся с художественно-теоретическими основами декоративно-прикладного творчества.

Работа с красочными, многоцветными узорчатыми лоскутами позволяет ввести ребенка в мир цвета, раскрыть закономерности цветовых сочетаний, познакомить с основами цветовой грамоты, научить создавать своими руками оригинальные декоративно-прикладные изделия.

Лоскутное шитье – это, как правило, орнаментальные композиции. Следовательно, дети знакомятся с понятиями, закономерностями построения орнаментов. На этапе составления, поиска оптимальных композиционных решений возможно использование компьютера.

Выполнение обучающимися изделий с использованием текстильного лоскута, может превратиться в увлекательное занятие, так как каждый этап сопряжен с творческим поиском. Кроме того, этот вид рукоделия позволяет использовать отходы текстильного и швейного производства, ткань, бывшую в употреблении.

Большое внимание уделяется технологическому аспекту лоскутного шитья. Без овладения технологией трудно добиться высокого качества изделий. На этом этапе дети знакомятся с материалами, инструментами и оборудованием для работы с лоскутом; с характеристиками тканей, с подготовкой ткани к работе; с организацией рабочего места; с технологией лоскутного шитья.

В процессе изучения программы обучающиеся знакомятся с различными видами техники и приемами лоскутного шитья: «полоска», «квадрат», «треугольник», «свободная техника».

Знакомство с этапами работы над лоскутным изделием обеспечивает технологичность на протяжении всей работы, а в итоге – высокое качество изделий из текстильного лоскута.

Структура занятий включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть предполагает проведение бесед, где необходимо раскрыть обучающимся удивительный мир красоты и гармонии народного искусства, вобравший в себя многовековые традиции художественного творчества. Важно умело сочетать наглядный показ способов и приемов лоскутного шитья с рассказом об искусстве, с демонстраций изделий народных мастеров.

Полученные теоретические знания необходимо тут же закреплять, выполняя практические работы. Следует приветствовать творческий нестандартный подход обучающихся к выполнению задания (к выбору композиции, цветовой гаммы и т.д.). Необходимо привлекать обучающихся к коллективному творчеству, что способствует развитию коммуникативных качеств личности. Коллективное творчество по созданию декоративно-прикладного изделия предполагает включенность каждого участника процесса на каждом этапе работы, от замысла до последнего штриха. Особое значение имеет коллективное обсуждение, позволяющее повысить интеллектуальный уровень творческой группы.

В практической части обучающиеся выполняют различные варианты, салфеток, прихваток, панно и т.д.

Лоскутное шитье открывает простор для организации проектной деятельности. Это могут быть как индивидуальные, так и масштабные коллективные декоративные композиции, помогающие детям понять преимущества совместной работы повысить их самооценку. Они могут использоваться в оформлении класса, школы, что, в свою очередь, является дополнительным стимулом к развитию детского творчества.

Небольшой объем учебного материала, заложенный в программу, предполагает организацию самостоятельной работы обучающихся. Эта работа предполагает выполнение эскизов для изделия, написания рефератов. Творческая деятельность школьников помогает им в усвоении учебного материала и организации досуга. Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена дома.

Своеобразным отчетом о достижении кружковцев являются годовые выставки работ обучающихся.

Для эффективного проведения занятий кружка выпускаются методические рекомендации, приобретается специальная литература, фотографии, обучающиеся вместе с педагогом готовят раздаточный материал.

По окончании учебы в коллективе дети способны сами разработать узор изделия или композицию, технологию изготовления, выполнять сложные, многоэлементные и многоцветные лоскутные изображения.

В целом работа с детьми в области художественной обработки текстильного лоскута сводится к тому, чтобы пробудить в них творческое начало, научить понимать и любить красоту.

Программа предназначена для обучения девушек 5-7 классов. По программе могут обучаться как новички, так и обучающиеся уже знающие навыки лоскутного шитья.

Программа рассчитана на 1 год (34 часа) по 1 часу в неделю. На теоретическую часть отводится 13 часов, на практическую – 21 час.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема

Общее

кол-во

часов

Теорети-ческие

часы

Практи-ческие

часы

Вводное занятие

Лоскутное шитье как вид декоративно-прикладного творчества

Технологические основы лоскутного шитья.

Цвет. Цветовой круг.

Гармоничные сочетания цветов. Техника полоска.

Орнамент. Виды орнаментов. Свободная техника.

Законы орнаментальной композиции. Техники «квадрат», «треугольник».

Приемы получения разнообразных фактур. Воспроизведение образцов традиционного лоскутного шитья.

Технология работы над лоскутным изделием.

Современные формы лоскутного шитья.

Заключительное занятие. Подведение итогов.

Итого:

1. Вводное занятие (1 ч).

Сообщение цели и задач коллектива, знакомство с учащимися, с планом работы на год. Показ готовых изделий, фотографий, эскизов. Вводный инструктаж по технике безопасности. Санитарно-гигиенические требования при выполнении работ. История развития лоскутного шитья.

2. Лоскутное шитье как вид декоративно-прикладного творчества (1 ч).

Традиционное лоскутное шитье России. Термины. Ткань как материал для творчества.

3. Технологические основы лоскутного шитья (2 ч).

Материалы, инструменты и оборудование. Работа с тканью. Характеристика тканей. Подготовка ткани к работе. Организация рабочего места. Основные технологические понятия лоскутного шитья. Технология лоскутного шитья. Изготовление шаблонов. Выкраивание лоскутных деталей. Стачивание лоскутных деталей. Влажно-тепловая обработка (ВТО).

4. Цвет. Цветовой круг (1 ч).

Хроматические и ахроматические цвета. Цветовой тон. Светлота. Тон. Тоновое изображение. Насыщенность. Теплые и холодные цвета. Локальный и обусловленный цвета. Цветовой круг. Основные и составные цвета.

5. Гармоничные сочетания цветов (1 ч).

Гармония в цвете. Колорит. Гармонии родственных цветов: одноцветная гармония, смежная гармония, тональная гармония. Контраст. Гармонии контрастных цветов: парная гармония, гармония триады. Цветовая гамма.

6. Техника «полоска» (3 ч).

Общие правила при работе с полоской. Выполнение рисунков из полосок одной ширины, «диагональная раскладка», «прямая раскладка», «паркет», «колодец», «американский квадрат», «цветные кольца», «полосы», «внутренние дворики», «русский квадрат», «ананас», «мельница». Составление лоскутного полотна из блоков с диагональной раскладкой полосок. Рисунки из наборных полос. Перевод рисунков вышивки в лоскутные рисунки из наборных полосок.

7. Орнамент (1 ч).

Виды орнаментов. Закономерности орнаментальных построений. Понятие о композиции орнамента. Пропорции. Ритм и пластика. Симметрия. Статичные и динамичные композиции. Композиционные решения лоскутных полотен.

8. Свободная техника (3 ч).

Варианты сборки лоскутов в «свободной технике»: сборка от середины основы, схема «Роза», сборка от края основы, сборка лоскутов в рисунок, вписанный в треугольник. Применение «свободной техники» лоскутного шитья в швейных изделиях бытового назначения.

9. Законы орнаментальной композиции (1 ч).

Закон прпорциональности. Закон соподчинения. Закон трехкомпонентности. Закон контраста. Закон орнаментального контрапункта. Закон простоты.

10. Техника «квадрат» (2 ч)

Выполнение рисунков в технике квадрат. Выполнение пуфиков. Выполнение грелки на чайник «Малинка». Выполнение прихватки.

11. Техника «треугольник» (2 ч)

Выполнение рисунков в технике «треугольник». Способы соединения треугольников в квадрат. Способы сборки рисунков из треугольников. Составление рисунков по сеткам. Составление рисунков из отдельных элементов.

12. Приемы получения разнообразных фактур (3 ч)

13. Технология работы над лоскутным изделием (7ч)

Замысел, поиск композиционного решения. Выбор, подготовка и определение расхода материала. Выполнение схемы в М 1:10. Выполнение рабочего чертежа. Выкраивание деталей из ткани. Сборка лоскутного полотна. Решение и сборка каймы. Подготовка изнаночной стороны и прокладки к сборке. Соединение трех слоев изделия. Обработка края изделия. Стежка.

14. Современные формы лоскутного шитья (5 ч).

15. Заключительное занятие (1 час). Подведение итогов.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Учащиеся должны знать:

Общие сведения о различных направлениях декоративно-прикладного искусства;

Требования безопасности труда;

Инструменты, материалы и приспособления для работы;

Основы цветоведения;

Основные понятия об орнаменте;

Законы и правила орнаментальной композиции;

Закономерности орнаментальных построений;

Основные технологические понятия лоскутного шитья;

Технологию лоскутного шитья;

Основные приемы и техники лоскутного шитья;

Технологию работы над лоскутным изделием.

Учащиеся должны уметь:

Планировать свою работу;

Соблюдать правила техники безопасности;

Выбирать, подготавливать и определять расход материала;

Составлять схемы, эскизы орнаментов;

Выполнять рабочий чертеж;

Выполнять соединение блоков;

Выполнять основные приемы лоскутного шитья (полоска, квадрат, треугольник);

Выполнять сборку лоскутного полотна;

Выполнять сборку каймы;

Соединять три слоя изделия;

Обрабатывать край изделия;

Выполнять ручную и машинную стежку.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Нагель, О.И. Художественное лоскутное шитье: учебно-методическое пособие для учителя / О.И.Нагель. – 2-е изд., доработанное. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 96 с.

    Хворостухина, С.А. Золотая книга домашнего рукоделия / С.А.Хворостухина. – М.: Вече, 2005. – 512 с.

СОЗДАНИЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ БАЗЫ

Ведущая идея программы – помощь растущему человеку в образовании, духовном и интеллектуальном развитии. Основу содержательной деятельности составляет детский коллектив, занимающийся в сфере декоративно-прикладного искусства. Основу организационно-методической деятельности составляет складывающаяся система работы учителя с детским коллективом.

В целях обеспечения учебной части программы создается научно-методическая база: это методические рекомендации и разработки по темам, наглядные пособия, учебная литература, раздаточный материал в виде карточек, схем, эскизов, образцы готовых изделий, фотографии, сбор материалов по другим видам декоративно-прикладного искусства, проводятся выставки.

Программа находится в стадии эксперимента. Вследствие этого она будет дополняться и совершенствоваться.

Художественные проекты ознакомления дошкольников с региональными художественными ремёслами.

Проблема: Показать разнообразие художественных ремесел Симбирского края и их отличительные черты.

Цели:

1. Показать особенности лоскутной техники шитья и возможности ее использования для убранства дома, украшения интерьера.
- путем погружения в быт русского народа;
- знакомство с современной мастерицей г. Димитровграда О. Вукаловой.

2. Формирование потребности создавать изделия по мотивам работ симбирских мастериц.

Задачи:

1. Знакомство с орнаментом симбирских тканых изделий, его особенностями и функциями: эстетической, этнической, обереговой.

2. Знакомство с видами орнамента: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный.

3. Дать представление о региональных особенностях народного костюма {расцветка, форма отделки и т.д.}.

Предварительная работа:

Подготовка книжек-раскрасок “Ткачество и вышивка симбирских мастериц”, “Симбирский народный костюм”, “ Симбирские головные уборы”.
- выполнение детьми под руководством взрослого отдельных элементов костюма своей местности для сюжетно-ролевых игр.
- внесение вариативных моделей.
- подготовка необходимого инструментария.
- рассматривание тканых изделий.

- чтение симбирских сказок.

1. Плетение пояса - ручной труд.

Цель: заинтересовать детей техникой плетения на примере плетения с помощью бумажных полос. Формирование потребности создавать изделие по мотивам работ симбирских мастериц.

Методика: загадывание загадок о поясах. Предложение сплести пояс, как симбирские мастерицы. Обсуждение проблемной ситуации: как можно сплести пояс из бумажных полос. Игровая мотивация: пояс для бумажной куклы. Установка на сочетание цветов и оттенков. Самостоятельная деятельность детей - плетение пояса. Рассматривание детских работ. Украшение бумажных кукол.

Обыгрывание - куклы любуются поясами.


- обсуждение с детьми значения пояса в народном костюме.
- дидактическая игра “Плетение ковра”.
- рассматривание репродукции картины Р.А.Тропинина “Пряха”, обмен впечатлениями.

2. Беседа с детьми о лоскутной мозаике.

Цель: познакомить детей с лоскутной мозаикой как старинным видом декоративно- прикладного народного искусства.

Методика: Воспитатель показывает различные образцы лоскутной мозаики: игрушки, одеяльца и другие изделия из лоскутков. Рассматривание, любование изделиями, выполненными в лоскутной технике. Рассказ воспитателя о лоскутной технике.

Взаимодействие с другими видами деятельности:
- конструирование из бросового материала - Рукотворное чудо.
- экскурсия в музей народного творчества.

3. Аппликация “Узоры симбирских мастериц”.

Цель: удивить детей красотой орнамента тканых полотенец. Познакомить с особенностями геометрического орнамента, с элементом симбирского орнамента - “перунов цветок”, его значением и способом вырезывания. Воспитывать интерес к орнаменту, желание использовать его для украшения изделий.

Методика: рассматривание тканых изделий, обсуждение понравившихся. Беседа и рассуждение с детьми об орнаменте и его функциях (украшает, защищает, выражает пожелание). Дидактическая игра “Чтение орнамента”. Рассказ воспитателя об основном элементе орнамента “перунов цветок”, предложение создать свой орнамент из этого элемента.

Показ способа вырезывания элемента - “ перунов цветок ”. Анализ вариативных моделей орнамента из этого элемента. Повторение особенности построения линейного орнамента. Самостоятельная деятельность детей над орнаментацией полотенца. Рассматривание детских работ, определение их индивидуальной выразительности.

Взаимодействие с другими видами деятельности:
- дидактическая игра “Симбирская мозаика”. Составление композиций из элемента “ перунов цветок ” на полосе, квадрате.
- книжка-раскраска “Симбирские полотенца”,
- творческое задание “Придумай свой орнамент”.

4. Изготовление дидактической игры “Симбирская мозаика”.

Цель: составление композиций из элемента “перунов цветок” на полосе, квадрате.

Методика: Рассматривание тканых изделий, вышитых геометрическим орнаментом. Предложение изготовить дидактическую игру, вырезать элементы для составления геометрического орнамента. Анализ вариативных моделей орнамента из этих элементов. Выбор понравившегося орнамента. Самостоятельная деятельность детей. Обмен конвертами с элементами орнамента. Составление орнамента на изделии. Обмен впечатлениями и чтение орнамента.

5. Рассказ детям о разнообразии русского народного костюма.

Цель: познакомить с русским народным костюмом, выделить защитную функцию орнамента в одежде - для оберега от неблагоприятных воздействий.

Методика: Предложение детям отправиться в путешествие по старине и поговорить о том, что носили, во что одевались наши предки в прежние времена. Создание проблемной ситуации - в древние времена магазинов не было. Как же одевались люди в красивые одежды в старину. Какой же была тогда одежда. Рассказ воспитателя с показом элементов народного костюма - рубаха, сарафан, налобник, кокошник, сорока и тд.

Взаимодействие с другими видами деятельности:
- беседа по прослушанному рассказу.
- разгадывание кроссворда о русских головных уборах.

6. Выступает будто пава.

Цель: познакомить с русским народным костюмом Симбирской губернии, выделить защитную функцию орнамента в одежде - для оберега от неблагоприятных воздействий. Побудить детей использовать полученные знания в собственной изобразительной деятельности.

Методика: рассматривание элементов костюма симбирских крестьянок. Определение вместе с детьми понятий “сарафан”, “кокошник”, “рубаха”. Рассказ воспитателя о русском народном костюме Симбирской губернии. Нахождение детьми в украшении костюма знакомых элементов орнамента. Предложение создать свой орнамент из знакомых элементов.

Проблемная ситуация: как можно изобразить перунов цветок с помощью карандаша. Рассматривание динамической таблицы - последовательность рисования элемента “ перунов цветок ”. Определение местонахождения и способа построения орнамента на силуэте. Самостоятельная деятельность детей.

Анализ работ.

Взаимодействие с другими видами деятельности:
- сравнение симбирского народного костюма с костюмами персонажей русских народных сказок. Изготовление бумажных кукол, придумывание им старинных имен, украшение костюма орнаментом.

7. Посещение музея народного творчества.

Цель: обобщить и закрепить у детей знания о русском народном костюме.

Методика: В музее встречает работник музея в народном костюме.

Экскурсовод: Здравствуйте, дети. Пришли вы в музей посидеть, на красоту посмотреть, про старину послушать. Ведь недаром в народе говорят: обед узнают по кушанью, а ум по слушанию. Сегодня я проведу конкурс, и мы узнаем, кто же из вас лучше знает старину. (Делит ребят на две команды).

1. Придумайте названия своим командам.

2. Закончите пословицы и поговорки:

1) Какова пряха,…… такова на ней рубаха.
2) По платью встречают, ……по уму провожают.
3) Береги платье снову,…… а честь смолоду.
4) Не поносишь старого -…….. не носить и нового.
5) Всяк портной на свой …….раскрой.
6) Умеют не от хохота, а от…….жизненного опыта.

Экскурсовод: Молодцы, дети, много знаете пословиц и поговорок. Посмотрите, сколько здесь разных костюмов. Но как мы определим, где здесь костюм Симбирской губернии?

3. Воспитатель: Давайте поиграем в игру. Дети, я буду показывать на рисунках части костюма, а вы говорите, что это за деталь. (Показывает рисунки с разными костюмами - северорусский, южнорусский, симбирский).
Воспитатель: Молодцы! Вот мы и нашли симбирский костюм.

4. А теперь попробуйте превратиться в ткачей. Каждая команда должна одеть куклу в симбирский народный костюм. Будьте внимательны. А мы посмотрим, какая команда сделает это дружно, быстро и аккуратно.

5. Вопросы 1 команде:
- что в старину на Руси носили женщины? (сарафан)
- от какого корня происходило слово рубаха? (рубить)
- какой длины обычно были рубахи у мужчин?
- круг - символ……солнца.
- чем обычно украшали сарафан? (пуговицами)

Вопросы 2 команде:
- что в старину было основой мужской одежды? (рубаха)
- что означает слово «опростоволоситься»
- какой длины были рубахи у женщин?
- дерево - символ…..жизни.
- что было вышито на поясе у мужчин?

Подведение итогов. Предложение поиграть в симбирскую игру.

Игра «Челноком».

Играющие становятся в пары одна после другой: поднимают руки вверх, чтобы свободно можно было пройти между ними; последняя пара бежит между всех пар и кричит:

Челнок бежит, земля дрожит!
Пройдя все пары, становится впереди первой и тоже поднимает вверх руки. Таким же образом бежит вторая пара, третья и т.д. до последней пары, затем опять начинает бежать первая, и таким образом игра продолжается по желанию без конца.

8. “Украсим дом для куклы”.

Цель: побудить детей украсить интерьер комнаты для кукол, выбрав понравившуюся технику создания изделия по мотивам симбирских мастериц. Развивать желание создавать неповторимую работу, стремление выразить в ней свое творческое начало.

Методика: создание проблемной ситуации: необходимо обустроить дом для куклы. Обсуждение проблемы с детьми, определение объёма работы и её содержание для каждого ребёнка. Самостоятельная деятельность детей. Обыгрывание новоселья.

Взаимодействие с другими видами деятельности:
- игры с обустроенным домом,
- выставка детских работ для сотрудников ДОУ и родителей.

Мелекова Ирина Александровна, МБДОУ Центр развития ребёнка - детский сад № 60 «Незабудка», г. Ульяновск, старший воспитатель.

Чтобы скачать материал или !

Цель: Сформировать у детей представление о лоскутном шитье, вызвать у детей интерес к истории возникновения лоскутного шитья, приобщать к культуре русского народа, к семейным традициям, воспитывать интерес к рукоделию.

Задачи:

  • формировать уважительное, бережливое отношение к вещам;
  • развивать рефлексивные навыки;
  • способствовать развитию познавательного интереса;
  • закреплять умение различать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник.

Место проведения: групповое помещение.

Возраст детей: 5 лет.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Двигательная».

Предшествующая работа: чтение русских народных сказок о рукодельницах, рассматривание иллюстраций в книгах и фотографий с изображением различных видов рукоделия.

Оборудование и материал: кусок ткани, ножницы, изделия сшитые из лоскутков ткани, кусочки ткани, нарезанные треугольниками, квадратами, прямоугольниками, костюм для бабушки.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы выкроим новое платье для нашей куклы Даши.

Воспитатель раскладывает на столе ткань и вырезает детали платья.

Раздается стук в дверь и входит бабушка в народном костюме с большой сумкой сшитой из лоскутков.

Бабушка: Здравствуйте, ребята! Меня зовут бабушка Марфа. А что вы делаете?

Дети: Да вот бабушка, кроим платье для куклы.

Бабушка: Молодцы! Ой, сколько у вас кусочков ткани осталось! Можно я их себе заберу.

Дети: Конечно, бабушка Марфа. А зачем они тебе?

Бабушка: О, ребята, из этих кусочков можно сделать много красивых и полезных вещей. Вот видите какая у меня яркая, красивая сумка? Она сшита из кусочков ткани-лоскутков. Но чтобы сшить вещь из лоскутков, нужно остатки ткани нарезать квадратами, прямоугольниками, треугольниками.

У меня в сумке есть такие лоскутки, но они все перепутались. Помогите мне, ребята, разобрать их.

Дидактическая игра «Собери лоскутки по форме».

На стол вперемешку выкладывают лоскутки ткани нарезанные квадратами, прямоугольниками, треугольниками. На полу лежат треугольник, квадрат, прямоугольник. Дети берут со стола по одному лоскутку и называют его форму. По сигналу воспитателя ребята начинают двигаться по групповой комнате, по второму сигналу находят свои домики: те, у кого в руках треугольник, бегут к треугольнику, те у кого квадрат, - к квадрату, у кого прямоугольник к прямоугольнику. Когда дети разбегутся по местам, воспитатель просит их обосновать свой выбор и дать объяснение, чем квадрат отличается от прямоугольника, а треугольник от квадрата и прямоугольника.

Бабушка:

Спасибо, ребята, помогли бабушке Марфе. Ну, а теперь смотрите, что можно сшить из лоскутков. (Достает из сумки детское одеяльце, коврик, прихватку, подушечку, грелку на чайник и т.д. - все сшитое из лоскутков).

Дети рассматривают эти изделия, трогают руками.

Бабушка:

Садитесь, ребята, и послушайте. Давным-давно русские мастерицы, оставшимися после кроя рубахи или платья кусочками ткани стали украшать одежду, удлинять детские рубашонки и, конечно шить из них лоскутные одеяла. Лоскутные одеяла были почти во всех крестьянских домах. Под лоскутным одеялом так тепло спать в холодные ночи. Лоскутное одеяльце дарили при рождении малыша, оно обязательно входило в приданное невесты. В них, как в калейдоскопе, можно было увидеть и мамино платье, и бабушкину юбку, и отцовскую рубаху. Лоскутное шитье в России имело свои особенности. Выполненные из лоскутков изделия всегда были яркими, в них обязательно присутствовал красный цвет. Лоскутные одеяла, коврики, подушечки и другие изделия не только согревали своим «разноцветьем», но и украшали скромный быт крестьян, в короткие зимние дни напоминали о солнечном лете.

Ох, засиделись что-то мы, все косточки затекли. Ну-ка давайте подвигаемся!

Подвижная игра «Бояре».

Две группы детей становятся рядами напротив друг друга. (Воспитатель становится в первую группу, а бабушка Марфа в другую). Берутся за руки и идут навстречу друг другу, потом назад. При этом поется такая песня:

Первые: «Бояре, а мы к вам пришли, молодые, а мы к вам пришли».

Вторые: «Бояре, а зачем пришли, молодые, а зачем пришли?»

Первые: «Бояре, нам невесту выбирать, выбирать».

Вторые: «Бояре, а какая вам мила, вам мила?»

Первые: «Бояре, нам вот эта мила, нам мила» (указывают на кого-либо из противоположного ряда).

Выбранная невеста поворачивается к выбирающим спиной.

Вторые: «Бояре, она шалунья у нас».

Первые: «Бояре, а мы плеточкой ее».

Вторые: «Бояре, она плеточки боится».

Первые: «Бояре, а мы пряничком ее».

Вторые: «Бояре, у ней зубки болят».

Первые: «Бояре, а мы к доктору сведем».

Вторые: «Бояре, она доктора боится».

Так идет своеобразная торговля. Слова можно изменять, добавлять свои.

Заканчивается игра так:

Первые: «Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда».

Невеста разбегается и старается разорвать ряд выбирающих, которые крепко держаться за руки. Если ее удержат, невеста переходит в ряд к выбирающим, а если нет-невеста возвращается к своим.

Затем команды меняются ролями. Игра заканчивается.

Хорошо с вами, ребята, весело. Но мне пора возвращаться домой, шить лоскутное одеяльце для своей внучки. До свидания.

Заключительная часть.

Воспитатель:

Ребята, понравилось вам лоскутное шитье?

Дети:

Воспитатель:

А почему это шитье называется лоскутным?

Дети:

Потому что шьют из лоскутков.

Воспитатель:

Правильно. Ребята, а давайте мы тоже на занятии по изобразительной деятельности создадим лоскутное одеяло. У нас после занятий остается много обрезков цветной бумаги. Мы не будем их выбрасывать, а будем собирать, а потом нарежем из них квадраты, прямоугольники, треугольники. И каждый, наклеив эти «лоскутки» на лист бумаги, создаст свое красивое, неповторимое лоскутное одеяльце.

Список литературы.

  1. Денисова Л.Ф. Изысканный лоскут. Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.
  2. Монина Г.Б., Гурин Ю.В. Игры для детей от трех до семи лет.-СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 01.12.2015).

Накануне Дня защитника Отечества в Доме ученых ННЦ состоялся праздник с концертом и выставками творчества клубов по интересам. Благодарные зрители, в основном пожилые люди, были растроганы таким вниманием до слез. Понравилось все. А зрительницы подолгу рассматривали изделия клуба "Витраж", который ведет Людмила Ивановна Щеглова.

В семидесятых годах Людмила Ивановна начала вести в Доме ученых курсы вязания. Оригинальные, со вкусом выполненные модели, обращали на себя внимание и занимали призовые места на выставках. Сама Людмила Ивановна, инженер по образованию, ее специальность "гироскопические приборы и устройства", закончила Томский политехнический. Из-за детей вынуждена была оставить работу, но мириться с положением домохозяйки не хотелось. Что она умела делать? Немного рисовала, хорошо вязала. Этому ее научила бабушка. Вои и решила она предложить свои услуги Дому ученых.

Желающих учиться вязанию оказался полный зал. На курсы записывались заранее. В то время умение вязать было и ремеслом и творчеством. Вязали все -- от детских шапочек до пальто, ковров и покрывал. Вся интеллигенция ходила в вязаных свитерах и пуловерах. Главная забота была -- достать пряжу, в дело шли любые нитки. Вязали на остановках, на работе, в гостях. Помните, в "Служебном романе" вяжущую секретаршу Верочку? Зарплата маленькая, а одета во все заграничное... Это штрих времени.

В общем, интерес у Людмилы Ивановны перерос в профессию, она закончила факультет общественных профессий НГУ, отделение искусствоведения, Московский народный университет искусств. Ее стараниями многие женщины Академгородка овладели искусством одеваться стильно, имея зарплату 120 рублей. Со временем кружок превратился в клуб: встречи, обсуждения, общение, но само вязание уже не приносило прежнего удовлетворения.

Года три назад на глаза Людмиле Ивановне попался журнал "Quilt", по технике изготовления изделий из лоскутков -- "пэчворку", и она загорелась: вот чем бы я с удовольствием занялась. Поделилась своими мыслями в клубе, ее поддержали. Она выписала все книги, журналы, узнала кажется все об этом старинном прикладном искусстве. Лоскутное шитье с подстежкой сначала имело утилитарные цели -- утеплить изделие. Потом приобрело декоративную окраску: холст, шерсть украшали кусочками ситца, шелка, бархата. Ткани были дорогими -- берегли каждый лоскуток. Особенно в создании лоскутных изделий преуспели американские переселенцы. В Американском Национальном музее до сих пор хранятся знаменитые одеяла. Да и в нашем детстве души согревались, когда мы видели на фоне убого быта яркое лоскутное одеяло.

В последнее время интерес к пэчворку возродился во всем мире. Старый рисунок приобрел новую форму. Появились различные технологии и приспособления -- лекала, линейки, машинки для стежки. Даже компьютеры стали использовать для разработки рисунка. Вместе с шитьем из лоскутков используются аппликации, стежка, вышивка, подключается фантазия -- и готова прихватка или салфетка для кухни, штора, занавес. Скатерть, семплер -- большое покрывало или панно требуют очень много времени.

Для того, чтобы освоить технику "пэчворка", Людмила Ивановна изучила большинство современных методик кроя. На первом же занятии женщины взялись за изготовление мини-квилта "звездная тропа", состоящий из блоков размером в 1 см, который шьется из 24 деталей. Пришлось повозиться, но получилось. Как потом выяснилось, это был один из самых сложных вариантов изделий. В всего существует около 300 блоков -- картинок, из которых составляются изделия.

Пэчворк -- это возможность выразить себя, постоянный поиск. Рисунок, сочетание цветов, тщательность отделки -- во всем чувствуется вкус и фантазия мастера. Чем бы Людмила Ивановна не занималась, вязанием или пэчворком, -- она создает особый стиль, который можно назвать "академическим". Это умение не приносит денег, но дает радость и душевный комфорт, ощущение осуществленной мечты. В клуб ходят женщины разных возрастов, разной судьбы -- молодые и те, кто вынужден был уйти на пенсию. У них есть время заняться домом, но сначала этот дом нужно полюбить, сделать уютным и теплым, в том числе и с помощью волшебного лоскутка.

В.Михайлова.