Наш любимый детский сад. Нод в старшей логопедической группе к празднику день матери

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Расширение словарного запаса детей:

названия: семья, родители, родственники, дети, работа, забота, мама, папа, дедушка, бабушка, сын, дочь, сестра, брат, внук, внучка, утро, день, вечер, младенец, племянница, тетя, дядя, подарок, сюрприз, празд­ник, весна, март, цветы, мимоза, тюльпан;

признаки: родная, любимая, заботливая, взрослые, маленькие, боль­шие, старшие, младшие, молодые, старые, ласковая, стройная, умная, красивая, внимательная, серьезная;

действия: жить, заботиться, расти, любить, уважать, стараться, помогать, готовить, стирать, убирать, гладить, читать, отдыхать, зани­маться, завтракать, обедать, ужинать, жалеть, поздравить, дарить, ма­стерить, шить, вязать, вышивать.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование притяжательных прилагательных «Назови, чей?»

Мама - (значит, ты чей? чья?) мамин (а),

папа - папин(а),

бабушка - бабушкин (а),

дедушка - дедушкин (а),

дядя - дядин (а),

тетя - тетин (а).

Образование простых причастий и прилагательных «Назо­ви, какой?»

Жить - живущий,

расти - растущий,

любить - любимый,

уважать - уважаемый,

гладить - глаженый,

стараться - старательный,

заботиться - заботливый,

отдыхать - отдыхающий.

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами «Назови ласково»

Дети - детки - деточки;

семья - семейка;

мама - маменька, мамулечка, матушка;

папа - папочка, папуленька, папулечка;

сын - сыночек, сынуля, сыночка;

дедушка - дедулечка;

бабушка - бабулечка;

дочь - дочка - доченька, дочуленька;

внук - внучек, внучок;

внучка - внученька;

сестра - сестричка, сестреночка;

брат - братик.

Образование множественного числа существительных в име­нительном и родительном падежах «Один - много»

Семья - семьи - много семей,

ребенок - дети - детей,

работа - работы - много работы (работ),

мама - мамы - мам,

папа - папы - пап,

дедушка - дедушки - дедушек,

бабушка - бабушки - бабушек,

сын - сыны (сыновья) - сынов (сыновей),

дочь - дочери - дочерей,

сестра - сестры - сестер,

брат - братья - братьев,

внук - внуки - внуков,

младенец - младенцы - младенцев,

цветок - цветы - цветов,

подарок - подарки - подарков,

праздник - праздники - праздников.

Склонение существительного «Закончи предложения»

У каждого малыша есть... (мама). Каждый человек любит свою... (маму). На свете очень трудно жить без... (мамы). На праздник 8 Марта мы дарим подарки и цветы... (маме). Я люб­лю гулять со своей... (мамой). Я очень горжусь своей... (ма­мой).

Лексический строй речи

Поиск соответствующих понятий «Опиши, какая (какой), что делает?»

Мама - веселая, любимая, заботливая, ласковая, трудолюбивая, строгая, красивая, стройная, умная, работает, заботится, помогает, читает, готовит, стирает, убирает, гладит, шьет, моет;

бабушка - ... ;

дедушка - ... ;

папа - ... ;

брат - ... ;

сестра - ....

Построение монолога «Расскажи о семье по плану» (де­тям от 6 лет):

сколько в семье человек;

с кем живет ребенок (если неполная семья);

как зовут родителей (имя, отчество);

кем работают родители;

сколько лет брату (сестре);

в каком классе учится брат (сестра);

какая у тебя семья (дружная, добрая, трудолюбивая..).

Поиск соответствующего понятия «Беседа о семье» (детям от 6 лет)

Как зовут твоих маму, папу, бабушку, дедушку? Кто ты маме? (Сын, дочь.) Кто ты бабушке? (Внук, внучка.) Кто старше: мама или бабуш­ка? Кто младше: папа или дедушка? Как зовут членов семьи?

В первый месяц весны, Восьмого марта, весь мир отмечает жен­ский праздник (праздник мам и бабушек). Самое прекрасное сло­во на земле - мама. Это первое слово, которое произносит чело­век, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце - в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным. И сколько бы ни было тебе лет - пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.

МИНУТКА ОТДЫХА

«Кто кому кто?»

Бабушка, бабушка, я чья дочка?

Ты Федина дочь, моего сыночка.

Мой папа большой, а совсем не сыночек.

Сыночек. Брат моих дочек.
Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи?

Да разве у дочки мы были? У тети!

Тетю твою я в люльке качала...

Бабушка, стой, объясни-ка сначала,
Кто мне Наташа и два ее братца?

Ладно, попробуем разобраться:
Их мама, племянницы мужа сестра,
Маленькой ох была и шустра!

А ты доводишься... Хитрое дело...

Бабушка, что-то у нас пригорело!

Тьфу ты, пока я соображала,
Все молоко из кастрюли сбежало.

Я. Аким

Для мамы

Сказал мне папа: - Мила,

А ты не позабыла?

У мамы праздник! -

Знаю! Платочек вышиваю,

С каемкою, с цветами,

Своей любимой маме.

Г. Бойко

Март

Третий месяц у ворот -

Это к солнцу поворот.

Зимний сторож Снеговик

Ежится, мрачнеет.

Старый, к холоду привык,

Он в тепле худеет.

Верба за моим окном

Почки распустила -

Раньше всех в краю родном

Расцвести решила.

Принесу я ветку в дом

И на стол поставлю.

Завтра утром с женским днем

Маму я поздравлю.

Ю. Коринец

Мамин день

Все хожу, все думаю, смотрю:

«Что ж я завтра маме подарю?

Может, куклу? Может быть, конфет?»

Нет! Вот тебе, родная, в твой денек

Аленький цветочек-огонек!

«Овощи»

    Рассмотреть дома с ребенком и назвать натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капуста, фасоль, свекла, тыква, редиска, горох, лук, перец.

    Объяснить, что всё это можно назвать одним словом «овощи».

    Обратить внимание на признаки овощей: цвет, форма, вкус.

    Рассказать и показать где и как растут овощи, что из них готовят (суп, салат, винегрет) и как их едят.

    В тетрадь вклеить или нарисовать картинки с овощами.

    Поиграйте с ребёнком в игру «Большой - маленький»

Огурец – огурчик

Помидор – помидорчик и т.д.

    Поиграйте с ребёнком в игру «Один – много»

Огурец – огурцы

Помидор – помидоры и т.д

    Составить рассказ об овоще по плану:

Что это?

    Где растёт?

    Внешний вид (цвет, форма, величина, вкус)

    Что из него готовят?

    Назовите какой бывает сок, салат, суп из овощей:

Сок из моркови (какой?) морковный

Салат из свеклы (какой?) свекольный и т.д.

    Подобрать и записать в тетрадь загадки про овощи.

«Игрушки»

    Рассмотреть с ребёнком игрушки, определить материал из которого каждая из них сделана(из дерева, из пластмассы,…). Отметить внешние признаки игрушки (форму, цвет). Выяснить для чего нужны, ввести обобщающее слово – игрушки. Наклеить в тетрадь картинки с изображением игрушек.

    Образование прилагательных от существительных:

Утка из резины, она какая? (резиновая)

Собачка из меха…..

Козлик из глины …..

Кубик из дерева……

Машина из железа…..

Кукла из пластмассы….

    Составить описательный рассказ об игрушке по плану:

  1. Какой её внешний вид? (величина, цвет, форма, из какого материала сделана), как с ней можно играть?

    Подобрать действия к предмету:

Мяч летит, прыгает, скачет, катится, падает…….

Матрешка…..

Машина……

    «Назови ласково»

мяч – мячик собака –

куб – кубик книга -

«Ягоды, грибы»

    Наклеить картинки грибов. Объяснить, показать

съедобные грибы: белые, маслята, опята, лисички,

подберёзовики; несъедобные: поганка, мухомор.

Рассмотреть с ребёнком ножку, шляпку гриба, обратить

внимание на строение шляпки и её окраску. Рассказать,

как можно готовить грибы: жарить, солить, мариновать,

    Объяснить, что из съедобных грибов готовят: грибной

суп, грибную запеканку, грибные пироги и т.д.

    Поиграйте с ребёнком в игру «Чего нет» (упражнение в употреблении существительных в родительном падеже ед. числа)

Взрослый ребёнок

У меня рыжик у меня нет рыжика

У меня подосиновик у меня нет подосиновика

У меня подберёзовик

(масленок, груздь, лисичка)

    Подобрать и записать в тетрадь загадки про грибы .

    Рассмотреть с ребёнком натуральные ягоды (по возможности) и объяснить, что всё это можно назвать одним словом «ягоды». Обратить внимание на характерные признаки ягод: цвет, форма, вкус, показать и рассказать как и где растут ягоды (в лесу, саду, на дереве, на кусте, на земле, гроздьями, по одному)

    Составить описательный рассказ по вопросам о ягоде (черника)

    Что это? Где растёт, какой внешний вид (цвет, форма, размер), какова на вкус, что из неё готовят. Записать рассказ в тетрадь.

«Продукты питания»

    Рассмотреть продукты питания , назвать их, наклеить картинки (нарисовать)

Молочные – молоко, масло, сыр, творог, сметана.

Мясные – мясо, колбаса, котлеты, сосиски, курица.

Хлебные – батон, буханка хлеба, булочка.

Кондитерские изделия- конфеты, печенье, пряники, торт,

Рыбные продукты, овощи.

Выяснить, кто и где готовит пищу. Ввести обобщающее

слово продукты питания.

    Ответить на вопросы , ответы записать в тетрадку.

Какой суп из фасоли (гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей) фасолевый, ……

Какая каша из пшена (геркулеса, манки) пшённая,…..

Какой сок из моркови (груши, апельсина) морковный,….

3. Ответить на вопросы:

С чем ведро, если в нем молоко (вода)? –ведро с

С чем кастрюля, если в ней суп (борщ, картошка) ….

С чем чашка, если в ней чай (кисель, кофе, молоко, сок)..

С чем банка, если в ней капуста (варенье, мёд, мука)….

4. Посчитай до одного (один, одна)

Сыр, творог, сметана, колбаса, сосиска, хлеб, курица,

пряник, конфета, торт.

5. Ответить на вопросы , ответы записать: Что готовят из мяса? картофеля? капусты? Из чего готовят винегрет?

«Мебель»

    Рассмотреть предметы мебели, выделить ту, на

Которой можно сидеть (стул, скамейка, табуретка, пуфик, кресло, диван)

Ту, на которой можно спать (кровать. Тахта, диван-кровать, кресло-кровать)

Ту, в которой можно что-то хранить (шкаф, буфет, сервант)

Ту, на которой можно что-то делать.

2.Выяснить где и из чего делают мебель

3. Выделить части стула, стола, шкафа

Стол-ножки, крышка

Стул- спинка, сиденье, ножки

Шкаф-стенки, полки,дверцы

4. Поиграйте в игру «Подбери признак»

Стул (какой?)

Кресло (какое?)

Диван (какой?)

5.Назови маленький предмет одним словом:

маленький стол-столик маленькое кресло-

маленький диван-диванчик маленькая скамейка-

маленький шкаф- маленькая полка-

маленький стул- маленькая кровать-

6. «Скажи чего много в магазине?»

Дома стол,а в магазине много столов

Дома диван, а в магазине много...(кровать,полка,шкаф)

7. Отгадайте и выучите загадки про мебель:

С ногами,а без рук Под крышей 4 ножки

С сиденьем, а без живота На крыше суп, да ложки.

Со спинкой, а без головы (стол)

«Олимпиада. Зимние виды спорта»

1. Обсудите с ребенком

Что такое Олимпиада (олимпийские кольца, факел, олимпийский огонь, олимпийские медали, талисманы)

Названия разных зимних видов спорта (фигурное катание, конькобежный спорт, лыжные гонки, биатлон, скоростной спуск, бобслей, саночный спорт, скелетон, прыжки с трамплина, сноуборд, керлинг, хоккей);

Как называются спортсмены разных видов спорта (хоккеист, биатлонист, фигурист и т.д);

Названия спортивных снарядов (шайба, клюшка, лыжи, коньки, сани, боб, сноуборд, камень, щетка, винтовка) .

2. «Кто что делает?»

ходит на лыжах - лыжник, лыжница;

бегает на коньках - конькобежец, конькобежка;

стреляет из винтовки - стрелок;

играет в хоккей - хоккеист, хоккеистка;

занимается фигурным катанием - фигурист, фигуристка;

катается на санках- саночник, саночница

3. «Один-много»

4. Прочитайте ребенку стихотворение, разучите его

Вся Россия рада!

У нас ОЛИМПИАДА!

Праздник спорта мировой

Ожидает нас зимой.

Приезжайте, выступайте

И, конечно, побеждайте!

Ждёт вас множество призов.

Будь готов и будь здоров!

«Моя семья»

Поговорить с ребёнком о семье:

С кем ты живёшь?

Сколько человек в твоей семье?

Назови всех членов своей семьи (бабушка, дедушка, папа, мама, сын, дочь, внук, внучка, брат, сестра, дядя, тетя.)

Кто самый старший?

Кто старше всех?

Кто младше всех?

Назови ФИО каждого члена семьи, дом, адрес, профессию, место работы родителей.

Кто ты родителям?

Пусть ребёнок нарисует в тетради картину «Моя семья».

Скажи про еще большего:

старший - (ещё старше) молодой -

большой - младший –

Ответь на вопросы:

У кого глаза добрые?

У кого руки сильные?

У кого ласковые руки?

«Чья, чей, чьё, чьи?»

Шарф (чей?) - мамин, папин,

Шапка (чья?) - тетина, дядина

Пальто (чьё?) - бабушкино, дедушкино, ...

Перчатки (чьи?) - мамины, бабушкины,

«Зима. Признаки зимы»

1.Побеседуйте с ребёнком о том, какое сейчас время года, напомните какие изменения произошли в природе, что происходит с животными, птицами и растениями зимой;

понаблюдайте характерные зимние явления: снегопад, лед на реке, быстрое наступление темноты, яркие звезды на темном небе.

2.Рассмотреть снег. Какой он: черный, белый, теплый, холодный, липкий? Рассмотреть снежинку, какая она?

3.«Подбери признак»

снег (какой?)- мороз (какой?)- сосулька (какая?)- зима (какая?)-

4.Выучить загадки о зиме:

На дворе горой, а в избе водой, (снег)

Без рук, без ног, а рисовать умеет, (мороз)

С неба падают зимой и кружатся над землей

Легкие пушинки, белые (снежинки)

5. Вырезать картинки с изображением зимнего

пейзажа и вклеить в тетрадь.

«Дикие животные. Звери наших лесов»

1.Рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением зверей наших лесов: зайца, белки, волка, медведя, ежа и лисы;

Отметить их внешние признаки;

Выделить части тела животных (заяц - длинные уши; лиса - пушистый хвост)

Рассказать о том, где они живут, чем питаются.

Поговорить об особенностях их поведения в разные сезоны года.

2.Игра «У кого - кто?»

У медведя - медвежонок

У волка - волчонок

У лисы – лисёнок

3.Подобрать нужные слова:

Медведь (какой?) косолапый, неуклюжий Заяц - косой, трусливый, длинноухий Волк - злой, жадный, зубастый.

Лиса - рыжая, хитрая, пушистая, осторожная.

Еж - колючий, маленький, умный.

4.«Про кого можно сказать...»

охотится- пугается-...

скачет- переваливается-

хитрит- выслеживает-....

5.«Кто где живет?»

В норе живет (кто?)- лиса В берлоге В дупле- ...

6.Составить описательный рассказ о диком животном (по выбору) по плану (записать):

Название

Где живет?

Внешний вид? (какой хвост, уши, шкура)

Чем питается? Детёныши.

7.Вырезать картинки с изображением зверей наших лесов и вклеить в тетрадь.

«Профессии»

1. Побеседовать с ребёнком о профессиях повара, Продавца, учителя, воспитателя, врача, почтальона, машиниста, дворника, шофера.

Объяснить ребёнку, кто что делает на работе, какую пользу приносит, кому что нужно для работы.

2.«Кто что делает?» (подобрать действия к существительным)

повар - варит продавец-

учитель- воспитатель-

врач- шофер-

3.«Кому что нужно для работы?» (употребление винительного падежа сущ.)

повару нужны (что?) кастрюля, поварешка, нож; учителю нужны (что?) указка, ручка, тетрадь; шоферу нужны....; врачу нужны....;

продавцу нужно....; почтальону нужно....

4. «Найди ошибку»

Врачу нужны (бинт, вата, шприц, кастрюля)

Врач варит суп

Дворник варит автобус

Шофер разносит письма и газеты

5. Выучить загадки:

Он проснется на заре,

Снег расчистит на дворе

Все дорожки подметет

И песком посыплет лед. (дворник)

Перетянут он ремнем,

Каска прочная на нем,

Он в горящий входит в дом,

Он сражается с огнем.

6. Вырезать картинки с изображением людей разных профессий, вклеить их в тетрадь.

«Транспорт»

1.Вместе с ребенком пронаблюдать на улице за движением различного транспорта. Познакомить его с такими видами транспорта, как наземный. Подземный, воздушный, водный, наземный, железнодорожный.

Определить по внешнему виду назначение транспорта: для перевозки людей - пассажирский, легковой (такси, автобус, легковая машина), для перевозки грузов - грузовой.

2.«Пересчет различных видов транспорта» (согласование

числительных с существительными)

Первый автобус, второй...

Первая машина, вторая машина

Один самолет, два самолета,....

3. «Один - много»

самолет - самолеты

машина - машины

автобус- автобусы

4. «Кто чем управляет?»

Самолетом управляет летчик

Машиной-

Поездом-

Кораблем-

5. Сравнить, на каком транспорте можно ездить быстрее:

На самолете или на поезде

На велосипеде или на мотоцикле и т.д.

6. Поговорить о правилах по ведения в общественном транспорте, на дорогах города.

8.Выучить загадку

Летит птица -небылица

А внутри народ сидит

Между собой говорит, (самолет)

Бежит конь вороной,

Много тащит за собой, (паровоз)

«Наша армия»

1. Рассказать детям, какой праздник отмечают 23 февраля (день защитника Отечества). Кто охраняет границы, почему границы нужно охранять? Какое оружие нужно, что бы охранять границы?

Рассмотреть вместе с ребенком иллюстрации и фотографии, имеющиеся отношение к Российской армии.

Почему в этот день поздравляют мужчин, дарят им подарки?

2. Знать основные рода войск (танкисты, связисты, ракетчики, моряки, пехота, и т.д.)

3. Выучить стихотворение:

Танк в воде не ищет броду

Он бесстрашно лезет в воду,

Переваливает ямы,

Под себя деревья мнет,

Если надо ехать прямо-

Едет прямо - не свернет.

4. «Кто служит в армии?»

на танке- танкист в артиллерии - артиллерист со связью- связист с минометом – минометчик

5. «Подбери признак»

- защитник Отечества (какой?) сильный, смелый, мужественный, храбрый, самоотверженный и т.д.

5. «Посчитай от 1 до 10 и обратно»

СОЛДАТ, ЗАЩИТНИК

«Стройка»

1.Рассмотреть картинки, иллюстрации в книгах с изображением строительных машин, орудий труда строителей, для чего они предназначены.

Рассказать детям о строительных специальностях: каменщик, бетонщик, маляр, электрик, сантехник, плотник, инженер.

Рассказать ребенку о том, как строится дом: котлован, фундамент, возведение стен, крыши, вставление рам, застекление, покраска внутри дома.

2.«Подбери признак»

дом (какой?)

экскаватор (какой?)

строитель (какой?)

молоток (какой) и т.д.

3.«Подбери действие»

строитель - трудится, сооружает, строит и т.д. плотник –

маляр - экскаваторщик-

4.«Посчитай предметы» от 1 до 10 и обратно

подъемный кран, строительное сооружение, электрический подвод

5.Выучить загадки:

Начинает он копать, Перед тем, как в стену лечь,

Заменяет сто лопат. В печь полез бока обжечь.

(экскаватор) (кирпич)

Толстый тонкого побьет, Жираф железный за окном

Тонкий что - нибудь прибьет. Многоэтажный строит дом.

(молоток и гвоздь) (кран)

«Перелетные птицы»

1.Познакомить детей с перелетными птицами (скворец, грач,

журавль, утка, соловей, ласточка, стриж) Рассмотреть изображения этих птиц на картинках, обсудить их внешний вид и отличительные признаки, рассказать, откуда эти птицы к нам прилетели. Рассказать о том, чем занимаются все птицы весной (строят, вьют гнезда, выводят птенцов) Послушать весенние голоса птиц, их радостные крики, песни. Вспомнить, кто как кричит.

2.Рассмотреть грача. Выделить отличные особенности птицы. Рассказать почему грачи прилетают первыми (у них сильный клюв, они могут долбить мерзлую землю, добывать из неё личинок насекомых, червяков.

3.«Узнай но описанию»

(взрослый описывает внешний вид, какой - ни будь перелетной птицы, а ребенок её узнает и называет)

4.«Улетает, не улетает»

(взрослый называет птицу, а ребенок отвечает: улетает птица на зиму или не улетает)

5.«Четвертый лишний»

Жаворонок, воробей, грач, скворец

Снегирь, грач, ласточка, стриж

Ворона, журавль, жаворонок, скворец (объяснить свой ответ)

6.Пересказ рассказа «Предвестники весны»

Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели детей и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»

1) Какая была зима?

2) Что наступает после зимы?

3) Как греет солнце весной?

4) Кто прилетел?

5) Кого увидели дети?

6) Что они закричали?

Объяснить выражение «предвестники весны»

7.Выучить загадки:

На шесте - дворец Стали братья на ходули,

Во дворе - певец Ищут корму на пути

А зовут его - ..(скворец) На бегу ли, на ходу ли,

Им с ходулей не сойти (журавль)

Что за весенняя птица

Любит за плугом ходить и кормиться

Что за весенняя птица черная

Прямо на трактор чуть не садится (грач)

8.Вырезать картинки с изображением птиц и вклеить их в

Конспект ООД в подготовительной группе по образовательной области «Речевое развитие». Тема «Образ матери в произведениях искусства»

Описание материала: Предлагаю вам конспект организованной образовательной деятельности по теме «Образ матери в произведениях искусства». Данный материал будет полезен воспитателям подготовительных групп. Представленная образовательная деятельность относится к образовательной области «Речевое развитие», однако интегрирует и другие образовательные направления.

Программное содержание:
Образовательные задачи:

- расширять и обогащать знания детей о празднике День матери, об образе матери через ознакомление с произведениями искусства;
- учить детей рассказывать связано, полно и выразительно, четко выстраивая композицию рассказа;
- упражнять в умении составлять предложения с заданными словами, правильно сочетать их по смыслу;
- закреплять названия женских профессий.
Развивающие задачи:
- формировать у детей умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в картине, поэтом в стихотворении, и передавать его словом;
- развивать умение понимать смысл пословиц;
- упражнять в регулировании темпа речи и силы голоса.
Воспитательные задачи:
- воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме;
- воспитывать нравственные и эстетические чувства.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Словарная работа: бескорыстное сердце, глаза, переполненные нежностью и душевной чистотой, ласковые и заботливые руки, кусочек солнца, надежды луч, родная матушка.
Предварительная работа: Изготовление сувениров, поздравительных открыток; чтение и разучивание стихов о маме и бабушке; пение песен; индивидуальные беседы о семье с детьми, дать им задание понаблюдать, что делает их мама дома, узнать, где работает мама, какая у неё профессия; рассматривание иллюстраций по теме.
Материал: картины – иллюстрации художников Бориса Кустодиева «Утро», Мэри Кассат «Мать и Сара любовалась ребенка», Адольфа Вильяма Бугро «Материнское счастье», Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова «Мать с ребёнком», Фредерика Лейтона «Мать и дитя», К.Е. Маковского «Семейный портрет», О.Г. Яблонской «Материнство».


Адольф Вильям Бугро «Материнское счастье».


Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов «Мать с ребёнком».


Фредерик Лейтон «Мать и дитя».


К.Е. Маковский «Семейный портрет».


О.Г. Яблонская «Материнство».


- О чем эти картины?
- Что можно сказать о матерях, изображенных на этих картинах?
- Какие мамы изобразили художники?
- Какие чувства появляются у вас, глядя на эти картины?
Дети составляют рассказы по картинам (по выбору детей). Заслуживают рассказы 3-4 детей.
Воспитатель обобщает ответы детей, делая выводы:

- Великие художники всех времен и народов стремились в своих произведениях показать образ женщины – матери. Образ матери у всех народов, живущих на земле, во все времена един – это женщина с добрым бескорыстным сердцем, умеющая любить, понимать и прощать, с глазами, переполненными нежностью и душевной чистотой, с ласковыми и заботливыми руками.
- Поэт Константин Ибряев тоже очень любил свою маму и в честь нее написал стихотворение, которое так и называется «Мама»:
Белые, черные – разные мамы,
Очень трудно им иногда.
Бывает их губы сжаты упрямо,
Но в добрых глазах улыбка всегда.
Это кусочек солнца их детям,
Это, быть может, надежды луч…
Мама! Мама! С именем этим
Я бы хотел подняться в ракете
Выше самых высоких туч.
Взял бы цветы – миллиард букетов –
И разбросал бы их над планетой,
Мамы получат их, улыбнутся –
И сразу повсюду наступит лето.
- О чём это стихотворение?
- Что говорит автор об улыбке мамы?
- Что хотел бы сделать для своей мамы сын?
- Почему от маминой улыбки наступит лето? (Ответы детей)
- Ребята, так что же нужно сделать вам, чтобы мамы, бабушки были счастливыми? (Ответы детей.) Правильно, не нужно ждать чудес. Достаточно вам самим проявлять заботу о мамах и бабушках, помогать им в домашних делах, говорить им ласковые, добрые слова.
Физкультминутка «Дружно маме помогаем».
Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем.
Мы бельё теперь стираем,
Поласкаем, отжимаем.
Подметаем всё кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
Дети выполняют подражательные движения по тексту.
Воспитатель предлагает
игру «Составь предложение».
- А сейчас придумайте предложения со словами мама, подарок, любовь, праздник. Например, «Скоро мамин праздник».
Дети придумывают предложения с заданными словами.
- Молодцы, сколько хороших и красивых предложений придумали.
- Мама не только заботится о семье, но ещё и работает. Предлагаю вам поиграть. Сейчас я буду кидать мячик вам в руки, вы его ловите, у кого мяч, тот называет профессию своей мамы и рассказывает, что она делает на работе.
- Вот видите, как необходима людям мамина работа: она учит детей в школе, лечит людей, продаёт вещи, продукты и т.д.
- Существует много пословиц о маме. Их придумал народ. Как вы их понимаете?
«При солнце тепло, а при матери добро».
«Мать кормит детей, как земля людей».
«Нет лучше дружка, чем родная матушка».
Вызываются для ответа не менее трех детей.
- О чем мы с вами сегодня говорили?
- Какие картины рассматривали?
- Какая игра вам больше всего понравилась?
- Что было вам интересно? Что нового узнали?
- Ребята, никогда не забывайте, что нет никого роднее и дороже на земле, чем ваши мамы. Цените, любите и уважайте своих мамочек.

Вашему вниманию представлены материалы по лексической теме «Мамин праздник». Данная тема является составной частью совместной образовательной деятельности тематической недели, посвященной международному женскому дню.

Дошкольный возраст, это возраст когда дети познают окружающий мир, ежедневно делают для себя новые открытия. Я заметила, что информация, которую мы даем детям в процессе обучения, усваивается детьми успешнее, если она дается не только в словесной форме, но и подкрепляется возможностью самим практически действовать.

Китайская пословица гласит: «Расскажи, и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Поэтому в совместной деятельности с детьми я стараюсь давать возможность детям самим действовать.

Моя задача – поддержать интерес детей к близким родственникам – маме, бабушке, вызвать желание радовать их, заботиться о них, радоваться тому, что можно самим сделать для них подарки к празднику.

Цель совместной деятельности: обобщить знания детей о маме, бабушке, их значении в жизни детей.

1. Образовательная: формировать представления детей о маме и бабушке как о значимых и любимых людях в окружении ребёнка, о празднике 8 марта, обогащать словарный запас детей (дорогая, родная, любящая, единственная, заботливая).

2. Развивающая: развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию действий в системе «глаз – рука» через изготовление поделок.

3. Воспитательная: воспитывать заботливое отношение к мамам и бабушкам через желание отблагодарить их за любовь, через стремление выполнить подарки своими руками.

Предполагаемый результат: обобщение знаний о близких, которые значимы в жизни ребёнка, о женском празднике, изготовление подарков.

Скачать:


Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронное наглядное пособие для учителей-логопедов ДОУ по лексической теме "Осень"

Данную презентацию можно использовать как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях с детьми-логопатами....

Методические рекомендации для учителей-логопедов и воспитателей речевых групп по развитию связной речи посредством использования игр и творческих заданий для освоения алгоритмов работы с картиной у дошкольников с общим недоразвитием речи

Предлагаются игры и творческие задания для развития связной речи у дошкольньников с общим недоразвитием речи...

Загадки, дидактические и подвижные игры по лексической теме "Мамин праздник"

Предлагаю вашему вниманию подборку загадок, дидактических и подвижных игр, которые можно использовать в своей работе как логопедам, так и воспитателям. Лексическая тема «Мамин праздник»....

Литературно-музыкальное мероприятие в рамках областного семинара-практикума для учителей-логопедов, учителей-дефектологов с(к) школ, центров, детских домов, школ-интернатов «Формирование лексико-грамматического строя речи у обучающихся с ограниченными воз

Литературно-музыкальное мероприятие в рамках областного семинара-практикума для учителей-логопедов, учителей-дефектологов с(к) школ, центров, детских домов, школ-интернатов «Формирование лексико-грамм...

Ольга Золотых
Планирование работы по теме «День Матери» в старшей группе

Тема : «День матери » . Период :24 - 28 ноября. Итоговое мероприятие : Фото выставка «Наши мамы» .

Содержание работы : обобщить знания детей о международном празднике «День матери » , закреплять знания детей о своих мамах, их профессии, формировать осознанное понимание значимости матерей в жизни детей , семьи, общества, воспитывать уважительное и бережное отношение к близким, желание помочь и делать приятное маме, воспитывать чувство любви к маме через приобщение к произведениям искусства (литература, музыка, живопись, побудить детей выразить благодарность своим матерям за заботу через продуктивную деятельность (аппликацию, рисование, лепку) .

Тема : «Моя мама самая красивая!» .

День недели Режим Совместная деятельность взрослого и детей

с учетом интеграции образовательных областей

Групповая ,

подгрупповая Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах Организация развивающей среды Взаимодействие с родителями

Речевое Художест-венно-эсте-тическое Физическое Прием и осмотр детей в группе .

Дидактическая игра «Собери пары» - развивать логическое мышление, навыки классификации.

И. м. п. «Делай как я» - развивать мимическую выразительность, навыки подражания.

Игры с любимыми игрушками в зонах активности. Организация дежурства детей в уголке природы, по столовой.

Индивидуальная работа с Илюшей и Никитой Т. – закреплять навыки сервировки столов к завтраку. Работа с календарем погоды . Продолжать учить детей замечать изменения погоды и отмечать их условными знаками.

Беседа на тему «Как моя мама меня любит» -продолжать развивать связанную монологическую речь детей. Календарь природы с условными знаками, н/п игры, д/и «Собери пары» . Беседы с родителями по теме недели .

Консультация для родителей «День матери . История. Традиции» .

ООД Коммуника-тивно-личностное Познава-тельное

Речевое Художест-венно-эсте-тическое Физическое I. Продуктивная деятельность. Рисование «Портрет моей мамы» .

Программное содержание : подводить детей к созданию предметных композиций на темы окружающей жизни, учить располагать изображение по всему листу, совершенствовать умения передавать в рисунке образы предметов.

Ход ООД

1. Рассматривание иллюстрации портрета из сборника «Великие художники» . Обсуждение.

2. Обсуждение способов рисования, технических приемов, цветового решения. Показ воспитателя.

3. Выполнение работы .

4. Подведение итогов. Организация выставки.

II. Физкультура.

Программное содержание : по плану руководителя .

III. Музыкально – художественная деятельность.

Программное содержание : по плану руководителя .

Бумага, восковые мелки, иллюстрация портрета.

Прогулка Коммуника-тивно-личностное Познава-тельное

Речевое Художест-венно-эсте-тическое Физическое Наблюдение за дорожным движением – закреплять знания детей о ПДД, формировать навыки безопасности.

Исследовательская деятельность «Вода на морозе» - выяснить, что случится с водой при минусовой температуре.

работа с Вовой З . и Надей – прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Подвижная игра «Воробышки и автомобиль» .

Самостоятельная двигательная активность детей на свежем воздухе с выносным игровым и спортивным инвентарем.

Выносной игровой и спортивный инвентарь.

2я половина дня Коммуника-тивно-личностное Познава-тельное

Речевое Художест-венно-эсте-тическое Физическое Постепенное пробуждение и подъем детей после дневного сна. Бодрящая гимнастика «Солнышко проснулось» . Дыхательные упражнения «Ква-ква» . Закаливающие процедуры : полоскание полости рта и горла, ходьба по массажным дорожкам, растирание сухим полотенцем, воздушные ванны.

Формирование КГН у детей во время одевания и приема пищи. Закрепление навыков самообслуживания. Воспитание желания всегда иметь опрятный внешний вид и аккуратную прическу.

Минутка вежливости. Массажные коврики, гигиенические принадлежности.

Коммуника-тивно-личностное Познава-тельное

Речевое Художест-венно-эсте-тическое Физическое Чтение художественной литературы – рассказ Емельянова Б. «Мамины руки» . Обсуждение.

Д/и «Мамы и детки» - закреплять знания детей о животных и их детенышах.

Самостоятельная игровая деятельность в зонах активности в группе .

Индивидуальная работа с Сашей Ф . и Артемом Ф. – вырезание по контуру. Сюжетно-ролевая игра «Мама дома» . Продолжать учить детей распределять роли в игре, самостоятельно подбирать атрибуты, вступать в диалоги в соответствии с сюжетом. Учить играть дружно, не ссориться во время игры. Атрибуты для с/р игры «Мама дома» , Д/и «Мамы и детки» , ножницы, бумага, рассказ Емельянова Б. «Мамины руки» .

Прогулка

Коммуника-тивно-личностное Познава-тельное

Речевое Художест-венно-эсте-тическое Физическое Наблюдение за облаками. Развивать наблюдательность, интерес к природным проявлениям.

Труд на участке. Индивидуальная работа с Владиком М . и Егором С. – бег с подскоками. Подвижная игра «Ловишки» .

Самостоятельная двигательная активность детей на свежем воздухе с игровым материалом и спортивным инвентарем. Выносной игровой материал и спортивный инвентарь. Беседы с родителями по итогам дня, выделение динамики развития детей.