«Первый день — он трудный самый». Адаптация детей к условиям детского сада. Адаптация ребенка в детском саду: советы психолога Три этапа привыкания к детскому саду

Почему детям бывает сложно привыкнуть к детскому саду и как родители могут им помочь?

Вопрос детского сада – отдавать или не отдавать, когда лучше отдать, как помочь в адаптации – в какой-то момент возникает в каждой семье. Обычно родители в таких вопросах опираются на личный опыт, или примеры близких и знакомых. Бесспорно, у посещения детского сада есть свои плюсы и минусы, но, в силу занятости родителей и невозможности посвящать все время ребенку большинство семей все-таки склоняются к варианту «отдавать в садик». Возможно, маме необходимо выходить на работу, а сидеть с крохой некому. Или просто родители хотят как можно раньше социализировать своего малыша, научить его общаться с другими взрослыми и детьми, помимо семьи. Как бы там ни было, причины могут быть разными, но по итогу кроху все равно приводят в детский сад.

И тут начинается самое интересное. Ваш, такой послушный и хороший ранее, малыш вдруг начинает закатывать истерики, капризничать, отказывается самостоятельно засыпать. Или, наоборот, замыкается в себе, тихо плачет, перестает интересоваться ранее любимыми игрушками и сказками. Что же происходит с вашим ребенком? Пройдет ли все это, или все же надо забирать его из сада? Когда кроха привыкнет к садику? И, главное, как ему помочь?

На все эти вопросы мы и постараемся найти ответы в нашей статье.


Адаптация – это привыкание, приспособление организма к внешним изменяющимся условиям, то есть к новой обстановке. Такие перемены не проходят бесследно и для психики и взрослого человека, что там уже и говорить о маленьком ребенке. Ведь никто не станет спорить, что для крохи детский садик – совершенно новое, незнакомое пространство, в котором его ждут новые люди и новые отношения.

Попробуем подробнее разобраться в самом процессе адаптации. Во-первых, он требует немалых затрат психической энергии, поэтому зачастую провоцирует напряжение и даже перенапряжение физических и психических сил организма. Во-вторых, в ранее стабильную и размеренную жизнь ребенка «врываются» новые условия:

  • отсутствие рядом самых близких – мамы, папы, бабушек с дедушками;
  • необходимость соблюдать четкий распорядок дня;
  • постоянный контакт с большим числом ровесников, ранее незнакомых крохе;
  • внезапное уменьшение количества личного внимания к малышу – теперь уже он не «центр вселенной», как был раньше для мамы, да и даже самой гуманной и любящей воспитательнице вряд ли под силу уделять море внимания каждой детке;
  • необходимость подчинения и послушания перед ранее незнакомым взрослым – воспитателем.

Уже этих нескольких факторов достаточно для того, чтобы утверждать, что жизнь ребенка кардинально меняется. И, помимо внешних изменений в условиях жизни, процесс адаптации влечет за собой большое число преимущественно негативных сдвигов в организме крохи. Эти изменения происходят на всех уровнях, и во всех системах. Мы же замечаем обычно только верхушку айсберга – нарушения поведения малыша. А на самом деле в душе и в организме крохи в этот период происходят радикальные изменения – малыш постоянно находится в сильном нервном напряжении, он ощущает сильный стресс или на грани стресса. Кроме того, часто наблюдаются такие нарушения:

  1. Нарушения сна. Кроха может отказываться засыпать в одиночку, или просыпаться по ночам.
  2. Снижение или потеря аппетита.
  3. Регрессия речи – порой малыш, уже прекрасно умеющий говорить сложными предложениями, вдруг снова погружается в младенчество, начинает употреблять облегченные слова и односложные предложения.
  4. Потеря навыков самообслуживания. Так же внезапно оказывается, что кроха «не умеет» самостоятельно одеваться, раздеваться, умываться, кушать, пользоваться носовым платочком. И это притом, что ранее он со всем этим легко справлялся.
  5. Изменение двигательной активности. Ранее веселый и активный малыш вдруг может стать «заторможенным», медлительным, неуверенным в себе. Или, наоборот, ребенок становится неуправляемым, гиперактивным, чего раньше за ним не наблюдалось.
  6. Утрата интереса к новому. Вы можете наблюдать, что ваш ранее любопытный «почемучка» перестает интересоваться новыми игрушками, не хочет знакомиться с другими детками. Он словно впадает в зимнюю спячку, и его познавательная активность угасает.
  7. Снижение социальной активности. Малыш может отказываться идти на контакт с ровесниками и воспитателем. Даже оптимистичные и общительные детки становятся замкнутыми, напряженными, неконтактными, беспокойными.
  8. Смена эмоционального фона. В первые дни посещения садика у ребенка обычно сильнее выражены негативные эмоции: хныканье, плач – как «за компанию», так и приступообразный, страх (идти в садик, боязнь воспитателя, переживания, что мама не придет за ним), гнев, агрессия. Может создаваться впечатление, что у ребенка вообще нет эмоций. А вот позитива от крохи вряд ли придется ждать: улыбка может возникнуть только в ответ на новый яркий стимул (нестандартная игрушка, веселая игра).
  9. Снижение иммунитета. В период адаптации падает сопротивляемость организма инфекциям, вследствие чего кроха может заболеть в первые недели и даже дни посещения садика.

Родители должны понимать, что все эти изменения – не каприз ребенка, а вполне объективные реакции на изменяющуюся среду, не зависящие от воли крохи. И, как только адаптация закончится, все эти негативные сдвиги уйдут. Многие мамы ждут, чтобы это случилось в первые дни в садике, и могут испытывать разочарование или даже сердиться на малыша, когда этого не происходит. Но, по мнению специалистов, средняя продолжительность адаптации к детсаду – минимум 3–4 недели, и иногда она может растягиваться на 2–4 месяца. Помните, что ваш ребенок – индивидуален, и не торопите события!


Теперь мы знаем, что происходит с крохой, когда мы отдаем его в детский сад. Но, тем не менее, есть дети, которые относительно быстро привыкают к новым условиям, есть те, кому надо больше времени, и, наконец, те, кому это сделать фактически невозможно. Подобные различия говорят о разных типах адаптации. Итак, психологи выделяют:

1. Легкая адаптация – составляет 3-4 недели. Такой тип адаптации переживает почти половина детей. Малыши посещают сад без особых потерь, и даже присутствует желание туда идти. Все изменения, описанные нами раньше, обычно кратковременны, быстро проходят и не вызывают болезни.

Такой ребенок:

  • входит в группу спокойно, внимательно осматривается;
  • смотрит в глаза воспитателю, когда тот к нему обращается;
  • может при необходимости попросить о помощи;
  • сам способен завязывать контакты;
  • может сам себя занять, в игре использует предметы-заменители, то есть играет «понарошку»;
  • находится в стабильном спокойном или бодром настроении;
  • в меру эмоционален, его эмоции легко распознать;
  • принимает установленные правила поведения;
  • нормально реагирует на одобрение или замечание, и после самостоятельно изменяет свое поведение;
  • умеет доброжелательно относиться к другим детям, играть рядом с ними.

2. Адаптация средней тяжести. Дети в этой группе начинают часто болеть, но до нервных расстройств дело не доходит. Подобная реакция организма малыша вполне объяснима: в садике дети начинают активно «обмениваться» различными инфекциями, которые для одних могут быть совсем безобидными, а для других – опасными. Поэтому у многих деток в период адаптации к садику начинаются разные ОРЗ и ОРВИ. В данном случае помочь малышу может врач – своевременно принятые меры снизят риск заболевания крохи, и его адаптация приблизится к благоприятной.

Малыш, переживающий адаптацию средней степени:

  • соглашается общаться, когда ему нравятся действия воспитателя;
  • после первых минут напряжения постепенно готов вступать в контакт с другими детьми, может развернуть игру;
  • адекватно реагирует на поощрения и замечания в свой адрес;
  • может проводить своеобразный эксперимент, нарушая нормы и правила поведения.

Адаптация данного типа протекает в среднем месяц-полтора, иногда в процессе привыкания ребенок заболевает. Но, как правило, болезнь не дает каких-либо осложнений.

3. Тяжелая адаптация. В таких случаях кроха склонен реагировать на смену обстановки не только простудными болезнями, но и нервным срывом. Такой вариант, естественно, самый неблагоприятный.

При этом типе адаптации малыш:

  • не идет на контакт, или соглашается общаться только с помощью родителей;
  • встревожен, замкнут;
  • не задерживает внимания на игрушках, переходит от одной к другой;
  • не может развернуть игру;
  • пугается в ответ на замечание или поощрение воспитателя, ищет поддержку мамы, или вообще не реагирует.

Помочь крохе, переживающему тяжелую адаптацию, может педиатр и детский психолог, в некоторых случаях – невропатолог. И, конечно же, не стоит забывать о важной роли родителей в этом нелегком процессе привыкания.

Конечно, все эти типы адаптации весьма условны. Ведь каждый малыш по-своему привыкает к новой жизни в садике. Кому-то на адаптацию необходима всего неделя, кому-то – месяц, а кому-то, может, и полгода. Длительность периода привыкания зависит от многих факторов, в том числе от:

  • темперамента малыша. Обычно холерики и меланхолики приспосабливаются к новым условиям хуже и дольше, чем сангвиники;
  • состояния здоровья крохи;
  • обстановки в семье;
  • уровня готовности родителей (да-да, именно так!) к такому важному событию в жизни крохи.


Чтобы помочь своему ребенку успешно адаптироваться в садике, прислушайтесь к несложным рекомендациям специалистов:

1. До начала посещения садика тщательно подготовьтесь, научив кроху навыкам самостоятельности. Малыш должен уметь:

  • самостоятельно кушать, пользуясь ложкой, вилкой, кружкой;
  • умываться;
  • одеваться и раздеваться;
  • пользоваться горшком;
  • пользоваться носовым платочком.

Когда малыш овладеет всеми этими премудростями, его процесс адаптации пройдет гораздо легче.

Чтобы крохе было проще самому раздеваться-одеваться, купите ему удобные и практичные вещи без лишних застежек и молний. Лучше, если застегиваться они будут на кнопки, чем на пуговицы. Тогда ребенок сможет легко справляться с переодеваниями сам, не привлекая лишний раз воспитателя.

Те же самые требования по удобству применимы и к обуви. Она должна хорошо держаться на ножке, не давить, не слетать, и фиксироваться липучками. Тогда крохе под силу будет и переобуваться в одиночку. Прежде чем отнести одежду в садик, потренируйтесь с крохой дома одеваться-обуваться. Если малыш уже привыкнет к такому наряду, ему будет проще и быстрее переодеваться в саду.

2. Настраивайте малыша на мажорный лад. Рассказывайте ему, как это здорово, что он уже стал таким большим и дорос до садика. Объясняйте крохе, куда ему предстоит пойти, что он там будет делать, читайте сказочные истории о посещении садика, играйте «в детский садик» с игрушками, гуляйте на территории сада. Если есть такая возможность, заранее познакомьте малыша с воспитателем – тогда при поступлении в сад она уже не будет для него «чужой тетей».

3. Старайтесь соблюдать четкий режим дня, максимально приближенный к «садовскому». Желательно начинать такую подготовку минимум за месяц до посещения сада. То есть, ориентировочно ваш распорядок дня должен быть таким:

  • 7-30 – поднимаемся, умываемся, чистим зубы, одеваемся;
  • 8-30 – время прихода в садик;
  • 8-40 – прием завтрака;
  • 10-30 –12-00 – прогулка;
  • 12-15 – 12-45 – обед;
  • 13-00 – 15-00 – дневной сон,
  • 15-30 – полдник.

Конечно, этот график приблизительный, и лучше уточнить в саду именно «ваш» режим.

Чтобы утром легко встать, лучше всего лечь вечером не позже полдевятого-девяти. Так вы сможете подготовить кроху к режиму, и при поступлении в сад это для него уже не будет стрессом. Кстати, и потом, когда малыш уже будет ходить в сад, не меняйте его режим в выходные дни. Конечно, можно дать ему поспать немножко дольше, но существенно сдвигать распорядок дня не стоит.

4. Вечером после садика делитесь с крохой впечатлениями дня. Спрашивайте его, как прошел его день, что он делал в садике, с кем играл, что ему больше всего понравилось. Рассказывайте ему о своем дне, что порадовало вас. И обязательно внимательно относитесь к жалобам малыша. Если ребенок жалуется на воспитательницу и из-за нее не хочет идти в сад, осторожно расспросите кроху, что именно ему не нравится. Не исключено, что малыш немного фантазирует, это вполне свойственно детской психике в раннем возрасте. Попробуйте поговорить с воспитательницей - обсудите с ней воспитание и поведение вашего крохи. В большинстве случаев, вы сможете вместе исправить ситуацию. Кроме того, никто не запрещает вам присмотреться к воспитательнице, например, забрав малыша чуть раньше обычного. Обратите внимание, как она общается с детьми. Если вас что-то настораживает, вы всегда можете перевести кроху в другую группу сада.

Если ваш ребенок кажется вам замученным и нервным, не паникуйте раньше времени. Такая реакция вполне естественна для первых дней адаптации. Ведь малыш еще не готов к такому количеству новой информации и эмоций. Дайте ему время привыкнуть, не ругая за плохое поведение, незнание правил или нежелание их выполнять. Не все сразу. Дайте крохе возможность «разрядиться» дома – пошалить, немного пошуметь и побегать.

5. В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже если вам что-то не совсем понравилось, не высказывайте это вслух при ребенке. Ваша оценка для малыша очень важна, и ему будет намного проще ходить в садик, уважая воспитателей. Можете рассказывать знакомым, какой хороший садик вы выбрали для своего крохи и какие чудесные люди там работают.

6. Говорите крохе, когда вы заберете его домой, и непременно сдерживайте свои обещания. Если малыш будет знать, что мама придет после обеда, или после прогулки, ему будет спокойнее и увереннее. Но не обманывайте доверия своего ребенка – не опаздывайте, не приходите позже, чем обещали.

7. Не перегружайте нервную систему крохи в период адаптации. Не надо отучать его в это время от «дурных» привычек, например, от соски. У него сейчас и так очень много изменений, и не надо добавлять еще напряжение. Также стоит на время прекратить походы в гости, в театр, в цирк, перенести прививки, сократить просмотр телепередач.

8. Создайте малышу бесконфликтную и спокойную атмосферу дома. Не забывайте о постоянных проявлениях любви: почаще обнимайте кроху, говорите нежные слова, гладьте по головке. Обязательно отмечайте его успехи, хвалите. Ведь малыш сейчас больше всего нуждается в вашей поддержке и теплом участии!

9. Уходя, расставайтесь с крохой быстро и легко. Длительные прощания вызовут дополнительные слезы, а ваше обеспокоенное лицо вселит малышу тревогу, что с ним в садике может что-то произойти.

10. Придумайте свой ритуал прощания - поцеловать, сказать «пока-пока», помахать рукой. Такое постоянство поможет крохе быстрее привыкнуть к новым условиям.

11. Если малышу очень трудно расставаться с мамой, побеспокойтесь о том, чтобы первые несколько недель кроху отводил в садик папа или бабушка с дедушкой.

12. Приводите малыша в садик немного раньше или немного позже, чем другие родители. Таким образом, можно избежать ненужных слез «за компанию».

13. Дайте крохе в детский садик его любимую игрушку. Прижимая к себе что-то мягкое, напоминающее ему о доме, кроха станет гораздо спокойнее.

14. Готовьтесь в детский садик с вечера. Проговаривайте, какую игрушку кроха возьмет с собой, что оденет, сложите все в сумку и выставьте в коридор.

15. Терпимо относитесь к капризам малыша. Помните, они появляются от перегрузки нервной системы. Лучше обнимите ребенка, успокойте его, поиграйте вместе.

16. И в садике, и дома говорите с крохой уверенно и спокойно. Будьте доброжелательны и настойчивы при переодевании, пробуждении в садик. Озвучивайте все свои действия. Такие простые рекомендации помогут крохе поверить, что все хорошо, и в садике с ним ничего не случится.

17. Одевайте ребенка так, как нужно в соответствии с температурой в группе. Излишнее кутание не способствует здоровью.
18. Если вы замечаете сильные отклонения от обычного поведения крохи, обратитесь за помощью к врачу или детскому психологу.

19. Приучайте малыша к садику постепенно. Первое время достаточно оставлять его в саду на 1-2 часа. Через неделю-две время пребывания в группе можно увеличить. Еще через две-три недели можно оставить кроху в садике до сна. И только после всего этого пробуйте оставлять его в садике на целый день.

20. Если вы заметили у крохи первые признаки инфекции – чихание, насморк, кашель – немедленно заберите его домой и вызовите врача. Так вы сможете избежать возможных осложнений.

21. Посоветуйтесь с врачом, какие меры можно использовать для профилактики ОРЗ. Возможно, это будут спреи на основе морской воды, или другие препараты.

22. По возможности укрепляйте иммунитет крохи с помощью закалывания и прогулок. Регулярно проветривайте комнаты, оставляйте форточку открытой на ночь.

23. Помните: причина постоянных простуд чаще всего кроется в психике. Специалисты называют такой феномен «бегство в болезнь». Это не значит, что кроха нарочно простужается. Нет, малыш сам себе не отдает в этом отчета, но организм начинает ослабевать, с легкостью поддается негативному влиянию. Поэтому немаловажно не только проводить физические меры по оздоровлению малыша, но и помогать ему восстанавливать душевную гармонию.

Список «табу» для родителей

  1. Нельзя наказывать, ругать, стыдить ребенка за то, что он плачет и не хочет идти в садик.
  2. Нельзя сравнивать поведение крохи с поведением других детей. Лучше покажите ему, как вы его любите!
  3. Нельзя пугать малыша детским садиком. Ведь место, которое страшит, вряд ли станет когда-то безопасным и тем более любимым.
  4. Нельзя задабривать кроху обещаниями подарков, если он согласится пойти в садик.
  5. Нельзя негативно отзываться о садике и воспитателях при ребенке. Так вы только увеличите его тревогу, и он начнет думать, что садик – это плохое место с нехорошими людьми.
  6. Нельзя обманывать малыша, обещая ему, что придете очень скоро, и оставляя его на целый день в садике. Пусть он лучше знает, что ждать маму придется долго, чем навсегда потеряет к вам доверие.
  7. Нельзя водить в садик больного ребенка.

И главное, помните: до того момента, когда поход в садик станет для крохи радостным и привычным делом, может пройти много времени. Бесспорно, период адаптации к детскому садику непросто дается не только малышу, но и маме, ведь не очень-то легко сразу доверить воспитание своего чада чужим людям. Не ждите, что привыкание пройдет очень быстро. Вполне возможно, что крохе для того, чтобы привыкнуть к отсутствию мамы рядом и необходимости контактировать с большим числом сверстников понадобится свое, определенное количество времени. Дайте ему это время!

Анна Кутявина

Согласно законодательству России, возраст детей, в котором уже возможно перестать полностью зависеть от матери и стать воспитанниками детского сада, - 1,5 года. Именно до этого момента родители получают пособие по уходу за своим малышом. Многие психологи старой закалки тоже утверждают, что это самое оптимальное время для привыкания детей к детскому саду, мотивируя отсутствием у ребенка такого возраста осознания, где ему лучше, благодаря чему первые дни в детском саду проходят менее болезненно. Но часто малыш с трудом может адаптироваться в новой обстановке.

Почему возникают трудности в период привыкания к садику

Однако часто происходит так, что впервые ребенок приходит в детский сад в 4 года, а то и в 5 лет. Длинная очередь на получение места в муниципальном детском учреждении, возможность мамы находиться в отпуске по уходу до исполнения малышу 3 лет, бабушки-помощницы - все это играет свою роль. А к этому времени у малыша уже формируются основы он задается вопросами: «Почему меня туда ведут? Почему я должен расставаться с мамой? Почему я должен слушаться чужую тётю?» Это усложняет его адаптацию в Однако всегда можно найти способ максимально бережно подготовить почву для того, чтобы дети безболезненно привыкли к новой жизни. Когда решение отдать малыша в детский сад уже принято, поначалу переживает не он сам, а родители. Ведь они прекрасно понимают: если раньше ребенок проводил все свое время вместе с мамой, в режиме, удобном им обоим, то теперь он должен будет привыкнуть к совершенно новому окружению, новой еде, новым требованиям, что вносит огромные перемены в его жизнь. Как бы ни готовились родители к этому моменту, приучая малыша к режиму, приближенному к садиковскому, изменяя меню и проводя обучающие занятия, воссоздать условия дошкольного учреждения в своем доме невозможно. Как же поступить, чтобы эти перемены не стали сильнейшим стрессом для крошки? Ведь ненависть, возникшая в первые дни в детском саду, определит отношение малыша к пребыванию в учреждениях для детей на месяцы, если не на годы вперед.

Психологические установки для ребёнка

Как свидетельствуют отзывы о детских садах от родителей, очень многое зависит от воспитателя, который станет их заменой на целый день пять дней в неделю. Поэтому, если есть возможность, лучше заранее познакомиться с педагогами той группы, в которую записали малыша. Не следует оставлять ребенка в садике, как вещь, спеша поскорее уйти - это вызовет у него шок и дальнейший протест, преодолеть который будет уже сложно. Малышу важно чувствовать себя в безопасности и быть уверенным, что его там не бросили. Его необходимо морально подготовить рассказами о том, куда он пойдет, что его там ждет. Обычно дети стремятся к общению со сверстниками, поэтому такой разговор может стать стимулом для желания попасть туда.

В первые дни в детском саду лучше оставлять ребенка только до обеда: он сможет пообщаться с другими детьми, поиграть новыми для него игрушками, но не успеет соскучиться по маме и папе. В некоторых садиках разрешено, чтобы родители несколько дней посидели в поле зрения малыша. Так он воспримет такой поход в садик как обычную прогулку с мамой - это тоже альтернативный вариант для более успешной адаптации крохи.

В детском саду ребенок еще захвачен новыми возможностями, новыми друзьями, и если родители правильно и спокойно помогут ему освоиться, то каждое утро не будет начинаться с испорченного настроения и для него, и для взрослых.

А ваш малыш идет этой осенью в детский сад? Если так, вам наверняка хочется, чтобы ребенок как можно спокойнее принял перемены в своей жизни, ладил с воспитателями и другими детьми и каждое утро шел в садик с радостью и без капризов.
Но нередко родители ведут себя не совсем правильно и невольно мешают малышу адаптироваться к детскому саду. Как это происходит и как избежать самых распространенных ошибок, рассказывает детский и семейный психолог Екатерина Кес.

На протяжении многих лет моей психологической практики каждую осень ко мне обращаются родители, детям которых тяжело дается . В этой статье я хочу рассказать вам о наиболее распространенных ошибках, которые допускают родители, отдавая ребенка в детский садик. Из-за этих ошибок у малыша, как правило, формируется негативное отношение к садику, страхи и тревоги, и адаптация затягивается на долгие месяцы. Об этих ошибках важно знать, чтобы их не совершать и не навредить своему малышу.

Ошибка № 1 - «Исчезновение мамы»

Когда мама приходит с ребенком в детский сад впервые, малыш зачастую расслаблен и заинтересован тем, что видит. Дело в том, что у него еще не было опыта пребывания в саду без мамы. Именно поэтому дети часто первый день остаются в садике довольно бодро, а на второй и третий день уже идут с сопротивлением. Как мы знаем, внимание маленького ребенка легко привлечь чем-то новым и интересным. Поэтому малыш смело отходит от мамы и увлекается в группе новыми игрушками и детьми. Скорее всего, он уже слышал от мамы не раз, что мама его оставит в группе, но в его представлении, пока мама ждет его в коридоре. А может быть, он забыл, что мама собирается уходить.

И вот здесь происходит следующее. Мама очень рада, что ребенок увлекся игрой, и тихонечко, чтобы его «не вспугнуть», сбегает, не попрощавшись с ребенком и не сообщив ему, что уходит. Теперь представьте себе, что чувствует маленький ребенок, мама которого вдруг исчезла непонятно куда, не попрощавшись, и неизвестно, когда она придет и придет ли вообще. Это для ребенка все равно, что потеряться в огромном супермаркете. И даже если 10 самых добрых человек будут успокаивать малыша и предлагать ему сладости и игрушки, он будет ужасно напуган, охвачен страхом и тревогой. Даже если вы много раз рассказывали ребенку, что в садике он станется один, без мамы, никогда не уходите незаметно.

У ребенка возникает ощущение, что теперь мама может внезапно исчезнуть в любой момент его жизни, не предупредив и не попрощавшись с ним, то есть он может маму попросту потерять. И он буквально «прилепляется» к ней и психологически и физически на долгие месяцы, боясь упустить ее из виду. Во многих случаях садик просто приходится отложить как минимум на полгода, потому что ребенок впадает в истерику при малейшем упоминании о садике, не говоря уже о том, чтобы туда идти.


Ошибка № 2 - «Долгое пребывание»

Некоторые родители считают, что ребенка лучше сразу же оставить на полдня или целый день, чтобы он быстрее привыкал к детям и воспитателю. Это является ошибкой. Посещение садика нужно начинать постепенно. Есть разные схемы посещения, которых рекомендуют придерживаться психологи. Общая идея такая: сначала приходить и гулять на той же детской площадке, на которой гуляет группа, затем приводить ребенка в группу на 30 минут — 1 час во время свободной игровой деятельности и ждать ребенка в коридоре и затем забирать. Постепенно ребенок привыкает и к детям, и к воспитателю, и к окружающей обстановке. Затем его можно оставить одного на 1-2 часа, затем с утра и до обеда, затем с обедом, затем забрать уже после прогулки. Через некоторое время оставить на обед и забрать, затем – оставить на дневной сон и забрать. Затем уже оставлять на целый день. Нет четких рекомендаций, сколько времени должна длится каждая стадия. Нужно смотреть по самочувствию ребенка и на свою материнскую интуицию.


Ошибка № 3 - «Неправильный режим дня»

Многие родители не задумываются о том, насколько режим дня ребенка сегодня соответствует тому режиму дня, которого нужно будет придерживаться, когда начнется детский сад. Ребенку, который привык ложиться спать после 22.00, крайне сложно будет просыпаться в 7 утра. А в садик, как правило, нужно вставать очень рано. Вспомните, как чувствует себя ваш малыш, когда он не выспался? Он трет глазки, капризничает, сам не понимает, чего хочет, становится плаксивым. Деток, которых родители заранее не перевели на детсадовский режим дня, сразу видно в группе по утрам в первые дни. Они трут сонные глазки, они плаксивы и раздражительны, болезненно воспринимают все, что происходит вокруг.

То, как ребенок чувствует себя в первые дни в детском саду, накладывает отпечаток на все его последующее отношение к этому месту. Вспомните высказывание: У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Это в полной мере относится и к детскому саду. Чтобы первый опыт ребенка в детском саду был окрашен позитивными красками, не поленитесь заранее перевести вашего малыша на правильный режим. Тогда он сможет просыпаться легко и идти в группу в хорошем настроении!


Ошибка № 4 - «Быстрые сборы»

Эта ошибка отчасти перекликается с предыдущей. Так как родителям жалко будить малыша и хочется, чтобы он поспал как можно дольше, его будят практически «впритык» ко времени, когда уже нужно выходить в садик. В итоге, сборы получаются нервные, поспешные, у мамы нет времени дать малышу внимание и нежность, которые ему необходимы, особенно когда он еще нежится в постельке. Ребенок только и слышит: «Давай скорее», «Давай быстрее», «Опаздываем в садик», «Потом поговорим» и т.д. Часто малыш с утра еще не может хорошо соображать и мама раздражается, повышает голос и все утро получается сумбурным и конфликтным. Настроение испорчено у всех, и ребенок отправляется в садик в расстроенных чувствах, как и мама, у которой уже нет моральных сил говорить какие-то добрые напутственные слова.

Поэтому, просыпайтесь сами и будите малыша заранее, чтобы у вас было достаточно времени на неспешные сборы, чтобы вы могли уделить внимание малышу, пока он в постели – сделать массаж, погладить ножки и головку, спеть песенку, пощекотать, поцеловать и другие нежные слова и действия. Все это так важно для хорошего настроение у вас обоих! Выходите в садик тоже заблаговременно, с большим запасом времени, чтобы вы не нервничали по дороге сами и могли настроить вашего ребенка на позитивный лад.

Что такое «Ритуал прощания»?

Ну что ж, мы разобрали с вами 4 распространенных ошибки, которые вы теперь точно не совершите! Уверена, вы сможете постепенно перевести вашего малыша на новый режим дня, в садик будете просыпаться и выходить заблаговременно, в группе будете оставлять ребенка постепенно и всегда будете сообщать ему о том, что уходите и прощаться правильно.

О других распространенных ошибках родителей и о том, как их избежать, вы узнаете из моих

P.S. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей слева.

И, как всегда, буду рада вашим комментариям к этой статье.

Регистрируйтесь на бесплатный онлайн-курс «Отношения с ребёнком без криков и наказаний», который состоится уже совсем скоро.

Кликните на баннер ниже, чтобы записаться.

Приход ребенка в детский сад – это важный этап в вашей и его жизни. Сколько интересного и нужного откроет ребенок в нем, сколько трудностей преодолеет, сколько радости испытает! Тем важно знать про особенности первых дней периода адаптации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

"Адаптация ребенка в первые дни пребывания в детском саду"

Поступление в детский сад – это значительное событие, новый период в жизни ребенка. И не всегда можно предугадать, как ребенок войдет в эту новую жизнь. Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда укрепляется здоровье, осуществляется развитие личности. В этот период ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей, педагогов. Первые дни, недели, а порой, и месяцы проходят в волнении и большом напряжении для всех участников педагогического процесса. С приходом ребенка в детский сад открывается новая страница его жизни. Малыш попадает в новый мир, где учится играть, дружить и строить взаимоотношения со своими сверстниками. Ребенок приобретает первый опыт коллективного общения. Не все дети принимают сразу и без проблем новую обстановку и незнакомых людей. Некоторые из них плачут, другие молча переживают. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать. Педагогическая практика показала, что чем старше ребенок, тем быстрее он способен адаптироваться.

Существуют определенные причины, которые влияют на поведение детей в период адаптации:

1. Тревога, связанная со сменой обстановки и режима. Ребенок из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, попадает в незнакомое помещение, где встречает доброжелательных, но чужих людей. Ему бывает сложно приспособиться к нормам и правилам жизни дошкольной группы. В детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних условиях она не всегда была важна. К тому же личный режим дня ребенка нарушается, что может провоцировать истерики и нежелание идти в детский сад.

2. Первое отрицательное впечатление от посещения детского сада.

Оно может иметь решающее значение для дальнейшего пребывания ребенка в дошкольном учреждении (кто-то отнял у него игрушку, нечаянно толкнул, не принял в игру, не поделился игрушкой и т.д.).

3.Психологическая неготовность ребенка к детскому саду.

Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребенку не хватает эмоционального общения с мамой.

4. Отсутствие навыков самообслуживания, что сильно осложняет пребывание ребенка в детском саду.

5. Избыток впечатлений.

В детском саду ребенок испытывает много новых позитивных и негативных переживаний. Он может переутомляться, нервничать, плакать, капризничать.

6. Личное неприятие воспитателя или другого сотрудника.

Такое явление не обязательно, но оно возможно. Мы можем дать некоторые советы родителям, чьи дети в недалеком будущем будут посещать дошкольные учреждения, как помочь своим малышам в период адаптации.

Чтобы уменьшить тревожность и положительно повлиять на адаптацию ребенка к новым жизненным условиям, необходимо приучать его к детскому саду постепенно. Заранее создавать и соблюдать режим дня, то есть сон, игры и прием пищи, соответствующие режиму ДОУ.

Чтобы ребенок с радостью и интересом стал посещать детский сад, педагоги ДОУ предлагают родителям прийти в группу и ознакомиться с ее распорядком, обстановкой, дидактическим материалом, который используется на занятиях и вне их.

Коллектив педагогов детского сада стремится показать родителям, что в учреждении создана безопасная, педагогически грамотная и психологически комфортная среда для развития ребенка и укрепления его здоровья.

Среди прочего задачей тифлопедагогов и психологов является повышение психологической и педагогической информированности родителей. Для смягчения эмоционального напряжения при посещении малышом группы детского сада педагоги ДОУ предлагают маме побыть некоторое время вместе с ребенком (время устанавливается индивидуально). В детском саду ребенок попадает в среду, которая отличается от домашних условий. У малыша существенно расширяются контакты со сверстниками, с незнакомыми взрослыми, но при этом рядом с ним его мама. А именно МАМА является главной фигурой для ребенка.

При знакомстве с родителями будущих воспитанников тифлопедагог старается установить доверительные отношения, лучше узнать семью, их психолого-педагогическую культуру. Цель работы в данный период времени – создать наиболее благоприятные условия для адаптации ребенка к детскому саду.


Поступление ребенка в детский сад — событие волнительное для всей семьи. Часто подготовка к этому важному этапу в жизни малыша сопровождается ухудшением самочувствия ребенка, обострением болезней, психологическими проблемами. В статье мы рассмотрим тонкости и детали адаптации к детскому саду.

Адаптация к условиям детского сада

Организм ребенка должен приспособиться к новым условиям. Оказавшись в новом окружении, малыш испытывает огромное психическое напряжение, что выражается посредством плача, негативными эмоциями, чувством страха. Кроха боится незнакомой обстановки, ему кажется, что родители не придут за ним в конце дня. Поэтому зачастую не отходят от родителей, нередко бьют их и устраивают истерику.

Виды адаптации

Продолжительность адаптационного процесса во многом зависит от личных индивидуальных качеств детей. Но, в основном, период приспособления длится от 2 до 4 недель в зависимости от возраста ребенка. Полную адаптацию можно констатировать уже через два месяца. В тяжелых случаях этот период может продлиться до шести месяцев.

Специалисты подразделяют несколько видов привыкания к незнакомым условиям в детсаду:

  • Активная адаптация . Малыш испытывает нервное напряжение с первого посещения, ему сложно расстаться с родителями. Это продолжается в течение двух недель, привыкание происходит постепенно;
  • Пассивное привыкание. Ребенок ведет себя нормально, негативных проявлений нет. Но по возвращению домой у него начинаются капризы и беспокойство. Может нарушиться сон, появляются запоры;
  • Отложенная адаптация. В первые дни кроха спокойно посещает садик, но примерно через 2-3 недели у него начинаются истерики и отказ от посещения детсада. После чего малыш проходит обычный адаптационный этап;
  • Проваленная адаптация. Нервная система и психика малыша не могут справиться с адаптационной нагрузкой. Он не может привыкнуть к сверстникам, к непривычной обстановке. Если процесс продолжается до двух месяцев, можно считать, что ребенок не готов к посещению сада, либо не подходят условия данного детсада или группы.

Возраст имеет значение

Нередко родители отдают кроху в сад слишком рано для того, чтобы вернуться на работу. Но не всегда дети готовы к посещению садика и взаимодействию со сверстниками.

Важно! Каждый малыш является яркой индивидуальностью, но оптимальным возрастом для посещения детского сада является возраст трех лет.

Это объясняется тем, что до трехлетнего периода ребенок психологически тесно связан с матерью, а к трем годам он проходит кризисный этап взросления, становится более самостоятельным и привыкание к новым условиям проходит легче.

От одного до трех лет происходит сложный процесс по формированию отношений между ребенком и родителями, особенно с матерью. Поэтому на данном этапе отрывать малыша от нее будет ошибкой. Это может спровоцировать у крохи нервное напряжение и подорвет базовое доверительное отношение к миру.

Трехлетний малыш уже умеет самостоятельно пользоваться столовыми приборами, пытается одеться без посторонней помощи. Эти навыки значительно облегчают адаптационный процесс.

Три этапа привыкания к детскому саду

Адаптация к новым условиям в саду у разных малышей происходит по-разному. Но следует выделить три основных этапа привыкания:

  • Легкая степень адаптации. Большинство детишек легко адаптируются к незнакомым условиям: сразу начинают общаться с ровесниками, откликаются на замечания воспитателя. Ежедневное посещение садика не сопровождается капризами и плачем. Наоборот, малыш сам просит, чтобы его отвели в детсад. Легкая адаптация сопровождается благоприятным самочувствием ребенка и может продлиться до месяца;
  • Средняя степень. В таких случаях малыш испытывает некоторое беспокойство, но вскоре вступает в общение с окружающими и напряжение исчезает. Такие дети иногда могут нарушать дисциплину, чтобы привлечь к себе внимание. У малышей наблюдаются респираторные заболевания, что связано с общим стрессовым состоянием. Средняя адаптация может продлиться до полутора месяцев;
  • Тяжелая степень. В сложных ситуациях приспособления у малышей могут наблюдаться тяжелые простудные заболевания и нервные срывы. Поведение таких детей характеризуется пугливостью и беспокойством. Дети не реагируют на предложения об общении, не смотрят на игрушки, не хотят разговаривать с воспитателем. Расставание с мамой сопровождается продолжительными истериками. При длительном течении такой ситуации родители должны обратиться к специалистам для определения психологической готовности ребенка.

Первый день в детском коллективе

От того, как сложится первое посещение, во многом зависит, как будет ребенок адаптироваться в новых условиях. Поэтому очень важно правильно организовать этот день.

Характер малыша, конечно, играет важную роль в процессе привыкания к садику. Коммуникабельным детям легче освоиться в новом коллективе. А замкнутый ребенок при расставании с мамой может испытать стресс. Важно помнить, что у ребенка натура исследователя, и попав в новые условия, ему интересно будет делать для себя новые открытия. Задача родителей — помочь ему в этом.

В первый день можно прийти с малышом. Пока кроха будет завтракать, мама может ознакомиться с меню. Побыв в группе примерно час-два, можно с малышом вернуться домой. По дороге лучше поспрашивать кроху о его впечатлениях, присоединиться к его положительным отзывам.

Первые пять дней в садике

  • Первый день прошел удачно;
  • На второй день пребывание можно продлить до четверти полного дня. Пусть ребенок спокойно играет с детьми, а вы будьте рядом, на виду. Так малыш станет заниматься самостоятельно, но одновременно в нем будет присутствовать уверенность в том, что он не один. Теперь можно договориться с ним, что вы уходите на часок и скоро вернетесь. По возвращении можете забрать малыша домой. Не следует удаляться из садика, не предупредив ребенка, так вы можете подорвать его доверие к вам;
  • На третий день побудьте с малышом примерно два часа. Затем, объясните ему, что вы должны уйти на работу, но в конце дня обязательно за ним вернетесь;
  • На четвертый день можно также побыть два часа, и когда Вы поймете, что ребенок уверен в себе и спокоен, нужно объяснить ему причину своего ухода и дать обещание вернуться к концу дня;
  • На пятый день вы можете привести кроху в группу и, удостоверившись, что ему комфортно среди сверстников, обнять и пообещать, что заберете его в конце дня. Так малыш останется в группе на весь день.

Подобная постепенная схема привыкания часто дает положительные результаты.

Каких ошибок следует избегать

При первых посещениях детсада специалисты рекомендуют придерживаться некоторых правил:

  • Утренние сборы в садик не должны происходить второпях. Для этого лучше встать пораньше, чтобы успеть собраться, не давя на малыша, у которого из-за спешки может испортиться настроение;
  • Пусть ребенок возьмет с собой в садик любимую игрушку. Договоритесь с воспитателем, если это не разрешается в данном садике. Игрушка может помочь малышу в напряженной ситуации;
  • Если кроха нашел увлекательное занятие, не следует оставлять его и убегать, пока он вас не заметил. В последующие дни малыш не отпустит вас и устроит истерики при расставании;
  • Нередко бывает, что в первые дни малышу интересно в группе, а через несколько дней он начинает плакать, не желая оставаться в садике. Объяснение заключается в том, что исследовательская деятельность крохи завершилась. Родителям следует в такие дни забирать дитя пораньше;
  • При расставании на утреннем приеме, поцеловав ребенка, уходите сразу. Не нужно растягивать прощание. Детям свойственно отвлекаться на интересные предметы или события. В этом родителям и деткам помогут воспитатели, увлекая малыша познавательной игрой;
  • Родители должны сдерживать обещания. Если вы не можете прийти за малышом вовремя, предупредите его об этом заранее. Позвоните в садик, попросите передать трубку ребенку, объясните, что задерживаетесь на работе;
  • Нередко мамы сами не могут сдержать своих чувств при утреннем расставании. В таких случаях, ребенок, глядя на заплаканное лицо матери, думает, что детсад — не очень хорошее место для пребывания. Умейте сдерживать чувства;
  • Внешний вид крохи в конце дня подскажет о том, как прошел день. Если глаза заплаканные, придется поговорить с воспитателем, выяснить, как можно исправить ситуацию. Если руки в краске или пластилине, значит, все хорошо, малыш был занят полезной познавательной деятельностью, нет поводов для беспокойства.