Четвертый международный фестиваль современной хореографии «context. диана вишнёва». Что нужно знать о фестивале CONTEXT: рассказывают Диана Вишнева и Софья Капкова

За пять лет фестиваль «CONTEXT», созданный примой Мариинки и Американского театра балета Дианой Вишневой, превратился в главный смотр талантов в мире современного танца. Благодаря ему мы увидели в Москве топовые международные труппы «Балет Мориса Бежара», Martha Graham Dance Company, Gauthier Dance и Introdans, а также постановки известнейших мировых хореографов Ханса ван Манена, Иржи Килиана и Охада Нахарина.
ELLE выяснил, на какие мероприятия в рамках фестиваля стоит обратить внимание в этом году.

Вечер молодых хореографов

12 ноября в 18:00 в Гоголь-центре (Москва)
16 ноября в 19:00 в Эрарта Сцена (Санкт-Петербург)

Конкурс молодых хореографов, ежегодно проводящийся на «CONTEXT» открыл миру постановщиков, без которых сегодня нельзя представить мир современного танца в России – Владимира Варнаву, Лилию Бурдинскую и Константина Кейхеля. Рождение новых звезд будет происходить на ваших глазах: после просмотра всех работ финалистов, экспертное жюри выберет победителя, который отправится на стажировку в одну из ведущих мировых танцевальных компаний.

Документальный фильм «Парижская опера»

Лента французского режиссера Жана-Стефана Брона, получившая в этом году «Святого Георгия за лучший документальный фильм» на Московском кинофестивале, отправит вас в закулисье знаменитого театра оперы и балета. О том, как функционирует храм искусств сегодня, расскажут нынешний директор Стефан Лисснер и ведущие артисты и постановщики. Особое внимание советуем обратить на мужа Натали Портман танцовщика и хореографа Бенжамина Мильпье, а также молодую звезду Оперы российского баритона Михаила Тимошенко.

Гала-открытие фестиваля «CONTEXT. Diana Vishneva»

За два часа с небольшим часа, что идет гала-вечер, вы узнаете все о современной хореографии. На нем состоится мировая примьера постановки Asunder испанского хореографа Гойо Монтеро, которая была создана специально для фестиваля. Свои работы покажут «хореограф десятилетия» по версии журнала Time Уэйн МакГрегор, американский гений Джастин Пек и талантливый бельгиец Сиди Ларби Шеркауи. Жемчужиной вечера обещает стать выступление итальянской балерины Алессандры Ферри, которая четыре года назад возобновила карьеру в возрасте 50 лет.

Балет “Нижинский”

14 и 15 ноября в 20:00 в Театре им. Моссовета (Москва)
18 ноября в 19:00 в БДТ имени Г.А. Товстоногова (Санкт-Петербург)

Каким способом лучше всего рассказывать о жизни великого танцовщика? Конечно же, с помощью танца. Что и сделал молодой немецкий хореограф Марко Гекке, поставив балет о противоречивом гении танца Вацлаве Нижинском. Его спектакль идет всего полтора часа, но успевает затронуть почти все периоды жизни гения танца Вацлава Нижинского, в том числе сотрудничество с «Русскими сезонами» Дягилева и последние годы, когда артист боролся с шизофренией. И все-таки «Нижинский» - не биография в чистом виде. Гекке, которого называют главным хореографическим открытием 21 века, поднимает в спектакле массу философских проблем и умудряется говорить о них смело и небанально.

Документальный фильм «Маико: танцующее дитя»

Картина норвежского режиссера Осе Свенхейм Дривенеса расскажет о японской балерине Маико Нишино, судьба которой была предопределена до ее рождения - ее семья решила посвятить девочку танцу и дала ей имя, которое в переводе с японского означает «танцующее дитя». Маико исполнила желание родителей: в 14 лет она отправилась в одну из лучших танцевальных школ европы, а в 32 стала прима-балериной труппы Норвежского национального балета. Однако все меняется, когда Маико решает создать собственную семью и родить ребенка.

Балеты Стравинского

Спектакль идет три с лишним часа, но оно того стоит – на «Балетах Стравинского» у вас будет возможность увидеть работы сразу трех ведущих российских хореографов Владимира Варнавы, Вячеслава Самодурова и Алексея Мирошниченко. Одноактные балеты «Петрушка», «Поцелуй феи» и «Жар-птица» исполнят танцовщики труппы Пермского театра оперы и балета, которую называют одной из самых ярких и перспективных команд страны.

Легендарная Диана Вишнева и лучшие балеты мира на одной сцене.

На родной сцене, в родном городе танцует одна из самых выдающихся артисток современности. Диана Вишнёва - лауреат Государственной премии России, лучшая танцовщица Европы, обладательница шести премий «Золотая маска» и многих других наград, она дарит публике не только своё искусство движения, но и знакомит с последними новинками современной хореографии.

Диана Вишнёва, народная артистка России, арт-директор фестиваля «Context. Диана Вишнёва»:

"Ну если танец - это моя жизнь, то фестиваль - это такое, знаете, детище, да, которое я очень берегу, лелею, ращу. Вместе с моей командой, вместе с теми людьми, которые приезжают к нам в гости. И безумно вдохновляют, безумно получают счастье от того взаимоотношения между нами, как на сцене, так и и в жизни".

Вместе с французской артисткой, художественным руководителем труппы парижской оперы Орели Дюпон и хореографом Охадом Наарином Диана Вишнёва работала над постановкой «Болеро».В ней нетклассических балетных поз, а танцовщицы сливаются в синхронных движениях, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Софья Капкова, генеральный директор фестиваля «Context. Диана Вишнёва»:

"Мы показываем - что такое современная хореография. Хотя и сегодня очень часто люди приходят и удивляются что это не драматический спектакль и это не полноценный балет. Однако, интерес точно растёт, и математика - сухая наука цифр - если в первый год, когда фестиваль открылся у нас было около 2,5 тысяч зрителей, то в этом году мы уже приблизились к цифре в 9 тысяч".

Фестиваль «Контекст» - это танцевальные компании с мировыми именами, образовательные воркшопы, конкурс молодых хореоргафов и даже кинопрограмма. Зрителю были представлены фильмы о работе известных хореографов и танцовщиков, среди которых Матс Эк, Саша Вальц, Михаил Барышников.

Фрагмент фильма

Постановку «Come in» в 2006 году для Михаила Барышникова и его труппы создала канадский хореограф Азур Бартон. А потом заново переосмыслила свою работу уже с артистами национальной балетной школы Канады. Получилась исключительно мужская версия танца. Юношам, представляющим её в России: от 14 до 19 лет. И возможно, кто-то из них уже в ближайшем будущем вновь появится на российской сцене.

Шон Амийо, репетитор Национальной школы балета Канады: "Наши студенты прошлых лет сегодня учатся в Академии Вагановой, мы не национализируем артистов. Да, многие остаются в национальной балетной труппе Канады, но мы готовим танцоров, способных работать в любой команде. Две девушки в прошлом году пополнили труппу Нидерландского театра танца, несколько танцоров - в Дюссельдорфе".

Экзерсис у станка и аллегро на середине зала - свои обычные ежедневные упражнения на этот раз студенты из Канады выполняли перед учащимися Академии танца Бориса Эйфмана.

София Кибартайте, учащаяся Академии танца Бориса Эйфмана: " Очень интересно наблюдать именно за работой на уроке, потому что когда мы находимся в театре на самом спектакле, это одно впечатление, а когда ты на уроке, ты видишь это совсем с другой стороны, как работают люди".

Канадские студенты - впервые делились своим опытом в таком формате. А вот для петербургской Академии Танца подобные мастер-классы не в новинку. Сюда постоянно приглашают известных педагогов, в том числе и зарубежных.

Елена Кузьмина, заслуженная артистка России, зам. директора по спец. дисциплинам Академии танца Бориса Эйфмана:

"Много было мастер-классов очень интересных. Из Голландии приезжали, из Америки по джазу Боб Борез приезжал. Сейчас даже не вспомню всех, но у нас такими это проходило блоками, то есть, вот несколько человек приезжает, берёт в оборот наших ребят. И это очень интересно, очень полезно. Мы уже поняли, что после таких вот вливаний дети так меняются, они другими становятся - свободнее, раскрепощённее".

Рубить дрова можно и на сцене Мариинского театра. Естественные декорации и человеческое естество, в постановке «Топор» шведского хореографа Матса Эка. В центре спектакля двое, мужчина, выполняющий свою ежедневную работу и женщина, которая воспринимает его действия, как насилие. Это итоговая совместная работа хореографа-интеллектуала, как называют Эка, и его супруги - великой танцовщицы Аны Лагуны.

Матс Эк, хореограф (Швеция): "Я пытаюсь делать вещи, которые мне нравятся, которые мне близки, надеясь, что это потом будет прочитано другими людьми. Я не стремлюсь удовлетворять вкусы аудитории, потому как трудно представить - что нравится другим. То есть я стараюсь передать в танце свой взгляд с надеждой на то, что его воспримут и другие".

Круговорот воспоминаний, танец-медитация с отсылкой к древним традициям - в спектакле « In memoriam» голландской команды «Интроданс». Продолжение развития неоклассики, ещё одно прочтение музыки Баха - от постановщика Алонсо Кинга. Фестиваль «Контекст» с каждым годом расширяет географию, а в будущем обещает расширить и свою программу.

Юлия Миханова, Антон Голубев, Олег Подъячев, Екатерина Горбачёва, Валентина Говорушкина и Владимир Пивнев, Первый канал - Санкт-Петербург.

В программе фестиваля CONTEXT. ДИАНА ВИШНЁВА - выступления ведущих коллективов из Швеции, Нидерландов, Швейцарии, Канады и США, финал конкурса молодых хореографов , творческие встречи, воркшопы, мастер-классы и кинопоказы.

Впервые открытие фестиваля пройдёт в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко . Неизменными площадками для фестиваля останутся Гоголь-центр и Электротеатр Станиславский.

Арт-директор фестиваля Диана Вишнёва

«В этом году CONTEXT. ДИАНА ВИШНЁВА расширяет свою географию. Он пройдет не только в Москве, но и в моем родном городе, на исторической сцене Мариинского театра.

Я давно планировала привезти фестиваль в Петербург, поэтому очень рада, что нам это удалось, во многом благодаря поддержке Валерия Гергиева.

Одним из главных событий фестиваля станет приезд Матса Эка и Аны Лагуна. Выдающийся хореограф не так давно объявил о завершении карьеры, поэтому для нас особая честь, что он согласился показать свою последнюю постановку, которую представит его жена и муза,


Московские зрители смогут увидеть сразу три постановки труппы «Балет Мориса Бежара». Коллектив покажет балет своего основателя Мориса Бежара - «Im Chambre Séparée» и, впервые в России, представит постановки «Цвет блюз» и «Словно с Луны свалившиеся» преемника маэстро, Жиля Романа.

Танцевальный театр Люцерна представит одну из последних постановок Георга Райшла - «UP/Beat», а также «Соло» из постановки «chaMOODim», созданную специально для фестиваля CONTEXT. Диана Вишнёва.

Ана Лагуна выступит в дуэте с Иваном Ауцели в постановке Матса Эка «Топор» (AXE).


В честь 110-летия Дмитрия Шостаковича, американский хореограф Алонсо Кинг -художественный руководитель труппы Alonzo King LINES Ballet — представит на фестивале балет, вдохновленный произведениями русского композитора. Его труппа покажет постановки «Writing Ground Quintet» и «Concerto for Two Violins».

В северную столицу впервые приедет труппа Introdans, уже дважды принимавшая участие в CONTEXT. Диана Вишнёва. Голландцы покажут две постановки: «Cantata» и «In Memoriam». Молодой коллектив Национальная школа балета Канады представит работу «Come in», изначально созданную Азур Бартон для Михаила Барышникова.

Особое выступление для зрителей Москвы и Петербурга готовит и сама Диана Вишнёва. Она выступит вместе с выдающейся французской балериной Орели Дюпон. Дуэт представит постановку хореографа Охада Наарина «B/olero».


Одним из ключевых событий фестиваля CONTEXT. ДИАНА ВИШНЁВА станет финал конкурса молодых хореографов, который пройдет 16 и 17 ноября на сцене Электротеатра Станиславский.

Свои работы представят шесть участников: Софья Гайдукова, Павел Глухов, Мария Сиукаева, Ольга Васильева, Римма Пипоян, Алексей Бусько.

«Главная цель конкурса — поддержка развития современного танца в России. Наша задача — дать каждому начинающему хореографу возможность реализовать свои замыслы, поверить в себя, получить конструктивную критику и советы от мэтров», — говорит куратор конкурса, педагог Большого театра России Анастасия Яценко.

Победитель конкурса молодых хореографов получит грант на стажировку в одной из ведущих зарубежных трупп от часового бренда Jaquet Droz. Помимо основного приза, впервые в рамках CONTEXT. Диана Вишнёва одному из участников конкурса будет присужден приз зрительских симпатий - его предоставит партнёр Фестиваля «Интеллектуальный клуб 418».


Мария Сиукаева (Москва) — участница финала конкурса молодых хореографов

В рамках международного фестиваля CONTEXT. ДИАНА ВИШНЁВА будет запущена серия творческих встреч ContextSpeaks в формате открытых бесед с выдающимися хореографами и танцовщиками об искусстве, карьере и жизни.

15 ноября в Гоголь-центре пройдет ContextSpeaks: «Разговор с хореографом. Матс Эк и Самуэль Вюрстен». В рамках вечера состоится российская премьера фильма-балета Матса Эка «Место» (Place), который был снят в режиме трансляции. Балет был создан специально для Михаила Барышникова и Аны Лагуна.

В этом году образовательная программа рассчитана как на профессионалов индустрии, так и на широкую публику.

Впервые на фестивале пройдет серия воркшопов.

Вита Хлопова, исследователь современной хореографии и основатель проекта No fixed points, проведет занятия по танцевальной критике.

Театральный фотограф Марк Олич поделится особенностями съемки балетных спектаклей. Профессиональный визажист и beauty-блогер Елена Крыгина откроет секреты сценического макияжа. Для танцовщиков и хореографов пройдут мастер-классы ведущих зарубежных постановщиков contemporary dance.

В кинопрограмму, войдут фильмы о лучших современных хореографах и великих танцовщиках. Участниками кинокартин стали такие мэтры , как: Алонсо Кинг, Саша Вальц, Бенджамин Мильпье, Охад Наарин, Матс Эк, Рудольф Нуриев, Михаила Барышникова и Ана Лагуна.


«Фокус кинопрограммы этого года - хореографы. Зачастую для публики их имена остаются в тени, но именно они актуализируют контекст классических постановок и раздвигают горизонты современной хореографии.

Именно их работам рукоплещет публика, порой даже не зная имени создателей нового шедевра. Кинопрограмма Context в ЦДК позволит узнать их намного лучше: из чего рождался творческий метод этих хореографов, что за ними стоит, как они работают.

Только документальное кино позволяет видеть этот процесс без искажений», -

Завтра, 24 ноября, в Москве стартует третий международный фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva. В преддверии его открытия HELLO.RU на правах официального партнера публикует программу, в которую вошли лекции, мастер-классы, кинопоказы, а также постановки зарубежных танцевальных компаний и молодых хореографов из России. Встретить арт-директора фестиваля, балерину Диану Вишнёву , можно будет практически на каждом мероприятии, а в день открытия и закрытия Диана выйдет на сцену Театра имени Моссовета в постановке Live прославленного голландского хореографа Ханса ван Манена. Фестиваль Context. Diana Vishneva продлится до 28 ноября, среди тех, кто планирует его посетить, - немало известных людей . В случае поступления дополнительной информации программа будет обновляться на этой странице.

Основные события фестиваля

Труппа Introdans (Нидерланды) с программой "Голландские мастера"

Название Introdans можно расшифровать как "введение в танец". Задача труппы, созданной в 1971 году в голландском городе Арнем, - приобщить к современной хореографии широкие слои населения. В спектаклях Introdans замысловатая техника модерна совмещается с привычными классическими па, так что в целом зрелище оказывается увлекательным и понятным даже неискушенным зрителям.

В этом году зрители познакомятся с работами шести конкурсантов, а также опусом победителя прошлогоднего конкурса, хореографа Лилии Бурдинской. Имя молодой танцовщицы из Санкт-Петербурга впервые громко прозвучало в 2011 году, когда она провела в непрерывном танце более 30 часов. За этим перформансом наблюдали тысячи зрителей интернет-трансляции.

Финал конкурса молодых хореографов

Мировая премьера постановки Man of the Hour хореографа Ицика Галили (Израиль)

Ицик Галили начинал в Тель-Авиве с народных танцев, потом переехал в Нидерланды, добился мирового признания как хореограф и после 20 лет эмиграции вновь вернулся в Израиль. Галили ставит спектакли по всему миру, в том числе и в России. На этот раз он представит в Москве абсолютно новую постановку - размышление о судьбе его родины, - созданную при участии артистов Израильской оперы.

Постановка Man of the Hour хореографа Ицика Галили (Израиль)

Brenda Angiel Aerial Dance Company (Аргентина)

Танцевальная труппа хореографа из Буэнос-Айреса Бренды Анхиел исполняет аргентинское танго с замесом хип-хопа и современной хореографии в воздухе с использованием подвесных канатов. Их захватывающий танец называют "танго на Луне", и, безусловно, что-то космическое в этом есть. В Москве труппа покажет спектакль 8cho ("очо" значит "восемь") под аккомпанемент аргентинского секстета и вокалиста Алехандро Гийо.

Американская танцевальная компания, основанная в 1929 году классиком современной хореографии Мартой Грэм, считается одной из величайших в мире. Марта Грэм, ушедшая из жизни в 1991 году, никогда не бывала в СССР, так же и ее труппа прежде никогда не бывала в России. В программе вечера - два шедевра, созданных Мартой Грэм: антивоенный спектакль Chronicle Риг-гера (1936 год) и "Весна Священная" Стравинского (1984 год), а также современная постановка Lamentation Variations (2007 год) на музыку Малера, посвященная трагедии 11 сентября.

Martha Graham Dance Company (США)

Программа кинопоказов в Центре Документального кино

В рамках фестиваля Context. Diana Vishneva в Москве впервые будет представлен шоукейс крупнейшего кинофестиваля о танце и хореографии San Francisco Dance Film Festival, в который вошли пять картин, раскрывающих тайны закулисья - создание постановки "Озеро лебедей" с настоящим водоемом в качестве декорации, воспитание молодых танцовщиков или личные истории, которые повлияли на становление великих артистов и хореографов.

Постер к фильму "Никогда не останавливайся"

Постер к фильму "Редкие птицы"

28 ноября, 13:00 - творческая встреча с художественным руководителем танцевальной компании Martha Graham dance company Джанет Эилбер

Постер к фильму "Шесть сезонов"

С 15 октября по 6 ноября в Москве и Санкт-Петербурге пройдет шестой международный фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva. В программе фестиваля - лаборатория танцевальной критики и мастерская театральной фотографии, мастер-классы для танцовщиков и паблик-токи, онлайн-показы документального кино о танце, но самое интересное для неискушенного зрителя - это, конечно, спектакли, выбор которых, как всегда, разнообразен и небанален.

«Национальный балет Канады»:
канадцы - самые милые люди на планете

На вечере одноактных балетов (15 и 16 октября в Москве, 19 октября в Петербурге) «Национальный балет Канады», приезжающий в Россию впервые, покажет работы трех хореографов - Кристал Пайт, Джастина Пека и Гийома Коте.

Кристал Пайт - одна из важнейших современных хореографов, лауреат всевозможных премий и наград, создательница собственной танцевальной труппы Kidd Pivot, которая базируется в Ванкувере. Ученица Уильяма Форсайта, никогда профессионально не занимавшаяся классическим балетом, Пайт славится головокружительной техникой и нетривиальным чувством юмора. Работы знаменитой канадки ставят по всему миру, и многие труппы - от NDT до Royal Opera House в Лондоне - счастливы иметь ее постановки в своем репертуаре. Этой весной Opera de Paris представляла вечер одноактных работ, в том числе «Канон сезонов» Пайт.

Образец хореографического стиля Кристал Пайт

Кристал Пайт танцует соло в постановке своего учителя Уильяма Форсайта

«Канон сезонов» Кристал Пайт в Opera de Paris

Пересказывать работы Пайт довольно бессмысленно, их надо видеть своими глазами. В них не будет нежного принца в камзоле или девушки, похожей на весеннюю розу, зато будет много силы, борьбы и философских размышлений. На фестивале покажут спектакль Emergence 2009 года, который был отмечен театральной премией «Дора» в категориях «Лучшая постановка», «Лучшая новая хореография», «Лучшее исполнение» и «Лучшее музыкальное оформление». Удивительно, что вдохновение для этой работы Пайт почерпнула в научно-популярной книге Стивена Джонсона Emergence: the Connected Lives of Ants, Brains, Cities and Software , рассказывающей о том, что общего между муравьиной колонией, человеческим мозгом и программным обеспечением сайтов глобальных ритейлеров.

Трейлер спектакля Emergence

Джастин Пек - танцовщик и самый молодой в истории хореограф-резидент «Нью-Йорк Сити балет» (и нет, прима-балерина Тайлер Пек ему не родственница). Как и многие американцы, например, Дэвид Холберг, он начинал свою танцевальную карьеру с уроков чечетки, а в 13 лет увидел «Жизель» и понял, что ужасно хочет примерить эти чудесные белые колготки.

Пек учился в «Школе американского балета» (School of American Ballet) при «Нью-Йорк Сити Балет» и по окончании логичным образом был принят в труппу, а вскоре заслужил и позицию штатного хореографа. Америка обожает Джастина Пека, восхваляя легкость и виртуозность его творений. В 2018 году он получил престижную награду Tony Award за лучшую хореографию в мюзикле, а недавно было объявлено , что он присоединился к команде Стивена Спилберга и поставит танцы в новой киноверсии «Вестсайдской истории», культового американского мюзикла. Отдавая должное основателям и главным творцам «Нью-Йорк Сити Балет» Джорджу Баланчину и Джерому Роббинсу, в своих работах Пек часто использует приемы заслуженных мастеров: тут у него и Чайковский, и изящная неоклассика, и бег по сцене в разноцветных футболках, и даже кроссовочки. Ничего сверхсерьезного, зато как красиво.

Одна из известных работ Джастина Пека, исполненная им в нью-йоркской подземке

Наравне с Кристофером Уилдоном и Алексеем Ратманским, Джастина Пека называют одним из трех главных хореографов ХХI века, работающих в жанре классического балета. Paz de la Jolla Джастин Пек создает в 2013 году специально для вечера, посвященного Джорджу Баланчину. «Нет новых шагов, есть новые комбинации», - говорил Баланчин, и в этом двадцатиминутном творении Пек явно идет по его стопам.

Превью постановки Paz de la Jolla в Нью-Йорке

Трейлер Paz de la Jolla в Канаде

Трейлер документального фильма Ballet 422, который покажут в рамках образовательной программы «Контекста» в онлайн-кинотеатре Nonfiction.film

Гийом Коте - премьер Национального балета Канады с 2004 года, хореографию ставит с 2013-го. В отличие от Пека в белых колготках уже с трех лет, и заниматься классическим балетом ему всегда было в радость, особенно учитывая, что в его танцевальном классе из 16 мальчиков все были невероятно дружелюбны и добры (кажется, не зря говорят, что канадцы - самые милые люди на планете).

Короткий фильм о Гийоме Коте

За свою карьеру танцовщика Коте перетанцевал, кажется, все классические роли принцев и романтически настроенных героев и участвовал, наравне с Марсело Гомесом, Леонидом Сарафановым, Иваном Васильевым и другими танцовщиками, в проекте «Короли танца», так полюбившемся широкой публике. Для одного из номеров он даже написал музыку.

«Короли танца», музыка Гийома Коте, хореография Марсело Гомеса

Работа «Бытие и ничто» выросла из сольного номера, который Коте ставил для персонального проекта примы-балерины театра Греты Ходжкинсон. В то время хореограф увлекался экзистенциализмом, и идея Сартра о некоем эфемерном отражении собственной личности, которому мы пытаемся соответствовать всю свою жизнь, показалась Коте очень любопытной. Карен Кейн дала добро, и па-де-де балерины с электрической лампочкой вместо партнера выросло в большое произведение.

Как создавался балет «Бытие и ничто»

«Батшева»: танец на языке гага
(Леди Гага тут ни при чем)

5 и 6 ноября израильская танцевальная компания «Батшева» представит новую постановку Охада Нахарина «Венесуэла».

Трейлер «Венесуэлы»

Любой сколько-нибудь интересующийся современной хореографией человек при имени Нахарина приходит в состояние экзальтации и кидается покупать билеты. В прошлом году «Батшева» - и то не основная труппа, а так называемая молодежка - приезжала на Dance Open, и у театра стояла очередь желающих выкупить у вас свой билет если не деньгами, то мольбой и скупой балетоманской слезой. Если говорить о главных мировых театрах, где идут постановки Нахарина, то проще сказать, где их нет. (Вот в Мариинском театре нет, а жаль.) «Декаданс» в Париже, например, всегда собирает полные залы.

«Декаданс»

Нахарин - новатор и экспериментатор, создатель танцевального языка гага, который кратко можно описать как «освободи свой мозг, и тело тоже освободится». Класс гаги - это своего рода управляемая импровизация на тему визуальных образов, задаваемых педагогом. Танцовщики репетируют без зеркала, которое, по мнению хореографа, мешает им чувствовать свое тело, а в их движениях сочетается чувственность и взрывная энергия, удивительная гибкость и мощь.

Про молодых хореографов всегда известно мало, но это и прекрасно - всегда есть шанс потом похвастаться, что первыми увидели восходящую звезду. В программе вечера также покажут свои работы Ольга Лабовкина, победитель лаборатории прошлого года, и замечательный Павел Глухов, выигравший стажировку у Уэйна Макгрегора. Должно быть любопытно.