Геокэшинг – туристическая игра, как средство развития дошкольников. Материал на тему: Консультация для воспитателей."Туристическая игра- Геокешинг"

Основным видом деятельности ребенка является игра. Геокэшинг - это новая игра, которая предполагает более широкую и адаптированную версию для детей дошкольного возраста с использованием ИКТ, планшета, навигатора, карт и схем.

Дети средней группы

Особое внимание в игре геокэшинг уделяется под-бору музыки и подготовке презентации. Музыкальное сопровождение обеспечивает соответствующий эмо-циональный настрой. Презентация помогает в проведении игры, не отвлекая, а наоборот концентрируя внимание детей на том или ином задании. Правильно сделанная презентация для игры геокэшинг - это путь к творческой деятельности, при которой дети попадают в мир образов, как в видеоигре.

В ходе геокэшинга осуществляет-ся комплексное решение целого ряда задач, способствующих гармоничному развитию ребенка. Пра-вильно подобранные тематические по-движные игры, логические задания, упражнения, здоровьесберегающие технологии, поединки детей с врагами здо-ровья (лень, обжорство, страхи) поз-воляют формировать положительное от-ношение к закаливанию, физкультуре, режиму дня и здоровому образу жизни в целом.

Старший возраст.

).

Цель таких заданий во время квеста - расширять и система-тизировать знания в области экологии, ге-ографии, литературы, основ безопасной жизнедеятельности.

Хорошо продуманная мотивация дей-ствий (оказание помощи героям, поиск предметов, демонстрация своей удали и сообразительности), взаимосвязанные задания-испытания делают эту игру весьма привлека-тельной для детей.

Просмотр содержимого документа
«Геокэшинг – туристическая игра, как средство развития дошкольников»

Геокэшинг – туристическая игра, как средство развития дошкольников

В современном мире ритм жизни ребенка в детском саду достаточно высок, но не всегда удается сохранить оптимальный баланс между образовательной и двигательной деятельностью. Следовательно, возникает необходимость создания такой формы работы, при которой, происходит интеграция оздоровительной деятельности в образовательную.

Основным видом деятельности ребенка является игра. Геокэшинг – это новая игра, которая предполагает более широкую и адаптированную версию для детей дошкольного возраста с использованием ИКТ, планшета, навигатора, карт и схем.

Целью игры геокэшинг является пропаганда здорового образа жизни через спортивно-познавательную игру, воспитание полезных привычек по сохранению своего здоровья и мотивация детей к занятиям физической культурой и спортом.

В ходе игры геокэшинг дети не только активно двигаются, совершенствуют свои физические навыки и умения, но и развиваются умственно. Участвуя в игре, дети закрепляют уже полученные знания, узнают новые сведения, обогащающие их представление о мире людей и животных, нравственных ценностях, о важности своего здоровья и здоровья окружающих, учатся правилам безопасного поведения.

В игре участвуют дети младшего, среднего, старшего дошкольного возраста, воспитатели, специалисты, планируется привлечение родителей.

Дети младшего дошкольного возраста играют в упрощенную квест игру, которая готовит их к геокэшингу. Они ходят в гости к друг другу и выполняют элементарные задания.

Дети средней группы в квест игре уже учатся пользоваться картами-схемами, и передвигаются по зданию детского сада, это является подготовкой для полноценной игры в геокэшинг в старшем дошкольном возрасте.

Особое внимание в игре геокэшинг уделяется под­бору музыки и подготовке презентации. Музыкальное сопровождение обеспечивает соответствующий эмо­циональный настрой. Презентация помогает в проведении игры, не отвлекая, а наоборот концентрируя внимание детей на том или ином задании. Правильно сделанная презентация для игры геокэшинг – это путь к творческой деятельности, при которой дети попадают в мир образов, как в видеоигре.

В ходе геокэшинга осуществляет­ся комплексное решение целого ряда задач, способствующих гармоничному развитию ребенка. Пра­вильно подобранные тематические по­движные игры, логические задания, упражнения, здоровьесберегающие технологии, поединки детей с врагами здо­ровья (лень, обжорство, страхи) поз­воляют формировать положительное от­ношение к закаливанию, физкультуре, режиму дня и здоровому образу жизни в целом.

Основной плюс и изюминка игры геокэшинг состоит в том, что каждый раз дети не знают какое приключение их ждет, с чем им придется столкнуться и какой маршрут преодолеть. В результате чего заинтересованность детей от игры к игре только возрастает, у них возникает желание заниматься физкультурой стать сильнее, быть более ловким, смелым.

Старший возраст. Первый этап - игра начинается в группе после получения видео-письма, это является приглашением к игре и помогает детям получить заряд разнообразных положительных эмоций, включить свое воображение, настроиться на предстоящую игру.

В назначенное время дети собираются в музыкальном зале игра начинается. Их встречают герои, которые приглашают детей и взрослых в мир приключений и поиска. А как известно только хорошо подготовленные, могут справиться со всеми преградами. Начинается подготовка. Во время данного этапа активно используются здоровьесберегающие технологии. Проводится разминка. Организуются эстафеты. После этого дети получают карты, схемы, необходимые во втором этапе игры.

Второй этап - это квест-игра в здании детского сада (где детям надо найти части потерянной карты, ключи или определенные предметы). Целью этого этапа является закрепление у детей умения ориентироваться в пространстве, кроме того во время передвижения по детскому саду, дети получают необходимую двигательную нагрузку, так лестницы используются как «тренажеры» для развития выносливости. Дети должны пройти по заданному маршруту, следуя ориентирам, представленным на картах или схемах. Во время данного маршрута дети выполняют различные задания, как интеллектуального, так и физического характера.

Цель таких заданий во время квеста - расширять и система­тизировать знания в области экологии, ге­ографии, литературы, основ безопасной жизнедеятельности.

Хорошо продуманная мотивация дей­ствий (оказание помощи героям, поиск предметов, демонстрация своей удали и сообразительности), взаимосвязанные задания-испытания делают эту игру весьма привлека­тельной для детей.

Благодаря данному этапу игры геокэшинг, ребенок изучает здание детского сада, посещая соседние блоки и группы, различные помещения, в результате чего детский сад становится ему знакомым, так же как и собственный дом. После выполнения квеста дети все собираются на улице.

Третий этап игры проходит на улице. Во время уличной части игры геокэшинг дети совершают длительную пешую прогулку своеобразный мини поход по территории детского сада, передвигаясь с помощью навигатора, карты, планшета или другого путеводительного гаджета. Во время этого мини похода они наблюдают птицами, явлениями природы, знакомятся с другими участками, преодолевают препятствия, учатся действовать дружно.

Неожиданная встреча в пути со сказочными негативными персонажами, является элементом сказкотерапии, помогающей бороться с детскими страхами и неуверенностью. Дети могут пригласить персонажа поиграть с ними, вместе разрешить проблему. На улице обычно дети находят клад, ключи или подсказки, спрятанный в самом неожиданном месте и возвращаются в группу.

Заключительный этап игры - геокэшинг. На заключительном этапе игры открывается клад и подводится итог путешествия, в ходе которого в игровой форме проводится беседа по закреплению правил здорового образа жизни, пользе физкультуры, игра заканчивается веселым танцем, по желанию детей.

Важнейший компонент игры геокэшинг - радость от участия, дух приключения, найденный клад, общение со сверстниками и взрослыми, сказочными персонажами, которые принимают такое же, как и дети, активное участие в игре, удовольствие от совместной деятельности.

АЛСУ ЗАЛИЛОВА
Конспект по геокешинг-игре «Кладоискатели» в старшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №1 с. Толбазы муниципального района

Аургазинский район Республики Башкортостан

Конспект по геокешинг – игре

«Кладоискатели »

в старшей группе .

Провела на районном

семинаре воспитателей

Воспитатель : Залилова А. А.

2017 – 2018 учебный год

Образовавшаяся в США в мае 2000 года туристическая игра «Geocaching» (геокешинг , дала свои плоды и системе образования РФ. Эта игра связана с поиском тайников или разгадыванию загадок, связанных с географическими координатами. Основная идея состоит в том, что одни игроки прячут тайники, с помощью GPS – навигаторов определяют их координаты и сообщают о них в интернете. Другие игроки используют эти координаты и свои GPS – приемники для поиска тайников. В свою очередь, тайники могут быть как традиционными, так и виртуальными.

Слово «геокешинг » происходит от греческого «geo» - Земля и английского «cache» - тайник. Геокэшинг – своеобразная туристическая игра, уже завоевавшая толпы поклонников во всем мире. В «геокэшинг » можно играть и в детском саду, поскольку каждый ребенок мечтает найти клад . Воспитаннники, конечно, навигатором не пользуются, ищут место по его описанию, фотографии, рисунку, плану, схеме, карте. А клад - это конфеты , сладости, игрушки.

Цель : доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.

Задачи : 1. Развивать у детей : умение ориентироваться на месте по карте – схеме, определять направление маршрута, интерес к самостоятельному решению познавательных, творческих задач;продолжать развивать у детей желание играть поддерживая интерес к интеллектуальной деятельности.

2. Формирование элементарных экологических знаний и представлений у детей; воспитывать любовь к природе; чувство доброго и бережного отношения ко всему живому.

Особенность : Геокэшинг – игра проходит в режиме прогулки на территории детского сада.

Ход игры:

Ребята, мне на телефон пират прислал видео – сообщение, давайте послушаем его («Здравствуйте ребята, предлагаю Вам поиграть в игру «Геокэшинг » , с перевода на русский найти клад по карте . Я спрятал клад в вашем детском саду и предлагаю вам его найти и забрать. Но прежде чем найти клад вы должны выполнить некоторые задания. После каждого выполненного задания вы получите ключ, который должен подойти к сундуку с кладом .») Пират.) Но, не все так просто, хитрый пират, указал на карте под каким деревом нужно копать клад . Высылает нам карту и мы должны найти карту. Что бы найти карту нам нужно угадать место где находиться карта.

Есть подсказка от пирата : Дерево, где находится карта начинается со звука Л. (Липа) .

Дети посмотрите вот это дерево, а на нем воздушный шар застрял, вот карта. Ребята, хитрый пират решил нас совсем запутать, но мы справимся с его заданиями и найдем клад .

Дети изучают карту. На карте изображен наш детский сад, маршруты заданий. Ребята, давайте изучим маршрут. Следуем маршруту.

Ребята, мы найдем клад ведь «Мы ребята - кладоискатели » .

1. Задание. Чтобы пройти первое задание, нужно следовать по желтым стрелкам на карте (на дорожках мелками прочерчены стрелки желтыми мелками) . Вот мы пришли.

Чтобы узнать куда мы пришли, мы должны отгадать загадку : «Это участок земли, на котором люди выращивают цветы» .(цветник, клумба) .Почему она называется «Цветник» ? Правильно, потому что, здесь растут разные цветы. А какие названия цветов вы знаете? молодцы, много назвали цветов. Давайте сейчас мы посмотрим, какие цветы у нас растут на клумбе : бархатцы, петунии, ипомея – вьющиеся цветы, кохия – как метелка. Ребята, какими были цветы летом? Что им помогало расти? А что произошло с цветами осенью? Молодцы! А сейчас мы с вами соберем семена, ведь на следующий год мы опять с вами будем сажать цветы, чтобы они украшали наш цветник.

Вот мы и выполнили 1е задание.

Давайте следовать к следующему заданию. Дети рассматривают карту. Следуем по зеленым стрелкам по карте.

Вот мы и пришли к 2 заданию по карте. А теперь, чтобы узнать куда мы пришли, отгадайте загадку :

Ягоды – не сладость, Зато глазу – радость.

И лесам украшение,

И птицам угощение (рябина) .

Ребята, про что это загадка?

Рябина – одно из наиболее любимых и почитаемых деревьев в России. Можно найти немало песен и стихов, посвященных рябине. Ее стройному облику, ярким плодам. Можно заглядеться осенью на ее ярко – красные гроздья, ягоды как будто горят на ветках.

Поздней осенью листья рябины желтеют и опадают, а оранжево – красные ягоды остаются на дереве зимой. Эти ягоды очень полезны, они содержат много витаминов, в старину их часто заготавливали на зиму, только надо дождаться первых заморозков, тогда ягода прозябнет и сахара наберётся. Из протертой рябины заваривают чай, который помогает справится с простудой и сильным кашлем.

При сборе часть ягод оставляли на дереве для корма птицам в зимнее время года. Какие птицы любят полакомиться этими ягодами (дрозды, снегири и свиристели) .

Вот какое заботливое это дерево!

Рассмотрим ягоды рябины.

1. Какие листья по форме, по цвету (красные, желтые, овальные) .

3. На чем держаться ягоды (на ветке) .

4. Какие ягоды по форме, по цвету, по вкусу?

Молодцы, ребята! А знаете, еще из ягод рябины можно сделать украшения! (бусы, венки, браслеты) . Мы выполнели 2е задание.

Следуем нашей карты. Нам следует попасть на следующее место по синим стрелкам на карте. Идем дальше.

3. Задание. Русская красавица

Стоит кудрявится

Белые сапожки

Зеленые сережки

Тонкий ствол

Белый сарафан

О каком дереве эта загадка?

Дети : О березе.

Воспитатель : Что за белый сарафан у русской красавице?

Дети : Это ствол дерева. Только у березы ствол белый.

Воспитатель : Правильно,верхний слой коры у березы покрыт тонкой шелковистой берестой. Ребята, а вы знаете, что делают из бересты?

Дети : Из бересты делают лукошки, шкатулки, красивые картины.

Воспитатель : А какое дерево носит «сережки» ?

Дети : «Сережки» носит береза.

Воспитатель : Ранней весной на ее веточках набухают почки, из которых потом появляются листочки. Распускаются сережки – это ее цветы.

В сережках созревают семена, похожие на крошечные самолетики. Ветер уносит их в разные места. Они падают на землю, прорастают. Постепенно проростки превращаются в тонкоствольные молодые березки. Береза любит свет и простор, не боится морозов и живет более 100 лет. Но, еще береза – это лекарственное растение. Целебнымисвойсвами обладают ее почки (которые собирают ранней весной, сок и даже листья) . Из них готовят отвары, настои, делают примочки.

Воспитатель : А какие у березы листочки (зеленые, желтые) .

Исследования листьев березы. Предложить ребятам погладить листочек руками : сначала сверху, а потом снизу. Какой он (гладкий, пушистый, шершавый, колючий, волосатый, твердый, мягкий) . Есть ли на нем волоски? (Если да, рассмотрите их через лупу) .Провели пальчиком по его окружности. Какой у него край :ровный или с зубчиками, выемками?

Исследования : семена березы.

На улице хорошо, свежий воздух, давайте с вами подышим, поиграем в игру «Чей листочек дальше…» .Я вам раздам пожелтевшие листья березы, вы их положите на ладонь и попытайтесь сдуть, а мы посмотрим, чей же листочек улетит дальше всех.

Молодцы, ребята!

Ребята, сейчас мы подойдем поближе к дереве и поиграем другую игру.

Игра «Березка» .

На березку посмотрите, и в нее вы превратитесь.

Ветки выше поднимайте

Их под ветром покачайте,

Как скажу вам 1, 2, 3,

Так к березе ты беги!

(дети обнимают березу) .

Воспитатель : Давайте мы погладим ствол березки и назовем ее ласково. Послушаем, что она нам говорит.

Молодцы ребята, мы с вами выполнили 3е задание.

Чтобы найти клад , мы с вами должны следовать указателям, т. е. стрелкам красного цвета.

Ребята, интересно куда это мы с вами попали? Это же мастерская пирата.

А здесь нас ждут ваши папы. Ребята, у нас проходит неделя добрых дел. И наши папы предложили нам помочь в изготовление кормушек. Ведь скоро наступит холода, и птицам будет нечего есть. Как называют птиц, которые улетают в теплые края – перелетные птицы (лебедь, чайка, ласточка, кукушка, соловей, аист, цапля, скворец, птицы которые остаются зимовать – зимующие птицы (синица, сорока, воробей, снегирь, сова, дятел, дрозд, галка, голубь) .

Подвижная игра «Воробьи, скворцы, вороны» .

Я буду называть вам названия птиц, а вы выполнять определенные движения.

Скворец – машете руками,

Воробей – прыгаете на двух ногах,

Ворона – кружитесь.

Молодцы ребята!

Подвижная игра «Совушка» .

Цель : учиться неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать.

Вот мы с вами и приготовили кормушки для наших птиц! Скажем «спасибо» вашим папам. Они показали очень хороший Мастер класс по изготовлению кормушек. Ребята, мы с вами выполнили все задания, а клад еще не нашли . На карте указана место, где спрятан клад . И это место обозначено крестиком. Теперь, посмотрите по сторонам, и если увидели красный крест, то покажите нам.

Ура! Мы наконец – то нашли клад ! Но медлить нельзя, нужно поскорее покинуть это место, так как сюда в любую минуту может вернуться пират. Давайте вернемся на свою площадку.

Открываем сундук с помощью ключа (подбираем ключ к замку, там лежат конфеты и письмо пирата, читаем :

«Ребята раз вы читаете это послание, значит, вы нашли клад . Поздравляю вас, вы это заслужили. Нужно съесть эти конфетки. Если все сделаете правильно, то исполнятся ваши заветные желания! Удачи! Пират!».

Мыльная дискотека.

Дети танцуют,дуют мыльные пузыри.

Подведение итогов.

Понравилась ли вам игра «геокэшинг » ?

Какие качества вы проявили во время поиска клада (внимательность, находчивость, смекалку, дружбу, ловкость) .

Важнейший компонент игры геокэшинг – радость от участия, дух приключения, найденный клад , общение со сверстниками и взрослыми, удовольствие от совместной деятельности.

Геокэшинг – это всегда положительные эмоции, радостное общение, искренний радушный смех, удивление и восторг, а положительные эмоции, творчество – важнейшие факторы оздоровления.

Дата: 2016.01.27 | Категории: Конкурс "Воспитатель года - 2016" | Метки:

которым ты был когда-то,

и который ещё существует где-то

внутри тебя. Ему дано постижение

этих волшебных мгновений.

Да, мы можем унять его плач,

Эрик Берн

Перед государством, школой, дошкольными учреждениями и родителями стоит задача чрезвычайной важности: чтобы ребёнок вырос не только здоровым и крепким, но и – обязательно!- любознательным, самостоятельным, способным на решение задач в любой жизненной ситуации.

Научный поиск эффективных средств развития личностных качеств дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Одним из эффективных приёмов и методов в работе по развитию любознательности, самостоятельности дошкольников, на наш взгляд, является образовательный «геокэшинг». «Геокэшинг» — это туристическая игра с применением спутниковых навигационных систем, суть которой заключается в поиске тайников и кладов. На основе этой игры существует образовательный «геокэшинг» — новое направление педагогики, которое можно использовать и в работе с дошкольниками. Уже в младшем возрасте малыш вполне может справиться с задачей по поиску «клада».

Данное направление становится актуальным, так как помогает осуществить комплексно-деятельный подход к развитию личности каждого ребенка. Оно позволяет вынести обучение за рамки детского сада. Это лучший способ познакомить детей с природой родного края, достопримечательностями и историческим значением нашего города. Ведь клад можно найти не только в земле, но и во всем многообразии нашего окружающего мира.

На наш взгляд, проблема развития таких личностных качеств дошкольников как самостоятельность, любознательность – одна из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. При этом нами выявлено противоречие между насущной необходимостью развития личностных качеств (любознательности, самостоятельности) дошкольников и недостаточным использованием возможности совершенствования данного процесса в дошкольном учреждении.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему : поиск наиболее эффективного средства развития самостоятельности, любознательности у детей дошкольного возраста.

Недостаточная разработка проблемы развития любознательности, самостоятельности дошкольников в решении интеллектуальных задач, и ее, несомненная актуальность для теории и практики современного дошкольного образования, послужили основанием для выбора моей темы работы: «Развитие любознательности, самостоятельности в решении интеллектуальных задач средствами образовательного геокешинга».

Объект исследования : процесс развития любознательности, самостоятельности у дошкольников.
Предмет исследования : приемы и способы организации образовательного геокешинга.

Цель исследования: обеспечить положительную динамику любознательности, активности, самостоятельности в решении интеллектуальных задач, адекватных возрасту с помощью «образовательного геокэшинга».

Рабочая гипотеза: целенаправленное использование приемов образовательного геокешинга будет способствовать развитию любознательности, активности, самостоятельности дошкольников.

Достижению цели и подтверждению гипотезы служит решение задач:

  • формирование интереса к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия; понимание взаимосвязей в природе и места человека в ней;
  • привитие желания сохранять свое здоровье, используя природные кладовые;
  • создание условий для реализации всех видов игры;
  • формирование внимательного отношения и поддержки детского сообщества;
  • формирование основы культурного и экологически целесообразного поведения (в природе и обществе);
  • развитие первоначальных географических представлений, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности;
  • развитие ориентировки во времени и пространстве.

Методы исследования : анализ литературы по проблеме, индивидуальные и групповые беседы, сравнение, обобщение, мониторинг результатов, статистический анализ полученных данных и др.

Методологическая база исследования:

  • фундаментальные труды, отечественных и зарубежных ученых по проблемам развития любознательности, самостоятельности ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Я.А. Каменский, С.Л. Рубинштейн, А. М. Матюшкин, В.А. Крутецкий, В.С. Юркевич, Д.Е.Берлайн, Г.И.Щукина, Н.И.Рейнвальд, А.И.Крупнов и др.

Изучение проблемы самостоятельности, в настоящее время, ведется в различных аспектах. Исследуются: сущность самостоятельности дошкольника, ее природа (Г.А. Балл, П.И. Пидкасистый, А.Г. Хрипкова); структура и соотношение компонентов самостоятельности (Ю.Н. Дмитриева, Г.Н. Година, Т.Г. Гуськова); этапы, условия и методы развития самостоятельности дошкольника (З.В. Елисеева, Н.С. Кривова, А.А. Люблинская, К.П. Кузовкова); взаимосвязь самостоятельности с различными психическими процессами (Т.И. Горбатенко, Д.В. Ольшанский, Н.А. Цыркун)

Степень новизны исследования характеризуется тем, что в процессе реализации технологии «образовательного геокешинга» была исследована и установлена тесная связь между детской поисковой деятельностью и повышением уровня детской любознательности, самостоятельности, Определена роль родителей по проблеме.

Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса мероприятий с использование технологии «образовательного геокешинга».

Для реализации поставленных задач, нами были выделены этапы:

  1. Обогащение предметно-развивающей среды.
  2. Обеспечение безопасности в процессе поисковой деятельности.
  3. Организация совместной и самостоятельной деятельности воспитателя и детей, а также ребенка со сверстниками.
  4. Взаимодействие с родителями.

Глава 1. Развитие любознательности, самостоятельности дошкольника — одна из важных задач в работе с детьми дошкольного возраста.

  • Содержание понятий «любознательность, самостоятельность» в работах исследователей

Любознательность – ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенностью деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на занятиях, но и в труде, когда человек отрешен от простого исполнительства и пассивного запоминания. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значимую ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске. Проблема любознательности разрабатывается в отечественной психологии достаточно давно, хотя она далека еще от своего окончательного решения. Значительный вклад в понимание природы любознательности внесли С.Л. Рубинштейн, А. М. Матюшкин, В.А. Крутецкий, В.С. Юркевич, Д.Е.Берлайн, Г.И.Щукина, Н.И. Рейнвальд, А.И.Крупнов и др.

Морозова Г.Н. считает, что любознательность близка к интересу, но она «диффузна, не сосредоточена на определенном предмете или деятельности».

Щукина Г.И. рассматривает любознательность как ступень развития интереса, отражающую состояние избирательного отношения ребенка к предмету познания и степень влияния его на личность.

Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания ученых, преподавателей и педагогов. Это связано не столько с реализацией личностно-ориентированного и деятельностного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей, сколько с необходимостью решения проблемы подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированным подходом к организации образовательного процесса. В рамках данного подхода считается, что дети в процессе воспитания и обучения в детском саду должны научиться самостоятельно, ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.
Необходимость формирования и развития самостоятельности диктуется потребностями общества в людях нестандартных, умеющих мыслить творчески, совершать открытия на благо человечества. А решение этого вопроса находит свое отражение в процессе развития самостоятельности, который позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения.
Интерес к данной проблеме обусловлен, прежде всего, тем, что стремление к самостоятельности свойственно маленьким детям. Это внутренняя потребность растущего организма ребёнка, которую необходимо поддерживать и развивать. Самостоятельность рассмотрена и изучена в работах Иванова В.Д., Осницкого А.К., Теплюк С., Марковой Т.А., К.П. Кузовковой, СЛ. Рубинштейна, Р.С. Буре, Л.Ф. Островской, Т. Гуськовой, И.С. Кона, А. А. Люблинской, Е. О. Смирновой.
По мнению Теплюк С. истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте, на стыке первого и второго годов жизни ребенка. Именно здесь берут начало пути формирования самостоятельных действий и умений, постепенно усложняющихся в игре и занятиях, в восприятии окружающего и в общении. С помощью взрослого самостоятельные умения ребенка закрепляются, проявляются в разнообразных видах деятельности, постепенно приобретая статус свойства личности. Показателем самостоятельности ребенка является результативность его действий. Этот показатель нельзя подменить контролем взрослого. Контроль неизменно предусматривает послушание, а крепкий союз этих двух понятий может развить безволие, безответственность, леность, инфантилизм. Самостоятельность – это налог к внутренней свободе, к свободе выбора действий, поступков, суждений, в ней истоки ответственности, уверенности в своих собственных силах, истоки творчества, чувства собственного достоинства.
А.А. Люблинская утверждает, что самостоятельность не возникает вдруг, она развивается с самого раннего детства на основе укрепляющихся простейших навыков и привычек.
М. Монтессори рассматривала самостоятельность и независимость как биологическое качество человека. Природа дала людям возможность развивать их для формирования всех необходимых умений, реализации способностей, овладения знаниями. Все шаги развития ребенка – от приобретаемой умелости в движениях, научения переворачиваться, сидеть, ползать, ходить до формируемых социально-коммуникативных реакций и умений (жесты, речь, интонации, поведенческие аспекты…) – это шаг ребенка к независимости от взрослых.
По мнению, Е. О. Смирновой, самостоятельность – не столько умение исполнять какие-то действия без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи и находить их решения. Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в рамки принятых в обществе норм. Каждому ребенку важна оценка его действий значимым взрослым – мамой или папой. Им важно радовать родителей своими новыми успехами и достижениями.

  • «Образовательный геокешинг» в ДОУ.

Вопросы эффективного использования технологии «образовательного геокешинга» как педагогического средства развития любознательности, самостоятельности дошкольников до настоящего времени не решены в полной мере. Благодаря «информационно-рецептурному» обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения – поисковая активность. И это не удивительно, ведь такое обучение основано на «подражании», «повторении» и «послушании» (В. Т. Кудрявцев). Итогом становится потеря любознательности, снижение познавательной активности, способности самостоятельно мыслить, опираясь, непосредственно, на свой опыт, решать разнообразные задачи. Все это в значительной степени блокирует исследовательскую активность ребенка, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития.

В России геокешинг появился в 2002 году. Первые энтузиасты заложили «тайник» в Московской области и уже через год игра разрослась дл 100 «тайников». Главная особенность российского геокешинга- это то, что «тайники» создаются в местах, обладающих природным, историческим, культурными или географическим интересом. По нашему мнению геокешинг- это эффективный способ узнать много интересного, познавательного о родном крае, уметь действовать в различных жизненных ситуациях. «Образовательный геокэшинг» — педагогическая технология, помогающая ребенку самостоятельно познавать окружающий мир. Суть технологии – организация игровой деятельности детей, при наполнении её познавательным, развивающим материалом. Если несколько упростить и облегчить задания, то в геокешинг можно играть и в детском саду. Данную технологию можно использовать не только на прогулке, но и в любых режимных моментах. Дети с удовольствием уже в младшем возрасте справляются с задачей по поиску «клада». В зимнее время это особенно увлекательно. Прячем коробочку с конфеткой или игрушкой, а малыш при помощи наводящих слов отыскивает ее. Развивается ориентировка в пространстве, мышление, понимание речи. Хорошо помогают игры с водой и песком. Они становятся подготовительным этапом по поиску клада. При наведении порядка в группе создаем проблемную ситуацию, например «Потерялась кукла Маша», организуя её поиск, малыш понимает, что во всем необходим порядок и бережное отношение ко всему. И про утреннюю гимнастику мы не забудем. Превращения в маленьких зверушек, или ветерок, или насекомое помогает ребенку почувствовать мир природы, побыть его частичкой для того, чтобы став постарше, ребенок смог сохранить в себе и ощутить причастность к миру природы. Вместе со взрослым дети любуются природой, наблюдают за изменениями в разное время года, принимают участие в помощи птицам (кормушки и скворечники). Ребенок прислушивается к звукам природы, всматривается в ее образы. А окружающий мир открывает свои кладовые и помогает малышу развить любознательность, наблюдательность и творчество. Организованные экскурсии по микрорайону помогли нам увидеть, как он меняется и растет. Вместе с детьми делали совместные зарисовки, фотографировали, а затем оформляли выставки на разные темы: «Сколько этажей в новом доме?», «Зачем нужны дома?», «Почему подъемный кран не ложиться спать?»

Игра в прятки помогла детям лучше ориентироваться в пространстве. По описанию окружающей обстановки предлагала детям найти спрятанную игрушку, преодолев на пути различные препятствия: перепрыгнуть через ручеек, присесть три раза, построить мостик через широкую речку, сосчитать березки, выбрать правильную тропинку. Здесь мы комплексно подходим к развитию детей: и психические процессы, и двигательная активность, и математические представления, и познание окружающего мира, и конструирование, и формирование сотрудничества и взаимопонимания при выполнении общего дела.

Играя, ребенок ощущает себя в естественных и привычных условиях, незаметно для себя изучает окружающий мир. Воспитателю необходимо лишь творчески подойти к образовательной деятельности, которая с помощью элементов технологии «образовательного геокэшинга» дает положительные результаты.

Глава 2. Практический аспект.

2.1.Реализация технологии «образовательного геокешинга».

На первом этапе своей работы, изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме развития любознательности, самостоятельности при решении интеллектуальных задач, мы поняли, что в группе необходима «плотная» развивающая среда , которая выполняет обучающую функцию, развивает личностные качества ребенка.

Крайне важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Практика подсказывает: полностью заменить предметную среду в группе сложно. Но все-таки, при любых обстоятельствах, предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует формированию любознательности, самостоятельности, активности детей. Все центры в групповом помещении направлены на развитие детской любознательность. Уголок экспериментирования часто обновляется.

Для реализации задачи по практическому внедрению геокешинга в образовательный процесс в нашей группе, я предприняла следующее: заинтересовала детей игрой «Геокэшинг» через игры: «Почтальон Печкин», «Найди друга», «Поиски клада» и другие.

На первом этапе это была простая игра в записочки, из нашего детства. Например, в группу почтальон Печкин приносит письмо – рисунок: «Котенок запутался в проволоке», в котором указано место происшествия. По описанию и сравнению местности дети выполняют задания (пройти мимо ручья, вниз с горки, обойти высокое дерево, сосчитать елочки) и отыскивают котенка. Устанавливаем связь между котенком и проволокой: «Почему много мусора во дворах?», «Почему чисто на территории детского сада?» И дети с уважением начинают относиться к труду дворника. «А кто может убрать мусор в микрорайоне?». Опросили прохожих и взрослых детского сада и выяснили, что если люди сами не будут мусорить, то будет чисто. Дети задумались и над тем, от кого зависит порядок и чистота в группе, как они могут помочь в этом. Так, от простого к сложному, дети закрепляют основы математики, знакомятся с природой, учатся ориентироваться в пространстве, общаться друг с другом и окружающими людьми, устанавливать причинно – следственные связи.

Наиболее эффективные формы и методы, используемые при реализации технологии «образовательного геокешинга»:

  • познавательные беседы; например «Как правильно вести себя на природе», «Какой бывает осень?», «Что нам осень принесла?» и др.
  • экскурсии к дороге, на стройку, в лес, в ландшафтный парк, на стадион и т.д.
  • минутки доброты; например «Как поднять настроение другу?», «Что такое любовь?», «Ребята, давайте жить дружно», «Волшебное слово» и др.
  • минутки размышлений «Почему подъемный кран не ложиться спать?», «Где живет светофор?», «Как помочь цветам не засохнуть на клумбе?», «Где живут синички?», «Почему одуванчик сменил платьице?»
  • акции; например: «Птичий домик», «Хлебные крошки», «Покормите птиц зимой», «Неделя добра» и др.
  • трудовой десант; «Борьба с королем Мусора», «В гостях у феи Чистоты».
  • экологический патруль «Юные защитники природы».
  • клуб исследователей природы «Юный эколог»
  • лаборатория юного эколога «Любознайка»
  • составление карт; схем.
  • коллекционирование; например «Гербарий осенних листьев», «Коллекция фантиков», «Коробка замечательных вещей», «Коллекция Вороненка» и другие.
  • выставки и экспозиции; например «Такие разные дома», «Дед Мазай и зайцы», «Лес, точно терем расписной», «Елочка – зеленая иголочка».
  • игры-путешествия, например «В гости к ветерку», «Берлога для медведя», «Путешествие со Светофориком», «Наш микрорайон», «О чем нам расскажет подъемный кран?»
  • экологические сказки, например, «Как пчелки спасали лето», «Лесная сказка».

Традиционными стали итоговые мероприятия, проводимые после реализации того или иного проекта. Например:

  • фотовыставки «Как растет наш микрорайон», «До свидания, лето»,
  • фоторепортажи «Изучаем муравьиную семью», «Жизнь замечательных детей», «Мы в лесок ходили», «Юные олимпийцы».
  • развлечения и досуги «День Земли», «Спас про запас», «Праздник цветов», «Осенний праздник», «В гостях у Лесовичка».
  • выставки творческих работ «Мой город», «Зайчишки-плутишки», «Осенний вернисаж», «До свидания, лето»
  • выпуск альбомов, книжек – малышек и т.д.

Таким образом, в процессе активного внедрения технологии « образовательного геокешинга» ребенок дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически.

Работа с родителями – необходимый этап в исследовательской деятельности.

Наш опыт показал, что «образовательный геокешинг» вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями строим на основе сотрудничества. Используем различные методы взаимодействия с семьей: наглядные, словесные, практические.

С этой целью проводим родительские собрания, на которых родители узнают о формах реализации технологии «образовательного геокешига», его возможностях и влиянии на развитие ребенка.

Также для родителей проводим консультации по организации геокешинга, выпускаем памятки по данному вопросу. Пользуются большой популярностью «домашние задания» для родителей и детей в форме игры «Совершите экскурсию к задуманному объекту», где родителям совместно с детьми предлагаются записки-ориентиры, которые в итоге приводят к задуманному объекту.

2.2. Выявление эффективности

Практика показывает, что толчком к началу «кладоискания» может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Чем больше ребенок задает вопросов, тем лучше. Эти вопросы помогают собрать как можно больше исходного материала, который потом будет классифицироваться. Поэтому технология « образовательный геокешинг» заняла свое место в системе работы в детском саду. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.

Вместе с ребятами обсуждаем результат, который получился в реальной жизни, и не нужно пытаться подогнать его под представления, которые кажутся правильными. В процессе экспериментов отмечаем, что идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения, классификации.

Это способствует обогащению ребёнка знаниями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнаёт; оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развитие его человеческих, социальных чувств.

Эффективность проделанной работы по заявленной теме отслеживаем с помощью мониторинга сформированности интегративных качеств «Любознательный, активный» (программа «Мозаика» Гребенкиной Н.В.), где видна положительная динамика уровня развития данных качеств личности. Используемые мною методы и приемы в развитии любознательности, самостоятельности привели к следующим результатам.

Сентябрь 2013г. (26 детей).

интегративные качества Сформи в стадии формирования не сформировано
1 Любознательный, активный 4 12 10
2 2 13 11
3 Эмоционально отзывчивый 0 26 0
4 0 15 11
5 1 2 23

Результаты сформированности у детей интегративных качеств.

Май 2014г. (26 детей).

интегративные качества Сформи в стадии формирования не сформировано
1 Любознательный, активный 16 10 0
2 Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками 16 8 2
3 Эмоционально отзывчивый 20 6 0
4 Способный управлять своим поведением и планировать свои действия 11 12 3
5 Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту 16 8 2

Май 2015г. (31 ребенка)

интегративные качества Сформи в стадии формирования не сформировано
1 Любознательный, активный 21 10 0
2 Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками 23 10 0
3 Эмоционально отзывчивый 24 6 1
4 Способный управлять своим поведением и планировать свои действия 15 15 1
5 Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту 18 11 2

Анализ результатов свидетельствует о возросшем числе детей с высоким уровнем любознательности, самостоятельности и уменьшении количества детей с низким уровнем, что является результатом проделанной работы. Появилась возможность убедиться в том, что технология «образовательный геокешинг» является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.

Заключение

Изучение литературных источников, опыта образовательных учреждений по данной проблеме, выявило, что при активной деятельности ребенка в процессе познания задействованы все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.

При этом важно, что данная деятельность не задаётся заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что использование образовательного геокешинга в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Результаты проведенной работы свидетельствуют, что использование технологии «образовательного геокешинга» оказало влияние на:

  1. Повышение уровня развития любознательности, самостоятельности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
  2. Повышение уровня развития познавательных процессов;
  3. Речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
  4. Личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.);
  5. Знания детей о живой и неживой природе;
  6. Повышение компетентности родителей в организации работы по использованию технологии «образовательного геокешинга».

Таким образом, использование технологии «образовательного геокешинга» является эффективным и необходимым для развития у дошкольников самостоятельности, любознательности, познавательной активности, настойчивости в поиске и достижении результата в желании дальнейшего самостоятельного исследования и познания окружающего мира.

Дальнейшая деятельность по данной проблеме видится в обобщении и систематизации приобретенного опыта и составлении авторской программы по использованию «образовательного геокешинга».

Литература

  1. Всё обо всём: Популярная энциклопедия для детей. – М.: Компания «Ключ – С», 1995.
  2. Журнал «Обруч» №2-2011, №6-2012
  3. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Минск: «Асар», 1996.
  4. Смирнова В. В. «Тропинка в природу» — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001.
  5. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа методических рекомендаций. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.

«Игра геокэшинг в ДОУ»

Что такое геокешинг? Складывая смысл составляющих его слов geo (земля) и cache (тайник, получается – «поиск тайника в земле». Это действительно смысл «геокешинга», игры, в которую играют миллионы жителей разных стран мира.

Геокешинг – приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. Задача, которую решают игроки в геокешинг – это разыскивание тайников, сделанные другими участниками игры. При этом они используют устройства, имеющие GPS приемник. Такие как ноутбук, навигатор, смартфон или КПК. Важно найти единомышленников, какой-никакой транспорт и тот самый GPS приемник. И увлекательное времяпровождение обеспечено.

Образовательный геокешинг является еще одним педагогическим инструментом в процессе воспитания и развития дошкольников.

Геокэшинг предполагает и поисковую и исследовательскую деятельность. Современные технологии позволяют проводить обучение детей в виде игры, делают обучение интересным, творческим и значимым для участников.

Основная идея состоит в том, что воспитатель (или часть игроков) прячут тайники, другие с помощью «Карты сокровищ» находят спрятанные клады. Игра представляет собой активный познавательный процесс, в нее можно играть всей группой, с родителями, соревноваться в нахождении клада с другой группой ДОУ, или устроить соревнования между семьями.

Правила игры: Заранее готовится «клад». Это может быть угощение (шоколадка, конфеты), игрушка или сувенир. «Сокровище» нужно положить в непромокаемую коробочку (пакетик) и спрятать в песке или в определенном месте. Лучше всего прятать клад за верандой или под кустами, то есть найти действительно «тайное место». По заданию дети должны найти клад, руководствуясь подсказками взрослого. Для средней группы подсказки могут быть самыми простыми, например, горячо - холодно или более сложные: сделай два шага налево, потом три шага вперед и т.д.

Для детей старшей и подготовительной группы можно составить «Карту сокровищ». На карте приблизительно по схеме территории ДОУ можно нарисовать: сам Остров сокровищ (территория), круглая бухта (бассейн), качающаяся колыбель (качели), долина мудрости (скамейки для отдыха), коралловая бухта (спортивная площадка), банановая роща (цветник), вход в пещеру (погреб для хранения овощей), джунгли (травяной газон), сонная лощина (беседка), ледник мамонта (тень за верандой), вулкан (солнцепек на асфальте), водопад (кран для полива), мост (игрушечный мост на участке одной из групп), плато (вход перед ДОУ), луковая роща (огород) и т.п. В идеале карту нужно рисовать на замоченной в чае бумаге и высушенной с оборванными краями

Геокэшинг - игра на ориентирование, и каждый находит в ней что-то свое. Поэтому правила игры, надо выполнять всем участникам, иначе игра не получится.

  1. Найти тайник.
  2. Забрать из тайника понравившийся предмет.
  3. В тайник положить предмет, взамен взятого,

4. Рассказать о своей находке.

Методика организации геокэшинга с детьми дошкольного возраста способна вызвать огромный познавательный интерес у Дети расширяют свои знания, свой кругозор, в процессе данной игры.

Отличительной особенностью игры в группе или на участке детского сада с детьми дошкольного возраста является использование карт и схем.

Образовательный геокешинг наполняет новым практическим содержанием организацию познавательной деятельности дошкольников. Данная технология позволяет сделать процесс бучения действительно актуальным, личностно-значимым, интересным и творческим, в какой-то мере даже азартным.

С целью подготовки к игре на участке детского сада проводится предварительная работа:

Изготовление макета детского сада.

Игры-занятия по ориентированию.

Эта работа проходит следующим образом. Создается макет участка детского сада. Основные объекты макета можно свободно передвигать и убирать с основы. Например, дети с воспитателем исследуют участок во время прогулки, а потом дети пытаются самостоятельно восстановить свой маршрут на макете. Возможен и противоположный вариант: перед прогулкой воспитатель вместе с детьми намечает маршрут на макете, а затем дошкольники на территории ищут нужные объекты. Начало знакомства ребят с объектами участка может проводиться постепенно, например, на каждой прогулке изучается только

один объект. Возвращаясь в группу, дети выставляют на макете лишь тот объект, с которым они познакомились. Таким образом, постепенно макет будет «восстановлен» полностью.

Макет может также помочь в составлении картосхемы. Для развития абстрактного мышления дети старшего возраста могут сопоставлять картосхему участка и ее макет, находить соответствующие объекты, изображенные разным способом. Деревья, кустарники могут служить и материалом для счета, составления рассказов. Для ребенка территория

детского сада представляет собой отдельные участки: спортивная площадка, заросли кустарников, клумбы, которые он зачастую не связывает между собой. Дети видят их на уровне своего роста. Макет же помогает ребенку представить территорию детского сада в целом, как бы посмотреть на нее сверху (как говорится, «с высоты птичьего полета»).

Игры-занятия по ориентированию могут содержать следующие задания:

  1. С макета убираются все объекты участка. Педагог описывает объект, не называя его, а ребята выбирают нужную часть (дерево, скамейку и т.п.). Дошкольники старшего возраста могут играть без участия взрослых.
  2. Прячутся один-два объекта участка и ребенок должен определить, «чего не хватает». Или же, наоборот, добавляется лишний объект, который и должны найти дети.
  3. Объекты участка размещаются произвольно, не на своих местах. Задача ребенка найти ошибки и расположить объекты правильно. Проверять результаты этой работы можно непосредственно на территории детского сада.
  4. Детям предлагаются самостоятельные игры с макетом, как в помещениях, так и на улице. Для этой цели можно дополнить макет небольшими фигурками человечков, с которыми ребенок соотносит себя и своих друзей. Передвигая фигурки людей (детей) на макете, ребенок самостоятельно проводит экскурсию, рассказывая об участке детского сада. При этом человечки могут «заблудиться» (тогда дети должны объяснить им, как найти дорогу), устать (дошкольники предлагают им вариант отдыха на территории) и т.п.

Чтобы научиться играть в геокэшинг, можно использовать игровые обучающие ситуации: «Учусь составлять план» - воспитатель и дети совместно рисуют план какого-нибудь участка (например, своей группы), используя условные обозначения предметов которые будут использованы во время игры в «Геокэшинг». Взрослый обращает внимание детей на положение предметов относительно себя и других точек отсчета.

«Учусь искать клад по плану» - педагог вводит детей в игровую ситуацию. Сама ситуация, может быть как игровой, связанной со сказочными персонажами, так и основываться на проблемной ситуации с детьми в группе, например «Пираты похитили жемчужины у принцессы Воды», «Пираты украли ключи от домика с игрушками» или «Чтобы помочь друзьям, надо найти клад, зарытый пиратами».

Воспитатель прячет предмет - “клад” и обозначает это место на плане. Дети, ориентируясь по плану, ищут его (этот этап игры повторяется несколько раз).

«Учусь обозначать на плане место клада» - воспитатель и дети меняются ролями. Теперь уже дети прячут “клад” и отмечают его место на плане, а педагог занимается поиском. Воспитатель намеренно допускает ошибки с целью актуализации контрольных действий детей.

«Учу играть другого» - дети одной группы приглашают к игре детей другой группы и совместно с воспитателями, родителями обучают игре детей другой группы (знакомят с правилами игры, показывают свои карты, планы-схемы, условные обозначения).

Заканчивается игра совместным геокэшингом. Для проведения игры, можно создать специальную игровую зону, по мотивам сказки, произведения или мультфильмов. Игровой смысл для ребенка проявляется в безошибочной ориентации в условном (план) и реальном (территория участка) пространстве, составлении плана участка, соревновательном стремлении детей искусно запрятывать “клад”, рефлексии присвоения новых умений.

Подготовку к игре и ее проведение можно разделить на этапы:

Подготовительный этап к игре Непосредственное проведение самой игры

1. Подготовительный этап включает: Создание сценария игры.

Подбор задач для заданий.

При создании сценария игры, целью которой является обнаружение тайников на участке детского сада, следует учитывать, что тайники могут быть самого разного вида.

Наиболее распространенный (традиционный) тайник, представляет собой контейнер с крышкой, в котором находятся «сокровища» - мелкие предметы (игрушки, конфеты, книги и т. п.),а также блокнот и карандаш. Игрок должен отметиться в блокноте, забрать любой предмет из контейнера, но взамен обязан оставить равноценный или более ценный предмет. Блокнот является обязательным атрибутом тайника и содержит информацию о тайнике и его посетителях. После «посещения» тайника игрок должен закрыть контейнер и поместить его на прежнее место. Тайник нужно аккуратно замаскировать, чтобы следующие участники игры приложили не меньшие усилия для его поиска. Помимо традиционных встречаются также и «пошаговые» тайники.

Для нахождения контейнера «геокешеру» (участнику игры «геокешинг») необходимо выполнить задачу, поставленную сценарием игры. Иногда эта задача заключается в ответах на вопросы, связанные с предметом или местом тайника, иногда требует от искателя применение навыков ориентирования на местности, а в некоторых случаях заставляет игрока показывать свою эрудицию.

Сценарий игры преследует следующие цели:

Научить определять свое местонахождение на карте-схеме; уметь читать карту-схему, выделяя предметы, которые могут служить ориентиром; двигаться и выполнять задание по маршруту, нанесенному на карту-схему.

Проведение игры

Проведение игры включает следующие последовательные действия:

Подробный разбор карты-схемы маршрута к кладу.

Ответы на вопросы, связанные с предметом или местом тайника.

Фотоснимок группы на фоне отмеченного в маршрутном листе тайника.

Участники игры должны пройти по всему маршруту своей путевой карточки, найти все тайники и сделать их снимки. Дети не должны стесняться обращаться за дополнительной информацией к взрослым, поскольку один из приоритетов игры - развитие коммуникации с другими людьми.

Использование образовательного геокэшинга в формировании познавательно-исследовательской деятельности и пространственных представлений, способствуют повышению уровня знаний и умений у старших дошкольников. Кроме того,

  • У детей прослеживается привычка сосредотачиваться и мыслить самостоятельно.
  • Развилось внимание, стремление к новым знаниям.
  • Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас пространственных представлений.
  • Стеснительные дети включались в игру с огромным желанием, прилагали все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
  • С помощью сопровождающих игру заданий на смекалку, сообразительность, ориентирование, игры-ээкспериментов, закреплялись представления детей о числах, отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях.
  • Дети научились пользоваться компасами, зашифрованными схемами, картами.

Эти результаты доказывают, что именно играя, непринужденно, можно учиться считать, логически думать, анализировать, совершенствовать пространственные и математические представления. Практика работы с детьми показала, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи. Игра геокэшинг способна вызвать заинтересованность детей, их познавательную активность. Знания, данные в занимательной форме поиска клада, в форме групповой игры, усваивались быстрее, прочнее и легче, чем те, которые были представлены обычными упражнениями. Использование специальных игровых заданий, направленных на развитие познавательных способностей через игру геокэшинг, расширяет математический кругозор дошкольников. Игра способствует развитию детей, повышает качество подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Геокешинг – это не только дух приключения, это увлекательная командная игра, в которой присутствуют: путешествие, нахождение местоположения заданных объектов, поиск информации об объектах и ответов на вопросы, развитие любознательности и познавательно-исследовательской деятельности, умение общаться и находить в результате общения нужную информацию, решать проблему сообща.

Чтобы развитие познавательных способностей дошкольников было эффективным, необходимо не только правильно подобрать необходимые для этого игры и занятия, но и заинтересовать ребенка тем или иным делом. Только в этом случае развитие познавательных способностей дошкольника будет идти быстрыми темпами, а интерес ребенка к окружающему миру никогда не угаснет!


УДК 908; 379.83/.84; 379.85; 796.14

А. А. Панов

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ГЕОКЕШИНГ -НОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОМ

ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

Представлена методика организации и проведения геокешинга - игры в форме «поиска сокровищ» с применением спутниковой GPS-навигации. Описаны варианты организации проектов многовариантных игр в форме образовательного геокешинга, показаны возможности технологии образовательного геокешинга, чтобы сделать процесс дополнительного турист-ско-краеведческого образования действительно актуальным, личностно значимым, интересным, творческим и в какой-то мере даже азартным для детей и подростков.

The technique of organization and conducting of Geocaching - the game in the form of a "treasure hunt" using GPS satellite navigation is shown. The options of multi-choice games in the form of educational geocaching, the possibilities of technology educational geocaching how to make the process more tourist and local history of education is really relevant, personal, meaningful, interesting and creative, and to some extent even gambling for children and adolescents are described.

Ключевые слова: образовательный геокешинг, дополнительное образование, игра, многовариантная игра, предметная направленность, игровое пространство, игровое задание, достопримечательности.

Keywords: Educational geocaching, additional training, game, multi game, focus, gambling, games, attractions.

Сегодня дополнительное образование призвано формировать компетентности, которые позволят каждому молодому человеку стать успешной личностью в самостоятельной жизни. Важным фактором эффективности образования становится внедрение новых педагогических технологий. А проблема заключается в том, что декларативное введение проектного метода в учебный процесс подчас приводит к формализации, заключающейся в том, что педагоги, вооруженные теорией, не всегда на практике могут применить данные педагогические технологии.

Во время курсов повышения квалификации «Проектно-иссле-довательская деятельность школьников на основе ИКТ» на факультете дополнительного образования при ГОУ высшего профессионального образования «Карельский государственный педагогический университет» мы познакомились с новой формой работы. Называлось это «Прогулка в стиле геокешинг». Геокешинг - игра, в которую играют во всем мире, это «поиск сокровищ» с применением достижений технического прогресса в области спутниковой ОРБ-навигации. Честно говоря, не сразу мы пришли к однозначному принятию новой идеи. Причина в том, что мы метались между новой (заинтересовавшей всех нас) формой и еще не понятой нами педагогической целесообразностью. Таким образом, мы решили, что надо брать на вооружение идею и положить ее на прочное методическое основание. Так и сделали!

Разработали первую игру - «Письмо зовет в дорогу, или Привет из XIX века». Апробировали ее с воспитанниками Республиканского центра детско-юношеского туризма (г. Петрозаводск) и студентами Петрозаводского педагогического колледжа. Следующий шаг - проведение данной игры в городе Петрозаводске для учебных заведений и организаций, которое было осуществлено успешно. В рамках Республиканской олимпиады по краеведению проведена многовариантная игра «Губернский Петрозаводск», к 23 февраля - игра «На войне как на войне». Основной задачей по внедрению геокешинга в образовательную среду стало аккумулирование опыта педагогов в этой области и создание методической копилки геокешинга: банка описаний проектов и структурированного банка «точек». Содержание копилки доступно педагогам Республики Карелия, желающим разработать собственный проект.

Вариантов организации проектов в форме образовательного геокешинга может быть очень много. Во-первых, проекты могут иметь различную предметную направленность (история, география, биология, литература и т. д.), а могут быть межпредметными или надпредметными. ОРБ-навигаторы помимо определения координат имеют и много других возможностей: определение расстояния, площади, скорости и времени. И вне зависимости от предметной области в рамках проекта можно развивать краеведческие, патриотические темы...

Во-вторых, участники могут самостоятельно разрабатывать маршруты и задания, что не менее интересно и познавательно, чем

определять объекты заданного маршрута и искать ответы на вопросы. Главное - определиться с задачами проекта и заранее продумать интересные для ребят исследовательские проблемы.

В-третьих, подобные проекты можно организовать между командами из разных городов.

Образовательный геокешинг - это действительно мощный инструмент, позволяющий поднять на качественно новый уровень и наполнить новым практическим содержанием организацию проектной деятельности воспитанников. Данная технология позволяет сделать процесс обучения действительно актуальным, личностно значимым, интересным и творческим, в какой-то мере даже азартным.

I форма. Проведение игр в стиле геокешинг

Игра «Письмо зовет в дорогу» - основана на историческом прошлом Петрозаводска. В XIX веке это был небольшой губернский город, центром которого являлся Александровский железоделательный завод, сыгравший для России немаловажную роль. В 2007 г. игра оформлена в стиле геокешинг, хотя уже на протяжении 10 лет ее содержание использовалось в краеведческих играх по городу на республиканских сборах, слетах, фестивалях.

Игра «Губернский Петрозаводск» - многовариантная игра с оформлением задания в предоставленном компьютерном классе в течение контрольного времени. Может использоваться для более глубокого изучения истории города Петрозаводска.

Игра «На войне как на войне» приурочена к Дню защитника Отечества, может использоваться к любым датам соответствующей тематики (День Победы, День призывника, освобождение города Петрозаводска и т. п.).

Общая информация по проведению игр

Место проведения: город Петрозаводск; общая встреча в здании РЦДЮТ (ул. Льва Толстого, д. 4), игра проводится на улицах центральной, исторической части города. Общая площадь игрового пространства - 12 кв. километров.

К участию в игре приглашаются школьники и студенты образовательных учреждений командами по 4-6 человек.

Регистрация участников: по электронной почте [email protected] или по тел. 56-21-18 (отдел туризма РЦДЮТ) с указанием ФИО членов команды и контактными телефонами капитана (руководителя, преподавателя и т. д.).

Основная идея игры. Геокешинг (geocaching от греч. geo - Земля, англ. cache - тайник) связан с поиском тайников или разгадыванием загадок, связанных с географическими координатами и объектами на местности. Участники игры выполняют задания на местности, осваивают возможности GPS-приемников, узнают о возможностях дополнительного образования и бесплатной досуговой деятельности, реализуемых отделом туризма РЦДЮТ. Организаторы игры составляют задания, указывают географические координаты путевых точек (waypoints), где участникам предстоит отыскать предварительную информацию. Команда получает на время игры GPS-навигатор, а также путеводитель с описанием игрового пространства. Задачи игроков: используя GPS-приемник, оказаться в заданных местах, выполнить игровые задания, сделать пометки в своем путеводителе, запечатлеть на фотоаппарат процесс поиска и найденные объекты. На завершающем этапе игры команды готовят презентации о своих приключениях во время игры и собранной информации. Победители выбираются по количеству найденных точек в контрольное время, правильности выполнения заданий. Каждый участник игры получает грамоту, сувенир, а победители - призы!

Регламент проведения игры

Сбор в помещении организаторов.

Знакомство с участниками игры - 10 мин.

Введение в игру - тематика, задание, маршрутный лист, контрольное время - 10 мин.

Информация о GPS-приемнике, основные функции, работа с интерфейсом, поиск и открытие точки - 15 мин.

Выполнение контрольного задания (практическая работа по поиску объекта)- 5-10 мин.

Старт участников по прибытии с контрольной точки, консультации по возникшим вопросам.

Работа участников на маршруте (согласно контрольному времени).

Возвращение участников, проверка приборов, оформление путевых дневников.

Выполнение задания, оформление электронной презентации по материалам игры - согласно условиям.

Подведение итогов, награждение победителей,

II форма. Обучающее занятие с последующей игрой с использованием GPS-навигатора

Структура: 1 - знакомство с прибором, 2 - область применения, 3 - устройство, 4 - основные функции, 5 - тренировочный маршрут, 6 - игра (соревнование). Игра основана на поиске КП с выполнением заданий на них.

Условия: безопасная местность, наличие объектов для легенды, время - от 20 мин до 1 часа.

Обучающие занятия с последующей игрой могут проводиться в любом оздоровительном лагере при наличии ограниченной территории, на любую тему, в рамках штатных мероприятий лагеря.

Регламент занятия с соревнованием

Сбор участников по графику отдельными отрядами, группами.

Информация о приборе и системе навигации - 5 мин.

Устройство навигатора, основные функции, работа кнопок, поиск и открытие необходимой точки - 10 мин.

Выполнение контрольного задания - 5 мин.

Старт на маршрут - 5-7 точек с различными заданиями (найти сумму цифр на всех точках, отгадать загадки и т. п. - зависит от фантазии организатора).

Работа на маршруте - до 20 мин (длина дистанции - до 1 км).

Финиш участников.

Подведение итогов по времени выполнения задания, правильности ответов и т. д.

Награждение победителей.

III форма. Участие в походах с поиском тайников

В походе появляется еще одна цель - поиск тайников, зарегистрированных на сайте игры геокешинг. Маршрут прокладывается через районы, где находятся тайники, их поиск - увлекательное мероприятие. Участники получают большой объем дополнительной информации об объектах, где находятся закладки. Расширяется кругозор и активизируется интерес к истории своей Родины. Для передвижного полевого лагеря можно заранее заложить тайники и потом, после обучающего занятия, организовать поход с выполнением заданий на местах закладки тайника.

IV форма. Создание игр в районах

Посещая другой город, ребята могут знакомиться с его достопримечательностями самостоятельно, пройдя по подготовленным

их сверстниками маршрутам или прокладывая собственные маршруты. Итог - интересная, современная, познавательная форма работы с детьми и молодежью.

Когда видишь детей с навигатором в руках, обращаешь внимание больше всего на интерес, светящийся в их глазах, и жажду открытий. Дети по-новому глядят на знакомые места и с удивлением приходят к выводу, насколько интересен и самобытен их город или поселок; понимают, что своей родиной они по праву могут гордиться.

Итоги игр, проведенных в нетрадиционной форме с использованием современных мобильных технологий, показали, что дети и молодежь не только получают новые знания из различных сфер жизни и предметных областей, но и повышают познавательную активность, учебную мотивацию, развивают коммуникативные навыки, учатся видеть проблемы и искать пути их решения, приобретают навыки поиска, систематизации и анализа полученной информации, а также опыт работы в команде.

УДК 910.3; 908; 377.131.14

Д. В. Буев

ДЕТСКОЕ НАУЧНО-ТВОРЧЕСКОЕ ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «КАМЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ»

Представлен опыт организации учебно-исследовательской деятельности со школьниками по палеонтологии. Описана совместная деятельность педагога, родителей и детей в палеонтологическом объединении по изучению объектов, поиску окаменелости, исследованию достопримечательностей посещаемой местности.

The experience of organization of educational research activity with students on paleontology is shown. The joint activity of teacher, parents and children in the palaeontological Association for the study of objects, finding fossils, the study of the attractions of the visited areas is described.

Ключевые слова: ископаемые останки, палеонтология, палеонтологические объекты, достопримечательности, коллекционные экспонаты, путешествия.