Графология: психология почерка. С чего начинать анализ почерка

Этот материал, несомненно, вызовет профессиональный интерес у тех, кто является работником кадровой службы, или же по обстоятельствам (по необходимости) выполняет функции менеджера по персоналу своей компании.
Для других — это прекрасная возможность обнаружить отражение своих личных качеств в том, что приходится делать ежедневно, а быть может и открыть для себя что-то новое.

Ценность настоящей статьи определяется тем, что все о чем будет сказано далее нашло свое подтверждение (или опровержение) в работе нашего Агентства.
Таким образом, Вашему вниманию предлагаются реальные примеры из нашей практики.

Среди источников психологического анализа личности работника особое место занимают заявления и отчеты, жалобы и предложения, подготовленные в рукописном виде.

По этим и другим документам руководитель, будь то кадровый работник или другой специалист по работе с персоналом, может сделать вывод не только об уровне грамотности работника, но и о его умении излагать свои мысли, передавать собственные чувства и состояние.

Графологи утверждают, что почерк способствует раскрытию индивидуальных особенностей человека.

Давно замечено, что почерки так же заметно отличаются друг от друга, как и индивидуальная природа людей, как отпечатки их пальцев. Вспомним, как мы легко узнаем некоторые почерки: когда видим визу начальника на входящем документе или же когда получаем письмо от друга. По одной росписи или нескольким словам мы уже безошибочно определяем автора.

Конечно, возникает соблазн по почерку узнать и всю внутреннюю природу человека…

Cразу необходимо оговориться, что:

  • во-первых, графология позволяет получить вероятностные выводы, а не стопроцентные утверждения;
  • во-вторых, анализ почерка обеспечивает общую оценку психического склада человека, а не точные характеристики его отдельных свойств;
  • в-третьих, считается, что графолог должен иметь хотя бы одну страницу текста и, еще лучше, если есть возможность изучить несколько текстов, написанных в различных ситуациях и в разное время.

Итак, для чего нужен анализ почерка? Наиболее часто кадровому работнику требуется по почерку определить основные черты характера и темперамента, а также способности и особенности психических состояний работника. Это позволяет более точно оценить его соответствие должности или роду деятельности. Иногда знания графологии помогают в профессиональном самоопределении личности, выборе профессии или ее смене. А вот анализ почерка вышестоящего руководителя дает возможность определить его психологические особенности и правильно выстроить взаимоотношения с ним. Наконец, если вы внимательно проанализируете свой стиль письма и конструктивно оцените свой психический склад, это наверняка поможет вам более продуктивно налаживать межличностные отношения с ближайшим окружением.

Важно помнить, что ни один признак в почерке не следует рассматривать как абсолютную догму. Ее необходимо сопоставлять с другими признаками, чтобы обнаружить подтверждение той или иной черты характера или наличие признаков противоречивости личности.

Итак, перейдем к оценке личности по элементам почерка.

Общая характеристика почерка

Ровный почерк говорит о силе воли, хладнокровии и спокойствии.

У эмоционально неустойчивых субъектов или лиц, злоупотребляющих алкоголем, наблюдается дрожащий почерк.

Маниакальные больные пишут размашисто, причем величина букв возрастает по мере письма.

У психически ненормальных больных письменная речь, так же как и устная, отрывочна и бессвязна. У них наблюдаются особые обороты, обилие уменьшительных слов, многословие, отсутствие или своеобразная расстановка знаков препинания.

У интровертов компактный и аккуратный почерк, а экстраверты пишут большими, размашистыми буквами.

Замечено, кто пишет буквы то грубо, то красиво, возможно и в жизни ведет себя неодинаково.

Наклон

Около 20-30 градусов вправо. Это наиболее часто встречающийся наклон почерка. Такого человека можно охарактеризовать как открыто выражающего чувства. В то же время его нельзя назвать импульсивной личностью. Для него все же свойственно умение контролировать свои эмоции в напряженных ситуациях. Такой человек обычно имеет хорошо развитые потребности в общении и одиночество его обычно тяготит.

Около 50-60 градусов вправо. Сильный наклон вправо свидетельствует о любвеобильной натуре и сильном стремлении к общению. Такой человек более вероятно будет стремиться выставить свои чувства напоказ, чем подавлять их внутри себя. Человек с таким почерком более восприимчив к новым идеям и начинаниям и отличается большой жизненной энергией.

В то же время у таких людей более развиты собственнические настроения, они более любят лесть и восхищение их натурой.

Незначительный наклон влево. О таком человеке с большой долей вероятности можно утверждать, что для него характерно преобладание контроля разума над эмоциями. Этот человек более скрытен и старается рационально оценивать свои поступки.

Значительный наклон влево. Такой почерк часто свойственен для левшей. Здесь имеет место больший контроль за своими эмоциями. Скрытность, характерная для этого человека, может сочетаться с большой чувственностью, которая может быть открыта только самым близким людям. В стрессовых ситуациях такой человек может неожиданно для окружающих взорваться бурей эмоциональных проявлений.

Если почерк вертикальный, то это значит, что для личности характерен баланс рациональности и эмоциональности. Для такого человека свойственен анализ ситуации и взвешенное принятие решений.

Если при анализе почерка вы обнаружили периодические или бессистемные изменения наклона почерка, то это может свидетельствовать о низкой психологической устойчивости человека, о резкой смене его настроения. Вероятно непостоянство и придирчивость к мелочам.

Иногда периодическая смена наклона почерка может свидетельствовать о некоторой нерешительности данного человека.

Почерк без наклона букв свидетельствует о том, что у человека имеются принципиальные соображения, которые в корне отличаются от мнения окружающих.
Наклон букв вправо говорит об исполнительности, влево — о негативизме, склонности к сопротивлению.

Нажим письма

В современных условиях, когда появилось огромное разнообразие пишущих средств (авторучки (чернильные, шариковые, капельные, гелевые), карандаши, фломастеры и т.д.), бывает сложно провести диагностику нажима анализируемого письма. В то же время, если такая возможность все же есть, ее нельзя упускать. О чем же может сказать нажим почерка?

Сильный нажим с высокой вероятностью говорит об энергичности, настойчивости и неплохой работоспособности, стремлении всегда занимать чем-то себя, в том числе физическими занятиями.

Это преимущественно общительный человек, он любит работу, связанную с человеческими контактами. Он стремится удовлетворить материальную сторону своей жизни. Неудачи же старается преодолеть, но не «зацикливается» на них.

Легкий, поверхностный нажим. Человек с таким почерком является тонкой и чувствительной натурой.

Это в большей степени интроверт (человек, сконцентрированный на явлениях внутреннего мира). Критический ум и высокий самоконтроль позволяют ему справляться с задачами большой важности. Однако это требует от него удвоенной энергии и напряжения.

Средний нажим. Такой почерк встречается наиболее часто, и его обычно имеют амбиверты (люди, которые направлены на познание внешнего мира, но одновременно придающие большую значимость внутренним, личностным ценностям). Их легче понять и они более предсказуемы.

Сочетание нажима с другими характеристиками почерка

Легкий нажим с ровными буквами свидетельствует также о логическом уме и рациональном мышлении, высоком развитии моральных качеств, обязательности и дисциплинированности человека.

Легкий нажим и большие закругленные буквы свидетельствуют о некотором слабоволии человека, его неагрессивности, альтруизме и склонности к сотрудничеству.

Сильный нажим при написании заглавных букв или аббревиатуры в тексте может говорить об энергичности человека, его творческих или руководящих способностях.

Горизонтальность расположения строк

Строка до конца страницы сохраняет горизонтальное положение. Это уравновешенный человек, который не расстраивается от мелких неприятностей, будь-то на работе или в быту. Он тщательно обдумывает свои поступки и контролирует проявления своих эмоций.

Строка уходит вверх. Считается, что это свидетельство оптимизма. В карьерном отношении такой человек является целеустремленным. Адаптивность выше средней, как к физической, так и социальной среде. Когда строка сильно убегает вверх, то это может свидетельствовать о неоправданном оптимизме и нереальности притязаний.

Строка уходит вниз. Человек скептического плана. Возможно, для него просто характерна реальная оценка происходящих событий.

Строка неровная, уходящая то вверх, то вниз. Это человек с переменчивым настроением, с низкой адаптивностью, который не в полной мере может справиться с работой, требующей тщательного соблюдения установленных правил и устойчивого внимания.

Округлость букв

Ярко выраженная округлость букв может говорить о том, что человек с данным типом почерка расположен к сотрудничеству. Он не склонен проявлять настойчивость в утверждении своих планов и позиций. Он более открыт для понимания.

В то же время такие люди хуже справляются с деятельностью, которая требует агрессивных проявлений и настойчивости.

Угловатые буквы текста являются признаками того, что их автор предрасположен к состязательности и соперничеству. Такие люди более активны, независимы, обладают критичным умом и амбициозными притязаниями.

Расстояние между словами и строками

Чаще всего, плотное расположение слов свидетельствует о бережливости человека.
С увеличением расстояния между словами усиливается тенденция к расточительству.

Величина оставляемых полей

Считается, что размер полей в рукописном тексте является дополнительным показателем, позволяющим определить степень расточительности человека.
Широкие поля со всех сторон листа говорят о хорошем вкусе и инстинктивной тяге к изысканным вещам.

Если поля рационально окружают текст, то это свидетельство в пользу рассудительности.
Ровные узкие поля слева и справа могут говорить о том, что человек склонен к проявлению бережливости и разумной расчетливости.

Если же весь лист занят текстом, а полей нет или почти нет, то это показатель стремления человека выжать максимум из имеющихся возможностей.

Графологи видят скрытый смысл также в топографии текста. Например, хорошие исполнители четко организуют текст и очень редко переносят слова. Такие люди вряд ли проявят творческий подход к работе, зато никогда не отступят от инструкций и предписаний.

Почерк может выдать слабости человека, например пристрастие к алкоголю и психические заболевания.

Люди с отклонениями от нормы, как правило, пишут «скачущими буквами» разных размеров. Их почерк трудно читаем и зачастую изобилует завитками.

Величина букв

Мелкие буквы. Такие буквы свидетельствуют о способности человека к концентрации по какому-то одному направлению в делах, мыслях, привязанностях. Это сдержанный, неагрессивный человек.

Если в мелком почерке заглавные буквы непропорционально велики по сравнению с прописными, это говорит о личной гордости и храбрости человека, то есть что у человека появились некоторые черты характера, непохожие на его обычную натуру.
Если же в таком почерке заглавные буквы слишком малы (относительно прописных), то человек не обладает достаточным мужеством, уверенностью, часто можно говорить о чрезмерной скромности, которая превращается в недостаток.

«Тесный» мелкий почерк, трудный для чтения говорит, что перед нами человек исключительно скрытный, любящий проводить время в одиночестве.

Крупные буквы. Для такого человека характерна экспансивность, в некоторых случаях агрессивность. Обычно такой почерк свидетельствует об отвращении к подчиненной роли (как в личной, так и в деловой жизни), показывает, что человек любит настаивать на своем. Этот человек стремится к общительности, поэтому ему подходит работа, которая связана с межличностными контактами.

Если заглавные буквы при крупном почерке изящные, не похожие на другие, это означает, что личность способна повелевать и привлекать к себе других людей. Такие люди склонны к романтике.

Буквы среднего размера. Буквы среднего размера характерны для многих почерков, поэтому средний размер букв не может служить самостоятельным показателем для графолога, и его надо сопоставлять с другими признаками.

Слишком большие заглавные буквы указывают на лидерские задатки личности.

Использование печатных букв вместо письменных

Это означает движение к новым взглядам.

Если человек меняет стиль почерка, начинает писать печатными буквами, он находится в состоянии перехода от традиционных к современным идеям.

Наличие петель

«Петли» имеются в буквах «в», «д», «з», «у», «ц», «щ».

Нижние петли устранены. У такого человека независимое мышление, он предпочитает искать для всего простое объяснение, не терпит фальши, ценит людей за их достижения. Такой человек проявляет изобретательность в новом деле и умеет приспособиться к изменившейся ситуации.

Нижняя узкая петля. Это признак осторожного мышления, устремления к духовным целям. Признак любви к семейному очагу, желания держаться своего узкого круга родных.

Нижняя длинная широкая петля. Устремления, направленные на удовлетворение материальных потребностей и эмоций. Человек любит, чтобы его замечали.
Непропорционально большая нижняя петля. Не любит быть привязанным к делу. Чем длиннее и шире петля, тем общительнее человек, тем больше он стремиться к разнообразию и удовольствию.

Непропорционально маленькая верхняя и нижняя петля. Человек не решается вступить на путь независимости, при необходимости может ограничиться самым малым.

Разрывы между буквами

Между буквами почти в каждом слове есть разрывы. Такой человек склонен полагаться на интуицию; у него хорошо развито «чутье». Этот признак необходимо соотнести с другими.

Буквы соединяются без отрыва ручки в процессе написания слов. Признак логического ума. Такой человек ничего не принимает на веру и старается избегать неожиданностей.

Размер букв на протяжении письма

Слово начинается с больших букв, которые превращаются в маленькие. Такое уменьшение букв встречается у людей, которые занимают положение, требующее особого внимания к соблюдению такта и хранению тайн.

Слово начинается с маленьких букв, которые превращаются в большие (или конец слова превращается в прямую или волнистую линию). Так пишут люди, не умеющие хранить секреты.

«Открытые» (как бы незаконченные) буквы «а», «в», «д», «о», «ф», «я». Чем более открыты буквы, тем более общителен человек. «Закрытые» буквы свидетельствуют о сдержанности человека.

Подпись человека

Подпись - это зеркало души человека или иллюзия для окружающих?
Часто говорят, что в подписи кристаллизуются все сильные или слабые стороны человеческой натуры. Правда ли это?

Конечно, в значительной степени тот образ, который человек создает для окружающих, выражается в его подписи.

Для анализа лучше использовать подпись, проставленную на неразлинованной бумаге.
За годы жизни у человека вырабатывается, как правило, несколько подписей: одна из них - его естественная подпись, которая используется при частной переписке, вторая - для визирования деловых бумаг.

В том случае, когда человек использует только один тип подписи, можно говорить о природной естественности его поведения.

Наклон в подписи, отличающийся от наклона в остальном тексте, свидетельствует о различиях между внутренним миром человека и его внешним обликом.

Подпись, сделанная с наклоном назад, означает, что интеллект контролирует эмоции.
Если человек пишет с наклоном назад, а подпись с наклоном вправо, человеку свойственна рассудительность, голова всецело управляет его сердцем, однако он дружелюбен и чувствителен.

Если в мелком почерке с простыми буквами мы имеем подпись с крупными буквами, то человек пытается изображать наличие широкой натуры, которой он на самом деле не обладает.

При слишком вычурных буквах в подписи можно говорить, что человек стремиться создать обманчивое впечатление о себе как о гордеце.

Наличие точки за подписью - признак упрямства, иногда - повышенной настороженности. Если точка жирная, то она может быть знаком вызова. Также о вызове свидетельствует тяжелая черта под подписью.

Длинная прямая черта под подписью также имеет значение при анализе. Черта, сделанная с легким нажимом свидетельствует о собственническом, напористом характере, о том, что стремления связаны с идеальными целями. Сильный нажим говорит нам о стремлениях к материальным целям и признанию.

Если вам встретились две вертикальные черточки, проведенные на черте под подписью в центре прочерка, они могут быть признаком хорошего делового чутья.

Изящная линия является показателем романтизма, такой человек любит утонченную жизнь, легко поддается лести.

Чем больше угловатости в прочерке, тем больше проявляется решительность, сила характера, амбициозность человека.

Прочерк, который является продолжением последней буквы, часто говорит об упорстве человека, его умении постоять за себя.

«Зажатая», малопонятная подпись говорит о том, что человек не лидер.

Подпись, постепенно поднимающаяся вверх, свидетельствует, что человек оптимист и обладает энергичным характером. У неуверенных в себе людей она опускается вниз. Горизонтальная подпись характерна для людей уравновешенных.

Подпись, которая начинается с буквы имени, ставят люди вдумчивые и ответственные. Завитушки говорят о властолюбии и эгоцентризме человека.

Уважаемые коллеги!

Искренне надеемся, что данный материал поможет Вам в работе. И Вам станет немного проще определять, насколько человек инициативен, аккуратен, амбициозен, исполнителен, организован и т.д., оценив анкету, заполненную им от руки.

Как мы не раз убеждались на собственном опыте, почерк помогает выявить реальные характеристики человека, порой опровергая первое впечатление при знакомстве.

Однажды в агентство пришел представительный мужчина, который претендовал на позицию финансового директора. Он вел себя вполне адекватно. Но вот почерк!..
Во время профессионального тестирования соискатель неожиданно «дал сбой» и предложил рекрутеру вместо ответов на вопросы спеть романс.

Удачи Вам!

Светлана Костромина

В статье использованы материалы книги Дороти Сары «Тайны почерка»

В конце XIX века на весь Петербург гремело имя Николая Чижова, обладавшего способностью узнавать людей по почерку. Будучи по делам в Киеве, он зашел к преосвященному Теофилу и застал у него членов педсовета Духовной академии, пребывающих в большом затруднении. Трое выпускников набрали равное число баллов, а выбрать нужно было только одного…

Посмотрел Чижов сочинения этих студентов и говорит: «Автор этого - белокурый, бесшабашный, худой… Этого - нервный, себялюбивый… А третий - красивый, живой, энергичный брюнет. Вот ему и отдайте первенство, он того стоит». Пораженные точностью характеристик, члены педсовета стали допытываться у Чижова, как он ухитрился по почерку увидеть не только свойство характера, но и внешний вид. «Сам не знаю, - отвечал тот, - вижу, и все тут…»

Много позже ученые определят, что психомоторные движения наших пальцев во время письма направляются электромагнитными импульсами, идущими из головного мозга. Данные графологии станут использовать в психологии для исследования индивидуальных особенностей характера. В криминалистике их начнут применять для психологической диагностики. В медицине они позволят по слегка дрожащему почерку выявить ранние стадии болезни Паркинсона.

ПОЧЕРК -ЧТО ЗЕРКАЛО

Наука о почерке и отражении в нем свойств характера пишущего зародилась почти одновременно с созданием письменности. Ее научные основы заложил ученик Платона, древнегреческий философ и естествоиспытатель Теофраст. Сам термин «графология» ввел в 1872 году французский ученый Жан Мишон. Тогда же графология выступила в качестве специальной дисциплины.

С развитием техники возможности графологии сильно расширились. В США в 80-х годах XX века была создана компьютерная программа для определения деловых качеств претендентов на вакантные места в учреждениях и фирмах. В ее основу положены данные исследования почерка 500 000 человек. Компьютер почти мгновенно выдает психофизическую характеристику человека по 130 параметрам.

Бизнесмены очень интересуются, как, судя по почерку, человек справляется с перегрузками, легко ли ему нести бремя ответственности, не испытывает ли он тайных сомнений в своей компетентности - то есть теми факторами, которые невозможно выявить в ходе беседы при приеме человека на работу.

Графологию ныне преподают в американских университетах. Более 3 000 американских, 80% немецких, более половины крупных швейцарских фирм и компаний проводят графологический анализ почерка при приеме на работу или назначении на ответственные посты.

Итак, графология может значительно больше, чем просто различить двух людей по почерку. Опытный графолог с большой степенью точности определит, оптимист ли данный человек или пессимист, к каким наукам он более приспособлен - к гуманитарным плиточным.

ГРАФОЛОГ ОТ БОГА

Графология - не столько сухая наука, сколько искусство. Никакому компьютеру не уловить информацию, которую легко считает опытный графолог. Исписанный листик бумаги как бы излучает энергетику писавшего и передает даже его внешний вид. Экстрасенсорное восприятие почерка сходно по природе со способностью некоторых людей по фотографии или личным вещам человека ставить медицинский диагноз или определять его местоположение в данный момент.

В декабрьском приложении к журналу «Природа и люди» за 1896 год была опубликована история убийства в Брюсселе адвоката Бернея. Убийцы и след простыл. Удалось только узнать, что пользовался он вымышленной фамилией Воган, и найти клочок бумаги, исписанный его рукой. Обратились к графологу, и тот выдал такое заключение:

«Темперамент горячий, пылкий, характер желчный, кость широкая, мускулы развитые, возраст средний, обращение недружелюбное. Склонность к гневу, к мизантропии. В гневе бледнеет, походка правильная, не любит споров. В нем больше надменности, чем самолюбия, хорошо считает и любит во всем порядок. Эгоист, гордец, честолюбец, говорит мало, тонкий дипломат. Понимает искусство, лишен всяких религиозных чувств. Лицо смуглое, глаза, скорее всего, серые, нос слегка горбатый, руки маленькие с тонкими пальцами, зубы хорошие. Прищуривает глаза, выговор не совсем чистый. На правой руке средний палец феноменально развит».

Через 10 дней по этим точным приметам преступник был задержан. Стоит ли говорить, что компьютерная графология смогла бы дать лишь половину из перечисленных признаков. Графолог от Бога всегда еще и экстрасенс!

А вот примеры из недавнего прошлого. Одна автомобильная компания, терпевшая от хищений миллионные убытки, исчерпав все средства, обратилась за помощью к графологу. Ознакомившись с образцами почерка сотрудников, тот заявил, что в преступлениях замешан вице-президент компании. За ним установили слежку, и он попался. Действительно, он возглавлял преступную шайку.

ГРАФОЛОГИ-ЧЕКИСТЫ

В дореволюционной России графологии уделялось настолько мало внимания, что в 82-томный Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона этот термин даже не попал. В 1925 году все российские графологи были взяты на учет. И либо прекратили свою легальную деятельность, либо перешли в секретные отделы НКВД, а затем КГБ.

Вскоре из советской печати исчезли всякие упоминания о работе графологов. В обществе стало культивироваться представление о графологии как о лженауке. А тем временем графологи-чекисты устанавливали по бюллетеням голосования, кто из депутатов XIII съезда РКП(б) и XVII съезда ВКП(б) голосовал против Сталина. Пройдет несколько лет, и все «протестанты» получат пулю в затылок…

Кстати, один из виднейших советских графологов Семенов за несколько дней до загадочной смерти Есенина по поручению органов изучал его почерк и сделал заключение о психической неуравновешенности поэта. Позднее тот же графолог проводил экспертизу почерка Максима Горького.

Самым известным графологом, работавшим в органах НКВД, был Зуев-Инсаров. Исследуя автограф известного советского писателя Всеволода Иванова, он написал такое заключение:

«Пытливая и беспокойная мысль. Склонность к рефлексии, самоанализу. Когда требуются решительные меры, не останавливается перед ними, но знаком с большими колебаниями. Многое, часто боясь остаться непонятым до конца, не высказывает. Самолюбив, способен заупрямиться. Временами раздражителен, придирчив. Умеет сразу сделать многое в работе, но работает неровно. Моментами высокодаровит, моментами становится апатичным. Самообладания в серьезные минуты жизни не теряет. Глубоко с людьми сходится редко: любит общество людей одного настроения. В личных отношениях скорее мягкохарактерная натура, хотя временами и тяжелый человек. Впечатлителен. Приступы опасений, часто не имеющие под собой реальной почвы. Трудно укладывается в рамки обыденной жизни. Сложность личных переживаний, выражающаяся иногда в форме внутренних противоречий. Навязчивость отдельных представлений».

На этот характерологический этюд Всеволод Иванов откликнулся так: «Ваша характеристика потрясла меня как веяние огромного таланта!»

АВТОГРАФ НА ПАМЯТЬ

До изобретения пишущей машинки рукописи были исходным материалом для размножения. Поэтому в начальных школах уделялось большое внимание каллиграфии - искусству красиво и разборчиво писать. Уроки чистописания исчезли из программ наших начальных школ в 1950-х годах. А сейчас, когда компьютеры повсеместно вытеснили пишущие машинки, о красивом почерке уже никто не вспоминает, и большинство людей пишет как курица лапой.

Почерк резко ухудшается в минуты торопливости, от чего страдали писатели прошлого века, стремившиеся не упустить вдохновения. Рукописи Виктора Гюго напоминают поле битвы, где павшие (вычеркнутые) слова заменяются новыми воинами отнюдь не в боевом порядке.

Над рукописями Бальзака наборщики соглашались работать лишь за повышенную плату, да и то не более часа в день. У французского философа Монтеня был настолько неразборчивый почерк, что ему пришлось нанять секретаря, чтобы написать свои «Опыты» в приемлемом для типографии виде. Большой экономист Чарлз Диккенс писал микроскопическими буквами, очень неряшливо и вдобавок синими чернилами на синей (наиболее дешевой) бумаге.

В настоящее время большой объем ручной писанины сохранился у врачей, и их почерк попал в анекдоты. Несмотря, однако, на прогресс машинописной техники, сохранились два вида рукописания - автографы и подписи под документами. Они-то и приоткрывают завесу над тайнами характера человека. Графологи утверждают, что подпись - это зеркало души. Чем она вычурнее, тем больше отклоняется мнение человека о себе от реальной действительности.

Черты характера - по почерку??

Да-да, именно по почерку Вас можно охарактеризовать, совершенно не зная как человека, и даже вовсе никак не общаясь с Вами! Так делает нередко, к примеру, работодатель, предложивши эксперту-графологу провести экспертизу листочка с Вашими записями на свободную тему. И, что самое интересное, обмануть никак не получится, даже если Вы просто очень старались писать красиво и правильно. Итак, о чертах характера по почерку!

Оказывается, при написании «от руки» поступают определенные импульсы из мозга, которые связаны с чертами характера человека.

Анализом почерка занимается графология. Благодаря данной дисциплине по почерку оказывается возможным определить самооценку, силу воли, эмоциональность и многое другое.

Графология та научная область знаний, которая изучает взаимосвязь между почерком и характером человека. Графологический анализ имеет ряд параметров. Их довольно много. К ним относятся направление букв, их наклон, расположение на листе, степень сжатости почерка и т.д.

Благодаря хорошему, профессиональному графологическому анализу оказывается возможным определить перспективы личностного роста, склонность к наркомании и многое другое.

Научиться узнавать характер по почерку - это огромный труд. Но некоторые самые общие элементы можно постичь без особых усилий.

Итак, берем с Вами чистый лист бумаги, на котором не нанесены поля и пишем, к примеру, 10 предложений на свободную тему! Или же возьмем свой личный дневник. Но для анализа записи вроде поздравления в открытке не подойдут, так как почерк сделан искусственно. Запись, которая будет подвергаться анализу, должна быть сделана в спокойном состоянии, когда человек не торопиться. Идеальным вариантом для этого будут несколько записей, сделанных в разное время. Стоит отметить, правда, что нельзя не учитывать и ряд факторов: почерк ведь также зависит от настроения, ситуации, состояния эмоционального фона и тому подобных вещей.

Наука, раскрывающая тайны характера

Как было сказано выше, раскрывает специфику характера по почерку графология . В целом следует отметить, что данная дисциплина получила признание далеко не среди всех научных исследователей. Многие считают ее и вовсе псевдонаукой. Однако многие психоаналитики, работодатели и др. все же не гнушаются воспользоваться графологической экспертизой. Графологию следует отличать от почерковедения, которое применяется непосредственно в судебной практике. Благодаря анализу характера по почерку оказывается возможным узнавать те вещи, которые с помощью других средств распознать практически невозможным.

Почерковедение в целом представляет собой раздел криминалистики, который изучает в целях разрешения задач судебно-почерковедческой экспертизы развитие письменно-двигательных навыков человека, а также разрабатывает методы исследования почерка.

Почерковедение, в отличие от графологии, делает акцент на стереотипность действий, совершаемых при письме, а также на индивидуальность почерка и избирательную изменчивость (результат реакций организма на различные условия).

О чертах характера по почерку начали судить уже давно. Истоки графологии восходят к античности. Ее начатки можно встретить в трудах Теофраста, Аристотеля, Диония Галикарнасского и др.

Одним из первых на связанность почерка с характером обратил внимание римский историк Светоний. В 1622 году была написана работа, которая положила начало развитию графологии. Автором этой самой книги под названием «Рассуждения о способе узнавать обычаи и качества писавшего по его письму», является К. Бальдо.

Первые попытки систематизировать характерные черты почерка были произведены в 1871 году и принадлежат они Ж.-И. Мишону. Он же и ввел такое понятие как «графология» (от греч. сл. “grapho” - пишу, “logos” - учение). Он полагал, что данная дисциплина должна широко применяться при экспертизе письме (в суде, например). По его инициативе в конце 19 века стали выпускаться специализированные журналы на эту тематику, а также организовываться графологические сообщества. Сам Мишон принимал участие в установлении авторства.

Биолог В. Прейер изучал вопросы патологии письма, психологии и физиологии. Он провел весьма интересный эксперимент над письмом под гипнозом. Тому, кто находился в роли испытуемого, внушалось, что он обладает такими чертами характера, как скрытность, скупость и т.п.. При этом он должен был писать под диктовку. Почерк становился другим, нежели чем тот, который был присущ человеку при обычных обстоятельствах.

Также проводилось еще немало исследований, благодаря которым открывались новые тайны графологии. К примеру, Р. Визер, исследуя почерки более 700 преступников, подтвердила, что по почерку можно выявить наличие в человеке преступных наклонностей. Такой вывод в свое время сделал Ч. Ломброзо.

Направление строк

При проведении анализа почерка следует обращать внимание на его размер, наклон, нажим, очертания, расположение строк.

Итак, приступаем!

Многое может рассказать направление строк. Об умении лгать и изворотливости, а также ловкости говорит волнообразное направление.

На апатию, пессимизм, неуверенность в себе, сентиментальность, неверие в свои силы, отсутствие инициативы говорят строки, идущие вниз. Если же строки восходят вверх, то человек наверняка храбр, сознает собственные силы, решителен, искренен, настроен на успех, уверен в себе, но честолюбив, тщеславен.

На уравновешенность, рассудительность, сильно развитое чувство долга, силу воли, уверенность в себе, доверие говорят прямые строки.

О слабом желании начать работу, но сильном довести дело до конца говорят строки, сначала опускающиеся, а затем поднимающиеся.

А если же они сначала восходят, а потом опускаются, то это означает, что человек интересуется различными видами деятельности, берется за несколько дел сразу, но редко их заканчивает. Также для него характерны такие черты, как нетерпение и непостоянство.

Расположение букв

У людей с преобладанием образов и интуиции над абстрактным мышлением, а также с развитым эстетическим чувством буквы стоят изолированно друг от друга. Зачастую их поступки не поддаются логическому объяснению, но их жизнь имеет богатое внутреннее содержание.

О сообразительности, инициативности, активной деятельности, а также предприимчивости говорит почерк с наиболее рациональной комбинацией букв между собой, беглость почерка.

Сплошная связность букв также говорит о предприимчивости плюс умении критически мыслить и хорошей логике.

О плохой способности критически мыслить, мечтательности, склонности к фантазиям говорит несвязность букв.

Если письмо является беглым и связующие линии едва читаются, то это говорит об особой даровитости.

Правильный почерк показывает человека как уравновешенного и спокойного.

Каллиграфический же говорит об обязательности, аккуратности, но отсутствии самостоятельности.

Неразборчивость почерка демонстрирует энергичность, беззаботность, но при этом нервозность.

О доброте, отзывчивости и способности идти на компромиссы говорит почерк с округлыми буквами. Угловатость букв говорит об эгоизме и независимости.

Размер букв зависит от степени общительности. Крупный почерк выдает человека, легко идущего на контакт. Мелкий - о замкнутой, скрытной личности.

Если же величина букв постоянно «скачет», то это признак того, что человеку присущи неуравновешенность, чрезмерно бурная деятельность, «кипение», беспокойство (как внешнее, так и внутреннее).

Широкий почерк открывает нам человека широкой души, а узкий - человека рационального, бережливого.

Наклон

При анализе необходимо обратить внимание на то, какой наклон имеет почерк. У

большинства людей он «смотрит» вправо. Если он является небольшим, то это говорит о человеке как о спокойной и уравновешенной личности, всегда открытой к общению, но которая временами не прочь побыть в одиночестве. О настойчивости и целеустремленности говорит сильный наклон вправо. Также люди с таким почерком влюбчивы, ревнивы, приступают к делам при установке «либо все, либо ничего», им присущ максимализм.

Индивидуалисты в почерке имеют небольшой наклон влево. Также для них характерно ставить свои интересы выше групповых. Из достоинств им присуще хорошее критическое мышление. Самодостаточными и независимыми являются обладатели почерка с сильным наклоном влево.

Прямой наклон характеризует человека упрямого. Это личность, которая умеет все взвесить. Эмоции соотносятся с рациональностью.

О сердечности и готовности к сочувствию говорит «косой» наклон. Если буквы почти «лежат», то их владелец, вполне вероятно, - человек невоздержанный, вспыльчивый.

Если же они смотрят в разные стороны, то можно сказать, что человек капризен, нерешителен, у него присутствует разлад между разумом и чувствами, но относится он ко всему этому с юмором.

Поля

Когда человек пишет несколько предложений или кусок текста, то он в любом случае оставляет поля. Как слева, так и справа. Расположение полей расскажет нам об отношении человека к материальным благам. О бережливости говорят узкие поля, а о щедрости - широкие. Скупость и жадность свойственна людям, оставляющим сужающийся левый край. Расточительность - если край расширяется книзу.

Если в целом поля являются маленькими и располагаются именно слева, то это говорит о склонности к семейной жизни, а также, возможно, некоторой мелочности.

Слишком широкие поля говорят о щедрости, стремлении к оригинальности, изысканным манерам и привычкам, но роскоши, блеску, гордости, изысканным манерам и привычкам.

Нажим

У романтичных, очень чувствительных натур нажим будет легким. Такие личности, возможно, - мечтатели. Они отличаются ответственностью и аккуратностью. Неторопливы, в деле стараются ошибок не допускать. Из недостатков - слабовольность.

Уверенные и энергичные люди, обладающие высокой работоспособностью, имеют сильный нажим. Также для них являются характерными такие черты как целеустремленность, оптимизм и общительность.

Если сильный нажим сочетается с крутым, отвесным наклоном, то это говорит о человеке со строгим взглядом на жизнь.

Анализ подписи

У хитрых и наблюдательных особ подпись будет состоять из петель. Об энергичности, а также импульсивности говорит зачеркнутая подпись.

О неуравновешенности говорит зигзагообразный росчерк. А об уме и расчетливости говорит, в свою очередь, его отсутствие.

В кружок подпись обводит человек робкий и замкнутый. На смелость и уверенность в себе указывает подпись незамысловатая.

Почерк - это по-прежнему загадка, но все же место, в котором лежит ключ к ее решению, известен. Однако в своих выводах о человеке согласно особенностям его почерка не стоит быть уверенным на все 100 %. Но внимания эта тема, безусловно, заслуживает. Мы видим, что эскперименты оправдали графологию. Действительно есть подтверждения ее выводам. Следует просто учитывать, что данной дисциплине предстоит еще пройти путь по своему совершенствованию в методологии. Но заслуг у нее уже есть достаточно для того, чтобы учесть ее тезисы.

Благодаря анализу характера по почерку можно избежать многих ситуаций и обратить внимание на свои недостатки.

help-me.by

Интересно, что почерк, как и характер, начинает формироваться в раннем возрасте, и может претерпевать изменения в течение всей жизни. Определение характера человека по почерку – это не миф. Такая наука, как графология, применяется во многих отраслях, начиная от психологии и заканчивая полицейскими экспертизами, что говорит о серьезности данной тематики.

Зачастую, интерес к этому вопросу может возникнуть и у неподкованного человека. Например, ради личностного анализа или из простого любопытства. Так как же научиться видеть характер в написанном тексте?

Важно понимать, что такой анализ следует проводить на основании многих показателей, а не какого-то одного фактора. Чтобы составить полную картину о человеке, необходимо анализировать не только частные случаи, но и научиться видеть взаимосвязь всех критериев.

С чего начать

Если вам кажется, что для графологического анализа подойдет любой написанный текст, то вы ошибаетесь. Для того чтобы ваше исследование было максимально точным, следует соблюдать ряд условий:

  1. Текст должен быть написан от руки, причем на чистом, в идеале, альбомном листе.
  2. От количества написанного текста будет зависеть качество полученной информации. Минимальный объем – 4 строки.
  3. Не следует забывать и про подпись. Она играет важную роль при анализе почерка.
  4. Для написания следует использовать карандаш или перьевую ручку. Эти инструменты лучше всего передают степень нажима.
  5. Нельзя использовать для анализа текст из открытки или официального документа.
  6. Лучше всего использовать несколько текстов, написанных в разное время.

Критерии анализа почерка

Итак, все подготовительные этапы закончились, у вас на руках текст для анализа, и вы готовы к нему приступить. На что же следует обращать внимание? Какие выводы можно сделать?

О чем говорит нажим при написании:

  1. Если все буквы получились яркими, хорошо различимыми, то это характеризует человека, как уверенного в себе, энергичного и способного к самодисциплине. Такой человек всегда заметен. Он привлекает внимание своей уверенностью, спокойствием и внутренней целостностью. Он в меру общителен.
  2. Если же перед вами текст, написанный с легким, почти прозрачным нажимом, то его автор – чувственная и романтичная натура. Такой человек вечно витает в облаках, уходит в себя и много мечтает. При этом он очень ответственен, но не расторопен. Старается все делать не спеша, дабы не допустить ошибок. Легкое нажатие нередко оказывается признаком человека со слабой волей.

Что может рассказать наклон при письме:

  1. Если при написании слова немного наклонены в левую сторону, то перед вами человек, склонный ставить себя и свои интересы выше других. Он индивидуалист и обладает критическим мышлением.
  2. Если же слова сильно наклонены в левую сторону, то человек очень независим. На любую проблему у него найдется свое мнение и свой ответ.
  3. Самым распространенным вариантом считается несильный наклон в правую сторону. Такие люди всегда спокойны и уравновешены. Они рады побыть в хорошей компании, но и уединение им не чуждо. У них может часто меняться настроение.
  4. Если же наклон вправо сильный, то человек очень настойчив и целеустремлен. Он максималист во всем. Лидер по жизни и хочет всегда и во всем быть первым. Если они на что-то решились, то идут до конца. Они живут по принципу: все или ничего. Легко влюбляются и склонны ревновать свою вторую половинку.
  5. Если же перед вами текст, написанный без наклона, то его автор – человек, гармоничный во всем. Он удивительным образом сочетает в себе эмоциональность с рассудительностью. Принимает решение только после того, как тщательно взвесит все за и против. Очень упрям.

Что расскажет размер почерка :

  1. Текст, написанный крупными буквами, свидетельствует о том, что его автор – коммуникабелен. Он открыт для всего нового и легко вписывается в любой коллектив. Это прирожденный лидер, который может легко убеждать других.
  2. А вот мелкие буквы, напротив, свидетельствуют о скрытности, сдержанности и расчетливости. В работе такой человек педантичен и ответственен. Легко концентрирует свое внимание на процессе.
  3. Широкий почерк присущ творческим людям. Узкий – рациональным и бережливым.

О чем говорят углы и округлости :

  1. Округлости при написании – признак доброго и отзывчивого человека. Он мягок по натуре, легко может уступить или согласиться на компромисс. На него всегда можно опереться в сложной ситуации.
  2. А ват углы в буквах – признак эгоизма. Такой человек всегда рассчитывает только на себя, чего ждет и от окружающих. Он хочет быть независим и не любит, когда ему указывают.

О чем расскажут строки . На разлинованном листе сложно заметить эту особенность. Поэтому для чистоты эксперимента, следует писать текст на белом листе бумаги.

  1. У оптимистичных и жизнерадостных людей строки ползут всегда вверх.
  2. Пессимисты же пишут с уходом вниз листа.
  3. Если текст написан прямо, то перед вами спокойный и рассудительный человек.
  4. Если же текст «прыгает», то человек подвержен частой смене настроения.

Что могут поведать поля . Этот фактор может рассказать об отношении человека к материальной стороне жизни:

  1. Если поля широкие, то перед вами человек щедрый и открытый.
  2. Не следует забывать, что все хорошо в меру. Чрезмерно большие отступы – признак пафоса, стремления к роскоши и хвастовства.
  3. А если широкие поля еще и расширяются к низу, то человеку свойственна беспечность и транжирство.
  4. Узкий отступ свидетельствует о бережливости. Конечно, как и с широкими полями, следует видеть разницу между экономностью и скупостью.
  5. Сужающиеся книзу поля выдают жадного и скупого человека.

Внутренний мир по плотности написанного:

  1. Если вы видите текст, написанный убористым почерком, то перед вами замкнутый человек, который никого не хочет пускать в свой внутренний мир. Найти с ним общий язык очень не просто, но если вам это удастся, у вас появится настоящий и преданный друг.
  2. Размашистый почерк говорит об открытой личности. Он легко сходится с людьми, весел и дружелюбен. Правда, зачастую весьма легкомысленен и необязателен.

Связи в буквах:

  1. Если слова написаны без разрыва, все буквы соединены между собой, то перед вами прямой, последовательный и целеустремленный человек. Он предсказуем в своих действиях и всегда руководствуется логикой.
  2. А вот разрывы в написании выдают неординарную и талантливую личность, от которой не придется ждать рассудительности и логичности. Они скорее будут прислушиваться к своей интуиции, нежели думать о фактах.

Конечно, даже при условии того, что вы учтете каждый фактор, ваш анализ будет очень поверхностным. Настоящие графологи утверждают, что для качественного анализа требуется не один текст. Следует убедиться, что у вас есть образец каждой буквы алфавита.

Характер и подпись

Провести анализ почерка иногда весьма затруднительно. Да и картина может получиться очень неоднозначной. В таких случаях на помощь приходит анализ подписи человека. Она может рассказать о своем авторе никак не меньше почерка, а иногда даже больше:

  1. Чем проще подпись, тем уверенней в себе ее автор.
  2. Если присутствуют петли и закорючки, то человек хитер и наблюдателен.
  3. Чем больше разнообразных элементов в подписи, тем неординарнее личность. Штрихи и завитки выдают изобретательного и находчивого человека с живым воображением и задатками художника.
  4. Если подпись зачеркнута, то ее автор резок, импульсивен и весьма энергичен.
  5. Предприимчивые люди всегда подчеркивают свою подпись. Однако следует заметить, что если черта возвращается к началу, то человек очень эгоистичен, зациклен на себе и совсем не умеет доверять окружающим.
  6. Если же подпись находится в кругу, то человек обладает робким и застенчивым характером.
  7. Если первая буква подписи совпадает с фамилией, то перед вами человек, который здраво оценивает свои возможности. Он прост и скромен.
  8. Привлечение чрезмерного внимания к первой букве – признак самовлюбленности и честолюбия. Такой человек не может улавливать суть вещей и не умеет концентрироваться.
  9. Зигзаги и волны в росписи – признак деятельности и веселого нрава. Такие люди не могут усидеть на одном месте, не могут ни на чем сосредоточиться и долго заниматься одним делом.
  10. Стремящаяся вверх подпись – признак оптимизма, энергии и яркого темперамента.
  11. Горизонтальное расположение говорит об уверенности и рассудительности.
  12. Расположение вниз – признак неуверенности и замкнутости.
  13. Если в конце подписи есть точка, то такой человек очень дисциплинирован.

Заключение

Конечно, многим людям интересно самостоятельно изучить тему графологии. И это правильно. Анализ почерка поможет вам понять не только окружающих, но и себя, научиться контролировать слабые стороны и подчеркивать сильные, бороться с недостатками и совершенствовать лучшие черты. Ведь почерк, как и характер, может меняться, а значит, графология – это инструмент самосовершенствования.

Мало кто знает о том, что говорит о человеке почерк. А ведь на самом деле признаки в почерке можно приравнять к синдромам в медицине. Размер и наклон букв, а также интервалы и нажим ручки могут рассказать о характере человека даже больше, чем знает он сам.

Графология

Не такая уж и молодая, как кажется на первый взгляд, наука графология расскажет о том, что говорит почерк о Она занимается подробным изучением наклона букв, расстояния между ними, а также расположения их на бумаге. Анализ выявляет не только личностные качества, но и будущие перспективы или склонности.

На самом деле связь между почерком и характером человека была замечена еще в средневековье. Основой графологии принято считать книгу, которую написал римский историк Светоний в далеком 16 веке. А через пару столетий данные о почерковедении были систематизированы Мишоном. Заключительным доказательством этой связи стали эксперименты, проведенные В. Прейером при помощи гипноза - он внушал одному и тому же человеку, что он обладает различными чертами характера, и почерк подопытного кардинально менялся.

Общая организованность почерка

При анализе в первую очередь проверяется ровность почерка. От этого зависит, с какой стороны (положительная/отрицательная) будет рассматриваться та или иная особенность личности:

  1. Ровный и идеально организованный почерк показывает активного и сосредоточенного человека, который всегда уверен в собственных силах и не имеет склонностей к частым неудачам.
  2. Крупный, но не совсем организованный почерк говорит об импульсивности.
  3. Мелкий и организованный говорит о том, что его владелец разумно использует собственные силы.
  4. Нерешительных и робких людей проявляет мелкий и очень плохо организованный почерк - это неуверенная в себе личность, отступающая при первых же сложностях.

Размер

Об отношении человека с окружающими его людьми расскажет крупный или мелкий почерк. Что говорит о человеке маленький размер букв - узнать хотят многие люди, потому как статистика показывает, что количество личностей с мелким почерком немного превышает количество людей, привыкших к крупным буквам.

Для начала следует обозначить границы - средними считаются буквы, достигающие 3 миллиметров в высоту. Соответственно, мелкие - до 3 мм, а крупные - от 3 мм.

  1. Владельцы крупного почерка всегда общительны и активны, они могут поддержать любой разговор и развеселить самую скучную компанию.
  2. Чересчур мелкие буквы говорят о скромности и нежелании привлекать к себе внимание. Хотя следует отметить, что люди, пишущие мелким почерком, любят размышления, но смелых действий от них дождаться трудно.
  3. А буквы среднего размера достаются людям, умеющим всегда находить компромиссы. Они реально оценивают свои силы и могут приспособиться к любой ситуации.

Линии и строки

Не менее важное значение имеют линии и строки, характеризующие реакцию человека на различные внешние раздражители (окружающие события). Тут играет роль подсознание человека, так как линия для написания слова выбирается не на физическом уровне, а именно на подсознательном:

  1. Ровные строки соблюдает надежный человек, который всегда выполнит просьбу друга и не подведет в сложных ситуациях.
  2. Вычурно ровные строки указывают на слишком большое количество вопросов контроля знаний.
  3. Неровные линии наблюдаются у тех, кто лишен сильной внутренней стабильности.
  4. Направленная линия вверх говорит об оптимизме, а вниз указывает линия владельца пессимиста.

Интервалы

Определенные расстояния между строками и словами дают характеристику о поведении и мышлении личности.

Постоянно находящиеся в замешательстве люди больше любят между строчками делать интервал мелкий. Почерк, что говорит о человеке внимательном и принимающем осознанные решения - это большие интервалы между строками.

Объем психического и физического пространства показывают интервалы между словами:

  1. Одинаковые пробелы между словами имеет человек, способный адекватно воспринимать внешнюю картину и с уважением относиться к социальному неравенству.
  2. Расстояния разного размера говорят о непостоянной личности, которая общается только с понравившимися людьми, а остальных просто-напросто игнорирует.
  3. Узкие промежутки характеризуют подпускающего близко к себе окружающих. Такая личность не требует слишком много личного пространства, а предпочитает больше находиться рядом с другими людьми.
  4. Крупные расстояния между словами выявляют страх владельца перед контактированием с другими. Завязать знакомство с таким человеком будет очень трудно, но при приближении к нему он покажется довольно интересным собеседником.

Нажим

Особое внимание уделяется на то, что говорит о человеке почерк, если нажим ручки или карандаша может быть совершенно разным у одной и той же личности. Следует знать, что нажим является характеристикой настоящего эмоционального состояния:

  1. Сильное нажатие пишущего предмета на бумагу гарантирует эмоциональное постоянство и стабильность во всех ощущениях.
  2. Слабый нажим показывает владельца как личность, легко поддающуюся влиянию окружающих. Обычно такие люди выбирают для себя интеллектуальную сферу деятельности, они восприимчивы к другим личностям, глубокие чувства напрочь отсутствуют.

Наклон букв

Характеристика почерка повествует об уровне эмоциональных реакций, а также степени понимания окружающих.

Людей с идеальным каллиграфическим почерком найти довольно трудно, поэтому наиболее частый запрос - "О чем говорит плохой почерк человека?" На самом же деле перед тем, как считать собственный почерк плохим, следует разобраться с данной характеристикой и самим расположением букв:

  1. Строгая вертикальность букв скрывает невозмутимого и спокойного человека, который нередко бывает равнодушен к окружающим в то время, когда другие испытывают совсем другие чувства.
  2. Если же буквы немного наклонены в правую сторону, то это прямое доказательство мягкой реакции на окружение. Такого человека нельзя назвать сдержанным, так как перед проявлением эмоций он вначале все хорошенько обдумывает.
  3. Усиленный наклон вправо показывает эмоциональную напряженность и импульсивность.
  4. Холодные люди наклоняют буквы при написании в левую сторону. Они максимально ограждают себя от раздражителей и часто поступают эгоистично по отношению к другим.

Как подбираются сотрудники

В некоторых странах Европы персонал подбирается по четким правилам, одним из которых является графологическая экспертиза - она и будет последним шагом в испытании. Окончательное решение о принятии сотрудника на должность принимается только после того, как начальник точно узнает, о чем говорит почерк человека (примеры есть ниже).

На финансовые должности в США берут исключительно достойных людей. Им приходится проходить довольно трудные тесты, где почерк играет важную роль. Графолог может вынести вердикт о том, что человек склонен к обману, и тогда ему будет отказано.

Пройти экспертизу не всегда бывает просто. Например, люди, отличительной чертой которых является корявый почерк, что говорит о человеке, склонном к ссорам и непостоянству, вряд ли бы получили престижную должность во многих странах.

Директор

Инициативный и творческий человек обычно рассматривается на должность директора. Но для того чтобы занять это место, следует обладать правильным почерком: буквы должны быть широкими и с разным размером, также необходимо присутствие правильного соотношения между закруглениями и углами. Кроме этого, требуемой особенностью почерка для должности директора является прямая или немного поднятая вверх строка.

Топ-менеджер

Личность менеджера - коммуникабельный человек, сдержанный и терпеливый. Поэтому для получения такой должности администрация должна знать, что может рассказать о человеке его почерк и подходит ли он для работы менеджером в приличной компании.

Буквы при написании обязательно должны быть украшены практически незаметным количеством декоративных элементов, их идеальный размер - средний, а также каждая буква должна быть округлена.

Руководитель по связям с общественностью

Хладнокровный и смелый подходит для подобной должности, но умение общаться с людьми в письменном виде также должно присутствовать. Почерк руководителя по связям с общественностью должен быть максимально понятным и иметь свои особенности: быстрый темп написания, широкий почерк, буквы связаны между собой. Чаще всего подпись такой личности заканчивается штрихом маленького размера.

Финансист

Сотрудник финансовой сферы обязан уметь быстро концентрироваться и иметь устойчивую психику. Это то, что говорит о человеке почерк, который хорошо читается. Буквы должны быть крупного размера, а расстояние между словами - допустимо большим.

Инженер

Человеку, мечтающему работать инженером, необходимо иметь живой ум и быструю реакцию. Почерк у такой личности отличается округлыми буквами, где присутствуют некоторые угловатости. Расстояние между словами и строками достаточно большое, а сами буквы не слишком узкие.

Хозяйственный работник

Сообразительный человек со здравым умом может легко попасть на должность хозяйственного работника. Но более элитные компании все же должны выяснить, что говорит о человеке почерк. Кандидат на получение должности должен писать в быстром темпе, при этом аккуратно выводя каждую букву.

Короткий тест

Можно по желанию пройти короткий тест, чтобы узнать, о чем говорит почерк человека (расшифровка будет ниже):

  1. Записать в быстром, а затем в медленном темпе предложение из 4-5 слов.
  2. Нарисовать любое животное.
  3. Изобразить геометрическую фигуру.
  4. Направить стрелку в любую сторону.

Быстро реагирует на смену обстановки человек, почерк которого не отличается от его обычного в первом упражнении. животного - эмоций автора. Присутствие углов в геометрической фигуре говорит о неудачах, а округлости - о развитой силе воли. Прямая стрелка показывает наличие правильных целей, а извилистая - указывает на то, что человек больше любит говорить, чем что-либо делать.