Игры и игрушки в жизни детей

Материалы для родительского собрания «Роль игрушек в жизни ребенка дошкольного возраста»

Кривошеина Ольга Александровна воспитатель МБДОУ №130 "Центр развития ребенка - детский сад", г. Кемерово
Цель: формировать знания о значении игрушки, ее роли в жизни ребенка; вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек.
Задачи:
- дать представление родителям о том, что такое игрушка;
- показать значимость игрушки в жизни ребенка;
- познакомить с видами игрушек и предъявляемыми к ним требованиями;
- дать рекомендации о подборе игрушек.
Предварительная работа: анкетирование родителей; беседа с детьми, с целью выявления их игровых предпочтений; подготовка консультаций.
Оборудование: ноутбук, проектор, аудиопроигрыватель, набор игрушек.

Основная часть.

Ведущий. Добрый вечер, уважаемые родители! Рада приветствовать вас на родительском собрании «Роль игрушек в жизни ребенка».
В ходе собрания мы с вами выявим значимость игрушек в жизни ребенка, познакомимся с видами игрушек и антиигрушек, рассмотрим требования к выбору игрушек.
Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя.
Как не возможно представить ребенка вне игры, так почти ни одна игра не обходится без игрушки. Она помогает уточнять, осмысливать представления ребенка об окружающем и способствует развитию ее сюжета. Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми, надлежит ребёнку. Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности. Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку.

Виды игрушек.

В современной педагогике более подробной классификацией игрушек, принятой в теории и практике дошкольного воспитания, является классификация Е. А. Флериной. В основе этой классификации лежат различные аспекты психического и физического развития ребенка:
- игрушки моторно-спортивные – мяч, обруч, прыгалки, кегли, волейбол, бирюльки, мозаика и т.д. – способствуют развитию крупной и мелкой моторики, глазомера;
- игрушка сюжетная – люди, животные, транспорт, мебель и пр. – содействуют развитию творческой подражательной игре, через которую ребенок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт;
- творческая трудовая игрушка – всевозможный строительный материал, конструкторы, разнообразные модели и т.п. – развивает конструкторские способности и изобретательство;
- техническая игрушка – различные виды машин, игрушечные фотоаппараты, калейдоскопы, подзорные трубы и т.п. – также развивает конструкторские способности, расширяет технический кругозор, направляет интерес к строительству и технике;
- настольные игры – способствуют развитию сообразительности, внимания, знакомству с формой, цветом, величиной, усвоению грамоты, счета, а также организуют детский коллектив в играх с правилами;
- веселая игрушка – прыгающий зайчик, крякающая утка, птица с вертящимся хвостом и др. – воспитывает чувство юмора;
- музыкальные игрушки – поющие птицы, примитивные музыкальные инструменты, игрушки с музыкальной мелодией – служат средством развития музыкального слуха;
- театральная игрушка – теневой театр, театр игрушек, марионеток – подводят к собственной театральной игре, чрезвычайно обогащают детское художественное восприятие.
Ведущий.
- Каково на ваш взгляд значение детской игрушки?

Значение детской игрушки.

Для общества игрушка – важнейший элемент культуры («зеркало культуры»).
Для взрослого игрушка – важнейшая составная часть образовательной среды.
Для ребенка игрушка – источник радости, предмет для творчества, психологическое средство овладения ребенком предметным миром и собственным поведением.

Функции игрушек.

1. Познавательная.
Игрушка позволяет исследовать мир.
2. Креативная.
Игрушка способствует формированию творческих способностей.
3. Психо-терапевтическая.
Игрушка позволяет выражать и проживать свои чувства.
4. Коммуникативная.
Общение с игрушкой способствует формированию внутреннего диалога и внутреннего мира. Учит общению с другими людьми.
5. Становление образа Я.

Игрушка способствует осознанию своих возможностей. Расширение сферы автономности и компетентности ребёнка.
6. Релаксационная.

Для того, чтобы игрушка выполняла перечисленные выше функции необходимо очень внимательно относиться к ее выбору.

Современные игрушки и антиигрушки для детей.

Современные игрушки для детей представляют собой широкий ассортимент товаров на любой возраст, вкус и кошелек. В отличие от не столь далекого прошлого, в нашей стране сейчас нет жестких ограничений и нормативов на продажу детских товаров, поэтому производители стараются продать все, что имеет какой-либо спрос, а иногда – и искусственно этот спрос «подогреть». Так среди детских игрушек появляются и «антиигрушки».
Антиигрушка – игрушка, которая не отвечает критерию духовно-нравственной безопасности.

Некоторые примеры антиигрушек.

Игрушки-гермафродиты (куклы с внешностью девочек, но с первичными половыми органами мальчиков), крайне разрушительных для детской психики, внедрявших в сознание детей сексуальные перверсии и иные психофизические деструкции.
Игрушки, формирующие садистские наклонности, в частности, предлагается «интерактивная игрушка» под названием «Бешеная курица», в описании которой производителем заявлено следующее: «Курица машет крылышками и двигает ножками. Она отлично танцует под музыку! Но если вы возьмете ее за шейку, она начнет издавать предсмертные стоны и попытается вырваться из ваших рук. Такое представление пропустить нельзя. А стоит вам отпустить «Бешеную курицу», как она продолжит концерт, весело приплясывая и помахивая крылышками под зажигательную музыку».
На рынке игрушек появились «игрушки» в форме микробов и вирусов, в том числе ВИЧ, сифилиса, гонореи, дизентерии, коровьего бешенства, «игрушки», имитирующие человеческие гениталии.
Предлагаются «игрушки», имитирующие человеческие фекалии.
Широко распространены «игрушки», вовлекающие ребенка в осуществление окультно - религиозных магических ритуалов, мистифицирующие их сознание.
Предлагаются игрушки - «приколы», имитирующие человеческие травмы, представляющие собой ампутированные конечности и иные части человеческого тела, например: « рука детская кровавая», «нога детская», «голова вампира», «нога в машину», «сопли подкидные», «рука с когтями», «череп с глазом»
Увеличение количества фактов поставки в Россию и распространение в России антиигрушек, явно наносящих ущерб психике российских детей должно активизировать родителей внимательно, вдумчиво выбирать игрушки для своих детей.

Виды антиигрушек и их вред для ребенка.

1. Страшные игрушки. Далеко не все страшные игрушки плохи. Ведь даже в самых добрых народных сказках встречаются отрицательные персонажи, с которыми добрые герои сражаются и побеждают. Смысл страшной игрушки – научить малыша преодолевать свой страх. Этот страх должен быть условен и предсказуем, как и сама игрушка. Например, герои русских сказок или современных мультфильмов знакомы ребенку с детства, он знает, как с ними бороться, знает их слабости и особенности. Такая игрушка должна быть условна, без лишних деталей – ребенок придумает их самостоятельно, в меру собственного воображения и психической устойчивости.
Но современные страшные игрушки, как правило, чрезмерно детализированы. Киборги, представляющие собой страшную пародию на человека, куклы с искаженными лицами, монстры, создатели которых прорисовали и рельефные мышцы, и шрамы, и бородавки – такая насыщенность деталями перегружает психику малыша, раздражает его, приводит к появлению неконтролируемых страхов.
Еще одна проблема современных игрушек и популярных героев – в том, что их внешнее и внутреннее содержание не имеет ярко выраженной связи. Например, когда «супергерой» борется с «суперзлодеем», они могут отличаться только цветом одежды и нагрудного значка. Или отвратительный монстр оказывается добрым и милым существом. Такое несоответствие вызывает у маленьких детей диссонанс, стирается грань между хорошим и плохим, между добром и злом.
Вред от страшных игрушек особенно велик, если ребенок начинает играть «на их стороне», позволяет им в играх творить зло безнаказанно. В этом случае следует уделить больше внимания нравственному воспитанию ребенка, больше общаться с ним, читать добрые детские книги, ограничить просмотр жестоких фильмов и телепередач.
2. Чрезмерно детализированные игрушки. Детализация - это проблема не только монстров, но и вообще большинства современных игрушек. Раньше детям делали кукол из носков, с пуговками вместо глаз, и эти игрушки были самыми любимыми – малыш сам придумывал и представлял себе недостающие детали, характер куклы и ее историю.
Современных кукол иногда трудно отличить от живых людей – настолько тщательно проработаны их тела, одежда, лица с ярко выраженными эмоциями. «Додумывать» здесь уже нечего. Если же игрушка – это герой популярного мультфильма или книги, то и историю придумать не получается. Часто ребенок, играя, раз за разом повторяет эпизоды из мультфильма, не внося ничего нового. Это негативно влияет на развитие фантазии и воображения малыша.
3. Игрушки приводящие к смещению общепринятых ценностей. Чтобы заинтересовать потребителей, производители современных игрушек выпускают самые необычные товары, которые не укладываются в нормы традиционной морали. Среди реальных примеров: кукла-трансвестит, куклы-мертвецы, плюшевые испражнения и многое другое. Маленьким девочкам предлагают поиграть с детским шестом для стриптиза, а также с реалистичным пупсом, имитирующим процесс сосания груди. Очевидно, что ребенок, психика которого еще не сформировалась окончательно, не может адекватно оценить игрушки, которые подчас шокируют и взрослого человека.
Еще раз о кукле Барби
Казалось бы, что может быть вредного в куклах Барби? Среди массы современных игрушек они выглядят вполне безобидно. Барби не уродливы, не призывают к жестокости, не противоречат нормам общепринятой морали. И все-таки многие психологи предостерегают родителей от покупки своим детям этой все еще модной игрушки.
Почему? Во-первых, в игре в куклы, особенно для маленьких детей, главное – это проявление заботы, нежности. Такие игры являются самой ранней подготовкой девочек к материнству. Кукла Барби не похожа на ребенка и не вызывает желания понянчиться и позаботиться о ней, не развивает в девочках материнского инстинкта.
Кроме того, эти куклы очень реалистичны, но при этом пропорции их лица и тела искажены: чрезмерно большие глаза, слишком длинные ноги, слишком тонкая талия. Так как современное общество признает подобный тип внешности чуть ли не эталоном, к которому нужно стремиться, у большинства девочек игры с такими куклами порождают недовольство собственной внешностью.
Конечно, не все современные игрушки плохи. Но современная идеология «продай все, что покупается» способствует наводнению рынка детских игрушек огромным количеством самого настоящего мусора. И, если Вы не считаете подобные товары полезными для своего ребенка, лучший вариант – смастерить для него игрушки самостоятельно. И пусть у деревянной машинки не будет лобового стекла и даже колес, а ниточные волосы у куклы не слишком похожи на настоящую шевелюру. Такие игрушки развивают фантазию малыша и дают ему понять: даже в современном мире не все ценное покупается за деньги.
Перед родительским собранием нами была проведено анкетирование, результаты которого вы видите на экране.
Наиболее интересно для нас, на что же современные родители обращают внимание при выборе игрушек.
Какие правила на Ваш взгляд необходимо соблюдать при выборе игрушек?

Требования и принципы экспертизы игрушки

Каждый взрослый, родитель и воспитатель, должен уметь выбирать игрушки для детей, исходя из критериев.
А. Медицинские и экологические требования: из чего сделана игрушка, есть ли сертификат качества, прочно ли прикреплены мелкие детали и т.д.
Б. Педагогические требования: чему научит игрушка? Какие разовьет умения и навыки, творческие способности?
В. Психологические требования: что несет в себе игрушка? Какие чувства пробудит она у ребенка?
Г. Эстетические требования: соответствует ли игрушка представлениям о красоте, развивает ли чувство прекрасного, гармонии?
Д. Духовно-нравственные требования: какие ценности транслирует игрушка, способствует ли она формированию морального сознания, совести, различению добра и зла, стремлению следовать нравственным нормам?
Наиболее подробно рассмотрим педагогические критерии выбора игрушек.

Игрушки для детей: педагогические критерии выбора.

Приобретая игрушки, заботливым родителям стоит ориентироваться в первую очередь на выбор самого ребенка: он должен игрушку хотеть, она должна быть ему интересной. А задача взрослых – из всех детских «хочу» выбрать самое правильное и полезное. Существует несколько критериев отбора игрушек.
Простота. Конструкция, объединяющая в себе слишком много свойств и функций, дезориентирует малыша. Например, пластмассовая белочка на колесиках со встроенным телефоном не будет считаться развивающей игрушкой. Лучше и полезнее предложить ребенку игрушки, имеющие понятное назначение.
Качество. Низкое качество игрушки просто не позволит ребенку производить те действия, ради которых она была куплена. Отвалившийся хвост зайчика или плохо крутящиеся колеса машины никак не способствуют развитию навыков малыша.
Стимуляция активности. Зачастую дети просят купить им в подарок игрушку, увиденную у друзей, или куклу – точную копию какого-нибудь мультипликационного персонажа. Особый интерес ребенка вызывают предметы, с которыми можно что-либо делать: разбирать и собирать, извлекать звуки или трансформировать. Детей привлекают элементы новизны, а такие игрушки поддерживают любознательность и активность.
Самостоятельность действий ребенка. Игрушки должны способствовать формированию у ребенка желания действовать самостоятельно и смело решать наиболее сложные задачи. Если для игры с предметом требуется посторонняя помощь, например, необходимость что-либо придерживать, найти рычажок или нажать кнопочку – малыш быстро потеряет интерес к такой «игре».
Этика и эстетика. Игрушка является значимым участником процесса воспитания. Она должна вызывать добрые чувства и развивать гуманные качества характера. Недопустимы игрушки, способствующие формированию деструктивных качеств: жестокости, агрессии, злости. Кровавые маски, различные монстры и чудища – не лучшие варианты детских игрушек.
История и культура. Отдавая предпочтение покупке той или иной игрушки, подобные аспекты тоже стоит учитывать. Авторские игрушки (куклы, деревянные поделки, различные милые зверюшки) развивают хороший вкус. Ретро-игрушки позволяют прикоснуться к истории своего народа.

Типичные ошибки при выборе детских игрушек

Взрослые довольно часто выбирают для детей игрушки, ориентируясь на свой собственный вкус и личные пристрастия, поэтому совершают ряд типичных ошибок, среди них:
1) Приобретение гигантских плюшевых изделий. Те предметы, которые ребенок не может взять в руки не являются игрушками. Это скорее часть интерьера или же подарок для взрослого;
2) Покупка множества однотипных игрушек. Комнаты современных детей похожи на магазины «Детский мир». А ребенок, тем временем, играет двумя-тремя самыми любимыми;
3) Высокая стоимость и популярность у других детей или их родителей – не лучшие ориентиры для покупки игрушки своему ребенку. Отправляясь за покупками в «Детский мир», стоит обстоятельно обсудить с детьми их предпочтения;
4) Игрушки для детей ни в коем случае нельзя покупать в случайных киосках. Токсичные материалы, плохо закрепленные мелкие части и детали – далеко не полный перечень опасностей, которые могут обернуться серьезными проблемами. Лучше зайти в специализированный магазин, где продавцы могут предоставить сертификаты качества, огромный выбор игрушек мальчикам, игры для девочек, подарки и просто полезные и важные товары для детей.
Итак, «правильная» игрушка для ребенка должна обладать развивающим потенциалом, иметь воспитательную полезность и быть абсолютно безопасной.

Как выбирать безопасные детские игрушки?

Среди всего многообразия детских игрушек несложно потеряться. При этом детская игрушка должна не только нравиться ребенку и быть ему интересной, но и подходить ему по возрасту, быть безопасной, отвечать многим нормативам и стандартам.

Правила выбора детских игрушек, по мнению специалистов Роспотребнадзора

Выбирая игрушку, присмотритесь к ней и рассмотрите её, прочитайте всё, что написано на упаковке. Важно обратить внимание на:
Материал. Игрушка должна быть изготовлена из безопасных материалов. Не покупайте игрушки, сделанные из натурального меха и древесной коры, кроме того, игрушки из кожи не рекомендованы для детей до 3 лет. Выбирая мягкие игрушки, стоит помнить, что у них должен быть плотный и хорошо прошитый ворс, так как они могут линять. Также в мягких игрушках скапливаются бактерии, и они могут стать источником инфекций, поэтому это не лучший вариант для самых маленьких деток и тех, кто склонен к аллергическим реакциям.
Форму. Игрушка должна быть без острых выступающих частей, заусенцев и острых углов, о которые ребёнок может пораниться.
Цвет, который должен быть максимально естественным. Во-первых, это не нарушает представления ребёнка о реальном мире, а во-вторых, игрушки «ядовитых цветов» могут пугать детей и содержать «токсичные» красители. Также стоит избегать чёрных и ярко-красных игрушек, они могут быть плохо восприняты ребёнком.
Запах. Не стесняйтесь прямо в магазине принюхиваться к игрушке. Она не должна иметь стойкого неприятного запаха, а если имеет, значит, она изготовлена из «токсичных» материалов.
Инструкцию, которую стоит изучить заранее, ещё до покупки. Инструкции по правильному использованию игрушки могут быть нанесены как на саму игрушку, так и на упаковку и на этикетку или быть в форме вкладыша.
Тематику. Приобретайте такие игрушки, которые не нанесут вред психике ребенка. Психологи не рекомендуют покупать детям разных монстров, мутантов и т. д.
Реалистичность. Специалисты Роспотребнадзора рекомендуют выбирать игрушки, которые похожи на реальных зверей или людей, чтобы ребёнок мог проводить аналогию.
Звук - он не должен раздражать слух и пугать ребёнка. Если игрушка с музыкальным сопровождением, перед покупкой прослушайте все мелодии и убедитесь в том, что малыш не испугается. Кроме этого, обратите внимание на громкость звука или возможность его регулировки.
Кстати, при покупке музыкальных духовых игрушек обратите внимание на места для соприкосновения с губами детей - они должны быть изготовлены из легко дезинфицирующихся материалов, не впитывающих влагу.
Детали. Несъёмные детали игрушек, изготовленные из твёрдых материалов, например металлов, древесины или пластмассы, должны быть установлены так, чтобы ребёнок не мог захватить их зубами. Если же детали отделяются от игрушки, то они не должны иметь острых кромок и концов.
Возраст ребёнка. При выборе игрушки обязательно обратите внимание на возраст, для которого игрушка предназначена.:
Место, где вы покупаете игрушки. Покупайте игрушки в специализированных магазинах, не приобретайте игрушки «с рук» в местах несанкционированной торговли.
Ведущий.
- А сейчас я предлагаю вам принять участие в небольшом эксперименте.

Игра - одно из самых удивительных и значимых явлений в жизни ребёнка, оказывающих многогранное влияние на его психическое развитие.

Появление и развитие игры учёные пытаются связать с изменениями места ребёнка в системе общественных отношений на разных этапах развития человеческого общества (Д.Б. Эльконин). Богатые возможности игры в становлении личности ребёнка, развитии его психики отмечали и отмечают педагоги и психологи (В.В. Абраменкова, Л.С. Выготский, Д.В. Менджерицкая, Н.Я. Михайленко, С.Л. Новосёлова, А.П. Усова, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и др.).

В период детства игра приобретает первостепенное значение. Не случайно Л.С. Выготский называет игру «девятым валом детского развития». Для ребёнка дошкольного возраста она является ведущим видом деятельности, формой организации жизни, средством воспитания и обучения. В игре как ведущей деятельности дошкольника формируются основные новообразования, подготавливающие его переход к следующему возрастному этапу. С ней связаны основные изменения в психике ребёнка; внутри неё активно развиваются психические процессы (внимание, воображение, память, мышление и речь), их свойства, предпосылки новой деятельности. Игра создаёт «зону ближайшего развития» ребёнка (Л.С. Выготский), выявляет его возможности и развивает их.

Большим потенциалом в решении образовательных, воспитательных, оздоровительных и диагностико-коррекционных задач располагает игра. В истории педагогической науки сложилось два направления использования игры в воспитании детей:

  • для разностороннего развития;
  • в узкодидактических целях.

Полноценное развитие ребёнка во многом зависит от тех игр, которые его окружают и в которые он играет. Дошкольников привлекают сюжетно-ролевые, режиссёрские, дидактические, подвижные, музыкальные игры, а также игры-драматизации. Различные виды игр в комплексе обеспечивают осуществление физического, интеллектуального, нравственного, трудового и эстетического воспитания ребёнка.

Игра оказывает огромное влияние на социальное и нравственное развитие личности ребёнка, является эффективным средством воспитания гуманного отношения к сверстникам, создаёт благоприятные возможности для удовлетворения и развития потребности в самоутверждении, признании в «детском обществе», для формирования важного новообразования дошкольника - самооценки. Игра служит средством удовлетворения разнообразных потребностей ребёнка и развития его мотивационной сферы.

Эффективно использование игры как средства организации детской деятельности. Опора на игровые мотивы, использование художественно-игрового образа значительно облегчает обучение детей рисованию, конструированию, математике и т.д. Немаловажно и то, что игра выступает подлинным средством творческой самореализации ребёнка.

Важное назначение игры - нести радость детям. Игра должна соответствовать возрасту ребёнка, открывать простор для его инициативы, она должна быть привлекательной и вызывать внутренний диалог ребёнка с игрой.

Для того, чтобы создать хорошую, образовательную игру необходимо учитывать возрастные закономерности развития ребёнка, применять игровые средства, способствующие полноценной реализации прежде всего соответствующей возрасту ведущей деятельности.

Игрушка - это средство, специально предназначенное для детской игры. Игрушка, оказавшись в руках ребёнка, она определяет характер и содержание детской игры

Однако предназначение игрушки в воспитании детей значительно шире. Её особенности как предмета культуры имеют важное значение и для развития познавательной сферы ребёнка, и для становления его личностных качеств. , формировать и реализовывать свои творческие способности, учит общаться.

На протяжении веков взрослые с любовью делали игрушки и сохраняли их, передавая от старших к младшим детям. Дарить игрушки было обычаем - подарок приносил ребёнку здоровье и благополучие.

Р. Косенюк, Т. Недвецкая

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №181 городского округа Самара.

Консультация на тему: «Игрушки вашим малышам»

Составила воспитатель:

Хапина Л. А.

Из множества вещей окружающих ребёнка-дошкольника, для него важней всего игрушка. Именно в ней отражаются впечатления о мире, имеющие большое влияние на дальнейшую жизнь ребёнка.

Игрушка – это специальный предмет, предназначенный для игры и много жизненного назначения не имеющий. В ней в обобщённой форме представлены типичные свойства предметов, в т.ч. людей и животных, которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним.

Однако взрослые не всегда серьезно относятся к тому, какая игрушка нужна ребенку, рассуждая: чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. Если родители смотрят на игрушку как на забаву, то дети относятся к ней со всей серьезностью, находя в ней возможность дополнить свое понимание к жизни, обрести радость творчества.

Для детей раннего и младшего возраста на современном рынке широко представлена продукция западноевропейского производства. Это сборно-разборные игрушки со звуковыми и световыми эффектами, вращающимися и перемещающимися частями, различных размеров и конфигурации, волчки, шары, мячи, кубики, пирамидки, каталки и качалки, способствующие моторному и сенсорному развитию. Характерными особенностями таких игрушек являются их яркость, оригинальность образов, применение современных промышленных материалов в их производстве, в основном резины и пластика, что отвечает гигиеническим требованиям и делает их безопасными и удобными в использовании.

Продукция отечественного производства представлена в большинстве своем деревянными изделиями: матрешками, каталками, качалками, дергунчиками и другими игрушками-забавами, воплощающими близкие ребенку образы. Именно поэтому современная отечественная игрушка, сохраняющая традиции русской народной деревянной игрушки, кроме возможностей для развития сенсомоторной сферы малышей обладает огромным воздействием на становление нравственности ребенка с ранних лет его жизни.

С младшего дошкольного возраста особое внимание обращено на образную игрушку, без которой возможна сюжетно-ролевая игра. Большая роль отводится куклам мягко набивным, пластиковым, резиновым, а также игрушкам, изображающим животных. Цветное оформление и привлекательность материала, прежде всего ткани и меха, определяют особое эмоциональное отношение к ним детей.

Из всех видов игрушек кукла наиболее полно представляет человека. Именно на куклу в силу ее особенностей накладывается «ответственность» на воспитание души ребенка. Поэтому стоит задуматься, какое отношение к человеку и какие качества могут воспитывать зарубежные куклы с искажением пропорций тела или куклы в роскошных нарядах с полным набором дамских принадлежностей для ухода за внешностью. Не приводит ли увлеченность ребенка такими игрушками к формированию ограниченности, черствости, потребительских тенденций? Многообразие современного ассортимента кукол таково, что охватывает все возрастные категории - от младенцев до подростков, поэтому здесь требуется грамотная помощь взрослого для max реализации заложенного в них познавательного и нравственного потенциала.

Специфический вид кукол - бибабо, перчаточные воплощающих традиционные образы русских народных сказок, былин, авторских сказок, а также знакомые образы отечественной мультипликации – требует специального обучения ребёнка в управлении и действии с ними. Такие игрушки в сочетании с материалами для сценической деятельности - костюмами, масками, париками, различными аксессуарами - помогают развивать творческие способности ребенка.

Особое место занимают игры и игрушки, направленные на развитие познавательной сферы детей, коммуникативных, конструктивных, творческих и других способностей, которые стимулируют и упражняют различные виды мышления, памяти, речи, воображения. К таким игрушкам относятся различные виды конструктора, строительного материала, лото и домино, мозаика, кубики, сборные технические модели, настольно-печатные игры, графические рамки и вкладыши и многое другое.

В группе развивающих игр и игрушек особое место занимают компьютерные и электронные игрушки. Но, ограничивая ребенка набором компьютерных образов и символов, нарушается полнота контактов с окружающим миром, тормозится развитие эмоционально-личностной сферы. Поэтому такие игры требуют контроля со стороны взрослых. Например «Тамагоччи» - с одной стороны воспитывает привязанность, ответственность, но без грамотного руководства взрослого способна развить равнодушие к реальному окружению или даже невроз при индивидуальной предрасположенности психики ребёнка.

Одним из видов современных игрушек, является военная игрушка, включающая различного рода оружие, технику, а также кукол-героев «звездных войн», боевиков, фильмов ужасов и прочей кинопродукции, которыми наводнен современный рынок. Несмотря на противоречивые оценки с ее помощью можно формировать у детей представление о том, что право на ношение личного оружия, даже если оно игрушечное, надо заслужить, что оружие не должно находиться в руках человека, обижающего слабых. Увлечение детей военными играми и игрушками можно использовать для подготовки к изобразительской деятельности, предложив, например, подумать над тем, как организовать с помощью этих игрушек тренировку глазомера, наблюдательности, выдержки, меткости.

Для детей всех возрастов необходимы игрушки для игр на воздухе и спортивных занятий – это каталки, мячи, прыгалки, кегли и другие игрушки. Способность ориентироваться в многообразии игрушек еще не гарантирует благополучности ситуации «ребенок - игрушка». Часто взрослые покупают ребенку ту игрушку, которая чем-то понравилась им. Если при выборе игрушки для маленького ребенка взрослый не может полагаться на мнение, желание малыша, то ребенок постарше может вместе с родителями обдумать, как можно играть с новой игрушкой, как использовать вместе с ней те, которые уже есть. «Сюрпризы» родителей часто не попадают в цель и вместо радости вызывают огорчение.

Сломанную игрушку надо или починить, или убрать, чтобы ребенок не считал, что такая игрушка - это уже ненужный хлам. Бывает, что ребенок играет и со сломанной игрушкой, и она мила ему, даже любима.

Не надо покупать сразу много игрушек, от их большого количества ребенок устает, что может вызвать капризы и равнодушие к вещам.

Важно, чтобы игрушка не стесняла ребенка, чтобы он мог с ней делать все, что ему захочется, чтобы она помогала развиваться всем его способностям. И формируя игровую среду ребенка, любой взрослый должен это помнить.

Итак, важнейшим требованием к игрушке является соответствие содержания, образа игрушки идеалам воспитания нашего общества.

  • Игрушка должна удовлетворять стремления ребёнка к активности и возбуждать её.
  • Образная игрушка должна быть реалистичной.
  • В хорошей игрушке гармонически сочетаются конструкция, пластическая форма с цветом, окраской.
  • Конструкция игрушки, материал, из которого она изготовлена, должны быть безопасны для ребёнка и, отвечать основным гигиеническим требованиям.

Литература: «Дошкольная педагогика»

Изд. «Просвещение» 1998г.

«Дошкольное воспитание»

Когда ребенок видит лица родителей на трибуне, он знает, что все его мечты не напрасны, пишет Кейтлин Галахер на POPSUGAR Family.

Кейтлин говорит, что в детстве она играла в баскетбол, как и ее отец. Баскетбол был чем-то вроде семейного спорта.

Когда родители и дети играют в одни и те же спортивные игры, это не только значит советы и напутствия. Это - поддержка и понимание на более эмоциональном уровне.

Это дарит детям чувство поддержки на всю жизнь.

Кейтлин говорит, что в любой момент игры она оглядывалась на родителей и видела их реакцию. Это - мощный источник вдохновения.

«Я знала, что мои мечты и цели не надуманы, когда видела родителей. Это придавало больше смелости и уверенности», - делится Кейтлин.

Поэтому, если ваши дети любят спорт - обязательно приходите на все их соревнования. Разделяйте их интересы - это даст детям больше, чем вы можете подумать.

А вы бываете на играх своих детей? Разделяете их интересы?