История возникновения искусства оригами. Что такое оригами

Родина оригами – Япония. Искусство складывания бумаги зародилось в стране восходящего солнца много веков назад. В далёкой древности оригами имело религиозное предназначение, было храмовым искусством. Изготовление красочных фигурок являлось священным ритуальным действием.

Японцы видели мистическую связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги.

“Ори” означает “сложенный”, а “ками” - “бумага” и “бог” одновременно.

Утратив со временем своё ритуальное предназначение, оригами вышло за пределы храмов. Умение складывать из бумаги считалось у придворных одним из признаков хорошего образования. В те времена бумага была материалом редким и дорогим. Лишь спустя несколько столетий оригами стало достоянием каждого японца, украшением японского быта, карнавальных шествий, народных праздников.

Во второй половине XIX века оригами перешло границы Японии. В странах Европы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами.

Бурное развитие оригами началось только после второй мировой войны, главным образом благодаря усилиям всемирно известного мастера Акиры Йошизавы. Он изобрёл единую универсальную систему знаков, с помощью которых можно записывать схему складывания любой фигурки. В настоящее время оригами распространено во многих странах мира.

Значение оригами для развития ребёнка.

Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребёнка. Дети овладевают различными приёмами и способами дёйствий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

У детей совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развивает память, так как чтобы сделать поделку, ребёнок должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания.

Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, вершина, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

Оригами совершенствует трудовые умения ребёнка, формирует культуру труда.

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру – драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.

И это ещё не все достоинства, которые заключают в себе волшебное искусство оригами.

Систематические занятия с ребёнком оригами – гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.

Материалы и инструменты для занятия и правила пользования ими.

Бумага: для оригами лучше брать такую бумагу, которая после сгибания не образует трещин. Бумага должна быть чистой, не мятой. Следует обращать внимание на цвет бумаги, из которой будет складываться та или иная поделка. Это очень важно. Цвет должен конкретизировать образ предмета, с одной стороны (зелёный – ёлка, лягушка; оранжевый – лиса, белка), и представлять себе возможность использовать всю палитру цветов (цветы, бабочки, рыбы, птицы) с другой стороны. Обрезки бумаги убирать в специальную коробочку.

Ножницы: желательно иметь с закруглёнными концами. При пользовании ножницами нельзя забывать о технике безопасности:

  • не размахивать ножницами;
  • передавать ножницы кольцами вперёд;
  • при резании следить за положением левой руки;
  • не работать ножницами с ослабленными шарнирами;
  • класть ножницы на стол подальше от локтя сомкнутыми лезвиями, кольцами к себе;
  • убирать их в коробки или подставки кольцами вверх.

Клей: лучше использовать клей ПВА. При склеивании пользоваться салфеткой. Намазывать детали на клеёночке.

Кисточки: следует приготовить кисточки разных размеров. Для склеивания небольших деталей подойдут маленькие кисточки. А если поделку необходимо приклеить на основу, то в этом случае более удобной для работы окажется крупная кисть. Необходима подставка для кисточки. После завершения работы необходимо тщательно промыть кисточки водой и просушить. Хранить кисточки лучше всего в вертикальном положении, ворсом вверх.

Цветные карандаши и фломастеры: некоторые поделки необходимо украсить – нарисовать глаза, нос, чешуйки у рыбок и т. д.Особенно пригодятся карандаши и фломастеры, если фигурка выполнена из бумаги белого цвета. Карандаши должны быть всегда подточены.

Все инструменты и материалы после окончания работы убираются на место, убирается так же своё рабочее место.

Условные знаки, принятые в оригами

Базовые формы оригами

В основе любой поделки лежит определённая заготовка – базовая форма (См. Приложение № 2).

Каждая форма имеет своё название. Умение складывать базовые формы позволит ребёнку быстрее ориентироваться в изготовлении любой фигурки и усвоить приёмы её конструирования.

Общие правила при обучении технике оригами

  1. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
  2. Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной.
  3. Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в 2 раза больше, чем у детей.
  4. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
  5. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.
  6. Линии сгиба изделия должны тщательно разглаживаться.
  7. Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.
  8. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

Используемая литература

  1. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги [текст, образцы]- М.: “Просвещение”, 1999 143 с.
  2. Долженко Г.И. 100 оригами [текст, образцы, схемы]- М.: Академия “Холдинг”, 2004 -222 с.
  3. Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами [текст, образцы, схемы]- М.: –“АРИС –ПРЕСС”, 2004 – 186 с.
  4. Соколова С. Школа оригами [схемы] – М.: Изд-во Эксмо – 175 с.
  5. Тарабарина Т.И.Оригами и развитие ребёнка [текст]- Ярославль, ООО “Академия развития”, 1996 –с.34-48
  6. Черныш И.В. Забавные поделки к праздникам [текст, образцы, схемы]- М.: “АРИС – ПРЕСС”, 2004 190 с.

29.08.2013 г.

23290 0

Краткая история оригами. В статье приведены сведения о древнейших фигурах оригами и их использовании в религиозных культах.

А началось все, как ни странно, вовсе не в Японии, а в Китае…

История возникновения оригами

Считается, что бумага была впервые изобретена в Китае в в начале нашей эры и секрет ее изготовления хранился в строжайшей тайне. Виной ли тому промышленный шпионаж, или японцы с их страстью к письменности решили не отставать от соседей в столь полезном изобретении, но примерно через сотню лет в Японии изобрели бумагу, превышающую по качеству китайскую. Нужно отдать должное фантазии японцев, сразу смекнувших, что новый материал может быть использован не только в сугубо практических целях – для записи священных текстов и другой информации, – но и для создания нового искусства. Впрочем, бумага поначалу была чрезвычайно редким и дорогим материалом, поэтому все изделия из нее, в том числе и оригами, использовались исключительно в религиозных обрядах буддистов. Кстати (не беремся сказать, как так получилось), но по-японски слова «бумага» и «Бог» имеют схожее звучание: «kami», что, очевидно, весьма способствовало приданию фигуркам из бумаги религиозного смысла. Использование первых фигур оригами для богослужений наложило отпечаток и на технику: классическое оригами изготавливается из квадрата, а эта фигура уже сама по себе является сакральной в японской культуре.

Некоторые отголоски той, давней сакральности чувствует каждый, кто любит работать с бумагой. Складывание оригами требует от человека настоящей медитации, он отвлекается от посторонних мыслей, сосредотачивается, объектом его размышлений становится красота геометрических форм, чистота и точность линий, строгая последовательность действий. Это ли не лучшее лекарство от нервотрепки нашего бешено несущегося мира?

Но вернемся к древним фигурам оригами . Что же они из себя представляли?

Самый ранний из известных примеров использования оригами - катасиро . Катасиро - это что-то вроде кукол, символические изображения божеств-«козлов отпущения», которых вырезали из специальной бумаги - дзингу ёси («храмовая бумага»). Именно на катасиро древние японцы мистически переводили все пагубные влияния, «порчу» и «сглазы». После религиозной церемонии фигурки сжигались или спускались священнослужителями в реку, которая уносила все плохое в небытие. (Забавно, но некоторые современные психологи для избавления от навязчивых негативных мыслей советуют почти такой же метод: смотреть на дорогу, «записывать» плохие мысли на воображаемых стикерах и «клеить» их на уносящиеся вдаль машины).

Также в древней Японии большое распространение имели, да, впрочем, имеют и до сих пор, коробочки из бумаги. В небольших бумажных коробочках кусочки еды приносились в жертву японским божествам. В обмен на эту жертву люди ожидали благополучия в доме, богатства на столе, мира и спокойствия.

Важную роль оригами играло и в области формального этикета. Подарки, вручаемые во время различных церемоний и праздников, могли быть завернуты десятком различных способов, каждый из которых нес определенное значение. А на свадебных и похоронных обрядах использовались искусно сложенные бумажные орнаменты, например, бабочки, которыми украшали бутылки с сакэ.


Позднее, когда бумага стала более общедоступной, традиционные коробочки из бумаги стали частью украшения японских домов и играли важную практическую роль в быту. Многие из древних форм коробочек дошли до наших дней.

Одной из древнейших является фигурка журавля оригами (Цуру). Она описывается в двух наиболее древних японских книгах, посвященных оригами. Птица с длинной шеей в Китае и Японии считалась символом удачи и долгой жизни, символом бога долголетия Фуцурокудзю. Фуцурокудзю обычно сопровождали журавль, олень и черепаха. Отсюда, возможно, и пошел обычай дарить бумажного журавлика с пожеланием счастья и долгой жизни.

Сложно сказать, когда оригами из религиозного искусства превратилось в развлечение. По всей вероятности, это произошло в эпоху Хэйан (794 - 1185) (слово «хэйан» означает «мир, спокойствие»). С тех пор оригами стало активно развиваться. Сначала оно стало занятием для придворных. Умение создавать из листа бумаги различные фигуры считалось показателем образованности, тонкого вкуса, изысканных манер.


Позже, в эпоху Эдо и Адзути-Момояна, оригами покинуло пределы придворного искусства и вошло в «широкие массы», стало общедоступным времяпрепровождением. Именно в это время были придуманы новейшие фигурки, которые позже стали классическими. Искусство оригами передавалось из поколения в поколение по женской линии.

Фигурками оригами декорировали свадебный пир, самураи развлекали своих дам, даже письма складывали определенным образом и декорировали оригами, бумажные фигурки использовали в народной медицине и верили в их магическую силу, в которую верят и ныне. Даже сейчас в некоторых областях Японии изготавливают амулеты, символизирующие семейную гармонию (нагаси-бина и гофу).

Следующий период в развитии этого искусства наступил после 2-й мировой войны, когда оригами вышло далеко за пределы Востока, попав в Америку и Европу.


Но искусство складывания бумаги, аналогичное оригами, возникало самостоятельно и в других странах. Например, известна испанская школа оригами , которая связана с именем Мигеля Уманумо , которая распространилась и в страны Южной Америки. Испанцы придумали свои методы складывания классических фигурок, а также изобрели совершенно новые. Например, метод складывания птичек из бумаги – «пахарит » (в Мексике такую птичку называют «паярит »).

Поклонниками этого увлекательного вида творчества были Леонардо да Винчи, иллюзионист Гуддини, а также писатель и математик Льюис Кэрролл.

В России же большим любителем оригами был не кто иной, как Лев Толстой. Незатейливое искусство складывания бумажных журавликов великий писатель, впрочем, известный и другими своими парадоксами, ставил едва ли не выше, чем творения профессиональных поэтов и музыкантов. Вот как он писал об этом:

«Нынешней зимой одна дама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая её известным образом, петушков, которые, когда их дёргаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но всегда все присутствующие большие, не знавшие этих петушков, и господа, и прислуга развеселялись и сближались от этих петушков, все улыбались и радовались: как похоже на птицу эти петушки махают крыльями.

Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передаётся, и потому, как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство. Не могу не заметить при этом, что это единственное новое произведение в области бумажных петушков (cocottes), которое я узнал за 60 лет. Поэм же, романов и музыкальных пьес я за это время узнал сотни, если не тысячи. Мне скажут, что это произошло от того, что петушки не важны, а поэмы и симфонии важны. А я думаю, напротив, петушки содействуют развитию и радости многих детей, поэмы и картины ни на что не были нужны. Если так долго не было ничего в области петушков, то я думаю, что это произошло скорее оттого, что написать поэму, картину, симфонию гораздо легче, чем выдумать нового петушка».

Множество людей на всем земном шаре увлекаются интересным занятием - поделка фигурок из бумаги. На сегодняшний день все знают, что это искусство имеет название оригами и родом оно из Японии. Но помимо того как сделать саму игрушку, большинство ничего не знает, а ведь существует столько необыкновенных фактов, которые поведают об этом искусстве...

Первые очерки о фигурках из бумаги появились в еще в эпохе Хэйан. Самураи, которые жили в то время, делая подарки крепили к ним отделку из бумажных ленточек - носи.

Хотя, в противовес этим фактам, многие ученые считают, что искусство оригами появилось задолго до появления бумаги. Есть предположения, что сперва техника оригами использовалась для украшения национальных японских костюмов разнообразными драпировками из тканей. И до нас дошли только самые изысканные фигурки, истории о которых передавались из уст в уста.

Так как японцы считают оригами одним из видов искусства, они создали для него специальные каноны:

Оригами может рождаться только при помощи сгибания листа;

Если бумага подвергается нарезанию или склеиванию, то это не оригами.

Автором этих канонов является Акира Ёсидзава. Но сейчас правила "бумажного искусства" не всегда соблюдают даже сами японцы. Они делают сердечки объемные, а не классическая техника обязует делать их плоскими. Вдобавок ко всему по правилам фигура должна состоять из одного листа бумаги, а не из парочки.

Ученые, которые ознакомлены с парапсихологией провели исследование, которое выяснило, что помещения с поделками оригами обладают более высоким положительным энергетическим фоном, нежели те комнаты, где фигурок нет. А, вообще, любое украшения ручной работы , если оно сделано с положительным настроем, будет приносить его хозяину только удачу.

Одной из самых трогательных реальных историй является событие в жизни маленькой девочки Садако. Она знала историю о тысяче журавлей, которая исполняет желания и считала, что сможет выздороветь, если сделает именно тысячу. Но, к сожалению, она успела сделать только 644 журавля. После того, как девочка покинула наш мир ее работу завершили друзья.

Образы оригами можно проследить даже в кинематографе и играх. Сложенная из фольги фигурка единорога снялась в фильме "Идущий по лезвию", а в игре «Heavy Rain» главным персонажем является маньяк по кличке Оригами.

Наверняка многие видели красивые фигурки сложенные из бумаги. А иногда есть и такие фигурки, которые могут двигаться. Кто же их делает? А делают их мастера оригами.

Что такое оригами?

Классическое оригами – это умение сложить модель из одного листа (квадратного) без применения ножниц и клея.

Изначально оригами представляло собой искусство красивого складывания бумаги для создания фигурок, которые применялись в религиозных обрядах. В Древнем Китае складывать оригами разрешалось только представителям высшего сословия. Более того, владение этим искусством считалось признаком хорошего тона.

История оригами

Существует множество различных теорий происхождения оригами. Мы расскажем о самой распространенной.

Оригами — удивительное искусство! Умение красиво сложить лист бумаги появилось еще в далекой древности. Традиционно родиной этого декоративно-прикладного искусства считается Древний Китай. Скорее всего главной причиной такого умозаключения является тот факт, что непосредственно была изобретена в Китае.

В дальнейшем большое развитие оригами получило в Японии. Это искусство стало одним из основных в японской культуре уже в начале 9 века. Так, например, самураи часто обменивались подарками, которые украшали специальными бумажными лентами символами удачи – носи. Также оригами использовались для украшения и обрядного сопровождения свадеб синто.

Также не стоит забывать и об автономном развитии искусства оригами в Китае, Испании, Германии и Корее. Развитие европейских традиций было слабо задокументировано, но известно, что бумага появилась в Испании в 11 веке.

В Германии оригами начало развиваться с 15 века. А уже в 19 веке, с подачи Фридриха Фёбеля, искусство складывания бумаги сделало сильный качественный скачок. Этот немецкий педагог предложил развивать у детей моторику рук путем преподавания искусства оригами в школах и детских садах.

Сейчас оригами – это международное искусство, одно из самых распространенных в мире. Особенное развитие оно получило после публикации в шестидесятых годах системы условных обозначений Есидзавы – японского мастера оригами. После этого разъяснить процесс складывания фигурок стало значительно проще. Кроме того, теперь научиться складывать модели стало возможным и без присутствия учителя.

Виды и техники оригами

  1. Простое оригами – стиль, в котором применяются только складки горой и долиной (приложенный рисунок). Разработан Джоном Смитом.
  2. Модульное оригами – множество отдельных фигурок, сложенных по правилам простого оригами (модулей), соединяются друг с другом методом простого вкладывания.
  3. Мокрое складывание – техника складывания, которая была разработана Есидзаваой. В ней для создания моделей применяют смоченную специальными растворами бумагу. Это позволяет добавить плавности и выразительности линиям. С помощью этой техники фигурки животных получаются гораздо более реалистичными.
  4. Складывание по паттерну – оригами складывается согласно нанесенным заранее чертежам линий изгиба, в соответствии с фотографиями автора.

Материалы для оригами

Для того, чтобы сложить красивое оригами, очень важно выбрать правильный материал. В целом для этих целей можно использовать любой листовой материал, но все-таки от него очень сильно зависит окончательный вид модели, поэтому и выбирать его нужно «с умом».

Для того чтобы сложить простые фигурки достаточно взять обычную бумагу для принтера с невысокой плотностью. Если вы хотите испытать технику мокрого складывания, то вам понадобится уже более плотная бумага.

Сейчас можно найти в магазинах специальную бумагу для оригами. Она называется «ками», что означает «бумага» на японском языке. Как правило она цветная с одной стороны и имеет форму квадрата.

В последнее время получила распространение фольгированная бумага. Она обладает важным преимуществом – умеет хорошо держать форму. Это значительно упрощает процесс проработки мельчайших деталей в любой модели.

Японские мастера используют в искусстве оригами более плотную бумагу, которая называется «васи». Чаще всего васи производят из коры, бамбука, пеньки и пшеницы.

  1. Журавлик из бумаги является символом мира наравне с голубем. Таковым он стал с 1999 года, когда публике на стадионе был представлен самый большой журавль из бумаги в мире.
  2. Акира Найто создал самого маленького журавлика. Для его производства он использовал бумагу размером 0,1 мм на 0,1 мм.
  3. Первая книга об искусстве складывания оригами была опубликована еще в 1797 году. Ее автором стал Акисато Рито.
  4. Парапсихологи утверждают, что помещения, в которых расположено достаточное количество оригами, обладают значительно более высоким энергетическим фоном.

Оригами – это отличная идея для хобби. Если вы любите кропотливую работу, а также хотите создавать прекрасное, то это занятие именно для вас!

Кто-то не забыл поделки, сделанные еще в дошкольные и школьные годы, и хранит их в своем ящичке воспоминаний, кто-то всерьез увлекся искусством оригами, квилингом, скрапбукингом, а для кого-то это стало настоящим средством обогатиться. Сегодня мы окунемся целиком и полностью в историю искусства оригами.

Увлечение искусством оригами сегодня разделяют не только жители Страны восходящего солнца, где оно зародилось, но и многие другие. В переводе с японского языка это слово означает фигурку, сложенную из бумаги. В классическом варианте для изготовления таких поделок предписывалось использовать однотонный бумажный лист в форме квадрата без клея и ножниц. Его полагалось только сгибать.

Для кого-то это просто интересное хобби. Но люди, всерьез увлеченные японской культурой, знают об оригами интересные и удивительные факты.
Поначалу их использовали в культовых целях. В праздники фигурками из бумаги украшали статуи богов в храмах. В светской жизни у них было иное предназначение. У самураев, живших в эпоху Хэйнан, было принято дарить подарки, к которым крепилась бумажная полоска носи, сложенная особым образом. Она была символом долголетия. Пожеланием счастья молодоженам служили бабочки из бумаги.

В скором времени умение делать изящные бумажные фигурки получило широкое распространение. У знати оно стало восприниматься, как признак образованности и хороших манер. Позднее это увлечение переняли простые люди, оно приобрело национальный масштаб.

В XX столетии Акирой Ёсидзавой была изобретена система условных знаков, обозначавших порядок складывания бумаги для создания разных фигур. Это положило начало всемирному распространению японского искусства. Мало кто знает, что им увлекся и высоко ценил Лев Толстой.

Жители Японии приписывали оригами особенные свойства. Считалось, что сложенный из бумаги шар, висящий над больным человеком, способен оберегать от духов болезни. Если они оказывались сильнее и человек умирал, шар падал и разрушался.

Парапсихологами было проведено исследование необычных свойств бумажных фигур. С этой целью сделали сравнительные биоэнергетические замеры ряда комнат с оригами и без них. После получения результатов число скептиков значительно уменьшилось: помещения, украшенные бумажными фигурками, отличались выраженной положительной энергией.

Классическое японское оригами - журавлик. Возможно, многие слышали об истории девочки из Хиросимы, связанной с этой фигуркой. Пораженная лучевой болезнью Садако Сасаки спешила сложить тысячу бумажных птиц, чтобы выздороветь, как гласило поверье. Но не успела…

Дети разных стран продолжили дело, незавершенное Садако. Они складывают журавликов, ставших символами мира, и отправляют в Мемориальный музей в Хиросиме.