Избалованный ребенок - как правильно реагировать? Как не вырастить избалованного ребенка? Избалованный ребенок. Что делать

Тяжело найти общий язык с малышом, привыкшим всегда добиваться своего. Запреты, ограничения встречаются истериками, громким возмущением. Как справиться с ситуацией воспитания, если у вас очень избалованный ребенок?

Чтобы ребенок отдавал отчет поступкам и не разочаровался в жизни, родителям следует внимательно к нему относиться, замечать первые звоночки избалованности и вовремя направлять ситуацию в правильное русло.

Избалованный ребенок: признаки

Определить, действительно ли малыш в 2 года, 3 года или 4 года избалован, можно по некоторым особенностям поведения.

  1. Он не может оставаться один в комнате, в детском саду и с другими родственниками. Случается, что дети могут ходить за мамами по пятам. Такое поведение может быть нормой только среди малюток 1,5-2 лет. Если подросший сорванец не представляет досуга без мамы, не может несколько часов побыть с бабушкой, это свидетельствует об избалованности.
  2. Ребенок не хочет делиться сладостями, игрушками и родительским вниманием. Это связано с тем, что малыша слишком лелеяли и старались исполнять все его прихоти по первому желанию.
  3. Частые истерики . Если малыш еще не умеет разговаривать, плач – практически единственный способ выражения чувств. Однако если речь идет о дошкольнике, истерики уже выступают средством манипуляции родителями.

Как ведет себя избалованный ребенок постарше? Избалованные дети 5лет – 6 лет обычно ведут себя немного иначе.

  1. У ребенка нет желания помогать взрослым. Малюткам двух-трех лет еще вполне можно помогать убирать за собой разбросанные игрушки, фломастеры, книги и т.д. Но ребятам постарше уже подобает самостоятельно наводить порядок.
  2. Привередливость в еде . Если ребенок на диете, без сомнения требуются блюда, приготовленные специально для него. Но если нет причин ломать голову над меню специально для маленького баловня, который требует индивидуального подхода – это уже привычка всегда получать то, что желаешь.
  3. Постоянное недовольство . «Ну что ты ворчишь как дедушка?» - доброжелательно спрашивает мама. В ответ – целая река претензий.
  4. Хамство . И этот признак появляется по причине удовлетворения любых капризов маленького манипулятора. Тех, кто постоянно пляшет под их дудку, дети просто перестают уважать и воспринимают как предмет для осуществления своих желаний.
  5. Привлечение внимания любыми способами . Истерики, крики, перебивание родительского разговора – ребенок делает все, чтобы занимались исключительно им.
  6. Нет умения отвечать за свои поступки . Будь то мелкая провинность дома или драка с соседскими ребятами – все прощается сердобольными родителями. В итоге, человек внешне растет, но в уме остается ребенком, проблемы которого всегда решают взрослые.
  7. Не понимает слова «нет ». Дети старше 5-ти лет уже должны контролировать свои желания и понимать, что можно, а что нельзя. Особенно часто такая проблема случается у детей богатых родителей, которые проявляют внимание с помощью подарков.

Младенцы не появляются на свет сразу избалованными. К нелицеприятному поведению приводит чрезмерная опека.

Избалованный ребенок: что делать

Сознательным родителям приходит мысль о том, как любить ребенка не боясь избаловать. Все-таки, любую проблему легче предупредить, чем решить. На такой случай у психологов нашлось несколько советов.


СПРАВКА! Специалисты говорят, что чрезмерное внимание не вредит малюткам до 8 месяцев и лаской не избаловать ребенка до года. А вот игнорирование плача детей этого возраста может привести к неврологическим проблемам.

Как только родители заметили, что их чадо «испортилось», следует незамедлительно принять меры. Нередко можно услышать историю о том, как молодую маму застала врасплох истерика малыша. К примеру, семья ходит по торговому центру, малыш просит купить игрушку. Получив отказ, он падает на пол, начинает реветь, стучать руками и ногами, не поддается уговорам встать и идти дальше. В такие моменты родители испытывают растерянность и стыд, ведь обязательно найдется пара прохожих, которые сделают замечание и проявят недовольство таким поведением.

Известно, что ругать избалованных малышей бесполезно, а идти у них на поводу уж точно не стоит. Как же быть? Лучшее решение – доносить свои мысли до крохи спокойно и твердо. Скажите ему, что станете с ним разговаривать только когда маленький бунтарь успокоится. Если «взрыв» произошел дома, уйдите в другую комнату и дайте малышу время на успокоение.

Публичные истерики прекратить немного сложнее. Здесь не получится скрыться из поля зрения. Но можно отойти в сторонку, как бы занимаясь своим делом. Но так, чтобы ребенок вас видел. Не следует обращать внимание на комментарии и советы случайных прохожих о том, что надо взять малыша на руки, успокоить или исполнить его каприз. Ваше терпеливое выжидание даст понять манипулятору, что его выкрутасы ни к чему не приведут.

Следует знать, что процесс перевоспитания избалованного ребенка не будет быстрым. Важно соблюдение некоторых правил:

  • дайте сорванцу понять, что, каким бы он ни был, вы все равно его любите и будете любить всегда;
  • объясните, что вас огорчает не он сам, а поведение;
  • члены семьи должны действовать заодно;
  • прививайте баловню терпение. Пусть его просьбы выполняются не сразу, а по прошествии времени (когда вы освободитесь от другого дела).

Каждый из нас горячо любит своих детей, желает и выбирает для них все самое лучшее, начиная с одежды и игрушек, и заканчивая школой, институтом, дальнейшей жизнью. В то же самое время мы хотим, чтобы ребенок по мере роста стал успешным, самостоятельным, умным, и при этом не избалованным. Но как быть в ситуации, если ваш ребенок уже избалован? Стоит ли исправлять ошибки, допущенные вами при воспитании, и если да, то каким образом?

Считается, что избалованный ребенок – это не воспитанный ребенок. Признаками того, что родители делают что-то не так в процессе воспитания своего чада, являются эмоциональная неустойчивость ребенка, частые капризы, нежелание слушать родителей, полная зависимость от родителей, эгоистичность, отсутствие умения выстраивать взаимоотношения с другими детьми и т.д. Этот список можно продолжать и продолжать. Таких детей часто называют избалованными. По мнению многих людей принципиальной разницы между понятиями баловство и избалованность нет. Однако это далеко не так. Между избалованным ребенком и баловнем нельзя поставить знак равенства.

Избаловать ребенка можно ценными вещами, постоянными уступками его капризам, да и вообще полным отсутствием системы в воспитании. Баловни – это те, кто получает от родителей любовь и заботу столько, сколько нужно. Поэтому родительской любовью баловней избаловать нельзя. Баловням часто дарят подарки просто так от души, а не по его требованию. Им многое дозволено, но не из-за поблажек родителей или их чувства вины, а потому, что ребенок знает, что за свои поступки он будет отвечать сам. Просьбы баловней всегда внимательно выслушиваются, но не потому что, что ребенок является центром вселенной для своих родителей и родственников, а потому что в такой семье внимательное отношение к людям принято. В общем, баловни – это те, кого любят просто, потому что они есть, а не за их какие-либо достижения.

Признаки избалованности у ребенка, как правило, ее наличие и подтверждают. Но следует отметить, что некоторые признаки избалованности детей могут быть не только связаны с ошибками воспитания родителей, но и другими факторами, не зависящими от родителей. Например, неуправляемость ребенка может быть итогом врожденной или приобретенной патологии нервной системы, или проявлением неблагоприятного психологического климата в семье, детском саду или школе, что не может не сказаться на психике ребенка. Абсолютно так же ребенок может вести себя после перенесенного тяжелого заболевания, поскольку в этот период нервная система, как и другие системы, очень ослаблена, и не может справиться с обычными нагрузками, характерными для здоровых детей. Все же отличить классическую избалованность от описанных проявлений не составит особого труда, поскольку при классическом варианте всегда отчетливо видна связь между неправильным поведением родителей, бабушек и дедушек и дурным поведением ребенка. Конечно, со стороны эту связь проследить гораздо проще, потому что собственные ошибки, которые мы делаем на бессознательном уровне, часто не всегда можно увидеть.

Кто виноват?
Когда появляется на свет маленький человечек, он становится центром вселенной для семьи и близких родственников. Отношение к ребенку как к бесценному существу начинает проявляться во всем: только ребенок чихнул – тут же появляются мама и все остальные с носовыми платочками, захотел красивую игрушку – пожалуйста, ударит играющего с ним ребенка – немного пристыдят или для вида не больно шлепнут по попке, а про себя же порадуются - молодец, в жизни сможет за себя постоять, завалится на пол в дикой истерике – получит все, что пожелает. Результатом такого «сверх-отношения» является появление и закрепление у ребенка уверенности в том, что ему все дозволено, что он всемогущ.

Слишком занятые родители также ничего хорошего для своего ребенка не сделают. Постоянное чувство вины, испытываемое ими за их частое отсутствие, побуждает их «откупаться» от ребенка материальными ценностями. Недостаток внимания, эмоциональная холодность, в которых растет ребенок, приводит к тому, что постепенно ребенок перестает ценить подарки, которые со временем становятся дороже, так же как возрастают чувство вины и отчужденности родителей. Ребенок в последствии начинает испытывать злость к родителям, которые его оставляют, пытаясь досадить им. В результате ребенок становится обычным эгоистом, отличающимся эмоциональной холодностью и неумением выстраивать отношения с людьми.

Другой причиной избалованности ребенка может служить неспособность или нежелание родителей назначить параметры воспитания и выстроить отношения с бабушками и дедушками таким образом, чтобы ребенок не стал жертвой противоречивых требований. Например, когда родители и бабушки с дедушками живут отдельно и ребенку позволяется то, что запрещено дома, или наоборот, ребенок начинает манипулировать взрослыми. Недоговоренность в вопросах воспитания между родителями и бабушками с дедушками ни к чему хорошему не приведет. Стремление переманить ребенка на свою сторону приводит в конечном итоге к тому, что ребенок становится манипулятором взрослых.

Нередко избалованный ребенок является результатом навязанной роли витрины заслуг и достижений родителей. Всем своим видом (дорогая одежда, занятие престижным видом спорта, наличие собаки редкой и дорогостоящей и т.п.) и поведением такой ребенок показывает материальный достаток и компетентность родителей.

Что делать?
Многие из нас считают, что разного рода ограничения негативно сказываются на психике ребенка, однако научного подтверждения данному мнению нет. Стремясь всеми силами оградить ребенка от различных переживаний и стрессов, в том числе и из-за новой неполученной игрушки, некоторые родители идут на любые уступки и материальные траты. Нежелание или не умение предвидеть дальнейшее развитие данной ситуации способствует тому, что родители даже бросив все свои дела, выполняют желания и требования своего чада, показывая ему тем самым, что можно не брать в расчет интересы других людей. Для многих родителей вкусно накормить и красиво одеть детей являются критериями счастливого детства, но это удовлетворение своих желаний, а не желаний ребенка.

Как грудного ребенка необходимо кормить по первому требованию и удовлетворять его эмоциональные потребности в общении с родителями, так и формирующемуся человеку следует дать понять, что другие люди имеют свою жизнь. При построении взаимоотношений с окружающими людьми ребенок должен чувствовать, где прекращается его личность и начинается личность другого. Введение нами понятий «можно» и «нельзя», установление определенных рамок облегчает жизнь ребенка. Под руководством взрослых ребенок обучается контролю за собственными эмоциями, адекватному реагированию на трудности, происходит его формирование как личности в соответствии с реальностью, а не на фоне уверенности в своем всемогуществе, которая со временем может перерасти в манию величия.

Для многих отказать любимому чаду является невыполнимой задачей. На самом же деле сказать ребенку «нет» не так уж и сложно, только отказ должен быть обоснованным. Необходимо объяснить ребенку, что отказ не является нелюбовью к нему, а простой необходимостью, ребенок, будьте уверены, спокойно воспримет этот факт и согласится с ним. Например, если в магазине ваш ребенок увидел игрушку, о которой давно мечтал, и просит купить ее, а у вас достаточно средств для ее приобретения, то ничего плохого в том, что вы ее купите не будет. В ином случае, стоит объяснять ребенку, что семейный бюджет не позволяет вам частых и существенных трат. Если ребенок будет знать, что деньги достаются семье с трудом, он будет более избирательным, а ценность подарка в его глазах от этого только поднимется.

Главным фактором при воспитании ребенка является то, чтобы сегодняшнее нельзя завтра не стало можно и наоборот, поскольку это сбивает ребенка с толку и развивает капризность. Ребенок сразу схватывает, что если немного поплакать, то запрещенное может стать разрешенным. Что можно и что нельзя ребенку необходимо согласовать со всеми членами семьи, чтобы не получилось так, что родители запрещают, а бабушки и дедушки разрешают. Реакция родителей и бабушек с дедушками на запросы ребенка должна быть единодушной.

А как быть, если старшее поколение игнорирует установленные критерии воспитания родителями, считая себя более осведомленными в вопросах воспитания? Если бабушка с дедушкой живут отдельно и периодически балуют внука или внучку, то это, как правило, не несет каких-либо отрицательных последствий для ребенка, ведь бабушки-дедушки на то и есть, чтобы любить, восхищаться и немного баловать своих внуков. Другое дело, когда молодые родители в силу обстоятельств и старшее поколение живут под одной крышей. В данной ситуации следует убедить, может и в жесткой форме, что ребенок ваш и только ваш, и только вы можете воспитывать в соответствии с собственными взглядами на то, что правильно, а что нет. Нередко право воспитывать детей необходимо заслужить, поэтому будьте полностью ответственны за жизнь и воспитание ребенка, не стоит перекладывать свои обязанности на своих родителей. И тогда они не смогут упрекнуть вас в незрелости или некомпетентности. По опросам родителей детей, избалованных бабушками и дедушками, наблюдается некая закономерность, что такие дети, когда вырастают, совсем не ценят ту заботу, которую они получили от потворствовавших им взрослых. А результатом этого становятся неуважение, оскорбления, а то и забвение.

Перевоспитание или работа над ошибками.
Если ребенок стал испорченным при не правильном воспитании, следует срочно принимать меры. Чаще всего родители не обращают на это никакого внимания, пока в один прекрасный день, например, в магазине, ребенок, который привык добиваться дома всего, хныкая и канюча, не упадет на пол и не забьется в дикой истерике только потому, что мама не купила ему игрушку. Как правило, на такую выходку родители реагируют одинаково: в их глазах растерянность, появляется чувство беспомощности, стыда и желание прекратить это «буйство». Часто в таких ситуациях появляется какая-нибудь пожилая женщина, которая пожалеет ребенка и пристыдит жестокую мамочку. В итоге, ребенок получает требуемое, а мама в этой схватке с манипулятором уходит проигравшей. Потом такие истерики станут не редкостью и дома, если ребенку не дадут посмотреть, к примеру, мультики.

Самый лучший вариант в данной ситуации - не ругать, не уговаривать ребенка утихомириться и уж конечно не приобретать или не давать ему то, что послужило поводом для истерики. Необходимо спокойно и четко донести до ребенка, что разговор с ним состоится только после его успокоения, и оставить его одного в комнате, если это происходит в домашних условиях. Если же это происходит в магазине или на улице – просто уйдите недалеко, чтобы он вас не видел, но при этом вы бы имели возможность наблюдать за ним. Несмотря на столь резкое эмоциональное проявление, ребенок все же контролирует ситуацию. Это видно по его наблюдению за реакцией взрослых. Он быстро поймет, что такое поведение ничего не даст. Вообще, истеричное поведение детей находится в прямой зависимости от реакции на него взрослых. Об этом свидетельствует тот факт, что с одними родственниками ребенок ведет себя хорошо, а с другими – отвратительно.

Терпение относится к навыку, приобретенному в течение жизни и правильного воспитания, при котором ребенок учится соотносить свои требования с желаниями и возможностями других людей. Большое значение для грудного ребенка является ношение его на руках или в слинге по его требованию, поскольку посредством этого формируется его доброжелательное отношение к миру в старшем возрасте. Но если уже подросший ребенок очень нетерпелив, можно попробовать постепенно оттягивать время ответа на его выполнимые просьбы. Например, если ребенок просит помочь ему построить домик из кубиков, не стоит сразу бросать все и играть с ним, нужно сказать, что поможете ему в игре, когда освободитесь. Для начала период оттягивания времени не должен быть слишком длительным. Прививая ребенку терпение, мы его учим ценить общение с людьми, которые являются отдельными личностями, а не средствами для выполнения его желаний.

В процессе перевоспитания избалованного ребенка возникает осложнение, в том плане, что ребенок, привыкший добиваться всего ревом и истерикой, не сразу прекратит удобные и выгодные для него стратегические действия. Если вы твердо решили перевоспитать свое чадо, то сразу загонять ребенка в жесткие рамки не стоит. Он может воспринять это, как факт прекратившейся любви к нему. Вырабатывая новое поведение, до ребенка следует донести, что вас расстраивает не он сам, а его поступки. Ему надо дать понять, что вы, несмотря ни на что, любите и цените его таким, какой он есть, а ведь он - самый лучший, просто немного запутался в отношениях с окружающим. Самое сложное в процессе перевоспитания - действовать заодно всей семьей. Поэтому следует договориться с бабушками и дедушками о том, что не надо выполнять все прихоти ребенка для того, чтобы переманить его на свою сторону.

Эксперты Римского института психологии изучили карьерный рост и особенности характера трехсот итальянских топ менеджеров. Данные говорят о том, что большинство респондентов в детстве были очень избалованными детьми. По мнению итальянских психологов, у «испорченных» детей практически отсутствуют какие-либо комплексы, они более уверенны в себе и своих возможностях. С младенчества им вселяли уверенность в том, что они самые лучшие и самые умные, в итоге дети сами в это поверили. Естественно им не трудно было убедить и окружающих в своей необыкновенности. Такие дети быстро привыкают получать все, что они желают, поэтому в зрелом возрасте они всегда настроены только на победу. Привычка получать желаемое со временем перерастает в стремление быть всегда первым. Но стоит отметить, что в данном случае речь идет вовсе не об избалованных детях, а о так называемых баловнях. А избалованные дети, на самом деле, не способны не только на адекватные интеракции, но у них отсутствует терпение доводить дело до конца.

Привычка получать желаемое сразу развивает как раз пассивное отношение к миру. Действительно, зачем что-то делать, когда все желания и так исполняются сами собой. Способностью ставить и достигать определенные цели обладают те, кого баловали правильно - любили, уделяли максимум внимания и внушали мысли о собственной необыкновенности.

Поэтому, балуйте детей правильно и удачи в воспитательном процессе!

Большинство родителей не хотят, чтобы их дети стали избалованными. Это происходит постепенно, например, если вы поддаетесь на капризы ребенка, разрешаете ему не делать работу по дому или покупаете слишком много игрушек и гостинцев. Но есть несколько способов научить ребенка быть благодарным за то, что у него есть, и вести себя хорошо, стараясь заслужить желаемое. Необходимо избавиться от старых привычек, вести себя как взрослый и научить ребенка благодарности и ответственности.

Шаги

Часть 1

Избавление от старых привычек

    Определите, насколько избалован ребенок. Ребенок постоянно устраивает сцены и говорит неприятные вещи, чтобы получить желаемое? Он продолжает донимать вас и просить что-либо даже после вашего отказа? Он ведет себя так, как будто считает, что все должно быть по его, не стараясь при этом делать что-либо, чтобы заслужить желаемое? Ребенок никогда не говорит «пожалуйста» и «спасибо»? Все это симптомы избалованности.

    Задайте себе несколько вопросов и узнайте, как вы сами балуете ребенка. Есть множество факторов, которые следует учесть, к примеру:

    • Вы боитесь сказать «нет» вашему ребенку? Почему?
    • Вы постоянно поддаетесь на его провокации, зная, что это неправильно?
    • Вы придумываете правила и наказания, а затем отказываетесь от своих слов?
    • Вы часто покупаете ребенку подарки без какой-либо очевидной причины?
    • Если вы ответили «да» на какой-либо из этих вопросов, есть вероятность, что вы подпитываете избалованность ребенка. Ваш ребенок понял, что вы не любите отказывать ему, что вы непостоянны в ваших правилах и порядках, и что он не обязан делать что-либо особенное, тем более вести себя хорошо, чтобы получить желаемое.
  1. Перестаньте со всем соглашаться. Просто начните говорить «нет». Это волне нормально, и как только ваш ребенок начнет часто слышать от вас «нет», он привыкнет к новому положению вещей. Можно объяснить ребенку причины вашего отказа, главное - не отказываться от своих слов и не менять точку зрения.

    Вы должны всегда знать, где ваш ребенок и что он делает. Это довольно сложно осуществить, если вы много работаете, но очень важно знать распорядок и правила воспитания ребенка, чтобы не испортить его. Доверяете ли вы няне вашего ребенка в полной мере? Или же няня постоянно разрешает ребенку делать все, что тот хочет?

    Начните торговаться с ребенком. Каждый раз, когда ребенок просит о чем-то, предложите ему сделать что-нибудь другое в первую очередь. Если он хочет пойти поиграть с соседом или поиграть в видеоигры, вместо немедленного разрешения попросите его прибраться в комнате, помочь вам с мытьем посуды или вынести мусор.

    Поставьте на первое место время, проведенное с семьей. Одной из главнейших причин избалованности ребенка является чувство вины родителей за то, что они не проводят достаточно времени с ребенком. Разрываясь между работой, занятиями ребенка (футбол, танцы и прочее) и общественной жизнью, очень сложно найти время на все остальное, к примеру, на семейные обеды.

    Будьте последовательны. Всегда следуйте установленным правилам. Если не делать этого, ребенок поймет, что вас можно игнорировать и с вами можно торговаться.

    Избегайте пустых угроз. Не угрожайте наказанием, которое вы не сможете осуществить. В следующий раз ребенок «не позволит себя обмануть» и начнет думать, что вы все равно не сдержите свое обещание, что бы ни произошло.

    Не поддавайтесь на капризы, жалобы, мольбы и другие показатели плохого поведения. Если вы сказали «нет» или наказали за конкретное поведение, не идите на попятную и не меняйте своего решения. Сохраняйте спокойствие, даже если ребенок устраивает сцены. Если вы не будете потакать ему, ребенок поймет, что его тактика больше не работает.

    Привлеките других авторитетных людей. Убедитесь, что ваш супруг или партнер следуют тем же правилам, и расскажите о вашей манере воспитания дедушкам, бабушкам или няням. Будет лучше, если все эти люди не будут недооценивать ваши усилия, к примеру, поддаваться на истерики ребенка, прощать его за плохое поведение и засыпать ребенка подарками.

    Часть 3

    Обучение благодарности и ответственности
    1. Обучите ребенка словам вежливости. Уже в раннем возрасте нужно научить ребенка говорить слова «пожалуйста» и «спасибо». Но даже если таких слов нет в его лексиконе, никогда не поздно начать. Самый простой способ научить ребенка говорить эти слова - это употреблять их в собственной речи.

      Установите домашние правила для всей семьи. Если дети еще слишком малы, вполне естественно убирать за ними вещи. Но как только они подрастут, научите их быть самодостаточными, ссылаясь на тот факт, что каждый член семьи должен сделать свой вклад в домашний уют.

      • Можно начать с уборки игрушек после игры. По мере взросления добавляйте дополнительные обязанности.
    2. Будьте примером для подражания. Если вы сами не будете усердно работать, нечего ожидать от ребенка такого же отношения к работе. Ваш ребенок должен видеть ваши труды и понимать, что даже если вам хочется заняться более приятными делами, вы все равно выполняете свои обязанности по дому.

      Выполняйте обязанности по дому вместе. Такие обязанности как уборка комнаты или мытье посуды после еды могут быть слишком сложными для детей, поэтому делайте это вместе, по крайней мере, поначалу. Это позволит научить ребенка правильно выполнять домашние обязанности. Это также поможет им поверить в свои силы.

      Следуйте режиму выполнения домашних обязанностей. Вы добьетесь больших результатов, если установите режим выполнения работы по дому. У детей будет меньше поводов для жалоб, если они поймут, что должны, к примеру, убирать в комнате каждое воскресенье.

      Научите вашего ребенка быть терпеливым. Дети часто не могут усидеть на месте, но они добьются большего успеха в жизни, если научить их ждать и/или работать ради определенной цели. Объясните ребенку, что он не всегда будет получать желаемое сразу.

И проявлять другие признаки самостоятельности - и это радует. Потому что дети, за которых все делают взрослые, очень рискуют - и даже своим психическим здоровьем. Страшные случаи из жизни богатых семей, защищающих детей от суровой действительности, рассказывает психолог Марина Мелия. Нам с вами это вряд ли грозит - но заставляет задуматься, как и от чего ограждать ребенка.

Изолируя детей от "суровой действительности", мы действуем из лучших побуждений. Но человек - существо социальное, и любая длительная изоляция ему противопоказана - это приводит к личностным деформациям.

В семье, где нет наемного персонала, а родители работают, ребенок хочешь не хочешь постепенно постигает все житейские премудрости. По мере взросления к нему предъявляют все больше требований и делегируют все больше ответственности. Но если никаких обязательств по уходу за собой, за кем-то из близких или выполнению какой-то работы по дому нет ни в три года, ни в десять, ни в пятнадцать лет, значит, нет ни опыта, ни ответственности.

Дети, выросшие в детских домах, начиная жить самостоятельно, сталкиваются с массой проблем: они не могут приготовить себе еду, не знают, как заплатить за квартиру, как искать работу, как купить билет на электричку, - им негде было этому научиться. Чтобы помочь детдомовцам, созданы целые и постинтернатного сопровождения. К ним прикрепляют социальных работников, которые, по сути, выполняют роль родителей, учат детей элементарным вещам, которые все их "домашние" сверстники делают автоматически, не задумываясь.

К "золотым" детям соцработников не прикрепляют, хотя они тоже не способны сами себя обслужить. Домашний персонал активно поддерживает такую политику и с готовностью делает за ребенка все, что можно. Для него маленький неумеха - это гарантированный источник дохода: пока он остается беспомощным, у нянь и горничных всегда будет работа.

Няне легче самой застегнуть пуговицы на рубашке, чем учить этому неловкого малыша, проще взять его на руки, чем ждать, когда он сам поднимется по ступенькам. Водитель знает, когда надо выезжать из дома в школу, когда в спортивную секцию, он напомнит, поторопит, поможет собраться. Ребенок забыл положить в сумку ракетку или мяч - водитель съездит и привезет. И так во всем.

Мой коллега работал с мальчиком из обеспеченной семьи. Оказалось, тот никогда не видел, как заваривают чай. Когда психолог его научил, при каждой новой встрече ребенок с надеждой спрашивал: "А сегодня мы будем заваривать чай?".

Мы, родители, как правило, даже не задумываемся о том, в какое положение ставим своих детей. Мы-то выросли в других условиях и прекрасно умеем себя обслуживать. А с ребенком ведем себя так, будто он ни на что не способен.

Дети не видят реальной жизни

Ребенок, выросший за высоким забором загородного имения под опекой нянь и гувернанток, порой не знает элементарных вещей и совершенно искренне считает весь мир увеличенной копией своей резервации. Так, водитель десятилетней девочки по дороге из школы домой рассказывает ей о своем трехлетнем внуке. "Как зовут его няню?" - интересуется девочка. Водитель отвечает, что няни у мальчика нет и никогда не было. Девочка не верит: "Так не бывает! У всех есть няни!".

Владелец крупной компании рассказал мне, как его сын, увидев по телевизору людей в вагоне метро, спросил: "Папа, а кто говорит машинисту поезда, куда ехать?". Мальчик в 6 лет ни разу просто так не ходил по улицам и, конечно, не ездил на общественном транспорте. А ведь по планам папы сын должен будет в будущем взять на себя управление большим промышленным холдингом.

"Золотые дети" не знают, что значит жить на зарплату, не понимают, зачем ходить пешком, когда есть автомобили, зачем снимать крошечную квартиру, если можно купить коттедж, зачем добираться куда-то на метро или автобусе вместо того, чтобы вызвать такси. Иначе говоря, они слабо представляют, как живут люди вне их круга.

Успеха в жизни часто добиваются люди, от которых этого не ждали ни учителя, ни родители. Ребенок, большую часть времени проводивший во дворе, "хулиган, бездельник, троечник", вдруг оказывается гораздо успешнее своих одноклассников, которые все детство просидели за учебниками. Разгадка не в "случайной удаче" или "счастливой судьбе", а в социальном интеллекте.

Что такое социальный интеллект? Это, в том числе, понимание людей, мотивов их поведения, способность влиять на других, предвидеть реакцию на свои слова и поступки, чувствовать границы в общении.

Исследователи из Пенсильванского университета и университета Дюка в течение 20 лет наблюдали более 700 детей - от детсадовского возраста до 25 лет. Оказалось, что "социально компетентные" дети, способные легко общаться, помогать окружающим, понимать их чувства, как правило, получают высшее образование, полноценную работу и к 25 годам бывают гораздо успешнее своих сверстников.

В жизни обычного ребенка всегда присутствуют сверстники. Они могут быть друзьями или врагами, относиться доброжелательно или "строить козни", но с ними так или иначе приходится вступать во взаимодействие: в большом классе - отвоевывать себе "место под солнцем", во дворе - выбирать, кто друг, а кто нет. Жизнь ставит перед ребенком задачи, для выполнения которых необходимо чего-то добиваться от людей с разными взглядами, ценностями и характером.

В идеальном мире "золотого гетто" такие задачи перед детьми не стоят. В их поведенческом репертуаре всего два главных варианта общения - со "всемогущими" родителями и с зависимыми взрослыми. А вот общение с равными, которые от них никак не зависят и могут поступать, как им вздумается, становится проблемой. Прибавьте сюда неспособность понимать чувства других - ведь их этому не учили, - и станет ясно, почему они не могут полноценно взаимодействовать в школе, в спортивных секциях, на творческих занятиях.

Дети из состоятельных семей постоянно меняют школы - иногда по пять-десять раз за все время обучения - это уже тенденция. И везде одно и то же: учителя придираются, не ценят, не понимают, одноклассники тупые, грубые, приставучие, завистливые. Но, может быть, дело не в одноклассниках и учителях, а в самих детях, которым не хватает элементарных навыков общения и умения находить общий язык с разными людьми?

Нет стимула взрослеть

Адекватная иерархия "взрослый - ребенок" предполагает своего рода "вертикаль власти", уважение к взрослому, соблюдение дистанции, границы во взаимодействии. У взрослого по определению больше прав, чем у ребенка, и больше ответственности. Он знает, как надо, как правильно, он задает ребенку систему координат, ставит определенные рамки, он может разрешить, а может и запретить.

Но в богатых семьях, где детей окружают зависимые взрослые, эта естественная иерархия зачастую упраздняется. Мы возлагаем на ребенка функции, совершенно ему не свойственные. Мы спрашиваем у него: "Ну как учительница, как она себя вела? Нормально? Ах, ты недоволен..." Когда ребенок оценивает старших, когда он грозит водителю, учителю или инструктору увольнением и человека действительно увольняют, его картина мира искажается.

Ребенок не понимает природу власти, не чувствует границ, которые нельзя переступать. Для него пропадает, размывается само понятие "взрослый" - оно перестает нести основную смысловую нагрузку и означает лишь возраст человека.

Если ребенок не слушается няню, водителя, то с чего он вдруг должен слушаться маму, папу, бабушку? Либо я слушаюсь всех взрослых, либо не слушаюсь никого. Вначале рушится авторитет людей, работающих в доме, а потом закономерно ставится под сомнение и родительский авторитет: если я могу перечить, грубить обслуживающему персоналу, то почему бы мне и маму с папой не уволить?

В такой ситуации ребенок не получает самого главного: стержня, направления дальнейшего развития. Как молодой вьюнок, у которого убрали вертикальную опору, он не может карабкаться вверх. Желание стать по-настоящему взрослым не возникает, когда нет внутреннего чувства "вот я вырасту, и мне тоже будет можно, я тоже должен буду..." Отсюда инфантилизация, о которой сейчас так много говорят.


Иллюзии избранности и безнаказанности

Богатство и статус родителей создают у ребенка ощущение, что он не такой как все. Он быстро привыкает, что к нему относятся как к особенному человеку, и считает это совершенно естественным. А когда вдруг оказывается, что для окружающих он всего лишь "один из многих", это становится неприятным сюрпризом, вызывает бурю негативных эмоций - он требует, возмущается, обижается.

Мальчика десяти лет отправили в элитную школу в Англию. Сам факт, что ни ученикам, ни педагогам его фамилия ничего не говорила, стал для него настоящим шоком - для всех он был просто "мальчик из России, которому надо подтянуть английский". Никто не старался ему понравиться, услужить, угодить. Лишившись домашних привилегий и не обладая достаточным внутренним потенциалом, он не смог наладить отношения с одноклассниками. Начались слезы,