Как организовать летний отдых ребенка

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЛЕТНИЙ ОТДЫХ С РЕБЕНКОМ

Лето - особенный период в жизни ребенка, широко открывающий дверь в мир природы, дающий малышу, при поддержке воспитывающих взрослых, уникальную возможность познания, новых открытий, созидания, общения.

Лето – известно нам как время отпусков, ждут и дети и взрослые.
Взрослые имеют большой опыт летнего отдыха в городе и на даче, на берегу реки или моря. Маленькие дети, напротив, такого опыта не имеют и ждут повторения прошлого или новых идей от взрослых: воспитателя в детском саду, родителей в семье. Дошкольникам радостно отдыхать как на юге, где есть море и можно загорать, купаться, играть с водой, так и на даче или в деревне с родителями или бабушкой и дедушкой.
Как бы ребенок не проводил каникулы, он воспринимает это как -лучший способ отдохнуть. Дети обладают достаточной фантазией, чтобы найти себе занятие и не скучать.

Выбирая для ребенка место для летнего отдыха, следует учитывать особенности его здоровья, нервной системы.

Отправляясь к южному морю, особенно на короткий период, родителям надо помнить, что такая поездка требует большой перестройки детского организма.

Детям с ослабленным здоровьем на юге лучше отдыхать и лечиться в специализированных санаториях, где они проходят акклиматизацию и лечение под наблюдением врачей. Пребывание в горах, особенно в местах, где растут сосны, благотворно влияет на сосудистую и нервную систему.
Но подвижным, эмоциональным детям в сосновых лесах и в горной местности отдыхать и лечиться не рекомендуется, так как эти природные условия приводят к чрезмерному возбуждению их нервной системы. Им больше подходит Анапа или Калининградская область.
Неорганизованный отдых (т.е. не в санаториях и здравницах) на юге, у моря, как правило, требует больших усилий родителей по выполнению режима и правил питания. Иначе, могут быть неприятные последствия –солнечные ожоги, ухудшения сна, аппетита и, наконец, солнечные и тепловые удары.

Следует помнить и о том, что после возвращения домой снова требуется акклиматизация, которая не у всех детей проходит легко.
Ребенку раннего и дошкольного возраста лучше отдыхать в привычном климате – на природе в загородной местности, т.е. на даче. А там –солнышко ярче, трава зеленее, воздух чище, чем в городе. Малыш сможет порезвиться в саду, поесть свежих овощей, ягод, фруктов. Лето в средней полосе России прекрасно, хотя оно короче, чем нам бы хотелось. Так что его надо использовать с максимальной пользой для здоровья ребенка, чтобы он вернулся в город окрепшим, закаленным, загорелым и веселым.
Ну, а если нет возможности вывезти ребенка из города, можно с пользой провести летние выходные дни. Можно пойти на речку, отправиться в луг за ягодами или совершить семейный поход в лес. Очень полезно для ребенка совершать недлительные прогулки в парк или сквер. При этом не забывать, что одежда ребенка и взрослых должна быть легкой, проветриваемой, косынка (панама) удобной, обувь по размеру. По ходу прогулки наблюдайте за окружающим. Рассматривая деревья, кусты, обращайте внимание на стволы, ветви, листья. Тонкий ствол дерева (березы, клена, рябины) можно обхватить руками одному, толстый ствол дуба можно обхватить, если всей семьей взяться за руки. Вы получите приятные впечатления, организовав совместную подвижную игру «Раз, два, три – к дереву беги» (каждый раз ведущий называет дерево, которое следует быстро определить и добежать до него). Обратите внимание на кору деревьев. Рассмотрите кору на березе. С южной стороны ее кора гладкая, с северной – грубая, с трещинами, наростами.

Знание этих особенностей помогает человеку ориентироваться в лесу.
Под деревьями можно найти желуди, шишки, которые пригодятся для создания интересных поделок. Вместе с ребенком полюбуйтесь цветами, прислушайтесь к звукам, которые издают насекомые, наслаждайтесь пением птиц. Встретив на прогулке ручеек, остановитесь, послушайте, как журчит вода, спойте вместе с ребенком песенку воды. Бросьте в воду лист дерева, понаблюдайте за его движением по течению. Объясните ребенку, что растения очищают воздух.

Дома предложите ребенку зарисовать свои впечатления от прогулки. Из собранных природных материалов смастерите поделки, которыми можно украсить дом или принести их в детский сад.
Гуляя с ребенком, напоминайте им правила поведения в природе и сами неукоснительно выполняйте их.
А эти правила очень просты:

Не разбрасывайте фантики, бутылки и другой мусор;

Не рвите и не разрешайте детям бесцельно рвать цветы, лекарственные и другие растения, ломать ветки деревьев;

Не ловите и не позволяйте детям ловить и убивать бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей, пчел и других насекомых;

Ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки;

Не позволяйте детям разорять муравейники и птичьи гнезда.

Лето –не только время путешествий, но и наиболее благоприятная
пора для отдыха, закаливания и оздоровления детей. Поэтому очень важно, чтобы родители с наибольшей пользой распорядились этим драгоценным временем.

Летом дети максимальное время должны проводить на воздухе. А родители обязаны помнить, что солнце хорошо, но в меру! Самая большая опасность –перегрев организма, солнечные ожоги, солнечный удар, поскольку маленький ребёнок обладает менее совершенной терморегуляцией и кожа его очень нежна. Чем меньше возраст ребёнка, тем он чувствительнее к действию жары и солнечных лучей. Загорать ребёнку следует не под прямыми солнечными лучами, а в тени, лучше во время игр и в движении.
Прекрасное закаливающее средство – купание. Место для купания должно быть неглубоким, ровным, с медленным течением. Прежде чем дать ребёнку возможность самостоятельно войти в воду, необходимо убедиться в том, что в данном месте нет ям, глубокой тины, коряг, острых камней. Не допускайте переохлаждения ребенка при купании.

В воде вместе с ребёнком обязательно должен находиться взрослый!!!

Современная учебная нагрузка наших школьников достаточно велика. Их учебный день нередко превышает по своей продолжительности рабочий день взрослых. О чем мечтают дети, думая о каникулах? Просидеть все три месяца у телевизора или компьютера?

Как сделать отдых не только приятным, но и полезным? Как помочь ему не растерять, а приумножить знания, полученные за год? От того, как ребенок отдохнет в каникулы, во многом зависит его работоспособность и успешность в учебе. Каким будет отдых, зависит от вас, заботливые родители.

Примерно до 12 лет ребёнок разделяет эмоции близкого ему взрослого. Проще говоря, если родителям весело и приятно, то их ребенок тоже будет доволен.

На лето мы возлагаем большие надежды, потому что это такие дни, когда радует сама природа. Воспользуйтесь этим! Главное, чтобы всё было организовано, а не предоставлено случаю. Летний отдых с детьми необходим каждой семье. Вам предоставлено столько возможностей найти общие интересы и просто порадоваться всем вместе.

Частенько приходится убеждаться в том, что полезное - враг спокойного и вкусного. Поэтому не сидите в кресле на лужайке, а играйте, особенно с детьми младшего школьного возраста и подростками. Запасайтесь энергией от летней природы. И не экспериментируйте за завтраком, обедом и ужином: придерживайтесь сложившихся семейных традиций относительно культуры питания.

Если ваш ребёнок - школьник, сотрите на полтора-два месяца границу между буднями и праздником. Для этого отложите на середину июля или на август выполнение летних школьных заданий. Исключение сделайте для художественной литературы. Чтобы дать отдых глазам, предложите ребёнку аудиокниги. Выразительное чтение художественного произведения известными актёрами поможет ребёнку ярче представить себе картины событий, героев.

Совместный отдых с подростком организовать гораздо сложнее, чем с малышом. Дело в том, что в 13-14 лет он предпочитает веселиться в своей компании, а родителям от этого становится тревожно и грустно. Если очень хочется провести время вместе, можно разделить его на три части. Пусть какие-то часы подросток проведет так, как ему хочется. Общение с друзьями и маленькие тайны просто необходимы в этом возрасте. Вторую треть выходных могут занять проверенные удовольствия, которые доставляют радость всем членам семьи. Здесь подойдет абсолютно все: совместный поход по магазинам, катание на лошадях, морская прогулка. И, наконец, оставшееся время может быть потрачено на новые развлечения. Пусть все мечты сложатся в одну картинку, и тогда возникнет тот план, который наиболее интересен для всех.

Иногда обстоятельства складываются так, что родителям не удаётся в первый же летний день забыть о работе и освободить голову от служебных хлопот. Попробуйте искать на информацию о детском отдыхе на сайтах. Например, о летних лагерях. К выбору лагеря стоит подойти серьёзно. Ознакомьтесь с программой, которую вам предлагают. Если есть заявка на отдых, способствующий оздоровлению и развитию, то режимные моменты должны быть чётко определены.

В хорошем лагере всё качественное: и питание, и занятия, и организация каждого дня. Заранее поинтересуйтесь, что предлагают для развития и обучения, чем кормят и сколько раз в день, как проходит каждый день смены?

Плюсы такого отдыха очевидны. Ребёнок хорошо отдохнёт на свежем воздухе. Лето подарит ему возможность без особого напряжения одолеть ещё одну ступень личного развития. Придёт первый опыт ответственности и самостоятельности. Именно в летнем "умном" лагере завяжутся знакомства со сверстниками не от "нечего делать", а в общении на занятиях иностранными языками, в ходе развивающих игр. А ещё ребёнок после возвращения по-другому оценит время, которое он может провести с вами. К тому же, он накопит впечатления, умения и знания, которыми он с радостью поделится с вами и которые скрасят его первые школьные дни. А вы за время пребывания сына или дочери в летнем лагере успеете сделать много дел и будете готовы уделить больше внимания отдыху вместе со своим ребёнком.

Не забудьте дать ребёнку в дорогу простой мобильный телефон.

Счастливого вам отдыха!!!

Что нужно сделать, чтобы за три месяца отдыха ребенок не только не разучился писать/читать/считать, но и узнал что-то интересное, научился чему-то новому? Вы уже задумывались над этими вопросами? Тогда вас наверняка заинтересует наша статья, в которой мы рассмотрим наиболее доступные и популярные способы организации детского летнего отдыха, позволяющие детям весело и с пользой проводить время, а родителям не переживать за их безопасность.

Лето – долгожданная пора отпусков и самых продолжительных каникул, которых с огромным нетерпением ждут не только дети, но и их родители: ведь в это время не нужно проверять у ребенка уроки, будить его по утрам, встречать из школы, ходить на родительские собрания и т.д. Правда, приятные ожидания родителей "разбиваются" о реальность в первые же дни летних каникул .

Да, в период летних каникул у родителей отпадает необходимость ежедневно собирать ребенка в школу. Но появляется другая проблема: чем занять любимое чадо, чтобы он хорошо отдохнул и весело провел время? Как направить его энергию в мирное русло и обеспечить ему безопасное времяпрепровождение, пока родители находятся на работе? Что нужно сделать, чтобы за три месяца отдыха ребенок не только не разучился писать/читать/считать, но и узнал что-то интересное, научился чему-то новому?

Вы уже задумывались над этими вопросами? Тогда вас наверняка заинтересует наша статья, в которой мы рассмотрим наиболее доступные и популярные способы организации детского летнего отдыха, позволяющие детям весело и с пользой проводить время, а родителям не переживать за их безопасность.


Большинство родителей хорошо помнят свое пионерско-советское детство и незабываемые впечатления от отдыха в детском лагере (независимо от того, положительные это или отрицательные впечатления). Поэтому когда приходит время заняться организацией отдыха детей, первое что им приходит в голову, это детский лагерь .

Примечательно, что путевку в "пионерский" лагерь для своего ребенка спешат купить даже те мамы и папы, которые в свое время испытали негативные эмоции от подобного вида отдыха. Ведь с высоты своего возраста и жизненного опыта они прекрасно понимают, что, несмотря на все недостатки детских лагерей, только здесь их ребенок будет придерживаться режима дня, принимать участие в различных мероприятиях, круглосуточно находится под присмотром взрослых, полноценно питаться, дышать свежим воздухом и приобретать навыки общения с незнакомыми людьми.

Тем более, что "ассортимент" детских лагерей сегодня, по сравнению с советским временем, значительно расширился, и родителям есть из чего выбрать. Это могут быть как традиционные детские лагеря, расположенные в пригороде на берегу небольшой речки, так и оздоровительные лагеря на морском побережье, как тематические детские лагеря в России, так языковые лагеря за границей. Кстати, для отдыха любого ребенка сегодня открыт и знаменитый "Артек" – лагерь-мечта каждого советского школьника, в который раньше можно было попасть только за выдающиеся заслуги.

На деревню, к дедушке...

К большому сожалению, в современной России отдых ребенка в детском лагере доступен далеко не каждой семье, поскольку о бесплатных путевках, которые достаточно часто выдавались в Советском Союзе, сегодня можно только вспоминать. Что же делать тем, у кого нет возможности оплатить полную стоимость путевки? Конечно же, вспомнить о родственниках в деревне, особенно если весь школьный год ребенок провел в шумном мегаполисе.

Отдых в селе может стать незаменимым по части трудового воспитания и приобретения новых навыков: огородно-полевые работы, выпас скота, сбор грибов и лесных ягод, рыбалка, ведение домашнего хозяйства – это только малая толика того, чему может научиться ребенок, живя в деревне. Кроме того, не стоит забывать о том, что в селе ребенок получит возможность жить на чистом воздухе, ежедневно кушать свежие домашние продукты, общаться со сверстниками и глубже изучить культуру и традиции нашего народа, которые намного лучше сохранились в селе, чем в городе.

Ну а чтобы ребенок не забыл буквы и цифры, можно положить ему в чемодан несколько интересных книг, и поручить бабушке/дедушке-тете/дяде проследить за тем, чтобы школьник хотя бы один час в день посвящал чтению.

Дома и стены помогают

Если материальное положение семьи не позволяет купить путевку в детский лагерь и родственников в селе нет, то родителям не остается ничего другого, как оставить ребенка на все лето дома. Самым лучшим вариантом в этом случае может стать так называемый школьный лагерь , где с 9 утра до 17 часов (то есть, именно в то время, когда родители работают) ребенок будет находиться под присмотром педагогов, ходить на экскурсии, принимать участие в развлекательных мероприятиях и т.д.


Однако школьный лагерь, как правило, работает только в июне-июле (большинство школ в августе проводят ремонтные работы и осуществляют подготовку к новому учебному году), так что в определенный период времени родителям все-таки придется приложить некоторые усилия для организации досуга своего ребенка. Поэтому желательно заранее договориться с начальством об отпуске на период летних каникул (например, папа может уйти в отпуск в июле, а мама – в августе).

Совместные летние каникулы детей и родителей могут включать в себя:

  • поездки за город или на дачу;
  • экскурсии по местным достопримечательностям;
  • пляжный отдых;
  • прогулки по городу;
  • совместные занятия творчеством;
  • мини-путешествия в близлежащие города и пригороды;
  • занятия спортом.

Разнообразие – залог полноценного отдыха

Конечно же, если все три месяца летних каникул ребенок проведет или в лагере, или в деревне, или дома, то отдых может показаться ему скучным и однообразным. Поэтому рекомендуется чередовать активные виды отдыха с познавательными или успокаивающими. Например, в июне можно отправить ребенка в деревню, в июле – в лагерь отдыха , а август лучше всего провести дома, совмещая семейный отдых с подготовкой к школе.

Главное, чтобы отдых ребенка был разнообразным и отвечал увлечениям и наклонностям школьника. А еще желательно ограничить "общение" ребенка с компьютером, чтобы он в полной мере мог насладиться возможностями летнего отдыха.

«Как организовать летний отдых с ребенком».

Лето – особенный период в жизни ребенка, широко открывающий дверь в мир природы, дающий малышу, при поддержке воспитывающих взрослых, уникальную возможность познания, новых открытий, созидания, общения. Лета, известного нам как время отпусков, ждут и дети и взрослые. Взрослые имеют большой опыт летнего отдыха в городе и на даче, на берегу реки или моря. Маленькие дети, напротив, такого опыта не имеют и ждут повторения прошлого или новых идей от взрослых: воспитателя в детском саду, родителей в семье.

Дошкольникам радостно отдыхать как на юге, где есть море и можно

загорать, купаться, играть с водой, так и на даче или в деревне с родителями

или бабушкой и дедушкой. Как бы ребенок не проводил каникулы, он воспринимает это как лучший способ отдохнуть. Дети обладают достаточной

фантазией, чтобы найти себе занятие и не скучать.

Выбирая для ребенка место для летнего отдыха, следует учитывать особенности его здоровья, нервной системы.

О
тправляясь к южному морю, особенно на короткий период, родителям надо помнить, что такая поездка требует большой перестройки детского организма.

Детям с ослабленным здоровьем на юге лучше отдыхать и лечиться в специализированных санаториях, где они проходят акклиматизацию и лечение под наблюдением врачей. Пребывание в горах, особенно в местах, где растут сосны, благотворно влияет на сосудистую и нервную систему. Но, подвижным, эмоциональным детям в сосновых лесах и в горной местности отдыхать и лечиться не рекомендуется, так как эти природные условия приводят к чрезмерному возбуждению их нервной системы. Им больше подходит Анапа или Калининградская область.

Неорганизованный отдых на юге, у моря, как правило, требует больших усилий родителей по выполнению режима и правил питания. Иначе, могут быть неприятные последствия – солнечные ожоги, ухудшения сна, аппетита и, наконец, солнечные и тепловые удары. Следует помнить и о том, что после возвращения домой снова требуется акклиматизация, которая не у всех детей проходит легко.

Ребенку раннего и дошкольного возраста лучше отдыхать в привычном

климате – на природе в загородной местности, т.е. на даче. А там – солнышко

ярче, трава зеленее, воздух чище, чем в городе. Малыш сможет порезвиться в

саду, поесть свежих овощей, ягод, фруктов.

Л
ето надо использовать с максимальной пользой для здоровья ребенка, чтобы он вернулся в город окрепшим, закаленным, загорелым и веселым. Ну, а если нет возможности вывезти ребенка из города, можно с пользой провести летние выходные дни. Можно пойти на речку, отправиться в луг за ягодами или совершить семейный поход в лес. Очень полезно для ребенка совершать недлительные прогулки в парк или сквер. При этом не забывать, что одежда ребенка и взрослых должна быть легкой, проветриваемой, косынка (панама) удобной, обувь по размеру. По ходу прогулки наблюдайте за окружающим. Рассматривая деревья, кусты, обращайте внимание на стволы, ветви, листья.

Вы получите приятные впечатления, организовав совместную подвижную

игру «Раз, два, три – к дереву беги» (каждый раз ведущий называет дерево,

которое следует быстро определить и добежать до него).

Обратите внимание на кору деревьев. Рассмотрите кору на березе. С южной

стороны ее кора гладкая; с северной – грубая, с трещинами, наростами. Знание этих особенностей помогает человеку ориентироваться в лесу. Под деревьями можно найти желуди, шишки, которые пригодятся для создания интересных поделок. Вместе с ребенком полюбуйтесь цветами, прислушайтесь к звукам, которые издают насекомые, наслаждайтесь пением

птиц. Встретив на прогулке ручеек, остановитесь, послушайте, как журчит вода, спойте вместе с ребенком песенку воды. Бросьте в воду лист дерева, понаблюдайте за его движением по течению. Объясните ребенку, что растения очищают воздух.

Дома предложите ребенку зарисовать свои впечатления от прогулки. Из

собранных природных материалов смастерите поделки, которыми можно

украсить дом или принести их в детский сад.

Гуляя с ребенком, напоминайте им правила поведения в природе и

сами неукоснительно выполняйте их. А эти правила очень просты:

Не разбрасывайте фантики, бутылки и другой мусор;

Не рвите и не разрешайте детям бесцельно рвать цветы, лекарственные

и другие растения, ломать ветки деревьев;

Не ловите и не позволяйте детям ловить и убивать бабочек, кузнечиков,

стрекоз, шмелей, пчел и других насекомых;

Ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки;

Не позволяйте детям разорять муравейники и птичьи гнезда.

Лето – не только время путешествий, но и наиболее благоприятная пора для отдыха, закаливания и оздоровления детей. Поэтому очень важно,

чтобы родители с наибольшей пользой распорядились этим драгоценным

временем.

Летом дети максимальное время должны проводить на воздухе. А

родители обязаны помнить, что солнце хорошо, но в меру! Самая большая

опасность – перегрев организма, солнечные ожоги, солнечный удар,

поскольку маленький ребенок обладает менее совершенной терморегуляцией и кожа его очень нежна. Чем меньше возраст ребенка, тем он чувствительнее к действию жары и солнечных лучей. Загорать детям следует не под прямыми солнечными лучами, а в тени, лучше во время игр и в движении.

Прекрасное закаливающее средство – купание. Место для купания должно быть неглубоким, ровным, с медленным течением. Прежде чем дать малышу возможность самостоятельно войти в воду, необходимо убедиться в том, что в данном месте нет ям, глубокой тины, коряг, острых камней. Не допускайте переохлаждения ребенка при купании. В воде вместе с ребенком обязательно должен находиться взрослый.

Чтобы отдых принес только удовольствие вам и вашему ребенку постарайтесь соблюдать некоторые правила:

· Если вы решили заниматься со своим ребенком, помните, что эти занятия должны быть короткими и проводить их лучше в утренние часы. Ваша задача расширять кругозор детей, соединяя имеющиеся знания и жизненный опыт ребенка.

· Следует помнить, что выезжая за город, или путешествую по миру, следует обсуждать с ребенком полученные впечатления.

· Всеми силами отвлекайте ребенка от телевизора и компьютера, проводите все свободное время на свежем воздухе, катайтесь на велосипеде, самокате, роликах, играйте в футбол. Лето – это укрепление здоровья ребенка и от того как он отдохнет во многом зависит его здоровье весь следующий учебный год.

· Старайтесь соблюдать режим дня, иначе очень трудно к нему возвращаться в сентябре. Не забывайте, что недосыпание развивает неврозы, возрастает утомление. Ребенок должен спать не менее 10 часов.

· Планируя экскурсию на отдыхе, обсудите с ребенком заранее, как он к этому относится, если реакция негативна, попробуйте найти компромисс. Попробуйте найти другую экскурсию, которая интересна и вашему ребенку. Советуйтесь с ребенком, будьте внимательным слушателем, ценность общения не в количестве времени, а в качестве общения (внимание, уважение, понимание).

«Питание ребенка летом»

Летом процессы роста у детей протекают наиболее интенсивно, в связи с чем повышается потребность в белке - основном пластическом материале. Кроме того, в жаркие дни организм ребенка теряет с потом значительное количество минеральных веществ и витаминов. Для покрытия этих дополнительных затрат требуется увеличение калорийности и пищевой ценности рациона. С другой стороны, в жаркие дни у детей нередко ухудшается аппетит.

Как организовать питание ребенка в летнее время?

Калорийность питания должна быть увеличена примерно на 10-15% . С этой целью в рационе ребенка следует увеличить количество молока и молочных продуктов, в основном за счет кисломолочных напитков и творога как источников наиболее полноценного белка. В рацион необходимо включать первые овощи: редис, раннюю капусту, репу, морковь, свеклу, свекольную ботву, свежие огурцы, позднее - помидоры, молодой картофель, а также различную свежую зелень (укроп, петрушку, кинзу, салат, зеленый лук, чеснок, ревень, щавель, крапиву и др.).

Повышение суточной калорийности питания ребенка может быть достигнуто за счет увеличения пищевой ценности завтрака. В него рекомендуется включать богатое белком блюдо (мясное, рыбное, творожное, яичное). Это также физиологически более обоснованно, т. к. после ночного сна, в прохладное утреннее время дети едят с большим аппетитом.

Летом необходимо обращать внимание на соблюдение питьевого режима . В жаркие дни значительно повышается потребность организма в жидкости, поэтому следует всегда иметь запас свежей кипяченой воды, отвара шиповника, несладкого компота или сока.

Употребление сырых соков - еще один шаг к здоровью. Это источник витаминов, минеральных солей и многочисленных полезных микроэлементов. Во многих соках с мякотью (нектарах) много пектина, а он, как известно, обладает способностью связывать продукты гниения и брожения в кишечнике и выводить их из организма.

Впереди у вас три месяца летнего отдыха. Желаем вам интересного лета, хорошего настроения, здоровья!

Консультация для родителей: Летний отдых с ребенком

Сухановская Марина Ивановна, воспитатель МБДОУ №12 г.Сосновый Бор
Описание материала: Материал может быть полезен родителям, педагогам. Рекомендации родителям, для детей с 3 до 7 лет. Как лучше провести отдых со своим ребенком. Как занять детей летом.
Лето в разгаре,естественные силы природы – воздух, солнце и вода –прекрасные средства закаливания. Летом дети должны находиться на открытом воздухе по возможности весь день. При плохой,дождливой погоде прогулки могут быть кратковременными,но частыми. Очень важно правильно организовать сон ребенка, днем желательно на воздухе.
Солнце - тоже добрый друг детского здоровья. Его живительные лучи уничтожают болезнетворные микробы, улучшают обмен веществ. Но солнце- и очень строгий друг. Длительное пребывание на солнце приводит к перегреву (тепловому удару), вызывает сильные ожоги наиболее чувствительных участков кожи. При этом температура у ребенка порой поднимается до 40 С.
Пребывание на солнце необходимо дозировать.Нежелательно,чтобы ребенок загорал лежа, пусть он играет, двигается. На голове у него должна быть шапочка- панамка. Наиболее подходящее время для загара - первая половина дня.
В жаркий летний день важно правильно одевать ребенка: легкая рубашка (или платье) с коротким рукавом,шорты,шапочка или косынка от солнца,легкая обувь - словом,все то,что дает возможность телу «дышать» и не сковывает движений. Если земля сухая и теплая,можно разрешить детям ходить босиком. Это очень полезная процедура,особенно для тех, кто страдает плоскостопием.
Купание в реке, озере можно считать комплексным видом закаливания. Ведь при этом на организм действует сразу и вода,и воздух, и солнце. Ребята очень любят купаться. Но необходимо внимательно следить за тем, чтобы детский организм не переохлаждался. Сначала разрешается быть в воде не более 5 минут, постепенно время увеличивается до 20 минут.
Самая приятная водная процедура - плавание. Оно тренирует сердце, легкие, почти все мышцы тела. Учить овладевать этой нужной в жизни наукой надо уже с детства. Но ни в коем случае нельзя загонять детей силой. Главное – выдержка и терпение.
Для развития детского организма большое значение имеет полноценное, правильно организованное питание. Лето – пора овощей, фруктов, ягод. Богатое содержание минеральных солей и витаминов делает эти продукты необходимыми в рационе детей. По возможности их следует давать в сыром виде, а соки добавлять в готовые блюда. Чтобы предупредить кишечные инфекции,отравления у детей,любые ягоды, фрукты и овощи надо тщательно мыть под струей воды из водопровода.
Летом желательно разнообразить меню,на некоторое время забыть о традиционных «зимних» супах и кашах. Можно приготовить вот такой овощной салат:Бело- оранжевый салат .150г тертой моркови,100 г.тертого сельдерея,50 г. тертых яблок. Смешать все с лимонной подливкой.По вкусу можно посыпать мелко нарезанными орехами.До подачи на стол салат нужно оставить на 15 минут для пропитания.
Самый ценный подарок для детей во время летнего отдыха – их родители. Ведь осуществляется заветное желание ребенка – быть как можно больше с папой и мамой, которые свободны от ежедневных хлопот.
Хорошее настроение,царящее в кругу семьи во время отпуска,сближает детей с родителями, а загородный воздух, широкие возможности для игр, спортивных развлечений,посильный труд в огороде и в саду, наряду с правильным режимом питания и сна, благотворно влияют на здоровье.
Как много может дать совместный отдых и детям,и взрослым. Какие появляются возможности за этот,казалось бы,короткий срок ближе узнать своего сына или дочь, стать ему (или ей) настоящим другом и товарищем во многих делах. Известный польский педагог Януш Корчак, обращаясь к родителям,писал: «…никакая книга,никакой врач не заменяет собственной зоркости мысли и внимательного наблюдения».
Интересны и познавательны совместные прогулки в лес, в поле, к реке. Во время них дети часто обращаются с вопросами к родителям. К примеру: отчего муравьишка такой маленький, а тащит большую ветку? Откуда у него силы берутся, если у него нет мышц? Не всегда родители могут все объяснить.Откровенное признание: «Я и сам не знаю,но обязательно узнаю и тебе скажу»,- не роняет их авторитет. А можно найти и другой выход из затруднительного положения: «Ты задал очень интересный вопрос. Давай дома попробуем поискать на него ответ в книгах». Вот уже и тема для беседы, и общее интересное дело.

Живо и непосредственно воспринимают дети природу. И надо им помочь подружиться с ней,научить любить ее и понимать,видеть красоту, беречь богатство.
Хорошо,если родители знают названия деревьев, кустарников, травянистых растений, могут рассказать об их лечебных свойствах,показать ядовитые растения, объяснить,почему их нельзя трогать.
Можно предложить ребенку вместе заготовить на зиму целебные травы (подорожник, ромашку) или собрать и посушить цветки липы. Объяснить,что настой листьев подорожника очень помогает при кашле, а липа широко используется при лечении простудных заболеваний.
Такие совместные полезные дела пробуждают детскую любознательность, расширяют кругозор, вызывают интерес к труду взрослых.
Природа помогает развивать фантазию, творческие способности ребенка. Во время прогулки в лес внимание детей может привлечь сухой корень или кусок коры,своей формой напоминающий фигурку какого –то зверя или птицы. Если этот природный материал в рюкзаке или кармане принести домой и открыть мастерскую, ребята с удовольствием будут выдумывать и творить вместе с родителями.
А из шишек, бересты,желудей, репейника забавные игрушки – зверушки можно сделать прямо в лесу, во время отдыха.
Большая роль в жизни и развитии ребенка принадлежит игре.
В игре проявляются интересы детей,черты их характера, умение жить в коллективе. Участвуя в играх,организуя их, родители имеют возможность наблюдать за своим ребенком, понять,почему у него не всегда складываются взаимоотношения с сверстниками и что ему мешает играть дружно. Такие наблюдения помогут использовать игру для преодоления замеченных недостатков: эгоизма, инертности в поведении, для развития коллективизма, активности, любознательности.
Примеры народных игр, в которые можно поиграть с детьми. Играя вместе с детьми, родителям целесообразно брать на себя роль ведущего.
Игровая
Дети встают в круг,берутся за руки.В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:
У дядюшки Трифона
Было семеро детей,
Семеро сыновей:
Они не ели, не пили,
Друг на друга смотрели.
Разом делали, как я!
При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот,кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.
Молчанка
Перед началом игры все играющие произносят певалку:
Первенчики, червенчики,
Летели голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок –
Молчок!
Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками, шуточными стихотворениями. Если кто-то засмеется или скажет слово,
он отдает ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песенки, читают стихи, танцуют, выполняют раз-
личные движения. Разыгрывать фанты можно сразу,как проштрафился.