Любовь для двоих: миф и очарование. Святитель иоанн златоуст о браке

GIOBO "оказывай" означает "проявляй" или "выражай", ai слово "должное" указывает на то, что мы что-то должны друг другу. "Оказывай" говорит о том, что у нас есть выбор – мы можем давать или нет, но "должное" говорит о том, что Бог считает это обязанностью.

Приведу пример. Мои сотрудники в церкви призваны Богом исполнять свою работу, и они ее исполняют, как дли Господа. Но первого и пятнадцатого числа каждого месяца они рассчитывают получить плату за свой труд! Дважды в месяц я принимаю решение выдать им то, что я должен им. Точно так же ваш муж или ваша жена рассчитывают на то, что вы окажете им "благорасположение".

Слово "благорасположение" может навести на мысль о благосклонном отношении, помощи и т.д. Но в греческом языке здесь использовано одно из самых прекрасных слов – eitnoia. Это слово состоит из слова ей, что означает "хорошее", и слова noia, что означает разум. Однако это не значит, что вы отдаете своему супругу часть своего ума!

Eunoia означает, что любезность и благодать – это ваш долг по отношению к супругу. Вы должны ему "благодатные мысли". Вежливость и галантность, которые вы проявляете во время ухаживания, не должны кончаться в браке. В браке секс не главное; мы должны друг другу в первую очередь оказывать внимание. Вы должны дарить друг другу мысли, полные любви, и нежную привязанность. Самый сильный сексуальный орган, которым вы обладаете, находится не между ног, а между ушей!

Мужчины, если вы хотите, чтобы вашей жене было хорошо с вами в постели, перестаньте лапать ее, придя домой после работы, и поговорите с ней. Секс

Это нечто большее, чем просто средство избавления от пресса в конце трудного рабочего дня. Секс предназначен для двоих. Наградите жену нежными словами и вниманием в конце трудного дня. С привязанностью выслушивайте рассказы о том, что произошло за день с детьми, с ее друзьями или на ее работе. Вы должны ей JTO. А потом понаблюдайте, не изменится ли к лучшему атмосфера в спальне!

Жены, не бросайтесь на мужей, когда они приходят вечером домой, и не ожидайте, что они сразу войдут в поток вашей жизни. Узнайте, какой переход от работы к дому действует лучше всего, и дайте ему возможность сделать его. Приготовьтесь встретить его с любовью и пониманием, и наблюдайте, не станет ли он более внимательным к вам.

Благорасположение, или благодатные мысли, – это когда вы относитесь к своему супругу так, как Бог относится к вам.

Божья любовь не ставит условий. Он долготерпелив по отношению к нам. Вместо того чтобы травить супруга за его недостатки, поразмыслите над своими. Разве Бог раздражает вас постоянными напоминаниями о ваших недостатках? Бог относится к вам так, как вы относились друг к другу, прежде чем поженились! Ухаживание не должно кончаться, когда начинается супружеская жизнь. На карту поставлено слишком много, чтобы этим пренебрегать.

Мужчина является великим любовником не потому, что у него широкие плечи, сильные мускулы, вьющиеся волосы и прекрасный автомобиль. Для мудрой женщины большее значение имеет внутренняя сила и сердце слуги, нежели внешняя сила или толстый кошелек. И успех женщины в сексуальной сфере зависит не только от идеальной фигуры или прекрасного лица. Внутренняя красота и доброе сердце имеют намного большее значение для зрелого мужчины, чем привлекательная внешность.

Я знал мужчину, который поменял жену с восхитительной внешностью на женщину, которая не была столь красивой, только потому, что его жена вела себя так, что он чувствовал себя недостойным ее. "Другая женщина" относилась к нему с уважением и практиковала принцип "благодатных мыслей". Я знал также женщину, которая оставила "супермужа" с великолепным загаром и прекрасными мускулами ради лысого мужчины с большими ушами. Она предпочла мужчину, который был с ней мягок и для которого она занимала первое место в его жизни, и оставила своего красавца-мужа, в полном недоумении почесывающим затылок.

Внешность изменится, а благосклонное отношение останется и будет скреплять взаимоотношения.

Когда вы встречались, вы делали все, чтобы овладеть мыслями и сердцами друг друга. Вы соревновались в самопожертвовании и любви. Теперь вы женаты и должны оказывать друг другу такое же внимание. Божья воля состоит не в том, чтобы, поженившись, вы очерствели и перестали совсем думать друг о друге!

Любовь – это состояние ума.

Одним из самых важных аспектов "благодатного мышления" является следующее: даже если ваш супруг не смог угодить вам, вы хотите угодить ему. Благодать не говорит: "Я буду угождать тебе, если ты сможешь угодить мне". Благодать говорит: "Я буду угождать тебе независимо от того, угодил ты мне или нет". Когда и муж, и жена имеют такое отношение, их брак никогда не становится обузой, и их взаимоотношения приносят им все больше и больше наслаждения каждый новый день.

Как часто надо заниматься сексом?

Этот вопрос обычно задают жены! Однако я уверен, что коринфяне, отчаянно пытаясь в сексуальном плане наладить свою новую жизнь во Христе, тоже интересовались этим!

Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.

Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Коринфянам 7:4-5).

Ваше тело принадлежит вашему супругу, а его тело принадлежит вам. Жена действительно владеет телом мужа, а он – телом своей жены. В ваших взаимоотношениях с Иисусом вы не принадлежите самим себе. В браке вы принадлежите своему супругу. Однако это приносит успех только в том случае, если вы оба полностью отдаете себя другому, храня по отношению друг к другу "благодатные мысли".

Не ожидайте, что Божьи благословения наполнят вашу жизнь, если вы цитируете Писание с целью эгоистичного пользования супругом для удовлетворения своих сексуальных желаний.

В 5-м стихе Павел говорит очень строго. Один перевод этого стиха звучит так: "Прекратите обкрадывать друг друга!" Если не существует серьезной физической причины, вы не должны даже помышлять о том, чтобы отказывать супругу в близости. Единственно приемлемой является ситуация, когда по обоюдному согласию вы решили провести это время в молитве (в греческом оригинале нет упоминания о посте).

Этот стих говорит о том, какое значение имеет секс в супружеских отношениях. Супруги должны испытывать сексуальную близость регулярно и достаточно часто. Бог повелевает так, потому что это поддерживает ваши отношения здоровыми и укрепляет их. Если моменты близости становятся слишком редкими и не приносят истинного наслаждения, это является знаком того, что изменились ваши приоритеты или что какие-то неполадки вкрались в ваш брак.

Снова можно провести параллель между вашими взаимоотношениями с Господом. Когда ваши приоритеты расставлены правильно, и вы храните ваше сердце чистым перед Ним, вам не будет трудно искренне поклоняться Господу. Но если вы знаете, что в вашей жизни отсутствует равновесие или вы позволили греху войти в вашу жизнь, то становится очень трудно смотреть Иисусу в глаза и говорить, что вы любите Его.

Точно так же радость и удовольствие в сексуальных отношениях с супругом являются результатом "благодатного мышления". Если вы имеете что-то против вашего супруга, если между вами происходят ссоры и раздоры, то, возможно, вам будет трудно в моменты близости смотреть друг другу в глаза. Только тогда, когда вы принимаете решение прощать друг друга и сострадать друг другу, вы сможете снова в полной мере насладиться близостью с супругом. Сексуальная близость служит подтверждением вашей любви и доверия друг другу.

Близость с Господом в хвале и поклонении Ему приносит силу и стабильность в вашу жизнь и служит гарантией того, что вы остаетесь на правильном пути. Точно так же сексуальная близость с супругом делает ваш брак более крепким и стабильным и является ключевым фактором, поддерживающим ваши правильные взаимоотношения.

Недооцененная сила молитвы

Один из ключей к успеху в браке содержится в 1-м послании к Коринфянам (7:5): это молитва. Во-первых, стих говорит нам, что воздержание от секса должно происходить "по согласию", что подразумевает совместное обсуждение супругами этого вопроса и общее решение. Обратите внимание на то, почему муж и жена решают воздерживаться. Они выделили время для того, чтобы молиться по поводу семейного кризиса, о важной нужде в церкви, о проблеме в их браке или о выборе правильного направления для их жизни.

Когда ваш брак сталкивается с трудностями или вам необходимо принять важное решение, первое, что вы должны всегда делать, предать себя молитве. Другими словами, остановите все дела естественного плана и предайте себя поискам сверхъестественной мудрости и силы Бога. Самым лучшим советчиком является Святой Дух, Он имеет ответ на любой вопрос и знает выход из любой трудной ситуации.

Если конфликт между вами достиг такого уровня, что вы уже не можете молиться вместе, тогда вам необходимо искать помощи в церкви. К несчастью, многие христиане приходят не за советом, а в поисках кого-то, кто поддержит их действия против супруга. Они, по сути, не желают меняться сами, но требуют, чтобы изменился супруг. Но если человек приходит, чтобы научиться чему-то, а не доказывать свою правоту, их брак имеет шанс выйти из кризиса и укрепиться.

Истина состоит в том, что если бы мужья и жены молились вместе 15-30 минут в день, держась за руки, в согласии принося все заботы и разногласия Господу и прося Его мудрости, я могу гарантировать, что Бог ответил бы им и удовлетворил каждую их нужду. Совместная молитва является ключевым фактором на пути к благополучному, счастливому браку.

В этом стихе Писание четко указывает на то, что когда в жизни супругов молитва мало-помалу теряет важность, это незаметно ведет к появлению проблем. Очень часто люди после того, как женятся, начинают пренебрегать своими духовными обязанностями, а это не должно происходить. С созданием семьи у каждого из супругов добавляется ответственности, но духовные приоритеты должны оставаться прежними.

Супруги всегда должны выделять время для изучения отрывков Писания, которые имеют отношение к супружеской жизни. Одним из таких отрывков, хранящих в себе великую силу, является 13-я глава 1-го послания к Коринфянам . Каждая супружеская пара, которая посвятит себя тому, чтобы их жизнь совпадала с тем, что говорится в этой главе, будет неизмеримо счастливее в браке.

Решение проблем

Когда в браке возникают проблемы, есть несколько вещей, которые помогают преодолеть сложную ситуацию. Во-первых, преувеличивайте ошибки, совершенные вами, а не вашим супругом, и недостатки, присущие вам, а не вашему супругу. Все мы склонны преуменьшать свои недостатки и оправдывать свои ошибки и делать из мухи слона, когда речь идет о недостатках супруга. Когда вы в первую очередь будете смотреть на

собственные слабости и делать все, чтобы избавиться от них, это не только поможет вам избежать ссор с вашим супругом, но будет способствовать вашему росту. Вы не можете изменить себя, если не согласитесь распять свою плоть! И когда вы приобретете привычку указывать пальцем на самого себя, вместо того чтобы указывать на супруга, вы будете относиться к нему с большим состраданием и терпением! Во-вторых, приучите себя больше слушать и меньше говорить – и слово "приучите" является здесь ключевым. Умение слушать – это навык, который вы приобретаете путем упражнений. Бывало ли так, что вы пытались человеку что-то сказать, а он прерывал вас до того, как вы успевали закончить предложение? И затем все, что он говорил, свидетельствовало о том, что он ничего не слышал из того, что вы пытались сказать? Все мы время от времени так поступаем, потому что не развиваем в себе способность слушать.

Для меня лично два первых пункта обычно являются самыми сложными. Когда мы с женой задумали разводиться, а потом решили посвятить себя восстановлению брака, я думал, что все изменится за одну неделю. Но спустя несколько месяцев мы все еще имели серьезные проблемы. Большинство из них основывалось на отсутствии плодотворного общения и на гордости. Я хотел, чтобы она выслушала меня и приняла мою сторону, а она хотела, чтобы я выслушал ее и принял ее сторону.

Наконец я попросил ее еще раз высказать мне все свои претензии и заставил себя записать их. Из всех прежних разговоров с ней у меня создалось впечатление, что этих претензий по крайней мере сто. К моему удивлению, их оказалось только семь или восемь! Видите, я ни разу как следует, не выслушал ее. Каждый раз, когда она начинала мне что-то говорить, я, решив, что она снова собирается перечислять все мои недостатки, просто не давал ей ничего сказать.

Теперь, когда она высказывала свои претензии, мне хотелось чем-то запустить в нее, но я смог совладать с собой и записал все их на листке бумаги. Заканчивая, она сказала: "Я не говорю, что ты состоишь из одних недостатков. Просто некоторые из них мешают проявляться твоим добрым качествам".

Отправляясь проповедовать в другой город, я взял этот список с собой. Будучи вдали от всего я молился, прося Господа открыть мне, права она или нет. Я говорил: "Господь, если она не права, я желаю указать ей на это в любви. Покажи мне, как изменить ее неправильное мнение".

Господь прервал мою "самоотверженную" молитву и сказал: "Угадай, что Я скажу тебе? Она права во всем!". Потребовалось полтора дня, чтобы Он мог полностью меня в этом убедить. В первый день Он показал мне каждый недостаток, который назвала Лоретта. На другой день я пытался доказать Ему обратное! Только тогда, когда я окончательно понял, что все это идет от Бога, я позвонил Лоретте и сказал ей об этом.

Этот телефонный звонок послужил началом самого великого прорыва в нашем браке. Раскрылись причины наших проблем – недостаточное общение и эгоизм. Медленно, но верно мы заменили их хорошим общением и честностью по отношению друг к другу.

Если вы способны преодолеть свою гордость, увидеть себя таким, какой вы есть, признать свои страхи и слабости и перестать скрывать их под маской, ваш супруг может начать устанавливать с вами связь.

Когда я открыл свое сердце Лоретте и начал осознавать свои недостатки, она начала открывать мне свое сердце. После того как я излил ей свою душу, она могла довериться мне и обсуждать со мной ее собственные недостатки, страхи и слабости. В первый раз за долгое время мы действительно беседовали с ней и выслушивали друг друга. Снова обрела силу наша дружба.

В-третьих, когда вы установили проблему и поняли ее, обсудите возможные решения и ответы. В евангелии от Марка (11:24) не говорится: "Какие бы у вас ни были проблемы...". Если вы будете постоянно думать о проблемах, вы будете снова и снова открывать рану, создавая еще больше проблем. В такой атмосфере Святой Дух не может подсказать вам решение. В молитве просите Бога о том, что может решить вашу проблему.

Бог уже знает, в чем она состоит, и поэтому вам не надо снова и снова напоминать о ней. Вы должны молиться и просить ответить, что есть Его воля для вашей жизни. Если мы сосредоточиваем свое внимание на решении проблемы, а не думаем постоянно о самой проблеме, это оживляет нашу веру, а верой мы способны принять благодать, в которой мы нуждаемся. Мы становимся способными выйти победителем из любой ситуации.

И последнее: помните, что любовь – это не чувство; любовь - это выбор. Библия говорит, что вера не действует без любви, но мы можем переиначить это утверждение и сказать, что любовь не действует без веры. Бывают моменты, когда вам приходится снова принимать решение любить своего супруга и надеяться, что чувства придут позже.

Будут моменты, когда вам надо будет собрать всю силу воли, чтобы сказать доброе слово или проявить нежность. Но если вы будете делать то, что правильно, вас ждет великое вознаграждение. Так как вы основываете свои поступки на Божьем Слове, а не на чувствах, я гарантирую вам, не пройдет много времени и пламя вашей любви возгорится снова!

В Писании раскрывается сверхъестественный закон, который говорит, что каковы мысли в сердце человека, таков и он сам (Притчи 23:7 ); то, во что вы решаете верить, определяет ваш жизненный путь (Марка 11:23-24). Может, потребуется некоторое время, прежде чем это даст о себе знать, но в тот момент, когда вы решаете в своем сердце и уме верить во что-то, начинается формирование вашей жизни.

Похожая информация.


Знаем, что многие называют прелюбодеянием только то, когда кто развращает замужнюю женщину; но что касается до меня, то с общественной ли блудницей, или с рабою, или с какого-нибудь другою женщиною, не имеющею мужа, соединяется беззаконно и распутно человек, имеющий жену, это я называю прелюбодеянием. Вина прелюбодеяния зависит не только от тех, которым наносится позор, но и от тех, которые наносят его. Не говори мне теперь о внешних законах, которые жен прелюбодействующих влекут в судилище и подвергают наказаниям, а мужей, которые имеют жен и развратничают с служанками, оставляют без наказания; я прочитаю тебе закон Божий, Который равно укоряет и жену и мужа и называет это дело прелюбодеянием. Сказав: "и каждая (жена) имей своего мужа", апостол присовокупил: "муж оказывай жене должное благорасположение" (1 Кор. 7, 3). Что хотел он выразить этими словами? Неужели то, чтобы он сберегал ей денежные доходы, чтобы хранил в целости приданое, чтобы доставлял драгоценные одежды, или роскошнейший стол, или блистательные выходы, или большую толпу слуг? Что говоришь ты? Какого требуешь ты рода "благорасположения"? И это все служит знаком любви. Нет, говорит апостол, ничего такого я не разумею, но говорю о целомудрии и чистоте. Тело мужа уже не принадлежит мужу, но жене. Пусть же он хранит в целости собственность ее, пусть не уменьшает и не повреждает ее. Ведь и из слуг тот называется преданным, который, приняв имущество господ, ничего не тратит из него. Поэтому, так как тело мужа есть собственность жены, то пусть муж будет верен в отношении к этому залогу. А что он действительно разумел это, когда сказал: "оказывает благорасположение", для того он присовокупил: "жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена" (1 Кор. 7, 4). Итак, когда ты видишь блудницу, соблазняющую, увлекающую, жаждущую твоего тела, то скажи ей: это тело не мое, но принадлежит моей жене, я не смею злоупотреблять им и отдать его другой женщине. Так пусть поступает и жена. В этом между ними совершенное равенство, хотя в других отношениях Павел отдает большое преимущество мужу и говорит так: "так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа" (Еф. 5, 33), и еще: "муж есть глава жены", и еще: "жены, повинуйтесь своим мужьям" (Еф. 5, 23, 22); также в ветхом завете сказано: "и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою" (Быт. 3, 16), Как же здесь он определил равную взаимность подчинения и господства? В самом деле, сказать: "жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена" – значит определить полное равенство. Как муж есть господин ее тела, так и жена – госпожа его тела. Почему же он определил такое равенство? Потому что там необходимо превосходство; а здесь, когда дело идет о целомудрии и чистоте, то муж не имеет никакого преимущества пред женою, но подобно ей наказывается, если нарушает законы брака. И весьма справедливо. В самом деле, не для того пришла к тебе жена, оставила отца и мать и весь дом, чтобы подвергаться оскорблению, чтобы ты принимал вместо нее низкую служанку, чтобы делал ей множество неприятностей; ты взял в ней спутницу, подругу жизни, свободную и равночестную. Подлинно, не безрассудно ли, – получив приданое, показывать свою благорасположенность и нисколько не уменьшать его, а то, что драгоценнее всякого приданого, целомудрие и чистоту и тело свое, которое есть собственность жены, растлевать и осквернять? Если ты истратишь приданое, то отвечаешь пред тестем; а если потеряешь целомудрие, то дашь отчет Богу, который установил брак и вручил тебе жену. А что это справедливо, послушай, что говорит Павел о прелюбодеях: "непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго" (1 Фес. 4, 8). Видишь ли, как слово Божие внушает, что прелюбодеяние состоит не только в том, когда имеющий жену совершает блуд с женщиной замужней, но и с какою бы ни было блудницею? Как о женщине, имеющей мужа, мы говорим, что она прелюбодействует, с слугою ли грешит она, или с кем бы ни было, – так и о муже мы должны сказать, что он прелюбодействует, когда, имея сам жену, распутствует, с рабынею ли, или с какой бы то ни было общественною блудницею. Не будем же пренебрегать своим спасением и отдавать душу свою диаволу чрез этот грех. Отсюда происходит множество бедствий, разрушающих дома и множество раздоров; от этого иссякает любовь и уничтожается благорасположение. Как невозможно, чтобы человек целомудренный презирал свою жену и когда-нибудь пренебрег ею, так невозможно, чтобы человек развратный и беспутный любил свою жену, хотя бы она была прекраснее всех. От целомудрия рождается любовь, а от любви бесчисленное множество благ.

(Святитель Иоанн Златоуст. на слова апостола: "Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену")


«Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию» (ст.5). Что это значит? Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж (не должен воздерживаться) против воли жены. Почему? Потому, что от такого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство. Ведь если иные, имея своих жен, предаются прелюбодеянию, то тем более (будут предаваться ему), когда лишены будут этого утешения. Хорошо сказал: не лишайте себя; то, что здесь назвал лишением, выше назвал долгом, чтобы показать, как велика их взаимная зависимость: воздерживаться одному против воли другого значит лишать, а по воле – нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, совершая большой грех против справедливости и тем подавая мужьям повод к распутству и все приводя в расстройство. Всему должно предпочитать единодушие; оно всего важнее. Если хочешь, докажем это опытом. Пусть будет жена и муж и пусть жена воздерживается, тогда как муж этого не хочет. Что произойдет? Не станет ли он тогда предаваться прелюбодеянию, или, если не станет прелюбодействовать, не будет ли скорбеть, беспокоиться, разжигаться, ссориться и причинять жене множество неприятностей? Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Никакой. Сколько неизбежно произойдет отсюда огорчений, сколько хлопот, сколько раздоров! Если в доме муж и жена не согласны между собой, то их дом не лучше обуреваемого волнами корабля, на котором кормчий не согласен с рулевым. Потому (апостол) и говорит: «не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве.

(Беседа 19 на 1 Посл. Коринфянам)



«Та, которая воздерживается против воли мужа, не только лишается награды за воздержание, но и дает ответ за его прелюбодеяние, и ответ более строгий, чем он сам».

«Ты соблюдаешь воздержание и не хочешь спать с мужем твоим, и он не пользуется тобою? Тогда он уходит из дому и грешит, и, в конце концов, его грех имеет своей причиной твое воздержание. Пусть же лучше он спит с тобою, чем с блудницей. Сожитие с тобою не запрещено, а сожитие с блудницей запрещено. Если с тобою он будет спать, нет никакой вины; если же с блудницей, тогда ты погубила собственное тело. Итак, садится (апостол) почти на брачное ложе и взывает: "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию". Для того ты (жена) и имеешь мужа, для того ты (муж) и имеешь жену, чтобы соблюдать целомудрие… Ведь если ты воздерживаешься, а муж распаляется страстью, и между тем прелюбодеяние запрещено апостолом, значит, он должен терпеть бурю и волнение. Но "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию". И, конечно, где мир, там все блага; где мир, там и целомудрие сияет; где согласие, там и воздержание увенчивается; а где война, там и целомудрие подрывается».



Чтобы отсечь самые корни (зла), пусть те, которые имеют детей, находящихся в юношеском возрасте, и намереваются ввести их в мирскую жизнь, скорее соединяют их узами брака. Так как еще в юности возмущают их страстные пожелания, то до времени брака воздерживайте их увещаниями, угрозами, страхом, обещаниями и другими бесчисленными средствами; а когда наступит пора брака, – пусть никто не медлить связывать детей своих брачными узами. Не правда ли, что я говорю, точно сваха; но я не стыжусь говорить это, потому что и Павел не стыдился, когда говорил: "Не уклоняйтесь друг от друга" (1 Кор. 7, 5). Этого, по-видимому, более надлежало стыдиться, однако он не стыдился, потому что обращал внимание не на слова, а на поступки, которые (хотел) исправить при помощи слов.

Итак, когда сын возрастет, то прежде, чем вступить в воинское звание, или в другой род жизни, позаботься об его супружестве. И если он будет знать, что ты скоро приведешь ему невесту и что уже немного остается времени до брака, то в состоянии будет терпеливо переносить пламень (страсти). Если же он узнает, что ты нерадишь об этом, и медлишь, и выжидаешь, когда он будет получать большие доходы, чтобы тогда женить его, то, пришедши в отчаяние от долгого ожидания, легко устремится к блуду. Но, – увы, – и здесь корень зла составляет сребролюбие! И так как никто не заботится о том, чтобы сделать сына целомудренным и скромным, а все с неистовством прилепляются к золоту, ради которого никто и не имеет попечения (о целомудрии), то умоляю вас прежде всего заботиться об их душах. В самом деле, если он вступит в брак с невестою непорочною, если будет знать только ее тело, то и любовь будет пламеннее, и страха Божия будет больше, и брак будет подлинно честный, связывая тела чистые и нескверные, и рождаемые будут исполнены всякого благословения; и будут угождать друг другу – жених и невеста, так как, будучи оба незнакомы с привычками других людей, будут взаимно подчиняться друг другу. А кто с юных лет начал вести жизнь распутную и ознакомился с обычаями блудниц, тот в первый и второй вечер будет любоваться своею женою, а затем скоро обратится к прежнему распутству, к чрезмерному и бесчинному смеху, – будет искать речей, исполненных бесстыдства, телодвижений страстных и всякой другой мерзости, о которой нам и говорить неприлично. Жена же благородная не допустить этого, и не позволит осквернять себя. Она вышла замуж для сожительства и для деторождения, а не для распутства и смеха, – для того, чтобы беречь дом, чтобы научить и мужа быть честным, а не для того, чтобы воспламенять в нем сладострастие.



У нас жена справедливо подчинена мужу потому, что равночестие могло бы произвести вражду, и потому, что вначале от жены произошло обольщение. Она подчинена не тотчас по сотворении. Когда Бог привел ее к мужу, она не слышала от Бога ничего такого, и муж ничего подобного не выразил ей, а сказал, что она кость от костей его и плоть от плоти его, а о власти же и подчинении ничего не говорил. Но когда она злоупотребила своей властью, сделавшись из помощницы обольстительницей, и погубила все, тогда справедливо услышала слова: «к мужу твоему влечение твое» (Быт. 3, 16). Так как этот грех мог возбудить вражду в нашем роде, ибо после такого события не послужило бы к миру то, что жена произошла от мужа, напротив, то самое, что, произойдя от него, она не пощадила собственного члена, еще более раздражало бы мужа, - то Бог, видя злобу диавола, оградил их этим словом как бы стеной, уничтожил таким определением вражду, которая должны была произойти после обольщения, поставив как бы оплот против естественной страсти – происходящего от греха злопамятства... Следовательно, власть мужа над женой естественна... Ты, жена, не ожидай доброты от мужа, чтобы после того показать и свою: в этом не будет ничего важного. И ты, муж, не ожидай благонравия от жены, чтобы после того и самому быть любомудрым: это уже не будет подвигом, но каждый пусть первый исполняет свои обязанности... Купец не спускает в море корабля и не принимается за торговлю прежде, нежели заключит со своим товарищем условий, которые обеспечили бы взаимное их спокойствие. Так и мы будем принимать все меры, чтобы внутри своего корабля сохранять мир с сообщницей нашего житейского поприща, тогда и все прочее будет у нас спокойно и мы безопасно переплывем море настоящей жизни. Об этом мы должны печься более, нежели о доме, рабах, деньгах, полях и даже делах гражданских. Всего драгоценнее должно быть для нас то, чтобы не иметь вражды и распри со своей сожительницей, ибо и все прочее пойдет у нас хорошо, и в делах духовных мы будем иметь благоуспешность, когда станем с единомыслием нести бремя настоящей жизни в браке.



Брак считается делом честным и у нас, и у язычников; и действительно, он есть дело честное. Но сколько к нему примешалось злоупотребления по неразумию людей, и при совершении браков делается так много смешного. Многие, следуя обычаю и жертвуя ему умом своим, даже не замечают нелепости всего этого, но еще обращаются к другим за наставлениями... Так как брак есть дело честное, служащее к продолжению человеческого рода и доставляющее много благ, то лукавый, снедаясь завистью и зная, что брак предохраняет от прелюбодеяния, водит другими путями то же прелюбодеяние.



Нет, поистине нет ничего драгоценнее, как быть любимым женой и любить. «Жена и муж, согласно живущие между собою» (Сир. 25, 2), говорит премудрый, поставляя это в число блаженств, ибо в этом все богатство, все счастье жизни, а без этого все прочее бесполезно в браке, все неустроенно и исполнено неприятностей и огорчений.



Девство я считаю гораздо досточтимее брака, и однако через это я не поставляю брака в числе худых дел, но даже очень хвалю его. Он есть пристань целомудрия для желающих хорошо пользоваться им, не позволяя неистовствовать природе. Выставляя законное совокупление как оплот и таким образом удерживая волны похоти, он поставляет и сохраняет нас в великом спокойствии... Запрещаю я блуд и прелюбодеяние, но брак никогда. И дерзающих на первое я наказываю и отлучаю от церковного общества, а избравших последнее, если они соблюдают целомудрие, я непрестанно хвалю.



Брак есть добро, потому что сохраняет мужа в целомудрии и не допускает погибнуть уклоняющемуся в прелюбодеяние. Поэтому не охуждай брака. Он приносит большую пользу, не дозволяя членам Христовым сделаться членами блудницы, не попуская святому храму быть оскверненным и нечистым. Он есть добро, потому что укрепляет и исправляет готового пасть. Но на что он тому, кто стоит твердо и не нуждается в помощи? Здесь он уже не полезен и не необходим, но даже служит препятствием для добродетели не только тем, что причиняет много неудобств, но и тем, что уменьшает большую часть похвал.



Заслуживает исследования и следующее: если «брак честен и ложе непорочно» (Евр. 13, 4), то почему [апостол] не допускает их во время поста и молитвы? Потому, что весьма странно было бы: если даже иудеи, у которых все имело отпечаток плотский, которым позволялось даже иметь по две жены, одних изгонять, а других брать, так предохраняли себя в этом деле, что, приготовляясь слушать Слово Божие, воздерживались от законного соития, притом не один день, и не два, а несколько дней (см. : Исх. 19), то было бы странно, если бы мы, получившие такую благодать, принявшие Духа, умершие и спогребшиеся Христу, удостоившиеся усыновления, возведенные в такую почесть, после столь многих и столь великих благ не прилагали усердия одинакового с этими детьми. Если же кто-то стал бы опять спрашивать, почему сам Моисей отклонял иудеев от брачного общения, я сказал бы, что брак хотя и честен, но может достигать только того, что не оскверняет живущего в нем, а сообщать еще святость один он не в состоянии, – это уже дело не его силы, но девства... Тот, кто молится, и постится как следует, должен отказаться от всякой житейской похоти, от всякой заботы и рассеянности и, вполне сосредоточившись в самом себе во всех отношениях, в таком состоянии приступать к Богу. Поэтому пост и есть добро, что он устраняет заботы души и, прекращая угнетающую ум дремоту, обращает все помыслы к ней самой. На это и Павел намекает, когда отклоняет от совокупления, и употребляет выражение весьма точное. Он не сказал: да не оскверняетесь, но: «для упражнения в посте и молитве» (1 Кор. 7, 5); так как сообщение в женой ведет не к нечистоте, но к неупражнению [в посте и молитве].

Если теперь после такой предосторожности диавол старается препятствовать нам во время молитвы, то застигнув душу расслабленной и изнеженной от пристрастия к жене, чего не сделает он, развлекая туда и сюда наши мысленные очи? Чтобы нам не потерпеть этого и не обращаться к Богу с напрасной молитвой, особенно когда мы стараемся преклонить Его на милость к нам, апостол и повелевает удаляться тогда от [брачного] ложа.

Ни слуга не станет раздражать господина, ни подданный царя так, как мы ежедневно прогневляем Бога. Объясняя это, и Христос назвал грехи по отношению к ближнему динариями, а грехи по отношению к Богу – «десятью тысячами талантов» (Мф. 18, 23-35). Потому, когда мы в молитвах прибегаем к Нему с намерением утишить такой гнев и умилостивить его, так прогневляемого нами каждый день, [апостол] справедливо отклоняет нас от упомянутого наслаждения и как бы говорит: ” Возлюбленные, речь идет у нас о душе, опасность предстоит крайняя, нужно трепетать, страшиться и сокрушаться; мы приступаем к грозному Владыке, многократно оскорбленному нами, имеющему против нас великие обвинения и за великие грехи. Теперь не время объятий или наслаждений, но слез и горьких стенаний, коленопреклонения, тщательного исповедания, прилежного сокрушения, многих молитв “. Благо будет тому, кто с таким усердием приступив и припадя к Богу, смягчит гнев Его не потому, что Господь наш жесток и непреклонен, – напротив, Он очень кроток и человеколюбив, – но чрезмерность наших грехов не попускает даже и благому, кроткому и многомилостивому скоро прощать нас. Поэтому и говорит [апостол]: «упражняйтесь в посте и молитве».



Если кто-то хочет яснее знать, что значит, «имея жену, не иметь ее», то пусть посмотрит на неимеющих ничего и распявшихся [для мира] как они живут. Как же они живут? Они не нуждаются покупать ни множества служанок, ни золотых вещей и ожерелий, ни светлых и больших домов, ни такого-то и такого-то количества десятин земли, но оставив все это, заботятся только об одной одежде и пище своей. И имеющий жену может вести себя согласно такому любомудрию. «Не уклоняйтесь друг от друга» (1 Кор. 7, 5) сказано только о совокуплении. В этом он [апостол Павел] повелевает следовать друг за другом и не оставляет им власти над собой, а в чем должно держаться другого любомудрия, – например, в одежде, в пище и во всем прочем, – в том один не подчинен другому, но мужьям можно, – хотя бы жена и не хотела, – отказаться от всякой роскоши и удручающего множества забот. И жене также нет никакой необходимости против воли украшаться и заботиться об излишнем. Это и справедливо, потому что та похоть естественна и потому простительна и один [из супругов] не властен лишать в этом другого без его воли, а страсть к роскоши, расточительности и бесполезным заботам не зависит от природы, но происходит от беспечности и высокомерия. Поэтому [апостол] и не повелевает вступившим в брак подчиняться друг другу в этих делах, как в тех. Таким образом, имея жену, не иметь ее, означает то, чтобы мы не принимали на себя излишних забот, происходящих от капризов и изнеженности жен, но прилагали столько забот, сколько требуется для одной преданной нам души и притом расположенной жить в браке любомудро и скромно.



Брак называется браком не по [телесному] соитию – иначе и прелюбодеяние было бы браком, – но потому, что вступающая в брак привязывается к одному мужу и этим благородная и целомудренная женщина отличается от распутной. Если она постоянно будет довольствоваться одним мужем, то брак справедливо будет называться этим именем, но если она вместо одного вводит многих мужей в дом свой, то хотя и не смею назвать это прелюбодеянием, однако сказал бы, что она много уступает той, которая кроме одного не знала другого мужа. Та вняла словам Господа: «оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью» (Мф. 19, 5); прилепилась к мужу, как к собственной своей плоти, и не забыла однажды данной ей главы. А эта не считает собственной плотью не первого, ни второго мужа, ибо первый изгнан вторым, а второй первым; и она уже не может хорошо помнить первого мужа, привязавшись после него к другому, и на последнего не может смотреть с надлежащей любовью, так как ум ее обращается к покойному [Здесь речь идёт о вдовах].



Когда мы в брак вступаем, то и это должны делать для Бога, имея в виду не то, чтобы получить богатое имение, но чтобы найти в жене благородство души, не множество денег и знаменитость предков, но добродетель и кротость нравов. Мы должны брать спутницу в жизни, а не участницу в пиршествах.



«А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но во избежание блуда, каждый имей свою жену и каждая имей своего мужа» (1 Кор. 7, 1, 2). Павел преподает закон о браках, и не стыдится, не уклоняется – и совершенно справедливо. Если Господь его почтил брак и не постыдился, но украсил это дело и присутствием своим и даром – ведь Он принес и дары больше всех, превратив воду в вино, – то как стал бы стыдиться раб, преподавая закон о браке? Не брак – порочное дело, но порочно прелюбодеяние, порочное дело – блуд, а брак есть врачество, истребляющее блуд. Не будем же бесчестить его диавольскими торжествами, но как поступили жители Каны Галилейской, так пусть поступают и ныне вступающие в брак: пусть они имеют среди себя Христа...

Две цели, для которых установлен брак: чтобы мы жили целомудренно и чтобы делались отцами, – но главнейшая из этих двух целей – целомудрие. После того как появилась похоть, введен и брак, пресекающий неумеренность и побуждающий довольствоваться одной женой. А рождение детей, конечно, происходит не от брака, но от слов, сказанных Богом: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1, 28). Это доказывают те, которые, вступив в брак, не делались отцами. Таким образом, главная цель брака – целомудрие, особенно теперь, когда вся вселенная наполнилась нашим родом. Вначале желательно было иметь детей, чтобы каждому оставить память и остаток после своей жизни. Когда еще не было надежды на воскресение, но господствовала смерть, и умиравшие думали, что после здешней жизни они погибают, тогда Бог давал утешение в детях, чтобы оставались одушевленные образы отошедших, чтобы сохранился род наш и умиравшие и близкие к ним имели величайшее утешение в их потомках... Когда же наконец воскресение стало при дверях и нет никакого страха смерти, но мы идем к другой жизни лучшей, нежели настоящая, то и забота о том сделалась излишней. Если же ты желаешь детей, то можешь приобрести лучших и полезнейших теперь, когда введено некоторое духовное чревоношение, лучшее рождение и полезнейшие питатели старости. Следовательно, некоторым образом – одна цель брака, чтобы не предаваться блудодеянию, и для этого введено такое врачество. Если же ты намереваешься и в браке предаваться блудодеянию, то излишне было тебе и вступать в брак, бесполезно и напрасно, и не только напрасно и бесполезно, но и вредно, потому что не одинаковое дело – предаваться блуду, не имея жены, или в браке опять делать то же самое. Последнее уже не блуд, а прелюбодеяние.



Немаловажное дело – брак благоустроенный; равно как для тех, которые живут в нем ненадлежащим образом, он бывает причиной множества несчастий. Жена как бывает помощницей, так часто бывает и вредительницей. Брак есть как пристань, так и кораблекрушение не по своему свойству, но по расположению худо живущих в нем. Кто соблюдает его должным образом по законам, тот после дел на торжище и всех разнообразных зол находит некоторое утешение и отраду в своем доме и в своей жене, а кто принимает на себя это дело необдуманно и как случилось, тот хотя бы и на торжище наслаждался великим миром, по прибытии домой встречает скалы и подводные камни. Поэтому... необходимо со вниманием слушать сказанное и, кто намеревается вступить в брак, делать это согласно с законами Павла, или, лучше, с законами Христа.


"Брак у всех [да будет]", - говорит, - "честен и ложе непорочно". Почему брак честен? Потому, что он сохраняет верующего в целомудрии. Здесь (апостол) имеет в виду иудеев, которые считали брачное ложе скверным и говорили, что всякий, вставши с ложа, нечист. Нет, безрассудный и бесчувственный иудей, не то скверно, что происходит от природы, но то, что - от воли. Если брак честен, то он и чист: как же ты думаешь, что им (человек) оскверняется?


А что правая вера, при порочной жизни, не приносит никакой пользы, это показывают и Христос, и Павел, которые преимущественно заботились о доброй жизни. Так Христос учит: «не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное» (Мф.7:21); и далее: «многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали?... И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф.7:22-23). В самом деле, люди невнимательные к себе самим легко впадают в пороки, хотя имеют правую веру. А Павел в своем послании к Евреям, так говорит и убеждает: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр.12:14). Святостью он называет целомудрие, по которому каждый должен довольствоваться своею женою, и не падать с другою. А кто не довольствуется, тот не может спастись, но неизбежно погибнет, хотя бы имел тысячи добродетелей. В самом деле, блуднику невозможно войти в царство небесное; а тут уже не блуд, но гораздо более – прелюбодеяние. Как жена, которая связана с мужем, если будет еще в связи с другим, уже прелюбодействует, так точно и муж, связанный с женою, если будет иметь еще другую, прелюбодействует. А такой не наследует царства, но будет ввержен в геенну. Послушай, что о таких людях говорит Христос: «червь их не умирает и огонь не угасает» (Мк.9:44). Подлинно, для того нет никакого извинения, кто при своей жене бесчинствует с другою, потому что это уже невоздержанность. Если многие и от своей жены воздерживаются, когда наступает время поста или время молитвы, то какой огонь собирает себе тот, кто не довольствуется даже своею (женою), но имеет еще связь и с другой? Если отпустившему и отвергшему от себя свою жену не позволяется сопрягаться с другою, потому что это – прелюбодеяние, то какой грех делает тот, кто имея в своем доме жену, приводит еще другую? Пусть же никто не позволяет оставаться такому недугу в своей душе, но пусть всякий с корнем исторгает его. (Прелюбодей) не столько вредит жене, сколько самому себе. Этот грех столько тяжел и непростителен, что если жена оставит мужа, даже идолопоклонника, против его воли, то Бог ее наказывает; а когда она оставит прелюбодея, – не наказывает. Видишь ли, какое это зло? Если какая-нибудь верная «жена, – говорится, – имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его» (1Кор.7:13). Но о блуднице не так сказано, а что? «Кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать» (Мф.5:32). Если чрез сожитие (муж и жена), составляют одно тело, то и живущий с блудницей необходимо становится одним с нею телом. Как же после этого честная жена, будучи членом Христовым, примет такого (мужа)? Или каким образом она соединит с собою член блудницы? И смотри, какая особенность! Сожительствующая неверному не становится оттого нечистою: «ибо неверующий муж, – сказано, – освящается женою верующею» (1Кор.7:14). Но о блуднице не то сказано, но что?

«Отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы?» (1Кор.6:15). Там освящение пребывает и не отнимается, несмотря на сожительство с неверным; а здесь оно удаляется. Подлинно, тяжкий грех – прелюбодеяние, и тяжкий и готовящий нескончаемое наказание! Да и здесь оно навлекает бесчисленные бедствия. В самом деле, такой человек принужден бывает вести жизнь тяжкую и горестную, и его состояние ничем не лучше состояния осужденных на казнь, когда он тайком входит в чужой дом со страхом и великим трепетом, и всех равно опасается – и рабов и свободных. Поэтому, умоляю вас, потщитесь освободиться от этой болезни. Если не послушаетесь, то не входите в эти священные преддверия. Овцам, покрытым язвами и зараженным болезнью, не следует пастись вместе с овцами здоровыми; их должно отгонять от стада, пока не освободятся от своей болезни. Мы сделались членами Христовыми, – не будем же членами блудницы! Здесь не распутный дом, но церковь; и если у тебя члены блудодейцы, то не стой в церкви, чтобы не бесчестить этого места. Если бы даже не было геенны, если бы даже не было наказания, – и в этом случает, как ты, после тех договоров и брачных светильников, после того законного ложа, после чадородия, после такого общения, – как ты можешь дозволить себе прилепляться к другой? Как не стыдишься и не краснеешь? Разве не знаешь, что многие осуждают даже и тех, которые вводят к себе другую жену по смерти своей (первой) жены, хотя это дело и не заслуживает наказания? А ты еще при жизни своей жены берешь себе другую! Какова распущенность! Узнай, что сказано о таких людях: «червь их, – говорит, – не умирает и огонь не угасает» (Мк.9:44). Устрашись этой угрозы! Убойся такого наказания! Не так велико здесь удовольствие. Как велико там наказание. Но дай Бог, чтобы никто не подвергся тому наказанию; дай Бог, чтобы мы, подвизаясь в святости, узрели Христа и достигли обетованных благ, которых да сподобимся все мы, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со Св. Духом, слава во веки веков. Аминь.



(Симфония по творениям св. Иоанна Златоуста.
М., Дар. 2008)

1 На ваш вопрос о браке я хочу ответить следующее. Хорошо, если мужчина совсем не прикасается к женщине.

2 Но так как в этом мире столько безнравственности, то лучше, чтобы каждый мужчина жил со своей женой и каждая женщина жила со своим мужем.

3 Муж должен выполнять свои обязанности по отношению к жене, и жена – по отношению к мужу.

4 Тело жены не принадлежит ей одной, но и ее мужу. Также и тело мужа не принадлежит ему одному, но и его жене.

5 Не избегайте близости друг с другом, разве что ненадолго, договорившись это время посвятить молитве. Но после этого будьте опять друг с другом, чтобы сатана не искушал вас невоздержанностью.

6 Впрочем, я говорю это как совет, а не как повеление.

7 Я бы хотел, чтобы все были как я холостыми, но каждый имеет от Бога свое призвание в отношении брака, один так, другой иначе.

8 Я же говорю неженатым и овдовевшим: для них хорошо не вступать в брак и жить как я.

9 Но если они не в силах справиться с собой, то пусть женятся, это лучше, чем разжигаться страстью.

10 Состоящим в браке не я, но сам Господь дает такое повеление: жена не должна расставаться со своим мужем.

11 Если же она расстанется с мужем, то пусть либо вообще не вступает в новый брак, либо примирится со своим мужем и вернется к нему. Муж, в свою очередь, не должен разводиться с женой.

12 Остальным я говорю, и это слова не Господа, а мои: если у кого-либо из братьев неверующая жена и если она хочет жить с ним, то он не должен разводиться.

13 То же самое касается и женщины, у которой неверующий муж: если он хочет жить с ней, она не должна с ним разводиться.

14 Ведь неверующий муж освящается верующей женой, и наоборот, неверующая жена освящается верующим мужем. Иначе ваши дети были бы нечисты, а так они святы.

15 Если же неверующий муж или жена хочет развода, то пусть разводится. Пусть в таком случае брат или сестра не чувствуют себя связанными, Бог призвал нас жить в мире.

16 Как тебе знать, жена, не спасешь ли ты и своего мужа? И как тебе, муж, знать, не спасешь ли ты своей жены?

17 Пусть каждый держится в жизни того, что Господь ему определил, к чему призвал его Бог. Это правило я повторяю во всех церквах.

18 Если кто-то был обрезан к тому моменту, когда был призван, то ему нет нужды скрывать это. А кто был призван необрезанным, тому нет нужды подвергаться обрезанию.

19 Обрезание или необрезание не имеет никакого значения, главное заключается в том, чтобы человек соблюдал Божьи повеления.

20 Каждый пусть остается в том положении, в котором он был, когда Бог его призвал.

21 Если ты был рабом, когда Бог тебя призвал, то пусть тебя это не смущает, хотя если у тебя есть возможность получить свободу, то воспользуйся ею.

22 Потому что раб, призванный в Господе, – вольноотпущенник Господа, и точно так же призванный свободным – раб Христа.

23 Вы были куплены за дорогую цену, так не становитесь же рабами людей.

24 Братья, пусть каждый остается в том положении, в каком он был, когда Бог призвал его.

25 Относительно же безбрачных у меня нет повеления от Господа, но, получив от Господа милость быть верным, я могу сказать так:

26 в настоящих обстоятельствах я считаю, что для вас лучше оставаться холостыми и незамужними.

27 Если ты уже состоишь в браке, не пытайся развестись. Если же ты не женат, то не ищи жены.

28 Но если ты и женишься, не согрешишь, и если девушка выйдет замуж, не согрешит. Однако у вступающих в брак появятся в жизни новые трудности, а я бы хотел уберечь вас от них.

29 Другими словами, братья, я хочу сказать, что времени осталось уже немного, и женатые пусть чувствуют себя как неженатые,

30 скорбящие – как не скорбящие, радующиеся – как не радующиеся, приобретающие – как те, у кого нет ничего.

31 Словом, все живущие в этом мире пусть живут так, будто они и не живут в нем. Ведь мира, каким мы его видим, скоро уже не будет.

32 Я хочу, чтобы вас не отягощали никакие заботы. Неженатый человек заботится о делах Господних, о том, как угодить Господу.

33 Женатому же приходится заботиться о насущных нуждах, о том, как угодить жене.

34 Его интересы раздвоены. Незамужняя женщина или девушка думает о делах Господних, она старается посвятить себя Господу телом и духом, а замужняя женщина занята повседневными делами и тем, как угодить мужу.

35 Я говорю это не для того, чтобы вас в чем-либо ограничить, нет, это для вашего же блага, чтобы вы могли жить праведной жизнью и чтобы ничто не мешало вам служить Господу.

36 Если кто-либо из вас считает, что поступает нехорошо по отношению к девушке, с которой обручен, что годы ее идут, и он чувствует свой долг жениться на ней, то пусть поступает так, как ему кажется правильным. Он может жениться, и греха на нем никакого не будет.

37 Но если человек тверд в своем решении не жениться, если его не принуждает к женитьбе необходимость и если он в состоянии владеть собой, то, решив в своем сердце оставить свою невесту девственницей, он поступит хорошо.

38 Итак, кто женится на своей невесте – поступает хорошо, кто же не женится – поступит еще лучше.

39 Женщина на всю жизнь соединена со своим мужем, но когда ее муж умирает, она свободна выходить замуж за кого хочет, главное, чтобы человек этот принадлежал Господу.

40 Но по моему мнению, а я думаю, что и я обладаю Духом Божьим, ей лучше было бы оставаться незамужней, так она будет счастливее.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter



1-е Коринфянам, 7 глава

Муж и жена по закону составляют одну плоть. Относительно интимных отношений: тело жены принадлежит мужу, а тело мужа - жене. Воля одного лица здесь должна сообразовываться с желанием другого. Уклоняться от интимных отношений можно только «разве по согласию» (1 Кор. 7,5) до той поры, пока не последует требование со стороны четы. Нарушением закона будет, если одно лицо станет противиться исполнению супружеского долга.

Часто бывает, что жена, дотоле волей или неволей покорная мужу, заметив в нем плотское желание, начинает величаться перед ним, строить различные капризы. Даже если иная жена и по истинному воздержанию, ради жертвы Богу, уклоняется от мужа - и тут она поступает неправильно. Потому что единодушие в супружеской жизни важнее всего, и, когда будет нарушена любовь, начнется раздражение, брань со стороны мужа - какая тут польза от воздержания и от самой молитвы? Можно достигнуть победы над пожеланиями мужа только просьбою, убеждением, а не с раздражением и гневом. Жена не должна делать своему мужу на супружеском ложе никаких замечаний, упреков, допускать противоречий.

Если она и недовольна мужем, то тут не место для выказывания недовольства. Так как при интимных отношениях чувственность человека крайне обострена, и любые негативные моменты воспринимаются крайне тяжело и долго не забываются. Женщина должна по закону исполнять желание мужа, а не по особенной какой-либо от себя милости или уступчивости. Если женщина сделалась женой, то должна исполнять обязанности жены.

Дожидаться упрашиваний со стороны мужа, или договариваться с ним, или спорить по поводу интимных отношений - это свойственно скорее уличной женщине, а не жене. Покоряясь молчаливо желанию мужа, женщина не должна демонстрировать якобы неприятность для нее происходящего или какого-то гнушения по поводу супружеских отношений. И мужчине и женщине нужно быть очень корректными во время плотской связи, потому что здесь очень легко обидеть, оттолкнуть от себя вторую половину, что грозит разрушением внутреннего единства супругов.

Половая потребность и блудная страсть составитель Ника

Заповедь: «жена своим телом не владеет, но муж…» (1Кор.7.4)

Заповедь: «жена своим телом не владеет, но муж…» (1Кор.7.4)

Существуют различные причины уклонения от супружеских половых отношений. Эти причины могут быть праведными и неправедными. К неправедным относятся, во-первых, уклонение для достижения своих целей (как определенный торг), обычно, оно свойственно женам.

«(Жена) более здесь погрешает, и погрешает не в видах богоугодного воздержания, а чаще всего злоупотребляя полным на сей раз равенством со своим мужем и, добиваясь угодливости себе с его стороны, она отвечает несогласием своему мужу на супружеское предложение. Но что же? Будто она хочет чем-то особенно одолжить его, если согласится с ним; будто собственность какую она здесь уступает; будто с ее стороны может быть в настоящем случае торг какой или договор, например, за обнову. Дотоле волей или неволей покорная мужу, она начинает величаться пред мужем, дорожить собой, заметив в нем плотское пожелание. Горделивость ее доходит даже до того, что каждый раз, как почувствует себя оскорбленною чем-либо со стороны мужа или получит отказ в какой либо вещи, - первою угрозою или местью объявляет, «чтоб муж не касался ее, чтоб не знал ее, и едва не клятвой подтверждает эту угрозу». Не нарушение ли это закона? не оскорбление ли это прав мужа? И что же отсюда происходит? Покоряя себе на минуту мужа, горделивая жена во все остальное время подпадает гораздо большей зависимости его, чем следовало бы. Она теряет в глазах мужа доверие, как человек изменчивый в своих отношениях, как готовый при случае досадить и отомстить. Она отравляет чувство наслаждения супружеского при совокуплении, между тем как это чувство вложено в природу человека Богом же. Она, наконец, в случае решительного бегства от мужа во время законных требований его или только по причине разных упреков ему в эту пору доводит его до падения с посторонним лицом. Тогда сбываются слова: «чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1Кор. 7, 6)».

Во-вторых, уклонение может быть по неприязни, обидам, по причине потери телесной привлекательности супруга(и), по влюбленности в другого человека или как уход одного из супругов в блудные мечтания и от них он получает большее удовольствие. Как правило, все эти уклонения приводят к желанию вступить в прелюбодейные связи или связи с блудницами(ками).

«…(некоторые супруги) охладели друг к другу, даже до такой ненависти или взаимной нетерпеливости, что когда, например, разговаривают между собой, а особенно остаются одни, не могут быть спокойны».

Такое отношение может быть как обоюдным, так и односторонним. И нежелание одной стороны вступать в брачные отношения, вызванные нетерпением и ненавистью, приводят другую сторону вначале к обидам, а затем также к ненависти. Поэтому необходимо хранить супружескую любовь, которая включает в себя и половые отношения.

Нравственное Богословие (Грехи против 7-ой заповеди, грех - холодность в супружестве…): «И так, супруги-христиане! вот ваш долг, который вы обязаны выплачивать друг другу каждый день и от платежа которого никогда не можете освободиться: это - взаимная любовь ваша! Сколь бы у одного из вас или у обоих друг против друга не накопилось с годами в душе недовольства, гнева, злобы, о! всеми силами противостаньте чувству взаимного охлаждения, а тем более взаимной ненависти. Страшное, богопротивное это состояние, когда и голос, и кашель, и взгляд и невинные привычки и вещи, которыми особо обладаете вы с привязанностью: все это становится вам ненавистным друг в друге! Сохрани вас Бог от такого взаимного ненавистного состояния! Воспротивьтесь взаимной ненависти и вражде! Чем дальше, тем будет хуже. Но всегда есть еще некоторая возможность возобновить вам свою супружескую любовь. О возобновлении ее более всего должен позаботиться муж: «муж люби свою жену». Женщина, как вообще существо более нежное и признательное, больше расположена любить того, кто старается, заслуживая ее привязанность, и дольше сохраняет к своему мужу любовь, которая в нем между тем охладела. Но это самое не дает права мужу менее стараться - заслуживать ее доверие и любовь, в той надежде, что она все простит ему или что ибез того она любит его (как вначале, супружеской жизни). За то по мере врожденной чувствительности жену глубоко трогает и равнодушие мужа, очевидная ненавистливость его: тогда немного шагов до отвращения ее к мужу. Спешите же вы, мужья, возобновить и поддержать супружескую свою любовь к женам, а вы - жены исправиться от всякого раздражительного разговора, взгляда и действия: в отношении к своим мужьям! Если же чья жизнь вначале проходила также в довольной любви и привязанности (к сожалению, есть такие, которые охладевают друг к другу года чрез два и даже чрез несколько месяцев после свадьбы: тут бывают уже особенно резкие причины); если с годами и с приближением к старости более охладевают и между многими супружеские чувства, возникает взаимная ненавистливость: тогда-то особенно такие супруги прибегните к этому сильнейшему рецепту против супружеской нелюбви, т. е. вспомните, что один из вас носит на себе образ Христа, а другая - Церковь, и что вы должны до гроба любить друг друга. Иначе вы бесчестите в себе этот образ, иначе сомнительна и ваша собственная любовь ко Христу, неживое ваше отношение к Церкви. О, возлюбленные супруги-христиане! храните и, если утратите, снова тысячу раз возобновляйте в себе взаимную супружескую любовь!».

В-третьих, уклонение может быть по чрезмерному подвигу воздержания (и об этом мы скажем в следующем разделе).

Итак, следует понимать, что заповедь: «жена своим телом не владеет, но муж» дается не для позволения неумеренности или любострастия между супругами, а дается на тот случай, если одна из сторон не желает вступать в близкие отношения, а другая желает их.

Нравственное Богословие (Грехи против 7-ой заповеди, грех - нарушение заповеди: «жена своим телом не владеет, но муж»): «Муж и жена по закону составляют одну плоть. И так относительно супружеского совокупления тело жены принадлежит мужу, но и над телом мужа имеет власть жена, кто бы он ни был по своему званию или образу жизни. Выходит, что муж и жена здесь господа один над другим, и вместе рабы друг другу. В других случаях муж имеет преимущество, а здесь нет. Воля одного лица в настоящем случае должна сообразоваться с волею другого. Уклониться от совокупления в известный раз может кто-либо не иначе, как только по согласию. А за тем надолго оставаться свободным от совокупления, если оно позволяется и физически (при здоровье) и нравственно (не во время говенья и приготовления к Тайнам Христовым), - так оставаться может одно лицо только дотоле, пока не последует требования со стороны другого. Тут добродетель целомудрия и награда за эту добродетель не относятся к одному, но к обоим, и одно лицо без другого не может на сей раз сделаться добродетельным: чудная зависимость, и смиряющая и возвышающая мужа и жену друг пред другом! Только порока невоздержания уже не разделяет другое лицо, которое желало бы быть воздержным, но подчиняется невоздержанию первого лица… Правда, эти слова Апостола не закон, но «совет»; не обязанность, какую они внушают, так что непременно или часто должны муж и жена между собой совокупляться, но только извещают о таком деле, которое предоставляется свободе супругов, которое сами супруги должны между собой устроить. Законом же, или вернее сказать нарушением закона, это дело становится тогда, как одно лицо будет противиться: тогда уже и грех и осуждение за грех».

Из-за этого между супругами могут быть конфликты, обиды, превозношение своими добродетелями, укоры немощной стороне и т. п., а эта заповедь определяет правое отношение к желаниям супругов.

Иоанн Златоуст (т.10, беседа 19 на посл.1Коринфянам): ««Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию» (ст.5). Что это значит? Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж (не должен воздерживаться) против воли жены. Почему? Потому, что от такого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство. Ведь если иные, имея своих жен, предаются прелюбодеянию, то тем более (будут предаваться ему), когда лишены будут этого утешения. Хорошо сказал: не лишайте себя; то, что здесь назвал лишением, выше назвал долгом, чтобы показать, как велика их взаимная зависимость: воздерживаться одному против воли другого значит лишать, а по воле - нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, совершая большой грех против справедливости и тем подавая мужьям повод к распутству и все приводя в расстройство. Всему должно предпочитать единодушие; оно всего важнее. Если хочешь, докажем это опытом. Пусть будет жена и муж и пусть жена воздерживается, тогда как муж этого не хочет. Что произойдет? Не станет ли он тогда предаваться прелюбодеянию, или, если не станет прелюбодействовать, не будет ли скорбеть, беспокоиться, разжигаться, ссориться и причинять жене множество неприятностей? Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Никакой. Сколько неизбежно произойдет отсюда огорчений, сколько хлопот, сколько раздоров! Если в доме муж и жена не согласны между собой, то их дом не лучше обуреваемого волнами корабля, на котором кормчий не согласен с рулевым. Потому (апостол) и говорит: «не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве».

Тихон Задонский (т.5. Прибавление «О взаимной должности христианской»): «Есть обычай неким мужам своих жен, а женам своих мужей под видом воздержания оставлять, но сие дело очень опасно, ибо вместо воздержания может последовать тяжкий прелюбодеяния грех, или в одном, или во обоих лицах. Когда муж оставит жену, а жена с другим будет грешить, то и муж тому же греху повинен будет, яко подал причину жене своей грешить; так же и жена, когда оставит мужа своего, а муж с иной будет грешить, то и жена тому же греху повинна ради вышеписанной причины. Сего ради, когда разлучение бывает ради воздержания, то должно быть это с согласия обоих лиц, и то на время, пока искусят себе, могут ли это бремя понести. Когда могут, хорошо: да пребывают так. Когда не могут, да сходятся тогда во едино; не всем бо все дано».

Исходя из вышесказанного делается однозначный вывод: уклоняющийся от супружеских телесных отношений по причине гнушения супругой(ом) грешит против естественных отношений, данных Богом.

Правила святых Апостолов (ст.51): «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил вместе и таким образом клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин».

Из книги В начале было Слово… Изложение основных Библейских доктрин автора Автор неизвестен

Управление телом. Дети Божьи, по существу, распоряжаются сами собой. Мы должны любить Бога «всем сердцем, всею душою, всею крепостию и всем разумением» (Лк. 10:27).Христианам дано преимущество развивать свои физические и умственные способности в полную меру своих сил и

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Что значит креститься для умерших (1Кор.15:28)? иеромонах Иов (Гумеров) В своих Посланиях св. апостол Павел говорит, что истина воскресения является необходимым основанием для духовной жизни. В крещении мы погребаемся с Христом в смерть (Рим.6:4). Если бы не было воскресения

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 2 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

33:23-33 Израиль незаконно владеет землей Осада города закончилась, Иерусалим пал, земля подверглась опустошению. Много народу погибло, другие же были уведены в плен или бежали. Но были и те, кто остался.В трудные времена люди не всегда проявляют лучшие свои качества. После

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

18. И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним; 19. все звери, и (весь скот, и) все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега Здесь говорится о быстром и точном исполнении божественного повеления, чем Ной еще раз свидетельствовал

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

18. И призвал фараон Аврама и сказал: что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя? 19. для чего ты сказал: она сестра моя? и я взял было ее себе в жену. И теперь вот жена твоя; возьми (ее) и пойди "И я взял было ее к себе в жену..." Отсюда можно заключать, что

Из книги Веянье звёздной управы автора Богачёв Михаил

60. И благословили Ревекку и сказали ей: сестра наша! да родятся от тебя тысячи тысяч, и да владеет потомство твое жилищами врагов твоих! "И благословили Ревекку..." Это молитвенное благословение имело пророчественный характер, поскольку Ревекка, в качестве жены Исаака,

Из книги Поучения автора Кавсокаливит Порфирий

9. А говорят: "кого хочет он учить ведению? и кого вразумлять проповедью? отнятых от грудного молока, отлученных от сосцов матери? 10. Ибо все заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного и там немного". На обличения Исаии

Из книги Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться автора Феофан Затворник

13. И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного, - так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть и будут уловлены. Словом Господа - правильнее: "со словом

Пока могуществом владеет день Пока могуществом владеет день,В его державе я - последний инок.Течение реки и птичьи тень-тень-теньВажней рожденья моего или поминок.Стволы дубов - ночные сторожа,Их гулкие гудки - сычи и совы,И ночь величественная госпожа,в её владычестве

Из книги Библия. Синодальный перевод автора

Злой дух владеет вами обоими Смотрите: Я расскажу вам одну историю! - сказл старец Порфирий.Одна монахиня, которая сильно стремилась к порядку, с раздражением сказала своему старцу:- Такая - то сестра возмущает весь монастырь своими трудностями и своим характером. Мы

Из книги Печальные ритуалы императорской России автора Логунова Марина Олеговна

20. Продолжение. Изъяснение расстройства, внесенного в природу человека грехом прародителей. Общение с Богом служило источником господства духа над душою и телом. Чрез нарушение заповеди человек отделился от Бога, и потерял господствование над душою и телом, и подчинился

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том III (июль – сентябрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Из книги Половая потребность и блудная страсть автора составитель Ника

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла Глава 11 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса

Из книги автора

Прощание с телом По примеру императора Петра I тела монархов предполагалось выставлять для прощания шесть недель. Хотя на практике только тело императрицы Елизаветы Петровны было доступно для прощания в течение этого срока: умерла 25 декабря 1761 г. – погребена 3 февраля

Из книги автора

Св. апостол и евангелист Матфей (Жребием владеет Бог) I. Ныне прославляемый св. апостол и евангелист Матфей происходил из колена Иудина и родился в Вифлееме; с детства он был учеником св. Симеона Богоприимца. Он был один из пребывавших постоянно при Господе Иисусе Христе и

Из книги автора

Заповедь: «имеющие жен должны быть, как не имеющие» (1Кор. 7, 29) Как было отмечено выше, человек может уклоняться от супружеских обязанностей по духовному рвению, по стремлению к чистоте ради исполнения заповеди Господа. И такое уклонение - святая обязанность каждого