Патронаж новорожденного на дому: сроки, цели, схема. Бланк патронажа ребенка: образец заполнения. Наблюдение за новорожденными на педиатрическом участке

Многие молодые мамы после выписки из роддома начинают сильно беспокоиться из-за неуверенности в своих действиях по уходу за новорожденным в первый месяц. Ведь появляется множество вопросов по кормлению грудью и режиму малыша. Ответы на них можно получить у участкового врача-педиатра или медицинской сестры детской поликлиники. Для этого женщине не нужно самой идти в медучреждение и уж тем более нести туда младенца. Дело в том, что в России действует система патронажа новорожденного, то есть наблюдения за новорожденными на дому.

Патронаж новорожденного проводится педиатром и медсестрой из детской поликлиники и распространяется на всех малышей независимо от наличия у их родителей постоянной регистрации и полиса общего медицинского страхования.

Главная задача медиков при патронаже новорожденного – оценить состояние здоровья ребенка, его мамы, а также социально-экономические условия семьи.

Когда ждать врача?

Из родильного дома сведения о выписке новорожденного сообщают по телефону в детскую поликлинику, к которой будет прикреплен малыш в зависимости от адреса фактического проживания семьи. В регистратуре поликлиники в специальном журнале регистрации новорожденных записывают фамилию, имя, отчество мамы и дату рождения ребенка.

Первичный патронаж новорожденного проводится в течение первых двух дней после выписки из роддома. Деток, которые относятся к группе высокого риска по развитию ряда заболеваний (недоношенность, переношенность, гипотрофия, нарушения мозгового кровообращения), участковый врач должен посетить в день выписки из роддома. Если день визита приходится на выходные или праздники, то к малышу придет дежурный педиатр. Если доктор, проводя патронажи, замечает какие-либо отклонения в здоровье ребенка либо младенец входит в группу риска, количество визитов может быть увеличено.

Если врач не пришел к новорожденному в первые два дня после выписки из роддома, то мама должна позвонить в детскую поликлинику по месту проживания и выяснить причину отсутствия патронажного доктора.

Первичный патронаж новорожденного

При при первичном патронаже новорожденного врач задаст маме много различных вопросов по поводу протекания беременности, родов, состояния ребенка при рождении и выписке из роддома, поинтересуется жилищно-бытовыми условиями, выяснит, есть ли у мамы, папы или их родственников какие-либо наследственные и хронические заболевания и т. п. Вся эта информация помогает врачу выявить группу риска по развитию у ребенка наследственных заболеваний.

Затем доктор осмотрит ребенка: оценит его физическое развитие, наличие или отсутствие пороков развития и стигмов дисэмбриогенеза (микроаномалий). Стигмы являются своеобразным микрогенетическим фоном семьи. Это небольшие отклонения от нормы, которые могут встречаться у того или иного члена семьи. Например: уплощенная спинка носа, оттопыренные уши, большие родимые пятна, низкий рост волос и т. д. Если доктор обнаруживает больше пяти-шести таких стигм, то малыш попадает в группу риска по развитию различных заболеваний.

При оценке неврологического состояния ребенка врач учитывает позу новорожденного, его двигательную активность, мышечный тонус, выраженность безусловных рефлексов. Также оцениваются форма и размеры головы, размеры и степень напряжения большого и малого родничка, состояние швов костей черепа.

Далее при первичном патронаже новорожденного доктор исследует кожу ребенка: оценивает ее цвет, наличие потницы, опрелостей и т. п. Особое внимание врач уделит состоянию пупочной ранки: осмотрит кожу вокруг пупка, степень заживления пупочной ранки, нет ли каких-либо выделений из нее.

Затем педиатр фонендоскопом прослушивает дыхание и сердцебиение крохи, чтобы оценить состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем и исключить врожденные пороки развития. После этого доктор прощупывает животик малыша.

При первичном патронаже новорожденного ребенка врач обязательно должен проверить симметричность ягодичных складок и разведение ножек в стороны для раннего выявления дисплазии тазобедренных суставов. При подозрении на эту патологию малыш должен быть проконсультирован у ортопеда и направлен на УЗИ тазобедренных суставов. При данном заболевании очень важна ранняя диагностика, так как при своевременно начатом лечении функция тазобедренного сустава полностью восстанавливается.

В завершение патронажного посещения педиатр может ответить на все вопросы по уходу за новорожденным в первый месяц (купание, гуляние, уход за пупочной ранкой, ежедневный туалет ребенка), режиму дня, вскармливанию. Особое внимание уделяется кормлению новорожденного, с тем чтобы помочь маме наладить правильное грудное вскармливание. Врач должен убедиться в наличии у женщины грудного молока, осмот­реть молочные железы (состояние сосков), понаблюдать, правильно ли она прикладывает ребенка к груди, рассказать ей о режиме кормлений крохи и о питании кормящей женщины.

Во время первичного патронажа новорожденного врач должен рассказать маме обо всех требующих срочной медицинской помощи состояниях малыша и о том, куда надо обращаться в экстренных случаях.

Визит длится в среднем 15–20 минут. Доктор может прийти в любое время дня (как правило, визит наносится без предупреждения), вместе с медсестрой или без нее.

Второй патронаж новорожденного

Второй патронаж новорожденного ребенка проводится на 14-й день жизни. Врач повторно осматривает младенца, обследуя все органы и системы для оценки процессов адаптации и определения его состояния здоровья. Процессы адаптации показывают, как малыш приспосабливается к окружающим его внешним условиям. Чтобы понять это, педиатру необходимо выяснить, как новорожденный спит, как ведет себя во время бодрствования, каков его режим дня.

Также доктор должен обратить внимание на то, как кроха прибавляет в весе, беспокоят ли его срыгивания или колики в животе. Если малыша ничего не беспокоит, он хорошо кушает и спокойно спит, врач делает вывод о легкой (или хорошей) адаптации ребенка. При затрудненном процессе адаптации (кроха плохо прибавляет в весе, срыгивает, часто беспричинно плачет и т. д.) педиатр дает маме рекомендации, как справиться с возникшими проблемами.

Кроме того, на втором патронаже врач контролирует соблюдение рекомендаций по уходу (обработка кожи, наличие потницы или опрелостей, состояние пупочной ранки т. д.) и вскармливанию, отвечает на возникшие вопросы.

Третий патронаж новорожденного

Третий патронаж новорожденного проводится на 21-й день жизни ребенка. Его целью является наблюдение в динамике за состоянием здоровья и развитием ребенка. Врач осматривает младенца, оценивает его нервно-психическое развитие и состояние здоровья в целом.

Во время посещения доктор дает маме рекомендации по профилактике рахита, обсуждает с ней вопросы закаливания грудничка, показывает некоторые приемы массажа и гимнастики для ребенка первого месяца жизни, которые родители смогут проводить каждый день сами.

Полученные данные участковый врач-педиатр после каждого патронажа регистрирует в истории развития ребенка. К концу первого месяца он составляет прогноз состояния здоровья своего подопечного и определяет группы риска. При наличии отклонений педиатр направляет новорожденного на консультацию к соответствующему специалисту (ортопеду, аллергологу и т. п.) для проведения углубленного обследования и лечения.

Патронажи медсестры

Медсестра посещает новорожденного на первой неделе жизни два раза вместе с доктором или самостоятельно, а затем еженедельно в течение первого месяца.

Медсестра при первом патронаже смотрит, есть ли все необходимое для ухода за ребенком (кроватка, ванночка, коляска и т. д.), дает рекомендации по прогулкам, показывает, как правильно купать малыша, проводить ежедневный туалет новорожденного, обрабатывать пупочную ранку. При повторных посещениях медсестра контролирует выполнение мамой врачебных назначений и рекомендаций по уходу.

Если по каким-то причинам родителей малыша не устраивает медперсонал, ведущий патронажное наблюдение, можно обратиться к заведующему поликлиникой с письменной просьбой о замене врача или медсестры.

Пограничные состояния

При патронажном посещении педиатр может спросить маму об имеющихся у нее жалобах и рассказать о пограничных состояниях, которые могут возникнуть у ребенка в первые недели жизни. Они не являются болезнью и не требуют специального лечения. Наиболее часто у новорожденных малышей встречаются следующие пограничные состояния:

  • Физиологическая желтуха новорожденных (связана с незрелостью ферментов печени и повышением уровня билирубина в крови). На 2–3-й день жизни у младенца появляется желтушное окрашивание кожи, которое к 5-му дню усиливается, а к 7–10-му дню исчезает.
  • Эритема новорожденных. Она наблюдается на 2-е сутки жизни и выражается в покраснении кожи, иногда сопровождается сыпью (папулы и пузырьки). Самостоятельно исчезает к концу первой недели.
  • Гормональный криз новорожденных. Может проявляться в нагрубании молочных желез малыша (начинается на 3–4-й день, достигает максимума к 7–8-му дню, потом уменьшается); слизистые или кровянистые выделения из влагалища у девочек появляются на первой неделе жизни и проходят к 14-му дню.

Из родильного дома, где малыш появился на свет, сведения о его выписке будут обязательно переданы в детскую районную поликлинику, куда кроха будет прикреплен по фактическому адресу проживания. Старшая медицинская сестра детской поликлиники, получив сведения о выписке младенца из роддома, в тот же день заносит данные в журнал регистрации новорожденных; она заполняет историю развития новорожденного, вклеивает в нее вкладыши дородового патронажа, передает историю развития в регистратуру или непосредственно участковой медицинской сестре.

Первый патронаж к новорожденному должен быть выполнен не позже 1-2 дней после выписки из роддома; выписанных недоношенных детей с симптомами перинатальной и врожденной патологии медсестра и участковый доктор должны посетить уже в день выписки. Если этот день приходится на выходные или праздники, таких детишек посещает дежурный врач-педиатр.


Цели патронажа

Общая цель патронажей: создать программу реабилитации ребенка.

Конкретные цели:

Оценить состояние здоровья ребенка;

Оценить состояние здоровья матери;

Оценить социально-экономические условия семьи;

Разработать программу обучения матери, направленную на удовлетворение жизненных потребностей ребенка.

Обработка пупочной ранки

Обработку пупочной ранки достаточно проводить один раз в день, после вечернего купания. Не стремитесь делать это при каждом удобном случае: так вы будете слишком часто сдирать образующиеся на ранке корочки, что не ускорит, а лишь осложнит и затянет заживление.

Вам понадобятся:

  • ватные палочки,
  • СПИРТОВОЙ РАСТВОР БРИЛЛИАНТОВОЙ ЗЕЛЕНИ («зеленка») или ХЛОРФИЛЛИПТА,
  • чистая пипетка,
  • 3%-ный РАСТВОР ПЕРЕКИСИ ВОДОРОДА.

    Шаг за шагом:

    Вытирая (точнее, промокая) кожу малыша после купания, хорошенько просушите и область пупка.

    Смочите ватную палочку в антисептическом растворе и смажьте ею ранку.

    Если отделяемого и корочек в ранке довольно много (обычно такое бывает в первые дни жизни малыша), их можно удалить 3%-ным РАСТВОРОМ ПЕРЕКИСИ ВОДОРОДА.

    Наберите в пипетку РАСТВОР ПЕРЕКИСИ ВОДОРОДА.

    Выпустите раствор в пупочную ранку. Соприкасаясь с биологическими средами, он начнет пениться и выносить корочки и отделяемое на поверхность.

    Просушите ранку с помощью сухой ватной палочки или ватного тампона.

    С помощью другой палочки смажьте ранку раствором антисептика.

    В настоящее время в большинстве крупных родовспомогательных учреждений пуповинный остаток удаляют хирургическим путем на 2-е сутки жизни крохи. Обычно при подобном подходе не возникает необходимости использовать перекись водорода, так как процесс заживления проходит, как правило, гладко.

    Купание

    График визитов

    Из чего складывается патронаж новорожденных?
    В его официальную программу входит целых 10 посещений врача и медсестры. Но родители могут менять его так, как удобно им и ребенку.

    • 1,3,10,14-й день - посещение педиатра
    • 2,4,11,15,21,28-й день - визиты патронажной сестры
    • К концу первого месяца жизни малыш успеет окрепнуть и мама сможет сама ходить с ним в поликлинику.
    • Купание должно стать для вашего малыша ежедневной процедурой. Во-первых, кожа крошки тонкая, и в ней гораздо активнее, чем у нас с вами, протекают обменные и выделительные процессы и кожное дыхание. Поэтому она должна регулярно очищаться. Во-вторых, купание чрезвычайно полезно с точки зрения закаливания.

      Вам понадобятся:

      • ванна или детская ванночка,
      • термометр для воды,
      • кристаллы марганцево-кислого калия (в первые 7–10 дней жизни малыша),
      • детское мыло или пена для ванн (1–2 раза в неделю),
      • махровая рукавичка или мягкая губка (по желанию),
      • большая пеленка или махровое полотенце, чтобы завернуть малыша после купания.

        Температура воды должна составлять около 36–37о С. В целях закаливания температуру воды можно понижать примерно на 1о каждые 2 недели. В первые 10 дней жизни малыша неонатологи рекомендуют купать его в слабом (светло-розовом!) растворе марганцево-кислого калия. Для этого кристаллы нужно не бросать непосредственно в ванночку, а предварительно растворить в небольшом объеме воды, приготовив довольно насыщенный раствор, и процедить его через насколько слоев марли или бинта. В противном случае нерастворенные кристаллы могут попасть на кожу или слизистые оболочки ребенка и стать причиной серьезных химических ожогов. Мыть малютку с мылом или в детской пене для ванн нужно 1–2 раза в неделю, в остальных случаях достаточно будет искупать его в простой воде. После ванны полезно ополоснуть ребенка проточной водой (из кувшина или душа), температура которой может быть на 1–2о ниже. После купания заверните младенца в пеленку или полотенце. Тонкую детскую кожу можно только промокать, но ни в коем случае не растирать, ибо она очень легко травмируется. После ванночки следует приступить к обработке пупка.

        Подмывание

        Подмывать ребенка следует после каждого стула и при смене подгузника. Удобнее всего подмывать малыша под струей проточной воды, так чтобы вода стекала спереди назад. Если по какой-либо причине вода недоступна (на прогулке, в поликлинике), можно воспользоваться влажными детскими салфетками.

        Умываемся

        Утром младенца можно умыть прямо на пеленальном столике.

        Вам понадобятся:

        • несколько ватных тампонов,
        • кипяченая вода.

          Личико и глазки малыша протираем ватным тампоном, смоченным в кипяченой воде. Для каждого глаза обязательно должен быть отдельный тампон. Движения направляйте от наружного угла глаза к внутреннему.

          Чистим носик

          Необходимость в этом возникает, когда слышно, что дыхание крохи затруднено. Для этого удобнее воспользоваться ватной турундочкой (фитильком). Осторожно, подкручивающими движениями, вводим ее в ноздрю. Если в носу много сухих корочек, турунду можно смочить в масле (вазелиновом или растительном). От этих манипуляций малыш может чихнуть, что упростит выполнение задачи.

          Чистим ушки

          Ушки ребенка следует чистить только тогда, когда ушная сера видна в устье слухового прохода. Не нужно делать это слишком часто: чем чаще сера удаляется, тем быстрее начинает вырабатываться. При чистке ушей ни в коем случае нельзя проникать в слуховой проход глубже, чем на 5 мм. Для этого даже существуют специальные ватные палочки с ограничителями.

          Подстригаем ногти

          Эти маленькие ноготки так быстро растут! По мере роста их нужно подстригать, чтобы малыш не поцарапал ни себя, ни вас. Воспользуйтесь «младенческими» маникюрными ножницами, у которых есть расширения на кончиках. Некоторым удобнее пользоваться специальными кусачками. Ноготки следует срезать прямо, не закругляя уголков, чтобы не стимулировать их рост и врастание в кожу.

          На этом заканчивается первичный патронаж к новорожденному. На втором патронаже медсестра проверяет правильность выполнения процедур.

Как обеспечивается патронажное наблюдение за новорожденными на дому?

В нашей стране существует система бесплатного патронажного наблюдения за новорожденными детьми в возрасте от 0 до 1 месяца. Первый и самый подробный осмотр проводится участковым педиатром и медсестрой в течение первых 3 дней после выписки малыша из роддома. Следующие визиты приходятся на 14 и 21 день жизни младенца. А когда ребенку исполнится месяц, вам предстоит первый поход в детскую поликлинику. Участковый врач и медсестра посещают новорожденного без предварительного предупреждения.

Очень важно отметить, что патронажное наблюдение должно проводиться бесплатно и в полном объеме за всеми новорожденными детьми, независимо от того, имеется ли у их родителей постоянная прописка и полисы обязательного медицинского страхования. Если малыш по тем или иным причинам появился на свет вне медицинского стационара, то участковый педиатр оформляет справку о рождении, на основании которой родители потом регистрируют ребенка в ЗАГСе.

Кто сообщает в детскую поликлинику о появлении новорожденного?

Если женщина выписывается из роддома в своем городе, то сведения о ребенке в детскую поликлинику предоставляет медсестра или роды проходили вне стационара, то о появлении новорожденного участковому педиатру должна сообщить сама мама. Для этого достаточно позвонить в районную детскую поликлинику.

Как проходит первый патронажный визит врача-педиатра?

При первом посещении участковый педиатр заводит на ребенка медицинскую карту. Он заносит в нее сведения о родителях (Ф.И.О., образование, место работы), оценивает бытовые условия, в которых будет жить младенец (наличие кроватки и места для пеленания, экология помещения). Затем врач должен расспросить о состоянии здоровья родителей и близких родственников. Если в семье известны факты заболеваний почек, неврологической патологии, бронхиальной астмы и аллергии, алкоголизма, инфекционных заболеваний, эта информация будет зафиксирована в медицинской карте.

Женщине в роддоме выдают обменную карту, в которой содержатся сведения, касающиеся состояния ее здоровья, течения родов и послеродового периода (эту часть следует отдать врачу женской консультации), а также информация о ребенке, адресованная участковому педиатру. Ознакомившись со сведениями, содержащимися в этой выписке, врач непременно попросит мать рассказать следующее:

  • как протекали беременность и роды;
  • закричал ли ребенок сразу после рождения, каков был, по мнению матери, характер его крика;
  • был ли ребенок приложен к груди в родильном зале;
  • находился ли ребенок в роддоме вместе с матерью и как было налажено кормление. Далее врач приступает непосредственно к осмотру новорожденного.

На что обращает внимание участковый педиатр, проводя первый осмотр новорожденного?

У каждого педиатра своя методика осмотра. Квалифицированное обследование подразумевает получение самой полной информации о малыше. Для этого врач осматривает ребенка буквально с головы до пят. Расскажем обо всем по порядку.

Кожа. Педиатра интересует цвет кожи, наличие родимых и сосудистых пятен, сыпи. Врач обращает внимание и на проявление физиологической желтухи. Обычно желтушный оттенок исчезает к середине первой –началу второй недели, и кожа становится бледно-розовой. На ощупь кожа малыша должна быть гладкой и бархатистой.

Голова. Врач измеряет объем головки малыша и внимательно осматривает ее, обращая внимание на ее форму, состояние родничков и швов черепа. Цель такого осмотра –исключение пороков костной системы головы и своевременное обнаружение признаков повышенного внутричерепного давления.

Глаза. Врач следит, как реагируют зрачки на свет, движутся ли они вместе или отдельно друг от друга. Он обращает внимание и на состояние век. Отек и покраснение века могут быть признаками непроходимости слезного канала или конъюнктивита.

Нос. Здоровый младенец дышит через нос. Если носовые проходы закупорены, ему приходится дышать ртом – в таком случае могут возникнуть трудности с кормлением малыша.

Полость рта. Полость рта исследуется для того, чтобы исключить врожденные аномалии: расщепление губ или нёба, изъяны в строении языка, наличие врожденных зубов. Особого внимания заслуживает слизистая оболочка рта. Иногда на ней могут быть видны проявления грибкового стоматита (молочницы) в виде белого творожистого налета.

Шея. Врач устанавливает, не увеличены ли у ребенка лимфатические железы, расположенные на шее, нет ли кист. Одновременно он проверяет состояние мышечной системы. К сожалению, во время родов мышцы шеи довольно часто травмируются (особенно при тазовом предлежании). Если вовремя не заметить патологических изменений, то у ребенка может развиться кривошея.

Ключицы. Для проверки ключиц врач вытягивает руки ребенка, разводит их в стороны и заводит за головку малыша –при этом важно, как ребенок реагирует на подобные манипуляции. Если его ручка висит как плеть (парез руки), врач заподозрит перелом ключицы.

Грудная клетка. Педиатр измеряет объем грудной клетки. С помощью стетоскопа определяет, с какой частотой бьется сердце ребенка. Нормальной частотой пульса у новорожденного принято считать 120-140 ударов в минуту. Очень важно исключить порок сердца, на который могут указывать различные шумы. Педиатр прослушивает дыхание ребенка спереди и со спины – на предмет наличия хрипов. Дыхание у здорового малыша довольно равномерное – 35-40 вдохов и выдохов в минуту.Некоторые врачи начинают осмотр именно с таких манипуляций – пока ребенок не раскричался.

Живот. Педиатр обычно ощупывает живот ребенка, чтобы убедиться, что он мягкий. Затем он проверяет, не увеличены ли внутренние органы. Очень важно, чтобы размеры печени и селезенки были в пределах нормы.

Пупочная ранка. Врач расскажет, как правильно ухаживать за пупочной ранкой, ведь при неправильном уходе она может стать очагом инфекции. Если у малыша образовалось маленькое вздутие, важно не пропустить появление пупочной грыжи.

Бедра. Врач уложит ребенка на спинку, согнет его ножки и попытается развести их в стороны, чтобы они коснулись поверхности стола. Таким образом проверяют, нет ли у малыша врожденного вывиха бедра. Когда через год ребенок начнет ходить, его тазобедренным суставам придется справляться с серьезной нагрузкой. Если обнаружена патология, то успех лечения зависит от того, как рано оно будет проведено.

Половые органы. Врач должен убедиться, что половые органы имеют нормальную форму. У девочки важна общая форма строения половых губ: малые половые губы должны прикрываться большими. У доношенного мальчика яички должны быть опущены в мошонку. При осмотре врач также исключает водянку яичек.

Рефлексы . Проверка рефлексов –обязательный элемент первого осмотра. Мамам порой кажется, что врач проделывает с их чадами настоящие акробатические трюки. Для того чтобы проверить рефлекс обхватывания (объятия), сосательный, ладонно-ротовой и хватательный рефлексы, ребенка укладывают на спинку. Рефлекс опоры и автоматической походки можно наблюдать, поддерживая малыша под мышками так, чтобы его ножки касались горизонтальной поверхности. При проверке защитного рефлекса и рефлекса ползания ребенка выкладывают на живот. Для полной оценки работы нервной системы малыша доктор проверит и другие спинальные автоматизмы – рефлексы Галанта, Переса, реакцию на испуг (рефлекс Моро).

Мышечный тонус. Мышечный тонус – один из критериев, по которым оценивается работа нервной системы ребенка.

В норме физиологическое повышение мышечного тонуса сохраняется у детей до 2,5 месяцев на ручках и до 4 месяцев на ножках. Мама наверняка сама заметит, как трудно разогнуть ручки и ножки новорожденного малыша. Если врач обнаружит нарушения мышечного тонуса (значительно повышенный или пониженный тонус, асимметрия напряжения мышц правой и левой стороны тела), он назначит консультацию у невропатолога.

Поведение и самочувствие. Осматривая грудничка, врач обязательно играет и разговаривает с ним, одновременно внимательно наблюдая за его поведением: не вялый ли ребенок, нормально ли он себя чувствует. Пожалуй, будет нелишним заметить, что по желанию родителей ребенка может наблюдать педиатр с другого участка. Для этого маме необходимо лично договориться с врачом. Если основная нагрузка не позволит педиатру полноценно наблюдать малыша с другого участка, в такой просьбе может быть отказано.

Как проходит патронажный визит медицинской сестры?

При первом патронажном визите медсестра обязательно проведет с матерью беседу о правилах ухода за младенцем, обучит приемам поглаживающего массажа и простой гимнастики. Кроме того, медсестра оставит информацию, которой непременно должны располагать родители, а именно:

  • адрес и телефон участковой поликлиники, амбулатории и детской районной больницы;
  • часы консультаций участкового педиатра и приемов в «грудничковый день»;
  • телефон скорой помощи или медицинского отделения, куда можно обратиться за срочной помощью на дому;
  • сведения о том, где и как оформить на ребенка полис обязательного медицинского страхования.

Придя к вам в дом, врач и медсестра непременно должны вымыть руки. Среди нормативных документов не существует положения, по которому они обязаны снимать обувь и носить халат. Но если вы заранее приготовите бахилы (понятно, что бахил у вас под рукой может не оказаться – мы возьмем на себя смелость посоветовать вам предложить медицинскому работнику обыкновенные чистые полиэтиленовые пакеты) и халат, то врач или медсестра вряд ли откажется.

Патронаж новорожденного - это посещение малыша на дому медицинскими работниками на первом месяце его жизни. Еще в роддоме у вас спросят ваш фактический адрес и отправят данные в ближайшую поликлинику. И на 1-й, 2-й день после вас посетит педиатр или медицинская сестра. Патронаж на дому обычно осуществляется три раза. Это очень удобно для матери, так как в домашних условиях будет произведен необходимый осмотр ребенка, даны рекомендации по уходу за малышом, а также во время него можно задать любые интересующие вопросы о малютке и о своем состоянии.

Первичный патронаж новорожденного

К первичному патронажу новорожденного лучше подготовиться заранее и составить список волнующих вас вопросов, которые вы хотите задать врачу. Во время посещения медицинская сестра или педиатр осуществят следующие манипуляции:

  • осмотрят пупочную ранку и дадут рекомендации по ее обработке;
  • прощупают животик;
  • осмотрят кожу малыша на наличие опрелостей, дав совет по ее уходу;
  • поинтересуются, на грудном или находится малыш, расскажут правила вскармливания;
  • сделают вывод о здоровье малыша;
  • соберут сведения о течении беременности, родов, прививках в роддоме, наследственных семейных заболеваниях и т.д.;
  • сделают вывод о физическом и психологическом состоянии матери;
  • заполнят детскую ;
  • осмотрят жилищные условия и их пригодность для проживания младенца;
  • сообщат адрес и телефон ближайшей поликлиники, приемные часы вашего участкового педиатра и день, в который осуществляется прием грудничков.

Во время осмотра малыша не все врачи подробно рассказывают матери об уходе за крохой, поэтому сами задавайте настойчиво все вопросы.

Вторичный патронаж новорожденного

Второй визит врача или медсестры на дому осуществляется примерно на 14-й день жизни малыша. Во время него медицинский работник также осуществит осмотр ребенка. Посмотрит, насколько своевременно зажила пупочная ранка и сошла физиологическая желтушка. Врач поинтересуется о грудном вскармливании, даст советы по этому поводу. К этому визиту также составьте список волнующих вас вопросов об уходе за малышом (ногти, уши, глаза, кожа, обработка опрелостей, купание и подмывание, кормление, очищение «молочных корочек" и т.д.). Также вы сможете поинтересоваться о своем здоровье и попросить рекомендации по поводу этого.

Третий патронаж новорожденного

Третий визит медицинского работника на дом осуществляется примерно на 21 день жизни крохи. Во время него педиатр произведет осмотр ребенка, составит вывод о его здоровье, даст полезные рекомендации и советы. Также он напомнит о том, что вы должны посетить поликлинику для осмотра ребенка, когда ему исполнится месяц. Как и во время первого и второго визита, не забывайте задавать волнующие вас вопросы.

Патронаж новорожденных на дому. Подведение итогов

Наблюдение малыша в первый месяц его жизни на дому производится три раза бесплатно, вне зависимости от того, есть ли у родителей регистрация или нет. Однако для того, чтобы посещать поликлинику после месяца, вам необходимо сделать ребенку и зарегистрировать его по адресу одного из родителей.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НОВОРОЖДЕННЫМИ НА ПЕДИАТРИЧЕСКОМ УЧАСТКЕ

Здоровый новорожденный - ребенок, родившийся от практически здоровой матери, не имевшей осложнений во время беременности и ро­дов, с оценкой по шкале Ангар 8-10 баллов, имеющий массу тела от 3 до 4,5 кг, с массо-ростовым коэффициентом 60-80, с нормально протекав­шим периодом адаптации, с максимальной убылью первоначальной массы тела не более 6-8%, находящийся на естественном вскармлива­нии и выписанный из родильного дома на 5-6 сут.

К новорожденным условно относят детей первого месяца жизни (до 28 сут).

Выделяют следующие клинические группы новорожденных.

Доношенные дети, родившиеся при сроке беременности 38-40 нед,
с массой тела 2501 г и более, ростом 47 см и более, морфологически и
функционально соответствующие гестационному возрасту.

Недоношенные дети, родившиеся при сроке беременности менее
38 нед, массой тела менее 2500 г, ростом менее 47 см. Недоношенные де­
ти могут быть зрелые, незрелые, с внутриутробной гипотрофией.

■ Классификация степеней недоношенности по гестационному
возрасту к моменту рождения приведена ниже.

♦ I степень - 35-37 нед беременности.

♦ II степень - 32-34 нед беременности.

♦ III степень - 29-31 нед беременности.

♦ IV степень - менее 29 нед беременности.

■ До сих пор существует классификация недоношенных детей в
зависимости от массы тела.

♦ Масса тела от 2500 до 2001 г - недоношенность I степени.

♦ Масса тела от 2000 до 1501 г - недоношенность II степени.

♦ Масса тела от 1500 до 1001 г - недоношенность III степени.

♦ Масса тела от 1000 до 500 г - недоношенность IV степени.

Незрелые дети - не соответствующие по степени зрелости гестаци­
онному возрасту. Они могут быть доношенными и недоношенными.

Переношенные дети - родившиеся при сроке беременности более
42 нед и имеющие признаки переношенности.

Дети с внутриутробной гипотрофией - дети, у которых массо-рос-
товой показатель ниже нормы (норма 60-80) или имеются признаки за­
держки внутриутробного развития.

■ Формы задержки внутриутробного развития приведены ниже.

♦ Гипотрофическая форма: характерно преимущественно дефи­
цит массы тела по отношению к длине.


♦ Гипопластическая форма: относительно пропорциональное
уменьшение всех показателей физического развития.

♦ Дистрофическая (диспластическая) форма: выраженные
диспропорции, нарушение телосложения, трофические рас­
стройства на фоне значительного снижения не только массы
тела, но и длины тела и окружности головы.

■ Выделяют следующие степени тяжести задержки внутриутроб­ного развития.

♦ Легкая: снижение массы тела на 2 сигмы по сравнению с нор­
мальным значением массы тела соответствующего гестацион-
ного возраста при нормальной или умеренно сниженной дли­
не, размеры головы не выходят за пределы М - 2 сигмы.

♦ Средняя, снижение массы и длины тела на 2 и более сигмы по
сравнению с нормальными значениями этих показателей со­
ответствующего гестационного возраста. У 75% таких детей
отмечают аналогическое уменьшение окружности головы.

♦ Тяжелая: значительное уменьшение всех параметров физичес­
кого развития и особенно длины тела (на 3 и более сигм)

Маленькие дети, рожденные в срок - дети с массой тела менее 2500 г, анатомически и функционально зрелые в соответствии с геста-ционным возрастом, имеющие рост пропорциональный массе тела.

После выписки новорожденного из родильного дома ребенок пере­водят под наблюдение в детскую поликлинику. Сведения о выписке де­тей поступают в детскую поликлинику ежедневно. Эти данные записы­вают в журнал регистрации новорожденных и в тот же день передают участковым педиатрам.

Врачебно-сестринский патронаж к новорожденному проводят вне зависимости от прописки матери. Профилактическая работа с этой воз­растной группой детей заключается в проведении первичного врачебно-сестринского патронажа в первые 3 сут после выписки из родильного дома, если новорожденный здоров, и обязательно в первые сутки, если у него имеются отклонения в состоянии здоровья или неблагоприятные условия проживания.

ПЕРВИЧНЫЙ ВРАЧЕБНО-СЕСТРИНСКИЙ ПАТРОНАЖ

Первичный врачебно-сестринский патронаж проводят по опреде­ленной схеме.

Участковый педиатр должен уточнить и оценить социальный, гене­алогический и биологический анамнез, используя сведения опроса ма­тери, дородовых патронажей и данные из обменной карты новорожден­ного.


Особое внимание уделяют вскармливанию новорожденного.

Оценивают навыки и знания матери о кормлении ребенка грудью
для выявления трудностей и проблем со вскармливанием.

Осматривают грудные железы матери.

Как правильно располагать и прикладывать ребенка к груди.

Кормить ребенка по требованию (до 8-12 раз в сутки) без ночных
перерывов.

Не давать новорожденному никакой иной пищи, кроме грудного
молока.

Не пользоваться сосками и пустышками.

При объективном обследовании новорожденного обращают внима­ние на ряд признаков

Общее состояние, крик, активность сосания.

Состояние кожи, слизистых оболочек, наличие отеков, пастознос-
ти, цианоза, «переходных состояний», реакции на введение вакцины
БЦЖ.

Телосложение, питание.

Поза, мышечный тонус, двигательная активность.

Костная система: форма черепа, швы, роднички, стигмы дизэмбри-
огенеза, ключицы, врожденный вывих бедра

Дыхательная система: тип, частота, характер дыхания, форма груд­
ной клетки, перкуссия, аускультация органов дыхания.

ССС: границы сердца, звучность тонов, шумы, видимая пульсация,
ЧСС.

Состояние живота: осмотр пупочного кольца и пупочной ранки, оп­
ределение размеров печени, селезенки, осмотр половых органов. Выяс­
няют частоту и характер стула.

Антропометрические данные новорожденного сопоставляют с пока­зателями физического развития детей данного возраста, дают оценку физического развития.

Существует ряд особенностей неврологического обследования но­ворожденных, свойственных только этому возрастному периоду. Вна­чале проверяют все рефлексы в положении на спине, затем в состоянии вертикального подвешивания ногами вниз, и в последнюю очередь в положении на животе. Обращают внимание на положение головы, ту­ловища, конечностей, на выраженность спонтанных движений рук, ног Определяют позу ребенка, форму черепа, его размеры, состояние че­репных швов, размеры и состояние родничков, наличие кефалогемато-мы, родовой опухоли, а также кровоизлияний в кожу головы, лица, склеры глаз.


Для новорожденных характерен физиологический, нерезкий гипер­тонус сгибательных мышц конечностей, ноги слегка разведены в бедрах, кисти рук сжаты в кулачки. Мышечный тонус разгибательных мышц го­ловы и шеи несколько повышен, поэтому у новорожденных в норме от­мечают легкую тенденцию к запрокидыванию головы назад. Лежа на спине, новорожденный самостоятельно поворачивает голову в стороны. В положении на животе он временами поднимает голову на 1-2 с.

На первой неделе жизни отмечают следующие особенности.

Ребенок жмурится и беспокоится при ярком свете, вздрагивает при
громком звуке (звонок, хлопок), глазные яблоки плывут в сторону
громкого звука.

Возможно легкое сходящееся косоглазие.

Торможение преобладает над возбуждением.

При пробуждении и голоде ребенок кричит, а на лице появляется
гримаса неудовольствия.

Сон спокойный, ребенок просыпается, если мокрый.

У груди матери, сытый и переодетый, ребенок засыпает.

Все безусловные рефлексы симметричны; из сухожильных рефлек­
сов наиболее постоянными бывают коленные.

Хорошо можно вызывать физиологические рефлексы: Бабкина,
Робинсона, Моро, подошвенные, рефлексы подвешивания, опоры, вып­
рямления, автоматической ходьбы, Переса, Таланта, сосания, глотания.
К 10-му дню ребенок, положенный на живот, пытается поднять голову,
задерживает взгляд на лице матери.

Наличие выраженного тремора рук, нистагма, симптома «заходяще­го солнца», судорог, ригидности затылочных мышц, парезов, параличей указывают на функциональное или органическое поражение нервной системы новорожденного.

В итоге оценки состояния здоровья, определяют группу здоровья, группу риска и составляют план диспансеризации на первый месяц жизни. План должен включать моменты режима, ухода, воспитания, вскармливания и закаливания ребенка, а при показаниях - восстанови­тельные, профилактические и лечебные мероприятия. Предусматрива­ют также меры по профилактике гипогалактии у матери.

Данные первичного врачебно-сестринского патронажа вносят в ис­торию развития ребенка (форма № 112/у).

При последующих осмотрах оценивают адаптацию новорожденного к новым условиям жизни, состояние его здоровья, динамику массы те­ла, особенности поведения и нервно-психического развития, контроли­руют соблюдение правил ухода, вскармливания и выполнение назна­ченных мероприятий.


ПОВТОРНЫЙ ВРАЧЕБНЫЙ ПАТРОНАЖ

Повторный врачебный патронаж здорового новорожденного участ­ковый педиатр проводит на 14-21 дни жизни ребенка, а в возрасте 1 мес мать с ребенком приглашают на профилактический прием в поликли­нику. Детей II-V групп здоровья врач посещает, как правило, чаще:

Детей II группы здоровья педиатр осматривает в первые сутки пос­
ле выписки из родильного дома, на 10-й, 14-й и 21-й дни жизни, а в воз­
расте 1 мес мать с ребенком приглашают на профилактический прием в
поликлинику.

Детей III группы здоровья посещают в первые сутки после выпис­
ки из родильного дома, затем каждые 5 дней в течение первого месяца
жизни, далее соответсвенно основному заболеванию.

Детей IV-V групп здоровья обязательно осматривают в первые
сутки после выписки из отделения патологии новорожденных, затем
2 раза в неделю в течение первого месяца жизни и далее соответсвенно
основному заболеванию.

Патронажная медицинская сестра на первом году жизни посещает ре­бенка 20-25 раз: на первом месяце в первые сутки после выписки, далее 2 раза в неделю, в течение 2-го и 3-го месяцев - 3 раза в месяц, в течение 4-го, 5-го и 6-го месяцев - 2 раза в месяц и во 2-м полугодии - 1 раз в ме­сяц. При подозрении на гнойно-воспалительные заболевания медицинс­кая сестра осматривает новорожденного ежедневно в течение 10 сут.

5 течение первого месяца жизни медицинскую помощь детям оказы­вают педиатр и специалисты детской поликлиники только на дому.

К концу периода новорожденное™ участковый педиатр составляет план диспансеризации на первый год жизни ребенка, в зависимости от группы здоровья и групп риска. В плане предусматривают следующие мероприятия.

Проведение профилактических прививок.

Осмотры специалистами (возможно диспансерное наблюдение).

Дополнительные обследования (анализы крови, мочи, по показа­
ниям биохимические, рентгенологические и инструментальные иссле­
дования и др.).

Профилактические (профилактика анемии, рахита), корригирую­
щие и оздоровительные мероприятия.

При оказании медицинской помощи заболевшему новорожденному на дому участковый педиатр и медицинская сестра наблюдают его ежед­невно до полного выздоровления. По показаниям ребенку на дому про­водят все необходимые лабораторные исследования, вызывают для кон-


сультаций специалистов узкого профиля. При затруднениях в диагнос­тике или дифференциальной диагностике выявленный у новорожден­ного патологии участковый педиатр обязан пригласить заведующего отделением или более высококвалифицированного специалиста. Ос­тавлять ребенка с неясным диагнозом на дому без оказания медицинс­кой помощи или проведения консультации врач не имеет права.

ОРГАНИЗАЦИЯ УХОДА ЗА НОВОРОЖДЕННЫМ НА ДОМУ

Для здорового новорожденного очень важно создать оптимальный индивидуальный режим. Чередование сна и бодрствования со своевре­менным кормлением ребенка способствует нормальной деятельности всех функциональных систем организма.

При кормлении новорожденного рекомендуют использовать мето­дику свободного вскармливания, при которой ребенок получает пита­ние 8-10 раз в сутки, в том числе и в ночное время. При такой практи­ке кормления?юворожденного у матери формируется быстрая и доста­точная выработка грудного молока, поведение ребенка становится более спокойным, его потребность в пищевых веществах удовлетворя­ется полностью, что обеспечивает качественное и полноценное физи­ческое и нервно-психическое развитие. При свободном вскармливании новорожденный, как правило, не нуждается в дополнительном введе­нии жидкости (кроме особых случаев, например, в жаркое время года, при обильных срыгиваниях, во время заболеваний и др.). Обычно в до­машних условиях к концу периода новорожденности, когда у матери ус­танавливается достаточная лактация, а ребенок способен за каждое кормление высасывать необходимое количество молока, у него выраба­тывается индивидуальный режим кормления (6 или 7 раз в сутки, обыч­но без ночного перерыва).

Детям, поздно приложенным к груди, или находящимся на раннем смешанном и искусственном вскармливании целесообразно назначать пробиотики в течение 3-4 нед.

Ко времени выписки новорожденного из родильного дома необходи­мо подготовить помещение, где он будет находиться и предметы ухода за ним. Перед выпиской в комнате должна быть проведена генеральная влажная дезинфицирующая уборка.

Кроватку следует поместить в самом светлом и теплом месте комна­ты, но не у батареи и не на сквозняке. Постоянное пребывание ребенка в коляске нежелательно. Для того чтобы верхняя половина туловища новорожденного была несколько приподнята (примерно на 30°), голов­ной конец матраца слегка приподнять (под него подкладывают плоскую подушку или сложенное одеяло).


Температура воздуха в комнате, где находится новорожденный, должна быть в пределах 22 "С, а для недоношенного или ребенка с ги­потрофией - 23-24 °С. Проветривать комнату следует через каждые 3 ч по 10-20 мин в любое время года. Зимой форточку следует закрыть сеткой для уменьшения скорости воздушного потока.

Заранее для новорожденного должны быть приготовлены следую­щие предметы.

Ванночка для купания, миска для умывания и тазик для подмыва­
ния ребенка, кувшин для воды.

3 градусника: для измерения температуры тела, воздуха и воды.

Резиновые баллончики: для очистительной клизмы и для очистки
носовых ходов от слизи и корочек.

Газоотводная трубка.

2 кастрюли: для кипячения сосок и для кипячения бутылочек.

3-5 бутылочек с делениями (в случае искусственного вскармлива­
ния).

Стеклянные банки с крышками для стерильной ваты, сосок, ло­
жечки.

Емкость для сбора грязного белья.

Для ежедневного ухода за новорожденным и его туалета необходи­мы следующее.

Детский крем или прокипяченное, а затем процеженное подсолнеч­
ное масло.

5% раствор перманганата калия.

Детское мыло.

Ножницы, пипетки (для носа и для глаз).

4-6 детских простыней.

3 пододеяльника.

2 тонких и 1 теплое одеяло.

20 тонких квадратных пеленок площадью 1 м 2 .

10 фланелевых пеленок.

25-30 подгузников длиной 65 см и шириной 60 см из марли или
выношенной хлопчатобумажной ткани.

10-12 распашонок, из них 6-8 хлопчатобумажных и 4-6 фланеле­
вых.

2-3 чепчика или косынки.

Памперсы соответствующего размера.

Следует осуществлять ежедневный туалет новорожденного.

Туалет глаз проводят, протирая глазные щели отдельными для
каждого глаза стерильными ватными тампонами, смоченными охлаж­
денной кипяченой водой. При необходимости используют раствор фу-


рациллина (1:5000). Протирать глазные щели следует от наружного края глаза к внутреннему. При наличии показаний, после туалета в гла­за закапывают 20% раствор альбуцида, 0,25% раствор левомицетина. При стойком сохранении гнойного отделяемого из глаз рекомендовано проконсультировать ребенка у офтальмолога, сделать бактериологичес­кое исследование.

Туалет носа осуществляют утром и в течение дня по мере необхо­
димости. Носовые ходы очищают при помощи ватных жгутиков (для
каждого носового хода используют отдельный жгутик), смоченных
стерильным растительным маслом. При наличии сухих корочек можно
использовать физиологический раствор или грудное молоко (при отсу­
тствии гнойного отделяемого). При появлении ринита (заложенность
носа, обильное серозное отделяемое) следует перед каждым кормлени­
ем, а при необходимости и чаще, отсасывать слизь из носовых ходов
маленьким резиновым баллончиком, наконечник которого смазывают
стерильным растительным маслом. После отсасывания в носовые ходы
закапывают 0,01% раствор називина, фурациллин-адреналиновые кап­
ли, используют противовирусные мази. При наличии гнойного отделя­
емого необходимы осмотр отоларинголога, бактериологическое иссле­
дование.

Туалет пупочной ранки проводят 70% этиловым спиртом, а затем
5% раствором перманганата калия или 2% раствором бриллиантового
зеленого. При наличии свежего или засохшего отделяемого из пупоч­
ной ранки его предварительно удаляют с помощью 2-3% раствора пере­
киси водорода. В случаях геморрагических корочек или кровотечения
для обработки ранки используют раствор адреналина гидрохлорида.

Обработка слизистой оболочки полости рта у новорожденного ре­
бенка необходима при появлении молочницы. Обработку проводят 2%
раствором соды (1 чайная ложка соды на 200 мл кипяченой воды) или
противогрибковыми препаратами. Ротовую полость обрабатывают пе­
ред каждым кормлением с помощью марлевой салфетки. Эффектив­
ность лечения молочницы у ребенка зависит от качества обработки ма­
теринского соска перед кормлением грудью. При стойко сохраняющей­
ся молочнице и наличии в анамнезе у матери или ребенка терапии ан­
тибактериальными ЛС необходимо обследовать ребенка на дисбакте-
риоз.

Туалет наружных слуховых проходов производят редко: их проти­
рают сухими ватными жгутиками.

Ногти новорожденному и ребенку грудного возраста нужно обре­зать. Удобнее использовать ножницы с закругленными браншами или щипчиками для ногтей.


Уход за кожей новорожденного включает утренний туалет, подмыва­ние после дефекации и гигиеническую ванну. Утром после сна мать про­тирает все кожные складки ребенка салфеткой, смоченной в кипяченой воде, и после их подсушивания мягкой пеленкой, смазывает стерильным растительным маслом или детским кремом. В настоящее время в прода­же существует большой выбор этих средств. Использовать детские при­сыпки нежелательно, поскольку они с кожным отделяемым ребенка ска­тываются в шарики и вызывают микротравматизацию кожи новорож­денного, что может стать причиной опрелостей и гнойничковых сыпей.

Белье ребенка должно быть чистым. Стирать его можно только детс­ким мылом или специальными порошками для детского белья, а затем обязательно проглаживать с обеих сторон.

Купа гь ребенка следует после отпадения пуповины ежедневно. Ку­пание проводят в кипяченой воде с температурой 36,5-37 °С, а детей в возрасте 6-12 мес - с температурой 36-36,5 °С. Дважды или трижды в неделю при купании используют детское мыло. В остальные дни ребен­ка купают без мыла, используя фланелевую или махровую рукавичку. Купать ребенка лучше перед последним кормлением. Продолжитель­ность купания должна составлять 5-10 мин Лицо и голову моют в пос­леднюю очередь. После купания ребенка обливают из кувшина водой с температурой 36 °С. Затем кожу тщательно высушивают мягкой прос­тыней или пеленкой. Кожные складки (за ушами, на шее, в подмышеч­ных и паховых областях) смазывают детским кремом или маслом. Если родители неопытные, то при первом купании должна присутствовать медицинская сестра, которая это купание и проводит. После купания мать кормит ребенка и укладывает спать.

При нарушении санитарно-гигиенических условий ухода у ново­рожденного возможно развитие потницы - мелкоточечной краснова­той сыпи, локализующейся в местах естественных складок на коже ту­ловища и конечностей. Появление потницы связано с недостаточным или неправильным уходом за ребенком, с его перегреванием. Потница обычно исчезает после ликвидации указанных факторов. В качестве ле­чебных средств можно рекомендовать ванны с отварами череды, чисто­тела, коры дуба, ромашки, зверобоя. Отвар трав готовят из расчета 15 г сухого вещества на одно купание.

У новорожденного при нарушении условий ухода могут появиться опрелости. Чаще они локализуются в области ягодиц, внутренней пове­рхности бедер, в естественных складках и за ушами. Различают 3 степе­ни опрелости.

I степень: умеренное покраснение кожи без видимого нарушения ее целостности.


II степень: яркая гиперемия кожи с большими эрозиями.

III степень, яркая гиперемия кожи, мокнутие в результате слив­
шихся эрозий.

Опрелости II и III степени могут инфицироваться.

Лечение опрелостей заключается в правильном санитарно-гигиени­ческом уходе за новорожденным: тщательное подмывание ребенка пос­ле акта дефекации, с последующим высушиванием кожи мягкой пелен­кой или простыней и обработка складок маслом или детским кремом, драполеновой мазью, 1% раствором бриллиантового зеленого. Гигиени­ческую ванну желательно проводить с добавлением отваров лекар­ственных трав 2 раза в день (утром и вечером). Пеленки необходимо тщательно проглаживать с обеих сторон. При опрелостях II и III степе­ни можно использовать открытое пеленание и местное УФО-облучение пораженных участков кожи. Участковый врач должен обратить внима­ние на диету матери, исключив из нее облигатные аллергены, а ребенку назначить антигистаминные препараты. При подозрении на аллерги­ческий генез опрелостей препаратами выбора служат хлоропирамин, хифенадин, клемастин в дозах, соответсвующих возрасту. Антигиста­минные препараты можно использовать и в виде мазей.

При инфицировании потницы или опрелостей можно назначить ма­зи с антибактериальными средствами, которые можно сочетать с лечеб­ными ваннами из отвара трав. В таких случаях ребенка следует обследо­вать на дисбактериоз.

ЗАКАЛИВАЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Новорожденному в помещении рекомендуют находиться без чепчи­ка. Пеленать ребенка нужно на время сна или кормления, чтобы ограни­чить его общую двигательную активность. Во время бодрствования ре­бенок должен быть в распашонке, ползунках или трусиках. Хорошим средством закаливания с периода новорожденности служит обнажение стоп. Если стопы холодные и ребенок начал чихать, можно накрыть нижнюю часть тела одеялом, но не пеленать ребенка.

Прогулки в теплое время года при отсутствии противопоказаний можно начинать сразу после выписки из родильного дома, избегая воз­действия прямых солнечных лучей на ребенка. Продолжительность прогулки вначале должна составлять 15-20 мин, а затем ее постепенно доводят до 1,5-2 часов. В ветреные, дождливые, и в очень жаркие дни (более 30 °С) ребенку лучше спать в помещении при открытых окнах или на веранде. Зимой прогулки с новорожденным следует начинать дома при открытой форточке или окне. К пребыванию на свежем возду­хе в прохладное время ребенка следует приучать постепенно, начиная с


продолжительности прогулки равной 15-20 мин Выносить гулять на улицу его можно при температуре не ниже минус 10 °С. Лицо ребенка закрывать не следует, а одевать его нужно в соответствии с погодой.

Для правильного физического развития необходимо с возраста 2 нед укладывать новорожденного на живот перед кормлением на 2-3 мин с постепенным увеличением этого времени до 10 мин Вначале ребенка выкладывают на живот 1-2 раза, затем 3-4 раза в сутки.

Показателем эффективности диспансерного наблюдения за ново­рожденным на педиатрическом участке служит его нормальное физи­ческое и нервно-психическое развитие при отсутствии заболеваний.

Результаты наблюдения за новорожденным и оценку его состояния фиксирует врач в истории развития (форма № 112/у).