Педагогическое просвещение родителей дошкольников через разные формы работы. Психолого-педагогическое просвещение родителей

Изменить ситуацию педагогической безграмотности позволяет планомерная и содержательная работа учебных учреждений, направленная на педагогическое просвещение родителей. Это одна из главных составляющих работы классного руководителя.

Родители должны понимать (и учреждение, и классный руководитель должны эту мысль до них донести), что именно они являются наиболее заинтересованной стороной в вопросах педагогического взаимодействия, поскольку на них лежит ответственность за воспитание и качество образования их детей, а школа является профессиональным посредником и помощником для них.

Принципы организации

Задача школы — наладить тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учеников на основе таких принципов:

  • взаимоуважения;
  • терпимости;
  • толерантности;
  • доверия друг другу;
  • взаимной поддержки;
  • терпения;
  • помощи;
  • готовности воспринять позиции друг друга.

Психолого-педагогическое просвещение родителей должно быть направлено на:

  • передачу родителям знаний о закономерностях и особенностях воспитательного процесса;
  • развитие их педагогического мышления;
  • формирование у них навыков и практических умений в воспитательной области.

Подбирая темы и материал для занятий с родителями нужно помнить о таких особенностях предлагаемой информации:

  • актуальность и полезность;
  • превентивность;
  • практическая целесообразность;
  • основывалась на конкретных фактах и жизненном опыте.

Классный руководитель должен наладить максимально продуктивный диалог с родителями, добиться от них позитивного отклика на свою деятельность. Для этого рекомендуется предельно расширить круг вовлеченности родителей в различные сферы школьной жизни и применять различные способы образовательного воздействия на родителей.

Формы педагогического просвещения родителей

Психолого-педагогические знания о принципах развития и воспитания детей родители могут получать через такие .

Лекции

Эта форма предполагает передачу лектором (учитель, психолог, педагогический работник, научный сотрудник) родительской аудитории научной информации. Его доклад должен включать:

  • научный анализ педагогических явлений и воспитательных ситуаций;
  • разъяснение их причин и условий протекания;
  • описание закономерностей развития детской психики;
  • объяснение механизмов поведения ребенка.

В нем должны называться термины, указываться факты и статистические данные, приводиться примеры из опыта семейного воспитания.

Родительские собрания

Одна из наиболее популярных форм взаимодействия школы и семьи, направленная на повышение педагогической образованности родителей. За учебный год должно пройти 3-5 заседаний. Такие собрания должны быть посвящены:

  • рассмотрению актуальных педагогических проблем;
  • обсуждению задач учебно-воспитательной работы;
  • планированию воспитательной деятельности;
  • установлению проблем, появляющихся в классе или влияющих на успеваемость детей, и нахождению путей их разрешения;
  • подведению итогов;
  • определению на будущее наиболее продуктивных форм взаимодействия между школой и семьей.

Цель родительских собраний — осуществляя анализ и осмысление педагогической теории, способствовать решению любых проблем, возникающих в конкретном классном или школьном коллективе.

Конференции

Данная форма педагогического просвещения предусматривает расширение и углубление имеющихся знаний о воспитании и развитии детей, обсуждение накопленного опыта в этой сфере. Такое мероприятие проводится один раз в год. Оно имеет четкую структуру и требует длительной и тщательной подготовки с активным подключением к этому процессу родителей. Родители должны быть не только слушателями, но и выступающими, и активными участниками обсуждения.

Индивидуальные консультации

Форма психологической помощи, необходимая для решения конкретных проблем. Такие консультации проводятся путем прямого личного общения педагога и родителей. Необходимость данных встреч возникает при наличии , попадании в затруднительное положение или развитии неблагополучного психологического состояния.

Эти встречи полезны и для учителя, и для родителей. Они узнают достоверную информацию о поведении и уровне знаний ученика, а педагог лучше поймет причины, влияющие на успеваемость и поступки ребенка.

Главная задача индивидуальных консультаций — обсудить проблему и найти общее понимание того, как лучше ее разрешить. Основные требования к проведению такой формы работы — компетентность, взаимоуважение, толерантность, доверительные отношения.

Может проводиться тематическая консультация, при которой общение происходит не с какой-то отдельной семьей, а с группой родителей, у которых имеются схожие проблемы в воспитании детей.

Практикумы

Направлены на выработку у родителей навыков и педагогических умений, необходимых для организации правильного воспитательного взаимодействия с детьми. В ходе практикума родителей знакомят с конкретной педагогической ситуацией и предлагают найти эффективный выход из нее.

Родители должны вносить предложения, отстаивать свое мнение, вести конструктивный спор. В итоге такого общения родители учатся самостоятельно создавать модель своего поведения при появлении схожей ситуации в своей семье.

Тренинги

Одна из форм тренировки педагогического мышления родителей. Особенность тренингов в том, что в ходе их проведения родителей информируют о правильных способах поведения с детьми и отрабатывают их, доводя до автоматизма.

Семинары

Одна из наиболее распространенных форм проведения педагогического просвещения родителей. Структура семинара состоит из теоретической и практической части. При этом теоретические положения усваиваются на основе практических действий с ними.

Диспуты и дискуссии

Относятся к . Основным условием проведения диспута является организация всеобщего обсуждения заявленной проблемы и формирования единой точки зрения на возможности ее решения.

Это своеобразный спор с необходимостью аргументации и отстаивания своей позиции. Никто не должен оставаться пассивным слушателем. Необходимо создать такие условия, при которых каждый должен высказать свое мнение, предложить свой способ действия в предложенной ситуации. В итоговом решении, должны быть учтены все предложения. Нужно, чтобы оно положительно воспринималось всеми участниками мероприятия.

Родительские чтения

Предполагают изучение литературы, которая касается конкретных проблем в воспитании ребенка. После этого проводится обсуждение услышанного и определение возможных вариантов применения полученной информации на практике.

Ролевые игры

Эффективная форма взаимодействия с родителями. Педагогическая ценность ролевых игр состоит в том, что родителям предлагается не только предложить некоторое решение воспитательной проблемы, но и, испытав на практике, определить уровень его эффективности.

Родителям предлагается побывать в роли ребенка и ощутить, что он чувствует в момент воспитательного воздействия взрослых.

Читайте подробнее :

Уголок для родителей

В каждом классе должен находиться родительский уголок, где размещаются тематические бюллетени или газеты, посвященные определенным темам воспитания детей. Здесь же может располагаться выставка детских работ, объявления, памятки, вопросы анкет или других документов, которые используются в работе с родителями.

Интерактивное общение

Сейчас очень популярно создание родительских групп в таких программах для общения и обмена сообщениями, как WhatsApp или Viber. Они облегчают и ускоряют обмен информацией между учителем и родителями.

Обычно в таких группах передаются извещения об общих мероприятиях, срочных встречах, совместной деятельности. Таким способом можно , советы или памятки относительно воспитания ребенка.

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению.

Формы психолого- педагогического просвещения можно разделить на :

а) традиционные;

б) нетрадиционные.

Традиционные:

    Родительские конференции. Конференция является одной из форм психолого-педагогического просвещения и предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу и т.п.. Родительская конференция является такой формой взаимодействия, при которой обсуждение нравственных, общечеловеческих, социальных и других проблем сближает семью и не позволяет взрослым оставаться равнодушными к будущему нашего общества.

Родительские собрания . Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно- воспитательного процесса.

Виды родительских собраний:

установочные или инструктивные, на которых родителей знакомят с изменениями в учебном процессе;

консультативные , здесь обсуждаются те или иные мероприятия, требующие совета, поддержки, одобрения родителей;

собрания, созываемые по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации;

совместные с учащимися и родителями ;

отчетные;

связанные с организацией помощи отдельным семьям и детям;

информационно-просветительские , посвященные рассмотрению проблем, связанных с воспитанием и обучением.

Функции, которые выполняете родительское собрание:

а) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно – воспитательного процесса (характеристика используемых учебных программ, методов обучения, рассказ о проводимых внеурочных мероприятиях, факультативах, кружках и т.п.);

б) психолого – педагогическое просвещение пап и мам, которое может выражаться в информировании родителей об особенностях конкретного возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми и т.д.;

в) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (внеурочные мероприятия – конкурсы, экскурсии, походы и т.п.);

г) совместное решение организационных вопросов (питания, дежурства, дисциплины и других проблем).

    Консультации . Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.

    • Дни открытых дверей . День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия. Можно показать фрагмент работы. После экскурсии администрация беседует с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

Нетрадиционные:

      • Тематические консультации . Для того чтобы тематическая консультация состоялась, родители должны быть убеждены в том, что эта проблема их касается и требует безотлагательного решения. Родителей приглашают для участия в тематической консультации с помощью специальных приглашений. В тематической консультации должны участвовать специалисты по решению проблемы, которые могут помочь найти оптимальный вариант ее решения. Это социальный педагог, психолог. В ходе тематической консультации родители получают рекомендации по проблеме, которая их волнует.

      • Родительские чтения . Очень интересная форма работы с родителями, которая даст возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов определяются книги, с помощью которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родительских чтениях.

        • Родительские вечера . Форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся 2-3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер - это праздник общения с родителями друга твоего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.

Наверное сегодня одна из самых больших трудностей, встречающихся в практике деятельности любого педагога, - уметь найти контакт с родителями, сделать их своими союзниками, «построить мостик» между педагогическим коллективом и конкретной семьей. Тем приятнее успех, тем ощутимее радость педагогического творчества, плодами которого будут умные и здоровые дети.

ЦЕЛЬ: совершенствовать знания педагогов о различных формах и методах работы с семьей.

ЗАДАЧИ:

  • ознакомление с теоретическими основами психолого-педагогического просвещения родителей;
  • исследовать формы и методы психолого-педагогического просвещения
  • вооружение семьи психолого-педагогическими знаниями и умениями;
  • оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования.

1. История становления классного руководства

После 1917 года начинается строительство новой советской школы. Ее доминирующей задачей стало политическое воспитание учащихся на основе коммунистической идеологии. Однако далеко не все учителя желали и умели воспитывать детей в духе требований новой власти. В первичных коллективах воспитательной работе внимания почти не уделялось. Приоритетным было создание и развитие общешкольного ученического коллектива. Функции учителей, прикрепленных к классам (группам) для организации воспитательной работы, определялись конкретными нуждами школы и носили преимущественно технический характер (сбор сведений об учащихся, родителях, посещаемости и так далее). По сути, классный наставник воспитательной работой не занимался.

В 1923 г. классное наставничество было официально ликвидировано и сделана ставка на ученическое самоуправление. Однако желаемые результаты не были достигнуты, более того - ученические организации в середине 20-х гг. находились в состоянии кризиса. Причинами его стали недостаток опыта организаторской деятельности детей, переоценка их возможностей и недооценка роли учителя в становлении самоуправления. Выходом из сложившейся ситуации явилось прикрепление учителей к группам учащихся - первичным школьным коллективам. В круг обязанностей групповодов входили организация самоуправления детского коллектива (главная функция), организация учебно-воспитательного процесса, изучение учащихся, условий их жизни, работа с родителями. В 30-х годах в отечественной школе происходят кардинальные изменения: восстанавливается классно-урочная система, индивидуальный систематический учет знаний, разрабатываются стабильные программы и учебники и так далее. В связи с этим изменяется и положение групповодов.

В 1934 г. выходят Устав и Положение о единой трудовой школе, где отмечается, что обязанности по организации учебно-воспитательного процесса в первичных коллективах школы - классах - возлагаются на классного руководителя. Процесс послевоенного развития системы народного образования СССР был сложным. Особое внимание в этот период уделялось проблемам, связанным с восстановлением школьной сети и учебного процесса. Воспитательная работа как бы отошла на второй план. Однако в конце 40-начале 50-х гг. внеучебная деятельность несколько оживилась, хотя результаты были далеко не лучшими.

В 1947 г. было утверждено новое Положение о классном руководителе, которое полнее и четче определило его цели и функции. В этом документе содержались указания о планировании воспитательной работы и формах отчетности. Негативное влияние на школу 40-50-х гг. оказал характерный для того периода авторитарный административный стиль руководства. Основной задачей классного руководителя, по Положению 1947 г., являлась организация и сплочение классного коллектива. Не менее важным аспектом деятельности было идейно-политическое воспитание учащихся. В круг обязанностей классного руководителя входили и работа с пионерской и комсомольской организациями, изучение школьниками "Правил для учащихся" Рекомендовалось заниматься и изучением учащихся, но о конкретных методиках речи практически не велось, да и осуществляться подобное исследование должно было не в интересах отдельной личности, а для создания работоспособного классного коллектива. В дальнейшем круг обязанностей классного руководителя мало изменился. Создание детского коллектива и идеологическое воздействие на учащихся остаются ведущими направлениями в его деятельности. Большую роль в научно-методическом обеспечении работы классного руководителя сыграло пособие "Классный руководитель" (под редакцией Н.И. Болдырева), вышедшее в 50-х гг. Следует отметить, что в массовой школе конца 70-начала 80-х гг. отчетливо просматривалась тенденция к механическому увеличению круга обязанностей классного руководителя, так как с середины 70-х годов ХХ века формируется новый тип семьи, который условно можно назвать постсовременным. А потому предполагалось, что чем больше направлений воспитательной работы будет им организовываться и контролироваться, тем успешнее пойдет воспитание учащихся. Многофункциональность деятельности классного руководителя в определенном смысле была вызвана идеей общественного воспитания, занимавшей ведущее положение в советской педагогической науке. Хотя в ряде случаев это было продиктовано и конкретными условиями, локальными особенностями и ограниченностью культурных возможностей в непосредственном окружении школьника.

Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, решение проблем экономического, а порой и физического выживания, усилило социальную тенденцию самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Одной из основных форм практической работы классного руководителя с родителями становится психолого-педагогическое просвещение, дающая возможность реализовать индивидуальные и коллективные формы Сегодня в педагогику вернулись идеи важности и значимости детства, сотрудничества, диалога, самоопределения личности. Значение этих понятий отражено в документах, которые определяют государственную политику в области образования. Такими документами являются Закон РФ "Об образовании", столичная и региональные программы развития образования, программа развития воспитания в системе образования России. Все перечисленные выше документы ориентированы на повышение социального статуса воспитания в системе образования, на формирование ценностных мировоззренческих основ воспитания.

Государственные документы дают возможность классному руководителю четко определить цели и задачи воспитания, определить приоритеты успешности воспитательной работы. Данные документы обращают внимание классного руководителя на необходимость координационного взаимодействия всех участников воспитательного процесса: учащихся, педагогов, родителей. В них говорится о том, что классный руководитель должен уделять преимущественное внимание организации психолого-педагогического просвещения родителей, привлечению семьи к участию в жизни детского коллектива, оказанию помощи семье в решении проблем воспитания. Документы указывают на то, что педагог может и должен использовать в работе отечественные традиции воспитания, современный инновационный опыт воспитательного процесса, передовые воспитательные технологии прошлого и современности.

2. Основные направления деятельности классного руководителя в работе с родителями

1) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика,так как семья является одним из главных институтов воспитания, именно семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности.

Ж.Ж. Руссо отмечал, что: "Основы нравственности ребенок получает в семье, и с приходом в школу он приносит воздух своей семьи".Приобретенное в семье физическое и духовное развитие становится залогом его первых школьных успехов. Современные взаимоотношения школы как института социального воспитания и семьи как института родительского воспитания приобретают новые формы, объединяя людей на основании какой-либо совместной деятельности, тем самым создавая условия для личностного развития ребенка в обществе, для его счастья.

2) организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей, участие родителей в управлении:в учебно- воспитательным процессом в учебном заведении:

а) дни творчества учащихся и их родителей;

б) участие в открытых уроках и внеклассных мероприятиях;

в) помощь в управлении материально-технической базы учебного заведения;

г) шефская помощь;

д) участие родителей в работе Попечительского совета;

е) участие родителей в работе родительского комитета.

3) защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях психолого-педагогическое просвещение родителей по программе "Здоровье"

а) проведение совместных спорт. меропр. преподавателями физ. культуры и родителями;

б) информация для родителей о специфике физического развития;

в) вынесение вопросов сохранения физического здоровья на родительские собрания;

г) привлечение специалистов-медиков к просветительской и практической работе с родителями учеников.

ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:

  • родительские собрания;
  • общешкольные и общеклассные мероприятия;
  • индивидуальные консультации педагога;
  • конференции;
  • индивидуальные и тематические консультации.

Родит. собрания проводятся четыре-пять раз в год. Тематические родит. собрания учитывают возрастные особенности ребенка, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой. Темы, обсуждаемые на родительских собраниях, являются неотъемлемой частью программы повышения педагогической культуры родителей. Тематика родительских собраний определяется классным руководителем, с учетом запросов родителей, проблем, возникающих в воспитательном процессе, учетом уровня педагогической грамотности родителей в процессе воспитания. Например анализ успеваемости можно связать с темами: " Воспитание у детей внимания во время выполнения домашних заданий", " Роль семьи в развитии у детей познавательных интересов", "Роль усидчивости и трудолюбия при выполнении домашних заданий", "Как преодолеть психологию неуспевающего ученика". Очень важно на родительских собраниях знакомить родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе, с поведением ребят на уроках, на экскурсиях, в столовой, на переменах, в местах массового общения. Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь и внешний вид учащихся.

С целью воспитания у детей доброты можно предложить родителям Памятку

Общение родителей с детьми должно составлять не менее 3-4 часов в сутки, в том числе до одного часа- совместный общественно-полезный труд взрослых и детей, организация совместных игр и занятия спортом-не менее одного часа;

Не кричать на детей, и вы убедитесь, что ребенок научился вас слышать;

Не злоупотреблять алкоголем, курением,не приносить домой чужое. Помнить, что дети копируют вас;

Они - отражение вашей семьи;

Прибегать к эмоции страха только в крайнем случае, но доводить начатое дело до конца;

Помнить, что воспитание-это передача детям вашего жизненного опыта. Чем выше ваша чувственная сфера, тем больше вы можете сопереживать чужой беде и радости будьте милосердны;

Если у вас возникли трудности в деле воспитания, обратитесь за помощью в школу.

Советы психолога:

  • перед началом собрания оставить за дверью плохое настроение;
  • самый приятный звук для человека-его имя;
  • не забудьте "золотое правило" педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершить разговор предложениями на будущее;
  • предупредите родителей, что не вся информация будет передана детям;
  • поблагодарите всех, кто нашел время придти;
  • дайте родителям понять, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться;
  • оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей;
  • доведите до родителей мысль, что "плохой ученик" не означает "плохой человек";

Общешкольные родительские собрания проводятся не более двух раз в год. Тематика таких встреч носит характер отчета работы школы за определенный период. Это может быть успешно прошедшая аттестация, примеры положительного опыта воспитания в семье.

В задачу родительских конференций входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции. Желательно,чтобы с анализом проблемы выступали сами родители с позиции собственного опыта. Тематика родительских конференций:

  • Эстетическое воспитание младших школьников в семье;
  • Нравственное воспитание школьника в семье;
  • Роль семьи в развитии моральных качеств подростка;
  • Роль семьи в развитии работоспособности ученика;

Индивидуальные консультации также является одной из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно это важно, когда учитель набирает новый класс. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителем и учителем. В беседе с классным руководителем в неофициальной обстановке у родителей есть возможность рассказать все о своем ребенке, а учителю выяснить все необходимое для своей профессиональной работы с ребенком:

  • особенности здоровья ребенка;
  • его увлечения, интересы;
  • предпочтения в общении в семье;
  • поведенческие реакции;
  • особенности характера;
  • мотивация учения;
  • моральные ценности семьи.

В ходе индивид. консультации можно использовать анкету "Мой ребенок": "См. Приложение 1 ".

Необходимо отметить, что в индивидуальной беседе классный руководитель должен больше слушать и слышать, а не увлекаться назидательными советами. Немало важно в ходе беседы расспросить о традициях, обычаях, совместном времяпрепровождении в семье.

Нетрадиционные формы работы с родителями:

  • тематические консультации;
  • родительские чтения;
  • родительские вечера;
  • родительские тренинги;
  • родительские ринги;
  • открытые уроки;
  • день открытых дверей.

Тематические консультации проводятся для рекомендаций по проблеме, которая волнует определенный круг родителей. Иногда эти проблемы могут носить конфиденциальный характер. В тематической консультации

желательно участие психолога, школьного врача, комнаты милиции, а в некоторых случаях отдела опеки и попечительства.

Примерная тематика консультаций:

  • Ребенок пропускает занятия в школе и не хочет учится
  • Как развивать плохую память ребенка?
  • Тревожность ребенка. К чему она может привести?
  • Мы перестали понимать своего ребенка
  • Методы наказания и поощрения
  • Как помочь ребенку в преодолении недостатков в его поведении?

На родительских чтениях не только обсуждают проблему, но изучают и рекомендованную литературу по данной проблеме после чего родители излагают собственное понимание прочтения.

Родительские вечера направлены на сплочение родительского коллектива. Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, услышать полезное для себя в рассуждениях других родителей, но и взять на вооружение для воспитания своего ребенка.

  • Примерная тематика родительских вечеров:
  • Праздники в нашей семье
  • Как мы празднуем день рождения ребенка?
  • Как мы проводим свободное время?
  • Обязанности в семье. Сила положительного примера родителей.

Родительский тренинг направлен на приобретение важных навыков взаимодействия, установление

отношения доверия и сотрудничества между родителями и детьми,улучшение взаимопонимания в семье. Можно предложить родителям обсудить следующие ситуации: "См.

Ирина Чухломина
Педагогическое просвещение родителей дошкольников через разные формы работы

Актуальность опыта

В Законе «Об образовании» (ст. 44) сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей , а ДОУ существует в помощь семье. Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение .

От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения , а в частности воспитателей, социального педагога , психолога - зависит уровень педагогической культуры родителей , а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

(2 слайд) Поэтому объектом данного исследования является педагогическое просвещение родителей дошкольников , а предметом - содержание и формы педагогического просвещения .

Цель : Повышение родительской активности через использование разных форм и методов взаимодействия с родителями в ДОУ .

(3 слайд) Для достижения цели были поставлены задачи :

Изучить потребности родителей ;

Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей , повышать правовую культуру путем использования различных форм и методов ;

Установить доверительные партнерские отношения с семьями воспитанников;

Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимо- поддержки.

Для успешного решения задач работа с семьями дошкольников была организована на основе следующих принципов :

Корректирующего воздействия в вопросах воспитания детей в семье,

Взаимодополняющего воздействия детского сада и семьи на детей,

Организации совместной деятельности педагогов , родителей и детей в детском саду.

Новизна опыта заключается в использовании разнообразных форм (как традиционных, так и не традиционных) и методов, позволяющих формировать позитивное отношение родителей к детскому саду , помогающих преодолевать родительское сопротивление и активизировать взаимоотношения родитель-ребенок .

Согласуя свои действия с семьей, детский сад старается дополнить или компенсировать домашние условия воспитания.

Для дифференциации просветительской работы социальный педагог проводит анкетирование родителей , составляет характеристики категорий семей.

(4 слайд) Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих :

Помощь в образовании,

Психологическую помощь,

Посредническую.

Основной составляющей социально-педагогической деятельности является образование родителей . Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей . Вот почему главные усилия социального педагога и всего педагогического коллектива дошкольных учреждений должны иметь следующие направления :

Улучшение семейного микроклимата;

- формирование положительных взаимоотношений в семье;

Повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения ;

- формирование совместными усилиями полноценной личности ребенка, подготовке его к школе.

Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями , не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми .

(5 слайд) Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагает следующее :

Изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию своих детей и детей детского сада;

Группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей группы;

Составление плана совместных действий педагога и родителей ;

Анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.

Дифференцированный подход при организации работы с родителями - необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений . Для осуществления дифференцированного подхода социального педагога и воспитателей детского сада к родителям необходимо соблюдение как общепедагогических , так и специфических условий.

(6 слайд) Таковыми являются :

Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями ;

Соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям ;

Учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей , уровня подготовленности в вопросах воспитания ;

Сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы ;

Взаимосвязь разных форм работы с родителями ;

Одновременное влияние на родителей и детей ;

Обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.

Такая дифференциация помогает найти нужный контакт, обеспечить индивидуальный подход к каждой семье.

(7 слайд) Дифференциация должна проводиться на основе тестирования, анкетирования, по определенному плану изучения семьи :

1. Структура семьи (сколько человек, возраст, образование, профессия, психологический климат семьи (межличностные отношения, стиль общения) .

2. Стиль и фон семейной жизни : какие впечатления преобладают - положительные или отрицательные; причины семейных конфликтов и отрицательных переживаний родителей и детей .

3. Социальный статус матери, отца в семье, степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребенка.

4. Воспитательный климат семьи, наличие или отсутствие домашней педагогической системы (осознание целей, задач, методов воспитания, участие матери, отца в педагогической деятельности семьи (конструктивной, организационной, коммуникативной) .

После изучения семей необходимо составление «Социального паспорта» с целью корректировки педагогического воздействия .

(8 слайд) Для выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие методы :

1. Анкетирование родителей ;

2. Анкетирование воспитателей;

3. Тестирование родителей ;

4. Индивидуальные беседы с родителями ;

5. Индивидуальные беседы с детьми;

6. Посещение семьи ребенка;

7. Наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевой игре “Семья”.

8. Наблюдение воспитателем за взаимоотношением родителей и детей во время приема и ухода детей.

Работа с родителями должна проводиться активно, применяться не в общем, а с точки зрения ее действенности по отношению к каждой категории родителей . В зависимости от проблем, возникающих в семьях, выбирается та или иная тематика мероприятий.

(9 слайд) В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей , как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.

Наглядная пропаганда,

Посещение семей,

- родительские собрания ,

Беседы и консультации,

Анкетирование,

Дни открытых дверей,

Круглые столы,

Организация деловых игр и другие.

(10 слайд) Эффективность разных форм работы и использование новых методов я решила проверить, провела тестирование родителей детей детского сада с целью выявления степени их участия в воспитательном процессе, используя тест : (на слайде)

(11 слайд) По результатам проведённого теста родители поделились на три группы. Первую группу отличает высокий уровень эмоционально-нравственной культуры, проявляющийся в общении родителей с детьми ; серьезное отношение к воспитанию детей. Вторая группа - со средним уровнем образованности и культуры родителей . Третью группу можно отнести к группе риска. В этой группе каждый член семьи живет своей жизнью, у каждого свой круг интересов; родителей отличает низкий уровень психолого-педагогической осведомленности .

Для вовлечения родителей в жизнь детей и детского сада, для повышения их педагогической культуры из многих форм работы мною использовались следующие активные формы :

(12 слайд)

1. Встреча с родителями «Педагогический калейдоскоп »

Родителям предлагались различные проблемные ситуации, решение которых требовало от них знания педагогических основ воспитания детей, их психологии.

(13 слайд)

2. «Вечер вопросов и ответов »

Темой была выбрана актуальная проблема правильное сбалансированное питание детей в семье. Заранее, к родительскому собранию , были собраны интересующие родителей вопросы (проведено анкетирование) . Была проведена консультация психолога “Что делать, если у ребёнка нет аппетита”. Презентация детских блюд (силами родителей , разработаны памятки для родителей .

(14 слайд)

3. На семинаре-практикуме на тему «В семье появился второй ребёнок» , были раскрыты вопросы взаимоотношения детей в семье, взаимоотношения родителей и детей , решались педагогические ситуации . Родителям также были предложены пабятки.

(15 слайд)

4. Викторина по правовому просвещению включала в себя множество вопросов по правам ребёнка . Мною были затронуты вопросы жестокого обращения с детьми.

(16 слайд)

5. Брей-ринг по пожарной безопасности проводился совместно с сотрудником пожарной части.

(17 слайд)

6. На родительском собрании : «Скоро в школу» . Выступили педагог -психолог с консультацией «Психологическая готовность ребёнка к школе» , учитель начальных классов с вопросами школьной адаптации , разработана памятка для родителей «Что должен знать и уметь будущий первоклассник»

Кроме этого оформлено множество консультаций и памяток по разным темам , выпущена газета «Мама, папа, я» по правовому просвещению и повышению родительской ответственности и педагогической грамотности в вопросах воспитания .

(18слайд) Результатом опыта работы с родителями дошкольников являются следующие показатели : повышение уровня заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом, увеличение количества родителей посещающих родительские собрания . Родителям был предложен тот же самый тест, что и вначале исследования. Результаты повторного тестирования показали, что заинтересованность родителей в жизни детей и их педагогический уровень значительно вырос.

(19 слайд) Родители заинтересовались новыми формами работы , новыми методами проведения мероприятий; возросла их активность.

Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному, хочется сказать следующее :

Для создания в семье благоприятных условий воспитания детей родителям прежде всего необходимо овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний и практических навыков.

Для осуществления дифференцированного подхода к работе с родителями необходимо соблюдение общепедагогических и специфических условий.

Критерием эффективности вариативного использования разных форм и методов в работе с родителями является искреннее проявление их интереса к занятиям детей, активное участие на родительских собраниях в анализе педагогических ситуаций , дискуссиях. Сталкиваясь с проблемами в воспитании детей, родители все чаще обращаются за квалифицированной помощью к педагогам ДОУ .